ПутеШествие на Приполярный Урал. Заметки «юного» туриста. Лето 2023 года

24.11.2023 | 6464 просмотра

«У рюкзака всегда чемоданное настроение»

Доброго времени суток, дорогие любители путешествий!

Начну издалека. Как-то у мужа на восьмое марта попросила подарочек — зимний поход дня на три. Муж не смог мне отказать, и мы отправились на север Пермского края покорять две вершины Каюк и Шудью Пендыш.

Нам повезло с погодой. Мы смогли и увидеть, и подняться на обе вершины. Самое главное, что в -35º нам не пришел ни каюк, ни пи…ндыш…

Именно в солнечную морозную погоду нам показалась во всей красе заснеженная Шудья!

Мы узнали, что ее называют Вишерской Манарагой за необычную вершину-трезубец. Там, среди снегов и мороза, величия гор и девственной природы зародилась моя мечта — увидеть воочию истинную Манарагу!

Д. Турман как-то сказал: «Каждый мечтатель знает, что абсолютно реально скучать по месту, где ты никогда не был даже больше, чем по тому, где ты был». И я начала мечтать о Манараге, немного бояться и очень-очень по ней скучать…

В ноябре 22-го окончательно и бесповоротно решились рвануть летом на Приполярный Урал, посетить северные города, познакомиться с новыми людьми, взобраться на самую высокую вершину Уральских гор — гору Народную и хотя бы увидеть издали загадочную Манарагу!

При планировании маршрута до Инты и обратно мы рассматривали несколько вариантов:

• Поезд «Пермь — Киров» + поезд «Киров — Инта» (прямого поезда нет, да еще оказалось, что между пересадками долгое ожидание);
  • Авто «Пермь — Киров» + поезд «Киров — Инта» (прибытие поезда в Инту в 2 часа ночи, а следовательно, ждать вахтовку до 6 утра на вокзале);
  • Авто «Пермь — Ухта» + поезд «Ухта — Инта» (остановились на этом варианте, совместив ночной сон с поездкой на поезде, прибытие в Инту в 5:43).

От Ухты до Инты летней автомобильной дороги нет. Поэтому этот участок можно преодолеть только железной дорогой. А вот до Ухты есть варианты: либо через Киров (длиннее на 200 км, зато по асфальту), либо через Гайны (короче, но более 250 км лесная дорога).

Всё раз 50 взвесив, решили, что наш маршрут будет выглядеть так:

Автомобильная часть: Пермь — Киров — Ыб — Ухта (1200 км, 2 дня);

Ж/Д: Ухта-Инта (411 км, 9 ч);

Вахтовка: Инта — турбаза Желанная (120 км, 8 ч).

Пешая часть маршрута: 3 перевала + 2 вершины + реки, ручьи, озера, болото, звери и т.д., и т.п.… (110 км, 8-9 дней).

И обратно: вахтовка, поезд, авто…

Отличие обратного пути было в погоде и автомобильной части:

Ухта — Сыктывкар — Гайны — Кудымкар — Пермь (1060 км, 2 дня).

Путь в Ухту через Киров. Путь в Пермь через Гайны.

Подготовка к путешествию началась необычно — со спортзала. Примерно понимая, что нас ждет, мы старались максимально подготовиться, чтобы в походе не сдохнуть и не быть обузой команде.

А также серьезно подошли к подбору снаряжения, покупке недостающего и развесовке всего того, что собирались положить в «чемоданчик».

Как всегда, перед путешествием провели ТО авто. И ранним пятничным утром 7 июля 2023 года отправились в долгожданное путешествие навстречу новым вершинам и незабываемым впечатлениям.

Наша команда: я, Наталья + мой любимый муж и соратник Александр = путешествие длиною в жизнь.

Автомобиль: Рено Дастер.

Наша мечта: увидеть Манарагу и вернуться живыми и невредимыми.

Наши попутчики: турфирма «NordUral»

Ну, все, погнали!

День первый — автокатальный.

Пермь — Киров (510 км) — Ыб (350 км)

День обещал быть насыщенным и по километражу, и по достопримечательностям. По этой причине подъем был ранним. Семейный завтрак и обнимашки, последние наставления и сборы, загрузка авто и в дорогу!

И понеслись за окном леса да перелески, поля да косогоры…

Дорога от Перми до Кирова разнообразная и по видам из окна и по покрытию. Местами отличная, местами ремонтируется, а местами яма на яме.

Так же разнообразна жизнь в пролетающих мимо деревеньках. Где-то домики стоят ухоженные, утопающие в цветах и зелени, а где-то на ладан дышат худые избушки с покосившимися заборами. Где-то жизнь кипит. Спешат куда-то люди, бабушки сидят у ограды да носятся босоногие дети. А где-то замерло все в другом тысячелетии…

В районе Афанасьево проезжали родную Каму. Вот так она выглядит в Кировской области ближе к своему истоку.

Подъезжаем к Кирову, мимо нас проплыл корабль с алыми парусами, как напоминание о гениальном писателе и великом мечтателе Александре Грине, уроженце Вятской губернии.

В районе обеда мы были уже в Кирове. Сколько раз проезжали этот город мимо, откладывая знакомство в долгий ящик! Вот наконец и пришло время познакомиться! Ну, здравствуй, Киров, он же Вятка, он же Хлынов!

Решили начать прогулку с пешеходной улицы. Сразу наткнулись на вездеход с хорошим клиренсом. Думали угнать на Приполярный, но поняли, что колеса узковаты, не покатит…

На пешеходной улочке сосредоточены маленькие кафе, музеи да сувенирные лавки. Заметили интересную выставку и решили зайти!

В Краеведческом музее нам предложили по сходной цене посетить четыре экскурсии оптом, от этого предложения мы не смогли отказаться. Нам предстояло познакомиться с историей края, лицезреть флору и фауну Кировской области, изучить экспозицию «Вятка едет» и окунуться в любовные истории известных людей, когда-то проживающих в Вятской губернии.

Экскурсовод, мужчина с юморцой, начал свое повествование за шесть тысяч лет до наших дней.

Мы не будем останавливаться на каждом тысячелетии, скажу только, что много нового и познавательного услышали на этой экскурсии. Нам были изложены порядка трёх версий возникновения города. А также мы с удивлением узнали, что славянское племя Вятичи к Вятке никакого отношения не имеют…

Множество уникальных предметов мы лицезрели на выставке. Здесь и серебряные монеты Золотой орды ХIV-ХV вв., и Острожская библия 1581 г. издания, и походная лампа-камин.

Мое же внимание привлекли часы, полностью изготовленные из дерева. Только одна деталь в них была металлическая — пружинка.

Интересную историю поведали нам про фарфоровые кружечки с портретами Наполеона и Жозефины. С помощью них в Вятке проходило сватовство. Пьют молодые чай, значит, дело к свадьбе. Ну, а если не заладилось чаепитие, значит, и свадьбе не бывать…

Удивила многообразием экспозиция народных костюмов из бабушкиных сундуков. Подкупала мысль, что когда-то их украшали вышивкой, шили и носили реальные люди…

На выставке флоры и фауны самым уникальным экспонатом, единственным в мире, считается скелет коротконогого бизона.

Его нашли в 1966 году на левом берегу Вятки, и с тех пор он удивляет, радует и восхищает посетителей. Но, стоит признаться, что в скелете бизона всего 104 натуральные кости, а остальные — воссозданные.

Переходя из зала в зал, заметила удивительной красоты комод из вятского дуба. Это произведение искусства одна состоятельная семья использовала в быту как буфет, запирая на ключик сладости от детишек.

Добрались мы и до новой выставки, посвященной развитию транспорта в Вятской губернии. Всем известно, что развитие транспорта началось с кобылы, и до сих пор мы измеряем мощь автомобилей в лошадиной силе.

А что мы, современные люди, помним из сложной конструкции конной упряжи? Поводья, хомут, да удила? А кто помнит, что такое зга, например? Или супонь? Не помните, а они были!

Не одно тысячелетие люди передвигались на телегах да на санях, несясь на тройке звеня бубенцами… А порой использовали не только силу лошадок, но и собак, и свою собственную. Такую самодельную упряжку (на фото) для перевозки маленьких детей мы видели впервые.

Чесно скажу, легендарный мотороллер «Вятка» (на фото), который производили в шестидесятых годах двадцатого века на Вятскополянском машиностроительном заводе, я тоже увидела в первый раз, хотя он был очень популярен в Советском Союзе и, конечно же, был визитной карточкой города.

Пока гуляли по выставке и разглядывали экспонаты, меня не покидала мысль: «Как же кардинально изменился транспорт, дороги, да и жизнь за последнее столетие!»

Изрядно нагулявшись, духовно обогатившись и проголодавшись, мы вышли из музея. Неподалеку заглянули в кафе «Академия хинкали», где и отобедали. Было вкусно, быстро и приятно.

На сытый желудок отправляться дальше в дорогу намного легче. А впереди у нас было еще порядка 350 км, которые мы преодолели достаточно быстро по почти пустой, хорошей дороге.

Остановиться на ночевку мы решили в Финно-угорском этнопарке, где заранее был забронирован номер (2500,00 руб. сутки).

Прогулку по парку из-за нашей усталости и злых комаров решили отложить на утро. А вот по гостинице прошлись. Каждый номер посвящен одному из народов финно-угорской группы. Привет, Саранск!!!

Там и Финны, и Карелы, и Саамы, и Удмурты, и Мордва, и конечно же Коми. Нас заселили к удмуртам. Чырткемесь — это здрасьте по-удмуртски!

Больше всего удивило в номере наличие книг, буклетов и разной литературы на языке данного народа, об их традициях и истории. Хочешь листай, а хочешь читай!

Прочитали мы на ночь сказку про удмуртского мужичка Лопшо Педуня и на боковую.

День второй. «Дождливо-ожидальный».

Холодное дождливое утро позволяло нам поспать подольше, да и маршрут, запланированный на этот день, был всего 380 км.

«А ночью барабанил дождь!
Чуть слышно, очень осторожно.
Неловко стукнул по стеклу,
И разбудил тирадой сложной!..»
                       И. Расшивалова

Просыпаться под шум дождя было приятно, но вылезать из-под теплого уютного одеяла совсем не хотелось.

Завтрак приготовили в номере из домашних запасов и местного кипятка, т.к. здешнее кафе обслуживало свадьбу и им было совсем не до нас.

Во время небольшого затишья решили всё-таки прогуляться по территории. Изучили карту и почапали по лужам!

Первым делом отправились на лосиную ферму, но, к сожалению, кроме грязи ничего толком не увидели. Только бурундук немного приподнял настроение!

Зато на поляне перед конференц-залом паслось целое стадо!

Даже в ненастную погоду на территории парка любому есть чем заняться. Мне по душе было покачаться на качельке да попозировать.

А Санечка предпочел поиграть на костях и пострелять из лука.

Заглянули в традиционную для Коми избу-«пятистенок».

Но дальше ограды злой пес нас не пустил!

Делать нечего, оглядели двор, хозяйские постройки да огород и побрели дальше. А мимо нас проплывали лодочки — пыжи.

Еще в начале XX века территория Коми была труднодоступным регионом, это было связано с практически полным отсутствием дорог. Основными путями сообщения были реки, а главным средством передвижения — лодки.

Лодки «пыжи» в зависимости от назначения, типов водоёмов и задач (перевозки людей, грузов, рыбной ловли) имели разные размеры и конструкцию. О чем вы подробно узнаете, посетив парк.

А заглянув в чум, можно больше узнать о культуре и быте кочевников, их богах и обрядах.

Заметно усилившийся дождь загнал нас обратно в гостиницу, да и пора было собираться в путь. В районе двенадцати сдали номер и отправились в Ухту.

Дождь преследовал нас всю дорогу то затихая, то начиная лить с новой силой. В каплях дождя разглядели вполне сносную дорогу с разметкой по всему маршруту.

В лесу во мхах среди болот заметили избушку на курьих ножках, решили заглянуть к бабушке Яге. А вдруг напоит, накормит да в баньку сводит? К сожалению, не довелось…

Жаль, что из арт-объекта устроили общественную уборную. Заходить не рекомендую, лучше посмотреть издалека.

Уже в 16:30 мы добрались до Ухты.

Первым делом было решено заехать на ж/д вокзал, чтобы понять, где можно будет оставить машину. Вокзал располагался недалеко от центра города. Подъехали. Осмотрелись. Определились. Выдохнули и отправились ужинать.

Пока колесили по городу, я нашла кафе «Матрёшка» с простой русской кухней. Не хотелось экспериментировать с едой перед дальней трудной дорогой.

Кафе было больше похоже на столовку, набитую людьми с подносами, запахами вкусной еды и суетой. Наличие людей гарантировало качество, что нас полностью устраивало. Отобедав борща с пампушками да курочки с овощами, мы, сытые и довольные, отправились гулять по городу.

Недалеко от столовой наткнулась на «книжный домик» — классная идея обмениваться книгами. Читать «живую» книгу гораздо приятнее, чем электронный вариант…

Для прогулки мы выбрали набережную Газовиков. Некогда пустырь в 2019 году превратили в излюбленное место многих ухтинцев.

Здесь можно прогуляться вдоль небольшой речки Чибью, созерцая инсталляции и арт-объекты.

Любителям активного отдыха можно покататься на роликах или велосипедах, покидать в кольцо баскетбольный мяч или зарубиться в настольный теннис, а в экстрим парке поскакать на самокатах или скейтах. Мне же по душе пришлись классики — любимая игра девчонок из СССР.

С маленькими детками тоже есть чем заняться. Мы с удовольствием наблюдали, как малыши с вдохновением возводили свои первые крепости, замки и небоскрёбы.

Скоротав время в удивительном месте, за 1,5 часа до отправления поезда мы поехали на вокзал. Поменяв «бальное платье» на походную робу, оставив своего боевого коня на 10 дней на привокзальной площади под камерами, взвалив на себя рюкзаки, мы отправились грузиться в поезд.

Распихав по купе снаряжение, завалились спать. Было понятно, что отступать уже некуда. В голове роем кружились мысли: «Куда, блин, поперлись? Что дома не сиделось? Забрались в ж…опу мира, зачем? Пердёлить 9 дней без опыта хождения под рюкзаком, тебе что шестнадцать??? Как хочется сейчас, именно в эту минуту, на пляж под пальмы…» Главное было все это вслух не говорить, а то муж бы меня….

Волнение долго не давало уснуть, но все же это последняя ночь в относительном комфорте, стоило всё-таки этим воспользоваться.

День третий. «Все прелести жизни».

«Это как-то очень по-русски — поставить себя в затруднительное положение, а потом из него выбираться».

Подъем в 5 утра. К счастью, купе было только в нашем распоряжении. Позавтракали домашними запасами и устроились у окна в ожидании старта. Поезд прибывал в Инту по расписанию в 5:43.

Отписались родным, попрощались на 9 дней и отключили телефоны. Прощай интернет, связь и все прелести городской жизни!

А за вокзалом нас уже ждала вахтовка. Последние члены команды прибыли с нами. Забросив рюкзаки, мы уселись рядышком, отмахиваясь от мошки и надоедливых комаров, и стали разглядывать нашу семью из 12 человек на ближайшие дни.

Инструктор Георгий (он же Гоша, он же Жора, он же Гога, он же Егор) пересчитал группу, дал несколько распоряжений и скомандовал отправление. И потряслись мы по ухабам за дали дальние в места нам неведомые!

Путь нас ждал неблизкий (120 км, примерно 7-8 часов), но поспать в вахтовке не удалось. Трясло безбожно, приходилось держаться изо всех сил одной рукой, борясь с летучими тварями, а другой цепляться за впереди стоящее сидение.

Где-то в середине пути преодолели брод через реку Кожим и остановились на перекус. Подкрепились чаем с бутербродами и покормили местных комаров. Злые, собаки!

Заметили, что движение на этой трассе достаточно оживленное. Вахтовки сновали туда-сюда, развозя туристов и сплавщиков.

С нами вместе забрасывался мужчина, который отправлялся в семидневный поход один, причем по маршруту, ведомому только ему и МЧС. Он нам поведал о местных обычаях, о красотах, которые нас ждут в национальном парке Югыд ва. Рассказал, на что обратить внимание в путешествии. А когда мы прибыли к точке заброски, взял свой рюкзак в 30 кг и ушел вдаль… Дас-с…

К моменту нашей выгрузки, недалеко от турбазы «Желанная», начался дождь. Все затянуло плотным одеялом облаков. Настроение падало с каждой каплей дождя. А когда нам каждому раздали по мешку с продуктами, то стало совсем грустно. Мой рюкзак стал весить порядка 20 кг, а у мужа и того больше. Он нес еще и нашу палатку. «Ох, матушки, матушки!» — причитала я про себя…

К тому же наше движение начиналось с брода. Прозвучала команда надеть сапоги. Мы перекомплектовали рюкзаки, надели дождевики, напялили сапоги, взгромоздили на себя рюкзаки и были готовы отправляться в дорогу. В этот день нам предстояло пройти порядка 16 км. Н. Станиславский утверждал, что для туриста любая дорога — скатертью. Пойдем проверим.

