Севастополь — Брест, плюс Польша. Зимняя поездка под сенью геополитики. Февраль 2023

Севастополь — Брест, плюс Польша. Зимняя поездка под сенью геополитики. Февраль 2023

29.06.2023 | 7236 просмотров

Поездка ожидаемая и в то же время неожиданная. Ожидаемая, потому что планировалась. Задача — забрать маму из Украины. А вот маршруты разрабатывались самые разные. Были варианты с самолетом в Адлер или Минводы, через разные аэропорты (Стамбул, Кишинёв и пр.), но они по разным причинам не сложились. Впрочем, и сухопутный автомобильный вариант имел вариативность по датам. Ещё дома я спланировал маршрут, во-первых, держась по возможности дальше от украинской границы (ДРГ на приграничных территориях и миномётные обстрелы сёл уже были печальной реальностью), а во-вторых, разбил дорогу (от Краснодара) на две примерно равные части, по 1100 км каждый. «Водоразделом» оказался маленький городок Орловской губернии под названием Ливны. Заранее договорились с дочерью о помощи в интернет-бронировании отелей. В самих Ливнах заранее присмотрел постоялый двор «Казацкий», удобно расположенный прямо у дороги, но пунктами остановок могли быть и более поздний Орёл, и более ранний Воронеж. Всё будет зависеть от состояния дороги и погоды — зима ведь!

Котофея оставили дома на попечение дочери. В путь-дорогу поехали вдвоём с женой. Заранее прибыли в Краснодар к родственникам, отдохнули, сделали кое-какие дела…

И вот настал «День Х» (15 февраля, среда).

Впервые держим путь на Север. Сразу же за Краснодаром на Ростовском шоссе попали на платную дорогу. По этому шоссе мы уже пару раз ездили в огромный торгово-логистический центр «Холодильник». Платник начинается аккурат за дорожной развязкой у этого центра. Бывалые авто-путешественники пользуются транспондерами. У нас такового с собой не было. Более того, мы имели весьма смутное представление о процедуре оплаты на месте. Простодушно считали, что платить надо на въезде. В реальности бывает по-разному: и на въезде, и на выезде. Самый первый, краснодарский, участок оказался из вторых, чем немало озадачил. Знак платного участка видели, а где платить — непонятно.

Мы заранее открыли платежные карты «Мир» с расчётом их использования в Белоруссии. Оплата проходила быстро. Сразу же уяснили, что надо обязательно дождаться чека и хранить его до выезда с платного участка (иногда там проверяют). В чеке указано расстояние, пройденное именно нами (госномер машины присутствует). «Большой Брат» чётко отслеживает, кто, где и когда заехал на платный участок. Камерами утыкано всё — и это новые реалии. Все платные участки были в хорошем и отличном состояниях, 4-полосные, с разрешенной скоростью 110 км/ч. Ехать по ним было одно удовольствие. В дальнейшем всё время, где они были, ехали по «платникам». В Воронежский области видели бесплатный участок дороги, который шёл параллельно с нами. На ней фур было гораздо больше, а легковых меньше. Скорее всего, то были жители окрестных населённых пунктов.

Ростов-на-Дону объехали по объездной, но сам город хорошо просматривался с трассы. Плоский левый берег с новым стадионом, построенным к ЧМ по футболу 2018 года. На крутом правом берегу виден основной массив города. Проехали строящуюся грандиозную развязку в районе Аксая, и вырвались на просторы Среднерусской равнины.

И тут я заскучал. Дорога отличная и ровнёхонькая, обстановка на ней спокойная — нет нужды просчитывать обгоны. Все фуры идут по правой полосе, мы их обходим по левой. Иногда пропускаем «гонщиков-шумахеров», но в целом всё спокойно. Едь себе и радуйся, смотри по сторонам, созерцай окружающую среду. Но вдруг выяснилось, что смотреть особо не на что. Вокруг бескрайние зимние поля, пока без снега, а вскоре и со снегом. Самым поразительным для нас, впервые попавших в эти края, стало ощущение какой-то пустоты и безлюдности. Между Ростовом и Воронежем нет ни одного крупного города и очень мало деревень. Понятно, что трасса специально проложена в обход городов, Шахтинск и Павловск остаются в стороне. Но кроме них почти ничего и нет! Как сильно это отличается от Южного края России и Украины, где мы раньше много помотались.

В Воронежской области поля заснеженные, но снега с небес нет и дорога сухая. Это радует. Заправки на трассе хорошие, но не такие современные как на крымской «Тавриде».

Хотя Воронеж проехали в уже наступившей темноте, силы двигаться ещё были, время было не позднее, и мы решили доехать до Ливен. На этом участке вклинивается Липецкая область, город Елец. Давно хотел побывать в нём, посмотреть на его достопримечательности. Говорят, там хорошо сохранилась старая купеческая застройка. И вот, в прошлом году побывал на вокзале, по пути на поезде в Москву, а сейчас проехались на машине. В обоих случаях не увидел ничего! Вокзал — он и есть вокзал, окраина, по которой мы проехали, — и есть окраина. Стало быть, надо ехать сюда целенаправленно, с остановкой и проживанием хотя бы пару дней. И желательно в тёплый сезон.

С такими мыслями проследовали дальше и вскоре въехали в Орловскую губернию — город Ливны. Мотель оказался сразу на въезде, как и показано на карте. Дочь по нашей команде забронировала и оплатила номер. Небольшой домик на несколько номеров. Судя по всему, в ту ночь мы были единственными постояльцами. Прикольно, но администратор находилась в другом здании, через один домик частного сектора. Особый шарм придавал выпавший снег. Он лежал на крышах домов, во дворе, на ветках елей и скрипел под обувью. Такой зимы у нас, к сожаленью, не бывает.

Утром второго дня пути двигались осторожно. Минусовая температура, снег на дороге, начавшиеся крутые повороты и спуски-подъёмы не располагали к быстрой езде. Но вот что понравилось — ехали еще в утренних сумерках и видели подсветку поворотов. Обочины выложены светоотражающими элементами, которые светились в лучах фар. Очень точно указывали, где дорога, а где обочина. Хорошо виден сам изгиб дороги. Это особенно ценно, так как и дорога и поля были под снегом. Молодцы, хорошо придумали!

Город Орёл пока не обзавёлся объездной дорогой. Пришлось ехать по загогулинам окраин.

По дороге в Брянск пришло сообщение из фирмы, о проблеме с отправкой моей январской зарплаты. Пришлось незапланированно заезжать в этот областной центр для посещения своего «чёрно-жёлтого» банка. Хорошо, что сейчас все дела можно сделать в любом его отделении, в любом городе. Заодно и пообедали в большом ТЦ рядом. В Брянске на тротуарах наледь. Приходилось идти осторожно. Но дороги чистые и сухие. Все эти внеплановые мероприятия заняли 2 часа. Успеем ли в Брест к концу дня?

После Брянска пошёл снег, и жена снимала фото и видео невиданных в наших южных краях красот. Но дорога оставалась сухой, так что никаких проблем не было. В пути попался дорожный указатель на Чернигов. Кто туда сейчас едет?..

Как и в первый день, где-то после обеда появилась сонливость. Остановились подремать. Но если вчера нам повезло остановиться на трассе у большого остановочного комплекса со столовой, душами и туалетами (сейчас такие появились и на Кубани, и здесь в Средней полосе), то сегодня ничего такого не встретилось, выбрали просто заправку. Мне хватает 15-20 минут дрёмы, просыпаюсь сам. Лёгкая разминка, умыться, кофе с сигаретой, и сонливость как рукой снимает. Так вот про место остановки. Ничего плохого не скажу за заправку, всё на уровне. Но когда проснулся, почувствовал крайне неприятный запах. Да что там запах — это была вонь! Супруга уже с нетерпением ждала, когда я проснусь, чтобы побыстрее уехать отсюда. Подошедший на перекур работник заправки поведал, что рядом находится большой мясокомбинат, который периодически «одаривает» местных такими неповторимыми ароматами…

Дорога на Белоруссию проходила мимо Новозыбкова. Ещё один город, где хотелось бы побывать. Бывший центр старообрядцев с хорошо сохранившейся старой архитектурой. Но, в отличие от Ельца, дорога тут и вовсе прошла мимо города. Он остался в стороне, в двух километрах, справа от трассы.

Между тем уже давненько вдоль дороги пошли леса, а вместе с ними и дорожные знаки «Берегись оленя!» Начали появляться придорожные будочки с рекламой белорусской автостраховки. Возле одной из таких мы притормозили. Мужик в ней оказался разговорчивым. Пока оформлял страховку, много чего рассказал о Белорусии и тамошних правилах движения. Дал пару ценных советов. Спасибо ему!

Сама граница охранялась только с российской стороны. Ну как охранялась? Просто проверили документы и пропустили. На белорусской же стороне никакого контроля. Только будочка, в которой, по подсказке страховщика, мы поменяли немного денег на карманные расходы. В тот же туалет сходить — только за наличку. Ну, или там, пирожок купить да кофе попить. Так-то основные оплаты можно провести по карте.

И вот мы в Белоруссии. Что мы знали о сопредельной стране? Маленькая, по сравнению с Россией и Украиной. С гораздо меньшим, но (как говорят) более работящим населением. Зубры, зубровка, в далёком прошлом «Песняры», а сейчас больше четверти века у власти Бацька. Вот такой набор стандартизмов. Что касается дорог, то и в 90-х годах и в нулевых неоднократно слышал от очевидцев и читал в прессе, что дороги там лучше российских. Дескать, автопутешественник испытывает культурный шок, попадая из «немытой России» в предтечу цивилизации. А потом еще раз при въезде в Польшу. А потом еще раз в Германии…

Мы тоже испытали шок. Только прямо противоположный. От границы до Гомеля примерно 20 км. И вся она до боли напоминала украинские дороги образца 2011-13 годов. Узкая, латанная-перелатанная… Возможно, с других направлений въезд в страну получше, но здесь вот такое «добро». В общем, всё с точностью до наоборот.

В Гомеле много ограничений скорости в 40 км/ч. Говорят, здесь нет поправки (зазора) в 20 км/ч, как у нас, нужно строго соблюдать. Вот я и плёлся, собрав за собой приличный «хвост» машин и ощущая всей душой его отрицательную (по отношению ко мне) энергетику. Впрочем, никто не сигналил и не обгонял. Все послушно плелись. В одном из поворотов увидели перевернувшуюся бричку. Видать, машина спугнула лошадь, и та съехала на крутую обочину. Лошадь устояла, а бричка легла на бок. Возница ходил рядом, чесал репу…

Пока ехали, вспомнилась старая шутка советских времен, разговор между телефонистами:

— Аллё! Это ФРГ? С вами будет говорить Гомель-Гомель.
— Чего? Нет у вас такого города!
— Ну как же! У вас есть Баден-Баден, а у нас вот Гомель-Гомель.

Вскоре проехали большую реку под названием Дняпро. Дальнейшая дорога на Брест была хорошей по состоянию, но весьма путанной. Многочисленные повороты, часто под углом 90 градусов, привели к полной дезориентации в пространстве. Всецело доверяясь навигатору, мы ехали неведомо куда. Впрочем, на заправках я расширял карту и проверял направление. Все было правильно.

Заправки в Белоруссии симпатичные, но небольшие. Иногда туалет на улице, с обратной стороны заправки, и часто только с одной кабинкой. Внутри чисто и убрано. Кофе тоже хороший. Бензин почти в полтора раза дороже российского, более 75 рублей за литр (на наши деньги). У белорусов уже давно не «зайчики», знаменитые по 90-м годам, а нормальные белорусские рубли.

Снег вначале был вокруг, но постепенно сошёл на нет. И опять — указатель на Киев…

А вокруг всё те же леса и знаки «Олень» на дорогах. Вспомнился рассказ коллеги, как он в 90-х годах покупал машину в Литве и перегонял её домой через Белоруссию:

— Ребята, когда ехал по тамошним дорогам через их огромные леса, было такое ощущение, что я на дороге один. А в лесах до сих пор водятся партизаны!

Мой кузен, проезжая здесь лет 12 назад, отмечал, что дороги хорошие, но пустынные. Сейчас я бы не сказал, что они пустые. Транспорта хватает.

Двухчасовая задержка в Брянске сказалась на нашем графике. Мы опаздывали, но твердо решили доехать до конца. Так что в Брест попали в 2 часа ночи по местному времени, которое, кстати, совпадало с московским. Дочь будить среди ночи не стали. Промониторили местные гостиницы, выбрали «Буг» в центре. Но на одном из перекрестков, стоя на красном свете светофора (и это в глухую ночь и при полном отсутствии машин вокруг!), я повертел головой и увидел слева вдали высокое здание с неоновой вывеской «Интурист».

Вот она, мечта идиота! Каждый советский гражданин хотел попасть в «Интурист» и прикоснуться к призрачной зарубежной сладкой жизни. И я не исключение. К тому же, пару минут назад, смотрел их расценки, и они были не выше «Буга». А ещё в «Буге», который расположился в самом центре, не было своей парковки. Нам сказали — ищите место на улице. А тут гостиница советского типа, вроде нашего «Крыма». Ну точно должна быть парковка! Так оно и оказалось. Ночной портье разбудил администратора, и мы вселились без проблем. Оплата по карте «Мир» прошла успешно, и в дальнейшем не было никаких проблем. Пока перенесли вещи, поставили машину на стоянку, перекусили — уже 3 часа ночи. Но нам завтра спешить некуда. Выезд наших из Украины ещё не определён. Так что будем отсыпаться.

Итак, Брест, самый западный город Белоруссии, прямо на границе с Польшей, которая здесь проходит по руслу реки Западный Буг. Проснувшись и пообедав, отправились на границу в разведку. Как её пересекать? Узнали, что пешком нельзя, только на автобусах или маршрутках, которые здесь пассажиров не берут. Садиться надо на автовокзале, в городе. А здесь только техническая остановка — водители отмечают маршрутные листы. Так что сюда нам не надо. Но, поскольку уж приехали, то узнал и за машины. Очередь была внушительная: до накопителя, внутри его и далее к самой границе. По словам, местных работников на тот момент всё это проходилось примерно за сутки. Вот так — 24 часа в очереди! Это нечто!! Но мы не собирались пересекать границу на машине. Просто узнали, да и ладно.

Вернулись в город, заехали на автовокзал — узнали цены и расписание. Потом вышли на прогулку.

Погода как в Севастополе зимой. Мокро и ветрено. Снегом и не пахнет. Недалеко от нашей гостиницы, над входом в продуктовый магазин висел белорусский флаг, аж до гвоздиков родной, ещё советский — необычно. Вроде знал об этом факте, а всё равно непривычно. Продукты стоят примерно как и у нас, но вот некоторые фрукты (яблоки, апельсины и бананы) подороже. Недалеко набережная, довольно благоустроенная и симпатичная, но зябкая погода не располагала прогулкам и созерцанию реки и зимней природы. В другую сторону расположился сам город. На следующий день мы совершили вояж по пешеходной улице Советской. Ходили и дивились белорусизмам — названиям улиц и магазинов: Вул. Дзяржынскага, Будзённага, Маякоўскага, Савецкая, Маскоўскiй вокзал. Но самое прикольное из названий — «Варшаўська шаша» (шоссе).

Да, древний город. Кстати, раньше назывался Брест-Литовск. А в Киеве было Брест-Литовское шоссе, на котором находился киевский политех. Помню этот адрес на конверте письма отца родителям, увиденное в семейном архиве. Сейчас это проспект Победы (если не переименуют).

Савецкая (Советская) улица — местный Арбат со множеством магазинов, кафе и прочими объектами туристической направленности. Чем-то местная архитектура отличается от нашей. Не силён в архитектурных терминах, скорее всего это польское влияние.

Попался магазинчик с названием «Одесса мама». Пообедали в грузинском кафе, с красным вином — понравилось. Нам даже дали папаху — надеть и сфотографироваться. По Советской можно пешком дойти до автовокзала, но это довольно далеко. В наличии цирк, советский монстр Белтелеком, большой монастырь (мужской) и ликёро-водочный завод «БелАлко». В его фирменном магазине купили зубровку (у нас она давно пропала из продажи), а также местной водки. Дома по возвращении из поездки продегустируем.

И еще про улицу Советская, возвращались мы уже в сумерках. Я обратил внимание, что на вторых этажах зданий практически нигде не горит свет. Там никто не живёт. А кому охота жить среди толп туристов, на пешеходной улице, когда в свой двор не заехать на машине?

Побывать в Бресте и не посмотреть Брестскую крепость — нонсенс. Мы попытались, но выяснилось, что записываться на экскурсию нужно заранее, минимум за день. Предложили вариант с пешей экскурсией по центру, но ее цена отпугнула, да и погода не располагала к вечернему променаду, тем более что кое-что мы уже осмотрели сами.

На третий день с утра в ресторане гостиницы аншлаг. Сегодня суббота — прибыл туристический автобус из Литвы. Все столики заняты галдящей публикой — решительный контраст со вчерашним днём. Не без труда нашли свободные места.

Кстати, все, с которыми мы общались, разговаривали по-русски. Но по телевизору часто звучит белорусская речь.

Между тем, нынешние вести с Украины были неважные, отъезд наших оттуда откладывался, как сейчас говорят — сдвигался вправо. И тоже были разные варианты транзита через Польшу. Я мониторил карту этой страны, расписания поездов и автобусов, прикидывал лучший маршрут. Заодно смотрел отели-мотели и даже возможность аренды авто. Правда, отзывы о последних были негативные. Коротко — много жулья.

В те дни по российскому ТВ показывали «17 мгновений весны». В Белоруссии тоже этот канал работал. Как раз шла серия про подготовку Штирлицем пастора Шлага для перехода границы. Как символично и созвучно сегодняшнему дню…

И вот настал «День Ч». (19 февраля)

Решили, в Польшу я еду один. Жена остаётся в Бресте, машина на стоянке отеля — тоже. Накануне купил билет на автобус Брест — Люблин. Сегодня воскресенье, город отсыпается. С утра бодрячком дошагал до автовокзала пешком (на мне один лишь рюкзак за спиной). Обмениваю доллары на злотые у местного таксиста. С ним мы познакомились еще в первый день. Он там маячил у входа в автовокзал — зазывал клиентов. Вот и разговорились. Кофе на дорогу и посадка. Автобус польский, водитель проверяет билеты и паспорта. Белорусы показывают визы, у меня украинский паспорт, а значит безвиз. От автовокзала до границы ровно 15 минут. Выезжаем на ту самую Варшавську шашу, и вот она — граница. На белорусской стороне плакаты по-польски о разрушенных (там) памятниках Красной армии. Взывают поляков к совести.

Разница времени с Польшей 2 часа, что неестественно. Логичнее было бы минское время приравнять к киевскому/рижскому, но тут, видимо, политика.

Прошли границу за 3,5 часа.

На польской стороне долго ждали проверки автобуса, пассажиры прошли довольно быстро. Польские пограничники спросили цель визита. Ответил — забрать мать с Украины. Больше вопросов не было. Белорусские — вообще ничего не спрашивали.

В пути на заправке в Бяло-Подлессной нас пересадили на другой автобус. Воспользовавшись этой паузой, поел в кафе.

Первое, что бросается в глаза на польской территории, гигантская очередь грузовиков/фур в сторону границы, стоящих на обочине в ожидании проезда. Накануне по СМИ разгоняли очередную волну «холодной польско-белорусской войны»: белорусы закрыли границу для польских грузовиков со стороны Литвы, им можно въезжать только со своей территории. Логистические цепочки нарушились, образовался транспортный коллапс. Грузовики стояли слева вдоль дороги примерно 50 километров. Судя по номерам, там были не только поляки, но и грузины, казахи и прочие транзитники, украинские тоже попадаются. А вот российских грузовиков вроде не видел.

Попав в новую страну, оживлённо кручу головой. Любопытно, как тут живут-поживают? Заборы вот невысокие и прозрачные (пластик или сетка). Погода сухая, но много луж на обочинах и на полях. Почва вокруг бурого цвета. Дорога хорошая, но не широкая — только две полосы движения, при этом сами полосы уже, чем наши. Также кольца здесь малого радиуса и с бордюрами на разделительных полосах. Нужно сильно снижать скорость, чуть ли в ноль. На то и расчет — на такой скорости, даже если произойдет ДТП, то последствия будут минимальными. В лесах преобладает сосна, но есть и берёзы. И, конечно, знаки «Берегись оленей!», куда же без них?! Дорожные знаки другого дизайна, всё понятно, но выглядят немного по-другому.

По пути попадались в основном маленькие города. Почти в каждом — внушительных размеров костёл. В основном малоэтажная застройка. Если и были многоэтажки, то в основном в 4-5 этажей, многие без балконов. Лимит скорости по городу 50 км/ч. Что ещё? На дорогах и улицах городов мало джипов и кроссоверов, в основном легковушки (подобное видел на видео про Ригу). Часто встречается домики со зловещими вывесками Sklep. Скорее всего это магазин? Позже проверил — действительно так.

Пока ехал, вспоминал, что я знаю о Польше? Очень противоречивые оценки.

В моём родном городе на Донбассе было отделение советско-польской дружбы — аккурат в соседнем с нами доме (ни разу там не был внутри, не тянуло). В школе был уголок советско-польской дружбы, в нём я бывал очень часто, ибо он находился возле кабинета географии, штаб-квартиры нашего класса. Рассматривал фотографии на переменах, но тоже без энтузиазма, весь этот официоз не цеплял.

Еще была почтовая переписка с полячкой. Пара писем — и все заглохло.

Кабачок «13 стульев» — помните такой? Пан Директор, пани Моника и др. Изначально основан на польском юморе, затем на юморе всех соцстран. Нравился. Иногда там крутили модные западные песни.

Станислав Лемм — не последнее имя в фантастике. Нравилось его «Магелланово облако». А фильм Тарковского «Солярис» по его книге — киношедевр.

Марки — вот польские ничем не выделялись от остальных, в отличие от венгерских и чехословацких.

Польский джаз — у отца были пара пластинок. Отличная полиграфия конверта и высокое качество звучания при полном моём непонимании сути этого самого джаза. А у меня была пластинка ансамбля «Но-То-Цо», эта нравилась. Там была рок-версия эстрадного хита «Червона рута».

А ещё польский футбол гремел в Европе в середине 70-х. Имена: Лято, Дейна, Шармах были на слуху, наряду с Мюллером, Беккенбауэром и Круиффом. Позже Бонек блистал в Ювентусе вместе с Платини. Дальше польский футбол как-то сдулся…

Польский космонавт — второй или третий в космосе после наших и американцев (первым был чех).

Ну а потом понеслось-поехало: Солидарность и Лёха Валенса, Папа Иоан-Павел Второй и Бжезинский. Выяснилось, что поляки нас … мягко говоря, не любят. История между нами была сложная, обиды взаимны, но мы как-то более великодушны, что ли. Может, потому что последний раунд был за нами, и сейчас поляки отыгрываются? А всё-таки жаль, что 40 лет сотрудничества не перечеркнули 300 лет вражды.

Тем не менее, вспоминалась памятная пьянка с польскими моряками в Монтевидео. Весело посидели, никаких исторических обид. Кстати, от них услышал забавную шутку:

— У нас в Польше создали компанию «Дженерал Электрик-2»: Генерал Ярузельский и электрик Валенса, всего 2 человека. (Тогда у них некоторое время было двоевластие).

Вот и сейчас регулярно сталкиваюсь с поляками в рейсах. Все предельно корректно. Профессионально-требовательно на работе и доброжелательно после. Что нам, морякам, делить? Это элитки всех рассорили.

Вот такой винегрет мыслей и чувств.

Между тем, за три часа доехали до Люблина. Это крупный город, всегда на слуху, наряду с Краковом, Гданьском, ну и конечно Варшавой. Немного проехались по окраинам и вот центр, автовокзал. Совместно с дочерью по интернету нашли три недорогих отеля, как раз в этом районе, чтобы не блукать по незнакомому городу, в незнакомой стране.

