|
Часть 1: Дорога до р. Нюкжа. Сплав по реке Нюкжа (отчет будет из 3 частей — по красоте каждой реки).
В рассказе вас ждет полное уединение, отсутствие цивилизации и красивейшая природа в полностью первозданном виде по трем прекраснейшим рекам России.
Путешествие началось с автомобильной части. Поездка на автомобиле из г. Благовещенска до г. Тында, далее от г. Тында по дороге, идущей вдоль БАМа до станции Ларба. От реки на станции и начнется путешествие на лодке ПВХ с мотором, путешествие длиной 1500 км продолжительностью 22 дня на воде.
Расcтояния, пройденные по рекам:
От Якутска на поезде возврат за автомобилем до Тынды и на авто назад в г. Благовещенск . Вот такой круг.
Идея путешествия: наличие лодки и мечты побывать на реке Олёкма и Лена. Решил пойти сплавом. Все друзья не смогли по причине занятости и длительности путешествия, поэтому одиночный поход, поскольку, если не поеду один, то и мечту, может быть, не удастся осуществить никогда.
Июль месяц 2023 г. Встреча с мечтой началась со старта на автомобиле из Благовещенска до г. Тында. В Тынде ночевка. Далее 150 км до станции Ларба. Там выгрузка на реке, машина уходит с другом в Тынду и будет ждать там моего возвращения.
Впереди меня ждало 22 дня красивейшей природы в первозданном виде.
Снял 10-часовой фильм (ссылки ниже) и 1800 фото, часть из которых представляю вам в отчете.
Старт в Благовещенске. И путь на г. Тында.
На трассе «Лена» виды становятся значительно красивее, чем по дороге от Благовещенска до Тынды.
Полно разных мелких ручьев и речек. Эта чистая. Некоторые загажены золотарями — одна желтая муть…
Где-то между п. Соловьевск и Тында…
Вопрос к проэктировщикам и изготовителям данной эстакады. Вы как это проектировали? Высокие машины на нее заедут без проблем, а на легковой вы пробовали вообще на нее заехать?
Высота на приборке иногда на перевалах показывала 1100 м.
Смотровые площадки на трассе.
Добро пожаловать в г. Тында. Заправка авто и всех лодочных канистр. Ночевка у друзей и на утро выдвижение к станции Ларба.
И началась дорога вдоль БАМа. До ст. Ларба. Местами открывались панорамные виды.
По движении с Тынды достигается водораздел на одном из перевалов. С которого все реки текут в сторону Северного Ледовитого океана, в другую сторону — к р. Амур и Охотскому морю.
И вот она — река Средняя Ларба. Можно было встать на воду здесь, но очень мало воды и много бурелома на реке. Через несколько километров река впадает в р. Нюкжа. Проехали на станцию Ларба и там выехали уже на берег Нюкжи.
Итак, наш космический поезд прибывает на станцию Ларба!
Наверно, по замыслу проектировщиков на станции должно быть так…
Но выглядит она вот так… Ст. Ларба. Вы только посмотрите на эти фантастические фонари космического дизайна в стиле как с картинки выше! Это шедевр! Их бы восстановить бы.
Немнгого истроии с места высадки. Подошли местные: Че, мужики, на рыбалку? Куда? Да так, в отпуск. В ЯКУТСК! В смысле в Якутск? Смотришь на людей и их реакцию, что Якутск не тут и не рядом совсем… а как это? Далее следует объяснение, что 250 км по Нюкже, 650 по Олёкме, 550 по Лене и в Якутск! Первая реакция — да ну на… И через пару секунд осмысления такого счастья — Я тоже так хочу!
С собой все для полного автономного плавания, 120 литров топлива (а следующая заправка будет только в г. Олекминск через 950 км), еды на месяц, пару бутылок цвета чая, газировки, питьевая вода, ящик пенной жидкости с маркировкой «употреблять охлажденной». Как результат — перегруз, мотор 9.9 еле выводил на глиссер в первые 2 дня. Замена винта с 11 на 12 устранила проблему. Впереди будут еще станции, но на реке Олёкма будет полное уединение и отсутствие цивилизации вообще на протяжении 500 километров.
Итак, старт. Добро пожаловать на реку Нюкжа.
Проход реки занял 3 дня. Два первых для это сплошние мели и перекаты. Километр на моторе, километр сплав. За первые два дня винт был разбит прилично о внезапные мели.
Первые 2 дня сплава река представляет из себя примерно такие пейзажи с высотой гор 300-500 м.
Первая ночевка. Пройдено от Ларбы до ст. Лопча около 50 км. Стоянка на косе посреди реки. Связь есть.
Первые две ночи было тепло. А иногда было градусов 5.
Вдоль реки идет БАМ. На всем пути, иногда удаляясь, но почти везде по реке. По дублеру ходят иногда машины, путейские бригады работают. Вроде и глухомань, но цивилизация рядом. Проходящий поезд всегда посигналит, если махнешь ему рукой.
Со второго дня сплава начинаются более красивые пейзажи. Горы постепенно становятся выше — 400-800 метров. Они ближе к реке. Река становится глубже и шире. Мелей намного меньше, но и кос с островами тоже намного меньше.
Полная тишина. Но оводы первые два дня хорошо донимали по их рабочему времени с 10 до 16 без перерыва на обед. С 3-го дня больше их не было.
Встретились охотники, дали много советов по прохождению, в том числе по порогам на Олёкме, также предупредили, что впереди есть Чильчинский порог. Куда едешь? В Якутск… ствол есть? — нет. Да ну на… там медвежий угол, их там очень много. Доедем :-). Если они видят это фото — привет вам.
Вроде на вид широкая река, а в этом месте проход был метр от берега, а на остальную ширину реки глубина была санитметров 20-30.
Обед в районе станции Чильчи. Станция за деревьями слева, с воды не видно.
Стоянка где-то посредине между Чилчи и Юктали. До ст. Юктали километров 80 по воде.
Тент очень выручал, становясь каютой краблика. Ни дождя ни ветра, Ставился за минуту.
На участке от ст. Чильчи до ст. Юктали река (на 3-й день сплава) становится намного красивее. Вдалеке видны предгорья станового хребта.
Вулканические мраморные берега.
Потоки лавы. Белые прожилки — мрамор.
Юктали уже где-то через пару поворотов. На саму станцию не ходил, она не на берегу реки.
Вошел в протоку. Юктали за поворотом.
На берегу у Юктали. Поговорил с местными, советы, общение. В поселок не пошел, до него с километр от берега.
Ночевка на косе у лодочной станции между п. Юктали и Усть-Нюкжа. Здесь лодочная переправа. Для жителей поселка Усть-Нюкжа. Хорошо работает интернет.
Вниз, налево и по прямой и вас поприветствует река Олёкма.
Тот самый «седой паромщик». Он реально существует, а не только в песне. Опять поговорил, советы, предупреждения об опасности. А советы были просты: «Ты куда собрался, там люди погибали на порогах»… «куда ты полезешь, не зная траектории прохождения, иди ищи в поселок (назвал имена), у них там охотничий участок, объяснят путь прохождения или пойдут вниз, с ними пойдешь и проведут…»
Навстречу следующей реке — последние сотни метров до Олёкмы.
Течение Олекмы вправо. Влево поднялся на пару км, выше по течению в п. Усть-Нюкжа. В магазин пару молока к чаю купить и поселок посмотреть. Далее следующий поселок будет через 500 км примерно.
Подъем наверх пару км выше слияния Нюкжи с Олёкмой до поселка.
С берега п. Усть-Нюкжа вот такой фантастический вид из окон некоторых домов.
Лодок ПВХ тут нет, как и дальше на всей Олёкме. ПВХ выглядит в этой местности как белая ворона. У человека на берегу спросил про прохождение порогов — «Я там не был, это слишком опасно…»
Шикарные виды с берега поселка.
Поселок находится на реке Олёкма. Через Нюкжу моста в поселок нет. Лодочная переправа летом, зимой по льду.
Будущий таежный следопыт-охотник.
Иногда можно подумать что ты в 15-16 веке.
В 10 утра сходил в магазин. Поговорил с местными эвенками. Получил главный совет: посмотрели на лодку — ходили мы на таких лодках, cмотри в оба, не лезь в самый замес и пройдешь пороги, будет все нормально. Предупредили о большом количестве медведей, предупредили, что не нужно спать на больших лесистых островах, что сейчас там лоси выводят потомство, а медведь это прекрасно знает, пойдет искать лосят, а найдет там тебя.
Начиная с этого места следующий населенный пункт и магазин будет через 500 км!
Ссылки на фильмы.
часть 1. Дорога до места высадки, трасса «Лена», г. Тында, автодублер БАМ. Сбор лодки. Начало сплава
часть 2. Река Нюкжа
В 11 утра старт по реке Олёкма. Путь предстоит 650 км по воде (от п. Усть Нюкжа реки Олёкма до слияния с рекой Лена), с просто нереальными красотами Станового хребта, отвесных скал, столбов, льда (в июле!), порогов 3-4 категории, где нет никакой деятельности человека! Полное отсутствие цивилизации, связи и населенных пунктов.
Ниже фото одного из мест реки Олёкма, отвесная скала 300 метров (как реклама второй части отчета).
Продолжение следует.