|
Поездка из Кемерово в Крым через Северный Кавказ в суровый постпандемийный 2021 год
«Путешествия потеряли бы половину своей прелести,
если бы о них нельзя было бы рассказывать» …
Н.М. Пржевальский
Предисловие
Этот раздел появился перед самой публикацией на сайте, а побудило его написать лишь то, что в последнее время некоторые читатели стали чересчур агрессивно критиковать скромных «писателей» сего раздела. И дело не в том, что критике не место, отнюдь… Критика имеет место быть, но не имеют место быть помойные выпады отдельно взятых лиц, главная цель которых это острое желание унизить, оскорбить не только писателя и участников поездки, но и других читателей. В вульгарной форме пытаться научить, как нужно ездить, разбивать лагерь, фотографироваться где и с кем, по сколько километров проезжать в световой день и сколько раз принимать пищу, и в какую сумму при этому укладываться. А еще настойчиво рекомендовать любителям автотуризма пользоваться самолетом!) Как правило, этим занимаются одни и те же люди из отчета в отчет, судя по никам. Видимо, данные товарищи предпочитают таким способом реализовываться в этом Мире. Поэтому с большим уважением прошу проявить сдержанность, поберечь свои и чужие нервы, и скромно промолчать, если нечего сказать хорошего и доброго, мне и другим людям!) Заранее спасибо!) Пользуясь случаем, хочу предупредить, что автор публикации не состоит в Союзе писателей России, имеет достаточно скромные навыки писания, но, тем не менее, желает поделиться историей своего небольшого путешествия. Ведь если для кого-то в будущем это послужит хоть маленьким толчком для начала большого путешествия, значит я старался не зря! Так же хочу добавить, что в этом отчете любознательный читатель не увидит почти никаких конкретных координат зон отдыха, кафе, отелей, примечательных мест, возможно только беглое описание. Потому что я считаю, что у каждого из нас своя дорога, свой путь, но кое-что подглядеть у других, конечно же, можно и нужно!) Ведь путешествие начинается задолго до того, как ваша пятая точка усядется поудобней в седло вашего верного коня, путешествие и удовольствие от него начинается с подготовки и планирования маршрута!
Введение
После того как мне удалось уговорить свою семью отправиться в отпуск на автомобиле в Грузию в 2019 году, наша жизнь разделилась на «до и после». Отчет о той знаковой первой поездке был опубликован здесь же на сайте.
После того как мои девчата вкусили все прелести автомобильного туризма, остановить их я уже не мог, да и не хотел, если честно! Больно мне оно надо отговаривать их от большой дороги)). Автотуризм затянул по самое не хочу.
Итак, весна 2020. Отпуска на июнь забиты в календарь отпусков, машина приготовлена, бокс на крышу приобретен, финансовый момент на контроле. Готовимся ехать в Грузию и Армению, сравнивать воду в Дилижане и Боржоми, и тут бац — пандемия!!! Невиданная хреновина, новости гудят, ТВ не замолкает... Хоп и границы на замке! Это фиаско, братан…
Может быть хоть Крым?! А?! Черта с два, ни Крым, ни Рым... Ничего! Масочный режим, самоизоляция!
Потом настал 2021 год, граница все еще на замке, все наши планы на страны бывшего СССР разбиты в пух и прах, но ничего, значит, поедем Россией матушкой полюбуемся!
Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Подготовка началась…
После первой поездки на авто, появился кое-какой опыт, поэтому наш скарб здорово поредел, были выкинуты за ненадобностью 3 пары босоножек, 2 платья, диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Но потом все-таки решили собачонку оставить, больно уж хорошо с ним)). В багажник были куплены 2 пластиковых прозрачных контейнера в Леруа Мерлен, в которых хорошо просматривается содержимое, чтобы не тратить время на лишнее копание в сумках. Добавился компактный стол, наспех сделанный из гладильной доски и куска ДСП, стулья, компактная канистра с возможностью использования как емкость для душевой воды, и прочие мелкие и компактные штуки)). У нас вообще все компактно, потому что машина компактная).
17 мая
И вот настает день ИКС — вещи сложены, машина подготовлена, давление в шинах проверено.
Минутная готовность ключ на старт, протяжка-1, протяжка-2... Пуск!
Поехали!!!
В общем, маршрут — полная импровизация, известны лишь главные точки. Это бабушка в поселке Джигинка, которая ждет нас, Эльбрус и море, без моря никак, море это святое! Все остальные точки приложатся.
А пока познакомимся: Руслан (неунывающий и мужественный командор), Анна (изобретательный и находчивый второй пилот Дринкинс), Александра (симпатичная и невозмутимая стюардесса) и четвертый неизменный участник экипажа — плюшевый барбос по кличке Босс, и все тот же верный Nissan Note 1.4 МТ.
Итак, время 6:00. Не спеша пробираемся к выезду из города, привыкая к поведению загруженного автомобиля. Задние пружины немного просели. В голове беспокойство. Не ожидал я такого подвоха от поклажи, автобокса и двух теток, в голове мысли заменить пружины в дороге…
Экстренно собрали семейный совет, на совете постановили: «Начать экстренно худеть в дороге, съедая домашние припасы, чтобы снизить нагрузку на заднюю ось, а дальше ориентироваться по ситуации!» К слову сказать, зря я трухнул, никаких особых неудобств в дальнейшем мы не испытали от уменьшившегося клиренса.
Потом меня начала преследовать паранойя, что автомобиль начал потреблять вместо 5,5 литров на 100 километров целых 10 из-за наличия на крыше «рюкзачка». Я начал бухтеть, считать экономические потери от наличия бокса, гундеть на теток, что они слишком много вещей взяли и т.д., и т.п.))
Примерно через 100 километров, подлым ударом сзади в плечо и фразой «Хватит ныть тут!» я был молниеносно отрезвлен!)))
Заодно и бортовой компьютер от испугу пришел в себя. В общем, расход стал 6 литров, как и должно было быть, получается, бокс прибавил примерно пол-литра расхода на 100 километров. Так мы и покатили, не спеша по-пенсионерски, в сторону Омска, со скоростным режимом «соточка». Останавливаясь на АЗС, на обед, попить чайку, да и просто размять кости. Режим выбрали такой, чтобы катиться в удовольствие, чересчур не напрягая ягодичные мышцы.
Это тебе… Это мне… Это тебе… Это обратно тебе… Это все время тебе… Шо ты хапаешь, шо ты хапаешь! Не, я такой фасон не ношу. Так, я себя не обделил? По-честному?
Впереди нас встречает самая настоящая весна, трава с каждым часом все зеленее, а почки все толще и больше)). На обочинах дорог «не по-нашему» чисто. Низкий поклон тем людям, которые привели обочины в порядок, избавив от мусора. Жаль только, что не перевелись на Руси любители выбрасывать 5-литровые бутылки в окно и прочие люди с низкой культурой поведения...
В таком режиме к 20:00 мы укатились за Омск и остановились в мотеле «Сыто&Накрыто». Хороший, чистый мотель за вменяемый ценник. Проехали сегодня 950 км. Настроение хорошее, все довольны, только я немного устал с непривычки. Ну ничего, главное вкатиться, а потом произойдет «вруб номадической скорости», и пробеги по 1000 в день станут как поход в магазин за хлебом.
18 мая
Проснулись раньше, чем затарахтели дизели грузовиков, позавтракали и в путь! Впереди курс на Челябинск.
По традиции, нас встречает лес «палок» перед Ишимом.
