Апрель. Кавказ. 2024

10.06.2024 | 15475 просмотров

Хочу вновь поделиться с вами путешествием из уже этой весны опять на Кавказ. На этот раз в сторону Домбая и Архыза. Букв будет много больше, чем в моих обычных отчётах, потому что их я писала по памяти через год-два-три, а здесь решила писать каждый день поездки, чтобы сохранить всё в памяти и насытить деталями, которые обычно стираются со временем.

День 1.
Путешествие начинается рано утром из Тюмени. В 6:10 вылетает прямой самолёт до Минеральных Вод. Везёт авиакомпания Азимут. У нас как-то сразу всё не задалось с самого выхода из дома. Сначала таксист повёз окольными путями, собирая все светофоры по пути, хотя есть простая дорога по объездной. Потеряли из-за этого время. Потом попали в долгую очередь на регистрацию с одной стойкой, т.к. приехали позже запланированного. Потом бегом побежали до бизнес зала, чтобы позавтракать, но оказалось, что с 1 марта программа ВТБ приорити больше не работает в Тюмени в аэропорту. Остались полуголодные, успев купить один сендвич и кофе, и лететь на этом до Мин Вод.

Сам полёт, на удивление, прошёл хорошо (не было ни турбулентности, ни громких соседей). Сразу заказали такси до вокзала, позавтракали в кафе «Уголь» в шаге от вокзала (на 1150 руб.), а затем в 9:30 сели на электричку до Кисловодска. Стоимость одного билета 224 руб., а время в пути полтора часа. У нас была забронирована квартира, где ждал ещё один сюрприз: не было воды. Совсем. И когда её дадут — неизвестно. А хозяйка набрала нам только 2 ведра воды. Вот такие «Радости». Ни помыться совершенно, ни в туалет сходить. И воду дали только на следующее утро в 8:30.

Немного из хорошего: в Кисловодске нас встретила отличная погода: +27, сухо и переменная облачность. Я отправилась днём гулять в прекрасный парк, который мне полюбился ещё с прошлой поездки. Провела там часа 3, не меньше. В парке есть туалеты, хотя их не очень-то достаточно, по моему мнению. Вход 30 руб. Но вот график работы меня прям сильно удивил: только до 18:00. А куда потом идти огромному количеству людей — загадка. Любят у нас делать курорты, где для людей мало что продумано. Из неприятных изменений за последние два года — обрубили все деревья на центральных прогулочных бульварах. Просто без слёз не взглянешь. А рубят они и ивы, и каштаны. Остаются лысые палки, от которых нет никакого тенька, а люди сидят на лавочках прямо под палящим солнцем. Боюсь, с такими инициативами весь город полысеет как ,например, Тюмень. Где на деревья страшно смотреть.

В электричке

Парк Кисловодска

Кисловосдск

Парк в Кисловодске

Вечер прошёл в квартире без воды с попеременным открыванием крана в надежде, что она появится. И ещё часов в 9 привезли арендованную машину: Солярис 2016 года на механике, уже очень уставший. На нём 200 тысяч пробега, и много чего из электроники выходит из строя. По цене 2200 руб. через частника. Но на газу, поэтому затраты на дорогу будут минимальными.

День 2.

Утром в 8:30 дали воду, когда надежды у меня уже не было. Смогли наконец-то помыться, позавтракали и в 11:30 выехали из квартиры (особо сегодня нам некуда было торопиться). Дорога лежала наша на Домбай. Хозяин арендованного автомобиля подсказал, что ехать нужно через Усть-Джегуту, а не через Перевал Гумбаши, как подсказывал навигатор, потому что через перевал плохая дорога.

Но вначале мы заехали на гору Кольцо, что в самом Кисловодске. В обед было уже жарко и прилично много людей, но фотографии всё же сделать удалось. Подъём очень короткий — 5 минут и совершенно простой.

А дальше была дорога до Домбая (примерно 160 км). Ехали мы не быстро, с остановками на попить чай и пообедать. Любовались видами гор с пасущимися лошадьми, коровами и стадами барашек. Лихачей на дорогах хватает, тут нужно постоянно быть начеку, так как какой-нибудь уникум пойдёт на обгон в повороте на серпантине при встречке. Такое было за день и даже и не раз.

Помимо чайных остановок были ещё две на достопримечательности. Сначала у «чёртовых колодцев» — это бурные пороги реки с интересными каменными берегами. Живописно, но всё завалено мусором.

А через несколько десятков километров Сентинский храм с чудесным видом на долину. До храма нужно было идти пешком в гору, поэтому я воспользовалась дроном и решила до него долететь). Так что фото храма есть, но физически я к нему не поднималась. Как раз сразу после Теберды начинаются горы со снежными шапками. Виды просто захватывают. И так до самого Домбая ты едешь в окружении практически вертикальных стен с могучими елями. Запахи леса кружат голову. В самом посёлке мы тоже остановились в апартаментах с хорошим видом, вышли на короткую прогулку, а потом нас сморило на сон. Уже на следующий день в планах поехать в горы на подъёмники, сходить на ферму альпак, а вечером в баню.

Кольцо

Чёртовы колодцы

Сентинский храм

По дороге в Домбай

День 3.

Замечательный, одним словом. Часов в 10 вышли из апартов и пошли до подъёмников, купив по пути свежий утренний кофе. Стояли долго на мосту и любовались бурной водой горной реки, а ещё я охотилась на старую красивую кабинку красного цвета, которая проходит прямо мимо моста. Ходит она не часто, так что нужно обладать определённым терпением. Билет на подъём на три очереди на новой канатной дороге стоил 2000 руб. на одного человека (это по акции, о которой я узнала только стоя перед подъёмником на самый верх, когда уже купила стандартный набор из двух подъёмов за 1800 руб.). Так что потом пришлось на месте докупать билет на третью очередь за 800 руб.

Прогноз погоды показывал, что будет не больше 18 градусов, а по факту было все 25 прямо на высоте 3200. Наверху ещё лежит белый ослепительный снег, так что мы сгорели. Я даже не думала брать с собой крем от загара и полагала, что кепка меня спасёт. Спасла она только лоб, а вот весь низ лица сгорел от лучей, отражаемых от снега. И руки тоже немного пострадали. Где-то до 16:00 мы были в горах. Пообедали там же, сделали снимки потрясающих пейзажей и поехали вниз.

Прямо в минуте ходьбы от касс открылась ферма альпак. Вход на человека стоит 900 руб. Вроде бы небюджетно, но окупается от эмоций каждый рубль! Действительно, много альпак, они контактные, их можно покормить и погладить. Плюс козочки, зайцы, кролики и другие животные. Везде очень чисто, от животных не пахнет, территория ухоженная. И можно бесплатно выпить чай/кофе с печеньками после прогулки. Эмоции остались самые положительные.

Баню вечером мы не стали заказывать, т.к. молодой человек очень сильно обгорел. И я решила сходить сама в спа-комплекс «Вершина Домбая» с бассейном и финской сауной. Бассейн довольно большой, сауна просторная, есть кулеры с водой и чай. Посещение стоит 1000 руб. за час на человека. Провела этот час с большим удовольствием. На этом, собственно, день подошёл к концу.

Деревня альпак

День 4.
А жара не спадает, чему я рада. Местные говорят, что это аномальная погода, т.к. апрель-май всегда холодный в этом регионе. Я же достала шорты, потому что на солнце не меньше +25. Сегодня переезд в Архыз (150 км), где по пути мы делаем несколько остановок. Сначала у водопада Шумка. Вход на тропу 200 руб. с человека. Тропа промаркированная, идут и дети, и абсолютно неспортивные люди. Подъём, ну, минут 15. Ну, и немного постоять в очереди, чтобы подойти к самому водопаду. Внизу у входа есть лавочки и столы, чтобы выпить чаю и перекусить.

Дальше через полчаса рядом с Черкесском стоит на горе Шоанинский храм 10-го века. К нему есть дорога (3 км), по которой можно подняться или пешком, или на своей машине (не седане), или заплатить 200 руб. и вас на буханке местное «такси» с ветерком довезёт наверх и через полчаса доставит обратно к парковке. Я выбрала последний вариант. Со мной ехали две местные женщины, с которыми мы мило поболтали о погоде-природе. От храма открывается удивительно живописный вид на горы и долину. Да и сам храм действующий.

От Черкесска до Архыза 85 км. Дорога прекрасная, виды просто балдёж: всё цветёт, по склонам холмов пасутся коровы, барашки, лошади. По левую сторону бежит река, деревья стоят огромные и раскидистые. Какое-то райское место. Поймала себя на мысли, что здесь мне хотелось бы жить.

В Архызе уже остановились на небольшой турбазе из 5 домов в лесу у речки. Очень тихо, спокойно, птички поют. Номер современный, территория с беседками и мангалами, где вечером мы жарили курочку и пили кофе. По цене около 4500 руб. в сутки. В самом Архызе жилье посовременнее и подороже, чем в Домбае, т.к. курорт этот новый.

По пути на водопад

Водопад Шумка

Шоанинский храм

У Шоанинского храма

День 5.
Погода остаётся солнечной и даже жаркой, что для туризма замечательно. Выезжаем утром из посёлка Архыз на горнолыжный курорт. Людей оказалось море, видимо, сказались первомайские праздники. Что в кассы очереди, что на подъёмники. Ну ладно, можно потерпеть ради гор. В Архызе я в первый раз, и пока поднималась, то думала, стоит ли ехать сюда зимой ради катания или нет. Все ещё не нашла для себя ответ. На два склона, которые находятся друг напротив друга, поднимаются канатки. Я была и на Северном, и на Южном слоне. На Южном проложены пешеходные трассы, по которым вы можете и подняться, и спуститься. Я выбрала спуск по тропе романтиков (4 км). По времени у меня ушёл на это час. Виды, пока идёшь по тропе, замечательные. А как вкусно дышится в лесу! Только пожалела, что была в обычных кедах, а не в трекинговых ботинках, да и палок с собой не было — неудобно спускаться. Но тропа, на самом деле, хорошо обустроена: проложены мостики над ручьями, над грязными участками настилы и пеньки, на очень крутых склонах ступеньки. И везде маркировка, чтобы случайно не заблудиться. В планах на оставшиеся 2 дня ещё сходить в поход, в баню и покататься на квадроцикле. Хочется, чтобы все хотелки состоялись.

Веранда у домика в Архызе, где мы жили

Архыз

Тропа романтиков

День 6.

День пешего туризма. Пожалуй, ради этого дня я везла с собой трекинговые ботинки. Жаль, что палки туристические не привезла. Рядом с Архызом расположен туристический маршрут до Бадукского водопада. Т.к. уже очень тёплая погода, то тропа открыта, снег сошёл, туристов уже много. От этого мне было спокойнее, т.к. шла одна. Подъём 2,9 км занимает часа 2, потому что уклон конкретный такой. И большую часть идти приходится идти под солнцем, так что руки у меня опять сгорели. Хотя ходят даже с маленькими детьми лет пяти. У меня на маршрут ушло часов 5 с отдыхом и остановками на фотографии. Я перед подъёмом нашла деревянную палку, которая прослужила мне всю дорогу. Без неё было бы подниматься и спускаться гораздо тяжелее. Плюс в паре мест нужно перейти ручей с бурными водами, для чего палка тоже пригодилась. Выше водопада можно подняться на смотровую площадку с видом на горы и посёлок Архыз. После спуска с горы прошлась по посёлку (здесь на каждом углу стоят прокаты квадроциклов и кафе с хычинами). Зашла ещё в продуктовый магазин, удивилась ценам на фрукты: бананы, например, 269 руб. за кг. В целом, на день это были все приключения.

Баритовый водопад

День 7.

Переезд в Кисловодск. Встали утром до 8, довольно быстро позавтракали, собрали вещи и поехали на Софийскую поляну — там был забронирован один квадроцикл на час для катания. Я села на пассажирское, молодой человек за руль, и мы поехали за инструктором. Дороги были ухабистые и каменистые, да ещё и с уклоном вверх, мне приходилось держаться руками за поручни со всей силой, чтобы случайно не вылететь со своего места на землю. На небольшой полянке сделали остановку, где я хотела сама поучиться рулить (идея покататься на квадриках была моя, поэтому я решила, что пора попробовать себя в деле). Ровно в первую же минуту я чуть не укатилась вместе с квадриком с обочины вниз по склону, молодой человек успел зажать мне тормоз и перехватить управление. Мне нужен круглый руль и педали под ногами) С багги и авто у меня всё ок, а вот «мотоциклетная» система управления мне уже который раз не поддаётся. Короче, я снова на пассажирском, на обратной дороге меня уже просто выкидывало с квадрика, я еле держалась. Я попросила меня высадить, чтобы я могла погулять ногами, а парни уехали дальше кататься. Такой вот у меня первый опыт.

По пути в Кисловодск мы снова заехали в посёлок Архыз пообедать в кафе «У Лауры». Очень милая хозяйка и вкусно готовит. Рекомендую. А дальше дорога без остановок до Кисловодска через хорошую дорогу (Усть-Джегута). Я хотела поехать через перевал Гумбаши, где прекрасные виды и кусок в 30-40 км плохой дороги, но всё небо было затянуто тучами, поэтому подумали, что вряд ли будет хороший обзор в такую погоду. В Кисловодск приехали к вечеру, очень долго нас заселяли — хозяйка обязала подписать договор (мы заселялись на двое суток через Суточно.ру). В первый раз с этим столкнулись (с договором). Затем нужно было сдать арендованный автомобиль, что тоже заняло некоторое время. В итоге, освободившись от всего, поужинали в «Барашке» и всё, пошли домой готовиться к следующему дню.

Софийская поляна

Архыз, Софийская поляна

День 8.

Путешествие в путешествии. Свободный день в Кисловодске мне захотелось провести, съездив в Железноводск. Молодой человек отправился на эндуро на Бермамыт до вечера, а я пошла на вокзал, чтобы купить билет до Пятигорска, где нужно будет пересесть на маршрутку до Железноводска. Дорога до Пятигорска занимает примерно час, до Железноводска ещё полчаса. Билеты по стоимости 130 руб. и 60 руб. соответственно. Водители, конечно, в Ставрополье довольно дикие, как мне показалось. Вылетают, подрезают, поворотниками редко пользуются. У нас в Тюмени как-то поспокойнее езда. В Железноводске я отправилась на прогулку по парку с подъёмом на гору Железная. Длина тропы 2,9 км, что стало хорошей кардионагрузкой. Туристов было тоже много, так что гулять вполне безопасно. Смущали только огромные поваленные деревья, которые часто лежали рядом с тропой. Поэтому я оглядывалась наверх, чувствуя некоторую тревогу. Обзор с вершины Железной открывался прекрасный: видно было и Пятигорск, и городской пруд, к которому я позже спустилась по каскадной лестнице. Там активно облагораживается территория, есть спуски в воду по лесенкам и можно взять в аренду катамараны. Общественный туалет, честно сказать, в плачевном состоянии. Но это беда многих туристических зон страны. Мало, платные, а если бесплатные, то убитые.
Обратно был такой же путь: маршрутка до Пятигорска (на Верхний рынок). Там я с удовольствием зашла в гастромаркет с кухнями мира (как в Москве «Вокруг света», только в меньшем размере), а потом и на сам рынок, где купила сыры и чурчхеллу. И пешком пошла на вокзал, попутно любуясь высоченными деревьями и милыми трамвайчиками Пятигорска.
Собственно, так и закончился день мгновенным сном от усталости. А завтра уже всё: нужно собирать чемоданы и ехать до Минвод.

Железноводск

Рынок Пятигорска

Пятигорские трамваи

День 9.
Пора домой. Вылет у нас был в 20:45 из Минвод, поэтому день, можно сказать, довольно скомканный и бесполезный. Выселение у нас было в 14:00 из квартиры — далеко потом с чемоданами не нагуляешь. А утро было такое хмурое и очень холодное, что никуда бежать гулять (например, в парк) желания не было. Я занималась стиркой и сушкой вещей, а это было непросто — в квартире холодно, на улице еще хуже — одежда отказывалась сохнуть. При помощи электрообогревателя и 3 стульев как-то решала этот вопрос. Потом после выселения у нас было 3 свободных часа до электрички — мы оставили чемоданы в камере хранения (современная система отсеков разных размеров с куаркодами, никакого общения с людьми). Я очень хотела в еврейское кафе «Мазел Тов», но в пятницу у него оказался Шабат, и мы не попали. Пришлось снова идти в проверенный «Барашек». Потом 1:40 на электричке ехали, с вокзала сразу в аэропорт. Опять доступ в бизнес зал не сработал, тусовались на втором этаже, т.к. там больше свободных мест. В Тюмени 3 мая повалил снегопад, какой обычно бывает в декабре. Мы переживали, что рейс задержат, но вылетели вовремя. Везла нас авиакомпания Ямал, которой я летала в последний раз миллион лет назад. Очень понравилось вежливое обслуживание и полное горячее питание. Прямо шок, потому что почти все авиакомпании уже от этого отказались, и я беру всегда с собой термос с кипятком и перекус.

Тюмень вся просто утопала в снегу, спрос на такси подскочил, так что удалось уехать далеко не сразу и за дорого.

Тюмень 4 мая

Итого ушло на поездку 98 тыс. руб.+ билеты 46 тыс. руб. В среднем жильё стоило от 3000 до 4200 руб., ещё один важный момент поездки на Кавказ — везите наличку. В Ставрополье с оплатой картами всё ок, но в других регионах или наличка, или перевод.

И у меня появился ещё один постоянный спутник для путешествий — маленький лягушонок. Думаю, что вы это уже заметили по фотографиям. Спасибо за ваше внимание, пойду писать следующий отчёт)