|
Маршрут: Кемерово — Новосибирск — КПП Павловка-Косак — Павлодар — Астана (Нур-Султан) — озеро Боровое (Бурабай) — Кокшетау — Петропавловск — Омск — Кемерово
Автомобиль: Opel Zafira 2008
Предисловие
После известных февральских событий 2022 года жизнь в России достаточно сильно изменилась. Практически в единочасье был побежден коронавирус. Одна за одной стали открываться границы многих государств, запертые замком с 2020 года. Так и 30 марта безвизовый соседний Казахстан открыл с Россией свою сухопутную границу. Теперь туда можно было заезжать без уважительных причин. А с 8 июня этого же года были еще отменены все ПЦР-тесты и прочие сертификаты о вакцинации. На фоне закрытия полетных программ в Европу и Юго-Восточную Азию, стоявшие на паузе 2 года автомобильные путешествия в соседние страны стали снова, как никогда, актуальны.
Почему был выбран именно Казахстан? Во-первых, после майских праздников была уже успешно опробована и обкатана западная Монголия. На радость путешественникам, границы пересекались на раз-два, въезжающих мало, тесты и сертификаты предъявлять не нужно. Прямо как в старые добрые времена. Да и монголы уже успели соскучиться по русским туристам. И с радостью вспоминали подзабытое слово «Орос». Причина два (пожалуй, самая важная): отсутствие работающих за границей пластиковых карточек Visa и Mastercard от российских банков. Чтобы произвести оплату на забугорных сайтах, приходилось просить друзей из Узбекистана или Кыргызстана. Да и в любой заграничной поездке работающие карточки никогда не будут лишними. К ним привык, и без них уже не тот уровень комфорта. Возврат к наличным долларам и местной валюте не критичен, что все же это полшага назад. В-третьих, с прошлой поездки в Астану в 2015 прошло уже 7 лет и очень хотелось еще раз побывать в понравившейся тогда столице Казахстана. Причина четыре: озеро Боровое. Оно так до сих пор и не было посещено нами ни разу. Пора бы закрывать и эту известную туристическую локацию. Ну, и бонусом шел недорогой казахский шопинг на фоне окрепшего в последнее время рубля. Да и покупка наличных долларов по гуманному курсу тоже была поставлена в список желаний на эту поездку.
В этот раз наш туристический коллектив — это я (Ilya-42), супруга и двое детей (11 и 14 лет). Плюс видавший виды автомобиль Opel Zafira 2008 г. с пробегом на начало поездки 172419 км.
День 1-й (31 июля 2022 г., воскресение). Мы в Павлодаре
В этот раз сборы были не особо глобальными, поэтому сильного напряжения они не вызвали. Заранее проставлены точки с местными достопримечательностями в приложение Organic (бывшее Maps.me). Подготовительные работы по авто почти стандартны: дозаправлен кондиционер, поменян ремень генератора и воздушный фильтр. Сделан рублевый перевод самому себе по системе «Золотая корона» для получения в Казахстане наличных долларов. За пару-тройку часов закуплены в дорогу продукты. Ну и собрано основное туристическое оборудование (палатка-матрац-стол-стулья), плюс чемодан с вещами. Ну и, конечно, взяты смартфоны, планшеты, павербанки, фотоаппарат и туристический навигатор для записи треков.
Как и планировалось, выезд 31 июля в 4:45. За бортом комфортные +16С и небольшая облачность. В это время по еще пустой трассе М-53 на запад ехать одно удовольствие. Дорожное покрытие в Кемеровской области отремонтировано и отличного качества. После Новосибирска движемся в сторону Карасука. До него от Кемерово 660 км. На одной из последних АЗС Газпромнефти заливаю полный бак. Знаю, что в Казахстане бензин дешевле, но не рискую, так как непонятно, удачно ли сложится вопрос с обменом денег в выходной день. А расплатиться на казахской АЗС по карте «Мир», скорее всего, не удастся.
От Карасука проезжаем еще 40 км, и мы на уже границе. Переход Павловка — Косак. Время 13:45. Впереди к шлагбауму 12 машин. Пока стоим в очереди, я делаю казахскую автостраховку. На минимальный срок 14 дней она обходится в 1800 рублей. Через час мы заезжаем за шлагбаум и двигаем на паспортный контроль. Водитель, как обычно, проходит первым. Достаточно быстро получаем в загранпаспорта выездные штампы. Можно, конечно, заехать и по российскому паспорту, но в этом случае придется морочиться и заполнять миграционные карточки.
Дальше осмотр автомобиля. В кои веки на российской стороне приходится вытаскивать и предъявлять к досмотру почти все коробки, сумки, рюкзаки. Неожиданно. Сам же осмотр выборочный и занимает минут 15. Главное, чтобы в 2022 году не вывозился сахар.
На казахской стороне наоборот, долго стоим в очереди, но быстро получаем штампы. Осмотр машины ограничивается открыванием всех дверей, капота и бардачка. Вещи не достаем. Я немного офигеваю, когда на вопрос казаха, проходили ли этот КПП раньше, говорю, что да в 2015, и пограничник называет наш маршрут 7-летней давности. Итого на прохождение двух границ тратим 3 часа. Поток же въезжающих в Россию машин растянулся точно не на одну сотню метров.
Сразу в 800 метрах от границы останавливаюсь около первой кафешки. Продавец страховок в автобусе дружелюбно предоставляет свой Wi-Fi, и я активирую купленную по Интернету карту eSim от оператора Airalo (здесь и дальше не реклама). Региональный тариф по всему Казахстану стоит 9 долларов. На 30 дней в него включены 3 Гб Интернета, минуты и смс отсутствуют. Да они не особо уже и нужны. Курс обмена негуманный — 6 тенге за 1 рубль, поэтому рубли тут не меняю. Проезжаю до деревни Успенка и уже там, в продуктовом магазине подкупаю несколько тысяч тенге. К данному моменту у нас есть Интернет и наличные деньги, что очень неплохо.
Мы же держим путь на Павлодар. До него от границы около 150 км. Дорога пустынна с асфальтом отличного качества. Вспоминаю, что в 2013, да и 2015 году дорожное покрытие тут было, мягко говоря, не очень. Да и вообще, за всю поездку качество дорог по пути нашего следования было отменного качества. Чему я, конечно, приятно удивлен.
В Павлодаре в здании ж/д вокзала меняю рубли на тенге по курсу 7.3. Этот курс и возьму за основу при переводе местных цен на рубли за всю нашу недельную поездку.
От вокзала проезжаем к мечети имени Машхура Жусупа. Там фото-видео. После чего перемещаемся и паркуемся около набережной Иртыша и городского пляжа Павлодара. Купаемся, отведываем вкусное мороженое от ГорМолЗавода «Кокшетау». Дальше гуляем вдоль самой набережной. Многолюдный променад нравится. Даже и не припомню, где лежаки еще были бы бесплатными. Гуляем около часа и покидаем город. Времени на поиски жилья для ночевки в Павлодаре не тратим, а отъезжаем немного от города и останавливаемся на природе. Сегодня тестируем новую палатку Tramp. Дальше пытаюсь найти жилье в Астане на местном сайте объявлений olx.kz. Н-да, тысячи вариантов, без карты и толковых фильтров. До комфортного уровня нашего Авито, как до Луны. Нахожу же приемлемый вариант на сайте krisha.kz. Списываюсь по WhatsApp и сразу бронирую квартиру на 3 дня.
Первый день окончен, пробег 910 км.
Дорога от границы до Павлодара. Идеальное качество
День 2-й (1 августа 2022, понедельник). Астана. Куплены доллары и получена первая казахская карта Visa
Рассветает рано, поэтому долго не спим. Утренний бодрящий кофеек и выезд в 4 часа местного. До Астаны 427 км. До столицы идет четырехполосная дорога идеального качества. Машин мало, заправок и кафе тоже. Зато достаточно мест отдыха с туалетами, беседками для приема пищи, большими парковками и зачастую с эстакадой. Ограничение скорости местами до 140 км/ч не может не радовать!
В 9 утра заезжаем в Астану. На АЗС Гелиос пополняю бак дешевым казахским бензином. Один литр АИ-95 обходится в 212 тенге, что по текущему курсу составляет приятные 29,04 рублей. Такие цены в России были разве что в 2013 году.
Чтобы не ждать открытия в 10 часов салонов связи, двигаем в аэропорт. Там в круглосуточном павильоне покупаем местную сим-карту от Билайна. Стоимость 2000 тенге и 500 тенге уже лежит на балансе. Абонентской платы нет, оплата только за минуты разговора. Вторая сим-карта нам нужна для открытия дебетовой карты банка ЦентрКредит.
Заселение в квартиру по договоренности после 13 часов, поэтому сразу проезжаем в одно из отделений банка Freedom Finance. Главная задача на сегодня получить карточки двух казахских банков. Подготовительная работа был проделана немалая. Были просмотрены кучи сайтов и «почитаны» десятки страниц различных форумов. А все для, того, чтобы определиться с нужными банковскими продуктами.
Итак, пластиковая карта номер 1. Это дебетовая карта от банка Freedom Finance. Открытие и обслуживание бесплатно. На карте счета в 4 валютах: тенге, рубли, доллары и евро. Для ее открытия нужен заграничный паспорт с обязательным штампом о пересечении казахской границы, номер телефона в данном случае подходит и российский (только в этом банке), плюс местный ИИН. Это аналог российского ИНН. Его мы получили еще в апреле этого года. Сделал нам удаленно и бесплатно знакомый из Павлодара. Без ИИН карту получить не удастся. Никаких справок о доходе, а также бумаг о местной регистрации во Фридоме не требуется. В других банках все сложнее и условия жестче.
Заполнение банковской анкеты вручную, потом ксерокопия паспорта, ИИН и дальше внесение данных в компьютер. Ох, как все не быстро. Только где-то через час заявка на получение карты была принята и через 10 минут одобрена. Само же получение именной! карты в этом же отделении через 2-3 дня. Ее должны изготовить и прислать из Алма-Аты. Мы же сразу скачиваем и устанавливаем мобильное приложение банка. Активируем карту. И вот она уже видна, а ее виртуалочкой можно пользоваться прямо сейчас.
Пока заполняли анкету, тут же в кассе получили наличные доллары. Система «Золота корона». Онлайн перевод и оплата с любой карты российского банка (хоть Мир, хоть Виза, не важно). Оплата рублями. Курс плюсом 4-5% к биржевому, а не 10+, как в наших банках. Перевод можно делать самому себе. Точек выдачи сотни и можно получать в любом городе Казахстана. Получение по загранпаспорту. Называется также проверочный код отправителя. Время 12 часов, и мы уже закрываем первый долларово-карточный вопрос.
До заселения еще остается время, поэтому обед. Обычный едальный ценник на четверых в российском фудкорте в районе 1500 рублей. Тут же мы легко укладываемся в 900 рублей. Порции плова большие, поэтому доедаем с трудом.
В 13:30 получаем ключи и заселяемся в 1-комнатную квартиру с большой 14-метровой кухней и 4 спальными местами (ЖК «Сармат»). За 3 ночи отдаем 30000 тенге (4109 руб.), что конечно очень дешево. Стиралка, ТВ, Интернет, холодильник, СВЧ и все кухонные принадлежности присутствуют. Поражает двор двумя футбольными полями, 2 беседками, 2 детскими городками и огромной парковкой со свободными местами в любое время дня и ночи. От квартиры до прогулочного бульвара Нуржол метров 300-400. Для туристов расположение то, что надо.
Немного отдохнув, приступаем ко 2-й части нашего карточного тура. Двигаем в одно из отделений банка ЦентрКредит (БЦК), где погружаемся в атмосферу 2000-х годов, когда очередь человек на 30-40, а талоны на обслуживание отсутствуют в принципе. Очередь живая, точнее их две. Одна к менеджерам, вторая в кассу. Люди сразу занимают по 2 очереди. Многие, не дождавшись, уходят и не возвращаются, чем вызывают сбой в очередях, и как следствие разборки и препирательства. Но вот примерно через час ожиданий мы попадаем на прием к начальнице отделения. Тут тоже все не быстро, программа зависает, начальница в свой первый день с отпуска отвечает на срочные и непрекращающиеся звонки. Но десятки минут ожидания стоят того. По итогам визита в БЦК нам сразу выдается на руки неименная карта Visa. Для ее получения требовались: загранпаспорт, ИИН и сим-карта уже с местным номером. Регистрации с проживанием, справок о доходах в этом банке также не требуются. Далее стандартно: устанавливаем мобильное приложение, активируем карту, задаем пин-код. Для проверки пополняем карту в банкомате наличными тенге. Карта работает — замечательно.
На следующий день я пополняю эту карту БЦК с карты российского банка. Для этого в приложении российского Почта-банка делаю перевод на «пополнение карт Казахстана Visa/Mastercard» и указываю просто номер казахской карты БЦК. Деньги поступают в течение пары минут. Курс конвертации оказывается даже выгоднее, чем в обменнике, и тем более, чем в самом банке. Никакую комиссию Почта-банк не берет. Кстати, аналогичный перевод, с нулевой комиссией, можно делать через приложение банка МТС.
К 17 часам основные денежные дела сделаны, поэтому остаток дня отдыхаем и гуляем по шикарному городу. Сначала Хан-Шатыр, потом бульвар Нуржол, дальше поднимаемся на башню Байтерек. В этот раз очередь к руке Назарбаева длиннее, и приходится потратить минут 30-40, чтобы сверить свою клешню с отпечатком Елбасы. Казахи же приходят семьями и фотографируется по одному, потом по двое, потом папа/мама с сыном, папа/мама с дочкой, потом всей семьей, ну и т. д. в различных вариациях.
Домой же возвращаем после 23 часов. Дневной автопробег составляет 467 км.
Недостроенный Астанинский лёгкий метрополитен
Здание министерства энергетики Казахстана
Здание министерства энергетики Казахстана
Самое высокое здание Казахстана — Башня «Абу-Даби»
Очередь к оттиску ладони Нурсултана Назарбаева
Резиденция президента «Акорда»
День 3-й (2 августа 2022, вторник). Астана
С утра проезжаем через банкомат Банка ЦентрКредит, где снимаю наличные тенге. Это те самые тенге, которые были получены через рублевый перевод с Почта-банка.
А дальше начинается обычный день отдыха и перемещений. До обеда прогуливаемся по зеленому и уютному Президентскому парку с огромным монументом Назарбаеву. Фотаемся около самой большой мечети в Казахстане Хазрет Султан. Гуляем по площади Независимости с расположенными на ней Дворцом независимости, Казахским национальным университетом искусств, монументом «Казахский народ» и поразительной стеной Мира. Проходим мимо закрытого Дворца мира и согласия, сидим на набережной Ишима. Перед обедом посещаем Астану-молл. При курсе 7,3 (а не 5, как в 2015 году) цены в супермаркете Magnum, конечно, радуют. Пиво по 28 рублей, пропадающая с российских прилавков Кола 1,5 л по 50 рублей, ну и так далее. Кстати, попадается на глаза рекламный проспект, что почти за 110 млн. тенге можно взять 4-комнатную квартиру в ЖК «Ботанический сад» 2022 года постройки. При площади 156 м2, один квадратный метр жилья в черновой отделке обойдется покупателям всего за 96400 рублей! И это в столице республики в 4-5 километрах от президентского дворца «Аккорда».
Пару дневных часов отдыхаем в квартире, после чего выдвигаем на вечерний прогулочный «блок». Астана-Арена, ледовый дворец Алау, Экспо-2017 с павильоном «Нур Алеем», Ботанический сад, Триумфальная арка — наши вечерние локации. В очередной раз проходим мимо самого высокого здания в Казахстане 311-метровой «Абу-Даби плазы». Нельзя не отметить стремление Казахстана равняться и быть похожими на Арабские Эмираты, которые очень высоко задрали планку по своей инфраструктуре, строительству небоскребов, да и вообще шикарности городской среды.
Также очень нравятся цены на авто в местных автосалонах. Грубо минус 20-30% от российских. Такой же дисконт и на подержанные модели показывают казахские сайты авто-объявлений. Но, чуть глубже копнув и изучив эту тему, я понимаю, что стоит 10 раз подумать, стоит ли заморачиваться всей этой бумажно-денежной волокитой. Да, покупка выйдет дешевле, но потратится не одна неделя на оформление документов. В общем, достаточно дискуссионный вопрос.
За день проезжаем немного, всего 19 км, пешком проходим 16,5 км.
Библиотека первого Президента Республики Казахстан
Музей первого Президента Республики Казахстана — Елбасы
Казахский национальный университет искусств
Один из жилых комплексов Астаны
Площадь Независимости в Астане
Казахский национальный университет искусств
Мемориальный комплекс «Казак Ели»
Местный ответ «Вкусно и точка»
Застраиваются целые квартала в европейском стиле
Музей энергии будущего «Нур Алем»
Триумфальная арка «Мангилик Ел»
День 4-й (3 августа 2022, среда). Продолжаем гулять по Астане
Сегодняшний день по структуре не сильно отличается от дня вчерашнего. Продолжаем гулять в различных локациях города. Посещаем Астана-парк и парк миниатюр Атамекен в нем. Чтобы знать, что за экспонаты расположены в нем, желательно побывать на них заранее. У нас же этот процент посещения не более 10-15. Поэтому музей сильно не заходит.
Проходим по футуристическому пешеходному мосту Арытау и набережной Ишима. Аквапарк Ailand сегодня, оказывается, закрыт из-за некого ремонта теплосетей. Его заменяем на различные аттракционы, расположенные в этом же здании. Обед в очередной кафешке, в расположенном напротив ТРК «KeruenCity», обходится 5300 тенге (726 рублей). Дальше проезжаем немного вглубь до набережной и посещаем городской пляж. Н-да, как-то очень скромненько для столицы. Стоимость же входа 1400 тенге (194 руб.) за четверых.
По пути в квартиру заезжаем в банк Freedom Finance. И, о чудо, полчаса назад прибыла из Алма-Аты наша дебетовая именная карточка! Отлично, еще одно дело делается и хотелка закрывается. Одному из сыновей также подкупаем смартфон, который обходится процентов на 30-40 дешевле, чем в России. Надолго ли окреп рубль?
Вечером же еще раз гуляем по бульвару Нуржол и доходим до парка Жетысу. Ну вот, приятно и атмосферно находиться в местных парках. Чувствуется, что сделано с душой и все для комфорта и радости горожан. Кстати, попадается очень мало людей с сигаретами. Со спиртным … да, вообще никого не встречал. Все очень культурно. Неожиданно и с большим интересом залипаем на фотографии политиков напротив Министерства иностранных дел. Тут история и знаковые события современного Казахстана с 1991 года. Еще раз проходим мимо музыкальных фонтанов, Байтерека и прочих небоскребов на бульваре Нуржол. Не знаю, насколько правда, что в свое время Назарбаев издал указ, чтобы в Астане не строилось двух одинаковых зданий. Если это действительно так, то многое объясняется. В любом случае город, построенный под патронажем японского архитектора Кисё Курокава, мне нравится, в очередной раз находиться в нем приятно и душевно.
Дневной автопробег 21 км. Пешеходный пробег соизмерим и составляет почти 18 км.
Один из аттракционов виртуальной реальности в Ailand
Государственный флаг Республики Казахстан
Одно из кафе на фудкорте в ТРЦ «KuruenCity»
Одна из фотографий около Министерства иностранных дел Казахстана
Одна из фотографий около Министерства иностранных дел Казахстана
Одна из фотографий около Министерства иностранных дел Казахстана
Музыкальный фонтан в парке Жетысу
Ремонт проспекта Мангилик. В понедельник мы еще ехали по нему.
В четверг уже кладут свежий асфальт после демонтажа старого.
Ремонт проспекта Мангилик. Десятки единиц строительной техники.
Скорость работ поражает.
День 5-й (4 августа 2022, четверг). Мы в Боровом. Смотровая площадка. Озеро Большое Чебачье
Утром сдаем квартиру, получаем обратно 2000 залоговых тенге и прощаемся с Астаной. Наша следующая точка город-курорт Боровое, расположенный в 250 км на север от столицы республики. До него проложен 6-полосный платный автобан А1 с дорожным покрытием также отличного качества. Ограничение скорости 110 км/ч на трассе и 60 в населенных пунктах. Заправок, кафе, да мест отдыха больше, чем на магистрали Павлодар — Астана. Проезд по платнику обходится в 780 тенге (107 руб.) Здесь, да и ранее в супермаркетах и кафе, оплачиваем карточкой от БЦК. Время в пути от Астаны до Борового около 3 часов.
Пока ехали, обзвонили по дороге несколько гостиниц. Свободных мест уже нет. Поэтому заселяемся по старинке, как в Анапе в 2009 году. Съезжаем с дороги на первую попавшуюся улицу. Смотрим таблички на заборах с надписью «Жилье» или «Есть места». Много времени не тратим и останавливаемся во втором попавшемся варианте. Платим те же 30000 тенге, что и в Астане, но только за 2 ночевки (а не за 3, как в столице). Рубли без проблем меняем в центральной части Борового в одном из обменных пунктов.
После заселения двигаем на поляну Абылай-Хана. За въезд на территорию национального парка отдаем 306 тенге (42 руб.) за четверых. Въезжать по этому билету за день можно неограниченное количество раз. На противоположной от поляны стороне дороги находится одна из немногих бесплатных парковок Борового. На самой поляне расположенная стела, а чуть дальше трон Абылай-хана. Местные обходят вокруг него 3 раза, что сулит в будущем счастье, достаток и процветание. Мы же от поляны поднимаемся вверх на смотровую площадку. До нее чуть менее 1 км по горизонтали и около 250 метров по вертикали. Многим отдыхающим не просто дается резкий набор высоты. Зато виды со смотровой площадки отличнейшие. С погодой нам везет, и уже 5-й день ясное и чистое небо. Мы же проходим дальше и поднимаемся чуть выше в сторону «Трех сестер». Оттуда открывается вид сразу на два озера Боровое и Большое Чебачье. После смотровой площадки переезжаем к озеру Большое Чебачье. Авто оставляем так, чтобы оно не выступало за желтую линию разметки. За ней ведется строжайший надзор со стороны местных полицейских. Вода же в Чебачьем чище, чем в Боровом. Пляж также песчаный, людей немного, в противовес чайкам. Все мусорные бачки от них надежно закрыты тяжелыми сосновыми крышками.
Ближе в 9 вечера оставляем авто на базе и перемещаемся в одно из кафе «Узбечка». В нем уже почти наши, российские цены. Или сегодня мы чересчур голодные? За ужин оставляем около 10000 тенге (1370 руб.). Остаток вечера просто гуляем по набережной Борового, двигаясь вдоль озера. Набережная выложена тротуарной плиткой. Рядом асфальтированная дорожка для прочих двух- и четырехколесных видов транспорта. Отдыхающих много, хотя по ощущениям должно быть еще больше. Встречаем очень много машин с российскими номера 72, 86, 96, 74, 54. Ну и, конечно, регион 55 абсолютный лидер, что не удивительно, ведь до Омска всего 560 км.
Мы же увеличиваем показание одометра еще на 331 км.
Государственный театр оперы и балета «Астана Опера»
Вид со смотровой площадки на «Три сестры»
Вид со смотровой площадки на поляну «Абылай-хана»
Вид со смотровой площадки на озеро Боровое
Жирные чайки на озере Большое Чебачье
Кафе «Узбечка». Мебель из поддонов. Дешево и сердито
Один из песочных пляжей на озере Боровом
День 6-й (5 августа 2022, пятница). Гора Болектау. Гора Чертова катушка. Пещера Кенесары
С утра отправляемся на гору Болектау, входящую в ТОП-достопримечательной Борового. Подъем похож на вчерашний, те же сосны и та же тропа без какой-либо зелени под ногами. Зато подъем менее крутой, то есть более пологий. Виды еще более бомбические. Сосны, чистое небо, озеро — очень красиво. Тут мои рекомендации 100%.
Проезжаем до следующей точки на карте — «Ракушка». Ну, так себе, можно было пропустить, даже с учетом, что прошли чуть выше до поляны с ленточками обо.
Как и вчера, переезжаем на поляну Абылай-Хана. Супруга остается внизу, погулять-пофотать, а я с сыновьями отравляюсь на пропущенную вчера скалу Чертова катушка. Добегаем быстро, уже на самом верху пара десятков больших и немного опасных камней. Но открывающиеся с горы виды стоят того. Как на ладони сразу два озера Боровое и Большое Чебачье. Если физическая форма позволяет, то сюда тоже обязательно.
Никуда не переезжаем, а обедаем, здесь же, в кафе «Dostar». Трапеза обходится в 1200 рублей. Далее берем рюкзак с двумя бутылками воды и отсюда же стартуем в пещеру Кенесары. До нее по навигатору около 5,5-6 км. Туда сначала идет асфальтированная дорожка, потом двигаем уже по лесу. Проходя вдоль озера, не пропускаем момента и охлаждаемся в темной воде озера Боровое. Где-то часа за 2 с паузами на фото-видео добираемся до пещеры. Но это тот случай, когда главное не цель, а дорога к ней. На обратном пути встречаем группу из 20 туристов, двигающуюся к локации из ТОП-10. Итого трек к пещере и обратно выходит на 12,5 км. Конечно, лучше было проделать весь этот путь на прокатных великах, что было бы и быстрее и менее энергозатратно.
Ужин уже в другом Dostarе. Как и вчера, до темноты гуляем по берегу озера. Сегодня проходим уже в другую сторону до рощи Танцующих берез. Развлечений и различных видов прокатного транспорта в округе предостаточно. Цены ниже, чем в России.
Наши свободные отпускные дни заканчиваются, поэтому завтра выдвигаемся в сторону дома. Да, согласен, пару дней очень мало для отдыха в этом энергетически заряженном месте. Знаю, что открыт интерактивный комплекс с полетом птицы «Самрук», что есть еще с десяток гор и скал, на которые я бы с удовольствием сходил. Озера Щучье и Малое Чебачье так же, как и парк «Aqbura», оставлены на следующий раз.
За день же проезжаем 25 км и еще около 19 км проходим пешком. Вот такой активный отдых!
Вид с горы Болектау на озеро Боровое
Вид с горы Болектау на озеро Боровое
Покатушки на лошадях около поляны Абылай-хана
Озеро Боровое и скала Окжетпес
Стела на въезде в «Боровое». В 6 утра никого
День 7-й (6 августа 2022, суббота). День города в Омске
От Борового до Омска навигатор показывает 2 дороги. Первая на 392 км по прямой через КПП Белосток. Эта дорога хоть и короче, но ужасного качества. Что подтверждают все местные. Вторая через Кокшетау, Петропавловск и дальше на восток через КПП Исилькуль. Ее протяженность 560 км, но зато асфальт отличного качества. Конечно, выбираем вариант номер 2.
Долго не спим и уже с рассветом выезжаем из Борового. Обязательное фото со стелой на въезде-выезде. Стоять в 6:20 в очереди на фото не приходится, народу в это время никого.
Сначала выезжаем на ту же трассу А1 и по 4-полоске двигаемся до Кокшетау. Сам областной центр проходим по объездной дороге. Также по объездной минуем и Петропавловск, сокращенный казахами на дорожных знаках до «Петропавл».
За Петропавловском трачу последние наличные тенге и заправляюсь дешевым казахским бензином по 211 монет за литр 95-го.
В 11:30 мы на границе. Перед нами всего 1 авто. В этот раз все без очередей и пристальных досмотров с доставанием вещей. Как казахскую, так и российскую границы мы проходим легко. На оба КПП тратим всего 35 минут. От Борового же до границы выходит 410 км.
Кстати, в эту поездку нам везет, и мы ни разу не общаемся с местными дорожными полицейскими. Скоростной режим я по возможности старался соблюдать, к дорожным знакам был внимателен. Непросто перестроиться и ехать не более 10 км/ч от разрешенной скорости, а не 20 км/ч, как в России. Для информации штраф за превышение скорости на 10-20 км/ч составляет 15315 тенге (2097 рублей), что в 4 раза больше нашего.
Парни из Омска рассказывали, что они, будучи остановленными полицейскими, так же по старинке откупались наличными купюрами. Платить штрафы в отделения банка никто не ездил. Водительские удостоверения не оставляли. В этом году у полицейских абсолютный хит — проверять у россиян наличие карты технического осмотра. У нас их отменили, а у казахов нет. Не уверен в 100% законности этого мероприятия, но спорить со полициясами желания нет никакого. Поэтому, зная это, везу с собой диагностическую карту.
Казахские камеры российские номера фиксируют. И ты должен как будто заплатить все возможные штрафы на выезде из Казахстана. Но никаких полицейских постов я не видел ни в Исилькуле, ни в Косаке. Может, при остановке непосредственно полицейскими эта информация может всплыть? Но в любом случае, со скоростным режимом лучше не шутить.
От границы же до центра Омска остается около 160 км. На этот путь с остановкой на обед тратим часа 3. И вот в районе 15 часов мы в 11-м по численности населения городе России. Сколько раз мы проезжали по объездной дороге Омск, но в этот раз решаем не лениться и потратить несколько часов на осмотр достопримечательностей этого сибирского города.
А в это время центр города перекрыт и тысячи людей гуляют по автомобильным дорогам города. С трудом в центре Омска находим место для парковки. Оказывается, сегодня День города. Ну, вот раз в 306 лет мы в Омске и сразу попадаем на день города. Да еще и Омской области исполнилось 200 лет.
Изначально наша идея была пройтись по 25 основным и знаковым места города, соединенных на асфальте красной линией (проект «Город говорит»). Но, начавшись от Речного вокзала, линия вскоре пропала, да и сами увеселительные мероприятия внесли коррективы в наш пешеходный маршрут. Но в итоге прогулялись по городу по своим проставленным заранее знаковым точкам города. Конечно, в атмосфере праздника время прошло на отлично. Немного удивлены размахом празднования. У нас в Кузбассе все скромнее. На прогулку тратим около 4 часов, и уже под вечер плотным потоком мы выезжаем из города-миллионника.
Поразительно, каким сжатым и плотным стал дорожный трафик за последний год. Время 18-19 часов, а возможностей для обгона не так уж много. Весь поток грузовиков из Европы теперь двинулся, видимо, на Восток. Принимаю решение больше не тупить со скоростью 70 км/ч, а паркуемся на ночевку в одном из многочисленных березовых лесов. С раннего утра по свободной трассе ехать будет намного приятнее.
Сегодня добавляем к пробегу еще 689 км. Пешеходная прогулка по Омску составляет 9 км.
День города в Омске. Улица Ленина
Скульптурная композиция «Динамическое равновесие, или Весы бытия»
Свято-Успенский кафедральный собор
Костюмированное сражение на берегу реки
День 8-й (7 августа 2022, воскресение). Мы дома
По обыкновению, ранний подъем с кофейком и в дорогу. До Кемерово около 800 км. Нормально для дневного пробега. Количество машин утром, конечно, уменьшается, но я ожидал увидеть их меньшее количество. Но, в любом случае, утром ехать гораздо лучше. В очередной раз возвращаюсь к теме федеральной трассы на 4 полосы. Ну, когда уже от Москвы до Владивостока она будет построена? Хорошо, что за 70 км до Новосибирска начинается такая желанная четырехполоска. И еще 40 км длится счастье после Новосибирска.
В начале 6-го вечера мы прибываем в Кемерово, и наше 8-дневное путешествие подходит к концу Мы радуемся, что в очередной раз все сложилось удачно и беспроблемно.
Дневное пробег же составляет 814 км.
Итоги поездки
Начальное показание одометра: 172419 км.
Конечное показание одометра: 175695 км.
Пройден путь в 3279 км за 8 дней и 7 ночей.
Залито 247 литров бензина на 10275 руб. (тенге пересчитывал в рубли). Средняя цена 1 литра бензина марки АИ-95 составила 41,57 рубля.
А средний расход бензина составил — 7,55 л на 100 км.
Пару раз обновил фото Зафиры со скоростных российских камер.
Денег на поездку потрачено чуть более тысячи долларов.
Навигация в поездке состояла из двух смартфонов с offline картами от приложения Organiс (бывший Maps.me). Его одного явно недостаточно, и в городах лучше пользоваться приложением 2Gis. В 2Гисе отображается гораздо больше локаций, да и прорисовка подробнее. От использования Навитела в этой поездке я отказался (тугой и недружелюбный интерфейс). Также пару раз в поездке пользовался Яндекс-навигатором.
Автомобильные и пешеходные треки записывались туристическим навигатором Garmin eTrex 20.
Для Интернета в Казахстане я использовал eSim карту от оператора Airalo. Из 3 Гб (на 30 дней) я не потратил и 2. Цена 9 долларов, но оплатить обычной картой РФ пока нет возможности (пришлось использовать карту забугорного банка). Обычная карта казахского Билайна использовалась для нескольких местных звонков. Хотя везде можно было звонить по WhatsApp.
Итак, очередные автомобильные покатушки прошли успешно. Зафира в очередной раз не подвела. Все запланированные дела сделаны, все намеченные места и локации посещены, хотелки закрыты. Впечатления… да самые лучшие! В памяти остаются десятки видео и сотни фотографий, которые потом иной раз так приятно посмотреть длинными зимними вечерами. В любом случае, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!