Из Москвы в Мурманск и Керчь в июле-августе 2025 года

Из Москвы в Мурманск и Керчь в июле-августе 2025 года

06.10.2025 | 1680 просмотров

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Вот и пролетел незаметно ещё один год — всё какие-то хлопоты, работа, быт и проч. И вот — на тебе: февраль 2025 года на дворе во всей своей красе. Боже, как летит время! Куда едем в отпуск, Штурман? Хороший вопрос — много где побывали … Слушай, на море — однозначно … но можно внести некое разнообразие в наше летнее путешествие в этом году. Помнишь, однажды мы уже делали так — махнули в Архангельск на Белое море, а потом — в Сочи, на Чёрное? Да, помню, было! Тогда такое предложение: едем в Мурманск на Баренцево море — мы же в ту сторону давно посматриваем — а затем в Керчь с охватом Азовского и Чёрного водоёмов! Как тебе такое? А что — неплохой маршрут, большой и интересный … Давай «пятюню», договорились! В таком примерно ключе протекал неспешный вечерний разговор двух взрослых людей, не отягощённых очень уж большими жизненными проблемами и имеющими (пока) возможность и желание несколько раз в году менять «московскую» обстановку.

В Мурманске, а также в близлежащих краях, ранее не бывали, лишь несколько лет назад максимально добирались до Кеми, когда «ходили» на Соловецкие острова (рассказ на сайте есть). Припоминаю, что возле поворота на Кемь «зацепил» душу дорожный указатель с надписью «Мурманск … км». Ещё тогда подумалось — надо побывать как-нибудь!

Вот и пришло время. Ну, а Керчь — отдыхали там в прошлом году, понравился городской пляж и возможность дневных «бросков» в различные локации любимого всеми Крымского полуострова. При этом, учитывая особенности, скажем так, преодоления Крымского моста, решено было снова перемещаться по «новым» территориям: в прошлом году это получилось, плюс в марте текущего года успех был закреплён в виде проезда по ним же на 2-недельный отдых в Ялту.

Соответственно, предлагаю Вашему вниманию очередной рассказ об автопутешествии, которое было проведено в период с 13 июля по 8 августа 2025 года. Общий пробег составил 9350 км (расстояние по маршруту, плюс «наезженный» километраж в местах отдыха при осмотре имеющихся достопримечательностей): 6100 км — до Мурманска и обратно; 3250 км — в Крым и обратно.

Отмечу, что в комментариях к прошлогоднему рассказу нас слегка покритиковали за стойкое нежелание перемещаться в Крым по М4, поэтому в этом году исправились и, скрепя сердце, отдали Росавтодору 8560 честно заработанных рублей (4280 руб. в каждую сторону). Также была попытка взять билеты на теплоход «Клавдия Еланская» (см. Интернет), которая в летнюю навигацию огибает весь Кольский полуостров, но не получилось. Последнее расписание было выложено на сайте Правительства Мурманской области на июнь, рейсы состоялись. Однако с 1 июля это почтенное судно встало на ремонт, увы...

Состояние пройденных дорог и стоимость посещения выбранных мест будут традиционно приведены по тексту, а величина понесённых расходов — обозначена в конце рассказа. Средство передвижения то же, что и ранее: Тойота Ленд Крузер Прадо, ноябрь 2020 г.в., комплектация «Престиж», дизель, 2,8 литра, автомат, 200 л.с., расход 9,0 - 9,5 л/100 км по городу и 8,6 - 8,7 л/100 км по трассе. Экипаж — 2 человека. Ну, что? Поехали!

Очень нравится МКАД ранним летним утром. Всегда бы так …

Выйдя на М8, через Ярославль и Вологду плавно перемещаемся в сторону Севера. Погоды стояли отличные, пейзажи ласкали взор.

Бывали, знаем, где это …


Какая прелесть, правда?

Весь световой день был проведён на трассе М8. Дорога ничем примечательным не запомнилась. Всё стандартно — известный маршрут и недолгие остановки на «перекус» и отправление естественных надобностей. Неспешно преодолев 900 км, на ночёвку встали в широко, полагаю, известную гостиницу «Онего» на въезде в г. Пудож. Также останавливались здесь ранее неоднократно, рекомендую. 2-местный номер типа «Стандарт» обошёлся в 2400 руб. без завтрака (при желании — есть неплохая столовая на 1-м этаже здания). Съестные запасы у нас имелись свои, на котловое довольствие здесь не вставали, поэтому о качестве пищи в гостинице непосредственно в этом календарном году сориентировать не получится. Но отмечу, что народу там было прилично — даже очередь образовалась.


