Летний отпуск в Грузии '23

23.10.2023 | 8021 просмотр

Отпуск, как всегда, был запланирован за полгода, расписан во всех деталях, но, конечно, всё пошло не по плану. Машина всё та же, Toyota Auris на вариаторе, 1,6, 2014 г.в.

10.06

Собственно доездинг, выпинала себя в 5 утра из Москвы и ехала где-то до полуночи, встряла на ремонте перед Ростовом часа на 3. Остановилась, как обычно, на Газпроме перед поворотом на Краснодар.

1240 км.

11.06

Выехала уже в 6 утра, потому что да ну его нафик, я в отпуске. Без приключений добралась до Владикавказа, в поисках пропитания заехала в Фыдджынту, очень рекомендую.

Фыдджын «с собой» выдают в пакетике.

Закупилась лекарствами для пассажирки и поехала к границе. Наконец-то увидела ВГД в хорошую погоду и не в темноте. Вид, конечно, просто сногсшибательный, особенно, когда с нашей стороны едешь.

Захватывающий вид. А если серьёзно, то природа безумно красивая.

Очереди, считай, не было, но на нейтралке зависла на час, в итоге 2 часа, 22:00 по-местному и я ищу ночлег. Перед Степанцминдой купила симку и страховку, очень дорого, не рекомендую. Доехала до стоянки дальнобойщиков, нас пустил бесплатно крепко поддатый сторож, спасибо ему за это, хоть он и был несколько навязчив.

615 км.

12.06

Наконец-то начало путешествия. Первая точка — лайтовый двухдневный треккинг в Джуте, к перевалу Чаухи. Дорога туда сначала нормальная, а потом не очень. Подъём довольно крутой, если машина начнет сползать, будет страшно, но недолго. Пропустила перед собой Делику с туристами и поплелась за ней. На парковке (единственной и платной, 10 лари в день) для туристов узнаю, что на перевале по пояс снега. Поэтому треккинг превратился в прогулку налегке «докуда дойдём».

Так как вышли поздно, около 11 утра, успели пройти только 6 км в одну сторону, в 15:30 было принято решение поворачивать обратно.

На маршруте есть брод, в ту сторону было ниже колена, в обратную — выше, пришлось ждать, пока кто-то ещё подойдёт, так как одной, да ещё и с псиной на буксире, стрёмно такое переходить. Псина добровольно лезть в реку категорически отказалась, пришлось применить насилие, из-за которого она ухнула аж с головой, бедолага.

На обратном пути пошёл дождь, вымокли как следует — от дождевика толка не было, лило как-то горизонтально.

Дождик ближе, чем кажется.

Переждали дождь в машине. Оставаться на ночь не хотелось, но ехать по мокрой грунтовке не хотелось ещё сильнее. Понаблюдала за спуском нескольких полноприводных машинок и отправилась только после храброй Киа Пиканто с местными.

По плану был ещё треккинг к Келицаду, но, учитывая, что маршрут проходит по северному склону, да и вообще там выше, пришлось вычеркнуть его из списка.

Остановилась на ночёвку на берегу в Ананури.

Сушимся.

Под Гудаури проходят тоннель, вот дальнобоям будет облегчение — как они карабкаются с южной стороны на этот перевал, это просто ужас какой-то.

85 км.

13.06

Приехали в Тбилиси, заскочила к дилеру Тойоты, поспрашивать про одну запчастюлину для знакомых, и пулей (насколько это возможно по пробкам) вылетела в сторону моря. Советую хотя бы раз прокатиться по маршруту Тбилиси-Манлиси-Цалка-Ниноцминда, и далее через Хуло (если дорога позволит, там грейдер) или Хашури. Это долго, но виды того стоят. И лучше именно в таком направлении, потому что все время под горку. В программе бескрайние альпийские луга, живописные озера, вулканическое плато

и улица аистов в Ниноцминде.

Ещё в Цалке есть улётный каньон и отличная хачапурная Shain, первый раз вижу, чтобы так много сыра клали в начинку.

Погулять нормально не получилось из-за дождя и ветра, остановились на ночёвку в неплохом местечке за Аспиндзой.

283 км.

14.06

Благодаря дождям и грузовикам дорога через Хуло стала непроходима для пузотёрки, пришлось возвращаться через Ахалцихе-Хашури и ехать на море по «обычному» маршруту. Боржоми очень симпатичное место, хоть и несколько поистрёпанное. После Хашури китайцы строят крутейший автобан, так что скоро поездка на море станет быстрой и безопасной.

Во второй половине дня приехала и встала на пляже рядом с Уреки. Раньше он был бесплатный, но сейчас на въезде поставили сторожку, возможно, платно стало уже в этом сезоне.

300 км.

15-16.06

Тюленинг на море.

Очень Фактурная Сосна.

Съездила в Батуми, на рынке купила молока. Спрашиваю дедушку-продавца — кипятить надо? Я вообще молоко из непроверенных источников всегда кипячу, но тут мне захотелось послушать красивую историю про экологию и все такое. А дедушка посмотрел на меня как на идиотку и сказал, что надо.

17.06

Ночью был дождь и шторм, откуда-то принесло надувную горку. Днём за ней приехал трактор с прицепом.

Праздную день рождения в дороге в Местию.

Туда я не поехала.

Изначально был план закольцевать маршрут через Ушгули и Лентехи, но мне хватило одной поездки по мокрой грунтовке вдоль обрыва, поэтому я ограничилась асфальтовой частью. Проехали поселение, захватив там пару пирогов на ужин, и устроились на ночь на лужайке, где к нам прибился толстый дуралей со своей подружкой-заводилой.

Почему-то они решили, что брехать возле машины всю ночь напролёт — это отличная идея; по-хорошему они не поняли, пришлось опять применять насилие, ох уж эти собаки.

219 км.

18.06

Возвращаемся в Местию и идем на маршрут к озёрам Корульди.

Сами озёра, как достопримечательность, на мой взгляд, так себе, но это всё равно хорошая прогулка и возможность полюбоваться Ушбой.

Полюбовалась:

Видишь Ушбу? А она есть.

Мне уже оставалось минут 20 до цели, когда сзади внезапно подкралось это:

Я плюнула и почесала к навесику у креста обратно, где мы и переждали ливень, после чего спустились к машине.

Это все, что я могу рассказать о прогулке на озёра :D.

Погрузились в машину и тем же вечером опять разместились на пляже. Дорога обратно смотрится гораздо интереснее.

Бывает мёд гречишный, липовый, а это — дорожный. Но я всё равно привезла пару банок, очень вкусный и душистый.

219 км.

19.06

Больше половины отпуска прошло, поэтому я торжественно закрыла морской сезон тюленингом.

Весь день зависали с тёлками.

20-21.06

Выдвигаюсь в Тбилиси стандартной дорогой, поливает вовсю, пару раз спланировала и чуть не раскрутилась на лужах. Остановились на ночёвку в парке в Мцхете. Сходила в банк и отправилась в изначально запланированную, потом отменённую и вновь восстановленную точку маршрута.

Дорога в Глолу и Шови запомнилась, помимо пасторальных видов Имеретии, перевалом в районе Боквы. Перевал как перевал — да, крутой; да, плечи у него настолько короткие, что меня даже укачало; но что-то в нём было такое, что мысли об этой дороге не отпускают меня до сих пор, спустя три месяца после поездки. Фоток особо нет, потому что дождь. На ночёвку встали между Глолой и Шови.

259 км.

22.06

С утра пораньше, то есть аж в 8 часов, мы уже были на старте маршрута к озеру Удзиро. Это была бы жемчужина моего путешествия, если бы не дожди.

Поэтому вместо ночёвки на озере было решено опять сделать вылазку «докуда дойдём». Подъём из Глолы круче, чем из Шови, но последний был менее натоптан, и к тому же я предпочитаю побыстрее отмучаться на крутом подъёме и отдыхать, а не превозмогать относительно пологие тягуны.

«Ноготочки».

После ночного дождя тропинка через лес была раскисшая и скользкая, а на лужайках росла крапива мне по плечо, ух и жгучая, зараза. Подъем действительно крутой, два часа тащиться все время вверх — тяжело. Спускаться, впрочем, было ненамного легче.

В общем, осилила я ровно половину маршрута и упёрлась в речку.

Дальше дорога была гораздо легче, но вода была широка и высока, а т.к. упасть на хвост мне было некому, я устроила небольшой привал и повернула обратно. Опять идти через эту проклятую крапиву, туда даже собака лезть побоялась.

Пока рыжая жаба придавила водопровод в чей-то дом, пущенный прямо из речки,

я набрала во все имеющиеся ёмкости воды из колодца. Одна до сих пор стоит, не испортилась.

Удачно припарковалась, увидела, когда уже уезжали.

Уезжали обратно в Тбилиси мы уже под дождем. Это было 22 июня, а 3 августа соседнюю деревню Шови смыло оползнем. Это к вопросу о том, почему я металась как бешеный таракан и нигде, кроме моря и столицы, не задерживалась надолго.

По дороге обратно в какой-то деревушке проехала ларек с выпечкой, из «серьёзного» были только лобиани (пирожок с фасолью) размером с полноформатный багет, по 1,20. Я гордо отвернула нос, ибо негоже туристу питаться травой и напитывать автомобиль метаном. Через час совсем оголодала и купила лобиани на заправке, в 3 раза меньше и во столько же раз дороже. Мораль — не надо выёживаться.

259 км.

23.06

Этот день я бездарно потратила на стоянке у Тбилисского водохранилища, ожидая решения банка. Очень людно и грязно, не рекомендую.

24.06

Утром пишу родителям — почему, когда я один вечер не читаю новости, происходит какая-то фигня? Затарилась вином, колбасами, сырами и чурчхелой в Карфуре и на рынке, и выдвинулась в сторону дома. Сначала была идея отсидеться в окрестностях Степанцминды, но потом, прикинув, что границы-то могут и закрыть, всё же поехала дальше.

Границу прошли со свистом примерно за час, и вечером я уже была в Минеральных водах. Забавно, что меня первый раз в жизни тормознули на блок-посту между регионами и зачем-то пробивали машину. Я как раз ужинала на ходу, в зубах держала батон, а на коленях лежала колбасная нарезка, может, причина была в этом.

430 км.

25.06

С утра выдвинулась из Минеральных вод. Дорога почему-то была пустая, и шлагбаумы на платных трассах были открыты, нувыпонели :D, заодно затестила обход Аксая — кайф. Оказалось, что между МВ и Москвой 1500 км, а меня глюкнуло, что 1200, и я ещё вечером гадала, чего так устала?

1550 км.

Итого

Направление популярное, поэтому про всякие заправки-обменники опустим.

Отношение ко мне было нормальное, собаку затискали. Общение с поколением до 40 в основном на английском.

Пройдено ~5000 км.

На весь отпуск потрачено 48000, из них около тридцати — это бензин и платная дорога.

Ночевки только в машине, половина еды в консервах, чай-кофе-сахар-сникерсы тоже с собой (входит в сумму выше).

Для тех, кто едет с собакой — дворняг много, от стай мы прятались в машину, одиночные были не агрессивные. В Тбилиси можно закупиться обработками, но удовольствие недешевое, в любом случае. Мы поехали в июне, потому что, во-первых, это ещё не совсем сезон в горах и там меньше народу, а во-вторых — больше источников воды для собаки. В середине-конце лета они пересыхают и лишний литр-полтора приходится тащить на себе.

Дороги в целом нормальные, но я нашла, во что провалиться аж целых 7 раз, чего со мной не случалось никогда. Наверно, дело в том, что я поставила, наконец, металлическую защиту картера и почувствовала себя слегка бессмертной.

Многие обращают внимание на самовыгульных коров на трассе (даже на огороженном автобане, как они туда попадают — хз), но никто не пишет про их г-но. Я пару раз вляпалась (машиной), но мыть не стала, решив, что под дождём само отмоется. Но я проехала через 3 ливня, очень сильных, и всё равно почётно довезла до самой Москвы коричневый сувенир, который с трудом оттёрла с порогов на самомойке. Имейте в виду.

P.S.

Ещё произошла забавная история с ключами. Когда мы уезжали из Местии, я открыла машину, разложила вещи и поняла, что потеряла ключ. Осмотрела все вокруг — как сквозь землю провалился. Ну, раз его нет снаружи, значит, он где-то внутри, потом найдётся — с этой мыслью я достала запасной и уехала.

На стоянке у моря перетряхнула машину два раза — не нашёлся. И ещё два раза у Тбилиси. Но он точно был где-то внутри, ладно, в Москве буду пылесосить — найдётся.

В Москве вынесла все вещи, вытряхнула сумки, пропылесосила всю машину — нет. На этом моменте я подумала, что ключ всё же утерян. Но тут! Я обнаружила, что в метке на запасном ключе села батарейка, а машина всё ездит, значит, основной ключ всё ещё где-то рядом. Ещё раз с пристрастием обыскиваю всю машину и, наконец, нахожу пропажу. Если бы не метка, он остался бы там навсегда.

Между спинкой и сидением дивана, из багажника туда не попасть.