К Нино в Кобулети из Тулы. 4-й раз 4 года спустя или Грузия — 2023

21.07.2023 | 8954 просмотра

Предполагалось сделать эту поездку зеркальной копией путешествия 2019 г., т.е. отдых на море в Азербайджане (Ленкорань) + неизведанные области Грузии. Начали смотреть достопримечательности в окрестностях Ленкорани, а таковых оказалось крайне мало. Все самое интересное для нас начиналось в 200+ км.

Принимаем решение несколько изменить содержание поездки: посещаем различные достопримечательности в Азербайджане , а на море едем в Грузию. При этом порядок посещения республик не меняем, сначала Азербайджан, а потом Грузия. Причина? Чтобы не отжали излишки вина азербайджанские пограничники, как это было в 2019 г.

Городом ночевки в пути выбираем Элисту. Это из опыта 2019 года по пути из Азербайджана. Только на этот раз дорогу до Элисты выбираем другую, не через М6 (Каспий) и Волгоград, а через М4 (Дон) и далее через Ростовскую область. Расстояния у нас получились одинаковые, время в пути через М4 получилось на 1 час меньше, но она платная. Заплатили в районе 1400 руб.

Выделенный участок — лучше тут не ехать.

А вот качество однозначно лучше через М6, на которой лишь в Рязанской области велись ремонтные работы на небольшом участке пути. Дорога по М4 нареканий не вызвала, а вот дальше по Ростовской области оставляет желать лучшего. Хорошая дорога началась незадолго до Цимлянска и продолжалась до границы с Калмыкией.

В первый раз посетили Элисту в светлое время суток. Оригинальный небольшой городок со своей культурой. В центре много отдыхающих горожан, да и день был выходной. Поселились в хорошей квартире в новом ЖК в центральной части города. Цена за сутки 2000 руб. Адресок взяли себе на заметку.

Золотая обитель Будды Шакьямуни входит в список самых больших буддийских храмов Европы.

Самая узнаваемая достопримечательность Элисты — это Золотые ворота.

Будда Шакьямуни.

ул. Ленина.

Хурульный комплекс Геден Шеддуп Чой Корлинг. Хурул — это специальное название для буддийских храмов, расположенных в Калмыкии.

Были приятно удивлены отличным состоянием дороги в нужном нам направлении. До села Комсомольского дорога отличная, далее до границы с Дагестаном чуть хуже. Дагестанские дороги до границы с Азербайджаном очень понравились.

Приехали, граница, а пропускные ворота закрыты и машин нет совсем. Что бы это могло значить? Наши пограничники сказали, что сухопутная граница с той стороны для нас еще закрыта из-за карантина именно с Россией, а для Грузии и Ирана она открыта. Но при этом для овощных и прочих фур она открыта. Вот такая вот фигня. Тут я и получил ответ на свой вопрос, почему во время сентябрьской мобилизации нам показывали многокилометровые очереди на границе с Грузией, где правительство явно антироссийское, а про соседний Азербайджан ни слова. Сейчас ответ прост и очевиден — банально еще закрыта сухопутная граница. Делать нечего, значит, едем сразу в Грузию.

Принимаем решение остановиться на ночевку во Владикавказе, куда добираемся в одиннадцатом часу. Итого пробег за день составил 1200 км. Во Владикавказе с квартирой опять повезло. Стоимость 1700 руб.

До границы совсем рядом, заезжаем с утра на заправку и продуктами на дорогу. Всегда планировал прибывать для пересечения на границу максимально рано, чтобы была меньше очередь. Но сейчас моя логика сошла на нет. Прибываем на границу в начале 9-го и зависаем там на 2 (часа)! Заявлено, что пункт пропуска круглосуточный, но вот сколько работает пропускных терминалов неизвестно. Но тот факт, что соседняя очередь из грузовиков движется существенно быстрее. Около 9 часов рядом проходит десант работников пропускных пунктов, и очередь начинает двигаться веселее. Для легковых машин сделан отдельный новый дополнительный терминал с 9 часов заработало 8 (восемь) пунктов пропуска, против 3 в 2019 году. Итого нашу границу мы проходили целых 2 часа, а грузинскую границу на этом фоне всего 40 минут.

