|
Приветствую всех пользователей Дрома! Кому не сидится дома в ночь глухую. Кого хлебом не корми, а дай проехаться лишнюю сотню километров. Пришло время написать об очередном отпуске, проведенном за рулем. Постараюсь, чтобы букв было поменьше, а смысла и фоток побольше. Надеюсь, всем будет интересно.
В этот раз судьба сплавила отпуск с путевкой в санаторий славного города Кисловодска, так что соединяли приятное с полезным. Первый раз вышло так, что поездка на юг оказалась без посещения моря. Давно хотелось попасть по эту сторону гор, но вот как ребенку объяснить, что на юг едем, а моря не будет? Вот именно — невозможно это. Он сразу загонит вас в угол простым вопросом — а на фига тогда вообще туда ехать? Может быть, летом это и сильно обидно, но вот в марте не очень. Тем более что было чем себя занять. А уж эмоций было явно не меньше, а то и больше, чем от побережья. Время поездки с 9 по 25 марта 2019 г. Хронология в датах на фотках. Им можно верить.
Вопрос про выбор транспорта даже не стоял. Однозначно на машине. Это дешевле, это удобнее (мы давно раскушали плюсы от машины на побережье) ну и, наконец, мы просто ловим кайф от дороги.
Не приемлю тюлений образ отдыха. Ну, не могу я на месте лежать/сидеть/бухать, когда в новом месте вокруг столько интересного появляется. Пытаюсь по максимуму сил и средств побывать везде. Так что не обессутьте, что мотать меня будет по всем окрестностям.
Немного изменился состав экипажа. Сын остался дома развлекать бабушек, отправив нас с женой вспоминать далекое прошлое, когда мы были без него одни. Но ничего, со временем вспомнили. В итоге нас осталось двое. Водитель 1 шт. (я), штурман 1 шт. (жена).
Так же поменялся еще один важный участник — лошадка. Наша Приора, прослужив нам верой и правдой 3 года, без единого упрека с нашей стороны, отправилась к новому хозяину с пробегом в 100000 и в возрасте 7 лет. Вместо нее взял Весту 1,6 механика.
Знакомьтесь. Комплектация комфорт. Так что периодически ненароком буду их сравнивать. Хотя, что тут сравнивать? Однозначно, Веста комфортнее и приятнее. А как я ездил без круиз-контроля, вообще теперь вспоминать страшно. Ну да ладно, зато есть что вспомнить. Это не реклама, а мои ощущения. Может, машины будет и многовато. Ругайте, как хотите. Кому-то, может, наоборот, поможет определиться. На момент выезда пробег был 1900 км. Перед поездкой помыл и пропылесосил машину. Съездил к дилеру и поменял масло с фильтром (брал синтетику Роснефть — вышло 2 300 руб.), так как многие (кроме завода изготовителя) советуют сделать это. Вот, собственно, и все. Закинул шмотки вечером в багажник. По сравнению с Приорой места осталось столько, что возникали опасения, будто что-то забыли (и много).
Курская область — Кисловодск. Маршрут получался на 1391 км.
В марте вроде не страшно ехать через Лосево. Поэтому решили выходить на Дон в Воронеже и проехать через это жуткое место. К тому же так короче и быстрее.
Сдали ребенка бабушкам и пошли спать. На душе кошки скребут. Никогда так надолго с ним не расставались. Да и спать не получается, как всегда перед выездом. Закрываешь глаза, а на них и на закрытые уже несется разметка дороги, пролетают столбы с деревьями и плывут облака. Да и воспаление мозга прогрессирует — то и дело всплывают просмотренные сотнями фотки и эмоции людей из отчетов и отзывов. Один Эльбрус чего только стоит. Наконец как-то отрубаемся.
Проснулись в 6:30. Планировали выехать пораньше, без ребенка ведь, но… Не нашелся провод питания от навигатора. Вернулись (знаю, что плохая примета, кстати, не оправдалась) дома поискали, потом в гараже, нигде не нашли. Помню, что куда-то перекладывал из Приоры, а куда? В итоге нарыл шланг от старого телефона, подошел. Едем снова. Время потеряно. Выезд состоялся только в 9:00 — все как всегда ). А долбаный шнур был-таки найден по приезду в подлокотнике.
Все равно выбрались и поехали. Табличка с названием родного города исчезает в зеркале заднего вида, вместе с ней пропадают мандраж и беспокойство. Ну все, все, всеееее! На нас опускается долгожданная свобода, и с ней приходит то самое, походное спокойствие. Мы свободны и едем, куда хотим. Только крути руль и жми педали. Отпуск начался с этого места, извольте получать кайф.
Проезжаем Курск и выбираемся на трассу до Воронежа. Погода не радует. Снег, туман и дождь нас преследовали почти весь первый день пути.
Дорога нормальная в Курской области. Чем ближе к Воронежу, тем она хуже. Тем не менее, добираемся до столицы Черноземья. Здесь вливаемся в М-4 Дон. Рекламные щиты с надписью «Воронеж — город миллионник» вводят в тоску. В городе миллионнике даже М-4 Дон портится. После зимы и дождя каждая лужа таит опасность. И не одно матерное слово услышали от меня в свой адрес руководители данного региона. Чуть проехав Воронеж, решили остановиться и отдышаться у магазинчика, прикупить чего-нибудь съестного. Рядом останавливается девушка с дымящимся и спущенным правым передним колесом. Подходит к нам и просит помочь заменить колесо или (тут дословно) «хотя бы показать, как это делается». Что делать, конечно, помог даме. Разговорились. Оказывается, влетела в лужу, а там яма. В общем, засада. Воронежские дороги не щадят никого. Как только город остается позади, начинается платная дорога и ямы затягиваются на глазах. В Воронеже мы тоже несем потери. То ли от дорог, то ли по старости выходит из строя навигатор. Зря только искал для него провод пол-утра! Остаемся с запасным навигатором — это карта в телефоне у жены.
Едем дальше. Включаю круиз-контроль. Раньше в городе особо пользоваться им было негде. Но здесь, на пустой федералке совсем другое дело! Ёпть, хорошо-то как! Никаких больше затекших ног. Как же я раньше ездил без этого?! Причем, когда врубаешь круиз, расход моментально падает и при этом машина начинает бодрее ехать на горки. Чудеса! Как будто она сама лучше знает, как надо ехать.
Добираемся до Лосево. Здесь Дон сливается из 4 полос в 2, вызывая в сезон жуткую пробку. Но мы смотрим на это место, как заяц на уснувшего пьяного волка — нам он пока совсем не страшен. Пока дорога пустая, чтоб всегда так было, но летом сюда ни ногой. Кстати, видели, что наконец строится объезд. Будем ждать с нетерпением, но в этом году точно не успеют. Мотель и вареничная на щите не мои. Показываю на указатель, а не рекламой занимаюсь.
На горизонте Ростовская область. Километров за 200 до него полностью пропал снег. Пошли зеленые поля. Где-то зима и снег лежит? Да что вы говорите?!
Отдельный кайф заглянуть в непогоду, вдали от дома в уютное кафе при заправке. Подкрепиться и потусоваться среди таких же путешественников. А за окном твоя прелесть тоже отдыхает.
Не спеша добираемся до Краснодарского края и ночуем. Прошли 950 км. Половина отелей и отелеобразных заведений закрыта на зиму в ожидании сезона. Работают только более-менее серьезные конторы, и тут есть из чего выбирать. Большинство легко идут на скидки.
Название отеля не помню, но он нам понравился. Просторный 4-местный номер с удобствами и всем необходимым за 1500! При нем же отличная столовая и машина напротив окна.
В Павловской прощаемся с Доном и уходим на Р-217 Кавказ. Начинаются места неизведанные. Трасса, конечно, похуже Дона. В основном в смысле ширины и большего наличия населенных пунктов, но вполне сносная. Въезжаем в Ставропольский край. Потом добираемся до Карачаево-Черкесии. Решили ехать через Черкесск.
Вокруг весна быстро переходит в позднюю стадию. Практически в лето. За окном аж 17! Местные рассказывают, что зимы у них несколько лет уже не было нормальной. Чуток снег выпадет и растает.
От Черкесска двигаем в сторону Пятигорска, а оттуда рукой подать до Кисловодска. Горизонт наконец начинает вставать дыбом. Горы! Мы же читали про Эльбрус. Сколько фоток смотрено с ним возле надписи Кисловодск. Ждем и хотим.
Но нам на въезде так не повезло. В воздухе стояла дымка, и снежный гигант растаял в ней. Ну ладно, мы до тебя еще доберемся.
К 15:00 добираемся до санатория и заселяемся. Вокруг все очень красиво. Вдалеке виднеются горы. И сам санаторий расположен на горе на высоте 870 метров. А совсем рядом вершина. Манит, мля. Ноги уже чешутся добраться до верха. Но это завтра. Сегодня организационные вопросы, потом ужин. По дороге взяли карачаевское пиво на пробу, отметить приезд. Пиво понравилось. Лучше него только Бавария производства Владикавказа. Здесь она просто отменная.
Первым делом начинаем осваиваться с самого Кисловодска. Конечно же, отправляемся в знаменитый местный парк.
Парк просто огромный. Куча различных маршрутов по длине и сложности и интересных мест. Ухоженные лужайки радуют глаз. Вокруг много елок, сосен и еще много чего колючего, так что отсутствие летней зелени не так бросается в глаза. А воздух приятный и чистый.
Первые два дня была хорошая погода. Их мы провели в Кисловодске.
И бродили по территории санатория.
И делали зарядку.
В этих краях огромное количество живности. Первыми в глаза бросилось количество птиц. Редкие у нас сороки, дрозды, дятлы, снегири, сойки и еще много кто тут скачут под ногами целыми стаями. Так же огромное количество собак и кошек. Мы встречали их в самых неожиданных местах как в городах, так и, казалось бы, в диких местах. Еще тут живет много белок, прямо в парках. Мы встретили только одну. Они только просыпались от спячки. Про живность вроде коров, овец и лошадей, думаю, все и так знают. А еще у нас на территории жили две лисы. Народ их уже приручил и постоянно подкармливает по вечерам. Днем они прячутся, но вечером подходят довольно близко за провизией. Одну зовут Петрович, вторую не помню. Позже будет фотка.
А пока сорока-белобока.
12-го марта уже что-то цветет.
Постоянно в парке идут сражения в шахматы, шашки, нарды для всех желающих.
От такие ёлочки тут растут. И как рука поднимается рубить такие…
Долина роз. Огромное количество клумб. И все это в одном парке. Сюда бы летом...
И тут внезапно из кустов выполз Гена…
Вот таких птичек много было. Кажется, это дрозды.
Виды с верхних точек парка очень красивые. И это в пасмурный март.
Пара дней на город и парк это минимум на ознакомление. Мы постарались обойти как можно больше. Потом погода начала портиться, особенно после обеда. Поэтому с утра, после прохождения процедур, я начал подниматься на вершины соседних гор. Первой была та, на которой расположен санаторий. Высота санатория 900 м над морем, и метров на 300-500 я поднимался на своих двоих. В последующие дни добирался на машине до горы и дальше шел своим ходом. Склоны местами достаточно крутые, местами скальные выступы. В некоторых местах реально опасно, один неверный шаг и можно долго кувыркаться вниз. Для меня это была отменная зарядка. Куртку по прибытии можно было реально выжимать. Ноги начали гудеть по вечерам, но оно того стоило! Даже на такие горки подняться и просто погулять, посмотреть сверху мне было очень интересно и приятно. Сесть наверху, свесить язык на плечо и просто смотреть вдаль и впитывать. Места безлюдные и хотя бы с виду дикие. Для меня это наркотик. Супруга один раз попробовала и от дальнейших вылазок отказалась. А, может, так и лучше, потому что временами в таких местах приятно оставаться одному, только со своими мыслями и ветром между вершин.
Лезу в гору. Воон туда наверх.
Поднимаюсь на вершину и кого я там вижу? Вот что она тут делает вдали от людей?! Тоже удалилась от мирской суеты?
Где-то середина пути назад. Внизу санатории.
После обеда решили добраться до медовых водопадов. От нас это было порядка 30 км. Отличная дорога проложена до самих водопадов.
После обеда всю неделю нас заволакивало туманом. Паркуемся, платим взнос за посещение. 60 руб. с человека — более чем гуманно.
Сначала немного побродили по окрестностям. Не видно ничего.
Спускаемся к ущелью, где водопады. Здесь видимость получше. Вокруг расцвела цивилизация в виде ступенек, дорожек и поручней. Имеются и кафешки. Ходить приятно и безопасно. Не зря заплатили.
Водопадов несколько, и они разные. Есть мощный и невысокий, есть и наоборот.
Это вид сверху. Советую посетить. Своих денег более чем стоит и вокруг куча дорожек, куда можно прогуляться кроме самих водопадов. Жаль, что нам помешал туман.
Туман плывет рекой со всех сторон. Скоро нам суждено снова поблуждать в нем.
День следующий. Снова карабкаюсь в гору. Утром снова солнце и скакать по камням одно удовольствие.
Сверху симпатично. Эта вершина выше прошлой. С нее видно Березовское ущелье на другой стороне города.
Двигаюсь дальше. Из земли торчат каменные зубы. Придется как-то на них залезть. Может, и правильно, что жена отказалась лазить со мной.
А горы все выше, а горы все круче. Не, на эту не полезу. Эту только обойти.
Наверху меня ждал приятный сюрприз. Тут появились цветущие крокусы. Сначала немного.
Вокруг ни души. Усталый и довольный, я прилег передохнуть и окунуться в окружающий мир, посматривая, как над полянкой крокусов жужжат пчелы и суетятся бабочки. Эта фотка первой оказалась на рабочем столе моего компа на работе в качестве обоев. До сих пор этот момент помню во всех красках. Как это было. Эти походы на 3-4 часа я поглощал с огромным удовольствием. Пусть горы невысокие, пусть скоро возвращаться, но что-то меня тащило туда, как на веревке.
Уходил вниз каждый раз с сожалением и надеждой снова вернуться завтра.
Пообедав и захватив штурмана, выдвинулись в Пятигорск. От Кисловодска это 45 км. Пятигорск произвел неприятное впечатление. Какое-то хаотичное собрание складов, домов и магазинов. Только в центре лучше.
Естественно, посетили Провал и Остапа Бендера.
Впечатлил туннель к озеру. Когда проходишь под этими толщами, в голову лезут всякие нехорошие мысли. Чувствуешь себя настоящим гномом.
Этих фоток на Дроме уже миллион, но все же, для соблюдения порядка. Красиво, но плохо пахнет. Глянул, сфоткал и бегом назад на свежий воздух. Погода после обеда опять испортилась. Утреннее солнце заволокло тучами, и подул ветер. Чуть побродили по парку вокруг, выпили по молочному коктейлю, прикупили теперь заслуженный магнитик и двинули на базу. День снова получился безумным. С утра поход в гору, а вечером достопримечательности. Приехав назад, поставили на стоянку машину уже потемну. И тут нам, наконец, попался Петрович.
Добрые люди как раз накрыли ему ужин. Фото на самое лучшее, извиняйте, но он постоянно шевелился и темно было, а вспышкой испугать боялся. Вот так лисы отдыхают в санатории.
Читая Дромовские отчеты, конечно давным-давно наткнулся на маршрут Кисловодск — Джилы Су. Напрягало только то, что зимой эту дорогу частенько закрывают из-за камнепадов и снежных заносов.
Вот такие фотки видел в нескольких отчетах. До конца мая! А у меня ведь пока только середина марта.
Надежды было мало.
Поспрашивал у мужиков из персонала санатория по этому поводу. Многие же говорили, что нормальной зимы уже 2-3 года не было. Выяснилось, что один из охранников без проблем ездит на работу из села Кичи-Балык, а это почти треть пути. И транспорт у него совсем не вездеход, а Гранта. Правда, он сразу предупредил, что дальше дорога действительно опасная. В это время могут быть и камнепады и сугробы. Места напрочь дикие. Это и манило, и пугало. После раздумий решил поехать. Хотя бы до Кичи-Балыка, а дальше видно будет. Жене подробностей не озвучил. Пусть я один буду переживать. Она решительно собиралась добраться до источников в самом конце маршрута.
Как всегда, после обеда выбрались из Кисловодска на нужную дорожку и погнали. Погода пока радовала. Дорога сначала действительно местами ужасная, но потом налаживается. Вокруг красивый лес на склонах, потом справа появляется ущелье. На лугах коровы и лошади бродят. Не спеша подбираемся к первому перевалу возле Кичи-Балык и без проблем проезжаем. После села встречка почти заканчивается. Видели только несколько внедорожников с иногородними номерами. В очередной раз мелькнула мысль — а может не надо? Но дорога-то нормальная. Потихоньку едем. Дальше начались серпантины. На дороге несколько раз видели свалившиеся сверху булыжники. Порой горные уступы вплотную подступают к дороге, и начинаешь переживать. Едем дальше. Снова подъем. Вот здесь уже серпантин местами суровый. Машина везет нормально. Поднимаемся вверх на плато, высота здесь по описаниям чуть больше 2 км. Влетаем в тучу. Вокруг появляется снег. Температура резко падает до +1.
Добираемся до границы с Кабардино-Балкарией. Обстановка вот такая. По обзорам, где-то здесь стояла запретная табличка. Ехать вроде можно. Ползем не спеша дальше, чтобы не пропустить ее ненароком. Где-то с краю в тучке виден просвет. Останавливаюсь и бегу туда. Оказываюсь на краю огромного склона и воочию убеждаюсь, что мы на большой высоте. Вдаль уходят очертания долины. Красиво, но видно мало. Вскоре начинается спуск вниз. Затяжной и с хорошими серпантинами. Торможу двигателем и берегу колодки. Тучки остаются выше, и у нас восстанавливается видимость. Ура!
Спустившись, оказываемся уже среди гор. Останавливаюсь и проверяю колеса — диски еле теплые, все нормально. Почти сразу видим указатель «долина нарзанов» и несколько домиков. То есть проехали примерно половину всего маршрута.
Оттуда только что спустились, с самого верха. Штурман напряженно штудирует карты.
Посмотрев во все стороны, не обнаружил никаких нарзанов поблизости. Горы, речка, мост есть. А где минералка?! Решил пойти поискать людей возле домов и спросить. Люди обнаружились сразу. Возле домов, на берегу речки группа из 6-7 мужчин и нескольких мальчиков кочегарили мангал и сидели за столом под навесом. Вокруг кроме нас ни души. Все за столами лица кавказской национальности. В голове щелкнул какой-то предохранитель, и мозг забеспокоился о безопасности. И вот тут я первый раз в жизни столкнулся с легендарным кавказским гостеприимством. Разговор был примерно такой:
Я: Здравствуйте, подскажите, где тут нарзанные источники?
Они: Подходите к столу.
Я: Нет, спасибо. Так где источники?
Они: Подходите к столу.
Я: Спасибо, мы очень спешим. Где искать-то?
Они: Подходите к столу. Пожалуйста.
Что делать. Подошли. Усадили нас за стол. Начали угощать всем, что есть на столе. Баранина, не шашлык, а вареная на костре, сыр обалденный, салаты и затейливые маринады. Все очень вкусное. Предложили отведать из кубка. Еле смогли отказаться — мы же за рулем. Так что чокались лимонадом. Первый тост с хозяев. Второй с гостей. После третьего можно знакомиться. Разговорились. Мужики сюда на выходные приехали отдохнуть. Без женской половины. Сами из Нальчика. Сказали, что гостям всегда рады. И чтобы не верили всему, что про них говорят. Было интересно. А как старших уважают, даже на отдыхе после нескольких рюмок. Поболтали еще немного за политику, за экономику, за дружбу.
Пора нам собираться. Дело уже к вечеру, а нам ехать и ехать. Но просто так нас не отпустили. Нагрузили с собой огромную тарелку баранины вареной, сыров, хлеба и бутылку водки. Предлагали и остаться на ночь, и хоть подождать, пока шашлык приготовится. Вот шашлыка безумно хотелось попробовать свойского-то, от местных джигитов, но время не позволяло. Узнали, наконец, где искать источники, двинули к машине с мешком подарков. Нас вышли проводить даже. Прям неудобно — в ответ подарить нечего. Мужики, если вы себя узнали, огромное вам спасибо за гостеприимство. Все было очень вкусное, а вашу водку я пил дома на свой день рождения 25 марта, как раз в день возвращения домой и тепло вас вспоминал.
Проезжаем чуть дальше и спускаемся к речке в указанном месте.
Находим источники. Всяких размеров. Что-то булькает. На вкус не очень.
Вокруг все те же суровые горы. Очень крутые и опасные склоны. Видите дорогу слева на склоне? Ощущение опасности часто подступает, но и приносит восторг вперемешку с адреналином. Чувствуешь себя реально в диких местах.
Моя прелесть отдыхает с сородичами.
Испив воды, двинули дальше, но не тут-то было. Чуть подальше долины нарзанов дорогу засыпало камнями. Не сказать, что огромными и необъездными, но рисковать порвать колеса или словить себе на крышу булыжник совсем не хотелось. Да и время было уже вечернее. С сожалением и желанием вернуться развернулись и поехали назад. Хочу сказать, что в марте ездить тут вполне возможно. По крайней мере, до долины нарзанов, а может и дальше. Так или иначе, эта дорога теперь не даст мне покоя, пока я не вернусь и не проеду ее до конца. Очень сильное и атмосферное место.
По пути назад заметили небольшой водопад прямо у дороги.
Штурман вылез отдышаться перед подъемом. Видите, как сзади осыпаются склоны? Все это может свалиться на дорогу и вам на голову.
Я вас еще не замучил? Тогда дальше. Осталось немного.
На следующий день мы ездили искупаться на термальные источники. Было несколько вариантов. Сначала хотели поехать на Суворовские, но потом передумали. Отговорили опять же местные. Посоветовали ехать на источники «Жемчужина Кавказа». По расстоянию это в два раза дальше, порядка 80 км, но там приятнее обстановка и народу гораздо меньше, потому что экскурсии туда не возят. Так оно и оказалось. По дороге мы проезжали Суворовские источники и видели на парковке кучу машин и два экскурсионных автобуса. А мы купались всего 5-6 человек. Времени дается 1 час 20 минут за 350 руб. Больше оно и не надо. По времени в самый раз. Источники понравились. Особенно приятно потому, что на улице похолодало и было всего +5. Когда пройдешься по такому воздуху мокрый да под ветерком, а потом залезаешь в бассейн, где +40 вода, то начинаешь мурлыкать. Бассейнов несколько, температура воды разная. Есть всякие гидромассажные штуки. Все чисто и красиво. Рекомендую.
Фотка только с телефона, ибо фотик не брали в ванную.
Грядущий день был выделен под Ессентуки. Ехать близко 27 км. Ессентуки нам очень понравился. Компактный, чистый и уютный городок. Выгрузились рядом с местным парком и пошли гулять. Наконец-то встретили белку.
Ваще не боятся ничего. Не думал, что они так к человеку подходят.
Сходили в местную галерею источников. Очень красивое место, где можно пить разные Ессентуки.
Рядом зашли на нулевой километр любви. Простой столб у скамейки, но люк и легенда интересные.
Там же на входе в парк выступал по ходу индеец. Я не узнавал точно, но похож. Под музыку с компа он играл на свирели, пел и танцевал. Мы так с этого дела с женой протащились, что минут 15 стояли и слушали с остальной толпой. Потом я взял да и купил у него диск. Цена вопроса 300 руб. Это такая смесь попсы, техно и «одинокого пастуха» с какими-то индейскими мотивами. Нас конкретно зацепило.
Вот этот кудесник. Нам его выступление очень понравилось.
Еще по дороге заехали в Храмовый комплекс возле Ессентуков. Здесь расположена самая высокая в России статуя Иисуса — 22 метра. Вокруг построили много церквей разных стилей и разбили парк.
Имеется небольшой исторический автомузей.
Работы еще не окончены, но уже красиво и интересно. Это не фотошоп, а удачно выглянувшее солнце.
Осторожнее с этим верблюдом. Если его не кормить, а просто лезть погладить, может плюнуть. Со мной у него это не вышло, но я еле увернулся.
Все это было, конечно, хорошо. Хорошо, хорошо, да не очень-то, как поговаривали в одной сказке в КВН. Естественно, главными целями поездки было посетить Эльбрус и Домбай. Опять же, наученный отчетами людей, спасибо им всем, был в курсе основных условий успеха. Это утро, ясная погода и чуток везения. Поэтому все эти дни я по десять раз проверял погоду и держал пальцы крестиком. Лишь на вторую неделю нашего приезда обещали два ясных дня. Я молился, плохо спал и ел, у меня все чесалось от томительного ожидания. Несколько раз, когда у меня уже одна нога была на педали, жена отговаривала от необдуманной поездки на «авось повезет». Спасибо ей за это большое. И вот накануне девятого дня нашего пребывания в Ставрополье, вечером заливаю индейские песни с купленного диска в мп3, потому что Веста диски не любит, и проверяю погоду на завтра. Все в силе, прогноз не изменился. Завтра ясно весь день! Ура! Дождались! Едем!
Что до Эльбруса, что до Домбая ехать было примерно одинаково, около 200 км. Первым на очереди был Эльбрус.
190 км дороги навигатор раскладывал на 3 часа езды. Так что подъем в 6:00 под ворчание штурмана. Обжигаясь, выпил кофе с булочкой и рванул на парковку за машиной. Выбегаю на улицу, а там и правда ясно. За ночь тучи разогнало, и ударил маленький мороз. Вся машина в инее и -3. Завожусь и размораживаюсь. Настроение все равно зашкаливает. Возле корпуса цепляю жену и поехали. Через Пятигорск вышли на Кавказ и дальше в Кабардино-Балкарию. На одном посту нас остановили служивые с автоматами и попросили пройти на регистрацию с паспортами. Но мы начитанные. Поэтому не удивляемся и паспорта при нас.
По пути балдеем под купленные вчера песенки. Даже теперь, уже дома, когда попадается одна из этих песен, в памяти всплывают эти воспоминания и мне кажется, что я еду в горы. Это лучшая музыка, чтобы ехать на Эльбрус. По крайней мере, для нас. Сворачиваем с Кавказа и попадаем в Баксанское ущелье. Ущелье становится все уже по мере движения. Когда вдалеке появляются первые ослепительно-белые снежные вершины, кровь закипает. Солнце светит, воздух аж фиолетовый, нежная свирель из динамиков и такой вид. Кажется, это ощущение называется эйфорией. Едем и наслаждаемся. Фотаемся под каждым кустом. Выкладываю сотую часть.
Все заценили, как клево Веста выглядит в горах? Еще раз отмечу отличную дорогу. Ехать одно удовольствие. Навстречу едет вся страна, номера регионов бегут в случайном порядке. По склонам гор на приличной высоте бродят коровы и овцы, бегают кони. Что они там едят, не представляю. Наверно, что-то есть.
Паркуемся в Азау. Эльбруса не видно, но чувствуется, что он где-то рядом. Небо ясное и скоро мы должны увидеться. Нашли дворик поближе к подъемнику. Платим 150 рублей и собираемся. Берем билеты на две очереди вверх до станции Мир по новой гондольной канатке. Жена плохо переносит высоту и шутки с давлением. Так что даже 3500 для нее испытание.
Поднимаемся и забываем обо всем. Только мы, небо, орлы и бешеная мощь вершин.
Внизу далеко на полянке Азау.
Снег под солнцем здесь настолько яркий, что без очков сразу слепнешь нафиг. А в очках кажется, что видишь окружающее не в полной мере/силе. Ну как цветы в противогазе нюхать и тому подобное ). Какие-то такие мысли, что надо на полную катушку. В итоге ходил в очках, но периодически то одним, то двумя глазами подглядывал и щурился.
А вот и он! Это зрелище сложно обсуждать без мата и я не возьмусь. Эх, не зря мы погоды ждали, не зря. Какой облом, наверное, проделать такой путь в облачную погоду. Если есть возможность, лучше подождать.
Полазив по сугробам и немного насмотревшись на красоту вокруг, мы обнаружили, что жутко голодные и ели часов 5 назад (тот самый кофе с булочкой). Зашли в местную кафешку, коих тут хватает. Приятно порадовали цены, в отличие от той же Красной поляны, где были в прошлом году. Именно здесь я попробовал первый раз хычины. К ним взяли чай и кофе. Предлагал штурману глинтвейн — она же не за рулем, но она самоотверженно отказалась. За все вышло чуть меньше 300 рублей. Более чем доступно и очень вкусно.
Лучшее место в мире, чтобы попить кофе с хычинами!
Поели и пошли лазить дальше. Нашли реквизитный флаг, который по очереди переходит из рук в руки, и тоже с ним сфоткались. Типа мы покорители.
Штурману не повезло, ветер внезапно подул в другую сторону. Зато получилась одна из моих любимых фоток, потому что всегда заставляет улыбнуться.
Это был воистину потрясающий день, пусть и обгорела морда от солнца. Мы гуляли, сидели в сугробах и загорали одновременно, любовались этим запретным для человека местом. Немного огорчило лишь то, что у жены под конец от давления разболелась-таки голова. Счастливые и уставшие, спустились вниз. Пока упаковывались в машину, услашали громовой раскат сверху. Стоявший поблизости начальник парковки пообщал, что сейчас мы увидим сход лавины. Только этого не хватало. Но не успели мы испугаться, как звук прекратился.
— Значит маленькая была и остановилась, — разочаровался парковщик.
Двинули в обратную сторону. По пути искали таблетки от головы для штурмана. Заехали в аптеку. Вот где я улыбнулся в очередной раз. В этой аптеке было все — от лекарств до продуктов и и игрушек. Этакий сельский мини-ашан. Прикупили таблеток жене, а я приглядел себе б/у книгу в коллекцию Перумова за 50 рублей! Отличный трофей на память и на полку. Рядом зашли перекусить в кафе. Снова хычины и манты. Все отменное и за приемлемую цену.
Штатно к темноте вернулись на базу отдыхать. На въезде в Кисловодск снова увидели Эльбрус, теперь издалека, как на многих фотках и магнитах. Сердце снова обожгло. Приятно. Фоткать не стали, ехать через встречку плохо. А зря.
Поужинали. Проверил погоду на завтра — снова ясно! Станцевал из последних сил джигу, поставил на зарядку все, что было. Налил бокал пенного отметить этот день и стали смотреть отснятое. Завтра в Домбай.
Следующим утром подрываюсь с первых нот будильника. Взгляд в окно — небо ясное. Такое ощущение, что я и не спал. Секундное пробуждение, как в детстве. Бах — и ты уже проснулся. Не нужно умываться, расхаживаться, зарядку делать. Черт, даже кофе не нужен. Достаточно того, что мы снова едем в Горы с большой буквы. Адреналин гораздо круче кофеина. Но я все-таки умылся и кофе-то попил ).
Грузимся и выезжаем снова чуть раньше 7. Навигатор предлагает два маршрута. Первый 210 км через Ессентуки и далее Черкесск по проверенной дороге. Второй через Учкекен и Верхнюю и Нижнюю Мару. Второй короче на 30 км, но мы по нему не ездили. Решили ехать по второму, понадеявшись, что дороги уже везде хорошие да и интересно по новым местам ездить. Но только мы выбрались из населенных пунктов, как нормальная дорога кончилась. Пошла разбитая зубодробилка. Больше 50 ехать не хочется. Так и ползли не спеша, зато места и впрямь незнакомые. Правда, временами попадались и нормальные участки. Едем, утро, солнце шпарит. Все-таки хорошо.
И вот, немного не доезжая до Верхней Мары, начинаем подъем на какой-то крутой перевал. Как-то неожиданно для меня он здесь появился. Я его совсем не ожидал. Думал, что дорога пока будет ровная. Ну ладно, вверх так вверх. Слушаем опять индейские песенки. Музыка гор, как я их назвал. Поднимаемся. Завершаю последний поворот и поворачиваю голову налево. Твою ж мать! Что это! Из горла вырывается что-то сдавленное, нога судорожно жмет на тормоза. Жена не сразу поняла в чем дело, пока не проследила за моим остекленевшим взглядом.
А там во всей красе главный Кавказский хребет во главе с Эльбрусом! Воздух — кристалл. И в нем из далекого далека видно, как из утопающего в дымке края земли, появляется цепочка белоснежных гор. Кажется, что она тянется через весь мир, потому что края не видно. Потрясающее зрелище! Выскочили и побежали смотреть и фоткать. Повторю избитую фразу — фотки не передают и половины настоящего.
После вчерашней первой встречи Эльбрус нас не отпускает и появляется снова и снова. Круто!!!
Эльбрус отсюда выглядит гигантским сугробом, блестящим на солнце. Наверно, это ненормально, испытывать теплые чувства и благодарность к ледяной горе, но в тот момент с нами именно это и было. Эйфория вернулась с новой силой. Вокруг никого и такая красота! Мы временно потеряли рассудок от положительных эмоций. Мы в них захлебывались. Это было настолько неожиданно, поэтому вдвойне волнительно. Рассчитывали на обычную дорогу, а тут такое!
А это с другой стороны. Там высокогорное плато.
Минут через 15, почти разом, подтянулись сразу 4 машины. Тоже не смогли поехать мимо и остановились, но 15 минут мы тут были совершенно одни.
Несколько раз мы пробовали уехать. Садились в машину, трогались, но через сотню метров нам казалось, что вид стал еще шикарнее и снова останавливались и выходили. Позже я нашел на картах это место. Это перевал Гумбаши. Как-то он выпал из моего поля зрения при планировании. Еще там есть две обзорные площадки. Одна у кафе неподалеку.
Вот она. Вторая чуть подальше. Там есть съезд с дороги на небольшую вершину. Наверху площадка и тоже отличный обзор.
Советую всем в хорошую погоду ездить в Домбай этой дорогой. Не пожалеете.
А мы двигаем дальше. Спускаемся с перевала и доезжаем до Карачаевска. Наконец-то отличная дорога. Там устраиваем обеденный перерыв. Очень долго сюда ехали и успели проголодаться. Долго потому, что медленно и потеряли кучу времени на перевале, но это только к добру.
Отмечу Карачаевск. Таких приятных, уютных городов мало. Все как-то правильно там, и люди, и окружение. Напоминает советский порядок с современным уклоном. Снова заказал себе хычины — снова великолепно.
После Карачаевска выбираемся на трассу до Домбая. Въезжаем в долину, и нас окружают горы.
Воздух кажется фиолетовым. Вокруг снова появилась живность в виде коров, овец, лошадей. В отличие от дороги на Эльбрус, здесь едешь по широкой долине, и горы на тебя не так давят. Здесь они более живописны.
По пути невозможно проехать мимо озера Каракёль. Остановились и мы побродить. Очень красивое место. Появился тот самый волшебный лес с мохнатыми елками, огромными деревьями странной формы, ручьями и водопадами.
Лес шикарный. Хочется разбить здесь лагерь и пожить недельку, но правила на плакате запрещают. Нельзя даже курить и сходить с тропы, а то — лесник не дремлет. По дороге много указателей к интересным местам, куда можно доехать или дойти, свернув с трассы. Мы только немного прогулялись, потому что и так потратили оооочень много времени на эту дорогу, а ведь еще подниматься наверх.
Наконец добираемся до Домбая. Паркуемся. Парковка в 2 раза дороже чем в Азау — 300 рублей. При этом нам сначала выделили такое место, что мы не могли даже двери открыть, чтоб выйти из машины. Пришлось заворчать, что щас заберу 300 денег и уеду напротив. Собираемся и наверх.
Поднялись на гондольной дороге. Жена крайне негативно относилась к кресельным поъемникам. Если они висят на высоте метров 100, то и я, кстати, тоже. Но здесь всего 3-4 метра, так что с помощью внезапно присоединившейся к уговорам группы туристов, уговариваю ее подняться еще на один пролет на кресельном. Доплачиваем 500 рублей прямо на месте за двоих и едем дальше.
Здесь тоже очень красиво.
В тот день было абсолютно тихо. Солнце жарило вовсю. Загорел я более чем пристойно.
Отошли в сторону от лыжных трасс. Там можно спокойно побродить.
Так можно сидеть и втыкать бесконечно.
Кстати, наверху закупились сувенирами. Почему-то чем выше, тем дешевле. Читали про это. Странно, но подтвердилось. Купили варенье из шишек и елок. Знаю, что хрень, но просто интересно было, да и красивое оно, зараза ). Ну и по 100 рублей, чего ж не купить.
Времени уже много, пора вниз.
По пути назад снова поехали той же дорогой. Хоть она и плохая, хотим еще раз увидеть утреннюю картиру. Оно того стоит. Но к вечеру воздух уже не такой прозрачный и видно похуже.
Благополучно вернулись назад к темноте. Многие сравнивают Эльбрус и Домбай, что лучше. Лично мне кажется, что они одинаково бесподобны и достойны внимания. Просто они разные. Эльбрус очень атмосферное место. Суровые, мощные горы. Высота просто зашкаливает. И это мы еще не до конца поднялись. Если повезет с погодой, как нам, то не можешь отвести взгляд от его вершин. Они символ, который в этих краях повсюду. Домбай более релаксовый, что ли. Долины шире, горы не такие крутые, но тоже очень красивые (просто нет Эльбруса), зато какая зелень и лес. Если у вас есть возможность, лучше посетите оба места. Оно того стоят несомненно. Да, Домбай немножко дороже получается.
Вот на эту гору меня понесло на следующий день (что вторая подальше). Наверху стоит крест. Она оказалась выше всех предыдущих. Это мой рекорд. Ближе к вершине начался ледяной и сильный ветер. Склон наверху оказался очень крутым и узким. Были реальные опасения, что меня может сдуть с него. И поднимаясь наверх я чуть не сдох очень устал. Зато вид сверху порадовал, ну и гордость за себя.
Жаль, что с погодой не повезло. Представляю, какой отсюда вид в ясный день. Хотя на на погоду жаловаться теперь грех.
Галерея источников в Кисловодске.
Остальные дни отсиживались и отлеживались. Набирались сил перед обратной дорогой.
Да и погода испортилась снова. Еще как. Даже выйти погулять в город было проблематично. Хоть мы и выходили, но добавить к написанному ранее нечего.
Все. Нам пора домой. Расстаемся с грустью. В ночь перед выездом выпал снег. Наш друг Эльбрус снова укрылся в шубу из туч. Так мы его и не сфоткали здесь.
Путь домой во всех обзорах не люблю читать. Это грустный этап. Все уже случилось. Путешествие заканчивается. Вот путь туда и планировка совсем другое дело и ощущения. Поэтому напишу лишь, что обратная дорога прошла без значимых событий в обратном порядке. Лосево снова проехали свободно.
На второй день уже под Воронежем. Сегодня мы приедем домой, и сегодня у меня день рождения. Увидим сыну, без которого уже начали привыкать, но ужасно соскучились. Соберем родню и друзей за столом, и я открою бутылку водки, подаренную мне мужиками из Нальчика по дороге на Джилы Су, а на душе станет тепло и приятно от воспоминаний. Эту историю я буду рассказывать и помнить всю жизнь.
А теперь закругляюсь с лирикой и перехожу к статистике.
Бюджет. На все потратили около 35000. Из них порядка 15000 это дорога (бензин и гостиницы). Это с учетом того, что жилье и отменное диетическое питание нам было предоставлено по путевке. И жили мы на достаточно широкую ногу. Огромное значение здесь имеет машина и желание перемещаться самостоятельно. Например, экскурсия на Эльбрус или Домбай стоит 3700 на человека (это доставка и подъем). Без покушать и сувениров. На двоих уже 7200 + поесть = пусть 8000 (кто как ест). У нас же поездка обходилась в 3000.
Взаимодействие с ГИДББ. Не встретилось нам по дороге, кроме постов в Кабардино-Балкарии. Радары и всю прочую хрень (включая подмигивания встречке о засаде) презираю. За поездку ни одного штрафа пока не пришло. Тьфу-тьфу-тьфу. Просто езжу по правилам, чего всем желаю.
Про Весту. Никаких нареканий нет. Наоборот, хочется похвалить. Пробег увеличился с 1900 до 6200. Т.е. составил 4300 км. По сути машина еще проходит обкатку. Расход упал за время поездки с 8,4 до 7,3. Надеюсь, еще немного упадет. Порадовать вазоненавистников мне нечем. Веста произвела отличное впечатление. По сравнению с приорой автоваз сделал огромный скачок в нужном направлении. Тихо и комфортно идет по дороге даже на зимней резине, очень удобные сиденья. Регулировку сиденья по высоте, валик на поясе и регулировку руля по вылету оценил. У жены от длительной езды перестала болеть голова под вечер, а у меня спина и ноги. Просторная. Сборка отличная. Никаких сверчков и тому подобной живности. Круиз-контроль и ограничитель скорости, вообще, считаю одним из самых достойных изобретений человечества после колеса, антибиотиков и плейстейшен.
Про еду. Хотелось отдельно отметить, что она здесь бесподобна. Но есть одно «но». Знаете пословицу «Чем дальше в лес»? Вот так и здесь. Только чем дальше в горы, тем она вкуснее и дешевле. На дорогах к Эльбрусу и Домбаю, подальше от Р-217, отличные местные блюда. Нам плохие кафешки не попадались. Если обещают мясо, то там будет мясо, если берешь мясной суп, то там будет нормальный кусок. Нет этого жалкого минимализма. В самом Кисловодске мы брали чебуреки. За 40 рублей охренительный и сочный шедевр! Но стоит выехать поближе к трассе Кавказ, как все волшебство заканчивается. И за 100 рублей вы купите уже бездарное подобие с намеком на мясо. Да и его там зажали.
Про Кавказ. Кавказ нам очень понравился. Хочется посмотреть на все это в летний и осенний период. К чему и будем стремиться. К тому же не дает мне покоя дорога на Джилы Су. Надо проехать по ней до конца. Теперь Кавказ в нашем сердце. Надеюсь, мы еще вернемся сюда.
Благодарю за внимание. Всем приятных поездок на своих четырех. Да пребудет с вами сила.