И началось: бесконечные ручьи, грязь, болотина, местами старая шахтёрская дорога и снова грязь, болотина и ручьи. Почти весь день шли в сапогах. Сыро было и сверху, и снизу, и внутри в дождевике… Романтика, блин…

Навстречу попалась группа, которая возвращалась с маршрута. Им не очень повезло с погодой, не смогли везде подняться. Но больше всего поразил тот факт, что у них в группе была дама 68 лет от роду. Из-за нее группа растягивалась аж на 4 часа. Инструктора можно было только пожалеть…

Мы же шли достаточно ровно, помогая друг другу по уши не утопнуть в болоте и грязи, вытаскивали то одного, то другого. Порой останавливались отдышаться. Кто-то скидывал рюкзаки, а у кого-то сил не было и на это…

Наш путь в этот день пролегал от озера Большое Балбанты (манси называли его Яныг-Ялпынг-Тур, что в переводе означало Большое священное озеро) вдоль реки Балбанью, мимо стоянки оленеводов к подножью перевала Валдик. К сожалению, на стоянке оленеводов из оленей были только кони…

За этот день я, можно сказать, привыкла к весу, к дороге и к мысли, что все это всего лишь дней на девять…

До намеченной цели мы немного не добрались. Лагерь был достаточно быстро разбит на ровной поляне.

А вот леса в округе не наблюдалось, поэтому еда готовилась на газе долго-долго, но ужин мы всё-таки дождались! Вот так выглядел шведский стол в нашем путешествии!

Суп был сытный и вкусный! Единственная проблема — есть в панамке с сеткой не очень удобно, но от мошки и комаров нет спасения. Мало того, мошка еще и покушалась на нашу еду, ныряя в неё постоянно. По этой причине суп получался с дополнительными ингредиентами. Поначалу вылавливали мошку из чашки, а в какой-то момент стало пофиг…

Морось не прекращалась весь вечер до глубокой ночи. А ночью, к нашему удивлению, не темнело. На дворе стоял полярный день. Поужинав, все разбрелись по своим палаткам отдыхать. Мы тоже приняли горизонтальное положение с большим удовольствием, развесив шмотье прямо в палатке.

За первый день было пройдено 12 км (28300 шагов). Мы испытали все прелести жизни: тряску в вахтовке, дождь, грязь, болото, мошку и комарьё, тяжеленный рюкзак… То ли еще будет!

День четвёртый. «Преодоление себя».

«Хоть что-то в их жизни не менялось: она становилась всё труднее и труднее…»
Скотт Вестерфельд

Всю ночь барабанил дождь. В палатке было влажно и холодно. Пришлось напялить шапку и спать в ней, высовывая из спальника только нос.

За ночь ничего не высохло. Как тяжело было заставить себя надевать влажную одежду и вылезать из палатки на свежий воздух.

Было всего 7 утра, (5 утра по местному времени) республика Коми живет по Москве, и мы начнем. Народ потихоньку выползал из своих нор. Инструктор Егор уже кашеварил у «плиты», а по поляне разносился аромат кофе. Все, как зомби, с кружками шли на запах за живительной дозой цивилизации!

Пока завтракали, собирали лагерь и потихоньку знакомились с членами команды, одежда на мне высохла. Стало комфортнее и теплее. Дождь перестал, но облака так и висели над нами, пряча всю красоту Уральских гор.

Где-то там, прямо по курсу спряталась Народная. На второй день по плану группа должна штурмовать самую высокую вершину Урала. Но погода нам не дала никакого шанса. Инструктором было принято решение идти дальше, к Манараге, не теряя день на ожидание чуда. Авось, повезет на обратном пути.

Сказано — сделано, и мы в районе 8 часов отправились дальше. Нас ждал переход через реку Балбанью, перевал Валдик, следом перевал Зигзаг. Каких-то 18 км и снова привал.

Команда обулась в сапоги и отправилась в путь!

Кто-то преодолевал водные преграды в болотных сапогах, кто-то приобрёл для этого случая бахилы ОЗК, кто-то совсем не парился и шагал в ботинках с гамашами. Мы же взяли легкие короткие сапоги + гамаши «фонарики». Этот вариант в принципе со своей задачей тоже справился.

Напротив ледника Балбан остановились отдохнуть. Именно здесь планировалась первая ночевка.

Совсем недалеко от нас мирно паслись олени. Протяни ладошку и можно прикоснуться к живой, почти девственной природе. Красота!!!

А там вдалеке, среди карликовых берёз и мхов, пасутся целые стада этих прекрасных животных. При желании и с хорошим зрением их можно разглядеть на следующей фотографии!

У подножья перевала Валдик, на безымянном озере заметили лебедей, мирно плавающих в ледяной воде.

Штурм первого перевала дался сравнительно легко. И перепад высот небольшой, и курумник «съедобный», и снега не много, и тропа удобная! И красота открывается сногсшибательная!!!

Перемахнув через первую преграду, перед спуском решили немного передохнуть. Честно скажу, Егор нас не гнал, не торопил, не подгонял. Каждый шел своим темпом, растягиваясь максимум на 15 минут. По словам инструктора — это отличный показатель. Немного шли, чуток отдыхали, набирая воду из ручьев и перекусывая сухофруктами.

Пока мы переводили дух, расположившись на камушке, кратко расскажу о нашей команде. Она состояла из 5 девушек и 7 джентльменов — истинных исполинов! Возраст участников колебался от 17 до 61, но, надо сказать, что общению это совсем не мешало.

География стран и городов тоже пестрила многообразием! Мы с Егором из Перми, Татьяна и Алефтина из Кудымкара, Юрий из Пешнигорта. Все это Пермский край. Елена и Илья были яркими представителями нашей столицы, города Москвы. Павел — человек мира, но на данный момент проживает в Сыктывкаре, в столице республики Коми. Артем из Ижевска, столицы Удмуртии. Все это наша Россия-матушка!

А Анне и Фольк приехали аж из Германии, из небольшого города Мангейм. Фольк говорил только на немецком, а Анне знала еще английский и немного разговаривала на русском.

Так что помимо тренировки мышц тренировали еще и мозги, доставая из дальних закромов памяти английские слова, чтобы хоть как-то понимать иностранцев. От зубов отлетала только одна фраза: «London is the capital of Great Britain!». Но она как-то совсем была не кстати…

Идем дальше. Спустившись с перевала, вся команда стала переодевать обувь, облачаясь в сапоги, чтобы перейти вброд очередную речушку. Мы же рванули в обход по тропе за Пашей. Влом было опять напяливать сапоги, да и тропа была видна!

Перед перевалом Зигзаг заметили небольшой водопад. Таял снег, плакали горы, собирая слезы в ручьи. Вода с шумом и грохотом неслась куда-то вдаль по долине… А вид на долину открывался восхитительный!

Поднимаясь зигзагами на Зигзаг, заметили снег необычного цвета. Бледно-розовые полосы раскрасили поверхность. Может быть, это кровавый пот проходивших мимо туристов? Или это глюки от усталости? Вторая версия подтверждалась еще и тем, что меня преследовал чуть уловимый запах арбуза…

Оказалось, что розовый снег наблюдается высоко в горах и в приполярных областях Земли. Нам повезло, мы застали это необычное явление!

Еще во времена Аристотеля изучали этот феномен, но разгадать загадку смогли сравнительно недавно. Оказывается, розовый окрас снегу придает один из видов водоросли хламидомонады. Они же предают снегу легкий запах арбуза. Поэтому это чудо получило название «арбузный снег». Значит, все-таки не глюк! Слава Богу!

Идем дальше.

Между спусками на небольшой поляне у озера отдохнули подольше. Ребята устроили заплыв в ледяной воде. Мне было холодно даже помыть руки, не говоря уже о том, чтобы занырнуть!

Спускались в долину по курумнику, да ещё и с весом, уже на последнем издыхании. Дух был крепок, а вот ноги уже понемногу заплетались.

В одно мгновение, встала двумя ногами на камень, он подо мной зашатался. Рюкзак тянул вниз, я же понимала, что если что, то меня уже не собрать… Все обошлось, я удержалась, но Санечка, видя эту ситуацию, очень за меня испугался…

Мы вышли на поляну в районе 20 часов, затратив на переход порядка 12 часов. Целый день идти с рюкзаком через перевалы по снегу и курумнику, через ручьи и реки!!! Капец какой-то!

Но самое главное, что все дошли до лагеря в целости и сохранности. Никто в пути не подвернул себе ногу и не сломал шею.

Пока ставили лагерь, тучи рассеялись, и я впервые в жизни наблюдала закат в полярный день! Удивительное зрелище!

Смотрите, на фоне голубого неба природа начертила идеальный равнобедренный треугольник!

Вокруг костра собралась вся команда. В ожидании ужина мы болтали, отдыхали от дороги и наслаждались красотой природы!

Завалились спать уже за полночь.

В этот день было пройдено 18 км (30000 шагов). Забегая вперед, скажу, что для нас это был самый тяжелый день, но мы его выдержали!

День пятый. Водные преграды.

С самого утра нещадно палило солнце, в палатке становилось невыносимо душно. Пришлось выползти на воздух, раскрыть все оконца и попробовать еще хоть немного поспать…

Нас ждал жаркий солнечный день. Кто-то уже копошился у костра, кто-то растянулся на поляне, делая зарядку, а мы, наслаждаясь горизонтальным положением, силились еще немножко вздремнуть.

С появлением в воздухе волшебного аромата кофе проснулись уже все и потянулись к костру за бодрящим напитком.

Завтрак тоже не заставил себя долго ждать! Миска каши, галеты со сгущенкой да кружка чая уплетались с удовольствием, а Санечка доедал припасённый заранее вчерашний вечерний плов.

Лагерь собирался мгновенно, каждый занимался своим делом. Егор, разложив провизию на 12 мешков (по количеству членов команды), примерно равных по весу, скомандовал: «Прошу разобрать провизию!» Каждый забирал ношу и укладывал в свой рюкзак. Силы-то у нас еще немерено!

В ожидании старта все наслаждались последними минутами покоя. День предстоял не такой сложный. Тропа пролегала в долине реки Манараги к подножью заветной вершины с одноименным названием.

И снова в путь. Закинув рюкзаки, сразу отправились преодолевать водное препятствие. Вчерашняя тренировка прошла не зря. Отдохнувшие, мы достаточно резво скакали по камням, обжигая ноги ледяной водой.

После первой преграды мы вылили воду из сапог, протерли насухо ноги и переобулись в ботинки. Впереди был участок хорошей тропы.

Топать было одно удовольствие! Душа пела: «По морям, по волнам! Нынче здесь, завтра там!..» А вот тело было совсем иного мнения. Жара, пот тонкими струйками стекал по спине, капал с носа и заливал глаза. Мышцы вспомнили, что рюкзак, капец, не легкий и начинали постанывать. Скажу честно, одеть рюкзак в одиночку было очень сложно, мы помогали друг другу закинуть и пристегнуть свою ношу. Но дух наш был крепок, и мы неумолимо шли вперед!

У небольшого озерца устроили привал. Ребята опять затеяли водные процедуры.

Даже девочки в жаркий день рискнули залезть в воду. Пока ребята купались, я отдыхала и любовалась красотой гор в солнечную безветренную погоду! В горах вовсю бушевала весна!

Весь день шли от водоёма до водоема. У Оленьего ручья решила последовать примеру однополчан и шагать босиком. Скажу честно, чуть Богу душу не отдала. Острые скользкие камни кололи подошву, ледяная вода сводила ноги так, что хотелось посредине ручья встать и надеть обувь. Как ребята умудряются купаться в такой воде? Не представляю! В общем, еле дошла до берега.

А ручеёк-то не маленький, метров 100 брели по воде, как Олени!

Природа в этих местах изменилась. Появились деревья, трава и море цветов. Запах душистых трав разносился по всей округе, дурманя и опьяняя нас. А пение птиц наполняло душу благодатью.

Порой путь преграждали каменные речки. Они нам были уже не страшны!

У Медвежьего ручья видели следы хозяина тайги. Видимо, не зря ручей носит такое название!

Тропа этого дня пестрила разнообразием: то была сухая и удобная, то приходилось месить грязь, утопая в болотине, то вздернута молодой порослью, словно кто-то посеял на дорожку газонную травку.

В какой-то момент мы вышли на поляну, с которой открывался вид на красавицу Манарагу! Вот она! Мы почти дошли!

Вид на вершину завораживал, казалось, что на нее можно любоваться вечно. Кто сидя, кто стоя, а кто лежа кайфовал от увиденного и отдыхал от усталости.

Еще один рывок, еще один ручей с переобуванием, и мы на поляне, которая на целых два дня будет нашим домом!

Переход этого дня занял всего 5,5 часов. Осталось время и силы на посиделки у костра, походные песни и задушевные разговоры!

Начали мечтать о домашней еде… пельмеееени да под холодную заиндевелую водочку… М-м-м… А еще хотелось густого наваристого борща, да со сметаной, да с сальцем на черном хлебушке…

«Мечтали мы, чтоб посреди стола
Вознесся борщ. И был разлит по мискам.
Поверхность благородного борща
Переливалась тяжко, как парча,
Мешая красный отблеск с золотистым…»
                              Д. Самойлов

Кто-то вспомнил о блинах с мёдом или вареньем, а лучше, конечно, с красной икрой… Анне спросила: «Что есть икра?» Мы долго пытались ей объяснить. На помощь пришла Елена, пояснив иностранцам, что икра — это Children fish (рыбьи дети). От души смеялись над этой шуткой!)))

Отложив мечты в долгий ящик, мы с удовольствием уплетали макароны с мясом. А Егор уговаривал народ на добавку.

Вечером у костра было волшебно! Мошка и комары отступили. Вытянув ноги у огня, мы созерцали, как вокруг в лучах заходящего солнца дремали вершины Колокольня да Манарага.

И нам пора….За день было пройдено 12 км (27400 шагов) и преодолено 4 брода.

День шестой. Восхождение к мечте.

Этот день я желаю начать словами великого русского поэта Игоря Северянина:

…Мы живём, как во сне неразгаданном,
На одной из удобных планет.
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет!»

А хотелось в это утро и давно мечталось лишь об одном, о теплом душе! Его отсутствие тяготило меня больше всего. Влажная туалетная бумага и салфетки хоть как-то помогали потному и липкому телу, а голову, к сожалению, салфетками не протрешь. И вот я собралась с духом и решилась помыть голову в реке. Терпеть не было сил, а значит переходим к водным процедурам!

Когда муж лил на темечко воду, думала, что череп вот-вот треснет от холода как грецкий орех. Было такое впечатление, что кожа сжалась и собралась в одной точке, именно там, куда тонкой струйкой лилась ледяная вода. Как я это вынесла — не знаю, но наградой мне была чистая голова!

День выдался пасмурный. Периодически заряжал дождь. Но вершина горы, как ни странно, была видна, дразня нас своею неприступной красотой! В дождь о восхождении не было и речи!

Мы полдня провели в лагере. Слушали байки у костра бывалых походников под кружечку ароматного чая!

Наша стоянка располагалась у знаменательной ели, которая была увешана тотемами групп, побывавшими здесь до нас. Кроме памятных табличек на ветках дерева под увесистой кроной ждали своих хозяев забытые вещи и непригодившиеся продукты. Вот она, ёлочка-красавица!

В ожидании чуда (окончании дождя) мы тоже решили оставить память о нашей группе. Павел придумал концепцию поделки и организовал процесс изготовления тотема. На себя же взял дизайн проекта! Вот что у нас получилось!

В районе обеда дождь подутих. Мы достали штурмовые рюкзаки, скидали в них воду и дождевики, и отправились к заветной цели.

40 минут шли по лесу, петляя между березок.

40 минут поднимались по зеленке, наблюдая, как мимо плывут облака, цепляясь за вершины гор, как стелются по склонам карликовые берёзы, как тают снега и расцветает природа…

Боже! Как все-таки прекрасна жизнь!!!

40 минут поднимались по курумнику, стараясь держать дистанцию и не мешать друг другу. Камень был мелким и сыпучим вперемешку с большими глыбами, да еще и влажным от дождя, что придавало подъему дополнительные трудности.

И вот мы на Студенческом перевале! Красота завораживающая! Хотелось кричать от восторга, наслаждаться каждым мгновением и запомнить на всю жизнь это обволакивающее, всепоглощающее ощущение счастья!

Санечка позировал на фоне Манараги, а за моей спиной красовалась лжеМанарага. Оказывается, есть и такая!!!

Название вершины в переводе с ненецкого означает «Подобная Медвежьей лапе», а на языке коми ее называют Сизимъюра или Унаюраиз, что означает «Семиголовая» или «Многоголовая». На мой взгляд, все перечисленные названия подходят этой необычной вершине.Её высота — 1662 метра над уровнем моря. Ещё сто лет назад она считалась самой высокой в Приполярном Урале, пока не было установлено, что её соседка гора Народная (Поэнурр) выше почти на 200 метров, как и гора Карпинского (1803 м) и Колокольня (1721 м).Местные народы считали Манарагу священной. Доступ к горе был запрещён для всех, кроме шаманов и хранителей рода, а в нашей компании ни тех, ни других не было…

Видимо, по этой причине Егором было принято решение, что дальше мы не идем, да еще и камень сырой, и вечер на дворе… Ребята, конечно, расстроились, но спорить с инструктором в горах себе дороже. Он отвечает за наши жизни!Надышавшись вволю и насладившись красотами Уральских гор, мы отправились в обратный путь.

Хочу отметить, что на предыдущей фотографии кроме Санечки в кадр попали наши извечные спутники — насекомые. Для них горы не горы и реки не реки. Они везде. Чтобы вы понимали плотность их населения в этих местах покажу следующую фотографию и закрою эту тему!

Спускаться было легче, веселее и приятнее! Настроение было приподнятое у всей команды. Мы были рады, что погода позволила восхождение хотя бы до Студенческого перевала!

Душа пела: «Разбежавшись, прыгну со скалы!..» Но инструктор был против этой песни из соображений безопасности, поэтому сошлись на другой композиции «Короля и Шута» и всей командой шагая в такт песне запели: «Ели мясо мужики, пивом запивали, а что конюх говорил, они не по-ни-ма-ли…» Так и спустились к лагерю, горланя на весь лес пионерские да туристические песни. Горячий ужин и какао порадовали организм, а песни у костра согрели душу. Разошлись уже за полночь…

За день было пройдено 12 км (22600шагов). Мечта сбылась! Я вблизи созерцала Манарагу!

День седьмой. В обратный путь.

Пасмурное утро нисколько нас не расстроило, значит, идти будет не так жарко. Самое главное, что с неба не капало! Да и это, в принципе, нас уже не страшило. Зато этим пасмурным утром мы увидели вершину в привычном для нее состоянии, укутанную в облака.

Завтрак, сборы, организационные моменты, разбор по рюкзакам продуктов, приборка поляны и снова в дорогу. Рюкзаки готовы, Сапоги одеты. Спины и ноги привыкли. Страха и боли уже нет, а значит, можно расслабиться и получать удовольствие! Нееее, что-то я поторопилась! Расслабляться рано! А вот получать удовольствие пора бы уже!

Возвращались мы по той же тропинке. Задачей этого дня было пройти чуть дальше поляны, на которой мы уже ночевали, и встать у подножья перевала Кар-Кар. Хотя дорога была нам знакома, в пасмурную погоду пейзажи взору открывались совсем иные, а вот ручьи, грязь и озерца были на тех же местах.

После небольшого озера лес заканчивался и вновь появились карликовые березки, мох да курумник. Мужчины решили заготовить дрова для ужина и каждый взял по брёвнышку. Фольк заметил, что парни утяжелились, нашел сухую ёлочку и тоже поволок её за собой. Так и шли с дровами еще половину пути.

Погода в этот день была отличная! Ни жарко, ни холодно, ни сыро. Самое то для пешей прогулки.

Наша поляна была уже занята, на ней расположилась группа студентов из Сыктывкара. Мы поздоровались, пожелали друг другу удачи и побрели дальше. До подножья перевала было ещё каких-хо пару километров. Кайфовая погода сменилась ветродуем. Мы кренились из стороны в сторону, как мачты в шторм. Даже облака рисовали на небе огромные волны. Похоже, мы шли по дну Пермского моря…

Остановились на склоне под Кар-Каром. Поляна была кривая, вся в камнях. Никак не могли найти более-менее удобное место, но, к сожалению, этого не получилось. Даже надувные пенки не смогли сгладить поверхность земли.

Установив лагерь, мы уселись рядком, в ожидании ужина, для просмотра 128 серии многосерийного сериала «Лето в горах». Мы с Санечкой расположились на последнем ряду на местах для поцелуев!Сюжет картины был предсказуем, но мы все равно не могли оторваться от просмотра. Декорации были великолепны, да и озвучка не подкачала. Завывание ветра, шум бурлящей в зарослях кустарника воды, мимо проходящие туристы в поисках причала, пробегающие олени — все завораживало…

Инструктор Егор уже разжег костер и заварганил ужин. Честно скажу, максимум, чем мы помогали в приготовлении еды, — это её съесть и помыть котлы. С должностью повара Егор справлялся отлично! А по окончании приёма пищи он всегда восклицал: «Спасибо покормили!» На что мы эхом вторили ему: «Спасииииибо!!!»

По окончании сериала все разбрелись отдыхать по своим палаткам, и мы забурились в свое гнездо. Попробуем уснуть среди камней. В этот день было пройдено всего каких-то 14 км (29000 шагов).

День восьмой. Перевал Кар-Кар.

Ночка выдалась так себе, камни впивались в кости, ветер выл, река орала, солнце жарило. Выползла из палатки в 5 утра, сделала зарядку, после чего телу стало полегче.

А день обещал быть солнечным! В лучах солнца мир вокруг нас заиграл совсем другими красками. Нам опять повезло с погодой! Если бы в этот день был дождь, то нам бы пришлось возвращаться к перевалу Зигзаг, он более пологий и простой. Перевел Кар-кар более крутой и даже уже категорийный. Ему присвоена категория 1А. Он состоял из трёх ступеней. Со своей стоянки мы видели только первый подъем.

Пока завтракали, мимо пронеслись отбившиеся от стада олени, а ветер унес палатку. Ни то, ни другое не нарушило наше спокойствие и умиротворение. Никто даже не двинулся с места, пока не был доеден завтрак и выпита чашечка кофе…

Как говорится: «Туристам, как никаким другим спортсменам, важно умение собраться!» А когда ты это делаешь в n-ный раз, то сборы и духа, и лагеря доведены уже до автоматизма. Даже остается немного времени надышаться покоем перед броском.

Егор протрубил подъем, и мы отправились штурмовать перевал. В этот день нам нужно было пройти всего 6 км, но каких!!!

Оказывается, перевал Кар-кар получил свое название из-за внешнего вида. Впереди нас ждали два кратера вулканов или каров, в которых расположены высокогорные озера. Одно озеро находится в водоразделе Балбанью, а другое в водоразделе реки Манараги. Вот и получилось два кратера, два кара и название Кар-кар. И птицы здесь совсем не причем!)))На привалах любовались великолепием уральской природы. Наслаждаясь солнцем, теплым ветром, отгоняющим мошку, да вытирали пот.

При ходьбе по курумнику моей главной задачей было не переломать себе ноги. Поэтому шли не торопясь, помогая друг другу, продумывая каждый шаг и выбирая безопасный маршрут.

Павел веселился. Он успевал все: и помочь девочкам, и налепить снеговиков, и искупаться в горном озере, и сделать тысячу фотографий, и дальше бежать вперед.

На снежной поляне после нас осталось двенадцать снеговиков-«туриков» в ожидании следующей группы!

А вот и обещанные озера!!!

Первые две ступени были более-менее. Мы прошли их без особых проблем, любуясь миром и наслаждаясь жизнью! Даже там, среди суровых ветров, снегов и камней тянется к солнышку жизнь!

А вот третья ступень была самая крутая. Для подъема по ней есть несколько малозаметных троп. Инструктор выбрал средний вариант.Отдохнув перед штурмом, мы снова отправились вверх.

К сожалению, ни одна фотография не передает всю крутизну перевала, а уж тем более наши эмоции при штурме этого препятствия. Нам нужно куда-то туда! Вверх! И без вариантов!

Осмелюсь процитировать великого Бенджамина Франклина. Он сказал: «Энергия и настойчивость побеждают все!» Значит и мы заберемся на эту гору настойчиво и энергично!

Вскарабкались на перевал, нашему взору явилось в полной красе чуть обмелевшее озеро Бублик. В полноводье, знатоки утверждают, озеро принимает форму идеального бублика!

А оглянувшись, вдали я разглядела зубчатую вершину красавицы Манараги! Она, как и прежде, своим «гребнем» расчёсывала косы ветрам и ерошила облака…

Спуск к озеру был легкий и быстрый. Уже к 16:30 мы были на поляне и разбивали лагерь.

Вечер был таким же солнечным и ветреным, «вкусным» и запоминающимся, весёлым и радостным. А ночью, когда ветер стих и на озере воцарился полный штиль, Татьяне удалось подглядеть вот такую картину!

За этот день было пройдено порядка 6 км (13600 шагов). Мы преодолели ещё один перевал и еще раз победили себя!

День девятый. Восхождение.

«Ключи от счастья — это мечты, воплотившиеся в жизнь».

Удивительно хорошо просыпаться на ровной поляне в хорошую погоду под крылышком любимого человека. В такие моменты понимаешь, как все-таки мало нужно человеку для счастья!

А счастье ведь у каждого своё…
Мне этого мгновения достаточно!
Прекрасна жизнь, чудесна и загадочна.
Счастливым быть — решение твое!

Сердце переполнялось радостью от того, что нам опять повезло и восхождение на Народную состоится!Мы не торопясь позавтракали, подготовили штурмовые рюкзаки и трекинговые палки и ждали команды выступать. Анне и Фольк решили остаться в лагере, а остальная группа была готова к восхождению. Нам нужно было пройти 7 км вверх и 7 км вниз. И всего-то!!!

Первую часть пути было удобно шагать с палками. Ручьи на пути были. Поэтому мы взяли только одну бутылку под воду и сухофрукты на перекус.В этом походе мы придумали новый рецепт «Напиток Народная». Для приготовления следует взять воду из ручья, лимон и немного сахара. Отличный бодрящий напиток в пути! Всем рекомендую!!!

Шли спокойно, никуда не торопясь. На привалах набирали воду из ручья, отдыхали, загорали да катались на хобе с горки!

Уже вдалеке появилась наша цель — вершина Народной! Нам вооон туда!

Слухи об этой вершине существовали еще в XVI веке. Но первая серьезная научная экспедиция была организована лишь в середине XIX. Венгерский исследователь Антал Регули посетил хребет в 1843-1845 гг. Именно он первым указал на карте расположение самой высокой вершины Уральских гор. В те годы манси называли ее просто «макушка» или «гора-верхушка», на местном наречии наименование звучало как «Поэнурр». Вот она — верхушка! Уже совсем близко!

С небольшого плато у вершины открывался вид на озеро Голубое и вершину Карпинского.

Занимательно, что мы находились в республике Коми, а хребет Карпинского уже в Ханты-Мансийском автономном округе. У знака «Главная дорога» все оставили палки и дальше уже карабкались без них. Шли по красным меткам, которыми была промаркирована тропа (если, конечно, её так можно назвать.)

Первые доказательства превосходства Народной над другими вершинами предоставил аспирант Алешков. Экспедиция с его участием была организована в далеком 1927 году. Но его замеры были не слишком точными, они показали, что высота горы 1870 м, в то время как на самом деле все 1895 м. И мы почти у цели!

Хочу еще на одном моменте остановить ваше внимание. Как же все-таки правильно произносится название этой вершины: Наро´дная или На´родная.

На эту тему в научной среде долго кипели споры! Одни утверждали, что название вершины образовано от привычного слова «народ». А другие доказывали, что название вершины созвучно с наименованием реки На´роды, протекающей неподалеку. Победу одержала вторая версия! А мне понравилась больше всего третья история! Поделюсь ею с вами, пока отдыхаем на привале.

Существует легенда, согласно которой высшая точка Урала получила свое название в честь великого путешественника, знаменитого индийского мудреца Нарады — того самого, кто предрек рождение Кришны.

Согласно преданиям, он обладал способностью переносить свое тело не только в пространстве, но и во времени. Не случайно с санскрита слово «народа» переводится как «существо, не имеющее преград во вселенной».

Может быть, когда-нибудь и мы обретем возможность так передвигаться без преград во вселенной. А пока поднимаем свой зад, берем ноги в руки и раз-два, раз-два — шагаем дальше!Почти на самой вершине установлен православный крест.

А на самой высшей точке горы множество памятных табличек и знаков. Нас же ждали головокружительные виды и обалденный перекус! Егор приберег для нас черный бородинский хлебушек с ароматным салом. Вкуснее, честно скажу, я ничего в жизни не ела!!!

На небе ни облачка, солнышко пригревает, полный штиль! Мы думали, что на вершине будет ветер, взяли штормовки, но они не пригодились! Благодать!!!

Говорят, чтобы узнать, где живет твое сердце, нужно заметить, где бродит твой ум в минуты мечтаний… Моё сердце, видимо, живет где-то здесь!!!

Сидишь на вершине, созерцаешь всю эту красоту и даже кончиками пальцев ощущаешь неимоверное счастье, бесконечное блаженство и благодать…

Скажу честно, истинные чувства, которые ты испытываешь на вершине, сложно передать словами, нужно просто подняться с дивана, взобраться и прочувствовать все самому!!!

А мы отправляемся в обратный путь. Ноги от бесконечных прыжков по курумнику уже гудели, колени дрожали, а голеностоп плохо держал. Но это все такая мелочь… Потихоньку идем вниз!

За 7 часов мы поднялись и спустились в лагерь. Немецкие друзья без нас не скучали. Отдыхали, загорали, наслаждались отличной погодой и тишиной. Вокруг нас выросло несколько лагерей, один из них экологический. Ребята собирали мусор после незадачливых горе-туристов. Вдали разносился звук свистка, они потеряли товарища. Все обошлось, всех нашли. А мы воочию увидели и прочувствовали, зачем нужен свисток в горах!

Ужин в тесном кругу, задушевные разговоры да баюшки-баюшки!За день было пройдено 14 км (29100 шагов). В пути были 7 часов. Ура! Самая высокая гора Урала покорена!

День десятый. Замыкая круг.

«Дорога к счастью не всегда асфальтовая».
Трумен Капоте

В этот день мы возвращались на точку выгрузки в районе турбазы «Желанная». Еще один ходовой день, еще один рывок и круг маршрута замкнется! В душе поселилась грусть, что путешествие подходит к концу, но её так же переполняло ощущение огромного счастья, счастья возвращения домой!Ночью случился камнепад. Его следы мы заметили утром. Грязные чёрно-серые полосы нарисовали на снежнике штрих код.

В 11:30 вся группа была готова к старту! Мы попрощались с озером Бублик и в обычном порядке отправились в путь.

Кинули последний прощальный взгляд на великую Уральскую вершину горы Народной.

Вблизи оценили красоту ледника Балбан.

Помахали рукой перевалу Валдик. Он был первой преградой в нашем путешествии.

Прогулялись по долине реки Балбанью по старой дороге.

В сухую солнечную погоду и река — не река, и болото не болото! Месить грязь уже было привычнее и понятнее (как обойти ручей, как лучше преодолеть грязь, переодевать сапоги или можно это препятствие пройти в трекинговых ботинках, как найти в кустарнике еле заметную тропу). В общем, все приходит с опытом, который мы с лихвой получили за путешествие!

Мимо нас впервые за 8 дней промчался шестиколесный транспорт. Так передвигаться в этих местах позволяет себе только руководство заповедника.

А за ним следом проскакал транспорт местных оленеводов! Раз, два, три четыре! Раз, два, три, четыре!

Мы же, как и прежде, «чапали» на своих двоих. Раз, два! Раз, два!

У подножия горы под громким названием Старуха природа создала небольшое озеро Малое Балбанты (на языке манси «Малое священное озеро»).

Мы шли по территории священного природного комплекса. В храме под открытым небом вплоть до середины ХХ века нельзя было пить воду из священного озера, плеваться, испражняться. А женщинам в этих местах даже нельзя было слезать с нарт или лодки и обязательно прикрывать голову платком. Все эти правила местными народами строго соблюдались!

Вообще, у кочевых народов всегда было принято в дикой природе, особенно в горах, «быть гостем» — вести себя сдержанно. Не полагалось громко кричать, петь, устраивать пляски, вести себя высокомерно и вызывающе; запрещалось также нарушать что-то в дикой природе — копать землю, рубить деревья, рвать цветы и травы и даже дробить камни… Считалось, что после смерти человека одна из душ реинкарнируется в одном из потомков — т. е. человек, духовно рождаясь заново, несёт «багаж» добра и греха из прошлой жизни; поэтому при нарушении табу грех за проступок переходит к близким нарушителя…

Мы тоже старались не грешить: не пить, не рвать, не кричать, а уж тем более не пускаться в дикие пляски! Просто сил уже не было.

У стоянки оленеводов опять притормозили. Мужчины купили сушеной рыбы в предвкушении пивной вечеринки, а дамы приобрели по оленьей шкуре. Всё в дом! Всё в дом!)))

Стойбище под Старухой имеет древнюю историю: это место было «обжито» кочевниками очень давно — упоминания о чуме сохранились в записях и рисунках еще с середины XIX века. И на сегодняшний день оленеводы из посёлка Саранпауль приходят сюда на летние пастбища, а осенью откочёвывают обратно в Тюменскую область…А мы идем дальше, еще километра три нужно продержаться…

Рюкзаки уже легче, дорога проще, дух крепче, а путь подходит к концу! Последний брод и мы у цели!!!

Ура! Мы сделали это! Мы дошли! Какое счастье!!! Наконец-то на лице мужа появилась улыбка!

Когда лагерь уже был поставлен и приготовлен ужин, приехала наша вахтовка и привезла три группы.

Команда из двух человек ушла сразу. Компания из 10 человек стартанула через час, а третья группа встала рядышком с нами на ночевку. К нашему удивлению, водитель привез нам презент — дыню!!! Счастью не было конца!

Мы вместе с вновь прибывшей командой провели вечер у костра, делясь нашими эмоциями и впечатлениями. Отрадно было смотреть в горящие глаза туристов, живущих в предвкушении чуда. А нам грустно было осознавать, что у нас все это позади…

За последний день пешего маршрута нами было пройдено 19 км (32 тысячи шагов.) Мы не сломались, не сдались и не разочаровались! Гулять по «жидкому» асфальту то еще счастье! Мы влюбились в такой вид отдыха, в эти места и в нашу команду!

Могу заявить со 100-процентной уверенностью, что этот первый поход ТОЧНО не последний в нашей жизни! У нас все только начинается!

День одиннадцатый. Возвращение в цивилизацию.

Ранний подъем, вкусный завтрак, оперативные сборы и в дорогу!

В 7 часов уже стартанули с поляны, предстояло проехать до цивилизации каких-то 8 часов.

В машине звучал шансон, мы периодически подпевали, порой дремали, порой оф…ли от шедевральных произведений. На песне «Ein Zwei Polizei», услышав знакомую речь, оживился даже Фольк!

Перед рекой Кожим по традиции на парковке остановились на перекус.

Как говорится: «Духовная пища — меню последнего дня турпохода!»

У Егора остался только изюм, курага да сахар. Мы тоже достали из закромов все, что было. С этим и попили чаек из термоса и покатили дальше.

Штурмуя перевалы любовались видами из окна. Вдали таяли горы, местами появлялся лес, а порой мы утопали в облаках…

Останавливались на зелёные стоянки, немного отдыхали от тряски и гуляли по дороге с облаками!!!

Пока были в дороге, по просьбам общественности, Егор арендовал баню. Ближе к Инте, где уже появился лес, остановились наломать берёзы. Уже готовых веников в лесу не нашли))), по этой причине пришлось вязать веники для бани самим.

Наконец-то появилась связь, и все первым делом начали звонить родным. Мы тоже сообщили своим, что все хорошо и мы вернулись в цивилизацию.

Вахтовка привезла нас к ж/д вокзалу. Мы закинули рюкзаки в камеру хранения и отправились в город. Инта находится в 15 км от станции, поэтому мы воспользовались милостью водителя, который дождался нас и домчал до центра.

Нашему взору предстал маленький уездный город со своей печальной историей, немного неухоженный, но с добродушными улыбающимися жителями.

Группа разбрелась по городу по своим делам, назначив время и место встречи. Мы решили найти продуктовый магазин, чтобы купить продуктов в дорогу и в баню. Уж очень хотелось чего-то вкусного, например: мягкого свежего черного хлеба с хрустящей корочкой, а сверху на него водрузить кусочек жирной слабосоленой селёдочки да с пивком… мммм…… Ноги сами бежали к магазину, слава Богу, что «Магниты» и «Пятерочки» сейчас есть везде.

Наш путь пролегал через дворы да закоулки, где на верёвках сушилось бельё, по лужам гоняли на великах дети и стояла непривычная для города звенящая тишина.

На обратном пути в сквере наткнулись на музей угледобывающей техники под открытым небом. Когда-то это оборудование «трудилось» на угольных рудниках, а когда шахты закрыли, появился музей.

Баня была заказана с 17:00 до 20:00 (2400,00 руб.) Я ждала ее как манну небесную. Мы собрались в намеченный час, вызвали такси и отправились в баню, которая находилась на территории стадиона.

Скажу честно, внутри она выглядела намного современнее, чем снаружи, и отвечала всем нашим требованиям: была парная, душевая, даже небольшой бассейн и огромный стол, где можно было посидеть.

На этой «территории» Егор уже сложил свои полномочия, а мы с Леной их подхватили, немного подсуетились, накрыли стол, организовали «банкет» и понеслась…

О всех прелестях бани да с пивком, да под хорошую закусочку я останавливаться не буду. Думаю, что все представляют какое это счастье!

Чистые и весёлые, мы никак не хотели расставаться. Все разъезжались в разное время, наш поезд уходил в районе 23 часов. Егор пригласил нас провести остаток времени до поезда на квартире, в которой базировалась турфирма. Мы все с удовольствием согласились!

За небольшим застольем продолжалось общение. Откуда ни возьмись появилась гитара. Санечка кое-как ее настроил и заиграл…

Ребята потихоньку друг за другом отчаливали. Прощание очень напоминало последний день в пионерском лагере, когда до слез не хочется расставаться с новыми друзьями. В какой-то момент пришел и наш черед.

Начали вызывать такси, а конторы стали нас кидать от одной фирмы к другой. Время шло, а машину найти не можем, начали уже немного напрягаться. Пришлось поднять соседа этажом выше, который соблаговолил нас подкинуть до вокзала. Это же чудо какое-то. Какие отзывчивые и доброжелательные люди нас окружают!

На вокзале, обнявшись с Леной и Ильёй, пообещав друг другу, что это не последнее совместное путешествие, мы загрузились в поезд и, счастливые, завалились спать!!!

За этот день мы вкусили все прелести цивилизации: передвижение на авто, вкусную еду и Баню!!! Жизнь прекрасна!

День двенадцатый. Вдвоем хорошо, а втроем еще лучше!

Просыпаться под стук колес в комфорте и тепле было сладостно и приятно. Уже в 6 часов я была на ногах. За час до прибытия нам принесли в купе завтрак, который был проглочен с удовольствием!

В 7:16 поезд прибыл в Ухту, где нас ждали наша любимая машинка и Павел — наш друг и соратник по пешему походу!

Как выяснилось, через Сыктывкар проезжает очень мало поездов, а наш обратный путь пролегал как раз через этот город. Мы с удовольствием предложили Павлу составить нам компанию.

Покидав в машину рюкзаки, переодевшись из походного в дорожное, удобно расположившись в автомобиле, мы отправились в сторону дома.

В этот день в планах было проехать порядка 700 км. Погулять по Сыктывкару и заночевать уже в Пермском крае, в Гайнах.

Недалеко от Емвы заехали на заправку Лукойл, там нас уже ждал далекий давний друг Михаил. Он нашел время в своем плотном жизненном графике, вырвался с работы, чтобы повидать нас!

Пока мужики разговаривали, я заправила авто, у дедушки на обочине дороги купила местной клубники и с удовольствием её уплетала. В походе мы очень соскучились по фруктам и овощам!

В районе обеда мы были уже в Сыктывкаре.

Павел категорически не хотел нас отпускать, накормил домашней едой и устроил экскурсию по родному городу.

План экскурсии обсудили, часы сверили, местного кваску купили и пошагали!

А вокруг кипела жизнь! Привет, Серёга!!!

После тишины на природе город оглушал, засасывал в людской поток и бурлил, растекаясь по улицам, проспектам и закоулкам. Кто-то мирно отдыхал в жаркий день на лавочках перед театром, а кто-то переносил жару в городском фонтане…

Мы же решили прогуляться по парку, укрываясь в тени деревьев от палящего солнца.

Заметила удивительные фотографии. Интересно было увидеть, как выглядели улочки в начале 50-х прошлого столетия и как они выглядят сейчас…

Павел поведал нам, что название города произошло от коми-зырянского слова «Сыктыв», что означает «река Сысола», и суффикса «кар», что означает «город». Таким образом, Сыктывкар — это «город на реке Сысоле». Оказалось, все очень тривиально…

А вот и она, река-красавица.

Прогуливаясь по набережной, наткнулись на гуманитарную помощь от Бабы Яги. Видимо, уже не может старушка на каблуках бегать. Берите, люди добрые, кому подойдут!

Увидели афишу, и возникло желание зайти в музей, но по времени были ограничены, поэтому отложили экскурсию до лучших времен.

Наткнулись на Грибной переулок. Он считается самым узким, причем не только в Коми, но и во всем мире. Его ширина составляет всего 10 см, что, конечно же, маловато для человека, а вот для грибов — в самый раз.

Гуляя по городу, любовались фасадами зданий. Мозаики советского прошлого восхищали!

Несколько раз на зданиях натыкались на изображения птиц в пермском зверином стиле, а на одном из перекрестков увидели стелу.

Стало интересно, что же это за персонаж? Оказалось, что эта диковинная птица «живет» на гербе Республики Коми.

Историческая справка: «В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира.

Хищная птица — характерный предмет искусства звериного стиля в бронзовом и особенно железном веках у ряда народов, в том числе Поволжья и Приуралья. Она свидетельствует, что древние предки коми размещались в бассейне Вычегды в первом тысячелетии.

Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира.

Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. Лосиные головы на груди птицы усиливают выражаемые птицей этнические истоки коми».

Около городской школы №12 заметили памятник первой учительнице под названием «Учителю с любовью». Скульптор утверждает, что дети тянут педагогу цветы, но у меня иное мнение…

А Вам как?

Стоит заметить, что в Сыктывкаре памятники, стелы и арт объекты расположены в необычных местах: каких-то маленьких скверах, двориках и закоулках. В одном из таких уголков притормозили у древнего Коми промыслового календаря, прототипом которому послужила находка на берегу реки Вычегда в 1975 г.

Парни изучили календарь, выяснили, что год делился на 9 периодов — «месяцев», в основу которых положены годичные биологические ритмы промысловых животных. Сейчас шел период росомахи.

Обязательным местом для посещения был памятник букве «Ö», установленный возле Центра Коми культуры на улице Бабушкина.

Табличка на памятнике нам рассказала, что 18-ая буква коми алфавита впервые была использована для передачи коми слов Г. Ф. Миллером в середине XVIII века. Главной задачей этого объекта — привлечение внимания к сохранению языка и традиций народа Коми.

— Ö!!! — напевал весёлый Санечка.

Подойти к арт объекту «Корова-кормилица» нам тоже удалось. Погладили коровушку, приголубили, подоили и дальше побрели!

Конечно, за три часа одни мы бы столько не увидели, не узнали и не оценили! Особенно ценно было заглянуть в уютные дворики, где живут обычные люди, где лужи «застелены» старыми шерстяными коврами, а для гулящих котов организованы персональные лесенки. Мы увидели, что у города есть Душа и советское прошлое!

От всей души хочется сказать спасибо большое Паше за экскурсию, за вкусный обед и за удивительное время, проведенное вместе! Будете у нас на Колыме (в Перми), заходите!

А нам пора в дорогу, нам следовало проехать еще порядка 400 км.

От Сыктывкара до Визинги шли по основной трассе, по хорошему асфальту. В Визинге отвернули на Гайны, на второстепенную дорогу. Асфальт растаял…

После Кажима закончился асфальт окончательно и началась песчаная лесная дорога.

Дорога проходимая, машины попадались на пути разные. Никто не застревал.

С огромным счастьем созерцали табличку «Пермский край». Уже можно было выдохнуть и воскликнуть: «Ура! Мы почти дома!»

После Усть-Черной дорога превратилась в гравийную.

Уже вечерело, и мы наблюдали закат! Даже по закатам мы соскучились в девятидневный полярный день!

В районе 23:00 по пермскому времени мы приехали в Гайны. Интернет нам рассказывал, что в поселке 3 гостиницы. Мы обзвонили все, но свободных мест не было. Всё занято строителями. Расстроились, конечно, но делать нечего, пришлось гнать до Кочево еще 80 км, где свободные номера и отдых за 1800,00 руб./сутки. Зато эти 80 км можно было лететь по отличной дороге!

Заселились в гостиницу глубокой ночью, заснули, не долетая до подушки.

За день проехали 790 км, познакомились с Сыктывкаром и вернулись в Пермский край!

День тринадцатый. Возвращение.

«Хорошо, что есть на свете это счастье — путь домой!»

О, Боже, как мало человеку нужно для счастья: мягкая кровать, здоровый сон и осознание того, что уже сегодня мы будем дома! Нам оставалось до Перми каких-то 270 км.

В это утро мы позволили себе выспаться. После утренних процедур на завтрак рванули в Кудымкар.

75 км, час пути, и мы в новом городе. Хотя Кудымкар город Пермского края, мы в нем никогда не были. Поэтому первым делом, по совету девочек, мы решили отведать национальной кухни в ресторане «НациональнÖй».

Скажу честно, для небольшого уездного города ресторан шикарен и по убранству, и по обслуживанию, и по кухне!

Наш внешний вид абсолютно не гармонировал с заведением, но это нас не очень смущало. В обеденное время в рабочий день было не много посетителей, мы никого не напугали.

Разместившись на диванчиках в уютном уголке, мы занялись изучением меню. Глаза разбегались от разнообразия, даже в животе зажурчало от желания все попробовать!

Мы не стали скромничать, заказали все, что хотели, и в ожидании чуда занялись изучением интерьера ресторана. Картины и фрески с былинными героями украшали стены, а шкуры и чучела животных гармонично вписывались в интерьер.

А тем временем начали подносить блюда! Уже от их названий текли слюнки. Смотрите как вкусно «Свинина в рябиновом соусе с перловкой».

А кто пробовал пирожки с пистиками или хотя бы знает, что это такое?

У бабушки в деревне в далеком детстве я ела такие. Очень вкусно!!!

Не буду описывать все блюда, но отмечу, что завтрак, плавно переходящий в обед, был великолепен! Всем рекомендую это место!

Хотя погода совсем не располагала для прогулки, мы решили пройтись хотя бы по центру города.

У центральной аллеи нас встречал богатырь Кудым-Ош, в честь которого и назвали город Кудым-кар.

Нашему взору открывается книга, из которой выходят Кудым-Ош, медведь и Санечка. Богатырь держит в руке символ пама — жезл главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. На левом плече у него сидит сова — символ мудрости, а рядом идёт медведь — хозяин лесов, олицетворение силы. Санечка же не является деталью скульптуры и вообще к коми пермякам отношения не имеет и языка не знает. В общем, заезжий молодец!

На пешеходной улице в дождь было пустынно, только герои былин и народных преданий нас окружали.

Вот мужичок с медвежонком на поляне резвится.

Это Пера — богатырь отдыхает на тропе лешего. Ничего не боится Пера!

Женские образы тоже окружали нас. Два этих образа мне напомнили пословицу: «Бабы каются, а девки замуж собираются!»

На самом же деле эти скульптуры отсылали нас к легенде о сватовстве Кудым-Оша к мансийской княжне Костэ. Богатырь отправился сватать княжну по совету колдуньи, которая имела тайную цель погубить его, поскольку знала, что никто из отправившихся сватать Костэ не вернулся назад. Все они были казнены по приказу мансийского князя, потому что, увидев невесту, отказались от своих намерений. Их отпугивало ее безобразное мохнатое лицо. На самом деле Костэ была красавицей, но её мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, обклеила лицо дочери кусочками телячьей шкуры. Когда Кудым-Ош вошёл в шатёр, в котором находилась княжна, пред ним предстала девушка с прекрасными глазами, но безобразным лицом!

«…Там сидит на мягких шкурах
Дева — чудище лесное:

Руки — что паучьи лапы,
А лицо — как морда зверя…»

История закончилась свадьбой, чему я была очень рада!

Таких легенд и историй у народа великое множество, всех не перечесть. Можно приехать сюда специально на этно-экскурсию, а можно проштудировать интернет.

Мы же заметили уже знакомый предмет — календарь охотника и с удивлением насчитали на нем только 5 животных! Где остальные? В Сыктывкаре их было 9!

Посидеть — поразмыслить на эту тему не удалось. Дождь сеял, все вокруг было сырое, а нам пора было уже закругляться!

Загадали желание у камня желаний, на котором красовался мишка и побежали воплощать желание в жизнь!

На обратном пути полюбовались оригинальными пятиэтажками. По задумке местного архитектора в определенной точке многочисленные торцы здания сливаются в одну картину, и можно увидеть все того же Кудым-Оша или просто красивый орнамент.

Попрощавшись с народным героем, выбрав путь в сторону дома, мы отправились дальше.

В походе Юрий рассказал о своей родине — Пешнигорте и рекомендовал заехать хотя бы на минутку. Нам было по пути, а значит и минутка найдется!

Путь наш лежал в Этнопарк «Заветный клад».

Если коротко, «Заветный клад» — это уникальный этнографический парк под открытым небом, позволяющий познакомиться с бытом и традициями коми-пермяцкой культуры. Заходи, гуляй и не стесняйся.

Прикоснись к маленькой частичке великой истории загадочного народа чудь (предков коми-пермяков), оставившего после себя уникальное культурное наследие.

По легенде, именно здесь зародилось село Пешнигорт, на поляне, где когда-то находилась землянка первых жителей.

Мы погуляли, почитали, наелись ирги и впечатлились! Хорошее места для отдыха и праздников! И познавательное, и развлекательное. Спасибо, Юрий, за подсказку!

Последний бросок до Перми под тяжёлым пасмурным небом был коротким, комфортным и стремительным.

В город решили ехать через Ильинский, эта дорога чуть длиннее, зато живописнее и свободнее.

Кама открывалась нашему взору во всей красе!

Наше путешествие неумолимо приближалось к концу. Еще одна мечта осуществилась! Еще один увлекательный отпуск уходит в лета. А значит, можно начинать мечтать о новых дорогах!

На этом моё повествование подходит к концу, а напоследок хочу сказать: «Не бойтесь идти в горы, бойтесь никогда там не побывать!»

Надеюсь, наш опыт кому-нибудь будет полезен.

До новых высот и новых путеШествий!