Восток — Запад. Июль 2024

Восток — Запад. Июль 2024

17.11.2024 | 10395 просмотров

1 часть: Дорога, Стамбул, Цюрих.

Итак, волей Судьбы довелось побывать в стране, в которую никогда не рассчитывал попасть. Ибо не по пути она обычному моряку ))

Но события последних лет закрутили Реальность в бараний рог. Приходится расхлёбывать...

Из Севастополя до ближайшего теперь аэропорта добираюсь поездом Симферополь — Адлер. Этим летом в интернете много страшилок о поездах крымского направления. Главная — не работают кондиционеры. Это лето действительно выдалось рекордно жарким. Июнь воспринимался как июль. Но в нашем поезде все работало, в вагоне были и кондиционер, и туалет и даже душевая кабина. Все было хорошо. Но… Вот не по душе мне эти современные вагоны. Все двери закупорены, везде механизация открытия и закрытия дверей, что наружу, что в соседние вагоны. Вроде все технологично, красиво сверкает, помигивает лампочками. А как-то без души. В тамбур покурить не выйдешь. А если двери заклинит — что делать? Но самая большая беда РЖД — заборы, которыми они отгородились от остального мира. Теперь на вокзал попадают не через главные входы, спроектированные для пропуска большого потока людей, а через невнятные калитки маленьких пунктов досмотра, как будто специально вынесенные на задворки вокзала. Короче, словами Райкина, через «задний кирильцо». Огромные вокзалы стоят пустыми, там нет никакой торговли. А все ради пресловутой безопасности. Это вообще беда страны. Огорожены вокзалы, автовокзалы, школы, в районную администрацию не зайти как раньше. Везде сторожевые дядьки и тётки. Повсюду проверки, подозрительность, тревога. А почему? Да потому, что вся страна как проходной двор, границы настежь. Кто хошь — заходи, заезжай, заноси-выноси. Неправильно это. Вот в советские времена граница была на замке, зато внутри свободно и привольно. Из-за этих заборов и проверок исчезли как класс «бабульки с пирожками» на станциях и полустанках. Джанкой — пустой. Дальше тоже. Наш поезд был без вагона-ресторана. То ли потому, что шел менее суток, то ли потому, что крымский, не знаю. Я, конечно, взял с собой пакет пирожков (спасибо жене!) и съел их с чаем. Но все-же рассчитывал и на горячую пищу. А ее не было. У проводника была всякая ерунда типа чипсов, круассанов и шоколадок. Всё дорого и невкусно. В общем, голодный поезд.

Времена сейчас неспокойные. Ключевыми пунктами безопасности были Джанкой и Крымский мост. Оба миновали благополучно. Тревог и закрытия движения не было. Закат солнца встретили на большой стоянке на станции Тамань, уже после моста. Там же, пользуясь проблеском интернета, узнал, что на футбольном чемпионате Европы Швейцария в 1/8 финала сенсационно одолела Италию, нынешнего чемпиона.

Вообще, все остановки были на редкость скоротечными: 3-5 минут, многие по 2. Только Джанкой, Тамань и ночная где-то на Кубани приличные по времени. Через Краснодар, кстати, поезд не идет.

Утром, начиная с Туапсе, прекрасные виды черноморского побережья. Множество судов на рейде. Рано утром многие пляжи еще пустынны. Ранние пташки, бывшие на берегу в это время, счастливчики по сравнению с дневной публикой.

Последняя нормальная стоянка в Сочи, и вот мы прибываем в Адлер. А тут жара и снова проверки. Хвост очереди растянулся на лестнице, ведущей наверх, в здание вокзала. Эскалаторы были остановлены, поскольку очередь стояла и на них. Помучившись минут 15, попадаем в прохладу большого стеклянного зала нового вокзала, построенного более 10 лет назад к сочинской олимпиаде. Тут я отвел душу — поел нормально. Дорого, но сытно. Заранее узнал расписание электричек до аэропорта, купил билет. Времени было достаточно, не спеша побродил по окрестностям вокзала, спустился к морю. Правда чемодан без ручки не отпускал в более свободный дрейф. Тем не менее, посмотрел на наше Чёрное море с противоположного берега, на пальмы, горы и долины. Все красиво, но очень жарко. Поистине, мы в этом году — утомленные солнцем, а ведь еще даже пол-лета не прошло!

Черное море всегда производило на свет больше исторических событий, чем могло потребить (с).

В аэропорту очередь на проверку была не такой долгой, как в прошлый раз и как накануне на вокзале. Оформив багаж, выхожу налегке на улицу, сижу часик в тенечке — хорошо!

Теперь о маршруте. Первое плечо Адлер — Стамбул, второе: Стамбул — Цюрих. Причем из Адлера прилетаю на новый аэропорт, находящийся на европейской части города. А вот, чтобы попасть дальше в Европу, нужно проследовать на азиатскую сторону в другой аэропорт и вылетать оттуда. Вот такая загогулина или зигзаг удачи (как сказать?)

Самолет оказался Сухой Суперджет. Я на таком еще не летал. Много о нем писали, и хорошего, и плохого. Были и катастрофы (тьфу-тьфу-тьфу!). Пока едем на автобусике к своему самолету, видим еще несколько таких же. Они имеют имена собственные — названия рек. Мимо проплыли Кама и Лена. Наш называется Волга. Авиакомпания «Азимут». В салоне полистал их буклет. Создалось впечатление, что центр этой компании — аэропорт Минеральные воды. Нигде прямо не написано, но большинство рейсов оттуда. У самолета необычная компоновка сидений 2+3. Обычно 3+3, ну или 2+2, как на маленьких старых АН-24. Обивка сидений простецкая, как на нашей бывшей вазовской 99-ке, и при этом потасканная. Пластик жесткий. Отсеки для ручной клади меньше обычного. Туалет только один! В общем, не иномарка. На обязательной картонке по аварийным ситуациям нигде не указана марка самолета. Командир, произнося приветствие, произнес ее скороговоркой, чтобы никто не разобрал. Стыдятся, что ли?

А вот и взлет. И тут выяснилось, что шумоизоляция здесь весьма посредственная. А может быть, двигатели очень шумные. Что-то с грохотом упало, но на это никто из стюардесс не обратил внимания. В целом, не зашёл мне этот самолет. Тем более, что вылет задержался почти на час.

В аэропорту Стамбула довольно легко нашел связника для трансфера в гостиницу. Но ожидание, пока он наберет группу, тоже затянулось. Плюс я перепутал вожаков и увязался с другой группой. Недоразумение разрешилось тем, что и наша группа прибыла в то же самое место посадки. В общем, с приключениями, с шутками и прибаутками, но поехал я в нужном направлении, один в большом микроавтобусе Мерседес.

По пути вертел головой и смотрел вокруг. Из нового стамбульского аэропорта я никогда не ездил. Стояла прекрасная погода, вечерело. Забавно, но у аэропорта вдоль дороги стоит множество машин. Не хотят платить за стоянку. Ждут прилета гостей и только потом едут их забирать. Всё прямо как у нас )) Природа вначале напоминала крымскую степную, а дорога — трассу Таврида, только здесь было по три полосы в одну сторону, вместо двух у нас. Да развязок в пути было много больше. Ближе к городу пошли холмы и леса, это уже больше похоже на природу возле Новороссийска или Туапсе.

На въезде в город скорость потока стала падать, и вскоре начались пробки. Был воскресный вечер, народ массово возвращался по домам. Сам город не поддавался обзору. Просто огромный. Интересно, кто больше — Москва или Стамбул? По площади не уверен, а вот по населению, наверно, Стамбул. Ибо плотность застройки просто ошеломительная. Как там люди живут? Хотя домики с виду симпатичные, все с покатыми красными крышами. Все-таки занятно, насколько внешне различаются такие города как Москва, Стамбул и Дубай!

Но вот мы свернули с широкого проспекта у самого синего моря Босфора и попали в Старый город. Пропетляв немного, видимо, запутывая следы, подъехали к гостинице. Всего ехали около часа. Заселился быстро и без проблем, но встал вопрос с едой. Уже вечерело, и ужин в гостинице был в самом разгаре. Но у меня в программе встреча с собором Айа-София! Задержка самолета и трансфера в гостиницу были очень не кстати. Узнав, что ужин до 23:00, а заказ можно сделать только до 22:00, принял решение не отменять культурную программу. Сказано — сделано. Узнал направление, настроил карту и ноги в руки. Идти недалеко. Но «налево и дальше прямо» на деле вылилось в довольно петляющий маршрут.

Всё же не промахнулся. Попал на довольно внушительную пешеходную зону, полную туристов. Справа сразу же возникло грандиозное здание. Вот оно! Смело захожу за забор. Народ уже массово покидает территорию, внутрь в само здание не пускают — время закончилось, но рядом ходить можно. Хожу, смотрю, делаю фотки. Грандиозно!

Довольный увиденным, выхожу обратно на площадь, оборачиваюсь и читаю название комплекса — Blue Mosque. «Терзают меня смутные сомнения» (с), но пока подвоха не почувствовал. Еще дальше видны огни минаретов и чего-то большого, скрытого пока деревьями.