Проезжая мимо села Локти на пути к Кургану, взгляд зацепил колокольню старого храма. Сворачиваем в ближайший поворот и через поле прямиком к селу.
Небольшое село, со старыми домиками, с колодцами для воды не может оставит равнодушным никого, очень уютно и по-домашнему тут, как в детстве у бабушки в деревне.
А на пути к храму слышно, как кто-то звонит в колокол, странно. Оказалось, это птицы облюбовали колокольню и крыльями задевают за колокол. Даже слегка жутковато стало от большого количества летающих над храмом птиц.
Храм Вознесения Господня, начал строиться на деньги прихожан в 1812 году, в 1839 освещен. Официально храм закрыт в 1941 г. В нем были устроены мастерская и гараж машинно-тракторной мастерской. На данный момент, храм не заброшен, основные помещения закрыты, но ведутся ремонтные работы силами энтузиастов.
Есть что-то магическое и притягательное в полуразрушенных, заброшенных церквях и храмах.
Полные впечатлений, мы отправились дальше в сторону Кургана. В голову пришла мысль, а почему бы не найти еще подобных сооружений по дороге, и не посмотреть их? Сказано-сделано! При помощи гугл карт, найдены 2 села недалеко от Кургана, и мы едем к ним!
Первый населенный пункт село Шкодинское.
Церковь в селе каменная, одноэтажная, построена в 1859 году на пожертвования купца Т. Вагина и прихожан, имеет один престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После революции храм служил зернохранилищем.
В 1990-е гг. жители села хотели восстановить церковь, но это оказалось непосильно с финансовой точки зрения для небольшой деревни.
Далее выдвинулись в сторону села Падеринское. Там величественно возвышается храм Вознесения Господня.
Каменная церковь Вознесения Господня в с. Падеринском была заложена в 1838 г. В 1903 г. Падеринский храм был частично перестроен. Шпиль колокольни был заменен деревянными «вторыми слухами», а на самой церкви появились деревянные «верхи», которые, как и надстроенная часть колокольни, были обшиты железом и увенчаны новыми куполами с восьмиконечными крестами.
Вознесенская церковь в селе Падеринском прекратила деятельность в первой половине 1930-х гг., а официально была закрыта в 1937 г. Здание долгое время использовалось под склад зерна и разрушалось. Были утрачены церковная ограда со сторожкой и иконостас, однако само здание сохранено.
Полны эмоций мы отправились дальше, уже в сторону Челябинска. У Александры после увиденного возник ряд вопросов, поэтому пришлось побеседовать на тему религии, государственного строя и о простом народе.
В селе зашли в местный магазинчик, нам нахвалили местных пельменей отказаться мы не смогли, купили, нашли хорошее местечко, остановились на ужин- развели «примус» и отпотчевали чем Бог послал.
Сытые и довольные, доехали до границы с Челябинском и заселились в придорожный мотель. Проехали сегодня всего лишь 650 километров, но впечатлений получили сполна.
19-23 мая
Проснулись как всегда рано и поехали переезжать Уральские горы. Погода стала меняться ежечасно, то дождь, то солнце и наоборот, и так несколько раз)).
Так не спеша мы доехали до Сима и в очередной раз решили сделать привал в знакомом месте и решили ухи сварить, не ну а что, мы не люди, что ли?) Обед — по меню!
Заодно и солнце разгулялось нам на радость…
Сытые и довольные, мы спустились с Уральских гор, посовещавшись, решили отклониться от маршрута и направиться в Казань. На ночевку встали на родине командирских часов.
Чистополь — купеческий город на Каме. Фотографии в интернете, конечно, немного преувеличивают его красоту, но все равно нам пришлась по нраву беглая утренняя прогулка по городу.
Пару часов прогулки, и вот мы уже в пути, впереди нас ждет Казань.
Следующая остановка «Музей Гражданской Авиации» в г. Ульяновск. Тут, конечно, моя душа разгулялась. Я, по большому счету, самолеты-то видел, как «чукча паровоз», только на картинках. Так что за уши меня было не оттащить от экспонатов, тут и легендарный турбовинтовой дальнемагистральный ТУ-114 и ТУ-116, переделанный в пассажирский из бомбардировщика ТУ-95М для Н.С. Хрущева. Интересен самолет АНТ-4, как первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик.
Самолет ТУ-104 открыт для посещения, чем мы, конечно же, воспользовались. Можно посидеть за штурвалом, покрутить то, что еще не открутили), понажимать кнопочки, чем Александра с большим рвением и занялась. Ух ты, сколько кнопочек, и как их только все запомнить. «Щелк, щелк!» — только слышали мы!
Нам повезло, удалось прибиться к экскурсии для курсантов летного училища, тем самым прогулка по музею оказалась еще более насыщенной.
Вершина в коллекции — это все-таки стремительный красавец ТУ-144. При осмотре этого чуда инженерной мысли мой рот не закрывался ни на минуту от восхищения, до чего же величественная машина. Таких больше не делают…
Жаль, внутрь попасть можно только избранным, мы, к сожалению, в этот список не попали. Надо было представиться сыном «турецкоподданного» или сыном прокурора, на худой конец, авось и разрешили бы подняться на борт.
Конечно, состояние экспонатов не шибко хорошее, глянцем не блестят, краска местами облезла, но за неимением поварихи и рак рыба, как говорится! Поэтому настоятельно рекомендую заехать и посмотреть на калоши, которые производили в СССР! Девчонкам тоже понравится, обещаю!
Вдоволь нагулявшись по музею, мы отправились дальше, впереди по курсу Саратов. Там нас ждет брат моего деда.
Вообще, я давно заметил, что своими путешествиями мы связываем невидимыми нитями одних родственников с другими, друзей наших родителей друг с другом, которые в силу многих причин уже давно не виделись и, может быть, вряд ли уже увидятся. Нас родители регулярно просят заехать то туда, то сюда и передать гостинец однокласснице, сослуживцу, родственнику. Что мы, собственно, всегда и выполняем. Рассказываем им друг о друге, показываем фотографии, рассказываем о том, у кого какое хозяйство, дом, двор и даже передаем привет Родной Земле.
В Саратове нас, как всегда, встретили вкусным ужином, и после третий рюмки самогона было принято «соломоново решение» разбавить поездку садово-огородными работами. В конце концов, Эльбрус от нас никуда не денется, пару миллионов лет стоит и еще пару дней постоит не переломится.
Весь следующий день мы посвятили общественно полезному труду, а за это деда Леша разрешил нам великодушно сходить искупаться в соседнем пруду.
Рано утром следующего дня было взято направление на Волгоград. Эта дорога знакома уже как свои пять пальцев, поэтому просто едем и наслаждаемся процессом езды.
Волгоград проскочили ходом, так уже несколько раз посещали его. Проехали через город, посмотрели, как балкер проходит Волго-Донской канал, и следующая опорная точка г. Сальск.
Мне часто говорят, что мы ездим «через …опу — раком/боком» какими-то кривыми маршрутами, что ночуем периодически в каких-то злачных городишках. А мне, знаете ли, нравится эта дорога, едешь, как орел, один — кочки собираешь, никакие Жигули под колесами не крутятся. И вообще, я считаю, что у каждого из нас своя дорога и свой маршрут к конечной цели, который ты обязательно должен составить самостоятельно и найти в нем свои любимые дороги.
К вечеру добрались до Пролетарска, решили там и заночевать! Нашли недорогую гостиницу в центре города — 3-местный номер и, довольные, легли спать! Люблю я маленькие городки, ну где еще можно найти номер за 800 рублей с видом на центральную площадь и товарища Ленина! Шик, блеск, красота!
На одометре сегодня 750 км.
Порой читаю я на DROMе часто отзывы автотуристов, как они транзитное жилье бронируют заранее. Иногда мысль поступить так же, но не могу.... Не хочу и не могу! Ну, не могу представить я, что мне определённо нужно ехать в заранее, за 2 месяца забронированную гостиницу. Ну как?! Ну как в дороге, в путешествии можно рассчитать время поминутно?!?! Да и, если честно, не хочу чересчур запрограммированно ехать, если для этого нет веских причин.
Путешествие в первую очередь — это приключение, а приключение не может быть запланированным!
24- 25 мая
Проснулись, как всегда, в 5:00, завтрак и в путь, на Кисловодск!
Решение посетить Кисловодск было принято достаточно спонтанно. Отталкиваясь лишь от того, что это наиболее близкая точка к урочищу Джилы-Су, которое мне судорожно хотелось посетить. Слышал, что дорога туда шибко красивая, а вид на Эльбрус так вообще бомбический)).
Перед Ставрополем, остановились на обед в кафе на вынос, с названием: «Хычины у дороги». Это, я скажу вам, что-то с чем-то, хычины похожи на чебуреки и очень вкусные! Наелись как бобики и помчали дальше!
В Кисловодск приехали под вечер, нашли квартиру на Букинге за 1200 руб. и заселились!
Проехали за день 450 км.
Заселились мы и пошли гулять по окрестностям в поисках вкусного ужина и прохладного пива!
Кисловодск, я скажу Вам, как встретил нас дождем, так и не отпускал до последнего дня! Намокание под дождем входило в обязательную ежедневную программу развлечений! Дождь шел всегда, разница лишь в количестве капель с неба!
В Кисловодске жизнь в мае уже кипит, никогда я не видел такого большого количество прогуливающихся по паркам и улочкам тетечек и дядечек за 50! Многие ходят со стаканчиками в руках, чтобы пить воду из источников, а тут, я скажу, они на каждом шагу! Чтобы не выбиваться из толпы, мы тоже добыли себе по стаканчику и ходили с ними!)))
Минералки обпился на годы вперед и крепко подсел на Ессентуки-17. Пришлось даже потом пить бросать.
Понравилось, что нет того пляжно-курортного движа, как в Геленджике или Сочи, все тихо, размеренно, благородно. Спокойное размеренное движение, кажется, время даже медленней протекает в Кисловодске! Женщины гуляют размеренной походкой. Мужчины терпеливы и не суетливы, как тот самый старый бык из анекдота, который медленно спускается с гор и принимается за все стадо!)))
Вот примерно в таком ритме живет вечерний Кисловодск!
Весь следующий день мы тоже посетили Кисловодску, гуляя тут и там под дождем, пробуя на вкус минеральную воду с разных источников! Дождевики здорово спасали нас!
Девчата сперва не хотели надевать, но мои убеждения, что от зависти все умрут, просто вразумили их!
А еще в Кисловодске царство кошек и котов, они тут всем заправляют! С собаками даже не считаются! Впервые я увидел, как кошки гоняют собак!
И вообще, никогда бы не подумал, что в Кисловодске окажусь, никогда его как город, который нужно посетить в расчет не брал, а он ещё и понравился всем назло!)) И мы решили туда еще обязательно вернуться, Кислые воды запали в душу всем без исключения. Единогласно!
26 мая
Проснулись, как всегда, рано, на улице опять дождь, посовещавшись, решили отправиться в Ессентуки и Пятигорск.
В Ессентуках наибольшее впечатление произвела лечебница имени Н.А. Семашко, ну а мы намокли, нагулялись и отправились дальше.
Следующая главная цель была «Провал» в Пятигорске.
Я как поклонник персонажей Ильфа и Петрова обязательно должен был отметиться в таких знаковых местах.
Конечно же, пока подымались на гору к «Провалу», в голове крутился отрывок из книги.
— Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза тридцать копеек!
Спросите, ну и что там в Провале? А ничего!
Вонючее минеральное озеро! И все...))) Но к посещению обязательно!
А мы купили мороженое и отправились дальше гулять. Пятигорское мороженое заслуживает того, чтобы упомянуть его в своем отчете! Очень вкусное! Граждане, покупайте пятигорское мороженое!!! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза—тридцать копеек!
— Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.
Весь день ходили гуляли, везде было чисто и умыто. Даже Машук, поросший кустами и рощицами, казалось, был тщательно расчесан и струил запах горного вежеталя.
Пятигорск нам нравился все больше и больше, для полноценного завершения дня, нам нужно было найти орла. Как без орла-то?!?!?!
Как потом людям в глаза смотреть, без фотографии с орлом-то?!)) У миллионов граждан нашей необъятной есть такое фото, а у нас не будет, что ли?!?Ага, щас....
— Скажите предводитель, а можете Вы на французском языке сказать следующую фразу: «Господа, я не ел шесть дней!» — Мосье, же не манж па сие жур!
Вдоволь нагулявшись, отправились домой в Кислые воды.
27 мая
Уррра, товарищи!!!! Наконец-то солнце! А это значит, что едем в урочище Джилы-Су, с надеждой увидеть Эльбрус! Завтрак, быстрые сборы, и мы уже в пути!
Хочу сказать, дорога, конечно, фантастическая, хоть боком катись, главное не быстро. Виды обалденные, то и дело встречаются большие стада крупнорогатого скота и суровые пастухи с берданками!)
Погода, конечно же, по традиции изменилась, тучи заволокли небо, и Эльбрус скрылся от нас, но все-таки мы там были, у северного подножья.
Залепили фоточку на фото Эльбруса, по традиции пообедали и отправились дальше! Ветрина был жуткий!
Эльбрус мы не увидели, к сожалению! Говорят, Эльбрус открывается только для хороших людей, а нам, значит, нужно делать больше добрых дел. Ну ничего, вот почистим карму и еще раз вернемся!
Дорога, конечно, потрясающая с затяжными подъёмами и с не менее затяжными спусками, спалить тормоза как 2 пальца...
Автомобиль на некоторые подъемы забирался на 1 передаче, но виды за окном стоили того! Несмотря на туман.
Доехали до урочища Джилы-Су, погуляли пару часов, как ежики в тумане, и поехали домой. Очень жаль, что туман опустился и затянул все небо…
По дороге есть единственное кафе, куда завозят туристов во время экскурсии из Кисловодска, мы тоже притормозили на обед, нам так понравилось, что второй раз не заедем!)
Вернулись в Кисловодск, там снова шел дождь, но мы решили все равно пойти гулять по городу, в сердцах я уже называл город Мокрыми водами. Добродушные соседи в гостевом доме, увидели, что мы собрались гулять в такую погоду, дали нам свои зонтики, чтобы мы как можно меньше промокли!) Спасибо, еще раз вам добрые люди!)
28 мая
Традиционно, ранний подъем в 6 :00, завтрак и алга!
Раньше встал — больше увидел! Отоспимся дома, а пока некогда спать, надо кругозор расширять! Сегодня решили отправиться в Домбай, на красоты, да и на канатной дороге прокатиться, фоточку красивую залепить для инстаграмма.
Дорогу выбрали через перевал Гумбаши.
Дорога не самого лучшего качества, но виды из окна такие, что на плохой асфальт и внимание не обращаешь.
По дороге остановились возле озера Кара-Кель, красивое озеро, решили тут и устроить привал! Лягушки сотнями под ногами прыгают — покушать спокойно не дают!
