|
|
29 ноября 1995 года, покинув Рио-Гальегос, направились к аргентино-чилийской границе. Асфальт кончился. Пыльная каменистая дорога привела нас к полуоткрытому шлагбауму, который можно было запросто объехать хоть справа, хоть слева. Граница явно не на замке. Наш колективо послушно остановился перед шлагбаумом. Рядом домик с чилийским флагом. Подождали пару минут, никто не выходит, не просит предъявить документы. Пришлось взять инициативу в свои руки. Вышел из автобуса, подошёл к домику, постучал для приличия. Нет ответа. Зашёл. Пусто и тихо.
— Есть кто-нибудь?
Из дальней двери вышел помятый сном служивый, на ходу подтягивая поясной ремень. Увидев, что нас в колективо целый коллектив, служивый позвал на помощь ещё одного погранца.
Собрали паспорта. Задали стандартные вопросы: «Кто? Куда? Откуда? Зачем? Из России в Антарктиду на автобусе?! Добро пожаловать!»
Вот мы и в Чили. Едем на паром, который перевезёт нас через Магелланов пролив на Огненную Землю. Паром уходит с территории Чили, а приходит на территорию Аргентины. Остров Огненная Земля поделена между двумя соседями примерно поровну.
Небольшой отрезок пути оказался очень интересным. Вдоль дороги то тут, то там стоят таблички «Осторожно! Мины!» Напоминание о территориальных конфликтах между Аргентиной и Чили.
Вскоре подъехали к лавовому полю. Вулкана не видно, видимо, разрушился до основания за миллион лет до нашей эры, а следы извержения остались. Много квадратных километров покрыто давно застывшей лавой. Предупреждения о минах не видно. Погуляли по лаве. Изодрали обувь. Очень острое и шершавое покрытие. Плёнка, отснятая в Рио-Гальегос и на лавовом поле, к сожалению, оказалась засвеченной.
Чем ближе к проливу, тем больше озёр и розовых фламинго. Когда мы подъехали к переправе, паром уже отошёл от берега. Следующий рейс через несколько часов. Отъехали в симпатичное место и стали готовить обед. Я пошёл к ближайшему водоёму в надежде сфотографировать фламинго.
Тем временем Владимир Чуков принял решение не ехать на Огненную Землю сегодня, а завернуть сначала в Пунта-Аренас, познакомиться с Анной Кершау (Anne Kershaw) — руководителем чилийского офиса «Adventure Network International». Авось, договоримся до чего-нибудь приемлемого. В любом случае знакомство пригодится в будущем. Так и сделали. На следующий день Чуков, Инсаров и я сидели в офисе ANI. Разговор с Анной получился вполне душевный и внушал некоторый оптимизм. Если объединить бюджет «Арктики» и «Метелицы», то, возможно, можно будет воспользоваться услугами ANI. Телеграфировали результаты разговора в Москву. Теперь нужно дождаться прилёта «Метелицы».
Аня просветила нас насчёт Конюхова. Изначально планировалось, что Фёдор, прилетев в Антарктиду, сначала взойдёт на массив Винсон…
…затем, спустившись с горы, встанет на лыжи и пойдёт к Южному полюсу. Однако, прибыв в Пунта-Аренас и побеседовав с Анной, Фёдор намерение своё переменил и решил первым делом дойти до полюса, а после, если останутся силы и деньги, совершить восхождение на Винсон.
В тот год дойти до Южного полюса собрались пять путешественников-одиночек: поляк Марек Каминский, норвежец Борге Оусланд, англичанин Вильям Роджерс, англичанин сэр Дэвид Хемпельман Адамс и Фёдор Конюхов. У первых трёх денег было достаточно, чтобы оплатить заброску самолётом с Пэтриот Хиллз в наиболее удобное место старта — остов Беркнер в море Уэдделла. Маршрут оттуда идёт в направлении Южного полюса с плавным набором высоты над уровнем моря.
У Адамса и Конюхова финансы были поскромнее, поэтому они вскладчину оплатили поездку на мотосанях до бухты Геркулес. Бухта тоже находится на побережье моря Уэдделла, но маршрут от неё предполагает более резкий набор высоты и в этом районе много трещин.
Фёдор и Дэвид стартовали 8 ноября. Каждый из них шёл к полюсу в одиночку недалече друг от друга. Пройти предстояло 1100 км.
Результат похода каждого путешественника я расскажу в одной из следующих частей.
Ещё Аня рассказала, что вчера Конюхов во время сеанса радиосвязи пожаловался, что у него сломалось крепление на лыже. От помощи и эвакуации отказался. Позднее выяснилось, что Фёдор соорудил себе новое крепление из кожаных ремешков, как на охотничьих лыжах.
Аня произносила имя Конюхова как Фиёдор.
— Скоро у Фиёдора день рождения. Мы планируем на этот день (12 декабря 1995 года Конюхову исполнялось 44 года) организовать ему доставку продовольствия, новую обувь и торт. Пусть порадуется.
Конечно, порадовался бы, если доставили бы. Однако стоимость доставки обошлась бы папаше Дорсету менеджеру Конюхова Борису Пестрякову в лишних тысяч 30-40 североамериканских долларов, коих не было, поэтому доставка торта к праздничному столу 12 декабря не состоялась. Продовольствие Конюхову пополнили гораздо позже и бесплатно. Об этом в следующей серии. Двенадцатого же декабря персонал АНИ поздравил Федора по радио, оказав лишь моральную поддержку.
Ну, а нам беднякам нужно где-то притулиться и ждать приезда «Метелицы». Первые три летних декабрьских дня мы бомжевали на берегу Магелланова пролива.
Наблюдали за птичками.

Пунта-Аренас расположен на широте 53°. Как Самара в северном полушарии, но климат здесь совершенно другой: не суровый, но явно не тёплый. Чувствуется близость Антарктиды. Местное население не знает, что такое купаться и загорать. На невысоких холмах лежит снег. Ветер дует почти постоянно и часто очень сильный. Деревья приобретают причудливую форму и зарастают мхом.

Познакомились с городом. На заднем фоне видна Огненная Земля, куда мы так и не попали.

Пытались чилийцы нефть найти, да не вышло. Платформа осталась как памятник героическим усилиям по нефтеразведке.
Овцепас.
Чуковцы они же «Арктика».
Самый центр города отмечен памятником Фернанду Магеллану. На памятнике его ФИО написано Hernando de Magellanes.
Зимой в июне-августе здесь бывает снежно и морозно.
А летом в декабре цветёт акация.
Самый симпатичный домик в Пунта-Аренасе.
Котик на крыше — мир на Земле.
Зашёл на кладбище. Католические кладбища помпезные. Фамильные склепы, статуи, ландшафтный дизайн. Жаль, мало фотографировал. Экономил плёнку. Снимал малополезное видео.
Магелланов пролив — зона активного судоходства.
С 1991 года по 1998 год я зарабатывал на жизнь барыжеством и спекуляцией. Моя фирма называлась «Тибурон», как и эта посудина. В переводе с испанского «акула».
Во время шатаний по городу познакомились с таксистом по имени Хуан Гарсия. Он помог нам снять дом, куда мы с удовольствием переехали с живописного, но прохладного берега Магелланова пролива.
Поездили-походили по окрестным холмам. На холмах топи да болота, скрюченные карликовые деревья и кустарники. Много зайцев. Деревья на склонах холмов то ли вырублены, то ли повалены сильным ветром.

Посетили мероприятие под названием родео. Это не американское родео. Чилийские чабаны совсем не ковбои. Не было необъезженных лошадей и укрощения быков. Чабаны лишь гоняли маленьких бычков по арене. Останавливали их, прижимая лошадью к бортику. Смысл был в аккуратном управлении лошадью: и бычка не задавить, и лошадь об бычка не ушибить.


Таксист Хуан Гарсия стал нашим закадычным другом. А его друзья — нашими друзьями. Они частенько заходили к нам на огонёк отведать экзотического сибирского напитка «Кедровка» и укрепить российско-чилийскую дружбу.




Это интересно: местное население называют себя не чилийцами, а магелланцами.
В один из дней съездили с Сергеем Инсаровым в гости к пингвинам и страусам. Колония пингвинов обосновалась в часе езды от города. Это магелланские пингвины ростом максимум 70 см. Потешные существа. Наблюдать за ними весьма весёлое занятие. Особенно когда шагают или бегут, переваливаясь, строем в колонну по одному. Живут в норках. Частенько дерутся, то из-за норки, то из-за места на пляже, то из-за бабы.
Пожалуйста, не трогайте пингвинов. Себе дороже.
Руку близко не подносить! Кусаются.



На берегу моря пингвины смотрятся более гармонично, чем на траве.



По пампасам вместо бизонов бегают страусы.
Видите страуса?
А здесь шесть страусов и два гуся.

Местами попадалась и другая живность.
А что у нас с «Метелицей»? Мы ждём их, чтобы добраться-таки до Антарктиды совместными финансовыми усилиями. Женщины-лыжницы-полярницы прилетели в Пунта-Аренас 8 декабря. Аккурат в этот день у католических верующих большой праздник — день непорочного зачатия Девы Марии она же Богородица. (В православии такого праздника нет, ибо православная церковь считает, что Мария была зачата обычным греховным способом). Окутанные религиозным католическим дурманом жители Пунта-Аренаса устроили праздничную демонстрацию.
Вечером того же дня встретились с «Метелицей». Командиры Владимир Чуков и Валентина Кузнецова начали обсуждать план совместных действий. Каковы были эти совместные действия, читайте в следующей части.
Рядовые же бойцы обеих команд начали процесс знакомства и постепенного сближения.
Хороша Наташа и к тому же наша.
Продолжение следует.