Я был на распутье. То ли продолжить исследование, то ли вернуться на ужин? Победило любопытство. Пошел дальше и не зря! Именно там и была Золотая София. А то, что я только что осмотрел, была Голубая мечеть. Просто недавно читал, что православный собор переделали в мечеть, и принял минареты Голубой мечети за новодел. А ведь эта мечеть тоже великий исторический памятник.

После этого быстрым шагом возвращаюсь в гостишку. Попутно хвалю себя за настойчивость. Не увидел бы Софию, не простил бы себе никогда! На ужин прибыл уже в начале одиннадцатого, но заказ приняли. Столики стоят на улице. Вокруг южная ночь, деревья, цветы, щебечут птички да подпевает муэдзин. Лепота и экзотика!

Заказал пиво. Вино стоит неприлично дорого, раз в 10 дороже пива. Очень понравилось, и еда, и обстановка.

Утром оглядел окрестности гостиницы. Она находилась на Т-образном перекрестке. Все три примыкающие улочки были настолько узкими, что машины не могли разъехаться, пятились обратно на это пятачок. А там ведь еще стоял микроавтобус трансферной службы! Мне скоро на таком ехать в аэропорт. Он тоже участвовал в этих манёврах. Забавно было наблюдать за этим рукотворным хаосом. Позавтракал за шведским столом. В целом гостиница понравилась, в номере был уютный балкончик. Только вода в кране показалась сильно хлорированной.

Жаль, что так мало побыл здесь. Вчера достопримечательности были уже закрыты, а сегодня они еще не открылись. Однако пора ехать. В 9 утра сажусь в микроавтобус Мерседес. Как и вчера, еду один. Интересно, оплата за трансфер меняется, едешь ли ты один или группой? Как по мне, в итоге получилось дороговато.

Автобусик был люксового класса (отделка под золото), но уже старенький и затасканный. Местами золотишко затерлось, когда-то белая обшивка потолка стала бежевой с коричневыми разводами. Но все равно в какой-то момент почувствовал себя героем фильма «О, счастливчик», которому улыбнулась Птица удачи, и он в смокинге ехал на деловую встречу в барском роллс-ройсе:
— Хотите бренди, Уорнер?
— Ни в коем случае, сэр! За рулём ни капли.

Да-да, бар тут тоже был. Только я его не открывал. Знал, что никакого бренди там нет. Зато салон огромный, можно спокойно вытянуть ноги. Я комфортно сидел, вертел башкой, местами фотографируя достопримечательности.

Вчера был воскресный вечер, сегодня утро понедельника. Вчера все возвращались в город, сегодня едут на работу. Пробки начались сразу же. А ехать аж на противоположный берег Босфора! Проехали большой стадион футбольного клуба «Галатасарай». В советские времена, когда наши играли с этой командой, у всех была ассоциация с некоей заштатной провинциальностью, типа Бахчисарая. На деле этот стадион находится в сердце огромного мегаполиса, а на его трибунах можно усадить все население указанного Бахчисарая ))

В какой-то момент показалось, что дорога ведет за город, в сторону вчерашнего аэропорта. Переспросил у водилы, он успокоил — едем правильно. В Стамбуле много курящих. Однажды видел, как полициянты при исполнении (небольшое ДТП) спокойно курят, никого не стесняясь. Пробки еще больше усилились перед мостом, там, где соединялись разные потоки. Зато была хорошая возможность посмотреть, на чем же ездят местные. Давно заметил, что в Турции нет такого разнообразия автомобильных марок, как у нас. Есть несколько брендов, которые хорошо здесь устроились и рулят. Одна из них ФИАТ. И 10 лет назад на улицах было полно такси этой марки, и сейчас они часто попадались на глаза. Только модели поменялись, осовременились. Теперь это FIAT Regen. Много также Рено, Фордов и Мерседесов. Остальные марки, включая весь спектр дальневосточников, тоже есть. Но большая часть машин состоит из нескольких основных марок. До моста добирались целых 40 минут! Не зря выехали так заранее.

И вот он, мост через Босфор, из Европы в Азию. Впервые его увидел 38 лет назад, проходя Босфор морем. Тогда мы прошли под мостом, а сейчас едем прямо по нему. Правда, открытым остался вопрос — тот ли это мост? В 1986 году он был единственный (а одним из авторов был известный английский мостостроитель Олег Александрович Керенский, сын того самого Керенского!), а теперь их три. По какому мы проехали, я не понял. Но все равно круто.

И после моста ехали долго. Такое впечатление, что на азиатской стороне город еще больше, особенно много жилых многоэтажек. Судя по указателям, общее направление на Анкару.

Селение Кадыкой есть и у нас, в Балаклаве. Правда оно русифицировалось и звучит Кадыковка.

Встречались забавные вывески: Duraklama, Havalimani. Последнее — возможно аэропорт. Во всяком случае, авиалинии у них звучат как Хава Йолари. Перед аэропортом по параллельной дороге в попутном направлении двигалась колонна бронемашин жандармов. Готовятся к повторению Первомайских протестов? И опять машины на обочине. Понимаю их. Зачем переплачивать аэропортовским парковщикам?! Общее время в пути составило 1 час 15 минут. Но запас по времени был, так что напряга не было.

Аэропорт имени Сабихи Гёкчен (я называю — Собачихи Гюльчетай). Из Википедии: «Сабиха Гёкчен приёмная дочь Мустафы Кемаля Ататюрка, первая в мире женщина-пилот истребителя». Так что в те годы не только в Америке, Германии и СССР были женщины-пилоты. Сам аэропорт, согласно официальной статистике за 2022 год, является третьим по загруженности в Турции после нового аэропорта Стамбула и аэропорта Анталья. Я уже был здесь транзитом, теперь вот приехал из города. Что сказать. Этот аэропорт по размерам значительно меньше вчерашнего. Меньше он и бывшего аэропорта имени Ататюрка, ныне закрытого и захваченного хищниками-девелоперами. Но тут хотя бы есть интернет. Правда, чтобы к нему подключиться, надо выстоять немалую очередь к терминалу и отсканировать свой паспорт, получить пин-код и ввести его в телефон. Громоздко. Несколько раз он исчезал. В первый раз, когда это случилось, я снова подошел к терминалу, но получил тот же самый код. После чего уже просто вводил его, и связь восстанавливалась. Людей вокруг много, места мало. Обратил внимание на то, как сильно подорожали еда и напитки. 10 лет назад все было намного дешевле. Ну ладно, лира за это время подешевела в три раза. Но цены взлетели раз в 10.

Почему возник этот зигзаг — В Европу через Азию?  У меня билеты на самолет компании Пегас, а они базируются именно в этом аэропорту. Пегас — лоукост, то есть для нищебродов )). Цены на билеты маленькие, но за все услуги надо платить. В том числе за еду и напитки на борту. Также установлены жесткие лимиты по весу багажа (20 кг) и размерам ручной клади. У меня перевес — почти 23 кг. Пришлось выложить 21 евро. Оплатил лирами, оставшимися после вчерашнего ужина. Оставшиеся лиры обменял на 15 швейцарских франков. Авось пригодятся!

При посадке спросили ID card. У меня ее не было, но всё равно пропустили. И опять мы задержались с вылетом. Вроде сели в салон вовремя, но потом долго стояли у терминала, медленно выползали на рулёжку, долго стояли в очереди на ВПП.

После взлета вираж влево. Я сижу справа у окна, все хорошо видно, крыло не мешает. Пролетели над Черным морем. В Европу влетели в районе болгарской границы. А вот дальше? Поскольку самолет дешевой компании, в нем напрочь отсутствовали мониторы, на которых обычно показывают маршрут полета. Также спинки кресел не откидываются. Они здесь более «худощавые», за счет чего в салоне вмещаются больше рядов. В салоне большинство пассажиров турки. Двое впереди весь полет прикладывались к вину. Стюардессы им постоянно носили маленькие бутылочки. Я же ограничился чаем за 5 долларов.

Впервые лечу в Центральную Европу. Впервые пролетаю эти края. И понимаю, что мои познания в географии современных Балкан весьма и весьма устарели. После Болгарии начинаются земли бывшей Югославии. А как в них проходят границы, где Сербия, а где Босния? Сие загадка для меня есть. Неоднократно смотрел карту (когда возникало любопытство), но так и не запомнил. Это примерно как Россия от Москвы до Волги. Где Рязань, а где Пенза? Карту не помню, в тех краях никогда не бывал. Вот дорогу на поезде помню: после Харькова идут Белгород-Курск-Тула. А что правее и левее — Терра Инкогнита. Так и здесь. Вот оно окно, смотри — не хочу. А что под нами? Неведомо. Впрочем, вскоре появилась река. Она долго виднелась справа, мы летели вдоль нее. Что за река? Большая или маленькая? С высоты не очень поймешь. Одну только знаю в этих краях — Дунай. Неужели он?

Вскоре внизу виден большой город, возле него в большую реку впадает река поменьше. Почему-то подумалось, что это Белград. Ну, если предположить, что это Дунай, то почему бы не Белград? Такая была логика. В городе хорошо виден овал стадиона. На трибунах буквы названия клуба. Но с высоты их не различить. Вспомнил о телефоне. Можно сфотографировать, а потом зумом увеличить изображение. Но было поздно, стадион попал в мертвую зону. Глаз его видел, а телефон упирался в стекло иллюминатора. Жаль. Но все же сделал фото. Уже по прилету заглянул в карту. И что же? Судите сами:

Дальше я пытался вспомнить расположение Австрии, Венгрии и Хорватии, но в голове был сумбур. Впрочем, вскоре под крылом пошла сплошная облачность, и я благополучно уснул.

А когда открыл глаза (мы пошли на посадку), под крылом был совсем другой пейзаж. Горы, нет не ледяные пики Альп, а пониже, что-то вроде Крымских предгорий. И яркая-яркая зелень! Леса, луга, вьются дороги. Интересно, это асфальт или просто ровные гравийки? Мелькнул замок в горах, небольшой, но очень живописный. Интересно, на какой высоте над уровнем моря находится Цюрих? А вот и озеро, потом еще одно. На водной поверхности видны яхты, лодки. А в небе парит аэростат, возможно, метеозонд. Вот маленький травяной аэродром, а на нем планеры.

При посадке самолет изрядно трясло. Впрочем, это длилось в течение всего полета. Видать сегодня ветер сильный. Много я повидал городов из иллюминатора самолетов, но такое вижу впервые: на крышах многих домов устроены оранжереи: кусты, цветы, просто трава. Прикольно!

И вот мягкая посадка, подкатили к зданию терминала с телескопическими трапами. Рядом стоит самолет из Саудовской Аравии. Надо же?! Неужели за мной?

Прибывшие пассажиры добираются до центрального блока в вагончиках. Они полностью автоматические. Ход очень мягкий. Присмотревшись, понял, что они идут не по рельсам, а по бетонным направляющим и, видимо, имеют резиновые колёса. Границу прошел без проблем. Спросили — надолго ли? И сколько денег с собой. С багажом тоже проблем не было.

В целом, летели 3 часа. И опоздали на час. Ну чего еще ожидать от лоукоста?

В город поехали на поезде. Здесь очень удобно проложены железные дороги. Они все проходящие. То есть аэропорт не на тупиковой ветке, куда надо добираться на определенном экспрессе или по дороге на автобусе или такси. А просто вышли, сели на поезд и поехали в город. Двухэтажные вагоны, очень мягкий ход. Но сейчас-то едем по рельсам! А все равно плавно и мягко. Зачёт! Проехали район Эрликон. Знакомое название. Тут делали пушки и зенитные пулеметы. Всегда думал, что это немецкая фирма. Оказалось — швейцарская, проверил по Википедии. С поезда пересели на троллейбус и вскоре доехали до жилья.

Осваиваюсь в новом доме, в новом мире. Туалет, ванна и умывальник как у нас. Холодная и горячая вода через смесители. Газовая плита на кухне. Розетки вот чудные, первый раз вижу такую конфигурацию. Для наших вилок нужны переходники.

Два дня назад Швейцария сенсационно обыграла действующего чемпиона Европы Италию. В тот вечер на местном стадионе выступала рок-группа AC-DC. Окончание концерта совпало с победой местной сборной. Народ, массово болевший в близлежащих кафе, вышел праздновать на улицы, болельщики смешались с рокерами, образовав бурно празднующую массу.

Погода довольно прохладная, особенно после Крыма-Кавказа-Стамбула, трава мокрая. По ощущениям, как где-нибудь на широте Москвы, хотя Цюрих расположен даже южнее Киева.

На следующий день отправляюсь в первое своё пешее путешествие по Цюриху. Навигатор показывает чуть больше часа ходу. Ну и отлично! Я никуда не спешу. Туда час, обратно час, да погулять в центре пару часов — отличный график. Единственный неудобный момент — погода. Брать с собой куртку или нет? Первые дни были дождливыми, и я все-таки выходил в куртке. А дальше по погоде. Очень часто ближе к обеду начинало припекать, и я раздевался.

Итак, вперед за впечатлениями. Впервые в большом и старинном европейском городе. Люблин, как бы, тоже подходит под это определение, но там-то я пробыл всего пару дней, и совершил одну стремительную вылазку. А здесь всё обещает основательное ознакомление.

Еще вчера, смотря на окружающие дома-улицы, горы, вдыхая невероятно ароматный лесной воздух, вдруг понял, что всё это напоминает Новую Зеландию. И сегодня первые шаги по новому городу также подтвердили мои ощущения. Эдакий симбиоз Нельсона (горы, воздух) и Крайстчерча (большой город). И вправду, вначале шли обычные современные дома. Плюс ровные и чистые улицы, трамваи/троллейбусы и много зелени вокруг. Все это здорово напоминает те далекие острова. Но ближе к центру всё меняется, и вскоре я погружаюсь в настоящую Европу.

Впервые в германоязычной среде. Привыкаю к тяжеловесным и длинным немецким названиям. Вспомнилось посещение магазина ИКЕА в Краснодаре. Тогда к концу посещения голова тоже была чугуниевая от подобных непривычных названий. Одна из первых улиц, по которой долго шел называлась Kalkbreitestrasse. Долго не мог проговорить ее. Назвал про себя Кальтербруннер-штрассе. Да, фильм про Штирлица прочно засел в головах нашего поколения. Забегая вперед, уточню, что Цветочную улицу и «глаза Плейшнера» не искал. Во-первых, это было в Берне, а во-вторых накануне поездки прочитал статью, что название вымышленное. А претендовать на такое название может практически каждая местная улица. В первую очередь смотрю на дома. Архитектура здесь великолепная! Куда ни кинь взгляд — везде красивые, добротные дома. Вглядываюсь в примыкающие улицы хоть налево, хоть направо — везде продолжается такая застройка.

Идя по улицам, нельзя не обратить внимание на транспорт. Легковых машин мало. Владеть ими здесь дорого и обременительно из-за жестких правил стоянок в городе. И это здорово! Улицы не переполнены шумящими авто. Ощущение, как будто больше воздуха. Зато много общественного транспорта. Как правило, он идет по выделенным полосам, поэтому без задержек. Большинство имеет несколько секций, что облегчает прохождение поворотов.

Кстати, есть тут одна фишка — воду дома можно пить из-под крана, а на улицах из фонтанчиков, которые установлены с завидной регулярностью. Чем я активно пользовался — носил с собой пластиковую бутылочку и регулярно ее пополнял.

И вот наконец центр. Тут и озеро, и река, из него вытекающая (как Нева или Ангара). За озером видны горы.

Народу не то чтобы много (будний день), но и не мало. И все же погода не радовала. Впечатление, что в любой момент пойдет дождь. Вот и в соседней Германии дожди. В это же время в России, Украине и Турции стоит рекордно жаркая погода. Вот такие природные аномалии в этом году.

Между тем, я пересек мост и очутился в Старом городе. Тут дома строили, начиная со средневековых времен. Узкие улочки напомнили Люблин и Ригу, только здесь их поболее.

А куда это я направляюсь? С самого начала задал конечной точкой маршрута определенный адрес. И вот эта улица, вот этот дом:

Да, по-немецки вождь — это фюрер. Так что все правильно, хоть и непривычно для нас. Кстати, в интернете прочел, что в Цюрихе отметился и Лев Троцкий. Однако никаких следов своего пребывания он не оставил.

Отметившись в историческом месте, такими же узкими улочками пошел дальше без навигатора. Вышел к местному Университету. Наверху была смотровая площадка, под которой что-то вроде студенческого кафе. С одной стороны — интересное здание (то ли школа, то ли корпуса Университета), с другой — дворец 18-го века с парковой зоной вокруг. Это и была моя конечная точка в тот день. Обратно шел другой дорогой, по другому мосту, вначале без навигатора, включил его, уже пройдя центр.

На улицах много бегунов разного возраста и обоих полов. Не видел лежачих полицейских (есть ли они тут?). Впрочем, и обычные живые полицеймаки тоже пока на глаза не попадались. Однажды, пересекая широкую на улицу по пешеходному переходу на свой зеленый, был озадачен — нужно ли пропускать велосипедиста, едущего по велодорожке. На всякий случай притормозил, он как ни в чем ни бывало проехал. И только потом я ступил на проезжую часть. Не знаю, кто кого должен пропускать в таких случаях. Но попадать под колеса хоть и велосипеда не хотелось. А на другой стороне улицы уже по проезжей части перед светофором остановилась группа французских велосипедисток во главе с тренером-мужчиной. Там не было велодорожки, вот они и остановились перед светофором, как обычные машины. Велосипедистов в дальнейшем я видел много. Многие без шлемов. В Новой Зеландии и Голландии более строгие правила. Там все поголовно в шлемах — и стар, и млад.

Ближе к окраинам дома пошли попроще. Обратил внимание, что на них сразу несколько номеров.

Оказывается, нумеруются здесь не дома, а подъезды. Сколько подъездов столько и номеров. Обратный путь прошел мимо кладбища, вывел к площади с рестораном Хубертус и Греческой таверной. Мимо современных жилых домов привел домой.

По пути заметил машину с харьковскими номерами, на следующий день — с киевскими. Они простояли без движения все дни моего там пребывания. Да еще большой джип на львовских номерах проехал мимо нас в городе.

Кстати, а что там с моими 15 франками? Я на них покушал. Сосиска с булкой за 8 франков и кофе за 4,5 Вот и всё!! 15 франков это почти 2000 рублей. Какая-то мелочишка сдачи звенела в кошельке, но на них решительно ничего не купишь. Следовательно, завтрашняя задача — поменять доллары. Обменников здесь нет, в банках не меняют. Только на вокзале в офисе, где и билеты продают и валюту меняют.

Вечером сходили в магазин за продуктами. Немного прошлись в сторону, посмотрели на местный стадион клуба Цюрих.

На второй день пошел снова пешком. Немного другим маршрутом, ибо чуть в сторону. Опять час пути, и я на вокзале, величественное и красивое здание 19-го  века.

На обмене случилось приключение. Мои 100 долларов обменяли на … 63 франков. Я стоял ошарашенный, спросил — сколько же налог? 4 франка. Окей, отошел в сторонку и смотрю на табло обменных курсов. Там четко написано 87 франков за сотку долларов. Пока втыкаю, в чем же подвох, ко мне подошла кассирша и извинилась, мол, произошла ошибка, подойдите к кассе. Она долго что-то манипулировала в своем компьютере, потом позвала старшего. Вместе они разобрались. Я вернул полученную сумму и взамен получил 87 франков с извинениями и без налога. Потерял 5 минут, но получил на 4 франка более положенного, не говоря уже о чуть было не потерянной двадцатке! Такие вот дела.

На обратном пути поел в уличном кафе — на этот раз сэндвич с кофе. Заметил, что многие курят, не стесняясь других. Ну и я тоже за компанию. Тут вообще очень либеральное отношение к курящим. Дымят многие и везде, несмотря даже на присутствие рядом детей. Такое у нас уже давно невозможно. Говорят, только в Швейцарии так, в остальной Европе всё намного строже. Ну а так, хорошо посидеть на улице за чашечкой кофе с сигаретой и посмотреть на уличную жизнь. Подумалось, а уютно ли тут жить? Наверно, лично мне было бы комфортней в какой-нибудь англоговорящей стране, за исключением самой Англии. А ещё более в Монтевидео образца 1994 года, где всё было дёшево даже для нас, тогдашних моряков с «советской» зарплатой. Правда, менталитет у латиносов или даже испанцев — еще тот стресс для нас.

Что еще показали наблюдения? Есть тут кинотеатры, театры и даже казино. Последнее неожиданно расположено в безликой коробке, напоминающей типичный советский отраслевой институт.

Какая Швейцария без часов?! Или без магазинов, ими торгующих. Их есть тут! Хоть Омега, которая рекламировалась на больших спортивных турнирах еще в 70-е годы, хоть классические Ролекс или Тиссо, хоть новые бренды типа Радо. У входов в дорогие магазины стоят привратники — молодые люди в смокингах. Меня не зазывали, не произвел впечатление богатого покупателя. ))

В совершенно чужом городе иногда попадались знакомые лица:

Во время своих пешеходных прогулок впервые два дня заметил, что в домах часто вывешивают национальные флаги. То ли это связано с проходящим сейчас Чемпионатом Европы по футболу, то ли иммигранты обозначают своё присутствие?

Эти — точно болельщицы. В тот вечер Португалия играла на чемпионате Европы.

На третий день впервые увидел полицейскую машину. Они здесь такие же «веселеньких» расцветок, как и в Новой Зеландии.

А чуть дальше возникли садово-огородные товарищества. Это было неожиданно. Прямо как у нас, только участочки маленькие. Снаружи огорожены сетчатым забором, а между собой ограды чисто символические. И опять флаги над многими наделами.

А еще в нашем доме я увидел «кравчучки» (сумки на двух колёсиках). Здесь живет много выходцев с Украины. Вот и привезли они свои предметы обихода. Впрочем, видел на улице индианку, катящую подобную конструкцию. Интересно, как она называется у них? Гандючка?

2 часть: Футбол, еда, авто.

Вскоре появилась возможность пользоваться общественным транспортом с 50% скидкой. Самого проездного еще не было в наличии, но документ о его открытии давал право на льготный проезд.

Поэтому 5 июля с утра я поехал на электротранспорте. А поехал не куда-нибудь, а в штаб-квартиру ФИФА, всемирной футбольной ассоциации. Может, встречусь с главой ФИФА господином Инфантино, поговорю о тенденциях развития этого вида спорта. Глядишь, о чем-то и договоримся. Кстати, этот господин имеет двойное гражданство Италии и Швейцарии. А вот его предшественник Зепп Блаттер — чистый швейцарец.

Путь был неблизким — в другой конец города. Сперва ехал на троллейбусе, затем пересел на «добрый трамвайчик». Он привез меня в районе Цюрихберг. Берг по-немецки гора. То есть мы вскарабкались на гору, названную именем города. На трамвае ехало много детей. Конечная станция называется Зоопарк. Дети с учителями ехали туда. Они пошли в одну сторону, а я в другую.

С другой стороны дороги зеленые футбольные поля. Их много, но все они за забором. Вход и въезд недалеко. Тут же стела ФИФА и флаги.

Но калитка под приглашающей вывеской оказалась заперта. Я даже нажал на кнопочку связи и поговорил с дежурной. Оказалось, зайти нельзя. То ли сегодня, то ли вообще — не разобрал. Предположу, что сюда туристам-одиночкам входа нет. Походил, погулял вокруг, благо погода наконец хорошая. Тепло, но не жарко. Посмотрел в интернете — как выглядит здание ФИФА. На официальной картине оно стеклянное, а в реале обтянуто какой-то сеткой. Может ремонт? Хотя расстояние и ракурс не позволяли определить это точно. В общем, смотреть тут особо не на что. Я-то думал — увижу крутой старинный особняк, а здесь новодел. Надо было сразу глянуть в интернете.

Но поездка понравилась. Увидел много интересного. Единственно, на обратном пути немного заблудился. С трамвая вышел там же, а остановки троллейбуса в обратном направлении не обнаружил. Покружил вокруг, сверяясь с картой в телефоне, и понял, что мой троллейбус тут делает небольшое кольцо и возвращается по другой улице. В тралике ехала женщина-коротышка. Вот и вчера в нашем районе видел такого же коротышку мужчину. Не лилипуты или карлики, а именно очень малорослые взрослые люди. Что это — местные аномалии? На обратном пути ближе к нашему району увидел автосалоны Фольксваген и Рено. А вечером, во время традиционного похода в магазин — еще и Хонду с Ягуаром. Надо будет зайти посмотреть цены.

На третий день по почте пришел мой проездной документ. Все документы, справки тут приходят по почте. Аналога электронных «Госуслуг» здесь нет, но почта работает эффективно и быстро. А еще тут выписывают и читают газеты. И сдают макулатуру! Вот так.

В субботу сходили в Музей ФИФА. Он находится возле вокзала Энге. Вообще в Цюрихе несколько вокзалов. Любой из них мог бы украсить средних размеров областной центр. Других не видел (кроме центрального), но этот Энге явно больше нашего севастопольского. Тяжеловесное столетнее (не меньше) здание расположено полукругом вокруг площади.

А на другой стороне современное хайтековое строение, на двух первых этажах которого и был футбольный музей.

Оформлено все здорово. Тут и реальные объекты, формы игроков разных сборных, мячи разных эпох, Кубок мира (старый и новый), хронометры арбитров и даже знаменитая южноафриканская вувузелла!

Интерактивные стенды, посвященные каждому из прошедших чемпионатов.

Кроме чисто футбольных фотографий на экране чередуются фото событий, происходивших в те времена.

Не менее интересна хронология вступления национальных ассоциаций в ФИФА, а также их выходов. Как так? Каких еще выходов? Да по этой хронологии можно изучать послевоенную историю, о многих фактах которой мы и не знаем! Вот, например, в 1950 году в ФИФА вошла область Саар, а в 1956 году вышла. Оказывается, была такая отдельная от Германии область. В том же 1950 году снова вошла Япония. Значит ее выгоняли? Видимо, из-за войны. Советский Союз вошел в 1946. Тогда же снова вошли Англия, Сев. Ирландия, Шотландия и Уэльс. Почему снова? Почему выходили? Я не все даты сфотографировал, проверить не могу. Надо глянуть в Википедию, разобраться. 1945 год — Эстония, Литва, Латвия — на выход! Тут ясно, они вошли в состав СССР еще пятью годами ранее. Теперь, после войны, этот факт зафиксировали. Также вышли Чехия и Словакия, но вошла Чехословакия. Вышла голландская Ост-Индия — крушение колоний. И так далее. То же самое и в начале 90-х с югославскими и всеми постсоветскими республиками. В 1998 вошли Палестина и Эритрея, новые страны. В 2007 вошла Черногория, а Сербия — renamed (как это — переименована или вернула свое старое название?).

