Шестидесятилетние экстремалы по незнанию. «Эти ноги топтали Эльбрус!». Часть 2

Шестидесятилетние экстремалы по незнанию. «Эти ноги топтали Эльбрус!». Часть 2

06.03.2023 | 5190 просмотров

Настал июль 2017 года. Мы, Людмила и Сергей, как и планировали, собрались ехать из Донецка к подножию Эльбруса.

Поменяли своему верному другу и соратнику Тузику (Hyundai Tucson) тормозные колодки, масло и фильтры. Муж самостоятельно сделал дополнительный автохолодильник из сумки, в которой продавались 12 банок пива (работает не хуже заводского и служит нам уже 6 лет):

Ехать решили мимо Чегемских водопадов и затем по навигатору в поселок Терскол.

Подъехав к началу Чегемского ущелья, Сергей вышел покурить возле местного кафе. Хозяин стал приглашать покушать, но муж ответил, что хотим быстрее попасть в Терскоп и кушать будем уже там.

«А вы знаете дорогу?»
Муж ответил: «Да у нас навигатор».
«Ну, ладно», — сказал хозяин кафе.

Посмотрев на царившую вокруг водопадов суматоху, мы задерживаться не стали и продолжили свой путь.

Фото Чегемского водопада:

Практически сразу же после выезда из ущелья асфальтированная дорога закончилась, пошла грунтовка и никаких признаков автомобильного движения. Вдруг, о чудо, жигуль с местными жителями.

Спросили, попадем ли мы по этой дороге в Терскол.
Ответили: «Да… по грунтовке до села Былым. После него начнется асфальт».

Не успели оглянуться, местный куда-то исчез. И опять никого…

Едем и не знаем, проездная ли дальше дорога. А что, если завал… Ничего, размышляю я, выйдем, расчистим завалы и поедем дальше.

А дорога забирает все выше и выше, уже многие вершины оказываются внизу… вокруг никого, но такая красота, что я прошу мужа остановиться.

И как настоящий русский, глядя на произведения искусства, матерится от восхищения, я материлась от восхищения и страха…

А муж посмеивался в бороду и тоном бывалого произносил: «Это Кавказ, детка!»

А небо хмурилось, дорога сужалась, вокруг никого, и я поневоле стала вспоминать рассказы мужиков о поездке по горам Кавказа на полноприводных внедорожниках под руководством местных жителей — в любую минуту в горах может пойти дождь, безобидный ручеек в мгновение превращается в бурный поток, который все сносит на своем пути…

И только я подумала об этом, начал накрапывать дождик… Ну, ничего, размышляю я, остановимся, заночуем, подождем, пока все подсохнет, и поедем дальше. Благо, у нас продуктов домашних целых 2 холодильника.

Дождик, увидев, что меня не испугать, прекратился. А через время нам пришлось и ручей пересечь «вплавь»… и дорога пошла на спуск…

А Былыма все нет…

Но зато вдруг я увидела внизу пасеку и, о чудо, людей. Остановились, подошли к пасечникам, купили гречишного меда и спрашиваем: «Тут вообще часто такие, как мы, ездят?», на что они отвечают: «Да тут и местные редкость».

Попрощались и поехали дальше.

Наконец-то Былым, капустные поля, горы «в пятнышку» и асфальтированная дорога.

Так, по незнанию, мы преодолели перевал Актопрак. 2000 м.

Приехали в поселок Терскол (кстати, высота, на которой он находится — 2200 м) и поселились в отличный отель с одноименным названием — Терскол:

В этот же день мы успели прогуляться по поселку, посмотреть на снежные вершины, пройтись к речке, полюбоваться буйствующей зеленью и цветами, подружиться с самостоятельно гуляющими осликами и коровами.

На следующее утро, позавтракав, сразу же отправились на Эльбрус. Парковка была уже забита напрочь. Ну, как-то припарковались и бегом на подъемник.

На станции «Старый кругозор», расположенной у подножья Эльбруса, висит портрет пожилого человека, под которым написано: «Залиханов Чокка Асланович».

Чокка Асланович Залиханов — балкарец, уроженец села Тегенекли в Кабардино-Балкарии. Он был простым пастухом, но, когда к Эльбрусу засобирались первые экспедиции, стал проводником и помогал смельчакам покорять неприступные вершины. Поднимались без специального снаряжения, в черкесках и обуви из сыромятной кожи. Подошвы у обуви были сделаны из плетеных ремешков, благодаря чему получались рельефными и не скользили.

Во время визитов в Приэльбрусье с ним охотно общался Владимир Высоцкий. За всю жизнь Чокка Асланович поднимался на Эльбрус 209 раз, а последнее восхождение совершил в 110-й день рождения, поднявшись до отметки 5300 метров. Умер он на 116 году жизни.

Мы поднялись на канатке на 3200 м. Вышли из вагончика и пошли немного побродить. Рядом прогуливалась экскурсионная группа, которую гид отговаривала подниматься выше. Ну, а мы хозяева сами себе, поэтому решили проведать, что там на 3800 м. Туда уже ведет однокресельная канатка. Благо в этот день она работала.

Мы поднимались, а навстречу нам спускались возвращающиеся с загадочными улыбками Джоконды. Один же из возвращающихся улыбался во все наличествующие зубы, спрашивал у встречных, откуда они, и настоятельно советовал кафе на следующей станции.

На 3800 м народу было тоже полно. Мороз и ветер… Хорошо, мы оделись более-менее тепло. Молодых девчонок же видели в легких платьицах и босоножечках… Июль же на дворе…

Осмотревшись вокруг, пофотографировав, начали ощущать «состояние нестояния»… Такое чувство, что мы таки посетили рекомендуемое кафе и приняли 0,5 л на грудь…

Решили спускаться вниз. На предыдущей станции увидели медпункт, и я сказала мужу, чтобы быстро бежал и искал врача. Молодая врач-мусульманочка померяла мне давление — 210/120… гипертонический криз (первый в моей жизни). Я попросила померять давление и мужу (у него раньше оно было пониженное) — 164/110.

В общем, пока доктор пыталась привести нас в чувство, немного разговорились. Она сказала, что Эльбрус считается даже более тяжелым для организма, чем Эверест, что некоторые люди приезжают на Эльбрус умирать.

Кое-как очухавшись, мы пошли на стоянку. Машина была запрессована со всех сторон. Муж пробовал выбраться, я, выйдя из машины, ему помогала, но маневры наши были не особенно удачными. В предыдущем ряду стояли местные Лэндкрузер и Мерседес, их водители были рядом. Посмотрев на неплодотворные попытки мужа выехать, они сели в машины и разъехались в разные стороны, полностью освободив ему проезд. Муж выехал и вместо того, чтобы ехать вниз в поселок, поехал вверх на заезд на парковку. Я увидела, как у мужиков глаза полезли на лоб, и побежала вслед за мужем, крича: «Ты куда поехал???»

Муж повторил маневр и, опять проезжая мимо мужиков, сказал: «Мужики, простите, заблудился». На что те ответили: «Ничего, бывает».

Я села в машину, и мы поехали в поселок, по дороге хохоча во все горло над мужниными маневрами. Да уж… что Эльбрус делает с людьми…

«Эти ноги топтали Эльбрус!»

На следующее утро муж доложил о наших приключениях администратору отеля, которая сказала, что мы еще легко отделались, и поведала историю об одном татарине, который так же, как и мы, только приехавши, сразу же отправился на Эльбрус. Так он потом 2 недели лежал в номере, а его сосед за ним ухаживал. Она объяснила, что вначале надо 2-3 дня просто пожить в поселке, затем сходить на водопад Девичьи Косы, затем подняться на Чегет, а уже после этого отправляться на Эльбрус.

Поэтому, поблагодарив Эльбрус за то, что все-таки был милостив к нам, мы отправились домой. Путь наш лежал через Баксанское ущелье, горы которого поражали многообразием форм и цвета. Это ущелье стало одним из моих любимых.

На выезде из ущелья нас ожидал очередной блок-пост имени Бодаева.

Проверка документов:

Получив на Эльбрусе очередную дозу адреналина, мы решили, что на этом наш экстрим закончился. Но, оказывается, все еще было впереди.

Однако это уже совсем другая история.


Дром

Комментарии

6234614
Извините, но до Эльбруса Вам, как до Луны.
28
9
Ответить
799259
Саратов
Быстро закончилось.
16
 
Ответить
     
Малый
Сообщений: 64
5642. Вот высота Эльбруса. Неподготовленным и, всё таки не в юном возрасте, конечно и 3800 вставит в голову. Покорить Эльбрус - это уже совсем другая история...
25
2
Ответить
Сообщений: 3
Неспроста гид отговаривал свою группу от восхождения выше.
Третья часть будет?
10
1
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
6234614
Извините, но до Эльбруса Вам, как до Луны.
Согласна! Но мне и этого хватило... 😊
7
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
Итан Хант
5642. Вот высота Эльбруса. Неподготовленным и, всё таки не в юном возрасте, конечно и 3800 вставит в голову. Покорить Эльбрус - это уже совсем другая история...
"Покорить" Эльбрус у нас, конечно же, в кавычках...😊
10
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
799259
Быстро закончилось.
Третья часть, когда таки допишу, будет ну о-о-чень долгой...😊
7
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
ALEXtim86
Неспроста гид отговаривал свою группу от восхождения выше.
Третья часть будет?
Ага, не зря...😊

Третья часть будет...Приключения в Северной Осетии...
8
 
Ответить
   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 781
1-й раз слышу, что для того, чтобы подняться на канатке требуется 2-3 дня акклиматизации. Дважды поднимались на 4100 и 4400 и никаких проблем. Но это конечно от индивидуальных особенностей человека зависит.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
6
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
suvfan
1-й раз слышу, что для того, чтобы подняться на канатке требуется 2-3 дня акклиматизации. Дважды поднимались на 4100 и 4400 и никаких проблем. Но это конечно от индивидуальных особенностей человека зависит.
А сколько Вам лет?
4
1
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
suvfan
1-й раз слышу, что для того, чтобы подняться на канатке требуется 2-3 дня акклиматизации. Дважды поднимались на 4100 и 4400 и никаких проблем. Но это конечно от индивидуальных особенностей человека зависит.
Я лет 15 назад не только на канатке, а на своих двоих на горки и горы, как газель вбегала...😊
4
1
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
suvfan
1-й раз слышу, что для того, чтобы подняться на канатке требуется 2-3 дня акклиматизации. Дважды поднимались на 4100 и 4400 и никаких проблем. Но это конечно от индивидуальных особенностей человека зависит.
Дай Бог Вам здоровья на долгие годы!
2
 
Ответить
   
Сообщений: 771
suvfan
1-й раз слышу, что для того, чтобы подняться на канатке требуется 2-3 дня акклиматизации. Дважды поднимались на 4100 и 4400 и никаких проблем. Но это конечно от индивидуальных особенностей человека зависит.
Я как житель КБР, тоже очень удивлен про акклиматизацию для подъема на Эльбрус на канатке. У нас многие одним днем туда ездят от нечего делать.
5
 
Ответить
     
автор
Сообщений: 92
alexput
Я как житель КБР, тоже очень удивлен про акклиматизацию для подъема на Эльбрус на канатке. У нас многие одним днем туда ездят от нечего делать.
Это, видимо, молодым и здоровым все нипочем....😊
4
1
Ответить
   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 781
А.Л.Я
А сколько Вам лет?
50
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
3
 
Ответить
   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 781
А.Л.Я
Дай Бог Вам здоровья на долгие годы!
Спасибо!
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
4
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром