|
Начну, как и наше путешествие, с места в карьер. Для начала про машину и подготовку. Toyota Auris, 2014 г.в. на вариаторе, была куплена в апреле с пробегом 98000, в мае прошла прикатку к водителю в поездке в Грузию, в процессе которой был сделан сход-развал, так как ело внешнюю кромку правого переда. По возвращении в Москву процедура была проведена повторно в нормальном месте, и проблема ушла. Поменяла масло-фильтры и поставила рацию. Машина готова! :) Справедливости ради стоит отметить, что сразу после покупки были поменяны диски-колодки по кругу, жижа в вариаторе и масло.
Список вещей для машины: две канистры, жгуты, насос, баллонник, запаска полноразмерная, лампочки (еще от девятки вроде), блокировка руля (забыла выложить), канистра антифриза, литрушка масла на долив, коробочка предов. Только при написании отчета поняла, что забыла свечки. В любом случае, кроме канистр ничего не пригодилось.
Список для водителя: одежда на тепло, одежда на холод, купательное, мыльно-рыльное, аптечка, баллон перцовый (пришлось скинуть на границе).
День первый, 08.06
Спала, как обычно, часа 4 — сначала до последнего не можешь заснуть от волнения, а с утра проклинаешь все на свете. Размышляя над вопросом ««на кой мне вообще туда надо», выпинала себя из дома на полчаса позже запланированного, естественно, что-то забыла, вернулась, в итоге старт в 05:30.
Проехала по М4 и повернула на Тамбов. Дорога отличного качества, есть пара небольших и не сильно обременительных ремонтов. В Рязанской области огромное количество засад! Радар-детектор предупредил о треноге, сбросила до 100, показала камере и частнику средний палец, гордо посмотрела вперед и поняла, что засада была сразу после въезда в населенку :). По прошествии двух месяцев штраф так и не пришел. Далее навигатор повел меня через Ртищево в Саратов. Дорога отвратительная, или вообще как после бомбежки, или с коварными ямами, или с коварными поперечными гребнями.
Нефтяные вышки в поле недалеко от Саратова.
Самые худшие 100 км ехала 3 часа, готова была грызть руль в бессильной ярости, но обратно не повернула.
В непосредственной близости от облцентра дорога хорошего качества, дальше километров 120 нашлепка на нашлепке, а последние 30 до границы — просто танковый полигон. Планировала заночевать в Ершове, т.е. в 1000 км от дома, но саратовский кофе, а также уворачивание от ям меня неплохо взбодрили, и я потащилась к границе. На последней скучала группа дальнобойщиков, я почувствовала себя не очень комфортно, но меня быстренько пропустили. На «шмоне» сказали выкинуть перцовый баллон, так как в Казахстане на него требуется разрешение. На проверке документов оказалось, что я взяла СТСку от мотоцикла. Сердце ушло в пятки! Трясущимися руками перерыла всю машину, нашла нужный документ и поехала дальше. Проход в целом занял около часа.
Поняла, что начала уставать, но дотянула до Уральска. Дорога без освещения, небо ясное, вокруг чернеет степь, а над ней — такое же черное небо с ярчайшими звездами; ощущение — как будто летишь в космосе, периодически ослепляемая встречными, @#$&*, кораблями. Остановилась заночевать на заправке, посмотрела на телефон, поняла, что по местному времени уже половина четвертого утра и повалилась спать на заднем диване, даже не разложив спальное место. Пройдено 1300 км.
День второй, 09.06
Проснулась в 8:30 основательно замерзнув. Машина показала, что за бортом +9. «Что это за юг такой», возмутилась я и в первый, но далеко не последний раз прошлась по резко континентальному климату.
День начался с того, что я поехала в замеченный еще вчера вагончик со страховками. Оказалось, что для оформления необходимо иметь местную симку. Вернулась на заправку, купила симку, приехала в вагончик. На симке должны быть деньги, пополнить можно на заправке... Стоила страховка на 2 недели 1500 рублей. Страховщик посоветовал все мосты проезжать со скоростью 40 км/ч, (шта?!), предупредил о гаишниках и заметил, что сегодня, в связи с выборами, патрулей на дорогах будет мало, «может, проскочишь». Следующими пунктами были снятие местной валюты и магазин для закупки «подножного корма». В итоге, заправившись, выехала из города в 11 и направилась в сторону Актобе.
Дорога хорошая, местами ремонт, местами хорошие такие неровности, о которых, правда, знаки предупреждают заранее. Пунктов питания до Актобе не сказать что изобилие, поэтому остановилась в первом попавшемся кафе. На парковке группа дальнобойщиков сидела с парой прозрачных бутылок, так что я просочилась в помещение по стеночке :). Там меня встретила, как я ее про себя назвала, бабуля-комитетчица, с удивительно чистой и правильной речью, очень тонко чувствующуя и направляющуя разговор. Съела огромную миску вареного (?!) куурдака с луком и хлебом и поехала дальше.
Я мчала вперед и вперед, в рамках правил, конечно, потолкалась в вечернем Актобе, поумилялась пасторальным пейзажам с пасущейся живностью за Хромтау и начала думать над тем, как бы проехать подальше и заночевать не в поле.
Устраивающего меня решения не нашла — или топить до Аральска (устала, не доеду), или ночевать в степи (стремно), поэтому плюнула на все и, решив, что вчерашним марш-броском заслужила отдых, остановилась в Карабутаке. Пройдено 700 км.
День третий, 10.06
В 5 утра еле добежала до машины, на улице 8 градусов тепла. Помянула резко континентальный климат. Оббежала ближайшие заправки в поисках кофе — нет принципиально, ладно, по дороге поищу. Заправила одну канистру, включила, наконец, рацию и пристроилась за местной легковушкой. Шли 120-130. На дороге ели жуков и по мелочи каннибалили мелкие птички, размером с воробья. Одна особо невнимательная снесла мне антенну от рации, одна влетела в дверь, еще пара в бампер и одна в лобовое. Под звук глухих ударов доехала до Аральска, заправилась; кофе нет.
К половине десятого утра меня начало дико рубить, и я одновременно нашла заправку с кофе. Решив не мучить себя, отъехала в тенек покемарить, но минут через 20 меня оттуда вежливо попросили, типа — вон там дальше гостиница, там и отдохните. Тьфу. Выпила кофе и помчала дальше. В Кызыл-орде проскочила нормальную заправку, неохота было крутиться, поэтому недалеко от Туркестана пришлось воспользоваться канистрой.
Температура на улице даже в самые жаркие часы не поднималась выше 25 градусов. «Что это за юг такой», — опять подумала я.
По плану была ночевка в Шымкенте, а утром встреча с друзьями в Таразе, но я зарядилась кофе и к одиннадцати вечера уже доехала до места встречи. Пока на обочине ждала товарищей, рядом со мной остановился какой-то мутный тип и начал меня грузить, якобы после 21:00 проезд через центр машин на московских номерах ограничен и давайте я вас проведу до границы с Киргизией. С трудом удержалась от того, чтобы невежливо не заржать в лицо предприимчивому местному.
Встретилась с друзьями, покрутились по городу, нашли жилье и повалились спать. Пройдено 1500 км.
День четвертый, 11.06
Пока отоспались, позавтракали, помыли машины, залили все канистры, подъехали к границе после полудня. На границе малолюдно, но проходящие не очень дисциплинированы, очередь напоминает фан-зону на концерте, и создать ее умудряются от силы человек 8. Народ идет с пятилитровыми баклажками как будто подсолнечного масла, я пошутила про бензин, и, судя по продающимся с лотка «бензин, саляра», оказалась недалека от истины.
Прошли границу, доездинг кончился, началось путешествие!
Ну как кончился, сегодня нам по плану надо было обогнуть Токтогульское водохранилище и встать на южном берегу на ночевку; однако пока мы просто любовались безумно красивыми местами.
Начались перевалы, пошел сначала дождь, потом снег; не все из нашей компании были готовы к такому, и вместе с повышением температуры двигателя приближалась точка закипания водителя :).
В Таласе наменяли денег и купили симки.
За очередным перевалом проехали пост чего-то там контроля, и один из служащих попросил подкинуть до Токтогула. Я на всякий случай решила уточнить у местного, какой скоростной режим в стране, 60-90? Дядя начал морочить мне голову разными категориями дорог, и объявил, что по этой трассе можно ехать 60, но если я поеду 90, то он меня, так и быть, прикроет. Заподозрив очередное грузилово, я сделала честное лицо и мстительно поплелась 60 км/ч.
Ближе к вечеру остановились поужинать в чем-то вроде кафе для дальнобойщиков с достаточно традиционной публикой, и со стороны посетителей, и со стороны персонала. (Самое время рассказать о составе нашей группы: мы ехали в две машины, второй экипаж — семейная пара). Нам принесли меню, мы выбрали из «куурдак или куурдак», заказ делал «муж». Когда он замолчал, чтобы я озвучила свои пожелания, официантка забрала у меня меню и собралась на кухню. Поржали над тем, что «младшая жена» сегодня наказана и оставлена без ужина :).
Пока мы ужинали, стемнело, мы попробовали найти место для ночлега, но на жилье не было указателей, а в темноте спускаться к берегу озера мы не решились, поэтому заночевали на заправке. Пройдено 330 км.
День пятый, 13.06
Утром снялись опять поздно, около 9 по местному времени. Оказалось, что мы не доехали до места предполагаемой ночевки каких-то 7-8 километров.
Дорога вновь пошла по горам. За очередным поворотом уперлись в КПП — въезд на платную трассу. Расценок нигде нет, содрали по 350 сомов с машины, даже дали чек, который при последующем рассмотрении оказался недельной давности. Я источала в эфир 15 канала тонны яда и обещала всяческие кары на головы всех виновных, ежели попадется хоть одна ямка; конечно же, пару раз провалилась.
На серпантинах здорово припекало, от тепла появилась неприятная расслабленность, и мы решили остановиться попить чаю. Кафе оказалось удачно засажено шелковицей, которую мы сразу кинулись объедать, хозяйка попробовала откупиться трехлитровой банкой шелковичного варенья; дар мы приняли с благодарностью, но урожай это не спасло.
Равнинная часть дороги в сторону Оша не радовала — ремонты, вереницы машин, засады, пыль.
Остановились проверить давление в колесах.
По прибытии в Ош разделились: я еду за заранее заказанными пропусками в ГБАО (спасибо «На Памир под советским флагом» за контакты), а друзья ищут жилье. И то, и другое не обошлось без квестовой составляющей, но в итоге все решилось наилучшим образом. Кстати, пообщавшись с местным, выяснила, что проезд по платной дороге на мою машину стоит 50 сомов, а на машину товарищей — 100. Пройдено 350 км.
День шестой, 14.06
План на сегодня — забраться на Ак-Байтал и вернуться в Ош. Провозились с поиском заправки за безнал (не нашли), выехали из города в 5:30. Дорога одна, едем на юг!
По пути только и успевали фотографировать — дорога вьется то по живописному ущелью, то по промытой рекой долине, то взбирается на широкое плато или упирается в перевал.
Спустились в Сары-Таш. Последняя заправка перед Таджикистаном, а учитывая, что мы едем только до Ак-Байтала и обратно, то бензина не будет еще долго. 95-го нет, у меня от Оша съело меньше 1/4 бака, да и канистры в багажнике, так что я побрезговала.
Дорога к Киргизскому КПП ремонтируется интересным образом: ямы засыпаются круглыми камнями из горных речек (наверняка у них есть правильное название), а потом прикатываются какой-то техникой. Какой — я так и не увидела, поэтому дорога напоминала трассу для джимханы.
По приезде на КПП стали держать совет: Патрик даже со всеми канистрами туда и обратно не доедет, обсохнет. Поэтому было решено перегрузить теплые вещи, спальники, палатки, горелку, еду, лекарства, воду (при наличии двух двадцатилитровых канистр и баклажки антифриза) в мою «брось ее в Оше, не заедет наверх» и на ней ехать дальше. Так же было принято решение много не ржать, так как уже чувствовалось влияние высоты и интенсивно смеяться было тяжело. Наклеечку на широко известный в узких кругах шкаф я, конечно же, забыла.
Путь наверх прошел спокойно, не считая того, что я шоркнула в ручейке губой, шарахнулась рычагом о камень в мутной луже и на перевале Кызыл-Арт чуть не засадила машину в глину, выбирая место для фото. Вердикт: по сухой дороге на пузотерке можно нормально заехать.
На таджикском КПП у служащего день рождения оказался тоже в июне, на два дня раньше моего, и на этой почве мы сразу стали лучшими друзьями :). Вообще, на КПП Кызыл-Арт было самое большое количество бумажной волокиты за всю поездку, и при этом не могу сказать, что люди неторопливые. Взяли сбор на «фито-контроль» в 470 рублей, сдачу дали в сомони, оставила на память.
Наконец, все формальности были пройдены, и мы по невыносимо отвратительному грейдеру поехали дальше. Есть такие гребенки, на которых при скорости около 50 км/ч почти не трясет. Так вот, гребенка от таджикской КПП к таким не относится, трясет на любой скорости.
Смерчик из пыли; раскидывает камни размером с кулак.
Минут через 20 мучений мы выехали на асфальт, но больше 80 я не разгонялась — на дороге есть коварные ямы и не менее коварные продольные гребни, на один из которых я налетела, как оказалось, подрамником (страху натерпелась конкретно).
На этом решила, что порулила достаточно и вообще устала, поменялась местами со вторым водителем и завалилась спать на свободном от вещей клочке заднего сидения.
Минут через 40 проснулась от дискуссии между своими спутниками — ехать дальше или нет. Моя подруга конкретно приуныла из-за высоты; обсуждать нечего — срочно вниз. Обидно, ведь мы только проехали Каракуль и до желанного Ак-Байтала оставалось каких-то 30 километров...
С тоски пожевала сухой копченой колбасы — на высоте очень забавно уставали челюсти даже от такого действия :).
Гряда чем-то похожа на алтайскую Ярлу.
Вниз спустились без эксцессов, я залила первую канистру казахского бензина, и мы снова в две машины припустили к Ошу.
На обратном пути в вечернем освещении горы в буквальном смысле предстали с другой стороны, и я снова неутомимо щелкала телефоном.
Вернулись в Ош мы около 23:00. Заранее гостиницу мы, конечно, не забронировали, остались или хостелы, или дорогие. Мы выбрали второй вариант. Оставляя на плитке дорогой китайской гостиницы следы памирского битума, к которому я приклеилась во время одной из остановок, я твердо решила вернуться в эти горы в ближайшие пару лет. Пройдено 620 км.
День седьмой, 15.06
Устроили дневку, пора было перевести дух. День мы потратили на поиск сувениров (с магнитиками очень плохо) и ленивое ничегонеделание.
Когда кого-то запирают, номер пишут прямо на стекле.
День восьмой, 16.06
Сегодня нам предстояла дорога до Иссык-Куля. Программа-максимум: Ош — Казарман — Сон-Куль — Иссык-Куль. Выехали в 5 утра, дорога радовала прохладой и отсутствием траффика.
Быстро доехали до окончания асфальта в Таран-Базаре и красивой горной дорогой подобрались к перевалу Колдомо.
Перевал снизу выглядел стремно — наверху дорогу пересекали снежные языки, и было неизвестно, что там с качеством покрытия. Засадить машину или просто соскользнуть вниз никому не хотелось. На наше счастье, под перевалом отдыхали спустившиеся оттуда китайские самосвалы, строящие капитальную дорогу через Казарман, которые заверили нас, что дорога наверху сухая.
Так и оказалось, за исключением одной глиняной лужи в узком месте, в которой я немного поплыла и оставила пару вмятин на руле :).
За перевалом началась недавно пройденная грейдером грунтовка, то есть уже без гребенки, но еще с торчащими булыжниками и жутко пыльная.
Жеребята проходят обтяжку, почти по всей стране лежат привязанные.
Потом был кусочек асфальта в Казармане, а потом начался скальник. Ну, не скальник, а такой, окатышник.
Просто удивительно, насколько хорошей выглядит дорога на фотографиях, и не только на наших. Это не так.
Места красивые, но второй раз по этой дороге не поеду. Разве что однозначно стоит подъехать к перевалу Тогуз Торо, но это можно сделать по более удобной дороге со стороны Нарына.
При выезде на дорогу до Нарына было заранее запланировано, что мы разделимся и встретимся на дороге позже — я хотела подняться к Сон-Кулю. Уныло посмотрев на проклятую грунтовку и оценив черные тучи над вершинами, за которыми скрывалось озеро, я махнула рукой и поехала в Нарын.
Дальнейшая дорога ничего захватывающего (кроме местами ровного асфальта) не представляла, и ближе к полуночи мы добрались до кемпинга в районе Боконбаево. Пройдено 720 км.
День девятый, 17.06
Позволив себе проваляться до аж до 8 утра, и оставив барочувствительных друзей внизу у озера, поехала к Кумтору.
Дорога пролегает по живописному ущелью Барскоон (Барскаун?), а потом резко забирает в горы. В конце ущелья находится КПП, в котором необходимо отметиться (паспорт и СТС). Вежливый служащий записал мои данные и попросил быть осторожной на перевалах:
— В горах-то были раньше?
— Да, конечно, только с таджикской границы приехали, там дорога на 3800.
— У нас тут по-другому, у нас радиация! (шта? О_о) И двигателем тормозите, чтобы тормоза не перегреть.
Завершив разговор вопросом о том, можно ли пить из речки (да), поехала наверх.
Дорога — грейдер отличного качества, в целом можно топить сотку, хотя местами встречаются неприятные гравийные проплешины. Места очень красивые, похоже на Памир, только зеленое все; вода чистая есть, я бы завалилась на пару дней с палатками.
После серпантинов дорога выходит на потрясающее плато.
В итоге я уперлась в облезлый щит «проезд регулируется, бла-бла по согласованию» и, решив не испытывать судьбу, развернулась, набрала воды в речке и поехала обратно. Возможно, и вовремя, так как минут через 10 встретила конвой с контейнерами.
От двери до двери, с фотостопами, вылазка заняла не больше 6 часов. Вечером уселись праздновать день рождения. Заранее купили у местных кусочек барана и замариновали на сутки, однако животное оказалось настолько атлетичным, что я бы порекомендовала его только к тушению.
Пройдено 210 км.
День десятый, 18.06
Прошел в праздном ничегонеделании.
Прозрачная водичка в Иссык-Куле.
День одиннадцатый, 19.06
В 5 утра выдвигаемся на восток.
Последние километров 20 до КПП Кеген едем по гадкому пыльному скальнику-окатышнику.
Досматривают без пристрастия, но тщательно, в машину запускают собаку, от которой пришлось прятать сувенирные чипсы со вкусом шаурмы, которые я в итоге там и забыла.
С казахской стороны строится новая дорога. Заправили машины и симки в Кегене и поехали смотреть Чарынский каньон.
Вход платный, вниз теперь ехать нельзя, оборудована парковка. Погода начала портиться, поэтому мы быстро пофотались, перекусили и поехали дальше.
В степи очень грозно смотрятся тучи.
Перед Алматой попрощалась с друзьями и полетела дальше. Забавно, что во время дальняков получается так, что в крупные города я попадаю в час-пик. Навигатор повел огородами, не уверена, что по прямой было бы медленнее.
На въезде в город есть большой супермаркет типа Метро СС, закупилась местными шоколадками и чипсами. Вырвалась из пробок часа через полтора, ехала до темноты, встала на стоянке в районе поворота на Шу, спала в машине.
Пройдено 720 км.
День двенадцатый, 20.06
Утром ехала вдоль гор, а часов в 10 повернула на север. Солнце жарило немилосердно, с грустью вспоминала +25, встречавшие меня на пути на юг.
Дорога ничем не примечательная: «закончились долбучие серпантины, началась долбучая степь».
Проворонила 111111, пришлось ждать до следующего числа.
Ближе к вечеру добралась до Байконура. Метров за 300 до КПП стоит знак «остановка запрещена», остановилась сразу за ним, сфотала машину и ретировалась.
Доехала до Аральска, до моря было далеко, не поехала (в общем-то, не жалею), остановилась на охраняемой стоянке для дальнобойщиков.
Пройдено 1350 км.
День тринадцатый, 21.06
Опять ничем не примечательная дорога. По пути «туда» меня заинтриговали пятна розово-коричневого цвета на асфальте, было непохоже, что это следы животных или растений. Разгадка явила себя на обратном пути.
В Актобе много машин на газу, на светофорах от этого сильно воняет. В Уральске залила под пробку все емкости (зря, у самой границы еще одна заправка). На выезд из Казахстана народу было не очень много, не считая вереницы фур, конечно, выехала с другой стороны часа через 2. Вот на въезд — ооооочередь, причем весьма недисциплинированная. Любопытно, что сразу после границы начались деревья, которых до этого почти не было, так, поросль вдоль дороги. Проехала Самару, остановилась на платной стоянке для дальнобойщиков. Пройдено 1340 км.
День четырнадцатый, 22.06
Утром выехала на М5. «Закончилась долбучая степь, начались долбучие обгоны». Дорога со своими ремонтами и плотностью траффика порядком меня выбесила, и в Пензе я повернула на Тамбов. В Пензе какое-то время ехала за мусоровозкой, которая забирала мусор от частных домов. У одного дома мусор стоял в пакете в ведерке, полетел в машину вместе с ним :) Может, так и надо, забавно. Проехала Тамбов по объездной и поспешила к Москве. Поспешить получилось не так, как хотелось бы, хотя машин, конечно, несравнимо меньше, чем на М5. Часов в 9 вечера, опустошив обе канистры и заправившись перед выездом на М4, приехала домой. Пройдено 1160 км.
Итоги
Пройдено 10300 км за 14 дней.
Бензин мне считать было лень, кроме того, из-за того, что в Киргизии платила наличкой, я немного запуталась, но вышло примерно на 25000 рублей 95-го. В Казахстане заправлялась на Казмунае (нет кофе) и Синоойле (есть кофе), на юге страны есть немного Газпромнефти (есть кофе). Пару раз на Гелиосе (нет кофе). В Киргизии – на аналоге Газпромнефти (Партнернефть, вроде), на каких-то красненьких Red чего-то там, пару раз на каких-то жутко брендовых и дорого выглядящих, не помню названия, но там есть кофе, хотя такой себе.
Расход составил от 5,76 до 7,5. В горах, в т.ч. на кусочке Памира, расход был около 6,2. Масло не ела.
Симки: для Казахстана – местный Билайн (продается и пополняется на заправках, вышло около 500 руб), в Киргизии – О! (около 300, покупали в Таласе). Предоплаченного запаса хватило впритык. Где возможно – платила Кукурузой, или снимала через нее местную валюту в банкомате.
Гостиниц, платных стоянок, еды и сувенирки, пропусков вышло на 30000. Пропуск стоит 25$ за шт, + 7$ за пересылку в Ош из Душанбе.
Сбито восемь мелких птичек и одна ворона.
Рация — очень нужная вещь, хотя и не незаменимая.
Из программы остались невыполненными пункты: Ак-Байтал, ночевка с видом на пик Ленина и небольшой треккинг там же, ночевка на Сон-Куле. Изначально хотели ехать через Душанбе — Хорог — Лянгар, но приятели с родственниками в тех краях застращали, якобы опасно.
Машина ни в чем не подвела.
Общения с гаишниками лично у меня не было. Наверное, не трогали девочку. Нигде, кроме фито-сбора на таджикской границе, ничего «от души» не просили. Отношение у местных нейтрально-вежливое или дружелюбное, но без подобострастия. Возможно, сказывается возраст круга общения, или просто каждый находит то, что ищет.
Несколько лет назад я увидела фотографии этих мест и была очарована. Сначала не складывалось с финансами и подготовкой в целом, потом с компанией. Осуществив, наконец, задуманное, скажу, что съездить посмотреть Памир и Тянь-Шань тем, кто болен горами и до сих пор этого не сделал, стоит однозначно. Остальным тоже стоит. Перелет Москва — Бишкек, аренда машины и гостиница на Иссык-Куле на неделю стоит примерно столько же или чуть больше, чем мое путешествие. Поэтому, если вы больны еще и дорогой, советую ехать на машине, т.к. с «европейской» стороны дорога хорошая. Что касается выбора между дорогой через Саратов или Самару, придется выбирать меньшее из двух зол: или медитативное одиночество и немедитативные ямы и пустая граница на саратовской трассе, или хорошая дорога и толкучка на М5. Про Оренбург ничего не могу сказать. Я бы выбрала Саратов.
Путешествие считаю удачным. Да, быстро, да, особо ничего не смотрели, но мы поехали туда ради дороги и красивой природы, и получили и того, и другого сполна.