Потом был зал великих футболистов, начиная от легендарного Пеле, и до современных, включая и Андрея Шевченко. Интересно фото детской команды Динамо Киев в Юрмале в 1989 году.

В завершение филателистические стенды, но не сами марки, а их увеличенные изображения (для лучшей обзорности).

Были даже настольные футболы, тоже от старых и примитивных и до современных.

В завершение — магазин, где можно купить разные сувениры, от безделушек до настоящей майки Месси с его автографом (за каких-то 3600 франков J).

А в воскресенье у детей был большой футбольный турнир. Об этом много говорилось в семье. Его ждали с нетерпеньем. Турнир действительно грандиозный — около 400 команд со всего Цюриха и окрестностей. Мы отправились рано утром. Дорога дальняя. Куда мы едем, я заранее не знал. Об этом как-то не говорилось. В пути выяснилось, что мы едем в сторону зоопарка. Тут я встрепенулся — уж не в штаб-квартиру ФИФА ли мы направляемся? Точно, именно туда! И вот я показываю нашим нужную остановку трамвая, становлюсь гидом для местных — во дела! Масса народа, дети с родителями движутся в гости к футбольным начальникам. Все калитки, которые были закрыты два дня назад, сегодня гостеприимно распахнуты. Возле них стоят секюрити — молодые парни и девушки, на вид студенты. Заходим и мы. И теперь я имею возможность рассмотреть внутри всё то, что созерцал из-за забора. Тут реально масса футбольных полей. Навскидку не менее пяти. Поток разделяется по разным направлениям. Возле главного здания (того самого, что я смотрел в интернете) стационарные и передвижные кафешки. Организован медпункт. Народа реально много. Но все хорошо организовано. Единственно, что огорчало — дождь и холод. Утром было +13. Прогноз обещал к полудню до +15. И это в июле!

Ровно в 8:00 начались игры. Поля были поделены пополам, под детский размер. Играли сразу на всех полях. На противоположной стороне центрального поля висели флаги всех стран, входящих в Международную ассоциацию футбола. Я прошелся и пофотографировал их. А на полях кипели страсти. Там бегали настоящие судьи со свистками. Один из них чернокожий, был очень похож на Пеле, тем более что был в желтой форме, напоминающей бразильскую. У бровки что-то кричали тренеры. Рядом толпы родителей поддерживали своих чад. В общем, весело. Играли по несколько матчей. У наших были и победы и поражения. Пока дети играли, я обошел всю территорию. Очень много зелени, заасфальтированные аллеи, скамейки. Всё очень симпатично.

Но главу ФИФА господина Инфантино я так и не встретил. А жаль, многие идеи о развитии футбола остались невысказанными. ))

Поездив на ОТ, могу поделиться впечатлениями. Он тут работает, как часы. На остановках стоят автоматы с мониторами, на которых можно увидеть, сколько осталось до прибытия нужного номера. Проезд довольно дорогой, даже с моей скидкой. Но, прокомпостировав билет, можно ездить по нему ровно сутки, причем на всех видах транспорта. Можно покупать разовые билеты. Также, если брать заранее, то получается прилично дешевле. В общем, гибкая система. Все автобусы, троллейбусы современные, низкопольные. Однажды видел, как водила садил и высаживал инвалида в коляске. Для этого он подходил к нужной двери и откидывал специальный пандус. Инвалид заезжал/выезжал, и пандус складывался обратно. Колесный транспорт едет по выделенной полосе, часто по центру улицы. Все четко размечено. Автомобили на эту полосу не заезжают, дисциплинировано держась только в своей. По выделенке могут проехать только скорые, полиция и пожарные. Впрочем, последних ни разу не видел. Учитывая, что машин в принципе мало, колесный транспорт едет быстро и без задержек. Ни разу мы не стояли в пробках. Также ни разу не видел контролеров. Но они есть, и штрафы «зайцам» тут внушительные.

Читая пункты назначения на городском транспорте и поездах, обнаружил много однотипных названий. Помимо известного уже Эрликона, замечены Видикон, Опфикон, Дитикон и прочие Десептиконы )))

Это судостроительная верфь. А что, озера и реки тут есть. По ним ходят прогулочные пароходики, иногда довольно внушительных размеров. Их же по дороге не перевезешь, по воздуху не доставишь. Только строить по месту. Вот и строят. Перед зданием несколько сверкающих бронзой гребных винтов. Что-то вроде инсталляции. Но многие производства давно остановлены, а корпуса переделаны в торговые и развлекательные центры. Впрочем, неподалеку большое здание MAN, где-то видел Siemens. Похоже это производства.

Некоторые развязки мне напомнили киевские. Там и дома были попроще, что усиливало сходство. Подумалось, вот возьми любой такой и помести в условный Славянск — и будет он украшением города, конкурируя и затмевая две сталинские «высотки» или Дом Александрова. А здесь некоторые отличные дома теряются в окружении более красивых собратьев. Даже немного обидно за них.

Как уже упоминал, многие местные пользуются велосипедами. Кроме обычных, часто мелькают специальные для перевозки детей. Иногда вот такие:

 

Иногда люлька для детей спереди от велосипедиста. Кажется, такие конструкции трехколесные. Часто попадались на глаза стоянки для велосипедов. Не такие огромные как во Вьетнаме, но приличные по размерам. Они расположены возле вокзалов, на больших развязках, возле бассейна и т.д.

Однажды зашел в итальянский ресторанчик выпить чашечку кофе.

— Сколько стоит?
— Куатро чинкуэнто.

Вот это по-нашему! Все понятно — четыре пятьдесят — стандартная цена кофе. Итальянский очень похож на испанский, который я когда-то учил и даже неплохо общался. А вот по-немецки ни черта не понимаю.

В другой раз мы пообедали в боснийском ресторанчике. Отведали чивапчичи. Пару лет назад мы покупали такие в Севастополе, на рынке «Чайка». Тогда я не запомнил, откуда сие яство. Почему-то казалось, что оно кавказское. Ан нет — балканское!

Кроме греческой таверны на районе есть турецкие магазинчики. В городе видел мексиканское кафе, угощавшее среди прочего карне асада (мясо на огне). Это блюдо знакомо по Уругваю. Там его приготавливают из свежего мяса, которого в тех краях завались, и оно там рядом. А как здесь?

В самом центре прошел мимо кафе «Арарат»:

В разных районах видел вывески Сайгон, Сингапур. А возле большого торгового центра была целая ярмарка восточной кухни: Япония, Китай, Корея, Непал и Гонконг.

Позабавили магазины с названиями Blue Tomato и Blue Lemon. Они часто попадались на глаза. Был еще плакат с надписью PropaganDA. Что это отсылка к русскому языку?

Я уже упоминал, что видел садовое товарищество. Потом нашел еще одно в другом месте. А то, что видел из самолета зеленые крыши, так этому была масса подтверждений на местах. И в центре, и особенно много их на окраинах в новых домах. Что-то типа оранжерей, кусты, цветы и даже небольшие деревца растут прямо на плоских крышах. Видно, что там отдыхают жильцы. Город очень зеленый.

Кстати, прямо рядом с домом наших расположен сад-питомник. Я там отметился несколько раз, ожидая своих. Там тоже аллейки и лавочки.

В нашем районе также был открытый бассейновый комплекс. Вход платный, но недорого. Три бассейна: для соревнований, с дорожками и вышками, для взрослых и для детей. Да, еще маленький «лягушатник» для самых маленьких. Два раза были там. Вокруг бассейнов травка, кусты, деревья. Плюс погода средней полосы — даже если солнечно и жарко, то обязательно время от времени набегает облачко и остужает. Чем-то напоминало одновременно и Славкурорт и Северский Донец. Сплошные ассоциации! Забавно получилось с душем перед бассейном. Я недоумевал — зачем душ, если вода пресная? Оказалось, надо сперва принять душ, смыть пот, а потом уже заходить в бассейн. Вода, кстати, совсем не хлорирована, очень приятная. Есть также общепит — отведать сэндвич под пиво или кофе — пожалуйста. В общем, здорово!

А улица, на которой он располагался, очень зеленая и застроена симпатичными небольшими коттеджами. Когда-то я смотрел ролик про домики в Юрмале. Как по мне, то очень похоже.

Несколько раз выбирались в центр. Вдумчиво прошлись по Старому городу, побывали на площади оперного театра. Там же рядом набережная озера, названная Беллевью по-французски — Красивый вид. Что интересно, вода в озере прозрачная, на вид как морская. Плавают лебеди, но кормить их запрещено. Чуть дальше лодочки и прогулочные катера. А за озером вдали горы — красивые виды. Посидели на набережной, пообщались на житейские темы, попили пиво из супермаркета (дешево по местным меркам). В отличие от Новой Зеландии и Австралии (а в последнее время и у нас), не нужно напрягаться, оборачивать банку упаковочной бумагой. Пиво здесь можно пить и в общественных местах.

Карл Великий взирает сверху:

Оперный театр:

Прокатились на фуникулёре — по типу и размерами напоминавший киевский. Зашли в магазин грампластинок, в филателию. Ничего не покупал, просто глазел. Попался на глаза Райффайзенбанк. Здесь у него другой дизайн вывески и другая расцветка — оранжевые буквы.

А это старая обсерватория, переделанная в кафе «Жюль Верн»:

О названиях улиц. Тут мало улиц, названных в честь кого-то. В основном географические и исторические названия. Из именных мною замечены Энгельсштрассе, Бетховенштрассе и Мюллерштрассе. И это, понятно, не «Папаша Мюллер» из того же «Штирлица», а совсем-совсем другой. Есть улица в честь первого мэра Цюриха. Еще был памятник швейцарскому церковному реформатору Ульриху Цвигле (соратнику Лютера и Кальвина), но вот была ли улица в его честь, не помню. Кстати, тут в названиях улиц нет так называемой буквы эсцет ( ß ). В швейцарском немецком была реформа, которая упразднила эту букву. Поэтому, если в Германии улица пишется Straße, то здесь просто Strasse. Кстати, забавно — Европа здесь произносится как Ойропа, а валюта Евро — Ойро.

Также интересно отношение местных к своим северным соседям. Они в шутку называют Германию большим кантоном, а немцы в их глазах более грубоватые и прямолинейные. Обращаются к другим не так изысканно, как швейцарцы, и если немцы просто прощаются, то швейцарцы будут несколько раз «футболить» благодарностями друг другу. К австрийцам отношение более ровное. Но эти страны разделены высокими горами, и Вена для них где-то о-о-о-очень далеко на востоке. Видимо, нет такого плотного общения как с немцами.

И все-таки, как непривычно видеть негра, говорящего по-немецки!

В городе много настенных часов — на башнях, на церквях, просто на домах. Это я уже видел раньше на фотографиях. Это было ожидаемо и визуально подтвердилось. А вот что удивило, так это наличие множества простых круглых часов на столбах. И все они показывали точное время! В чем тут фишка? Во времена моей молодости точно такие же часы висели и в наших городах. Их массово устанавливали после войны и в 50-е годы, и они тогда, видимо, шли. Но к 70-80-м годам их ресурс выработался, и они практически все стали. Это и запомнилось — много круглых часов, и все — неработающие. Потом их потихоньку поснимали, и про них забыли. И вот здесь я их увидел вновь.

Также в городе достаточно много новых домов. Все они гармонично встроены в существующую ткань застройки, не выпирают в высоту, не мозолят глаза какими-то нелепыми формами. Есть и не очень удачные решения, например, то же здание казино. Но большинство, все же, в тему. То, что город развивается, видно невооруженным глазом. Стройки то тут, то там. Башенные краны частенько мешают перспективе при фотосъемке. Но это жизнь. Город должен развиваться. К чести местных властей, этот процесс тут упорядочен.

Вот и в нашем районе одна из них видна прямо из окон. Всё культурно огорожено, грязи нет. Почвы здесь не черноземные, коричневые, видимо, глинистые. Они дают мало грязи, но все равно транспорт, выезжающий со стройки, обязан мыть колеса, прежде чем выехать на улицу. Кстати, «наш» дом тоже будут сносить, а на его месте строить новый. Уже сейчас возле дома установлены длинные шесты с красной меткой наверху. Они обозначают габариты будущего дома. Он не сильно выше. Было 3 этажа, станет 4. Здесь нет нездоровой тяги к гигантомании и строительству высоток-человейников. Так вот, эти метки нужны для того, чтобы соседи могли прикинуть, будет или не будет новый дом мешать освещению их дворов или заслонять вид из окна. Проходит определенное время, и, если жалоб не поступило, начинается строительство. Есть тут и ремонт улиц. Пару раз видел и проходил мимо. Неудобства, конечно, есть, но все терпимо.

Особенность европейских городов — отсутствие занавесок на окнах жилых домов и единообразие стеклопакетов. Это я уже видел в Голландии. А вот особенность местных еще и в том, что здесь нет кондиционеров. Вот нет их, и всё! Отчасти это связано с климатом, ибо нет изнуряющей жары летом. Но главное — дорого для жильцов. Для регулировки тепла и света тут массово применяются наружные ставни и спускающиеся ролеты. Комбинируя оба способа, плюс открывая окна, можно добиться приемлемого комфорта в квартире.

Также есть и наскальная живопись. Так я называю граффити на стенах и заборах. Большинство посвящены местному футбольному клубу «Цюрих» — FCZ, но есть и философские:

Видел два больших мурала на торцах зданий. Причем, первый упоминался в списке достопримечательностей Цюриха, и я целенаправленно прошёлся к нему. А второй попался на глаза случайно.

И еще о машинах. Их ассортимент почти не отличается от нашего, до нынешнего Великого китайского нашествия. Больше европейцев, меньше японцев. Популярна марка Мини Купер. Гораздо больше, чем у нас, Фиатов. Пару раз попался на глаза неведомый прежде ABARTH с черным раком на желто-красном фоне эмблемы. Из Сети узнал, что это дочерняя фирма того же Фиата, специализирующаяся на маленьких спортивных автомобилях. Впрочем, оба Абарта были вовсе не спортивного вида, а вполне компактные городские «букашки». Но самая маленькая «букашечка» была четырёхколесная мотоколяска Microlino. Когда я ее фотографировал, на дороге приостановился фургончик, и его водила с улыбкой тоже сфотографировал сие чудо инженерной мысли. Популярность «малышей» объясняется легкостью их парковки в условиях тесных улиц. Тот же Микролино вообще стоял поперек дороги, и не выпирал дальше ширины обычного авто.

Тесла — такси:

Однажды мимо проехал большой «американец» розовой расцветки, с откидным верхом. Классическое Детройтское барокко. Красавец! Но он одарил нас вонючим выхлопом. Что поделать, машина старая, нормы Евро на выхлопные газы на него не распространялись из-за давности лет постройки. В уличном потоке видел пару современных «Кадиллаков» и одного «китайца». В центре у набережной мимо нас проехался рычащий спорткар, похожий на гоночные машины 50-60 годов. Возможно, современная реплика.

Видел Майбахи, Бентли, а вот Роллс-Ройс не попался.

Немец на крутых номерах.

Через несколько дней во время пешей прогулки все-таки зашел в автосалоны Фольксвагена и Рено. У «немца» цены высокие. Спортивный Поло 33 тысяч франков, Гольф тоже был спортивный — еще дороже, Тигуан вообще больше 70. В наличии и «электрички». «Французы» подешевле — от 40 до 50. Увидел новую для меня модель Austral. В отличие от Польши, где Рено и Дачия разнесены в разные салоны, хоть и стоящие рядом, здесь они стоят вместе под одной крышей. У обоих брендов есть гибриды.

Уже на улице увидел плакат: 50 лет Гольфу. И действительно, всезнающая Сеть подтвердила — эту модель начали выпускать с 1974 года. Помню, в 90-е годы у кума был Гольф-2, который выпускали с 1982 по 1991 годы.

Тот 1974 год был насыщенным на события: Революция гвоздик в Португалии, независимость их колоний Анголы и Мозамбика, Кипрский кризис, война и образование Турецкой Кипрской республики, Чемпионат мира по футболу в Германии. Западные немцы стали чемпионами мира, но по ходу турнира проиграли сборной ГДР в их, как оказалось, единственном очном матче.

Ну и наконец 50 лет назад группа АББА с песней Ватерлоо победила на Евровидении и мгновенно стала популярной во всем мире. Да, тогда Евровидение было симпатичным музыкальным конкурсом. И оставался таковым, пока не появилась бородатая женщина. Это случилось в 2014 году, и это был сатанинский знак. С того момента всё в мире пошло наперекосяк…

Фотобонус — Азербайджанская заправка в Цюрихе:

3 часть: Люцерн, гора Уитлиберг.

А потом была поездка в Люцерн. Снова вояж на уже знакомый вокзал, теперь по прямому его назначению. Рядом с нами стоял немецкий поезд (DB — Дойчебан) белого цвета. Местные красно-белые. По словам местных, швейцарские поезда ходят как швейцарские часы, а немцев лихорадит всякими забастовками. Раньше этим страдали итальянцы и французы, а теперь вот и потомки тевтонов расклеились.

Трёхбуквенные аббревиатуры на вагоне (и вокзалах) означают РЖД ))) на немецком, французском и итальянском (трёх основных языках страны).

Накануне купили билет во 2 классе. Сел на втором этаже для лучшего обзора, и это полностью себя оправдало. Вторая палуба кверху сужается, образуя полукруглый свод, как в самолете. Зато в широкие окна видно все превосходно. Также было табло с названиями остановок, но мне ехать до конца маршрута. Плюс у меня в телефоне установлено местное приложение, которое в режиме онлайн показывает, где я нахожусь и время прибытия. Все просто и понятно.

Сама поездка прошла комфортно. Поезд такой же, как и из аэропорта. И такой же плавный ход. Вначале проехались по вокзальным разъездам. Слева и справа многочисленные пути. Они сходятся, расходятся, уходят вверх на путепроводы и далее в стороны, и даже ныряют куда-то вниз. Грандиозный технический комплекс. На днях мы любовались этим индастриалом с «Твердого» моста на фоне красивого заката, а теперь вот еду по этим путям.

