|
Идея побывать в Тибете пришла к нам еще в 2003 г. при первом посещении Китая. Пару раз в (2005 и 2006) мы были в Китае, но по разным причинам не удавалось даже начать оформление пермитов (пропусков) для посещения Тибета. Всегда хотелось посмотреть монастыри и увидеть прекрасные горы Тибетского плато и пики Гималаев. В 2009 г. на своей машине (Nissan Navara 2,5 TDi) мы проехали через Монголию мы думали, если мы уже в Монголии, то оттуда рукой подать до Тибета…
Но все было не так просто — в Китай на своей машине просто так не заедешь, как например, в Европу. Можно побывать на своей машине в провинции Хейлудзянь (через Дальний Восток России), но для путешествия по другим провинциям, а тем более по Тибету, нужна целая кипа разрешений (от местных таможенников до военных), а также постоянное наличие китайского «гида» в машине. Также нужно поменять свои номера на китайские временные и получить китайские права. Оформление всех китайских пермитов через местные агентства стоит более $15 000. Значительная часть всех расходов по оформлению фиксированная, поэтому чем больше машин сможет поехать, тем ниже на каждого участника будут расходы (в таком варианте все разрешения на машину и экипаж из двух человек получались в районе $4 000 при группе в четыре авто). В общем, на своей машине попасть в Тибет непросто и дорого.
Но мечта побывать в Тибете никогда не покидала нас. На Новый ’11 год у нас была запланирована поездка в Таиланд (был куплен билет в одну сторону через Шанхай (Китай)). В декабре 2010 г. мы случайно наткнулись на распродажу авиабилетов из Юго-Восточной Азии в Южный Китай. Поэтому мы решили побывать в Тибете зимой.
19 декабря 2010 г. вылетели из Шереметьево-2 в Шанхай без каких-либо проблем. Билет покупали еще в сентябре. Тогда рассматривали вылет на 19 или 26 декабря. К счастью, выбрали 19-ое, потому что, если выбрали бы 26-ое, то неизвестно, сколько бы дней провели в терминале в ожидании рейса (помните коллапс авиаперевозок, начавшийся в декабре 2010 г., в связи с ледяным дождем).
В Китае, а особенно в Шанхае, за последние годы построена такая супер-современная инфрастуктура, что многие города Запада (например, Нью-Йорк или Сидней) по сравнению с Шанхаем кажутся деревенским захолустьем. Вот, например, поезд-экспресс из аэропорта Шанхая, который развивает скорость от 300 до 430 км/ч.
Небоскребы Нью-Йорка «отдыхают» по сравнению с небоскребами Шанхая.
Проведя три дня в прекрасном и бурлящем Шанхае, мы улетели в Куала-Лумпур (Малайзия), а оттуда на бюджетной Air Asia на юг Таиланда. На белоснежных пляжах острова Ко Липе (Ko Lipe) мы провалялись десять дней…
Там же встретили Новый год ’11.
Потом на пару дней мы переплыли на остров Ко Крадан (Ko Кradan), на котором, к счастью, было очень мало туристов… :о).
А потом исследовали острова в провинции Краби.
На андаманском побережье Тайланда все прекрасно, кроме двух вещей: толп туристов и завышенного ценника на проживание в сезон.
Перелет Краби — Куала-Лумпур.
За пять часов полета из Куала-Лумпура в Ченду (Южный Китай) мы заплатили Air Asia $70 (вместе с оплатой багажа). Расстояние равно полету по маршруту Москва—Новосибирск. Главные конкуренты на рынке бюджетных перевозок в Азии — малазийская Air Asia и австралийская Jet Star.
ЧЕНДУ (ЮЖНЫЙ КИТАЙ)
Мы были в Ченду зимой 2005 г. Город в экологическом плане с тех пор мало изменился — все та же дымка от угольных ТЭЦ. Правда, построены десятки новых небоскребов и много престижных машин на улицах — налицо результаты китайского экономического бума.
Зачем мы полетели в Ченду?
Ченду — это город материкового Китая, через который идет самый большой трафик самолетов и туристов в/из Тибета. Именно здесь местные китайские агентства оформляют пермиты для поездки в Тибет. Без пермита не купить билет на самолет или поезд в Тибет. Проехать автостопом в Тибет тоже проблематично — сотни китайских блок-постов стоят на всех дорогах, ведущих на плато. Пермит иногда проверяют при заселении в гостиницу в Тибете. В общем, лучше заплатить 400 юаней за пермит ($60) и чувствовать себя спокойно, чем постоянно сталкиваться с китайской административной машиной. Кстати, официально пермит стоит 50 юаней ($8), но остальное берет себе китайское туристическое агентство. Пермит нельзя получить без «тура» (у нас в тур был включена только встреча на такси на вокзале в Лхасе и 1 день вместе с англоговорящим гидом). В общем, за все документы для посещения Лхаса на четыре дня мы заплатили 1 050 юаней на человека ($160 или 5000 руб.). Пермиты делаются два рабочих дня.
Пока оформлялись пермиты — у нас было время посмотреть город и окрестности.
Пробки стали бичем китайских городов. Даже супер-современные инженерные сооружения, которые возводят китайцы, не справляются с потоком новых авто, которые покупает растущий в числе средний класс. Еще десять лет назад все ездили на велосипедах, пять лет назад на мопедах, а сейчас уже на авто…
Китайцы строят капитализм при официальной социалистической иделогии.
Правда, эта двойная игра привела к тому, что в стране остается 180 млн. человек, которые живут менее чем на $1 в день.
А другая пара миллионов официальных миллионеров ходит и выбирает соответствующий своему статусу авто.
В ресторане случайно пролистали журнал для местной элиты. Очень любопытно!!! :о)
Вот рекламируется платье от известного итальянского кутюрье за 122 000 юаней (где-то $20 000 (!))
А это message для «золотой» молодежи — «жизнь как вечеринка»!
Но основная часть населения может позволить себе только покупки на китайском «Черкизоне»…
ГРАНД БУДДА
Рядом с Ченду есть потрясающая статуя сидящего Будды (крупнейшая в мире — 71 метр).
Нога у статуи больше, чем судно!
Религия и религиозность становится модными в Китае…
Вот, например, гид объясняет китайским туристам, как нужно кланяться Будде и устанавливать палочки… :о)
Во время Культурной революции в стране разрушили множество храмов, а сейчас восстанавливают то, что когда-то сносили с ненавистью к «устаревшим» традициям.
Эти красивые деревянные статуи — к сожалению, новодел… :о(
ПАНДЫ
Провинция Сычуань — это место, где еще остались популяции этих милых животных. Поэтому на окраине Ченду построили огромный исследовательский центр по изучению и защите панд. Панды — вымирающий вид, в этом центре-зоопарке их исследуют, помогают животным зачать и родить потомство. Туристы могут наблюдать за животными без сеток, правда, «естественные» вольеры окружены рвами и оградой под напряжением.
Лучше приезжать в центр рано утром, когда у панд кормежка. Ростки бамбука — лакомство №1! Эти животные достаточно ленивые, поэтому весь оставшийся день они переваривают во сне всё съеденное утром и не показываются посетителям.
ВЫСОКОГОРНЫЙ ПОЕЗД ДО ЛХАСЫ
Получив через пару дней на руки копию пермитов, мы пошли покупать билеты. Как приятно путешествовать зимой — поезд полупустой, поэтому не нужно заранее покупать билеты. В сезон билеты очень трудно достать. Это легендарный поезд! В 2007 году китайцы закончили строительство самой высокогорной железной дороги в мире. 86% дороги проложено выше 4 000 метров над уровнем моря. Самая высокая точка дороги — перевал высотой 5 072 метра. Для строительства этой дороги по Тибетскому плато пришлось построить 160 км. мостов и полотна на опорах, семь туннелей (включая самый длинный в мире) и возвести 24 гиберболических арки.
Двое суток невозможно оторваться от видов, которые проносятся за окном!
Поезд из Ченду идет 46 часов, преодолевая расстояние до Лхасы в 3 360 км.
Поднимаемся все выше — давление падает.
Но главная фишка поезда — это то, что на каждое пассажирское место подается кислород и поэтому акклиматизация к высоте происходит легче. Позже, в Лхасе, мы общались с туристами, которые прибыли в Лхасу на самолете из Ченду — и первые 2-3 дня им было очень тяжело.
Экономический бум в Китае порождает контрасты. Скоростные магистрали, прорезающие горы…
И чуть поодаль — стада баранов, выпасываются пастухами на лошадях или вообще пешком…
Рядом с железной дорогой проходит шоссе, которое ранее на протяжении десятилетий было главной круглогодичной транспортной артерией между Китаем и Тибетом. Со строительством дороги расходы на транспортировку грузов упали на 75%.
Ночью проехали Голмуд (Golmud). Начали подниматься на Тибетское плато. Невозможно оторвать глаз от красоты природы! :о)
Раздали кислородные «маски»! В «маске» сидеть более 10 минут неудобно! В общем и без нее нормально себя чувствуешь!
Самый высокогорный участок дороги — более 5000 метров!
Тибетцы сохранили глубокую религиозность. Например, по шоссе в сторону Лхасы идут паломники, которые каждые 10 метров падают ниц и молятся. А до Лхасы еще более 300 км!
ЛХАСА
Какие ассоциации у вас вызывает слово «Лхаса»? Какой может быть древняя столица тибетского государства? Наверняка, в сознании будут проноситься образы месс с участием тысяч монахов, прекрасные монастыри, паломники. Да, именно такой и мы представляли Лхасу…
На самом деле современная Лхаса охвачена строительным бумом. Думаете, что восстанавливают монастыри? Нет, строят шоппинг-моллы!
Сейчас Лхаса — это большая китайская барахолка.
Скоро открывают новый шоппинг-молл!
Jokhang temple — это самый важный храм в Тибете и самое святое место. Утром несколько тысяч паломников идут кору вокруг храма.
Раньше во дворце Потала в Лхасе была резиденция Далай-Ламы.
Там проживало около 10 000 монахов. Сейчас дворец Потала превратился в музей. в котором 30 монахов следят за порядком в комнатах, где проходят паломники и туристы.
Для тибетцев Потала является священным местом, которое посещают тысячи паломников.
Восхищает добродушие и открытость тибетцев.
Молятся не только старики, но и молодежь!
Раньше в Sera monastery (находится в 5 км. от Лхасы) проживало 5 000 монахов, а сейчас осталось не более пары сотен.
Несмотря на то, что монастырь сегодня полупустой, тибетцы-паломники все равно его посещают.
Каждый вечер с 3 до 5 часов на открытом воздухе проводятся дискуссии между монахами (принцип религиозного обучения в Тибете), которые завершаются общей молитвой.
Внутри храмов горят свечи в расплавленном масле, произведенном из молока яка.
Многие паломники приходят в храмы со своими термосами с расплавленным маслом, подливая масло под свечи. Это очень похоже на православную свечную традицию.
Если нет своего термоса, то его можно арендовать у монастырских ворот. Также здесь можно купить топленое масло.
Многие покупают пакет с маслом и ложкой — чтобы также подкладывать масло к свечам.
В монастырях повсюду стоят мешки с застывшим маслом.
Drepung monastery. Когда-то крупнейший монастырь Тибета с десятком тысяч монахов, до сих пор остается одним из самых крупных монастырей с более чем 800 монахами.
Поражает набожность тибетцев! Они готовы часами стоять в очереди, чтобы прикоснуться к своим святынями.
Снаружи непривлекательные монастырские постройки внутри представляют собой кладезь утонченного искусства.
Трон в ожидании ламы…
Монастырские пустынные улицы…
FRIENDSHIP HIGHWAY (Yamdrok lake, Gyantse, Shigatse)
Выехать за пределы Лхасы без пермитов тоже нельзя — нужна целая кипа пермитов. Поэтому мы нашли тибетское агентство, в котором арендовали Land Cruiser 80 c водителем (услуги переводчика были в качестве бонуса), который бы нас провез около 1 000 км. до непальской границы через самые интересные места центрального Тибета: Yamdrok lake, Gyantse, Shigatse и базовый лагерь Эвереста (северная стена). Все пермиты (срочное оформление за 1 день), машина, топливо и водитель обошлись нам в 4300 юаней (650 долларов) + 760 юаней за въезд на машине в базовый лагерь Эвереста. В эту сумму также были включены затраты на возвращение машины в Лхасу (общий пробег авто около 1800 км).
Ранним утром стартуем из Лхасы на запад. Река Yarlung Tsangpo или Брахмапутра.
Yamdrok Lake. Как сказала Лера: «Это самое красивое озеро, которая я видела в жизни!»… :о)
Вдали снежная шапка пика высотой в 6 300 м.
Обратите внимание, что забор вокруг дома сложен из навоза яка, который после высушивания пойдет в топку печки. Топить больше нечем — вокруг ни одного деревца.
На высоте выше 4 500 м. дорога покрыта снегом и льдом. Как правило, у всех авто в Тибете нешипованная резина, поэтому наш водитель снижает скорость до 30-40 км/ч.
Но бывают лихачи, как, например, вот этот, которые здесь идут под 80 км/ч…
Этот джип, который нас обогнал всего минуту назад, через пару сотен метров занесло. Еще метр — и машина бы опрокинулась. При том, что в Тибете тотально никто не пристегивается, такой кульбит мог бы для части пассажиров окончится трагично.
Остановились, чтобы его «дернуть».
Отдельно хочется сказать о движении в Китае. И в голову приходит лишь одно слово, которым можно метко охарактеризовать дорожную ситуацию в стране, — это слово «хаос».
Главная проблема — маленький стаж десятков миллионов водителей, которые недавно ездили на велосипедах и мопедах. Поэтому все пытаются ездить как им вздумается на основании своего двухколесного опыта: например, обгонять по двойной сплошной (как на этом фото)…
Ездить в левом ряду, а обгонять справа…
Начинать поворот уже полностью со встречки…
Выезжать на главную дорогу без учета приоритета по встречке… Эта и несколько предыдущих фото сняты из машины такси, на которой нам «посчастливилось» прокатиться…
Всем «по фигу» на «кирпич»!
В Тибете нужно остерегаться скота, который пасется на обочине. Сколько раз внезапно яки начинали перебегать дорогу..
У яков четко выражен стадный инстинкт — если один перебежал дорогу, то все стадо постарается непременно последовать за ним, несмотря на несущиеся машины.
Можно остановится на шоссе поболтать с приятелями… :о)
Люки и ремонт дорог могут быть никак не обозначены.
Власти ставят гипсовых полицейских, призывающих снизить скорость…
Ночью водители грузовиков засыпают…
Отдельная тема — это «крутые» китайцы. Этим как и нашим отечественным правила не писаны:
нарушение скоростного режима, езда по встречке, неоплата проезда в монастыри и т.д.
На весь Китай стала известна фраза «Мой отец Ли Ганг», когда пьяный сын высокопоставленного чиновника сбил двух девушек. На месте аварии водитель в открытую говорил, что он благодаря связям он сможет избежать наказания.
В Gyantse находится необычная ступа, внутри которой десятки расписанных комнат с уникальными статуями будд.
Как только въезжаешь в город — сразу попадаешь в бойкий мир китайского шоппинга… :о(
Вообще в Тибете, вне Лхасы, в основном Toyota Land Cruiser разных серий, но иногда встречаются «поделки» китайского автопрома в виде моделей, визуально похожих на оригиналы иностранных авто. Вот, например, Land Cruiser Prado — fake.
BMW X5 — fake.
Зимой на высокогорье во второй половине дня поднимается ветер и начинаются пыльные бури.
SHIGATSE
Tashilhunpo Monastery — редкий пример монастыря, который уцелел в годы Культурной революции. Как и в других монастырях, здесь огромное количество заброшенных построек, но главное, что храмы более-менее остались целы.
Монахов не хватает, чтобы поддерживать в чистоте огромную территорию монастыря.
Внутри одного из храмов монастыря находится крупнейшая в мире статуя Будды, сидящего в позе лотоса (26 метров).
Тем, кто верит, что что-то еще осталось от тибетской медицины, можно повнимательней посмотреть на это фото. Местные приходят в аптеку, чтобы купить китайскую капельницу и прокапать ее здесь же.
Кстати, в Москве мы встречали мошенников (это мы поняли после посещения Тибета), которые говорили, что они пять лет провели в далеких монастырях Тибета, постигая от монахов секреты тибетской медицины.
Как уже понятно, иностранцу невозможно в Тибете прожить пять лет (ни визы, ни пермиты на такой срок не выдаются).
Местные тибетские старейшины любят носить ковбойские шляпы… :о)
Чай кипятится на навозе яков даже в ресторанах.
БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ ЭВЕРЕСТА
Впереди самая высокая вершина планеты — гора Эверест или Джомолунгма (8 848 метров на уровнем моря)! До базового лагеря Эвереста еще более 120 км.
Эверест лучше всего наблюдать ранним утром, когда облака еще не закрыли гору. Поэтому останавливается на ночевку в Shegar в 90 км от базового лагеря.
Эта, наверное, одна из самых высокогорных заправок в мире. Есть дизель-арктик (8 юаней — 40 руб.), 90-ый и 93-ый по 7-8 юаней (35-40 руб.)
Кстати, для работы на такой высоте в основном берут бензиновые двигатели. Наш бензиновый LC-80 нормально «тянул» на высокогорье, но когда мы въезжали в города или снижали скорость до 10-20 км/ч, то машина часто глохла. Если ездить в таком высокогорье на дизельном двигателе, то нужно ставить шноркель, чтобы завести авто. Без шноркеля авто банально не хватает кислорода для запуска двигателя. Но после запуска, в принципе проблем нет. Конечно же, нужно быть готовым, что расход топлива вырастет при таком «кислородном голодании».
Мы встаем в 5 утра, чтобы выехать к базовому лагерю Эвереста в 6:00.
Столь ранний подъем был сделан ради этой фото гималайских пиков под светом полной луны. В центре — Эверест. Выдержка —10 секунд. ISO — 1000. Снимать очень тяжело — на перевале нереальный ветер и —15С. Едва удержали штатив.
От Shegar до базового лагеря 90 км. Но дорога по грунтовке занимает более четырех часов.
Базовый лагерь — это то место, откуда все альпинистские экспедиции начинают путь по строительству промежуточных лагерей до вершины Эвереста.
Высота 5 200. Перед нам Эверест!
Если смотреть с вершины, то вот здесь, в основании ледника Ронбук, находится базовый лагерь северной стены Эвереста (фото сделано с постера, висевшего в одном из магазинчиков Катманду).
Северный маршрут восхождения на Эверест. Высокое разрешение>>>
Фотографировать северную стену Эвереста лучше всего утром (пока солнце на востоке). После полудня солнце движется на юг и все фотографии — против солнца.
С южной стороны (со стороны Непала) — все наоборот. День — лучшее время для съемки с вершины Кала Паттар, рядом с базовым лагерем южной стены Эвереста. Но с непальской стороны Эверест немного закрывают Нупцзе и Лхоцзе (фото сделано с постера, висевшего в одном из магазинчиков Катманду).
До базового лагеря Эвереста с непальской стороны нельзя доехать на машине. Есть только возможность долететь на маленьком самолете до Луклы из Катманду, а оттуда за две недели совершить треккинг до лагеря и обратно. Это точно будет одно из самых запоминающихся путешествий в жизни! Все можно самим организовать — главное лететь в сезон (весной или осенью), на месте можно нанять носильщика-шерпу или самому нести рюкзак, а останавливаться на ночлег можно в гостиных домах вдоль трека. Там же есть маленькие ресторанчики. Главное — хорошая физическая форма и постепенная акклиматизация!
Наш переводчик (Долма) и водитель (Тучу).
Рядом с базовым лагерем находится самый высокогорный монастырь в мире — монастырь Ронбук (4980 м.). Ранее здесь жило около 500 монахов. Сейчас не более 10.
Вот тибетская дорога. Она очень похожа на монгольскую. Если бы китайцев не было в Тибете, то все дороги были бы такие же. Нам такие дороги очень нравятся — неспешная езда позволяет любоваться потрясающими пейзажами!
Дорога иногда пересекает замершие ручьи.
Тибетцы лихо водят даже вдоль таких обрывов… :о)
Начинаем спуск с плато к предгорьям Гималаев к китайско-непальской границе.
Пограничный городок Zhangmu с китайской стороны.
Что-то начало травить левое переднее колесо.
Все, тибетское путешествие для нас завершено! На следующее утром мы тепло простились с нашими тибетским проводниками! :о)
Погранпереход с Непалом зимой пустой. Летом здесь не протолкнуться от индийских туристов, которые тысячами едут к священной для них горе Кайлас в западном Тибете.
Это Friendship Hwy уже с непальской стороны… :о( Пару лет назад в стране закончилась гражданская война, которая десятилетиями не позволяла заняться строительством инфраструктуры.
За 1500 рупий ($20) мы взяли такси до Катманду. Расстояние в 100 км. мы ехали более 4,5 часов.
Здесь уже люди ездят на крышах автобусов… :о)
В Непале все просто: у кого больше размер авто — тот и имеет преимущество на дороге!
КАТМАНДУ
Большая часть города все же индусская, но есть небольшие районы тибетцев с их храмами и ступами.
Западному человеку достаточно трудно долго находиться в Катманду.
Чтобы как-то снизить культурный шок, в Катманду лет так 50 назад образовалось «гетто» для иностранных туристов — район Thamel.
В этом районе есть европейского уровня рестораны и отели, а также сотни магазинчиков с сувенирами, книгами и outdoor-одеждой.
В местных агентствах вам смогут подсказать все относительно вашего маршрута по Непалу, Тибету или Бутану.
Катманду — это ключевой хаб для альпинистских экспедиций. Через него проходят сотни тонн экипировки и снаряжения для восхождений в Гималаях.
Так случайно мы наткнулись на очень интересную книгу Мстислава Горбенко, одессита, который рассказывал в ней о совместной экспедиции на Эверест в 1990 г. команд СССР, США и Китая. Также в Thamel можно найти любые книги по истории восхождений в Гималаях!
В Катманду мы остановились в самом первом отеле в районе Thamel — Kathmandu Guest House, которому уже более 50 лет. После шума города и выхлопных газов во внутреннем дворике отеля просто тишина и спокойствие!
Как же здорово посидеть на травке на солнышке во внутреннем дворике и почитать интересную книгу.
Помимо книги Мстислава Горбенко мы купили книгу нашего соотечественника — известного альпиниста Анатолия Букреева (The Climb), подробно освещающую историю трагедии на Эвересте в мае 1996 г. с коммерческой группой во главе со Скоттом Фишером.
Коль мы попали в Непал, то у нас были еще планы сходить на пару недель в треккинг в Гималаях, но из-за кашля, подхваченного на высокогорье, решили, что лучше это сделать в следующий раз, прилетев в Непал в сезон, когда в горах не так холодно. Поэтому после нескольких дней отдыха в Катманду мы купили билеты домой.
В аэропорту Катманду туристов очень мало — в основном непальские гастарбайтеры вылетают на Ближний Восток на заработки.
Прямых рейсов между Москвой и Катманду нет. Поэтому большая часть рейсов идет через Индию. Через Индию мы не хотели лететь, чтобы не рисковать багажом и своими нервами. Поэтому приемлемый вариант был через Шарджу (ОАЭ) на бюджетном перевозчике Air Arabia.
Air Arabia нам понравилась — все было комфортно, недорого, четко и багаж цел.
Под нами Иран! Мы были в этих пустынях и горах в 2003 г.
На наш взгляд, уж если смотреть Гималаи, то это лучше делать в виде походов «на своих двоих» к базовым лагерям таких прекрасных вершин, как Эверест, Аннапурна, Канченжанга. Очень красивы треккинги вокруг Аннапурны и Манаслу. А чтобы увидеть нетронутую тибетскую культуру, то лучше сходить в треккинг в королевство Мустанг (территория Непала). Все это доступно для непрофессиональных восходителей, с минимальным риском для здоровья, при условии, что вы находитесь в хорошей форме. А организовать все можно самостоятельно — в Интернете полно информации.
Изучить все подробности организации нашего путешествия в Тибет и посмотреть множество других фотографий можно на сайте http://www.ocean2ocean.ru/, скачав подробную фотопрезентацию этого путешествия.
Спасибо, что уделили внимание отчету!
Удачи и хороших путешествий, Дима и Лера
18 ноября 2011 г., не доезжая до городка Боми, в восточном Тибете, погиб российский путешественник Денис Зайцев.
Когда в феврале 2011 г. команда Ocean2Ocean опубликовала этот отчет о путешествии в Тибет, на следующий день Денис написал нам письмо. Забегая вперед, сразу скажем, что в начале общения мы не придали значения факту, что Денис пользовался электронным ящиком с ником flier_down fromru, что можно перевести с английского как «летчик вниз из России»… Теперь мы никогда не узнаем, почему было выбрано такое, как оказалось потом, трагическое имя…
Он спрашивал о том, как въехать на своем авто в Тибет. У нас началась переписка и общение в Skype, в рамках которых выяснились планы Дениса по кругосветке на своем авто. Промежуточным пунктом кругосветного путешествия была Австралия, и до нее он планировал проехать через Тибет, Лаос, Таиланд и Малайзию. Из Сингапура планировалось отправить авто в контейнере в Австралию.
Автомобиль Дениса — VW Multivan California. На нем он проехал всю Европу, Закавказье и Казахстан. Он говорил, что полноприводный микроавтобус, конечно же, не джип, и что он часто застревал в песках Средней Азии и около Байкала.
Но VW Multivan California ему очень нравился, т.к. это был дом на колесах, в котором очень удобно в многомесячных путешествиях.
Мы предлагали ему не рисковать и отговаривали от пересечения Тибета на этом авто. Предлагали переправить авто во Владивосток или в Эмираты, откуда контейнером до Австралии. А пока машина будет плыть до Зеленого континента можно поехать из Владика в Пекин, оттуда в Тибет на поезде, а из Лхасы на машине (типа LC 80) местных турагентов уехать в Непал. Из Непала с рюкзачком перелететь в Бангкок и посмотреть страны Юго-Восточной Азии, попутешествовав в том числе по островам Таиланда и Индонезии. Но он был непреклонен! Говорил, что Тибет — это самое сложное, что будет в его кругосветке, и поэтому когда он его пересечет, то дальше для VW Multivan California будут естественные условия — асфальтовые дороги хорошего качества. Главное — прорваться через Тибет.
Наше предложение по альтернативному маршруту кругосветки он не поддержал.
Денис не успел присоединиться к ребятам, которые ехали в Тибет в мае-июне 2011 (правда, они делали кольцевой маршрут по Тибету (въезд и выезд через Киргизию)). Поэтому старт тибетского участка кругосветки был перенесен на осень 2011-го. В общении с другими российскими путешественниками, он нашел компаньона в лице Владимира Дулинца (проект Азиатский Транзит на Mitsubishi Delica). Вместе они договорились поехать до самой южной точки Азии — мыса Пиай в Малайзии — через Тибет.
А 28 июля Денис прислал sms c предложением присоединиться к ним, но мы уже делали нашу свадебную кругосветку и были на другом континенте.
Ребята планировали пересечь Тибет с запада на восток, въехав в Китай со стороны Киргизии, а выехать уже в Лаосе.
Машина была усилена и проверена перед стартом.
Но изначально осенний заезд в Тибет у Дениса «не пошел» — в последний момент у Дениса украли документы (вытащили из машины). Там были паспорта, его и его напарника, который после отказался ехать. Поэтому пермиты были перенесены на 10 дней (на более поздний срок не получалось). За это время Денис сделал новый паспорт в Москве, а китайскую визу за один день поставил в Бишкеке. Будто даже воры отводили его от этого района Земли.
Объективно западный Тибет наиболее сложный участок Тибетского плато — машинам нужно подняться с 1000 м над уровнем моря, где лежит пустыня Такла-Макан, на перевалы выше 5 тыс. метров.
Любой занос авто сопровождается очень утомительными работами по вытаскиванию машины с пониженным содержанием кислорода.
Но все равно ребята стойко прошли этот подъем на плато.
Увидели жемчужину западного Тибета — гору Кайлас.
В путешествии до Лхасы в Mitsubishi Delica Владимира (второй справа) сопровождали его знакомые, а китайский гид ехал в машине Дениса (крайний слева).
Важно понимать, что в Тибете дороги не гражданского назначения — это районы военного противостояния Китая как с тибетцами, там и с Индией. Поэтому не стоит ждать, что они будут содержаться как гражданские объекты. Чуть выше в нашем отчете о поездке в Тибет вы, наверняка, видели огромное количество аварийных ситуаций на дорогах Тибета и Китая. Для страны с более чем миллиардом жителей, смертельная аварийность на дорогах — суровая повседневная реальность, которая вряд ли в фокусе главных проблем китайских органов власти.
Большинство трафика на этих дорогах — грузовики с водителями-тибетцами, которые очень хорошо знают дороги и возможные рисковые участки.
На подъеме к базовому лагерю Эвереста у VW Multivan California сгорело сцепление. Как будто сама машина противилась дальнейшему движению.
Все ремонты заняли более 10 дней, которые пришлось провести в Лхасе. Из-за ремонта ребята вынуждены были переоформить пермиты и сделать датой своего выезда из Китая 26 ноября 2011.
17 ноября машины выехали из Лхасы по направлению на восток к Ньингчи.
Восточней Лхасы начинается спуск с Тибетского плато.
Резко меняется пейзаж — это уже не унылая пыльная дорога, которая была на западе от Лхасы, а потрясающе красивый ландшафт из гор, зелени и хвойных лесов. Денис попросил Владимира посадить гида в Mitsubishi Delica и ехать вперед, а сам сказал, что хотел бы больше останавливаться и неспешно пофотографировать эти потрясающие места.
В восточном Тибете явно больше осадков, чем на плато, которые приводят к оползням.
Но сама авария произошла после участка с оползнем на абсолютно ровном участке дороги.
Никто самой аварии не видел — Mitsubishi Delica ушла вперед и вернулась назад только спустя несколько часов, когда Денис перестал выходить на радиосвязь.
Никаких следов торможения VW Multivan California Владимир, гид и полиция не нашли на месте аварии. Денис улетел в пропасть (75 метров), когда правое колесо попало в небольшую выемку вдоль дороги. Но заметил ли Денис эту выемку, уже сейчас понять невозможно. Именно в этом месте дороги открывается потрясающий вид на гору. Что дало основания начальнику полиции предположить, что Денис просто отвлёкся от дороги, увидев открывшуюся перед ним картину.
Все другие версии о переклепке тормозов, жидкости ГУР не находят серьезных подтверждений. И поэтому свидетель всего, что происходило с Денисом во всем путешествии, Владимир Дулинец приходит к следующему заключению: «Ещё я прошёл по дороге навстречу движения метров 5-10 и осмотрел незатоптанный след «Калифорнии». След прямой, нет никакого резкого поворота в сторону обрыва. Следов резкого торможения тоже не видно. Как вы видели на фотографиях в прошлом тексте, машина пролетела всю выемку и ударилась передней частью о её противоположный край — там видны следы удара, помятые кусты. Переднее левое колесо сорвалось с края дороги уже ближе к противоположному краю выемки. Такое впечатление, что машина просто на скорости влетела в эту выемку. Как прямо ехала — так прямо и влетела. Почему? Если отбросить версию о помехе и технической неисправности, то остаётся сосредоточиться на психологических моментах. Помните, я зациклился на этом оползне? Могу предположить, что и Денис проезжал его с определённым напряжением. А проехав, мог вздохнуть с облегчением и поддать газу. Расслабиться, одним словом. Нужно учитывать и общее его настроение в этот день. Коротко его можно описать одним словом — эйфория. Действительно, проблемы с машиной позади, наконец-то обретена свобода передвижения. И места начались — потрясающей красоты. Я с ним в этот день несколько раз общался, и могу определённо сказать — восторг и эйфория. Особенно за полчаса примерно до гибели. Он свои чувства выражал просто взахлёб. Он был по-настоящему счастлив в этот момент…»
«Полицейский, который прибыл первым, рассказал, что пожар вначале был совсем небольшой. И он начал искать, как спуститься к машине. Пока он искал спуск, неожиданно произошла сильная вспышка, или взрыв. И вот тогда вся машина выгорела. Но пожар продолжался недолго. Когда подъехали мы, уже ничего не горело. Хотя и пожарную машину вызвали, но похоже — тушить было нечего, всё выгорело. Я смотрел на другой день — выгорело всё, что могло гореть. Осталось голое железо. Даже весь алюминий выплавился и вытек, колёсные диски частично расплавились. То есть, пожар после взрыва был очень сильный и очень быстрый».
Спускаясь вниз к машине, камни разбили Владимиру голову...
Тело Дениса было доставлено в Лхасу, где 20 декабря было кремировано, а 22 декабря 2011 прах был захоронен в иркутской земле.
У Дениса осталась дочь, жена, сестра и мама. Мы выражаем свои искрение соболезнования…
Подробней о путешествиях Дениса можно посмотреть на его странице (последний раз он был на ней в день аварии): http://www.drive2.ru/cars/volkswagen/multivan/multivan_t5/zadch/journal/
Весь процесс подготовки к путешествию и ремонт VW Multivan California изложен здесь: http://www.vw-bus.ru/forum/viewtopic.php?f=218&t=40338
Есть также видео его путешествий: https://www.youtube.com/watch?v=8v3ix4_c4yA
Светлая память, Денис!
P.S.: Позже Владимир вынужден был очень быстро спустится с плато, чтобы пересечь границу Китая в сроки, указанные в пермите.
Владимир и Mitsubishi Delica успешно доехали до Таиланда, где машина была оставлена на парковке, а Владимир улетел в Россию.
Мы предложили ему выложить подробный отчет на Дроме о самом путешествии и об обстоятельствах аварии - На Делике через Китай и Тибет — от Сибири до Сингапура
Надеемся, что этот трагический опыт позволит нашим автолюбителям предотвратить попадание в рисковые ситуации и сохранить жизнь в горных автопутешествиях.
Важно помнить, что геройство путешественников не в том, чтобы пройти маршрут, а в том, чтобы живым вернуться домой.