|
Как-то поздним зимним вечером пришла мне идея в голову — съездить семьей летом в Кыргызстан, через Казахстан на автомобиле, посмотреть местные красоты, ознакомиться с достопримечательностями, обычаями, традициями людей. Ну и, как это обычно бывает, никто из наших друзей и родственников на это путешествие не решился, поэтому решено было ехать вчетвером: собственно я, супруга, и двое детей, 6 и 8 лет. План поездки был такой: Абакан — Новосибирск — Павлодар — Астана — Балхаш — Бишкек — Иссык-куль. Сразу же скажу, что в итоге доехали мы только до Балхаша, а поездку в Бишкек решили отложить на следующий год — дети ещё малы для таких долгих и утомительных поездок, да и дела нарисовались дома.
Далеко от работы убежать не удалось.
Автомобиль для путешествий у нас простой, японского производства, старенькая Toyota Corolla Spacio, 1998 г. Перед поездкой поменял летнюю резину, положил в багажник огнетушитель, аптечку, трос, набор ключей, провода. Кстати вспомнил об одной проблеме связанной с машиной: в прошлом году когда мы ездили летом на наши местные озера — периодически куда-то убегал антифриз, и зимой тоже приходилось подливать. Поэтому, решив, что не стоит отправляться далеко с такой неисправностью, сдал машину за неделю до поездки на СТО. Слесарь, с его слов, «"дунул в третий цилиндр" и определил, что пробита прокладка. С помощью 18 тысяч рублей эта проблема была устранена и 24.06, в день, когда один небезызвестный товарищ начал свой знаменитый поход на Москву, мы параллельно из Абакана в 6 утра выдвинулись на Новосибирск. Средняя скорость была 90-100 км/ч. Расход порядка 8-9 литров. Загодя определив, что в районе полудня мы окажемся недалеко от Мариинска, решили там и пообедать.
Памятник картошке в Мариинске.
Мариинск, если кто не знает — типичный сибирский город, с одной улицей, где собраны все достопримечательности. Прогулялись, пообедали в заведении под названием «Прованс», нашли его по отзывам в интернете, посмотрели на памятник картошке, которая идёт сажать себя сама (не в тюрьму, как вначале думается) и поехали дальше. От Мариинска до Кемерово трафик на трассе достаточно плотный, много фур, плюс пошел дождь. Доехали достаточно быстро, но в самом Кемерово попали в пробку. Потратив на толкание на светофорах почти час, выехали на трассу до Новосибирска и без приключений, к вечеру доехали до места назначения. Средняя скорость составила около 100 км/ч, расход 10 л. Отдельно стоит упомянуть выставленные образцы военной техники, размещенные на площадке аэродрома, неподалеку от деревни Журавлево и границы Кемеровской и Новосибирской областей. Очень здорово, что можно так спокойно погулять, пофотографироваться около этих объектов, владельцам большой респект.
В Новосибирске решено было внепланово остаться на ещё один дополнительный день, в Москве тем временем власти все вопросы с помощью президента Белоруссии урегулировали, рубль не стал искать углублений, границы остались открытыми, поэтому, погуляв в воскресенье на 130-летии Новосиба, посетив местный аквариум-океанариум, рано утром в понедельник, мы двинулись дальше, к границе с Казахстаном.
Дефиле на Красном проспекте, Новосибирск.
130 лет Ново-Николаевску (прежнее название Новосибирска).
В Казахстан решили заезжать не как все — через Карасук, а поехали через Славгород и затем через Кулунду. В Славгороде вкусно пообедали, сняли там же наличку, затарились немного в местной Пятерочке, и примерно в 3 часа дня подъехали к границе. Проходили ее впервые, немного терялись, отставали от группы таких же, как мы, легковушек, но тем не менее через полтора часа границу прошли и оказались на территории иностранного государства.
Почему поехали через Кулунду? Просто такой маршрут нам проложил навигатор, а конечной целью этого маршрута было озеро Маралды, что находится недалеко от Павлодара. Прочитав в интернете об уникальных свойствах этого озера, мы решили остановиться там.
Приехав в Казахстан, мы не имели какого-то конкретного плана, где будем останавливаться, где будем обедать, ужинать. Поэтому первой проблемой для нас оказалось отсутствие тенге. Надо было менять российские деньги. На пути нашего следования оказался поселок — Шарбакты. Спросив у местных, мы узнали, что деньги здесь можно поменять в местном универмаге, как заходишь, слева первый отдел (вдруг кому-нибудь пригодится). Естественно, никаких чеков, ничего нам не дали, но деньги на бензин, да на еду у нас появились. Здесь же оформили в магазине местную симку — появились связь и интернет.
После Шарбакты, следующая остановка была на озере Маралды. Озеро оставило приятные впечатления: огороженный платный пляж, есть юрты для ночевки, пара магазинчиков, лежаки для отдыха. Единственное, оказалось, что в Казахстане все время дует сильный ветер и на озере были волны. А так как вода очень соленая, поэтому купание в озере чревато попаданием воды в глаза, в рот. Но сама атмосфера пляжа достаточно комфортная, несмотря на ветер все отдыхают, загорают. Для ценителей есть грязи, как говорят местные — самые лучшие в Казахстане. Если бы не сильные волны, можно было бы задержаться там на пару дней — обмазаться грязями, полежать в теплой и очень соленой воде...
Озеро Маралды оставило приятные впечатления.
Переночевав в юрте, на следующий день, в 10 утра мы выдвинулись в сторону Астаны. Заправили полный бак в Павлодаре и выехали на замечательную автомагистраль с ограничением скорости 130 км/ч.
Двухполосная автомагистраль Павлодар — Астана.
С трассы видны вращающиеся ветряки, заехали сделать пару фотографий.
Природа за окном однообразна и скучна, крупной растительности практически не встречается, так же очень мало на всем пути автозаправочных станций и кафе. Пообедать удалось лишь в кафе «Домашняя кухня», примерно за 100 км до места назначения. Цены сопоставимы с российскими.
Лагман по-домашнему, порция большая.
Во время поездки все время дул сильный встречный ветер, поэтому расход, по ощущениям, составил 10-11 л. К Астане подъезжали уже на лампочке, заправились на первой попавшейся заправке.
Стела на въезде в столицу Казахстана.
В Астану въехали через старую часть города, нашли обменник, поменяли денежку, через приложение крыша.кз тут же нашли квартиру на посуточную аренду. Квартира оказалась в новой части города, и тут наш навигатор от Google впервые попал впросак. Оказалось, что в Казахстане популярностью пользуется приложение 2гис, а у гугла базы устаревшие, поэтому нам пришлось поблуждать в поисках квартиры по городу. Но спасибо хозяйке, по видеозвонку она помогла нам добраться до адреса, а когда узнала, что мы едем с детьми, без проблем согласилась сделать небольшую скидку на проживание.
Как только оказываешься в людном месте где-нибудь в Казахстане, сразу замечаешь, что вокруг очень много многодетных семей, причем если на улице вы встретите семью с детьми, то там будет минимум двое ребятишек, а то и больше, казахстанцы очень хорошо относятся к детям, и к своим и к чужим.
В Астане движение практически не отличается от нашего, особенностью можно считать, что водители очень часто пользуются звуковым сигналом, машины спецслужб постоянно передвигаются с включенным проблесковым маячком, часть водителей ездит очень дисциплинированно, а другая часть, наоборот, постоянно перестраивается, подрезает друг друга. В целом, даже малоопытный водитель сможет ездить по городу, только надо стараться приезжать в часы, когда на дорогах нет пробок.
На дорогах преимущественно леворульные автомобили.
Вечером на дорогах пробок практически нет.
В первый день посетили достопримечательности Астаны, пофотографировались, видно, что власти пытаются представить город про-европейским, современным, особенно новую его часть.
Столица активно застраивается, микрорайоны получаются современными, красивыми, вокруг сразу предусматривается инфраструктура, что, несомненно, положительно сказывается и на облике города, и на настроении его жителей.
Все в рамках закона — разливаек здесь нет.
Красивый бизнес-центр, когда увидели впервые — верхняя часть его была в облаках.
За время нахождения в Астане сходили в аквапарк, где была летняя акция — 4 часа бесплатно для детей, посетили комплекс Хан-Шатыр, обедали в пиццерии Додо-пицца (почему-то пицца там намного вкуснее, чем в Абакане), посетили Экспо, ботанический сад, сходили на набережную, гуляли по вечерней столице, сделали много фотографий, размещать их здесь смысла нет, подобного рода фоток много в интернете.
На утро третьего дня выехали из города, с хозяйкой квартиры договорились и оставили ключи в почтовом ящике.
Далее путь наш лежал на озеро Балхаш. Между Астаной и городом Караганда платная автомагистраль, поэтому ехать очень удобно, средняя скорость составила 130 км/ч, расход был около 10 л. Правда после Караганды началась обычная казахстанская дорога, еще и с ремонтом почти на всем пути, видимо, идет строительство скоростной трассы.
В целом, выехав около 7 утра, в 17 часов мы уже были на месте. В Астане нам посоветовали ехать в поселок Чубар-тюбек, там мы и оказались, предварительно забронировали комнату, поэтому с размещением проблем не возникло.
Вот в такой «комнате» мы остановились.
Стоить отметить, что при бронировании казахстанцы обычно просят скинуть предоплату, через Каспий (местная банковская система), но, узнав, что мы туристы из России, все всегда шли нам навстречу и закрепляли бронь без задатка, сколько ни договаривались, ни разу с этим проблем не возникло.
Как нам и рассказывали, в Чубарах оказался песчаный пляж и озеро с теплой бирюзовой водой. Вечером сходили на огненное шоу местной труппы, затем долго еще сидели за столиком.
Кстати, во время вечернего представления было интересно увидеть, что большую часть отдыхающих составляют русские. Но когда ведущие спрашивали, кто из какого города приехал, оказалось, что большинство местные, из Караганды и области. Ещё что удивило, так это всеобщее ликование, когда ведущие выкрикнули, прямо как в меме: «Кто мы?! Казахстанцы!» Чувствуется, что ни о какой России там даже не думают. Мы для них иностранцы.
В Чубарах переночевали две ночи, покупались в озере, отдохнули, и собрались... ехать домой. Глядя на усталых детей, на семейном совете решили не рисковать, а выдвинуться обратно. Бишкек подождёт до следующего раза.
Обратно ехать решили через трассу Караганда — Павлодар. До Караганды доехали не торопясь за день. По пути заехали в урочище Бектау-Ата, посмотрели на холмы, камни, кувшинки в прудах.
На кувшинках сидят лягушки, лежат змейки.
В Караганде переночевали в съемной квартире, опять удалось забронировать без предоплаты, и утром следующего дня выдвинулись к границе, рассчитывая к вечеру добраться до Новосибирска. Кстати, в Караганде возникло стойкое ощущение, что находимся в России, настолько он похож на наши города)
На границе пришлось постоять в очереди, вместе с нами было порядка 15 легковых машин. На российском пункте пограничник увидел включенный видеорегистратор на лобовом, хотел выписать штраф, за съемку КПП, но потом передумал, спасибо ему.
Въехали в Россию, сразу изменилась природа за окном, появились березки, сосны, трава на полях. К вечеру доехали до Новосибирска. В целом марш-бросок из Караганды до Новосибирска достаточно сложный, в плане того, что ехать и стоять на границе приходится достаточно долго. Лучше все-таки выезжать из Павлодара, не так утомительно. В Новосибирске отдохнули один день, погуляли на площади Маркса, повалялись дома на диване и на следующее утро, 05.07 выдвинулись в сторону дома. Через 12 часов мы были около своего подъезда и даже уже не верилось, что всего пару дней назад купались в озере где-то в Казахстане.
Подводя итог, можно сказать, что в целом поездка удалась, машина не подвела, средний расход составил около 10 литров, общий пробег за время поездки — порядка 5 тыс. км. По деньгам вышло все достаточно бюджетно, хотя были и внеплановые остановки в Новосибирске, проживание в юрте и комнате на озерах (брали с собой палатку, но она не пригодилась, из-за сильного ветра).
Видно, что Казахстан активно развивается, строит свое, мультикультурное общество, дорожит своей независимостью, развивает экономику, возможно, есть огрехи, возможно, есть аграрные отсталые районы, но направление понятно, что делать и куда идти, им тоже ясно, и как сказал нам один казах: «у нас вы можете ходить не оглядываясь», что-то в его словах есть. За время поездки практически не удалось познакомиться с национальным колоритом, но это, видимо, из-за районов, которые мы посещали, в основном это северный Казахастан, но в целом, для общего развития этот маршрут достаточно неплох.