Кавказ. Приключения зимой на УАЗе

Кавказ. Приключения зимой на УАЗе

03.02.2025 | 4536 просмотров

Привет, друзья!

Страшно ли ехать зимой в горы вдвоем с женой да ещё и на УАЗе? Если честно, то да, страшновато!


Застревание с видом на Эльбрус, в месте, где никто не ездит и нет связи.

Воображение сразу же подкидывает массу всевозможных ситуаций! Например, заехали в удалённое ущелье, где нет связи, ночью ударил мороз, машина не заводится, идти пешком до ближайшего жилья километров 20, а ты вчера видел огромные следы медведицы и маленькие — медвежонка… Или, например, ты едешь по серпантину в ущелье, уклон дороги в сторону обрыва, и именно тут из-за ручья наморожен ледяной каток, заскользит машина по льду в пропасть или нет? Примерно такие мысли одолевают меня вечерами перед поездкой. А тут еще посмотрел отличное часовое видео Михаила Арсеньевича Кречмара про медведей... И что делать? Никуда не ехать? Тоже не вариант! Опасности — они повсюду… Поэтому пытаемся заранее продумать все возможные ситуации, готовимся к ним, насколько это в наших силах, и выезжаем! Да, с точки зрения безопасности, лучше ехать в две машины, но Новый год и новогодние каникулы большинство друзей проводит с семьями и родственниками, и найти желающих сорваться от рутинной жизни в такое приключение на 3 недели (две там и плюс неделя на дорогу туда/обратно) у меня не получилось. Хотя в поездке вдвоем с женой есть свои плюсы — не надо ничего ни с кем согласовывать, а между собой за 20 лет уже все вопросы решили и понимаем друг друга с полуслова.

Я очень люблю Кавказ, и не смогу даже сказать точно, сколько раз мы наслаждались его красотами. Ведь путешествовали мы как с Грузинской стороны Кавказского хребта, от Сванетии до Тушетии, так и по Дагестану, Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северной Осетии — Алании, Чеченской Республике и Ставропольскому краю. Конечно же, все поездки были летом, но, съездив на Кавказ в прошлом январе, я понял, что зимой он так же интересен, как и летом, а возможно и интереснее! Ведь зимой туристов кратно меньше! Я, конечно же, не говорю о тех, кто приехал кататься на лыжах. Я говорю об автотуристах =) Сразу замечу, что я никого не агитирую и не призываю ехать зимой в горы на машине, этот вид отдыха явно подходит не для всех. Да и сам, вернувшись из такой поездки, несколько дней потом приходишь в себя и наслаждаешься благами цивилизации — теплым туалетом, горячим душем и прочими прелестями городской квартиры =)

Когда я увидел, что последний рабочий день — 28 декабря, в голову пришла мысль — надо встречать Новый год где-то в горах на Кавказе. Вечером, после работы, мы с женой выехали из Питера и взяли курс на Карачаевск.

Даже не знаю, с чем это связано, но в этот раз почему-то всю дорогу до Кавказа и обратно я ехал со скоростью (по гпс) 90 километров в час на круиз контроле.

И самое интересное, что в такой размеренной езде есть свои преимущества.

Намного меньше психологического напряжения, если сравнивать с ездой на более быстрой скорости, например, 110 или 120 километров в час.

Обгоны или опережения случаются гораздо реже, потому что большинство грузовиков идут на ограничителе скорости, который у них 89 километров в час.

И ты неспешно катишь, есть время подумать о жизни, посмотреть немножко по сторонам, хотя, конечно же, следя за ситуацией на дороге. Дорога в таком режиме заняла 2,5 дня (от Питера, выезд 28-го в 18:00 до Карачаевска, приезд 30-го в 21:00).

Отдельно хочется сказать о платных дорогах. Да, они экономят нам время, они более безопасны, потому что на них нет населённых пунктов, нет светофоров, нет перекрёстков. Но, в то же время, пользуясь платной дорогой, мы проезжаем очень много всего интересного.

И, забегая немного вперёд, расскажу о ситуации, которая произошла, когда мы уже возвращались обратно из нашего путешествия.

От Ростова-на-Дону до Москвы мы ехали по платной М4, МКАД проехали уже вечером в районе 23 часов и встали на ночёвку в лесочке где-то вот тут 56.007110, 37.249996.

Утром я подумал, а что если ехать до Питера по бесплатной трассе Е105? Всё равно я еду со скоростью 90 км/ч и, может быть, время не сильно увеличится, если я поеду по бесплатной трассе?

И вот, проезжая город Тверь, в точке 56.784256, 36.035869 я вдруг вижу справа огромную гору то ли песка, то ли земли с интереснейшим рельефом, как позже я узнал, она называется девятиэтажка. Видимо, подразумевается, что в высоту она 9 этажей, хотя, наверное, пока чуть поменьше. А на горе стоит какой-то интересный полноприводный грузовик, мне показалось, что это Татра, но позже я разглядел, что это оранжевая Шишига на арочных шинах. =)

Конечно же, я не мог проехать такое интересное место и свернул направо. Первая мысль была просто сразу включить пониженную и попробовать забраться на эту гору. Тем более, было видно, что на ней явно что-то проводится, какие-то соревнования, возможно триал, или мотокросс, или что-то в этом роде.

Но, увидев, что заезды огорожены ленточками и чуть дальше виднеются какие-то постройки, контейнеры, и интересные автомобили, я понял, что мне надо просто пойти и познакомиться с ребятами, которые организовали всё это тут.

Из ближайшего контейнера слышался звук отрезной машинки и летели искры, туда я и направился. Выждав, когда человек остановил работу, я задал ему свой вопрос.

Вернее, просто объяснил вкратце, что мы с супругой возвращаемся с Кавказа в Петербург, проезжали мимо, увидели интересный грузовик на горе, и что я хочу с ними познакомиться, и вообще мне очень интересно, что у них тут в Твери происходит.

Механик богатырского роста внимательно меня выслушал и сказал, что познакомит меня сейчас прямо с владельцем этого парка.

