Как мы не доехали до Владивостока 200 километров, а потом доехали

09.10.2023 | 17995 просмотров

Всем привет!

Мы Дима и Катя. И мы снова куда-то едем :)

Каждую новую историю о путешествии могу начинать одинаково, ведь с годами почти ничего не меняется. Мы по-прежнему любим путешествия на авто, встречать рассветы и закаты, готовить оладушки на природе, ночевать в машине и много чего еще — про это и будет рассказ.

Есть небольшое видео о том, как устроен быт в машине. Оно уже немного устарело, появились новые удобные «девайсы», но в целом устройство спальника и организация пространства не изменились.

В последнее время все реже получается куда-то выезжать. По разным причинам приходится выбирать — или ездить чаще, но недалеко, или один-два раза в год, но по-серьезному и мощно.

Честно, я не могу сейчас представить свой отпуск без пробега хотя бы тысяч в 20 километров. А учитывая, что мы стараемся сбежать подальше от людей и туристической «инфраструктуры» — это нормальные цифры. Маршрут на этот раз выглядит примерно так.

В поездке пишу каждый день путевые заметки перед сном, рассказ собран из них.

Итак, поехали!

Часть 1. Приволжье

Планировали выезжать ещё вчера. Я даже вещи все собрал и упаковал в машину, но обстоятельства сложились так, что в самый последний момент старт пришлось перенести на сутки. Сокращать маршрут из-за этого сильно не хочется, постараемся на обратном пути нагнать.

Выехали в пять утра. Сегодня по плану предстояло добраться до Самары и заночевать где-нибудь на окраине города. Почти каждое путешествие на Восток у нас начинается с этого перегона через Тамбов и Пензу.

В Пензе заезжали посмотреть на Ахунские терема (53.1764, 45.11281). Раньше в этом месте было что-то вроде «элитного дачного посёлка» с множеством интересных деревянных домов. До наших дней их сохранилось совсем немного. В одном расположились парикмахерская и канцтовары, которые испохабили фасад колхозными вывесками, а два других стоят полузаброшенные.

В настоящее время терема находятся на территории санатория им. В.В. Володарского, проход свободный.

Очень красивые «дачи», жаль, что в аварийном состоянии.

Когда планировал поездку, дальнейший маршрут на карте удобно прокладывался через Заречный и дальше с выходом на трассу М5, только вот городок этот оказался не совсем простым — через несколько километров упёрлись в КПП и довольно большую очередь из машин. Быстро стало понятно, что это въезд в ЗАТО. Потом уже в интернете прочитали про него.

Заезжали в Кузнецк. Как-то всегда обходили по окружной, а сегодня решили поколесить по центральным улицам. У меня была точка с «цветным Лениным», вдруг по пути что-то интересное ещё встретится. Скажу сразу, что ничего не встретилось, да и Ленин не впечатлил :)

Ночевали на затоне возле Южного моста в Самаре (53.1579, 50.20624). Место оказалось довольно популярным у местных, хотя на вид ничего особенного — просто дикий «кемпинг» у воды. Даже несмотря на начавшийся дождь, много компаний остались с палатками, много рыбаков. Естественно, музыка орёт со всех сторон, но это лучше, чем просто останавливаться на трассе.

Кстати, у нас в этом сезоне отличная обновка в виде выдвижного столика. Про его устройство можно почитать здесь.

Дальше едем в Оренбург. Основные достопримечательности города компактно расположились в одном месте — у пешеходного мост через реку Урал, по которому проходит граница Европы и Азии. Здесь же по соседству забавная канатная дорога длиной чуть больше 200 метров, дублирующая мост. Ну, территория благоустроена, погулять разок можно и поставить галочку, что был здесь.

Была у меня давняя мечта — посмотреть Долгие горы (так называют хребет Карамурунтау, что находится в области). Говорят ещё, что здесь берет свое начало Уральский хребет. Места очень живописные и интересные должны быть. Поэтому надолго задерживаться в Оренбурге не стали, уже не терпелось поскорее добраться туда.

Из нескольких локаций выбрали ту, что в районе села Верхнеозёрное. Через сотню километров сворачиваем с асфальта и несёмся по довольно хорошей грунтовке навстречу красоте. Пейзажи за окном уже мне очень нравятся — такие бархатные холмы. Чем-то напоминает даже Монголию или Хакасию. И людей нет совсем.

Немного пожгли сцепление, но без особого труда забрались прямо наверх одной из «сопок». Пока туда добирались, ярко светило солнце, но только стоило выйти из машины, как небо начали затягивать тучи. Все чернело прямо на глазах, и нужно было что-то решать. Если вольет дождь, а он уже точно начнется с минуты на минуту, то сегодня мы уже никуда не тронемся, дороги подмоет и нужно будет ждать, пока они просохнут. Собирались оставаться здесь с ночёвкой, но вдруг дождь и завтра не закончится? Да и что делать в такую погоду? В машине сидеть? Я-то планировал — сейчас как стулья разложим, стол, приготовим чего-нибудь, погуляем по округе. А тут вот это все.

Быстренько спускаемся обратно вниз до каменистой твердой дороги, чтобы переждать дождь. Лил просто как из ведра, молнии стегали со всех сторон, страшно было. В степи, на открытом пространстве, вдвойне страшнее в такую погоду. На всякий случай даже антенну от рации снял, да и машину не заводили, поэтому пришлось обедать бутерами без чая.

Минут через 30 все утихло и даже начало пробиваться солнце. Только вот дороги стали непроходимыми для нас. Они вроде бы и твердые, но сверху скользкие — пошел проверять съезды, а на обувь поналипло так, что вообще не отмыть. Палкой бы какой-нибудь поковырять, а их в округе и нет :) пришлось так ехать, а уже потом на асфальте отмывать обувь в лужах :)

Решили переехать в другое место в район Андреевских шишек (51.92957, 56.65696) — так называют цепочку нескольких гор в Районе села Андреевка.

На место приехали уже в сумерках. Здесь, как ни странно, было не так уж и сыро, поэтому сразу встали на окраине, поближе к «Шишкам», спрятавшись в берёзках.

Планировал утром поснимать пейзажи на рассвете. Проснулись, а за окном туман и почти ничего не видно. На заднем плане лишь еле просматривались очертания горы Часовная.

Решили всё-таки попробоваться подняться повыше и совсем не пожалели!

Туман остался где-то внизу, и чем выше поднимались, тем круче становились виды.

Андреевские шишки теперь точно добавились в мой личный топ самых живописных мест.

Добрались до самого верха, а там просто ВАУ!

Туман очень красиво перекатывался между холмами, без него не так атмосферно было бы.

Наверху стоит небольшая часовня, от неё видно всю округу на 360. Заприметили неподалеку беседку и решили, что поедем туда завтракать.

На деле оказалось, что это не просто беседка, а святой источник (51.93309, 56.66226). Вода очень вкусная и ледяная, самый кайф такую пить при палящем солнце. К тому времени туман уже успел полностью раствориться.

Пока в доступе было много воды, пополнили запасы и успели опробовать наш новый автомобильный душ.

Если в двух словах – установил под днищем бак из полипропилена и вывел всё управление за лючок бензобака. Про его подробное устройство можно почитать здесь.

На завтрак готовили яичницу и нажарили оладьев в дорогу. Пока готовили, начал подъезжать народ — одна машина, вторая, пятая… в общем, место популярное.

Дальше нам нужно было выбраться из Андреевки в сторону Стерлитамака. Два раза, доверившись навигаторам, уезжали совсем не туда. Может, и туда, но дорога начинала петлять по полям, поэтому приходилось разворачиваться в обратную сторону. Таким образом накатали лишних километров 100. Зато нашли много душицы и собрали на чай.

Дороги между деревнями в основном гравийные, но некоторые такого качества, что «асфальтированные» могут позавидовать. Короче, половину дня блудили между деревень, но всё-таки выбрались на большую трассу и доехали до Стерлитамака уже к вечеру.

По дороге заезжали посмотреть на мечеть Суфия (53.44261, 55.93854), которую еще сравнивают с Тадж-Махал. «Суфия» расположена на берегу искусственного водоёма, в котором ребята пытались ловить какую-то рыбу :)

Конечно же, главными символами Башкирии являются шиханы — это такие одиночные горы из известняка. Сейчас их три — Юрактау, Куштау, Тратау. До недавнего времени был ещё и четвертый Шихан Шахтау, но его сожрало предприятие «Сода», сырьем для производства которой как раз и является эта порода. На остальные шиханы предприятие тоже покушалось, были большие скандалы, но пока народ отстоял их.

Планировали сегодня заехать как минимум на два шихана, возможно, подняться на какой-нибудь, и уехать ночевать на берег реки Сим, но уже совсем не укладывались по времени. Дело близилось к закату, поэтому пришлось остановиться на ночёвку в районе шихана Юрактау (53.74125, 56.0965).

Добравшись до горы, в первую очередь удивились, что в таком культовом и посещаемом природном месте не исписаны камни, и вообще, в целом чисто. Шихан красивый, особенно издалека очень круто и массивно выглядит. По фото не скажешь, но он очень даже высокий, не знаю, сколько времени потребуется, чтобы забраться на него. У нас столько времени сегодня уже точно нет, поэтому до следующего раза :)

Пока погодка позволяла, хотелось просто посидеть с красивым видом, попивая чаёк. Несмотря на вечер воскресенья, людей было ещё много, никто не торопился уезжать. Местные, конечно, с подозрением смотрели на все эти наши чайники и сковородки. Уже в который раз ловлю себя на мысли, что нужно возить с собой бутылку пиваса для антуража, чтобы не выделяться :)

Часть 2 — Перегон на Байкал

Проезжая через Стерлитамак и его окрестности, никак нельзя не заметить одну удивительную особенность — подвесную канатную дорогу с небольшими вагонетками, с помощью которых снабжают сырьем содовый завод. Она довольно длинная и часто проходит прямо над автомобильными дорогами. Чтобы случайно груз не вывалился на проезжую часть или на голову прохожим, в опасных местах под канаткой натянута металлическая сетка. Интересно наблюдать за перемещающимися вагонетками, они еще издают такой специфический скрип.

Выехали с Шихана довольно рано, канатная дорога еще не работала в это время, поэтому решили немного подождать начала смены, чтобы еще разок посмотреть на них в движении :)

Дальше наш путь лежал в сторону Уфы, но, немного не доезжая столицы республики, сворачиваем на дорогу, ведущую через Инзер и Белорецк. Где-то давно я вычитал, что очень уж красивые там места. Автор утверждал, что это чуть ли не самая живописная дорога Урала. С ним я согласиться, наверное, не смогу. Она оказалась такой живописной, что у меня не осталось ни одной фотографии оттуда :)

Завтракали на берегу реки Сим в поселке Симский, где планировали ночевать. Место красивое, пляж песчаный, но даже утром в понедельник много людей с палатками. Да и сам пляж находится на окраине деревни, прямо в нескольких метрах от домов. В общем, не очень уютно.

Местность вдоль этой дороги привлекает множество туристов. Вокруг куча маршрутов, но в основном все они пешие и надолго. А если и есть куда-то проезд, то он точно не для Октавии. Мне бы очень хотелось побывать, например, на Инзерских зубчатках, но нужно закладывать много времени, заказывать заранее заброску. Возможно, когда-то будет большая поездка по Уралу, но сейчас мы едем на Дальний Восток.

Заезжали в Магнитогорск посмотреть «Тоннель любви» (53.44185, 58.98939) и погулять по старому немецкому кварталу (53.42745, 58.99401). Если ввести в поиске «Тоннель любви», то все первые ссылки будут рассказывать о зелёном тоннеле в Ровненской области (Украина), мы там были в 2013 году (вот блин, уже десять лет прошло). Так вот, случайно нашел совершенно такой же тоннель на окраине Магнитогорска.

Только этот оказался покороче и менее густым, но на вид не менее красивым. Железная дорога, судя по растительности, не действующая, можно спокойно погулять не оборачиваясь.

В старом районе города сохранилась интересная застройка. После окончания войны здесь был построен лагерь для немцев-военнопленных. Вот они и возводили квартал, который потом получил название «14а» или «Немецкий».

Каждый дом создан по индивидуальному проекту и не похож на другой.

В целом, Магнитогорск оставил очень приятное впечатление. В центре советская застройка не менее интересная — широченные площади, много лепнины. Ещё туристов могут заинтересовать индустриальные «пейзажи» металлургического комбината, но мы к такому привыкли.

Из Магнитки выехали уже в сторону Челябинска и дальше в Курганскую область. На этом небольшая вилюшка по Уралу заканчивается, а мы едем дальше на Восток. Сегодня прошли ещё 900+ километров.

Ночевали недалеко от Шадринска возле кафешки у дороги. Когда останавливались ночью, совсем никого не было, а наутро фуры заставили со всех сторон так, что еле выехали. На окраине города есть скважина с минеральной водой (56.0914, 63.5497). Выглядит непрезентабельно, но вода вкусная и полезная.

Потом снова была долгая дорога, старались не тупить, а как можно больше ехать. Заметно, как буквально за год изменились автомобили на трассе. Теперь процентов 30 от потока — это новые китайские грузовики, которые гонят с Востока. Даже представить не могу, какой объем их производства, ведь эти колонны идут изо дня в день, сотнями. Да и где взять столько водителей с категорией С? :) Сейчас они едут навстречу, а вот на обратном пути ещё их обгонять придется.

Ночевали уже в Омкой области в урочище Берег Драверта (55.4789, 73.45627) с видом на Иртыш. Вчера буквально не хватило 40 минут, чтобы успеть к закату, а он был в этот день очень даже хорош. Место популярное, хочу вам сказать. Уже почти стемнело, но, несмотря на это, на видовой было много машин, а ещё просто ужас сколько злых комаров.

Компании отдыхающих разъехались только к часу ночи, а комаров к утру тоже не стало.

Это было идеальное утро, сидели и любовались проходящими мимо баржами.

А ещё приготовили оладушки с малиной, которую вчера набрали где-то в лесу.

В Омске запланировал поменять масло в двигателе. Заранее записываться не было смысла, поэтому надеялся попасть просто на свободное ближайшее время. Посоветовали сеть СТО «Реактор». Звоню туда, а в ответ — мы со своим маслом не меняем. Ну ладно, сейчас уж найдем что-нибудь.

В городе по пути заезжаем ещё в пару сервисов и все категорически отказываются менять масло, которое куплено не у них. Тогда ищу автосервисы самообслуживания, все равно у меня весь инструмент с собой. Приезжаем в первый — закрыто. А вот в следующем быстренько нашлась свободная яма. Поменял масло с фильтрами, а заодно и фильтр на вентиляции бака с водой.

Проезжая мимо Омска, всегда стараемся заскочить во «Вьетнамскую кухню». Они здесь на каждом шагу, карта говорит, что в городе 68 таких забегаловок. В последнее время мы даже стали называть их Омской кухней :) И вот, выехав из сервиса, всего в 500 метрах обнаружилось данное заведение. Невзрачная вывеска на территории какой-то овощебазы, минимум сервиса, но кормят вкусно, всегда свежее, порции огромные.

Потом выбрались обратно на трассу, заскочили в душ и проехали еще 600 километров до Новосибирска.

В городе никуда не планировали заезжать, кроме зоопарка, да и в тот на обратном пути. Пока погодка позволяла, решили переиграть немного планы. Не скажу, что он прям сильно впечатлил (да и не моя это тема). Все чисто, аккуратно, масштабно, звери выглядят хорошо, но это всё-таки больше парк развлечений, а не зоопарк. Почти половину площади занимают всякие кафешки и аттракционы. Народу тьма просто, даже в будний день в 10 утра. Представляю, что творится в выходные. Около двух часов понадобилось, чтобы почти все обойти.

Из Новосиба выехали поздно, около 14:00, а предстояло пройти еще километров 700. Время прибытия навигатор уже показывал около полуночи, эх. А ещё стоял выбор — ехать через Кемерово или через Томск. Насколько знаю, в Кемерово масштабный ремонт дороги, где можно потерять пару часов времени. А если ехать через Томск, то прибавляется 50 километров пути. Поехали по длинному маршруту.

Дорога через Томск хорошая и пустая. Даже если и не окажется быстрее, то просто приятнее ехать по ней, чем толкаться с фурами по федералке. Да и сам город нам нравится — много старинных красивых домов, резные наличники, всякие вкусные пекарни и кафешки. Есть, что посмотреть, даже если просто проездом.

В итоге добрались до Красноярского края к часу ночи. На перегонах на Восток еще стоит помнить, что часовые пояса играют совсем не в твою пользу, отбирая у тебя понемногу времени. Сейчас уже +4 от Московского.

Ночевать остановились на окраине Ачинска на возвышенности с видом на реку Чулым. Это место еще называют Белой горой (56.31715, 90.47787). Ночью совсем ничего не было видно, да и подъем по незнакомой дороге в темноте немного напрягал, но хотелось встретить здесь рассвет.

Утром было действительно красиво.

Это место чем-то очень напомнило Сторожевое, что в Воронежской области.

К вечеру проехали ещё 750 километров и добрались до Нижнеудинска (Иркутская область). Планировали заночевать на смотровой, но не смогли доехать последние 700 метров лесной дороги — очень уж сыро, а поверхность глиняная.

Поэтому спустились вниз к реке и заночевали на берегу Уды (54.90698, 99.06315).

Весь день топили почти без остановок, чтобы успеть до заката добраться к месту ночёвки. В последние дни много прохлаждаемся днём, поэтому и приезжаем уже к ночи. Но есть вещи, которые ты просто обязан сделать несмотря ни на что, ну, вроде традиции. У нас была такая традиция — останавливаться в буузной на трассе недалеко от Мальты. До сегодняшнего дня была.

Буузы совсем испортились, если раньше было шикарное рубленное мясо, то теперь какой-то магазинный полуфабрикат. Обслуживание и было не на высоте, а теперь стало совсем никаким — забыли про наш заказ и в итоге пришлось ждать 55 минут. Почти целый час ты сидишь и тупишь в телефон под звуки хлюпанья и чавканья дальнобойщиков, которые с набитым ртом рассказывают друг другу идиотские истории. В другом углу матерятся на весь зал, забивая орущее из телевизора ток-шоу. Больше всего жаль потраченного времени, лучше бы гречку с тушенкой сварили. Как всё-таки хорошо, что мы можем сами себе вкусно приготовить в дороге.

Нельзя просто так проехать мимо Байкала и не задержаться здесь на денёк. В этот раз решили прокатиться по Тажеранской степи, но это будет только завтра.

Часть 3 — Байкал

Уже писал, что непогода очень сильно портит нам отдых, но не меньше его портят выходные. Когда строю маршрут, стараюсь спланировать так, чтобы на субботу и воскресенье попадали перегоны, а красивые места были по будням. Не всегда получается, но всегда держу это в голове. С Байкалом так не вышло, к сожалению.