Далее по дороге остановились возле реки Уллу-Муруджу. Много народу толпится, все с бутылками, воду с реки набирают. Мы же не лысые, тоже бутылки взяли и пошли за водой, обогащённой серебром, после того как воды испил, стал себя на миллион долларов чувствовать.
У одной мадам из нашего экипажа корона потом еще пару дней никак не спадала!)
Добрались до поселка Домбай, машину бесплатно не поставить, там целая ОПГ по взиманию денежных знаков за парковку. Везде «частная» собственность, либо плати, либо не плати, но... Нашли парковку, заплатили, так спокойней и шины целее.
Оправились на канатную дорогу. В Домбае 3 дороги. 1 кресельная, вторая состоит из 2 старых вагонов похожих на трамвай, и новая Австрийская с вагонами в стиле «шик-модерн».
Цена новой канатки 700 руб. с человека подъем/спуск. Про кресельную не узнавали. Отправились к маятниковой канатке со старыми вагонами, там цена 400 руб. вроде, если память не подводит.
В итоге ребенка за красивые глаза и природное обаяние в очередной раз пропустили бесплатно! Хорошо быть милой девочкой!))
И вообще, ничего не радует так, как сэкономленные денежные знаки, которые можно потом потратить на другие полезные штуки в путешествии!
Оплатили и поехали, я, конечно, тот еще «любитель» высоты, боюсь до дрожи в коленях. Первые пару минут все шло хорошо, до тех, пока вагон не остановился на середине пути и не начал зловеще покачиваться, переезжая через опору, тут-то я и трухнул знатно...))
Высота большая, шансов, думаю, мало, а тут катастрофу на канатной дороге вспомнил в Тбилиси и вообще поник, думаю, все, доигрался хрен на скрипке, запомните меня молодым и красивым, а главное смелым...
Вагончик качнулся в очередной раз, и мы поехали дальше, потом была еще одна опора, высота еще выше, эмоции накаляются. Короче, ну нахрен эти канатные дороги, обратно пешком пойду, один, как орел с гордо поднятой головой. Идти правда долго, но ничего день длинный...
Поднялись на высоту 2250 м, пошли гулять, видами любоваться, воздухом дышать горным.
Познакомились с яком Гошей, побродили по базарчику, купили шкуру другого яка, ну или кто это там был, одному скорняку известно))). Анна еще в поездке по Грузии в 2019 году шкуру зверя канючить начала, пришлось купить тут, а то не отстанет же. Теперь вот постоянно дома валяется где попало под ногами и «мычит».))
Настало время спускаться в низ, на «красном трамвае» спускаться я категорически отказался, говорю: «либо я, либо этот чертов трамвай»... Я лучше пешком пойду, нервная система целей будет. Меня уговорили спускаться на кресельном подъёмнике, аргументировали тем, что там хоть падать относительно не так высоко в случае чего.)) Аргумент, подумал я, и лихо запрыгнул в кресло подъёмника). Спустились вниз до 2 очереди и небольшую часть пути проделали пешком все-таки, ну а что, места-то красивые, гулять надо.
В Домбае, кстати, есть недостроенная советская гостиница: «Аманауз». Очень экстравагантное сооружение.
Внутрь заходить не стал, ссыкун, однако, — подумал Штирлиц!)
Погуляли еще пешком пару часов и поехали домой в Кисловодск.
29-30 мая
Принято решение двигаться в сторону Осетии, следующая цель Даргавс — город мертвых!
Проснулись, завтрак и мчим навстречу приключениям! Само собой, маршрут мы не планировали от слова совсем, поэтому импровизировали на ходу.
Надо ли говорить, что природа Осетии восхитительна? А я все-таки скажу это! Глаз не перестает радоваться увиденному!
Хочу сказать, ехали мы по Осетии с легким чувством беспокойства, так как после поездки в Грузию, были немного наслышаны об осетинах.
Грузины очень часто пытались поговорить со мной о событиях 1992-1993 и 2008 годов, и об участии в этих событиях России. Лет-то мне не много, и все знания об этих событиях были почерпнуты мною из интернета и воспоминаний друзей нашей семьи, которые тогда жили в Сухуми, и еще воспоминаний моего коллеги, который служил в Ахалцихе и демобилизовался осенью 1992 года. Поэтому такие беседы в силу своей некомпетентности я старался максимально избегать.
Сейчас, чую, от моих слов и у кого-нибудь моча в голову хлынет, и задница подгорит обязательно, но не надо, не надо грязи... Не хочу вдаваться в обсуждение межэтнических конфликтов, последнее дело это… Там правду днем с огнем не сыщешь, у каждого своя. Поэтому Миру-Мир!!!
Что-то я отвлекся от основной темы, итак, продолжим... Дорогу выбрали через Алагир и Верхний Унал, по красивой горной дороге мы ехали, ехали и приехали к монументу Уастырджи. Народу много, туристы с разных регионов. Ну, думаем, раз люди ездят, значит, атмосфера должна быть положительная!
Любовались, фотографировались, пока шея не затекла вверх смотреть. Познакомились с местными ребятами, расспросили про дорогу, про перевал, про обстановку в регионе. Сергей оказался по роду деятельности защитником нашей с вами Родины, сказал, что все хорошо, обстановка хорошая. Рекомендовал только ночью по злачным местам не ходить и на всякий случай дал свой номер телефона, и наказал звонить, если нужна будет помощь.
Сергей, спасибо тебе еще раз, помощь, слава Богу, не понадобилась!
Сказал, что через перевал мы на нашей жучке не проедем, поэтому рекомендовал развернуться и через Алагир протянуть до Верхнего Фиагдона и уйти на Даргавс. Так мы и решили поступить, только после того, как устроили очередной привал в живописном месте.
Дорога снова заиграла новыми красками, то тут и там стали встречаться изображения Отца Народов.
В Осетии несколько раз за пару дней меня уверяли, что Иосиф Сталин не грузин, а осетин! Не Джугашвили, а Дзугаев. Ну что ж, Дзугаев так Дзугаев — спорить не стал! Мне хоть Дзугаев, хоть не Дзугаев...)))
Так мы и докатились до Верхнего Фиагдона, останавливаясь то тут, то там. Горы, природа, реки, башни, дома все приковывало наши взгляды! До сих пор мурашки по коже от воспоминаний! Эх, люблю я, черт возьми, автотуризм, сам себе командир — куда хочу, туда качу!
На Даргавс дорога уходила в горы. Пылища стоит, автобусы туристов толпами возят. Вот уж никак не ожидал тут столько народу увидеть, народу, конечно, многовато. Едем, машина на 1/2 передаче ползет, а вокруг красота невообразимая, как совы, головой по кругу крутим!
Доехали до Даргавса, поднялись... Вокруг тишина, несмотря на то, что мы не одни...
В таком месте очень доходчиво приходит понимание того, что жизнь дана один раз и прожить ее нужно достойно. Даргавс — это средневековый некрополь. В котором нашли свой последний приют 11000 людей. Уже после приезда домой занялся изучением, чтением об этом месте. И я был сильно удивлён тому, что главная проблема — это засилье туристов, которые ведут себя неподобающим образом. Фотографируются с останками, воруют их. Уму не постижимо, животные!
Долго гуляли, и с ворохом мыслей поехали дальше, дальше в сторону Кармадона.
Кармадонское ущелье печально известно сходом ледника Колка, унесшим 180 человеческих жизней.
На подъездах к Кармадону, помню, удивлялся, откуда на склонах гор столько много больших камней, откуда они там взялись? А потом до меня дошло, когда представил весь масштаб трагедии... Ехали дальше, перед нами то тут то там лежали камни на дороге, которые стащило с гор. Брр... До мурашек пробирает! В ущелье будто гигантская фреза проход расширила.
Когда останавливались, полюбоваться видами, или пытались разобраться в дороге, проезжающие местные водители останавливались всегда и спрашивали, нужна ли помощь?! Не заблудились ли? Говорят, в горах помощь бесплатна всегда!
Проехали через ущелье и отправились в Беслан, ночевать решили там.
Мы въехали в Беслан... При одном только слове Беслан, сердце сжималось в груди, в памяти всплывали кадры с мест событий 2004 года. Я сам еще подростком был тогда, но очень хорошо помню, как не смолкало радио в нашем доме, как мать плакала у телевизора...
Подъехали к школе, сердце сжимается, кадры из экрана телевизора в голове сменяют друг друга… В таком месте отчетливо приходит понимание, что зло всегда рядом и оно не дремлет… Ходили, молчали, думали, плакали...
Остаток дня прошел в разговорах, обсуждениях, размышлениях... Для нас был очень тяжелый день в моральном плане, но в путешествиях порой прикасаемся не только к прекрасному, но и к отголоскам ужасных событий, которые происходили на нашей с вами Земле. Об этом нужно помнить...
В гостевом доме познакомились с семьей из Адыгеи, и весь следующий день мы изучали достопримечательности вместе. У них был свой маршрутный лист, поэтому мы всецело доверились им.
Ребята оказались крайне веселыми. В процессе общения узнали, что перед нами никто иной как Максим Богатырев — Снежный барс, Покоритель 7 вершин, гроза морей и океанов, укротитель львов и крокодилов и там много всяких рангов, наверное, еще у него есть.))) Я сперва-то знать не знал, что за хрен в рваных кедах, передо мной. Ну «Снежный Барс», что еще за снежный барс?!)) Потом уже вечером погуглил, а чувак реально крутой! Круче него только вареные яйца!))
Альпинист-то он, конечно, ого-го, но автолюбитель, конечно, тот еще!)) Колеса на машине наполовину спущены, уровень масла на минимуме. Короче, пожурил немного его))), достал насос, качнули колеса и отправились изучать окрестности.
Первая остановка роща Хетага — святое место у осетин. Нам рассказали легенду о Хетаге. Это был первый христианин среди осетин. Родные не поняли и не приняли его выбор, возжелали жестоко наказать отступника. Хетаг, скрываясь от преследования, молил о защите. И случилось настоящее чудо. От расположенного рядом густого леса отделилась небольшая рощица и надежно укрыла скитальца.
Потом через Алагирское приехали в Нузал. Здесь находится часовня, которая датируется XIII-XIV веком. В часовне сохранились старинные фрески Георгия Победоносца. Внутрь, к сожалению, попасть не удалось.
Прогулялись по единственной улочке поселения и отправились в Мамисонское ущелье. Красота вокруг необыкновенная, конечно. Северная Осетия — это кладезь красивых видов. За каждым поворотом тебя ждут чудесные виды, которые останутся в памяти на долгое время.
В Мамисонском ущелье едем к селу Лисри.
Практически все сооружения Лисри пострадали от времени, но все равно четко сохранились очертания улиц, развалины домов и башен сохраняют облик поселения. Камни, из которых выложены башни и строения, все как на подбор. Очень скрупулезно выложено все. Это же сколько раз надо вертеть камень туда/сюда, чтобы он нашел свое место в стене.
В селе стоит полуразрушенная церковь Успения Богородицы. Церковь была центром духовной жизни обитателей Лисри, в котором тогда было около шестидесяти дворов.
Рядом с селом есть кладбище, выглядит оно, конечно, совсем непривычно…
По дороге дальше находится застава и к леднику, говорят, проехать можно только по пропускам, поэтому мы развернулись и через Архонский перевал поехали домой в Беслан.
Что могу сказать по итогу про Северную Осетию. Она безумно порадовала своей природой, строениями, селениями, людьми и тем масштабом, на котором все это уместилось. А главное она ездабельна и проходима на легковом авто. Смело езжайте в горы даже на пузотерке! Так что вперед!
1 июня
Небо с утра заволокло тучами, погода стала портиться шибко, в горах начались сильные дожди, опустился туман. Поэтому в Ингушетию решили не ехать. Посмотрели Гисметео, прогноз погоды ничего хорошего не предвещал, на неделю вперед дожди… Надоели дожди, ей Богу, нам своих дождей дома хватает!
Гисметео говорит, что в Анапе показывает +30, солнечно, ну что, «погнали наши городских?» Авось, прогноз погоды не обманет!)
И вот мы уже на пути к морюшку, едем, песни поем, бананы жуем, наслаждаемся дорогой, предвкушаем теплое море, а то Саша уже все мозги проела своим желанием искупаться скорей.
По дороге на посту остановили ГАИ, проверили багажник, бокс, и мы разошлись...
Через пару км еще раз остановили, опять то же самое. Я начал забавляться, спрашиваю, что они ищут?! Молчат как партизаны! Пытать не стал, багажник захлопнул и ходу!! Через километров 50, снова пост, снова тормозят, тут я уже прям всерьез взялся за них.
— Что тебе надобно, старче? Что ищете, мил человек?!А?!
— Не положено говорить!
— Ну скажи. Я, может, сам покажу?!))
— Что в канистре?
— Вода!
— А в этой?
— Тоже вода, только техническая!) Пить будете?!?
— Ну, ладно, верю... Вода, так вода!) А то многие контрабанду со спиртзавода из Осетии возят, а мы это дело пресекаем!
— Аааа... Надо было сразу спросить! Водки нет, совсем нет…)))
— Надо было сразу так и сказать! Ладно, езжайте! Удачной дороги! И водку у местных не покупайте, ладно сами потравитесь, еще и друзей потравите, что они потом о Вас подумают... Неудобно получится))
Шутник, однако, — подумал Штирлиц!)
Докатились до Новокубанска, передали гостинцы друзьям родителей, снова поели вкусного мороженого и дальше в Анапский район, в поселке Джигинка нас уже ждет бабушка!)
Все приехали, дождалась…
За день прошли 780 километров.
Ужин, вино, беседы, сон…
2- 5 июня
Эти дни прошли в общении с родственниками и друзьями, чересчур интересного ничего не происходило, мы отдыхали. Отдыхали от дороги и суеты.
Погода, конечно же, по традиции испортилась сразу же после приезда в Краснодарский край, опять дожди, пасмурно, и так почти каждый день!
Были предприняты скудные попытки искупаться на море, но волны, ветер и температура воды вежливо рекомендовали нам воздержаться!))
Честно скажу, особо расстройств не испытали, не на одном море зациклены, но все же осадочек остался.
Сходили к родственникам, повстречался с отцом, прокатились в Анапу, традиционно погуляли под проливным дождем по Новороссийску. Мало-мальски помогли по хозяйству, в общем, ничего особенного.
Несколько раз приходилось выслушивать жалобы местных аборигенов по поводу того, что в Краснодарском крае нехватка кислорода и переизбыток туристов! Фразочки в духе: «Что вы все сюда претесь и претесь, где живете, там и отдыхайте, а то понаедут, одни пробки потом. И т.д., и т.п.». Я сперва слушал и слушал, потом слушал и размышлял, после 3 раза просто кривил лицо)) и в конце концов не выдержал, и Остапа понесло...
— А вот простите, любезнейший, вы чей холоп будете? С какого хрена я вас должен спрашивать где мне отдыхать и куда ехать? Хочу на Камчатку, хочу в Воркуту или Сыктывкар — это моя страна, Родина моя. Понимаешь?
И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок!
Нихрена ты не понимаешь и не поймешь...
Куда хочу, туда качу. Вас не спросил.
Всё, достало это нытье, решено поехать в «Крымнаш!» Там-то нас уж точно «рады» видеть!))
А то разнылись тут, отдыхать мешают им отдыхающие, видите ли!)
6-10 июня
Приняли решение отправиться в Крым, кругозор расширять!
9 лет назад я уже имел беглое удовольствие побывать в Крыму на мотоцикле. В 2012 году с товарищами прокатились на мотоциклах из Кемерово до Севастополя и оттуда взяли курс на Донецк и через Таганрог выскочили в Россию. Та поездка была самая первая, а первое путешествие — это как первый секс, так же страшно и ничего не понятно, но оооочень приятно!)))
Ооо... До сих пор с содроганием вспоминаю. Тогда это была поездка сродни полету в Космос. Мне 23 года — мотоцикл, дорога, 30 дней в пути, верные друзья. Что еще надо, а?!?!?
Помню как вчера те ночевки на берегу моря, в лесу, украинские поля и луга по дороге в Донецк.
Ехал, как у себя дома, наслаждался дорогами, видами, знакомился с новыми людьми, кайфовал от одной мысли: «Куда меня занесло-то, ек макарек!»
А потом настало другое время...
Ладно, хватит лирики — вернемся в наш 2021…
Как всегда, утром выехали и неспешно покатились, ехать решили по старой трассе, вдоль моря.
После Коктебеля, в районе Щебетовки ориентируясь на указатель, поехали в Кизилташский Стефано-Сурожский монастырь.
Доехали до шлагбаума и пешком отправились в гору.
Прошли полпути, навстречу к нам бежала заплаканная женщина и очень просила помочь ее супругу, которому стало плохо на подъеме. Быстро побежали за ней, нашли супруга, рядом с ним уже были люди.
Мужчина почувствовал недомогание и самостоятельно подняться, спуститься не мог. Очень похоже на тепловой удар, но я же не медик, блин…
Стали вызывать скорую, ближайшая больница в 50 км в Феодосии. Дежурная говорит, что на линии 5 машин, все перегружены вызовами, ждите... Сколько ждать, час? Два? Ждите… Спускайте мужчину с горы и ждите...
Вспомнили, что по дороге попалась на глаза военная часть, принимаем решение бежать в часть, надеясь на госпиталь или хотя бы в надежде найти носилки. Медика в части нет, прибежали 2 бойца с носилками, погрузили мужчину, аккуратно спустили всей братвой.
Звоним в скорую, и снова говорят — ждите...
Кто-то предложил погрузить прям на носилках бедолагу в машину и везти в больницу, откинули 5 дверь, погрузили и уехали...
Стояли, смотрели вслед уезжающей машине, и тут я кааак охренел от этой, казалось бы, банальной жизненной ситуации. Еще вчера по телевиденью товарищ премьер-министр и наш дорогой президент очень активно рекламировали всем ехать в Крым, а тут, оказывается, случись что и помочь некому. Мы очень надеемся, что ничего страшного не случилось и мужчина поправился...
Уже особо без настроения погуляли по окрестностям и покатили дальше в сторону Судака.
В Судаке решили не задерживаться, просто ограничились прогулкой по Судакской крепости. Непосредственно перед крепостью парковка платная, машин множество. При виде хитро сделанного билетера/контроллера у меня автоматически включается режим: «Хрен тебе на лысый череп!» Сдаю назад, разворачиваюсь, протягиваю вперед метров 300 и вуаля, паркуйся, где хочешь, местов тьма!) Вот гады, подумал я, чтоб вам пусто было. Ничего меня не раздражает так, как подобные попытки заработать бабла. Ощущение, что абсолютно на каждом шагу тебя хотят налюбить не покидает ни на минутку, всегда нужно держать ухо востро. И все это нагло, навязчиво, бестактно, как будто у меня на лице написано, что я лох-олигарх или олигарх-лох, ну или просто лох-обыкновенный/среднестатический. Кому как больше нравится.
Срамота!
В Грузии нас хотя бы вежливо и деликатно пытались налюбить.)))
Во время прогулки ветрина был жуткий, небо опять заволокло тучами.
Погода менялась всегда и постоянно, то солнце, то пасмурно. Надоела такая нестабильная метеорологическая обстановка на нашем пути.
Докатились до Морского, на глаза попался автокемпинг, там мы и решили кинуть кости, зря что ли палатку с собой брали.
Кемпинг только начали оборудовать, кроме туалетов ничего поставить не успели. Поставили лагерь пошли в Морское пополнить съестные припасы. Идем, гуляем, Анна с цветочками фотографируется)).
В каждом доме ларьки-шмарьки, кафе-мафе, сервис-шмервис одним словом)))). Так, что у нас с ценами? Подходим в киоск с пенными напитками, вижу цену на местное пиво 150-200 руб.
— Однако! — пробормотал он, — телячьи котлеты два двадцать пять, филе — два двадцать пять, водка — пять рублей.
Конечно, на мой взгляд ценник на местную бодягу в кегах завышен в 3 раза, ну ладно, возьму пару литров. Делаю заказ, мне наливают 2 литра пива и озвучивают 800 рублей с копейками, я аж заикаться перестал, как цену услышал.
— Водку чем будете закусывать? Икры? Семги? Растегайчиков?
— Не надо! Почем у вас огурцы соленые?!
— Пятак!
— Хорошо. Дайте, два!
— А, собственно, откуда такой ценник сформировался? Написано же 150, 180, 200 рублей?
— Как за шО? Як ж за пол-литра ж!
— Ах, за пол-литра... За пол-литра говорите… Почему за пол-литра, а не за литр, как везде принято?
— У нас ж кафе! Поэтому и цены за пол-литра ж!
— Ах, кафе... Ну тогда, понимаю, понимаю...)
Официант, шампанского! Хамы! Шампанского!
Кафе из себя представляло ларек с рольставнями на территории частного дома, и перед ларьком стоял замученный нелегкой жизнью, переживший падение Рима и взятие Бастилии пластиковый стол с парочкой стульев. Вполне возможно, что именно за этим самым столом еще и казаки писали письмо турецкому султану.
Это было первое крымское кафе, в котором нам удалось побывать!) Жаль, фотографии нет)))
Ну что же, подумал я, турист, которого не налюбили, не настоящий турист! Поднял руку и резко опустил! Пес с вами, крохоборы!
Утром попытались искупаться, почти всем это удалось! Только я храбрец в воду не полез, колотун, однако… Собрались, покатили дальше в сторону Ялты, останавливаясь то тут, то там любовались панорамой.
Забавный эпизод произошел по дороге в Ялту, остановились на обочине, захотелось видами полюбоваться, очередную фоточку для инстаграмма залепить. Отошли, значит, метров за 200 от машины, локацию выбирали). Пока фотографировались, к нам подошел важный местный собакен, поиграл с нами, создал экспозицию, лизнул фотоаппарат, потом схватил тапок Анны и свалил подальше!)
Анна кричит, бежит за ним по колючкам босиком, а я не могу от смеха удержаться, как ни пытался, не смог себя пересилить, насмеялся от души!))
За это в наказание пришлось Анну на себе до машины нести. (((
А песель, к счастью, оказался благородным похитителем, понял, что тапок это не топор, суп из него не сварить, благополучно бросил еще метров через 100 за машиной и ушел по своим важным собачьим делам).
Заехали в Ялту, Ялта кишит, движение хаотичное, дороги узкие и петлявые, все снуют туда-сюда. Нет, мне тут определённо не нравится, и мы поехали дальше.
Доехали до Симеиза, там и решили остановиться на пару дней и с Симеиза решили двигаться для изучения крымских достопримечательностей. Кататься по красивым местам в округе.
Симеиз — это, конечно, удивительный населенный пункт, цивилизация и бюджет Российской Федерации досюда еще не добрался от слова совсем.
Главная набережная это просто кабздец, можно считать Божьим чудом, если Вы не сломали ноги во время спецоперации «спуск к морю». Но это ведь ещё полдела, надо же подняться... Мне кажется, даже высадка в Нормандии в 1944 не сравнится с тем, что придется преодолеть туристу для того, чтобы забраться по разбитым лестницам и тротуарам назад. Вода, конечно, прозрачная, но искупаться не удается — снова колотун)). Поэтому следующие дни прошли в гуляниях и катаниях, на воду мы только смотрели!
Прокатились по дороге на Ай-Петри. После того как в 2019 году я прокачался на грузинских дорогах и закрепил навыки на перевалах Северной Осетии за 10 дней до Крыма, то накручивал рулевое колесо со словами в духе: «Вай, какой хороший дорог, какой пАворот! СлЮшай, а! Вах, вах!»
В общем кайф, мотор урчит, душа поет.
Получаешь удовольствие от процесса вождения.
Из поселка Куйбышево проехали через Кабаний перевал.
Прокатились по старому Севастопольскому шоссе и по многим другим дорожкам и перевалам.
На следующий день поехали в Севастополь, на его посещение у нас отведено всего пару дней, но ничего, будем считать, что это только очередная прелюдия!
Знакомство с Севастополем началось с Балаклавы и Объекта 825 ГТС, сооружение, конечно, монументальное!!! Прям чересчур! Хорошая экспозиция, прекрасное звуковое и световое сопровождение, в один момент я было чуть даже в сапоги не напрудил, благо в сандалиях был))), так что обошлось...
А какой там запах стоит, запах настоящего тяжелого металла).
Рекомендую пешую экскурсию, не будьте слабохарактерными, не поддавайтесь на уговоры собственной лени. Ножками, ножками топайте).
После осмотра базы подводных лодок отправились на посещение Бронебашенной батареи №35. Советую приезжать туда как можно раньше, чтобы попасть на экскурсию. Так как вход только с экскурсоводом и с ограниченным количеством людей. Мы свою очередь ждали несколько часов.
Бронебашенная батарея — еще один эпизод нашей с Вами истории, пример мужества и героизма наших Великих предков. Без слез и переживаний невозможно закончить осмотр Мемориального комплекса. За некоторых наших сограждан, конечно, было стыдно во время помещениях комплекса, за их поведение, разговоры, внешний вид, лобзание со своими телками- метелками, но Бог им судья, пусть это остается на их совести.
После заселения в гостевой дом мы отправились на вечерний променад в Севастополе с параллельным поиском продуктового магазина.
Поселились мы в центре, сложностей быть не должно на первый взгляд, но не тут-то было, как оказалось почему-то. Вообще, хочу сказать, что поиск продуктов питания для нас в Крыму был похож на целое маленькое приключение!
Как многие знают, сетевых магазинов не очень много, поэтому приходится часто отовариваться в основном в небольших магазинах сомнительного содержания и забавляющих цен! Я уже не говорю про кафе и качество еды. Гореть в аду, наверное, придется долго и мучительно предпринимателям в сфере общепита и розничной торговли! Первый день это огорчало, а со второго мы втянулись! И каждый день начинался с квеста «Где добыть еды, чтоб тебя не нагрели как последнего лоха!» )))
Не, ну простите, можете, конечно, обвинять нас сколько угодно в жадности и скупердяйстве, но я считаю, что покупать продукты, фрукты, воду по цене выше сибирских цен — это, конечно, признак дурного тона…
Мы начали относиться к нашему отпуску как к компьютерной игре, где каждый новый уровень со своими хитростями, который обязательно нужно пройти!
Вспомнил тут, как сим-карту покупали в Алупке. Значит, зашли в фирменный магазин, выбрали оператора, тариф, оформляем сим-карту и далее диалог:
— Сколько за сим-карту? — 450 рублей. — Странно, вот у вас в буклете написано 350 рублей стоимость сим-карты с тем тарифом, который мы выбрали. — И что, что 350 написано? Вы вообще знаете, в какую цену их в аэропорту Симферополя продают? По 1000 рублей, между прочим! А вы 450 не хотите заплатить.
Тут я, конечно, слегка опешил, а ежели честно, то просто охренел...))) Не, ну а что, принцип крайне прост: «Кадило крутится — лавэха мутится!» Лох не мамонт, не вымрет.
Так вот, значит, время часов 9 вечера, идем, значит, по центру Севастополя, в надежде еды добыть. Везде закрыто, попадаются только странные полуподвальные магазинчики с конскими ценами и продуктами сомнительного качества. Видим на автобусной остановке стоит женщина, подходим к ней, интересуемся, где можно найти нормальный магазин после 9 вечера, ответ ее крайне нас удивил. Если быть точнее, был даже не ответ, а искренняя форма негодования, выраженная в довольно-таки вульгарной форме))).
— Да какой магазин вы тут хотели в пол-одиннадцатого ночи, тут даже автобусы после 9 часов нихрена толком не ходят бл...ть!
После этих слов женщина топнула ногой и удалилась в закат — пешком! Еду мы все-таки добыли и, довольные, легли спать!
Следующий день прошел в гуляниях по городу-герою Севастополю.
Севастополь нам очень понравился, но, увы, дорога зовет. Нужно ехать в сторону дома, чтобы еще пару дней провести с бабушкой.
Решили добраться до кемпинга в Морском, провести ночь в палатке, но погода так редко переменилась, что желание ставить лагерь в сильный дождь резко улетучилось и мы решили ехать обратно к бабушке в Джигинку.
Погода, конечно, очень изменилась, просто раз и все, небо заволокло чёрными тучами, полил сильный дождь, который не утихал потом несколько дней и перерос в стихийное бедствие. Вовремя мы все-таки с побережья уехали, уже по пути домой прочитали в новостях, как 18 июня сильно пострадала Ялта от наводнения.
11-14 июня
Эти дни решено провести с бабушкой, насладиться общением, немного поработать в огороде. Ну, а Александра не оставляла попыток обуздать холодное море, и 12 числа укрощение моря дало наконец-то положительный результат, из воды Александру преимущественно оттягивали только за уши.
Уезжать, конечно, не хотелось, до последнего оттягиваем выезд, прощаться не хочется, но время, увы, нас гонит вперед, выезжаем без запаса по времени, ехать будем день в день.
Недолгое прощание, и 15 числа мы берем курс в сторону дома.
15 -20 июня
Дорога до Волгограда была уже знакома как свои пять пальцев, колеса крутятся, дорога стелется, верстовые столбы сменяют друг друга. Только обратили внимание, что за месяц пейзаж изменился, весенняя трава уже успела выгореть от жары.
Путь домой всегда воспринимается как-то по-особенному, вроде еще ехать и ехать, а уже начинаешь тосковать по уходящим дням безмятежности и одновременно планировать следующую поездку!
В Волгоград приехали затемно, еще днем забронировали номер в гостевом доме в центре города, вопрос с ночлегом был решен, поэтому мы прямиком отправились на Мамаев Курган. Проехали сегодня почти 900 км.
Утренняя прогулка по Волгограду.
В это время года мошка в городе особо свирепствует, прям всю душу вымотали, я не ожидал такого... Цены на Рефтамид в магазинах просто космические. Волчьи законы рынка в деле!
В общем, быстро-быстро прогулялись по знаковым местам и в районе обеда мы уже взяли курс на Тольятти.
Попытались в очередной раз найти спуск к Волге, чтобы искупаться, и вновь не получилось, слишком крутой берег…
Проезжая по объездной через Сызрань, лавируя да не вылавировав))) между ямами и выболдобоинами)), в очередной раз вспомнилась старая шутка про Сызрань: «У России появилась новая ядерная ракета, которая при попадании в США превратит любой город в Сызрань!»
Не доезжая до Сызрани, по старой памяти решили спуститься к Волге и заночевать в Хвалынске. Проехали 600 км.
Хвалынск вместе с его окрестностями до революции был одним из центров старообрядчества России. Была развита ловля осетра. А сейчас это маленький, увядающий городок на берегу Волги. Много домов времен царской России в запущенном состоянии, очень жаль. У таких небольших городков своя романтика, свой ритм жизни…
Какие строения, какая потрясающая кирпичная кладка. Как резко выделяется современный пристрой на общем фоне.
Небольшая утренняя прогулка по Хвалынску, и вот мы уже в пути, цель сегодняшнего дня музей АвтоВАЗа.
В 17-м году я уже был в этом музее, за 4 года особо ничего не изменилось, но посетить однозначно рекомендую. Мне понравилось во второй раз, девчата тоже рекомендуют!
К сожалению, прогулка по Техническому музею имени Сахарова не удалась в связи с тем, что времени катастрофически мало, хотелось максимально раньше добраться до деревни Артемьевка, в Абдулинском районе. Тем более, попасть в эти дни в подводную лодку по техническим причинам было невозможно, а она, как понимаете, для нас была вершиной коллекции. Поэтому оставили посещение музея на другой раз.
К 17:30 были в Артемьевке, проехали сегодня 500 км.
Вышел из машины, поклонился родной земле деда, как и обещал, передал привет от деда Леши, сказал, что, мол, жив он и здоров, передает большой привет!!!
В деревне нас снова встретили вкусным ужином, вечер закончился за рюмкой самогона и душевными беседами. Эх, лепота…
Вообще, история о том, как я нашел новых родственников в деревне Артемьевка, Оренбургской области заслуживает того, чтобы об этом отдельно написать.
А дело было в 2017 году. Ехал на мотоцикле домой в Кемерово из Сочи и, проезжая Самару, подумал, а почему бы не сделать крюк в пару сотен километров и не заехать в деревню, в которой родились дед с бабушкой и уже лет 60 там не живут.
Сказано-сделано, и вот я уже заезжаю в деревню, где родились мои предки...
Спустился с горы, остановился... Стою у дороги, грязный как черт, до этого почти весь день под дождем ехал.
Подходит ко мне местная бабуля, такая которая еще до исторического материализма родилась, здоровается и спрашивает: «А ты откуда такой? Цыган, что ли? Чего приехал?»
Ну, думаю, привязалась старая, все знать надо...
— Да я, бабуль, по зову предков сюда приехал, сам с Сибири, а в деревне этой когда-то дед мой с бабулей жили, да мать родилась. Вот стою думаю, видами наслаждаюсь, так сказать, землей предков дышу!
— А кто бабушка твоя? — Захарова Наталья Викторовна. — Аа, Наталья Виктора дочь! Знаю, конечно, знаю… Муж ее Петр, живой еще?! — Живой, живой, конечно... — Злой твой дед, в школе у меня хлеб отбирал. А ты Риты сын?!
Глаза мои округлились как никогда)).
— Риты, Риты я сын... — А я твою мать в школе учила, хорошая она. А ты сюда к кому приехал? — Да не к кому, никого не знаю, прокачусь по деревне да дальше в сторону дома поеду. — Да ты что, у тебя родственников тут полная деревня, вон на скамейке видишь мужик сидит пьяный, дак это дядя твой, вот тетка твоя идет далече, там вниз по улице еще твои родственники живут. Езжай к ним, заодно и познакомишься.
В общем, нашел я своих родственников. Меня, конечно же, никуда не пустили, накормили, напоили, хотели даже барана резать, но я вежливо отказался — жалко зверя))). В течение дня на меня то и дело приходили посмотреть и познакомиться разные люди, друзья друзей, родственники ближние и дальние, и другие жители деревни. От них я узнал, что бабушка моя очень уважаемый человек в деревне, дояркой работала, говорят, на таких людях Земля держится как на трех китах! Легенда гласит: «Когда бабушка уехала в Кемерово жить, все коровы вышли на улицу и заплакали!» ))) И дед мой работящий мужик, только драчливый больно, всегда всех обижал.
Показали место, где дом бабушки стоял, провели в дом, где дед жил. Там я узнал, что прадед мой на фронт ушел сразу как дед мой родился и без вести пропал в мае 1944 года под Винницей... Больше ничего о нем не известно.
Да уж, это одни из самых ярких впечатлений, которые я когда-либо испытывал!
По приезду домой рассказал обо всем бабушке, видели бы, как у нее глаза святились от счастья, что ее помнят и ценят спустя столько лет!) А еще говорит: «Меня в колхозе за то, что я работящая была, передовик производства, так и звали Наталья — Колхозный конь!»
— Бабушка, может, все-таки кобыла, а не конь?!)
— Нет, именно конь!
Ну что, ж конь так, конь, спорить не стал!)))
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Остаток времени провели в теплой семейной обстановке, а на следующий день отправились дальше. Просто ехали и ехали, чтобы приехать домой.
Заночевали в Юргамыше. Суточный одометр отщелкнул 900 километров.
Один раз, правда, решил я новым маршрутом проехать, чтобы не тошнить через Бердюжье, решил уйти выше Кургана на Белозерское, и оттуда дорожками меж деревень на Ишим выехать. Энтузиазм мой пропал через километров 50, когда дорога сменилась на направление и скорость упала до 20 км/ч. Пришлось возвращаться на трассу. Облом, подумал Штирлиц!)
В этот день проехали 950 км.
Проснулись и последний рывок, до дома 750 км. Нас встречает палочный лес.
В обед уже были дома, а на следующий день пошли на работу!)
Пробег составил 14200 километров и 36 дней приключений.
По итогу все были довольны и счастливы, Ниссан показал вновь себя достойнейшим из достойных, довез от и до, ни разу не чихнув. Правда по итогу поездки решил все-таки приподнять клиренс на пару сантиметров, чтоб пузом по камням в следующий раз как можно меньше шоркать. С поездки привезли 3 штрафа за минимальное превышение, режим «соточка» оправдал себя на все сто!
Потрачено за поездку 122000 руб.: ГСМ — 48000 руб.
Гостиницы — 25000 руб.
Кафе, продукты — 20000 руб.
Прочие расходы — 12000 руб.
Развлечения, музеи, сувениры — 17000 руб.
Конечно, хочется в очередной раз сказать, что время, проведенное в путешествии, в счет жизни не засчитывается! Тот положительный заряд, который дает нам смена обстановки, новые знакомства и дух авантюризма, еще долгое время будет подпитывать нас! Поэтому — алга!
Всем спасибо, особенно тем, кто дочитал до конца!)
Всем добра и здоровья!
P.S. Некоторые фотографии не мои, поэтому простите за плагиат!