После границы порадовала своим качеством дорога, но сказка продолжалась недолго.

Жинвальское водохранилище на реке Арагви это крупнейшее искусственное озеро Грузии длиной в 14 км, и глубиной в 75 метров, занимает площадь в 12 кв. км.

Далее вплоть до бетонки качество оставляло желать лучшего. Порадовал тот факт, что продолжается строительство бетонки от Тбилиси. Она прерывалась на участке от Хашури до Зестафони, а это около 70 км. Сейчас здесь большая стройка и уже видны участки новой дороги, в горах прорубаются тоннели, и через некоторое время скоростная магистраль пройдет и через этот участок. Далее были приятно удивлены, что открылись два новых участка скоростной магистрали до и за Ланчхути. Приятно, когда строятся новые дороги.

В Кобулети останавливаемся на прежнем месте у Нино на улице Руставели. И в первый раз живем тут всю свою смену одни. Мелочь, а приятно. Хотя машин с 2019 года ощутимо прибавилось. В Кобулети довольно-таки часто слышна русская речь, чего раньше на наблюдалось. Из положительного — в Кобулети привели в хорошее состояние многокилометровую набережную, на которой можно видеть много прогуливающихся людей. Из отрицательного — очень большое количество бездомных бродячих частично чипированных собак.

Посетили в Кобулети Краеведческий музей, который находится в здании бывшего кинотеатра. Создан группой инициативных людей. Заказали экскурсию. Почитали отзывы, вроде были все положительные. Но нам музей не понравился. В оформлении чувствуется рука любителей. Собрали по горам всякие старинные предметы, коротко рассказали о них. Содержание экскурсии и речь экскурсовода оставляли желать лучшего.

Краеведческий музей в Кобулети.

Ну и как же без тульского самовара!

Пляж в Кобулети.

Парк в Кобулети.

Как приятно открывать для себя новые места, особенно если они находятся под боком.

Трасса Кобулети — Поти.

Парк музыкантов появился не так давно — в 2016 году, находится в посёлке в эвкалиптовой роще рядом с концертным залом «Black Sea Arena». В парке стоят скульптуры знаменитых музыкантов — Элвис Пресли, Лучано Паваротти, Уитни Хьюстон, квартет Битлз и многие другие. А также известных грузинских музыкантов.

Когда подходишь к скульптуре, срабатывает датчик движения и начинает звучать композиция данного исполнителя. Очень здорово! Кроме скульптур музыкантов в этом парке есть вырезанные из пней и деревянных столбов причудливые фигуры животных и каких-то сказочных персонажей. В целом, очень достойный парк, к тому же совершенно бесплатный.

Дендрологический парк построен на средства грузинского олигарха. Сам парк имеет вид квадрата примерно 400 на 400 метров. В парке много гигантских деревьев (эвкалипты, секвойя, гинкго и другие), которые были привезены сюда из разных регионов Грузии и других стран.

Рядом с некоторыми деревьями установлены таблички с большими фотографиями, которые показывают, как проходила транспортировка этих деревьев. Есть бамбуковая роща и цветники. Кроме растений здесь можно увидеть экзотических птиц и животных — фламинго, венценосного журавля, лемуров и других. Интересный парк, и, что немаловажно, вход в него совершенно бесплатный.

По соседству с парком находится пляж Капровани. Кстати, он нам понравился больше, чем в Магнетити (Уреки). Широкая и чистая полоса черного песка. Народу не много, дежурят спасатели, довольно-таки чисто.

Пляж Капровани.

Парк Грузия в миниатюре открылся в 2016 году, расположен в непосредственной близости от парка аттракционов Светлячок (Цицинатела). На территории парка представлены более 50 миниатюрных копий самых известных и важных архитектурных памятников Грузии: церквей, соборов, монастырей, дворцов, театров, крепостей и пещерных городов. В вечернее время вдоль прогулочных дорожек парка зажигается ландшафтная подсветка, которая придает парку еще большее очарование.

Эту достопримечательность хочется увидеть в оригинале — Драмтеатр (Сенаки).

Ну и, само собой, посетили парк аттракционов Светлячок (Цицинатела). Правда, ценник и тут стремительно растет.

Кутаиси. Были в нем несколько раз, а все как-то не сложилось целостного впечатления о городе. Решили подойти к этому вопросу основательнее, выбрали и посетили ряд интересующих нас объектов.

Молодежный парк на проспекте Чавчавадзе. Современный лоск отсутствует. Имеется несколько простых аттракционов. Возможно, еще с советского времени. Люди, конечно, в нем гуляют, но их не много.

В центре города прокатились на канатной дороге. На канатке вы пересечете реку Риони. Нижняя станция стоит на берегу реки, а верхняя в парке (сквере) имени Гарибашвили, где есть несколько аттракционов. Купить билет можно на любой из станций, причем можно купить билет сразу туда и обратно.

Во время поездки в кабинке едет сопровождающий, т.к. кабинки настолько уже выработали свой ресурс, что двери в закрытом положении не фиксируются и сопровождающий их во время поездки придерживает.

Площадь Давида Агмашенебели (Давида Строителя) — центральная площадь в Кутаиси. На площади расположен драматический театр. Здесь же находится главный вход в центральный городской парк Бульвари. А в центре площади находится замечательный фонтан Колхида.

Сам парк не очень большой, но очень зелёный, ухоженный и приятный в плане посещения.

Кутаисский государственный театр оперы и балета.

Центральную часть Кутаиси еще называют Королевским кварталом.

Ездили несколько раз на прогулки в Батуми. Однажды поехали на маршрутке, по причине, что стало очень затруднительно находить место для авто в центральной части города. И вообще, город превращается в одну большую пробку.

Вход в парк 6 мая.

Батумский дельфинарий.

Фонтан Нептун на фоне драмтеатра.

ЗАГС, ранее флага Грузии на нем не было.

Поющие светомузыкальные фонтаны.

Новый летний театр.

М.Д. Альфонс.

Знаменитый, французский дворянин Михаил Д’Aльфонс, в 1885-1889 гг. был главным садоводом-декоратором Батуми и первым руководителем работ по закладке и озеленению Батумского бульвара. С его именем связано основание Батумского бульвара и его дальнейшее развитие.

Площадь Европы.

Батумский морской порт.

Башня Чачи.

Алфавитная башня.

Али и Нино.

В горной Аджарии есть немало красивых мест, но одним из наиболее интересных и очаровывающих с первого взгляда по праву является Мачахельский национальный парк. Самое большое богатство ущелья — природа. Здесь огромное количество водопадов и смотровых площадок.

Посетили водопад Мирвети. С центральной дороги проехали по полностью подвесному автомобильному мосту со сравнительно узким пролетом. Второй раз я бы предпочел пройти по нему пешком, т.к. до водопада недалеко, метров 800.

Папоротники и густая растительность вокруг создают иллюзию аджарских тропиков. При приближении к водопаду ощущали нарастающий бриз прохлады и свежести.

Рядом находится древний арочный мост 14 века. Местные называют его мостом царицы Тамар, но это не совсем верно. Он был построен позже. И технология строения сильно отличается от настоящих мостов эпохи Тамар. Впрочем, это ничуть не умаляет его красоты.

Следующая цель — Крепость Гвара VI века (руины). Место постройки выбрано не случайно, с нее открывается панорамный обзор на все ущелье и она труднодоступна. Крепость служила местом укрытия и сторожевым постом от частых вторжений, а также выполняла функции современной таможни. К крепости ведет дорожка из 300 ступенек и движемся мы сначала вниз. Она проложена через самый настоящий колхидский лес, с вечнозеленым рододендроном, каштаном, буком, грецким орехом…

Памятник Мачахельскому ружью. Памятник напоминает о былой славе мачахельского кремневого ружья. Ружье ценилось тем, что стреляло на большие расстояния, а ствол не взрывался, как бы его не зарядили. На памятнике вы сможете так же заметить флаг с названием ущелья на грузинском языке и кинжал. Оружейное мастерство было на высоком уровне. Местные мужчины испокон веков занимались ковкой железа и стали, даже люльки изготовлялись из железа.

Подвесной мост рядом с администрацией парка.

Бункер времён второй мировой войны. От Турции всегда можно было ожидать вторжения. Несчётное количество раз они посягали на наши земли. Поэтому во время Великой Отечественной войны было построено это оборонительное сооружение. Надо сразу заметить, что в боях оно никогда не принимало участия. В 1958 году боевое оружие с ДОТа было демонтировано, так как к этому времени Турция перестала вести себя как агрессор.

Место для строительства было выбрано не случайно. Если вы заберётесь на крышу бункера, то поверх деревьев увидите, что сразу за ним дорога виляет и изгибается налево. Единственная дорога в ущелье была как на ладони перед укреплением. Пушка, установленная в бункере, могла долго сдерживать наступление неприятельской техники, а толстые стены надёжно оберегали солдат от вражеских снарядов и пуль.

Слияние рек в Чорохи и Аджарисцкали.

На этом наше очередное посещение Грузии завершилось.

Грузинскую границу прошли в пределах 10 минут, а нашу 40 минут.

Местом ночевки на обратной дороге выбираем Элисту. До границы с Калмыкией дорога отличная, машин мало, ехать одно удовольствие. От границы до Элисты километров 80. Дорога так себе, наверное, это худший и самый длинный из участков проезда от границы Калмыкии в Элисту: на Волгоград и Астрахань/Махачкалу дорога отличная, на Волгодонск она среднего качества и всего километров 10.

Выделенный участок — лучше тут не ехать.

Сняли квартиру через сайт объявлений за 2000 руб, в очередной раз остались довольны, адресок взяли на заметку. Домой возвращались через Волгоград и М6 (Каспий).

Некоторые цифры и выводы.

Как подобрать наиболее удобное время прохождения границе, теперь уже затрудняюсь сказать. Наверное, на удачу, как повезет. Машин на границе и в самой Грузии стало заметно больше, чем было в 2019 г.

Из неожиданно приятного — поразили объемы строительства новых дорог.

Обратное — большое количество бродячих собак (ну, где мы были).

Страховка на автомобиль теперь нужна и в Грузии. Стоимость 900 руб. на 2 недели, а за отсутствие оной штраф 3000 руб.

Много камер, и они фиксируют нарушения на автомобилях с нашими номерами. При проверке автомобиля на границе вам всю информацию о ваших штрафах скажут.

Заметил, что пешеходов на зебре начали пропускать, чего в прошлые годы не наблюдалось.

Цены в местной валюте ощутимо прибавились. Если в интервале 2014-2019 гг. изменение цен по моим замерам было в пределах 10%, то за 2019-2023 гг. около 40%. И плюсом, т.е. минусом для кошелька, наш деревянный стал им еще более.

Порадовали цены на фрукты, когда они были приемлемые, да и еще снижались.

Помидоры от 54 руб., огурцы от 54 руб., картошка от 27 руб., ананасные 120 руб., виктория от 150 руб., черешня от 75 руб., голубика от 300 руб., персики от 60 руб., Набеглави, Ликани 48 руб., Боржоми 57 руб., Зедазени 105 руб. (2 л), Шоти 39 руб., Кабачки 60 руб., Киндзмаруали 720 руб. за 3 литра пластик , Саперави 300 руб (1 литр).

Автомобиль Nissan X-Trail 2.0 АТ 2022 г.

Общий пробег 5937 км, из них поездки по месту 802 км, средний расход АИ-95 6,9 л.

Расход на бензин — около 22000 руб.

Цена бензина в Грузии: от 75 руб.

Даже посетив Грузию уже 4-й раз, нашли для себя что-то новое и интересное. И, как ни странно, это оказалось совсем рядом!