Ассоциации с Донбассом и Харьковщиной времен Союза или с современным Подмосковьем. Наконец выходим на свое направление и почти сразу въезжаем в тоннель, довольно длинный. Потом еще один, еще длиннее. Пройдя под землей холмы, дальше едем вдоль озера. В окне мелькают живописные зеленые пейзажи, холмы, долины, речки, леса. Проезжаем многочисленные поселки (или маленькие городки?), даже деревеньки. Одна из них так и называлась Дорф (деревня). Но при этом никакого ощущения провинциальности или заброшенности. Все ухожено, уютно. Наверно жить в таких поселениях удобнее, чем в большом городе при одинаковом комфорте. Вопрос только в наличии там работы или во времени поездки на работу в город. После очередного тоннеля появилось другое озеро. Город Цуг. Из окна виден большой комплекс зданий Симменс, видимо, завод. Всего остановок было немного (4 или 5), а ехать чуть более часа. В вагоне тихо. Даже встречный поезд (такой же, как наш) был почти неслышен. Выходя из поезда, еще раз обратил внимание какой он длинный и полностью состоит из двухэтажных вагонов. Неужели столько народа едет на такое короткое расстояние? Народу, и вправду, было много, но это было видно уже на перроне. Во всяком случае, в нашем вагоне на втором этаже было много свободных мест. Так получилось, что мы опоздали на 10 минут. Случилось это уже в самом конце пути. Машинист объявил по-немецки и по-английски, что связано это с техническими работами на путях. Мы простояли эти 10 минут на месте. Поэтому, когда мы выходили из вагонов, на перроне толпились пассажиры на обратный рейс.

Город встречает аркой с приветствиями. Как потом выяснилось — эта арка осталась от старого здания вокзала. Сам же вокзал новый, стеклянный.

Рядом с площадью еще один новодел в стиле хай-тек — бизнес-центр.

Местный пединститут:

Всё остальное — классическая старая застройка. Решил сам центр оставить на совместную прогулку. Еще в поезде вычитал, что в Люцерне есть дом-музей Рихарда Вагнера. Вот туда и направил свои ноги. Идти надо около километра вдоль озера. Рядом с вокзалом причалы, от которых отходят прогулочные суда. Они тут побольше размерами, чем в Цюрихе. Есть несколько довольно больших колесных пароходов. На другой стороне озера красивые дома 19 века, среди которых отель и казино. Вот здесь казино правильное, красивое! В таком не жалко проигрывать состояния.

За домами начинаются зеленые холмы, а уже вдали видны горы. Они выше цюрихских, более остроконечные и снежные, более суровые, что ли. Глянул на карту и пришел к выводу, что вот это и есть Альпы. И они на юге, все правильно. А из Цюриха видны другие горы. И они севернее.

Прошел мимо судостроительного завода, грузового причала, верфи по изготовлению катеров и яхт. Все это было парковая зона со скамейками и лужайками под сенью деревьев. В тенечке хорошо — сегодня не по-швейцарски жаркий день.

 

Далее был кинотеатр под открытым небом и яхт-клуб. После этого начинался подъем на зеленую гору. Указатель показывает правильное направление. Холм лесистый, тропинка асфальтовая. Навстречу из-за поворота неожиданно выскочила парочка велосипедистов, чуть не переехали меня.

И вот на плато поляна, а на ней белый трехэтажный дом с покатой крышей, почти без изысков. Рядом кафе со столиками под открытым небом. Посетителей почти нет. Пара человек сидят, чего-то жуют. Я тоже присел отдохнуть, попил воду из своей бутылочки. Вокруг тишина.

В другую сторону открывается прекрасный вид на озеро и Альпы. Наверно, хорошо жить в таком уютном месте, сидеть за мольбертом и в порыве вдохновения рисовать ноты ))

В голове у меня звучал Хор пилигримов...

Прикоснувшись к прекрасному, вернулся той же дорогой в центр. Давно уже выпил свою воду, а фонтанчиков все нет и нет.

Интересно, что Люцерн расположен так же, как и Цюрих, у озера в районе истока реки. Чем-то эти два города похожи.

Первым делом прошелся по старому деревянному мосту. Там толпы туристов. Преобладают китайцы. Сам мост интересен, внутри украшен исторической живописью. Посреди реки возвышается каменная башня. Мост проходит мимо нее, связывая с берегами.

 

На противоположном берегу плотная застройка старинными домами. Один из них отель «Альпы». Ну, а там уже средневековый город. Вот там на одной из площадей был фонтан, где я пополнил свой запас воды. Прошелся мимо заведения местной кухни «Фондю».

На мой взгляд, исторический Старый город в Люцерне превосходит по масштабам таковой в Цюрихе. И, наверно, поинтересней будет. Флаг кантона Люцерн почти такой же, как и у Цюриха — бело-голубой. Разница — у Цюриха разделение цветов по диагонали, а у Люцерна по горизонтали, как у польского или украинского флагов.

По другому мосту вернулся на левый берег. На нем выделялись размерами и формами большой католический храм и здание театра. На холме вдали интересный замок, но до него далеко. А еще дальше над городским холмом выглядывают верхушки высоких гор.

Сфотографировал гору Риги. Утром она была покрыта облаками, а сейчас отлично видна.  

Люцерн — более туристическое место чем Цюрих. Людей на улицах и в кафе было очень много. Много фотографировались. Прошлись и по второму, дальнему деревянному мосту. Он был короче и весь заполнен кафешками. За ним — старая водяная мельница (уже не работающая). Из воды торчит водяное рабочее колесо с шестернями привода.

На обратном пути возле вокзала сфотографировал шикарные здания Главпочтамта и отеля «Монополь».

Сели на поезд и в обратный путь. Домой вернулись как раз к вечернему футболу. Чемпионат Европы мы смотрели по интернет трансляции на русском языке.

В воскресенье 14 июля мы отправились на гору Уитлиберг. Эта та, что видна из наших окон. У нас с собой два рюкзака и сумка. Специально решили позавтракать на природе. Сперва проходим несколько кварталов пологого подъема, мимо городской больницы, выходим на железнодорожную остановку. Затем поездом на вершину горы. Это специальный состав, способный карабкаться на крутой подъем. Впрочем, то была еще не вершина. Оттуда еще пешком с полкилометра по лесной дороге. Народа вокруг масса! Некоторые даже на велосипедах пыхтели. Кстати, в последние дни народа в городе заметно прибавилось. Особенно это видно на вокзале. Начались массовых летние отпуска и детские каникулы.

Вот и на горе не протолкнуться. На вершине, на опушке несколько столиков для пикников. Дождавшись, пока освободится один из них, позавтракали. Ну а потом ходили-гуляли, смотрели с небес на землю. Впрочем, не совсем с небес. Рядом еще смотровая вышка.

Поднялись туда. Вход платный, бросаешь монетку в 2 франка и проходишь. Но есть хитрость. Система контролирует количество людей на вышке. Если их много, то никого не пропускает. Только дождавшись выхода нескольких людей — столько же и пропускает. Очень разумно. И вот на вышке смотровая площадка. Информационная табличка вещает, что высота 900 метров над уровнем моря. При том, что Цюрих расположен на 450 метрах. То есть эта гора и вышка в сумме дают еще такую же прибавку в высоте. На табличке описание всех объектов и гор в округе. Где-то на юге Люцерн. Его не видно из-за гор, но место обозначено. За ним Альпы. Там высоты достигают более 4 километров. Названия многих вершин заканчивается на -horn (что означает «рог»).

Ну, а в другую сторону прекрасно виден весь Цюрих. Центр, дома, церкви, стадион. Просматривается вдали даже его аэропорт. Также виден и наш район. Вообще, в ту сторону ландшафт более ровный, просто холмистый — чем-то напоминает Крым в районе Верхнесадового или Бахчисарая.

Нагулявшись по горе, едем в центр к озеру. Там садимся на прогулочный пароходик, держим курс на один из дальних пляжей, где поменьше людей. Пароходик заполнен до отказа. Сидячих мест уже не было, мы стояли. Потом на промежуточной остановке многие вышли, и мы смогли сесть. Здесь впервые проверили билеты. Парень в униформе ходил и проверял у всех подряд. Билеты или бумажные (их меньшинство) или электронные, как у нас и большинства пассажиров. Эта проверка была единственная за все время моего пребывания здесь. Нигде больше не попадались контролеры. Тем не менее, я всегда оплачивал все свои поездки, ибо штрафы тут высокие. Когда мы сходили на нашей пристани, удивился, что матрос-швартовщик — девушка. Вот так, контролер — парень, а матрос — девушка. Эмансипация, однако.

Пляж небольшой, но зеленый и уютный. Хорошо было так поваляться на травке под комфортным нежарким солнцем. На противоположной стороне озера возвышалась гора, на которой мы только что побывали. Хорошо видны обе вышки — трансляционная и смотровая.

В какой-то момент из рюкзака вынырнула бутылка вина. Отметили День рыбака! Не зря носили тяжести за плечами.

Насыщенный был день. Вдобавок вечером — финал Евро по футболу.


Местные болельщики в баре.   

В один из последних дней зашел в местный краеведческий музей, что на вокзале. Я уже туда заходил неделю назад, но был понедельник и музей был закрыт. А сейчас попал. Точное его название Швейцарский Ландсмузей. Начинается не с неандертальцев с дубинками, как принято у нас, а со Средних веков — когда образовалась Швейцария. Много про Реформацию в церкви, видно, что для них это важно. Как возник Кальвинизм, как он распространялся по Европе. Триптихи Босха «Рай-Земля-Ад» в интерактивном виде. Там множество персонажей. По очереди высвечиваются группы и объясняется — кто это и зачем. Интересно. Также показано, как разные религии были распространены в Европе и районе Средиземноморья. Много о современном нейтралитете, о Красном кресте и других организациях.

А вот дальнейшее немного разочаровало. Про болезни, уродов, про пытки и казни — как-то мрачно всё это. Также был зал, где демонстрировался какой-то документальный фильм. Было много народа, все в наушниках. Без звука я не понял, о чем фильм, смотреть не стал, тем более не с начала. Прикольно сделаны лестницы между этажами. На улицу можно посмотреть через круглые окна — ощущение иллюминаторов на корабле.

Уже выйдя наружу, доглядел, что эти лестничные пролеты — новодельные пристройки к старому зданию музея.   

Однажды проходили мимо единственного в городе небоскреба под названием Prime Tower, в стиле «сталь и стекло», голубоватого цвета. Отношение местных к нему неоднозначное, примерно, как у севастопольцев к «голубым унитазам» в Артбухте. Все-таки сильно он выбивается из классического облика города, высотой, квадратностью и сплошным остеклением.

Также были новые ТРЦ, но их тут реально мало — считанные единицы. Такое впечатление, что даже в Севастополе их количество больше. Этот — самый большой:

Глобус — поменьше:

Наконец пришли мои билеты, а вместе с ними и контракт. Всё, дело сделано! Пора паковать вещи.

Тут, видимо, напрашивается вывод о моих впечатлениях о Цюрихе и Швейцарии в целом. Что ж, и город, и страна однозначно понравились. Красивейшая природа, очень напоминающая Новую Зеландию, только гораздо более населенную. Зелень лугов и лесов, виды гор — больших, остроконечных, снежных и маленьких, зеленых, живописных, и даже запахи лесов похожи. Недаром в Новой Зеландии, на Южном острове, горы названы Южными Альпами. И высота их примерно одинаковая — более 4 км. Но здесь больше рек и особенно больших озер.

Цюрих — явился образцом моего представления о настоящем европейском городе. Красивые дома, плотная застройка без пустырей между районами, выдержанная высотность и отсутствие человейников. Гармоничное вплетение новых домов в устоявшуюся городскую среду. Обилие церквей и памятников добавляет кармы. Плюс интересный Старый город.

Городской транспорт и коммунальное хозяйство близки к идеалу. На трамваях-троллейбусах-автобусах хочется кататься до бесконечности. Однако всё это достигается за счет весьма строгих правил и скрупулёзного их выполнения. Жесткие правила съема жилья и парковок автомобилей. Из этого ряда выбивается неожиданно либеральное отношение к курению. И все же, жить в такой строгости, наверно, большой стресс. Признаюсь, в Новой Зеландии или Австралии я чувствовал себя свободнее, более раскованно. Ну, тут, наверно, еще повлияло и незнание немецкого языка.

Но и на Солнце бывают пятна. Главным минусом Швейцарии и Цюриха является непомерная дороговизна. Цены здесь высоки до неприличия. Особенно на самое необходимое — еду, жилье и транспорт. Я понимаю, что на дешевом транспорте ездило бы куда больше народу, были бы давки, и все его очарование испарилось бы. Также понятно, что у местных высокие зарплаты, которые позволяют пользоваться всем этим без напряга. Но приезжим приходится весьма ужиматься в своих желаниях. Ну и собственное жильё — цены начинаются с 800 тысяч, а средние от 1 до 2 миллионов франков (в долларах еще выше). Немудрено, что подавляющее большинство живет на съемных квартирах. Но такая же ситуация и в Германии и Франции. Думаю, и в остальной Европе тоже. Однако здесь так живет большинство, причем с незапамятных времен. И их это не напрягает. Это особенность Европы. У нас всё по-другому. Нет смысла спорить — что лучше. В обеих системах есть свои плюсы и минусы.

Что ж, познакомился с новой для меня страной. Интересной и с богатой историей. Спасибо судьбе за этот подарок. Спасибо всем за гостеприимство! Пора и честь знать.  

Вылет назначен на 18 июля в 16:00. В аэропорту надо быть за 2 часа до вылета. Часов в 11 выдвинулись в путь. Удивились, как в поезде много людей. Мы стояли! 1 июля ехали из аэропорта в полупустом поезде, а сейчас другое время: отпуска-каникулы. Впрочем, ехать всего 20 минут — пара пустяков.

Лететь опять через Стамбул. Оба рейса компанией Пегас, то есть через аэропорт имени Собачихи. Это хорошо, не надо переезжать из одного аэропорта в другой. На этот раз чемодан сдал без проблем. Его вес уменьшился до приемлемых 19 кг.

В какой-то момент подумал, что это, возможно, моё прощание с Западом. Времена сейчас лихие и непредсказуемые. Что всех нас ожидает в ближайшем будущем? Увидимся ли еще? Или захлопнется новый Железный занавес? С грохотом или без?

Будем оптимистами. До свидания, Запад! Впереди меня снова ждет Восток…

В голове «Новый Кёльн» плавно перетекает в «Секретную жизнь Аравии» (концовка альбома Дэвида Боуи «Герои»).


Дром

Комментарии

лддо
Санкт-Петербург
Очень интересно, сп.
21
2
Ответить
32908389
Путешествовали в Швейцарии на машине из России. При въезде в эту страну надо купить виньету за пользование дорогами. Цена её 40 швейцарских франков. Очень дорогие парковки. Из городов больше всего понравились Люцерн и Монтрё. Природа, да, красивая. На фото Люцерн и старая пожарная машина, где- то в каком- то из швейцарских городов.
17
 
Ответить
Палыч
Владивосток
Интересное автопутешествие. Без автомобиля. Но эту мелочь можно не брать во внимание.
16
1
Ответить
     
Сообщений: 65
Тоже ездили в автобусный тур по Швейцарии в 2011. Запахом швейцарского сыра пропах весь чемодан. Не знаю, поеду ли ещё когда-нибудь...
3
 
Ответить
    
Хабаровск
Сообщений: 38521
Швейцария шикарна!
"рычащий спорткар" - не реплика, а вполне современная модель Morgan 3-wheeler
7
 
Ответить
Денис
Абакан
почитал, посмотрел, не впечатлило, были на отдыхе соседи щвейцарцы, наискучнейшие люди, но английский знают прекрасно
2
20
Ответить
Muwuk
Озёрск
Здравствуйте. Отзыв достаточно большой, но весьма интересный и познавательный. Архитектура европейских городов, в данном случае Швейцарии прекрасна. Спасибо, что поделились своими впечатлениями и фотографиями.
9
 
Ответить
 
На Алтае
Сообщений: 5466
Очень интересный очерк. Даже не думал, что прочитаю подробно от начала до конца, думал-просто гляну, а как то захватило.
Стиль повествования очень лёгкий, просто журналист высокой квалификации, да и фото профессиональные.
Недосказанность про причину самого путешествия, и цель дальнейшей поездки создаёт интригу. Как то вскользь про семью в Цюрихе. Но, видимо есть причины не говорить об этом.
А про Швейцарию: ну просто очень красиво "загнивает" запад. И как то умудряются не показывать всю "гниль". Но нас то не проведёшь, нам всю правду каждый день с экрана рассказывают!
23
2
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 151491
Это про 2024 год или про Назад в прошлое?
4
1
Ответить
Артем
Нижний Новгород
кто знает как можно родиться в Швейцарии в следующей жизни?
6
3
Ответить
Живу в Баварии не сильно далеко от Швейцарии кондиционеры не нужны климат позволяет без них обходиться
4
 
Ответить
JAROSLAW
Живу в Баварии не сильно далеко от Швейцарии кондиционеры не нужны климат позволяет без них обходиться
ладно ещё в германии бывает иногда жаркое лето ( хоть и очень редко ), а вот Швейцария и Австрия вообще ахтунг, находятся в Альпах, а там практически всегда дождь.
2
 
Ответить
гена крокодил
ладно ещё в германии бывает иногда жаркое лето ( хоть и очень редко ), а вот Швейцария и Австрия вообще ахтунг, находятся в Альпах, а там практически всегда дождь.
В баварии очень хороший климат, после сибири лето достаточно теплое, север германии боллее дождливый
1
 
Ответить
fedel топорики
Рязань
Надо было разбить на части и публиковать с интервалами. За один присест это не прочесть.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром