|
22-27 марта 2023 года.
Рабочая командировка в Сочи само по себе мероприятие интересное, а так как удалось с собой прихватить и семью, так и вообще мини отпуск получился. Учитывая, что нормального сообщения между Крымом и другими регионами нет, гражданские самолеты не летают, прямых поездов почти нет, самым оптимальным вариантом получился автомобиль. Обстоятельства так складываются, что меняю машины часто, и на момент поездки выпал как раз он, Матизка. Это не первый мой Матиз (Отзыв владельца), я знаю все его «узкие» места, поэтому опасений по части «а как же на таком маленьком ехать так далеко» у нас не возникало. Конкретно этот автомобиль страдал масложором, который устранить заранее я просто не успевал, поэтому помимо всего прочего взял в дорогу канистру 10W40 на долив. Фоток мало, так как не планировал писать отчет изначально, потом пришло, но было поздно)
По факту выехали в среду в 6:30, так как вторник день рабочий и собраться толком с вечера не успели, а надо было и поспать еще успеть. Главное, что выехали из Севастополя до утренних пробок. Ехать по Тавриде — одно удовольствие, дорога от Севастополя до Керчи знакома уже с закрытыми глазами практически и занимает всего 3,5 часа с остановками на «в туалет» на заправке, несмотря на густой утренний туман. Крейсерская скорость Матиза по прямой трассе 90-110 км/ч, расход топлива при такой скорости на 5-й передаче опимален. На 0,8 моторе Матиза можно закладывать стрелку и до 140, но это точно не его скорость, ему больно, а пассажирам страшно.
Итак, +/- в 10:00 мы были уже перед Крымским мостом, и вот тут начались неожиданности в виде досмотра. Оказывается, после взрыва на мосту в октябре 2022, теперь, чтобы въехать на мост, надо пройти личный досмотр, досмотр багажа и личных вещей, досмотр автомобиля. Нам повезло, очередь была небольшая, работало одновременно 6 гейтов на выезд, и контролер попался не въедливый, поговорили с ним про малолитражки, бегло осмотрел, по сумкам не шарил (не то что на обратном пути), чемодан и рюкзаки пропустили через рентген и поехали. На все про все минут 40 ушло.
Как только переезжаешь мост, уже замечено не раз (ездили до этого в Краснодар и в Тамань), совершенно другой воздух! В Крыму он сочный, сладкий, даже в Севастополе, в конце марта уже вовсю цветут крымская сакура, миндаль, персики начинают, луговые цветы и свежая трава, при этом достаточно сухой. А на Таманском полуострове воздух как будто солоноватый морской и влажный, тяжелый. Дорога до Новороссийска ничем не примечательна, не богата на пейзажи, степь да степь, вовсю идет дорожное строительство, много техники и пыли. Думаю, еще годик и будет такая же трасса по качеству, как и Таврида. Анапу проезжаешь мимо, издалека видно, что в городе много свежей застройки. По пути заприметил хутор Ленинский путь, примечателен он тем, что там огромное количество виноградников молодых, я насчитал как минимум три винодельческих хозяйства, в одно из которых на обратном пути мы заехали.
Новороссийск. Подъехали к городу мы примерно в 12:30. Первое, что бросается в глаза — огромное количество грузовиков, на въезде в город есть огромная парковка, я навскидку насчитал около 300 зерновозов (7-метровый кузов + 7-метровый прицеп). Еще никогда я не видел в одном месте такого количества грузовых машин. Видимо, зерновая сделка таки идет по плану, и в этом году опять будет рекордный урожай. Пробки. Чтобы попасть на объездную дорогу, нужно было отстоять очередь на поворот из этих самых грузовиков. Как-то нам это не улыбнуло, и мы решили проехать через город. Как показал опыт обратного путешествия, ехать через город гораздо удобнее, приятнее и быстрее, чем по объездной.
По всем признакам, Новороссийск город очень живой, и это мы еще в центр не заезжали даже. Есть свежие симпатичные жилые комплексы (есть и ужасного вида дома тоже), много хороших машин (после Крыма вообще обращаешь на машины внимание, так как у нас просто заповедник ретро авто-мото техники). Я в Шанхае не был, но Новороссийск вызвал у меня именно такую ассоциацию, международный морской порт делает свое дело. Также в городе расположены цемзавод, нефтяной терминал, вроде сталелитейный завод даже есть. Побочный эффект промышленности — отвратительного качества воздух. Дышать в открытое окно машины в городе реально невозможно, я чуть не задохнулся. Я родом из Красноярска, города, воздух которого периодически попадает в ТОП самых грязных в мире, но за почти три года в Крыму я привык дышать чистым морским, а не вот это вот всё)). А еще Новороссийск окружен горами с северо-востока, которые выглядят как скалы мордора, серые и безжизненные, в совокупности с воздухом это оставляет несколько гнетущее впечатление. В общем, вердикт — интересно, посмотреть город стоит, но жить в нём не хотелось бы. На выезде из города в сторону Геленджика есть классная смотровая площадка, с которой отлично просматривается город, бухта и выход в открытое море, где на рейде стоят гражданские и военные корабли. На ней мы пообедали припасами из дома и двинули дальше. Выехали из города примерно в 14:00.
Геленджик. Собственно, сам город видели только с трассы, как и Анапу, потому что дорога в него не заходит, но так же видно, что город развивается мощными темпами, новостройки, трасса расширяется. Сам город поболе, чем Анапа. А вот после Геленджика начинаются чудеса.
Вы когда-нибудь видели ливневую канализацию на трассе в деревне? Лично я нет, до этой поездки. То ли долетели крохи от бюджета Олимпиады 2014 года, то ли то, что дача президента где-то поблизости, ведь, когда президент поедет из аэропорта Геленджика, что он должен видеть? Правильно, как все красиво и благоустроено, поэтому и ливневки по трассе, и разметка красивая, и тротуары мощеные, и домики как с картинки. Именно на этом участке у меня возникло ощущение, что я где-то в Германии нахожусь. Это касается населенных пунктов Возрождение, Михайловский перевал, Пшада, Текос. Именно здесь, кстати, проходил и один из трудных участков трассы, извилистый серпантин, где чувствуешь себя как на ралли, постоянно работая педалями, рулем и рукоятью переключения передач, тем лучше, потому что совершенно отшибает усталость и сон. Дорога красивая, азартная, но все же трудная и опасная. Мои спали в машине на этом участке, при том, что в одну сторону, что в другую, поэтому поделиться впечатлениями и втупую поржать над географическими названиями в пути типа «Узкая щель» или «Добрая щель» мне было не с кем.
После прохода перевала у Матизки случился приступ метеоризма в виде густого маслянистого выхлопа, я даже испугался, что посадил мотор в поворотах. Остановился на Лукойле. Проверил жидкости, никаких эмульсий нигде, слава богу, не было, уровень масла существенно упал, долил около литра. Передохнули, выпили посредственного на вкус и элитного по цене кофе с Лукойла, двинулись дальше, Матиз пару раз смачно перданул в лицо едущим сзади и успокоился, покатив в штатном режиме.
Примечательно на трассе село Архипо-Осиповка. Очевидно, село богатое, на берегу моря в расщелине, через село протекает горная речка, есть гостиницы, магазины большие, заправки, широкий пляж, причал. Бахчисарай или Саки не настолько богаты с виду, как это маленькое село, для себя отметил как интересное место для полудикого отдыха на когда-нибудь. Чуть дальше в районе села Тешебс, названного в честь речки, на которой стоит, есть пешеходная тропа вдоль этой самой реки к местной достопримечательности, «Гебиусские водопады». Если бы не были ограничены во времени, я бы с удовольствием сходил посмотреть (своих не спрашивал, они спали)). По фоткам из интернета очень красивое место. Трасса, начиная уже от Геленджика и до самого Сочи, просто не перестает радовать красотой пейзажей вокруг. То горы, то море, то лес, всегда есть на что посмотреть, на волне впечатлений я вообще не чувствовал усталости за рулем, хотя спал всего 3 часа накануне.
Туапсе. Маленький и вонючий городок. Самый вонючий из всех, что я встречал. Если в Новороссийске дышать было тяжело, то здесь ощущение, что ты стоишь и дышишь во все ноздри прямо над открытой газовой конфоркой. В Туапсе есть НПЗ, но пахнет именно газом. В интернетах периодически всплывает тема вони, но власти ничего не предпринимают. Читал, что Туапсе живет в состоянии перманентной экологической катастрофы, что ж, всех это или устраивает или все привыкли и смирились. Всё еще усугубляется тем, что через Туапсе невозможно проехать, не постояв в пробке, что вечером стояли, что утром, на обратном пути.
Где-то в районе Лазаревского я понял, что, как ни старайся, в плановые 13 часов пути по этой трассе и на этой машине я ну никак не уложусь. После Лазаревского как раз пролегает самый извилистый участок трассы, в итоге последний отрезок пути в 50 км мы преодолевали уже по темноте и заняло это еще около 2,5 часов. По трассе несколько раз встречались дорожные работы с перекрытием полос и стояли реверсные светофоры, чинили последствия размытий и обвалов на серпантинах. Когда ехали назад, все уже было залатано.
Итого, дорога в 730 км обошлась в 16 часов, 1 бак бензина и 1,5 литра масла, и еще где-то по дороге потеряли один колпак.
Сочи. Сказать, что это живой динамичный город — ничего не сказать. Его надо увидеть, чтобы понять. После Крыма это вообще кажется Лас-Вегас! Март месяц, низкий сезон, но народу, по сравнению с Крымом, больше в разы. Всё работает, есть магазины, фастфудни, да даже М.Видео и Сбербанк у жителя Крыма вызывают удивление. Ну, нету у нас ничего такого, даже связь мобильная — роуминг, так что, как ни крути, Крым это все еще заграница, постсоветская провинция. Сочи у нас вызвал воспоминания о Тае и Вьетнаме, точь-в-точь азиатщина, только с небольшим «московским» акцентом. Движуха, узенькие улочки с магазинчиками, апартами и кафешечками, в то же время ухоженные скверы, красивые проспекты, подсветка кругом, шикарная набережная.
На набережной почти каждый вечер объедались мидий в Мидийном месте, их стало много, формат пользуется спросом! Днем Я работал, а жена встречалась с переехавшими из Красноярска подружками.
Машина вела себя хорошо, в первый день я забрал из транспортной компании 100 кг груза (12 коробок), который отправил из Севастополя, в Матиз входит со свистом, но везти с собой было бы неудобно. Я уже понял закономерность, что при плавном движении на 2-3 передаче и на 5 передаче без перегазовок она почти не дымит, старался так и ездить, чтобы не портить воздух, масла подливал по мере необходимости.
Покатали по городу, жили в центре рядом с набережной в апартах «Анита». Очень, кстати, приличные, за 2300 в сутки на троих, поездили по окраинам, чтобы увидеть Сочи со всех сторон. Да, на окраинах обстановка более маргинальная, но не ужасная, так что как везде. Пробки в городе, по сравнению с Севастополем, есть! Летом, полагаю, очень и очень потно.
А в воскресенье решили сгонять в Красную поляну. Сомневались еще, ехать не ехать, но нас убедили, что надо. Трасса супер, 50 км пролетают мгновенно! Сам поселок Красная поляна — в стороне от основной инфраструктуры, вся движуха начинается в поселке Эстосадок, это чуть дальше, именно в нем и находится ЖД станция «Курорт Красная поляна». Тут живут постоянно только те, кто работает на курортную инфраструктуру, если может себе позволить, или кому контора оплачивает, так как аренда 2к апартов колебается в районе 100к.
В Эстосадоке живут наши хорошие знакомые из Красноярска, перед выездом утром я написал, что мы едем в их сторону, но так как роуминг у меня работал как попало, ответ я так и не получил. Ну, думаю, ладно, воскресенье, спят люди, чего тревожить, позже наберу. Когда мы заехали на парковку, 200 руб./час на минуточку, посмотрели обстановку, узнали, сколько стоит экскурсионный подъем на высоту 960 км — на троих почти 3000 руб., и это только на первую смотровую станцию, ехать выше — платить ещё. Я узнал, что туда можно заехать и на машине, собственно, так и решил, несмотря на то, что жена была не в восторге от идеи.
Матизка, как оказалось, тоже был не в восторге и решил не ехать вообще никуда. Погасла панель, я сразу понял, что аккум, открыл капот — точно. Сползла клемма с минуса, подцепил. И вот тут Матиз выдал вой сирены, который я никак не мог отключить. Дело в том, что на машине стоит сигналка, которой не пользовался и прошлый владелец, брелок он мне отдал, слава богу, но, как оказалось, работала только кнопка открывания багажника. И вот мы стоим на парковке посреди курорта, машина орет и завести не дается, так как блокируется бензонасос. Звоню бывшему машины — не берет, залез в гугл, нашел команды сервисной кнопки для этой модели сигналки, осталось найти кнопку саму. Благо, оказалась не очень далеко, под торпедой со стороны водителя, но все равно, чтобы нажать, надо было засунуть голову к педалям. Кое-как справился, завелся!
Вдруг звонят наши местные друзья и говорят, что, оказывается, нас давным-давно ждут, а так как крымский роуминг не бум-бум, сообщения не доходят. Мы быстро перепарковались, сходили за тортиком и в гости.
Они же по своим местным скипасам свозили нас на высоту 960 км посмотреть виды. Там построен малюсенький туристический городок, этакая маленькая Швейцария, красивая, нарядная, как с картинки. Людей было мало, так как трассы были закрыты из-за опасности обвала. Да и снега почти нет, в этом году, говорят, самая бесснежная зима была в тех краях. Но виды все равно захватывают, и это лишь начало, так как самая высокая точка, куда можно забраться — 2500 метров! После этого мы съездили в небольшой поход по каньону реки Псахо, очень красивое местечко, летом можно купаться, стоять с палаткой, да и просто гулять, мы просто погуляли, поели пирожков с чаем в местном кафетерии, пообщались, повспоминали дела минувших дней, поудивлялись, как так все уехали из Красноярска на югА в разные города и вот раз и встретились! Распрощались, ребята поехали к себе, а мы обратно в Сочи.
Олимпийский парк. Быть рядом и не заехать — преступление, поэтому, несмотря на усталость, поехали. Я был тут в 2016, поэтому расположение объектов помнил, дороги с тех пор не изменились, без навигатора спокойно сориентировался, показал жене с сыном олимпийские стадионы, стелу, потом запарковались, перекусили в кафе «Парус» прямо на Имеретинский набережной, ценник нехилый, еда вкусная, но на такой ценник не тянет. Борщ 500 руб., ну такое. Но посадка полная и обслуживание на высоте. И шикарный вид на набережную. Людей гуляет в разы больше, чем в самом Сочи. Имеретинская низменность — место, где была олимпийская деревня, все олимпийские общаги переделали в гостиницы, номерной фонд гигантсткий, подавляющее количество людей, кто едет отдыхать в Сочи, попадают как раз сюда, в Адлерский район, даже не подозревая, что они и не в Сочи вовсе, и даже не в Адлере.
Адлер. На обратном пути из Имеретинки в Сочи заехали в Адлер, потому что сыну нужно было обязательно посетить аниме-магазин. Я сходил с ним, посмотрел, на что подростки готовы тратить деньги родителей. Пластиковая статуэтка сексотки с гипертрофированными титьками и задницей из какого-то аниме-сериала 6500 руб. Купил ему два плаката «Атака титанов» по 100 руб. и поехали)) Жена сказала, что в Адлере торговый центр круче, чем в Сочи «Море молл», по площади поменьше, зато бутиков больше. В Севастополе бутиков и так не было, санкции, а после начала СВО таки вообще не стало ничего. Поэтому нам было прикольно побродить, вспомнить, что такое цивилизация, поностальгировать, так как в Красноярске этого добра тоже навалом.
Последняя ночёвка в Сочи. Со мной случился казус, первый раз в жизни такое, я перепутал даты выезда. Когда мы были в Красной поляне, хозяин апартаментов позвонил мне и спрашивает, во сколько мы номер освободим, у него уже люди едут заселяться. А мы сидим в Красной поляне чай пьем в гостях. Благо, мужик оказался адекватный, я ему объяснил, что перепутал, что мы далеко и номер не освободим, он без штрафов и прочей фигни продлил нам номер еще на сутки, я ему просто на карту перевел деньги.
Выспались, загрузились и поехали. Выехали из Сочи в 6:00 примерно.
Всю дорогу до Новороссийска практически не прекращался дождь, а до Туапсе всю дорогу стоял туман. Вероятно, благодаря этому машин было немного, до Лазаревского мы доехали всего за 1,5 часа, на час быстрее, чем когда ехали в Сочи. А в Туапсе были уже до полудня. Все промоины на серпантинах, где были реверсные светофоры, заделали, это тоже сыграло роль. У нас оставался один незакрытый гештальт: магазин «ФИКС ПРАЙС». Дело в том, что в Крыму их нет, так же, как и многого другого. Мы заезжали в один в Сочи, но он был ни о чем, нужен был большой, где полная товарная матрица. И вот в поселке на 10000 человек, пгт Новомихайловский, увидели возле дороги ЕГО и пропали на 1,5 часа. Точнее, жена пропала, но у нас-то выбора не было, поэтому она покупала, мы с сыном носили корзины))
Вообще, это такой очередной минусик в карму Крыма. Какого черта в пгт на 10000 человек на одном пятачке есть супермаркет, гипермаркет, виномаркет, сделайсаммаркет, вседлядомамаркет и ларёк с шаурмой, а в Крыму такое изобилие встретишь разве что в Симферополе, и то не факт, потому что магазинов с товарами для дома как «Фикс Прайс» в Крыму нету. Я очень надеюсь, что Крым это как Сочи 10 лет назад, и у нас всё будет через 10 лет, только ещё лучше.
Покатили дальше, в районе Геленджика мы встряли на ремонт дороги, но проскочили довольно быстро. А вот в Новороссийске я сглупил и решил проехать по объездной, а не через город, как в прошлый раз. В итоге пробирались по мрачным окраинам Новороссийска без малого полтора часа. Останавливаться на обед тут совершенно не хотелось, так как шумно, грязно и нечем дышать. Еще нас догнал дождь, и на улице было совсем не дружелюбно. Кое-как вырвались, на въезде в город со стороны Анапы вообще стояла какая-то невообразимая пробка. Как только перемахнули через гору на развилке Краснодар/Анапа, повернули, естественно, на Анапу, сразу улучшилась погода! Было прям видно, как мрачные тучи поливают дождем Новороссийск за горой, а мы на равнине, и у нас сухо и солнечно. Специфика климата.
Здесь мы остановились передохнуть и перекусить на парковке одной из виноделен села Ленинский путь, называется она «Тристория». Молодое хозяйство, юные лозы, в этом году третий урожай дадут всего. И, конечно же, я не мог пройти мимо фирменного магазина, купил бутылочку молодого Каберне-сира по цене борща в кафе «Парус» на Имеретинский набережной, чтобы отметить возвращение домой, когда оно состоится. Долил последний литр масла из 4 л канистры, которую брал с собой, и мы легли на финишную прямую.
Крым. Отдали дань ребенку, заехали поесть пластиковой еды в КФС перед Крымским мостом, когда он еще этой гадости поест, в последний раз заправились до полного бака материковым бензиком и поехали, время 17:00.
Ничего не предвещало беды, как вдруг мы встали, пробка! Пробка перед мостом, правый ряд перекрыт ГАЙцами, всех спихнули в левый ряд, и мы почти два часа ползли расстояние 500 м, чтобы пройти досмотр перед съездом на мост. Это было, наверно, самое раздражающее в поездке. В пробке познакомился с дедом армянином на жиге пятерке, он гоняет из Еревана в Белогорск регулярно. Говорит, обычно в 20 часов укладывается (охренеть), в этот раз, говорит, будет 23 (все равно охренеть). На досмотре нам тоже попался армянин проверяющий, и такой, зараза, оказался дотошный, перетряхнул всё, я еще удивился, что не заставил запаску вытаскивать, в каждый пакет нос засунул. Кое-как проехали, и вот мы уже мчим по Мосту, еще немного и родные берега.
Первое впечатление словили на первой остановке на АЗС в районе Керчи в туалет. Как-то не могли понять, почему на материке неуютно на заправке. Эврика! Наши, крымские сетевые заправки, ТЕС, АТАН, они же новые, построены по современным лекалам, с кафе, туалетами большими, двери бесконтактные везде, 12 бензоколонок, 4 кассы, 2 кафетерия, взрослый и детский туалеты, банкомат, детская площадка, спортплощадка. Казино только не хватает. А там что? Газпром, Роснефть, Лукойл унылые, которые построили 10 лет назад и ремонт не делали. Ну да, бенз на 2 рубля дешевле, да и хрен бы с ним. Зато у нас красивее и кофе дешевле)
По пути домой от Керчи останавливались всего один раз, на объездной возле Симфера, домой сильно хотелось уже, и на работу завтра к тому же, эх((. Обратная дорога заняла так же 16 часов, несмотря на то, что ехали бодрее. Заезд в «Фикс Прайс», КФС, пробка на мосту. Теоретически, если гнать без остановок, при крейсерской 130-140 можно долететь и за 10-12. Но дорога ведь непредсказуема. Наше путешествие, благо, прошло без происшествий, машина вела себя предсказуемо, экзамен на надежность пройден. Вино из «Тристории» оказалось весьма и весьма приятным, легкое, элегантное, я бы рекомендовал его любителям белого, для познания красной стороны силы. Словом, понравилось, благо у нас тут купить его можно.
Сравнивая Сочи и Крым, не могу сказать, что один лучше, другой хуже. Они просто разные, на разных ступенях эволюционного развития. Сочи однозначно более развитый в плане туризма, здесь хороший сервис норма, а не исключение, широкий выбор на разный бюджет. Сервис, который для Сочи норма, — в Крыму почти что люкс и стоит как люкс, а не как стандарт, к этому надо быть готовым. Цены на товары в Сочи в целом такие же. Зато в Крыму больше дикости и необузданности. Выбор отелей в Крыму меньше, зато больше дешманских пансионатов. Больше возможностей для самостоятельного туризма, дикие пляжи, бескрайние степи. Сервис в Крыму менее развит, факт, но это просто нужно принять как данность.
Лето 2023 в Крыму обещают неоднозначное, запросов в поисковиках по теме отдыха в Крыму вдвое меньше, чем в прошлом году. Вероятно, туристов будет сильно меньше, а значит и мест на пляжах гораздо больше! В то время как на пляжах большого Сочи, Анапы и Геленджика, скорее всего, будет не продохнуть. Не стоит ожидать, что это как-то отразится на ценах, опускать цены в Крыму не принято, но вот посмотреть красивые места без пробок и толп точно удастся.