Архыз. Поход к Софийским озерам. Июнь 2022

Архыз. Поход к Софийским озерам. Июнь 2022

28.11.2023 | 5081 просмотр

Данный отчет по поездке в Архыз, состоявшейся в конце мая - начале июня 2022 года.

Поездка состояла из двух частей: автомобильной и горно-пешеходной, собственно, основной. Хотя и формат сайта автомобильный, думаю, многим будет интересен и пешеходный по большей части отчет, дабы разбавить тематику сайта. Отчет начал писать еще зимой, но потом забыл про него. А недавно вышедшая тут статья сподвигла к завершению этого рассказа.

Опыт поездок в направлении Кавказских гор уже имелся, тем более, от нашего региона они не сильно далеко, но до написания отчета как-то не доходило. До этого были поездки в КавМинВоды, несколько поездок в Адыгею, так что представление о дорогах и прочих деталях поездки уже имелось, благо дороги в Ставрополье и Краснодарском крае в основном хорошего качества и Карачаево-Черкессия исключением не оказалась.

Автомобиль Lada Kalina выпуска 2011 года, пробег перевалил за сотню, из них моего больше 20 тыс. км. Поэтому перед поездкой был небольшой ремонт ходовой (замена ШРУСа и опорных подшипников), замена масла, замена ремня генератора, старый был в неплохом состоянии, но, видимо, прилетел камешек и в одном месте был небольшой скол.

Стоит отметить, что ремень без натяжителя, с завода стоит ремень Micro-V 6P823SF, я так понял, он, скорее всего, тянущийся, т.к. на замену были приобретены БРТ 6PK823 и позже Dayco 6P823 и ни один не встает туда, хоть ты лопни. Хотя с помощью какого-то съемника, может, и можно его впихнуть, но есть сильное подозрение, что с таким натягом он разобьет подшипник генератора. В итоге был найден ремень 6PK 828 SX, который встал без особых проблем и с нужным натягом. И самое интересное, ни в одной инструкции, статье или видео нет этой информации, у всех все без проблем влезает, верится в это с трудом. Хотя и нормально встает родной Micro-V/Gates 6P823SF (тянущийся) и его то и нужно ставить, но это было выяснено много позже.

Итак, автомобиль был немного подготовлен, хотя расстояние не сильно большое, от Астрахани туда и обратно вышло около 1600-1800 км. Выезд был намечен на вечер среды: 2 дня дорога и 2,5-3 дня похода, время немного поджимало, и сам поход все же был сокращен немного.

Дорога от Астрахани до Элисты не представляет особого интереса, единственное часто встречаются камеры, и есть отремонтированные участки с временной разметкой и знаками, на которых частенько дежурят местные сотрудники ДПС. По плану было доехать до Элисты, а там на сколько хватит сил, т.к. на следующий день было запланировано начало похода, время поджимало все же, и всю ночь рулить не было никакого желания.

В итоге доехали до г. Ипатово, где встали на небольшой ночлег. Рано утром не торопясь продолжили путь далее в сторону Ставрополя. На подъезде к Ставрополю обычно в дневное время резко увеличивается трафик, но т.к. проезжали Ставрополь рано утром, объездную проскочили без проблем, дорога была не сильно загружена. Далее в сторону Невиномысска, а потом в сторону Черкесска. Недалеко от Ставрополя, если ехать в направлении Невиномысска, есть н.п. Извещательный, там стоит пост ДПС, а за ним находится неплохая столовая, где пекут неплохие и недорогие пирожки, и вообще можно вкусно и недорого поесть. Название, к сожалению, не помню, но там она одна вроде. К сожалению, работает с 8 утра, поэтому в этот раз туда не попали.


Где-то в Ставропольском крае

В итоге позавтракали в нп Кочубеевское, ближе к выезду из нп, столовая «Ивановская Кухня», тоже вполне съедобно и недорого.

В сторону Черкесска идет неплохая трасса, но по пути туда навигатор повел не через Черкесск, а через Адыге-Хабль, это не доезжая Черкесска направо и далее региональная дорога через Карачаевские села. Местами уже появляются небольшие серпантины вокруг холмов и красивые пейзажи предгорья. Однако качество трассы не везде удовлетворительное, местами ремонт, а ближе к развилке на ст. Зеленчукская качество дороги резко ухудшается. Но уже на горизонте появляются горы и пейзажи вокруг несомненно радуют глаз. По левую сторону видны несколько больших вершин, явно выше средних высот этих мест. Предположение, что это был виден Эльбрус, до него от развилки, если по прямой, по карте около 80 км, кто знает, поправьте, Эльбрус ли это. Далее в ст. Зеленчукской закупили недостающую провизию и напитки в поход, т.к. выезжали поздно и с собой почти ничего не было.


На подъезде к развилке на Зеленчукскую. Где-то отсюда левее был виден Эльбрус.

От Зеленчукской уже выходим на финишную прямую, дорога далее хорошего качества, начинаются подъемы, серпантины и горные пейзажи вокруг. Товарищ, поймав восторг от увиденных пейзажей, за время пути этого живописного отрезка пути почти опустошил свой скромный запас «прохладительных» напитков, купленных в Зеленчукской. Благо все у него было слабоалкогольное, по приезду горный воздух положительно на него повоздействовал, и он пришел в норму))

Ну и по дороге будьте внимательны, могут встречаться большие стада баранов и манера езды местных — запросто вылетают на встречку и пофигу на расстояние, поэтому нужно быть внимательным. От ст. Зеленчукская до поселка Архыз где-то 50 км, проезжаются без особого труда, несмотря на горный характер местности.

При подготовке к поездке были изучены отчеты в сети, но все они были какие-то краткие, и оставалось некоторое непонимание маршрута, поэтому постараюсь описывать чуть подробнее.


Поляна Таулу.

Начало похода было запланировано с поляны Таулу, авто решено было оставить здесь же. Съезд на поляну находится чуть дальше поселка Архыз, от него до поляны идет грунтовая дорога, проезжаемая для любого авто. Место под названием поляна Таулу активно застраивается различного рода увеселительными заведениями и базами отдыха, здесь же стоят местные джипперы на УАЗах и прочих вездеходах, чтобы прокатить туристов по местным красотам, стоимость поездки мы не уточняли, т.к. было не сильно нужно. Так понимаю, сама поляна, где когда-то располагалась туристическая стоянка, расположена чуть дальше, через деревянный мост через реку Псыш, а далее чуть левее, где, собственно, и сейчас стоят дикие туристы. Хорошо, чтобы это место осталось в таком виде, а не было застроено различными «глэмпингами». Мы же ночевали в палатке все дни и об этом нисколько не пожалели.


Информационный щит в начале тропы.


Начало тропы (грунтовой дороги).

Авто оставили на поляне, откуда, собравшись, выдвинулись по грунтовой дороге вдоль реки София на подъем к подножию горы София, к ледниковой ферме. Цель была подняться к Софийским озерам, налегке либо с рюкзаками. У одного из наших товарищей опыта походов с рюкзаком не было совсем, поэтому восхождение к озерам с рюкзаками было решено отменить.


Впервые в походе.

Ну и, как показало дальнейшее, в это время года подъем с рюкзаками к озерам вообще тяжеловат для несильно подготовленных туристов, как мы, имея за плечами опыт походов по Адыгее, Крыму, в основном весеннее-летних. А в плане радиального выхода налегке осуществим, но с долей осторожности.


Вдали чуть левее от центра гора София (3637 м).


Вид с тропы в сторону поляны Таулу.

Тропа до Ледниковой фермы не представляет особой сложности, вокруг живописные виды и вдали постоянно видна гора София и ближе к ней перевал Софиийское седло, который был еще в снегу, как и все вершины по правую сторону тропы, по левую сторону расположен хребет Гамеш-Чат. Также в это время большой воды встречаются небольшие броды.


Броды на тропе.


Повсеместно встречающееся здесь растение.


Чабанская избушка или кош, как там правильно.


На подходе к месту стоянки. Нередко видны сходы снега с гор, переходящие в ручьи.

На стоянку было решено встать у ручья Ак-Айры, не доходя до ледниковой фермы. Попытки перейти вброд здесь реку не удались, поэтому пришлось обходить через ферму и возвращаться потом обратно к заброшенному строению немного выше. Рядом находился родник с вкусной горной водой. Высота места стоянки составила 1940 м. Чуть выше метров на 100-150 есть еще неплохое место для стоянки под названием Спартаковские ночевки, но там уже начинаются альпийские луга и мало деревьев.


На ночлег встали за деревянными строениями за рекой.


Вид с места стоянки.

На ферме были встречены туристы парень с девушкой, живущие рядом с фермой в палатке, парень сказал, что они пытались подняться на озера, но подъем на перевал Иркиз весь в снегу/льду и им это не удалось.


На подходе к Ледниковой ферме.
Слева перевал Софийское седло, по центру Софийские водопады (если присмотреться).

В конце пути с учетом предыдущей дороги чувствовалась определенная усталость. Товарищ, который без опыта походов, решил на следующий день остаться здесь, вкушать горный воздух и отдыхать, а мы вдвоем подниматься до озер налегке и спускаться потом обратно.


Привал.


Гора Кисловодск (2973 м).

На следующее утро, подкрепившись и взяв с собой провизии на выход, отправились на подъем. Поначалу тропа не сильно сложна, виды вокруг весьма радуют глаз. Тропа идет вдоль ручья Ак-Айры, по левую сторону находится гора Кисловодск, а где за ней София.


Информационные таблички на тропе.


Тропа вдоль ручья Ак-Айры.


Водопады Ак-Айры. Правее начало перевала, подходящего к г. Надежда (могу ошибаться).

Также на тропе присутствуют таблички с описанием растительного и животного мира этих мест. Далее становятся видны живописные водопады Ак-Айры, вдали видна г. Надежда (могу ошибаться) и перевал перед ней. Кстати, прошлой ночью на нем были видны светляки от фонариков, видимо, кто-то вставал там на ночлег.


Подъем по руслу пересохшего ручья к тропе на перевал Иркиз.

Далее тропа уходит чуть правее на перевал Иркиз, и здесь чуть сбились с тропы и пошли вдоль какого-то полувысохшего ручья, где под конец пришлось карабкаться наверх чуть ли не по вертикальной стенке, без каких-либо выступов и прочего, цепляясь за ветки деревьев, ну благо, все же благополучно вышли к тропе, которая в это время вся была в снегу, и было не понятно, что под ним.


Конец подъема. Заросли рододендрона.


Вид на долину ручья Ак-Айры. Ручей снизу.


Тропа к перевалу Иркиз. Справа г. София.

Пришлось идти по траверсу из сыпухи/курумника (тропа находилась чуть ниже), который с подъемом тоже был в подмерзшем скользком снегу, тут, конечно, уже пригодились бы кошки, но кто знал.


Тропа к перевалу.


Форсирование снеговых преград.

Были небольшие сухие промежутки и снег между ними, их преодоление было наиболее сложным по мне, т.к. был немалый шанс съехать вниз. Это был наиболее сложный участок подъема.


На подступах к перевалу.


Перевал близко!

Ближе к вершине перевала подъем становится ближе к вертикальному, но тут уже кто-то был и в снегу были набиты следы-ступеньки. Подъем тут еще куда ни шло, но как здесь спускаться, не представляю.


Перевал Иркиз (2880 м). Вид на г. София.


Перевал Иркиз. Вид в сторону г. Мингикель-Баши (3243 м).
Внизу еще замерзшее большое Софийское озеро.


Вид в сторону вершин г. Архызских Спасателей (3231 м), г. Кель (3150 м).

С вершины перевала открываются отличнейшие виды на расположенные вокруг вершины гор София и Надежда, Мингикель Баши и Архызских Спасателей с другой стороны. Вокруг все ожидаемо было в снегу, озера так же были затянуты льдом и снегом, причем большое озеро по краям начало немного вскрываться от льда, а малое особо-то и не было видно из-под снега. Немного отдохнув и поснимав пейзажи вокруг, решели идти на спуск. Спускаться было решено другой тропой, вдоль озера Айматлы_Джагалы, и разнообразнее, и идти на спуск обратной тропой было как-то опасно.


Спуск к озерам.

По снегу к озеру можно скатиться как на санках, подстраховываясь палкой. Такой прием мною был проделан еще несколько раз в некоторых местах, но это опасно и нужно быть внимательным.


Большое Софийское озеро. Малое озеро немного вдали правее под снегом, если приглядеться.


Второе малое Софийское озеро, расположенное чуть ниже.


Спуск от малого озера к озеру Айматлы-Джагалы.


Вид на озеро Айматлы-Джагалы. На заднем фоне хребет Чагет-Чат (вроде как видна высшая точка хребта 2963 м).


Озеро Айматлы-Джагалы.

Озеро Айматлы_Джагалы уже было наполовину оттаявшее, снега тут уже было меньше, но до него весь спуск и горы вокруг были в снегу, при дальнейшем спуске снега было уже меньше, спуск идет вдоль ручья Кашха-Эчкичат и неких соседних ручьев.

Местами спуск довольно крут, есть несколько водопадов, ну и, если идти на подъем по этой тропе, будет, конечно же, весело.


Начало спуска от озера в Софийскую долину.


Дальнейший спуск. Снега все меньше.


Продолжение спуска. Вдали водопад ручья Кашха-Эчкичат.


Безымянный ручей. С понижением высоты становится все больше деревьев.

В конце эта тропа выходит к месту стоянок. Стоявшие на нем ребята поинтересовались, много ли снега вверху и во льду ли озера, и есть ли смысл идти туда с детьми. Послушав наши рассказы, мужик с этой группы решил идти в одного до озера Айматлы-Джагалы оценить обстановку, т.к. дальнейший подъем под углом более 45 гр. по снегу без кошек и еще какого-либо спецснаряжения проблематичен, по нашему мнению, а там пускай смотрит сам. Но судя по следам, до нас там было один-два человека.


Река София в это время года.

Чтобы выйти к реке, нужно перейти вброд ручей, который в это время полноводный, потом через р. София уже вроде было перекинуто бревно. Дальше путь лежал по уже знакомой тропе через ферму к месту стоянки. Кстати, на ферме продают вкусные хычины, будете там — попробуйте!

В общем, общий трек подъема и спуска составил 12 км с перепадом высот около 900-1000 м, по времени занял около 6 часов и составил только положительные впечатления. Хотя думали, что снега будет меньше и будет проще, но в это время года только так имеет свой смысл.

Товарищ, оставшийся в лагере, не сильно об этом пожалел, в полной мере отдохнул и посвежел от вчерашнего перехода. Но куда-либо идти наверх все же отказывался и был с нами только мысленно.


Вид на водопады Ак-Айры в ясную погоду.


Вид с тропы к водопадам на перевал Соловьева. Слева, если не ошибаюсь, г. Надежда.


Вид на г. Кисловодск с долины ручья Ак-Айры.

На следующий день было решено еще раз подняться до водопадов Ак-Айры, собирать лагерь и выдвигаться в обратный путь. Обратная дорога не составила особого труда, только показалось как-то долго. Автомобильная дорога в это время пересекает несколько бродов, и какой-то отчаянный товарищ двигался к ферме на Ладе Гранте, видимо, при знании бродов доехать на подобном авто возможно.


Обратный путь.

На поляне были около 16:00, решено было отдохнуть, немного отметить поход и на следующий день выдвигаться в обратную дорогу. На поляне также продают много хычинов, но хычины у бабушки на Ледниковой ферме все же вкуснее и как-то побольше даже).


Поляна Таулу. Сборы в обратную дорогу.

Путь назад до Астрахани составили около десяти часов, но обратно навигатор повел через Черкесск, дорога здесь менее живописна, чуть длиннее, но лучшего качества. Авто в пути не подвел, только при выезде из Зеленчукской заскрипел передний суппорт, вышло что под колодку попал камушек, который вылетел при прокрутке колеса.

Поход оставил только положительные впечатления, но идти с ночевкой с подъемом к Софиийским озерам все же рановато из-за наличия немалого количества снега. Но плюс этого временного периода в том, что в горах мало людей, нами по пути следования было встречено пеших туристов человека 4-5 от силы. Неплохой вариант ставить лагерь у Ледниковой фермы, как это сделали парень с девушкой, и совершать однодневные походы по окрестностям.


Дром

Комментарии

     
Новосибирск
Сообщений: 108
Дром потихоньку, начинает приучать к пешим походам).
42
1
Ответить
7092763
Пермь
Молодцы, трава, которая растёт повсеместно, по виду очень похожа на чемерицу.
2
 
Ответить
19090554
Астрахань
7092763
Молодцы, трава, которая растёт повсеместно, по виду очень похожа на чемерицу.
Возможно, я не большой знаток в ботанике))почему то думал,что это конский щавель,но он по другому выглядит,как оказалось.
5
 
Ответить
красиво
хорошо катнулся

ремень надо брать с маркировкой стрейч
они тянутся

домкратишь правое переднее, пятая передача, и заправляешь ремень

можно открутить верхний болт гены и подвинуть его чуть на блок

иногда помогает
5
 
Ответить
19090554
Астрахань
m m
красиво
хорошо катнулся

ремень надо брать с маркировкой стрейч
они тянутся

домкратишь правое переднее, пятая передача, и заправляешь ремень

можно открутить верхний болт гены и подвинуть его чуть на блок

иногда помогает
Да,в итоге такой и взял, плюс кронштейн поставил,чтоб натяг регулировать..авто - сделай сам))
4
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром