|
Оглавление
Короткие поездки из Екатеринбурга
Екатеринбург — Дидинский тоннель — Красноуфимские виадуки
Екатеринбург — Уральский марс
Екатеринбург — Старая Утка — Камень Винокуренный
Екатеринбург — Уральское Бали — Урочище Пороги — Айские притесы
Екатеринбург — Азов гора — Водопад «Губы»
Екатеринбург — Черемшанский карьер
Екатеринбург — Тальков камень
Екатеринбург — Таганай — Ледяной фонтан (зимняя поездка)
В сети масса описаний аналогичных путешествий. Я же решил для удобства свести их в «маршруты». Большинство поездок были в 2021-2022, возможно, где-то уже изменилась дорожная обстановка. К сожалению, в моем навигаторе потерялись все POI, поэтому координаты в тексте даны из сторонних источников: викимапия.орг.
Буду рад, если информация кому-то пригодится.
Екатеринбург — Дидинский тоннель — Красноуфимские виадуки
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Дидинский тоннель | 78 | 9:00 | 1:40 | 10:40 | 2:00 |
Дидинский тоннель | Виадук Пудлинговый | 202 | 12:40 | 3:10 | 15:50 | 1:00 |
Виадук Пудлинговый | Екатеринбург | 239 | 16:50 | 4:00 | 20:50 | |
Итого: | 519 км |
Из Екатеринбурга выезжаем на Пермский тракт. По пути можно сделать остановку у стелы на границе Европа-Азия, но мы были там неоднократно, поэтому не стали терять время. Дорога хорошая, многополосная, но за Первоуральском становится обычной двухполоской. В выходной день трафика не слишком много, погода радует, наслаждаемся дорогой.
Для проезда к тоннелю нужно свернуть с трассы налево на грунтовую лесную дорогу. Указателя на момент нашего путешествия не было. Примерные координаты N56 o51.718’ E59 o29.633’. Вот только в этом месте нет поворота налево, ни по ПДД, ни по реальной дорожной обстановке. Поэтому проезжаем дальше до места возможного разворота и возвращаемся к своротке. Лесная дорога весьма плохого качества. На ямах машину болтает из стороны в сторону. Скорость до 20 км/ч., быстрее не получается. Впрочем, проехать можно на любой машине.
Через 3,5 км дорога пересекает просеку под ЛЭП. Тут мы и оставили машину, решив прогуляться пешком, размять ноги, благо до точки уже близко. Как ни странно, дальнейшая дорога от просеки гораздо лучше. Через некоторое время дорога ветвится. Мы повернули по наитию налево к восточному входу и минут через 10 оказались в нужной точке.
Дидинский тоннель — это не просто дыра в горе. Это действительно архитектурное сооружение! К сожалению, в день нашего посещения восточный вход был подтоплен. Не сильно. Может, всего по щиколотку, но в кроссовках уже не пройти. Пофотографировавшись, поднялись к дороге и отправились к западному входу. Расстояние порядка полутора километров. Западный вход оказался сухим. Углубились немного в тоннель. Очень впечатляет! От стен тоннеля так и веет историей!
Возвращаемся к машине и выдвигаемся к следующей точке. По плану у нас Красноуфимские железнодорожные виадуки. Потрясясь по лесной грунтовке, выезжаем на Пермский тракт, только опять же нет поворота налево, и сначала приходится ехать в сторону Екатеринбурга и искать место для разворота.
Пообедали в пиццерии в Красноуфимске.
На каком-то участке от Красноуфимска к Пудлинговому асфальт заканчивается и начинается грунтовка, обильно посыпанная щебенкой. По ней периодически ездят грузовики, поднимая тучи пыли. Ехать за грузовиком в пыли некомфортно, но обогнать крайне сложно — видимость из-за пыли нулевая.
Виадук в Пудлинговом разочаровал. В сети выложена просто масса чудесных фото, где по изгибающемуся плавной дугой высоченному мосту несутся железнодорожные составы. Мы же не нашли подхода к точке, откуда делают «волшебные» видовые фотографии. Вид снизу абсолютно не производит впечатления. Какая-то стройка под мостом, все перекрыто.
На обратном пути сделали остановку у другого виадука (примерно N50o30.182’ E57o39.241’). Вот это было гораздо интереснее! Хоть практически все пространство закрыто колючей проволокой, но оставлено место для проезда. Мост поднимается над головой на умопомрачительную высоту! Просто поразило наличие эха. Стоишь под высоченным пролетом, говоришь негромким голосом и прекрасно себя слышишь. Это круче чем Невьянская башня!
Время в поездке прошло незаметно. Вернулись в Екатеринбург уже затемно.
Екатеринбург — Уральский марс
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Уральский марс | 117 | 9:00 | 1:50 | 10:50 | 2:00 |
Уральский марс | Екатеринбург | 117 | 12:50 | 1:50 | 14:40 | |
Итого: | 234 км |
Эта поездка исключительно летняя и для хорошей сухой погоды. Возможно, в дождливое время вид еще более «марсианский», но, как передвигаться по глине в дождь, я не представляю.
Дорога на всем пути — хороший асфальт. Если в самом конце пути не заезжать в поселок Полдневой, а чуть раньше свернуть направо, то до самого Уральского Марса можно доехать по асфальту.
Виды, действительно, впечатляющие. Однозначно к посещению (главное подгадать с погодой). Довольно часто сюда приезжают устраивать фотосессии, и можно на Марсе встретить и невест, и дам в вечерних нарядах.
На обратном пути можно сделать небольшую остановку у водопада в селе Троицкое (56.702928° 62.091134°). Водопад совсем небольшой, но для неизбалованного водопадами Урала вполне может выступить за достопримечательность. Было приятно посидеть на берегу под шум воды в жаркий день, охладить натруженные ноги.
Екатеринбург — Старая Утка — Камень Винокуренный
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Староуткинск | 123 | 9:00 | 2:05 | 11:05 | 1:00 |
Староуткинск | Камень Винокуренный | 5 | 12:05 | 0:10 | 12:15 | 1:00 |
Камень Винокуренный | Екатеринбург | 121 | 13:15 | 2:00 | 15:15 | |
Итого: | 249 км |
И вновь выезжаем из города на Запад. Дорога через Первоуральск, Билимбай и т.д. Я обозначил эти два города, поскольку и там и там, несмотря на выходной день, пришлось постоять в пробках (и туда и обратно), что было странно — никаких «пробочных» предпосылок не было.
В Староуткинске хотелось осмотреть остатки одноименного завода, так называемый «индустриальный туризм» (57.230188° 59.321222°). Несмотря на то, что от завода остались практически только стены, но даже в них все еще чувствуется мощь бывшего завода и, как ни странно, некое архитектурное изящество. Это не просто «бетонная коробка», место вполне достойно стать памятником Демидовского наследия.
За корпусом завода виднеются остатки железнодорожных подъездных путей на деревянной эстакаде (или это виадук?). Даже не верится, что сюда могли заезжать железнодорожные вагоны.
Кроме посещения завода, можно прогуляться по ухоженной набережной и расслабиться, глядя на гладь пруда.
С индустриальной составляющей путешествия закончили, выдвигаемся к природным достопримечательностям. Камень Винокуренный — это скалы на левом берегу реки Чусовая, тянущиеся почти на 400 метров и достигающие сорокаметровой высоты.
После выезда из Староуткинска нужно свернуть налево на лесную дорогу, по которой можно доехать до парковки (57°11'37"N 59°21'3"E). От парковки поднимаемся вверх по лесной тропинке (или как сейчас принято — если тропинка ухоженная, то это экологическая тропа). Подъем несложный. Одна уже прогулка по лесу доставляет удовольствие, а уж когда выходишь на гребень — удовольствие превращается в восторг! Место точно стоит посещения.
В этом путешествии по пути можно сделать несколько дополнительных остановок:
В деревне Каменка можно подъехать к плотине и берегу реки Чусовая. Место красивое само по себе, а еще тут стоят новые декорации к сериалу Угрюм-река (57°3'35"N 59°30'42"E).
В селе Слобода можно прогуляться по подвесному мосту через Чусовую. И сам мост необычен, и вид, открывающийся с него, великолепен.
В Первоуральске можно прогуляться по набережной и рассмотреть «шайбу» инновационного культурного центра. Весьма необычное сооружение.
Екатеринбург — Уральское Бали — Урочище Пороги — Айские притесы
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Уральское Бали | 156 | 9:00 | 2:20 | 11:20 | 1:00 |
Уральское Бали | Урочище Пороги | 194 | 12:20 | 3:30 | 15:50 | ночевка |
Урочище Пороги | Сухие водопады | 45 | 11:00 | 1:00 | 12:00 | 1:30 |
Сухие водопады | Айские притесы | 5 | 13:30 | 0:10 | 13:40 | 1:00 |
Айские притесы | Екатеринбург | 358 | 14:40 | 5:40 | 20:20 | |
Итого: | 758 км |
Маршрут на юг. С учетом расстояний и желания посмотреть все, решили «программу не гнать», а разбить путешествие на две части и спокойно переночевать в красивом месте. В принципе, маршрут можно пройти и за один день, но нам не хотелось никуда спешить.
Выезжаем по Челябинскому тракту до поворота на Касли. Далее проезжаем насквозь Кыштым и по грунтовке доезжаем почти до самого Каолинового карьера, он же Уральское Бали (55°40'26"N 60°35'33"E). Стоянки как таковой нет, выбираем место на обочине среди других машин.
Виды действительно красивые. Вода нереального цвета. Насчет возможности купаться в ней не нашел однозначного ответа. Мы не стали, да и погода не располагала.
Обратно вновь выезжаем через Кыштым и через Карабаш, Миас, Златоуст едем в Урочище Пороги. К сожалению, не удается миновать кусок М5 и приходится тащиться в вялой пробке вплоть до нужного поворота.
В Порогах много жилья под сдачу. Мы заранее ничего не бронировали. Изначально хотели встать с палаткой, но остановились в забавном месте «Турбаза Пороги» — это бывший сельский клуб, переделанный под гостевой дом, но сохранивший портреты вождя мирового пролетариата и прочую атрибутику. На территории базы есть места под палатки (деревянные настилы). Есть кухня, по какой-то причине ей, в наш приезд, нельзя было воспользоваться. Благо у нас с собой были и продукты и газовая плитка. Замечательно провели вечер на веранде.
ГЭС «Пороги» проработала долее ста лет — с начала двадцатого, до второго десятилетия нового века. На момент нашего путешествия плотина работает, машинные залы в целости, но самих энергетических установок уже нет. Место очень красивое. Водосброс плотины впечатляет.
Утром еще раз прогулялись по окрестностям и поехали искать сухие водопады (55°8'43"N 58°42'32"E). Именно искать. Не знаю, как сейчас, но в наше посещение никаких указателей не было. Так что доехав примерно до координат, пошли искать по наитию, мимо каких-то частных владений (или фермы?). Нашли. Спуск к сухим водопадам, который мы нашли, очень крутой и опасный. Возможно, где-то есть другой подход, и к нему ведут указатели, но мы нашли то, что смогли. Опасность при спуске вполне окупается полученными эмоциями. Сухие водопады представляют собой практически идеальную лестницу с прямыми ступенями. Даже не верится, что природа способна сотворить такое. Много времени на осмотр непосредственно достопримечательности не требуется. Дольше до нее идти.
Последняя точка путешествия — Большие Айские притесы (55°9'7"N 58°41'41"E). Если все места до этого впечатляли, то тут просто дух захватывает! Вертикальная каменная стена, высотой порядка ста метров, дугой охватывает изгиб реки Ай. Место обязательно к посещению.
Наполнившись непередаваемыми эмоциями, отправились домой тем же маршрутом. Опять пришлось постоять в пробке на М5. Возможно, если бы выбрали дорогу подлинней (через Мясегутово), то времени потратили бы меньше.
P.S.1. если бы планировал эту поездку сейчас, то внес бы еще пару мест для посещения между Бали и Порогами:
В 2021 в поездке с проектом «Открытые экспедиции» посетили церковь (55°42'11"N 60°31'56"E) в Кыштыме. Поднимались на колокольню — виды просто великолепные. Можно ли подняться сейчас, не в курсе, но если такая возможность есть — очень рекомендую к посещению.
Так же под Кыштымом есть пещера Сугомак (ее посещали в другое время). Если ехать от Уральского Бали, то это буквально 20 километров. Пещера небольшая, вход облагорожен. На скале рядом с пещерой выбит профиль Ленина.
P.S.2. по пути к Айским притесам, если ехать через поселок Межевой, можно сделать остановку у водопада реки Каменка (55.154428° 58.806729°) и у старых известковых печей (55°9'22"N 58°49'47"E).
Ну и в Сатке можно найти красивые виды на набережной.
Екатеринбург — Азов гора — Водопад «Губы»
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Азов гора | 66 | 9:00 | 1:30 | 10:30 | 2:00 |
Азов гора | Водопад «каменные губы» | 21 | 12:30 | 0:35 | 13:05 | 1:00 |
Водопад каменные губы | Екатеринбург | 69 | 14:05 | 1:40 | 15:45 | |
Итого: | 156 км |
Это поездка через город Полевской. По пути можно посетить Северскую домну в Полевском (комплекс интересный, но, насколько знаю, не работает по выходным) и Родник «Синюшкин колодец» за Зюзельским (до звания «достопримечательность» не дотягивает, обычный облагороженный родник, но можно заехать только ради бажовского названия, да и воды набрать можно). Вольготный тайминг путешествия и небольшой пробег позволяют включить еще какие-нибудь точки для посещения. На всем протяжении поездки асфальт приличного качества.
Гора Азов представляет собой несколько интересно сложенных скальных останцев высотой до 30 метров. Она упоминается в сказах П.П. Бажова. У дороги есть указатели. Стоянка перед горой вдоль дороги. От парковки по натоптанной/наезженной лесной дороге легкая прогулка на пару километров. Подъем чувствуется, но трудностей не доставляет. Часть смотровых площадок оборудована перилами.
На одной из скал довольно искусно изображены герои сказов Бажова: хозяйка медной горы и Данила-мастер.
После прогулки по скалам отправляемся к водопаду (56.372368° 60.103316°). Водопад «Каменные губы», он же «Глубоченский водопад» — это не природный объект. Он искусственного происхождения и находится на отводном канале Глубоченского пруда. Высота водопада порядка 3 метров. Если лето жаркое, то возможно воды не будет совсем.
Екатеринбург — Черемшанский карьер
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Черемшанские карьеры | 117 | 9:00 | 2:15 | 11:15 | 2:00 |
Черемшанские карьеры | Екатеринбург | 117 | 13:15 | 2:15 | 15:30 | |
Итого: | 234 км |
Строго говоря, это не один, а несколько карьеров. Они находятся у поселка Черемшанка, не доезжая до Верхнего Уфалея. От Екатеринбурга дорога через Полевской. До границы с Челябинской областью асфальтовое покрытие, а после пересечения границы областей дорога становится просто щебнем. Скорость сразу падает, пыль стоит столбом, вылетающие из-под шин камни стучат по днищу. Если едет встречка, или кто-то обгоняет, так и ожидаешь, что сейчас прилетит камень в лобовое стекло. И такой дороги километров 30. Но цель все оправдывает!
Виды просто невероятные!
Как только свернули с основной дороги, навигатор, естественно!, нас потерял и непосредственно к карьеру ехали рандомно, выбирая путь в переплетениях дорог вокруг. Лучшие точки обзора нашли или нет, но даже то, что увидели, полностью компенсировало неудобства дороги.
По дороге обратно можно заехать в олений питомник «Бархатные рожки» (56°13'50"N 60°33'7"E). Много животных. Всех можно погладить или покормить с рук. Корм приобретается на месте.
Екатеринбург — Тальков камень
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Тальков Камень | 65 | 9:00 | 1:10 | 10:10 | 2:00 |
Тальков Камень | Екатеринбург | 65 | 12:10 | 1:10 | 13:20 | |
Итого: | 130 км |
В моем детстве это место так и называлось — Тальков камень. Сейчас это «природный парк Бажовские места». Наверное, самый расслабленный из описываемых маршрутов. На всем протяжении хороший асфальт. Парковка перед парком благоустроенная, как и дорожки. От парковки до озера (бывший тальковый карьер) менее трех километров по удобным тропкам, где-то мощеным, где-то деревянным. Приятная лесная прогулка. И наконец, само озеро — жемчужина (или изюминка) парка, окруженное лесом и высокими скалами. Однозначно рекомендую к посещению.
В парке проложены несколько пешеходных обустроенных маршрутов протяженностью от 2 до 10 километров. Вход в парк платный (рублей 200, кажется). Парковка тоже платная, но можно спокойно оставить машину вдоль дороги. Координаты парковки и входа в парк: 56.508413° 60.735154°
По пути можно заехать на старый Сысертский завод (56.493937° 60.809548°). От самого завода остались только корпуса не самой лучшей сохранности. Но в летний период тут работает культурный кластер «Лето на заводе», организуют интересные встречи, мероприятия. Можно просто прогуляться по плотине и берегу пруда. Красивое место. Кстати, если ехать зимой, то можно покататься на коньках по льду акватории Сысертского пруда, где делают несколькокилометровые ледяные трассы.
P.S. в нашей семье уже стало традицией — посещая Сысерть, после прогулки заходить перекусить в бургерную «Прожарка». Быстрое обслуживание, оригинальная подача. Обычно мы против такой еды, но почему-то сюда каждый раз возвращаемся. Рекомендую.
Екатеринбург — Таганай — Ледяной фонтан (зимняя поездка)
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия | время в пункте |
Екатеринбург | Таганай | 282 | 9:00 | 4:10 | 13:10 | 1:00 |
Таганай | Ледяной фонтан | 81 | 14:10 | 1:40 | 15:50 | 1:00 |
Ледяной фонтан | Екатеринбург | 348 | 16:50 | 5:30 | 22:20 | |
Итого: | 711 км |
Для Таганая, безусловно, нужно выбирать отдельный день или даже несколько. Пройти по тропам заповедника, подышать воздухом, восхититься видами. Наша поездка была лишь ознакомительной. От Екатеринбурга до самого входа на «малую тропу» (55.221185° 59.731798°) отличная асфальтированная дорога. На входе всех туристов регистрируют. Мы не торопясь прогулялись до первой смотровой площадки. Тайминг поездки не позволял уделить много времени заповеднику, но сюда точно стоит вернуться.
Нагуляв аппетит, поехали искать, где бы перекусить. На расстоянии примерно километра от парка увидели интересное место — ресторан «Облака». Несмотря на то, что ресторан готовился принимать свадьбу, для нас вынесли дополнительный столик и накормили быстро, вкусно. Рекомендую.
По пути к ледяному фонтану навигатор почему-то решил, что я поклонник тащиться по М-5 среди фур. Проигнорировал нормальную асфальтовую дорогу к месту назначения через Сибирку, и повел по М-5 до своротки на лесную дорогу, ну как дорогу, колею в снегу среди леса. Было реально страшновато. Если бы встретилась встречка, то просто не разъехаться. Да и без встречки, если чуть съехать с утрамбованной колеи, то можно в лесу до весны остаться.
Ледяной фонтан (54.84191° 58.929777°) лучше посещать в конце зимы, когда высота будет самой большой. Это непременно стоит увидеть! Колонна голубого льда с причудливым наростами, образованными водой и морозом.
Насладившись видами, отправились кормить лосей в «дом лося Сохатка» (54.815362° 59.002195°). Лоси спокойно гуляют по территории, их можно покормить. Очень милые животные. Да и от фонтана менее десяти километров.