Мы — в Мурманск, на Север, мурманчане (а это все они) — на Юг …

Утром, дав автопутешественникам из Заполярья спокойно разъехаться в направлении южных морей, сытно позавтракали, попрощались с Пудожем и, предусмотрительно забронировав у них же номер на обратный путь, выдвинулись в Мурманск. Преодолеть предстояло какую-то 1000 км.


Дорога пока знакома …


И тут мы раньше как-то проезжали …


А до Мурманска остаётся всего-то ничего. Пустяки …


Вот такая она, Р21 «Кола» …

Благополучно проскочив поворот на Кемь, начинаем замечать, что пейзажи за окном слегка мимикрируют: высоких деревьев всё меньше и меньше, появились мелкие водоёмы и болотца вдоль дорожного полотна, да и машин стало меньше. И вдруг на этом участке мне стало не по себе — представил, что в таком режиме перемещаться ещё 500 км …

Где-то за Кемью стало совсем тоскливо …

Что делать? Каюсь, возникла подленькая мыслишка — а может, ну его, этот Мурманск, а? Ехать ещё далеко, засыпаю за рулём, какая-то непонятная реальность, тревожные ощущения. Но молчу — Штурман рядом, мужественно следит за дорогой, мне аж стыдно стало. Пришлось «брать себя в руки» (потом, спустя какое-то время поделился с ней, что был на грани). Короче говоря, в таком подвешенном состоянии (моём) благополучно преодолели 150 км от поворота на Кемь до поворота на Лоухи.


Дорога, уходящая «в горизонт», глазу не за что зацепиться …


Водоёмы вдоль трассы …

Вскоре на перекрёстке появилась заправка, и мне неожиданно стало легче — байкеры, машины, кафе, много людей. Тоже пообедали, время позволяло. В общем, не знаю, что это было, что за «морок» настиг,
но, тем не менее, это случилось. Удивительно, но, когда ехали обратно, ничего похожего не наблюдалось.


Вот она, спасительница — заправка у поворота на н.п. Лоухи …

Оставшиеся до Мурманска 400 км проехали практически «влёт», наблюдая, открыв рты, за северной природой. А посмотреть было на что.

Справочно: « …в центральной части Мурманской области (в западной части Кольского полуострова) располагаются горные массивы Хибины (высота до 1200 м) и Ловозерские тундры (высота до 1120 м),
ещё западнее — Мончетундра, Чунатундра, Волчьи Тундры, Нявка Тундра, Сальные Тундры, Печенгские тундры и Туадаш Тундры. Тундры устланы, как ковром, мхами и лишайниками.
Деревья в зоне лесотундры часто карликовые (берёза и осина), хорошо растёт ель, встречается сосна. ... »
(из Википедии).

Очень необычно для жителей средней полосы России, но, полагаю, в ходе наших разъездов по Мурманской области мы что-то из перечисленного выше увидели.


Феерично …


Не менее завораживающий вид …


Город уже близко …


Мы таки сделали это!


На улицах Мурманска …

Для недельного проживания был выбран отель «Губернский» со стоимостью 2-местного номера типа «Стандарт» в 3400 руб. (без завтрака). Да, скромно, но что поделать — пафосные гостиницы «Меридиан» и «Азимут» запрашивали безумные деньги за сутки (от 8 тыс.). Остальные были не очень удобны — то не в центре города, то условия размещения вызывали сомнения. Сразу сообщу — ничуть не пожалели: хотя антураж в «советском» стиле, но центр города, персонал приветлив и охоч до ответов на наши всевозможные вопросы. Завтракали и ужинали самостоятельно в номере, а обедали в сети столовых «ЩиБорщи», нормально, недорого (первое, второе и компот — 500 - 600 руб. на двоих).

Всё, естественно, увидеть не удалось. Хороший город, но для более тесного знакомства только с ним потребуется, наверное, неделя. У нас же неделя была «на всё — про всё». Предпочтение было отдано поездкам
в различные места области (об этом ниже), но и по городу несколько раз прогулялись. Поэтому прошу знатоков местных достопримечательностей не пенять нам за столь скромный перечень наших осмотров. Повторюсь — приехали сюда впервые, полагаясь на собственную интуицию и Интернет.

На следующее утро, наскоро позавтракав, побежали на морвокзал, в надежде попасть пораньше на экскурсию на ледокол «Ленин». Но не тут-то было! Докладываю, что организация данного мероприятия просто безобразна — сайта нет, электронной записи нет, всё в порядке живой очереди. Пускают, внимание, 3-4 раза в день группами по 20 чел. (по 20 чел., Карл!). Пришли мы в 10 утра и простояли в очереди до 14 часов — успели в последний «заход». Повезло, что в этот день запускали не по 20 чел., а по 40. Так что — кто решит сюда попасть, имейте это в виду.


На пирсе, возле стоянки атомного ледокола «Ленин» …

На выходе неудобные вопросы директору о творящемся безобразии в организации посещения музея были, конечно, заданы. Он ничуть не удивился (оказалось, что ему это выслушивать не впервой) и доверительно сообщил о том, что уже несколько лет бьётся над решением этой проблемы с «Росатомфлотом» (подчинены ему), но, как говорится, «воз и ныне там».


Вид с ходового мостика ледокола …

Внутри ничего необычного нет — обстановка на судне в стиле 50-х - 60-х годов прошлого века, но экскурсия весьма познавательна. Осмотру подлежит далеко не всё, но ряд объектов на борту показали.


Дайте-ка тоже порулить …

Далее в поисковике тупо набирали «Достопримечательности Мурманска», что позволяло накоротке посещать наиболее «знаковые» места.


Гостиница «Азимут». Знаменитая «Площадь 5 углов» — на ремонте …


Железнодорожный вокзал показался неброским …


На проспекте Ленина оживлённо …


«Алёша» (см. Интернет) …


Прекрасный вид на город с холма от «Алёши» …


Там же …


Скульптура «Ждущая» (в Новороссийске есть похожая) …


Штурман восхищается пейзажами берегов Кольского залива …


Просто хватающее за душу место (см. ниже) …


Фрагмент рубки АПЛ «Курск». Вокруг икон (справа на стендах) нанесены фото всех 118 членов экипажа …

Посвятив городу целых два дня, начинаем планомерный объезд окрестностей. Естественно, на первом месте — н.п. ТерИберка! А что мы о ней знаем?

Справочно: «Тери́берка — село в Кольском районе Мурманской области. Центр одноимённого сельского поселения. Расположено на Мурманском берегу Кольского полуострова в устье одноимённой реки, при впадении её в губу Териберскую Баренцева моря. Название село получило по одноимённой реке Териберке, название которой в свою очередь, по одной из версий, восходит к устаревшему названию Кольского полуострова — Терь. В европейской части России Териберка является единственным местом, куда можно добраться по автомобильной дороге, чтобы увидеть открытое Баренцево море и Северный Ледовитый океан »
(из Википедии).

Начитавшись в Интернете противоречивой информации о состоянии дороги в сторону Териберки, поначалу долго думали как быть — то ли взять экскурсию (от 3 до 6 тыс. руб.), то ли добираться своим ходом? Решили рискнуть — едем сами. В крайнем случае, вернёмся. И это было правильно!


Вот такая дорога встретила нас на выезде из Мурманска в сторону Териберки …

В процессе изучения доступных источников, выяснилось, что, якобы, не доезжая до села 15-20 км (всего от Мурманска порядка 140 км), асфальт заканчивается и начинается «гравийка». Ждали её, ждали, но нам КРУПНО ПОВЕЗЛО: в 2025 году дорога была достроена до въезда в посёлок. Ура!


На протяжении всего пути до Териберки мы наблюдали вот такое …


Такое …


И вот такое …


Иногда было и так, но общей благостной картины это не портило …


Есть! Асфальтированная дорога привела прямо к посёлку …

Сам населённый пункт нас интересовал мало. Если коротко, то вся Териберка представляет собой обычную провинцию — серовато, грязновато, простовато. Проехали туда-обратно по посёлку и направились в сторону моря. Но туристы есть, народу много, оживлённо. Тут на сайте имеется несколько рассказов тех, кто ночевал здесь — цифры приводились фантастические, вплоть до 16 тыс. руб. за ночь. Насколько это соответствует действительности — не знаем, предметно не интересовались. Хотелось просто посмотреть Баренцево море, Батарейский водопад, пляж с круглыми камнями и прочее, что успели бы за световой день. Вход то ли платный, то ли нет — не понятно: стояли каких-то два бравых парня требовали показать оплату по Q - коду. Да где ж взять его — Интернет иногда сбоил. Поэтому можно пройти и так — посетителей хватает, каждого не остановишь.

Лето северное, поэтому все взятые с собой тёплые вещи очень пригодились. Так, поначалу было тепло и ярко светило солнце. Но в конце нашей прогулки (часа через 3) резко похоладало, с моря подул сильный ветер, пошёл холодный дождь.

Если в конце посёлка …

свернуть на такую вот «грунтовку» и проехать 2-3 км …

то попадаешь на автостоянку. Дальше пешком …

Всё окультурено, проложен деревянный настил. Потом нужно подниматься в гору. Пойдём, посмотрим, что там?


Как-то так …


«Пляж». Не очень видно, но штормило прилично …


Там же, поближе …


Батарейский водопад …


Он же, с другой стороны …


Медитировать здесь можно вечно. Штурман «завис» …


Ещё один водопадик …


Погода неожиданно испортилась. Всё, «идём на базу» …


Как там говорят: « … усталые, но довольные вернулись домой …»?

Следующим пунктом в нашей культурной программе стали визиты в Гаджиево и Полярный.


Вид на Мурманск с другой стороны Кольского залива (район Абрам-мыса) …


Нам, кажется, направо …


Состояние дороги — на фото. Везде так или чуть хуже …


Гаджиево — город МОРСКОЙ ДОБЛЕСТИ …


Типичная картина в любом населённом пункте такого типа: мамочки гуляют с детишками, папы — на суровой работе …


А вот Полярный — уже город ВОИНСКОЙ СЛАВЫ. Не путать!


Останавливаться и любоваться открывающимися видами можно на каждом повороте …

Проведя таким активным образом в дороге весь день, вечером (а в это время в Мурманске был «полярный день») вернулись в гостиницу.


Поздний вечер на проспекте Ленина …

На следующий утро, оценив своё состояние как «удовлетворительное», решили совершить ещё один марш-бросок. Маршрут дня: Мурманск — Долина Славы — Печенга — Заполярный — Никель — Мурманск. Да, согласен, путь не близок, но, скажем так, очень хотелось! Особенно в Никель.

Справочно: « … посёлок Никель был образован в 1936 году с названием Колосйоки (фин. Kolosjoki) на месте зимнего лопарского (саамскогоПазрецкого погоста, территория которого входила тогда в состав Финляндии. Название Никель начало употребляться в советских документах во время Великой Отечественной войны и было присвоено посёлку в 1945 году. Этим названием он обязан одноимённому элементу таблицы Менделеева

Градообразующим предприятием здесь является горно-металлургический комбинат «Печенганикель» (входящий в Кольскую горно-металлургическую компанию концерна «Норильский никель»), на котором работает около 2,2 тыс. человек (в плавильном и сернокислотном цехах — около 700 человек). Плавильный цех по переработке медно-никелевого концентрата Кольской ГМК в посёлке Никель отработал свой последний день 23 декабря 2020 года и был закрыт» (из Википедии).


Чтобы было понятно, о чём речь (Никель ещё в составе Финляндии) …

Но обо всём по-порядку. Едем и наслаждаемся (это о нас).


Дорога в сторону Никеля. Автобан, практически …

Неожиданно, в районе поворота на н.п. Ура-губа, обнаружился, что называется, полный аншлаг: загорают и купаются все.


Автомобилей — как в Сочи и в Крыму…

Не удержался, тоже полез. Шутка ли — купание за Полярным кругом!

После водных процедур следуем далее, в Долину Славы. Намеренно не привожу здесь справку — кому интересно, всё есть в Интернете.


Долина Славы …


Там же. Именно в сторону Долины Славы, как говорят, по замыслу скульптора, смотрит «Алёша» из Мурманска …

Почтив память павших героев Великой Отечественной войны, едем вперёд по шоссе, в Печенгу.


Нам — туда, вдоль ЛЭП …


Дорога до Печенги. Похолодало, заморосил мелкий дождик …


Печенга …

Смотреть здесь особенно нечего, поэтому, объехав по кругу сей населённый пункт, буквально, за полчаса, движемся дальше, в Никель.


Тундра?


Трубы дымят. С экологией, наверное, тут «не айс» …


Похоже, это и есть Никель …


Да, верно, Никель …

В течение примерно 1 часа побродили по городку. Познавательно.


На улицах Никеля …


Там же …


В сквере — симпатичный знак, посвящённый «стыку» 3 границ: российской, норвежской и финской …


Ильич откровенно скучает в этой обстановке (памятник В.И. Ленину) …

Всё, возвращаемся. И, пожалуй, заскочим в Заполярный — это по пути.


Левее за озером — уже Норвегия …


В-о-о-о-н он, Заполярный, впереди …


Заедем перекусить …


На улицах Заполярного …

Поздно вечером, с массой полученных впечатлений, вернулись в Мурманск. Всё — завтра в дорогу, домой.

Констатирую, что эта «северная» неделя нашего отпуска пролетела незаметно, хотя перед поездкой сюда казалось, что этого срока много и хватит каких-то 2-3 дней. Отнюдь — край самобытный, где очень много исторических мест, с которыми, прочитав о них ранее, теперь знакомишься наяву. И это мы ещё не были в Хибинах, Кировске, Апатитах и прочих, не менее интересных местах. Естественно, что здесь не центральные регионы страны — всё более просто и менее, скажем так, нарядно.
Но притягивает — теперь начинаю понимать туристов, которые ходят сюда в пешие походы или забираются в «неведомые» для нас до недавнего времени дАли. Благо рассказов здесь на сайте предостаточно. Но несколько «белых» пятен для себя мы всё же закрыли. Отмечу, что люди здесь спокойные, порой кажется, что уж слишком. В целом — есть над чем подумать на будущее и исключать возможность ещё одной поездки сюда нельзя. Зацепило!


До свидания, Мурманск! Будем надеяться ещё на одну встречу …

Обратная дорога в Москву протекала без происшествий по тому же маршруту: Мурманск — Пудож (гостиница «Онего») — Москва. Промчались с «ветерком» (в разумных, разумеется, пределах). Соответственно, штрафов не пришло. Небольшую остановку на следующий день сделали в Вытегре для того, чтобы посетить музей на подводной лодке Б - 440. Несколько лет подряд тоже всё порывались закрыть этот «гештальт» и вот, наконец-то, получилось. Рассказывать об этом туристическом объекте подробно нет смысла — в рассказах ряда путешественников на сайте всё уже освещалось много раз. Поэтому — короткая справка и пара фотографий.

Справочно: «Б - 440 — дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641, служившая в составе Северного флота в 1970 - 1999 годах. Заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года. Вошла
в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971 - 19721973 - 19741977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 году — 
в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 году — в Северо-Восточной Атлантике. С 2005 года навечно установлена в Вытегре в качестве подводной лодки-музея.

СтОит заехать.


Б-440 …


Как тут моряки по несколько месяцев живут?! Непостижимо …

По прибытии в родные пенаты «скинули» тёплые вещи, перевели дух и, кардинально сменив в походных чемоданах гардероб, через пару дней выдвинулись в Крым, а конкретно — в город-герой Керчь.

Как уже упоминалось выше, в этом году тупо выехали на М4 и с ветерком промчались до Таганрога, заселившись в давно полюбившуюся нам гостиницу «Ассоль». Стоимость 2-местного номера типа «Стандарт» составила 2950 руб. (без завтрака, но у нас с собой всё было). При желании — 500 руб. «с носа» и — внизу отличная столовая «шведский стол». Единственное неудобство — расположен сей странноприютный дом далековато от трассы, в городе, почти у моря. Если ранее проблем не было — вбиваешь адрес в навигатор и через 20 минут ты на месте, то нынче, увы: в Таганроге не функционирует НИ-ЧЕ-ГО! Или работает очень и очень периодически. Однако каким-то чудом (видимо, «случилось окно в космосе») внезапно заработал Maps.me, и мы эту возможность не упустили.

Утром тронулись далее по «пробитому» уже маршуту: Таганрог — Мариуполь — Мелитополь — Джанкой — Керчь. Прохождение границы с ДНР проблем не вызвало — всё прошло быстро.


Нам — туда …

Несколько нюасов из 2025 года: во-первых, после выезда из Мариуполя вся дорога вскрыта и идут масштабные работы по её расширению. Продолжается всё это безобразие (в хорошем смысле этого слова), примерно, километров 20-30 в сторону Мелитополя со всеми вытекающими отсюда последствиями — объезды, пробки и т.д.; во-вторых, трасса стала очень популярной: если год назад обгоны колонн грузовиков были почти незаметны и кардинально не отражались на общем времени движения в Крым, то сейчас — всё, халява закончилась — за ними можно тащиться и 30 минут, и 40 («встречка», не обогнать). Что ещё бросилось
в глаза — большинство фур, а точнее их водители, при первой же возможности жмутся к обочине и дают себя обогнать, даже включая правый поворотник для подсказки. Но, как всегда, «в семье не без уродов» — упорно, сука, едет 80-90 км и наслаждается видом моргающего и сигналящего ему многокилометрового «хвоста». Мазохисты, мля!
И часто попадаются автомобили с регистрационными знаками государства «братьев наших бывших». Но, насколько известно, с 1 января 2026 года «лавочка закрывается» — этот срок установлен им для смены номеров.


Мариуполь просто пролетаем …

Мелитополь в этот раз объехали по объездной (простите за тавтологию), на удивление опять быстро прошли границу и двинулись в сторону Керчи. Кстати, дорога от границы до Джанкоя местами приведена в порядок — асфальт, знаки. Но разбитые участки ещё присутствуют.

В Джанкое у заправки «Старт» свернули налево и через Победное — Советский — Владиславовка вышли на «Тавриду». Вечером были в Керчи.


Где-то за Джанкоем по дороге в сторону Владиславовки …

Снова не стали «искать добра от добра» и остановились в гостинице «Керчь» в 2-местном номере «Стандарт» за 3900 руб. (без завтрака). Номера в «советском» стиле, непритязательны — но всё необходимое есть: холодильник, кондиционер, уборка ежедневно, стоянка, приветливый персонал, центр города. Поблизости находится магазин «Яблоко», поэтому питались продуктами оттуда или ездили в столовую «Кузя» (на машине
в одну сторону — порядка 10 минут). Повторюсь, в прошлом году удивил в лучшую сторону городской пляж «Аршинцевская коса», соответственно, прошлогоднюю ситуацию экстраполировали на этот год в надежде провести здесь спокойно две недели с редкими (в удовольствие) выездами по округе.


На пляже «Аршинцевская коса» в первые дни. Даже дельфины были …


Они резвятся …


И прыгают …

Так было ровно два дня. Потом произошло оно — нашествие медуз.


Всё, мля, с купанием в Керчи покончено. В этот раз — не угадали …

Причём с каждым годом эти … м-м-м … существа становятся всё крупнее и злее. Так, задев их в воде и случайно прикоснувшись потом к лицу, получаешь неприятные ощущения, типа ожога. Более того, если раньше их можно было обнаружить, большей частью, в верхних слоях воды, то теперь наступаешь на них, зайдя в море уже по пояс (по дну, что ли, ползают?) Также показалось, что эти представители морской цивилизации становятся самообучаемыми — такое впечатление, что, тихонько подплыв к линии прибоя и внимательно послушав, о чём говорит народ на пляже, они медленно возвращаются назад, в свою стихию. Вынесенных морем на песок особей немного: смотришь, вроде бы, валяется по урезу воды, ан нет — уже плывёт в другое место. Наверное, скоро их, как голубей, кормить хлебом будем. Ну, это, так сказать, нахлынувшие от наблюдений за морской фауной мысли.

Пока было время, традиционно прогулялись по городу и, в очередной раз (относительно прошлого года), поднялись на гору Митридат.


Наверху горы Митридат идут грандиозные раскопки …


Археологи усиленно копают. Что-то, думается, найдут …


Посетили и городскую картинную галерею. Вполне себе прилично …

Так как вопрос с купанием на городском пляже Керчи, в силу непредвиденных обстоятельств, закрылся сам собой, то выход (по совету охранника парковки в гостинице) был найден в виде ежедневных поездок
на пляж в посёлок Курортное. Благодаря этому грамотному решению удалось посетить и знаменитые Генеральские пляжи (куда тоже долго не могли решиться отправиться), и озеро Чокрак, на котором отметились принятием грязевых ванн. Благо туда от гостиницы «Керчь» около 20 км (с учётом езды по городу это 25-30 минут).


Вот такая теперь дорога до посёлка Курортное …

Смею заверить, все 20 км до посёлка вот в таком прекрасном виде: новый асфальт, свежая разметка и, разумеется, пыльная грунтовка в самом Курортном. Естественно, что при въезде на пляж приходится преодолевать накатанную песчаную дорогу — отмечу, что она в очень хорошем состоянии и проезжаема на любом автомобиле, по крайней мере, в летний период отдыха на Азовском море.


Шикарный вид!

Чтобы было понятно: слева — грязевое зеро Чокрак, справа — линия пляжей, упирающаяся в, скажем так, плато, на которое нужно подняться для посещения Генеральских пляжей (там мы тоже побываем).

Справочно: Генера́льские пля́жи песчаные пляжи в Крыму на побережье Азовского моря. Располагаются между посёлками Золотой и Курортное, от озера Чокрак до мыса Чаганы, в 35 км к северо-западу от Керчи. Общая протяжённость пляжей составляет 30 км, территория относится к Караларскому природному парку. Пляжи также называют Побережьем тысячи бухт: там их около 70 (из Википедии).

Легкое удивление вызвал обжитой вид побережья в районе посёлка. Подумалось — ну, что там может быть, в этом богом забытом месте? Но нет — вдоль всей линии моря достаточно посетителей, а многие здесь живут давно: сушится бельё на натянутых между деревьями верёвках, развёрнуты походные туалеты, душ, тлеют костры с мангалами, из автомобилей составлен целый городок широко известным способом накрытия тентами подряд нескольких машин. Даже построены какие-то щитовые «времянки». Молодцы!


Курортное …


Морская безмятежность …


Вот туда по дороге нужно подняться к Генеральским пляжам …

Где-то на половине пути, от въезда на пляж и до дороги на плато к Генеральским пляжам, есть возможность попринимать грязевые ванны и тут же, перебежав дорогу, обмыться в водах Азовского моря.


Парадный вход в «купальни» озера Чокрак …


Купаются тут — впереди уже плещутся …


После процедур …


А теперь — в море …


Вот такая дорога вдоль побережья перед подъёмом к Генеральским пляжам (оттуда мы приехали) …


Поднялись на плато …


Взгляд назад …


Едем к бухтам. Народ уже отдыхает …


Приехали. Вид сверху …


Спустились. Вид снизу …


Сильно штормит …


Хотя бы ноги намочить …

Но ровно через неделю «медузная» напасть добралась и сюда — вон они, гнездятся у берега.


Древнее городище Зенонов Херсонес. Медуз тут тьма-тьмущая …

Ну, что оставалось делать? Пару раз съездили на пляж «Меганом» с обязательными визитами в магазины винзаводов «Солнечная долина» и «Коктебель». Соответственно, несколько ящиков вина из каждого магазина перебрались в Москву и торжественно ожидают своего часа.


Кусочек моря в районе пляжа «Меганом» …


Пляж «Меганом», как всегда, забит посетителями …

Незаметно прошло время отпуска, и нам пора домой. Выехав из Керчи рано утром, увидели вот такую картину. Как писАли, в этот день проезд по мосту был перекрыт с 2 часов ночи.


Очередь на мост со стороны Крымского полуострова…


Ну, а нам — в другую сторону: снова пройдём по «новым» территориям …


Живописная дорога в сторону Джанкоя …

По пути заскочили посмотреть Геническ.


Здание администрации …


В сквере …


На улицах города …

Мелитополь прошли по окружной и уже знакомой дорогой проехали через Мариуполь.


На улицах Мариуполя …


Справа по ходу движения — Азовское море …

На ночёвку традиционно остановились в Таганроге в гостинице «Ассоль». Утром выехали в сторону Москвы и, преодолев 1145 км, в 2 часа ночи были дома. Всё, через пару дней, снова выйдя на работу, можно спокойно строить грандиозные планы на 2026 год.

По традиции — короткий финансовый итог состоявшейся поездки:

общие расходы составили 236100руб., в том числе:

  • топливо 64800 руб.;
  • проживание в отелях и гостиницах 80250 руб.;
  • расходы на еду — 47650 руб.;
  • сувениры — 1500 руб.;
  • приобретение вещей (в магазинах и рынках) — 10400 руб.;
  • проезд на общественном транспорте — 1000 руб.;
  • общехозяйственные расходы — 2100 руб.;
  • покупка продукции на винзаводах Крыма — 16600 руб.;
  • расходы на экскурсии 1050 руб.;
  • аптечные товары — 2150 руб.;
  • платная дорога (М4) — 8600 руб.

Штрафов в этот раз, на удивление, не было. Как видно из приведённых здесь цифр, почти 55% от общих расходов продолжают составять затраты на проживание и еду. Доля топлива в общих расходах — почти 28%. Такая тенденция, по моим наблюдениям, сохраняется уже в течение нескольких лет. Ранее (лет 5-7 назад) наибольший удельный вес в общих расходах занимало топливо. Автомобиль, естественно, не подвёл — известно же, что «Тойота» не ломается.

На этом позвольте завершить свой рассказ, поблагодарить за уделённое время и пожелать всем дальнейших интересных автопутешествий!


Дром

Комментарии

Мухожук
Самара
Общее впечатление - уныло.
Вот если бы бонусом трофейная рыбалка плюс охота, горы и красочная природа.
Проще, быстрее и колоритней в Турцию-Таиланд-Дубайск-Сербию сгонять. Там взять в аренду авто.
4
19
Ответить
   
Сообщений: 895
Здравствуйте. Насколько известно в Гаджиево просто так не попасть, как же Вам удалось?
IPSUM ACM26-ANSSK
3
 
Ответить
  
Пермь
Сообщений: 495
Спасибо за рассказ, прочитал с интересом. У меня тоже возник вопрос, как Вы смогли попасть в закрытые гарнизоны и города - Гаджиево, Заполярный, Полярный, Печенгу? Оформляли пропуск? На посещение Териберки тоже нужно разрешение, поскольку это особо охраняемая природная территория. Судя по всему, Вы его не получали и смогли удачно проскочить.
1
 
Ответить
Тимур Мишаков
За такие деньги и так уныло...
3
9
Ответить
 
Санкт-Петербург
Сообщений: 7825
Вместо Заполярного и Никеля можно было рвануть на Рыбачий, если и не на своей то взять экскурсию - там за один день на джипах успевают долететь до Немецкого мыса и обратно.
1
1
Ответить
  
Златоуст
Сообщений: 424
Нормальное путешествие, правда, несколько скучновато, ИМХО, написано.
P.S. Что-то давно не видно-не слышно "Софьи с Севера" (с Мурманска)?
2
1
Ответить
    
Омск
Сообщений: 1295
Северная часть путешествия более интересна, ну лично для меня, как менее изъезженная и менее изученная.
Спасибо за информацию по проездам по новым территориям, это важно и полезно знать.
Молодцы, хорошо прокатились!!!
5
 
Ответить
   
Сообщений: 895
alaska70
Спасибо за рассказ, прочитал с интересом. У меня тоже возник вопрос, как Вы смогли попасть в закрытые гарнизоны и города - Гаджиево, Заполярный, Полярный, Печенгу? Оформляли пропуск? На посещение Териберки...
На Гаджиево, Полярный нужен пропуск и просто так без встречающей стороны (которая и должна собственно пропуск и сначала заказать затем передать въезжающим). В Териберку и дальше в Заполярный ни чего не надо. Не доезжая до Заполярного есть пост, но там только проверяют паспорт. Хотя в ковид не пускали даже с Мурманской пропиской только местные.
IPSUM ACM26-ANSSK
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром