|
Рассказ составлен из двух кратких эпизодов, описанных год назад, в декабре 2023. Изначально не планировал выкладывать его на Дроме. Было ощущение, что интерес российских автотуристов к Казахстану и Киргизии сильно уменьшился. Но недавно прочитал интересный и познавательный очерк о поездке по Казахстану. Увидел его живое обсуждение. Вспомнил свой небольшой путеводитель четырехлетней давности. Подумал – может быть, всё-таки есть интерес к поездкам в наши края… Отправил для публикации. Вот, напечатали. Авось, кому и пригодится. :-)
Горнолыжные центры отдыха — «Каракол» в Киргизии, «Чимбулак» в Казахстане. Куда поехать отдыхать обычному любителю горных лыж? Почему многие любители активного зимнего отдыха едут из Алма-Аты кататься на лыжах в соседнее государство? Как выглядят эти популярные локации, как туда добраться и сколько денег стоит удовольствие скоростного спуска?
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы и разобраться в теме, лучше всего глянуть своими глазами. Что и было сделано незадолго до наступления нового 2024 года. И начну рассказ с соседей, с Киргизии. Здесь, неподалёку от озера Иссык-Куль, рядом с городом Каракол уже много лет существует горнолыжная база «Каракол» (42.408003, 78.466263).
Выезд из Алма-Аты в четыре часа утра. Зачем так рано? Это даёт возможность приехать на границу к 8:00, т.е. к открытию международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Кеген». И, раз уж заговорили о названиях, отмечу — сопредельный МАПП с киргизской стороны называется «Каркара». А это координаты погранперехода: 42.801226, 79.181585.
Пункты пропуска в этом месте раньше закрывались на зиму, без сезонного перерыва работают третий год, и была опаска перед поездкой — а ну как закрыты? Для проверки позвонил туда по телефону и получил чёткий ответ, что МАПП работал, работает и будет работать всю зиму (и дальше) для удобства всех путешественников. :-) Кстати, телефон этого пункта пропуска, как и других, вы можете посмотреть в рассказе о границах.
Фото- и видео-иллюстрации этого рассказа начинаются после Кегеня, раньше было темно и ничего не видно. Да и туман временами… Но сама дорога достаточно хорошая (лишь совсем небольшой кусочек с уставшим асфальтом), машин мало, полиции вообще нет — свобода! :-) А уж когда начнёт вставать солнце и расцвечивать окружающие горы, так ещё и красота.
При поездке в Киргизию рекомендую обязательно залить топлива на последней АЗС перед границей — за кордоном это будет ощутимо дороже. В нашем случае последняя заправка в Кегене, это Qazaq Oil (ребрендинг КазМунайГаз). Надо, правда, проехать до конца населённого пункта, но там недалеко. Вот координаты этой точки: 43.007291, 79.243567.
До границы отсюда всего двадцать пять километров, но предвкушения быстрого прохождения не оправдываются — впереди автобус, там тридцать человек, и приехали они сюда за пару часов до открытия. В результате этого все формальности остались позади только через час. Честно говоря, за всё время первый раз встречаю здесь такой большой автобус. Откуда, куда и зачем ехали ночью несколько десятков человек — спросить постеснялся.
Ещё одну печальку, правда ожидаемую, подложила природа. Мой любимый перевал Санташ, по которому так удобно ездить летом, завалило снегом. А его, как оказалось, никто не чистит и даже не собирается. Недоработка дорожных служб Кыргызской Республики налицо, но я тоже виноват — надо было поставить их в известность о предстоящем визите. А я поехал так, неофициально. Вот они и не почистили. :-)
Так что ехать пришлось через Тюп. Там дорога постоянная и капризы погоды своевременно устраняются соответствующими службами. Да и время в пути на таком маршруте, как оказалось, не сильно отличается от санташского варианта. Смотрим ролик о состоянии дороги от границы до горнолыжной базы «Каракол».
Итак, Каракол. Приткнув машину где придётся и отстегнув 100 сомов мгновенно нарисовавшемуся и тут же, после получения мзды, исчезнувшему субъекту, оглядываю горнолыжную тусовку. Сегодня рабочий день, утро, народу пока немного. У кассы, где работает одно окошко, очередь человек пятнадцать — лыжники покупают билетики для доступа к счастью. В ход идут как наличные сомы, так и оплата банковской картой. О возможности оплаты билета валютой другой страны не знаю, а вот парковщик взял за стоянку теньгой без колебаний.
Если я понял правильно, то максимальная оплата за день катания на лыжах и пользование подъёмниками составляет 1500 сомов. Это в пятницу, субботу, воскресенье, понедельник и праздничные дни. В любой из оставшихся трёх дней недели — вторник, среду или четверг — вы заплатите 1200 сомов за такой же целый день удовольствия. Плюс 300 сомов за карту (используется как пропуск при посадке на подъёмник).
Ну, как — за целый день? Полученный за эти деньги SKI-PASS (скипасс), т.е. билет, даёт возможность катания с 9:00 до 15:45. Можно приобрести скипасс на первую половину дня, можно на вторую, можно детский. Все эти варианты расписаны тремя языками на листочках формата А4 разной ориентации, которыми беспорядочно обклеена вся стена кассы. Всё это в пластиковых файликах, видок ещё тот… :-) Свой вариант — для пешего туризма — нахожу далеко не сразу.
Экскурсионный билет стоит 500 сомов, наличными или банковской картой. Плюс возвращаемый депозит за карту, 300 сомов. Если вас двое или трое — карта даётся одна. Оплачиваете банковской картой — депозит возвращают наличными. Экскурсионный билет продаётся до 14:30, дабы незадачливые пешики могли свалить с горы по светлому времени. Ещё один элемент дискриминации — вам разрешается пользоваться только двумя линиями канатной дороги из четырёх имеющихся. Это детский подъёмник, самый первый от кассы, и второй — панорамный — идущий на вершину большой горы.
Но этих двух разрешённых линий хватает за глаза для того, чтобы набраться впечатлений от природы Тянь-Шаня. Был яркий солнечный день, градуса 4 мороза, снег приятно поскрипывал под ногами, а металлическая табуретка подъёмника отдавала морозной свежестью не по-детски. Так что в месте пересадки с первой линии на вторую совсем не лишним была возможность подвигаться, разогнать стылую кровь по жилам.
Вторая линия канатной дороги, подъёмник «Панорамный», полностью оправдывает своё название и выносит вас на отметку 3040 метров над уровнем моря. Панорама здесь действительно великолепная, вся восточная часть Иссык-Кульской долины видна как на ладони. Прекрасно виден также и горный хребет Кунгей-Алатау, отгораживающий долину с севера. За ним находится Казахстан.
Сама линия канатной дороги идёт к вершине не по голому склону, а прячется в лесу, прорезая ельник тонкой линией. Временами поручень кресла подъёмника цепляет колючие хвойные ветки, выгрызая в них подобие тоннеля. Снег внизу исчерчен следами лыж и сноубордов от любителей погонять между ёлками.
Поэтому, когда едешь вверх, то обзор ограничен зелёными стенами. А, вот когда доберёшься до вершины горы, спрыгнешь с кресла, выйдешь на площадку и повернёшься лицом к Иссык-Кулю — здесь панорама во всей красе.
На фотографии видна западная ветка канатной дороги, закрытая для пешеходов. Правда, и лыжников там не то, чтобы тьма-тьмущая. :-) Точнее говоря, их практически нет. Зато хорошо видна долина реки Каракол и сам город с аналогичным названием.
На отметке 3040 метров заканчивается подъёмник, однако возможности лыжных трасс продолжаются. Желающих, за отдельную плату, могут поднять на снегоходе ещё выше, на высоту 3450 метров — пусть хапнут при спуске триста метров экстримчика. Но я не наблюдал никого, кто бы отважился на подобное. Так что три снегохода скучали без дела вместе с водителями.
Зато в нижней части трассы царило оживление. Кресла первого подъёмника были заняты практически все. Не, ну а чо? Расстояние небольшое, склон не сильно крутой и хорошо укатан, рядом кафе и другие блага цивилизации — что ещё надо для приятного времяпрепровождения? Так что, не считая любопытных туристов и особенно отмороженных лыжников, весь народ тусил здесь.
Вот и все мои впечатления, высказанные в дополнение к тому, что сказано на виде-роликах. Хочу ещё привести несколько цифр. Нулевая отметка лыжных трасс находится на высоте 2300 м н.у.м. Получается перепад высот 740 метров, который может быть увеличен ещё сотни на три при использовании снегохода. Значит, километр вертикального спуска.
Сами трассы раскинулись широким фронтом по склону и отделены друг от друга лесом и складками местности. Так что есть где затеряться — и в хорошем, и в плохом смысле этого слова. На поворотном круге подъёмников обязательно дежурит инструктор, который реально помогает при посадке/высадке людям без опыта. Всё достаточно просто и не дорого. В местных отелях не был.
Завершая тему Каракола, несколько слов о дороге. Путь туда и обратно растянулся, в целом, на 798 километров, точную карту маршрута выложил выше. Бензина АИ-92 израсходовал сто четырнадцать с половиной литров (на 22500 тенге), в Киргизии не заправлялся. Средний расход составил 14,34 литра на 100 километров, но это горные дороги и подключенный передний привод. За использование платных участков дорог в Казахстане выложил 240 тенге (платная дорога на Хоргос).
А вот на экологическом посту в Караколе (42.442230, 78.415390) платить ничего не пришлось. Всё потому, что промахнулся с поворотом и немного отклонился от маршрута. Новый же маршрут, скорректированный навигатором, прошёл мимо шлагбаума по другому берегу реки. Если интересно, то посмотрите карту маршрута, там хорошо видно при увеличении. Так что, сколько надо платить «за экологию» и надо ли платить вообще — не знаю.
Дорожная полиция. В Казахстане не видел её совсем. В Киргизии была на въезде в Каракол, меня игнорировали. Оно и к лучшему, потому как ОСАГО для Киргизии у меня не было. Во-первых, сделать его было негде. Во-вторых, до сих пор не понятно — нужно ли это сейчас или нет. Читал, что сроки введения такого страхования в Киргизии сдвигают в очередной раз.
Граница. На обратном пути, также через Кеген/Каркару ни одной машины на посту, 5 минут на всё про всё. Со слов пограничников машин сейчас немного. Киргизская сторона сказала 20-25 в день, казахстанская обозначила в 25-30, так что берём среднее и получаем 25 машин за 10 часов работы. Не густо.
О Караколе всё. Теперь Чимбулак.
О том, как обстоят дела с горными лыжами у соседей и что из себя представляет база «Каракол», вы уже прочитали. Некоторую информации о состоянии дороги, ценах и условиях этого популярного места отдыха уже получили. Сейчас неплохо бы со своими делами разобраться и глянуть, хоть одним глазком на горнолыжный курорт «Чимбулак», что находится на южной окраине южной столицы Казахстана.
Да, именно курорт и именно на окраине. Поясню. Это раньше Чимбулак был за городом, как и комплекс Медео. Но потом город рос и рос, включал в себя всё новый и новые земли. И сейчас очертания Алма-Аты простираются на юге за Талгарский перевал и Большое Алма-Атинское озеро. Ещё несколько лет такого устойчивого поступательного движения и границы нашего мегаполиса упрутся в границы Киргизии. Что же касается названия «курорт», то подобный термин по смыслу абсолютно не подходит для Чимбулака. Но слово красивое, модное и попахивает спа-заграницей. Подобное сочетание у нас любят, а вникать в смысл — нет смысла. :-) Ну, да ладно, давайте смотреть на Чимбулак.
Как сюда добраться? Здесь всё просто — на своей машине или на рейсовом автобусе приезжаем к станции канатной дороги около стадиона «Медео». Оставляем машину на стоянке, покупаем билет, заходим в кабину вместимостью до шести человек, садимся на лавку. Двери закрываются и — поехали. Любуемся окружающим пейзажем через панорамные окна, а когда двери откроются, это и будет Чимбулак.
Ролик выложил так, больше для порядка — как видно, заблудиться невозможно. Хотя панорама катка Медео, огромной плотины и ажурной селевой ловушки тоже интересны. Но на этом остановлюсь чуть позже. Сейчас же, выйдя из дверей кабины, мы оказываемся в окружении кафе, ресторанов и других объектов околотуристического сервиса. Всё функционирует и смотрится весьма прилично.
Одно направление канатки пройдено и осталось позади. Это была самая длинная поездка без остановки, мы преодолели по воздуху пять километров. Расслабляться, однако, не стоит — перед нами появляются ещё три нитки этого экологически чистого транспорта. Чуть правее идёт «ККД-4» (канатно-кресельная дорога) длиной около 1700 метров и состоящая из одной линии.
Чуть левее идут, одна за другой, дороги «Комби-1» и «Комби-2». Они оснащены как креслами, так и кабинками, отсюда и название. Пересев с одной линии на другую (их станции стоят рядом на высоте 2830 м н.у.м.) мы поднимаемся на Талгарский перевал, преодолев три километра от Чимбулака.
Казалась бы, достигнута высота 3200 метров, вся лыжная трасса уходит вниз, что ещё надо, куда уж выше? Ан нет, есть еще одна небольшая канатка. Она называется «Левый Талгар», находится сразу за перевалом, и её верхняя станция поднимается ещё метров на десять. Линия небольшая, самая короткая — чуть меньше километра, и даёт перепад высот почти двести метров по вертикали. Она без кабинок, оснащена только креслами, что хорошо видно на следующем фото.
Вот теперь всё. Все линии обозначены, все канатно-лыжные пути ведут вниз. Выше только горы.
А город? Где же город — спросите вы. Мы же формально находимся в черте города, не так ли? Точно так, без сомнения отвечу я и в доказательство сказанного выложу пару фотографий, сделанных на Талгарском перевале. Вот он, город. Никуда не делся, стоит себе на месте, и даже практически чистый воздух присутствует. :-)
Забравшись на такую высоту, мы имеем несколько вариантов для обратного пути. Первый — пойти вниз пешком до стадиона Медео. Так себе вариант, учитывая зиму, снежную дорогу и преклонный возраст. Опять же — за обратные билеты уплачено… :-) Второй вариант — спуститься тем же путём, по «Комби-1» и «Комби-2». Это проще всего, но есть нюанс. Дело в том, что в обратном направлении (вниз) посадка на кресла не производится, только в кабинки. А там поцарапанные, не всегда чистые стёкла и соответствующая видимость.
Не зная о таких тонкостях логистики, первый этап возвращения я проехал в кабине. На промежуточной станции начал ходить кругами, пытаясь найти место, где можно половчее заскочить на кресло, идущее вниз. Место находиться не желало, дежурный парнишка наблюдал с неподдельным интересом за моим квестом через стекло, но выходить из тёплой диспетчерской не спешил. Исчерпав все возможные варианты поиска, я пошёл на поклон к Служителю Дороги. Вот она, эта промежуточная станция, что находится между Чимбулаком и Талгарским перевалом.
На этой станции, как выяснилось, появляется ещё два варианта обратного пути. Первый, обрисованный Служителем — запрыгнуть- таки на проходящее кресло и заплатить на выходе 50000 штрафа. Второй вариант, менее экстравагантный — пройти несколько сотен метров до конечной остановки маршрута «ККД-4» (43.11783, 77.09531), там сесть на кресельную дорогу и спокойно поехать вниз. После мучительных раздумий был выбран второй вариант.
И не зря! Несмотря на зиму и открытое кресло, холодно не было ни разу. С гор дул лёгкий ветерок и при движении получался полный штиль. Эта линия канатки проходит в стороне от основной трассы и даёт возможность проехать почти в полной тишине. Где-то далеко временами играет музыка, внизу белое безмолвие, и кресло движется совершенно бесшумно. В этом, кстати, большое отличие от подъёмников Каракола, шумящих достаточно ощутимо.
Виды с этой ККД-4 тоже открываются весьма и весьма неплохие. Это и фото коттеджа, что выложено выше, и эпизоды, вошедшие в обзорный ролик, который я покажу чуть позже. Также неплохо смотрится и верхняя часть города Алма-Аты, что представлена на следующей фотографии.
Единственный момент, который чуть-чуть напряг — это высадка с кресла данной линии канатной дороги. На тех маршрутах, где используются кабинки, происходит их торможение в момент посадки и высадки пассажиров. Здесь же скорость не менялась, как я ожидал, и соскакивать пришлось в самый последний момент, чтобы не уехать снова вверх. Вот в таких случаях и полезен опыт Каракола, где постоянно дежурят инструкторы у места посадки-высадки.
Путешествие подходит к концу, и самое время сказать пару слов о других интересных объектах, которые встретились нам на пути. В первую очередь это, конечно, высокогорный каток «Медео». В теперешнем виде он существует более пятидесяти лет, а за всё время соревнований по конькобежному спорту с 1952 по 1988 год на нём было установлено более трёхсот мировых рекордов. Уникальное сочетание природных условий и технических решений позволяло открытому стадиону держать лёд на конькобежных дорожках круглый год! Вот так выглядит сейчас этот стадион-легенда:
Но вся эта красота могла быть уничтожена уже через полгода после торжественного открытия стадиона. Мощный сель, более 5 200 000 кубометров грязекаменной массы, обрушился на город 15 июля 1973 года. Надо сказать, что за полвека до этого, в 1921 году, селевой поток меньшего объёма разрушил значительную часть Алма-Аты и погубил более пятисот человек. Однако его объём был тогда «всего» 3 500 000 кубов. А здесь в полтора раза больше… Но катастрофа 1973 года была остановлена в восьмистах метрах перед стадионом. Непреодолимой преградой на пути стихии встала уникальная плотина, созданная серией направленных взрывов за шесть лет до драматических событий, в 1967 году. Котловина плотины будет показана на видео, а на этой фотографии виден один из склонов горы, взорванный для строительства.
И последнее. Ажурная конструкция селевой ловушки, что стоит поперёк дороги ниже комплекса «Медео» (43.173563, 77.024307). Этот объект заметен на первом видео, когда я рассказывал о дороге на Чимбулак. Практической ценности не представляет, интересен с точки зрения изменения взглядов на защиту города от селевых потоков.
А теперь обещанное видео всех канатных дорог горнолыжного санатория «Чимбулак»:
Немного о финансах. Моя поездка на канатке от Медео до Талгарского перевала и обратно обошлась в 6 000 тенге. Это тариф для взрослого пешего туриста. Что касается лыжников, то максимальная цена ски-пасса составляет 19 900 тенге (11 400 день + 8 500 ночные катания до 23:00). Напомню, что максимальный дневной ски-пасс в Караколе стоит 1 500 сомов (примерно 7500 тенге). Но там день на пару часов короче…
Если сравнивать сам размер горнолыжных трасс, то картина следующая. Максимальный перепад по высоте в Караколе составляет 740 метров, на Чимбулаке — 900 метров. Но в Караколе вы можете, задействовав снегоход, подняться ещё на 300 метров выше, получив в результате более чем километровый перепад. На Чимбулаке верхняя планка ограничена однозначно. Что касается ширины и количества трасс, то здесь преимущество Каракола неоспоримо. Для меня же, как для пешего туриста, также была более привлекательна картинка Каракола с его густым еловым лесом по сравнение с чисто «выбритой» поверхностью горнолыжного лотка Чимбулака.
Но это всё мои субъективные оценки, мнение ниразунелыжника :-), а туриста, преимущественно автомобильного. В заключение отмечу, что получить актуальную информацию по Чимбулаку вы всегда можете на их официальном сайте. Горнолыжная база «Каракол» также имеет официальный сайт с полезной информацией.
Мне же только остаётся поздравить всех с неуклонно приближающейся зимой и пожелать всего наилучшего! Всем новых путешествий и удачи на дорогах!
Этот материал впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.