|
Маршрут: Уссурийск — Благовещенск — Циолковский.
Автомобиль: Mitsubishi Delica D:5.
Экипаж: семейная пара новоиспечённых пенсионеров, решивших оставить, наконец, работу и предаться самому любимому занятию — автопутешествиям по родной стране.
Новый 2024 год, по установившейся традиции, начался с продолжительных выходных. Новогодних каникул было бы мало для дальних путешествий, но для поездки в соседний регион — в самый раз. Поэтому первое утро наступившего года наш семейный экипаж встречает в дороге: держим путь в Амурскую область, к Амуру-батюшке.
Эпизод I. Январь 2024 года. Новогоднее свидание с Амуром-батюшкой.
…Этой реке и название — Амур-батюшка. Волга — Русь-матушка, а Амур-то — батюшка!
Н. Задорнов
Во время многочисленных поездок по родному Отечеству никак не получалось поближе узнать Амур и побывать в южной половине Амурской области, той, где находится её столица — город Благовещенск. Всякий раз знакомство с ними откладывалось на «как-нибудь потом», поскольку река протекает в стороне от федеральных автодорог. Исключение составляет лишь ее пересечение в районе Хабаровска — по знаменитому двухъярусному мосту («Амурскому чуду» времен сооружения, да и наших дней). Кстати, при движении от Хабаровска в сторону Читы, по правую руку находится музей истории Амурского моста, где проводятся увлекательные экскурсии для всех возрастных категорий посетителей.
Амурский мост и его музей (летние фото 2019 года)
Новый 2024 год, по установившейся традиции, начался с продолжительных выходных. Новогодних каникул было бы мало для дальних путешествий, но для поездки в соседний регион — в самый раз. Поэтому первое утро наступившего года наш семейный экипаж встречает в дороге: держим путь в Амурскую область, к Амуру-батюшке.
Яркое зимнее солнце, заснеженные обочины чистой и почти пустой дороги, скорая встреча с новым в копилке наших путешествий регионом — минуты абсолютного автодорожного счастья!
Безлюдная ФАД «Уссури» в первый день нового 2024 года
На границе двух краев — Приморского и Хабаровского — за несколько километров до Лучегорска угадывается присутствие Приморской ГРЭС — мощные клубы пара разбавляют девственную голубизну январского неба. Эта электростанция возглавляет рейтинг дальневосточных ТЭС по мощности. Кстати, в прошедшем году самый крупный объект региональной теплоэнергетики отпраздновал своей полувековой юбилей: первый энергоблок станции был пущен в эксплуатацию в 1974 году.
Очертания Приморской ГРЭС в пгт Лучегорск
Размышляя о быстротечности времени (упомянутое выше событие пришлось на период пионерского детства автопутешественников), в п. Вяземский (Хабаровский край) приветствуем скульптурную группу созвучной тематики. Данная локация очень популярна на автодороге «Уссури» — благодаря продаже всегда свежих домашних пирогов, вызывающих большой интерес многих путешественников.
Скульптурная группа в п. Вяземский, олицетворяющая времена пионерского детства путешественников
В конце первого дня автопутешествия делаем остановку на паркинге в Еврейской автономной области, легко и почти незаметно преодолев расстояние в 848 км. Морозно и ветрено. Ночуем в практически пустом мотеле «У Коляна». Здесь вкусно и недорого кормят, но сегодня главные блюда новогоднего стола едут с нами, поэтому тема придорожного общепита пока не актуальна.
Утром следующего дня нас уже встречает Амурская область. Минуя главную фотозону на этом участке пути — стелу «Москва-Владивосток» — в районе п. Новобурейский, покидаем трассу «Амур» и продолжаем путь по областным автодорогам, которые оказались на удивление хороши — качеством дорожного покрытия, отсутствием фур, живописностью придорожных ландшафтов.
125-е фото на память в известном месте. На этот раз — январское
За Райчихинском взору открываются бескрайние поля, по обе стороны дороги они тянутся до горизонта. Амурская область — главная житница Дальнего Востока России, на ее долю приходится более половины всех сельхозугодий региона. В зимнее время поля укрыты плотным снежным покрывалом. Техники и людей на них — по понятным причинам — нет, зато в изобилии присутствуют… фазаны. Сколько же их здесь! Отдельные экземпляры, семьи двух-трех поколений и целые стаи, выбирающие из-под снега остатки неубранной кукурузы и сои. Кстати, выращивание последней — давняя традиция области, а в Благовещенске находится единственный в стране Всероссийский НИИ сои, сотрудниками и селекционерами которого выведено несколько десятков высокопродуктивных, холодоустойчивых сортов этой важной масличной и фуражной культуры.
Однако вернемся к полям и птицам. К сожалению, видеорегистратор не выдал подходящих фотоснимков пернатых, зато их изображение (как природного бренда и даже официального символа территории) встретилось на здании администрации Благовещенского муниципального округа. Воистину, это фазаний край.
Изображение фазанов на здании Администрации МО
Наконец, преодолев за два неполных дня расстояние в 1350 километров, прибываем в столицу Амурской области — как раз ко времени заселения в крошечную, но обладающую всеми необходимыми удобствами, студию в историческом центре города. Удобно располагаем Делику на просторной парковке под окнами гостиницы и оставляем нашу труженицу отдыхать. Сами же спешим на набережную Амура. Быстро темнеет, но мы успеваем. Здравствуй, батюшка!
Скованный льдом сумеречный Амур. Выход и выезд на лед запрещен!
«Амур-батюшка… Так испокон веков с сыновним почтением обращались русские люди к могучей реке, которой обязана своим названием Амурская область. По площади своего бассейна Амур занимает четвертое место в мире. В пределах одноименного региона он собирает треть своего водного богатства, вбирая десятки больших и малых притоков. И только северные окраины области принадлежат к бассейнам двух других рек — Уды и Лены». Такую гидрографическую характеристику нашли на портале Правительства Амурской области, пока находились в пути.
Левый берег Амура — российская территория. Правый — китайская. На набережной Благовещенска на изумленного приморского туриста, подмигивая разноцветными огнями в темное время суток, лукаво поглядывает Хэйхэ, до которого, кажется, рукой подать, ведь ширина Амура здесь всего несколько сотен метров. Кстати, китайское Хэйхэ в дословном переводе означает «Черная река» (вспомним: Хуанхэ — «Желтая река»). Название имеет мифологические корни. Согласно преданию, в незапамятные времена в реке проживал черный дракон (олицетворение добра), который противоборствовал белому дракону (силам зла). Одержав победу, черный дракон остался жить на дне реки, охраняя ее покой. Интересно, что подобную этимологию имеет и пограничная с Россией провинция Хэйлунцзян, название которой переводится как «Река черного дракона».
Хэйхэ на закате. Дымит своими трубами в сторону России
Вечерний Хэйхэ. Иероглифы на зданиях, меняющиеся каждые три минуты, обращены в сторону Благовещенска. Интересно, кто здесь их читает?
В январе вся поверхность реки покрыта льдом — далеко не зеркально гладким, как, например, на Байкале. Прямо на льду можно видеть временные погранпосты: здесь несут службу по охране рубежей государства.
Благовещенск — единственный административный центр РФ, находящийся на границе. Забыть об этом не удастся: «пограничная» тема присутствует повсеместно. В темное время суток ярким трёхцветным факелом горит маяк — действующий пост наблюдения амурских пограничников. Его башня оснащена современным оборудованием, способным (как говорят горожане) «считать» марку ваших наручных часов. Здесь же, на набережной, можно увидеть и пограничный столб. Есть даже памятник пограничнику с собакой. У четвероногого охранника до блеска натерт нос — на удачу. Нельзя пренебрегать ею. Тем более, в путешествии.
Пограничный маяк в вечернее время расцвечен российским триколором
Пограничный столб на набережной Амура
Памятник пограничнику с собакой
Амур имеет исключительное значение не только как рубеж и граница двух государств. Он важен и как транспортный коридор. Известно, что еще в дореволюционный период жители соседних стран ездили друг к другу через Амур на лошадях, в санях (в зимнее время) или ходили пешком. Желающие могли прокатиться за рубеж (до которого было рукой подать) даже на коньках. В 50-60 гг. прошлого столетия, до обострения отношений наших стран, на середине реки устанавливали елку, вокруг которой водили российско-китайские новогодние хороводы. Летом преодолевали водный барьер на пароходах и лодках. В период «культурной революции» в Китае, когда добрососедские отношения стран резко обострились, берега реки на всем протяжении границы были снабжены защитными сооружениями и бдительно охранялись.
Сегодня по Амуру осуществляется активный товарно-туристический обмен российского Приамурья и Дунбэя (северо-восточного Китая). Зимой функционирует понтонный мост (наблюдали издалека, как по нему плотным потоком идут пассажирские автобусы и грузовые автомобили). По льду Амура туда-сюда снуют суда на воздушной подушке, издающие характерные, хорошо различимые на большом расстоянии звуки. Недалеко от таможни находится гостиничный комплекс как олицетворение российско-китайской дружбы. Он так и называется — «Дружба».
Здание туристско-гостиничного комплекса «Дружба»
Важнейшим событием, еще более укрепившим связи наших государств, стало открытие в июне 2022 года автомобильного моста «Благовещенск — Хэйхэ». На автодороге, ведущей к амурской столице, построена транспортная развязка, снабженная указателями на русском и китайском языках, указывающими самый короткий путь на мост.
Набережная Амура в Благовещенске — «визитная карточка» города и излюбленное место отдыха горожан. В дни новогодних праздников она украшена не хуже китайского Хэйхэ — здесь яркие инсталляции, громкоголосый детский городок, горки (в том числе имитирующие стартовый стол космодрома «Восточный»), пункты проката спортивного инвентаря. Протяженность набережной — более 8 км. Не погрешим против истины, если назовем ее главным променадом города. Здесь много памятников, исторических зданий, интересных арт-объектов.
