|
Повторюсь для тех, кто не читал первую часть. Ковид ослаб, и появилась возможность посетить семью дочери и пообщаться с внуком, которому на тот момент исполнилось 1,2 года. Самолетами жена не летает, на авто по Англии решил, что не осилю, автобусом в 66-67 лет очень утомительно (уже ездили в 2014 г.). Решено было добираться поездами, не более 6-8 часов в день, чтобы путешествие было развлечением, а не гонкой: Минск — Брест — Варшава — Познань — Кельн — Брюссель — Лондон — Лансинг. Ехали на 2 месяца.
На рождество дочь планировала взять отпуск, чтобы вместе отправиться в путешествие по Англии. Был запущен процесс поиска автомобиля, дети склонялись к Scoda Karoq или Kodiaq. В результате купили SuperB, который через месяц пришлось обменять в автосалоне на Octavia, т.к. дочери отказали в страховке: нельзя управлять авто с двигателем более 1,5 л.с. неопытным водителям. В процессе воскресных поездок по окрестным достопримечательностям выяснилось, что внук не переносит долго сидеть пристегнутым в кресле, успокоить его невозможно, и рождественский круиз по Англии на машине отпал сам собой.
В этой части и описание обратной дорогу домой: Лансинг — Лондон — Париж — Барселона — Париж — Амстердам — Берлин — Варшава — Минск.
Дети переехали из Лондона в Лансинг на южное побережье, поскольку сразу под окнами квартиры можно заниматься кайтсерфингом.
Лансинг, самая большая деревня Великобритании, довольно скучная зимой. Торговля сосредоточена на одной улице, 1-2 этажная застройка типичными для всей страны домами. Всего 2 небольших гастронома: сетевая «Asda» и некий кооперативный, в котором я не мог первое время совершать покупки. Как ни придешь, 5-6 касс без кассиров, оплата самостоятельно через терминал, помощников не видно. Я и дома не умею ими пользоваться (т.к. не хочу), здесь пришлось научиться. Но не все так безнадежно.
С западной окраины начинается город Worthing, где совершаются основные покупки.
С восточной Shoreham-by-Sea, куда сдавали твердые отходы жизнидеятельности.
Причем все надо тщательно расфасовать, пластик из-под продуктов должен быть чистый.
Чуть дальше Brighton, фешенебельный курортный город, где можно «добрать» недостающий сервис или развлечения.
Обзорная башня «i360» в Брайтоне, капсула поднимает 200 посетителей на высоту 138 м.
Настал день отъезда, 7 января. «Евростар» на Париж ходит, но электрички до Лондона отменены — забастовка железнодорожников. Расстояние 69 миль, выезжаем на машине за 5 часов. Зять по Лондону впервые за рулем, пытаясь объехать пробки, петляли часа 3 по городу. Если бы не нервное напряжения из-за боязни опоздать на поезд, поездку можно было бы назвать хорошей обзорной экскурсией с проездом по Вестминстерскому мосту мимо Биг-Бена, через Трафальгарскую площадь. Посадка на поезд, как и в Брюсселе: отдельный зал, паспортный контроль, досмотр. 2,5 часа в дороге и мы в Париже.
Поезд прибывает на Северный вокзал — отель у нас забронирован возле Лионского вокзала, оттуда отправляются поезда на Барселону. Шенген визу получали испанскую, поэтому надо побывать в Испании, чтобы не было проблем при последующем получении шенгенской визы. Почерпнутая информация в интернете: от Северного вокзала до Лионского 7 минут на электричке RER, линия D, персонал метро всегда поможет. И от метро до отеля пешком тоже 7 минут. У нас дорога заняла 2 часа и пару литров выделенного мною пота. Не без труда добрались до платформы в метро. В какую сторону ехать и как отличить электричку от метропоезда? Схем нигде не видно, служащих нет, мое произношение Лионский вокзал «gare de Lyon» никто не понимает. Ничего не добившись, пропустив кучу поездов, садимся наобум в подошедший двухэтажный поезд. Небольшой шок — в вагоне ни одного белого европейца: какие-то моджахеды в одежде, как из теленовостей про Афганистан, африканцы в цветных тюбетейках. С направлением движения угадали и через 7 минут были на станции метро у Лионского вокзала.
