Итак, решено — едем в Монголию, но маршрут закручиваем в обратную сторону. Если раньше на мотоциклах шли из Братска через Кяхту—Улан-Батор—Хархарин—Хатгал, далее на пароме до Ханха, то теперь двинемся из Иркутска на Монды, ночуем в Ханхе, а потом по льду Хубсугула идем до Хатгала, далее Мурен—Улан-Батор—Кяхта—Улан-Удэ и домой в Иркутск.
… Еще во время подготовки к нашему путешествию мы неожиданно для себя выяснили, что побывали на всех цветных морях планеты: Черном, Красном, Желтом и даже Мраморном, за исключением только одного — Белого. Это белое пятно мы и решили ликвидировать. Поэтому, когда вышли из Европы через Балканы, Румынию, Украину, то не встали на путь домой в Сибирь, а двинулись на русский север.
По этому маршруту я впервые пытался пройти несколько лет назад на легком внедорожнике Мицубиси Паджеро-Мини. Но развернулся назад, так как понял, что прогулки выходного дня не получится. Недавно прошлые фантазии вновь посетили меня, и решил — а почему бы и нет. И все способствовало тому: под седлом верный Прадик, несколько совершенно свободных деньков и жажда посмотреть что-то неизведанное.
3 сентября мы отправились в новое путешествие на уже известном вам автомобиле «Тойота-Прадо». Наша команда увеличилась на одного человека: с нами в путь отправился старший сын Роман.
Маршрут наш непритязателен: Иркутск—Владивосток.
Когда маршрут нарисовался, то стало понятно, что значительную часть дороги мы пройдем по знаменитому шелковому пути. Но он уже навяз у всех на зубах. Хотелось чего-то оригинального. Мало кто знает, что этой же дорогой везли и китайский чай. Вот наш путь и будет чайным — заодно и продегустируем этот достойный напиток по мере продвижения.
Побывать в Мекке — обязанность любого правоверного, побывать в Манчжурии — святое дело для сибиряка. Для этого, собственно, город и построили. Я долго сопротивлялся естественному инстинкту, но обстоятельства оказались выше.
Принять участие в этой авантюре мог любой желающий, как впрочем, и в последующих, ведь это была первая игра из серии предстоящих. Организовали ее клуб семейных путешествий «Байкальское кочевье — Baikal nomad», иркутский клуб кладоискателей при газете «Золотодобытчик и кладоискатель» и официальное представительство австралийской компании «Минелаб». В числе активистов был и известный женский автоклуб «Байкальские амазонки». Словом, компания подбиралась предельно экстремальная.
Чтобы попасть на берег этого озера нашему экипажу в составе трех человек (я, моя жена Елена и старший сын Роман, который никогда еще монгольской экзотики не видел) пришлось проделать путь длиной более чем в 2 тысячи километров.
Предстоящий путь наш экипаж из двух человек (со мной жена Елена) намерен преодолеть в три прыжка: Братск—Иркутск, Иркутск—Кяхта, Кяхта—Улан-Батор. Конечно, можно было бы попробовать уложиться в двое суток, но дело в том, что погранпереход в Кяхте работает только днем и для того, чтобы гарантированно его пройти нужно оказаться у шлагбаума не позже, чем в 14 часов. Впрочем, время не особо поджимает: двигаюсь расслабленно — вечером 26 января в Иркутске, вечером 27 января в Кяхте.
Этот мотопробег по маршруту «Братск — Улан-Батор — Гоби — Хубсугул — Братск» был совершен более 22 лет назад, тогда же и был написан этот репортаж (заранее извиняюсь за качество снимков — других в те времена не могло быть). Вероятно, это было одно из первых самодеятельных путешествий за едва приоткрывшиеся границы Советского Союза. Напомню, что шел 1990 год. По прошествии многих лет в памяти сохранились самые приятные воспоминания от этого приключения. Еще бы — ведь мы впервые оказались за рубежом, где все было так необычно, в диковинку.