Автопрогулка по зимникам Эвенкии. Март 2025

Автопрогулка по зимникам Эвенкии. Март 2025

24.10.2025 | 6787 просмотров

В детстве, где-то лет с десяти, моим любимым занятием было рассматривать географические карты и цветными карандашами чертить на них маршруты воображаемых путешествий и по родной стране, и по коварному зарубежу. Ползая по карте, заприметил я на территории Эвенкии таёжный посёлок под названием Стрелка-Чуня. Название понравилось. Захотелось съездить посмотреть, что это там за стрелки и какие ходят по улицам чуни они же чушки, они же свинки. В то время я ещё не знал, что стрелкой называется место слияния двух рек. В данном случае рек Северная и Южная Чуня.

Детство давно кончилось. Уже и жизнь кончается. Пора осуществить одну из детских мечт. Выезд из дома состоялся 18 марта 2025 года. Для статистики зафиксировал показание одометра.

Маршрут: Ульяновск — Красноярск — Енисейск — Северо-Енисейский — Байкит — Тура — Стрелка-Чуня (мечта моя) — Ванавара — Кодинск — Красноярск— Ульяновск. Всего тысяч двенадцать км. Из них две тысячи по зимникам Эвенкии.
В Туре — административном центре Эвенкии — я был два раза. В 2018 и 2023 годах. Оба раза летом. Прилетал из Красноярска. Самолёт хорошо, а машина лучше.

Машина «Шевроле Нива» при пробеге 322000+ км радует бесполомочной и почти беспроблемной эксплуатацией. Техобслуживание через 10-12 тысяч км. Всё правильно вы поняли. Через 5000-7000 км, как рекомендует народная молва, я масло и фильтры не меняю. Нечего автомобиль баловать. Через 10-12, иногда чуть больше. Двигатель отвечает взаимностью: масло почти не расходует, работает ровно, тянет хорошо.

Накануне отъезда машина прошла основательное техобслуживание. Дорога предстоит довольно дальняя и зачастую неровная.

Ниже запланированный маршрут. Жёлтым цветом отмечены зимники.

С ветерком за шесть дней докатился до аэропорта Красноярска. Последний раз ездил по оному маршруту (до Владивостока) в 2021 году. Дорога была хорошая везде. Теперь же несколько участков дороги М-5 от Самары до Челябинска разбиты в хлам. Слой асфальта очень тонкий. Видно, что при строительстве дороги строители воровали сверх меры. Сотни фур ползут по колдобинам со скоростью 3-5 км в час. Отсюда пробки. После Челябинска положение улучшается. От поворота на Бердюжье и далее до самого Красноярска дорога становится вполне приличной. Здесь строители воровали в меру. За что им большое спасибо.

Ночевал я в придорожных ночлежках. Никуда не заезжал, ибо во всех придорожных городах и посёлках был не один десяток раз. Фотографий не фотографировал, окромя вот этих.

Новосибирская область. Крокодил не ловится, не растёт кокос. Грузовик с дороги съехал под откос. (Между фотографиями несколько сот метров).

22 марта остановился в Кемерово в приличной гостинице «Тайм». Сделал двадцать тысяч шагов по городу в рамках борьбы с гиподинамией, от которой страдал в предыдущие дни. Места знакомые. Это мой пятнадцатый визит в столицу Кузбасса.

Бывший обком КПСС.

Драматический театр.

Музыкальный театр.

24 марта в Красноярск прилетел друг Артём из Москвы. Вся команда в сборе. Можно начинать автопрогулку. Первым делом посетили ресторан «Тунгуска», где подкрепились тушёной ножкой косули. Вкусив дичи, встали всеми колёсами на Енисейский тракт и покатили в город Енисейск.

По пути решили, что будет правильно взглянуть на стрелку (место слияния) Енисея и Ангары. Для этого, не доезжая до Лесосибирска, переправились через Енисей на пароме. Река в этом месте уже полностью свободна ото льда. По словам паромщика, ледовая переправа закрылась здесь две недели назад.

На стрелке Енисея и Ангары расположен посёлок Стрелка. Прокатились по посёлку. Пополнил свою коллекцию Ленинов необычным вальяжным Лениным. Это мы хорошо заехали!

А вот и слияние двух сибирских рек. Слева Енисей, справа Ангара. Над открытой водой Енисея тёмное облако. Ангара покрыта льдом. Над ней небо светлее. Ангара значительно шире Енисея, но принято считать, что именно Ангара впадает в Енисей, а не наоборот.

На стрелке стоит офис местной судоходной компании.

Плакат приглашает безработную молодёжь идти в речфлот. Среди преимуществ речной профессии — «восхищение девушек». До бескорыстной самоотдачи. Название судна на плакате «Караганда».

— Где работаешь?
— Где, где? На «Караганде».

В Стрелке помнят и чтут борцов за Советскую власть. Это радует. Памятник борцам революции на улице Борцов Революции.

Пора сматываться. Паромщик предупредил, что последний паром отходит в 20:00. Примчались на переправу, где выяснилось, что паромщик забыл уточнить, что в 20:00 последний паром уходит с противоположного берега в Стрелку, а из Стрелки последний паром в 19:30. На наше счастье, в посёлке оказалась вполне приличная гостиница, где мы и переночевали.

25 марта заехали в Енисейск. Первым делом на «Газпромнефть», где заправили полный бак и ещё 90 литров НЗ в канистры.

Енисейск приятный исторический город. Иногда в путеводителях его называют «Суздаль Сибири». Здесь много церквей и симпатичных строений 19-го века. В 2019 году историческую часть города отреставрировали к 400-летнему юбилею. Я заезжал в Енисейск в 2021 и 2023 годах. Дойдут руки до описания тех поездок, покажу фотографии. На сей раз ничего не фотографировал. Заправились, пересекли по льду Енисей и поспешили в Северо-Енисейский.

Это интересно: километров за десять до Енисейска на Енисее открытая вода, а в Енисейске Енисей скован толстым льдом. По ледовой переправе разрешено перемещаться автомобилям весом 30 тонн.

До городка Северо-Енисейский идёт грунтовая круглогодичная дорога.

В Северо-Енисейском солнечно и снежно. Город промышляет добычей золотишка. Есть музей золотодобычи. Перед ним памятник золотодобытчику.

Лоток в руках — явный признак того, что мужик старатель, моет золотишко.

В Бодайбо тоже есть памятник золотодобытчику. Но как понять, что это золотодобытчик? Сидит мужик в сапогах. В руках ни лотка с золотым песком, ни самородка. Кто угодно может быть. Хоть чиновник на отдыхе. На голове кипа из снега. Можно подумать, просто памятник просто Яше Гольдштейну (см фото ниже из Бодайбо).

В гостиницу в Северо-Енисейском нас не пустили. Под завязку забита золотарями. На сайте объявлений нашли квартиру, где и переночевали.

26 марта в семь утра выдвинулись в сторону зимника. Цель на сегодня — посёлок Байкит. До него 400 км.

С погодой повезло. Тихо, солнечно. Утром умеренно морозно: -24°С. Днём умеренно тепло: -10°С. 

Вскоре достигли границы Эвенкии.

На границе установлен плакат с инструкцией по эксплуатации зимника. Движение только автомобилям высокой проходимости, только в колонне хотя бы из двух машин. Непреднамеренно вынуждены нарушить предписание. Едем одной машиной. Мы не согласны бегать в табуне даже без седла и без узды.

Зимник расчищен и укатан. На фотографиях проезжая часть выглядит ровной. На самом деле дорога довольно ухабистая.  Местами можно ненадолго разогнаться до 50-60 км/ч. Каждый такой кратковременный разгон заканчивается трамплином или ямой. Крепкая подвеска «Шевроле Нивы» позволяет держать среднюю скорость около 40 км\ч. Много затяжных спусков и подъёмов. Движения практически нет. За весь день встретили две легковые машины и пяток бензовозов.

Посёлок Куюмба стоит на берегу реки Подкаменная Тунгуска и находится в стороне от нашего зимника. По рассказам бывалых, от Куюмбы до Байкита должен быть зимник по реке. Зимник гораздо более ровный, чем через лес, по которому едем мы. Решили посмотреть Куюмбу и проверить информацию о речном зимнике. Посёлок маленький, простенький. Резко выделяется вот этот дом. Видимо, принадлежит хозяйственному мужику.

Берег реки Подкаменная Тунгуска. Видны камни, под которыми течёт река. Ровного зимника на реке нет. Пришлось вернуться на лесной ухабистый зимник.

В сумерках приехали в Байкит. Прокатились по посёлку. Нашли гостиницу под названием «Социальная», где и разместились, будучи единственными постояльцами.

Церковь в Байките.

Утром 27 марта бортовой термометр «Шнивы» показал -30°С. На случай утренних заморозков в районах Крайнего Севера и местностях к ним приравненным под капот автомобиля установлена подогревалка Webasto. Включаю агрегат на 15 минут, и двигатель заводится легко и непринуждённо.  Поехали в Туру.

От Байкита до Туры по километровым столбам 503 км. Зимник примерно такой же, как и до Байкита. Расчищен, довольно широкий. Небольшие ровные участки, ямы, ухабы, волнообразные участки, спуски и подъёмы. Иногда встречаются наледи. Незамерзающая вода сочится на поверхность из вечной мерзлоты. Вид тайги меняется. Исчезают сосны, ели и прочие вечнозелёные хвойные деревья. Остаются только лиственницы. Без листьев.

Погода продолжает радовать. Два термоса с чаем и кофе позволяют сделать несколько остановок на употребление вкусняшек в симпатичных местах под тёплым эвенкийским солнцем.

Поприветствовать нас на дорогу вышел глухарь. Красивая птица, хоть и глупая. Уходить не хотел. Когда почти толкнули бампером, бежал ещё метров пятьдесят перед машиной. Видимо, чувствует, что орудий убийства у нас нет. Счастливы мы тем, что целуем женщин, рвём цветы, валяемся на траве, и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бьём по голове.

Где-то в середине пути при неаккуратном попадании в очередную яму из-под переднего левого колеса раздался металлический хруст. Не выдержала издевательств пружина. Не велика потеря. Для смягчения ударов у нас еще есть амортизаторы.

За 190 км до Туры зимник выходит на лёд реки Нижняя Тунгуска. Можно ехать 60-80 км\ч, но помнить, что через несколько км обязательно будет либо трещина, либо яма, либо трамплин из вспученного льда.

Вот и Тура. Городок расположен на слиянии рек Нижняя Тунгуска и Кочучум. Рабочий день ещё не кончился. Успели и на заправку, и в магазин сувенирный за магнитиками.

Гостиница «Гостиный двор», где мы нашли приют. Свободен оказался только так называемый «люкс». По сути, это просторная однокомнатная квартира с отдельным входом. Удобно, но запросили 13000 рублей и обязательно наличными.

28 марта покинули Туру и взяли курс на Ванавару. До неё 613 км.

Первые 16 км по Нижней Тунгуске, потом поворот в лес. Зимник Тура—Ванавара более интересен для покатушек. Здесь много затяжных, иногда довольно крутых спусков и подъёмов. Десятки наледей. Некоторые довольно большие по площади. Нужно пройти ножками и померить глубину незамёрзших мест лопатой. Есть относительно ровные зигзагообразные участки с крутыми поворотами-шпильками. В общем, в хорошую погоду хорошей компанией прокатиться вполне приятно.

Через 205 км после поворота с реки в лес можно сделать остановку на метеостанции Кербо. Встречать нас с громким радостным лаем выбежали две больших собаки. Псы предвкушали новое знакомство и угощение. После установления контакта я скормил им по пачке печенья.

Зашли в помещение станции. Всё очень старое. Видимо, станция не знала ремонта со дня основания. Персонал — два мужика-метеоролога — рады гостям. Угостили шулюмкой.

От Туры до Кербо 221 км и примерно пять часов езды. От Кербо до Ванавары 392 км и примерно десять часов езды.

Примерно на полпути в сторону Ванавары находится мечта детства — посёлок Стрелка-Чуня. Дорожного указателя с названием посёлка нет. Чужие здесь не ездят, а местные и так знают. Ничего особенного в посёлке не обнаружили. Деревня, как деревня.

Спереди весна, …

… с обратной стороны зима.

Стрелко-Чуньковский сельмаг.

В магазине группа женщин стрелко-чуньковчанок сразу распознала в нас пришельцев и подробно расспросила, кто мы, откуда и зачем. Никак не могли взять в толк, как можно приехать на автомобиле из самой Европы, чтобы просто взглянуть на Стрелку-Чуню. Похвастались размеренной, спокойной, сытой и счастливой жизнью вдали от шумных городов. Пришлось им позавидовать.

Сразу за Стрелкой-Чуней на дорогу ручьём течёт вода, образуя наледь с глубокими ямами. Здесь пару раз провалились, но выбрались без посторонней помощи.

Бака 58 литров до Ванавары не хватило. Из-за множества подъёмов расход превысил 11 литров.

В Ванавару приехали ночью. Нашли социальную гостиницу и завалились спать. Посёлок посмотрели утром. Главная достопримечательность — металлическое сооружение, символизирующее тунгусский метеорит, эпицентр взрыва которого находится относительно недалеко от Ванавары.  Сквер, где установлен памятный знак, засыпан снегом. Близко не подойти.

Машины не едут сюда. Бредут, спотыкаясь, олени.

29 марта покинули Ванавару и покатили в Кодинск. Первая половина пути — это стандартный зимник: заснеженный и неровный. Вторая половина выглядит как круглогодичная ухоженная ровная дорога.

Вдоль дороги той складированы тысячи кубометров леса. Ждут вывоза в братский Китай. Лесовозов не видно. Движения на дороге почти нет. Видимо, выходной.

Движения нет, а пробка есть. Накануне вечером гружёный гравием самосвал изволил упасть с моста в речку. Маломощный автокран на базе «КАМАЗа» принял боевую позу на мосту, заблокировав движение, и стал мучить себя тщетными потугами поднять грузовик гораздо тяжелее себя. Невооружённым глазом было видно, что сделать он этого никак не может. С упорством не достойным подражания крановщик рвал одну стропу за другой, перегружал кран, рискуя тоже свалиться с моста. Всего спасательная операция продолжалась четыре часа. Наконец, оборвав очередную стропу, крановщик сдался. Вернул «КАМАЗ» в походное положение и уехал зализывать нанесённые неподъёмным грузом раны.

Путь в Кодинск оказался свободен. Из-за задержки приехали в город ночью. Зимники Эвенкии остались позади. Основная задача выполнена: зимники проеханы, Стрелка-Чуня увидена. Осталось вернуться домой в Ульяновск.

Конец марта-начало апреля в средних широтах не самое лучшее время осматривать города и посёлки. Особенно в пасмурную погоду. Тем не менее кое-что посмотрели.

Монументальный Кодинск.

Богучанская ГЭС. Плотина длинная, в объектив телефона вся не помещается. Рядом разбит парк гидростроителей. Летом должно быть симпатично. Хотели поставить свечку за увеличение выработки электроэнергии, но церковь оказалось заперта.

В Богучанах есть аэропорт и Ленин на высоком пьедестале.

Дорога от Кодинска до Канска в основном отвратительная. Сюда ещё не дотянулась костлявая рука «Автодора». Асфальта мало. Грунтовка с ямами. Климат меняется. Иногда дорога покрыта жидкой грязью, иногда снегом.

В Канске я был многажды, но настенную композицию «Славься отечество наше свободное» заметил впервые. Летом её из-за листвы не видно. Хорошие картинки.

В Красноярске во дворе жилого дома обнаружили Володю Ульянова дошкольного возраста. Это большая редкость.  Скульптурное изваяние ещё одного маленького Ленина знаю только в Ульяновске.

«Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной».

В Мариинске сделали остановку у местного ликёро-водочного завода. Полагаю, что многие читатели/просматриватели данного рассказа, проводя время в аэропортах в ожидании вылета на экзотические курорты, видели в магазинах «Дьюти Фри» дорогую и красиво упакованную водку «Белуга»/«Beluga». Гонят её на Мариинском ликёро-водочном.

Остановились недалеко от ворот Мариинской ликёрки. Из них дорогущая «Белуга» кристально чистой рекой растекается по всему свету.

Друг Артём, который по молодости и недомыслию всё ещё употребляет огненную воду, решил узнать, а нет ли при заводе фирменного магазинчика, где алкоотраву можно приобрести по фирменным без наценки ценам. Оказалось, что магазина нет. Как просветили нас на проходной, такие магазины запрещены, ибо они способствуют спаиванию населения. Прежде всего, самих сотрудников ЛВЗ.

Неводочно хлебавши поехали в Томск. Несмотря на то, что Томск находится в стороне от большой дороги, это мой десятый визит в этот город. Есть масса хороших фотографий летнего Томска. Первоапрельский Томск гораздо менее привлекателен. Почему местные власти не сносят десятки, если не сотни старых, чёрных от времени и сырости, покосившихся, заброшенных деревянных строений в центре города? Нет у них никакой исторической ценности. Если и была, то вся вышла. Остался лишь неприглядный внешний вид. Снести, построить что-нибудь полезное, территорию облагородить.

Фото из лета 2021 года. Добавьте весеннюю слякоть и сырость.

Второго апреля отмахали почти тысячу км до Омска. По пути заехали в город Каргат в Новосибирской области. Крюк от большой дороги небольшой. Центральная часть Каргата ухожена и фотогенична в любое время года.

Желдор вокзал.

Самый центр. Заезжал сюда в мае 2021 года. Очень хорошо смотрится с яркой зеленью и цветущими яблонями. В начале апреля тоже чисто.

Дом культуры имени Горького. Ленин и Горький в одном флаконе тут же напомнили мне Капри. Далёкий итальянский остров в Средиземном море.

Отчего сие? Пролетарский писатель Максим Горький, написав и издав свои произведения о незавидной судьбе пролетариев в России, заработал совсем не пролетарские гонорары, на которые безбедно жил за границей. В том числе семь лет на тёплом острове Капри, куда к нему приезжал поиграть в шахматы Ленин.

Каприоты/каприйцы гордятся тем, что и Горький и Ленин почтили их своим присутствием. В память о тех далёких днях на острове установлены две мемориальные доски, на которых упоминается и Горький и Ленин, и один памятник Ленину. «Ленину. Капри».

Чего в Новосибирской области удумали. На дворе перестройка, а они географические центры вычисляют.

Третьего апреля по пути из Омска в Тюмень заехали в Ишим. Друг Артём в Ишиме не был. Пусть посмотрит. Городок вполне приятный для прогулок.

Николаю Никитину — конструктору Останкинской телебашни.

Петру Ершову — автору «Конька-Горбунка».

Сам Конёк и евонный друг Иванушка-дурачок.

Администрация.

Торговое заведение.

Кинотеатр имени ХХХ-летия ВЛКСМ.

Музей.

Дядюшка Джо.

В Тюмени сразу проследовали в термальный комплекс «Лето», где расслабили душу и тело в горячих источниках.

Рано утром четвёртого апреля Артём улетел в Москву, а я порулил домой в Ульяновск. Вместо расчётных двух дней ехал пять. Машина на 333-ей тысяче пробега решила отомстить за свои мучения во многих многотысячно километровых поездках и немножечко сломалась.

Ночевать я наметил в гостинице «Ирень» в Кунгуре. За 184 км до гостиницы послышался скрежет и хруст, намекающий на разрушение ступичного подшипника. Наконец-то авторемонтная романтика! Остановился, заглянул под машину. Ничего необычного не заметил. Поехал дальше. С шумом, скрежетом и хрустом преодолел все 184 км и с облегчением откинулся на гостиничную шконку.

Утром пятого апреля занялся поиском автосервиса. «Кунгур Лада Центр» согласился принять меня только через неделю, то есть 12 апреля. Всё расписано, всё занято. Популярное место.

На звонок в «Амкар сервис» ответили более приветливо: «Приезжайте завтра в 15:00». Такой расклад меня устроил. Теперь можно погулять по городу.

В Кунгуре я третий раз. Приезжаю аккурат раз в восемь лет. Март 2009, май 2017 и вот апрель 2025. Город постепенно хорошеет в центральной его части. 2009 и 2025 годы — две большие разницы. Кунгур лишь слегка в стороне от большой дороги. Не проезжайте мимо. Любителям старины, истории и фотографии есть чем заняться в Кунгуре.

Этикетка.

Кунгур — купеческий город. Преуспевающие торговцы, бывало, охотно трясли мошной, жертвуя на церкви и городскую инфраструктуру.

Успенская церковь 1761 года. Перед церковью сквер.

Та же церковь в 2009 г. Перед церковью базар.

Тихвинская церковь 1763 года.

Церковь Иоанна Крестителя 1825 года.

Никольская церковь.

На первом плане купец Алексей Губкин — крупнейший чаеторговец и меценат Российской империи. На заднем плане Преображенская церковь 1781 года.

 

Благодаря стараниям купца Губкина, его внука Александра Кузнецова и купца Михаила Грибушина, Кунгур считался чайной столицей Российской империи. Отсюда и памятник чаепитию.

Городская управа.

Герб Кунгура — Рог Изобилия.

Торговая аркада. Сейчас закрыта на реставрацию.

Центральная площадь.

Памятник в честь отражения ополчением Кунгура атаки войска Емельяна Пугачёва в лето 1774 января 23 дня. Он пришёл, чтобы дать им волю, а они не поняли.

Гостиница «Ирень», где можно разместиться за недорого.

Оригинальное название.

Все эти уважаемые путешественники побывали в Кунгуре.

Мост через реку Сылва.

Торговое заведение.

Если вам милей не шумные, милей одно- и двухэтажные, то они в Кунгуре тоже есть.

На окраине Кунгура есть известная ледяная пещера. Лёд в ней только сразу после входа. Успейте сфотографировать. Дальше будут только камни.

Шестого апреля со скрипом и хрустом доехал до «Амкар сервиса», где ребята быстро заменили развалившийся подшипник. Утром седьмого апреля покинул гостеприимный Кунгур. По пути заглянул в Нефтекамск. В Нефтекамске, как и в Улан-Удэ, Ленин — всему голова.

Восьмого апреля приехал домой. Поездка получилась длиной 22 дня и 11469 км.

Через три недели снова в дорогу: Москва, Красноярск, Хакасия, Тыва, Дагестан, Сочи, Абхазия. Об этом в следующий раз.


Дром

Комментарии

Бронепоездовод
Красноярск
В Ванаваре был (если не реконструировали) астропункт с камнем который Кулик приволок с эпицентра. Там где вы фотограыировали я его не обнаружил. Кажется мы в одно время в этот раз в Ванаваре были.
18
 
Ответить
5684267
Парабель
Понравились манера изложения, и несколько авантюрный дух путешествия. Типа, шило в ... ну, там...
42
1
Ответить
     
МО
Сообщений: 2407
А вот любопытно, чем, скажем, в этой Стрелке Чучуне люди живут (условно, посреди ничего)? В вики только про погоду и то, что там (почти) всё есть: школа, ФАП, ДК...
No Woman, No Cry
24
 
Ответить
   
Сообщений: 20979
Первый раз увидел такого вальяжного Ленина!
Продам уши от мертвого осла.
27
1
Ответить
Черняховск
И кто то после этого скажет, что жигуль-это не машина!!!!
33
2
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
Ещё не прочитал, но зимники Эвенкии, Якутии и Магаданской области мне нравятся, но! Только сидя на диване и попивая "чаек"
16
6
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
SerG[27th]
А вот любопытно, чем, скажем, в этой Стрелке Чучуне люди живут (условно, посреди ничего)? В вики только про погоду и то, что там (почти) всё есть: школа, ФАП, ДК...
Особо ничем. Соц инфраструктуру предоставить обязано государство, а остальное это традиционный уклад жизни, по сути натуральное хозяйство
15
 
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
SerG[27th]
А вот любопытно, чем, скажем, в этой Стрелке Чучуне люди живут (условно, посреди ничего)? В вики только про погоду и то, что там (почти) всё есть: школа, ФАП, ДК...
Особо ничем, соц инфраструктуру обязано предоставить государство, а остальное, это традиционное хозяйствование, т.е натуральное хозяйство и если это малые народы севера, то им платят пособие каждому
6
 
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
SerG[27th]
А вот любопытно, чем, скажем, в этой Стрелке Чучуне люди живут (условно, посреди ничего)? В вики только про погоду и то, что там (почти) всё есть: школа, ФАП, ДК...
Почему то не могу ответить Вам, на этот комментарий
 
 
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
Теперь прочитал да, оригинальный Ленин. Не знал, что кроме нашей, сибирской Кяхты ещё есть провинциальные города России прославившиеся чайной торговлей
8
 
Ответить
30655963
Я живу в Нефтекамске, спасибо что заехали)Надо было на тропу здоровья заглянуть, там от площади два шага до нее, погуляли бы по сосновому лесу
11
 
Ответить
KERS
Магнитогорск
По километражу, сложности и времени года путешествие не рядовое (может даже грандиозное), но для автора это так обыденно, как будто выехал в соседний регион.
Чувствуется силён духом человек!
39
 
Ответить
 
Сообщений: 6997
при СССР РАЗВИВАЛОСЬ и строилось,теперь всё всё разваливается.
Мой отзыв: Mazda Demio 2002
23
8
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Бронепоездовод
В Ванаваре был (если не реконструировали) астропункт с камнем который Кулик приволок с эпицентра. Там где вы фотограыировали я его не обнаружил. Кажется мы в одно время в этот раз в Ванаваре были.
Тоже ожидал камень увидеть. Возможно, он где-то в другом месте, не в сквере. Может быть, снегом засыпало.
4
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
5684267
Понравились манера изложения, и несколько авантюрный дух путешествия. Типа, шило в ... ну, там...
Манера изложения, как и характер, не меняется. "Эх, не желаем жить по-другому...Ходим мы по краю родному", приключений ищем с ночи до утра.
17
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
SerG[27th]
А вот любопытно, чем, скажем, в этой Стрелке Чучуне люди живут (условно, посреди ничего)? В вики только про погоду и то, что там (почти) всё есть: школа, ФАП, ДК...
Чем Мишустин послал.
8
3
Ответить
bluetrack
Ульяновск
ПАЛАСИО
Первый раз увидел такого вальяжного Ленина!
Да, не стандартный Ильич. С изюминкой.
11
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Борис Карлоич
Ещё не прочитал, но зимники Эвенкии, Якутии и Магаданской области мне нравятся, но! Только сидя на диване и попивая "чаек"
Каждому своё. Главное - всем хорошо.
11
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Борис Карлоич
Теперь прочитал да, оригинальный Ленин. Не знал, что кроме нашей, сибирской Кяхты ещё есть провинциальные города России прославившиеся чайной торговлей
. Есть, оказывается. И расположены гораздо дальше от чайных плантаций Китая, что и удивляет.
7
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
30655963
Я живу в Нефтекамске, спасибо что заехали)Надо было на тропу здоровья заглянуть, там от площади два шага до нее, погуляли бы по сосновому лесу
Учту на будущее. Погоду бы ещё потеплее и без дождя.
5
 
Ответить
Ден
Хабаровск
Пошел проверять тот ли это Гумбольт, который изобрёл пингвинов. Читал биографию, как роман. Оказывается не только пингвины. Кунгур полон достоинств. Был баян «Кунгур», в детстве думал это из былин.
Взял на вооружение ставить свечки за достижения науки и техники. Поставлю за увеличение числа хирургов.
Слог и содержание достойно лучших журналов. Спасибо, дорогой автор.
23
1
Ответить
bluetrack
Ульяновск
САПЕР 4455
И кто то после этого скажет, что жигуль-это не машина!!!!
Кто-нибудь скажет. Земля русская полна ВАЗоненавистников.
16
1
Ответить
    
Кемерово
Сообщений: 62
Слог очень хороший! Путешествие замечательное! Автор не только на географических картах в детстве играл наверное, но и прочитал всего доступного Жюля Верна, Буссенара, Купера и Джека Лондона.
21
2
Ответить
bluetrack
Ульяновск
KERS
По километражу, сложности и времени года путешествие не рядовое (может даже грандиозное), но для автора это так обыденно, как будто выехал в соседний регион.
Чувствуется силён духом человек!
Спасибо за комплимент, но особого духа здесь не нужно.
Привыкшие мы к простоте. Без тюнингов и рекламных наклеек. Сел и поехал. Вдоль БАМа в одну машину и одну каску. В Юрюнг-Хаю на прокатном "Дустере" и "Ниве" с конвейера на летней резине. И т.д.
18
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
сибирь-
при СССР РАЗВИВАЛОСЬ и строилось,теперь всё всё разваливается.
Вы уж слишком мрачно. Не всё разваливается. Много и строится. Только сильно медленнее, чем в Китае. Воруют.
16
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Ден
Пошел проверять тот ли это Гумбольт, который изобрёл пингвинов. Читал биографию, как роман. Оказывается не только пингвины. Кунгур полон достоинств. Был баян «Кунгур», в детстве думал это из былин. Взял...
1) Пожалуйста. Читайте на здоровье.
2) Гумбольдт ещё и Перуанское холодное течение изобрёл. Из-за него в Чили и Перу купаться холодно.
И в языкознании преуспел не меньше, чем товарищ Сталин.
3) Свечки в церкви за достижения науки и техники - яркий пример единства и борьбы противоположностей.
15
 
Ответить
  
Сообщений: 312
Слог отличный. Читается легко. Узнал много нового. Но есть немного чисто автомобильных вопросов. Для меня Нива и Шевроле Нива - это спецавтомобили, предназначенные для сугубо профильных задач. У меня конкретно это траспортировка лодки к водоему. Все. На этом ее функция заканчивается. Для путешествий есть другой автомобиль. Более комфортный. Без гула раздатки, мостов и тд. На Ниве и Шниве более 80кмч ездить невозможно. Автор герой нашего времени
11
2
Ответить
  
Сообщений: 312
Ну и я бы мыл машину прежде чем выкладывать фото. Самомоек немеряно уже по всей России
2
37
Ответить
KERS
Магнитогорск
bluetrack
Спасибо за комплимент, но особого духа здесь не нужно.
Привыкшие мы к простоте. Без тюнингов и рекламных наклеек. Сел и поехал. Вдоль БАМа в одну машину и одну каску. В Юрюнг-Хаю на прокатном "Дустере" и "Ниве" с конвейера на летней резине. И т.д.
Читаю каждый Ваш рассказ о путешествиях, ничего не преувеличивая скажу ещё раз, - "Вы сильны духом"!
Просто для Вас это нормально.
То, что одни считают подвигом, для других обычная жизнь.
Сам люблю испытывать себя, преодолевая трудности, отдых без комфорта,...
Только так развиваешься духовно. Комфорт и отсутствие приключений приводят к деградации как в физическом, так и в духовном плане.
А кое какие моменты в нашей современной жизни вообще приводят к отупению (некоторых "хомо" к оскотиниванию). Как пример - виртуальная жизнь в "сети".
Эх, что-то меня понесло...
Будьте здоровы, новых-интересных Вам путешествий!
14
 
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
bluetrack
Каждому своё. Главное - всем хорошо.
Естес
3
 
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
bluetrack
. Есть, оказывается. И расположены гораздо дальше от чайных плантаций Китая, что и удивляет.
Ну про Кунгур и пещеру соляную знаю, был по работе в Пермском крае, знаю но не заезжал, помнится с Екатеринбурга выехали поздновато и надо было до Перми засветло доехать, ехали не останавливаясь, было это в ноябре 2020 го по моему, а вот про Кунгур и чай не знал
6
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
defender-163
Слог отличный. Читается легко. Узнал много нового. Но есть немного чисто автомобильных вопросов. Для меня Нива и Шевроле Нива - это спецавтомобили, предназначенные для сугубо профильных задач. У меня конкретно...
Я и не езжу. Ну, иногда 90 по спидометру. В машине тихо. Купил Шниву тоже для сугубо профильной задачи - для езды по всей Руси Великой. На две машины денег нет, а эта универсальная. Хочешь, по дороге. Хочешь, без дороги. Пока рекорд одной поездки по длительности и дальности Ульяновск - Алма-Ата (все 14 областей Казахстана) - Алтай - Хакассия - Тува - Комсомольск-на-Амуре - Владивосток - станция Хасан (Туманган) - Улан-Батор - Ульяновск. 76 дней, 30200 км. И хоть бы скрипнула.
24
1
Ответить
bluetrack
Ульяновск
defender-163
Ну и я бы мыл машину прежде чем выкладывать фото. Самомоек немеряно уже по всей России
А не мытым трубочистам - стыд и срам! В Томске смыл красноярский глинозём.
12
 
Ответить
JokerSL
Санкт-Петербург
Класс! И по форме, и по содержанию.
Ах, да - фотки фиговатые. Это я написал, чтобы коммент был не слишком приторным ))
6
 
Ответить
Влад
Ангарск
Почему местные власти не сносят десятки, если не сотни старых, чёрных от времени и сырости, покосившихся, заброшенных деревянных строений в центре города? Нет у них никакой исторической ценности. Если и была, то вся вышла. Остался лишь неприглядный внешний вид. Снести, построить что-нибудь полезное, территорию облагородить.

Есь такое понятие, как ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. И ведут себя эти частники как собаки на сене. В Иркутске эту проблему решают не совсем законно, но кардинально: поджогами.
5
3
Ответить
    
Сообщений: 42
Как обычно великолепно 👍👍👍👍
На ниве, в эвэнкию съездить, как в магнит за котлетой🤣🤣🤣
Я на ниве в деревню поехать, пол дома гружу в багажник🤣👍
Удивлен был что и Нефтекамск посетили. Жил там. Сейчас переехал в деревню в Аскино👍
Пойду старые записи перечитывать😃. Вспомню ещё раз
7
 
Ответить
Franz42
ПАЛАСИО
Первый раз увидел такого вальяжного Ленина!
В Кемерово Ленин в женском пальто стоит, пуговицы на другую сторону пришиты.
6
 
Ответить
  
Пермь
Сообщений: 9807
Борис Карлоич
Ещё не прочитал, но зимники Эвенкии, Якутии и Магаданской области мне нравятся, но! Только сидя на диване и попивая "чаек"
Именно что только чаёк))) Автор своего друга назвал молодым недоумком, потому что тот, видите ли, смеет пить алкоотраву. Тут два варианта, либо уже допился до белки и всё, край, надо бросать, либо болезнь какая. Совсем не пьющие люди, странные они.
14
12
Ответить
30655963
В Ванаваре девушка егерь нереальной красоты, вроде Женя ее зовут!На Ютубе есть видио
5
 
Ответить
   
Сообщений: 653
Класс! Прочитал на одном дыхании.
Только про деревяшки в Томске зря вы так. Историческое наследие, пямятники деревянного зодчества и все такое. Там и так много новоделов в центре.
9
2
Ответить
Евгений Кинсфатор
Эвенкия очень красивое место, где остались еще места с нетронутой природой. Ну и поездки по зимникам это ни с чем несравнимый кайф
5
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Koreec4
Слог очень хороший! Путешествие замечательное! Автор не только на географических картах в детстве играл наверное, но и прочитал всего доступного Жюля Верна, Буссенара, Купера и Джека Лондона.
... Майн Рида, фильмы Жак Ив Кусто и сотни журналов "Вокруг Света" и "Наука и Жизнь".
7
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
JokerSL
Класс! И по форме, и по содержанию.
Ах, да - фотки фиговатые. Это я написал, чтобы коммент был не слишком приторным ))
Против правды не попрёшь. Фотки на изломанный телефон, да ещё и уменьшенные в размере.
6
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Влад
Почему местные власти не сносят десятки, если не сотни старых, чёрных от времени и сырости, покосившихся, заброшенных деревянных строений в центре города? Нет у них никакой исторической ценности. Если...
Решение иркутских правителей хибары поджигать, томским чиновникам не вредно было б перенять.
5
3
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Franz42
В Кемерово Ленин в женском пальто стоит, пуговицы на другую сторону пришиты.
Unisex пальто. Ленин выступал за равноправие.
7
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Никанор Фёдорович
Именно что только чаёк))) Автор своего друга назвал молодым недоумком, потому что тот, видите ли, смеет пить алкоотраву. Тут два варианта, либо уже допился до белки и всё, край, надо бросать, либо болезнь какая. Совсем не пьющие люди, странные они.
Пьющие ещё страннее, особливо, когда напьются.
12
1
Ответить
bluetrack
Ульяновск
30655963
В Ванаваре девушка егерь нереальной красоты, вроде Женя ее зовут!На Ютубе есть видио
Староват я для молоденькой. Я всё больше с пониженной социальной ответственностью.
6
1
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Спасибо.
Про красивые деревянные строения, как русско-немецкий дом, с жар-птицами, отреставрированные жилые дома речи не идёт. Чёрные бревенчатые дома на улице Татарской ровно стоят. Пусть будут. Но есть многие десятки заброшенных, покосившихся, осевших, подгнивших. Невооружённым глазом, без прибора "Струна" видно, что восстанавливать их опасно для жизни.
8
 
Ответить
32285390
Москва
Очень интересный рассказ и само путешествие. Странно только что эрудированный автор путает золотодобытчиков с золотарями, хорошо что он им это не сказал.
Вообще автор невероятно везучий. Мой приятель на старой Африке Твин проехал Монголию, Карелию.и Магадан а тут Нива с пробегом за 300 в одиночку по зимнику. Это видимо особая категория людей умеющих.ездить много и долго без фатальных поломок.
Пусть Вам и дальше сопутствует удача.
12
 
Ответить
 
Сообщений: 4770
Его пример- другим наука. Пока есть силы и здоровье - трать время, чтоб свою цивилизацию изучить, а не в тае жариться непонятно с кем) Сам после двух раз на колыме и путешествия в один год с Магадана до Царского села ушел в водный туризм. В этом году еще и водометный по малым рекам.
Спасибо за хорошую экскурсию по городам. Пригодится. Но вот тема с геотермальными источниками в Тюмени явно не раскрыта! Излазил их по Сибири почти везде, но там был всего пару раз. Зимой же этой просто отвал башки!) Ждемс продолжения очерков!
Слово и дело.
7
 
Ответить
Палыч
Владивосток
Сильно, интересно, честно. Не то, что у автора, с арктическим Москвичом.
9
1
Ответить
***83
Иркутск
Решились бы совершить такую поездку в одиночку на Хавал/Лифан и пр.?
Нет +
Да -
7
4
Ответить
Палыч
Владивосток
***83
Решились бы совершить такую поездку в одиночку на Хавал/Лифан и пр.?
Нет +
Да -
Нормальные люди в такие поездки ездят на нормальных машинах, а не на планшетах с колёсами.
13
1
Ответить
Евгений Кинсфатор
Классная весенняя поездка, хотя там весной и -40 бывает, но в это время года в Эвенкии классно, как и в любое другое
6
 
Ответить
Палыч
Владивосток
Евгений Кинсфатор
Эвенкия очень красивое место, где остались еще места с нетронутой природой. Ну и поездки по зимникам это ни с чем несравнимый кайф
Эвенкия - огромна! Как Германия, Франция, Италия, Испания вместе взятые. Мож и для Португалии ещё местечко найдётся. И слава Богу, что она труднодоступна.
8
1
Ответить
Палыч
Владивосток
Палыч
Эвенкия - огромна! Как Германия, Франция, Италия, Испания вместе взятые. Мож и для Португалии ещё местечко найдётся. И слава Богу, что она труднодоступна.
Извиняюсь. Преувеличил. На карте смотрелось так. А по цифрам - две крупнейшие страны Европы - как одна Эвенкия.
4
1
Ответить
Палыч
Владивосток
***83
Решились бы совершить такую поездку в одиночку на Хавал/Лифан и пр.?
Нет +
Да -
В такие поездки ездят люди одержимые, но не сумасшедшие. И машины выбирают соответствующие.
7
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Палыч
Извиняюсь. Преувеличил. На карте смотрелось так. А по цифрам - две крупнейшие страны Европы - как одна Эвенкия.
В рекламных буклетах, зазывающих простой люд в Эвенкию, пишут примерно так: "Размером с Францию, а население всего 16 -18 -20 тыс чел (кто какую перепись населения читал) и одна круглогодичная дорога длиной 17 км от администрации до аэропорта.
3
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
Вован54
Его пример- другим наука. Пока есть силы и здоровье - трать время, чтоб свою цивилизацию изучить, а не в тае жариться непонятно с кем) Сам после двух раз на колыме и путешествия в один год с Магадана...
Про тюменские термальные источники много информации в открытых (не термальных) источниках. Неоднократно и на Дроме про них рассказывали. Фотографий там не фотографировал, поэтому упомянул кратко.
Зимой приятнее. В Москве при коммунизме был бассейн "Москва", хоть и искусственный подогрев, а всё равно кайф. 4-5 раз в неделю ходил. Иностранных студенток водил для разогреву.
4
 
Ответить
bluetrack
Unisex пальто. Ленин выступал за равноправие.
Во времена Ленина и секса то не было, не то что унисекса. Ну может быть кроме Саши Коллонтай - переспать большевиком это как стакан воды выпить. И выпила.
3
 
Ответить
bluetrack
Ульяновск
32285390
Очень интересный рассказ и само путешествие. Странно только что эрудированный автор путает золотодобытчиков с золотарями, хорошо что он им это не сказал. Вообще автор невероятно везучий. Мой приятель...
Спасибо за доброе пожелание.
"Золотарь" в смысле "ассенизатор" только в исторических книжках можно встретить. Уже давно старателей так называют. И мастеров-ювелиров, кто с золотом работает.
4
1
Ответить
nbt
  
Сообщений: 10054
defender-163
Ну и я бы мыл машину прежде чем выкладывать фото. Самомоек немеряно уже по всей России
Попробуй помойся в минусовые температуры.
4
 
Ответить
    
Сообщений: 1691
Назвать старателя золотарём, всё равно, что садовода назвать содомитом.
2
 
Ответить
     
МО
Сообщений: 2407
Борис Карлоич
Почему то не могу ответить Вам, на этот комментарий
Всё, ок, ответили и я прочитал :) Спасибо.
No Woman, No Cry
1
 
Ответить
nbt
  
Сообщений: 10054
Автор, конечно, молодец, уважение и все такое. Только вопрос тот же, что и у стрелко-чуньковчанок - собственно, зачем? Просто за прокатиться? Родственников повидать или родные места еще понятно, но места, где бывал просто по работе как-то не заслуживают подобной чести (и затрат) и риска для жизни.
 
1
Ответить
da-fomin
Новосибирск
САПЕР 4455
И кто то после этого скажет, что жигуль-это не машина!!!!
Я. Сочувствую всегда водителям нив, которые пытаются обогнать хоть кого-нибудь. А тут еще много тыщ км мучений...
3
1
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 5985
SerG[27th]
Всё, ок, ответили и я прочитал :) Спасибо.
Да почему то запаздывал коммент и очень сильно
1
 
Ответить
da-fomin
Новосибирск
***83
Решились бы совершить такую поездку в одиночку на Хавал/Лифан и пр.?
Нет +
Да -
На хавале - да, на лифане - нет)
1
1
Ответить
da-fomin
Новосибирск
Палыч
Нормальные люди в такие поездки ездят на нормальных машинах, а не на планшетах с колёсами.
Ниву нормальной машиной называть можно было лет 30 назад
2
2
Ответить
Палыч
Владивосток
nbt
Автор, конечно, молодец, уважение и все такое. Только вопрос тот же, что и у стрелко-чуньковчанок - собственно, зачем? Просто за прокатиться? Родственников повидать или родные места еще понятно, но места, где бывал просто по работе как-то не заслуживают подобной чести (и затрат) и риска для жизни.
Это тот случай, когда путь важнее цели. Как у самурая.
1
 
Ответить
Палыч
Владивосток
da-fomin
Ниву нормальной машиной называть можно было лет 30 назад
Спустя 30 лет она превратилась в плохую машину?
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром