|
Дневник мотопутешествия (глава из книги путешествий и паломничеств по СНГ)
Уважаемые читатели!
Прошу учитывать, что, пока вы читаете этот дневник, его автор находится в следующей не менее патриотической экспедиции. Дневник путешествия Андрея Сотникова можно прочесть в Одноклассниках, В Контакте или лучше всего в Телеграмме на страничках «путешественника Андрея Сотникова».
Экспедиция Томск — Беларусь — Донбасс продолжается. Докуда хватит сил и бензина. В прошлом году средств хватило только на Чечню. Доеду ли теперь дальше, зависит в том числе от вас, дорогие читатели. Если у вас есть возможность, поддержите автора — каждая переведенная тысяча рублей поможет продвинуться еще на 300 километров.
Когда происходят такие тектонические сдвиги в русском мире, сложно усидеть в доме, особенно если ты отвечаешь за идеологию, как всякий журналист. А в идеологической сфере мы, к сожалению, пока проигрываем.
Моя цель — проехать по границе с Украиной, если будет возможность — то и по присоединенным, возвращенным землям. Но повторяю, финансов мало.
Моя цель — приблизиться к пониманию правды. Например, сегодня, когда высылал этот дневник, проезжал Чувашию, где встретился случайно с ветераном, вернувшимся с Украины. Он сказал: не верь телевизору, там только 90 процентов правды, а то и меньше. Из его взвода осталось их только двое... Вот с такими людьми я и встречаюсь и каждый год стараюсь проезжать Русь и СНГ, пока это еще можно. Чтоб понимать происходящее, в итоге пишу статьи, выпускаю книги бесед как с ветеранами, многодетными, так и книги паломничеств и путешествий и фильмы. Все 10 фильмов и четыре книги можно заказать у автора. Дешевле будет заказать через Авито, там дешевле пересылка. Все 10 фильмов и 4 книги стоят всего 4900 руб. Весь доход пойдет на следующую экспедицию и издание книги. В будущем году наконец планирую выпустить книгу бесед с многодетными родителями. Где попытаюсь понять, почему наши бабушки имели по 10 детей, а наши жены 2-3 максимум и как сегодня живут те, кто по-прежнему рожают и воспитывают в благости 5-12 детей.
Если будем живы, книга с многодетными выйдет, даст Бог, в первой трети 24 года. Принимаются предварительные заказы.
Сразу предупреждаю читателя — мой текст надо осмысливать, потому фото тут мало. Эти очерки входят в книгу путешествий по СНГ, которая выйдет через пару месяцев, где я пытаюсь понять, надо ли нам опять быть вместе, потому что народ везде за то, чтоб СНГ восстановилось, пусть и на иных условиях.
О моих следующих экспедициях и как сделать заказ — смотрите в конце статьи.
Путешествую я 20 лет, совершил около 30 экспедиций и только благодаря тому, что экономлю на всем — живу в палатке, готовлю на газу, езжу на небольшом мотоцикле или стареньком автомобиле, который помогают чинить добрые люди.
Без вашей помощи я б не совершил и трети поездок.
Дневник путешествия
Альпийское нищенство. При подъеме на знаменитый Крестовый перевал ко мне подошли два оборванных грузененка дошкольного возраста. Русского языка они не знают вообще. Это современная грузинская действительность, дети эпохи Саакашвили и всех последующих президентов, не изучали русского языка (когда подрастут, многие будут учить самостоятельно).
На знаменитом Крестовом перевале последние годы строят лавру. В Грузии сейчас наступило такое интересное время, когда везде спешат возводить церкви, монастыри и даже лавры. Такое чувство, что это одна из главных задач современной Грузии. На Крестовом перевале монахи совсем молоды, а значит, плохо говорят по-русски. С большим трудом, но всё же смог немного побеседовать с одним из них.
Из беседы с монахом Иоанном:
«Мы, грузины, тоже ошибаемся, полагаемся на Европу и Америку, на их помощь. Европа и Америка — они не православные, они нам чужие, это Россия и Грузия — православные. А на Бога мы не смотрим, от него помощи не ждём…
Россия — очень большая и сильная, её не победишь иначе, только безбожием. Я не против России, думаю, что вы наши друзья. Не уверен, что право наше правительство, которое стремится в НАТО. Лично я не хочу в НАТО, я хочу к Богу. Если Россия пойдёт к Богу, уверен, мы будем вместе.
Храмы в Грузии появляются, их много, но главное не это, а честно и от души служить Богу. У нас в Грузии много проблем, и все они от безверия. У нас безбожное правительство, наши территории отобрали соседи (Абхазию, Осетию). Чем более мы уходим от Бога, тем больше своей земли теряем».
Как Грузия победила аборты
В высокогорном селе Алаверди встретился с послушником Н., который охраняет и одновременно живёт здесь в недостроенном здании. Он рассказал мне, как Грузия борется с одной из самых главных проблем нашего постхристианского времени — с абортами или языческим культом жертвоприношения своих детей. А все очень просто: грузинский Патриарх сказал, обращаясь к своему народу: «Если вы не сможете вырастить ребёнка, не убивайте его, не делайте аборт, отдайте его нам, Церкви. А когда вы окрепнете, встанете на ноги, мы вернём ваших детей». Ещё он пообещал, что будет крестить каждого третьего ребёнка в семье и всех последующих. И это не пустые слова, он их действительно крестит, в Грузии это всё реально работает.
Будь русские более православными, мы бы так же поступили. Конечно, наш патриарх не может крестить всех многодетных, но епископы могли бы взять на себя этот важный труд. Как и гораздо лучше, если детей будут воспитывать при монастырях, а не в детдомах, после выхода из которых они обычно деградируют и чаще всего погибают.
В Грузии и в самом деле повсеместно созданы детские церковные заведения. А глава грузинской Церкви, католикос Илия II, пользуется среди народа огромным авторитетом.
Если в советское время в Грузии не было ни одного монастыря, то теперь монастырей около пятидесяти. Для Грузии с населением в пять миллионов это очень много. Грузины давно поняли, что, только духовно возродив свою страну, они создадут великую Грузию.
В тот же день на окраине города увидел европейского велотуриста, поставившего палатку в пяти метрах от автострады. Всю ночь рядом с его палаткой проносились автомобили, стоял шум, гам, он дышал выхлопными газами, но его это не беспокоило, европейцу здесь комфортнее, чем в лесу, именно так он чувствует себя в безопасности.
Бесплатная вода
Время от времени на Кавказе вблизи дорог встречаются облагороженные человеком родники и источники, из которых и днем и ночью с гор течет чистейшая и абсолютно бесплатная вода. Она и может быть только бесплатной, как воздух, как солнце, как улыбка и поцелуй ребенка. Это наша с вами точка зрения, но человеку Запада это сложно объяснить. Они уверены, что все должно приносить деньги, все должно стоить денег. И эту свою уверенность, они распространяют на весь мир.
Мне неизвестно, любят ли грузины смотреть телевизор, думаю, не очень. Больше всего на свете они любят собираться компаниями, разговаривать и узнавать новости друг от друга, а не из этого мертвого ящика, который один старец очень точно назвал иконой антихриста. Грузия это очень общительная нация, грузины любят мирно сидеть у своих домов, провожая глазами проезжающие автомобили и поднимать руки для приветствия.
Ночую я всегда только в палатке. Бывает ли страшно? Первое время действительно было страшно, со временем пришло понимание, что природа это и есть наш главный дом, а не искусственно созданная благоустроенная квартира. Вернуться в нее сегодня полностью я не могу, но, благодаря своим поездкам и тому что месяц или два в году я ночую практически в лесу, в природу я частично вернулся, стал ее чувствовать. А когда мы возвращаемся в природу, она принимает нас как родных и без тени агрессии. В эту поездку по ночам иногда выли шакалы, однажды предупредили, что вчера тут бродил медведь… Но животные они знают, что человек это действительно «царь» природы, поэтому зверь не нападет на человека — только в целях самообороны. Любой охотник вам скажет, что самый страшный зверь в лесу это человек. Поэтому, когда ставишь палатку, главное условие, чтоб тебя не видели именно люди. Ведь тот европейский велосипедист потому и поставил палатку у дороги, что он утратил связь с природой, со своим главным домом. Его дом — город и цивилизация.
Открытый храм
Если ехать от Телави к Тбилиси, нельзя не заметить по дороге одиноко стоящий древний храм, двери которого всегда открыты. Внутри множество икон, крестов, но никто ничего не охраняет. В Грузии это и не нужно. Такое возможно только в глубоко верующей стране.
А ведь и в Грузии есть алкоголики и наркоманы, но здесь даже они понимают, что Божий храм закрывать не надо. Потому что в любой момент дня и ночи у тебя может появиться потребность в молитве и ты побежишь в дом Божий со своими проблемами. В нашей Томской области есть пока единственный храм, двери которого всегда открыты, это армянская часовня при въезде в город.
У церкви остановилось такси. Водитель не стал выходить, просто через окно бросил милостыню и поехал дальше. Еще подъехали трое мужчин, один был сильно пьян. Все трое вошли в храм. При входе не перекрестились, а поцеловали косяк двери храма, такая в Грузии традиция.
Рядом с храмом, в тени деревьев, стоит большой длинный стол, весь залитый воском свеч. Мы, русские, к сожалению, утратили эту традицию, когда после службы в храме все идут на общую трапезу. Ничего, восстановим Россию, восстановим и наши традиции.
В завершение пришел молодой человек бомжового вида и стал искать в траве Божью милостыню, которую пожертвовали Господу через него.
Замок Уджарма
Проехав еще пару километров, увидел развалины замка Уджарма VI века. Подобной древности в Грузии много, но я ехал сюда не за развалинами. Немного попрыгал по древним камням, так и не поняв, что сюда привлекает многочисленных туристов.
Зато здесь познакомился с одним из сторожей развалин. На мой вопрос о будущем Грузии он ответил:
«Наша молодежь, так же, как и ваша, думает, что в Европе рай, что, если они поедут в Европу, им там все даром дадут. А кто постарше, те понимают, что будущее не за Европой, а что дружить надо с Россией, но не Европой.
В Европу едут те, кто хотят мужчина с мужчиной жить, женщина с женщиной. У нас они тоже воду мутят. В прошлом году «голубой» парад пытались провести, мы их побили. В этом году не решились. Боятся. А что полицейский? Полицейский ничего не может сделать, он стоит и смотрит, не имеет права голубых задержать, ему за это Европа деньги платит.
Я тебе так скажу — все равно нам придется с Россией вместе быть, другого будущего нет».
В Грузии и Армении транспорт все еще служит человеку, а не наоборот — человек транспорту, как принято в цивилизованных странах. Сейчас проехал микроавтобус, у которого сверху на самодельном багажнике лежал диван и несколько кресел. Как будто не автобус ехал, а целая гора. И подобные сцены здесь встречаешь постоянно. Укрепляют багажник дополнительными стойками и легковой автомобиль превращается в грузовой.
Новая Армения
Въехал в Армению… Мы много говорим и думаем об Армении, а между тем, как таковой Армении уже нет. Армян в самой Армении осталось всего три миллиона. Армения находится в глубоком кризисе, и все, кто смог, ее уже покинули. Армения сегодня — это армянская диаспора, осевшая по всему миру и в первую очередь России и Америке. В нашем городе, например, армянская диаспора самая большая, и так почти везде в России.
Президент Владимир Путин даже как-то пошутил, сказав на встрече с армянским президентом: «Не вы, а я настоящий президент Армении, потому что в России живет больше армян, чем в Армении».
Он пошутил, но об этой «шутке» все армяне помнят постоянно, наверно, надеясь, что русский президент когда-нибудь выполнит свое слово.
Должен сказать, что большинство армян хорошо знают русский язык, говорят они по-русски намного лучше грузин. Это странно, ведь Грузия ближе к России, а у Армении нет даже общей границы с Россией.
Преодолев пятикилометровый подъем, приехал в монастырь Ахпат, здесь от настоятеля узнал, что армянская вера никакого отношения к православию не имеет, им, скорее, ближе католичество.
На мой вопрос, часто ли армяне ходят в храмы, настоятель ответил, что 10-15 лет назад прихожан было в два раза больше, а сейчас появилось много всевозможных сект, или «собраний», как они себя называют, которые забирают себе паству. И в самом деле, в Армении многие храмы, как и в Европе, сегодня посещаются в основном туристами. Но меня более всего удивило, что даже сами армяне в них ходят как в музеи.
Проезжая небольшой городок, познакомился с молодым человеком лет тридцати. Он был одет по-европейски в офисный пиджак, стоял около супермаркета электроники, где, видимо, и работал. Тот сказал, что мечтает уехать в США: «Если бы у нас были визы, — сказал он, — мы бы все давно туда уехали».
Церковь Одзун или «хайль Гитлер»
На следующий день заехал в другую древнюю церковь, Одзун. Здесь функция священника заключается в том, что, когда входит новый посетитель, он обходит с ним всю церковь по кругу, как экскурсовод, и рассказывает: «Вот этот камень в стене IV века, эта фреска VI-го». Музей да и только, разница в том, что билеты за вход не берут. Поэтому и Бога, признаюсь, в армянском храме я не почувствовал, но только до тех пор, пока в нем не запели. Как только вышла девушка и начала петь, Бог сразу вспомнил об Армении. Мне даже показалось, здесь был даже переизбыток Бога.
При подъезде к этому храму сидела ватага сельских мальчишек, поджидающих туристов. Один из них закричал, завидев меня: «Хайль Гитлер». Похоже, обознался, приняв за европейца, — я как всякий мотоциклист, одет ярко. Видно на такое приветствие западные туристы охотнее дают подаяния.
В России сегодня, конечно, масса проблем. Однако, при всех своих болячках, русские не забыли о главном, русские живут по Заповедям, чтут свои традиции, порой даже сами не осознавая этого. Это происходит на каком-то подсознательном, чуть не генном уровне. И то, что мы помним и чтим нашу Великую Победу, это тоже очень важно. У нас такой вопль-приветствие все еще невозможен, он не останется без последствий. У всех нас воевали деды и прадеды, которые за это приветствие убивали на месте. Потом, разговаривая с пастором той церкви, спрошу, почему их дети так кричат? Он сначала посерел, помрачнел и тут же пошел с ними разбираться. Даже забыв обо мне.
Старшее поколение армян понимает, что такое Запад, что такое фашизм. Молодые, одурманенные западной рекламой, перспективой «легкой» жизни, хотят просто хорошо кушать и комфортно жить. Им нет разницы, кто будет у власти — Меркель, Трамп или Гитлер...
Вскоре к Одзунской церкви подъехала свадьба. В Армении практически отсутствует понятие гражданский брак, здесь молодожены сразу едут венчаться. Хоть армяне и относятся к вере пофигистски, но на самом деле веру они сохранили на каком-то семейном, традиционно-бытовом уровне. Армяне до сих пор помнят, что свадьбы совершаются на Небесах и развода в человеческой природе быть не должно.
И в самом деле, разводятся армяне в разы реже русских. Во многом это связано с тем, что армянские девушки до замужества стремятся сохранить невинность, в противном случае им будет сложно найти хорошего мужа (армяне сохранили истинное определение слова невеста, это та, которая не ведала мужа до свадьбы). А которая ведала, это ведьма. И жизнь с нею мужу ничего хорошего не принесет. Славянский язык он поистине велик.
Пусть армян в самой Армении почти не осталось, но это не мешает им каждодневно жить в состоянии вечного праздника. Как только вечереет, по берегам рек появляются праздничные веселые компании. Феномен проявления этих веселий в небогатой стране я так и не понял. Но при всем том в Армении или Грузии трудно встретить алкоголика, на Кавказе, вообще, быть сильно пьющим не принято.
Армяне очень ругают своего президента, обвиняя его во всех своих грехах и бедах. Мол, много ворует, сам себя выбрал... Эта нелюбовь к нынешнему государю удивляет. Все президенты сегодня воруют, всех нечестно выбрали, но не всех так люто ненавидят. Эта нелюбовь настораживает. Похоже, здесь тоже готовят цветную революцию?
Еду и удивляюсь, что в Армении, при столь низких зарплатах и дорогом бензине, много автомобилей на дорогах. Правда, почти все автомобили работают на газе и в итоге цена получается почти в два раза дешевле. Пользуются армяне, главным образом, старыми автомобилями, оставшимися им в наследство от СССР: преимущественно «Жигулями» и «Волгами», которые можно ремонтировать бесконечно.
В Грузии я каждый день подкармливался ежевикой, растущей вдоль дорог. В Армении она тоже везде растет, но поесть ее здесь нет никакой возможности. Всю собирают до тебя. Армения бедная страна. С самого раннего утра по дорогам ходят армянские женщины и девушки с кошелками, собирающие ягоду.
Как у всякой страны со смутным настоящим, великим прошлым и непонятным будущим, в Армении процветает похоронный бизнес. У дороги то тут, то там видишь мини-заводики, где делают и тут же продают надгробные памятники.
Доехал до озера Севан, священного озера Армении. На самом его берегу стоит старинный храм. Рядом с храмом разрослись многочисленные торговые палатки, рестораны, кафе. Со всех сторон разносится музыка, шум, гам. Такое чувство, что ты находишься не в святом месте, а вблизи Содома и Гоморры. В храм идет сплошной поток туристов. Нет, мне тут делать нечего — еду дальше.
Ноев ковчег
Сегодня весь день еду с видом на Арарат, святую гору Армении, которая, однако, Армении не принадлежит. В 1920 году Арарат отошел Турции, однако армяне продолжают считать его своим и верят, что справедливость восторжествует, они даже изобразили Арарат на своем гербе. Если присмотреться повнимательнее к гербу Армении, то на вершине Арарата можно увидеть и Ноев ковчег, который находится на вершине Арарата.
Действительно, все армяне уверены, что на горе Арарат и сегодня находится вмерзший в лед, ветхозаветный Ноев ковчег. Правда, документально это нигде не зафиксировано, но мы-то знаем, что настоящая, то есть истинная история находится не в учебниках, а далеко за их пределами.
Незадолго до революции к Ноеву ковчегу успел отправить две экспедиции последний российский император-мученик Николай II. Но информации о том вы тоже нигде не найдете. «Летом 1916 года российский лейтенант Росковитский обнаружил на вершине Арарата Ноев ковчег, почти полностью вмерзший в лёд озера. Ковчег был тщательно обмерен, сделаны чертежи его основных конструктивных частей, полностью и по частям он был сфотографирован»...
После революции вся информация об экспедициях была уничтожена, а сам Ноев ковчег превратили в детскую сказку. Ведь если мир узнает, что Ноев ковчег существует, тогда придется переписывать всю мировую историю. И историю надо будет строить на основе Библии, а не на Дарвине. И Библию надо будет опять преподавать в школах. А этого сегодня никто нам не позволит...
На автостоянке, где я прятался от дождя, познакомился с Альбертом, архитектором из Еревана (в поездках я постоянно знакомлюсь с интересными людьми, к кому-то подхожу сам, но чаще они сами меня находят, привлеченные необычным путешественником). Альберт сказал: «Современная Армения, это только 1/12 часть былой Армении. Большая часть территории Армении ушла Турции и Персии». Армянский народ этот вопрос очень волнует, каждый второй собеседник говорил мне о том же.
Когда распрощался с архитектором Альбертом, я спрятался под дерево. Водитель грузовика, увидев, как я мокну под дождем, пригласил к себе в кабину. «Вокруг нас одни враги, — сказал он, как будто продолжая разговор с Альбертом — моря у нас нет, железной дороги тоже нет. Дружим только с Россией, но в Россию прямой дороги у нас нет, только через Грузию».
Святая продавщица
Незадолго до границы, в небольшом городке Ташире, решил зайти в продуктовый магазин, потратить последние армянские драхмы. Продавщица, пожилая армянка, признав во мне путешественника, предложила попить с нею кофе. Прямо в магазине.
За годы путешествий я привык к подобным предложениям — людям надо встречаться друг с другом, надо говорить по душам. В мире так много одиноких людей, сегодня их больше чем когда-либо. А беседа — это и есть часть моей основной работы.
Верующие, когда у них возникают большие проблемы, бегут исповедоваться к священнику, и Господь им через него помогает. Но мы живем в постхристианском мире, где большинство людей не знают, куда им идти со своими болями и проблемами...
Продавщица периодически уходила обслуживать очередного покупателя и опять возвращалась ко мне. Она рассказала о своей нелегкой женской доле — муж после аварии стал инвалидом. Чтобы как-то прокормить семью, она, уже будучи пенсионеркой, вынуждена была вновь пойти работать. Пенсии мужа не хватает даже на оплату квартиры, работать он не может, даже ходит с трудом.
Почему эта немолодая уже женщина не оставила своего мужа, не покинула его, не развелась с ним, не сдала в дом инвалидов. Детей они уже воспитали, какая от него теперь польза? — Именно так рассуждают большинство... Она не молоканка и даже в храме почти не бывает… Но знаю одно, пока такие женщины есть в Армении, страна эта будет жить и она никогда не закончится, несмотря ни на какие блокады, несмотря на все их геноциды.
Русские молокане
Самое сильное впечатление в Армении я получил не от самой Армении, а от посещения двух русских молоканских деревень. В Армении нет ничего особенного, что бы отличало их от других кавказских стран — те же горы, храмы, крепости… Это есть везде. Главная достопримечательность Армении — это молокане.
О молоканах я узнал совершенно случайно, когда мне в руки попал путеводитель по Армении, где как об одной из главных достопримечательностей указывали о двух чудом сохранившихся деревнях молокан.
Христиане-молокане — это малознакомая нам традиция. Когда-то очень давно, когда Россия была верующей страной, их высылали за неканоничность веры — молокане не ходили в православные храмы, не поклонялись кресту, не принимали иконы… Сложно теперь сказать, кто из нас более прав, известно только одно, что благодаря высылке за пределы России, они и выжили, и сохранили свою веру.
При въезде в первую молоканскую деревню Фиолетово я спугнул парочку целующихся под березками молодых молокан. Они смутились и быстро пошли в деревню. Березы в Армении не растут, но молокане их семена когда-то принесли с собой из России.
Молокане остановили время, обратили его вспять — в деревнях, в общинах молокан все осталось как было и сто, и двести лет назад. Посещая их деревни, ты оказываешься в золотом веке России, ты видишь совершенное общество, какими были мы, когда пребывали с Богом.
Христианство уходит повсеместно, молокане одни из немногих, кто все сохранили в неизменном виде. Ибо христианин — это не тот, кто ходит в храмы, соблюдает посты… Это особая культура, это, прежде всего, образ жизни. Приходится признать, что они выдержали испытание временем, сохранили христианскую веру, мы — почти нет (исключая воцерковленных православных, которых от силы 2-3 процента от общего числа жителей России). Тем молокане и ценны для нас, что мы можем у них учиться.
Как остаться человеком
Я пробыл у молокан всего два дня, потому не могу назвать себя специалистом молокан, но рассказать об этом феномене — сохранившейся русской христианской общине в Армении должен со всей подробностью. Думаю, этим феноменом счастливых людей, не принявших цивилизованный уклад жизни, должны заниматься специалисты. Только изучать их кроме отдельных путешественников никто не будет. Почему? Об этом повествует мой очерк.
Просто современных ученых не интересует путь духа, он им не понятен и не интересен. Им не нужны люди здоровые духом и телом, потому молокане продолжают жить в своем небольшом мирке, на этих последних «островах» любви и радости, в своих «закрытых» от всего мира, мало кому известных деревнях.
Альтернативный мир
Молокане не впускают к себе никаких чуждых и враждебных идей и культур, они не смотрят телевизор, не читают газет, не принимают никаких нововведений. Они создали свою особенную «элитарную» культуру на несколько тысяч человек (численность двух сел в Армении). При всей открытости миру (меня здесь, абсолютно незнакомого человека из России, дважды пригласили в дом, напоили чаем, накормили), у них есть мощные «стены», оберегающие их от внешнего мира уже много лет.
В своих путешествиях мне приходилось встречать людей, живущих в чистоте, без света, телевизора и прочих современных «удобств», но то были отдельные люди или семьи, живущие где-то в глубинной России, которые покинули наш мир, чтоб отказаться от его «достижений». А здесь — это целая деревня единомышленников. Не знаю, есть ли еще где русские деревни «из прошлого», но одну я нашел в Армении.
Автор понимает, что сегодня Россия не может быть только «молоканской страной». Конечно, молокане — это чистой воды утопия. Автору важно другое, придет время, когда весь мир вновь станет «молоканским», только для этого нас должно очень сильно встряхнуть, чтоб ни у кого не возникало даже мысли об альтернативе.
Опишу две встречи с молоканами. Фотографий моих собеседников нет и быть не может, молокане категорически против фотографий. Если вы увидите где-то снимки молокан, не верьте — это не молокане или их сфотографировали тайно, что автор не практикует. Фотографировал я только их дома и детей, что не возбраняется.
Мы с Богом общаемся напрямую
Из беседы с молоканином Андреем М.:
Ему 40 лет, он имеет большой дом, 5 детей, 7 коров и старенькие бэушные «Жигули».
Крестов у нас нет, икон тоже нет, мы напрямую с Богом общаемся.
Разводов у нас не бывает. Как можно разводиться, если свадьбы совершаются на небесах.
Абортов тоже нет, они запрещены по Закону.
На вопрос будут ли у него еще дети, Андрей ответил: Это не ему это решать. Бог даст, значит, будут.
***
Молокане наивны, как дети, они не понимают своей «выгоды». Вместо того, чтоб получать доход от туристов, которые едут к ним постоянно, они на этих туристов смотрят как на экзотику, как на подопытных кроликов. Молокане не понимают, почему западные люди ездят в дорогих машинах, зачем они тратят время на туризм, когда надо работать, служить Богу и кормить семью. Не понимают, как женщина может ходить без платка и вся напомаженная, она же «клеит» к себе чужих мужчин. И ей будет сложно сохранить верность своему мужу.
Но и в молоканских деревнях не все так гладко. Внутри деревни существует как бы два разных мира. Половина молокан — сохранили веру отцов, они живут по Закону, но рядом с ними, в той же деревне, живут и молокане, принявшие наш с вами современный мир — они смотрят телевизор, не носят бород, не ходят на службы, пьют водку... По численности их примерно равное количество.
Нам с вами не так просто понять, что есть Божий Закон и чем он отличается от закона человеческого, и почему это не одно и то же, отчего они лишь иногда совпадают. Мирскому человеку сложно объяснить, в чем разница. Одно можно сказать сразу, что, если человеческий закон придумал человек, то Божий и придумывать не надо, он находится в сердце любого из нас.
На полторы тысячи молокан в селе Фиолетово проживает одиннадцать армян, которые и держат здесь единственный магазин со спиртным. Пьют, естественно, только молокане, отошедшие от веры.
Все можно, но не все полезно
Почему молокане так строги в соблюдении Закона, почему они отторгают от себя «больные клетки», то есть тех членов общины, которые нарушают Закон? Лучше отторгнуть одного, но спасти общину в целом. Мне рассказали случай, когда один молоканин развелся и женился второй раз, община с ним порвала, чтоб болезнь не распространялась дальше. И даже когда его сын вырос и стал дружить с девушкой из общины, родители ее не отдали, потому что гарантии нет никакой, что и его сын не последуют примеру отца. А молоканам нужны полные гарантии.
Закон молоканам ничего не запрещает, он несет им благо. Потому они так за него держатся. Разве это не благо иметь здоровых детей, достаток в семье, быть уверенным в завтрашнем дне, знать, что дети, когда вырастут, тебя не бросят… Это сами молокане не хотят иметь компьютер, дорогой телефон или комфортный автомобиль… Как сказал апостол Павел: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне дозволительно, но ничто не должно обладать мною». Ради любви к Богу они от всего действительно лишнего отреклись, от того, что не полезно душе.
Молоканину все можно. Молоканин может позволить себе купить автомобиль за миллион, они очень обеспеченны, но он никогда этого не сделает. Он не разведется со своей женой, даже если ему дашь миллион, потому что знает, тем он погубит себя и своих детей (светскому, в меру воцерковленному человеку, это понять сложно).
Молокане не читают светской литературы. Они не читают даже Пушкиных, Лермонтовых, Чеховых. Им у них нечему учиться. Их основная литература — это Библия и Жития… Все то, что читал русский человек до появления литературы… И они правы, хотя объяснить это современному человеку трудно, почти невозможно.
Ведь, при всей своей гениальности, Пушкин пришел к Богу только в конце жизни, а это самое главное. Интересно, что и воцерковленные православные перестают со временем читать светскую литературу, включая большую часть классики. Она им не нужна и не интересна.
Не стоит представлять молокан как каких-то полумифических людей, живущих за тысячи километров от нас где-то в горах Армении. Нет, у каждого из нас в ближайшем окружении есть свои «молокане» — это большие, дружные, и как правило, верующие семьи, где много детей, кто много трудится и при этом они производят впечатление счастливых людей. Как правило, они живут в своих домах, ибо, живя в благоустроенной квартире, трудно создать большую, а значит и счастливую семью. Хотя исключения случаются и в городах.
Что получается? В телевизоре, на улице, на работе, везде нас убеждают, что семья должна быть минимальной, а автомобиль и квартира, напротив, максимально комфортными и дорогими, а у этих людей все иначе, и они не производят впечатление ущербных, а даже, наоборот, хочется у них учиться счастью, перенимать их опыт.
Кстати, молокане все еще умеют улыбаться. Где вы видели улыбающегося русского? После пережитых нами бесовско-либеральных десятилетий улыбка сошла с лица русского человека, причем везде без исключения. В своих экспедициях я встречал свободную, открытую массовую улыбку только в староверческих скитах и вот еще у молокан.
О вреде и «пользе» развода
Последние сто и более лет нас приучают к мысли, что развод — это нормально, это обычное дело. И действительно, сегодня в России разводится каждая вторая семья (хочу когда-нибудь составить список причин, почему это происходит). Но сейчас хотел сказать о другом: мы должны понимать, что, когда идем на развод, тем самым мы подписываем «смертный приговор» и своим детям. Они тоже, вероятнее всего, потом пройдут через развод. Это прекрасно понимают молокане, потому они так строги в соблюдении Закона.
Уже потом в лекциях отца Геннадия Фаста услышу слова: «Если супруги развелись, их нужно сразу садить в тюрьму. Они совершают преступление намного более серьезное, чем те люди, что сидят в наших тюрьмах. Если девочка никогда не видела, как ее мама слушалась папу, если сын не видел, как папа заботится о семье, им потом создать нормальную семью — легче в космос слетать».
Четвертый рейх
Откуда вообще взялась эта сила, разрушающая нас с вами. Слом ценностей произошел очень быстро, особенно во второй половине ХХ века (у нас, как всегда, с запозданием). Даже американское общество до войны было сверх пуританское. Объяснений много, и все они по-своему верны, приведу лишь одно из внешних объяснений, почему произошло у нас оскудение нравов — появление четвертого рейха (так как политика это не моя тема, обозначу проблему лишь кратко).
Поняв уже в 1943 году, что война проиграна, нацисты начали вывозить награбленное за пределы Германии, для создания взамен третьего четвертого рейха. Вывозить было что, они ограбили почти всю Европу. Если мы не победили вас с помощью войны, решили они, то мы будем убивать вас с помощью наркотиков, водки, абортов, кино и телевидения… Мы все видим результаты этой «подпольной» войны. Это лишь одно из объяснений разложения морали в нашем мире. Есть еще внутреннее объяснение — наказание цивилизованных стран, забывших о Боге, поддавшихся разрушительному влиянию прогресса, и нацисты или американцы тут ни при чем.
В любом случае, тема четвертого рейха совсем не исследована. Истинная власть она всегда тайная. О ней нет информации даже в интернете, где есть вообще «все». Четвертый рейх это одна из закрытых тем в наше «свободное» время. Но моя задача в том и состоит, чтоб приоткрывать эти темы. Однако вернемся к молоканам.
Молокане против того, чтоб их изучали как подопытных кроликов. Тут и изучать нечего, считают они. Уверуйте в Бога, соблюдайте Заповеди, живите как люди, и у вас сразу появится здоровье, много детей, достаток, вы будете иметь полные закрома счастья.
Мне показалось, что молокане, при всей их любви к России, даже благодарны русским царям, которые их выслали из России, забывающей Бога, поэтому они и спаслись.
Православие — это «секта»?
Молокан в современных публикациях часто называют сектой. Это происходит от нашего религиозного невежества. Молокане только религиозно необразованному человеку могут показаться сектантами, которые расплодились в постсоветской России как грибы. Большинство авторов фильмов и статей о молоканах абсолютно не понимают, зачем нужно иметь много детей, для чего соблюдать Заповеди и еженедельно ходить в храм... На самом деле, скорее мы, современные обыватели, стали сектантами, чем эти молокане. А уж тем более ошибочно сравнивать молокан с язычниками. Молокане сохранили традиционную христианскую веру, язычники выдумали веру под себя. Но и тех и других объединяет наличие общины. У молокан она сохранилась в неизменном виде, нео-язычники делают отчаянные попытки ее воссоздать. И те и другие понимают, что община — это спасение России.
Еще молокан и язычников объединяет отрицание православной веры. Язычники ее отрицают агрессивно, от бессилия, молокане — равнодушно с вершины познанной ими «истины».
Вер много, а истина одна
Беседа с пастором Василием М.
Наши предки из православия ушли. Мы много с чем не согласны. Крест, например, это против Писания. Христос говорил о жизненном кресте, он имел ввиду, что мы должны жизнью креста жить, то есть в унижении, в смирении, в любви друг к другу, а не вешать его на себя.
Армяне живут гораздо хуже молокан. Чтоб жить хорошо, надо хорошо работать, а они не любят работать. Очень хитрый народ. Смотрят, где выгоднее, где легче. Вот их Господь и наказал, рассеяв по всему свету. У нас все работают — жена, дети, мы все трудимся. Пять детей. Одна старшая дочка в Австралии. Ездил к ней на полгода, интересная страна, нации нет, один сброд собран со всего мира.
Постов мы не держим. Когда душа неспокойна, тогда ты сам назначаешь себе 2-3 дня поста.
Случаев развода у нас нет. Мы принимаем Закон и знаем, сладко или горько, разводу не подлежит быть. По молодости, пока не узнают друг друга, бывает поскандалят, подерутся даже, но еще никто не разводился.
Занимаемся в основном коровами. Максимум одна семья держит 67 дойных коров, а общее стадо у них 150 коров. Доят только руками — жена и три дочери. Ферма у них в горах, там света даже нет.
… А вообще, истину пока в себе не найдешь, ее нигде не найдешь. Вер много, а истина одна. И бесы веруют и трепещут.
* * *
Спросил у подростка-молоканина, племянника пастора, не думает он поступать в ВУЗ? Тот ответил: «Нет, здесь спокойнее».
По дому молокане все делают сами. У пастора увидел на кухне «навесной потолок». Спросил, зачем ему евроремонт. Он ответил, что сделал потолок сам из четырехмиллиметрового ДВП, реечки почаще набил, чтоб не провисали, шпаклевкой покрыл, отшлифовал. Получился «натяжной потолок» по-молокански.
Свои продукты молокане в магазины не сдают, чтоб не плодить посредников. У каждого есть свои покупатели. Считается, что несколько тысяч молокан кормят своими продуктами треть Армении. Армян это устраивает — цена на молоканские товары практически та же, а качество сыра, молока, капусты, картошки… намного выше той, что продается в магазине. Молокане чтут Закон и обманывать не умеют.
Еще молокане почти не пользуются медициной. Господь дает нам болезнь за наши грехи, считают они, а мы, вместо того, чтоб исправлять грехи, лечим болезни, а грехи оставляем себе. И через несколько лет получаем новую болезнь. Правда, болеют молокане крайне редко, ибо питаются своими продуктами без нитратов, пьют свою родниковую воду, а не очищенную мочу, как жители городов, живут в сельской местности, а значит, дышат только чистым воздухом...
Рецепт молоканского сыра
От молокан я узнал рецепт молоканского сыра. Приведу его, ибо знаю по своему опыту, насколько сложно сделать домашний сыр. Молоканский же рецепт очень прост и надежен. И храниться их сыр может сколько угодно.
Основа молоканского сыра — закваска или пепсин. В Армении он продается во всех магазинах, напоминает пакетики с сухими дрожжами. В России его почему-то нет. Но можно эту закваску приготовить и самостоятельно.
Молоко нагревают, примерно, до 35 градусов, оно должно быть чуть горячее парного. Если сильно нагреть, ничего не получится. Закваску пепсин в кружечке сначала разводят водой и выливают в нагретое молоко. На час оставляют, чтоб загустело. Потом нужно полученную массу порезать ножом полосками, чтоб лучше стекла сыворотка, и в дуршлаг переложить. Делают рассол, на 5 литров воды добавляют один килограмм соли. В этот рассол кладут сыр на сохранение. Если не положить в соль, он через три дня почернеет. А в рассоле сыр может лежать сколько угодно, только каждые 1,5 месяца рассол надо менять или соль в него добавлять. Перед тем как есть, сыр можно положить в воду, чтоб ушла соль. Сыр этот они в бочках месяцами хранят.
Закваску они раньше сами делали из желудка молодой скотины. Желудок нужно промыть, в рассоле подержать, высушить — получается пепсин. По кусочку его нарезаешь и используешь.
Прививка от вируса цивилизации
И при всем том молокане тоже живут в XXI веке, и у них есть мобильный телефон, а когда возникнет нужда, молоканин сядет в свой автомобиль. Но, в отличие от нас, молоканам кто-то «сделал» прививки от вируса цивилизации. Если они пользуются телефоном, то самым простым, без каких-либо наворотов. Если автомобилем, то покупают тот, «что давно вышел из моды» и ремонтируют его до бесконечности. Молоканам не нужны все современные удобства и навороты, они знают, спасение не в них.
Одно из главных условий спасения молокан — они находятся в чуждой им культуре и вере (если армяне находятся в оккупации, как сами говорят, у них кругом враги, то молокане — в двойной оккупации). Живут молокане в Армении замкнуто и обособленно, почти не контактируя с внешним миром. Живут здесь не первый век, но даже армянского языка не знают. Молокане считают, что Россия погибла и они создали вне России более правильную Россию, пусть и небольшую по размеру. Молокане живут надеждой, что остальная, заблудшая, потерявшая себя Россия, основная Россия, когда-нибудь воспользуется их опытом.
Автомобилями молокане предпочитают пользоваться русскими (советскими). Они подбирают никому ненужное старье и ездят на нем всю жизнь. Наши УАЗики они почему-то называют Виллисами.
Перечислю основные причины, почему молокане смогли создать совершенный мир, в нашем несовершенном обществе:
Они сохранили христианскую веру.
Имеют большие семьи.
Не разводятся и не убивают детей.
Живут общиной, на своей земле и от земли.
Много трудятся и воспитывают своих детей в труде.
Не используют медицину.
Имеют «прививку» от цивилизации.
В Армению стоит ехать уже для того, чтоб посетить молокан. Одно но… Вот пишу теперь о них и понимаю, что делаю для молокан ненужную, вредную рекламу. Другое дело, что они так сильно защищены от всех наших удобств и нововведений, что, если они уже просуществовали неизменными сотни лет и сохранились, значит, им ничто не страшно и в будущем.
Молокане сказали, что президент России Владимир Путин предложил им переехать в Россию. Им даже готовы бесплатно предоставить землю, но почему-то в Сибири. Молокане подумали-подумали и решили пока не ехать. В той России они были не нужны, в этой их ждут, но они сами не едут.
Весь мир трещит от кризиса, и только у молокан все стабильно, одни они уверены в завтрашнем дне. Это очень интересная область исследования. Почему это происходит? Другое дело, что никто не займется этой проблемой, никто не будет ими заниматься, кроме отдельных странников. Почему молокане «зависли» в прошлом, как распространить их благостный опыт на остальной мир?
Наши люди в Армении
Все происходящее молокане трактуют по-особому, на свой лад. Например, в конце 80-х на волне постсоветского антирусского национализма армяне стали преследовать русских молокан. Тогда очень многие молокане уехали в Россию, оставшиеся каждый день жили в ожидании расправы. В молоканских деревнях постоянно стояли российские миротворцы. Ситуация была настолько критической, что молокане приняли единственно правильное решение — обратиться за помощью к Богу. Они все ушли в общую молитву и пост до тех пор, пока ситуация не разрешится.
В итоге в Армении произошло знаменитое трагическое землетрясение 1988 года. Все молокане знают, что это была Божья кара за грех национализма. Если в писании написано, что и волос не слетит с головы, то неужели землетрясение могло случиться просто так.
Поставил палатку вблизи молоканской деревни. Когда стемнело, ко мне вышел молодой армянин. Он искал лошадь, освещая путь дорогим сотовым телефоном. Даже в ночи было видно, что его телефон стоит как молоканский автомобиль. Подумал, что хозяин этого телефона навряд ли является многодетным отцом. Каждому свое — один имеет дорогой телефон, комфортный автомобиль, дом с евроремонтом, а другой много детей, много работы и счастливую семью. Хотя везде бывают исключения.
В России сложно найти человека, который скажет, что у нас нет демографических проблем. Последние десятилетия прироста населения в России нет. Мне становится все более понятна позиция тех людей, которые утверждают, что Россия, как, например, и США, к середине XXI века прекратит свое существование, распадется. У Америки все более-менее понятно. У нее очень большая вина перед Богом, у нее «перечеркнуто будущее» (так же, как нет будущего, например, у Украины). Но и мы недалеко от них ушли. Единственное, что у нас есть — это искупительный ХХ век, явивший столько новомученников, и наша все еще живая церковь, живая, хоть и малочисленная.
То, что у России есть будущее, автор понял совсем недавно, когда начал разговаривать по душам с абсолютно неверующими людьми. И сделал вывод, что они веруют, даже сами о том не подозревая. Они соблюдают заповеди, не зная Библию, не посещая церковь, они просто родились русскими, и этого достаточно. Как сказал один современный богослов: трагедия Запада, что они на рубеже ХIХ и ХХ веков увлеклись Ницше, который окончательно увел их от Бога. Русский человек тоже прошел через увлечение ницшеанскими идеями, но нас они напротив только еще более укрепили в христианской вере. Потому лично я склонен думать, что вся та вакханалия, которая разворачивается теперь в России, цель которой окончательно увести нас от Бога, она, напротив, вернет нас к Нему и на этот раз уже окончательно.
А я еду дальше.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мое дело землю пахать
Фермер-пенсионер из Лучаново
Как обычно бывает в России? Если сельскому мужчине повезет и он доживет до пенсии, он станет пенсионером и будет наслаждаться заслуженным отдыхом. Но Александр Павлович Бурденко из деревни Лучаново пошел по иному пути. Понимая, что на Руси сегодня все хозяева наперечет, он, отработав всю сознательную жизнь электриком-слесарем и родив трех сыновей, по выходе на пенсию, чтоб у детей были перспективы при жизни в капитализме и они смогли встать на ноги, он сам стал фермером и занялся выращиванием зерна. Сегодня, по прошествии 8 лет, у него 100 гектаров земли в собственности, несколько тракторов, комбайн, сушилка — все то, что необходимо для того, чтоб быть независимым, выращивать и собирать зерно.
Я тоже весь в кредитах, но я брал кредит, чтоб сыновьям помочь, у них жилья не было. У меня вся пенсия сейчас на кредиты уходит, но я еще и работаю зимой. Правда, фермерство я теперь закрыл, почти 33 тысячи на налоги отдал. Хватит. Я бы лучше детям или на солярку эти деньги перевел. Она сейчас 46 руб. литр стоит. А у нас в области урожайность не как в Краснодаре. У нас 27, а там 60, в два раза выше. Они врут, что у нас урожайность хорошая, и я знаю, для чего они это делают. Чтоб крупные фермеры, а их всего 5-6 на область, чтоб их поддерживать. А нам, мелкоте, ничего не достается. Потому мы и подняться не можем, как ни рвем на себе жилы.
Колпаков из Вершинино сейчас не лучшие времена переживает. А я первый год, когда начал фермерствовать, когда первый год посеял, я сам первым делом сделал сушилку. Она и сейчас стоит и сушит зерно. А у него даже до сих пор даже сушилки нет.
Фермер пенсионер
По профессии я электрик-слесарь и на пенсию ушел как электрик-слесарь. У нас тут НИИ сельского хозяйства и торфа, где я долго работал и в сельском хозяйстве разбирался. Я присматривался, как работают агрономы, разговаривал с ними на разные темы, слушал и анализировал.
И трактор у меня свой был. Вышел на пенсию, стал фермером. Если бы сын старший не поддержал, я бы, может, и не стал. У меня три сына.
Сидоренко
Все, что в Богашево и его окрестностях, это заслуга Сидоренко, все он создал. Вот личность была. Ему и звезда героя шла, но он умер, ее дали заму по науке Анохину. До Петухово до сих пор асфальт не проложили. Если бы Сидоренко был жив, тут бы везде асфальт был. Он еще при жизни асфальтовый завод на Новостройке поставил, потом его в бетонный завод переоборудовали. Он не успел его запустить, умер.
ОПХ имени Сидоренко начали уничтожать в 90-е, потому что им нужны были земли в пригороде Томска. Поселок Апрель ведь возник на бывших землях ОПХ Сидоренко, но его раньше других прихватизировали. ОПХ было должно всего 9 миллионов, 12 миллионов администрация областная выделила на его восстановление и все равно его угробили, потому что изначально такая задача была поставлена.
Германские фермеры
Здесь в Лучаново был рабочий поселок, был стекольный завод, на котором работали немцы, нагнанные сюда во время войны. Здесь у нас столько было немцев, что мама не горюй. Они теперь все назад в Германию вернулись. Некоторые приезжают, один из них работал там у фермера. Говорят, коренные немцы с ними не очень общаются, они для них «испорчены» славянизмом.
Спрашиваю у него, как в Германии фермеры живут. Их фермеру говорит государство, например: Ты сеешь столько-то зерна, половина земли у тебя должно остаться под парами. Пары мы тебе оплачиваем, сколько ты затратил солярки и всего прочего. А то, что ты посеял, государство у тебя купит. Чтоб не сеял слишком много, любое государство должно это все регулировать. Государство покупает у него зерно за одну цену, а продают это зерно потом в два раза дешевле. И никакие дотации здесь не нужны. Это все я говорил нашей администрации.
Я произвел, а вы у меня купите и что хотите с этим зерном делайте.
У нас в России дают дотации на солярку и многое другое, но я, мелкий фермер, получить их практически не могу. Мне нужно такую кучу бумаг собрать, так хорошо владеть компьютером, чтоб их получить. Зачем я тогда буду землю пахать, если я хорошо владею компьютером, мне проще будет на компьютере деньги зарабатывать. Я два раза пытался эти бумаги собрать и ничего у меня не получилось. Уже жене старшего сына говорю: Оканчивай бухгалтерские курсы.
У меня есть три трактора, сеялки, культиваторы, один комбайн, грузовик Зил — я могу все это сам водить, все могу сам починить. Сушилку я раз в два года унифицирую, что-то дорабатываю. И компьютер мне при этом нафиг не нужен, это не мое дело. Мое дело землю пахать.
Говорят: ты самый богатый в поселке. А у нас со старшим сыном одна легковая машина на двоих, гнилой Жигуленок. Мы машину не можем поменять уже много лет.
Если бы я жил в Петухово, я б и там свое хозяйство открыл, зерном занимался. Я бы и зерносушилку петуховскую не дал на лом разобрать или в Лучаново ее перевез и сохранил.
В советское время у меня и награды были, и победитель соцсоревнований, и ударник коммунистического труда. А тогда это ценилось, это было серьезно.
Тетка моя была председателем сельсовета и ярая коммунистка.
Почему сейчас люди перестали держать хозяйство — нет возможности взять дешево комбикорм. Я держу корову, потому что у меня свое зерно.
По отцовской линии я не знаю, информации не сохранилось, а по материнской мы казаки — на старых фотографиях все в лампасах.
Чтоб что-то в нашей жизни изменить, снизу невозможно менять, все бесполезно, менять можно только сверху на законодательном уровне. На губернатора Тулеева местные жаловались, что засиделся у власти, а сельское хозяйство-то у него процветало. У него, если фермер тысячу гектаров посеял, он комбайн бесплатно ему выделял. Я нашим чиновникам в пример ставил — смотрите Пашково, самый северный, самый глухой поселок Кемеровской области, там новые трактора по полям бегают, с новыми рулонниками, новые комбайны у них, асфальт проложили, на фермах у них все новое оборудование...
В Лучаново церкви не было, в соседнем Ипатово была большая церковь, там сейчас одни дачи. А Лучаново было захудалым хутором, всего три дома, Ипатово было центром. Сейчас Лучаново развилось, но дальше не разрастается. Даже Кресс хотел землю взять, не смог, она принадлежит Российской сельхозакадемии.
Аренда земли
Я не люблю в душу к другому человеку лезть. Вот прицепится кто-нибудь, а что ты там у себя на поле делаешь, а зачем ты взял сто гектаров земли? Я говорю, я двести тысяч за эту землю отдал, а это большие для меня деньги, в кредиты залез. Хотите знать, что я там делаю, приезжайте со мной поработать. Я поначалу эту землю на 5 лет аренды взял, это в 2009 году было, тогда можно было и на 49 лет взять, сейчас уже нельзя. А после аренды можно уже в собственность взять.
Землю выгодно в собственности иметь, а не арендовать. За 9 месяцев я всего заплатил 4 тыс. налог, а когда она у меня была в аренде, я за год заплатил 26 тысяч. Я у них спрашивал, когда земля будет в частной собственности, сколько буду платить, не говорят. Мне знакомый один подсказал: Ты оформляй ее в собственность, пока срок аренды не вышел, ты можешь ее взять без аукциона в собственность.
Пока у меня силы есть, я буду фермерствовать. Техника у меня есть. Я могу осенью вспахать, заборонить, потом прокультивировать, посеять, у меня все эти агрегаты есть. Могу протравить зерно от сорняков. Комбайном я уберу, вывезу на сушилку, отсортирую и высушу. Весь этот комплекс у меня есть. Муку только делать не могу. Со старшим сыном думаем выйти на производство муки, чтоб войти в программу поддержки сельхозпроизводителей. Написали заявку, что хотим купить мельницу, она полмиллиона стоит. Я мог бы ее и сам купить, но у меня все деньги детям ушли, чтоб им жилье купить. Им где-то жить надо.
Проблем с техникой у меня нет. Проблема только в том, что у нас урожайность не очень. Когда мы начинали 8 лет назад, у меня зерно принимали по 8-10 рублей и сейчас за столько же принимают. Но тогда цена на солярку была 18 рублей, а теперь 46. Поэтому у нас не выгодно заниматься зерновыми. С переработкой да, это другое дело, поэтому мы и думаем пойти на грант.
Я не думаю, что хлеб, который у нас здесь растет, хуже. Ведь когда Колчака выгнали, именно Томская губерния спасла Москву от голода. Правда тогда в Томскую губернию входил и Кузбасс, и Красноярск, и Новосибирск, и Алтай и даже часть Казахстана.
У меня сейчас одна корова, нам с сыновьями пока ее продукции хватает. Летом она до 25 литров дает, молоком, маслом, сметаной всех детей обеспечиваем.
У жены старшего сына одно время работы не было, говорю ей: Давайте для начала три коровы заведем, техника у меня есть, сеном, комбикормом вас обеспечу, и работа никакая тебе не нужна будет. Сыну я отдал дом, который еще мой отец построил, там 38 соток земли, там можно целую ферму поставить, у нас вон одна фермерша на 6 сотках 33 коровы держит. Куплю тебе доильные аппараты и все, что надо, но она пока не хочет. Люди сейчас такие и воспитание нам 70 лет такое давали, что молоко нам проще в магазине покупать. А его уже и молоком скоро перестанут называть.
Есть у нас фермер З. Мы с ним вместе начинали еще в 90-е годы. Он говорил: Я буду на печи лежать, а за меня там все будут работники делать. Говорю ему: Этого еще лет 50 не будет, потому что нас коммунистами до того воспитали, что мы на частника будем вкалывать только в крайнем случае. Фермер сегодня не может лежать на печи, он должен все сам делать и во все процессы вникать. А он новый трактор купил, у него человек восемь на нем сменилось, и что стало с этим трактором, в каком он теперь состоянии? Если техника по рукам пойдет, она не будет долго жить. Это редчайший случай, что кто-то может хорошего управляющего найти, который будет за него управляться. Это очень редкий случай. Если хочешь что-то сделать, делай сам или наравне с работниками.
В Сибири зона экстремального земледелия, здесь лучше всем заниматься одновременно и понемногу. Я только зерном занялся, потому что у меня мало земли и небольшие посевы, у меня комбайном хватает времени все убрать. Я озимую начинаю молотить числа 15 августа. Мне, чтоб 60 гектар смолотить, нужно всего 6 погожих дней. Ну неужели я с 15 августа по 1 октября шесть погожих дней не найду. А больше земли я не смогу взять, ее тут всю уже позабирали. Тут у Иванова с Белозеровым война из-за этой земли идет. Белозеров взял, но не оформил, а Иванов видит, что земля не оформлена, он подал на нее документы, приехал и сказал, что это моя земля. И они сейчас воюют. Это крупные фермеры. Белозеров здесь живет, а Иванов городской.
Но Белозеров тоже в кредитах погряз. Технику постоянно набирает. Ему говоришь, ты остановись. Все на друга банкира надеялся, который ему кредиты давал, а потом оказалось, что на него и друг-банкир по-другому смотрит. Он друг, пока ты платежеспособен. Один год неурожая и все, ты завис.
Чтобы зерновыми заниматься, нужна сушилка. У нас иначе здесь невозможно, это не Казахстан и даже не Алтай, чтоб можно было поймать погоду и убрать сухое зерно. Я вот, когда комбайн покупал в Кожевниково у фермера. У него 500 гектаров земли было, половину сеял, половина под парами отдыхала. У него три комбайна, а сушилки не было. Когда сухо, они успевали убрать, чуть меньше ста гектар на комбайн, они успевали за 10-12 дней. У них на две недели лето раньше наступает, там теплее. Они заканчивают сев, а мы еще не начинали. Зерно он тоже сдавал, не перерабатывал, сразу на мельницу увозил. Пока комбайн готовили, я с его работниками разговаривал. Они говорят, что бывало зимой и лопатами зерно перекидывали, потому что зерно влажное.
Будь я помоложе, я бы, конечно, своих коров больше развел. Очень надеюсь, что, может, сыновья рано или поздно этим займутся.
Прошлые скутер-экспедиции автора и проекта Андрея Сотникова «Спаси храм»:
Карелия и Архангельск (дважды).
Монголия и Тува.
Сахалин.
Глубинный Алтай (дважды).
Грузия.
Беларусь.
Молдавия, Украина, Приднестровье
Планируемые экспедиции А. Сотникова:
Сербия,
Север Красноярского края,
Киргизия и глубинный Казахстан,
Якутия.
Спонсоры экспедиций проекта «Спаси-храм» Андрея Сотникова за 15 лет:
Царев А. — Москва
Боднар В. — Донецк
Горячев А. — Москва
Т. Мераби — Новосибирск
Петкевич С. Ю. — Боярка
Резников М. В. — Томск
Елизавета Князева, Шаповалов А. и другие.
ОБРАЩЕНИЕ К НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЯМ!
Раньше я спасал храмы. Писал о них статьи, снимал фильмы, создал сайт spasi-hram.ru. Но за последние 10-20 лет с храмами у нас все более-менее стабилизировалось.
Много путешествуя по глубинной России, я вижу, что сейчас главная проблема — это русское село и деревня. В своих экспедициях я постоянно встречаю заброшенные, заколоченные дома, а порой целые улицы, стоит только отъехать от любого города России на 50-100 километров. И в первую очередь это относится к Сибири и Дальнему Востоку. А ведь село это наши с вами корни, если погибнет село, Россия, лишенная своих корней, свернется, уменьшится в разы.
Закономерный итог тех процессов, что сейчас идут в России — сократить Россию до размеров Московской области.
Задача статей, фильмов и экспедиций Андрея Сотникова противостоять духу глобализации — этому фашизму нового времени. Потому что другой силы в мире, похоже, кроме русских, способной победить это зло, уже нет. Возможно, это самое страшное зло за всю историю человечества. И никто больше этого не сделает. Представляете, какая на нас с вами опять лежит ответственность!
Кому близки эти идеи, прошу посильно поддержать следующую экспедицию путешественника Андрея Сотникова — ведь даже послав сто рублей мы с вами сделаем общее большое дело.
Как поддержать экспедицию, читайте на сайте путешественника Андрея Сотникова spasi-hram.ru в разделе Помощь
Досье автора:
Путешественник, писатель, журналист Андрей Сотников.
Воспитываю двух детей. Создал 10 фильмов путешествий и встреч с замечательными людьми и 4 книги.
Тел 8 952 160 418три
Почтовый адрес
Село Петухово, Богашевского сельсовета, Томской обл, ул Новостройка 12. Сотникову А В
Номер сбер карты для поддержки путешественника — N 5469 9802 1481 7674