|
Конец августа 2024 года, со 2 сентября я в отпуске на 3 недели. Куда едем? В 2020 году я посетил о. Ольхон на Байкале, в силу ограниченности по времени осмотреть больше Байкальских достопримечательностей не получилось. Решил в этом году исправить этот недостаток и посвятить отпуск Байкалу, точнее его восточному побережью. Но…
Один из моих друзей с детства (Андрей) попросился в компаньоны, притянул другого друга детства (Ильсур, он же Шурик) и выясняется, что у Андрея отпуск только 2 недели, дорога до Байкала и обратно займет 8 дней. Решаем, что оставшегося времени нам мало и строим маршрут в Республику Алтай. Стоит сказать, что в 2022 году мы с Шуриком уже были там, но Алтая много не бывает.
Итак, 31 августа, день первый.
Андрей (еще не проснулся, поэтому недоволен), Ваш покорный слуга Айдар и Ильсур (Шурик)
Выезжаем из Нефтекамска (северо-запад Башкирии) на японском авто Toyota Isis 2011 года, 2wd. Держим курс на Екатеринбург. Там у меня живут родственники, частенько там бываю, поэтому дорога знакома. Вот и сегодня мы заехали к ним, пообедали и взяли курс на Ишим Тюменской области через Каменск-Уральский. Надо заметить, дороги в связи с окончанием школьных каникул стали намного свободнее, трафик спокойный, колонн отпускников и большегрузов практически не было, и к полуночи добрались до г. Ишима. Заночевали в мотеле «Олимпик» (3-местный номер, душ и туалет на этаже), внизу кафе, где можно поужинать-позавтракать-пообедать. Поскольку мы еще имеем домашние припасы в виде беляшей, этот этаж мы игнорируем и подымаемся в номер. Помылись в душе, перекусили и спать! За день пробежали 1215 км.
01 сентября, день второй.
После подъема утром перекусили опять же домашними беляшами и в путь. Продолжаем движение по просторам нашей необъятной Родины. Кстати, только в таких поездках ощущаешь реальные размеры нашей страны, видишь разнообразие природы в разных регионах и в то же время осознаешь, что увидеть даже далекие от твоего дома города все-таки реально! В общем, к ночи добрались до Новосибирска. Навигатор указывал нам мотель Сибирская торгово-транспортная компания, по факту оказался хостел, где даже стульев в комнате не было, но нас больше интересовала возможность помыться, наличие кипятка в кулере и чистая постель. Пробег за день 1013 км.
02 сентября, день третий.
Слегка расстроенные условиями проживания, но все-таки отдохнувшие, утром покидаем Новосибирск. Сегодня мы будем на Алтае! Эта мысль гонит нас дальше, несмотря на довольно хмурую погоду. Наконец к полудню подъезжаем к границе Новосибирской области и Алтайского края. Сразу же за стелой «Алтайский край» заезжаем в комплекс «Грань Алтая», чтобы пообедать. Очень хороший комплекс, пообедали с удовольствием, прогулялись по территории, изучили информационные стенды о туристических достопримечательностях Алтая и истории строительства Чуйского тракта. Погода пока не балует — прохладно и ветер. Ну да ладно, едем дальше.
Как уже отмечал выше, трафик спокойный, ремонты дорог практически закончены. Даже если где-то еще работают дорожники, обходятся без перекрытия дорог и реверсивного движения. Поэтому ничто не мешает нам спокойно двигаться к нашей цели.
Поклонились Василию Макаровичу.
Наконец, около 17 часов местного времени добираемся до границы Республики Алтай. Фотосессия у стелы, знакомство Андрея с Катунью. Вода показалась жутко холодной. Хоть Андрей всю дорогу и говорил, что будет купаться в алтайских реках, после того, как его руки познакомились с водами Катуни, он изменил свои планы. Ладно, едем дальше.
Пока я управляю автомобилем, с пассажирских мест постоянно слышны щелчки фотокамер телефонов Андрея и Шурика. Первый снимал все: дорогу, коров и лошадей, горы, облака… Глаза его горели от восхищения красотой окружающего нас мира. Шурик был более избирателен в выборе объекта съемки, ведь многое мы видели 2 года назад.
Проезжаем Горно-Алтайск и поворачиваем в сторону поселка Артыбаш, едем к Телецкому озеру. Погода хмурится, начинает накрапывать дождь. Дорожники строят дорогу, обходимся опять-таки без реверса, но скорость движения падает. Ближе к озеру появляются участки побитого асфальта, в темноте пару раз не успеваю отреагировать и нас прилично так потряхивает.
Два года назад мы останавливались прямо у дороги на берегу Бии, по памяти ищем то место. Не нашли, находим подходящий для автомобиля съезд с дороги, по накатанной колее выезжаем к берегу реки. Есть место для палатки, для костра и парковка для нескольких машин. Все, встаем здесь! Время 23.30, пробег за сегодня 611 км. Ставим палатку, накрываем палатку и кухонную зону специально для этого взятым тентом, готовим ужин и наслаждаемся шумом Бии. Путешествие по Горному Алтаю начинается!
03 сентября, день четвертый.
Наш лагерь на Бии, вблизи Телецкого озера
Всю ночь моросил дождь, но не скажу, что было холодно. Проснувшись утром, приготовили завтрак, при дневном свете изучили окрестности. Выяснилось, что в обе стороны от выбранной нами поляны примерно в 50 м от нашего лагеря строятся гостевые домики для будущих туристов. Надо сказать, что за прошедшие два года много понастроили таких домов. Особенно это видно на Телецком озере, в долине Чулышмана, да везде на Алтае. Такими темпами через лет 5 наверно не найти будет места для палатки в прибрежной зоне Бии, Катуни и Чуи. С одной стороны, радует, что у местного населения появляется возможность заработать, но, с другой стороны немало ведь поклонников и «дикого» туризма, когда ты сам волен остановиться там, где тебе понравилось.
Позавтракав, мы с Андреем начали собираться на Телецкое озеро, Шурик заявил, что он на озеро не поедет, а попробует наловить нам хариуса на ужин (или на обед?). Ну, хозяин-барин. Собрались, поехали. В прошлый раз я помню, что все экскурсии по озеру отплывали с левого берега озера, из Иогача. Приехали на берег, а там тишина. Ни катеров, ни продавцов сувениров, лишь в двух будочках сидели организаторы (или продавцы) экскурсий. В первой двоих катать не захотели, обратились к их соседям, мужчина созвонился с одним из владельцев катеров и нашлось как раз два места для нас. Через 10 минут мы уже были на борту.
Погода начала понемногу проясняться, дождя не было, но облака плотно закрывали солнышко. Ну, дождя нет и то слава Богу!
Капитан (так они себя называют) нашего судна Георгий кратко рассказал о Телецком озере, его особенностях, флоре и фауне и т.д. Следует отметить, что в прошлый раз капитан больше отвечал на наши вопросы, сам инициативу не проявлял то ли от незнания, то ли не хотел. Я понимаю, что всю информацию можно найти в сети, но живое общение предпочтительнее.
Георгий направил судно к водопаду Корбу, по дороге обстоятельно продолжал рассказ об озере и прилегающих горах, заповеднике на правом берегу. Также подробно отвечал на наши вопросы, а поскольку нас, пассажиров, было 11 человек, то и вопросов было немало.
На обратном пути Георгий показал нам водопад Киште с воды, поскольку по его руслу каменные осыпи и причаливать в данном месте небезопасно.
Закончив водную часть экскурсии, решили пополнить продуктовую корзину и внести свою лепту в дело процветания предпринимателей Артыбаша путем приобретения местных сувениров. Отмечу, что с окончанием массового сезона отпусков часть предпринимателей тоже свернули свою деятельность, но нам хватило оставшихся.
Попрощавшись с Телецким озером, поехали в наш лагерь. Но тут я вспомнил, что где-то на просторах интернета читал о какой-то смотровой площадке в Артыбаше. Навигатор проложил нам путь и мы поехали любоваться озером и природой с высоты птичьего полета. Камера не передает реальную высоту, но это действительно высоко и прямо под нашими ногами лежит поселок и за ним озеро. Если оступиться (не дай Бог!), лететь вниз долго и вряд ли выживешь после такого падения.
Вид со смотровой площадки в Артыбаше
Налюбовавшись красотами со смотровой площадки, окончательно выехали в сторону лагеря. Духовной пищи мы вкусили по полной, пора было думать о пище реальной. Прибыв на место, обнаружили УАЗ-буханку, Шурика в компании какой-то собаки и еще одного товарища. Выяснилось, что местные рыбаки приехали на хариуса, но погода не рыбная и Алексей Иванович решил скоротать время с нашим другом, а собака оказалась Белкой с одной из строящихся рядом баз. Позднее познакомились и со сторожем базы, потерявшего собаку.
За беседами с местным населением о жизни пообедали и день незаметно перешел в вечер, рыбаки уехали домой. Мало-помалу и вечер подошел к концу, и мы решили спать, завтра новая локация, нужны будут силы.
04 сентября, день пятый.
Ночью периодически шел дождь. Утром позавтракали и начали сворачивать лагерь. Сегодня нам надо вернуться в Горно-Алтайск и двигаться по Чуйскому тракту. Ну, поехали!
Первой точкой нашего маршрута был Чертов палец. Но, пока до него доедешь, вокруг столько красоты! Андрей наконец-то перестал фотографировать облака и перенес свое внимание на то, что находится ниже. Только это не мешало ему то и дело восклицать «Оооо!» и хвататься за камеру. С его слов, память его мозга готова к переполнению, и он не верит, что впереди его ждет еще множество красот.
Долго ли, коротко ли, навигатор нам показал съезд на «Чертов палец». Добрались до границы огороженного участка, после дождя грунтовка впереди не внушала доверия, и мы решили идти пешком. Шурик остался у машины (у него проблемы с варикозом, поэтому ноги старается сильно не нагружать), мы с Андреем взяли фотоаппарат, бинокль, телефоны (куда же без них) и двинулись вперед по натоптанной тропе, временами переходящей в накатанную грунтовку. Надо сказать, что поначалу нам показалось, что путь не представляет сложности, но потом тропа перешла с более-менее ровной в довольно крутой подъем, правда не очень протяженный. Одолели этот подъемчик, а там еще один, не менее крутой. Тем не менее, для этой прогулки какой-то очень уж специальной подготовки не потребовалось (надо меньше пользоваться авто и чаще ходить пешком) и мы добрались до этого Чертова пальца. Как обычно, фотосессия, любование окружающей красотой, еще раз фотосессия, еще раз любование и обратный путь до машины.
Вернулись на Чуйский тракт и двинулись далее. Дальше опять щелканье фотоаппарата, восторг и восхищение и т.д. Тем временем дело к вечеру и надо определяться с ночлегом, желательно под крышей и с душем. Около 18 часов доехали до Усть-Муны, постучались в ворота базы «Привал». Поскольку уже не сезон, мы были единственными гостями базы, администратор Инна нам все показала, объяснила где что находится в плане кухни и посуды. В общем, заселились, приготовили ужин, Шурик сходил на Катунь порыбачить (неудачно), ложимся спать после душа в теплой комнате в мягкой постели. Что еще нужно?
Пробег за день составил 212 км.
05 сентября, день шестой.
Сегодня едем в сторону Чемала, может быть, еще и Ороктойский мост захватим. Вперед!
По дороге рябит в глазах от обилия рекламы экскурсий, сплавов, проката квадроциклов и т.п. Купились на конную прогулку и мы. Поскольку в седле мы никогда не сидели, решили, что получасовой прогулки нам хватит. В принципе, так и вышло. В кавалерийскую атаку нам еще, конечно, слишком рано, но общее представление о том, ка себя вести в седле, мы получили. Двигаем дальше.
В общем, добрались до Чемальской ГЭС. Прошлись по прилегающему рынку с сувенирами, немножко помогли финансово местным предпринимателям и вот она — Чемальская ГЭС, вернее то, что от нее осталось. Перешли по подвесному мосту на другую сторону, пошли по тропе вдоль реки. В сети много фотографий самой ГЭС и окружающей ее природы, но слияния Чемала и Катуни я не видел. Исправляю этот недочет.
В общем, до острова Патмос мы не дошли. Решили доехать туда на авто, но на указанном навигатором повороте висел огромный плакат «Дороги на о. Патмос НЕТ!». Возвращаться мы не стали. Зашли в кафе, пообедали. За обедом как-то отказались и от Ороктойского моста (в следующий раз съездим) и двинули на Зубы дракона в Элекмонар.
Мы уже видели быструю Катунь до этого, видели не менее быструю Бию, но тут вид несущейся пенящейся массы воды сначала вогнал нас в ступор. Вид этот настолько завораживает, что ты просто забываешь обо всем и просто смотришь на кипящую и беснующуюся у твоих ног реку, не отрывая взгляда.
Наглядевшись на буйную Катунь, вернулись на дорогу и двинулись на Чуйский тракт. В течение дня неоднократные остановки для фото- и видеосъемки, восхищение окружающей природой и состоянием дорог, незаметно поднялись на Семинский перевал. Вдоль дороги перед перевалом было много припаркованных вдоль машин, потом я понял, что сейчас сезон заготовки кедровой шишки и эти авто принадлежат желающим заработать на шишке. Как по мне, так 3000 рублей за мешок — небольшие деньги, но для местных жителей это один из немногих вариантов заработать в отсутствие всякой промышленности и после ликвидации колхозов (сосвхозов).
Ближе к 19 часам добрались до поселка Курота, где заночевали на базе АрТан. Пробег за день 227 км.
06 сентября, день седьмой.
Проснулись, позавтракали и дальше в путь! Проскочили Онгудай, поднялись на перевал Чике-Таман. Сквозь облака солнце едва пробивалось, и мы увидели потрясающую картину — солнечные лучи, как прожектора, на склонах окружающих гор и затененную долину. К сожалению, не запечатлели эту красоту на фото. Стоит добавить, что к игре солнечных лучей сквозь облака добавляется буйство красок осени. Как сказал Андрей, вокруг нас 50 оттенков зеленого, плюс желтизна увядающих лиственных деревьев.
Вскоре добрались до места встречи Чуи и Катуни. Был на этом месте уже в третий раз, и каждый раз водные потоки двух рек выглядят по-разному. Видимо, играет роль облачность, яркость солнца и еще что-нибудь. Здесь мы запустили коптер и сняли эту локацию еще и с воздуха непосредственно над водой. Совсем другой вид!