В выходные на озере всегда многолюдно, к туристам добавляются ещё и местные. А учитывая, что в Иркутске сегодня было +32, то кажется, что половина города рванула в сторону Ольхона, поближе к воде. Потолкались немного в пробке на выезде, потом медленно шли бесконечной колонной по трассе в сторону Байкала, машин ооочень много.

Первым делом отправились в Бугульдейку – посёлок на побережье, который в последнее время пользуется популярностью за счёт мраморного карьера, расположенного неподалеку. К Бугульдейке можно подъехать с двух сторон, одна дорога более короткая и красивая, но плохая, а вторая должна быть получше, но мы пока по ней не ездили.

Свернули с асфальтированной трассы в районе села Косая степь, отсюда до мраморного карьера остается всего-то около 40 километров грейдера.

Дорога оказалась вполне приличной, участки со «стиральной доской» совсем короткие и непротяженные. Виды вокруг — просто отвал башки, обожаю такие дороги. Хочется останавливаться за каждым поворотом. Фотографий почти не получилось из-за того, что солнце выглянуло всего на пару минут.

Жители называют Бугульдейку «Королевой ветров», думаю, понятно, по какой причине.

Мраморный карьер (52.5586, 106.09224) официально находится в резерве, добыча сейчас не ведётся — любая промышленная деятельность на берегу Байкала запрещена. Я ожидал, что в выходной день будет много туристов, но, приехав, встретили только одну компанию.

Ребята занимались чем-то странным, издалека было непонятно, но вроде как на удочку что-то вылавливали в карьере. Хм, он же вроде не был затоплен?!?!! Подошли поближе, поинтересовались, что они ловят. Те ответили, что в карьере разбился дрон, его получилось достать, а отвалившуюся от него камеру вытащить никак не могут.

Предложил им попробовать поднять магнитом, у меня как раз была с собой хорошая сильная магнитная головка для инструмента. И, представляете, получилось!)) Карьер довольно глубокий, даже к краю подходить страшно, поэтому парня держали за ноги, а он вытягивал камеру.

От карьера открывается отличный вид на Байкал.

Раньше можно было спуститься вниз по лестнице, но её убрали, а по периметру установили оградительную пластиковую сетку, которую, похоже, ветер повалял. К слову говоря, «Бугульдейка» — это еще и название местного горного ветра.

Довольно удобно стоять лагерем на мраморном полу — ровный и не пачкается :) Приготовили сырники с поливкой из земляники, которую собрали сегодня днём. Место классное, но из-за ветра неспокойное.

Утром погода стремительно начала портиться, решили поехать куда-нибудь поближе к Байкалу и поискать место для завтрака. Нашли хорошую площадку (52.55078, 106.12) с шикарным видом на озеро, откуда потом сходили в небольшую круговую прогулку.

Фоточки сегодня все серые, весь день было облачно.

Из Бугульдейки выезжали уже другой дорогой, через деревню Петрова . Она менее живописная, чем та, по которой ехали вчера, но если бы ехали по ней, то впечатлились бы не меньше. А сейчас уже глаз замылился, быстро привыкаешь к красивому.

В Тажеранской степи у меня было отмечено несколько интересных точек. Первая — наскальные рисунки неподалеку от горы Ехэ-Ердо. Приехали на место (52.78771, 106.54776), поднялись на возвышенность по координатам, но никаких рисунков не нашли. Зато нашли отличные виды, которые оттуда открываются. Да и в целом места живописные, на любую горку забирайся и виды будут не хуже.

Съездили еще дальше в сторону залива. Места заболоченные, да и дорогу преградила огромная лужа, поэтому далеко не получилось забраться.

Выехали обратно на трассу и держим курс в сторону острова Ольхон. Сегодня воскресенье, народ уже начинает разъезжаться по домам. Машин идёт навстречу так много, что кажется, будто они бегут от чего-то страшного. Особенно усиливало этот эффект темное-темное грозовое небо на фоне. Ну, знаете, как в фильмах, когда от урагана все начинают спасаться :)

Большинство из них вот так и проезжает Тажераны мимо, не подозревая, что вокруг еще много интересного. Например, совсем недалеко от паромной переправы можно посмотреть Долину Каменных Духов (52.95171, 106.75135) — это такая местность в степи, где на несколько десятков километров «разбросаны» огромные насыпи каменных останцев.

В каждом из них можно рассмотреть какую-то фигуру.

Место очень понравилось, погулять бы здесь в хорошую погоду.

Пока не влил дождь, нашли укромное местечко за камнями в низине и решили быстренько разложить душ. Вроде бы никого в округе не было. Стоило только поставить палатку, как проехала одна машина, вторая, остановился автобус с туристами… вот и нашли укромное местечко.

Потом мимо проезжала шкода кодиак, но вдруг она остановилась и начала сдавать назад. Из машины вышли ребята и сказали, что узнали нас по торчащему из лючка бензобака шлангу. Катька в это время мылась как раз, поэтому толком познакомиться и поговорить не получилось.

Покатавшись еще немного по долине, выехали обратно на трассу и направились в сторону Иркутска. Буквально через пару километров видим машину, слетевшую с обочины и парня, который пытается её вытолкать. Останавливаюсь и иду помогать, но вытолкать не получается — сидит на пузе. Тогда я пошел за тросом, но не успел даже его достать, как тут же остановилось еще машин 20, и все побежали помогать. Людей за минуту собралось как на хорошей свадьбе :) Таким составом её просто «вынесли на руках».

По дороге с Байкала много заведений общепита на любой вкус и ни одно не пустует в выходные. Нам посоветовали попробовать буузы в «Кафе-Буузы-Wow» в районе деревни Люры. Честно, мы бы в кафе с таким названием не пошли))) Но раз советуют, значит стоит попробовать. Учитывая, что вся парковка была забита, действительно должны вкусно здесь кормить. При расчете сразу предупредили, что заказ придется ждать не меньше сорока минут, у них просто полный завал. Для понимания масштабов — в 15:00 у нас был чек номер 332. Буузы были вкусными и необычной формы, сочные, как и положено. Ещё заказывали чебуреки. Хорошие, но до Тамбовских они точно не дотягивают :)

Всё-таки так себе идея ехать на Байкал в выходные. Выезжать нужно было снова через Иркутск, поэтому получилось, что возвращались в город вместе со всеми. В пробке на въезде потеряли больше двух часов.

Ночевали на берегу Байкала в городе Бабушкин. Места здесь довольно грязные, промзона, какой-то рыбацкий металлолом разбросан повсюду, но зато в пяти минутах от трассы.

Быстренько приготовили завтрак и дальше в путь.

Первой локацией, которая была на сегодня запланирована, оказалась старая дорога в обход перевала Мандрик (52.07222, 107.48972). Она уже давно недействующая, но проехать по ней можно, обладая нормальным дорожным просветом (в самом начале подъема из посёлка Еловка крупные камни). Но одного просвета не хватит, потребуется еще и немного мужества. Дело в том, что дорога проходит по самому краю скалы, а колея в некоторых местах очень узкая.

В былые времена, когда по этой дороге вместо повозок стали ходить автомобили, пришлось даже устанавливать телефонную линию на въездах с обоих сторон. Подъезжающие к Мандрику водители звонили диспетчеру и узнавали, двигаются ли навстречу машины. Карманов для разъезда не хватало.

Сейчас федеральная трасса проходит через перевал, минуя опасный участок, а по этой дороге можно прогуливаться и наслаждаться красивыми видами на Селенгу.

А ещё усиливают вау-эффект то и дело проходящие внизу по Транссибу поезда.

Часть 4 — Горная Закамна

Объезжаем Улан-Удэ по окружной и сразу же уходим на трассу, ведущую в сторону Кяхты и границы с Монголией. Хорошо было бы скататься в Улан-Батор, но нам в этот раз немного в другую сторону нужно.

По пути встречаются довольно забавные памятники. Этот, например, посвящен Убукунскому картофелю или как еще его называют — Царь-картошка :)

Недалеко от села Оронгой есть «карман» с множеством придорожных кафешек. Почти все они предлагают блюда монгольской и бурятской кухни. Конечно же, не могли проехать мимо такого :) Тем более, говорят, что Оронгойские буузы самые тру!

Позабавила система заказов. Почему-то всем выдают чек под номером один. И потом, когда очередной заказ готов, громко кричат — пееервый заказ готооов. И так каждому. Нам все понравилось, включая обстановку – обедали под охраной :)

Мне очень нравится Бурятия. Конечно, много где еще не был, но в моем личном рейтинге самых красивых регионов она на одном из первых мест. Вот лежит душа и всё тут, возможно, в прошлой жизни был кочевником каким-нибудь :) За последние несколько лет изъездили почти все районы республики и везде нашли что посмотреть, везде красиво и колоритно. Но вот как-то так вышло, что никогда не бывали раньше в Закаменском районе.

Не доезжая государственной границы, уходим направо, в сторону Закамны. От этого поворота до города Закаменск около 300 километров, и меня все пугали очень плохой дорогой. Мол, она совсем убитая и ямы там чуть ли не размером с машину. Ну да, асфальт старинный, местами он по краям осыпается, и чтобы разъезжаться со встречными, нужно обоим цеплять обочину. Покрытие неровное и все в латках, но, в целом, я ничего плохого здесь не увидел, нормальная дорога.

Интересно, как чередуются бурятские и русские сёла. Едешь — в одном стоит дацан, а в соседнем уже церковь.

Одна из знаковых точек этой дороги — перевал Ундэр-Баабай (50.472, 104.38218). Поднялись наверх, к нашему удивлению, сразу же ярко засветило солнце, хотя всю дорогу до перевала было пасмурно.

Возле ступы установлен информационный щит, на котором, помимо легенд про перевал, написано о источниках с лечебной водой. Только вот совсем непонятно, как к ним подобраться. Несколько раз перечитывали и так не сообразили, где именно они находятся. На картах типа мапс.ме никаких точек тоже нет.

Виды оттуда открываются очень крутые, да ещё и с тёплым светом как повезло.

Почти на всём протяжении дорога тянется вдоль очень живописной реки Джида.

Закаменский район обычно еще называют «Горная Закамна», красивое название, да?)

Учитывая, что каждые несколько минут останавливались фотографировать, до Закаменска к вечеру добраться не успели, да и не планировали. Ночевать остались в красивом месте с видом на горы, просто отъехав немного в сторону от дороги.

Пока готовились ко сну, обратили внимание, что птицы начали вести себя как-то тревожно и шумно. Вы ведь знаете, если птицы спокойно поют, то это значит, что в округе нет хищников. А тут совершенно наоборот. Ну, мы напряглись немного, конечно. Чуть позже из леса вышли лошади :)

К утру небо снова затянуло, но было не менее красиво.

Добрались до Закаменска. Город небольшой совсем, но не милый, как обычно в таких бывает. Прямо на центральной улице много заброшенных зданий, без окон, полуразрушенных.

Много табличек, что проход запрещен, я раньше нигде столько не видел. На фасадах многоэтажек растянуты огромные баннеры с должниками по оплате ЖКХ. Чем-то напомнило полуживые поселения Магаданской области, где часть города живёт как ни в чем не бывало, а другая часть уже заброшена.

Интересно, что в прошлом веке Закаменск носил название Городок. Городок Городок :) А в деревнях до сих пор и говорят — Гордок, с бурятским акцентом, не произнося второй буквы «О».

Смотреть особо здесь нечего, купили только хлеба (вкусный, кстати) и отправились в обратную сторону. Вообще-то, планировали съездить ещё дальше к монументу Арья Баала — это самая большая в России статуя Будды, но решили оставить на следующий раз.

На выезде есть АЗС Роснефть. Пистолет с 95 бензином всего один, а заливные горловины у кого-то слева, а у кого-то справа. Получается, что очередь на колонку собирается с двух сторон. Праворульных авто здесь больше, но лезут они против шерсти (не по ходу движения). Я пропустил все машины, которые приехали до меня, но в свою очередь заезжать пришлось со скандалом. Сложилось такое впечатление, что они просто количеством берут, поэтому считают, что правы :)

На обратном пути ходили в лес за грибами, набрали немного маслят и шампиньонов. Потом пожарили их с луком и картошкой. На момент написания текста уже 6 часов прошло, вроде живые :)

Выехали обратно на трассу, ведущую в сторону Улан-Удэ.

Дорога в Закамну одна, приходится возвращаться тем же маршрутом. Выехать отсюда напрямую к Байкалу можно лишь на лошадях через хребет Хамар-Дабан. Кстати, на перевале снова ярко светило солнышко.

Никакие фотографии не передадут того простора.

Изюминкой сегодняшнего дня стала смотровая площадка со скалы Англичанка (51.10192, 106.65916), которая находится недалеко от Новоселенгинска.

В 19 веке здесь открыли несколько школ и преподавали английские миссионеры. По одной из легенд, эта скала была любимым местом для прогулок одной из англичанок, отсюда и такое название.

Виды со скалы ну просто безумные — на Селенгу и полуразрушенный собор на противоположном берегу.

Изначально хотели остаться здесь ночевать. Вроде и погода идеальная, и времени много свободного получается, но не можем мы сидеть на месте. Решили ехать в другое место, тем самым немного сократив пробег на завтрашний день.

Пока доехали до «Стоянки Чингисхана» (51.7436, 107.33371), успело стемнеть. Зато открылся вид на ночной Улан-Удэ.

Часть 5 — Вдоль Амурской трассы

Утром влил дождь. Пришлось довольно срочно собираться и спускаться вниз. Были опасения, что дорога будет скользкой, но почва здесь твердая, выехали вообще без проблем.

Хотели сегодня доехать до Меркитской крепости — это скальное образование на северо-западе Тугнуйской долины, которое еще называют Тугнуйскими столбами. Короче, красивое место :) но чёртов дождь, как всегда, испортил все планы. Делать там в такую погоду нечего, поэтому потопали дальше на Восток.

Почти ведь день лил. То сильный, то слабый, то очень сильный, вообще всякий. Из машины почти не выходили. Весь день за окном был только такой вид.

Так и доехали до Читы, где погодка начала немного налаживаться. В столице Забайкалья обычно заезжаем в столовую Читинского дацана, но время сдвинулось ещё на час дальше от домашнего, из-за чего до закрытия уже не успевали. Быстренько нашли по отзывам кафе «У трактора», которое как раз находилось на трассе и совсем недалеко. Приехали по адресу — очень странное место, ни вывесок, ни табличек, вообще ничего. Просто на вид какой-то частный дом. Зашли внутрь — и вправду кафе. Причем, пока ждали заказ, много людей ещё заходило. Вот такой, можно сказать, закрытый фуд клуб :) Буузы у них неплохие, но в дацане намного лучше готовят.

Ночевали возле Роснефти в районе Богомяково. Место знаковое для нас, обычно здесь ночуем перед выходом на длинный перегон по Амурской трассе, да и дальше брендовых АЗС на много километров вперёд не будет, поэтому заливаемся до полного. Заправка в этот раз оказалась на ремонте и не работала.

Утром встали, собрали постель, перекинули вещи в багажник и сели прогревать машину. Заметил, что один мужик постоянно пялится на нас, ходит кругами, что-то хочет. Уже почти тронулись, и он всё-таки подошёл. Говорит, что доехал сюда на парах, топлива вообще нет, рассчитывал на Роснефть, а она закрыта. Вроде бы в сторону Читы есть АЗС в девяти километрах, но он не дотянет. Видимо, хотел попросить подбросить до заправки, но мне проще было достать канистру и слить ему литров пять. Надеюсь, доехал)

Трасса «Амур» соединяет Читу и Хабаровск, между которыми 2 тысячи километров. Помню то чувство страха, когда первый раз ехали по этой дороге. Дело в том, что она, если можно так сказать, не сильно обжита. Ну, не так много здесь инфраструктуры, к который мы привыкли. На самом деле, с каждым разом начинаю все больше любить эту дорогу и понимаю, что никакая она не «дикая». Да, местами ямы, местами знаменитые Амурские волны (много участков с просевшим дорожным покрытием), но зато едешь себе спокойно и только отдыхаешь за рулём.

Заправлялись в итоге два раза на АЗС сети Нефтемаркет. Бензин на «Амурке» в среднем дороже на 8-10 рублей за литр, чем в Чите или Хабаровске.

Сворачивали в город Могоча, где на окраине есть заброшенный аэродром (53.74366, 119.73886). Доступ к ВВП свободный, а ещё есть подъезд к заброшенным административным зданиям, но там шлагбаум и кирпич. Видимо, не совсем они и заброшены. Поскорее свинтили оттуда, пока нами не заинтересовались.

За день проехали почти 1100, а ещё сегодня перешагнули за 10 тысяч километров пробега от дома. Уже к ночи добрались до города Зея, что в Амурской области. Известен он в первую очередь за счёт Зейской ГЭС. Хотели просмотреть на неё с подсветкой и встать где-то поблизости, но в темноте не нашли никаких смотровых, ни подходящего места для ночёвки. Остановились прямо в городе на парковке торгового центра. Завели будильник на 5:30, чтобы пораньше собрать спальники и уехать с парковки, пока все спят.

Городок довольно приятный и живой. Он не вызывает желания поскорее отсюда уехать, как многие поселения вблизи Амурской трассы.

Сразу же поехали на ГЭС. Можно посмотреть на сооружение с автомобильного моста, но он на приличном расстоянии находится. Хотелось бы поближе подойти, но объект режимный, везде предупреждающие таблички о том, что фотографировать запрещено.

На противоположном берегу Зеи заканчивается населенный пункт и начинается дорога, ведущая в поселок Снежногорский и к Зейскому водохранилищу. Впереди чуть больше ста километров гравийки. Не знаю, почему, но вымотала она меня знатно, хотя видали дороги и намного хуже.

По пути попался такой арт-объект :)

Я героя из себя не строю, скажу честно — довольно ссыкотно было ехать в этом направлении, когда навстречу попадались лишь одни болотоходы, какие-то самодельные грузовики и котлеты на базе рамных тойот. По пути совсем ничего нет – только дорога и лес. Этот отрезок пути занял около трёх часов.

Снежногорский оставил очень положительные впечатления, уютно здесь как-то. Прямо на въезде в посёлок здание, в котором расположилась пекарня и магазин. И вот прикол — мы настолько привыкли к тому, что в пекарне можно купить выпечку, что забыли правильное назначение этого заведения.

Увидели открытую дверь и заперлись внутрь, но там ничего не продают, а только пекут хлеб :) в магазине сказали, что он будет готов в 14:00.

Народ здесь интересный живет.

В трёх километрах от посёлка находится, наверное, самый популярный пляж в Амурской области – «Золотые пески» (54.21614, 127.93263). Сюда съезжаются на отдых не только со всех ближайших поселений, но и из Благовещенска (расстояние больше 600 километров). Я ожидал, что будет многолюдно, но не ожидал, что настолько, особенно в 9 утра пятницы. Забавно, ты три часа едешь по пустынной дороге, а приезжаешь на пляж, где даже и встать толком негде.

У меня как-то не осталось фотографий с синими шатрами до горизонта, которые так горячо любят на Дальнем Востоке. Я понимаю, что такое количество людей – это смешно по сравнению с Черноморским побережьем в сезон, но мы и в такой «небольшой» компании отдыхать не привыкли.

Песчаные пляжи тянутся на много километров в обе стороны. Если уехать подальше, то, конечно же, можно встать без соседей, но по песку я езжу хреново, хоть трави колеса, хоть не трави. Если даже получится ходом без остановок куда-то забуриться, то сам обратно уже точно не выеду :)

Планировали здесь провести целый день и заночевать, но резко передумали. Ну а что, сидеть пялиться на соседнюю компанию? Или оставлять машину где-то на въезде и тащить все вещи к берегу? Да и к вечеру людей станет в несколько раз больше, пятница же.

Сам пляж просто идеальный — песчаное дно, никаких водорослей, вода очень теплая, но мелко. Виды красивые. Место вообще отличное, но, из-за такого наплыва отдыхающих, замусорено знатно.

Зейское водохранилище ещё называют морем. Атмосфера здесь царит действительно как на море. Здоровенные обгоревшие мужики выкладывают на песке из камушков «Название своего посёлка» и добавляют «the best». Потом всей компанией фотографируются на фоне этих камушков :)

Провели здесь довольно много времени, просто заварили чаёк в термос и ушли подальше за горизонт. Только сегодня открыли купальный сезон в этом году — водичка кайф. Очень хорошо отдохнули, я нисколько не жалею, что проделали такой путь ради нескольких часов на пляже.

С другой стороны посёлка нашли ещё живописное местечко на берегу, но здесь уже нет таких пляжей, а место скорее всего используется жителями для спуска лодок на воду.

Время близилось к 14:00, и мы горели желанием купить горячего хлеба из той пекарни, в которую заходили утром. В назначенный час к магазину начал стягиваться народ, все шли за свежим хлебом. Кто на велосипеде, кто на мотоцикле, кто на вездеходе, кто пешком. Время шло, а хлеб всё ещё был в печке. Очередь выросла до таких размеров, что все не стали вмещаться в магазин.

И тут начали выносить горячий хлеб — кто по 9 буханок берет, кто по пять. Он настолько горячий еще, что в руки не возьмешь, ууухх)) А ещё продавщица такая колоритная тётенька. У кассы лежит калькулятор, а она все равно на счётах все вычисления производит. Взяли две буханки и одну почти сразу же съели. Все пальцы обжёг, пока разламывал её. Ожидание хлеба, в общей сложности, отняло порядка двух часов, но оно того стоило :)

Вернулись в Зею. Дорога обратно что-то меня совсем вымотала, едешь постоянно в напряжении, отвлекаться почти нельзя, иначе без колес останешься :)

В городе заправились, пропылесосили салон (самомоек здесь нет, но есть пылесос на заправках) и выехали обратно на Амурскую трассу.

Проснулись утром, смотрю — колесо переднее правое спущено. Накачал и думал сразу залечить жгутом, но так и не нашел никакого «самореза». Возможно, диск с обратной стороны погнул, пока нет желания колесо снимать (потом так и не спустило за день).

Учитывая, что освободилось довольно много времени и мы опережаем график, решили заехать посмотреть город Свободный. В нём нас интересовала детская железная дорога (самая длинная в России, кстати). Всего в 26 городах есть ДЖД, я даже планировал на каких-то и раньше прокатиться, но постоянно что-то шло не так — то выходной, то не успевали по времени, то просто не стали заезжать, откладывая на следующий раз.

Ну вот же, все карты сошлись — у нас есть время и уже подъезжаем к Свободному. Но в этот раз снова ничего не получилось. Когда искали в гугле режим работы, было написано, что вс и пн выходные дни. Справочник организаций же писал, что выходные в сб и вс. А навигатор, что детская дорога вообще не работает. И вот прогноз от навигатора оказался самым точным — подъехали к закрытым воротам, все перекопано, идёт ремонт.

Про сам город вообще нечего написать, не нашли ничего интересного, но и плохого сказать не могу. За эти дни мы совсем отвыкли от вида новостроек и таких современных городов. Свободный не застрял так в совке, как остальные ближайшие поселения. Нашли только старинную рекламу STINOL — когда-то давно существовавший бренд холодильников Липецкого производства. Жаль, конечно, что такой облом с железной дорогой вышел.

Выезжаем обратно на трассу и направляемся дальше на восток в сторону Еврейской автономной области. По пути есть неплохая смотровая на реку Томь (Приток Зеи) (50.91993, 128.65553).

За несколько километров до границы областей, сворачиваю на заправку. Пока льется топливо, с соседней колонки мужчина такой — а это вы 4х2 из Липецка? :) Сказал, что знает нас, пожелал удачи и уехал. Был на королле с татарскими номерами.

Найти, что посмотреть интересного в ЕАО очень сложно. Да и в самом Биробиджане бывали не раз — обычный серый город. Из самых известных «достопримечательностей» горячие источники в поселке Кульдур (49.21562, 131.62778), куда мы и отправились.

В курортном поселке находится несколько санаториев. Есть и «дикие» ванны, в которых можно окунуться в горячих источниках. Термальные воды с радоном в составе и лечат болезни кожи, артрит и остеохондроз.

Но сегодня был облом не только с железной дорогой. Вот с термальными источниками мы тоже, можно сказать, пролетели. Смешно звучит, но они сейчас на ремонте :) Когда уже почти дошли до ванн, обрадовались, что совсем нет людей, а оказалось, что и воды тоже нет.

Обидно было, решили выезжать обратно на трассу, но с дороги случайно увидели людей, которые вроде бы купались в другом месте.

Купались, конечно, громко сказано. Выглядит это со стороны очень странно — много людей стоит по щиколотку в воде и переминается с ноги на ногу. Как секта какая-то. Секта топтышей :)

Чтобы попасть в это «секретное» место, нужно пролезть через дырку в заборе :)

Здесь протекает река (ледяная), а из трубы течет термальная вода (кипяток жесточайший), они смешиваются и получается такая неглубокая ванна, в которой можно помочить ноги. Очень сложно найти комфортное по температуре место — вода то прохладная, то огненная, можно запросто ошпариться, если неудачно оступиться. У всех, кто выходит, ноги такого бурого цвета :) В целом интересное занятие, да и реально расслабляет.

Часть 6 — Хабаровский край

Остались ночевать возле дырки в заборе, где термальный источник, там прямо напротив довольно приватная стоянка в кустах :) Утром сходили прокипятить ещё раз ноги и в путь. До Хабаровска оставалось всего-то 300 километров.

На завтрак приготовили оладушки с соусом из голубики.

Воскресенье, город совсем пустой, в прошлый раз плотненькое такое движение было, а сегодня вообще красота. Первым делом отвезли вещи в прачечную самообслуживания. В Хбр есть сеть прачек «Стирай-город», но на ближайшем адресе вещи не приняли — все занято и сегодня не постирают. Тогда пришлось обзванивать другие точки, к счастью, там были свободные машинки. Стирка и сушка занимает около 1,5 часов.

За время, пока вещи стирались, успели съездить пообедать в китайку. Выбрали по отзывам кафе «Дадунхай» и не пожалели. Как и положено — порции огромные, все очень вкусно. Пока ждали заказ, изучали меню с кривым переводом в стиле АлиЭкспресс :)

А ещё из интересного — после оплаты, выдают чек частично на китайском.

Ещё успели отмыть машину. Как-то в комментариях просили рассказать подробнее про химию для авто, которую вожу с собой в путешествия. Не знаю, какие можно здесь секреты открыть, но попробую что-то написать.

Концентрат очистителя для стекол LIQUI MOLY (2385). Раньше всегда покупал концентрат в бачок от Wurth, но в этот раз не нашел его в продаже, и знаете, ликви мне понравился больше. Реально очень хорошо отмывает мошек с лобового. Только это при условии, что перед поездкой всегда хорошо отмываю стекла, обрабатываю антидождём и ставлю новые щетки.

Когда дворники и омывайка уже не справляются, пользуюсь пенным очистителем Wurth (089025). Просто на остановках наношу пену на стекло, а потом через пару минут смахиваю дворниками. Разъедает загрязнения хорошо, пена держится и не стекает довольно долго, ничего дополнительно руками тереть не нужно. Короче, удобно и без лишней пачкотни.

Ещё вожу очиститель насекомых Bug cleaner от Detail (DT-0177). Машину чаще всего моем в поездках на мойках самообслуживания. Чтобы ускорить процесс мойки, сначала наношу это средство, если требуется, конечно.

Для поддержки чистоты в салоне у нас два средства: Koch Chemie MEHRZWECKREINIGER (86001) и Koch Chemie TOP STAR (132001). Mzr — универсальный очиститель. Удаляет загрязнения на любых поверхностях, хоть на обивке сидений, хоть на пластике. Можно ещё пятна на одежде им выводить. Ts — просто самая лучшая полироль для салона, которой я когда-либо пользовался :)

Всю химию переливаю в небольшие бутылочки, для экономии места, да и большого объёма не требуется.

Забрав вещи, было два варианта развития событий — погулять где-нибудь в городе или поехать на озеро лотосов (48.53634, 135.38839). Учитывая, что сейчас самый сезон их цветения, выбор был очевиден.

Озеро находится совсем рядом, где-то в 30 километрах от Хабаровска в сторону Комсомольска-на-Амуре (туда-то нам и нужно). К самому озеру дорога очень плохая, большинство оставляют машины на трассе и идут пешком (всего 500 метров). Уже издалека видно, что место очень популярное, судя по количеству машин, оставленных на обочинах.

Озеро красивое и довольно немаленькое. Один цветок лотоса красуется всего 2-3 дня, поэтому, можно сказать, повезло увидеть их сегодня.

Ночевали на окраине села Сарапульское, по пути к которому есть красивая видовая на Амур, где потом и готовили завтрак. Место называют Сарапульским утёсом (48.85318, 135.94767).

Сегодня было два плана — максимум и минимум. Программу максимум выполнить не получилось, сейчас расскажу почему.

Очень мне хотелось попробовать добраться до бухты Сизиман, которая находится почти в 700 километрах от Хабаровска. Место совсем непопулярное среди туристов, довольно труднодоступное, но обещают красивую горную дорогу. А ещё там есть «Сизиманский каменный лес» — окаменелые деревья на крутом склоне, возраст которых больше 23 млн. лет.

Сначала нужно ехать по трассе, ведущей на Комсомольск, затем повернуть направо по указателю на Снежный. И вот здесь начинается совсем непонятная дорога — до бухты Сизиман остаётся около 350 километров, из которых почти половина лесовозка, а остальной участок – разного качества грейдер.

Недалеко от поворота с трассы есть заброшенные ангары бывшего военно-строительного отряда.

Я изначально понимал, что скорее всего не получится доехать до моря этой дорогой, но хотелось хотя бы попробовать, да и посмотреть, что там и как. Обычно в таких местах очень живописно, а в интернете информации и фотографий оттуда крайне мало.

Первые 50 километров довольно хорошего качества грейдер, потом дорога подходит к ЖД и тянется дальше вместе с ней вдоль реки Гур.

Вот здесь начинается много ям, много участков с крупными камнями, скорость падает.

На дороге огромное количество самосвалов, которые поднимают просто дикую пыль, обогнать его, как минимум, опасно для жизни. И вот ты плетешься, держишь дистанцию, чтобы поменьше пыли глотать и хоть что-то видеть. Он сворачивает, а через несколько километров снова догоняешь новый самосвал.

Одной из знаковых точек на этой дороге является Аксакинский перевал (50.26821, 138.51011). С него открывается классный вид на реку и железную дорогу. Только в последние годы именно в этом месте затеяли какую-то масштабную стройку и вырубили много леса. Вид уже не такой классный, как был раньше.

Погуляв в районе смотровой, начали думать, как быть дальше. Или ехать в Сизиман (до него оставалось ещё целых 230 километров) или разворачиваться в обратную сторону. Дорога, может, и красивая, но только вот ничего из-за деревьев не видно. Сделал несколько фотографий с воздуха — ну прямо «Чуйский тракт» :), а из окна один лес, дорога и пыль.

Проехали еще километров 10 вперед, убедились, что ничего не изменилось и развернулись в обратную сторону.

Помимо неважной дороги, есть ещё один нюанс — отсутствие АЗС. Заправка есть только в посёлке Уктур, когда проезжали ее, показалось, что не работает, но это не точно. Перед съездом с асфальта залил бак до горлышка, дозаправил канистру, но этого нам хватало почти впритык на туда-обратно. Думаю, что хватило бы, но не хотелось рисковать и нервничать ещё и по этому поводу. А брать вторую канистру только из-за поездки на Сизиман, конечно же, не вариант.

Добрались до Комсомольска-на-Амуре, но сам город пока проехали без остановок, потому что спешили на озеро Амут (50.80868, 136.39674), до которого оставалось еще около 50 километров.

Дорога вначале радует, везде асфальт и довольно хорошего качества. Километров за пять до места начинается каменистая дорога, которая идёт постоянно на подъем. Чем ближе к озеру, тем хуже она становится. За пару километров начинается довольно крутой спуск и встречаются места прям очень жёсткие для пузотёрок, с огромными валунами, торчащими из земли, с глубокими ямами. На спуск вроде бы ничего сложного, но в голове крутятся только одни мысли — как обратно будем выезжать?

Спустились к озеру. Как всегда, к закату не успели, солнце уже скрылось за горы.

Озеро очень красивое даже без солнца, окружено горами. Оно совсем небольшое и, на удивление, из отдыхающих только мы. Вообще никого нет, ни одного человека. Я себе представлял, что будет примерно как на пляже в Снежногорском. От этого даже немного жутко — полнейшая тишина. А ещё тревога нарастает от мыслей про обратный выезд.

Решил проверить давление в колесах и пневмобаллонах, которые незадолго до поездки установил в задние пружины. Забыл написать, что сегодня днём, при замере, в баллонах было пусто. Я тогда их накачал и как ни странно — держало. Проехали километров 10 — держит, потом ещё пару раз проверял — все в норме. А сейчас снова давление на нуле. Попробовал накачать — даже не поднимется, где-то с левой стороны шипит. Завтра придется колесо снимать и смотреть, что там случилось.

Вроде бы все и хорошо, на красивом озере, одни, но как-то тревожно на душе. Связи нет никакой, колесо спускает, баллоны спустили, но самое главное — завтра предстоит сложный выезд наверх.

Утром вылез из машины и наблюдаю такую картину.

Но не будем о грустном, посмотрите какая красота вокруг.

Озеро Амут даже входило в топ-5 самых красивых озёр России по версии Discovery Channel Russia.

Вода очень чистая и прозрачная.

Пока Катька занималась приготовлением завтрака и всякими хозяйственными делами, я полез ремонтировать колеса. Тут как раз пришли два помощника хвостатых, дело пошло значительно быстрее :)

Заднее вылечил жгутом, а переднее не понял, почему спустило. Со всех сторон промазал мыльным раствором, и по диску, и вентиль — ни одного пузырька. Планируем покупать резину во Владивостоке, очень хотелось бы эту докатать по дерьмовым дорогам, а уже на новой ехать домой по асфальту. Надеюсь, она дотянет.

Ещё нашел причину по пневмобаллонам — лопнула полиамидная трубка возле левого баллона. У меня есть кусочек трубки и фитинги для соединения, но кусочек короткий, не хотелось бы городить много соединений, лучше уж купить в Комсомольске пару метров трубки и полностью заменить. Сами баллоны на вид вроде в полном порядке.

Ну, и вишенкой на торте сегодняшнего утра стал насос воды в баке, который тоже сломался. Мыли посуду, он начал работать с каким-то странным звуком, а через некоторое время просто перестал включаться. Вот как так в один миг все переломалось?))

Часть 7 — Комсомольский район

Просидели на озере пока не стало совсем уж жарко. Кстати, очень порадовало, что в таком популярном месте почти нет мусора.

Вверх от озера дорога идёт на протяжении где-то трёх километров, есть немного сложные места, но вот прям совсем плохое одно — крутой подъем, много глубоких ям одновременно с крупными камнями, торчащими из земли. Проходить у меня получится только ходом, если замедлиться и попробовать аккуратно заехать, вряд ли вытянет машина в такой подъем, да и зацеп там плохой. На удивление, прошли довольно безболезненно, вроде ничего даже не замял и не оторвал :)

Мчим в Комсомольск в ближайший магазин запчастей для грузовых автомобилей, там берем два метра полиамидной трубки и возвращаемся за город, где в 10 километрах у дороги приметил довольно хорошую эстакаду. Трубка, как оказалось, не лопнула, а сплавилась от контакта с трубой глушителя. Мой косяк, не совсем удачно подвёл её к баллону, теперь закрепил немного иначе.

Если трубку заменить дело 15 минут, то с водяным насосом, конечно, придётся немного дольше повозиться. У нас точно такой же насос для заполнения бака водой, вот и хочу заменить им сломанный. Честно говоря, к тому времени мы уже настолько привыкли к этой доработке, что очень не хотелось её терять. Для этого пришлось полностью снимать бак, резать провода и цеплять новый насос.

Несмотря на то, что бак весь пыльный и грязный, внутри было чисто.

Уже дома вскрытие показало, что внутрь моторчика через сальник попала вода. Подцепил питание — он даже заработал, хотя раньше не издавал никаких признаков жизни. На замену купил новый похожий насос Seaflo и залил место, где заходят провода, полиуретановым герметиком.

В итоге баллоны давление держат, водопровод снова работает! Отметили сегодняшние события шаурмой :) Взяли одну на двоих — она оказалась такой огромной в диаметре, что просто рот можно разорвать.

Времени было уже около 18:00, ехать дальше смысла никакого нет. Просто погуляли по городу.

Закат отправились встречать на другой берег Амура. В районе села Пивань есть замечательная смотровая (50.51697, 137.05907).

В Комсомольске, прямо в нескольких километрах от города, просто огромное количество водоемов на любой вкус — озёра, какие-то протоки, реки. И почти везде есть хорошие подъезды к воде, днём здесь много людей отдыхает, купаются, но к вечеру все разъезжаются по домам, предоставляя нам хорошие места для ночёвки :) в общем, с удобными стоянками здесь все в полном порядке.

Это уже рассвет.

Сегодня ездили в радиалку в сторону города Амурск и дальше. В Амурске есть ботанический сад и дендрарий. Я вообще-то думал, что это одно и тоже, но на деле оно так и оказалось :)

Побывали и там, и там. Дендрарий больше по площади, с экспозицией на улице. Мне это не так уж интересно, а Катьке вроде понравилось. Больше в Амурске делать совершенно не че го.

Дальше в планах было добраться до Курского перевала (50.30784, 136.10263), но что-то я очковал сильно — про дорогу к нему почти никакой информации, а там чуть больше 50 километров от посёлка без асфальта. К тому же, погода портиться начала, мы уже почти решили не ехать, но в самый последний момент договорились, что поедем до первого плохого участка, жестить и убивать машину не будем.

Дорога эта совершенно безлюдная — за все время встретилось на пути только лишь две машины. Я вообще не понимаю, куда она ведёт, потому что населенных пунктов впереди никаких нет. Изредка встречаются своротки лесовозные, и один нефтепровод видели. Знаете, в такие моменты и на таких дорогах я испытываю совершенно странные чувства — это восторг вперемешку со страхом. Ну, не знаю, как ещё описать. Вот едешь ты в каких-то ебенях (в хорошем смысле слова), до дома почти 9000 километров, одной машиной, без знакомых в радиусе нескольких сотен километров, на машине, которые здесь совсем непопулярны. Конечно же, страшно, но понимаешь, что именно эти моменты самые счастливые и надолго отложатся в памяти. Может, я только из-за этих чувств сюда и еду.

А дорога оказалась очень даже неплохой. Только подъем на сам перевал с крупными камнями, но аккуратно можно проехать. Да и поднявшись наверх, увидели несколько припаркованных машин, среди которых был даже кей-кар :)

Стояли эти машины здесь неспроста. С Курского перевала начинается пешая тропа на хребет Джаки Унахта-Якбыяна (или просто Джаки скалистая). Вроде бы это один из самых доступных и несложных маршрутов в крае — такое нам подходит :)

Тропа и вправду оказалась лёгкой, а виды сверху захватывают дух. Жаль, что небо было затянуто дымкой (видимо, от пожаров), но зато не так жарко.

Чуть выше уже начинается горная тундра.

Под ногами огромное количество брусники. Она уже красная, но пока ещё не созрела.

До конца намеченного маршрута не стали подниматься из-за дымки, все равно почти ничего не видно. А когда уже спускались обратно к перевалу — вышло солнце. Хорошо погуляли, усталость в ногах такая приятная.

Вернувшись к машине, обнаружили спущенное заднее правое колесо.

Вчера вытащил из него какой-то металлический предмет, а сегодня небольшой острый камень. На фото хорошо видно, как она «грызётся» скальником.

Попили чайку, подлатали колесо и поехали спускаться вниз, чтобы успеть до темна выехать на асфальт.

Солнце было уже довольно низко и рисовало красивые тени — виды просто шикарные с дороги открываются.

Только с перевала спускались минут 30, останавливаясь за каждым новым поворотом, чтобы сделать 100500 одинаковых фотографий.

Теперь жалею, что не проехали дальше в долину реки Кур. Хотя есть информация, что дорога за перевалом сильно портится и начинается множество бродов.

Внизу течёт несколько горных рек с чистейшей питьевой водой, наконец-то наполнили бак. Пришлось теперь сделать воронку для заливания из пластиковой бутылки. Долго, не так удобно, как с насосом, но лучше уж так. Вода вкусная, ледяная.

Вернулись обратно в Комсомольск и встали на ночёвку снова недалеко от города на берегу озера. По дороге встретился редчайший UZA520.

Часть 8 — Мокрое Приморье

Погода в Комсомольском районе начала стремительно портиться, поэтому утром не стали нигде задерживаться, а сразу выехали в сторону Приморского края, где у нас была запланирована довольно насыщенная программа.

Едем по трассе, спокойно, дорога хорошая, и вдруг снизу какой-то щелчок. Смотрю в зеркало заднего вида — что-то отвалилось и катится по дороге. Разворачиваюсь — валяется кусок пружины. Да ну нееет!!!

Причем кусок этот отколот с двух сторон. Сначала подумали, что лопнула пружина где-то в центре, но вроде наощупь все целые. Непонятно от какой пружины он, подлезть проверить сложно без снятия колёс или эстакады, да и дождь идёт на улице. В такую погоду у меня совсем нет желания валяться под машиной.

В ходовых качествах ничего не изменилось, ничего не трёт, не скрипит, не стучит. Едем дальше, но аккуратнее до первой эстакады. Довольно много времени уже прошло, но эстакады встречаются редко, а те, которые есть — совсем кривые-косые, заезжать страшно. Была одна на вид хорошая, но слишком большие уголки против спадания, я со своими свесами и дорожным просветом на такие не заезжаю.

В какое-то время даже пожалел, что увидел эту скачущую по дороге часть витка. Меньше знаешь — крепче спишь :) Ну а дождь не прекращался весь день, так и не залез под машину. Завтра будем решать. Хорошо было бы, если это оказалась бы задняя пружина (уверен на 99%). Если верхний виток лопнул, то просто переверну её обратной стороной как делал в прошлом году.

Самое смешное в этой ситуации, что у меня в гараже целый набор этих пружин, я даже перед поездкой упаковал по одной, но решил не брать в самый последний момент из-за дефицита места. Задние менял в том году после поездки на Байкал, а передние буквально за месяц до выезда. Во Владивостоке сложно, наверное, будет такие найти.

Ладно, я сильно пока из-за пружины не огорчаюсь, а больше портит настроение погода. У нас с Приморским краем как-то не сложилась дружба на этой почве. Когда первый раз приезжали сюда, целую неделю мокли под дождями. В июне — это совершенно нормально. Пару лет назад в сентябре повезло с погодкой в целом, но заезжали по пути с Сахалина и не было много времени. А вот сейчас август и как бы самый разгар пляжного сезона, но Приморье уже не первую неделю заливает. Смытые мосты, дороги, отрезанные посёлки. Ну, как обычно. А ещё все местные новостные ленты в последние дни только и обсуждают надвигающийся тайфун Khanun. До сегодняшнего дня не было понятно в какую сторону он свернёт, но вроде бы была ложная тревога.

Я даже не говорю о том, как сложно строить быт в маленькой машине в такую погоду. Сложно куда-то проехать, а если и проедешь, то ничего не посмотришь. Программа по Приморью очень сильно урезается, пока едем во Владивосток, а там посмотрим.

На следующий день нашли эстакаду, на которую хотя бы частично смог заехать, не оторвав бампер. Как и ожидал, отломился верхний виток у задней левой пружины. Баллон не задело, пружина довольно ровно стоит. Фуф.

До Владивостока остаётся всего двести километров, и вдруг в канале дальнобойщики начинают говорить про какие-то затопления. Минут через пять встаём в пробку. В рации идёт активное обсуждение проезда, точнее непроезда.

Как выясняется, впереди ремонт моста и его временный объезд размывает поднявшаяся вода. Глубина уже по двери грузовикам. Те, кто успевает проскочить, говорят, что течением немного сносит даже груженые фуры, поэтому пустым не лезть. Буквально через несколько минут передают, что начинают тонуть машины.

Потом появилась информация, что открыли проезд по аварийному мосту для легковых и пустых грузовиков, но пробка стоит на месте и совсем не двигается. Вскоре сказали, что движение не работает, никого не пускают ни в одну сторону. То и дело по встречке пролетают то полиция, то МЧС, то пожарные со скорой.

Тут подъезжает парень на приусе и начинает собирать все легковушки. Говорит, что, знает объезд и предлагает ехать за ним. Я сильно сомневался, что это сработает, но интересно было посмотреть. Поехали через село Прохоры, где в итоге просто упёрлись в «тупик», вода текла прямо по дороге.

Навстречу шли одни внедорожники. Все начали расспрашивать их водителей о проезде. Те говорят, что дальше глубоко.

Решаем ехать в Спасск-Дальний — это ближайший город, до которого всего около 10 километров. На всякий случай заправляемся до полного. Чтобы хоть чуть снять нагрузку с задних пружин, последние два дня подливал топливо понемногу.

Скоротали часок в китайке, а дождь все льёт и не прекращается.

Потом вернулись обратно в пробку, послушать, какие там новости и изменения. Ничего не изменилось, движение не рабочее. Пока стояли, начали заполнять открытки.

Есть у нас есть хорошая традиция — отправлять подписчикам открытки из путешествий. К каждой поездке я рисую новую иллюстрацию и на этот раз она была про Владивосток. Обычно добавляем какое-то небольшое изображение на обратной стороне, тут и сразу идея пришла со смытым мостом между Владивостоком и Спасском :)

Времени уже очень много прошло, за пять часов сдвинулись метров на 500 всего — машины, которые стояли впереди, разворачиваются и уезжают. Честно, просто задолбало сидеть, и даже окна не откроешь — заливает сразу же весь салон.

В канале обсуждают какие-то возможные пути объезда, но дороги размыты по всему Приморью и нигде не получится проскочить. Федеральную трассу в первую очередь будут восстанавливать, поэтому мы никуда не рыпаемся, а просто ждём.

Ещё где-то через пару часов дождь наконец-то закончился. Это было самое замечательное событие за сегодня. Даже не представляете, какое это было счастье — просто выйти погулять по дороге.

Решили уехать куда-нибудь в тихое место, постоять на воздухе, попить чайку. Тут уже не имеет значения, в середине пробки ты стоишь или в конце, если проезда все равно нет.

Как быть дальше, совсем неясно. Вроде была информация, что впереди ещё два моста подмыло, но это не точно. Понятно, что никуда на море мы уже не доедем, а светит нам только Владивосток. Я психовал. За день несколько раз уже был готов разворачиваться и ехать обратно на Хабаровск. Больше всего жаль потраченного впустую времени, сегодняшний день уже точно потерян. Мы могли бы его провести где-нибудь на Байкале или ещё в каком-то красивом месте, а не сидеть в машине под дождем.

Вечером пошатались по Спасску, смотреть там особенно нечего, но приятно было просто походить без дождя.

Кстати, недавно завод Спасскцемент получил дикую популярность в... Китае. Упаковку с логотипом, где изображён тигр, используют на пошив модных сумок :)

В общем, решили заночевать неподалеку. Если к утру движение не откроется, то поедем обратно на запад и классно проведем эти дни где-нибудь в Сибири.

Проснувшись, сразу же полез смотреть, какая пробка в навигаторе. Открываю приложение — все зелёное, а в чате написано, что движение запустили в третьем часу ночи.

Решили ехать не сразу во Владивосток, а сначала зарулить пообедать в чифаньке (китайской забегаловке) в Уссурийск. Приехав на место, увидели, как весь персонал носится с ведрами и тазами, собирают воду. В районе рынка таких заведений было еще много, выбрали кафе с названием «999».

Внутри было довольно атмосферно — шум, гам, все столики заняты китайцами, ни одного русского. Девочка, которая стояла на выдаче, по-русски не понимала, но общий язык оказалось несложно найти. Она набрала на калькуляторе «400» — это за весь набор. Система простая — перед тобой много блюд, ты выбираешь понравившиеся и тычешь в них пальцем.

Всё это дело аккуратно складывается в контейнер с несколькими отделениями.

Пообедав, едем дальше. На выезде из Уссурийска повсюду был вой сирен. Туда-сюда пролетали то пожарные, то МЧС. Как оказалось, прорвало дамбу и затопило жилой район.

Картина страшная, конечно, очень. Людей эвакуируют из многоэтажек на лодках.

Кто-то выносит домашних животных по грудь в воде. Машины, стоявшие во дворах, почти полностью скрылись под водой. Мы там были около получаса, и вода прибывала прямо на глазах. Страшно даже просто со стороны наблюдать такое.

Часть 9 — Владивосток

Наконец-то добрались до Владивостока. Кстати, заметил одну особенность в произношении названия города — туристы обычно называют его Владиком, а вот местные говорят про Влад.

Первым делом решили разгрести накопившиеся дела, чтобы потом ничего не тянуло и можно было бы спокойно погулять. Созвонились по объявлению о покупке резины. Склад находился на задворках какой-то овощебазы, еле нашли. Когда уже были близки к цели, оказалось, что продавец берет только наличкой и категорически отказывается даже переводом деньги получать. Поблизости банкомата, конечно же, не оказалось, пришлось куда-то ехать, толкаться в пробках и терять драгоценное время из-за такой ерунды.

Потом нас встретили друзья с дрома и пригласили к себе на обед. Поболтали немного про путешествия и всё такое :) Задарили подарками и рассказали, где можно купить подешевле местных и китайских гостинцев.

Оставалось ещё одно важное дело — нужно было что-то решать с пружиной. Найти её во Владивостоке довольно трудно оказалось, чтобы в наличии. Звонил по двум объявлениям — не берут трубку. Решили пока просто перевернуть обломившимся витком вниз, а пружину, возможно, купим в Хабаровске, чтобы была в запасе. Заехал в сервис самообслуживания на эстакаду, где перевернул её и заодно масло поменял с фильтрами (с прошлой замены в Омске проехали уже больше 10 тысяч).

Вечером гуляли в центре. Бродили в районе пешеходной улицы, набережной, да и просто куда глаза глядят.

Ужинали в исторической столовой «Не рыдай», она в этом году отмечает своё столетие, кстати. Пробовали их фирменную рыбу в горчично-медово-сметанном соусе. Приятное место.

Удобно, что совсем под боком находится остров Русский, где можно заночевать. Ты вроде бы и в городе, а вроде бы и на природе одновременно.

Совсем недавно на Русском установили интересную вариацию дорожных знаков «Дикие животные» с изображением лисы – это основные обитатели острова.

Утром ничего не изменилось — небо хмурое, а море грязное и суровое.

Первым делом отправились в Приморский океанариум. Скажу сразу — это второй «музей», который реально меня впечатлил и стоит всех своих денег (первый — музей УГМК в Екатеринбурге).

Океанариум огромный, очень круто все оформлено, с размахом. Даже немного жалею, что в прошлых поездках не смогли сюда попасть. Еще очень круто оформлена территория вокруг здания.

В выходной день советую приезжать к открытию :)

После океанариума снова встретились с Лидой и Сашей, они показали нам Назимовскую батарею, откуда, к тому же, открывается хороший вид на Русский мост.

А потом пошли обедать в чифаньку. Заказали разных блюд — гребешков на чугуне, баклажаны с кедровыми орехами, салат с одуванчиком, креветки в сухарях и, конечно же, гобаоджоу (свинина в кляре с кисло-сладким соусом). Последнее блюдо пушка просто, везде его заказываем — остальное можно было бы и не брать :)

А потом просто шарахались по центру, заходили в подворотни исторического квартала Миллионка, пробовали местное мороженое, глазели на корабли, гуляли в парках. Короче, хорошо время провели.

Про города я писать толком не умею, да и копировать википедию не собираюсь, поэтому просто смотрите фотографии :)

Отдельно хотел бы выделить Нагорный парк, откуда открывается просто шикарнейшая панорама на весь город.

На следующий день выехали из Владивостока в обратную сторону. Достала уже пасмурная погода, даже не вспомню, когда последний раз видели ясное солнечное небо. На море делать в такую погоду нечего, поэтому и уезжаем. Да и дороги после стихии еще не полностью восстановили.

Напоследок заскочили на «Зелёный угол» — один из самых крупнейших авторынков в России.

Он настолько огромный, что за день его не обойти, если действительно ходить и подбирать себе машину не спеша. Мы же просто ходили, как на экскурсию :)

Ожидал найти что-то культовое или эксклюзивное, но ничего особенного не встретилось. Вероятнее всего, такие машины просто привозят с аукционов под заказ, а на рынке стоят обычные стоковые авто.

Ещё на территории много ларьков с товарами из Японии и Кореи — от зубных паст и бытовой химии до всяких сладостей, кофе и алкоголя.

Есть прямо целые магазины, но в основном торгуют просто с машин — в багажниках или собирают простенькие прилавки.

Довольно интересно было побродить там. В 2017 уже гуляли по зелёнке, но как-то мало, а в этот раз большую часть территории обошли.

В отличие от авторынка, на дорогах города можно встретить очень много интересных машин. Нигде больше не увидишь такое количество праворульных мерседесов и разного вага) Да и чистокровные японцы очень интересные попадаются. Есть еще автомузей, в котором представлены в основном советские автомобили. Для Дальнего Востока они, наверное, действительно очень редкие :) Был еще музей японских автомобилей, но он закрылся буквально пару недель назад.

Часть 10 — Перегон в Бурятию

По пути из Владивостока напоследок заскочили в китайку в районе Уссурийского рынка. Их там много прямо в одном месте, и почти у всех названия «У Виктора», «У Сергея», «У Вани». Ну, вы же знаете, что китайцы обычно берут себе «псевдонимы» русских имён для удобства общения? Вот поэтому и названия такие.

На Дальнем Востоке китайки настолько уже влились в повседневную жизнь, что считаются обычными народными кафешками, в отличие от наших пафосных. Короче, на ДВ нужно объедаться в китайках, как например, в Бурятии буузами. Всё-таки «раз в год» здесь бываем :)

Добрались до Спасска, где пару дней назад потеряли много времени из-за смытой дороги. Всё хорошо, движение идёт, но в округе ещё очень много воды. Здесь везде арбузные поля, их тоже хорошенько затопило. Вывозят на телегах к дороге на продажу, а они все в грязи. Не повезло, конечно, в этом году с погодой. Прикупили себе несколько, чтобы пораньше вставать на перегонах :)

Довольно долго бродили по «Зелёному углу», поэтому сегодня проехали совсем немного.

На следующий день добрались до Хабаровска. Ещё вчера нашел по объявлению подходящую мне заднюю пружину (вроде бы). По номеру аналога она не подходила, но у меня были точные размеры, которые хотел сверить при получении. В магазине уверяли, что одна штука есть на центральном складе города и её привезут в точку выдачи в течение нескольких часов, даже прислали в вацап номер заказа.

Сегодня приезжаем по указанному адресу, а в ответ получаем ничего. Заказ почему-то отменили и мне об этом не сообщили. Вероятнее всего, был пересорт и просто такой детали не оказалось на складе. Ребята посоветовали зайти в соседнее здание в магазин запчастей. Захожу, говорю, что нужна пружина любого производителя для шкоды Октавии в наличии в Хабаровске. Парень сразу поржал, но согласился подобрать что-нибудь по вину. Как я и предполагал — в наличии ничего нет. Если заказывать, то ближайшая дата получения через 10 дней.

Я, конечно, уверен, что доеду спокойно до дома и на этой пружине, но хотелось бы иметь в запасе новую. Тем более, впереди перегон Хабаровск — Чита, а это 2000 километров без крупных городов. В Чите по объявлениям тоже ничего не нашел.

Наконец-то выехали из пасмурной погоды. По моим подсчетам, последний раз ясное небо над головой было 6 дней назад. А на Приморье, вроде бы, надвигается новый тайфун, значит, не зря уехали.

По трассе попутно идёт огромное количество перегонщиков японских авто. Заметно их прибавилось в этом году, учитывая обстановку на автомобильном рынке в стране. Видели когда-нибудь, как на жёсткой сцепке тащат сразу два автомобиля с Востока? Вот сегодня даже встретили такой паровозик из трёх тачек, т.е. один водитель перегоняет сразу три машины. Только сфотографировать его не получилось — было темно.

Сейчас ещё добавилось много корейцев, которые гонят на запад. А самое забавное — периодически встречаются мерседесы и БМВ, которые тоже идут в направлении центральной России. Здесь почему-то на дорогах совсем мало китайских грузовиков, самая большая их концентрация на трассе где-то в Новосибирской и Омской областях.

А еще часто можно встретить вот такую конструкцию, когда на тягач устанавливают деревянную раму из бруса, а сверху крепят легковушку.

А если длина позволяет, то даже по две машины везут.

Я очень люблю дороги, особенно красивые. Трасса Амур по-своему красива, но больше всего она мне нравится за свою безлюдность. Машин вроде бы и много идет, но как-то никто никому не мешает, нет ни пробок, ни нервов. Едешь себе и едешь. Вспоминаю, какое там за Уралом движение, и сразу передёргивает :)

Для моей «хромой» пружины сейчас самое сложное испытание «Амурскими волнами» — стараюсь ехать не сильно быстро по плохим участкам, но все равно иногда подпрыгиваем так, что даже баночки со специями из контейнера вываливаются.

Времени в запасе теперь было много, ехали не спеша.

Уже в Забайкалье ночевали на парковке у АЗС с символичным названием «Оазис». В обе стороны от нее довольно длительное время нет подобных «островков жизни», где можно без опасений остановиться на ночь.

Даже когда уже не в первый раз едешь на восток (или с востока, без разницы), очень поражают расстояния. Когда между крупными городами несколько дней езды — это сильно впечатляет, и именно в эти моменты понимаешь, насколько огромная у нас страна. А участок между Читой и Хабаровском только усиливает впечатление.

Сейчас самый сезон сбора голубики, а в округе её очень много. Сворачивали несколько раз с трассы — значит, завтра будут сырники с ягодной поливкой :)

Добрались до Читы. В городе помыли машину, заправили все ёмкости водой из колонки и сами заправились буузами в нашем любимом кафе на территории Читинского дацана.

Видели бы вы лица прохожих и водителей, которые наблюдали как заливают воду из колонки в «бензобак», все просто шеи свернули :)

Сегодня был просто шикарнейший вечерний свет, уже даже и не вспомню, когда последний раз доставал камеру, чтобы сделать несколько снимков.

Ещё где-то в Хабаровском крае слушали по рации разговор дальнобойщиков про придорожную еду. Парень рассказывал, в каких кафешках можно вкусно поесть по дороге на восток, и как раз была часть про буузы. Говорит, что в районе села Аблатуйский бор готовят очень хорошо и вообще, что там лучшие буузы на трассе. Ну что ж, нужно было проверить эту информацию. Интересно было послушать весь рассказ, но они шли навстречу и довольно быстро связь между нами прервалась.

Честно говоря, за эти пару дней уже и забыли про тот разговор, но когда за окном показался указатель «Аблатуйский бор», то он сразу же всплыл в памяти. Времени было уже 9 вечера, вроде бы и не голодные, да и поздно, но любопытство взяло верх. Развернулись и поехали в эту самую кафешку.

На входе всех встречает паренёк лет десяти и громко кричит: — «Маааам, подошли!!!» И знаете, этот паренёк задаёт очень хорошую атмосферу заведению. Как раз сфоткал, когда он вытирал руки об занавеску :)

Буузы готовят только порциями под заказ — заказал три, значит ставят три, ожидание около 25 минут. В основном все заказывают заранее по телефону. Почти все время, что ждали свой заказ, ржали над парнишкой. Он спрашивал про машину и интересовался из какого мы города, сказал, что не слышал никогда про Липецк. Говорит, бизнес плохо у него идёт — предлагает посетителям протирать фары за символическую сумму, а никто не соглашается. Ну, мы потом внесли небольшой вклад в поддержку малого бизнеса :) Буузы были очень даже вкусными, нигде раньше не встречали настооолько сочные. В общем, кафе рекомендуем — с левой стороны после Аблатуйского бора, если ехать на восток.

Не успели пройти и 100 километров от той кафешки, как прозевал довольно большую яму, в которую влетел двумя левыми колесами. Почти сразу появилась вибрация и сработал датчик давления. Хорошо, что через пару сотен метров был удобный карман.

Вроде бы отделался лёгким испугом — только диски погнул. Быстренько отстучал их молотком и поехали дальше. Не хватало ещё резину новую запороть.

Часть 11 — Тугнуйская долина

Никогда не упускаем возможности в путешествии собрать каких-нибудь даров природы. Вчера было много голубики, а вот сегодня уже пошли грибы. Их было настолько много, что просто не хватало пакетов для сбора, да и куда нам столько? :)

Сегодня катаемся по прекрасной Тугнуйской долине. Побывали уже почти во всех районах Бурятии, все равно каждый раз находятся новые и новые красивейшие места. Бурятия прекрасна.

В Тугнуйской долине есть несколько культовых гор, они, конечно же, являются священными для местных. Если не знали, любая святыня у буддистов, не важно, гора это, какое-то дерево или камень, будет обязательно находиться в самом красивом месте в округе. Удобно по таким ориентирам планировать красивую цепочку маршрута. Вообще, если на карте Бурятии отметить все священные места (читай живописные), то эту карту просто не будет видно под отметками.

Немного ушел от темы. В ближайшие пару дней планировали посмотреть несколько таких мест в долине: гору Баин-Хан, каменный останец Табан-Хурган, причудливой формы каменный останец, который называют Юртой Чингисхана и Меркитскую крепость, на которой хотели побывать пару недель назад. Первым делом поехали к «юрте».

Свернув с шумной федеральной трассы в районе села Хонхолой, буквально сразу же попадаешь в другой мир, где почти нет машин и только коровы пасутся у пустынной дороги. До горизонта степи и горы, а ещё этот запах полыни... Очень напоминает Монголию.

Проехать к «юрте» можно от села Калиновка, где на окраине обнаружился интересный и живописный водоем, что-то вроде водохранилища на реке Галтай.

Дорога проходит по дамбе, а в центре какая-то интересная конструкция водосброса (51.28666, 107.77217), где вода падает вниз на несколько метров, а потом вытекает с обратной стороны дороги.

Здесь же и приготовили сырники с ягодами, пока они не пропали.

Пока готовили, наблюдали за бакланами и огарями. Хотел подойти к ним поближе, но не подпускают и улетают.

Погодка была просто идеальная, но вдруг откуда ни возьмись набежали тучи и влил дождь. Немного промокли, но сырники успели дожарить :)

Покапало буквально минут десять, а потом снова ярко светило солнце. Очень вовремя, конечно.

Доехали до «Юрты Чингисхана» (51.25774, 107.7666), оставили машину у дороги внизу и пошли гулять. Места очень красивые, много камней, вокруг бесконечные степи, просто кайф.

А сам останец действительно напоминает юрту, даже вход есть с небольшой пещерой.

Следующим по плану был останец Табан Хурган (51.264, 107.86428) — это такая группа камней, напоминающая кисть руки с обращенными вверх и немного сжатыми пальцами. Когда уже подъезжали к месту, пытались издалека угадать их по очертаниям, только вот они оказались не таких внушительных размеров, какими мы себе представляли :)

И отсюда, конечно же, открывается просто шикарнейший вид на долину.

Нашли неподалеку удобную ровную площадку, где и останемся на ночь.

Дело уже близилось к закату, наверху довольно ветрено и холодно, поэтому грибы уже не успевали пожарить. Да и на ночь вроде не рекомендуется есть :) Пока перебрали и отложили их до завтра, если не пропадут.

Сидели, «медитировали» и любовались видами. А потом ходили на соседнюю гору провожать закат.

Ночью было почти безоблачно, над головой открылось звёздное небо и даже Млечный Путь прекрасно видно. Обычно ленимся вылезать из-под одеяла, чтобы сделать несколько снимков, но не в этот раз.

Утром погодка была совсем нестабильная — очень переменная облачность :) Вот-вот ждали начала дождя, но вроде бы распогодилось. Пока занимались готовкой завтрака, наблюдали за туманом, который появлялся просто из ниоткуда, проходил между холмов, окутывая их, а потом резко устремлялся в небо, как будто ударялся в невидимую стену. Очень зрелищно всё это выглядело.

Грибы, кстати, ночь на улице пережили без проблем.

Утром отправились на следующую священную гору Тугнуйской долины — Баин-Хан (51.26555, 107.96846). Дорога к горе совсем что-то заросла, сложно было её найти, только спутники гугл-карт вывели в правильном направлении. Тропы на подъем как таковой почти нет, непонятно куда идти. Наверху должна быть пещера с древними петроглифами, да и вид оттуда должен открываться красивый, только скакать по камням без тропы совсем неудобно. Возможно, у нас были неправильные координаты или подъехали не с той стороны. Решили спускаться вниз и ехать дальше, да и погода снова портилась.

Выезжаем обратно на федералку, но ненадолго — в селе Мухоршибирь уходим на дорожку, ведущую в сторону населенных пунктов Гашей и Цолги, а там уже совсем недалеко и до Меркитской крепости, на которую хотели подняться пару недель назад.

Меркитская крепость (51.14657, 107.10811) — это скальное образование на северо-западном краю Тугнуйской долины. Считается, что в этом месте был укреплённый пункт народа меркитов, который воевал с войсками Чингисхана, но это не точно.

Ещё это место называют Тугнуйскими столбами. Наверх ведёт кольцевая туристическая тропа, с которой можно увидеть панорамы во всех направлениях долины.

Виды оттуда открываются просто отличнейшие, да и сама тропа несложная, можно сказать, прогулочная.

Вообще-то, сюда принято ездить весной, когда цветет роща реликтовых абрикосов, но сейчас лето, и вместо цветков на ветках висят плоды. Абрикосовые «деревья» здесь больше похожи на кустарники и вырастают не выше пояса, а сами фрукты несъедобные, мы проверяли — очень горькие :)

На преодоление тропы ушло около трёх часов.

Местами напоминает Красноярские столбы или любой другой «каменный город».

Периодически встречаются места для отдыха, а сама тропа промаркирована, заблудиться здесь просто невозможно.

Спустившись обратно к машине, видим, что колёса спущены. Не знаю почему, но первые мыли были о том, что нам их порезали. Хотя на импровизированной стоянке припарковался так же, как и остальные. Быстрее иду смотреть другую сторону — там все целое, фух.

Попробовал накачать — давление почти не поднимается. Что ж, снимаю переднее колесо, диск внутри ровный. Уже по отработанной схеме наводим мыльный раствор с жидкостью для мытья посуды и находим причину в виде небольшого пореза, скорее всего острый камень. Накачиваю колесо примерно до двух атмосфер и ставлю жгут. Пока расширял место прокола, конечно же, давление немного ушло. Решил, что сначала второе колесо сделаю, а потом оба накачаю до нужного значения.

Снимаю второе колесо, начинаю качать, и вдруг компрессор резко отключается. Что за хрень? Он у меня стационарно в заднем крыле установлен. Думаю, может сработала какая-то защита от перегрева? Ждём минут десять, за это время проверил предохранитель, он целый. Реле на питание щелкает, а компрессор не включается. Прошло уже минут 20 — тишина. Колесо я успел накачать где-то до 1,5. Начинаем промазывать мыльным раствором, и вообще ни одного пузырька. Ну как так? Мазали-мазали, так и не смогли найти причину, почему оно спустило в ноль всего за три часа.

Накачать его теперь нечем, все машины с туристами уже разъехались, решаем выбираться ближе к трассе пока как есть. Вообще-то, хотели где-нибудь неподалеку заночевать в красивом месте, но теперь об этом речи не шло.

Жаль было уезжать, когда вокруг такие головокружительные виды.

До трассы всего около 4 километров, да и трассой это назвать сложно — яма на яме, но хотя бы изредка проезжают машины. В обоих правых колесах примерно по 1,5 атм + не работает компрессор. Класс.

Выехав на дорогу, решаем всё-таки ставить на зад запаску, колесо ещё больше спустило, манометр показал уже 0,7.

Когда поставил запаску и уже прикручивал колесо, вдруг внезапно зажужжал компрессор, всё-таки тогда он по перегреву ушел в защиту. Не знаю, что с ним случилось, но еще перед поездкой заметил, что стал медленно поднимать давление. Я тогда его разобрал, но ничего не нашел – на вид поршневая как новая. Какое-то время работал нормально, а сегодня снова еле-еле. Вернувшись домой, первым же делом заказал новый компрессор, взял модель постарше. В чём причина «недостаточной мощности» пока не разбирался.

Часть 12 — Байкал

К Улан-Удэ приехали уже в полной темноте, поэтому пришлось становиться на ночёвку с дальнобойщиками, причем парковка была платной. Искать другое место особого желания и сил уже не было — что-то я с этими колёсами напрыгался. Утром оказалось, что ночевали в ста метрах от берега Селенги, куда можно было спокойно проехать, но в темноте не увидели эту дорогу.

В город приехали рано, улицы пустые, погодка радует. Первым делом отправились в прачечную, пришлось даже немного подождать открытия. Отдали вещи в стирку и поехали завтракать.

Но сначала заскочили в шиномонтаж, где мастер без проблем нашел прокол. Не понятно, как мы его вчера не смогли обнаружить, возможно, давление недостаточное было.

Когда снял запаску, увидел, что и у правой задней пружины лопнул верхний виток. Переворачивать не буду – впереди вроде бы жёстких дорог не намечается, а на асфальте ничего с ней не случится (надеюсь). Да и чем дальше на запад, тем проще с обслуживанием и поиском запчастей на ваг, поэтому особо не переживаю. Несколько лет назад уже лопались обе задние пружины после Колымской трассы, и спокойно на них доехали до дома, даже не подозревая, что они лопнули.

В Улан-Удэ очень много исторических зданий в центре, приятно погулять по этим улочкам, изучая всякие старинные деревяшки. Почти через дом встречаются разные кафешки, в основном бурятская и монгольская кухня, конечно же. Буузные просто на каждом шагу. Выбрали закусочную «Шарбин», просто из-за того, что в доме с красивыми наличниками находится :) Внутри, кстати, обычный современный ремонт. Буузы вкусные, но маленькие. Попробовали ещё боовы — это такой десерт из жареного в масле теста со сгущенкой, тоже понравились.

Потом случайно вышли на рынок, но особенно ничего интересного там не нашли. На его территории есть магазинчик с китайскими товарами, где среди упаковок с иероглифами, как-то затесались Воронежские дрожжи :)

Дальше попали на улицу, где находится какое-то нереальное количество магазинов по продаже унтов. Я даже не поленился и потом посмотрел количество таких торговых точек в картах. И знаете сколько их в Улан-Удэ? 48! Очень популярная тема здесь :)

Дошли до площади Советов, где установлена огромная голова Ленина. Выглядит она, конечно, очень странно и в целом неприятно. Площадь вся вылизана — фонтаны, памятники, ни соринки.

Мне больше нравится гулять по непарадным улицам.

Специально сегодня не спешили рваться на Байкал, чтобы народ успел разъехаться, воскресенье всё-таки. Приехали на берег уже часов в пять вечера, отдыхающие есть, но и мест свободных уже много.

Даже не стали запариваться с поиском, остановились совсем недалеко от Гремячинска.

Место красивое, да и с погодой повезло. В который раз понимаю, что лучше не доверять этим прогнозам, да и вообще их не смотреть.

Готовили разные вкусные штуки и занимались ничегонеделанием) Валялись в гамаке и наблюдали за бакланами да утками. Так и день прошел)

Уже под вечер пришел мужчина с просьбой о помощи — сел аккумулятор в авто. Мы ведь в прошлом году как раз именно здесь побывали в подобной ситуации. Только у нас еще и машина стояла неудобно на склоне. Ходили тогда на дорогу голосовать с тросом, после чего и купили джампстартер, который сегодня пригодился.

Когда стемнело, в гости приходила белка-летяга) Старались не спугнуть её, а она совсем не боится людей, почти вплотную подпустила к себе. Интересный зверёк.

Большую часть жизни они проводят на деревьях, поэтому особенно повезло увидеть её на земле и так близко.

Ночью снова показывали много звёзд.

На следующий день было запланировано что-то вроде днёвки, где можно тюленить на одном месте. Но нам сложно и некомфортно сидеть без движения, поэтому решили прокатиться по побережью, где еще не бывали.

На восточном Байкале довольно долгое время трасса тянется прямо вдоль берега, очень много мест красивых прямо в нескольких метрах от дороги.

Приехали в очередное местечко с песчаным пляжем. Побродили по берегу какое-то время, а потом вернулись в лес к машине.

По пути, вдоль тропинки было разбросано много кедровых шишек. Почти все они были целые или объедены только с одной стороны. Мы ещё подумали, почему белка съела половину орехов, а половину оставила?) И тут сверху начали падать кедровые шишки, почти на голову. Смотрим, а там две кедровки (птички такие) работают. Короче, они срывают с макушек кедров шишки и несут в клюве их на другое дерево, где укладывают между веток и расклевывают. Так ловко у них получается, только шелуха и летит во все стороны) Некоторые шишки не удерживаются между веток и падают вниз. Ну, а мы их собираем))) очень интересное зрелище)

Спонтанно решили съездить в сторону Нового Энхэлука — это такой поселок на берегу Байкала. Читал, что в этом районе много турбаз, все застроено, но мы ни разу не были в этих местах, хотелось всё-таки посмотреть, как там.

Если с Восточного Байкала требуется уехать на запад, то не обязательно возвращаться в Улан-Удэ, а можно переправиться через Селенгу на пароме в Татаурово. Так экономится около ста километров и быстрее выходит. Мы уже на этом пароме раз пять переправлялись. Так вот, приезжаем сегодня к переправе, а машин нет совсем. На баннере с расписанием прикреплено объявление о том, что уровень воды слишком высокий и паром не работает.

Тут я вспомнил, что где-то в восьми километрах дальше есть ещё одна коммерческая переправа, на которой перевозят лесовозы. Доезжаем до сворота с указателем на паром, а там дорога просто уходит под воду. Теперь это не дорога, а русло реки :) Возможно, где-то дальше есть ещё один сворот, поехали искать, но ничего не нашли. Добрались до села Покровка и развернулись в обратную сторону.

Пришлось возвращаться в Улан-Удэ и уже там переезжать Селенгу по мосту. Крюк вышел больше ста километров, но самое смешное, что от Покровки вроде бы есть прямая дорога, которая выводит почти в Энхэлук. Расстояние там всего 50 километров, и не нужны никакие паромные переправы и мосты. Единственное, точно неизвестно, как там с проездом и есть ли он вообще. Поездка в ту сторону была спонтанной, поэтому про дорогу не знал.

Приехали в Новый Энхэлук. Действительно, одни турбазы и кемпинги, заборы, шлагбаумы. Такое чувство, что на Чёрное море попал где-то в Краснодарском крае. Попытались найти хоть какой-нибудь подъезд к берегу, чтобы заночевать, но безрезультатно, а время уже близилось к закату. Решили ехать на платный кемпинг, если уж других вариантов нет.

Вдоль дороги в лесочке виднеется много беседок, какие-то лавочки, машины стоят, палатки. К этим местам ведёт несколько заездов через шлагбаум с будкой охранника. Подъезжаем, а внутри нет никого, шлагбаум открыт. Съездили к берегу — все места заняты. Потом ныряем в следующий сворот, а там тоже нет никого, проезд открыт. На табличках написано, что въезд платный и прейскурант, но кому оплачивать непонятно.

Заехали в кемпинг, думали, что сейчас кто-то встретит, но кроме отдыхающих вроде никого нет. Заняли местечко подальше от других компаний. Они ещё все с музыкой, дети визжат, но шум «моря» почти полностью их забивает :)

Место красивое, с хорошим песчаным пляжем.

Если не обращать внимания на соседей и не вертеть головой по сторонам, то очень даже классно здесь. Закат сегодня был особенно хорош!

Часть 13 — Дорога домой

Утром словили какой-то дзен и долго не могли тронуться, пожарили оладушки, а потом сидели почти до 12 дня и просто смотрели на Байкал. На выезде за кемпинг так никто денег и не взял. Возможно, только по выходным взимается плата. Хотя, очень странное ощущение — с тебя не берут деньги, когда запросто могут.

Выехали на федеральную трассу, она на границе Бурятии и Иркутской области довольно длительное время тянется вдоль берега Байкала. Иногда такие виды классные открываются, что хочется сразу же свернуть куда-нибудь поближе, но съездов не так уж и много из-за железной дороги, которая отделяет трассу и озеро.

Была у меня в навигаторе точка с названием «пляж Мурино», вот решили заехать разведать как там. И знаете, очень даже замечательное место. Людей много, но как-то тихо и спокойно. Байкал именно такой, как мы любим — вода прозрачная, заходишь по грудь, а под ногами каждый камушек видно.

Планировали сегодня добраться до одного живописного залива на Ангаре, но уже совсем не успевали туда в светлое время суток. Чтобы как-то скрасить дальнейшую дорогу, решили заехать в Иркутск за шаурмой, а заодно и погулять в районе 130 квартала. Это специально созданная зона исторической застройки. Ну, такое тусовочное место с множеством кафешек.

Исторической застройки за вывесками и баннерами там почти и не видно, а вот на соседних улицах много интересных зданий сохранилось.

В районе набережной случайно наткнулись на арт-объекты, сделанные из соломы. В рамках фестиваля художники построили эти «скульптуры», образ которых сгенерировала нейросеть. На фото, например, «Заяц дзен».

Но больше всего в Иркутске меня впечатлил не сам город, а парень, который играл разные мелодии на самодельном музыкальном инструменте из стеклянных бутылок. Очень круто у него получается. Встретить его можно в районе памятника Александру III.

Ночевали в Усольском районе недалеко от Белой скалы на реке Белой (это, кажется, уже третья по счёту Белая скала в этой поездке). Конечно же, завтракать поехали именно туда.

Вообще, сколько ездим по этим местам, даже не вспомню, чтобы хоть одно утро было ясным, всегда попадаем в туманы, но сегодня было совсем жестко. Приехали по координатам (52.89784, 103.29899), а вокруг просто молоко. Видно лишь край обрыва, а больше ничего. Внизу, на той стороне реки, деревня. Очень хорошо слышно, как петухи орут, машины медленно едут по гравийке, открываются со скрипом калитки, собаки лают, но ничего этого не видно. Интересный эффект.

Думали, пока приготовим завтрак, солнце успеет растопить туман, но он то немного отступал, то снова окутывал все вокруг. Хоть впереди было ещё много километров, старались оттянуть момент выезда обратно на трассу. Не зря же приехали?)

Только где-то к 11 часам небо прояснилось. Локация красивая, но с туманом, когда не видно деревни на том берегу, атмосфернее всё-таки.

В районе этих скал, кстати, можно ещё посмотреть старые печи для обжига известняка.

Доехали до Красноярского края. Днём шли быстро, а вот к вечеру, когда добрались до железнодорожных переездов в районе Верхнего Ингаша, что-то не очень. В итоге цифры вышли такие: прошли 850км, разменяли 20 тысяч километров от выезда из дома, общий пробег у Октавии перевалил за 350.

Сегодня у Кати день рождения! Так совпало, что отмечаем его в Красноярске. Ну, не совсем совпало, конечно, мы так и планировали, только вот планы немного были другими. Хотели заскочить ненадолго в город, купить чего-нибудь вкусного, а потом уехать на Урманскую петлю и там отметить. Только вот в Урмане много медведей ходит, говорят. Я никогда не скрывал, что сильно очкую встретить косолапого в дикой природе. В следующий раз как-нибудь сходим, пока решили просто провести целый день в Красноярске.

Первым делом отправились в парк флоры и фауны «Роев ручей». Не сказал бы, что сильно впечатлился, но в целом все хорошо. Не понравились только объявления на клетках у хищников с расписанием кормления живым кормом. Это специально на потеху публике что ли?

Потом заказали роллы и поехали на смотровую площадку с Николаевской сопки. Отсюда и город видно и Енисей, и соседние горы. В полдень не так красиво, вот бы на закате здесь побывать. Есть хорошая парковка, да и сама видовая красиво сделана.

Гуляли в районе набережной и в историческом центре. Классно было побродить по проспекту Мира, только вот жарковато сегодня.

Хотели ещё подняться по лестнице на Торгаширский хребет (самая длинная в России — 1683 ступени), но в +30 не прикольно как-то топать на открытом солнце. Решили не терять время и проехать сегодня ещё немного на запад.

Уже на подъезде к Ачинску, на обочине в темноте показалась машина и голосующий парень. Я быстро пролетел, не успел даже притормозить. Вообще, довольно опасно ночью останавливаться, но, с другой стороны, может, ему действительно нужна помощь, да и сам в такой ситуации запросто можешь оказаться. Разворачиваемся и возвращаемся обратно. Оказалось, что у него сел аккумулятор и нужно прикурить. Вот всего 2 минуты времени отняло, а доброе дело сделали)

Утром поехали завтракать на Белую гору, которая находится на окраине Ачинска. Уже ночевали здесь несколько недель назад и тогда проезд был довольно хороший. За то время, пока мотались на востоке, дорожку размыло в низине, но местами она уже подсохла. Короче, проехали аккуратно, даже почти колеса не испачкав.

Виды оттуда открываются отличные. Я уже писал, что очень напоминает Сторожевое (Воронежская область), здесь даже трубы на горизонте тоже дымят, но не от атомной станции, конечно, а ещё отлично видно мост железнодорожный, по которому часто идут составы. В общем, место интересное и непопулярное.

Позавтракав, выезжаем обратно к домам и снова спускаемся к участку с грязью. Стараюсь ехать аккуратно по верху колеи, где почва уже подсохла, но в итоге не удерживаю машину и её резко стаскивает в колею. И до полной остановки. Ну, приехали.

Я уже где-то в голове начал крутить мысли, что придется идти за помощью, но в итоге выехал сам, немного побуксовав. Фух :) В Ачинске заскочили на мойку, пробил хорошенько диски и арки, но, выехав на трассу, понял, что грязи там ещё много внутри осталось, на скорости появилась вибрация. Полностью отвалилась она только километров через сто.

Сегодня немного погуляли по Томску. Город мне очень нравится, нужно обязательно запланировать на него денёк в следующий раз.

Ходили в музей деревянного зодчества. Мы любим всякие деревяшки, но музей не очень-то впечатлил. Даже просто на улице рассматривать старинные кружева куда интереснее, и их там в разы больше. Вообще, в центре какое-то нереальное количество старинных домов и усадеб.

Потом выехали в сторону Новосибирска и где-то по пути набрали на сушку вот таких красавчиков :)

Ночевали возле какой-то кафешки на трассе с дальнобойщиками, а проснулись под звуки выстрелов. Спросонья не было понятно, что к чему, но отчётливо было слышно, что стреляют где-то совсем рядом. На улице был густой-густой туман и совсем ничего не видно. Честно говоря, уснуть уже было сложно :) В общем, выехали сегодня рано.

Потом оказалось, что в округе охотников почти столько же, сколько рыбаков на Сахалине. Прямо вдоль трассы стоят с палатками на болотах, а болот здесь много.

Такой ранний подъем, конечно, был на руку. Весь день много ехали, почти не останавливались, а половину дня лил дождь. Заезжали по традиции в Омск во вьетнамскую кухню, а уже к ночи добрались до Тюменской области. За 38 дней в этом путешествии, ещё ни разу не было действительно холодных ночей. Вот только сегодня понадобилось доставать теплое одеяло, но оно лежало снаружи в боксе :) утром градусник показывал +1.

Сегодня видели косуль целых три раза, причем они совсем близко к дороге пасутся, почти как коровы :) Вроде бы и близко, но не настолько, чтобы сфотать на телефон, а телевик у меня давно сломался, к сожалению. Помимо косуль ещё и верблюдов встречали.

Решили не ехать напрямую в сторону дома, а прокатиться по Уралу. Тюмень объехали по окружной, совсем немного зацепив город. Никогда здесь не бывали, но торопились в Екатеринбург, поэтому в следующий раз как-нибудь.

В ЕКБ спешили в автомузей, но не в УГМК, как многие бы подумали. Есть ещё здесь на окраине музей старины под названием Ets classic cars, где собрана небольшая коллекция американских авто.

Машины меня не так сильно впечатлили, как разные коллекции — здесь и колпаки, и номерные знаки, всякие шильдики, масштабные модели. Всегда очень интересно такое разглядывать.

Вообще, коллекционирование — это очень крутая тема! Ещё на территории музея есть павильон с мототехникой и велосипедами. Нам понравилось. До музея УГМК ему, конечно, далеко, как и всем остальным в стране, наверное. Но сравнивать музеи не вижу никакого смысла.

Потом поехали в кафе «Орские пирожки», но оно оказалось закрытым. Быстренько переобулись на шаурму, нашли неподалеку с хорошими отзывами «По факту» (название такое), а она тоже закрыта. Уже ничего не хотелось искать, если честно, после такого квеста :) взяли шаурму в Has Kebab Halalfood — была вкусная.

А на Урале, к сожалению, зарядили дожди, поэтому задерживаться здесь никакого смысла уже не было. Планировали посмотреть достопримечательности в районе села Лаклы (и даже проехали мимо него), но все серое и сырое.

Самым большим впечатлением сегодня были дороги. Очень странное ощущение, когда ты едешь в любом направлении, а везде асфальт, причем хорошего качества. Я уже успел отвыкнуть от такого. Так и ждал за каждым поворотом, что вот-вот дорога испортится и начнется грейдер. На трассу М5 спускались через Новобелокатай.

На одном дыхании махнули 800 километров и добрались до Самары. Если, например, в Бурятии национальной кухней являются буузы, то в Самаре — это пиво, рыба и раки.

Пиво в Самаре, конечно же, на Дне — так называют культовое место (родину Жигулёвского пива), где можно купить пенный напиток прямо с завода. В прошлый раз были здесь 11 лет назад, и вот сегодня решили снова заехать. Здесь всё совсем поменялось, кроме огромной очереди. Вообще-то, планировали ещё купить варёных раков, но бабульки, которые раньше ими торговали, теперь на Дне не работают.

И тут начался квест по поиску раков. Времени колесить по городу не было, да и приехали в самый час-пик, поэтому обратился за помощью к другу из Тольятти. Он сказал, что раков можно найти на выезде, в посёлке Волжский. Рванули туда.

В Волжском, вдоль дороги есть небольшой мини-рынок, где помимо разного фаст-фуда, торгуют раками и рыбой. Время уже было позднее, не рассчитывали кого-то застать, но на рынке торговал ещё один парень. У него узнали, что раки здесь только живые, а варёных нигде не найдем. Пришлось на закусь брать шаурму в ближайшем киоске и ехать на берег Волги. Успели как раз к закату, вот он был сегодня очень даже красив.

Ночевали здесь же, на пристани. Место довольно удобное, только вот не совсем уютное. Проснулись в 4 утра из-за рыбаков, которые спускали лодки на воду.

Давненько хотел заехать на полуостров Копылово — это совсем рядом с Тольятти, для местных главное место отдыха на воде. Пляжи песчаные, все дела. Приехали позавтракать, но не смогли найти место без помойки. Очень много мусора, прям неприятно находиться. Обычно мы прихватываем с собой чужой мусор, но здесь совершенно бессильны.

И напоследок отметили очередную классную поездку чебуреками из Дебюта в Тамбове. А дальше ещё чуть больше ста километров, и мы уже дома!

Часть 14 — Финальная. Про расходы в путешествии

Мы любим вести статистику в путешествиях — подсчитываем расходы, сколько проехали, средний пробег в день, среднюю стоимость километра, и много чего ещё. Вот сейчас и хочу поделиться этими цифрами.

Всегда было интересно, какой вес груза берём с собой в дорогу. Вещей у нас обычно много, но как-то руки не доходили раньше взвесить машину. В этом году наконец-то заехал на весы.

Получились такие цифры: вес авто без груза для повседневной езды 1315 кг (полный бак, без водителя).

Вес груза, который добавляется в путешествие, 270 кг.

По документам у меня максимальная нагрузка 1820 кг. У нас получается полный вес вместе с нами и полной загрузкой 1745 кг.

Теперь о расходах. В целом, из года в год у нас ничего не меняется: больше всего денег уходит на топливо и еду, а остальные траты на их фоне уже совсем незначительны. Как и обычно, я не подсчитываю стоимость подготовки, закупку разных консервов (а у нас одной тушенки 30 банок было), расходников для авто и многого другого. Кто-то говорит, что нужно включать это в сумму, но я приведу только растраты, которые были во время путешествия.

На бензин ушло 95481 руб. За это время заправлялись 61 раз и сожгли 1824 литра, а средний расход вышел около 7 литров на сотню. Самый дешевый бензин АИ-95 был в Магнитогорске (49,80), а самый дорогой на Амурской трассе в Забайкалье (62,30). Стараемся заправляться в основном на АЗС Газпромнефть, но они заканчиваются в Иркутске, если ехать на Восток. На Дальнем Востоке чаще всего заезжали на ННК Альянс и Роснефть, на Амурской трассе заправлялись в сети Нефтемаркет. В Башкирии Башнефть. На топливной карте ГПН за поездку накопилось 1000 бонусов, а на карте РН 260 бонусов.

Еда обошлась в 26772 руб. Готовим в большинстве случаев сами, везем с собой много еды, поэтому и сумма получается такой.

Можно выделить из этой суммы походы по кафешкам (в основном это буузные, столовые и чифаньки), вот на них ушло чуть больше 6000.

На обслуживание авто потратили 21440 руб. Из них 16000 это покупка резины, а остальное ушло на шиномонтаж, мойки, аренду сервиса самообслуживания в Омске и эстакады во Владивостоке.

Экскурсии обошлись в 5930 руб. Обычно у нас в этой графе намного меньше расходы, но в этот раз слишком часто заезжали в города (успели наскучить они мне).

Сувениры 3401 руб. Из безделушек почти ничего не покупаем (думаю, что это отличное качество – удержаться от покупки всякого ненужного говна). Привозим впечатления и фотографии :)

На гигиену ушло 2985 руб. Сюда включены расходы за платный душ на трассе и стирку в прачечных самообслуживания. Теперь у нас есть свой бак с водой, поэтому на трассе стали реже заезжать в душевые. С погодой нам в целом повезло, везде было тепло, кроме последних нескольких дней, поэтому емкость без подогрева показала себя отлично (но думаю всё-таки установить небольшой ТЭН). Чаще пользовались своей водой из бака, чем платными душевыми, если в процентном отношении смотреть, то где-то 60/40 получилось.

Есть еще у нас графа «остальное», не знаю, что там, но сумма вышла 2566 руб. :)

Стоянки 70 руб. Раньше на перегонах почти всегда останавливались ночевать на платных стоянках вместе с дальнобойщиками, но последние несколько лет перестали на них заезжать. В этой поездке один раз пришлось заплатить за подобную стоянку в Бурятии, просто не было желания искать место для ночлега в темноте, а еще заплатили за парковку в Красноярске 20 рублей :) Думаю, понятно, что мы ночуем в машине и не платим за жильё.

Сумма расходов вышла 158645 рублей, а проехали 25079 километров за 40 дней.

Составил подробный маршрут с координатами мест ночёвок. Возможно, кому-то это будет полезно. Время в пути, среднюю скорость и расход брал из показаний бортового компьютера. Они рассчитываются только при запущенном двигателе (даже когда молотит на холостых), поэтому очень приблизительные).

21 июля, Липецк — Самара (53.157841,50.206303), пробег 924, время в пути 14:41, средняя скорость 63, расход 6,4

22 июля, Самара — Андреевские Шишки (51.93087, 56.64481), пробег 684, время в пути 11:24, средняя скорость 60, расход 6,8

23 июля, Андреевские Шишки — Юрактау (53.73941, 56.08895), пробег 443, время в пути 7,05, средняя скорость 63, расход 7,0

24 июля, Юрактау — Бараба (55.959472,63.139343), пробег 929, время в пути 14:06, средняя скорость 66, расход 6,4

25 июля, Бараба — берег Драверта (55.479783,73.457280), пробег 894, время в пути 13:10, средняя скорость 68, расход 6,3

26 июля, берег Драверта — Новосибирск (55.026570,82.444383), пробег 694, время в пути 11:03, средняя скорость 63, расход 6,5

27 июля, Новосибирск — Белая гора (56.317106,90.477913), пробег 747, время в пути 12:26, средняя скорость 62, расход 6,7

28 июля, Белая гора — Нижнеудинск (54.907778,99.061512), пробег 744, время в пути 11:45, средняя скорость 63, расход 6,8

29 июля, Нижнеудинск — Бугульдейка (52.558619,106.092909), пробег 749, время в пути 10:00, средняя скорость 75, расход 7,0

30 июля, Бугульдейка — Бабушкин (51.721481,105.857624), пробег 626, время в пути 11:55, средняя скорость 53, расход 6,7

31 июля, Бабушкин — Закамна (50.424163,103.972370), пробег 539, время в пути 9:36, средняя скорость 56, расход 6,7

1 августа, Закамна — стоянка Чингисхана (51.743611,107.333495), пробег 486, время в пути 9:50, средняя скорость 49, расход 7,0

2 августа, стоянка Чингисхана — Верхняя Хила (52.035045,115.915913), пробег 876, время в пути 13:07, средняя скорость 67, расход 6,8

3 августа, Верхняя Хила — Зея (53.731955,127.256562), пробег 1070, время в пути 13:34, средняя скорость 79, расход 7,7

4 августа, Зея — стоянка Хуторок (52.628616,126.875445), пробег 410, время в пути 9:30, средняя скорость 40, расход 7,6

5 августа, стоянка Хуторок — Кульдур (49.212916,131.629028), пробег 732, время в пути 10:46, средняя скорость 68, расход 7,1

6 августа, Кульдур — Сарапульское (48.860697,135.942803), пробег 461, время в пути 9:09, средняя скорость 50, расход 7,2

7 августа, Сарапульское — озеро Амут (50.80914, 136.39823), пробег 622, время в пути 12:21, средняя скорость 50, расход 7,5

8 августа, озеро Амут — Комсомольск-на-Амуре (50.478461,136.996902), пробег 148, время в пути 5:25, средняя скорость 27, расход 7,8

9 августа, Комсомольск-на-Амуре — Курский перевал — Комсомольск-на-Амуре (50.515972,136.987532), пробег 355, время в пути 8:00, средняя скорость 40, расход 7,2

10 августа, Комсомольск-на-Амуре — Дальнереченск (45.917508,133.772501), пробег 758, время в пути 11:39, средняя скорость 65, расход 6,6

11 августа, Дальнереченск — Спасск-Дальний (44.52626, 132.76332), пробег 293, время в пути 14:00, средняя скорость 27, расход 7,8

12 августа, Спасск-Дальний — остров Русский (42.965, 131.90247), пробег 310, время в пути 8:03, средняя скорость 34, расход 7,5

13 августа, остров Русский — Владивосток — остров Русский (42.96825, 131.89927), пробег 66, время в пути 5,17, средняя скорость 27, расход 8,3

14 августа, остров Русский — стоянка Поворот (46.74667, 134.27992), пробег 577, время в пути 10:26, средняя скорость 55, расход 6,9

15 августа, стоянка Поворот — Белая гора (50.91964, 128.65825), пробег 895, время в пути 13:06, средняя скорость 70, расход 6,9

16 августа, Белая гора — стоянка Оазис (53.278381,118.575565), пробег 1007, время в пути 13:30, средняя скорость 75, расход 7,7

17 августа, стоянка Оазис — Новосалия (50.982035,111.431876), пробег 730, время в пути 11:58, средняя скорость 61, расход 7,9

18 августа, Новосалия — Табан-Хурган (51.262448,107.862185), пробег 375, время в пути 9:40, средняя скорость 51, расход 7,5

19 августа, Табан-Хурган — стоянка Эндемик (51.7312, 107.45887), пробег 248, время в пути 5:43, средняя скорость 56, расход 7,0

20 августа, стоянка Эндемик — восточный Байкал (52.826322,107.984466), пробег 195, время в пути 5:20, средняя скорость 37, расход 7,5

21 августа, восточный Байкал — Новый Энхэлук (52.514061,107.030577), пробег 402, время в пути 7:39, средняя скорость 53, расход 6,7

22 августа, Новый Энхэлук — Тельма (52.689730,103.721185), пробег 534, время в пути 11:11, средняя скорость 48, расход 6,9

23 августа, Тельма — Бородино (55.876023,94.988099), пробег 850, время в пути 13:48, средняя скорость 62, расход 7,0

24 августа, Бородино — Ачинск (56.272799,90.563444), пробег 390, время в пути 8:46, средняя скорость 44, расход 7,5

25 августа, Ачинск — обход Новосибирска (55.136541,82.597873), пробег 737, время в пути 11:57, средняя скорость 62, расход 7,0

26 августа, обход Новосибирска — Голышманово (56.437597,68.415195), пробег 1070, время в пути 1553, средняя скорость 67, расход 6,7

27 августа, Голышманово — Большая Тавра (56.126326,58.020358), пробег 786, время в пути 12:45, средняя скорость 62, расход 7,0

28 августа, Большая Тавра — Волжский (53.419988,50.108827), пробег 852, время в пути 14:40, средняя скорость 58, расход 7,1

29 августа, Волжский – Липецк, пробег 871, время в пути 13:21, средняя скорость 65, расход 6,7

Спасибо всем, кто осилил и дочитал до конца! У меня всё :)

👍 вот это отчет 👍

Классная поездка. Похоже Октавия уже устала. Для таких туров нет желания купить кроссовер, типа Кодиака?
Продам уши от мертвого осла.
ну вы и писатели ( в хорошем смысле ), я уже под конец стал черекз строчку читать. места офигенные по фото, сумма то-же не хилая вышла.

ПАЛАСИО

Везде, где бы я не писал про ночевки в октавии и наши маршруты, обязательно половина комментариев будет с советами поменять машину на внедорожник, автобус, скаут или что-то ещё. Люди жалеют нас, что ютимся в маленькой машинке и бараны такие, никак не догадаемся, что оказывается есть решение - поменять автомобиль! Этот текст буду периодически копировать в качестве ответа.

И начну с банального аргумента - нас все устраивает. Да-да! Мы получаем удовольствие от путешествий именно в таком формате. У нас нет острой потребности в спальнике, на котором поместится пять человек. Мы путешествуем вдвоем. Мы ждём и копим на большое путешествие целый год и никто нас не заставляет этого делать.

Зачем покупать другой автомобиль, когда у тебя уже есть надёжная машина, которая чего только не повидала и из какой только задницы тебя не вытаскивала? На Октавии мы проехали Колымскую трассу до самого Магадана, проехали Сахалин с юга до Охи (самый северный город острова), Кольский полуостров (как летом так и зимой), Северный Кавказ, Грузию, Урал, горный Алтай, западную Монголию, Байкал (включая и его северную Часть), Приморье. И всегда она без проблем и поломок довозила нас обратно домой. К слову говоря, сейчас пробег у машины 357 тысяч и кроме сцепления из глобального ничего не менялось. Даже бОльшая часть подвески родная, а она повидала не одну тысячу километров самых разных грейдеров и убитых дорог. Зачем советовать мне менять любимый автомобиль? Просто я реально не догоняю - к чему эти советы? Или вы действительно думаете, что человек после нескольких комментариев одумается и сделает "правильное" решение?

Скажу больше - раньше мы путешествовали на семёрке. На обычных жигулях классической модели. И проехали на ней почти всю Украину (кроме Закарпатья), а ещё, например, Казахстан с севера на юг с выходом в Алтайский край и дальше в Горный. И нам не потребовалось для этого строить экспедиционник или покупать автобус.

Так внедорожник же расширяет границы!?! Но мы ездим на том, что есть и у нас неплохо вроде бы получается. Даже на тех дорогах, где проедет легковая машина мы находим кучу приключений и интересного. А ещё в некоторые моменты это очень даже драйвовее - выбираться без полного привода/лебедки/шноркеля как, например, мы "эвакуировались" через броды в Монголии.

А ещё так у людей все просто оказывается - пошел да поменял машину. Делов-то! Типа достал из под подушки нужную сумму денег и гоу в автосалон. Да и рынок сейчас стабильный, цены дешёвые (нет). Чобы не возникало больше советов, наверное, стоит сразу купить и минивэн и внедорожник.

Я ещё не буду поднимать тему плюсов и минусов, типа расхода топлива и прочего. Ведь это не так важно в путешествиях, да?)

Мне кажется, люди немного неправильно понимают формулировку 4x2travels. Я уважаю ребят увлечённых автопутешествиями и не важно кто на чём ездит - будь то мотоцикл, автобус или внедорожник. А вот тех, кто годами строит "машину мечты для путешествий", а потом максимум в "соседнюю" область сгоняет - не понимаю. Как и многие не понимают меня. Все мы разные, у всех разные потребности, взгляды на мир и зона комфорта. И знаете, это прекрасно.

Главное - где ты ездишь, а не на чём.

gogi gaga
В целом сумма не маленькая, но смотрите - делим общую сумму расходов на 40 дней и на двоих. Получается по 1983 рубля в день на человека. В эту сумму входит вообще всё - топливо, питание, проживание, развлечения... У меня знакомые умудряются потратить столько денег на черноморском побережье за неделю и никаких впечатлений оттуда не привезти. Если бы мы не экономили в путешествиях, то и маршруты были бы сильно проще.
Прочитал рассказ полностью "от корки до корки" буквально взахлеб. Автору огромное спасибо за творчество!

Сам проехал за рулем минивена Тойота Сиента от Владивостока до Москвы.
После поездки появилась уверенность в том, что автомобиль для путешествий должен быть на высоком профиле резины и с "мощной" подвеской.
В идеале джип.
Из кроссоверов больше всего нравится именно по клиренсу и подвеске - форестер.

Читал тут на drom как один парень сменил новую Киа Оптима на поддержанный Паджеро.
Живет в МСК. На работу на метро. А машина была строго для поездок за город на выходных и в отпуск.
Он говорил, что в принципе забыл что такое править диски, объезжать ямы и переживать за подвеску.

Тут вспомнил, что сам при авто путешествиях больше всего устаю от "контроля" за ямами на дороге.
И чаще выбираю платные дороги, чтобы просто расслаблено ехать по хорошему покрытию.
Никому не желаю стоять ночью в дождь на обочине с двумя порванными шинами и погнутыми в хлам дисками после попадания в неглубокую, но с острыми краями, яму. Теперь всегда с собой 2 запаски.

Путешествовать можно на любой машине - согласен с автором.
Своими глазами видел как люди из Владивостока ездили в Крым на кей каре.
Однако с возрастом хочется комфорта и надежности.

Автору удачи и здоровья!
Дальнегорск
Роскошный отчёт !

Очень интересный и насыщенный отчет, автору спасибо! Особенно сильно контрастирует в хорошем смысле с писаниной от бороды!
Этим летом я приобрел себе superb 15гв. универсал с дизельным 1.6 на механике как раз в том числе для дальних путешествий. Поначалу даже он показался мне тесноватым, но после этого статьи понимаю что всё зависит от организации места в машине

Мощно, объемно, информативно! В отчетах у ребят всегда можно найти интересные места, куда хочется заглянуть. Дром нас познакомил, чему мы безмерно рады! Следим за путешествиями наших команд и часто обмениваемся полезной «путешественнической» информацией друг с другом. Дима, Катя-удачи вам и новых ярких путешествий!
Р.S. а открыточку с Владиком нам привезли лично)))

Кодинск
Как всегда! Отчет от продуманных автотуристов, которые готовятся к нему загодя и умеют правильно рассказать о поездке. Молодцы и спасибо!

Очень приятно, что отчет о путешествии вышел уже сейчас, а не через год, как обычно у других путешественников. А значит и ощущения свежие и можно другим путешественникам пользоваться указанными дорогами, местами и достопримечательностями.

С удовольствием читал и смотрел фото, много интересного, о чем и не слыхивал. И наоборот, что-то прямо как в памяти всколыхнулось - примерно такие же мучения с авто были в моем первом путешествии в 2012 году...и резины лопалась и подвеска ломалась. Ажно измучился. И где-то в комментах один человек сказал, что все проблемы о того, что на легковушке ездил. Мол слышал ли ты, о бковых порезах на 31 или 33 коресах?

В следующий раз поехал на большой машине и ничего из того, что доставляло столько проблем мне и автору - не случилось. Было только удовольствие от поездки. Обязательно вернусь в к этому отчету, для подготовки своего очередного вояжа, воспользуюсь местами и опытом авторов.
Рисковые вы ребята - ночевать вдвоём на безлюдном берегу реки-озера в авто с неместными номерами!

Спасибо за отчет!
Расскажите пожалуйста поподробнее про пневмобалоны в пружинах.
Для чего их поставили, как подключили, какие плюсы и минусы.

Молодцы, как всегда!)
Пламенный привет с Кемерово!)

Шикарный рассказ! Спасибо за труды!
Ребята , берегите свои желудки!

Бомбическая поездка, завидую людям у которых есть столько времени, с востока ездил не раз но все мимолетом из за нехватки времени. Мечтаю так прокатиться без спешки. Удачи вам!

avertin
Спасибо за отчет!
Расскажите пожалуйста поподробнее про пневмобалоны в пружинах.
Для чего их поставили, как подключили, какие плюсы и минусы.
Баллоны устанавливаются внутрь пружины, в них подаётся давление и они не дают пружине до конца сжиматься. Штуцер для подкачки вывел за лючок бензобака. Штука однозначно полезная и для нас нужная.

В этом году заезжал на весы перед поездкой и получилось, что чистый вес груза у нас 270кг, поэтому и решил их поставить. Конечно, внедорожник с ними не получится, но при моей загрузке сильно заметна разница в дорожном просвете — зад не проседает как раньше, даже с лопнувшими пружинами :)

Так до конца и не понял по поведению машины на трассе — нравится мне с баллонами или нет. Даже за 40 дней путешествия не смог привыкнуть. Зад на лежачих и волнах скачет как мячик (мне уже подсказали, что это из-за мягких амортизаторов). Но зато на лесных дорогах просто восторг, где я раньше цеплял днищем, в этот раз спокойненько проходил ничего не задев.
Давление в баллонах в поездке держал 1.4, а дома (без груза) ездил на 0.5.

Производитель запрещает эксплуатацию без давления, но мы проехали так несколько сотен километров (точно не знаю сколько, не сразу ведь заметили) и всё осталось целым. Я сильно переживал, что витками пружин может перекусить ниппель, но зря переживал, получается :) Боковое расположение подкачки удобно тем, что можно перевернуть пружину без демонтажа баллона (честно говоря, тот ещё геморрой доставать). Есть ещё модели баллонов с торцевым ниппелем, но такой можно легко оторвать о какой-нибудь камень.

От пружин остались небольшие потёртости, но они еле прощупываются. От острых лопнувших витков пружин никаких следов не осталось. На повседнев они мне совсем ни к чему, поэтому отправляются в гараж до нового большого путешествия :)
Alltunin
У меня для таких случаев есть уже заготовленный копируемый ответ. Сразу вставлю, чтобы сверху этот комментарий был. Везде, где бы я не писал про ночевки в октавии и наши маршруты, обязательно половина...
Фраза "нет денег на новый автомобиль" пишется короче :)

Копейск
Борис
Фраза "нет денег на новый автомобиль" пишется короче :)
Фраза "у людей нет понтов" - пишется именно так.
Борис
Фраза "у людей нет понтов" - пишется именно так.
Фраза "у людей нет денег" - пишется именно так :)

"Сегодня снова показывали звезды" - прям ВОСТОРГ! Ездили с Алтая семьёй во Владик на машине - впечатления на всю жизнь.

привет, еще не дочитал до конца но в очередной раз восхищаюсь вами!!! как хорошо что еще есть что почитать, полистать, посмотреть, если б было видео то оно бы мне не так прониклось. уважение!!
Мои отзывы: Kia Optima 2014, Ford Focus 2015
Палыч
Фраза "у людей нет денег" - пишется именно так :)
Вы аудитор, которому доверено ведение чужого бюджета? Считайте свои.
Barmaley61
Шикарный рассказ! Спасибо за труды!
Ребята , берегите свои желудки!
Советчики про сменить авто были. Появились советчики - диетологи. Что не так по части организации питания экипажа?
Вячеслав
Грязи
Отзыв хороший, места красивые. Моя мечта, на машине всей семьёй поехать с Грязей до Находки к родственникам .

Палыч
Вы аудитор, которому доверено ведение чужого бюджета? Считайте свои.
Тебе известно по какому адресу идти со своими советами, иди.

Есть ли расход масла при таком пробеге?
С уважением ко всем читающим)

Форикович
Есть ли расход масла при таком пробеге?
Никогда раньше не подливал, но за несколько месяцев до поездки стал замечать, что начала поджирать. Ну, пробег большой, принял как есть :) Только вот после замены масла в Омске, жор пропал. Думаю, что, возможно, залил до этого какое-то левое масло.

Начал читать пока пил чай, понял что интересно однако, автор молодец, все конкретно, по делу пишет, без этой вот, обывательской чепухи, типа: утром не покакали, в обед покакали

Палыч
Питание, судя по фото было прекрасным, но не все берут жену в путешествие. Я такие оладьи и с таким соусом не приготовлю.

Безусловно, одно из самых интересных путшествий на Дроме по России. Отличный слог, много прекрасных фото, спасибо за координаты. И главное, что это семейное увлечение, а такое, к сожалению не у всех выходит.

Цитата : "В общем, кафе рекомендуем — с левой стороны после Аблатуйского бора, если ехать на восток."

Кафе называется "Нарасун". Находится в 22км от свертка на Улеты. Буузы там действительно очень вкусные)))

Эпическое Мега-путешествие! Снимаю шляпу. Очень интересно.
Касательно машин во Владивостоке, вспомнилось:
Самый экзотичный авто, который я видел, был праворульный Опель Корса (в Краснодарском крае, на местных номерах). Я понимаю, везут японские прули из-за пресловутого «императорского» качества. Туда же прульные мерсы и ВАГи из Японии. Таковы автомобильные реалии на Дальнем Востоке. А вот Опель, да еще маленькая бюджетная Корса – непонятно! Будучи в Новой Зеландии и в Австралии, видел много реинкарнаций Опеля в виде местных Холденов, как правило под другими названиями моделей, но один раз также попалась на глаза и Опель Астра. Так что немцы тоже выпускают прули, это я знал. Вот и в Краснодарском крае был не Воксхол или Холден, а именно Опель. Кто и зачем его привез?! Видимо попался хороший экземпляр по приемлемой цене… А может и не с Дальнего Востока его привезли, а например с Кипра?
P.S. к марке Опель отношусь с уважением. Сам ездил на Омеге и Зафире. Остались самые лучшие впечатления.
Boris986
Руки у вас из нужного места.Молодец.

Дальнегорск
После таких отчётов Россия кажется не такой уж и большой! Надо вдоль Арктического побережья дорогу делать, чтоб кольцевые поездки совершать!
В этом году Японское море опять необычное. В 2021 было аномально тёплое, в 2022 аномально холодное, а в 2023 аномально мутное. Мокрое Приморье, да. Особенно, Уссурийский потоп, из-за которого Амурский залив стал похож на Амур у Хабаровска.
Кстати, самый сухой район в Приморье - Ханкайский. Два раза заезжали на Байкал, могли бы и на Ханку завернуть, понежиться в тёплой грязной водичке!)))
Илья Иваненко
Да, вот тебе и шкодарь. А ведь у меня была такая, но проехал всего 32 тысячи. И похоже как у автора на механике и снра.

Илья Иваненко
Ага, у меня как раз chpa на механике

Zanzibar
Вот же, могут нормально представиться - Дима и Катя, а не драйвкату и мой молодой человек ))) И фото нормальные, без инстаграмных вырвиглазных поз, и, читать приятно.
Илья Иваненко
Тише тише, щас у японоводов порвет одно место, как это ваг (ещё и с турбиной), больше святой Тойоты ходит.
Отличный отчет. Отдельное спасибо за координаты. Жаль что нет возможности так же брать по 40 дней отпуска, максимум 2 недели дают.

Member
Вот это путешествие!! И главное, что автор такие путшествия делает в промышленных масштабах. Очень приятно, что отчет о путешествии вышел уже сейчас, а не через год, как обычно у других путешественников....
31 и более колёса избыточны в таких путешествиях. Люди накатали 200 000 км в походах - сколько бы ты пар дорогих колёс истёр за это время, сколько бы сжёг лишнего топлива? Они же не экстремалы. Я думаю, всё оптимально.

ТаняМ
Очень интересный отчет, читала дня два, не торопясь, понравились комментарии к фотографиям, красивым, сочным. С интересом прочла вторую часть про оборудование авто и снаряжение. Нынче посетила 17 городов, включая Чечню и Дагестан с Каспием, но такого количества снаряги не брала. Машина не подвела, только видно не очень качественное масло поменяла в Ботлихе, иногда "дымила". Спала в машине, по принципу - где ночь застанет. В полях, на берегу рек, заправках, деревнях. Ни разу не страшно. Есть вопрос, чем не понравился Кронидов, при поездке на соленые озера в Алтае очень даже хорошо зашел. На будущий год планирую закупиться, очень удобно. А отчет - огонь!

ТаняМ
Несколько лет назад действительно вкусная еда у Кронидова была, мы много их реторт-пакетов в поездки брали, почти все уходили. В какой-то момент она на вкус стала просто "бе", поэтому и не нравится)

Ниочем рассказ, особенно про дорогу Инзер-Белорецк... места просто оболденные, и мед... какой там мед... а в инзере масло пихтовое...
после Ачинска читать не стал.

Как всегда вдумчиво, масштабно и отличные фото. Отдельное спасибо за координаты мест, вот рюррямо от души спасибо.
В этом году поймал себя на мысли, что ЖДУ отчет пары из Липетска, даже начал волноваться, что так долго его нет, не случилось ли чего, но вас все стабильно и я этому рад.
Мы тоже не сидим на месте уже 2 год, уезжаем все дальше, в том году Алтай, в этом Урал. У нас другой немного подход - в арендованный минивэн мы ставим автономную плиту Очаг с душем и водонагревателем, но это уже детали.
Ровных дорог.
Мои отзывы: Skoda Rapid 2014, Ford Fiesta 2006

Самсонов Виталий Викторович
Чем больше диаметр колеса, тем меньше оборотов оно делает за определенный отрезок пути. Соответственно меньший износ резины, ступичных подшипников и т.д и т.п.
Alltunin
спасибо за комментарий, нужно будет по пакету заказать на пробу, может что понравится, но буженина в соку была классная!

Фундаментально!
"Пришлось возвращаться в Улан-Удэ и уже там переезжать Селенгу по мосту. Крюк вышел больше ста километров, но самое смешное, что от Покровки вроде бы есть прямая дорога, которая выводит почти в Энхэлук."
На будущее: чуть дальше,в Тресково, возле Титана отворот на новый мост через Селенгу. Там до Нового Энхалука рукой подать. И забудьте про паромы!
Правда к берегу лучше подъехать не через деревню, а проехать чуть дальше и свернуть к берегу. Все народу поменьше.
Самсонов Виталий Викторович
Представь себе, нет. Толстый протектор существенно быстрее носится (глянь пробег больших колёс по ТТД), перегружаются зубчатые зацепления, сокращается срок службы элементов подвески и т.д.

Палыч
Думаю, что ты не поймешь, раз до этого ничего не понял.
Надежда
А вы случайно на озере Амут были не 7 августа?

ТаняМ
Мы свои сухие супы начали делать в дорогу. Просто заливаются кипятком как лапша быстрого приготовления, но в 100 раз вкуснее получаются) https://vk.com/wall-134008131_17428

Надежда
А вы случайно на озере Амут были не 7 августа?
А в конце рассказа есть маршрут по числам. Да, приехали на Амут 7 числа к вечеру.

а мы вас видели, мы с озера ехали на сиенте, а вы только туда

а мы вас видели, мы с озера ехали на сиенте, а вы только туда
Помню, какие-то две машины пропускали, которые на спуск шли. Возможно, вы были)

А кем вы работаете, что можете уйти на 40 дней в отпуск?

Yury Siberia
Очень крутая поездка и не менее крутое повествование. Вы наверно правнук льва толстого)))

А кем вы работаете, что можете уйти на 40 дней в отпуск?
Работаю электромехаником, отпуск стандартный 28 дней. На не хватающие дни обычно договариваюсь, чтобы подменили. Мне повезло, что начальство следит за нашими путешествиями, поэтому проблем особых с этим не возникает :)

Можно ещё, например, быть донором крови и за каждую сдачу прибавлять себе к отпуску по 1 дню.

Тебе известно по какому адресу идти со своими советами, иди.
он пошел, а ты за ним быстро, быстро, быстро, быстро....

ТаняМ
Дмитрий, уже дважды восхитили! Оборудование авто и готовка сухпайков. Вопрос по сушке отпал, в комментах прояснили и там ,кстати, очень дельное предложение- сделать видео по приготовлению. Зима долгая, пора готовиться к лету. Кстати, смотрела армейские, половину не нужно. Теперь спокойно буду изучать ваши советы и рецепты. Спасибо!

он пошел, а ты за ним быстро, быстро, быстро, быстро....
Заметно, что ты уже добежал куда тебя послали.....
Влад
Фундаментально! "Пришлось возвращаться в Улан-Удэ и уже там переезжать Селенгу по мосту. Крюк вышел больше ста километров, но самое смешное, что от Покровки вроде бы есть прямая дорога, которая выводит...
Этому мосту сто лет в обед. Тока дорога по правому берегу Селенги оставляет желать.
От силы лет 15.
Нормальная дорога, асфальт. Все лучше, чем через Улановку тащиться. Тем паче в Энхалук.

Acccordd
Из Ачинска привет))

Давненько таких объемных, красочных и подробных отчётов не читал, автору со спутницей огромное спасибо,..
Вот бы когда нибудь повторить ваш вояж..

Рассказ впечатляет, очень хорошо написано, читать приятно и легко. Позаезжали в такие места, про которые нигде не читал, видно, что любите природу. Удивил бюджет, но он у вас небольшой из-за того, что вы не снимаете жильё. Мы в 2012 году ездили из Сургута до Сахалина, потратили 180 тыс. руб. проехав 22 000 км. и 47 дней в дороге. На Амуте строили лыжную трассу, мы поднимались наверх, она работает? И вам конечно очень не повезло с наводнением, мы за ним наблюдали по телевизору. Удачи в следующих путешествиях.

Валерий Гордиенко
За Аксаку 👍, кстати осталось немного до Высокогорного, а оттуда до Сизимана нормальная дорога. Километров двадцать еще бы проехали, а от Оунэ уже тоже нормальная дорога до Высокогорного

Валерий Гордиенко
И да, это была бы наверно первая октавиа, проехавшая по дороге Снежный- Высокогорный -Сизиман. Жаль, не вышло. Зато на Амуте, Курском перевале была первой этой маркой. ( не точно..) Местные гоняют на японках пузотерках и не по таким дорогам с 90-х годов

matinec
Спасибо) лыжную трассу на Амуте не видели, но мы дальше озера и не проезжали

Валерий Гордиенко
Эх, придется снова ехать :)

Отличный отзыв, прекрасная практика... Искренне завидую! Прям, сам поехал бы завтра по этому маршруту. Проблема только во времени( Но есть и вопросы.... Автор явно (как с баком для воды под днищем авто) перебирает со своими очумелыми ручками. Судя по тексту не скажешь, что он зануда и педант) Но брать с собой 30 банок тушенки и мешок сублиматов, катаясь по России, это плохая идея. Пружины у вас не зря лопаются и шины летят на скальнике, намекая на повышенную хомяковскость. Вы, правда, предусмотрительно приводите данные о том, что паспортная грузоподъемность не превышена, но ее последствия все же видны. И насчет еды: не лучше ли по дороге купить на пару дней свежей картошки, лука, моркови или на день ту же курицу в супере. Это гораздо вкуснее и полезнее.Да тот же свежий хлеб же явно покупаете, что еще мешает и ту же тушенку пару банок захватить... Был кщк гастротур с местными продуктами) Но везти 10 тыс км 30 кг тушенки в банках!!! Она просто надоест!
И любая канистра с водой, нагревшаяся в салоне, заменит душ, если поставить ее на крышу машины и вывести лейку. Без всякого тента. Плавки же меньше места, чем тент, занимают? Мне бы , честно, хватило, если за день речка (что нереально) по дороге не встретилась с удобным подходом. Выдвижной столик и встроенный компрессор - тоже спорные решения. По самым скромным прикидкам у вас только на этих фишках машина берет больше на 100 кг груза. А это, как еще один пассажир, то есть страдают динамика, бензин, пневмоподвеска, пружины, резина... Вот для чего вы его с собой возите?
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012

kkkuuu

Нравится мыться в реке или из канистры нагретой в салоне - да пожалуйста. Нравится питаться более вкусно и полезно - я совершенно не против, это не мое дело. Не возите через всю Россию с собой лишний груз - вообще отлично. Думаю, каждый решает сам, как ему удобнее и комфортнее.

Да, мне нравится работать руками и делать что-то полезное для путешествий, а потом ещё и доставляет удовольствие этими вещами пользоваться. Можно сказать, хобби у меня такое.

Из-за лопнувших пружин и колес трагедии я не делал. Лопаются они на октавиях у всех, даже у тех, кто из города никогда не выезжал и больше спортивной сумки в багажник не грузил. Попробую к следующему сезону подобрать более жесткие пружины.

Я делаюсь своим опытом не только по маршрутам, но и по подготовке к ним. Возможно, что-то полезное читатель в этом найдет для себя. Ну а если не найдет, значит ему это про ни к чему - все мы разные.

А в дорогу можно вообще ничего не брать с собой, даже на Колымской трассе принимают банковские карты.

Класс!Пять баллов!!!
Мой отзыв: Toyota Corolla Levin 2000
Blackdevil8888
Тащи зачОтку ЗАЧОООТ!!!!

Черняховск
Автор! Вот, что в Вас восхищает, так это способность практически все сделать своими руками, как это видите Вы, и как удобно Вам и Вашей спутнице!!! ну и. конечно написать такие отчеты...
Баяндай
Буузы в бурятии попробуй

после Ачинска читать не стал.
Мне тоже про Белорецкий тракт не понравилось, но я не могу лишать автора права на собственное мнение. Может, утро в человека не задалось )
Последний раз проезжал там в третьем часу ночи в кромешной тьме конца сентября в ливень. Редкостный звиздец и ни одного печатного слова в описании, не говоря уже о фото )

Автор, а почему вам нравятся штампованные диски?
Ford Taurus 1993

И да, на какое устройство делаете фотогафии?

Zombi23
Автор, а почему вам нравятся штампованные диски?
Их можно запросто выправить хоть молотком и ехать дальше.

Фотографию на Canon 500D + samyang 10mm f2.8, canon 35mm f2.8, canon 50mm f1.8

Alltunin
Спасибо за советы, только я вроде бы никого ни к чему не призывал и советов не спрашивал :) Если это неудобно вам, то это не значит, что неудобно другим. Нравится мыться в реке или из канистры нагретой...
Давно слежу за вашими путешествиями и как я заметил проблема пробитых и распоротых колес вас не отпускает, подскажите почему не рассматриваете установку лайтовой A/T резины? Ведь на грунтовках и скальнике будете она чувствует себя заметно лучше, а на трассе при вменяемых скоростях она не уступает средней шоссейке.

Niko
Касательно пружин - то рассмотрите пружины от дизельных версий Кодиака или Тигуана (они самые жёсткие из-за веса ДВС) + это одна и та же платформа MQB с вашей Октавией. Давно слежу за вашими путешествиями...
Машина используется повседневно. В городе мне жирная резина совсем ни к чему, получается, что нужно собирать комплект из пяти колес (включая запаску) чисто для путешествий. На долго ли хватит такой резины с моими пробегами? Всё-таки основной километраж именно по асфальту.
Думаю, что расход прибавится с такой резиной. Если, например, он вырастет всего на пол литра, то в сумме выйдет около 7000руб за поездку в 25 тысяч километров.
Если я правильно понимаю, в моем размере А/Т не такой уж и большой выбор. Если что-то случится с ней в дороге, сложно будет найти похожую на месте.
В эту поездку часто колеса ремонтировал, но и резина была уже на подходе. Обычно она у меня больше двух сезонов не живет, а этот китайский "нонэйм" в третье путешествие уже ехал.

Alltunin
Их можно запросто выправить хоть молотком и ехать дальше.

Фотографию на Canon 500D + samyang 10mm f2.8, canon 35mm f2.8, canon 50mm f1.8

Спорить не буду)

-----интересовала детская железная дорога (самая длинная в России, кстати). Всего в 26 городах есть ДЖД, я даже планировал на каких-то и раньше прокатиться

У вас прямо по направлению кадра на фото из Оренбурга перед мостом станция Комсомольская Детской железной дороги )
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы

Артем
подтирает автор неугодные комментарии )))

Артем
подтирает автор неугодные комментарии )))
Это какие?
Спасибо за замечательные путешествия. Всё по высшему разряду! Вопрос - какую крейсерскую скорость держите на трассе?

j j
Крейсерская 110 на трассе, очень редко езжу быстрее

Starshiy

Да, я знаю, просто спешили на Долгие горы)

Alltunin
Не могу согласиться. У А/Т для путешествий вашего формата будет неоспоримо больше плюсов: она сама по себе крепче и толще, сложнее порезать или поймать грыжу, протектор на легковой А/Т в среднем 8-11мм (дождя можно не бояться), по грунту тащит сильно лучше. Париться о запасах сильно не стоит, главное чтобы на ведущей оси были одинаковые колеса, а что на остальной оси - не важно. К тому же китайская и отечественная А/Т вполне себе бюджетны и распространены на территории нашей необъятной.

Niko
Ну, я же не спорю о том, что А/Т крепче, просто везде есть свои нюансы. Возможно, когда-то дозрею до покупки, но пока резина точно не первая в списке хотелок.

Хм.. Так литые и тем более ковка не гнутся вообще)
да не гнуться, но при попадании в яму из за своей жесткости в лучшем случае режут шины, в худшем обрывается шаровая или гнется шток на амортизаторной стойке, лично у меня на авто при попадании в ямку порезало обе шины и погнуло шток на стойке, машина была на литье, ехал бы на штампах, максимум погнулись бы диски.
Bronik
Офигенный отчет, несколько дней читал с перерывами)
Молодцы.
По датам вы конечно чуть-чуть не успели до ливней в Приморье. Попали в самую жесть.
Я сам в этом году в конце июля вернулся из путешествия из Владивостока на Байкал и в Монголию, почти уже дописал отчет)
У меня из непогоды был только снег с градом на монгольском перевали, даже испугаться особо не успел) А у вас прям приличная такая задержка вышла.

Кстати, тоже боюсь представить, сколько огребу хейта из-за выбора машины и дисков для путешествий (Toyota Chaser на литье с 45 профилем).

Масленица
Новоуральск
Отчёт прочитала за два вечера, очень очень понравилось. Хорошо, что нет фото с оставленный ножкой😄. Много интересных мест посетили , а не просто ехали по трассе.
В июне была в ядолгих горах. Несколько лет хотела туда , но или в другие места ездили или корона или дача не пускали. В этом году решила, что хватит хотеть надо ехать. Но муж не смог , занят был, а я на машине одна побоялась . Поехала на поезде. С Екб до Оренбурга , на маршрутке др Саракташа , там дила в гостинице. На такси ездила до Андреевки. Но была там вечером. Супер виды, до ночи гуляла, на такси обратно. В другой день поехала до Верхнеозерного на такси, вышла прямо у гор , справа гора Верблюжка. Пошла налево (на Верблюжке фермер частная,территория). А налево можно идти 20 км. И обратно оттуда вернуться. Но пока я приехала и гуляла началась жара. Да и ноги устают по каменистой и травянистой земле идти. Короче пошла обратно. И вернулась в Саракташ автостопом. Хоче ещё туда , но на машине и весной . Должно быть много цветов и не так жарко.

Масленица
Новоуральск
Там хотелось бы заночевать и фотографировать на рассвете или на закате. На счёт шиханов. Подниматься удобнее га Торату. Туда сделали дорожку и лестницу. Но не в выходные. Или хотя бы рано утром или вечером, иначе толпы народа.
В районе Белорецка много классных мест походить. Гора Малиновая, Ялангас, хребет Крака , Айгир и так далее .

Палыч
У нормального водителя на месте глаза и мозги. Чтоб в ямы не влетать.
Все когда то происходит в первый раз и поскольку ты живешь в матушке России, а беды у России как известно две, одна из которых дороги, я думаю, что у тебя еще все в переди, а вообще, ни явы, ни гвоздя, ни жезла....
Татьяна
Ребята, ждала ваш отпуск и отчет) пошла читать

Прикольно читать про места где сам побывал, в этом году прокатился СПБ-Сахалин, 15 июля выехал из Питера, 6 августа встал на паром до Сахалина. Ехал по федералке с заездами в города, посмотреть.

На Сахалине очень интересно)

Alltunin
На Сахалине очень интересно)
Да, тут есть куда прокатиться, но очень желателен внедорожник, много песка и лесных дорог по которым на моноприводе не доберешься до цели, но и на легковой есть что посмотреть.

Автору респект и уважуха!
Читал не торопясь несколько дней. В некоторых местах был, но не как путешественник, а в командировке. Приятно было их увидеть.
Желаю Вам не останавливаться и продолжать путешествовать.

Расскажите, как TANK300 чувствует себя на бездорожье и какая была машина до этого?

Михаил
Молодцы ребята! Вот что нужно добавить в учебники по географии)) Сам 2 раза ездил Владивосток-Кемерово за рулем (2008 год пригонял Тойоту Опа, когда было 1500 км. гравийки в Амурской области и Забайкалье, 2020 г. на КИА Оптиме, через месяц 3й раз поеду)... Ощущения шикарные после таких поездок... дома поспишь и снова хочется ехать! Но, как автор нет времени так много делать остановок, а там есть что посмотреть! Спасибо за отзыв! Времени и возможности вам больше путешествовать!