Набережная Амура в Благовещенске в вечерних огнях
И днем, и вечером эффектно смотрится Триумфальная арка, возведенная по случаю посещения Благовещенска наследником престола, будущим российским императором Николаем II, который прибыл сюда по Амуру в 1891 году. 30-тысячная толпа горожан встречала тогда цесаревича. График его пребывания был очень плотным: посещение храмов, гимназий, духовной семинарии, участие в концерте в здании Общественного собрания, визит в благовещенский гарнизон. В 1920-х гг. арка, через которую высокий гость заходил в город и покидал его, пострадала во время наводнения, а в 1936 году и вовсе была снесена. Ее восстановили спустя почти 70 лет, в 2005 году, по сохранившимся фотографиям. Новодел имеет высоту 24 метра.
Триумфальная арка при солнечном свете…
Слева от арки находятся бывшие торговые ряды с неожиданным заморским названием «Мавритания». Прежде в его подвалах хранились запасы мяса, птицы, рыбы и другой хладолюбивой продукции. В зимнее время подвальное помещение заполнялось льдом, который заготавливался на Амуре. Холодные торговые ряды выполняли роль общественного холодильника. В советское время здесь находился речной вокзал. Ныне в этом здании располагается Институт геологии и природопользования ДВО РАН.
Институт геологии и природопользования ДВО РАН, бывшие торговые ряды «Мавритания»
В своей структуре институт имеет палеонтологический музей (палеонтология — наука о вымерших организмах), создание которого не является случайностью. Мало кто знает, но на территории Благовещенска обнаружено захоронение динозавров, причем первые необычные находки были сделаны еще в начале ХХ века. Гигантские рептилии обитали здесь примерно 65 млн. лет назад, а потому считаются одними из последних представителей динозавров на Земле. Сотрудниками вышеупомянутого института обнаружено и описано четыре новых, ранее неизвестных науке вида «завров», один из которых получил название амурозавра. Amurosaurus riabinini — травоядный динозавр, обитавший в конце мелового периода. Род назван и описан российскими палеонтологами Юрием Болотским и Сергеем Курзановым в 1991 году. Скульптурное изображение амурозавра на набережной полностью соответствует его реальным размерам: высота ящера 3 метра, длина — около 7. Дорогу к нему безошибочно и с удовольствием укажут вам юные амурчане. Они очень гордятся палеонаходками Благовещенска, ведь кладбище динозавров — единственное в России, находящееся в черте города.
Так, вероятно, выглядел амурозавр в очень далеком прошлом
Что же касается Ю.Л. Болотского, то он по-прежнему работает в Институте геологии и природопользования, где заведует лабораторией палеонтологии. Вместе с ним в штате подразделения состоят супруга и сын Иван. Такая вот династия ученых-палеонтологов, основатель которой широко известен в научных кругах, в том числе — за пределами страны.
Почетное центральное место на набережной Амура занимает памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому, который заслуженно считается одним из отцов-основателей города.
Памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому на набережной Амура
В 1847 г. Николай Николаевич Муравьев был назначен Генерал-губернатором Восточной Сибири. Талантливый руководитель огромного малонаселенного региона, он являлся организатором Амурского казачьего войска, а также ряда военных и исследовательских экспедиций 1854-58 гг. С его именем связан исторический факт присоединения к России левого берега Амура. В 1858 году от имени России он подписал Айгуньский договор с Китаем, по которому наша страна вернула территории по рекам Амур и Уссури, утраченные условиями Нерчинского договора 1689 года. Вошел в отечественную историю как генерал, присоединивший к России огромную территорию без единого выстрела. В знак признания исключительных заслуг перед государством, Н.Н. Муравьев получил титул графа и почетную приставку «Амурский» к фамилии.
Исторический момент подписания Айгуньского договора (экспозиция областного краеведческого музея)
Сподвижником, единомышленником и помощником Н.Н. Муравьева был митрополит Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки. Известен как исследователь и просветитель, автор трудов по этнографии Аляски, автор переводов Священного Писания на языки гольдов и тунгусов. Наряду с Муравьевым-Амурским, стоял у истоков Благовещенска. Дал городу его современное имя и сделал его духовным центром огромного дальневосточного региона. В 1977 г. Православной Церковью причислен к лику святых. Памятник Святителю Иннокентию находится возле здания краеведческого музея. Каменное изваяние смотрит на переулок, названный его именем.
Памятник митрополиту Иннокентию
Переулок, названный его именем
Чуть в стороне от набережной Амура, находится действующий Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, сооруженный в 2002 г. на месте самой старой церкви города. Главной его ценностью является чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Предположительно, она появилась на Амуре в середине XVII века. У входа в храм находится еще один памятник «родителям» Благовещенска. Обратили внимание на то, что один из них стоит, другой сидит. Можно предположить, что так визуально нивелировалась разница в их росте. Хотя, возможно, есть и другие объяснения.
Памятник отцам-основателям Благовещенска на фоне Собора Благовещения Пресвятой Богородицы
Оставив религиозно-историческую тему, возвращаемся на набережную, ведь названы не все ее достопримечательные места. В память об амурской флотилии — мощном пресноводном флоте, расцвет которого пришелся на 1930-40-е гг., установлен необычный объект, называемый бронекатером. Именно они, «плавучие танки» (бронекатера с танковыми башнями), составляли основу этого флота. Бронекатер проекта 1125 установлен на постаменте и открыт в начале 1990-х гг.
Двигаясь в сторону таможни (вниз по течению Амура) постепенно замечаем, как меняется внешний вид набережной: людей становится все меньше, объектов инфраструктуры — тоже, зато появляются огороженные участки, строительные площадки, здания в «лесах».
Безлюдный участок набережной Амура
Вносит ясность стенд (уже утративший свежесть красок), информирующий о суперпроекте «Золотая миля». Том самом, который, помимо прочих грандиозных свершений, обещал связать Благовещенск и Хэйхэ канатной дорогой через Амур с неслыханной пропускной способностью. Интересно, будет ли и когда именно реализован этот проект?
Не реализованный пока проект «Золотая миля»
Двигаясь в обратном направлении, туда, где на берегу Амура «кипит жизнь» новогоднего Благовещенска, обнаруживаем еще один необычный арт-объект — памятник Дружку. Его появлению предшествовала реальная история, когда во время катастрофического наводнения 2013 года в селе Владимировка Благовещенского района собака по кличке Дружок всю ночь охраняла покинутый хозяевами дом, стоя по шею в воде. Финал истории был благополучным: утром за собакой вернулся хозяин на резиновой лодке. История преданности животного получила широкую огласку. По инициативе Первого канала и «Амурской правды» был сооружен памятник, в церемонии открытия которого участвовали герой этой истории и его владельцы.
Дружок, пристально изучающий обстановку на Амуре
Мезозойский динозавр и верный пес — далеко не единственные представители тематического блока «В мире животных» на набережной Амура. Очень симпатичным показался «Невозмутимый кот». Скульптурная группа была выполнена на старейшем литейном предприятии страны — Каслинском заводе архитектурно-художественного литья. Кот и иже с ним пополнили коллекцию городских арт-объектов благодаря финансовой инициативе двух местных предпринимателей, сделавших подарок городу. Кстати, скамья, на которой вальяжно расположился усатый (говорят, был еще и пернатый, но что-то мы его не увидели), является копией аналога, находящегося в Екатерининском дворце Петербурга. Зимой горожане тепло одевают своих любимцев. Видимо, чтобы не простыли на пронизывающем амурском ветру.
Скульптурная группа «Невозмутимый кот»
10 лет назад на набережной появилось еще одно необычное произведение — порождение эпохи индустриализации. Металлический бык весьма свирепого вида был собран известным армянским мастером А. Алекяном из автомобильных запчастей, металлических деталей, инструментов, пружин. Интересный вариант вторичного использования «отходов производства»! Кстати, в интернете гуляет ролик, на котором местные умельцы с помощью видеомонтажа «оживили» быка. Найти легко.
Скульптура армянского мастера (18+)
Двух дней едва хватило, чтобы неспешно пройтись по берегу Амура, рассмотреть все находящиеся здесь арт-объекты, сфотографироваться рядом или поодаль. А есть ведь и другие, не менее интересные места!
Наша гостиница примыкала к зданию Амурского областного театра драмы (бывшее Общественное собрание), поэтому не могли отказать себе в удовольствии (во время автопутешествий это бывает крайне редко) и посмотрели искрометный новогодний спектакль, кульминацией которого стал финальный выход артистов в зрительный зал. То-то восторга было у юных зрителей! Впрочем, взрослые были не менее рады.
Благовещенский Храм Мельпомены
В праздничной афише Благовещенска привлек внимание и спектакль для взрослых в областном Театре кукол. В первую очередь, своим названием — «Тайна тунгусского метеорита». Поставила спектакль группа талантливых якутских авторов. Декорации, костюмы, свет, музыка, легенды и предания с элементами мистики, картины жизни тунгусов — все было на очень достойном уровне. Один только мамонт, появляющийся из неоткуда и уходящий в никуда, чего стоил! Понятно, почему сие действо получило высокую оценку на выставке-форуме «Россия», проходившей на ВДНХ в 2023-2024 годах.
Наши новогодние каникулы в амурской столице, конечно, не обошлись без «Снегурочки». Именно так горожане называют по-своему легендарную личность — З.Д. Синицыну, несколько десятков лет, в любую погоду, летом и зимой, продававшую мороженое. Она и сегодня не покидает свой «пост», приветствуя всех, кто выходит из ворот городского парка. Заметим, что этот, единственный в мире, памятник продавщице мороженого, был создан по инициативе и на средства благодарных горожан. Ну не молодцы ли благовещенцы? А как хороши цены на продукцию Зинаиды Дмитриевны!
Памятник продавщице мороженого
Городской парк культуры и отдыха ведет свою историю с 1889 года, когда рядом со зданием Общественного собрания был устроен городской сад, в котором появились первые аттракционы. На протяжении более 130 (!) лет это одно из любимых и популярных мест отдыха горожан. Первые дни января 2024 года не стали исключением: благовещенцы (преимущественно женского пола) под руководством фитнес-инструктора старательно отдыхали от новогодних оливье, пытаясь, видимо, вернуть допраздничную форму.
Фитнес в городском парке для всех желающих
Здесь мы обнаружили еще один, неучтенный предварительно составленной программой, памятник. Без труда удалось выяснить, что посвящен он Олегу Маслову — известному в городе врачу-анестезиологу, преподавателю, талантливому поэту.
В каких бы жизненных теснинах
Я лба себе не расшибал,
Меня спасала медицина,
А ямб крылатый — поднимал.
Я полюбил и то, и это
Одной любовью, в звездный час:
И лиру звонкую поэта,
И чашу горькую врача.
Так писал о себе автор. Многочисленные поклонники его творчества, благодарные пациенты, студенты и друзья организовали инициативную группу по сбору средств на создание памятника, вернув давнюю традицию благотворительных концертов и спектаклей.
И снова браво, благовещенцы! И год назад, и сейчас не перестаем восхищаться духом сплоченности и единомыслия жителей амурской столицы.
В любом путешествии, при посещении нового места, стараемся попасть в краеведческий музей. Это всегда интересно, познавательно и здорово экономит время: под одной крышей собраны экспонаты и артефакты, повествующие о прошлом, настоящем, а иногда и будущем ранее неизвестной локации. Благовещенск не стал исключением. Его краеведческий музей расположен в одном из самых известных исторических зданий города, где в конце XIX века два немецких предпринимателя — тёзки Густавы Кунст и Альберс — разместили филиал своей торговой фирмы. Их магазин отличался многофункциональностью (как сказали бы сегодня): здесь работал банковский отдел, страховое отделение, в витринах универмага разыгрывались целые представления, не только рекламирующие товары, но и «на злобу дня». В 1920-е годы торговый дом был национализирован, несколько десятков лет его занимали местные органы власти, пока в 1984 году в здание не переехал Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Музей оснащен современным интерактивным оборудованием, содержит богатейшие коллекции. Интересное наблюдение: в день нашего посещения на каждую группу экскурсантов-соотечественников приходилось две-три группы жителей Поднебесной, для которых экскурсии проводились на китайском языке.
Здание Амурского областного краеведческого музея
Экскурсия в музее для граждан соседнего государства
Помимо названных точек нашего новогоднего маршрута, были и долгие внеплановые пешеходные прогулки по городу — в разных, зачастую произвольно выбранных направлениях. Благовещенск отлично спланирован — по кварталам (как лист тетради в клетку), заблудиться в нем невозможно. Дороги хорошего качества, всюду бесплатные парковки для авто.
Городской транспорт представлен однотипными, комфортными, на вид — совершенно новыми автобусами китайского производства, которые ходят с завидным постоянством. А еще здесь современные автобусные остановки, которые содержат интересную местную информацию. Благовещенск нам очень понравился — уютный, несуетливый и симпатичный город.
Автобусная остановка в Благовещенске
Во время прогулок по городу обратили внимание на огромное количество кафе китайской кухни. Вот что значит близость Поднебесной! И хотя нас, приморцев, этим не удивишь — пройти мимо «Пекинской утки» не смогли. Правда, утку заказывать не стали (пробовали ее однажды в Пекине, а потом — сколько и где бы ни повторяли заказ — даже близко возле оригинала не стояло, точнее, лежало). Ограничились го бао жоу (кубаро) и салатом «Хэйхэ», который у нас почему-то называется «Харбин».
Кафе «Пекинская утка» в Благовещенске
С городским общепитом картина прояснилась. А как, интересно, в продовольственных магазинах? Нихао! Соседи и здесь отметились (см. ценники с красным флагом).
Ряды с пенным российского и китайского производства
Мы же отдали предпочтение обнаруженной на центральной площади «Алтан Буузе». Очень любим бурятскую кухню. Скучаем по ней. А здесь увидели и обрадовались. И позы, и бухлёр, и баншатай шулэн оказались на удивление хороши! Побывали здесь не единожды.
Блюда бурятской кухни в кафе «Алтан Бууза»
Возможно, кому-то покажется слишком обширным перечень мест, учреждений, заведений, которые мы посетили за четыре с половиной дня в Благовещенске. Но ведь мы за этим и ехали! В этом была главная цель путешествия. Ну, почти главная. Потому что первым и самым важным было знакомство с Амуром, естественным рубежом двух государств, крупнейшей рекой нашего региона, давшей свое имя федеральной автодороге Хабаровск — Чита. А.П. Чехов, посетивший Благовещенск в июле 1890 г. (о чем свидетельствует памятная табличка на здании «Мавритании») сказал следующее: «Я в Амур влюблен… И красиво, и просторно, и свободно, и тепло…». И пусть в начале января 2024 года здесь было далеко не тепло (а, напротив, очень морозно, ветрено и снежно), со всем остальным согласиться можно. И нужно.
Эпизод II. Июнь 2024 года. Космос начинается на Земле.
Кто из нас, пионеров советской эпохи, не грезил о космосе, не жил с наивной детской мечтой «полететь на Луну». Имя Юрия Гагарина было на устах у всей страны. Дату празднования Дня космонавтики знали даже воспитанники детских садов.
С тех пор прошли годы. Многое изменилось в нашей жизни. Другой стала страна, в которой мы живем. Но космическая тема как национальная идея и предмет особой гордости россиян не утратила своей актуальности. Именно поэтому в июне 2024 года мы оказались в числе посетителей-экскурсантов космодрома «Восточный».
Попасть сюда оказалось несложно. Еще зимой был изучен рейтинг туристических фирм Благовещенска, организующих экскурсии на космодром. Связавшись с сотрудниками одной из них, сделали заявку. Важный момент: не менее чем за 25 дней (а на пуск ракеты 45 дней) следует отправить сканы паспортов. После проверки документов, приходит (или не приходит, такое тоже бывает) разрешение на посещение. Можно оплачивать тур. Экскурсии проводятся не часто. 12-часовая обзорная автобусная (выбранная нами) организуется всего раз в месяц. А посещение космодрома в дни старта ракеты — и вовсе один-два раза в год.
В Благовещенск прибыли накануне. Сняли через Суточно.ру квартиру с отличной скидкой и охраняемой парковкой. В дальних путешествиях делаем это редко: еще три года назад переоборудовали Делику в подобие «дома на колесах» с удобным спальным местом-трансформером, мини-кухней, холодильником, биотуалетом и умывальником. Но здесь выбрали вариант съемного жилья. Не были уверены, что в Циолковском разрешена длительная парковка «посторонних» авто, да и скидка на бронирование жилья пропадала.
В 7:00 комфортабельный туристический автобус стартовал с набережной Амура. Экскурсия началась прямо в его салоне.
Космодром находится в 180 км от столицы Амурской области. Поездка на «Восточный» в одном направлении заняла около трех часов (с санитарными остановками и заездом в Свободный, где к группе присоединились еще две семьи). К 11 часам жаркого солнечного утра нас уже ждали на ККП. Не ожидали, что контроль будет таким серьезным! Все получили персональные бейджи и каски. После подробного инструктажа каждый расписался в нескольких журналах, тщательным образом были проверены документы посетителей (нельзя забыть паспорт!). Все вещи надлежало оставить в камере хранения. На использование фото- и видеоаппаратуры — категорический запрет. Сотрудник службы безопасности космодрома сопровождал группу весь день. Необходимо было неукоснительно следовать его указаниям: где и что фотографировать (только на телефон!) и с какого ракурса. Одним словом, все здесь организовано так, что «мышь не проскочит»! Даже разовое нарушение инструкции могло обернуться прекращением экскурсии.
Место начала экскурсии на космодром
«Восточный» — самое молодое и суперсовременное детище Роскосмоса, единственный гражданский космодром страны. Занимает огромную площадь (более 700 кв. км), имеет современную инфраструктуру и собственную сеть автомобильных и железных дорог. Множество объектов соответствующего профиля: комплекс предполетной подготовки космонавтов, центр дальней космической связи, площадки аэрологического зондирования, комплекс поиска и спасения космонавтов и другие. Хранит немало тайн: в сторону некоторых сооружений даже смотреть запрещалось (не то что фотографировать). «Государство в государстве» с высокой степенью автономности. Тем не менее, экскурсионная деятельность здесь разрешена, хотя и строго регламентируется (о чем было сказано выше).
Место строительства космодрома выбрано не случайно. Для функционирования объектов подобного рода существует ряд требований: они должны находиться в максимально безлюдной местности, вне пределов зарубежных государств (радиус разброса отделяющихся после старта частей ракет-носителей весьма велик и нахождение в его пределах населенных пунктов не допустимо. Кстати, их сбором и утилизацией занимаются специальные «группы зачистки»), но в то же время обладать транспортной доступностью. Обсуждалось несколько проектов. Выбор пал на Амурскую область, где в советское время существовал военный космодром, который камуфлировался под центр угледобычи. Экскурсовод поведал историю в духе лучших шпионских романов: в конспиративных целях в течение ряда лет ежедневно здесь нагружали и разгружали вагонетки с углем, создавая видимость активной горнодобывающей деятельности. Засекреченный объект именовался Углегорском (а также — Свободным-18). В 2007 году было принято решение о его ликвидации, а спустя несколько месяцев Указ президента РФ возвестил о сооружение нового российского космодрома.
В 2010 году установка памятного знака «Создателям космодрома «Восточный» ознаменовала начало его строительства. А через шесть лет с космодрома был осуществлен первый запуск. Современный объект, с территории которого сегодня стартуют ракеты классов «Союз-2» и «Ангара-А5» является достойным представителем и продолжателем космической программы страны. Нам по-прежнему есть чем гордиться!
Памятный знак «Создателям космодрома «Восточный»
Маршрут экскурсии по космодрому включал посещение ряда грандиозных объектов. Первым был технический комплекс — унифицированный гигант площадью 45 тыс. кв. метров и высотой почти 40 м, где собираются ракеты-носители и космические аппараты. Под «одной крышей» здесь расположены склад блоков, монтажно-испытательные корпуса, заправочно-нейтрализационная станция и другие сооружения.
В техническом комплексе, на заднем плане — ракеты-носители «Союз» (серого цвета) и «Ангара» (белого цвета) в процессе сборки
Все здания соединены между собой. Рабочие места автоматизированы по максимуму. Вообще, «Восточный» поразил своей безлюдностью. При штате сотрудников более чем в 3 тыс. человек, почти никого на территории не видно (исключением был лишь административный комплекс). Ноу-хау технического комплекса — трансбордерная галерея, его главная магистраль, предназначенная для транспортировки составных частей ракет-носителей, разгонных блоков, оборудования из корпуса в корпус.
Трансбордерная галерея в ТК «Восточного»
Выходя из здания технического комплекса (где, кстати, группу кормили обедом; еда была обычная, не тюбиковая, тюбики можно было приобрести в сувенирном киоске здесь же), обратили внимание на теннисный корт. Безлюдный, как и другие площадки «Восточного». Экскурсовод пояснила, что построили его, следуя традиции. Оказывается, люди, имеющие отношение к космосу, очень суеверны. Первый пуск ракеты был осуществлен в 7:00 утра, все последующие стартовали примерно в это же время. Юрий Гагарин перед своим историческим полетом сыграл партию в теннис. Спортивная площадка для будущих космонавтов, пожалуйста, тоже готова. Никто не станет нарушать традицию. Не положено!
А мы движемся заданным маршрутом в стартовый комплекс. Название говорит о его предназначении. Если в техническом комплексе ракета собирается и готовится к пуску, то стартовый непосредственно его осуществляет. Как правило, такой комплекс содержит несколько стартовых площадок — под каждый класс ракеты. На «Восточном» их две — для пусков ракет-носителей «Союз-2» (функционирует с 2016 года) и новой тяжелой ракеты «Ангара А-5», которая способна выводить на орбиту полезный груз массой до 37 тонн, в пять раз больший, чем «Союз».
Стартовый комплекс «Союза-2» снабжен мобильной башней обслуживания (МБО) — уникальной конструкцией, не имеющей аналогов в отечественной космической индустрии. Это двигающаяся по рельсам 1600-тонная махина высотой 52 метра позволяет осуществлять пуско-наладочные работы в любых погодных и климатических условиях (а не под открытым небом — как на Байконуре или Плесецке).
Мобильная башня обслуживания на стартовом столе «Союза»
Несколько платформ башни, окружающей ракету и словно укрывающей ее огромным колпаком, позволяют персоналу беспрепятственно добраться до всех компонентов.
Мобильная башня обслуживания изнутри
За час до старта ракеты МБО отъезжает в сторону на безопасное расстояние. На фото невозможно увидеть шесть подземных этажей, каждый из которых имеет собственное производственное предназначение. Зайдя внутрь, туристы (включая авторов этих строк) пытались заглянуть вниз. Увы, это был «взгляд в преисподнюю»: разверзшаяся у ног бездна не имела конца и изобиловала сложными металлическими конструкциями, уходящими далеко вглубь.
Программой экскурсии был предусмотрен объезд стартового стола со стороны газоотводящего тоннеля — огромной чаши глубиной 22 метра для отвода отработанных газов.
К настоящему моменту с космодрома «Восточный» осуществлено 19 орбитальных пусков ракет-носителей, на орбиту выведен 421 космический аппарат. Событием стало 11 апреля прошлого года, когда впервые в истории космодрома стартовала ракета-носитель «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион», доставившим на низкую околоземную орбиту малый космический аппарат «Гагаринец». В перспективе — запуски пилотируемых кораблей. А это значит, что с «Восточного» в космос полетят люди. И случится это уже через несколько лет!
На благоустроенной территории космодрома действует выставка военной техники, оставшейся с тех времен, когда объект находился в ведении Министерства обороны.
Выставка военной техники на космодроме «Восточный»
Есть несколько памятников: первому космонавту планеты Юрию Гагарину; первопроходцам, прокладывающим дорогу в космос с просторов Дальнего Востока и другие. Здесь можно фотографировать без ограничений.
Памятник Юрию Гагарину. Помните, каким он парнем был?
Памятник первопроходцам, прокладывающим дорогу в космос с просторов Дальнего Востока
Вторая половина экскурсионного дня проходила в ЗАТО Циолковский. Это закрытый город, где проживают сотрудники космодрома и члены их семей. Здесь также действует пропускная система.
ЗАТО Циолковский 0.1. Нам сюда!
Циолковский невелик по размерам, но обладает всем необходимым для полноценной жизни: служебным благоустроенным жильем, школой, детскими садами, поликлиникой, спорткомплексом. На стадии завершения строительство современного роддома. В здании Дома культуры действует Музей космонавтики, где проводятся отличные по содержанию и исполнению экскурсии! Здесь можно не только прослушать увлекательный рассказ об истории «Восточного», но и получить азы космических знаний, освежить в памяти самые выдающиеся события, даты, имена людей, имеющих отношение к отечественной космонавтике. Рассмотреть образцы космического питания (где есть всё — от «щей зеленых» до «пирожного «Русского») и предметы быта космонавтов. Изучить любопытные детали одежды космонавта, пытаясь мысленно представить себя внутри скафандра, вес которого (на Земле) зачастую в разы превышает весовые кондиции того, кто собирается в него облачиться. Особенно, если предполагается выход в открытый космос.
Вход в музей украшает статуя «родителя» отечественной космонавтики К. Э. Циолковского. Примечательно, что его имя носит не только наукоград, но и расположенный в нем избирательный участок.
Человек, благодаря которому была проложена дорога в космос…
…и названный его именем избирательный участок
Уважаемый читатель, взгляни на оборот двухтысячной купюры. Ты видишь изображение объекта, о котором мы только что рассказали. Теперь ты не сомневаешься, что КОСМОС НАЧИНАЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ? А ЗВЕЗДЫ в действительности гораздо БЛИЖЕ, чем все мы думали.
Космодром «Восточный»: звезды здесь ближе
Вернемся к земным темам. После экскурсии на космодром, которая оставила неизгладимое впечатление, следующий день посвятили незавершенному во время январского путешествия делу. А состояло оно в том, чтобы лично проинспектировать новый автомобильный мост «Благовещенск — Хэйхэ» с борта речного теплохода. Утром идем на набережную и ждем начала продажи билетов. Киоскер выдвигает какие-то странные требования: пассажиров должно быть не меньше чем (сколько-то), иначе рейс не состоится. Волнуемся: наберется ли группа.
А на Амуре между тем кипит жизнь: снуют суда различного калибра, катера береговой охраны, тяжелогруженые баржи. Ко времени отправления первого теплохода с российского берега мимо проплыло не менее десятка китайских прогулочных судов и в каждом полным-полно пассажиров.
На охране водных рубежей страны
В ожидании времени отправления (уже с билетами в руках), гуляем по набережной Амура. Как она летом хороша, как фотогенична!
Набережная Амура в г. Благовещенске
Обращаем внимание на многочисленные киоски, торгующие вкусностями и сувенирами (зимой они были закрыты). Продавцы — в основном благовещенские старшеклассники. Таков подход городских властей: дают ребятам заработать на летних каникулах. Ну не молодцы ли (власти и дети)?
Наша собеседница, продав нам кофе, разрешила себя сфотографировать.
Надеемся, у нее получилось стать студенткой ДВФУ.
И, между прочим, никакой «Шаурмы» — только чай, кофе, мороженое, мармелад.
Киоск с разными вкусностями на набережной
Объявляется посадка, и мы, наконец, на теплоходе. Движемся в сторону моста. Любуемся открывающимися картинами. Рассматриваем набережную и прибрежные кварталы Хэйхэ с очень близкого расстояния. Приветствуем проплывающие мимо китайские суда и их пассажиров. Кстати, в 2024 году, после непродолжительного перерыва, была возобновлена традиция международных заплывов через Амур. Поприсутствовать на знаменательном событии не удалось (оно состоялось двумя месяцами позже), но в областных медиа-изданиях легко нашли информацию о 16-м российско-китайском заплыве «Дружба» с участием 150 пловцов и сотен зрителей с обеих сторон. Российскую команду представляли 80 человек в возрасте от 20 до 81(!) года. Мероприятие имело место 24 августа. Время пересечения реки вплавь — 23 минуты. Потери нулевые.
А вот и красавец-мост. Наш теплоход снижает скорость и очень медленно проходит под ним. Рассматриваем в подробностях все элементы конструкций. Оцениваем работу российско-китайских мостостроителей высшим баллом.
Автомобильный мост «Благовещенск — Хэйхэ»
Переполненные впечатлениями, сделав не менее сотни фотоснимков со всех мыслимых и немыслимых ракурсов, возвращаемся на причал, проплывая место, где установлен самый высокий на Дальнем Востоке, 75-метровый флагшток (этим амурчане тоже гордятся).
Флагшток на набережной Благовещенска. Самый высокий на Дальнем Востоке
Российский флаг имеет внушительные размеры: 25 на 16 метров. Металлическая конструкция выдерживает порывы ветра до 40 метров в секунду. Напротив нашего триколора развевается флаг КНР. Это красиво. В приподнятом вексиллологическом настроении покидаем судно. Июньская программа выполнена, можно возвращаться домой.
P.S. Сегодня, на исходе января 2025 года, бросив взгляд назад, пожалуй, согласимся с наличием доли истины в том, что «Как новый год встретишь, так и проведешь его». Наш 2024-й начался с автопутешествий. Январский Благовещенск был первым и ближайшим. Апрельская Териберка — самой дальней и экстремальной. Июньский Циолковский увлекательно-остросюжетным. Октябрьский Абрау-Дюрсо — «бархатно»-пляжным и фестивально-дегустационным. 50 тысяч километров и 120 дней ярких автопутешествий. Что может быть лучше? Вопрос риторический.
P.P.S. Если кому-то интересна финансовая сторона путешествий — она такова (в порядке убывания статей расхода):
Зимнее путешествие
Итог: одна неполная гражданская пенсия.
Летнее путешествие
Итог: одна неполная военная пенсия.
Спасибо, что были с нами.