Памятник шоферам Чуйского тракта
Остановились и у памятника шоферам Чуйского тракта. Здесь мы задержались чуть дольше обычного. Дело в том, что Андрею показали сохранившийся участок старого Чуйского тракта и он решил его обследовать досконально, даже пробежался в гору метров 200. К уже виденному нами памятнику коренным народам Алтая добавился еще один. Не знаю, как называется эта композиция, изображающая одинокую фигуру пожилой женщины. Кстати, обратили внимание, что женщины на обоих памятниках держат в руках курительные трубки. Не знаю, с чем это связано. Нагулявшись в этой точке, двинулись дальше.
Далее нас ждало Гейзерное (или Гейзеровое?) озеро. В прошлый раз, два года назад, оно нам не показало фонтанчики воды, выносящие порцию глины, хотя мы и ждал и этого зрелища минут 40. В этот же раз, только мы подошли к озеру, буквально минуты через две-три появился небольшой фонтанчик (или как его назвать) и рисунок на дне начал меняться. Наблюдали это чудо мы минимум полчаса, а фонтанчик никак не иссякал. В общем, в этот раз мы увидели все, на что способно данное чудо природы. Кстати, в прошлый раз дно озера было почище, теперь много ила. На выходе я спросил у контролера (или кассира) в чем дело, она ответила, что люди бросают в воду монеты, хлеб и прочие «подкормки», что не есть хорошо для чистоты воды. Периодически дно чистят от всего этого мусора и ила, но… Поэтому просьба ко всем, кто когда-либо будет проходить, проезжать, проплывать по Алтаю — не надо мусорить! Ведь с точки зрения Природы все, что мы оставляем на поверхности земли, на дне рек, озер — это МУСОР!
После Гейзерного озера мы решили, что впечатлений на сегодня достаточно, надо думать о ночлеге и хлебе насущном. В Акташе нашли жилье (благо не сезон и вопрос только в цене), запаслись продуктами на сегодня и на два дня вперед (завтра едем в долину Чулышмана, там магазины если и есть, то гораздо дороже) и отдыхать!
Пробег за день 187 км.
07 сентября, день восьмой.
Утро нас встретило прохладой, как в песне времен нашей молодости. Небо хмурое, температура в районе +5, брррр. Едем в сторону перевала Кату-Ярык. Надеемся, в течение дня распогодится, а Чулышман нас встретит солнышком. Поехали!
Как водится, остановились на Красных Воротах, Андрей опять изучил и зафотографировал их со всех сторон. Проезжая одно из озер вдоль Улаганского тракта, заметили сквозь разрывы в облаках, что макушки гор засыпаны снегом. Мы понимаем, что сентябрь, что это Сибирь, но на Урале в это время бабье лето в разгаре!
Едем, чуть ли не ежеминутно восторгаемся окружающей красотой, примерно минут через 20-30 останавливаемся для фотосессии. Добрались до «заставы Валентина». Кстати, на крышах построек и автомобилей на заставе лежал первый снег, выпавший в эту ночь. Когда мы подъехали, он шел навстречу с утренним уловом. Бросив нам на ходу «Пошли рыбу есть», он ушел на кухню, ну а мы стали изучать его богатую коллекцию старинных и не очень вещей. Через какое-то время слышим его крик «Башкиры, вы где? Вы откуда с Башкирии?» Выяснилось, что мы земляки, он тоже с Башкирии, из Кумертау. Валентин Михайлович категорично заявил, что не отпустит земляков, не накормив их только что зажаренной рыбой. Пришлось уважить хозяина, покушали рыбки (а кое-кто и запил горячительными напитками). Посидели, поговорили за жизнь, сравнили Алтай и горную часть Башкирии и двинули дальше. На прощание пообещали Михалычу обязательно заскочить в гости на обратном пути.
Михалыч готовит завтрак (или ранний обед? У него всегда что-нибудь готовится)
Дальше был Улаганский перевал… В прошлый раз особо не впечатлил, видимо из-за отсутствия снега на вершинах хребта. Сейчас же было ежеминутное желание остановиться и фотографировать эту красоту! Выбрали все-таки место практически на перевале, откуда максимально открывалась окружающая нас природа и давай фотографировать и снимать видео!
Вид на Северо-Чуйский хребет с Улаганского перевала
Два года назад здесь была щебенка, асфальт ложили только от Красных Ворот километров 10-15. Сейчас же почти до Улагана отличная дорога. В интернете встретилась информация, что асфальт проложат до Кату-Ярыка, там же строится новый спуск в долину Чулышмана. С одной стороны, я рад, что будет хорошая дорога, с другой же стороны, наверное, начнется столпотворение в Чулышманской долине. Впрочем, время покажет.
Тем временем мы добрались до Кату-Ярыка. Снова фотосессия спуска с перевала, водопада на той стороне реки, окружающих гор с заснеженными шапками и нас на фоне окружающего. Отдохнули, нафотографировались и вниз! Спуск прошел нормально, в сентябре народу мало и получилось так, что спускались только мы, а на подъем встретили только две машины.
На смотровой перевала Кату-Ярык
Спустившись в долину, мы поехали на то место, где стояли два года назад, но… Чулышманская долина активно застраивается, облюбованное нами тогда место тоже заняли несколько гостевых домиков. Ладно, едем дальше. Нашли подходящую поляну у реки, спуск с дороги проезжаемый, встаем здесь!
Наш лагерь на берегу Чулышмана
Поставили палатку, натянули тент над машиной, палаткой и кухней (длина тента 10 м, так что позволяет накрыть все), приготовили обед. Усугубили обед припасенным количеством горячительного, обед перешел в ужин. Между приемами пищи и питья Шурик периодически пытался выловить хариуса, поймал двух представителей рыбного мира.
Андрей летом купил кресло-гамак для выездов на природу, для любования в минуты отдыха окружающим миром. Естественно, он взял его в эту поездку. Всю дорогу оно долбило сидящего сзади по голове, поскольку лежало на самом верху всего нашего походного скарба. Наконец-то оно понадобилось и послужило по своему прямому назначению, не зря везли!
Вечером меня начало сильно знобить, одел всю одежду (теплую и не очень) и пошел спать. Ребята остались у костра, попели песни и тоже залегли.
Пробег задень 109 км.
08 сентября, день девятый.
Сегодня мы с Андреем едем на Каменные грибы. Ильсур остается на хозяйстве, обещает наловить рыбы и приготовить уху к нашему возвращению. Завтракаем и поехали!
Вид на долину Чулышмана с Каменных Грибов
Дорога до Каменных грибов (впрочем, и до южного берега Телецкого озера) очень трясучая. Хотя, если стиснуть зубы и разогнаться километров до 50-70 в час, трясет меньше, но и руля слушается хуже. Учитывая, что нам сегодня только на Грибы, мы не особо торопимся, любуемся на такую разную за каждым поворотом реку, фотографируем водопады и особо понравившиеся пейзажи. В одну из остановок встретились с соседями — семья из Татарстана, едут на водопад Учар.
Потихоньку добрались до базы «Каменные Грибы», народу немного, еще одна команда подъехала и мы на двух лодках переправились на правый берег. Повезло, поскольку лодочники из-за двух человек не горят желанием заводить мотор. Вместе с попутчиками одолели подъем до грибов, там разбежались. Андрей вновь запечатлел их со всех возможных ракурсов, облазил все, что можно и куда возможно залезть.
Нагулявшись, идем вниз. Познакомились с туристами из Красноярска — Колян, привет! Именно так он представился. Они прилетели в Горно-Алтайск, там арендовали автомобиль и путешествуют на нем. Посоветовали нам несколько алтайских локаций, о которых мы не знали. За беседой дорога вниз прошла незаметно, попрощались и пошли на переправу.
По возвращении в лагерь мы рассчитывали полакомиться ухой, но… Ильсур решил закоптить пойманых вчера хариусов, передержал их в коптильне и получил на выходе два великолепных куска угля, которые тут же самолично уничтожил (это все с его слов), поскольку вид у этого блюда был очень непрезентабельный. Ну никак не получается у нас с рыбой на Алтае, если не считать ту, что ели на заставе Валентина.
Ладно, у нас есть замаринованное еще в Акташе мясо, готовим шашлык, ужинаем (или поздно обедаем?). Остаток дня и вечер проводим в дружеской беседе с обменом впечатлениями, песнями под гитару и поеданием шашлыка с запиванием последнего горячительными напитками. Давно стемнело, а мы все сидели у костра. Наконец решили укладываться на боковую — завтра еще штурмовать Кату-Ярык на подъем.
Пробег за день 48 км.
09 сентября, день десятый.
Проснулись, начали параллельно готовить завтрак и собирать лагерь. Позавтракали, начали грузить весь свой скарб в машину. Поскольку авто переднеприводный, самые тяжелые вещи укладывали в ноги переднего пассажира, кое-что положили и мне под ноги. Таким образом максимально утяжелили ведущую ось, надеюсь поможет нам на подъеме. Перекурив напоследок, бросили прощальный взгляд на гостеприимную долину и тронулись в путь. В прошлый раз мы ездили на Toyota Sienta, тоже передний привод, и подъем нам дался с некоторыми сложностями, хотя к посторонней помощи не прибегали. Поэтому я несколько опасался, смогу ли одолеть подъем в этот раз, Isis все-таки тяжелее. Но все прошло отлично, поднялись нормально, в 11.15 мы были наверху, подъем занял минут 15. Еще раз бросив взгляд вниз на неспокойный Чулышман, двинулись в сторону Акташа. По дороге заехали к Валентину, он нас опять накормил, в этот раз вкуснейшим супчиком. Тепло распрощались с ним и поехали дальше. Нас ждет Акташский ретранслятор!
В Акташе остановились около одного из домов, на заборе которого висела реклама о проведении экскурсий на ретранслятор. Хозяин как раз собирался куда-то уезжать, на наш вопрос об экскурсии тут же начал обзванивать своих коллег, поскольку сам сегодня не сможет. В ожидании ответа коллег Иван (так его зовут) предложил нам ночлег, нас устроили условия, и мы согласились. Вскоре подъехал внедорожник, на котором мы поехали на ретранслятор, а Иван поехал по своим делам. Спасибо, Иван, что организовал нам и поездку, и ночлег!