Мы прошли чуть дальше и встретили Евгения Павлова, известного тверского автогонщика, неоднократного победителя ралли рейдов и просто очень увлечённого человека.

Я ему обрисовал ситуацию, и он выделил из своего графика полчаса, чтобы показать мне весь парк, и по всему было видно, что он горит этой своей идеей. И, надо признать, это совершенно уникальный объект, потому что там есть буквально всё, что только можно придумать! Эндуро трасса, пруд для дрифта, детская площадка, тир, грязевая петля, полоса препятствий, хоккейный пруд, детская квадротрасса, трасса для тест драйва внедорожников, цирковой разворот, песчаный бархан, озеро, баня, холм для ватрушек, микро квадроциклы, обучение работе на экскаваторе, место, где можно походить на SUP-е, велотрасса, лыжня, душ, кафе, кемпинг и много-много другого еще запланировано сделать в будущем! А ещё рыбалка, учебный центр и школа контраварийного вождения.


На входе посетителей встречает такой Порше.

Евгений сразу предложил совместить, так сказать, приятное с полезным. Выяснилось, что в грузовике, который стоит наверху, на горе — сели аккумуляторы, и их нужно спустить вниз, на зарядку. Я включил хабы, первую пониженную, Евгений сел в наш УАЗик, и мы поехали на гору к грузовику. Дорога там крутая, в лобовое стекло видишь только капот и небо. Доехав до вершины, сняли с грузовика аккумуляторы, закинули их в УАЗ и спустились вниз, уже по другому маршруту. Закинув их на зарядку в контейнер механику-великану, поехали дальше на УАЗике непосредственно по самому парку. Евгений все показывал и рассказывал, и было видно, что он знает каждую травинку на территории, каждую ёлочку и сосенку. В одном из поворотов он говорит: «Так, тут возьми левее, там сосенка будет». И я смотрю, действительно, сосенка там стоит, махонькая, 30 сантиметров. В целом, он с очень большим воодушевлением относится к своему детищу.

И было совершенно очевидно, что Евгений этим парком занимается не ради получения прибыли, а делает это потому, что хочет сделать интересное место притяжения для людей. И он горит этой идеей. После такой насыщенной экскурсии мы тепло попрощались и взяли курс на Санкт-Петербург.


Гоночный болид Евгения.


Оффроад на грузовиках — особый шик!

Думаю, эта история отлично демонстрирует то, чего мы лишаем себя, когда едем по платной дороге. У нас просто в принципе не может произойти ничего похожего на платной дороге, когда ты мчишь на круизе, у тебя со всех сторон отбойники, освещение, и ты не проезжаешь никаких населённых пунктов и не можешь увидеть какую-то такую интересную локацию, зайти и просто познакомиться с какими-то интересными людьми.

Но вернёмся к нашему путешествию! 28 декабря, на одометре 113891 км, в 18:00 мы выезжаем из Питера, ночуем на какой-то автостоянке на М11 не доезжая до Москвы километров триста. 29 декабря целиком прошло в дороге. Встали в 06:00 утра и поехали. Точнее, водитель встал и поехал, а штурман продолжал спать. Трафик на М4 большой, видимо, все куда-то едут на Новогодние каникулы. На некоторых заправках по 7-8 машин в очереди, и не жаль людям времени? Сначала они несутся 130, а потом тратят время в очередях на заправках. Ведь всегда есть не брендовая АЗС, на которой никаких очередей. Ночевали где-то не доезжая Воронежа, съехав с дороги километр в сторону, у пруда. Вечером 30 декабря мы были у Карачаевска и встали на ночёвку у Шоанинского храма, пробег 115248 км. Сам храм находится у села имени Коста Хетагурова.


Шоанинский храм.


Буханки, которые везут туристов к храму, хотя там всего 1,6 км пешком с подъемом 150 метров.

И начинать поездку по Кавказу отсюда уже вошло у нас в традицию. От храма уходит дорога дальше в горы, там можно встать на ночевку, а утром, поднявшись к храму, насладиться панорамой села и окружающих его гор.

Утром 31-го стали думать, где встречать Новый год? У нас было два варианта на рассмотрении — озеро Хурла-Кёль или плато Бермамыт. Выбор пал на Хурла-Кёль, тем более, что на прошлых новогодних мы к нему не попали, тогда один из участков дороги был покрыт чистым льдом, и я не рискнул по нему подниматься. План был такой: если снег пустит до Хурла-Кёля, то первого января 2025 года оттуда пробовать проехать на Бермамыт, через заброшенный Бечасынский сырзавод.

Заправили все топливные ёмкости под пробку, бензин, солярку для печки, съездили на мойку и заехали купить пирогов с собой, после чего поехали на Хурла-Кёль!


Лучшие пироги в Карачаевске! И не только пироги…
Имеет смысл звонить заранее и заказывать нужное к своему приезду.


По пути на Хурла-Кёль.


У Царских ворот.

Хотя была масса сомнений, проедем или нет? Нам повезло, кто-то из местных джиперов туда ездил незадолго до нас и колея в снегу была пробита до самой высокой точки подъёма. По пути встретили трех всадников, один из них очень рекомендовал дальше подниматься только на цепях. Но мне было лень возиться с одеванием цепей на колеса, и я потихоньку поехал так. Чуть позже, когда дорога пошла круче вверх, у нас возникли сложности, но давление 0,5 кг/см в шинах и все блокировки сделали своё дело! Причём по старой памяти я поехал по сложной дороге, где крупные валуны и где однажды ребята Шниву перевернули. УАЗик не подвёл... Первая пониженная, подходящее давление в шинах — всё остальное он сделает сам, надо только задать рулём направление. По количеству снега — нам повезло, снега было немного, порядка 30-40 сантиметров, поэтому сложности были буквально в самом конце, перед выездом на плато, там уже и снега было больше, и консистенция у него была как у сахарного песка, последние метров 400 пришлось призвать все свои навыки, скинуть давление в 0,3 кг/см, опять включить блокировки, и вот мы на самой верхней точке подъема…

До озера остается 600 метров, но туда дорога не пробита, перед нами целина… Темнеет, 31 января.

До озера оставалось 600 метров по целине, мы решили не заниматься оффроадом ради оффроада. И встали на ночевку тут.


Вещей в зимней поездке внутри много, на ночь лишнее перекладывается на переднее правое сиденье.

Встаем на ночевку, отмечаем Новый год! Одни на Хурла-Кёле! Всё, как и хотелось. Единственное, чего не хватало, это падающего с неба снега. =) Тут надо отметить, что наш график в этой поездке сам собой подстроился под световой день. То есть ложились спать мы в 9 вечера, а вставали в 6 утра. =) И новогодняя ночь не стала исключением, давил легкий морозец, в 21 час мы заснули =) В 23:58 я проснулся, мысленно всех поздравил и заснул обратно. Новый год всё ближе! За окном полнейшая темнота, но небо абсолютно чистое, и звёзды мерцают в морозном воздухе. Мы спим в тёплом УАЗике, автономный отопитель мерно урчит и гонит поток горячего воздуха в салон. Гирлянда перемигивается разноцветными огоньками. С Новым Годом! Пусть 2025 принесёт нам всем побольше радостных эмоций! И, конечно же, путешествий в самые интересные места!

1 января, позавтракав, решаем не тратить силы и время пытаясь пробиться 600 метров по целине до замерзшего озера, а попробовать проехать от Царских Ворот к Бечасынскому сырзаводу и далее к малому Бермамыту вдоль ЛЭПки. Спускаясь от Хурлакёля, неправильно выбрав траекторию эпично застреваю в лютейшей диагонали, лифта у меня нет, и колеса просто зажимает в колесных арках.


Полное вывешивание по диагонали.


Редкий случай, поэтому не хочу ничего дорабатывать в подвеске. Хотя можно было бы несколько ограничить ход сжатия, переносом отбойника.

Думаю разматывать лебедку, но потом решаю просто аккуратно заблокироваться и попробовать потихоньку, авось, не оторвет подкрылки. И этот авось срабатывает, выезжаю. От царских ворот начинается достаточно интересный подъём вверх, что-то вроде простого серпантина местами.


Подъем от Царских ворот в сторону сырзавода.

Хотя там, где на подъемах лёд, не так уж всё и просто. В какой-то момент неудачно выбранная траектория привела к тому, что УАЗик заскользил вниз, как кусок сливочного масла на сковородке, и, проскользив метров 15, нас развернуло поперек дороги. Хорошо, что место это было достаточно безопасное, брустверы по краям и деревья повсюду… То есть улететь куда-то мы не могли, максимум положить машину на бок или помять о деревья.


Телефон выставлен по уровню, вот такой уклон привел к потере управления.

Дальше уже разведал подъём пешком и ехал по другой траектории, включив блокировки. Повторный заезд прошёл совершенно непринужденно. Кстати говоря, о принудительных блокировках! В горной местности они весьма полезны вот в каком плане: уклон может быть небольшой, и даже ровный, без диагоналей, но части дороги, покрытые льдом, сразу же приводят к пробуксовке, потере управляемости и срыву в скольжение. А заблокировав межколесные блокировки принудительно, появляется возможность ехать от одной проплешины грунта к другой, от вмерзшего камня к следующему камню, либо цепляя заснеженную обочину одной стороной, а второй идя по чистому льду. Короче говоря, для горных дорог — помощь от блокировок просто неоценима.

Спустя какое-то время мы завершили подъем и вышли из-под прикрытия леса на открытую местность без деревьев. А там дорога была прочищена трактором, видимо, местный фермер, чистит проезд к своим кошарам, для подвоза сена для скота. Удалось доехать по прочищенной трактором дороге до точки +43.580723, +42.297895 и всё. Дальше снежные перемёты примерно по пояс, и снег самый сложный, в виде сахарного песка.


По дороге к Бечасынскому сырзаводу.


По дороге к Бечасынскому сырзаводу.

Пришлось развернуться, не доехав до сырзавода около 13 километров, и возвращаться обратно, по своим следам, как и заезжали. На обратном пути встретили двух мужчин на потрепанном классическом УАЗике, они спросили, не видели ли мы корову? Я ещё подумал тогда, интересно, 1 января, большинство приходят в себя после встречи Нового года, а кто-то вот в горах ищет потерявшуюся бурёнку.

2 января прошло в путешествии по ущелью вдоль реки Аксаут. Накатали за день 67 километров, вроде немного, но устали сильно, горные дороги сильно утомляют, даже на давлении воздуха около 1 кг/см в шинах... Нам опять повезло — с 31 января в этом ущелье ездил Ниссан Патруль с мотором БМВ М57 и на 38-х Трепадорах — он-то и пробил все дорожки для нас. =) Снег сложный, в крутые подъёмы УАЗ едет только на давлении 0,5 кг/см и первой пониженной передаче. А у Ниссана мощный дизель на 400 лошадиных сил от БМВ, и он может ехать даже на третьей пониженной передаче по снежной целине.

Пообщались с семейной парой из Патруля — оказалось, они приехали встречать сюда новый год подальше от суеты больших городов. Учитывая, что и связи тут нет, то отдых и перезагрузка от обычной жизни — полнейший. А еще встретили туристов на буханке, и они подсказали нам, где есть водопад. Сами мы бы его не нашли, пришлось пробираться по их следам в гущу леса, через бурелом. Водопады мы любим, и водопад на реке Ходюк нам очень понравился.

А владелец Патруля рассказал интереснейшую и весьма поучительную историю, как они попали в снежный плен несколько лет назад, как раз поехав по маршруту от Царских ворот к сырзаводу. Ехали они на двух машинах, а рельеф там такой, что постепенно понижается, и вот в какой-то момент начинается сильный ветер, который перемещает снег по земной поверхности в больших количествах, заметая им обратную дорогу. И в конце концов получается такая ситуация — вперед уже не пробиться, глубина по пояс и выше, но и назад уже не вернуться, потому что назад дорога в подъем и перемёты увеличиваются на глазах. А солярка уже на исходе, автономных печек у них тогда еще не было в машинах. И ситуация ухудшается с каждой минутой. Но, на их счастье, каким-то чудом удалось одному из них, с вершины холма, отправить смску жене с координатами и кратким описанием, что нужна помощь. Жена в МЧС, те отправили два полноприводных КАМАЗа с цепями на колесах… КАМАЗы прошли метров 500 и всё. Хорошо, что у МЧС был запасной план со снегоходами, которыми и вывезли людей из снегов. А Патрули остались стоять, их доставали спустя две или три недели, собрав больше двадцати человек с лопатами, которые и прокопали проходы в ширину машины через несколько самых непроходимых перемётов.

3 января. Жизнь наша полностью перестроилась под световой день. Ложимся спать в 8-9 вечера, просыпаемся в 6 утра, пока завтракаем — уже 7 и начинает светать. Ночью морозно, утром на термометре -12. Сегодня день неспешного созерцания красот природы, ездим по ущелью, снимаем виды, суем гоупро в реку и всё в таком духе =)


Аксаутское ущелье.


Аксаутское ущелье.


Водопад на реке Ходюк.

А после обеда собираемся на выход из ущелья, по пути заезжаем на базу отдыха и, договорившись с владельцем,  моемся в душе в экстремальных условиях, вода градусов 30, но температура воздуха в помещении около 0, и это очень некомфортно. И просто чудо, что мы не заболели в начале отпуска, хотя мозг уже рисовал страшную картину воспаления легких или чего-то в таком роде. Справедливости ради — виноваты сами, владелец базы предлагал подождать пока нагреется бойлер и предлагал поставить обогреватель в помещение, но было очень жаль тратить на это время, ведь световой день зимой короткий, с 8 утра и до 17, и каждый светлый час суток на счету. После душа движемся обратно в Карачаевск, пополнить запасы, переночевать. На завтра план проехать в ущелье реки Даут, если пропустят егеря. А если не получится, поедем в ущелье Узункол.

4 января.

На часах 12:05, а мы уже столько всего успели сделать! Подъём в 5:50, завтрак, потом на АЗС, оказалось, что, если цедить, то влезает ещё 10 л! Далее к своему поставщику пирогов и прочей вкуснятины в Карачаевске. Приезжаем к ней в 8 утра, а она не может открыть лавку, села батарейка в пульте от роллет... и формат батарейки редкий... поискал у себя в УАЗе, нашел похожую на 12 вольт для пульта лебедки. Но она в диаметре намного больше и не достает до контактов. Замкнул контакты кое-как отверткой... И удалось открыть роллеты, ура! Взяли пирогов и вареников с творогом в дорогу. Далее на самомойку. И тут вообще шок! На Кавказе в принципе мойки недорогие, но эта самая недорогая из посещенных. Купил 2 жетона, за 100 руб. Кинул один, прошел вокруг Патриота три раза, коврики два раза, помыл весь пол в мойке... но время всё не кончалось... В итоге просто положил пистолет, поставил на паузу и уехал, так и не израсходовав 50 руб. полностью. Вот бы в Питере такую мойку… У нас закидываешь 150 руб., и они улетают моментально, еле успеваешь один круг вокруг УАЗа, просто водой без пены.

После чего, помытые и красивые, залитые под пробку, поехали в Даутское ущелье. И буквально сразу уперлись в пробку... На ледяном подъёме стоит старый спортейдж, и водитель колдует с хабами... за ним 469-й УАЗ с прицепом, а в прицепе конь карачаевской породы. Спустя несколько минут хабы на спортейдже включились, и он поехал... А 469-му — не тронуться, лёд, дорога в гору, а резина летняя, времен СССР, и ведь назад тоже никак, прицеп складывает... Хорошо слева от него было немного места, и я смог протиснуться вперед по дороге. А дальше — дело техники, зацепил тросом и затянул в подъём, включив блокировки и цепляясь правыми колесами за камни и снег на обочине. Спросил у водителя УАЗа, есть ли тут егеря и гоняют ли они туристов? На что он мне сказал, что, если будут вопросы, говорить, что приехал в гости к Султану. После чего мы двинулись дальше по ущелью и проехали до точки +43.458294, +41.970833, где и встали на обед. Купленные утром в Карачаевске местные вареники просто бесподобны! 1кг — 400 руб., творог в начинке напоминает чем-то пармезан! Солёненький! =)


Даутское ущелье.


Даутское ущелье.

Встретили ещё одного местного жителя с конём, он неожиданно предложил мне прокатиться. Я подумал, а почему бы и нет? И согласился, вот так, первый раз в жизни, в 45 лет и сразу на Карачаевского скакуна! Спросили у него так же насчет снега, говорит — растаял, осталось сантиметров 30... а так было по пояс, три дня шёл снег не переставая…

После обеда в Даутском ущелье решили ехать дальше, в Узункол. По пути мне на глаза попался прелюбопытнейший экземпляр автопрома СССР, редкий грузовик, рождённый в городе Кутаиси.


«Колхида».

Да! Та самая «Колхида» из шоферских баек и присказок! Ни у одного советского грузовика не было стольких обидных прозвищ как у «Колхиды». «Жаба», «цирковая лошадь», «грузинский трактор», «гордость Грузии — слёзы России». Да что там прозвища, этой машине шоферская лирика посвящала частушки — «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на «КАЗе» не работал, тот не знает горя», «Страшнее волка или рыси — автомобиль из Кутаиси», «Курица не птица — Колхида не тягач».

Я не знаю, как относиться к этому народному творчеству, не довелось ездить на этом грузовике, но эстетически мне «Колхиды» всегда были симпатичны! А ещё она полноприводная! А значит, особенно близка по духу!

Покинув Даутское ущелье, по асфальту домчали до аула Хурзук и встали на ночевку у реки Уллу-Кам, в зоне, где смартфон ловил 3 деления LTE.


У Хурзука.

Быстро темнело, спать не хотелось, решили смотреть лекцию Михаила Кречмара про медведей. На ночь глядя — самое то для просмотра в горах… https://www.youtube.com/watch?v=cSXv9txX1Sk Удивительный человек! Просто сидит за столом и просто рассказывает — а ты смотришь, и не оторваться! Хотя после просмотра стало чуть менее спокойно, ведь жене я не сказал, что буквально в 20 метрах от машины в реке валяются останки коровы. А ведь в фильме было четко сказано, рядом с таким — на ночевку не вставать! Вообще, как я понял из лекции, основная проблема не в медведях, а в людях, которые выбрасывают остатки еды где попало. И после ухода группы туристов, накидавших еды, медведь находит это место, так как у него удивительный нюх и нос его приводит к выброшенной пище. И если, не дай бог, в этот момент подойдет следующая группа, которая вообще не в курсе, что тут кто-то до них накидал отбросов с кухни, медведь может напасть в попытке защитить ту еду, что накидали предыдущие люди.

5 января.

После завтрака выехали в альплагерь Узункол. Прошли пограничников, там всё серьезно, заезжаешь в загончик между двумя шлагбаумами, у тебя забирают паспорта и переписывают из них данные, после чего осмотр машины и шлагбаум открывается. Хотя зачем эти проверки? Ведь зимой перейти через границу нереально, горный массив надежно блокирует проход. Места по дороге к лагерю крайне живописные. До альплагеря доехали быстро, снега было немного, да и колея прокатана гораздо большим количеством машин, нежели в прошлом году. Но в самом лагере, как обычно зимой, — ни души... А дальше дорога чем-то вроде Шишиги была пробита ещё выше, до высоты 2150 м... Доехали до конца следов не без труда, колея глубокая. Попробовал целину — без шансов…


Ущелье Узункол.


Там же по целине.


Красиво, тихо, никого.

В целом довольны, посмотрели больше, чем в прошлом году. В начале пути встретили пенсионеров на буханке... Они не смогли взять ледяной подъём на летних грязевых шинах. С их слов, они видели вчера Мицубиси и Ленд Ровер... Ущелье становится популярным... В прошлом году тут не было никого... А сейчас встали на обед, и недалеко стоит Хантер, тоже обедают, похоже… Как стало темнеть, Хантер уехал, мы спустились примерно до середины пути и встали на ночевку, ночью было морозно, около -18 градусов, печку пришлось включить на 2/3 мощности. Надо всё-таки утеплить Патриот для зимних поездок! Вырезать из пенофола съемные панели для окон хотя бы… Да всё руки не доходят, хотя зимние поездки практикуем с 2018-го. Бывало, и в -37 ночевали, тогда, конечно, печка молотила на максимуме, а мы полностью укутывались в спальники… Непривычны к холоду, в 0 градусов спать для нас мука… Любим, когда в машине ночью +20.

6 января.

Встали с утра пораньше и поехали в Карачаевск, немало удивив пограничников, когда проезжали через заставу в 8 утра. В Карачаевске заправились и через перевал Гум-Баши поехали в сторону Кичи-Балыка, сегодня по плану пробовать проехать на Бермамыт по легкому заезду. Гум-Баши — прекрасный асфальтовый перевал, доступный любой легковушке, с отличными видами. Правда дорогу чистят трактором и по обочинам смерзшийся снежный бруствер, который не везде и УАЗом переедешь, чтобы встать и попить чаю с красивым видом. Но мы в итоге нашли подходящее место и, перевалив бруствер, встали на обед. После обеда при спуске с перевала вдруг пропала мощность… УАЗ не держал холостые и, в целом, кое-как ехал только на второй передаче. Пока я искал место для остановки, Патриот прочихался и поехал дальше как ни в чём не бывало! Что это было? Загадка! Второй раз такой же эффект повторился при быстром спуске с Канжала, когда спустились в раллийном стиле до Кенделена — в самом поселке точно так же пропала тяга… Пока дополз по поселку до мойки, всё пришло в норму. Явно что-то связанное с перепадом давления! Но что? Не знаю…

Ну да я отвлёкся. К 16 часам добрались до начала маршрута на Бермамыт, навстречу нам попадались компании джиперов, смотрящие с недоумением, куда мы вечером едем одной машиной? В основном со 126 регионом на номерах, Ставропольский край. Самая популярная машина на Кавказе — без сомнения, Нива! Нив и Шнив очень много…


Закат не доезжая 15 км до Бермамыта.

7 января.


Рассвет не доезжая 15 км до Бермамыта.

Вчера мы начали путь к Бермамыту... Светлого времени оставалось часа полтора, и я опять совершил свою классическую ошибку! Дороги толком нет, и та линия, что показывает гурумапс, это летняя дорога, а зимой её заметает так, что не проехать. Ну и народ прокладывает кучу объездов... но не все они рабочие, некоторые ведут в тупик. И вот заехав в тупик и возвращаясь назад, решаю срезать и ходом залетаю на спуске в перемёт... Ошибка! И, естественно, на давлении 1,0 кг/см в шинах — тут же застреваю. А застревать на спуске — самое противное, назад не сдать, так как в горку... а вперед тоже не едет, упираешься мостом в наст. Под настом — сыпучий, гранулированный порошкообразный снег. Как говорится, если не хочешь работать головой — будешь работать руками... Откопал мосты, вытащил снег из-под бака... скинул в 0,5 кг/см — не едет... застрял ещё раз на пару метров ниже. Откопал еще раз, скинул в 0,3 кг/см и, призвав на помощь весь свой опыт, выехал из перемета... Но время было упущено, да и дороги не видно, встали на ночевку не доезжая 15 км до Бермамыта.

Народу на Новогодних тут прилично катается, вчера встретили машин 10, даже пару кроссоверов... Хотя они были в самом начале... Видимо, заезжают до первого перемёта и разворачиваются... Колея — глубокая, мы на 33-х колесах и то идем на понижайке и упираемся мостами в межколейку периодически. До Бермамыта мы в итоге не доехали, все пробитые местными джиперами следы обрываются вот в этой точке +43.773342, +42.564420

Дальше только гигантских размеров снежное поле, причем с подъёмом. Можно было бы попробовать на давлении 0,3 кг/см... Вроде едет по верху снега... Но не везде, пару раз покопал лопатой, а на высоте 2 км это не так просто, как на высоте Санкт-Петербурга, воздуха не хватает… А самое неприятное, сегодня не работают навигаторы, видимо, глушат сигнал гпс... показывает нас в Ставрополье... Так как мы не авантюристы, посовещавшись, решили ехать на следующую точку... Причем найти дорогу обратно было не так просто, следы местами еле видны, много ложных, ведущих туда, где кто-то застрял и развернулся…

Выехав на асфальт, двинулись в сторону Джилы-Су. Шёл восьмой день в пути, хотелось уже принять душ =) И вселенная услышала наш запрос! За 600 руб. нас пустили в котельную гостевого комплекса... Ну, а смысл брать номер за 2500, если нам только помыться? =) Вообще, вопрос с помывкой зимой обстоит наиболее сложно... Тратить время на заезд в крупный город, чтобы найти баню, совершенно не хочется, а в небольших гостевых домах, во-первых, всё занято на праздники, во-вторых, мало кому интересны 300-500 руб. за душ с человека. После душа едем дальше и упираемся в закрытый шлагбаум у долины Нарзанов, в точке 43.69598265163603, 42.675918879739726.

Дорога на Джилы-Су закрыта, обидно, тем более, что за шлагбаумом видны следы, явно кто-то туда ездит... А болгарку я не взял... =) В принципе, справа можно попытаться объехать блоки. Но тут полно народу и ДПС...


Дорога на Джилы-Су.

Поэтому решаем, что поедем на Хасаут, а оттуда через перевал Восьмерка на Кичи-Балык. И заодно проверим, насколько далеко пробита дорога к Бермамыту со стороны Хасаута.

8 января.

Обедаем на перевале Восьмерка, с видом на Эльбрус. Комфортно, около 10-12 градусов тепла. Орлы тут здоровые, такое ощущение, что метра полтора размах крыльев. Летают, патрулируют территорию…


Неплохое место для пикника, видно Эльбрус и трафик 0 машин в час. 43.717105, 42.568162.

Ночевали тоже на Восьмерке, сегодня держим путь на Канжал, посмотрим, до куда там дорога пробита. Вчера проверили заезд на Бермамыт, со стороны Хасаута — как и ожидалось, заметено наглухо… Снег хоть и липкий был, но попытки пробивать колею в гору провалились... Не всё подвластно УАЗику. Но мы проехали на 15 метров дальше, чем те, кто тут рубился перед нами. =)

9 января.

Вчера у нас был день езды, утром выехали с Восьмерки и через Кичи-Балык на Канжал. Приехали уже на закате, не доехали 4,2 км до домика со шлагбаумом, дорога не пробита, всё заметено. Решили встать на ночевку и с утра попробовать пробиться.


Дальше дороги нет, заметено.

Стемнело, звезды, луна... Смотрим кино на планшете... И тут фары во тьме... Мы в шоке, кто тут в ночи? Подъезжают две Нивы, трехдверка подзаряженная и шевик стоковый. Вышел, поговорил, местные ребята из Каменномостского. Дорога, говорю, не пробита, ну они, понятное дело, поехали штурмовать…


Это Нива, если кто не признал.

Часа полтора заряженной Нивой пробивали, пробили метров 300, развернулись. Останавливаются у нас, выхожу. Спросили домкрат и баллонный ключ. Оказалось, они повредили вентиль на шине шевика, а домкрата почему-то нет с собой. Поставили им запаску, пообщались ещё минут пять, и они уехали. Но вручили мне две бутылки минералки и банку энергетика. Я пытался отказываться, но бесполезно... А ещё вчера печка не включилась, это был волнительный момент. Без печки ночевать не хотелось, хоть минус и небольшой на улице. Я тестер в зубы и искать... Оказалось, предохранитель треснул от тряски дорог. Поставил новый, и дело в шляпе.

Утром поехали смотреть, докуда ребята пробились. Доехали до точки, где все следы обрывались, дальше только целина… И там точно ещё никто не был в этом году! Звучит как вызов! Ставлю давление 0,3 кг/см и потихоньку ползу на первой пониженной... главное иметь чуйку на плотный снег... Местами он как бетон, колеса не оставляют практически никаких следов, а местами более рыхлый и проваливаешься сразу и глубоко. Едем, петляя как заяц, где видно кочки — там не глубоко, нам туда.


То, что местами видно дорогу — обманчиво.

И вот в какой-то момент не верим своим глазам… Какая-то движущаяся точка вдали. Кто это? Пастух? Но они на лошадях, да и скота мы тут не видели. Спустя какое-то время понимаем, что это человек с рюкзаком, один! Едем прямо к нему, а он идёт на нас. Здороваемся, выясняется, что человек из Питера! Вот так встреча. Он идет уже восьмой день пешком через горы... Он обалдел, и мы тоже! Говорит, видел волка, лису, кабанов, и очень издалека медведя... в районе сырзавода. Вообще, там заносы лютые, с его слов, он хотел подняться на Бермамыт снизу, но даже с кошками не рискнул. После такой встречи понимаешь, что наши поездки — детский сад… Вот где настоящий экстрим! В одиночку, через горы зимой, без связи. Кстати, он тоже столкнулся с проблемой глючащего навигатора, и говорит, что выяснил закономерность, когда спускаешься вниз и вокруг горы — всё работает, а когда поднимаешься наверх — маркер улетает в Ставрополье. Небо при этом абсолютно чистое, ни облачка! Напоив туриста экстремала чаем с бутербродами и вручив ему две груши, продолжаем наше движение в сторону Канжала.

От места ночевки удалось проехать 3,6 километра, тут отличный вид на Эльбрус, но один из перемётов оказался с сюрпризом, УАЗ провалился, я его откопал, проехал чуть вперед, понял, что надо разворачиваться. И зачем-то решил выезжать не по своим следам, а рядом…


Плотно засел.


Удачно застрял, с хорошим видом! Но копать на высоте 2300 м — утомительно, дыхалки не хватает почти сразу.


Яма по пояс.


Зато потом обед с хорошим видом!

Это была ошибка! Провалился уже намного глубже, и с каждым следующим откапыванием и продвижением погружался всё глубже в снег. Несколько кубов снега перекидал точно... А там еще и в сторону уклона начало стаскивать. Даже уже стали появляться мысли пробовать забить пару металлических уголков в грунт и попробовать за них лебедиться. Но в итоге всё-таки, откопав всё максимально и долго раскачивая машину взад-вперед и уплотняя колею, удалось выехать из ловушки в столь красивом месте. Застревать надо в красивых местах, ребята! Дальше в режиме ралли-рейда спустились в Кенделен, мойка, заправка на трассе и уезжаем ночевать на Актопрак.

10 января.

Переночевали на Актопраке отлично. В 08:20 стартанули в Булунгу, там магазинчик, где продают самые вкусные манты в заморозке (серьезно, вкуснее не было в моей жизни). От магазина держим путь на Абай-су, а потом вдоль реки Гара-Аузу-Су вот сюда +43.161897, +43.024339.

В 10:30 около Абай-Су. Погуляли, поездили, пообедали, погуляли. Встретили пеших туристов, хорошо, конечно, ходить большой группой с гидом, не страшно. У них маршрут по трём водопадам: Абай-Су, Джайлык, и третий, не запомнил какой-то. Забросили их на Буханке. Дороги подсыпаны песком, и была замечена легковушка. Речка фантастически замерзла, кристаллы до 5 см, первый раз такое видели. И деревья не в снегу, а в кристаллах, красотища. Ночевка на стоянке Башиль.

Наслаждаемся горным воздухом и видами!


Вездесущая Кока-Кола. И ведь поднялась рука у кого-то! выкинуть тут мусор.

11 января.

День прошел как-то незаметно. Утром опять ходили на речку смотреть на огромные кристаллы. Потом поехали до стоянки Чегем, там гуляли, потом поехали смотреть речку к голубой ванне. Не хотелось оттуда уходить, внизу у воды чувствуется мощь реки, и немного страшно. Утром по дороге встретились патрулирующие пограничники. Одеты очень тепло, с автоматами, на лошадях, выглядят впечатляюще, лошади слегка покрыты инеем. Чуть позже встретили семейную пару на седане БМВ 5-й серии, было непривычно видеть в этих краях низкую легковушку, которая сама доехала до Абай-Су. Хотя дороги в этом году явно стали ровнее, видимо, ведутся работы в этом направлении. Ночевать думали у стоянки Чегем, встали, включаю печку, а она не включается. Валит едкий белый дым, и из выхлопной трубы печки капает солярка... Первая мысль — ну всё, похоже пора возвращаться домой. Запчастей на печку у меня нет с собой... Наверное, свеча накала… Пока размышлял, что делать с печкой, из леса вышли трое пограничников в белых маскхалатах с автоматами со стороны нарзанов и проверили наши документы.

Посовещавшись, решили ехать ночевать на Актопрак, там было тепло в предыдущую ночевку. Заодно, по пути, поискал в интернете, что может быть... Пишут, что дело в саже и надо чистить сеточку... А до печки добраться — целая история... Разобрать кровать, вытащить все вещи, снять боковую обшивку кузова... короче, часа на полтора ковыряния, чтоб до неё добраться... Мысленно настраиваюсь завтра всем этим заниматься... Приезжаем уже в ночи на новое место ночевки, и на удачу пробую запустить её еще раз. И, жутко пердя и кряхтя, она запускается! Врубаю на полную мощность, чтобы прокалить сетку и выжечь сажу... Будем надеяться — поможет!

12 января.

Ночевали отлично, печка профыркалась... Надеюсь, и дальше всё будет окей! Но сегодня выяснил, что, видимо, вчера, когда показывал пограничникам паспорта, потерял банковскую карту... Хорошо, что у жены тоже есть карта =)…

Покатались по Тырныаузу, поснимали мозаичные панно на стенах многоэтажек. Посмотрели остатки селеудерживающей плотины, очень впечатляет, думал их полностью снесли несколько лет назад, но малая часть до сих пор стоит.


Ильич в Тырныаузе.

Тырныауз очень приятный и интересный город, я одно время даже думал снять тут квартиру и пожить месяц-другой. Несмотря на то, что у Пятерочки меня ловко один местный кадр развёл купить ему поллитру и пачку сигарет... Вот что значит язык у человека подвешен правильно =) Дальше поедем мимо Гижгита к горе Науджи́дза. Виды там отличные.

Но к зубцам близко не подобраться, кажется, что они рядом, но каждый раз оказывается, что довольно далеко.


Зубцы Науджи́дзы.


Иногда днём было отлично видно луну.

13 января.

Утром, после завтрака расспросив друг друга о впечатлениях, решаем, что мы полностью насытились видами и атмосферой зимнего Кавказа. У нас есть еще целых три дня свободного времени, но моральных сил впитывать окружающие красоты больше не осталось. Удивительно, но факт. Поэтому мы выезжаем в сторону дома.


ГАЗик еще на ходу! Не зря на передней панели, у фары — знак качества!

По возвращении — стандартный вопрос от родных и друзей: Как УАЗ? Не подвёл ли? Какие поломки были?

Что вам ответить… Я же ленивый человек! И никакого желания заниматься авторемонтом в путешествиях — нет! Поэтому я всегда «ремонтируюсь заранее», заменяю превентивно, в комфортных условиях гаража, те узлы, что вызывают сомнения. Хотя, конечно же, по канонам жанра, для интересной истории надо ехать на неисправной машине и в пути героически преодолевать поломки техники. =)

По зимним путешествиям в целом есть следующие мысли: надо иметь запасную печку в сборе, на всякий случай. Просто потому, что в случае поломки основной — сама поездка будет под большим вопросом, купить сходу новую, где-то в Кисловодске или Тырныаузе — представляется затруднительным. А заказ через маркетплейс явно займет несколько дней.

По пробегу непосредственно на Кавказе — вышло 2048 километров за 13 дней. То есть средний дневной пробег 157 километров, но надо понимать, что примерно половина этих километров не по асфальту.

А ещё вспоминали с женой, насколько страшно было ехать первый раз зимой на Кавказ, год назад. Сейчас уже такого страха нет. Но, конечно, если ехать, то надо отдавать себе отчёт, что это несколько более опасное мероприятие, чем путешествие где-то по равнине. Хотя, если не «лезть в бутылку», помнить школьный курс физики, ходить ногами на разведку в сомнительных ситуациях, иметь с собой всё необходимое, то можно съездить и получить массу положительных эмоций от такого путешествия! Мы наслаждались каждым днём поездки! Желаем всем отличных путешествий в 2025 году!


Дорога домой.

Фотобонус


Дром

Комментарии

18699558
Красноярск
За УАЗ ставлю класс! Классное путешествие, однозначно лучше чем дома новогодние каникулы провести.
29
3
Ответить
лддо
Санкт-Петербург
Несмотря на то, что у Пятерочки меня ловко один местный кадр развёл купить ему поллитру и пачку сигарет... Устроил человеку праздник, молодец.
7
1
Ответить
Замечательно! Записал себе в варианты поездок. И спасибо, что потратили время на написание отчета!
7
 
Ответить
   
Сообщений: 17073
А говорят, что Патриот машина не очень. Крутой внедорожник!
Продам уши от мертвого осла.
16
8
Ответить
17793664
Кемерово
Спасибо, это круто...
7
 
Ответить
Хирургия АКПП
Железногорск-Илимский
Путешествие Огонь! УАЗ на подвёл, это везение! Ремонт в дороге такое себе занятие.
Почему нельзя было одну ночёвку забронировать в номере с принятием душа вечером, а не торопится днём холодной водой и холодным помещением?
Ехать в горы где нету связи в одну машину, даже имея подготовленную технику не лучшее решение.
Но всё же молодцы! )
13
3
Ответить
макс
Приобье
Отечественная техника не хуже другой, зарубежной, просто надо довести до ума, как и любую! Отличный отдых, впечатлений масса, положительных) автору желаю еще много удачных путешествий, отличный рассказ и инструкция для других первоходок!
7
2
Ответить
da-fomin
Новосибирск
лддо
Несмотря на то, что у Пятерочки меня ловко один местный кадр развёл купить ему поллитру и пачку сигарет... Устроил человеку праздник, молодец.
Что в этом хорошего?
2
 
Ответить
  
Копейск
Сообщений: 492
da-fomin
Что в этом хорошего?
Не оскудеет рука дающего...
4
 
Ответить
  
Сообщений: 10
Дмитрий, с возвращением! Давно не было рассказов )
2
1
Ответить
Владислав
Кемерово
До озера остается 600 метров, но туда дорога не пробита, перед нами целина… Темнеет, 31 января.
Опечатка у вас. 31 декабря
4
 
Ответить
dimal965
Санкт-Петербург
18699558
За УАЗ ставлю класс! Классное путешествие, однозначно лучше чем дома новогодние каникулы провести.
Даже не вспомню уже, когда новогодние дома проводили. Как УАЗик купили в 2017-м так теперь дома не сидим, обычно едем куда-то на все 10 дней, чаще всего конечно в Карелию, вокруг Ладоги или на Онежское озеро.
1
 
Ответить
dimal965
Санкт-Петербург
7593107
Замечательно! Записал себе в варианты поездок. И спасибо, что потратили время на написание отчета!
Спасибо, что прочитали. Давно катаемся, но только в этой поездке решил вести путевые заметки вечерами, и по возвращении удалось их в такой рассказ оформить.
1
 
Ответить
dimal965
Санкт-Петербург
ПАЛАСИО
А говорят, что Патриот машина не очень. Крутой внедорожник!
Про УАЗ много чего говорят, но зачастую люди у которых его не было... Я когда покупал, тоже боялся, в те года два или три сгорели, и было много хайпа в инете на эту тему. А по факту получилось, что на первом мы проездили 120 тысяч в путешествиях, потом этот купили (подвернулся недорого, и с ESP и кондеем) и на нем сейчас уже почти 120 пробега. Ну ржавеет - подкрашиваю, на крайний случай сварка есть, особо проблемы в этом не вижу. Ломается ли - за все года и десятки тысяч км в поездках - ничего критичного не было, но возможно потому, что готовлюсь к поездкам, и всё проверяю перед выездом. Если вдруг кому-то нужны подробности, есть почти часовое видео про проблемы Патриота, где всё подробно рассказываю https://www.youtube.com/watch?v=aVs14yVV69Y&t=104s Если честно, то да, новый Прадо или МПС - намного меньше потребует времени на ремонты =) УАЗ сильно достает мелочами. Но зато проходимость УАЗа, чисто за счет геометрии, намного интереснее, да плюс я еще блокировки принудительные воткнул, едет так, что у людей челюсть отваливается. Мы собственно и на Кавказе в эту поездку проезжали везде чуть дальше, чем те кто рубился там в снегах до нас.
3
 
Ответить
dimal965
Санкт-Петербург
макс
Отечественная техника не хуже другой, зарубежной, просто надо довести до ума, как и любую! Отличный отдых, впечатлений масса, положительных) автору желаю еще много удачных путешествий, отличный рассказ и инструкция для других первоходок!
Спасибо за добрые пожелания!
2
 
Ответить
18699558
Красноярск
dimal965
Даже не вспомню уже, когда новогодние дома проводили. Как УАЗик купили в 2017-м так теперь дома не сидим, обычно едем куда-то на все 10 дней, чаще всего конечно в Карелию, вокруг Ладоги или на Онежское озеро.
Я в 2024 проехал на Патриоте по Памирскому тракту. Ни одной поломки, думаю тоже созрею на отзыв.
1
 
Ответить
   
Сообщений: 725
Такие смелые обычно до первого серьезного попадалова. На бок приляжет на склоне, без связи, вот это отрезвляет. Если до «людей» или связи километров тридцать-сорок, то легкий испуг. Ну а если сотка или две - то можно и боты завернуть.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром