Как Крокодил Гена на юга ездил, или Семь раз до моря и обратно

22.09.2023 | 10705 просмотров

Крокодил Гена, кроме псевдонима автора, это фигурка мультяшного персонажа, уже девять лет занимающая почётное место по центру торпедо. Катается он с нами, а мы с ним и на Алтай, и на Байкал, и на море Чёрное, с которого в седьмой раз благополучно вернулись в начале сентября.

Рассказывали друзьям, знакомым, коллегам, как это — по стране и на машине, читали об автопутешествиях, и пришла мысль попробовать сотворить нечто подобное, но немного не похожее на другие. А все свои поездки на юга объединить в одной публикации.

Философия выбора такого отдыха это, главным образом, обретение удовольствия от пребывания в пути. Возможность из окна автомобиля посмотреть на страну, полюбоваться её природой, городами, реками, посетить интересные места. Этим самым выйти за рамки привычного и повседневного, отдохнуть от обывательской суеты.

Данная проба в литературном жанре будет посвящена путям-дорогам, ведущим из Сибири к Чёрному морю и всему, что им сопутствует. А из описаний интересных для посещений мест будет лишь упоминание о таковых, ибо если пытаться рассказать о них, то результат выйдет весьма объёмным.

Представлен сей путевой очерк будет в образе небольших рассказов и заметок об этапах, событиях, взглядах, впечатлениях и мыслях об увиденном.

А если уважаемому читателю какая-либо тема покажется скучной и неинтересной, то можно пропустить и перейти к следующей, ибо одной линии сюжета здесь не будет.

Сборы в дорогу, или

Суетливая и волнующая сторона путешествия

Живём и работаем мы в Сибирских Афинах, коим названием нарекли город Томск то ли князь Вяземский, а то ли нарком Луначарский. Катаемся по стране втроём, где основной герой — Крокодил Гена, хоть и лицо неодушевлённое, но полноправное. А самое главное — непривередливое, ибо кроме как редкой уборки пыли с его шляпы он больше ни в чём не нуждается.

Нашим средством передвижения является кроссовер Compact Recreational Vehicle, что в переводе с английского означает «компактный автомобиль для отдыха», а в обывательском — Honda CR-V в третьем поколении с объёмом двигателя 2,4 литра. На момент первого путешествия пробег составлял около 80 тысяч километров, а по приезду с недавнего одометр перевалил за цифру расстояния эквивалентного шести кругам по экватору.

Думаю, про подготовку автомобиля к дальней дороге расписывать не надо — тщательный технический осмотр, обязательная замена масла, салонного и воздушного фильтров. На сидения надеваются свежие каркасные тканевые чехлы, ибо длительная поездка на кожаных удовольствия нам не доставляет, чистые ворсовые коврики на пол. На тоннель меж сидений цепляется CВ-рация, антенна для неё на магнитном основании устанавливается на крышу.

Автомобиль с головным устройством на ОС Android. Навигационные системы Navitel, Семь дорог. К ним пара антирадарных приложений. Видеорегистратор на две камеры и радар-детектор.

Снаряжение авто включает в себя: комплект инструмента, дополнительный огнетушитель, моторное масло, герметик для шин, мультиметр, фонарик, химия для мойки стекла, удаления насекомых, очистки пятен в салоне; изолента, двухсторонний скотч, набор для ремонта бескамерных шин, холодная сварка, силиконовый герметик, клей «Момент», пластиковые стяжки, провода для прикуривания, канцелярский скотч, ножницы. Всё это помещается в отдельном саквояже. В нишу, где запаска, помимо лежавших на постоянку буксирного троса, сапёрной лопатки, х/б перчаток, компрессора, закидываются комплекты запасных лампочек от тех, что на освещение салона, до головного ксенона, набор б/у свечей. Складной нож и электронный измеритель давления в шинах валяются в бардачке меж сидений.

Непременные пассажиры занимают свои места. В обязанности того, что в углу входит охрана автомобиля ночью, а второй выступает в качестве сторожа, в номере мотеля.

Забота второй половины, помимо продуктов и заполнения автохолодильника, это набор лекарств, по своей номенклатуре, наверное, поболее комплекта снаряжения авто. Запас питьевой воды, как газированной, так и простой. Всякая бытовая мелочь — подушки, пара пледов, бумажные полотенца, влажные салфетки, туалетная бумага, мешки для мусора, медицинские бахилы. Укомплектование дорожных сумок — дело неинтересное, однако надо упомянуть, что в дальних поездках обязательно имеется так называемая гостиничная сумка.

Стоит подчеркнуть, что на время поездки автомобиль становится не только средством доставки, но и местом постоянного пребывания на ближайшие пять-шесть дней. Поэтому особое внимание уделяется внутреннему убранству. Дабы не тащить грязь с улицы, а потом не дышать пылью, на время поездки одевается салонная обувь. Для выхода из авто, супруга накидывает уличную, ну а водитель, который со времён советской школы яростно ненавидит сменку, надевает те самые медицинские бахилы, упаковку которых взяли с собой в дорогу.

Пакет под мусор, литров на 30-35, крепим на ручку двери переднего пассажира и по мере накопления завязываем и выбрасываем в ближайшую урну.

На случай, если придётся ночевать в машине, имеются тёмные шторки с магнитиками, приобретённые в популярном интернет-магазине, а также сетка от гнуса, ибо спать в закрытом пространстве весьма некомфортно. Нелишними будут и спирали от комаров.

Комплектация этих наборов, что бытового, что автомобильного, сложилась из опыта поездок. А вот лекарства берём с запасом, ибо лучше ими не воспользоваться, нежели искать где-то в аптеках по дороге.

Так как всякое в дороге бывает, и долгое стояние в пробках, увы, далеко не редкость, может случиться так, что отойти в лесок по малой нужде не будет возможности. Для этого имеются аварийный одноразовый туалет — пакеты (unisex, кстати) со специальным наполнителем. Пока ещё ни разу не пригодились, а по уму попробовать бы надо, чтобы знать, как это работает и работает ли вообще.

От автомобильного чайника-кипятильника отказались после первой же поездки. Во-первых, долго нагревает, во-вторых, сильно греется штекер с проводом, в-третьих, нужно либо молотить двигателем, либо греть на ходу, в-четвёртых, нет никакого желания искать неисправность в проводке из-за кружки кипятка.

День первый, или

Первая с небольшим тысяча километров

Всё собрано, снаряжено, заправлено ещё с вечера, остаётся определиться — во сколь же выезд.

Здесь по-разному, в зависимости от дня недели, погоды и конечного на сегодня пункта, разумеется, ориентировочного. До выезда на трассу нам надо проехать две трети города и не хотелось бы терять около часа на толкание в утренних пробках в будний рабочий день. Поэтому или с рассветом, а то и ближе к обеду.

Обнуляем суточный одометр, датчики навигатора. Первый ориентир — Омск. Поехали.

Вроде как и отпуск начался — едем же, а всё равно ещё до́ма. Городские улицы, мост через реку Томь, сёла Чёрная речка и Тахтамышево, родной сосновый лес вдоль дороги, провожающий нас до самой Кемеровской области.

Почему-то чувство отпуска начинается только после выезда с Томской губернии. Именно тогда приходит какая-то лёгкость от того, что мы в дороге, и уверенность, что тебя не побеспокоит трындозвон номером с пометкой «Работа». Расслабуха и отдалённость от повседневных забот полная.

Поток автомобилей, который и потоком не назовёшь, сравнительно небольшой. Наверное, это хорошо, ведь за эти сто километров успеваем привыкнуть к движению, и при съезде на ветку Р-255 Кемерово — Новосибирск уже начинаем чувствовать себя частью того самого организма, называемого трассой.

Здесь машин поболее и, забегая вперёд, стоит отметить, что такая относительно небольшая интенсивность будет продолжаться где-то до Челябинска.

Одна из достопримечательностей Новосибирской области (да и Кемеровской тоже) — установленные вдоль трассы «скворечники» — антивандальные металлические ящики шарового цвета для камер фиксации нарушений скоростного режима. На деле оказывается, что треть из них не «заряжена». Наличие же камеры уверенно фиксируется радар-детектором.

В основном все населённые пункты остаются в стороне от трассы. Немного жаль, очень уж нравится проезжать через деревни-сёла, небольшие городки и наблюдать, как живёт-поживает наш провинциальный народ.

Новосибирск огибаем северным путём по мосту через Обь вдоль соснового леса. От развязки на западный въезд в город начало нового четырёхполосного полотна с разделительным отбойником километров на тридцать. Вот только комфортным этот участок вряд ли можно назвать — бетонное покрытие с мелкими неровностями, при движении по которому впечатление проезда очень длинной шумовой полосы и, когда съезжаешь с него, даже какое-то облегчение.

С этого места, оправдывая географическое название Западно-Сибирская равнина, до границы Тюменской области, а это порядка 800 км, не припоминаю ни малейшего перепада высоты дороги. Подъёмы-спуски будут только рукотворными, возведёнными для обустройства развязок и путепроводов.

Пейзаж кругом в виде пролесков и прогалин в большинстве своём на болотистой местности. Ближе к Омску появляются поля сельхозугодий. Довольно-таки скучный и умиротворяющий вид за окном благотворит равномерному движению без всякого желания притопить. Поэтому, наверное, и усталость чувствуется гораздо меньше.

Омск обходится с юга, и если нет желания ехать по его окраине, можно пройти по федеральной трассе в объезд, навигатор прибавит всего-то ещё 15 км.

С местами для ночёвок проблем нет. Перекусить тоже хватает где. Здесь стоит упомянуть, что устоявшаяся примета в том, что, если у кафе находятся фуры дальнобойщиков, значит, там хорошая кухня, уже давненько не работает. Достаточно много точек придорожного сервиса имеют парковки именно для таких машин, поэтому профессиональных водителей больше привлекает возможность удобно поставить фуру. А касаемо кухни, так, бывает, в невзрачном с виду кафе намного вкуснее и дешевле, чем в солидном заведении. Наверное, всё-таки лучше выбирать по уюту обеденного зала, чистоте столиков и внешности персонала. Пусть до следующей кафешки ехать ещё не один десяток, но это сто́ит не только удовольствия трапезы, но и здоровья. А путешествие на голодный желудок кайф ещё тот! И не то, что в животе начинает урчать, а то, что и пассажир и водитель становятся какими-то раздраженными.

И вот вроде и первая тысяча позади и пора бы уже на ночлег остановиться.

По темноте стараемся не ездить. Кому-то, наоборот, это в удовольствие, но как по мне, так в таких условиях возникает какое-то напряжение. Позади целый день пути, усталость всё-таки начинает сказываться. Глаза утомляются от света фар появляющихся встречных авто. Риск обгона попутного тихохода становится поболее, потому как если изгиб дороги можно увидеть на дисплее навигатора, то рельеф местности там, увы, показывать пока не научились. Это хорошо, когда впереди обгоняемого кто-то едет. По свету его фонарей можно определиться, каков участок предстоящего обгона. Не, ну его нафик! Да и впечатления от дороги как-то вовсе теряются, ибо за окном только свет фар встречных и фонари попутных машин. Да если ещё и на корму кто подсядет, то слепящие зеркала заднего вида начинают раздражать. И если салонное ещё можно откинуть, то, чтоб избежать светлячков в боковых, приходится менять посадку.

Вторая тысяча километров, или

Из Азии в Европу

Обычно с рассветом уже на ногах, хотя иногда в дороге спится так, что поваляться можно и подольше. Почему-то хорошо в этом отношении в июне-июле, светает рано, темнеет поздно и выспаться много времени как-то и не надо. На завтрак ещё домашние припасы, кофе-чай в номере.

Ранним утром особенный кайф, когда выспавшись и позавтракав, выходишь к машине, моешь-протираешь стёкла, покрытые росой.

Не торопясь трогаемся, а позади только проснувшееся солнышко предвещает хорошую погоду. Автомобилей ещё совсем мало, и впереди новый день пути.

Наверное, надо отметить, что лобовое моется-вытирается по несколько раз на день, как правило, при заправке авто. Вроде и незачем так часто, однако мошкары на трассе хватает, а глаза гораздо менее устают и у водителя, и у пассажира, что, безусловно, сказывается на общем удобстве передвижения. И ещё немаловажно условие для этой же цели — при работающем кондиционере, да и не только, обязательно проветривать салон. Минуты движения с приоткрытыми окнами вполне достаточно.

Ориентировочный пункт — Уфа.

Омская губерния на запад за областным центром изобилует болотами с небольшими берёзовыми лесами, иногда уже мёртвыми.

Чем хорошо раннее утро — это почти пустые дороги. Из населённых пунктов проходим Красный яр, Тюкалинск и те лишь по краю. Около Крутинки весьма неплохой придорожный комплекс, где помимо гостиницы и круглосуточного кафе, в том же режиме работает и магазин с продуктами и различной дорожной мелочёвкой.

Абатское уже в Тюменской области и тоже проезжается мимо.

Завершается край болот, а с ним и заканчивается безальтернативный маршрут и появляется выбор дальнейшего направления.

От Ишима часть транспорта направляется на Тюмень, другая на Курган. Можно выбирать, как ехать.

В обоих вариантах дороги хорошие.

Если через Ялуторовск — Исетское, то дальше на 150 км. А через пригород Тюмени и окраиной города с именем Екатерины, которая не Великая, а Первая, а далее на Курган — плюс 200.

Самый короткий маршрут навигатор предложит через Тюменскую и Курганскую волости. Здесь года два назад участок в 100 км, Бердюжье—Макушино был, пожалуй, самым отвратительным на всю поездку. Сейчас там дорога одна из лучших — мало транспорта, отличное покрытие.

После макушинского кольца трафик увеличивается — появляется транспорт из Казахстана. Ранее в сезон некоторым образом досаждали арбузовозы. Мало того что их машины в большинстве были ушатанными и коптили чёрным дымом, так они ещё из-за специфики груза и тащились 60-70 км/час. Последние года три их вообще не видать.

Макушино — Курган по краю дороги иногда то кочки, то провалы, которые хоть и подлатаны, но неприятности доставить могут. Очень похоже, что этот участок вскоре превратиться в тот самый, вышеупомянутый, дорогу которого олицетворяет частоозёрский мишка.

Особое внимание при обгоне фуры, шофер которой во избежание таких ям может взять левее.

Курган — Челябинск, сколько ездим, столько ремонты дорог и наблюдаем, и все никак закончить не могут. Хотя сейчас местами с расширением до четырех полос. А на том участке на запад за Курганом, который ремонтировался в прошлом году, уже местами провалы асфальта, которые хоть и наспех подлатали, но всё же доставить неприятность могут.

За окном пейзаж с виду ничем не отличим от Новосибирской, Кемеровской областей. Здешний областной центр обходим с севера по федералке. Стоит отметить, что, если перекусить здесь проблем не составляет, то с местами для ночёвки как-то не везло.

Танк Т-54, который стоял у трассы около кафе много лет, убрали. Говорят, что продали и перевезли куда-то под Тюмень.

В Омской области встречаются ловцы лёгких денег, сторожившие в ближайших кустах камеры, выставленные на треногах, а в Курганской полно металлических «скворечников» для этих же самых нужд. Радар-детектор засекает их аппараты без проблем, и похоже всё-таки рановато отправлять это устройство во вчерашний день.

До Челябинска трасса ничем не приметна. Саму столицу южного Урала с дороги даже и не видать. Объездную этого города наконец-то начали ремонтировать. Ранее покрытие было не очень, но довольно-таки терпимо. Ямки наверняка по весне подлатывали.

После того как въезжаем на М5, такое впечатление, что попадаем в какой-то, ранее неведомый бурный поток. Трасса в четыре полосы с разделительным отбойником. Множество машин, и все куда-то несутся. Внедряешься в это и понимаешь, что ранее ты передвигался где-то в другой реальности. Едем по правой полосе, вскоре упираемся в неторопливый грузовик. Пристраиваемся ему в хвост, и тебя тут же начинает обходить фура. А когда впереди, слева и позади такие большие машины, то чувство в этой «коробочке», мягко говоря, весьма неуютное.

Минут через десять такой езды уже понимаешь, что надо бы ехать побыстрее. Съезжаем в левую полосу. Здесь нужно быть повнимательнее не столь к соседям справа, когда есть вероятность, что кто-нибудь из них решит перестроиться, как к тем, что догоняют сзади. При наличии в соседнем потоке просвета, уходим туда, пропуская торопыньку вперёд. Но если полоса плотно занята, а гонщик сел на хвост, то, чтобы тот не смущал, можно и ускориться, дабы найти подходящую «дырку» справа и дать ему дорогу.

У некоторых попутчиков, тех, что сзади, «хватает ума» начать моргать светом с «просьбой» дать ему дорогу. Здесь главное не суетиться и сразу не метаться — как место справа появится, тогда пожалуйста, а если там занято — деваться всё равно некуда. А чтобы этот моргальщик успокоился, можно включить поворотник, тем самым давая ему понять, что его заметили и как только место появится, то с его дороги уберутся подобру-поздорову. Хотя здесь есть нюанс, что едущие по правой полосе могут неверно расценить этот сигнал.

Вроде бы и зачем такие манёвры, если мы ничего не нарушаем. Хотя те самые ПДД и запрещают движение по левым полосам за городом, но это при свободных правых. А таковые на загруженных широкополосных трассах может быть явлением весьма редким. К тому же понятие «свободное» трактуется по-разному — для одних это 100-150 метров между автомобилями, для других полное отсутствие таковых. Да и далеко не редкость, что состояние дорожного полотна справа может быть похуже. Чего ж ехать по колее, накатанной большегрузами, если слева гораздо лучше будет. А подвинуться большого труда не составит.

Вскоре привыкаем к такому темпу и вот уже догоняем неторопливого попутчика, а он двигается вправо без всякого на то намёка. Встречаются индивидуумы, которые, пристроившись сзади, вроде как и намекают подвинуться, однако пропустишь такого вперед, а он вовсе не торопится, а продолжает катить с той же скоростью. Наверное, ему просто не по нраву за кем-то ехать.

По мере удаления от Челябинска то ли снижается интенсивность движения, то ли наша напряжённость, а то ли мы уже привыкли к этому ритму, но всё становится как-то спокойнее и размереннее. Протяжённость широкополосной дороги составляет около 60 км. Года три назад километров 25 из них было обозначено знаком «Автомагистраль», что давало возможность безнаказанно разгоняться до 130 км/час. К слову упомянуть, что ни разу на этом участке не приходилось видеть переносные камеры фиксации скорости, а о наличии стационарных есть предупреждающие знаки, и они занесены в базу данных андроид-приложений.

Не доезжая нескольких километров до свертка на Миасс дорога с отделённой встречкой и двумя полосами в одну сторону и заканчивается.

Первым свидетельствованием о въезде на Уральских хребет будет появление скальной породы на скатах вдоль дороги.

Если настораживает термин «горы», то в прямом понятии до них как в кино или на картинках там весьма далеко. Самая высокая точка на трассе М5 это развязка на Златоуст, которая согласно показаниям навигатора, составила 825 метров. Для сравнения, на Семинском перевале Алтая этим же аппаратом была зафиксирована цифра 1766.

Понять, что находимся в горной местности, можно лишь по пейзажу, присутствию довольно-таки пологих спусков и подъёмов. На автомобиле, а вернее, на работе двигателя, влияние перепада высот не замечено. И вообще, движение здесь никаких проблем не доставляет, если не попадётся тихоход и не соберёт за собой колонну.

Хотя надо быть повнимательнее из-за попутчиков, в основном с местными номерами. Видать, здешние привыкли к такому движению и знают эти края, но обгон совершают довольно-таки дерзко и рискованно. Если нет уверенности, то лучше на встречную не выкатываться, либо дождаться появления дополнительной полосы.

Участков с таковыми здесь несколько, и расположены они на подъёмах. Хорошо ориентируют стрелки, предписывающие возврат в свою полосу, когда прерывистая разделительная заканчивается.

На затяжных спусках, чтобы не перегреть тормоза, необходимо переходить на более низкую передачу. О чём укажут плакаты, установленные перед такими местами.

Один раз наблюдали довольно яркие последствия игнорирования этой рекомендации. И что удивительное, на фуре, то есть у профессионального водителя, который перегрел тормоза до такой степени, что от колёс прицепа шёл дым.

Где-то между Саткой и Златоустом, около дороги стоит информационный щит с надписью, что на данном участке находится больница-интернат психически больных. То ли предупреждает, что возможно хождение умалишённых по дороге, а может, чтобы такого попутчика по доброте душевной не подсадили. Но в любом случае, если это написали, значит не зря.

Граница Европы и Азии отмечена невзрачной металлической стелой. Весьма жаль, что такое место не обустроено. Кроме непонятной АЗС и кафе с одноимённым наименованием, ничего нет. Пара прилавков из досок, где торгуют безделушками, сувенирами, магнитиками. Если не знаешь, то, скорее всего, и не заметишь, как окажешься на другой части света.

Не готов сказать, как географически определяется перевал через Урал, а для себя обозначили его участком от поворота на Миасс до города Сим, это порядка около 200 километров.

Леса вдоль трассы то хвойные, а то и лиственные. Хотя в основном, скорее всего смешанные.

Если ранее в этом металлургическом крае вдоль трассы хватало ларьков-прилавок с продажей различной железной продукции от ножей до самогонных аппаратов, то с каждым годом таковых становится всё меньше и меньше. Бывшие точки продажи заброшены и выглядят весьма уныло.

Ремонты дорог, конечно, есть, куда же без них. Если чинят дорожное полотно, то больше 10-15 минут не стояли. При организации реверса, довольно-таки быстрее пробка движется, когда управляет ей регулировщик, или как его называют дальнобойщики — «дирижёр». С ремонтами мостов сложнее — может занять и час-полтора, в зависимости от времени суток. Иногда встречаются мнения, что кого-то напрягают подобные пробки, и они готовы ехать по любым колдобинам лишь бы не торчать. Однако, во-первых, это далеко не долго, и наверняка не стоит того. Во-вторых, это небольшая своеобразная передышка. В-третьих, всё равно деваться некуда: можно простоять и из-за ремонта, можно из-за аварии, а можно из-за поломанного автомобиля, как и из-за непогоды.

А основная битва за прокладку современной трассы сейчас идёт в западном начале Челябинской области от границы с Башкирией.

Как Урал перевалили, пора и на постой становиться. С ночлегом, как и с едой, затруднений здесь никогда не испытывали. Останавливаться всегда стараемся уже после прохождения Урала. Было дело в один год, заночевали где-то около Усть-Катава, а рано утром тронулись. Погода пасмурная, а в низинах туман лёг. Ехать с такой видимостью, весьма небезопасно, но и остановиться и пережидать на обочине ещё хуже. Включили все противотуманные огни, пристроились в хвост к фуре и так потихоньку доехали до Башкирии. Ведают, что такое явление тут не редкость. Знакомые рассказывали, что они как-то до обеда сидели, ждали, когда туман рассеется.

В этот год уральский хребет обходили южным путём. Такой маршрут был обусловлен намерением не столь избежать пробок из-за ремонтов, сколь посетить древний город Аркаим.

С челябинской объездной уходим по направлению на Магнитогорск-Троицк и попадаем на отличную широкополосную трассу, разделенную металлическим отбойником. Катим с удовольствием пару-тройку десятков километров.

До небольшого населенного пункта Южноуральск поток автомобилей довольно насыщенный, но по проезду этого приятного городка машин становится заметно меньше. До Магнитогорска дорога весьма неплохая, с небольшими ремонтами, но без реверсов или затыкалок. Двигаясь по направлению к Древнему городу, то ли не заметили, а то ли и не было никакого указателя, но, проехав село Кизильское, узнали, что где-то попали в Европу, а сейчас вернулись обратно в Азию.

Дорога в сторону этой достопримечательности южного Урала замечательная.

И возвращаясь с Аркаима, проезжая мост через реку, в которой где-то утонул раненый герой гражданской войны и анекдотов, всё-таки отмечаем, что мы уже в иной части света.

В Башкирии, с выездом из города Сибай, впечатление от выбранного пути кардинально меняется, и на протяжении порядка ста километров на уме только одно — какого хрена я сюда попёрся!

Но все-таки завершение проезда через эту республику по югу Уральских гор оставило весьма неплохое впечатление. А от дороги до Оренбурга, по одноимённой области, получили удовольствие — отличное покрытие и довольно-таки немного как попутных, так и встречных автомобилей.

Проезд через этот город, куда нас, по какому-то одному ему известному алгоритму, почему-то завел навигатор, оставил хорошее впечатление. За областным центром ремонт без реверса. В сторону Самары машин достаточно, но затруднений с обгонами не наблюдалось.

Третья тысяча километров, или

До великой реки Волги и вдоль неё

В этой части пути, начинаемой с окончания уральского хребта, конечный пункт в навигаторе — Саратов.

По традиции, маршрут в Navitel сразу весь не закладывается, ставим конечную точку в километрах 800-1000 от начала, а там как получится — можно встать ранее, а можно и добавить сотню-другую.

Перед въездом в Башкирию разменивается третья тысяча километров. И далеко не случайно применено такое название, потому что мне почему-то именно так нравится называть эту республику, нежели Башкортостан, ибо звучит как-то ласковее.

На подъезде к её столице широкополосная трасса с большими, удобными развязками. Хорошо, когда начало пути текущего дня выпадает на такую дорогу, с ещё редкими ранним утром автомобилями — путешествие как будто бы даже не продолжается, а только начинается.

Хоть Уфа и в стороне, но с трассы город виден. Можно даже рассмотреть очертания Салавата Юлаева на коне.

Во время поездки мало когда бывает чёткий план, как ехать и что посетить. Обычно это решается в пути. Если погода хорошая, утро раннее, к тому же воскресенье, а главное, есть настроение, можно прокатиться в город Трёх Шурупов, погулять на уже полюбившимся месте — около величественного конного памятника соратнику знаменитого бунтовщика.

Планировать заранее куда-либо заезжать вряд ли стоит. Всякое может быть — и в дороге задержишься, и погода неподходящая, или просто настроения-желания не будет. Дабы не испытывать предвкушение, а затем разочарование, как и не иметь обязательства перед намеченным.

Зачастую остановимся пообедать, заправиться или просто размяться — погода хорошая и времени полно. Открываем карты и нажимаем в поиске «Что посетить». Около нас отметится множество мест с описанием и отзывами. Ну а дальше выбираем, что душа пожелает.

А пока катимся от Уфы. Трасса вдоль башкирских полей отличная, широкополосная с разделительным отбойником, километров на 60-70. Далее, с сужением дороги возникают и несколько ремонтов, да не таких, что дорожное полотно меняют-обновляют, а настоящая реконструкция с возведением новых мостов и увеличением ширины дороги до трёх полос в каждую сторону. Много участков уже готовы и движение по ним открыто. А ведь проезжая в прошлые года думали, придется ли нам когда-нибудь здесь по новой дороге проехать.

По окончании башкирских лесов небольшой кусок Татарстана, километров на тридцать. О пересечение его границы, кроме каменной стелы, нам укажет и перевод на московское время — сразу на два часа от башкирского.

Далее, с началом оренбургских степей, часовой пояс вернётся к уральскому, а по преодолению которых, ничем не отличимый вид вдоль дороги, будет принадлежать уже Самарской области. И так до самой Волги.

Вообще, хорошо размеренно катиться, а не мчаться, вдоль здешних мест, где когда-то гуляла вольница Емельяна Пугачёва.

С предстоящим маршрутом третьего дня может быть и небольшая дилемма: как ехать? По правому или по левому берегу? И хоть до поездки ознакомились в интернете с последними отзывами, то всё равно стоит заглянуть туда — вдруг новое чего-нибудь, перекопали или, наоборот, отремонтировали. Какие пробки-заторы на Жигулёвской дамбе.

Определились и вперёд. Главное тронуться в нужном направлении, а разворачиваться уже и не надобно.

Километров за двадцать перед Самарой съезжаем на указанной навигатором развязке и попадаем на автомагистраль с достаточно интенсивным движением, которая ведёт почти до самого города имени предводителя итальянской компартии.

Отличное назначение у этих штуковин, установленных на разделительном отбойнике — в темное время суток они превосходно защищают от света фар встречных автомобилей. И при этом не мешают видеть то, что находится за ограждением.

Город со знаменитым автозаводом проезжает по краю, по новой эстакаде, и никаких сложностей попасть на жигулёвскую дамбу нет. Годами ранее встревали пару раз на ремонт дорожного полотна плотины, с запретом движения фурам в дневное время, а то и на строительство-ремонт этой самой эстакады, когда там свежеуложенный асфальт расплавился и колея была, как на просаженной просёлочной дороге.

Направляясь через Тольятти, можно прокатиться до замка хоть и носящего имя знаменитого итальянского полководца, но всё-таки названного не в честь его. Когда желание в этом обоюдное, то небольшой крюк в 100 километров не проблема ради доставленного удовольствия размяться и посмотреть на местную достопримечательность.

Проезжая по дамбе, очень хочется созерцать всю мощь воды Куйбышевского водохранилища, которая вращает турбины гидроэлектростанции, однако ничего с окна не видать, кроме портальных кранов с одной стороны и ровной глади воды с другой.

А вот нынче проезд по этой самой дамбе дал разве что только утрамбовку требухи. Конечно, хорошо, когда проезжая часть расширена до четырех полос — по две в каждом направлении, но вот даже опережать какого-либо тихохода нет желания вообще, ибо при увеличении скорости ощущения такое, что автомобиль передвигается по тому самому инструменту, которые наши бабушки использовали для удаления грязи с одежды.

Въезжаем в город, именем которого назван сорт популярного советского пива. Здесь, уже третий год идёт реконструкция дороги. Наверное, когда закончат, то должно быть здо́рово. Только на сей раз, глянув на это всё строительство, которое по сравнению с прошлым годом вообще не продвинулось, вдруг приходит на ум, что это «здо́рово» может наступить довольно-таки не скоро. А пока обыденные пробки на железнодорожном переезде.

Вдоль трассы со спусками и подъёмами по холмистой местности, несколько посёлков.

С этого берега великой русской реки, самарские дорожники на некоторых участках почему-то отметили обочину шириной около метра по асфальту, не считая насыпи. И вот здесь небольшие непонятки с движением. Некоторые фуры смещаются правее, почти до края асфальта и получается, что двигаются они по обочине. Ты же, как «иноземец», стараешься не нарушать правила, едешь согласно разметке. Вскоре на корму кто-нибудь пристраивается и начинает моргать, с просьбой подвинуться и дать дорогу. Сдвигаемся, пропускаем — гонщик иногда благодарит морганием оранжевых лампочек. Будто бы как и правила нарушил, а вроде и поступил нормально. Сколь езжу, до сих пор чувство неоднозначное.

В этих краях очень популярна продукция местного автозавода, что вызывает искреннее уважение. Ибо даже если качество отечественного автопрома в стране как бы не в авторитете, то местные, то есть сами производящие его, с удовольствием пользуются результатами своего труда.

Достопримечательностью Самарской области являются треноги с караульным. И если в прежние года подобные камеры в здешних местах были выставлены парой, по обоим направлениям, то в этот год на автомобиль такого радарохранителя приходилось только по одному аппарату. То ли теперь их приборы стали ловить как во встречном, так и в попутном направлении, а то ли «попросили» поделиться средствами заработка на кусок хлеба. А количество их возросло на порядок. Если бы нынче попробовали их сосчитать, то наверняка получилось бы штук 25-30. А вот машины у некоторых сторожей, при всем уважении и любви к автомобильному сословию, иначе, чем весьма грубым словом «помойка» назвать, наверное, и нельзя. Даже удивление берет, как оно вообще передвигается, и поневоле возникает вопрос как инспектора, следящие за безопасностью дорожного движения, относятся к этим корытам на колесах, управляемым непримиримыми «борцами» с нарушителями скоростного режима. Да и вообще, после проезда Самарского региона, когда видишь стоящие на обочине легковушки с которых торгуют тем же мёдом, к этим самым гонкаблюдам какое-то особое презрение и брезгливость. Ведь пасечник куда больше труда вкладывает, чем этот хрен, а зарабатывает за день куда меньше.

Моргание фарами встречными автомобилями довольно-таки часто предупреждает именно о таких засадах.

До прошлого года самое хреновое место на этом маршруте считал участок от развязки Саратов — Москва до южного съезда с Сызрани. Это 25 километров по Ульяновской области трясучки с частыми выбоинами, когда тормоз задействуешь не менее, чем педаль газа. Местные, кстати, носились здесь, не жалея подвеску — наверное, привыкли и смирились. В прошлом году полотно отремонтировано и теперь от этого вибростенда только воспоминания.

В плюсах местной организации дорожного движения это наличие второй полосы на подъёмах. А таких, из-за особенностей рельефа местности, здесь достаточно. Поэтому при плотной встречке, может, и не имеет смысла «высовываться», чтобы усмотреть просвет для обгона, а набраться терпения до такого участка и уже вне всякого риска обогнать.

Далее по дороге Саратовская область, которая когда-то, лет шесть назад, возглавляла мой личный рейтинг по самых плохим дорогам, где мы проезжали. Сейчас ничего и на ум не приходит для какой-либо критики. Мало того, в сторону Самары сейчас проводится глобальная реконструкция дороги с расширением до четырех полос. И сравнивая этот участок по состоянию с прошлым годом, удивляешься, сколько труда вложено и как быстро проводятся работы.

Про посёлок Сенной стоит упоминать отдельно, ибо запомнился он самой долгой пробкой, в которой мы когда-либо тянулись по дороге к морю — часа три в 2017 году. Причина — железнодорожный переезд со шлагбаумом и разбитым полотном дороги. И закрывался он так часто из-за движения поездов, что в промежутке могли проехать три-четыре фуры. На этом переезде стояла тётка и торговала, именуя по ныне модному — дизайнерскими мочалками. Дальнобои в эфире прикалывались, что здесь наверняка семейный бизнес — пока муж держит закрытым шлагбаум, его баба успевает продать парочку. Байка, конечно, но прикольно! А купленные там года четыре назад мочалки, до сих в ванной висят в качестве предмета интерьера.

К слову сказать, что в паре десятков километрах перед посёлком Синодское был переезд этой же железнодорожной ветки и не в лучшем состоянии. Однако таких пробок там почему-то не было.

Позапрошлый год в объезд Сенного запущен отличный обход с новой современной трассой в четыре полосы. И то, что ранее занимало час-полтора, сейчас укладывается в 10-15 минут.

Больше всего тогда в этой пробки получили впечатление от обочечников. Мало того, что подобные ч(м)удаки задерживают движение, влезая в поток, так они ещё и поднимают такую пыль, что приоткрыть окна невозможно. Когда год назад до этого, стояли в подобной пробке под Ангарском и наблюдали, движение вдоль дороги по картофельному полю, думали, что это верх того. Но тут... Ещё удивляла наглость этих самых, когда они пытаются влезть в колонну, сигналя и размахивая руками из окна.

Откровенно говоря, смотря на них, поначалу какое-то непонятное чувство поддаться этому стадному инстинкту и поехать так же. Особенно когда рядом спрашивают: «А чего они едут, а мы стоим? Может и нам так же?». Однако все эти сомнения были задушены на корню.

Понравилось как фуристы блокируют этих самых — две фуры движутся бок о бок, занимая всю дорогу — встречку и попутку. Те, кому быстрее всех надо, выходят на обгон и упираются в корму дальнобоя. Вот так и едут далее. Как появляется встречка, правый длинномер притормаживает и пропускает перед собой левого. Следующие за ним оказываются лоб в лоб с теми, кто на встречной, попутная полоса занята и пускать их в свой поток желающих нет. Ничего не остаётся, как двигаться по встречной обочине, и искать возможность нырнуть в свою полосу. И удаётся же!

Вообще, отношение с этими самыми любителями поднимать пыль по краю дороги у всех нормальных людей однозначное — это должно быть жёстко наказано! Помнится, года два назад стояли в пробке под Волгоградом, где-то после Дубровки. Забегая вперёд напишу, что этот нудный вялотекущий процесс, в общем, занял около полутора часов. И вот на каком-то эпизоде, уже ближе к окончанию пробки, нескольких таких, которым «очень нада», прут по встречной обочине. И тут почти что в лоб в ожидании справедливости всех томящихся, появляется само возмездие в образе машины ДПС с работающей цветомузыкой! Наверное, крушение надежд было тогда сродни разрушению Вавилонской башни, когда вышедший инспектор посчитал самым разумным решением задержать поток автомобилей не только соблюдающих ПДД, но и этические принципы поведения на дорогах и направить впереди него тех самых, «более нуждающихся» со встречной обочины.

Но всё-таки есть что-то такое, называемое буддийским верованием кармой. По дороге, что в Анапу, что в Крым поселок с названием Светлый путь Ленина. Не готов написать, как там сейчас, но лет пять назад простояли в пробке часа полтора. И причина не авария и не ремонт, а организация дорожного движения. А запомнилась эта пробка обочечниками, а вернее тем, что один из них на Volvo с московскими номерами «зацепился» о фуру и расцарапал себе весь левый борт. Очень бы хотелось посмотреть на физиономию этого самого умного, когда он ехал по обочине, поднимая пыль, с пренебрежением к стоящим в пробке и изменение его выражения лица, как все медленно проезжающие наблюдали изуродованный бок его автомобиля. Думаю, что вряд ли с этой публики у кого-то мелькнуло какое-то сочувствие к нему.

Однако, извиняюсь за небольшое отступление и продолжаем ехать в сторону главного города где когда-то губернаторствовал бывший царский министр-реформатор.

Скорое приближение к областному центру подскажет расширение дороги до четырёх полос и обустройство развязок.

Здесь нужно отметить, что на протяжении трёхсот километров от Сызрани до Саратова не будет ни одной брендовой заправки. Единственная АЗС Лукойл, в связи с реконструкцией дороги на сегодняшний день не действует.

На кольцевом перекрёстке с названием города, определяющее движение на Саратов, либо в обход его, очень часто стоит патрулька ДПС, а если промахнутся со съездом, то похоже придётся пилить до разворота долго. Коллега рассказывал — проехал нужный свёрток, едет, а сплошняк не кончается. Смотрю, вроде как никого кругом, взял и крутанулся, а они тут как тут, тормозят и кино показывают — будто знают, что очередной лопух попадётся. Развод на движение по встречной, а по факту разворот через сплошную.

Подходит к концу насыщенный день, рекордный по количеству пройденных регионов: Башкортостан, Татарстан, Оренбургская, Самарская, Ульяновская и Саратовская области.

Пора искать ночлег, и мест таких на СКАД в достатке.

А так как нынче до Волги ехали южным путём, то навигатор проложил маршрут до Саратова вдоль левого берега.

Много чего слышал и читал в сети об этой дороге, упомянутой иногда как Пугачев-бан, но вот попробовать самим довелось только нынче. Сомнений ехать по ней как-то не было, тем более, что там, по информации из сети, наконец-то начали делать ремонт.

Не знаю, как тут было ранее, но если дорожное полотно было в таком состоянии как на момент, когда мы тряслись несколько километров где-то после поворота на Ивантеевку, то ранее езженый и не раз покрыт матерщиной участок Бердюжье-Макушино, можно было назвать автострадой.

Насколько я понял, вся прелесть выбора этого маршрута, для тех, кто тут катался, была в весьма малом количестве автомобилей на дороге. Вот только на середину августа этого года, я бы так не сказал. Касаемо фур трейлеров-цистерн, это да — их здесь значительно меньше, чем на правом берегу. Однако их с успехом замещает наличие длинномеров и самосвалов строительной техники, скорее всего из-за тех самых ремонтных работ. Но вообще надо отдать должное — очень много дорожного полотна отремонтировано.

Можно отметить особенность участка дороги от городка, носящего имя немецкого философа до моста через Волгу — ширина полотна такова, что если попутный автомобиль прижмётся к линии разметки обозначающую обочину, то его можно обойти, не выезжая на встречную полосу. Тут, кстати, так и ездят, прижавшись правее, если конечно же позволяет отсутствие ям и ухабов. А коль едущие по встрече делают тоже самое, то никаких затруднений в обгонах, а то и в опережениях нет.

А вообще, впечатления от маршрута такие — когда едешь по кочкам-ухабам, то материшь всех подряд — от себя самого из-за выбора этого пути, до главы всея страны, который не дрюкает местных чиновников. А когда с покрытием всё хорошо, то думки типа: «Не, ну а чё? Нормальная дорога! Можно ехать без напряга».

Но если бы спросили сейчас о выборе маршрута, то, скорее всего, предпочел бо́льшее количество фур долбёжке подвески автомобиля. Хотя вероятнее всего, когда будет полностью закончен ремонт, то часть большегрузного транспорта с правого берега уйдёт сюда. О чем говорит то, что несколько раз в эфире дальнобойщики интересовались состоянием этого пути. Хотя окончание реконструкции дороги по правому берегу, возможно, и не привлечет их сюда.

Четвертая тысяча километров, или

До трассы М4 по одному из трёх маршрутов

На саратовской кольцевой автодороге определяемся — как ехать далее. Навигатор предложит путь через Волгоград с двумя вариантами: через Морозовск и через Котельниково-Сальск. Едем согласно его рекомендациям, а ближе уже определимся.

До града, носящего когда-то имя отца народов, трасса двухполосная, загружена умеренно. Рельеф с небольшими и пологими спусками и подъёмами, растительность редкая. Хоть и едем вдоль Волги, однако реки не видать. Из городов проезжаем Камышин — родину Настоящего Человека. Движение через него в большей части состоит из транзитного транспорта и сложностей не приносит.

Ближе к Волгограду несколько небольших населённых пунктов, проехав которые пора определиться, какой дорогой двигаться далее. Знаменитый город-герой это единственный на этом пути к морю мегаполис, который пока не имеет обходной трассы. Если здесь впервые, то посещение Мамаева кургана обязательно.

При выборе дальнейшего маршрута в обоих вариантах проезд через город. Расстояние примерно равное. Здесь, дабы не торчать в пробках, можно рассчитать маршрут так, чтобы заночевать где-нибудь перед въездом, в Дубовке или Ерзовке и с рассветом тронуться. Тогда проезжается легко. В этот год следовали со стороны Волго-Донского канала. Движение довольно-таки плотное и достаточное количество большегрузов, которые едут в основном по среднему ряду к тому же частенько перестраиваются.

А пока про дорогу через Морозовск.

До выезда на М4 «Дон» трасса двухполосная, ничем не примечательна. Трафик, такой же, как и до Волгограда.

Картина за окном в виде ухоженных полей. Земледелие здесь развито весьма обширно. Особенно много сельхозугодий в Ростовской области.

За несколько километров до выезда на трассу поле с ветровыми электрогенераторами. Зрелище весьма величественное, особенно если рядом с этим пропеллером стоять.

Выезд на М4 может сказаться очередным мини-стрессом. Вот такое движение. Сразу вспоминается уральская трасса. Здесь, пожалуй, транспортный поток будет более насыщенным. Через пару десятков километров, понимаешь, что сегодня пути пройдено уже достаточно и хорошо бы на ночлег встать. Мест таковых здесь множество, ибо это довольно-таки развитая транспортная артерия, ещё и ведущая к морю.

Если ехать южным путём, через Сальск, по дороге Волгоградской области машин мало, но ранее покрытие не ремонтировалось давненько. Однако латали, похоже, регулярно. Нынче полотна с новым асфальтом уже более ста километров. Оставшиеся участки для езды вполне годятся, подвеску не бьёт, а авто местами как на волнах покачивает. Однако с десяток километров около Котельниково весьма и весьма далеки для комфортной езды.

Ростовская область изобилует мобильными ГАИшными постами, почти на каждом из которых считают своим долгом тормознуть авто с номерами иного региона. Автомобилей здесь немного, фуры встречаются нечасто, но грузовиков для перевозки урожая достаточно. Из наблюдений можно отметить то, что местные ездят весьма неторопливо, а для обгона выжидают длинный просвет на встречной.

А вообще, маршрут весьма приятный и спокойный.

Весьма радует вкусная еда в столовых-кафешках, наверняка потому, что в меню входит довольно-таки много местной продукции.

На М4 выходим уже после Ростова, минуя платный участок. Да и движение здесь заметно умереннее.

А сейчас вернёмся туда, где были в начале этого рассказа — на Саратовскую Кольцевую Автомобильную Дорогу (СКАД).

Проигнорируем ранее предложенный навигатором маршрут и зададим путь через город названным в честь двух святых Бориса и Глеба, а значит через Воронежскую область.

После поворота в эту сторону немного недоумения — дорога хоть и асфальтированная, но более на какую-то просёлочную подходит. Однако потом поняли, что свернули несколько ранее, и если проехать чуть дальше, до развязки, которая нынче на реконструкции, уже попадаем на ту дорогу, которая более подходит под статус федеральной.

Хорошая трасса в две полосы до поворота на Балашов, а далее их количество увеличивается до четырёх с протяжённостью около 100 километров.

Машин немного, порой кажется, что как-то даже мало. Скорее всего, из-за большой ширины полотна. И так до Борисоглебска. Вообще — классная дорога! Можно катиться в удовольствие. Дальше через небольшие посёлки-городки Анна и Бобров и выходим на М4 под самым Воронежем.

В прошлом году после Борисоглебска свернули на Новохоперск — до него дорога не плохая, но вот далее, до самого Богучара были амурские волны на вибростенде. Торможений в пол не было, идти сотку можно без проблем, но вот только удовольствия от дороги как будто и нет. Трафик очень малый, в основном из таких же, как мы «иностранцев». В августе этого года, уже была отремонтирована их бо́льшая часть, о чем прочитали в интернете. Однако, когда выехали из Новохоперска в сторону Калача, то некое недоумение — неужели информация неправильная и предстоит выдерживать удары подвески от полотна, которое было в гораздо более худшем состоянии, чем в прошлом году? С удивлением смотрели на множество встречных ранним утром авто с цифрами не местного региона. Какого хрена они-то сюда попёрлись?

И тут вуаля — ровненькая новенькая дорога! Прям выдохнул от облегчения! Вот теперь, но пока только до Калача, можно получать истинное удовольствие! А особое доставил проезд через несколько местных сёл, которые по старой русской традиции, были расположены вдоль одной улицы. Безмерное уважение к их жителям, как и руководству местных администраций за такой порядок!

Удивление вызвали несколько старых заросших деревьями и кустарниками домов, а восхищение те, у которых сохранилась соломенная крыша.

Но даже если представить, сколько же этим избам лет, то понтонная переправа через реку Дон перед городком Богучар всё же удивляет. Разве ещё может быть в центре европейской части страны в ХХI веке такое инженерное сооружение?

Очень радует обилие сельскохозяйственных полей вдоль дороги. И не только здесь, а практически по всему пути. Смотришь на это всё и как-то, наверное, трудновато нам, по сути, городским жителям, понимать, сколько труда вложено в это всё. Всё знакомство с крестьянством в лучшем случае ограничивалось посадкой-окучиванием и копанием картошки. А в последнее время вообще покупкой свежих огурчиков у бабулек, разложивших продукт своего творения на табуретках около рынка. Зато действительно начинаешь верить и с каждым годом всё более об обеспечении собственной сельскохозяйственной продукцией. А вообще, масштаб возделанных полей вселяет какую-то уверенность. То ли в прошлом, а то ли в позапрошлом году, проезжая одно из сёл зашли в местный сельмаг. Разговорились с продавщицей, она нам поведала, что до четырнадцатого-пятнадцатого года много земли стояло необработанной, а на сегодняшний день вряд ли где можно подобное сыскать.

А вот в дождь эти поля могут быть несколько коварны в плане того, что, выезжая оттуда, техника тащит за собой на дорогу много грязи, которая в такую погоду будет сродни гололёду. Поэтому как-то поосторожнее и повнимательнее!

Оставив в стороне городок Богучар, вскоре выезжаем на М4.

Вот такими путями-дорогами была пройдена четвёртая тысяча километров. А где лучше — до сих пор и не определимся, каждый хорош по-своему и выбираем по настроению. И это и замечательно!

Пятая, неполная тысяча километров, или

По Кубани до Чёрного моря

Начинать путь на трассы М4 лучше всего рано утром, с рассветом, когда ещё мало кто проснулся.

Помнится, когда первый раз ехали, ночевали в авто, в стороне от дороги, около гостиницы. Проснулись часа в три по местному, темно ещё, дождик моросит, а по нашему уже семь утра было. Ну и поехали. Выезжаем на трассу, а там движение, как у нас днём по городу. Ну ё-маё! В свете фар при таком трафике напряжение ещё то! Но как светать начало, то вместе с темнотой и значительно растворился поток автомобилей и Аксай прошли без пробок и заторов.

Трасса М4 хоть и берет она начало от самой столицы, но для нас она начинается либо несколько южнее города, считающимся колыбелью русского военно-морского флота и родиной ВДВ, либо от Богучара, либо от развязки ниже города Каменск-Шахтинский. Условно её можно разделить на два участка: до Аксая и после него.

Самый загруженный и напряженный это тот, что на съезде в Ростов-на-Дону. Машин полно и грузовых и легковых. А если учесть то, что эта железная масса движется в плотном потоке около сотни километров в час, то ничего не остаётся, как самим стать её частью. Уральская М5 тут «курит в сторонке». Внимание значительно повышено, ибо понимаешь, что если замешкаешь, или не отреагируешь, то могут смять нахрен! Замечено, что дедушки и девушки движутся в основном по правой полосе, хотя есть и такие дедули и девахи, которые дадут фору некоторым молодым. Особенно, если они за рулём породистого авто.

Не припомню того, чтобы кто-нибудь моргал в зад с просьбой подвинуться. Да и куда тут уступать, если правая полоса здесь свободной не бывает. Особо торопливые либо играют «в шашки», уходя вправо, а потом влезают в левый поток. Либо сядут на хвост вплотную, при этом пристроившись в корму так, чтобы его было постоянно видно в левое боковое зеркало. У некоторых не выдерживают нервы, и они уходят. По доброте душевной попробовал так же сделать, однако тут же понял, почему здесь это не канает. Если по левой полосе идет сплошной поток легковушек с дистанцией 10-30 метров, то сдвинувшись, вроде как уступив место торопыньке, по сути, вынужден пропустить всех тех, кто следует за ним. А ты, совершив вроде и добрый поступок, упираешься в длинномер, хорошо ещё, если не чадящий черным дымом, и тащишься так за ним в ожидании просвета в потоке, который идёт порядка 100-130 км/час. Однако надо отдать должное, что, если включить сигнал левого поворотника, тебя наверняка примут в эту компанию. Стоит отметить, что здесь нет каких-то там местных. Все авто из разных регионов и сколь ездил, ни разу не видел, чтоб кто-то там быковал, в отличие от пары регионов, где приходилось наблюдать нечто подобное.

Радар-детектор практически не замолкает, приходится звук убавлять. А источник его возбуждения, то ли в установленных камерах, то ли в имитаторах их сигнала, а может и в большом потоке автомобилей, у части которых включен активный парктроник.

После обхода Аксая по новой развязке, имеющей статус автомагистрали, поток заметно редеет, и ехать становится намного спокойнее.

Временные знаки, означающие дорожные работы и как следствие ограничения скорости, те, которые в жёлтом цвете, никто не соблюдает. Вроде и пытался притормозить, однако автомобильный поток как шел с прежней скоростью, так и продолжал. Посчитав весомым аргументом то, что так безопасней, а не то, что поддаюсь какому-то самому стадному инстинкту, продолжал держать скорость потока. Даже несмотря на то, что в пределах именно таких знаков получил штраф за превышение в Воронежской области.

А вообще эта трасса как транспортная магистраль очень даже неплохая, а для путешествий довольно скучновато. Однообразный вид за окном уже через час надоедает. Да и особо не расслабиться на ней — если идти по правой, то тут же упрешься в кого-нибудь, по левой поедешь, вскоре спешащий догонит — надо бы подвинуться. Вот так и шатаешься из полосы в полосу. Зато не уснёшь!

С недавнего времени действует несколько платных участков. Времени для прохождения терминала оплаты надо немного — сколь ездим, больше двух-трёх минут не занимало. При въезде обращать внимание на табло, что над ними — где расчет деньгами, а где по транспондеру. Дорожки к последним выкрашены в зелёный цвет. Бывает люди по неопытности не туда заезжают, потом вынуждены пятится назад, ломая выстроившуюся колонну. Да и очередь эта из трёх -пяти машин. И если никакой заминки не будет, то проходится быстро.

Есть несколько участков с ограничением скорости для легковых авто до 110 км/час. Сколько ездим, камеры контроля только стационарные.

После проезда Кущевского часть курортного, да и не только транспорта уходит на Анапу и на Крым, а мы пока поедем на Джубгу, это если надо в Сочи или Геленджик.

После развязки на Краснодар и проезда Адыгеи автомобилей становится поменьше. Но лучше не расслабляться, ибо много как местных лётчиков, так и тех, кому окунуться в море не терпится. Особенно на участке, обозначенном знаками на зелёном фоне.

В Горячем ключе в эту пору большая вероятность постоять в заурядной пробке. Нынче потискались там более полутора часов. И ещё в одной по дороге в Джубгу минут 20-30. И в отличие от предыдущих поездок не раз наблюдали весьма некрасивое явление — когда в связи с сужением дороги кончается полоса и авто находящиеся на ней, включают поворотник с намерением втиснуться в еле двигающийся рядом поток. Некоторые индивидуумы, считающие себя то ли знатоками правил, а то ли им более надобно, ни в какую не пускали перед собой. Они не сигналили и не махали руками, а просто держали минимальную дистанцию. Гляжу на такого водителя, думаю, что жестом попрошусь залезть впереди него, так нет, он то ли боится глазами встретиться, а то ли внимательно следит за расстоянием до впереди ползущего. Ну да ладно, твоё право! Не пропустишь ты, уступит тот, кто за тобой! А вот как будет поступать твоя особа, если вскоре полоса вдруг так же закончится? Вот честно слово, непонятно их разумение — к ним же не с обочины лезут. И таковые, как правило, на номерах не местного региона. В прежние года то ли не замечал этого, а то ли не сталкивался.

А вообще, дорога к морю здесь хороша, и виды вдоль неё превосходные — сопки-горы, покрытые лесом. Толкучка в Джубге обычно умеренная. На въезде, как это заведено на курортах, тусуются местные маклеры с табличками «Жилье», которых с каждым годом становится всё меньше.

Катим потихоньку по посёлку, но с усиленным вниманием — отдыхающих здесь полно и все какие-то расслабленные. С окончанием застройки наконец-то увидим то, к чему едем пятый день — море. Несколько километров катимся вдоль него. Хочется, конечно же, смотреть туда, особенно когда время от времени с пассажирского сидения слышатся реплики: «Какая красота!» И тут же: «А ты давай на дорогу смотри!»

По пути насколько уютных приморских посёлков. Каких-либо затруднений для проезда они не создают. В Новомихайловском традиционная в это время года пробка на встречном направлении. Явление это здесь всякий раз и без видимых причин.

А вот в райцентре Туапсе потолкаться придётся. Сколь раз тут ездим, никогда не проезжали его меньше чем за час. Особенностью местного движения является то, что при плотном потоке, если заканчивается одна из полос или есть выезд со второстепенной, автомобили едут по очереди. А если кто-то и включил дудку, давая понять, что он тут на главной, то наверняка это не местный. Подмечено, что так принято во всех курортных городках Краснодарского края, а в Сочи это что-то на уровне местных негласных ПДД.

Автомобильные толкучки-пробки на этом пути вполне обыденное сезонное явление. И места у них из года в год одни и те же. За исключением случаев аварий или внеплановых ремонтов. Их актуальность довольно-таки неплохо отображает навигатор, а определить длину можно, если на проблемном участке, который на карте в красном цвете, поставить две точки — начало и конец маршрута. Получаем расстояние и ориентировочное время прохождения. Однако тут следует помнить, что дорожная пробка может как образоваться, так и рассосаться вопреки прогнозам навигатора.

По окончании Туапсе начинается тот самый сочинский серпантин — извилистая дорога, где чередуются подъемы и спуски, много крутых поворотов и изменения направления даже в противоположную сторону.

Когда ехали здесь впервые, начитались в сети, что местные гайцы в засадах только и ждут, когда лопухи-курортники наедут на сплошную, посему продвигались осторожно не более 40 км/час. А сзади нас уже паровозик, где кто-то кому-то яростно сигналит. Ехали бы так и далее, пока не увидели плакат с надписью «Водитель тихохода — пропусти колонну», а вдоль обочины и место специальное. После того, как заехали туда постоять-размяться, поняли, что это обращение напрямую касалось и нас.

Когда тронулись, выбрал ГАЗель с краснодарскими номерами и сел ему на хвост. Вот тогда и почувствовал прелесть обустройства местного дорожного полотна. Ехал за грузовичком не отставая, а на спидометре 60-80. На крутых поворотах-разворотах скорость, конечно же, падала существенно, но основной темп не снижался. И что интересно — шины ни разу не взвизгнули и машину ни разу не потащило. Однако до сих пор не рискую самостоятельно выбирать скорость, ибо иногда при проезде этого участка можно наблюдать автомобиль в кювете или фуру на боку. Куда надёжнее ехать за местными. Но то, что при езде по серпантину лучше всего использовать более низкую передачу, к примеру, на имеющейся пятиступке третью — это уяснил ещё в первую поездку. Здесь и замедление при спуске, и более динамичный разгон на подъёме.

При проезде курортных посёлков Лазаревское и Лоо, да и не только их, следует уделять внимание утомлённым солнцем отдыхающим, которые с надувными черепахами могут шастать между медленно движущимися в плотном потоке автомобилями.

С окончанием серпантина — Большой Сочи, хотя территориально город-курорт начинает отсчёт от микрорайона Магри, о чём будет вывеска на стационарном посту ДПС в более чем за 80 километров от упомянутого выше.

Если следуем проездом, то эта черноморская здравница объезжается по новому обходу — современной транспортной системе с виадуками и туннелями. Знаки с ограничением скорости здесь соблюдают разве что неместные, да и те далеко не все. И хоть каждый раз проезжая здесь радар-детектор захлёбывается от наличия сигнала, штрафа за превышение отсюда не приходило.

А вот перед Адлером, а ещё вернее перед Хостой, попадаем в пробку, как минимум на час-полтора. Причём, сколько ездим, затыкаловка эта всегда в одну сторону. Временами плотный поток еле едущих автомобилей оглашается сигналами сирены медицинской помощи, полиции или членовоза с синим «ведёрком» на крыше. Тогда машины раздвигаются в стороны, и авто со спецсигналами проезжает без задержки. При этом скорые частенько сопровождаются так называемыми прилипалами. Спокойно потолкаться и расслабиться в этой пробке не дадут, уже по сложившейся традиции, непонятно откуда берущиеся мотоциклы и мопеды, которые едут между рядов. И по обычаю кубанских курортов, пробка просто-напросто рассасывается с началом современных развязок. А далее кому как — одним на Красную поляну, другим в олимпийский городок, третьим на Абхазию.

Если же ориентир Анапа или Крым, тогда после Кущевской уходим с оживлённой магистрали. Вот здесь хоть и дорога двухполосная, однако на ней как-то приятнее передвигаться, чем по трассе. Засеянные-всхоженные-ухоженные поля радуют глаз. Особенное удовольствие доставляет проезжать станицы, хутора, городки. Наверное, надо обязательно побывать здесь, чтобы понять, что казаки — это не только те, что в кубанках с шашками на конях скачет да песни поёт. Основное их занятие работа на земле. Всё-таки Кубань это, действительно, главная житница страны.

На этом маршруте стоит отметить город Тимашевск, а вернее не столько сам населённый пункт, сколько особенность проезда по нему.

Доверившись навигации Navitel, большая вероятность попасть в пробку на ЖД-переезде. Когда первый раз этим маршрутом ехали, заранее глянул — вроде и длина небольшая, поехали по навигатору. А когда уткнулись, то обратил внимание, что пробка в основном состоит из большегрузов, а легковых мало. Вдоль пробки на старенькой восьмёрке, задерживаясь у легковушек, катался местный предприниматель с табличкой «Объезд — 500 рублей».

Постояв так минут 20 абсолютно без движения, развернулись и игнорировав несколько реплик навигатора «Вы ушли с маршрута» выехали на другую дорогу, а далее Навител проложил маршрут через город, который проехали минут за 10-15.

С тех самых пор, подъезжая к этому населенному пункту, перехожу на навигатор, который проведет в объезд пробок.

С этого года запущен северный обход Краснодара, и передвигаться в вышеобозначенном направлении через него значительно быстрее и проще. Скорость для легковых автомобилей ограничена до 110 километров в час. Вот только придется отстегнуть некоторую сумму, ибо участок изначально сделан платным. В этом году стоимость составляла 300 рублей.

Конечно же, есть и другие пути, однако упомянуты те, которые опробовали сами.

Курица не птица, Абхазия не заграница, или

Некоторые особенности движения по этой непризнанной республике

Дорогам Абхазии было решено выделить хоть и небольшую, но отдельную главу очерка.

А их начало возьмём с российско-абхазской границы.

Проезжаем систему адлеровских развязок, вроде как и по навигатору, где и указателей полно, но все равно в большей степени интуитивно. На повороте к таможне настойчиво просит остановиться человек. Притормозив узнать в чём дело, получаем предложение помощи в прохождении границы. Естественно, за вознаграждение. Благодарим и отказываемся, ибо никаких проблем, требующих блата или каких-то знаний-навыков, сейчас там нет. Из неоднократных посещений этой непризнанной республики сделали вывод, что подъезжать лучше после девяти утра. К этому времени уже пройдут туристические автобусы и освободятся и терминалы и сотрудники, заступит свежая, ещё не утомившаяся смена и транспорт будет двигаться быстрее.

На пункте пропуска несколько очередей, одни чуть длиннее, другие короче. Встаем в любую. И не стоит метаться, если вдруг покажется, что какая-то движется быстрее. Все они идут одинаково, а внезапная заминка на точке контроля может случиться в любой из них как за одну-две машины до нас, так и за десять. А если на каком-то из пунктов пропуска автомобилей не будет или он только откроется, то добрые люди направят туда.

Кондиционер обязательно проверяем заранее, ибо если это все на жаре, а двигатели всех автомобилей работают, открывать окошки и вдыхать с горячим воздухом выхлопные газы удовольствие сомнительное.

Пассажиры проходят таможню отдельно. Высаживать заранее не стоит. Машины за две-три до точки контроля. Можно посмотреть на других, когда их попутчики будут выходить, да и знаками такие места отмечены.

Телефон в режим полёта, как и отключить доступ в сеть на магнитоле, ибо, если не имеешь заграничный тариф, со счёта мобильного могут снять значительную сумму.

На пункте контроля следуем указаниям таможенников. Основное время затрачивается на проверку документов в специальной будке. После осмотра выезжаем и подбираем пассажиров. Несколько раз наблюдал, как некоторые авто разворачивали обратно на въезд в РФ. То ли за неоплаченные долги, а может и ещё за что. Один раз услышал разговор двух таможенников, которые завернули белого красавца Мерина Е-шку с вполне приличной с виду семьёй, якобы какой-то косяк с документами на авто.

Проверка на абхазском пункте контроля заключается лишь в том, что их пограничник только заглянет в паспорта и возможно попросит открыть багажник.

И вот мы уже за границей в другой стране и с немного другими законами и правилами.

Года как три-четыре автотуристы из России абхазским гаишникам стали не интересны, поэтому можно ехать не напрягаясь, но и не нарушая правила движения. С прошлого года вышел закон, предписывающий иметь местную ОСАГО. Оформить можно через интернет, стоимость полиса на 15 дней — 1000 рублей. Штраф за отсутствие таковой 600 целковых. Вроде как это и дешевле, но за всё время пребывания могут тормознуть и несколько раз, а то и ни одного. В прошлом году покупал через их сайт, а в эту поездку чего-то не захотел. Думаю, ежели на границе предупредят, то оформлю, а если нет, то в случае чего дурачка включу, что ни сном ни духом. Ну а так как никто и ничего, да и у ларька, торгующего этой лабудой, была очередь как в горбачевские времена за водкой, то покатили далее, в готовности расстаться с шестью билетами в большой театр. Хотя потом слышал, случается, что этот страховой рэкет привлекает «смежников» — инспекторов ДПС, которые тормозят для проверки и в случае отсутствия ОСАГО, чудным образом рядом оказывается агент, радушно предлагающий заключить Договор страхования.

Пейзаж от Гячрыпш до Гагры изумительный. Дорожное полотно в хорошем состоянии. Однако водителю не стоит расслабляться, потому как понятие сплошной линии разметки для местных водителей не существует. Поэтому особое внимание, если на хвосте машина с абхазскими номерами — обогнать может в любой момент.

Из городов проезжаем Гагру, которую можно объехать и поверху, через тоннель. На весь город три светофора. Много припаркованных вдоль дороги машин. Отдыхающих тоже достаточно. И хоть нерегулируемых переходов хватает, могут перейти кто где пожелает.

Кстати довольно-таки много абхазских водителей останавливаются для их пропуска даже в отсутствии знака ПП. Да и вообще, проехав не одну сотню километров по Абхазии, вопреки репликам в сети, здешние водители вызывают бо́льше уважения, чем на некоторых дорогах нашей необъятной Родины. Не в смысле соблюдение ПДД, а в плане взаимоотношений с другими участниками движения.

Сам город оставляет довольно-таки неплохое впечатление, несмотря на несколько заброшенных зданий.

Автопарк в Абхазии самый разнообразный — от стареньких Жигулей, до свеженьких Лексусов. Правый руль весьма распространенное явление. Сказывается полное отсутствие пошлин при ввозе автомобилей в эту страну. Много пишут, что местные лихачат и ездят безобразно. Я бы так не сказал, а гоняют некоторые потому как машина мощная, а дороги узкие двухполосные. Вот как тут горячую кавказскую кровь не выплеснуть, имея какого-нибудь породистого Бумера. Кстати, иные гости ведут себя на их дорогах ещё безбашенней, чем местные.

С заправками там никакого напряга нет, как и очередей на них. Стоимость бензина дороже, чем в Краснодарском крае. Насчёт качества не скажу, ибо заправляться пока ни разу не приходилось. Но фото цены на топливо АЗС от Роснефти — слева Абхазия, справа Адлер, сделанные в один и тот же день.

Коровы на дороге — это вполне обычная картина. Могут хоть лежать, хоть ходить. Большинство местных водителей при обнаружении такого явления снижают скорость и включают аварийку. И кстати, никто из них никогда не сигналит этим животным, ибо знают, что к звуку клаксона они абсолютно равнодушны. А вот поприветствовать знакомого этой дуделкой у них это знак проявления уважения.

Вообще, Абхазия своеобразная страна и имеет свой контингент любителей проводить отпуск там. Мы в их числе, отдыхали там уже пять раз, и желание поехать ещё никуда не пропало.

С выездом из этой страны те же правила, что и при заезде. Однако, говорят, что по каким-то законам, притом нашим, спиртного можно завезти только два литра на человека. Проверить это не довелось, ибо никто из таможенников никогда не то что не проверял, но даже не интересовался, сколько мы такого добра везём. А вот наблюдать один раз довелось, когда у впереди стоящего микроавтобуса досматривали багажник, увидел там штук восемь-десять наполненных пятилитровок. Никто ничего не конфисковал и выливать не заставил. Тут, наверное, как повезёт.

После выезда с таможенной площадки сразу заправка «Роснефть» и пополнить запасы топлива желательно здесь.

Прогулка до города на берегах Ахтиарской бухты

Во время отпуска в июле 2018 года неожиданно пришла шальная мысль сделать небольшой крючок километров этак в 800-900. Когда общий пробег за поездку около десяти тысяч и позволяет время, это, действительно, кажется не так уж много. Поводом тому было празднование дня Военно-Морского Флота, которое должно быть пройти в Севастополе. И запуск в эксплуатацию Крымского моста был очень кстати. А так как отдых на море заканчивался за четыре дня до последнего воскресенья июля, вместо того, чтобы ехать домой, покатили в Крым.

С тех пор стало традицией, будучи на югах, посещать город-герой Севастополь. А окончательное решение ехать или нет, принимается во время перекуса в Джубге.

Нынче с этим была небольшая заминка. А её причиной была не столь какая-то там безопасность, сколь досмотр на въезде-выезде с Крымского моста. Самым значимым доводом оказался тот, что, если не поедем, то наверняка будем сильно жалеть, что не побывали там нынче. Притом досада эта появится уже на следующий день, когда разворачиваться будет поздно.

А когда решено, созваниваемся с хозяевами гостевого дома, где останавливаемся уже три года, получаем радушное согласие принять на постой и едем.

Ну а далее, на развязке вместо того, чтобы ехать на Краснодар, катим в направлении Новороссийска.

Дорога с отличным покрытием, как встречных, так и попутных машин немного. По пути несколько поселков, город-курорт Геленджик остаётся внизу, ремонт трассы в его обход закончен.

А вот через Новороссийск проехать придётся. Никакого напряга, однако много большегрузного транспорта, что должно быть вполне обычным явлением при наличии крупнейшего на Чёрном море грузового порта. Далее по пути Анапа, и если ранее этот курорт объезжался самым краешком, то с открытием новой дороги с системой развязок, остаётся только издалека созерцать его.

Реконструкция дороги, которая будет соединять трассу Таврида со столицей Кубани, в последние два года как-то мало продвинулась. И именно по этой самой дороге попадаем на Крымский мост.

С нынешнего года все въезжающие легковые автомобили подвергаются досмотру. Слухов-пересудов по этому поводу полно. На деле же, сама процедура заняла минут пять. Организация отличная. При подъезде задаётся вопрос: «Вы на сканер или ручной досмотр?» Сканер — это аппарат, который просвечивает автомобиль и никакие вещи вынимать не надо. Узнав, что туда стоять около часа, соглашаемся на ручной. Остаёмся в левой полосе, на правую уходят те, кто предпочел рентген.

Документы никакие не спрашивают, однако вдоль стоящих автомобилей прогуливаются инспектора ГАИ, которые выборочно проверяют таковые. Одну из машин после этой процедуры выдернули из потока, указав место на обочине.

При подходе очереди регулировщик отправляет далее. Девушка показывает жезлом на освободившееся место около терминала. Интересуется, как у нас упакованы вещи. Если это в сумках чемоданах, то просит выгрузить и отнести на ленту. То, что можно осмотреть не вынимая, проверяется на месте. Так что если нет желания, что-то там таскать — подушки, одеяла, обувь, то можно разложить на заднем сидении.

Потом с помощью зеркала осматривается днище, заглядывают под капот, просят открыть двери и бардачки. К вещам и автомобилю даже не прикасаются, просто глянут и всё.

При этом всё достаточно вежливо и корректно! Можно, наверное, сказать, что досмотр оставляет даже какое-то приятное впечатление! И не столько от самой процедуры, сколько отношением персонала.

Получаем карточку, пожелания счастливого отдыха и катим до шлагбаума, где отдаем полученный пропуск и въезжаем на мост. Вся процедура от остановки перед местом контроля до открытия пути заняла 11 минут.

И всё! Мы на Крымском мосту, который ранее проезжали без всяких задержек.

Получается, что основная проблема нынешнего проезда не сам досмотр, а возможность добраться до этой точки контроля.

На месте ремонта небольшой реверс, максимум пять минут, если попали на переключение светофора.

Когда первый раз по мосту проехали, было много вопросов типа: «Ну как там?» Да ничего особенного! Внешнее ограждение устроено так, что с кроссовера ничего не видно, а те самые мостовые пролеты проезжаются за несколько секунд.

И вот мы уже на полуострове!

Впервые ехали там ещё на стадии строительства трассы, носящей имя древнего названия Крымского полуострова, в июле 2018-ого. Простояли мы тогда в пробке около часа, а причину даже глупостью назвать язык не поворачивается. Дорожные рабочие просто-напросто мыли красно-белые пластиковые ограждения. Вроде бы чего тут такого? Но вот для подачи воды и электричества был приспособлен тягач с тралом, на котором стояли ёмкость и генератор. И занимал он целую полосу без всякого намерения сдвинуться на обочину. Объехать такое препятствие весьма затруднительно, и пробка в сторону Керчи была тогда куда больше, чем на Феодосию. И не понятно, почему надо было делать столь важную работу средь бела дня в курортный сезон, да ещё и без попытки наладить реверс.

Маршрут в тот самый первый раз был проложен вдоль южного берега.

Потолкавшись тогда в часовой пробке в Феодосии, вышли на Крымский серпантин, который схож с Сочинским. Отличия в красивейших видах из окна и посредственное обустройство дорожного полотна, хотя и вполне можно присвоить оценку «удовлетворительно». А восполнялось это небольшим количеством машин и отсутствием большегрузного транспорта. Но встречались домашние животные — лошади и козы, ходящие по дороге без всякого присмотра.

По пути курортные поселки Коктебель, Судак, Морское, Рыбачье. Отдыхающие, в отличие от Краснодарского края по проезжей части не шастают, но в последних двух упомянутых населенных пунктах полно автомобилей, стоящих вдоль дороги. При этом некоторые не столь припаркованные, сколь просто брошены хозяевами, наверняка вышедшими в ближайший магазинчик. Разъезд со встречными из-за подобных не столько затруднён, сколь порой даже невозможен. Хотя этим здесь никто не возмущен.

По окончании серпантина город Алушта.

Проезд по нему в сторону Ялты затруднений не доставляет, хотя и транспорта достаточно.

А вот от Алупки в направлении Севастополя виды просто сногосшибательны!

Достопримечательностей по дороге вдоль южного берега Крыма полным-полно! И если путешествовать на автомобиле, то одним-двумя днями здесь наверняка не отделаться.

Однако вернёмся на Тавриду.

Сейчас это современная трасса с двумя полосами движения в каждую сторону, разделенными металлическим отбойником. С отличным дорожным покрытием, наличием развязок, несколькими площадками для отдыха.

Новые заправки местных брендов Атан и Tes со всей положенной для современных станций инфраструктурой. Ассортимент и цены на начало сентября на фото:

С кафешками и местами для ночёвок пока не совсем ладно. Можно даже сказать, что таковые вообще отсутствуют, и очень хочется добавить сюда наречие «пока».

Много радаров для контроля скоростного режима, все места их установки обозначены соответствующими знаками.

И скучнейший вид за окном в образе выгоревшей на солнце степи.

Чтобы ненароком не заснуть за рулём, лучше будет поставить веселую музыку или интересную аудиокнигу. К недостаткам можно отнести то, что со временем скорость перестает чувствоваться — начинаешь с разрешенных 90 км/час, далее до нештрафуемых ста десяти. А после и не замечаешь, и когда бросаешь взгляд на спидометр, его стрелка уже подходит к цифре 140. Туристические автобусы и фуры в нынешние времена здесь довольно-таки редкое явление, большинство их  едут сейчас на полуостров по материковой части.

Достопримечательности — Суворовский дуб и Белая скала. А вот в бывшей столице крымского ханства, что осталась чуть в стороне от этой магистрали, есть что посетить и есть где пообедать. Не знаю, как там сейчас, а вот три года назад, после поворота к дворцу было множество парней, зазывающих на парковку. Не понимая пока, в чем тут дело, катились до самой резиденции хана. С местами, где поставить авто, действительно, туговато, но если туристы соглашаются отобедать в предложенном кафе, то парковочным местом тут же обеспечат. А так как ехали не только посетить Бахчисарайский фонтан, но и перекусить, то удачно поставили машину около самых ворот дворца и сытно и довольно-таки недорого отобедали в кафе с местной кухней.

А если же есть желание вновь насладиться превосходными видами южного побережья, минуя при этом серпантин, то проложим маршрут через Ялту. Путь пройдет через Симферополь. Вспоминается, что, когда первый раз проезжали через этот город, впечатление такое, что попали куда-то в 90-ые, а то и в советские 80-ые. Нет-нет! Никакого негатива! Просто дух того временем, когда живы и молоды родители, а я сам здоровый и бесшабашный, нет никакой надобности думать о завтрашнем дне и абсолютно до лампочки, что там «ООН про Гондурас решил».

Миновав стольный град республики Крым, двигаемся в сторону Алушты. Дорога не ахти, благодаря асфальту, который похоже не ремонтировался давненько. Поток транспорта достаточный. А вот виды за окном глазам приятны. Самая высокая точка на перевале, называемом Анграским, отмечена навигатором цифрой 740. Со времён СССР тут действует троллейбусная линия от Симферополя до Ялты.

Проезд Алушты в сторону Ялты по-прежнему без каких-либо затруднений.

Дальше от этого знаменитого курорта по направлению к Севастополю проводится капитальный ремонт дороги. Но без реверсов.

От Алупки те же превосходные виды, наслаждаться которыми вряд ли устанешь.

Возвращение

Возвращение домой это вовсе не окончание отпуска, а только его очередной этап. А вот назвать его завершающим будет вполне справедливо.

Весомой достопримечательностью обратного пути можно упомянуть ярмарки сельскохозяйственной продукции вдоль дорог и автомобили туристов, желающих затариться свежими и недорогими овощами-фруктами-орехами и растительным маслом. И если с первым определением ещё можно согласиться, то со вторым, по поводу их стоимости, на местных рынках будет подешевле. Хотя этот довод вряд ли кого заставит воздержаться — не ехать же на колхозный базар ради покупки местного арбуза и вязанки ялтинского лука.

Мало кто описывает обратную дорогу.

Вот и сейчас рассказать бы надобно, а из воспоминаний на ум ничего не приходит. Даже название уместилось в одно слово.

Возвращаясь, опять пересекаем те же самые часовые пояса. И если при езде к морю нам дарятся «лишние» шестьдесят минут, то на обратной дороге они же отнимаются. Световой день становится короче, и солнышко с утра не светит нам в попутном направлении, как бы желая удачной дороги, а встречает своими первыми лучами.

На обратной дороге уже как-то не так смотришь по сторонам, хотя и зачастую возвращаешься несколько другим путём. На уме думки о том, где были, что видели и какое впечатление это всё оставило.

Абхазия с её великолепной природой, прекраснейшим морем и жителями, порой кажущимися неприветливым в виду национального менталитета с особенностями редко улыбаться и мало разговаривать. А вот то, что в прежние времена называли общепитом, нынче там как-то подпортился. Наверное, он и ранее не был на высоте, однако несколько любимых кафе, где можно было и вкусно и сравнительно недорого поесть, немного разочаровали. Даже множество вновь открытых точек пообедать и перекусить не смогли заменить то, что было прежде.

Крым, в котором в летние месяцы не хватает оного из самых главных его составляющих — отдыхающих и туристов. Железнодорожные перевозки, автомобильные мосты-дороги вряд ли смогут восполнить прежний поток. Пока не будет возобновлено авиасообщение, пляжи, санатории, дома отдыха, скорее всего, так и не будут востребованы в прежней мере. А касаемо безопасности, так когда это наш народ останавливало? Достаточно припомнить аварии с туристическими автобусами в Турции, египетских акул-людоедов, наводнение в Сочи, ураганный ветер в Марий Эл, ливни в Греции и Болгарии, восхождение на вулкан на Камчатке, камнепад в Кабардино-Балкарии, крушение вертолета на Алтае, водяной смерч в Таиланде. Разве это кого-то удержало?

Фруктовые сады и виноградники, возделанные поля. Сельское хозяйство не просто живо, оно весьма развито и, похоже, продолжает наращиваться и далее! Чего бы там ни говорили.

Возросшее количество большегрузов на дорогах. И такое впечатление, что по сравнению с прошлым годом их стало ещё больше. Значится, есть куда, а главное, что возить.

Вереницы новеньких китайских тягачей, колоннами по пять-шесть автомобилей. То бишь, имеется потребность в такой технике.

Строительство-ремонт-реконструкция дорог значительно развернуто. Конечно же, не по всему пути, но если сравнивать с 2016 годом нашей первой поездки, то к сегодняшним можно даже применить термин «масштабное».

Перебирая мысли, потихоньку и завершаем путь-дорогу.

И чем ближе к дому, тем меньше давится на педаль газа — хочется ещё немного продлить удовольствие. Однако уж совсем ползти будет проявлением неуважения к остальным обитателям этого чудного сообщества, именуемого трассой. Поэтому стараемся держать положенные 90, хотя ранее основная скорость была 100-110.

И вот он родной сосновый лес в пасмурном небе, который провожал нас четыре недели назад, а сейчас встречает немного уставших, но всё же хорошо отдохнувших и главное довольных.

Про навигацию, или

О путеводителях по дорогам

В преимуществе Navitel. Может, просто привык к нему, ибо пользуюсь этой навигацией с 2010 года. Однако вместе с ним на головном устройстве установлены и Яндекс и «Семь дорог».
Навител, как и упоминалось выше, предпочтителен как привычным интерфейсом, так и удобными настройками, коими можно убрать лишние значки на картах, а также приятным слуху ненавязчивым голосом. Весьма практична функция поиска по маршруту той же АЗС нужного бренда. Частенько пользуется спросом панель датчиков на предмет получения информации о восходе-заходе солнца, высоты, максимальной и средней скорости, а также пройденного расстояния, времени пути и остановки. А вот с местами «Где поесть» у него как-то не очень, да и вообще актуальность карт оставляет желать лучшего, хотя обновлялись ранее каждый квартал. А вот сейчас на дворе уже сентябрь, а версия карт от марта месяца. Небольшое неудобство в использовании программы доставляют зашитые ограничения скорости, которые у нас могут меняться по нескольку раз в сезон. Поэтому все оповещения, кроме манёвров, в нём отключены, как и онлайн-сервисы и предупреждения.

Яндекс-навигатор интересен актуальными пробками, указанием и голосовыми подсказками движения по полосам и онлайн-поиском, однако здесь должен быть доступ к сети интернет, либо нужно загодя закачивать карты и не забывать их обновлять. Удобен тем, что на компьютере, можно заранее выбрать интересующие места на карте, посмотреть фото, почитать отзывы, а затем поставить закладку. Потом на головном устройстве автомобиля, либо же на смартфоне-планшете останется только войти в свой профиль и все отмеченные точки для ночёвок, интересные для посещения места будут уже отображены на предстоящем маршруте.

По опыту применения того или иного навигационного программного обеспечения сделан вывод, что при проезде городов, особенно крупных, лучше использовать навигатор с актуальными пробками. Хотя здесь он может сыграть и злую шутку, когда, получив информацию о заторах, предложит маршрут быстрее, однако по дорогам с отвратительным покрытием или по узким переулкам. Вот так как-то и случилось в Волгограде — доверившись «найденному маршруту быстрее», он завёл в такую узкую улицу, где две встречных машины с другом разъедутся.
Однако может быть и наоборот — игнорировав его рекомендацию влупиться в пробку минут на 30-40, как это случилось один раз в Новороссийске. Navitel предложил повернуть налево, а другой навигатор следовать прямо. Помня волгоградский казус, послушался Навител, и встряли в пробку из грузовиков, да ещё и с левым поворотом на перекрестке.
Теперь при проезде крупных населённых пунктов маршрут загружается в две навигации, а экран разделяется на два поля для их одновременного вывода.

ПО «Семь дорог» использую редко. Программа вроде и скроена неплохо, однако со своими недостатками, да и заброшена давненько. Единственное её достоинство — это актуальные OSM-карты, которые постоянно обновляются.
К слову сказать, что лицензия для Навител карт «Вся Россия» куплена, однако для езды по дорогам Абхазии покупать в добавок Грузию давит земноводное, поэтому карты этой непризнанной республики заранее загружены в навигатор для офлайн навигации.
В дальних поездках навигация всегда выведена на часть экрана, даже тогда, когда манёвра не предвидится несколько десятков километров. Причин этому две: при движении в малознакомой местности видны изменения направления дороги, и если предстоит обгон, то можно глянуть на экран навигатора насколько длинный участок для этого и нет ли там поворота. Кроме того, есть информация о расстоянии до следующего манёвра, которое позволяет принять решение, стоит ли сейчас обгонять медленно ползущую впереди колонну автомобилей или подождать пять-десять минут до развязки-перекрёстка, где есть большая вероятность, что часть из них уйдёт с твоего маршрута и обгонять нужно будет гораздо меньше машин.

Для предупреждения о дорожных камерах используется одновременно два андроид-приложения с разными базами данных — это «Стрелка» и «MapsCаmDroid». Настройки таковы, что от первой программы предупреждения постоянны при наличии на пути того или иного объекта, а второй настроен только на камеры, измеряющие скорость, а предупреждения от него следуют только при превышении нештрафуемого порога +20 км/час. Притом звуком биппера-крякалки, который режет ухо. Базы данных у этих программ хоть и разные, однако совпадают процентов этак на 95.

У «Стрелки» предупреждения тоже индивидуально настроены, к примеру «Возможно засада» это просто троекратное пиканье, «Начало населённого пункта», «Конец населённого пункта» оповещает коротенькая ненавязчивая мелодия, а «Пешеходный переход» привлекающий внимание рингтон. Такие настройки появились после первой поездки с этими приложениями, ибо слушать пять дней пути в большей части ненужные и неактуальные словесные предупреждения уж очень сильно надоедает. Особенно когда те прерывают интересный рассказ или приятную уху мелодию.

Помогают ли они от штрафов? Скорее всего да, ибо первые поездки, даже при наличии радар-детектора привозили по 7-8 штрафов за превышение скоростного режима, а с началом их использования по 2-3. При этом камер становится всё больше и больше.

Потеря сигналов GPS, ГЛОНАСС, Galilleo, Beidou замечена в прошлом году в центре Севастополя, нынче на двух участках трассы М4 «Дон» и при проезде Крымского моста. Виной всему, скорее всему, работа систем радиоэлектронной борьбы, подавляющая сигнал со спутников.

Ну а что послушать в пути, или

От чего ещё можно получить удовольствие в дороге

Дело это как эстетических предпочтений, так и имеющихся настроений.

Музыка в авто разнообразна — от Deep Purple и Dschinghis Khan до группы Ахас и Маи Владимировны Кристалинской. Но ничего созданного, а тем более исполненного в этом веке.

В движении, а тем более на трассе, рок ни в коем случае, ибо лично у меня вызывает склонность к агрессивному вождению.

Включаем в основном в фоновом звучании, с громкостью, чтобы было слышно и собеседника и дорогу.

Хорошо идёт инструментальная музыка, Иногда в охотку Сектор газа, а то и тётя Валя Толкунова. Всё зависит от обстановки за бортом, от настроения, от желания и даже от погоды.

С современным покрытием сотовой связью вполне сносно работает радиоплеер-приложение на Андроид, при помощи которого можно слушать онлайн десятки интернет радиостанций различных направлений и тематики во вполне достойном качестве.

Аудиокниги обязательная составляющая наших дальних поездок.

Из многих прослушанных сделали вывод, что для нас в дороге хороши небольшие рассказы. По времени час-полтора.

С продолжительными как-то не заладилось, то ли теряем линию сюжета, а то ли уже неинтересным становится, когда затягивается.

Отлично слушается Николай Николаевич Носов. Рассказы из детства это такая ностальгия, что словами даже и не передать. Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» в чтении О. Табакова.

В. Пикуль «Миниатюры», даже в исполнении моих любимых Чонишвили и Клюквина, как-то тяжеловаты. Начинаешь рассуждать об отечестве, исторических личностях, ставя их на место современных и думая, как бы они сейчас поступили. Отвлекает от дороги.

«Василий Тёркин» в исполнении Семёна Янишевского. Превосходно! Мало того, это одно из тех произведений, которые придают сил и бодрости духа не только в дороге, но и в работе, да и вообще в жизни.

«Про Федота стрельца» Леонида Филатова это классика. Редкая поездка обходится без этого произведения.

Рассказы В.М. Шукшина. Писать что-то об этом авторе, каждое произведение которого это зарисовка из жизни, будет совершенно лишним.

«Когда папа был маленьким» — веселые истории в исполнении Чонишвили воспринимаются легко и непринужденно.

Пушкин «Евгений Онегин». Никогда бы не подумал, что великий русский поэт может так впечатлить. Однако приходилось слушать одному, пока жена на заднем диване кемарила.

«Одиссея капитана Блада» — любимый герой из юности, да ещё и в исполнении Клюквина. Разве может быть что-то лучше? Особенно, когда читал его в последний раз лет тридцать назад. Вот только когда попутчик к этому произведению равнодушен, то тогда лучше воздержаться.

Кроме художественной литературы отлично слушаются радиопередачи в записи на «Юмор FM» НеФормат с Михаилом Задорновым. Выпуски 2012-2016 года. Взгляды и рассуждения популярного писателя-сатирика о событиях, происходящих в стране в то время. Каждый выпуск на 1,5 часа без рекламы.

Весьма интересно не только вспомнить события, но и послушать размышления остроумного человека с присущими ему иронией и юмором. Выпуски представлены в виде непринуждённой беседы с ведущим. Но не более одного выпуска в день и по настроению. В итоге на пятый год с начала прослушивания, дошли только до осени 2014 года.

Зачастую просто тишина. Отдых для ушей тоже необходим.

Про заправки

На весьма частый вопрос: «Как с заправками?», можно смело ответить: «Всё нормально!».

Заправок полно, очереди в одну-три машины, вот только на югах бывает поболее, особенно на тех, что в красно-белой расцветке.

Подавляющее число АЗС это современные комплексы, оборудованные не только топливными колонками под навесом, но и отдельными парковками, торговыми рядами, столовыми-буфетами и туалетами. Однако встречаются раритеты, даже с брендовыми вывесками, где деньги кассиру передаются через лоток, длиною с метр. Какая-то ностальгия по тем самым 90-ым.

В заведённых правилах сразу же после отъезда от колонки, проверить дальнейший маршрут на наличие нужной АЗС и поставить точку с пометкой «заехать». Немаловажное условие, чтобы они были определённого бренда и самое главное — находились на нашей стороне движения, ибо зачастую бывает, что манёвр налево будет запрещён знаком или разметкой, а пилить до разворота придётся не один десяток километров, а потом ещё столько же, чтобы вернуться к нужному направлению.

Кроме того, есть «нехорошая» привычка — не доводить количество бензина в баке до минимума, и тем более на трассе. Обычно, когда индикатор на панели опускается ниже середины, запасы топлива пополняются. Причин этому несколько. Во-первых, планируемый заезд на АЗС может не состоятся из-за закрытия таковой, отсутствия нужного бензина, большой очереди. Во-вторых, если будет попадалово с некачественным бензином, то свежезалитый будет разбавлен остатками в баке. А вообще на этот случай на дальняк обязательно берётся импортная присадка для повышения качества бензина. Пользоваться ей пока не приходилось, но по отзывам говорят, что помогает. В предпочтении «Газпромнефть», «Роснефть», «Лукойл». Распространены они довольно-таки обширно. Но отмечено, что по разным регионам всё-таки в приоритете тот или иной бренд, к примеру, в Омской области нет сетевых заправок иных, нежели тех, что в бело-голубой расцветке.

Стоит упомянуть и про чудиков на заправках.

Года два-три назад на трассе М4 на лукойловской заправке встали за минивеном с вологодскими номерами, водила которой ушел рассчитываться. По прошествии какого-то времени, возвращается, вынимает и вешает пистолет. Закрывает крышку бака и уходит обратно. Я ему: «Приятель, ты бы авто от колонки убрал, да и шёл по своим делам!», на что получил ответ с некоторым пренебрежением к моей провинциальной просьбе: «Пока я не рассчитаюсь, тебя с этой колонки всё равно никто заправлять не будет!» Наверное, такому бесполезно объяснять, что очередь за ним я могу и на кассе стоять, не затрачивая времени на то, пока он рассчитается, вернётся и отъедет, а затем я подъеду, выйду из авто, вставлю пистолет и дойду до кассы. Может, здесь действительно такие порядки, а мне, сибирскому валенку, чего-то там невдомёк.

На Таманском Лукойле наблюдал то, что на других не видел. Некоторые водилы отправляли своих спутниц очередь в кассу занимать. А те, создавая ажиотаж, бегали к окну и, увидев, что их авто ещё под шланг не подкатило, пропускали тех, кто за ними. И зачем это было нужно — не понятно.

Про тех, уже не чудиков, а мудиков, которые кроме заправки бака своей машины ещё и набивают своё брюхо, не единожды упоминается в интернете. Никто бы этим и не был возмущен, если бы их автомобиль не томился бы в ожидании хозяев около колонки держа всю очередь. Откровенно говоря, думал, что это выдумки — ну нельзя же быть таким пренебрежительным к другим, но мои чистые помыслы о порядочности людей были развеяны на одной из заправок где-то недалеко от Сочи. Заехав тогда на заправку, заняли очередь за красным Лансером, который стоял за белым RAV-4 с московскими номерами с уже вставленным пистолетом. Ну а далее такая картина: выходит из кассы девушка, машет рукой кому-то в этой машине, из неё выходит ее спутница, уже заправленное авто ставится на сигналку, и обе начинают удаляться. На призыв молодого парня, водителя Лансера, отреагировали, просто-напросто послав его. Не помогли даже возмущения бабули-заправщицы-пистолетчицы, которая, надо отдать ей должное уважение, организовала нашу заправку с другой стороны колонки, с лёгкостью регулировщика переставив наши машины. Правда, во избежание лишних манёвров, мне пришлось заправиться первым.

С некоторым непониманием отношусь к тем, которые заправляют «до полного» за наличку. Это когда ждут, когда сработает отсечка, а потом по факту рассчитываются. Особенно удивляет, когда они цедят из пистолета капли бензина, покачивая машины, чтобы больше вошло. Дело их, конечно же, может, у них топливная система так устроена, что после отщёлкивания пистолета, туда ещё можно впихнуть пару литров, но, когда это всего грамм 200-300, иногда хочется спросить: «А нафига?»

По мне, так удобнее рассчитаться картой — к примеру, за 40 литров, оплата снимаются за этот литраж, а влезает всего 37. Деньги за три литра вернутся на тот же счёт, откуда и снимались. Единственное неудобство, это если потом расходы по чекам подсчитывать, сделать отметку на чеке.

С удивлением узнал, что некоторые АЗС Лукойл начинают лить бенз сразу же, как вставлен пистолет и нажат курок. Потом рассчитываешься за залитое топливо. Может, это удобно, но если окажется, что у меня денег в кошельке только на литров 20, мне нужно будет бензин обратно сливать? На моё недоумение от кассира получил ответ: «Там же на колонке объявление написано!» Наверное, большая часть водителей мало обращает внимание на какие-то надписи. Да и сам такой же, ибо по сложившейся традиции начинаю читать инструкцию по эксплуатации свежеприобретенного девайса только после того, когда что-то не получается с его запуском.

И стоит добавить, что на заправке за фурой (тягачом) лучше не становиться. Один раз так влип, встал за «головастиком» и встрял на 30 минут, пока он 600 литров соляры заливал.

Затраты на бензин подсчитаны, исходя из стоимости километра пути.

По качеству топлива различия заметны не были ни по тяге, ни по расходу.

Ну а если неисправность какая?

Часто задают такой вопрос, а нет ли опасения ехать на старой машине на такое расстояние?

Нет!

Ибо есть у меня твёрдое убеждение, что автомобиль старше трёх лет определяется не возрастом, а его техническим состоянием. А здесь у меня большая уверенность!

Ну а если в дороге чего?

Пока было несколько случаев.

Как-то в самом начале путешествия, где-то не доезжая до Болотного (Новосибирская обл.) из-под колеса впереди идущей фуры вылетает кусок кирпича и летит в нас. Бац! И в левом крыле вмятина.

Жена: «А если бы в стекло, что бы тогда делали?»

Я: «Обзвонил бы ближайшие стеклосервисы, благо интернет в помощь, узнал бы о наличии, договорился бы о замене. Заехали, поменяли и дальше. Задержались бы, конечно, на день, но не отменять же отпуск из-за такого пустяка».

А значит, проблема решаема, и от возраста, как и от пробега авто, она не зависит.

Второй, это когда на Алтай ездили.

Купил я присадку для очистки топливной системы — японскую! А для большего эффекта решил применить её на трассе. Влил в бак, заправился и в путь. Катим, всё нормально. А при обгоне в стиле «тапка-в-пол» рывок какой-то!

Жена: «А чёй то?»
Я: «Да ямка, наверное, на дороге!»

Вот так и едем, как обгон, так «ямка на дороге».

С индикацией оранжевой «мясорубки» въехали в Новосиб. Визит в первый попавшийся по дороге автосервис.

«Мужики, так и так. Едем на отдых, загорелся чек, авто подёргивается, далее ехать боязно. Можете глянуть?»

Ребята прерывают работу, просят загнать авто. Подключают сканер — пропуски во втором цилиндре. Снимают катушки, выкручивают свечи, всё в порядке! Сбрасывают ошибку, устраивают консилиум с кучей вопросов, типа как да чё? раньше было? где заправлялись? какие ремонты? чего меняли? Да грамотно так!

Про залитую присадку спецом молчу — сразу её в виновники определят.

Через минут десять вынесен вердикт — бензин хреновый! Что очень близко к истине.

И совет — залиться где-нибудь на проверенной брендовой и далее ехать, так как с двигателем всё в порядке. К слову сказать, правы они оказались — после дополнения бака на 30 литров дёргания пропали.

«Сколь должен?» А сам думаю, пацаны возились со мной час, пару штукарей наверняка выставят.
«Пятьсот рублей».

Ё-маё! Даже как-то неудобно стало! Правда только где-то далеко, в глубине души.

Дать им тысячу, что ли? Но хрен его знает, тоже расценить неоднозначно можно.
Заплатил, сколь просили.
Но большой Respect ребятам с автосервиса на Тайгинской!

С кондиционером были проблемы. А на югах да ещё и в жару без него задница полная!

Отдыхали в Гудауте, решили прокатиться до Пицунды, а тут бац и тепленький воздух с дефлекторов. Едем, видим вроде как гараж, а в нем автосервис.

Захожу, так и так: «Где кондюк заправить?»
«Э-э-э, у нас тут один только спец, Гургеном звать, но он сейчас ковидом болеет. Если так надо, то вам в Гагру или в Сухум. Только там».

Ну а так как в Гагре мы уже побывали, поехали в столицу Абхазии. Первый попавшийся сервис с вопросом, где заправить отправил нас на шиномонтажку, где за пять штукарей на аппарате нам все сделали.

Вот только через пять дней, когда в Крым покатили, опять та же байда — тёплышко из воздуховодов, видать, дырка где-то. Решили до Севастополя потерпеть, но на обратный путь заправить. Помня кучу надписей на картонках о заправках кондиционеров по дороге на юг, думали, что проблем с этим не будет. Однако на обратной дороге, нашли единственного заправщика на выезде из Симферополя, который за три тысячи нам не только залил положенное количество фреона, измерив его по весам, но даже добавил масла в систему.

Придорожный технический сервис развит довольно-таки хорошо. И мелкий, а то и покрупнее, ремонт проблем не составит. Если, конечно, путешествовать не на каком-нибудь экзотическом авто типа Шевроле Импала.

А вот смену моторного масла по дороге, несмотря на то, что общий пробег за поездку составляет около десяти тысяч километров, считаю бесполезной тратой как времени, так и финансов.

Где на ночь остановиться, или

Куда для отдыха кости бросить

Родилась эта часть именно после нынешней поездки. В предыдущих проблем с этим не было вообще, так как мест на пути просто полным-полно. Вот только далеко не все могут устроить как по условиям, так и по цене за них.

Ранее, по уже сложившейся традиции, с пристанищами для ночёвки начинали определяться часа за три-четыре до захода солнца. В этом главный помощник карты, где заранее проставлены закладки на тех точках, которые удобны для заезда, имеются кафе-столовые и довольно-таки неплохие по отзывам.

Ныне вроде как и по прежней схеме заезжаем в Уют-Парк, как всегда, без предварительного звонка, время семь вечера, а там уже занято всё! Да ну! В прошлые года и после девяти наличие свободных номеров было. Хорошо, что в нескольких километрах их же мотель, где с местами для ночёвки проблем не было.

На Урале начали прозванивать с шестнадцати часов, и нету ничего! Повезло, что в придорожном поселке был недорогой и вполне приличный номер. Новохоперск по пути, время шесть часов вечера — либо все забронировано, либо дорого и не стоит того. Здесь повезло — приличный номер за вполне адекватную цену успели отхватить. С хозяйкой пообщались — с нынешним наплывом лучше, говорит, за сутки бронировать. В этом сезоне предоплату начали брать, потому, как много случаев стало, что позвонят, просят оставить номер, сами не приезжают, а они людям вынуждены отказывать. За 24 часа это, конечно же, перебор — мало ли что с дорогой может быть — можно и раньше прикатить, как и заторчать. Не пилить же потом ночью, только потому, чтобы предоплата не пропала, если будет возможность ранее на ночлег встать.

На трассе «Дон» за Ростовом уже после 14 часов нынче ничего приличного не было. Помнится, остановились как-то там, с виду вроде в нормальном хостеле, номер две кровати и даже с плоским телевизором. А наутро проснулись все покусанные насекомыми. С тех пор никаких отелей-мотелей без ознакомления с отзывами о них.

На заправках М4 полно ночующих в авто. Все бы ничего — нормальный вариант, но на утро все кофе-машины уже пустые, пирожки-сосиски съедены, а самое главное в туалет очередь большая из желающих не только по нужде, но и попросту умыться.

Помнится, в самую первую поездку доехали до Красного Яра, что в Омской области, взяли номер в гостинице. Устроились, сполоснулись, легли спать, а не спится. Целый день ехали, а никак не заснуть.

Часа в два ночи:

— Ты чего не спишь?
— Да чё-та сон не идёт!
— Спи давай, утром вставать и тебе рулить ещё целый день.

Ещё часа через полтора:
— Спишь?
— Не-ка!
— А чё?
— Да чё та неохота!
— Мож покатим тогда?
— А давай!

Подобные этому случаи бывают после первого дня пути, видать, всё-таки сказывается смена обстановки.

В последующем, памятуя, что в первую ночь никакого сна нет и в помине, отдавать два штукаря, а то поболее за душ и четыре часа постели без сна не захотели. Решили ночевать в машине. Припарковались около гостиницы, разложили сидушки, зашторили окна, достали одеяла-подушки и вроде как легли. Через полчаса стало душно — приоткрыли окна поболее, но вот рядом оказалась парковка для грузовиков, которую мы впотьмах не заметили. И эти фуры часов до трёх ночи мимо нас катались, досаждая не только шумом мотора, но и светом фар. Под утро ещё «стрельба» разбудила — работала грузовая шиномонтажка.

Да и вообще, с ночёвками в автомобиле нужно осмотрительно относиться к месту его стоянки. Хорошо, когда это парковка для легковушек и движения большегрузов здесь нет, но есть такой момент, что, если те самые «легковые» соседи среди ночи надумают погреться, запустив двигатель, то весьма не хотелось бы дышать через приоткрытые окна его выхлопными газами.

А бывало так, что в и автомобиле высыпается значительно лучше, чем в хорошо обставленном тихом номере.

В одном из весьма достойных гостевых домов на М4 первый раз остановились года три назад. Всё замечательно, а вот почему-то не спали ни я, ни жена. Думали, может, сильно много эмоций было по дороге, как в тот первый раз. В прошлом году опять заночевали там же и совершенно такая же ерунда. Почему-то не зашло нам то место и было удалено из закладок. Что тут сказать? Бывает!

Хотелось бы заметить, что за все годы поездок и ночёвок во множестве придорожных гостиниц в очень редких случаях встречается, что при заселении берут тысячу рублей залоговых. Вот только не понятен смысл. С их слов, якобы компенсация за то, что при отъезде сопрут полотенце, подушку или одеяло, а то и пульт от телевизора-кондиционера, но по мне это так называемые «чаевые», да и то в том случае, если при отъезде про этот штукарь забудут. А ведь, действительно, ночевали в такой четыре раза и каждый раз напоминали, чтобы номер проверили, а деньги вернули. В остальных гостиницах достаточно положить ключи на стойку ресепшена или оставить их в замке номера.

А ещё для ночёвки весьма важное условие, чтобы было, где позавтракать. Хотя бы даже, если собственные припасы закончились, рядом была бы АЗС, где можно было на зубок чего-нибудь бросить, ибо езда на голодный желудок весьма далека от удовольствия и сравнима разве что с раздолбанной дорогой.

А вот интернет предложениями с профильных сайтов типа «суточно.ру» или «авито» пользоваться как-то не приходилось.

Про дальнобойщиков и других обитателей трассы

Многим автопутешествующим далеко не по нраву то, что дорогу приходится делить с большегрузными автомобилями будь то трейлеры-цистерны дальнобойщиков или же длинномерные самосвалы строительной техники. Однако это неотъемлемая часть современной трассы. Уж не знаю, чем они кому-то досаждают, но лично у меня вызывают лишь одно неудобство — это когда в дождь приходится за таким ехать.

А если у кого-то затруднения с обгоном подобного транспорта, то это уже точно не проблема дальнобойщика, который никаких правил не нарушает, находится на работе, а не на отдыхе, наверняка исправно платит как налог с транспорта и акциз с топлива, так ещё и сравнительно недавно введённый «Платон». А значится, занимает он место на трассе по полному праву.

В подавляющем большинстве дальнобойщики нормальные и здравые мужики, понимающие ответственность как за свою фуру и груз, так и за других участников движения. Ездят в основном по одному водителю. Расстояние до впереди идущего держат в две-три фуры, если оно меньше, то, скорее всего, есть намерение обогнать.

Основная масса современных фур оборудована тахографами, поэтому едут они в пределах 90 км/час. Кроме того, на некоторые категории грузовых автомобилей обязательна установка спутниковой системы ЭРА-ГЛОНАСС. Водители в эфире сетовали по этому поводу: «Мало того, что хозяин свою приблуду поставил, ещё и Минтранс такую же вкорячил. И если раньше, особенно когда пустой, ходил 100-110 километров в час, сейчас даже по малой нужде без надзора не выйдешь!» Устраивать гонки, пусть и с порожним прицепом, будет только идиот, а таких крайне мало.

Слышал, было дело, стоя в пробке, как дальнобои по рации обсуждали эту тему. Даже рассказ запомнился: «Еду, говорит, как-то, обгоняет меня некий в сцепке с бочкой. Я в канал ему, мол, летишь-то куда? А он мне: Я, говорит, сюда пришёл деньги зарабатывать, а не ползать по дороге. Ему ещё пара коллег пытались мозги вправить. А ему похрен. К вечеру его тягач в кювете вместе с бочкой лежит. Вот так, «заработал» парень денег. Хорошо, никого не покалечил и сам живой остался».

Себя дальнобои считают отдельной кастой. Легковушки открыто недолюбливают, особенно яро, когда те ездят агрессивно.

Моргнуть поворотником для сзади идущего, означающий «встречка свободна — можно обгонять», это сейчас редкость, что-то из прошлой жизни, особенно в европейской части. С каждым годом всё реже наблюдается этот сигнал у впереди идущей фуры. Хотя иногда и встречается.

А вот при вынужденном снижении скорости для полной остановки, при наличии впереди затора или реверса, всегда включают аварийку, давая при этом ещё и информацию по своему дальнобойному каналу типа: «На Челябу тормозим до полной!» Так что, если у впереди идущей фуры начали мигать оба поворотника, значит, автопоезд намерен остановиться не съезжая с дороги и обгонять его не стоит.

Вспоминается случай, когда терминалы для оплаты на М4 только заработали. Подъезжаем к такому, включаю рацию и слышим в эфире реплики:
— Ну что за дебилы! Указаны же ворота, где по транспондеру ехать, а где за деньги. Даже полосу зелёную нарисовали!
— Да достали уже эти моряки! Выпучат глаза и несутся к своему морю. Чего они там хорошего находят?
— Вон опять идиот на красной залез не туда, сейчас пятится, потом метаться будет. Мозги есть вообще у таких?
 — Вот каждый год одно и то же: летят, бьются, кипят в пробках, ломаются! Нахрен на машине туда тащиться? Возьми пару бутылок водки, сядь на поезд в купе, едь спокойно и бухай. Нет, прутся на своих корытах!
— Не, ну даже разобраться не могут, как и куда заезжать. Олени!

Тут в эфире голос:
Мужики, я тут первый раз! Мне на фуре как правильно ехать?

И в эфире его коллегами транслируется весьма подробная инструкция по преодолению терминала оплаты. При этом желающих пояснить далеко не один.

Вот такая разница: если ты любитель на легковой, то, по их мнению, просто обязан понимать, как тут и чего! А на грузовой, да просто человек не знает, ибо первый раз тут едет.

Каста!

При этом каждый год одни и те же реплики. И нынче тоже совсем ничего не поменялось.

Кстати, «моряками» они называют тех, кто на море отдыхать едет. А если где-то по дороге туда авария, то безусловно виноваты только те, что «летят выпучив глаза, чтобы окунуть в море свою задницу, а потом, вынув её оттуда, спешить домой, чтобы успеть к первому сентября», а они вот из-за них вынуждены стоять в пробке. Справедливости ради нужно отметить, что таких в эфире от силы два-три человека, хотя фур в пределах слышимости пятнадцатого канала несколько десятков. Оно и понятно, когда в кабине один, а поговорить хочется, а тут и вроде и тема нарисовалась. Д и эмоции надо бы выплеснуть, но окромя как рации больше и некуда. Очень хотелось бы верить, что всё это без злобы — просто на эмоциях.

Года два назад стояли в глухой пробке из-за аварии с летальным исходом на Урале около Сима. Включил рацию, узнать причину, и в том же эфире объяснили, что, оказывается, при таких авариях ничего нельзя трогать (даже закрывать тела), пока не приедут представители Следственного Комитета. В подобных пробках длинномеры, бывает, на несколько часов встревают.

Стоим, не движемся, мотор заглушил.

Спустя некоторое время некоторые легковые пошли вперёд по встречной обочине. В эфире разговор: «Кто там рядом, выйдите, скажите маленьким, чтобы в сторону Уфы проезжали — тут для них есть возможность».

И тут же несколько возмущений: «Нехрен делать! Мы стоим, пускай и они стоят!» Сторонников такой позиции было немного. Поругались минут пять, потом авторитетный голос в эфире привёл неоспоримый довод: «Вот представь, когда вся колонна тронется, что начнётся? Эти, утомившиеся стоянием, начнут обгонять, вылезать на встречку, подрезать. У них далеко не у всех мозги в нужном направлении повёрнуты и в пробке ещё больше расплавятся. А навстречу такая же колонна с подобными энурезниками».

Аргумент оказался весьма убедительным. Несколько водителей фур вышли из кабин и подошли к легковым авто, в том числе и к нам, объясняя обстановку.

Как оказалось, мы стояли в метрах пятистах от самой аварии. Когда проехали, замерил длину колонны из встречных фур — более девяти километров.

Радиостанция, работающая на 15 канале с частотой 27 Мгц АМ, называемая рацией для дальнобойщиков, по сути, девайс сейчас малополезный. По трассе в эфире в основном тишина, ближе к населённым пунктам полно рекламы, типа «грузовой шиномотаж, удаление мочевины, ремонт раций, виагра, вагинальные шарики, коньяк-чача-водка. Куплю топливо — продам топливо».

Последние три-четыре года, хоть и вожу с собой, но звук включаю только в пробке, чтобы услышать в эфире информацию о её причине. Разговоры шоферов в основном про политику, да и житуху в стране. Мата полным-полно! Раза три-четыре слышали просьбу не ругаться в эфире. Как правило, она удовлетворяется без всякого возмущения. Особенно если произнесена женским голосом.

И ещё...

Если кто выходят в эфир и уточняет, что он на «маленькой», то желающих общаться с ним крайне немного.

Работать на передачу приходилось пока только раз, года три назад при прохождении уральского хребта, когда вслед за впереди идущей фурой начали появляться куски резины. Назвал номер прицепа и сказал, что, если перед ним ничего нет, то похоже, с его шинами проблема. Не помню, была ли благодарность, но куча упрёков в сторону его коллег была точно — типа какого хрена никто ничего не видит. Жена до сих пор вспоминать любит, как мы фуриста спасли. Кто знает, чем бы это на спусках-подъемах обернулось.

От владельцев подобных девайсов на борту встречаются рассказы о том, как они, догнав фуру выходят на связь с её водителем, назвав номер и просят его при наличии просвета на встречке моргнуть поворотником и те всегда откликаются на подобные просьбы. Может, это и бывало ранее, а за последние 5-6 лет подобные просьбы в эфире слышал лишь пару раз. В первом случае, хоть и дальнобой отозвался, но просьба была проигнорирована молчанием, хотя, может быть, и выполнил, но говорить об этом не стал. Второй раз тому, кто обращался, был задан вопрос: «Ну, моргну я тебе, обгонишь ты меня, а впереди в пределах только моей видимости ещё три коллеги. Так и будешь всю дорогу каждого просить тебе помаргушки устраивать?» Ответа на это так и не было. Ну, а ради того, чтобы однажды поймать в эфире фразу «Коробочка по кустам работает», постоянно слушать эту волну вряд ли стоит.

А вообще, для многих профессиональных водителей вне понимания, как можно ехать в отпуск на автомобиле. Автопутешествие это что-то на грани мазохизма. Оно и понятно, когда целый день за баранкой. Наверное, это как для фрезеровщика — прийти на пляж и увидеть, что весь берег уставлен работающими станками.

И немного о легковушках.

Подмечено, что вблизи населённого пункта не только увеличивается количество машин на дороге, но и меняется характер движения. Объясняется это, скорее всего, появлением в потоке автомобилей с городским или сельским стилем вождения, дачников-рыбаков-грибников. Наверное, стоит к ним как-то терпимее относиться, когда одни, к примеру, не решаются обогнать ту же фуру при, казалось бы, значительном запасе времени и места для этого манёвра. Да, может, им и ехать всего-то пару-тройку километров до свёртка на садовые участки. А другие, наоборот, как-то более борзо себя ведут, и подрезать большегруз на трассе это сродни тому, как маршрутку в городе.

При наличии дополнительной полосы при движении на подъем, когда фура смещается и едет по правой, появляется возможность следующим за ней авто опередить её. Вот тут иногда наблюдается, как некоторые совершают опережение то ли боясь превысить разрешённую скорость, а то ли на их машине двигатель слабый, а может, им просто похрен, что сзади хотят сделать то же самое ещё несколько авто, а подъём не бесконечен. А могут и вообще продолжать ехать так же, без всякого желания обойти длинномер или сместиться вправо.

А когда в конце подъёма крайняя полоса заканчивается, фура начинает смещаться влево, ибо притормозить и пропустить имеющих преимущество вариант для большого грузовика на уклоне весьма сомнительный, хоть приоритет и определён соответствующим знаком. Упёртые же, нет, чтобы дать дорогу дальнобою, продолжают катить, уверенные в своей правоте. А фура смещается на их полосу, а они из опасения притереться, уходя от столкновения и оказываются на встречной. Тормознуть и пропустить это не для них — потом же за этой фурой тащиться придется.

Кстати, такие места облюбовали гаишники. И совершенно правильно, ибо выезд на встречную, отделённую не только сплошной линией, но и ограниченной видимостью, чреват тяжким ДТП. А пытаться потом доказывать гайцам, что это фура вытеснила их на встречную полосу, занятие совершенно бесперспективное.

Временами можно наблюдать висящие на хвосте фуры легковушки, со стороны которых не видать никаких намерений для обгона. При этом некоторые индивидуумы едут на малой дистанции, а их обогнавшего ещё и не желают пускать впереди себя. Непонятно, чем они мыслят, когда возмущённо сигналят пытающемуся перестроиться перед ними автомобилю с включённым правым поворотником. Вряд ли кто из таких задумывается, что идущий слева, избегая лобового столкновения, может спихнуть его с дороги. А если все-таки случись непоправимое, то тот «правильный» также попадёт под общий замес. А всего-то надо, если обгонять не собираешься, держи дистанцию или сбрось газ.

Один из таких объяснял это тем, что он якобы это место забил и первый в очереди на обгон, поэтому пока он не сделает свой манёвр, остальные рыпаться не должны. Вот такие понятия.

С осмотрительностью стоит относится к тем автопутешествинникам, которые едут своей компанией на нескольких авто. Всецело замечательное мероприятие, однако бывает, что некоторым хочется ехать вместе и непременно в одной колонне. И здесь, если головной кого-то обогнал, то остальные, как будто боясь заблудиться и потерять его, не откладывая, стремятся сделать то же самое. При этом зачастую рискованным манёвром. Если же такая команда не торопится никого обогнать, то пускать «чужого» они в свою вереницу они тоже не горят желанием, для этого и дистанцию держат минимальную. А значится, обгонять эту колонну надо за один раз.

Но это, скорее, редкость.

И ещё...

Нужно понимать, что, обогнав одну фуру, вскоре вы непременно догоните другую. Это к тому, когда тебя просят остановиться, а ты ни в какую, с мотивацией, что ты только что длинномер обогнал.

А на легковых автомобилях к морю едут в основном семейные люди и в большинстве с детьми. Всё их желание — спокойно доехать до моря, отдохнуть и вернуться домой. Но вот иногда встречается мнение, что они только занимают места на полосе трассы, тупят на обгонах и тошнят свои 90 км/час.

И нет никакой укоризны к тем, кто жарит на всю катушку. Одним это делать позволяет мощный мотор и комфортный автомобиль, другим хочется быстрее преодолеть тягомотную дорогу, некоторые ограничены временем. Лишь бы остальным не мешали, да ситуаций аварийных не создавали.

Совершенно правильно отметил кто-то из знаменитых: «Дорога учит терпению».

Про гаишников, или

Действительно ли так страшен чёрт

Баек и страшилок о гаишных разводках ходит множество. Особенно про тех, что по дороге на юг. Каких только россказней нет — от откровенно идиотских до фантастических.

Вот только сколь в те края ездим, в подавляющем большинстве, общение с сотрудниками ДПС ограничиваются проверкой документов и завершаются пожеланием счастливого пути.

Но, тем не менее, есть несколько заслуживающих внимания воспоминаний.

Где-то на подъезде к Анапе.

Позади более четырёх тысяч пройденных километров. Оба уже в предвкушении, что через пару-тройку часов будем на море. Где уж тут терпеть тащиться в общей колонне за стареньким КАМАЗом. Поэтому, дождавшись удобного момента, обгоняем.

А через несколько километров местный страж дорог в шапочке а-ля Луи де Фюнес из французской комедии про жандармов, выхватив именно наш авто из общего потока, указал место на обочине.

Бегло посмотрев на предъявленные документы, гаишник ненавязчиво попросил глянуть багажник.

Когда зашли за автомобиль, инспектор достал смарт и продемонстрировал фото, на котором запечатлено, как с правой стороны нашего авто двигалась Газель, а между нами сплошная линия разметки.

Далее последовал небольшой ликбез о грубом нарушении ПДД, а значит и неминуемом суровом наказании в виде лишения прав. Но так как он очень нас, водителей, хорошо понимает, а эти тихоходные фермерские КамАЗы их самих уже достали, то в виде жеста доброй воли в их гостеприимном крае он готов отпустить нас. И тут же показал экран своего смартфона, где уже вместо изобличающей фотографии, была цифра 10000.

Подивившись местным расценкам, я озвучил положенный за это деяние штраф — 5000 рублей, да ещё и с возможным дисконтом в 50%.

Гаишник сразу как-то приуныл и произнёс уже каким-то просящим голосом:
Ну, давай хотя бы трёшку!
— Почему трёшку?
— Ну нас же всё-таки трое — по штукарю каждому!

Н-да! Аргумент железный!

— Напарника вижу, а кто третий-то?
— Тот, кто фото сделал.
— И где же он?
— Да всё там же.

Это «там же» я потом увидел на ролике своего видеорегистратора в образе тёмной легковушки на обочине.

Упёрся я тогда и говорю:
Не, пишите протокол.
Инспектор:
Да нахрен тебе оно надо? Давай баблом и разойдёмся!

Тогда я возьми и покажи вторую камеру видеорегистратора на заднем стекле автомобиля, на виду которой он демонстрировал мне доказательную фотку и стоимость отмазки.

И куда весь натруженный непосильным трудом загар делся? Начал мямлить, что, дескать, это служба у него такая поганая, а по жизни он мужик добрый и намётанным глазом видит, что и я такой же. А вот запись хорошо было бы удалить...

На работе потом рассказал, меня и подкалывали, что надо было ему флешку с регика за озвученную им же сумму продать.

Два года назад, где-то после Волгограда.

Тогда, чтобы обогнать фуру, пришлось довольно-таки долго ждать просвета на встречке. А при завершении манёвра всё-таки зацепил сплошную.

Ну цепанал и цепанул — чего уж теперь-то? Едем дальше. А из-под дерева гаишник нарисовывается. Встал на дороге и кажет своей палкой полосатой на нас и на обочину.

Паркуемся, где указали.

Подошёл, представился, документы попросил, проверил и говорит:
А хотите кино посмотреть?

Глядя на него, понимаю, что ответ «не хочу» его вряд ли устроит. Прошли к их машине, достаёт портативную видеокамеру Sony, включает, а там наш авто и по сплошной.

Спрашиваю:
А снято откуда?
Отвечает:
А прям отсюда!
— Да ну! Не может быть! А можно ещё глянуть?

Слышал, что есть такие трюки, когда при помощи компьютерной программы рисуют нужный номер авто или сплошную линию. Но это на фото, а тут видео. Смотрю более внимательно: да, машина моя и сплошная — всё верно.

— Да ну нафик! Как так-то?

Инспектор берёт камеру, наводит её и показывает, что эта чудо-техника позволяет отсюда видеть номера машин на том самом месте.

Сгонял до своего авто, запись с регистратора глянул — так и есть!

Тогда то ли я не стал отпираться, то ли лейтенант оказался ещё не испорченный, но без всякого втиралова, он озвучил мне сумму в 50% от положенного штрафа...

Уже дома по координатам с видеоролика посчитал — 1100 метров получилось от точки пересечения до места съёмки.

Эти два вышеописанных эпизода намеренно окончены многоточием, финал оставляем в воображении и домыслах читателей. Впоследствии, размышляя над всем этим, уяснил, что как фотографа, так и оператора можно посадить практически в любом месте, где есть вероятность нарушения.

А это прям из серии «Очевидец» и тоже с весьма популярной подставой:

«Поломанный» автобус, припаркованный на обочине, именно в том месте, где полосы движения разделены сплошной линией разметки. А далее, за поворотом патрульный паркетник ДПС. Думаю, наверняка найдутся те, кто при объезде такого препятствия обязательно сплошняк зацепят. И через полторы сотни метров будут радушно встречены бдительным гаишником.

По сути, объезд препятствия — от 1000 до 1500. Но умело сделанное фото совместно с «доводами» инспектора, потянет уже на движение по встречной полосе, где штраф 5000 рублей, либо разжалование в пешеходы на срок от четырёх до шести месяцев.

Хотелось бы верить, что никакого умысла в такой расстановке нет. Однако уж больно удачная у них дислокация.

Нынче, возвращаясь, насчитали восемь мобильных постов на протяжении только городского округа Сочи. Отличие местных стражей порядка на дорогах от прочих коллег Краснодарского края это форма одежды: рубашка-брюки-фуражка. Кроме того, здесь у них не принято носить жилет в ярких расцветках.

Их стройность и подтянутость должны вызывать уважение к власти. Редко у кого можно увидеть даже наметившийся живот. Не то что далее по Кубани их коллеги, у тех, что в шапках с ручкой. Тормозят в основном возвращающихся с отдыха. Типичные вопросы: «Как отдохнули?», «Как себя чувствуете?» И вытекающее из этого: «А употребляли давно?»

Даже думки наивные были, что участок сложный и служивые заботятся о безопасности на дороге!

Однако в августе 2020 года все эти светлые представления были развенчаны.

В то утро, по пути домой, отдохнувшие и довольные, без всяких задержек проехав большой Сочи, чуть потолкавшись на светофорах в Дагомысе, потихоньку катим по серпантину. Миновали очередной поворот, и вот он, хранитель порядка, полосатым жезлом уже указывает в нашу сторону, а затем на край дороги, «приглашая» тем самым припарковаться на гостеприимной обочине за стоявшим пикапом с тульскими номерами.

Через окно водительской двери, поняв из невнятной речи гаишника только то, что он капитан полиции, протягиваю ему документы. Бегло посмотрев на них, офицер наклоняется и заглядывает в салон.

— А что-то у вас как-то странно алкоголем попахивает! — наконец-то произносит гаишник.
— А у нас антибактериальные салфетки со спиртом. Мы ковида боимся.

Это была уже реплика супруги с заднего сидения.

Гаишника даже как будто передёрнуло. Вспоминая потом этот момент, мы пришли к выводу, что он изначально наверняка посчитал, что я один в авто.

— Ну да! Сейчас с этим надо аккуратно, — нашёлся сотрудник. — А можно багажник взглянуть? — в его речи даже послышались извиняющиеся нотки.

— Да без проблем!

Выхожу, открываю, гляжу на блюстителя и вижу, на его лице появилось нечто удовлетворённое. Посмотрел в багажник, а там четыре полторашки с абхазской чачей!

Гаишник полуутвердительно-полувопросительно:
Выпивали недавно!? А пойдёмте-ка, продуемся.

Ответа он дожидаться не стал и направился через дорогу, где стояла их патрулька. Я за ним.

Подходим к их авто, он открывает багажник и кладёт туда мои документы. Оттуда же достаёт алкотестер, вынимает упакованную трубку и ...
— Погодите, пожалуйста! А протокол?
— Какой протокол?
— Об отстранении меня от управления транспортным средством в связи с наличием у меня тех-то и тех-то признаков!

Небольшая заминка.
А Вы выпивали?
— Нет!
— Ну так зачем нам эта бюрократия? Чего время терять! Если спиртное не потребляли, то спокойно дуем, получаем нулевой результат и далее продолжаете свой путь
!

«Вообще-то логично, подумал я, но в чём же тут подвох?» Даже как-то любопытно стало, тем более опасаться мне нечего. А в трубку за всю шофёрскую карьеру, я дул только один раз, в середине 90-ых, тогда ещё в стеклянную. Дюже интересно мне стало — как это сейчас работает.

— А, давайте!

В салон сесть не предлагает, стоим оба за патрульным автомобилем.

Далее последовала монотонная лекция минуты на две о правилах продувки с тщательной демонстрацией мне целостности упаковки мундштука и опломбирования прибора. Смотрю внимательно — когда же он трубку подменит или ватку со спиртом туда засунет. Нет, ничего подобного! Распаковывает, пристёгивает к аппарату и протягивает мне с указанием:
Дуйте, пока я вам не скажу «стоп»!
— Видел, — говорю, — по телевизору: прибор звук издавать должен!
— Не, это другой, более совершенный аппарат! Он бесшумно работает!

Ух ты, думаю, какое грубое втиралово.

Ну да ладно — дую!

После команды «стоп», пытаюсь посмотреть на экран прибора — что же там выдал аппарат, но гаишник не дозволил, глянул сам, и у него в руке появился распечатанный чек, который он мне продемонстрировал, а там цифра 0,407.

— Ну вот! А говоришь, что не пил!

Смена тона и переход на «ты» резанул уши.
Как звать? — спрашиваю.
— Кого? Меня? Алексей, — и довольная улыбка, наверняка расценившего это началом договорняка, появилась на его лице.
Алексей, а можно ещё распечатку глянуть, — спросил я в надежде посмотреть на дату и время.
— Да, пожалуйста!

Сотрудник вновь продемонстрировал мне чек, но вот держащие его пальцы как-то уж очень ловко закрыли нужные мне цифры

Офицер махнул рукой, приглашая напарника для разбирательства с «нетрезвым» водителем.

На лице подошедшего сотрудника было явное выражение нетерпимости к пьяницам за рулём.

— Ну и чё делать будем? — непонятно у кого спросил «мой» гаишник!
Чего ещё тут делать? Лишать алкаша прав, только и всего! — это уже резко гаркнул его напарник.

«Понятно! — соображаю я, — Прям как в телевизоре — играют в доброго-злого».

Оба вопросительно уставились на меня, ожидая предложений.

— Составляем протокол об отстранении от управления. А далее проводим проверку заново под видеокамеру или при понятых, — блеснул я знаниями.

Гаишники переглянулись

— Ну а если показания будут положительными, ты согласишься с ними?
— Нет, конечно!
— Тогда чё?
— Поедем в медучреждение на освидетельствование.
— Ладно! Иди, бери чего тебе надо в машине и поехали! А мы пока протокол составим.
— А далеко?
— В Сочи.
— А мой автомобиль?
— Здесь останется.

Ладно! Иду до своего авто, где в неизвестности уже извелась супруга.

— Чего случилось? — спрашивает с тревогой в голосе.
На алкашку разводят.
— И что делать?
— Ехать с ними в Сочи в больницу.
 — А чего хотят-то?
 — Денег, наверное.
 — И много?
 — Я не спрашивал, а они не озвучивали.

Беру сумку со своими документами и деньгами, вынимаю ключи из замка зажигания и иду к ним.

Подхожу. Стоят оба, смотрят на меня.

— А ключи зачем взял? Бабе своей не доверяешь что ли?
— Мне так спокойнее.

И вкрадчиво:
Ну мужиком-то будь! Пил же!
 — Нет, не пил.
 — А чё так? Больной? Или дебил? — уже не скрывая агрессию, рявкнул второй.
— Клещ укусил! Энцефалитный! Пятьдесят грамм спиртного хватит, чтобы меня скрючило.
— И куда укусил? В башку что ли?
 — Нет! В яйца!

Они оба на этих словах даже как-то сжались. Видать, представили, каково это, когда тебя ТАМ кусают.

А нечего было в траве трахаться!

Окромя слова «трава», говорено это было нецензурными словами. И сказано было с таким презрением и злобой, что стало как-то дюже противно от обоих блюстителей.

Объяснять им, как клещ попадает в паховую область, не было никакого желания.

На! Езжай! — и капитан протянул мне документы.
И вам не хворать! — ответил на всякий случай и пошёл к себе в машину.

Тогда мне почему-то показалось, что заняло это около часа и очень удивился, что с момента остановки до продолжения движения прошло всего 10 минут.

Пока ехали, переваривал всё произошедшее — правильно ли повёл себя? И не в том плане, что блеснул знаниями процедуры проверки, а не допустил ли где унижения или подобострастия перед этими двумя? Вроде нет.

Разговаривать настроения не было, хотя видел нетерпимость жены услышать рассказ о том, что же там было. Она это тоже чувствовала и деликатно молчала.

Через пару часов, стоя в очередь на заправку в Туапсе, я задумался: а чего они ко мне докопались? Автомобиль не премиально-люксовый, далеко не свежий, в возрасте 12 лет, но ухоженный. Госномер не с московским или питерским регионом. Своим внешним видом повода не давал. Несмотря, что в дороге, одет в опрятную, чистую, глаженую одежду. С утра побрит, возвращаюсь с отдыха. В поведении был предельно вежлив. До сих пор в недоумении.

С женой потом прикинули, сколь бы они на лапу взяли, если бы действительно пьяного поймали: 30 тыс. руб. штраф, два-три года в пешеходах, сдача экзамена по окончании срока. Сто тыщ за это, наверное, могут смело запрашивать.

Стоит упомянуть, что прежде, чем предпринимать подобные путешествия, были изучены много опубликованных в сети случаев, но вот вышеописанных не встречал. Поэтому и написали о них. А вот кое-чего из наблюдений, про подставы, о которых ранее читал, были свидетелями.

Это даже не на югах, а где-то под Ялуторовском.

Катимся в сторону Тюмени, догоняем Ладу Весту в рыжем цвете, та едет километров 90 в час.

Впереди длинный лог и сплошная, а на встречной никого. Держим дистанцию, а скорость снижается. На спидометре 70 — никаких манёвров с нашей стороны. Стрелка уже около цифры 60.

Жена:
Чего не обгоняешь? Нет же никого.
— Да тут что-то не то!
— Чё тут может быть не то?
— Сейчас посмотрим.

Поднимаемся на горку, и вот она машинка с красно-синей «люстрой» на крыше.

А-а, вот оно что!
— Смотри дальше, сейчас ещё интереснее будет.

По окончании сплошной линии Веста включает левый поворотник, разворачивается и едет в обратную сторону.

— А что это было?
— А это и называется подстава!
— Но он же едет медленно?
— На то и расчёт, что дорога пустая и никого вроде как бы и нет.
— А как они докажут.
— Или где-то камера дорогу снимает, а скорее всего, этот тихоход проявит гражданскую позицию и предоставит ролик со своего видеорегистратора.
— Но это же...
— А нарушать не надо!

Из своего опыта, да из бесед с автотуристами, как и мы, умозаключение таково, что на пустом месте они редко разводят. Им нужно явное нарушение, при этом с доказательной базой с их стороны.

А вообще, наука хорошая! Прям по бразильской системе! Не пересекать сплошную я старался и ранее, а сейчас она как запретная стена.

Иногда видишь, как иногда безбашенно обгоняют в нарушении разметки, дюже хочется, чтоб какой-нибудь бдительный инспектор его словил.

Под Уфой наблюдал картину — на подъёме с такой линией, гаишники устанавливали видеокамеру на штативе. И камера эта не для развода, а для фактической фиксации нарушения. Куда пойдёт бабло от этого, вопрос вторичный. Но то, что на этом участке манёвр выезда на встречку действительно крайне опасный — это точно!

Беседуя в компаниях и рассказывая, как и чего, бывает, слышу, как просьба «посмотреть багажник» вызывает возмущение и как на моём месте много кто взял бы и послал куда подальше. Приходится объяснять, что в большинстве случаев это лишь предлог для того, чтобы водитель вышел из авто. На самом деле инспектору мало интересно его содержимое. Здесь либо он оценивает поведение и состояние водителя, либо есть разговор не для посторонних ушей и микрофона видеорегистратора. Можно найти и другой повод, к примеру: «И давно вы с поломанным задним дворником, разбитым стопарём, треснутым бампером ездите?» Подавляющее большинство водителей, зная, что у них всё в порядке, выйдут посмотреть. А там уже по обстановке.

А вообще, гаишники гады ещё те. И особо их слушать не надо, они скажут то, что выгодно им. С качающим грамотно права водилой вряд ли связываться будут. С «быкующими» — по настроению. Ну а лопух — это подарок, а таких хватает.

В качестве совета: не стоит дерзить в диалоге с инспектором! К тому же в другом регионе. Вежливый разговор и без всякой попытки шутить и тем более приколоться. Ну а в случае чего, на борту каждой патрульной машины написан телефон дежурной части и телефон доверия. Иногда достаточно сделать вид, что набираешь это номер, как уже возвращают документы с вежливым пожеланием счастливого пути.

Видеосъёмка на камеру смартфона иногда тоже будет не лишней.

И мало кто из этой южной братии будет обращать внимание на непристёгнутый ремень или непропуск пешехода. В ход в основном идут «тяжёлые» статьи, грозящие лишением права управления — употребление алкоголя и езда по полосе встречного движения.

А вот моргание встречному в знак того, что впереди гаишная засада, на югах сейчас редкость. Хотя иногда бывает, и в основном от таких же приезжих. Поднятая ладонь — жест благодарности!

И напоследок, пожалуй, самое главное: если не знаешь, как поступить, то поступай по закону. И это будет самое правильное!

Заключительная, и немного даже философская часть

Не обессудьте, уважаемый читатель, что если даже где-то и приврал немного, то это не тщеславия ради и не в угоду корысти, а скорее для украшения словца или вовсе по забывчивости.

Описанное видение дороги, мнения и впечатления об этом — это воззрение автора и попытка передать в жанре, именуемом публицистикой. И скорее всего, а вернее даже наверняка, оно несколько различно с мнением тех, кто проехал этими же путями.

А вообще...

Ехать и наслаждаться дорогой. И делать это искренне, от души. Именно в сим и есть удовольствие! Даже если бы мы понимали, что, проехав несколько тысяч километров, нам через пару-тройку часов надо будет возвращаться обратно, всё равно не отменили бы эту поездку, ибо, как сказано у Козьмы Пруткова, преодоление пути это и есть предмет странствия! А путешествуем не для того, чтобы оказаться где-то, а ради самого движения. И чувствуется после окончания пути далеко не усталость, а наоборот какой-то прилив сил и бодрости духа.

А если возникла дилемма ехать иль нет в автопутешествие, то данное мероприятие можно уподобить с походом в кинотеатр. Вот только там если фильм, вопреки чьей-то похвальбе, окажется не по нраву, можно просто-напросто кино не смотреть , встать и уйти. Здесь же, если затея оказалась не по душе, либо терпеть до конца этого длительного сеанса и заранее ненавидеть обратную дорогу, либо плюнуть на всё и вернуться, сожалея о потерянном времени и потраченных финансах. Хотя может быть в этом самом кинотеатре кресла оказались неудобные, сидящие впереди заслоняли половину экрана, соседи шумные, киномеханик никудышный, иль плёнка старая исцарапанная, которая к тому же нет-нет, да и рвалась.

Поэтому стоит много раз подумать и взвесить, прежде чем пускаться в подобные авантюры. Да и начинать лучше с малого — хотя бы с конечным пунктом 700-1000 км, чтобы понять — по силам, а главное по душе ли вам подобное.

И тогда для людей, увлечённых этим, сравнение поездки на автомобиле с тем же перелётом на самолёте будет иметь такой же успех, как попытка убедить рыбака, что рыба в магазине обойдётся гораздо дешевле.

Почитав сей опус, наверняка можно прийти к мнению, что во всём этом одно лишь удовольствие и будто бы нет никаких худых сторон. Однако всё же есть несколько моментов, которые оставляют отрицательные впечатления. Вот только не хотелось бы завершать повествование не то что рассказами, а даже и упоминанием о них.

Отзывы о достопримечательностях, которых на маршруте великое множество, не публикуем, потому как есть такое убеждение, что их настоящая ценность именно в том, чтобы посмотреть своим взглядом и судить собственным мнением, а не искать сходство с виденными ранее фотографиями и тем, что где-то от кого-то и что-то слышал. А ведь многие хотят видеть именно то, на что они ехали смотреть и находят то, чем принято восторгаться. Как тот самый, ныне модный, смех за кадром, обозначающий на каком моменте надо смеяться.

Очень надеемся, что впереди ещё не один десяток тысяч километров, так как намерения весьма перспективные. Ибо есть такое убеждение, что заработанные деньги надо бы тратить на жизнь, а не жить ради того, чтобы заработать денег.

А завершить хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого:

«Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение ее — Радость. Радуйся на Небо, на Солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы Радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта Радость, значит, ты ошибся где-нибудь, — ищи эту ошибку и исправляй. Всё в тебе и всё сейчас».