Станция большая, 5 линий, в разные стороны проходы, турникеты, exit указателя нигде нет, навигатор глючит, интернета нет. Спросить, в какую сторону выход из метро не у кого, из персонала на станции ни души. Появившиеся полицейские объясняли как могли, что надо перейти на другую станцию, проехать одну остановку и мы будем возле отеля. Я пытаюсь объяснить, что ехать никуда не надо, от этой станции 7 минут пешком до отеля. Поняв, что ситуация патовая, этот русский «Bête comme un âne», полицейские почти заставили меня с их телефона сфотографировать маршрут движения и в сопровождении 4 стражей повели нас на другую станцию какими-то длинными туннелями. А ларчик просто открывался: надо было просто знать, что exit по-французски sortie. Следующая станция метро оказалась с другой стороны отеля, в пяти минутах ходьбы.
Уже поздно вечером, в темноте отправляюсь на поиски пропитания и обследования Лионского вокзала.
Вокзал огромный, с квартал и можно обойти по кругу, улицы на ¾ периметра пустынны, жизнь кипит только с фасада вокзала. Как и написано в сети, воняет мочой, но только на стоянке такси. Выходной день, поэтому с 13 часов ближайшие «Lidl» и «Carrefour» закрыты, фастфуд жена не приемлет, в результате день закачивается ужином пиццей из разряда так себе.
Утро 8 января началось, как и положено в Париже))))), с кофе и круассанов в кафе через дорогу и проблем с метро. Малозаметный узенький спуск, как обычный переход, турникет и билетный автомат. Русского в меню нет, самостоятельно билет купить не получается, вернее, опасаемся в неизвестный аппарат засунуть свою банковскую карту. Людей практически нет, только пара клоунов не стесняясь перелезли через турникет. Быстро пролетел мужчина, купив билет картой, которую забыл в автомате. У моего ангела-хранителя в этой поездке проявились криминальные наклонности. Заинтересовался я длиннофокусным объективом в Англии — он организовал мне находку фотоаппарата как у меня с нужным объективом. Стоило подумать о быстро тающем бюджете — подсунул банковскую карту француза. Отдать ее было некуда, сунул в карман и забыл о ней до вечера, потом поломал и выбросил. Решили воспользоваться советом из интернета: билеты можно купить в любом ларьке или магазинчике. На мое «тикит метро» продавцы удивлялись и показывали куда идти, т.е. до следующей станции метро. Пока я покупал билеты в кассе, жена подсмотрела, как это делать через автомат, и больше у нас проблем с парижским метро не было.
Прогулку по Парижу начали вдоль набережной, от собора Парижской Богоматери. Чуть было не прошли мимо Лувра, по пирамиде во «дворе» поняли, что перед нами достопримечательность.
Интересная фишка Парижа — букинисты на набережной Сены, торгуют с 16 века. До пандемии доход у них был до 2,5 тыс. евро. Думаю, что сейчас основная выручка от продажи магнитиков и брелоков; книги никто даже не листает, они в основном на французском, просто подержанные.
Совершили прогулку по Сене на кораблике, оно, конечно, романтично, но, как я понял, на автобусной экскурсии увидели бы намного больше.
Начал накрапывать дождь, и как-то получилось, что обыденно, мимоходом прошли возле Эйфелевой башни, не наделав сотни снимков. Очень долго ходили по улицам в поисках кафе, где меню было бы с фото блюд. Иногда такие попадались, с «волшебными» ценниками — посмотришь на них и несколько часов есть не хочется. Можно было бы ткнуть в чужую тарелку в кафе и сказать: мне то же самое, да только все везде сидят с десертами и вином. Сытно поужинали нарезками из магазина (колбасы у нас вкуснее)))), или привычнее.
9 января скоростным поездом TGV inOui отправляемся в Барселону, 69 евро за билет.
Номер в отеле «Expo Hotel Barcelona» большой, с огромной кроватью, мраморным полом — лучше номеров в наших поездках не было. Вид с балкона на привокзальную площадь. Памятуя парижский опыт общения с общепитом, предлагаю жене отправиться в сетевой ресторан «Lido», работают по принципу столовой. С утра не евши, долго шедши, оказались возле невзрачной забегаловки. «Lido» оказывается только в Прибалтике распространено. На обратном пути зашли в популярное заведение «Tapa-Tapa» на площади Испании. По красивым фото выбрали жене паэлью, мне блюдо из 4 куриных бедер. Супруга, не привыкшая к морепродуктам, поковырялась в тарелке и перешла на кофе. Мне принесли бедра, вернее бедрища 2 цыплят возрастом не более суток.
10 января. Продолжаем парижскую традицию — с утра кофе с круассанами в ближайшем кафетерии. Начинаем день с «hop-on-hop off» автобусной обзорной экскурсии. Билеты на 2 дня, 2 маршрута с возможностью выходить\заходить в понравившихся местах. В Барселону мы влюбились сразу, очень уютный, красивый город.
Зимой, в январе, сидеть на набережной под голубым небом и дышать теплым морским воздухом — непередаваемый кайф.
11 января повторили автобусный маршрут с остановками в других местах.
Шведская шхуна «Gotheborg» — настоящий деревянный парусник, плавающий по морям-океанам.
Дверь была не закрыта, сунул нос в подъезд жилого дома.
12 января. В Барселоне много чего еще не посетили, но как не съездить в Андорру, до которой 200 км. Что-то загадочное, княжество, как в сказке. Отправление автобуса с маленькой автостанции возле жд вокзала, часа 3 в пути, в темноте и тумане, и еще час в жуткой пробке уже в столице Андорра-ла-Велья. На границе проверили наличие паспортов, не открывая их. Вывели молодого парня из автобуса, с вещами, но через полчаса вернули. У Андорры не было возможности иметь имперские амбиции, поэтому нет помпезных зданий, улиц с дворцами — без изысков простая застройка.
Удивительный факт: В 1934 г. 12 дней королем Андорры был русский эмигрант, авантюрист Борис Скосырев. В интернете достаточно очень интересной и противоречивой информации о нем. Так и хочется сказать: Это реально материализовался Остап Бендер, по датам сходится. Королем стал на законных основаниях, объявил прогрессивные реформы, но был свергнут (незаконно) епископом Урхельским, приславшим из Испании за Скосыревым несколько жандармов.
Сейчас Андорра привлекательна для горнолыжников, шопоголиков — зона беспошлинной торговли. В Минске понравилась осенняя куртка, около 200 евро. Здесь купил похожую за 20 евро, только безо всяких нашивок. Потребности не было, но хоть что-то надо из Андорры привести.
У нас свободно времени было около 6 часов — это катастрофически мало. С питанием и здесь не сложилось. В кафе торгового центра сам выбираешь, накладываешь в тарелки. На кассе блюда не взвешиваются, настойчиво кассиром предлагаются бутылки с водой, но я упираюсь. Через день до меня дошло — обед был комплексный, вода входила в стоимость. Жена объявила рис испорченным, вареные яйца старыми. Я попробовал, в меру сил возразил. Через полчаса отправились в аптеку за лекарством от расстройства желудка. Возвращались в Барселону засветло, дорога была очень живописная, через Пиренеи. Непрерывно фотографировал, только все зря: блики от стекла, резкость слабая.
13 января. C утра отправляемся на блошиный рынок с 700 летней историей, «Els Encants», вдруг что-нибудь на память интересное найдем.