Первым делом, после долгого (с учетом прохождения границы) и утомительного пути, надо выпить чашечку бодрящего кофе. И что же? Первое же кафе на автовокзале… Там два турка (афганца? азербайджанца?), торгуют шаурмой. Молодой продавец ни черта не понимает ни по русско-украински, ни по-английски. Вмешался старший, уразумел, что я хочу. Кофе оказался среднего рода, то есть никаким. Обидно! Потолкался вокруг. Автовокзал по архитектуре — унылый соцреализм из бетона и стекла. Трафик довольно оживленный. Рядом с большими автобусами много микроавтобусов-маршруток. С одной стороны холм с костёлом, с другой — холм побольше с замком, там исторический центр.

Обнаружил рядом небольшое кафе без названия, потенциально подходящее для сытного обеда с первым. Но вначале отправился на поиски жилья. Навигатор в телефоне в помощь! Пересек оживленную магистраль с большой заправкой на перекрестке и вскоре я на месте, на улице Тысячелетия. Небольшой квест по спортивному ориентированию на незнакомой местности привел к обескураживающему результату. Из трех отелей «в живых» только один. На месте других — либо безжизненное строение, напоминающее Дом с привидениями с обложки первого альбома Блэк Саббат, либо и вовсе утилитарная постройка вроде сарая, напоминающая автосервис. Впрочем, территория вокруг нее была довольно большая. Возможно, гостишку благополучно снесли, а сайты по бронированию жилья об этом не знают. На просторах интернета есть целые кладбища старых сайтов. Не так давно мне попалось расписание севастопольского автовокзала за 2011 год, с ценами на билеты еще в гривнах…

Ну что ж, хотя бы один отель в наличии есть. Называется «Шляхетский дворик». Туда и заселяюсь. Было воскресение, и в холле на первом этаже веселились детишки, их развлекала аниматор, родители кучковались в сторонке. Все номера на втором этаже, точнее, это мансарда с покатой крышей. Из-за этого потолок в комнате был тоже покатым. Приходилось учитывать это с моим ростом. Впрочем, особых неудобств это не создало. По комнате я не ходил, она для этого была слишком мала. Зато по цене нормально. Ничего из еды отель не предлагал, только электрочайник в коридоре. Так что питался в других местах. Для завтрака идеально подходило кафе на заправке, потому как рядом. Для обеда и ужина выбирал другие места.

В первый день вернулся на автовокзал и зашёл в ту безымянную кафешку, что заприметил по приезду. Все было по-домашнему уютно. Про себя назвал сие заведение «Кабачком 13 стульев». В меню были: зупка, кашка и мьясо. Отведал, понравилось — сытно и недорого. Почти невозможно разобрать польские числительные, но на выручку всегда приходит калькулятор, на котором пишут цену — универсальный приём продавцов всех стран. На стене большой телевизор, который транслировал прыжки с трамплина из Швейцарии.

За одним из столов сидели-базарили пан Вотруба, пан Гималайский и пан Зюзя, пили водку и пиво, почти без закуски — наши люди! Покурить выходили на крыльцо под навесом от дождя.

Насытившись, отправился на прогулку в центр города. Для этого достаточно было перейти улицу Тысячелетия и подняться на центральный холм. Ну а там все атрибуты туристического рая — большой замок с музеями, далее через мостик живописные старинные кварталы с узкими и уютными улочками.

Напомнило Старую Ригу. Хотя, когда я был в Риге? Очень давно… Несмотря на прохладную погоду, народа вокруг довольно много. Цены в кафешках и питейных заведениях довольно высокие, как и положено для туристического центра.

После средневекового центра пошла более поздняя застройка XIX-XX веков.

Большая площадь с инсталляцией I love Lublin и памятником Пилсудскому с подсветкой.

Далее высился Гранд-отель. В прошлом рейсе смотрел фильм «Гранд-отель Будапешт» — довольно необычный. И вот Гранд-отель Люблин. Красивое монументальное здание.

Попадались улицы Львовская и Брестская...

Дальше я не стал углубляться, повернул направо в сторону автовокзала. Прошел мимо украинского консульства. Кстати, и в Бресте, и в Люблине на автовокзалах расположены информационные центры для помощи украинцам. И там и там видел, как подходили люди и что-то спрашивали.

Вечером перед сном полистал интернет. В отзывах туристы писали, что поляки — набожные люди, и выходные, после посещения церкви, стараются проводить в кругу семьи. То-то я смотрю, большой ТЦ через дорогу был сегодня тёмным при ещё детском времени.

Интересные факты о Люблине. Именно здесь была заключена Люблинская Уния между Польшей и Литвой, образовано государство Речь Посполита. Стало быть, это древняя столица. Вот и сейчас, рассматривая сегодняшние фотки увидел плакат: «Люблин — снова столица. Люблин 2023 — европейская столица молодежи». А еще интернет поведал, что рядом находится бывший концлагерь Майданек и туда есть экскурсии.

В номере был телевизор, но в нём 3 канала. Три, Карл! Это даже не 90-е, а 70-80-е года прошлого века. Спишем это на дешевизну гостиницы или, наоборот, на новые тенденции в виде отживающего свой век телевидения. Ибо вай-фай был хороший. Я взял с собой планшет с наушниками. Развлекал себя короткометражками про мистера Бина и онлайн музыкой.

Следующий день (20 февраля, понедельник) был у меня полностью свободным. Но погулять по Люблину не довелось. Виной тому сильный дождь с ветром. Хорошо, что я прошёлся вчера, хоть что-то посмотрел. С утра позавтракал на заправке. Днем смотался в Кабачок. Как раз дождь немного утих. Пообедал хорошо, плотно, выбрал другие блюда. За стойкой пани Зосю сменила пани Ванда — вся какая-то нервная, вчерашняя была поприятней. А вот с кофе облом. В кафе: три в одном, автомат рядом предлагает дрянь. Вокруг также много продавцов шаурмы и пирожков. Прям дыхнуло 90-ми годами. Также возле автовокзала обнаружил еще один атрибут той эпохи — базар с барахлом. Что ж, может пригодиться, может придется прикупить что-нибудь для мамы.

Всё же поиски кофе увенчались успехом. Нашёл небольшой продуктовый магазин сети Zabka (Z с точкой наверху). Поскольку название было зелёного цвета, назвал его Жабка. И вот там была кофе-машина с хорошим кофе. И по цене как у нас, не дороже.

Пока курил, видел автобус Львов — Варшава, через Люблин, на львовских номерах ВС, а также польский автобус на Киев. Определенно, Люблин — оживленный перекресток дорог. На внутреннем табло эти направления указаны на польском: Lwow, Kijow.

На обратном пути зашел в автосалоны возле заправки. Еще из окна автобуса увидел эту сладкую парочку Рено-Дачия. И вот заглянул. Собственно, и раньше знал, что в Европе многие модели Рено продаются под маркой румынского подразделения Дачия. Теперь увидел это своими глазами. В салоне Рено: Меганы и Арканы с Каптюрами. А вот Дастер и Сандеро в салоне Дачия и под её маркой. Логан вообще отсутствовал. Цены не мониторил и не сравнивал. Сейчас в нашей стране и ассортимент машин и их цены — понятия абстрактные.

Вверх от заправки идет оживленная улица с многоэтажками. Здесь они с балконами. Видел, как троллейбус на автономном ходу поднимает рога. Всё автоматически. Он становится в определенную точку на остановке. Рога поднимаются сами. На проводах стоят специальные щитки, не дающие рогам уйти в сторону. Просто и эффективно.

Погулял вокруг своего «Дворика», обнаружил с другой стороны еще один супермаркет, который работал с 7 утра (возможно пригодится) и автоматическую авто-заправку. Такие и у нас начали появляться. Расчет только карточкой. Видел в Краснодаре и Севастополе. Рядом с «Двориком» со стороны проспекта сиротливо стоит праворульная Воксхолл Зафира без номеров. Явно на перепродажу. Но кому он, праворульный, нужен? На частных домовладениях позабавили таблички: Uwaga Zly Pies, Uwaga Grozny Pies.

После обеда ввиду дождя сидел в номере. Листал интернет:

— Очередь грузовиков в 60 км скопилась на польско-белорусском пункте пропуска Корощин, заявили в польском союзе перевозчиков. Корощин — единственный открытый на данный момент пункт пропуска между Белоруссией и Польшей. Ранее Варшава объявила о закрытии пункта Бобровники, а Минск в ответ заявил, что будет пускать польские грузовики только через совместную границу.

— Два американских самолета-разведчика дежурили над Польшей с вечера воскресенья в преддверии визита Байдена в Киев. Сегодня утром к ним присоединился еще один. В этой же зоне находился самолет-дозаправщик.

— По состоянию на 15:00 мск полеты рядом с Львовской областью продолжают два самолета-разведчика. В обычные дни над Польшей дежурит только один, да и то не каждый день.

Карта на сайте показывала здешние края: Люблин, Жешув.

Вот так я неожиданно оказался в центре мировых событий:

Сперва прибыл в Брест-Литовск заключать мирный договор, но не нашёл врагов, потом в Люблин заключать Унию, но не нашёл партнёра…

Ещё новости:

Китаец И-Ван в Москве, американец Байден в Киеве. Как он туда попал? Явно из Польши, поездом из Пшемысля. Все западные политики сейчас едут в Киев поездами. Кстати, раз сообщили, значит он уже оттуда вернулся.

Ужинать пошел в ТЦ Centrum Handlowe, который накануне в воскресенье был закрыт. Сегодня понедельник, и он работал. Но народу было немного. Движуха здесь меньше, чем в Киеве или Краснодаре. Внутри такие же бренды, как и у нас, типа Зара, H&M, плюс ССС, который видел в Дубае.

Поел в одном из кафе центра. На десерт взял торт Наполеон. Видать, этот чувак был известной личностью, раз торты с его именем есть во многих странах! Обратил внимание на салфетки. Они какие-то гладкие, плохо впитывают жир. Такие же были и в Кабачке. Тенденция, однако… Ещё на глаза попались негры. Как и на автовокзале раньше, это были девушки. Студентки? А на выходе ко мне подошел попрошайка, молодой парень вежливо поведал, что у него нет ни работы, ни жилья. Дал ему немного мелочи. Кажется, в придачу с белорусской.

Главное сообщение, которое мы ожидали тем вечером, оказалось обескураживающим. Наши снова не смогли пройти границу. Уже второй раз за последние дни… Весь план рушился. Теперь оставалось только одно — отправить мать через границу одну. Вариант один: поездом из Львова до Пшемысля. Билеты купили на завтра, 21-е число.

Итак, на следующий день выдвигаюсь в Пшемысль. Заранее узнал расписание туда и обратно. Пообедал традиционно в Кабачке.

Ожидаю свой автобус. Рядом стоит автобус из Николаева, потом прибыл автобус на Херсон. Как и вчера, таблички с названиями городов кириллицей. Повеяло родными южными краями. Как будто и нет никакой войны. Так и кажется, что где-то рядом отправления на Геническ, Джанкой, а там и до Симферополя рукой подать…

Но особого желания общаться с украинцами (а их тут много) нет. Отчуждение — главный итог последних лет.

Мой вечерний рейс прибывает в Пшемысль в 21 с копейками. Мама прибывает туда чуть раньше. Но более раннего рейса нет, вернее он есть, но очень ранний и крайне неудобен. Надеюсь, что пока она будет проходить границу, я и подъеду. Тамошний автовокзал рядом с железнодорожным. Выбор маршрута поездом обусловлен его практичностью. В пути не надо выходить из вагонов. Украинские пограничники проверяют прямо в поезде во время движения, а поляки уже на выходе на конечной станции. Удобно. К слову, почему поезд идет только до Пшемысля? У поляков европейская железнодорожная колея, в Украине российская имперская. Они разные. При пересечении составов через границы, поезда меняют колеса, что долго и трудоёмко. В свое время, наверно, ещё при СЭВ, продлили «нашу» колею до ближайшего польского города, коим оказался Пшемысль (по-нашему Перемышль). Вот поезда и идут без остановок на границе. Ну а дальше всем пересадка на евро-поезда. Или на автобусы. Кому куда.

Автобус долго выезжает из Люблина в сторону Жешува. Петляем по улицам. Вижу склеп (магазин), где алкоголь продается с 5:00 до 23:00. Круто! Это магазин или наливайка?

На окраине заехали на большую площадку для учебного вождения, подобрали еще пару человек. Вообще, остановок много, видимо, маршрут местный, хотя автобус большой.

В пути листаю новости:

— Закрыли польско-белорусскую границу для фур полностью. Как-то тревожно на душе. А ну как закроют её и для людей? Что делать будем? Через Ригу ехать?

— На 21-е число запланированы выступления Путина и Байдена. Кто кого переговорит? Геополитический молох раскачивается, набирает амплитуду.

Понравилась шутка: Только начинаешь опускать железный занавес, а он, оказывается, тоже китайского производства.

Когда новости надоедают, смотрю в окно. Вот знак «Запрет гужевого транспорта». Раз есть знак, значит, есть и такой транспорт. Вот и в Гомеле видел бричку. В наших краях последний раз такое видел, наверно, в начале 90-х. Вот проплывает город Немиров. И в Украине есть такой. В каком из них делали (а может, и до сих пор делают) одноименную водку?

Городков по пути много, много и остановок. Везде большие костёлы. Возле одного из них памятник Папе Иоанну-Павлу, поляку. Многие курят, и люди на улицах, и пассажиры с водителями на остановках. Хотя сигареты очень дорогие. Слава богу, их не покупал, хватило запаса своих. Бензин тоже дорогой, более чем в два раза дороже, чем у нас. Чем западнее, тем дороже.

И опять смена автобуса на полпути! Пересели в маленький автобус, но и народу осталось всего ничего. Водитель спросил меня: «Пан едет до Пшемысля?»

Я сперва не понял, какой пан? Потом дошло — это же он меня спрашивал! У них так принято обращаться в третьем лице. Прикольно. Киваю, мол, да, пан едет до Пшемысля.

Дороги хорошие, чистые, но обочины опасны, почва такая, что можно легко увязнуть (это из отчётов авто-путешественников), особенно после дождя. Видел зайца в посадке! А потом в сумерках мелькнуло что-то длиннохвостое. Неужели лиса?! Живности, видать, тут много. Хорошо, что олени не выскакивали!

В одном городке проезд под мостом настолько узкий, что организовано реверсное движение со светофором.

Из машин часто вижу минивэны, они тут популярны. Среди них много Зафир. Когда-то и у нас такая была… Хорошая машинка.

В пути решаю вопрос с гостиницей. И тут очень помогла дочь. Вообще, всё получилось удивительно. Она нашла эту гостиницу, я одобрил — прямо на привокзальной площади, и по цене приемлема. Одна только загвоздка, платить надо было безналом. Моя карта «Мир» в Польше не работала. Дочь из Севастополя, в силу известных причин, заплатить тоже не могла. Нашли изящный выход. Гостиницу оплатил её институтский товарищ, который в тот момент находился в Стамбуле. Ему потом возместили рублями. Все остались довольны.

В целом дорога Люблин — Пшемысль заняла 4 часа. Мы уже въезжали в город, когда позвонила мама. Она уже добралась и находилась на вокзале в зале ожидания. Границу прошла быстро, а на вокзал её доставили волонтёры на коляске. Вот молодцы!

Не задерживаясь, выхожу с автостанции, спускаюсь в подземный переход под железнодорожными путями, и вот я уже на перроне. Все вокзалы устроены одинаково, интуитивно понятно, где зал ожидания. Проходя мимо него, вижу маму, сидящую среди остальной публики. Зал полон. Она меня не видит, кресла развернуты влево и вправо. На входе в зал ожидания заминка. У меня требуют билеты, иначе не пускают. Объясняю на двух языках, что я никуда не уезжаю, а забираю мать с Украины. Наконец пропускают.

Ну вот! Наконец долгожданная встреча, радость, обнимашки-целовашки!

По словам мамы, она ждала меня всего 10 минут. Всё сложилось удачно. Очень благодарит волонтёров за помощь. По её словам, перрон украинского поезда очень далеко от вокзала. Видимо, из-за другой колеи (это я так думаю). Так что помощь волонтёров была очень и очень кстати. И подвезли и сумку донесли.

Мама с её скандинавскими палочками так напомнила мне недавно виденные кадры «Мгновений», что само собой сложилось: «Пастор Шлаг успешно пересёк границу. Штирлиц остался в Германии». Да, очень жаль, что остался…

В гостинице всё прошло чётко. Показал паспорта, номер был уже оплачен, сфотографировал чек и отправил дочери, как доказательство успешной операции. Номер на втором этаже, это единственный минус — маме трудно подниматься по крутой лестнице. Дом старой постройки. Площадь номера не очень большая, зато высота потолков поражала. Наверно более 4 метров! Зачем такие высокие?! Покончив с этой суетой, решил перекусить. Мама отказалась, она так поздно не ест. Отправился на привокзальную площадь. Испытал культурный шок ещё раз. Всё, что есть поесть (извините за тавтологию) в такое позднее время, это кафе «Кебаб». И хотя на раздаче полячка, вся еда — восточная, со своеобразным запахом и кофеём среднего рода. Шаурму так и не осилил, но хоть как-то утолил аппетит. Запил чаем, его трудно испортить. Ночью в номере было прохладно. Только поутру обнаружил, что батареи можно было регулировать. Подкрутил вентиль, сразу стало теплей.

Утром позавтракали в гостинице, скромно, но вкусно. Среди немногочисленной утренней публики выделялся (как я его прозвал) пан Спортсмен — в шортах и майке (и это в феврале!)

Еще в Люблине узнал расписание обратных рейсов, но они были неудобны. Либо слишком ранние, либо поздние. Ну, на 5 утра мы не стали ориентироваться, нужно было хорошенько выспаться перед дальней дорогой. Так что после завтрака отправился на автостанцию на разведку. И не зря, оказалось, есть еще один, на 11 часов — очень удобный. Билет заранее покупать не надо, у водителя при посадке. Народу, сказали, будет немного. Ну что ж, время у нас есть. Потоптался в округе в поисках чего-нибудь интересного. Увидел несколько коммерческих контор по организации поездок украинцев в страны Западной Европы. Ясно, что в таком маленьком городке, как Пшемысль, смысла задерживаться нет. Люди едут в Варшаву и другие крупные города, либо прямиком в Бельгии-Германии.

Всё это хорошо, но захотелось вкусного кофе. Ничего не обнаружил. Даже позвонил дочке! Но и она, вооруженная всей мощью интернета, ничего не нашла в округе. Вернулся на вокзал. Увидел автомат — кинул монетку, она вернулась. Кинул еще раз, опять вернулась. Видя мои мытарства, один из соотечественников показал в угол зала — там наливают. Там, действительно, сидела тётенька с самоваром, налила стакан кофе с молоком. От денег отказалась — это гуманитарка украинцам. Мне стало немного стыдно. Я же не беженец и при деньгах, но получилось вроде как объел или обпил бедолаг. Ну да ладно, просто ещё раз поразился, как здесь проблемно с кофе.

Чуть позже по просьбе мамы еще раз сходил в аптеку. Рядом стоящая не работала. Пришлось пройти чуть дальше в сторону центра, где я нашел и аптеку, и хорошие виды для фотографирования и «свою» зелёную Жабку, где отведал хорошего кофе (мужского рода). А вообще любопытно, Львов славится своими кофейнями, кофе по-венски и так далее. Не был там, но так говорят. Казалось бы, в Польше должно быть еще лучше с этим. На деле всё наоборот. Как с белорусскими дорогами.


Железнодорожный вокзал, привокзальная площадь.


Наш отель «Европейский». Вид со стороны вокзала.

Ну вот и время уезжать. Автобус оказался вчерашний, и водитель тот же. Узнал меня, принимая деньги, кивнул головой. Людей достаточно много, но все сидели.

В пути опять проезжаем те же городки и костёлы, что и вчера. Промелькнула знакомая сутулая статуя Папы. Из нового увидел массовую заготовку дров в лесу. Погода погожая. Мама с интересом смотрит в окно. Это её первая поездка за границу! Жаль, что вынужденная.

И снова пересадка в другой автобус, большего размера. Я так понял, что эти смены автобусов здесь общепринятое явление. Отработано до мелочей. Никаких задержек, только туалет и перекур. Вот только маме, с ее палочками, не совсем удобно.

В Люблине зазор между автобусами идеальный — два часа. Купили новую сумку, пообедали в Кабачке. Всё это не спеша. Хорошо, что нет дождя. И, наконец, погрузились в автобус Люблин — Брест. Наш рейс отходит примерно в то же время, что и на Пшемысль, который стоит в соседнем кармане.

На восток, домой!

И этот рейс не стал исключением. В той же деревушке Бяло-Подлессной, на той же заправке поменяли автобус. Да, туалеты здесь исключительно платные. Не столько дорого, сколько неудобно. Даже на границе уличные туалеты были платными, хотя внутри бесплатны. Очередь машин большая, но, наверно, меньше, чем из Белоруссии.

Что запомнилось? На польской границе местные пограничники не пропустили полячку. Та группа была из другого автобуса, проходили в соседнем с нами пункте. Говорили на повышенных тонах, поэтому всё было слышно. Хоть и по-польски, но всё было понятно. У той полячки был американский паспорт, и её не пропустили именно, как гражданку штатов. Не так давно тамошний госсекретарь запретил своим гражданам посещать Белоруссию. Пани возмущенно хлопала крыльями, но погранцов не переубедила.

На белорусской — повышенное внимание к владельцам синих паспортов. В том числе и к нам. Маму пропустили без проблем, а вот со мной решили основательно поговорить. Для этого служивая дама позвала старшего по наряду. Тот, полистав мой паспорт, пристально разглядывая многочисленные визы, вопрошал — Моряк? Да, моряк. И понеслось: А что, да зачем? И почему? А откуда и куда?.. Много вопросов задавал, я честно отвечал. Хитрить с такой публикой — себе дороже. За моей спиной такой же долгий допрос устроили мужику с гигантскими баулами. Слышал его ответы: едет с Украины в Северодонецк, где у него квартира. В конце концов, пропустили всех.

Время прохождения границы на этот раз 4,5 часа.

Уже было полчетвёртого утра по местному времени. 15 минут по городу, автовокзал, такси и в 4 утра мы в гостинице. И снова тот же портье будит ту же администраторшу. Она уже в курсе — накануне жена предупредила. Поселяет маму в номер напротив нашего. Очень удобно. Спасибо ей!

Изначально хотели следующий день отдохнуть и выспаться. Но в реале к обеду поняли, что готовы ехать. Чего задерживаться? Пообедали и в путь.

Памятуя не слишком удачный маршрут сюда, обратно решили ехать по хорошей трассе через Минск на Могилёв, там же и заночевать. Пусть будет немного дальше, но дорога обещала быть лучше. В целом ожидания оправдались. Единственное, немного смущает грядущий проезд по неизвестным нам дорогам Смоленской области. Но это будет завтра. А пока сегодня, 23-е февраля (четверг) едем на Могилёв.

Эта дорога идёт севернее — вокруг лежит снег, но трасса чистая. Вокруг поля и леса примерно в равных пропорциях. Часто попадаются указатели поворотов на турбазы и дома отдыха. Супруга сказала, что вчера Лукашенко по телевидению приглашал всех желающих к себе в резиденцию на Масленицу. Заедем?

Сама трасса удивляет. Отличная четырёхполосная, со знаками «Платная дорога», а пунктов оплаты нет. Вернее, попался один такой пункт на съезде куда-то в сторону, а второй и вовсе, судя по указателю, в 1 километре от трассы. Таких пунктов, как в России, здесь нет. Что ж, продолжаем движение в надежде, что оплату произведём на выезде. Также, в отличие от России, на трассе ограничения скорости разные: для грузовых 90 км/ч, для легковых 110 км/ч.

Вскоре появились многоэтажные дома. Наверно, какой-то город, подумал. Домов стало больше. Большой город, наверно, райцентр. Но домов стало еще больше. Эге! Да ведь это же Минск! И точно, вскоре дорожный указатель это подтвердил. Однако как быстро доехали! Приятно и неожиданно. Вот что значит хорошая скоростная трасса! В Минске дорога не прервалась, осталась такой же четырёхполосной. Только добавились развязки для заездов-выездов, прибавилось машин и автобусов, да снизилась разрешённая скорость до 60 км/ч. Вскоре так же незаметно выбрались на оперативный простор. По пути прикалывались с некоторых названий городков и рек. Вот, например, две речки подряд: Бася и Проня.

А вскоре увидели зубра! Нет, не настоящего.

Приближался Могилёв. Белоруссия заканчивалась, а мы так и не оплатили проезд по трассе. Вспомнив это, спрашиваю на очередной заправке — как же платить? А мне в ответ: — А на чём вы едете? На легковушке? Вот и езжайте себе на здоровье. Оплата только для грузовиков.

Полдня в дороге пролетели быстро. Уже стемнело, как мы въехали в Могилёв. Здесь на дорогах много снега и льда. Остановились у какого-то большого ТЦ, сориентировались по интернету. Нашли гостиницу «Турист», советского типа. Люблю такие — понятно, что это гостиница. А то эти современные навороченные помпезные дома-дворцы, кривляние не то под старину, не то под роскошь, раздражают. Стоянки правда не было, разместили машину на заснеженной площадке перед гостиницей.

Вечером с супругой в гостиничном буфете приняли по 100 грамм коньяку, отметили 23-е февраля. Наутро поели там же. Завтрак включён в оплату, удобно.

Утром, выезжая из города, снова пересекли Дняпро, проехали мимо вагоностроительного завода и больших корпусов филиала БелАЗ. В последнем белорусском селе остановились у продмага, жена купила продуктов на остаток наличных белорусских рублей. Я запоздало вспомнил, что так и не увидел пиво «Жыгулёўскае» (или как оно правильно по-белорусски?), которое видел в 1994 году в поезде Рига-Симферополь. Хотел купить именно из-за режущей глаз надписи, сочетания ЖЫ. Спросил у продавщицы, говорит, такого давно уже нет.

И вот граница. Опять на белорусской стороне никого, даже не обозначена никак. На нашей стороне стационарный пост со шлагбаумами — всё как положено. Проверка паспортов. И тут сюрприз, украинские паспорта подлежат дополнительной проверке. Мамин паспорт отсканировали и послали по электронке своему начальству. Говорят, все укропаспорта так проверяют. Надо подождать примерно полчаса. Хорошо, но удобств рядом нет.

Спросил, есть ли тут рядом заправка? Да, через 8 км. ОК, для бешенной собаки это не крюк. Едем туда, поесть-попить, заодно заправились.

Вернулись к границе, паспорт уже проверили, вернули. Ну вот мы и в своей стране. Поехали по Смоленщине-Тульщине-Брянщине. Нет, вру, Тульщины не было, а всё остальное да. Если честно, совсем не помню тот маршрут, через какие населенные пункты проезжали. Был ли Рославль, али нет? Там нет одной основной дороги, можно проехать по-разному. И вот сейчас смотрю на карту и не помню точно, как ехали. Места там глухие, почти дикие. Можно было проехать и 50, и 100 км, не встретив ни одного села или даже заправки. Леса, поля, всё под снегом. И безлюдье… Ближе к Брянску цивилизация вернулась. В сам город не заезжали, прошли по объездной. И ещё названия сёл: Красные дворики, Грибовы дворы. В городке Карачев — чудная аллюзия. Над перекрестком висит информационная табличка:
УЛИЦА СОВЕТСКАЯ
      ПОЛИЦИЯ

Понятно, что пересекаем улицу Советская, на которой находится отделение (или управление) полиции. Но всё равно, словосочетание Советская полиция режет глаз и вызывает ухмылку. После Орла остановились у поворота на Колпны (родное село нашего соседа, до него 30 км), хотели пообедать, но в придорожном кафе отсутствовал туалет. Поехали дальше. Больше не нашли ничего приличного для обеда. Заправки попадались какие-то маленькие, не внушавшие доверия. И только в Ливнах, когда уже стемнело, нормально поели. Так что это был скорее ужин, чем обед. На ночевку остановились на объездной Воронежа, в придорожной гостинице, пафосной и унылой. Но нам-то что, только переночевать, да позавтракать.

Всю дорогу, туда и обратно, температура воздуха была около 0 градусов. То уйдет чуток в минус, то поднимется на пару градусов, но к нулю как будто приклеилась. Но хоть сильных снегопадов не было. И вот уже по дороге на югА пошли снегА. Началось это в Воронежской области и продолжалось в Ростовской, почти до самого Ростова. Пришлось снижать скорость. Снег валил не всегда. Боженька чередовал снежные заряды с передышкой. Тем не менее, машина постепенно обрастала грязью. Иногда прочищал окна и номера. Два раза покупал омывающую жидкость. Неоднократно видели, как в поле трактор расчищал снег возле дороги. Непонятно — это для пользы аграриев или для безопасности дороги?

Теплеть начало уже возле Ростова. Миновали поворот на новый аэропорт Платов. Его построили в 2018 году, сдавали в эксплуатацию примерно в одно время с новым симферопольским. Но у нас построили только новое здание терминала, а этот полностью создали с нуля. Платов очень далеко от Ростова. 22 км только до поворота на него, и там вглубь километров несколько.

После Ростова стало вообще тепло. Зазеленели поля, ехать стало веселей. Краснодар встретил традиционными пробками, несмотря на поздний субботний вечер. Но это мелочи. Главное — доехали. Теперь спать и отдыхать. А завтра отмыть машину от зимы!!

Послесловие:

Мы уже были в Краснодаре, когда узнали о налёте дронов на белорусский военный аэродром в Мачулищах, при котором был поврежден российский военный самолет-разведчик. Налёт был признан террористическим актом, введен план «Перехват», перекрыты границы. Глянул по карте: Мачулище это же южный пригород Минска! Рядом трасса, по которой мы проезжали. Нам повезло, что успели проскочить этот участок, а то неизвестно, на сколько бы застряли на границе.

В целом — хочу выразить благодарность всем белорусам и полякам: ночному портье и администратору в Бресте, автовокзальному таксисту, полякам водителям автобусов, портье в мотеле, официанткам кабачка «13 стульев», волонтёрам в польском Пшемысле.

Спасибо жене за штурманскую, моральную и бытовую поддержку в течение этого долгого путешествия! За разговоры, которые мы вели в пути. Вместе — веселей!

Спасибо дочери за заботу о Котейке и бронирование отелей. Вспомнилось, как в 2011 году аналогичную роль интернет-помощника выполнил сын (поломка Зафиры под Харьковом, поиск СТО).

Особое спасибо нашим украинским родственникам за заботу о маме всё это время, что она провела в эвакуации, и за помощь в переходе границы.

И наконец, объявляется благодарность автомобилю Ниссан Икс-Трейл, который верно нам помогал в пути и прошёл 5500 километров без единого замечания!


Дром

Комментарии

24964860
Полысаево
“Загнивает» конечно Восточная Европа 👍🏼
58
9
Ответить
Ilia Vkhrshev
Не знаю как в Польше, а в Турции Логан символом называют.
11
1
Ответить
     
москва
Сообщений: 3221
Жаль, что в преклонном возрасте людям приходится переживать переезды и все ужасы войны...
Мой отзыв: Mercedes-Benz M-Class 2009
100
 
Ответить
  
Сообщений: 493
Здорово что все хорошо!
очень нуждаюсь в наличных!
32
2
Ответить
     
Челябинск
Сообщений: 2068
Про дороги и Брянских партизан ровно такие же мысли были )))
Ничего не меняется.
10
2
Ответить
12311190
прекрасный отчет, читать приятно, спасибо автор
54
3
Ответить
Savik
Сам из Беларуси , с друзьями регулярно пьем "жигулевское " . Так от одного завода надпись на русском а от второго па-беларуску . Оба завода самые крупные в стране , так что продавщица насвистела .
31
2
Ответить
Savik
Про дороги , так в Беларуси давно деньги закончились , и и их так не делают и близко как в нулевых . Знаю по не наслышке , у меня через дорогу ( небольшой райцентр ) Дорожно эксплуатационное управление , там зарплата у рабочих хорошо если 250 $ в сезон выйдет , асфальт практически не кладут , так , ямочный . Еще в городе было крупная строительная организация , даже участвовала в нулевых постройке ( или ремонте ) московской кольцевой , друг мастером в командировки ездил и техника своя была , так вот ее вобще лет 10 назад как закрыли , асфальтовый завод наверное тоже уже не работает , давно про него не слышал
18
4
Ответить
    
Тула
Сообщений: 1635
Всего пару лет назад можно было в Варшаву спокойно на пару-тройку дней сгонять.милый город,вкусная еда.грустно даже стало
53
6
Ответить
dsam_33
Владимир
Не полячка, а полька. Полячка считается оскорблением. "Паличь" по польски - курить.
abka - так и называется Жабка.
25
16
Ответить
dsam_33
Владимир
dsam_33
Не полячка, а полька. Полячка считается оскорблением. "Паличь" по польски - курить.
abka - так и называется Жабка.
Не пропускает Z с точкой. Z с точкой читается как Ж
8
2
Ответить
Сергей
Севастополь
Savik
Сам из Беларуси , с друзьями регулярно пьем "жигулевское " . Так от одного завода надпись на русском а от второго па-беларуску . Оба завода самые крупные в стране , так что продавщица насвистела .
Значит я не правильно понял продавщицу, и пива давно не было в том магазине. Надо было в Бресте покупать ))
10
2
Ответить
    
Караганда
Сообщений: 1935
амурчанец
Здорово что все хорошо!
Да просто офигительно.
Ай инджой май кар!!!
-----------------------------
9
7
Ответить
Savik
Сергей
Значит я не правильно понял продавщицу, и пива давно не было в том магазине. Надо было в Бресте покупать ))
ну если магазинчик маленький , так в таких всего несколько сортов бывает
5
1
Ответить
    
Караганда
Сообщений: 1935
И таки да, была похожая история в начале марта 22 года.
Маму из Украины забрать
Из под Киева, Ирпенский район — Буча.
Там с выездом сложнее было.
Нас не хотели запускать в Украину — мы с сыном с западными паспортами, тоже «безвиз», но убедили пограничный контроль, что не наемники.
Встретили во Львове и сразу домой.
Одна ночевать в Кракове. В дорогом отеле — все для туристов было занято беженцами из Украины.
И потом домой через Чехию в направлении Вена
Ай инджой май кар!!!
-----------------------------
34
2
Ответить
Андрей
Новый Уренгой
алексей !
Жаль, что в преклонном возрасте людям приходится переживать переезды и все ужасы войны...
Если честно, то в любом возрасте не хотелось бы с ужасами войны сталкиваться...
54
 
Ответить
10509930
Симферополь
dsam_33
Не полячка, а полька. Полячка считается оскорблением. "Паличь" по польски - курить.
abka - так и называется Жабка.
Пшечка
13
12
Ответить
   
Дальнегорск
Сообщений: 587
А у меня чудная аллюзия возникла, когда вы описывали, как пересекли границу и гуляли по польским городкам. Ну прямо по Станиславу Лему! В "Путешествии одиннадцатом" из "Звёздных дневников Ийона Тихого". Где его на другую планету заслали под видом местного. Окружающие все такие любезные, а у самого внутри страшно - вдруг раскусят ))) Особенно эпизод в автобусе: "Пан едет до Пшемысля?"
19
 
Ответить
Сергей
Севастополь
Дальний горец
А у меня чудная аллюзия возникла, когда вы описывали, как пересекли границу и гуляли по польским городкам. Ну прямо по Станиславу Лему! В "Путешествии одиннадцатом" из "Звёздных дневников...
Эх, давно не перечитывал Лема. Забыл подробности....
Кстати, не пойму, почему в тексте его фамилия с двумя "м". Писал с одним
4
 
Ответить
21269630
Сургут
Приветствую! Отличное повествование, хорошо, что всё сложилось! Пиво «Жыгулёўскае» есть у нас даже в далеком северном Сургуте, в Красном и Белом. В тёмных чебурашках, и именно из Белоруссии, по цене, правда, как раньше были паулайнеры с францискайнерами.
14
1
Ответить
Savik
21269630
Приветствую! Отличное повествование, хорошо, что всё сложилось! Пиво «Жыгулёўскае» есть у нас даже в далеком северном Сургуте, в Красном и Белом. В тёмных чебурашках, и именно из Белоруссии, по цене, правда, как раньше были паулайнеры с францискайнерами.
так доставка )))
3
3
Ответить
Сергей
Севастополь
21269630
Приветствую! Отличное повествование, хорошо, что всё сложилось! Пиво «Жыгулёўскае» есть у нас даже в далеком северном Сургуте, в Красном и Белом. В тёмных чебурашках, и именно из Белоруссии, по цене, правда, как раньше были паулайнеры с францискайнерами.
Хорошее у вас снабжение! Говорят, много белорусов работает на Севере вахтовым методом. Это правда?
7
 
Ответить
Savik
Сергей
Хорошее у вас снабжение! Говорят, много белорусов работает на Севере вахтовым методом. Это правда?
Правда , лично знаю бригаду ( парни с соседнего двора ) которая регулярно летают на вахту
4
 
Ответить
RulonAboev
Ейск
Сергей
Хорошее у вас снабжение! Говорят, много белорусов работает на Севере вахтовым методом. Это правда?
На севере даже есть Белорусский город. В Нижневартовском районе. Толи Мегион, толи Лвнгепас. Непомню.
1
1
Ответить
    
Далеко
Сообщений: 33
Хотелось бы от пана историка услышать о трехсотлетнем сотрудничестве с золотой ордой
3
23
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 667
А сколько всего паспортов у автора?
9
3
Ответить
24065152
Красноярск
Да тоже удивило, что мешало погранцам в Беларуси и России показать паспорт РФ, непонятно..
5
 
Ответить
Сергей
Севастополь
24065152
Да тоже удивило, что мешало погранцам в Беларуси и России показать паспорт РФ, непонятно..
В поездку по Польше российский паспорт не брал, так как была вероятность заезда во Львов. А на обратном пути на российском посту показывал наш паспорт.
У многих крымчан сохранились украинские паспорта, что давало возможность посещать родственников на Украине до 22 года
11
5
Ответить
24065152
Красноярск
А что, таки удобная позиция с паспортами.. В Польше автор Украинец, в Беларуси - Россиянин.
18
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Если отбросить в сторону все анекдоты, то я очень любил свою тещу. Любимая мама любимой жены.. Жила в Новой Каховке, той самой, которая рядом с плотиной через Днепр. Умерла 7 лет назад, не увидела всего этого.
До сих пор жалею, что не вывез, может быть, пожила бы подольше.
Хороший отчет, молодец, мужик!"
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
11
1
Ответить
У вас очень приятный слог, спасибо. Здоровья Вам и Вашей маме!
6
1
Ответить
Сергей
Севастополь
A B
У вас очень приятный слог, спасибо. Здоровья Вам и Вашей маме!
Спасибо на добром слове!
И вам всех благ.
2
1
Ответить
 
Волжский
Сообщений: 208
Наверное многие немцы году примерно в 1943 под влиянием мистера Геббельса не хотели общаться с русскими)) Наверное у них было отчуждение к русским в свете последних на тот момент событий)
Мои отзывы: Toyota Wish 2008, Renault Logan 2005
2
7
Ответить
    
Сообщений: 58
У вас очень интересная манера изложения, мне понравился ваш отчет. И сама поездка у вас получилась интересная, несмотря на всю серьезность цели вы столько нового увидели! Здоровья Вашей семье, молодцы.
4
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром