|
Отдых на Иссык-Куле планировался очень долго, но по понятным причинам отложился до мирных времен. Так транзитный маршрут через РК стал основной целью поездки. Попутчиков мы, конечно, поискали, но не слишком активно по нескольким причинам: малый опыт дальних поездок (до этого только Алтай), женский экипаж + ребёнок пяти лет, и машинка наша — низколетящий внедорожник Suzuki Swift в новом кузове — малышка Сьюзи. Тем не менее, решимости нашей эти обстоятельства не убавили.
Маршрут: Новосибирск — Карасук — Павлодар — Баянаул (с отдыхом) — Балхаш — Алма-ата (с отдыхом) — Чарынское ущелье — Алаколь (с отдыхом) — Усть-Каменогорск — Чемал. Цель поездки — развлекательно-познавательная.
К поездке, почитав отчёты, подготовились: оформили все документы, подготовили машину, с навигатором, правда, затея не удалась, так что накупили карт и поехали по старинке.
Выехали в понедельник, 21 июня, не рано, не торопясь доехали до Карасука, заночевали у знакомых с тем, чтобы границу перейти с утречка побыстрей.
День второй: встали в 5:30, в 6:15 были на границе, нашу таможню прошли за два часа, досматривали всё, казахскую — за один час — итого три часа впустую потраченного времени. Застраховались на 15 дней, заплатили российскими 400 рублей. От таможни до Павлодара — три часа по не лучшим дорогам. Павлодар — в объезд, в город не заезжали, огородами выехали на трассу в сторону Астаны.
Это не озеро, это — солончак!
Трасса неплоха, но наслаждались недолго, после сворота на Баянаул удовольствие кончилось — 100 км ехали два часа, сплошные ямы. От Баянаула до Жасыбая — 15 км по красивой дороге. Перед въездом — экологический пост — отъём денег в неизвестных целях. На машинке к базам подъехать не удалось — не пропустили, пришлось оставить на платной стоянке. Подготовки по Баянаулу у нас не было никакой, но на посту нас встретил Юра — посредник, который провёл нас по нескольким базам, пока не нашёлся приемлемый для нас вариант. Россиян нет совсем. Базы разного уровня, рассчитанные на разный кошелёк, но бюджетные варианты, на которые мы были ориентированы, на многих уж больно убогие. Мы нашли номер в гостевом доме «Акбет», удобства в номере (душа, правда, так и не дождались), кухня на этаже — 2 000 тенге с человека без питания, это приблизительно 430 рублей, ребёнок бесплатно. Номер довольно просторный и приятный, но, как оказалось, близко к дискотекам, так что музыка до часа ночи довольно громко. С питанием в Баянауле тоже проблематично: мест, где кормят вкусно, мы не нашли. Местность же живописная и интересная, не освоенная ещё российскими туристами: три чистейших озера, окружённых скалами необычной формы. Нет: перепадов температур, дождей и комаров-мошек, сезон — с мая по сентябрь — красота. Мы съездили на две автоэкскурсии (на местном разбитом газике с шофёром Каиром, восклицающем на каждой кочке «Оба-на!» — свою машинку на этих дорожках было бы жалко), сходили на пешую экскурсию и побродили и поездили по окрестностям сами, покупались в озёрах. На наш взгляд, это место достойно, чтобы там побывать и вернуться ещё. Смотрите!
В Баянауле мы пробыли четыре дня. За это время мы зарегистрировались, правда, с третьей попытки. В последующем никто этой регистрацией и не интересовался. На шестой день нашего путешествия выехали в сторону Балхаша. Дорога от Баянаула до Караганды заняла четыре часа: первые км 50 нормальной дороги, затем 50 км заплатки, затем 100 км по грунтовке не лучшего качества, и заключительные 50 — с ветерком! Грунтовки в Казахстане — это пыль до небес, новый воздушный фильтр не спас — линзам пришёл каюк, глаза воспалились. Пришлось незапланированно заехать в Караганду заказать очки, которые сделали за 20 минут, в городе без плана поплутали. На выезде из Караганды на стационарном посту у нас проверили документы, были очень доброжелательны. От Караганды до Балхаша ехали 4,5 часа, в город заезжать не стали, заправились и доехали до посёлка Сарышаган, где и переночевали в гостинице железнодорожников — по 1 000 тенге с человека, чисто, тихо, утром был даже горячий душ. Вечером и утром ездили купаться на озере. Вода тёплая, изумрудно-мутная. Желание купаться отбивает большое количество химически перерабатывающих предприятий на берегах Балхаша и отсутствие удобных спусков к воде, хотя местную публику это не слишком беспокоит — прыгают прямо со скал. В районе Балхаша также на стационарном посту проверили документы, пожелали счастливого пути и больше нами нигде не интересовались.
На седьмой день, искупавшись и позагорав, выехали в Алма-Ату. Дорога преимущественно по пустыне, заняла 6,5 часов. На трассе посередине пустыни пообедали блюдами национальной кухни — бешбармаком, запили кумысом. Но что хорошо дальнобойщику, то отдыхающим — несварение желудков. По дороге любовались видами пасущихся верблюдов и городками мусульманских кладбищ. Иногда пейзаж оживляла статуя орла или архара на постаменте.
Горы Заилийского Алатау появились впереди совершенно неожиданно: то, что казалось облаками на горизонте, оказалось снежными вершинами, которые по мере приближения становились всё выше. После равнин — красота!
В Алма-Ату въехали после обеда и несколько часов колесили, наслаждаясь видами города. Жили мы у друзей друзей на даче в пригороде, поэтому цен на съёмное жильё не знаем. Город очень красив и своеобразен, туда, конечно, нужно приезжать на более продолжительное время, но даже то, что мы успели увидеть, впечатлило! Передвигаться по Алма-Ате довольно просто: на растяжках на перекрёстках обозначены все ближайшие улицы, схема города тоже нам помогла. К ритму движения тоже приспосабливаешься довольно быстро: со светофора уходят, не дождавшись намёка на зелёный, тормозят на мигающий зелёный, всех пешеходов на переходах дисциплинированно пропускают, сигналят по любому поводу и отчаянно жестикулируют. Гаишников в городе много — практически на всех перекрёстках, много камер, но местные их знают и замедляются загодя. Российских машин в городе не видели, такое ощущение, что мы были единственными россиянами на всю Алма-Ату, но жолполициясов наша машинка не привлекла, остановлены ни разу не были. Список мест посещений довольно банальный. В первый день поехали в парк Кок-тобе — лучшее место, чтобы обозреть город сверху.
Вагончиками для подъёма мы пренебрегли, так как решили поехать на канатку на Чимбулак. Интересен санный скоростной спуск — аттракцион нами доселе невиданный и неопробованный — доставил много положительных эмоций! Затем уехали на Медео, там везде ремонт, готовятся к Азиатским играм 2011 года.
Наша машинка без особого труда поднялась до плотины (1 900 м над уровнем моря), но до Чимбулака ехать не решились, испугавшись довольно крутых затяжных подъёмов, взяли местное такси (1 000 тенге — 230 рублей). Самый мелкий пассажир был страшно доволен кресельным подъёмником и всё приговаривал: «Здорово я всё придумал!» Канатка поднимает на высоту 2 800 около 20 минут, стоит удовольствие 600 тенге. С собой лучше сразу взять что-нибудь из тёплых вещей — наверху уже зона снегов — реально холодно. Но красота!
Города, правда, уже не видно — теряется в дымке. Поесть наверху дорого — ужинали уже в городе — нашли кафе у центрального рынка, там и столовались все дни — всё свежее, готовится под заказ и недорого. На второй день пребывания пошли в центральный парк и зоопарк — посмотреть на слонов, жирафов и бегемотов. И парк, и зоопарк — чудесное место для прогулок в жару — там и провели целый день. С колеса обозрения увидели замечательный аквапарк, где и матрасничали весь следующий день — накупались и накатались вволю!
В последний четвёртый день пребывания в Алма-Ате отправились на Большое Алма-атинское озеро — поднялись на машине до развилки, дальше — пешком вдоль трубы до озера. На нормальном внедорожнике доехать можно до самого озера, правда, дорога вся в ремонте, мост тоже до конца не собран. Уже перед самым озером нарвались на пограничников, проверяющих документы (благополучно оставленные нами внизу в машине), еле отговорились.
Несмотря на то, что все узлы и системы были перед поездкой проверены и перепроверены, на третий день пути машинка начала скрипеть на ходу, сначала изредка, затем всё сильнее. Методом исключения установили, что скрипит амортизатор и решили ремонтироваться по приезде в Алма-Ату. В начале улицы Толе Би — большой район с автомагазинами и автомастерскими. Ребята с СТО довольно долго пытались нам помочь, но безуспешно. Тогда они вызвонили Сашу — лучшего специалиста по ходовке (подтверждаю!) — и он решил нашу проблему. Если кому нужен на всякий случай телефон — обращайтесь.
Утром двенадцатого дня выехали в сторону Нарынкола. Свороток на Чарынское ущелье не обозначен на карте (как и сама дорога), но на трассе есть указатель — заблудиться сложно. Это около 200 км от Алма-Аты. Дорога отвратительного качества, укатанная грейдером в стиральную доску, на скорости 20 км ехали около часа. В сам Чарынский каньон можно спуститься на внедорожнике или пешком, мы же обозревали его сверху.
Подобных мест где-либо у нас мы не знаем, так что заезжайте, если уж будете в тех краях!
Дальше через Чунджу по той же тёрке выехав на трассу пересекли долину реки Или. Это настоящая Средняя Азия — ослики, арбы, население, плохо говорящее по-русски.
По трассе Е-013 (чудные горы и долины) уже к вечеру, не доехав чуть до Талдыкургана, заночевали в посёлке Сарыозек. Ночевали в придорожном мотеле.
Тринадцатый день — утром выехали на Алаколь. От посёлка Кабынбай есть прямой свороток на Коктуму, но мы на него не свернули, и, как оказалось, не зря. Местные потом сказали, что дорога непроезжая. Указателей поворотов на Алаколь на трассе мы не нашли, в Учарале спрашивали дорогу у местных и всё равно заплутали, поехали по ямкам через аулы, затем на трассе ремонт дороги — пыль до небес. Добрались к вечеру уставшие и злые. Проехались по базам — цены такие, что Сочи отдыхает, сервис не соответствует ценам, пылища, были на грани того, чтобы развернуться и уехать. Заправок там тоже нет — заправляйтесь в Учарале. Жильё нашли в частном доме в Акши, остались довольными, приняли нас очень хорошо. По ценам — 2 500 тенге с человека с питанием (ну очень вкусно!). Взяли у хозяев телефон — может кому пригодится…
Вода в озере замечательная, тёплая и чистая, но хороший пляж нужно поискать. В Акши прибрежная полоса пошире, пыльная дорога подальше и неплохой прокат. В Коктуме больше зелени и магазинов. Весь четырнадцатый день купались, ели и загорали. Но вернуться на Алаколь хочется не раньше, чем там наведут хоть какой-то порядок.
Утром пятнадцатого дня выехали в сторону Усть-Каменогорска. Ехали довольно долго — девять часов, участок Аягуз — Георгиевка — сплошные ямки, его ехали четыре часа. Впрочем, дорога потихоньку ремонтируется, многие участки уже вполне ничего. В Усть-Каме решили не задерживаться, съели самый отвратительный шашлык в Казахстане и поехали до Шемонаихи. Это был самый ужасный участок дороги за всю поездку: сплошные ямы, пыль и низкое солнце прямо в глаза — ехали почти вслепую, 100 км ехали два часа. Гостиница в Шемонаихе скрасила все наши невзгоды! Чисто, тихо, более чем недорого для такого комплекса услуг. Почувствовали себя снова белыми людьми!
Шестнадцатый день. Таможня. Думали, что с принятием таможенного соглашения что-то поменяется… Ничуть! Всё как было! Казахи — полтора часа, наши — два часа. И это очередь из восьми машин! У людей повременная оплата труда, никто никуда не торопится, наши ещё и грубят. Очередь в сторону Казахстана была в три раза длиннее, бедные люди!
Вечером того же дня, попетляв по второстепенным дорогам Алтайского края, доехали наконец до Чемала, где предполагался длительный отдых.
P.S. Проехав по Казахстану с севера на юг и обратно, мы хотели стационарного отдыха, но усидеть на базе долго не смогли. Дальнейший маршрут получился следующим: Чемал — Усть-Сема — Кош-Агач — ледник Актру (с восхождением) — Туекта — Тюнгур — Усть-Кан — Солонешное — Белокуриха — Новосибирск. Но это уже другая история!
Итого за 15 дней:
по Казахстану проехали — 4 000 км;
израсходовано бензина — 280 литров;
средний расход — 7 л/100 км;
израсходовано денег на троих — 30 000 рублей — очень бюджетно!