Половина рынка китайский ширпотреб, зря потратили время.
Конечно же, кроме всего прочего, посмотрели творения Гауди. Снаружи.
В этой поездке нигде по музеям не ходили (кроме Амстердама), хотелось получить общее представление о городе, посещение музеев слишком затратно по времени. От Барселоны остались самые восторженные воспоминания: красивый город, прекрасная зимняя погода +16, магазины всю неделю работают допоздна.
Зима зимой, но на пляже надо отметиться.
Краткая характеристика дилетанта: все барселонцы ездят на скутерах, помешаны на своем футбольном клубе и пьют в основном недорогое пиво (сужу по бутылкам на столах, а цену и марку специально посмотрел в магазине)))).
14 января за 59 евро за билет скоростным поездом TGV возвращаемся в Париж. Места со столиком, напротив две старушки испанки. Через 2 часа их непрерывной болтовни не выдержал, набрал на телефоне в голосовом переводчике: «Извините, от вашего разговора уже болит голова». Не сдержавшись еще и по-русски с раздражением высказался. Бла-бла-бла, бла-бла-бла — эти слова они возможно поняли, остальные 4,5 часа ехали в тишине.
Заселились в тот же отель «Hotel de Venise».
15 января с утра кофе с круассанами в ближайшем кафе и уже как бывалые на метро отправились обследовать Северный вокзал «Gare du Nord», чтобы в день отъезда не метаться с чемоданами в поисках нужной платформы.
От вокзала пешком отправились на вершину холма Монмартр. Довольно-таки крутая горка, на смотровую площадку возле базилики Сакре-Кер поднимались на фуникулере.
Спускаемся пешком с горы в поисках кафе, где мы могли бы разобраться в меню. Сами собой по дороге встречаются площадь Тертр, где «кормятся» художники, ветряная мельница «Moulin de la Galette» (изображена на многих картинах), кабаре Мулен-Руж.
В индийском ресторане минут 20 в меню искали знакомые слова, официанта не дождаться; пообедали через дорогу в итальянской пиццерии. Супруга изъявила желание увидеть Елисейские Поля, да и мне интересно, сажают ли там картошку. Широкая главная улица Парижа, прошли по ней около 1,5 км до Триумфальной арки.
Такую улицу надо проходить с экскурсоводом, впечатлений будет раз в сто больше. Картофельных полей не встретили, зато недалеко, почти в центре Парижа, есть виноградники, с которых получают около 500 литров вина ежегодно. 2,5 дня в Париже — это ни о чем.
16 января в 6 утра у нас поезд на Амстердам. До Минска можно добраться только с пересадкой в Брюсселе или Амстердаме, затем Берлин и Варшава. В Брюсселе уже были)))))) — выходил на улицу из вокзала на 5 минут, а Амстердам — это же мечта любого торчка.
На каких-то сайтах читал, что в Париже борзые таксисты, у них очень сильный профсоюз, и это позволяет им качать права при посредственном сервисе. Загрузил Uber на телефон, заказал такси, ожидать 4 минуты. Вижу на смартфоне, что машина ездит по другим направлениям, потом вообще на другую сторону Сены уехала за 10 км, а мне таксист пишет, что ищет отель. Через 20 минут пришлось снова будить менеджера отеля (русскоговорящий, армянин, в детстве вывезенный в Европу), чтобы он вызвал такси. От Uber пришел было штраф за неотмененный вызов, после моих объяснений аннулировали.
По 46 евро за билет и через 3,5 часа мы в Амстердаме. Крохотный, на несколько номеров «Ciao Papa Hotel» 202 евро\2 ночи. Вход в отель по крутой лестнице градусов под 70 и шириной чуть больше чемодана. Похоже, что это нормально для старых узеньких домов Амстердама. Для подъема вещей в квартиры наверху установлены балки и фасады домов имеют уклон в сторону улицы, дабы поднимаемый груз не цеплялся за стены.
Если здесь первым оставить велосипед, как его потом найти?
Сейчас смешно вспоминать, как первый раз в магазине опасались купить чего-нибудь из еды с коноплей или веселыми грибами. Для этих вещей повсюду отдельные магазинчики с огромным выбором каких-то баночек, коробочек всех цветов радуги.
Не решился попробовать чего-нибудь, неведомо, как мой организм отреагирует. Жена утомилась, осталась в отеле, а я отправился снова бродить по набережным Амстердама. Начали встречаться дома с окнами в пол и красной неоновой подсветкой. Понял сразу, куда забрел.
Я почему-то представлял, что это должна быть прямая длинная улица с витринами предложений по обе стороны. Все в разброс, на разных узких улочках и набережных. Время еще «детское», но некоторые жрицы уже работают: сидят на барных стульях в купальниках и пальчиком манят проходящих мимо клиентов, удосужился и я приглашающего жеста — старый, сутулый, слепой и лысый пенсионер.
17 января. Завтрак из магазина, кофе бесплатно сварил менеджер. День начинаем с экскурсии на кораблике по каналам. Nieuwendijk — улица от нашего отеля и до Королевского дворца; даже не подозревал, что поселимся на главной торговой улице Амстердама. Заглянуть в каждый магазин нереально, дня не хватит. TK Maxx, Primark, Zara, H&M и т.д. в каждом городе, стране; одно и то же.
В Амстердаме около 600 музеев, настоящих солидных несколько десятков, остальные придуманы по разному поводу: музей сумок и кошельков, музей секса, музей эротики, музей порнографии, музей человеческого тела и т.д. Последний мимоходом посетили: этажей 5, один этаж — одна комната/зал. Школьникам начальных классов может и будет интересно.
По запросу туалет навигатор привел к такому сооружению.
Под вечер уставшие зашли в первый подвернувшийся пустой бар выпить кофе. Интерьер за 3 копейки, ценников ни на что нет, одинокий бармен подал кофе в бумажных стаканчиках и с зачем-то разогретыми вафлями. Ценник составил более 30 евро. Что тут скажешь, попили капучино. Позже узнали, что это мы попробовали знаменитые голландские вафли «Stroopwafels».
18 января еще гуляем по городу и в 15 часов поездом отправляемся в Берлин, 6,5 часов в дороге за 76 евро. На немецкие поезда выдается один online-ticket на двоих. Салон вагона обыкновенный, а вот второй туалет для людей с ограниченной подвижностью — в отелях ванная комната меньше. В Берлине только переночевали в «Hotel Ibis», 80 евро.
19 января спозаранку поездом отбыли в Варшаву, в дороге тоже около 6,5 часов, но уже на 10 евро дешевле. На территории Германии в поездах маска обязательна, мне сделали замечание — нос был не закрыт. «Пан, маску можете снять», — это уже замечание от польского контролера. «Hotel Ibis budget» возле вокзала за 40 евро, номер копия берлинского за 80. В торговом центре наконец-то нормально пообедали — меню на польском можно понять, восточноевропейская привычная кухня, стоимость заметно дешевле, чем в западной Европе.
20 января автобусом отправляемся в Минск. Дорога на удивление была без пробок на всем протяжении, и совсем уже удивительно быстро прошли границу. В Минске на вокзале, по сложившейся традиции в этой поездке, опять нарвались на жадного таксиста: вроде у него все по правилам, тарифы на услуги на видном месте, только все в три раза выше от общепринятой стоимости. «Да садись уже», — супруга явно устала, хотела как можно быстрей попасть домой, наверно, секунды уже считала. Спорить с ней не стал.
Английская виза закроется в следующем году, так что строятся соответствующие планы с учетом совершенных ошибок. Возможно будет «До Лондона и обратно. 2 сезон»))))), возможно, на машине, для визового центра точно буду расписывать маршрут.