Айас, наш новый водитель, оказался очень общительным человеком с развитым чувством юмора. Мы забрали еще одну пару попутчиков (Евгений и Татьяна из Красноярска) и поехали в горы.
Первым делом Айас повез нас на Чуйские меандры. Дорога туда если сказать, что сложная, - ничего не сказать! Начинается с подъема градусов так 25, потом колея глубиной около 20 см, потом начинает петлять в лесу. Пару раз попадались встречные машины, разъезд с которыми вызывал определенные затруднения, ведь встречный разъезд здесь в принципе не предусмотрен. Но все переживания по поводу дороги были тут же забыты, когда мы добрались до смотровой площадки. С высоты птичьего полета открывается великолепный вид на горные хребты, в долине между которыми причудливо петляет Чуя. Восторг наш не описать словами, поскольку нас, как жителей равнин и лесостепей, горные пейзажи сразу бросают в трепет. Хотелось запечатлеть окружающую картину и с этого ракурса, и с того, нас на фоне меандр, меандры на фоне нас и т.д. Но все когда-то заканчивается, надо двигаться дальше.
Следующей точкой было озеро Горных Духов. Айас рассказывал о нем всю дорогу, когда же я спросил о том, как Горные Духи относятся к тому, что к их озеру возят туристов, он ответил, что надо вести себя тихо. После этого он, видимо, решил нас туда не возить, просто показал нам его со стороны, далеко внизу. Ну и ладно, не будем их тревожить. Тем временем мы добрались до площадки у ретранслятора, дальше на машине не проехать, только пешком.
Ладно, идем. Подъем не сказать, что сильно крутой, но высота около 3100м сказывается, почти сразу начинаем задыхаться. Андрей выговаривает нам, что это последствия курения, при этом сам тоже дышит не сказать, что легко. Поднялись на плато перед вершиной, там местами лежит снег, выпавший около двух недель назад. Как говорил наш водитель, после первого в этом году снегопада около недели сюда туристов не возили, сейчас снег подтаял и вновь открылась дорога. Но это уже ненадолго, скоро снег ляжет основательно, до этой точки доехать уже не получится.
Вид с Акташского ретранслятора
Ощущение, что это рисунок, а не фото
На указанном плато отлично ловит сотовая связь, мы с Шуриком связались по видеосвязи с родными, что онлайн поделиться окружающими нас видами. Все хорошо, вокруг красота, связь есть, родные живы-здоровы, но… Периодически налетают такие порывы ветра, что я перестаю слышать голос собеседника, а вместо моего голоса в трубке дикий вой, по крайней мере моя дочь озвучила это так. Тем временем Андрей и Евгений, наш попутчик, решили подняться на самую вершину, а мы с Шуриком занялись фото-видеосъемкой. Нафотографировавшись, пошли вниз к машине. Татьяна осталась на плато ждать Евгения, несмотря на пронизывающий ветер.
Тем временем солнце потихоньку склоняется к закату, ребята возвращаются, и мы двигаемся вниз. Дорога вниз оказалась не менее сложной, чем была до этого. В основном она вполне проезжательна, но есть несколько участков, на которых даже полноприводные внедорожники с увеличенным дорожным просветом, и то крадутся, что уж говорить про обычные автомобили. Хотя Айас утверждает, что в начале лета видел здесь идущую на подъем Ладу Гранта, потом видел ее наверху, но уже без бамперов. Нет уж, мне автомобиль не с неба упал, я лучше заплачу людям, которые на этом зарабатывают!
Когда добрались до Акташа, уже совсем стемнело. Распрощались сначала с Татьяной и Евгением, потом с Айасом, принялись за повсевечерние дела — кто-то пошел в душ, а кто-то занялся ужином. Поужинали и спать, впечатлений на сегодня хватает!
Пробег за сегодня 112 км.
Андрей, Айдар, Ильсур, Евгений и Татьяна (слева направо)
10 сентября, день одиннадцатый.
Спали, как говорится, без задних ног. Вчера мы повидали за день столько, сколько видели за всю поездку понемногу. Проснулись, позавтракали. Иван (хозяин гостевых домов) так и не появился, пришлось звонить ему по телефону, указанному на рекламном штендере, для оплаты ночлега. Решив все вопросы, выдвигаемся в сторону Кош-Агача.
Потихоньку проезжаем горную часть Чуйского тракта, горы раздвигаются, начинается Курайская степь. Случайно глянув в зеркало заднего вида, я увидел такую картину:
Курайская степь на фоне заснеженных гор
Остановились для фотосессии. Ну как можно уехать, не зафиксировав такую красоту на память? Понятно, что возвращаться будем этой же дорогой, но мы уже убедились в том, что солнечные лучи через какое-то время освещают эти же объекты по-другому и так понравившийся тебе пейзаж уже не кажется таким привлекательным. Поэтому щелкаем вдоволь камерами телефонов и фотоаппаратом. Впоследствии не раз останавливались для фотосъемки, все-таки не зря Чуйский тракт входит в десятку красивейших дорог мира!
Тем не менее, вскорости добрались до села Чаган-Узун, где находится, как известно, портал для перемещения на другие планеты Солнечной системы, в частности, на Марс. Поскольку мы приехали относительно рано, туристов еще не было, зато было очень много УАЗиков, желающих нас телепортировать на соседнюю планету. Ранее мы сами выбирали понравившуюся машину, теперь же водители для равномерного распределения возможности заработать установили живую очередь перевозчиков. Что ж, вроде справедливо, нам особой разницы нет, кто нас повезет. Попробовали подождать еще попутчиков, но за минут 20 ожидания никого больше не появилось и мы поехали на Марс-1. Два года назад мы ездили на Марс-2 своим ходом, сейчас же, как было написано в интернете, дорога стала хуже и для поездки на своем авто нужен, как минимум, полный привод. Но по ходу поездки я убедился, что вполне можно было ехать своим ходом (позже мы в этом убедились). Ну, что сделано, то сделано, едем на УАЗе. Кстати, Марс-1 — это частная территория, вход платный, 300 рублей с человека без ограничения по времени, но водитель Гена ограничил наши гуляния по красной планете 40-45 минутами (время-деньги, пока стоит он не зарабатывает). Ладно, не будем терять время!
Пробродили на Марсе мы около часа, не послушались Гену. Тем не менее, он не высказал неудовольствия. Охотно отвечал на вопросы о жизни, о быте. Осталось около месяца для поездок на Марс, потом выпадет снег, и поездки прекратятся до весны. На вопрос чем же они занимаются зимой, он со смехом ответил, что красят горы для подготовки к следующему сезону. За беседой подъезжаем к селу и навстречу попадается Toyota Avensis на номерах Алтайского края, едущая на Красную планету, так что дорога для обычных авто вполне проходимая. В Чаган-Узуне благодарим Гену за поездку, прощаемся и едем в Кош-Агач.
В Кош-Агаче пообедали в кафе «Блинная сковорода у Дарьи» (не реклама), прогулялись по рынку и двинули обратно. В принципе, если бы в Чаган-Узуне работало хоть одно заведение, где можно было бы покушать, в Кош-Агач можно было бы не ехать. Но, поскольку сезон заканчивается, подобные заведения были закрыты наглухо и мы все-таки познакомились с Кош-Агачем. В общем, считаем программу знакомства с Горным Алтаем практически завершенной, можно ехать домой.
Теперь изучаем достопримечательности в обратном порядке.
Чуя в Курайской степи совсем небольшая, неглубокая и не такая бурная, как в низовьях. Едем, любуемся красками осени и чудесной погодой. Не забываем фотографироваться на фоне понравившихся красот. Добрались до поселка Иня и решили спуститься к старому мосту через Катунь.
Я понимаю, что этот мост не отвечает современным требованиям безопасности, но состояние его удручает. Хотелось бы, чтоб его привели в состояние хотя бы пешеходного, чтобы сохранить его для будущих поколений. Все-таки это история нашего народа, нашей страны.
Двинули дальше, проскочили перевал Чике-Таман, перевал Семинский. После последнего стало темнеть и заметно похолодало. Однако надо думать об отдыхе. В Шебалино нашли ночлег на базе «Турист», уже в темноте приготовили ужин, приняли душ и спать! Пробег за день 492 км.
11 сентября, день двенадцатый.
С утра довольно прохладно, низкая облачность, но на дороге все хорошо, еще бы солнца сквозь облака побольше. Ну да ладно, дождя нет — уже веселее.
Облака на склонах
Понемногу небо над дорогой проясняется, но на склонах все еще цепляются шапки облаков. Едем на пасеку «Медом в ухо», хотелось прикупить алтайского меда (башкирский уже куплен) и медовухи. В долине Чулышмана нам разрекламировали именно эту пасеку, что ж, проверим.
Подъехали, нас встретила девушка из числа работников пасеки, предложила обзорную экскурсию, мы согласились. Хоть и живем мы в медодобывающей республике, но про пчел, оказывается, многого не знаем. С интересом восполнили наши пробелы в данной области, посмотрели, как живут пчелы в улье с прозрачной стенкой, как пчелы пьют воду и т.д. Нам даже предложили поспать на ульях, но спать не хотелось, я просто полежал на специальной лежанке, послушал, как подо мной жужжат и копошатся маленькие труженики. После экскурсии закупились местной продукцией и, вернувшись на Чуйский тракт, двинулись дальше в сторону Горно-Алтайска.
На пасеке «Медом в ухо» в ожидании экскурсии
Домик, где можно поспать, пока кто-то трудится
Подъезжая к Манжероку, увидели указатель на канатную дорогу и свернули в указанном направлении. Перед тем, как припарковаться, я заметил на панели приборов горящую лампочку ошибки блока управления двигателем (чек), которая однажды уже вспыхивала в этой поездке, но без всякого вмешательства с моей стороны сама собой погасла. В этот раз гаснуть она не захотела, мне пришлось остаться разбираться с машиной, а парни поехали кататься и изучать окрестности с высоты.
Вид на Катунь и Манжерок с канатной дороги
Окрестности Манжерока силами (вернее, средствами) крупнейшего банка в России активно застраивается. После того, как разобрался с капризами автомобиля, я от скуки решил посчитать количество самосвалов, проезжающих мимо меня. Минут за 15 количество перевалило за полусотню, и я забросил это занятие.
Часа через 2 парни вернулись, и мы двинули. Дальше мы просто ехали до Новосибирска, где нас ждал сын нашего друга Руслан с женой Настей. Добрались до них почти в полночь, посидели за поздним ужином и разговорами, довольно поздно легли спать.
Пробег за день 593 км.
12 сентября, день тринадцатый.
В гостях у Руслана и Насти (она снимает)
Утром проснулись чуть позже обычного, ведь и легли намного позже. Позавтракали, и Руслан повел нас знакомиться с районом Новосибирска, где они с Настей живут. Прошлись до набережной Оби, все красиво так сделано, кругом тротуары, велодорожки, лавочки для уставших ходить, спортплощадки…
Но больше всего нам понравилось, что дворы закрыты, там нет автотранспорта. Вся дворовая территория занята спортплощадками и прогулочными дорожками. Редко где встречается такая застройка.
Какие-то суперкарликовые сосенки вместо травы
Время неумолимо движется, настает время прощания, нам надо ехать дальше. Тепло распрощавшись с Русланом, выезжаем из Новосибирска и берем курс на Ишим. Об этом отрезке пути говорить особо нечего — едем и едем. Добрались до уже знакомого нам мотеля «Олимпик». С учетом двух добавленных часов из-за пересечения часовых поясов прибыли мы около полуночи уральского времени. Пробег за день 995 км.
13 сентября, день четырнадцатый, последний.
Встали в 6 утра, позавтракали в местном кафе и тронулись в путь. Это была наша последняя ночевка перед домом, независимо от времени следующую ночь мы должны провести в своих домашних постелях. Дорога уже знакома, трафик спокойный, едем и едем. В Шадринске нам позвонил еще один наш друг детства — Витя Казаков, ныне он живет в Миассе. Категоричным тоном он заявил, что мы должны проехать через Миасс. Что ж, поворачиваем в сторону Челябинска, только предупредили, что заедем ненадолго, а то он мог и баню затопить, и шашлык организовать. В общем, около 17 часов подъехали к Витиному дому, объятия, разговоры и т.д. За разговорами поужинали. Часа через полтора двинули дальше, тем более, что Виктору надо было еще вернуться на работу.
Встал вопрос как ехать? Можно по новой дороге Сатка-Тастуба-Бирск, можно по М-5 на Уфу. Первый вариант предпочтительнее, но после строительства там асфальт был в глубоких трещинах, дорогу вроде как начали ремонтировать, но закончили или нет — не понятно. Информация в интернете противоречивая. М-5 знакома, но ее реконструируют, вечные пробки в районе Сима. На запрос по рации «большие братья» сообщили, что вроде как пробок нет, потихоньку все едут. Ладно, едем на Уфу. Как же я жалел потом!
Сим действительно прошли без особых затруднений, колонна плотная, движемся со скоростью 50-60 км/ч, терпимо. Понемногу смеркается, дорога становится хуже. Такое ощущение, что вся техника, которая сейчас на западе страны, проехала здесь, причем своим ходом! Пару раз словил хорошие такие выбоины, ладно машина не пострадала. Лет 5 по этой дороге не поеду!
Вскоре пересекли последнюю границу между регионами в этой поездке — мы в Башкирии! Но родина встретила темным новым асфальтом без разметки. Но хотя бы ровный асфальт.
Родной Южный Урал. Пока еще Челябинская область
Прошли Уфу, все ближе и ближе к дому. В какой-то момент Шурик уснул. Проснувшись, спрашивает, мол, где мы? Решили пошутить, сказали, что в Акташе я забыл зажигалку, едем обратно. Шурик пообещал мне 10 зажигалок, только чтоб привез его сегодня домой! Пришлось послушаться.
В 2:30 подъехали к его дому, началась разгрузка пожитков. Потом завез Андрея, потом домой. Выезжал из дома я в 4 часа 31 августа, приехал в 3 часа 14 сентября. Без одного часа две недели…
Итоги
Второй и третий пункты делим на троих. Завтраки-обеды в кафе, сувениры индивидуальны. Последний пункт оценить в деньгах или каком-то другом эквиваленте невозможно!
Кто дочитал, огромная благодарность за терпение. Всем добра! Перефразируя барона Мюнхгаузена: Путешествуйте, господа, путешествуйте! Страна у нас огромная и в ней есть куда ехать и что посмотреть!