|
|
В детстве, где-то лет с десяти, моим любимым занятием было рассматривать географические карты и цветными карандашами чертить на них маршруты воображаемых путешествий и по родной стране, и по коварному зарубежу. Ползая по карте, заприметил я на территории Эвенкии таёжный посёлок под названием Стрелка-Чуня. Название понравилось. Захотелось съездить посмотреть, что это там за стрелки и какие ходят по улицам чуни они же чушки, они же свинки. В то время я ещё не знал, что стрелкой называется место слияния двух рек. В данном случае рек Северная и Южная Чуня.
Детство давно кончилось. Уже и жизнь кончается. Пора осуществить одну из детских мечт. Выезд из дома состоялся 18 марта 2025 года. Для статистики зафиксировал показание одометра.
Маршрут: Ульяновск — Красноярск — Енисейск — Северо-Енисейский — Байкит — Тура — Стрелка-Чуня (мечта моя) — Ванавара — Кодинск — Красноярск— Ульяновск. Всего тысяч двенадцать км. Из них две тысячи по зимникам Эвенкии.
В Туре — административном центре Эвенкии — я был два раза. В 2018 и 2023 годах. Оба раза летом. Прилетал из Красноярска. Самолёт хорошо, а машина лучше.
Машина «Шевроле Нива» при пробеге 322000+ км радует бесполомочной и почти беспроблемной эксплуатацией. Техобслуживание через 10-12 тысяч км. Всё правильно вы поняли. Через 5000-7000 км, как рекомендует народная молва, я масло и фильтры не меняю. Нечего автомобиль баловать. Через 10-12, иногда чуть больше. Двигатель отвечает взаимностью: масло почти не расходует, работает ровно, тянет хорошо.
Накануне отъезда машина прошла основательное техобслуживание. Дорога предстоит довольно дальняя и зачастую неровная.
Ниже запланированный маршрут. Жёлтым цветом отмечены зимники.
С ветерком за шесть дней докатился до аэропорта Красноярска. Последний раз ездил по оному маршруту (до Владивостока) в 2021 году. Дорога была хорошая везде. Теперь же несколько участков дороги М-5 от Самары до Челябинска разбиты в хлам. Слой асфальта очень тонкий. Видно, что при строительстве дороги строители воровали сверх меры. Сотни фур ползут по колдобинам со скоростью 3-5 км в час. Отсюда пробки. После Челябинска положение улучшается. От поворота на Бердюжье и далее до самого Красноярска дорога становится вполне приличной. Здесь строители воровали в меру. За что им большое спасибо.
Ночевал я в придорожных ночлежках. Никуда не заезжал, ибо во всех придорожных городах и посёлках был не один десяток раз. Фотографий не фотографировал, окромя вот этих.
Новосибирская область. Крокодил не ловится, не растёт кокос. Грузовик с дороги съехал под откос. (Между фотографиями несколько сот метров).
22 марта остановился в Кемерово в приличной гостинице «Тайм». Сделал двадцать тысяч шагов по городу в рамках борьбы с гиподинамией, от которой страдал в предыдущие дни. Места знакомые. Это мой пятнадцатый визит в столицу Кузбасса.
Бывший обком КПСС.
Драматический театр.
Музыкальный театр.
24 марта в Красноярск прилетел друг Артём из Москвы. Вся команда в сборе. Можно начинать автопрогулку. Первым делом посетили ресторан «Тунгуска», где подкрепились тушёной ножкой косули. Вкусив дичи, встали всеми колёсами на Енисейский тракт и покатили в город Енисейск.
По пути решили, что будет правильно взглянуть на стрелку (место слияния) Енисея и Ангары. Для этого, не доезжая до Лесосибирска, переправились через Енисей на пароме. Река в этом месте уже полностью свободна ото льда. По словам паромщика, ледовая переправа закрылась здесь две недели назад.
На стрелке Енисея и Ангары расположен посёлок Стрелка. Прокатились по посёлку. Пополнил свою коллекцию Ленинов необычным вальяжным Лениным. Это мы хорошо заехали!
А вот и слияние двух сибирских рек. Слева Енисей, справа Ангара. Над открытой водой Енисея тёмное облако. Ангара покрыта льдом. Над ней небо светлее. Ангара значительно шире Енисея, но принято считать, что именно Ангара впадает в Енисей, а не наоборот.
На стрелке стоит офис местной судоходной компании.
Плакат приглашает безработную молодёжь идти в речфлот. Среди преимуществ речной профессии — «восхищение девушек». До бескорыстной самоотдачи. Название судна на плакате «Караганда».
— Где работаешь?
— Где, где? На «Караганде».
В Стрелке помнят и чтут борцов за Советскую власть. Это радует. Памятник борцам революции на улице Борцов Революции.
Пора сматываться. Паромщик предупредил, что последний паром отходит в 20:00. Примчались на переправу, где выяснилось, что паромщик забыл уточнить, что в 20:00 последний паром уходит с противоположного берега в Стрелку, а из Стрелки последний паром в 19:30. На наше счастье, в посёлке оказалась вполне приличная гостиница, где мы и переночевали.
25 марта заехали в Енисейск. Первым делом на «Газпромнефть», где заправили полный бак и ещё 90 литров НЗ в канистры.
Енисейск приятный исторический город. Иногда в путеводителях его называют «Суздаль Сибири». Здесь много церквей и симпатичных строений 19-го века. В 2019 году историческую часть города отреставрировали к 400-летнему юбилею. Я заезжал в Енисейск в 2021 и 2023 годах. Дойдут руки до описания тех поездок, покажу фотографии. На сей раз ничего не фотографировал. Заправились, пересекли по льду Енисей и поспешили в Северо-Енисейский.
Это интересно: километров за десять до Енисейска на Енисее открытая вода, а в Енисейске Енисей скован толстым льдом. По ледовой переправе разрешено перемещаться автомобилям весом 30 тонн.
До городка Северо-Енисейский идёт грунтовая круглогодичная дорога.
В Северо-Енисейском солнечно и снежно. Город промышляет добычей золотишка. Есть музей золотодобычи. Перед ним памятник золотодобытчику.
Лоток в руках — явный признак того, что мужик старатель, моет золотишко.
В Бодайбо тоже есть памятник золотодобытчику. Но как понять, что это золотодобытчик? Сидит мужик в сапогах. В руках ни лотка с золотым песком, ни самородка. Кто угодно может быть. Хоть чиновник на отдыхе. На голове кипа из снега. Можно подумать, просто памятник просто Яше Гольдштейну (см фото ниже из Бодайбо).

В гостиницу в Северо-Енисейском нас не пустили. Под завязку забита золотарями. На сайте объявлений нашли квартиру, где и переночевали.
26 марта в семь утра выдвинулись в сторону зимника. Цель на сегодня — посёлок Байкит. До него 400 км.
С погодой повезло. Тихо, солнечно. Утром умеренно морозно: -24°С. Днём умеренно тепло: -10°С.
Вскоре достигли границы Эвенкии.
На границе установлен плакат с инструкцией по эксплуатации зимника. Движение только автомобилям высокой проходимости, только в колонне хотя бы из двух машин. Непреднамеренно вынуждены нарушить предписание. Едем одной машиной. Мы не согласны бегать в табуне даже без седла и без узды.
Зимник расчищен и укатан. На фотографиях проезжая часть выглядит ровной. На самом деле дорога довольно ухабистая. Местами можно ненадолго разогнаться до 50-60 км/ч. Каждый такой кратковременный разгон заканчивается трамплином или ямой. Крепкая подвеска «Шевроле Нивы» позволяет держать среднюю скорость около 40 км\ч. Много затяжных спусков и подъёмов. Движения практически нет. За весь день встретили две легковые машины и пяток бензовозов.
Посёлок Куюмба стоит на берегу реки Подкаменная Тунгуска и находится в стороне от нашего зимника. По рассказам бывалых, от Куюмбы до Байкита должен быть зимник по реке. Зимник гораздо более ровный, чем через лес, по которому едем мы. Решили посмотреть Куюмбу и проверить информацию о речном зимнике. Посёлок маленький, простенький. Резко выделяется вот этот дом. Видимо, принадлежит хозяйственному мужику.
Берег реки Подкаменная Тунгуска. Видны камни, под которыми течёт река. Ровного зимника на реке нет. Пришлось вернуться на лесной ухабистый зимник.
В сумерках приехали в Байкит. Прокатились по посёлку. Нашли гостиницу под названием «Социальная», где и разместились, будучи единственными постояльцами.
Церковь в Байките.
Утром 27 марта бортовой термометр «Шнивы» показал -30°С. На случай утренних заморозков в районах Крайнего Севера и местностях к ним приравненным под капот автомобиля установлена подогревалка Webasto. Включаю агрегат на 15 минут, и двигатель заводится легко и непринуждённо. Поехали в Туру.
От Байкита до Туры по километровым столбам 503 км. Зимник примерно такой же, как и до Байкита. Расчищен, довольно широкий. Небольшие ровные участки, ямы, ухабы, волнообразные участки, спуски и подъёмы. Иногда встречаются наледи. Незамерзающая вода сочится на поверхность из вечной мерзлоты. Вид тайги меняется. Исчезают сосны, ели и прочие вечнозелёные хвойные деревья. Остаются только лиственницы. Без листьев.
Погода продолжает радовать. Два термоса с чаем и кофе позволяют сделать несколько остановок на употребление вкусняшек в симпатичных местах под тёплым эвенкийским солнцем.
Поприветствовать нас на дорогу вышел глухарь. Красивая птица, хоть и глупая. Уходить не хотел. Когда почти толкнули бампером, бежал ещё метров пятьдесят перед машиной. Видимо, чувствует, что орудий убийства у нас нет. Счастливы мы тем, что целуем женщин, рвём цветы, валяемся на траве, и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бьём по голове.
Где-то в середине пути при неаккуратном попадании в очередную яму из-под переднего левого колеса раздался металлический хруст. Не выдержала издевательств пружина. Не велика потеря. Для смягчения ударов у нас еще есть амортизаторы.
За 190 км до Туры зимник выходит на лёд реки Нижняя Тунгуска. Можно ехать 60-80 км\ч, но помнить, что через несколько км обязательно будет либо трещина, либо яма, либо трамплин из вспученного льда.
Вот и Тура. Городок расположен на слиянии рек Нижняя Тунгуска и Кочучум. Рабочий день ещё не кончился. Успели и на заправку, и в магазин сувенирный за магнитиками.
Гостиница «Гостиный двор», где мы нашли приют. Свободен оказался только так называемый «люкс». По сути, это просторная однокомнатная квартира с отдельным входом. Удобно, но запросили 13000 рублей и обязательно наличными.
28 марта покинули Туру и взяли курс на Ванавару. До неё 613 км.
Первые 16 км по Нижней Тунгуске, потом поворот в лес. Зимник Тура—Ванавара более интересен для покатушек. Здесь много затяжных, иногда довольно крутых спусков и подъёмов. Десятки наледей. Некоторые довольно большие по площади. Нужно пройти ножками и померить глубину незамёрзших мест лопатой. Есть относительно ровные зигзагообразные участки с крутыми поворотами-шпильками. В общем, в хорошую погоду хорошей компанией прокатиться вполне приятно.
Через 205 км после поворота с реки в лес можно сделать остановку на метеостанции Кербо. Встречать нас с громким радостным лаем выбежали две больших собаки. Псы предвкушали новое знакомство и угощение. После установления контакта я скормил им по пачке печенья.
Зашли в помещение станции. Всё очень старое. Видимо, станция не знала ремонта со дня основания. Персонал — два мужика-метеоролога — рады гостям. Угостили шулюмкой.
От Туры до Кербо 221 км и примерно пять часов езды. От Кербо до Ванавары 392 км и примерно десять часов езды.
Примерно на полпути в сторону Ванавары находится мечта детства — посёлок Стрелка-Чуня. Дорожного указателя с названием посёлка нет. Чужие здесь не ездят, а местные и так знают. Ничего особенного в посёлке не обнаружили. Деревня, как деревня.
Спереди весна, …
… с обратной стороны зима.
Стрелко-Чуньковский сельмаг.
В магазине группа женщин стрелко-чуньковчанок сразу распознала в нас пришельцев и подробно расспросила, кто мы, откуда и зачем. Никак не могли взять в толк, как можно приехать на автомобиле из самой Европы, чтобы просто взглянуть на Стрелку-Чуню. Похвастались размеренной, спокойной, сытой и счастливой жизнью вдали от шумных городов. Пришлось им позавидовать.
Сразу за Стрелкой-Чуней на дорогу ручьём течёт вода, образуя наледь с глубокими ямами. Здесь пару раз провалились, но выбрались без посторонней помощи.
Бака 58 литров до Ванавары не хватило. Из-за множества подъёмов расход превысил 11 литров.
В Ванавару приехали ночью. Нашли социальную гостиницу и завалились спать. Посёлок посмотрели утром. Главная достопримечательность — металлическое сооружение, символизирующее тунгусский метеорит, эпицентр взрыва которого находится относительно недалеко от Ванавары. Сквер, где установлен памятный знак, засыпан снегом. Близко не подойти.
Машины не едут сюда. Бредут, спотыкаясь, олени.
29 марта покинули Ванавару и покатили в Кодинск. Первая половина пути — это стандартный зимник: заснеженный и неровный. Вторая половина выглядит как круглогодичная ухоженная ровная дорога.
Вдоль дороги той складированы тысячи кубометров леса. Ждут вывоза в братский Китай. Лесовозов не видно. Движения на дороге почти нет. Видимо, выходной.
Движения нет, а пробка есть. Накануне вечером гружёный гравием самосвал изволил упасть с моста в речку. Маломощный автокран на базе «КАМАЗа» принял боевую позу на мосту, заблокировав движение, и стал мучить себя тщетными потугами поднять грузовик гораздо тяжелее себя. Невооружённым глазом было видно, что сделать он этого никак не может. С упорством не достойным подражания крановщик рвал одну стропу за другой, перегружал кран, рискуя тоже свалиться с моста. Всего спасательная операция продолжалась четыре часа. Наконец, оборвав очередную стропу, крановщик сдался. Вернул «КАМАЗ» в походное положение и уехал зализывать нанесённые неподъёмным грузом раны.
Путь в Кодинск оказался свободен. Из-за задержки приехали в город ночью. Зимники Эвенкии остались позади. Основная задача выполнена: зимники проеханы, Стрелка-Чуня увидена. Осталось вернуться домой в Ульяновск.
Конец марта-начало апреля в средних широтах не самое лучшее время осматривать города и посёлки. Особенно в пасмурную погоду. Тем не менее кое-что посмотрели.
Монументальный Кодинск.
Богучанская ГЭС. Плотина длинная, в объектив телефона вся не помещается. Рядом разбит парк гидростроителей. Летом должно быть симпатично. Хотели поставить свечку за увеличение выработки электроэнергии, но церковь оказалось заперта.
В Богучанах есть аэропорт и Ленин на высоком пьедестале.
Дорога от Кодинска до Канска в основном отвратительная. Сюда ещё не дотянулась костлявая рука «Автодора». Асфальта мало. Грунтовка с ямами. Климат меняется. Иногда дорога покрыта жидкой грязью, иногда снегом.
В Канске я был многажды, но настенную композицию «Славься отечество наше свободное» заметил впервые. Летом её из-за листвы не видно. Хорошие картинки.
В Красноярске во дворе жилого дома обнаружили Володю Ульянова дошкольного возраста. Это большая редкость. Скульптурное изваяние ещё одного маленького Ленина знаю только в Ульяновске.
«Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной».

В Мариинске сделали остановку у местного ликёро-водочного завода. Полагаю, что многие читатели/просматриватели данного рассказа, проводя время в аэропортах в ожидании вылета на экзотические курорты, видели в магазинах «Дьюти Фри» дорогую и красиво упакованную водку «Белуга»/«Beluga». Гонят её на Мариинском ликёро-водочном.
Остановились недалеко от ворот Мариинской ликёрки. Из них дорогущая «Белуга» кристально чистой рекой растекается по всему свету.
Друг Артём, который по молодости и недомыслию всё ещё употребляет огненную воду, решил узнать, а нет ли при заводе фирменного магазинчика, где алкоотраву можно приобрести по фирменным без наценки ценам. Оказалось, что магазина нет. Как просветили нас на проходной, такие магазины запрещены, ибо они способствуют спаиванию населения. Прежде всего, самих сотрудников ЛВЗ.
Неводочно хлебавши поехали в Томск. Несмотря на то, что Томск находится в стороне от большой дороги, это мой десятый визит в этот город. Есть масса хороших фотографий летнего Томска. Первоапрельский Томск гораздо менее привлекателен. Почему местные власти не сносят десятки, если не сотни старых, чёрных от времени и сырости, покосившихся, заброшенных деревянных строений в центре города? Нет у них никакой исторической ценности. Если и была, то вся вышла. Остался лишь неприглядный внешний вид. Снести, построить что-нибудь полезное, территорию облагородить.
Фото из лета 2021 года. Добавьте весеннюю слякоть и сырость.
Второго апреля отмахали почти тысячу км до Омска. По пути заехали в город Каргат в Новосибирской области. Крюк от большой дороги небольшой. Центральная часть Каргата ухожена и фотогенична в любое время года.
Желдор вокзал.
Самый центр. Заезжал сюда в мае 2021 года. Очень хорошо смотрится с яркой зеленью и цветущими яблонями. В начале апреля тоже чисто.
Дом культуры имени Горького. Ленин и Горький в одном флаконе тут же напомнили мне Капри. Далёкий итальянский остров в Средиземном море.
Отчего сие? Пролетарский писатель Максим Горький, написав и издав свои произведения о незавидной судьбе пролетариев в России, заработал совсем не пролетарские гонорары, на которые безбедно жил за границей. В том числе семь лет на тёплом острове Капри, куда к нему приезжал поиграть в шахматы Ленин.
Каприоты/каприйцы гордятся тем, что и Горький и Ленин почтили их своим присутствием. В память о тех далёких днях на острове установлены две мемориальные доски, на которых упоминается и Горький и Ленин, и один памятник Ленину. «Ленину. Капри».
Чего в Новосибирской области удумали. На дворе перестройка, а они географические центры вычисляют.
Третьего апреля по пути из Омска в Тюмень заехали в Ишим. Друг Артём в Ишиме не был. Пусть посмотрит. Городок вполне приятный для прогулок.
Николаю Никитину — конструктору Останкинской телебашни.
Петру Ершову — автору «Конька-Горбунка».
Сам Конёк и евонный друг Иванушка-дурачок.
Администрация.
Торговое заведение.
Кинотеатр имени ХХХ-летия ВЛКСМ.
Музей.
Дядюшка Джо.
В Тюмени сразу проследовали в термальный комплекс «Лето», где расслабили душу и тело в горячих источниках.
Рано утром четвёртого апреля Артём улетел в Москву, а я порулил домой в Ульяновск. Вместо расчётных двух дней ехал пять. Машина на 333-ей тысяче пробега решила отомстить за свои мучения во многих многотысячно километровых поездках и немножечко сломалась.
Ночевать я наметил в гостинице «Ирень» в Кунгуре. За 184 км до гостиницы послышался скрежет и хруст, намекающий на разрушение ступичного подшипника. Наконец-то авторемонтная романтика! Остановился, заглянул под машину. Ничего необычного не заметил. Поехал дальше. С шумом, скрежетом и хрустом преодолел все 184 км и с облегчением откинулся на гостиничную шконку.
Утром пятого апреля занялся поиском автосервиса. «Кунгур Лада Центр» согласился принять меня только через неделю, то есть 12 апреля. Всё расписано, всё занято. Популярное место.
На звонок в «Амкар сервис» ответили более приветливо: «Приезжайте завтра в 15:00». Такой расклад меня устроил. Теперь можно погулять по городу.
В Кунгуре я третий раз. Приезжаю аккурат раз в восемь лет. Март 2009, май 2017 и вот апрель 2025. Город постепенно хорошеет в центральной его части. 2009 и 2025 годы — две большие разницы. Кунгур лишь слегка в стороне от большой дороги. Не проезжайте мимо. Любителям старины, истории и фотографии есть чем заняться в Кунгуре.
Этикетка.

Кунгур — купеческий город. Преуспевающие торговцы, бывало, охотно трясли мошной, жертвуя на церкви и городскую инфраструктуру.
Успенская церковь 1761 года. Перед церковью сквер.
Та же церковь в 2009 г. Перед церковью базар.

Тихвинская церковь 1763 года.
Церковь Иоанна Крестителя 1825 года.

Никольская церковь.
На первом плане купец Алексей Губкин — крупнейший чаеторговец и меценат Российской империи. На заднем плане Преображенская церковь 1781 года.
Благодаря стараниям купца Губкина, его внука Александра Кузнецова и купца Михаила Грибушина, Кунгур считался чайной столицей Российской империи. Отсюда и памятник чаепитию.
Городская управа.
Герб Кунгура — Рог Изобилия.

Торговая аркада. Сейчас закрыта на реставрацию.

Центральная площадь.
Памятник в честь отражения ополчением Кунгура атаки войска Емельяна Пугачёва в лето 1774 января 23 дня. Он пришёл, чтобы дать им волю, а они не поняли.
Гостиница «Ирень», где можно разместиться за недорого.
Оригинальное название.


Все эти уважаемые путешественники побывали в Кунгуре.
Мост через реку Сылва.
Торговое заведение.
Если вам милей не шумные, милей одно- и двухэтажные, то они в Кунгуре тоже есть.

На окраине Кунгура есть известная ледяная пещера. Лёд в ней только сразу после входа. Успейте сфотографировать. Дальше будут только камни.




Шестого апреля со скрипом и хрустом доехал до «Амкар сервиса», где ребята быстро заменили развалившийся подшипник. Утром седьмого апреля покинул гостеприимный Кунгур. По пути заглянул в Нефтекамск. В Нефтекамске, как и в Улан-Удэ, Ленин — всему голова.
Восьмого апреля приехал домой. Поездка получилась длиной 22 дня и 11469 км.
Через три недели снова в дорогу: Москва, Красноярск, Хакасия, Тыва, Дагестан, Сочи, Абхазия. Об этом в следующий раз.