|
В поездку решил отправиться на Toyota Lend Cruiser Prado, 2.8 л., дизель, 177 л.с., по кличке «Бегемот».
— Мужчина, вы что хотели здесь?
На меня с нескрываемым раздражением только что проснувшегося человека смотрела немолодая, со слегка помятым лицом, женщина. Ее пышные волосы были изрядно отбелены какой-то химией, и весь ее ночной образ напоминал мне одуванчик. Она была единственной, кто этой глубокой ночью находился на ресепшене придорожного мотеля под Сызранью.
— Я хотел бы у вас остановиться и вздремнуть 5-6 часов. У вас есть место для ночлега?
— Есть. Но вам у нас будет дорого!
— Серьезно? Почему вы так решили?
— Не первый день работаю… Всяких тут насмотрелась.
Уж не знаю, чем я ее так впечатлил. Может, своими невзрачными серенькими трикошками и таким же невыразительным поло, а может, мои раскрасневшиеся глаза после долгого пути показались ей подозрительными.
— И все же — сколько стоит одноместный номер?
— Муууужчина… Вы меня не поняли?!
Я понял. То, что меня тут видеть, вежливо говоря, не рады, стало понятно без лишних уточнений. «Одуванчик» сверлила меня взглядом вареного судака и со всей очевидностью ожидала моего скорейшего исчезновения.
Во мне, конечно, что-то упиралось внутри, сопротивлялось и пыталось возразить, мол, деньги у меня есть, человек я точно не самый бедный этой ночью на трассе, но я промолчал. Просто потому, что «за державу стало обидно».
Я вежливо откланялся и избавил Одуванчика от своего сомнительного общества. Никогда еще женщины не отвергали меня так быстро и безапелляционно.
ТРЕМЯ ДНЯМИ РАНЕЕ
Омск отпустил меня легко и без сожалений. Возможно, потому, что я давно никуда не ездил и уже сильно поднадоел домашним и коллегам по работе своим нагазированным настроением.
Всё путешествие фотал на старенький китайский «Хуавэй», поэтому не претендую на качество.
Всё меня бесило — работа, пробки, ежедневная суета и какой-то перманентный день сурка. Каждый день одно и то же — будильник, душ, кофе, свежая футболка и работа, работа, работа. Мне казалось, что всё лето будет таким и к осени мое невротическое настроение разовьется в мизантропию, после чего я неспешно сопьюсь от тоски.
Душа требовала эвакуации из привычной круговерти и движения куда-нибудь подальше — желательно, на автомобиле.
Очень много ремонтов дорог на всем пути. Нужно запастись терпением и выдержкой.
С учетом очень тревожных и максимально трагичных для меня событий в мире, я принял решение отдыхать в России.
К слову, это решение не было особо вынужденным, очень тяжелым или единственно возможным. Естественно, я мог наскрести на турецкий «олл инклюзив» или что-то подобное. Но хотелось чего-то другого — дорог, необъятных просторов, диалогов с собой и размышлений обо всем на свете.
Ни разу в Турции, Египте или той же Европе мне не хотелось размышлять обо всем на свете. Уж не знаю, почему 5* отели не способствуют самоанализу, тектоническим мысленным процессам и философствованию. В моем случае они всегда способствовали набору пассивной массы тела, бессмысленным покупкам и вообще какому-то заповедному потреблятству.
Закрытое авиасообщение в южной части нашей страны и мое желание ехать на автомобиле совпали как никогда. А вот мой отпуск и отпуска семьи не совпали. Но я решил все равно ехать, даже в гордом одиночестве. Тем более, что моя компания меня всегда предельно устраивала и сам себя я никогда не тяготил.
Абсолютная надежность «Бегемота» позволяет планировать любые расстояния и ландшафты.
Дома уже привыкли к тому, что я могу сорваться на машине на несколько дней в любом направлении, поэтому отговаривать даже не пытались. Впрочем, отговаривать меня было вообще бесполезно и, как пел Владимир Семенович Высоцкий, — «уж если я чего решил, то выпью обязательно». Куда ехать решил сразу — на море!
Я смотрел на своего «Прадика», тот смотрел на меня — искра, буря эмоций, все как в тумане… И вот я уже на «Газпроме» заливаю в своего «Бегемота» до горловины дизтопливо.
На чистой и загруженной всяким барахлом машине, я в гордом, но не обременительном одиночестве, двинул навстречу трем морям — Черному, Азовскому и морю впечатлений.
Имея один заклеенный скол на лобовом стекле, очень не хотел поймать еще. Из-под фур летит прилично.
Из Омска выехал рано. Обожаю встать часа в четыре утра и по безлюдным улочкам выбираться из сонного города. Испытываю в этот момент какое-то необъяснимое детское ощущение от того, что — вот пока вы тут все спите, я тихонечко свалю. И черта с два вы меня догоните! Когда вы проснетесь, я уже отмотаю километров 350, а то и 400! Все, поздно — я в отпуске!
План на день был дойти до Тюмени. У тех, кто примерно представляет географию автомобильных дорог России, Тюмень точно будет не сильно по пути в Крым, если ехать из Омска. Но мне нужно было попасть в Тюмень по работе и завершить там несколько сильно зудящих дел. Плюсом повидаться с младшим братом, который несколько лет назад перебрался в Тюмень на ПМЖ.
Там же я намерен был провести плановое техобслуживание «Бегемота» — поменять масло в ДВС и фильтры.
В общем, пока в Омске все спали, я укатил в свой долгожданный отпуск! И, забегая вперед, отмечу, что черта с два они меня догнали!
Федеральные трассы в России стали значительно лучше. Не верьте скептикам.
ПОЧЕМУ КРЫМ?
Крым я открыл для себя в начале 2000-х. Это была одна из первых наших поездок с женой после свадьбы. Впрочем, никакой свадьбы у аспиранта и преподавателя вуза не было, по причине их хронической бедности. Всё, что мы смогли скопить к моменту регистрации брака — ушло на два обручальных кольца и поездку на поезде дикарями в Крым. Это было очень давно — в те времена, когда я был молодой и красивый, а не как сейчас — просто красивый.
Очень кайфую от рулёжки на дальние расстояния.
Кроме многострадального полуострова, который за свою историю регулярно переходил из рук одной империи к другой, я рассматривал еще несколько приоритетных для себя направлений — Чечня, Дагестан и Алтай.
Последний был вычеркнут почти сразу — по причине периодического отсутствия там мобильной связи и интернета. Так уж вышло, что, несмотря на отпуск, я не могу полностью отключиться от рабочих процессов и мне нужна связь и интернет 24/7.
Маршрут в Чечню или Дагестан надо было тщательно планировать. Когда я уселся гуглить достопримечательности этих кавказских республик и просматривать фотографии, пришло понимание, что мне не хватит времени качественно проработать маршрут, а ехать просто так «на удачу» я не привык.
До Тюмени рацию почти не включал. Знаю этот маршрут досконально.
В Чечне мне доводилось бывать единожды, но это были времена, когда Грозный выглядел очень мрачно, если не сказать страшно. Дома, посеченные пулями, как лицо больного оспой человека, блокпосты, укутанные мешками с песком и перемотанные колючкой, гусеничная военная техника на дорогах и тому подобный колорит. Очень хотел увидеть метаморфозы, которые произошли в Чечне за последние годы — увидеть новую Чечню с ее современной инфраструктурой, дорогами и архитектурой. Тем более, что мне в руки попал альбом с природными заповедниками республики, и я понял — ехать без подготовки, на которую у меня нет времени, неправильно.
С Дагестаном по сути та же история — огромный массив интереснейших мест требовал от меня более детальной проработки. Я решил, что нужно в следующую поездку объединить маршрут по двум республикам сразу и совершить одно большое кавказское путешествие.
Оставался Крым. Я решил, что проехать и посмотреть на полуостров полностью, поплавать в море, поесть фруктов, погулять по набережной Ялты и других городов — не самая плохая идея для «одинокого ковбоя».
Обожаю раннее утро и пустые трассы.
Еще в планах было заехать по пути к моим друзьям — братьям Володе и Виталику на Азовское море в Кучугуры, где Вова построил отличную базу отдыха. Однажды я уже был у них — отчет об этой поездке можно посмотреть здесь — https://travel.drom.ru/47696/
ТЮМЕНЬ
До Тюмени долетел легко и непринужденно. Погода выдалась солнечной. На реверсивных участках везде попал на «зеленый», проскочив все ремонты дорог со скоростью президентского кортежа. Нигде не заправлялся, не останавливался и размеренно жевал домашние бутеры, прихлебывая кофейком.
Включил фоном фильм «Собачье сердце» по Булгакову и размышлял о том — есть ли у нашей страны перспективы вернуться на уровень Швондера и ему подобных персонажей. «Москвашвея, Москвашвея…». Лично я зарекаться бы не стал.
В дороге у меня всегда с собой термос с кофе и перекус, типа шоколадок, орехов, кураги.
Всю дорогу тщетно пытался оттереть дворниками насекомых с лобового стекла. Битву с насекомыми я выиграть не смог и нормально отмылся только в Тюмени.
В Голышманово, Тюменской области, тормознули скучные менты. Настроение у меня было на активный устный батл, но они моего порыва не поддержали. Сообщили, что у меня просрочено водительское удостоверение, что впереди ДТП с фурой и рекомендовали быть осторожным на трассе — не превышать скоростной режим. Я пообещал, что так и будет и спросил:
— А че грустный такой, капитан?
— А че радоваться?
— Ну, так — солнышко, лето…
Капитан ничего мне не ответил и махнул обреченно рукой.
— Бутерброд хочешь, капитан?
— С хлебом?
— Можно и с хлебом.
— Не. Счастливого пути.
Обещание, данное капитану, я не сдержал уже примерно через 20 минут. Смотрю на спидометр — 150 км/ч. Думаю — ну как так, вроде стараешься держаться в рамках скоростного режима, но на пустой дороге «Бегемот» как будто убаюкивает тебя монотонностью и незаметно набирает скорость далеко за 100 км/ч.
Расход топлива на первом отрезке пути был в пределах 8 л на 100 км, и емкость бака позволяла идти не задумываясь еще долго.
Трассу Омск—Тюмень давно называют «трассой смерти». Причины, думаю, понятны — страшная статистика ДТП с летальным исходом. Поэтому старался не превышать и рискованных маневров не совершать. Да, собственно, «Прадик» и не гоночный болид, чтобы ураганить до отсечки.
Уж не знаю почему, но одному мне никогда не скучно в поездках.
Размеренно ехал, смотрел по сторонам и думал о введенных в отношении нашей страны санкциях и ушедших транснациональных компаниях. Вот лично я — от чего больше всего страдаю? Начал перебирать всё — от «кока-колы» и «рибок» до автопроизводителей и авиации. Уверен, негативный эффект от санкций мы еще не почувствовали и отрицательные последствия еще впереди.
Где-то фоном с экрана закричал Шариков Полиграф Полиграфыч: «Какое главное событие в моей жизни? Главное событие вашей жизни — впереди!»
Но вот если взять ситуацию в моменте — здесь и сейчас, то лично я очень страдаю от ухода «Букинга». Я много езжу по работе, перемещаюсь по стране, летаю в месяц пару раз в разные регионы, и меня всегда очень сильно выручал «Букинг». Он же просаживал дорогие отели по цене и позволял бронировать гостиницы легко, удобно и надежно.
В нынешней ситуации приходится тратить уйму времени, чтобы найти подходящее жилье.
В Тюмени я «нагуглил» себе небольшую квартиру в центре за 2,5 тыс. руб. в сутки, где и провел почти двое суток.
Снял в Тюмени очень маленькие и весьма приличные апартаменты за 2,5 тыс. руб.
Как и планировал, поменял масло в двигателе, нужные фильтры, проверил уровень и качество жидкостей в автомобиле и, удовлетворенный результатом, поставил «Бегемота» на парковку. Попутно купил в дорогу продуктов, чтобы не тратить время в дороге на остановки в кафешках.
Почти всегда мою машину сам на мойках самообслуживания. Абсолютно не парюсь по этому поводу.
ТЮМЕНЬ-СЫЗРАНЬ
Стартанул по своему обыкновению — ни свет ни заря. Выставил навигатор на Уфу и пополз под противным утренним дождем, который донимал меня своим постоянством. Домашний кофе из термоса я выпил и по мере необходимости останавливался на заправках, чтобы купить большой объем капучино. Сделал интересное для себя наблюдение: в восточной части страны — Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск — кофе продают в самом здании АЗС. Там же, где покупают топливо. В западной части — в сторону Урала, Башкирии и дальше — возле АЗС стоят «фудтраки», в которых продают только еду и напитки. Особенно много подобных «фудтраков» заметил на «Лукойле». И, к слову, подобную «еду на колесах» видел на разных АЗС в Крыму.
Решил, что это правильно и удобно. Бывает, что подъедешь к колонке и стоишь — ждешь, пока водитель перед тобой заправится, купит кофе, гамбургер, сходит перед этим помыть руки и т.п. И все это время он занимает колонку. В случае с «фудтраками» все разграничено — топливо отдельно, поесть — отдельно.
Здесь купил себе вполне сносный гамбургер и кофе.
Заправляться старался только на «Лукойле» и «Газпроме». Разницы не почуствовал.
Ремонты дорог оставляют после себя всякие отходы на трассе, поэтому нужно быть внимательным.
Чем ближе к уральским возвышенностям, тем больше началось ремонтов дорог. Соответственно пробок стало кратно больше, и динамично продвигаться к морю я уже не мог. В разы выросло количество водителей легковых автомобилей, которые пытались любым способом проехать ремонты как можно быстрее — обочины, обгоны через сплошную и под знак, движение на «красный» и т.п. Конечно, всё это не добавляло гармонии в процесс ожидания реверса в нужную мне сторону, но я старался смотреть на это философски.
Сижу, пью кофе, стою в пробке за фурой — не движемся. С разных сторон очень нетерпеливые сограждане лезут внагляк и хочется им крикнуть голосом Шарикова: «В очередь, сукины дети, в очередь!»
Я всех торопыг пропускал и вообще не нагревался. Может, им правда очень нужно.
Вот так и полз по Уралу — то быстро, то никак. Обгонять на Урале чревато лишением, т.к. почти везде «двойная сплошная», а перспектива лишиться пусть даже просроченного водительского удостоверения, сильно не привлекала.
Насчет просроченных прав — нашел Постановление Правительства РФ о продлении их действия еще на 3 года. Поэтому ехал расслабленно в этом смысле.
Обратил внимание, что с последней моей поездки ничего особо не изменилось. На трассе прежние унылые строения, где продают все подряд — от батареек и сувениров до радиостанций и картин из камня. Ассортимент предлагаемой продукции меня заворожить явно не мог, поэтому я пролетал эти придорожные маркеты не притормаживая.
Никогда в жизни ничего не купил в таких местах. Не знаю почему.
Что вы купили в таких местах — поделитесь в комментариях.
Фоном включил с «Ютуба» не менее гениальный, чем предыдущий — фильм «Место встречи изменить нельзя». В компании Жеглова и Шарапова без усталости проехал Челябинск и Уфу. Заметил, что в этой поездке очень нечасто отвлекался на рацию, которую всегда беру с собой на дальняк. Тонны матершины и пустопорожняя болтовня дальнобойщиков порядком поднадоели, и я выставил звук рации на минимум.
Формат моей медитации и самоанализа.
Иногда я ловил в эфире предупреждения о том, что «машинка работает», но особых причин меня тормозить у ДПС не было. Остановили меня, разумеется, без особой причины.
Где-то на границе Башкирии мой «Бегемот» вызвал какие-то подозрения у доблестных блюстителей порядка на дорогах, но все ограничилось проверкой документов и пожеланием счастливого пути. Это меня предельно удивляло, т.к. в прошлые свои поездки я видел совершенно иную картину — пытались докопаться до всего, мотали нервы и очень сильно нагревали.
В этот раз ДПС на дорогах стало значительно меньше, их интерес ко мне был поверхностным и формальным. Всегда предельно вежливое общение, все по делу и никаких попыток инициировать деструктивный диалог. Не знаю — что с ними случилось. Может, СБшники уже полностью изъяли золотые унитазы у всех начальников ГИБДД, по примеру Ставропольского, и ситуация начала улучшаться. Хотелось бы в это верить. А тут еще и Володя Шарапов в фильме параллельно говорит: « Я считаю, что мы, работники МУРа, не имеем права шельмовать»!
На «Газпроме» почаще бы убирали туалеты и будет сеть АЗС с лучшим сервисом.
Постепенно, на фильмах, еде и кофе, прошел Тольятти, Жигулевск и Самару. Начало темнеть, и возник актуальный вопрос — идти дальше или вставать на ночлег. С одной стороны, я не самый большой ценитель ночных трасс, но с другой — сил еще много и просто лежать в гостишке, подсчитывая овечек, в надежде уснуть — сценарий для меня плохой. Решил идти пока идется.
И вот с этим девизом дотащился аж до Сызрани, где твёрдо решил искать ближайший ночлег. Можно было встать где-то на придорожную стоянку, нырнуть в спальный мешок и, свернувшись калачиком на заднем сидении, попытаться выспаться… Но с моим ростом надеяться на полноценный отдых на заднем сидении «Прадика» не приходилось. Кстати, не стоит преувеличивать внутренние габариты «Тойота Ленд Крузер Прадо» — да, он побольше седана, но не настолько больше, чтобы сзади уселось десять человек, весело играющих на баянах.
Короче, принял решение пройти Сызрань и искать ближайший ночлег на трассе.
Вот так я и появился на пороге отеля, с которого начиналась эта история и откуда мне пришлось бесславно удалиться.
У Бегемота очень хороший ближний свет. Хотя я и не очень люблю ночные поездки.
Я вышел из не самого доброжелательного отеля, прыгнул в «Бегемота» и поймал себя на мысли, что ночь не слишком-то теплая. На парковке перед отелем стояло десятка два автомобилей, и я видел, что некоторые путешественники гнездятся на ночь в машинах. Этот вариант я уже отклонил, поэтому включил рацию и спросил у дальнобойщиков о локации ближайшего ночлега.
Оказалось, что мне нужно проехать всего каких-то пару километров дальше, где, по их заверениям, «хорошая возможность отдохнуть на маленьких машинках». Речь шла о том, что парковка и вообще условия для фур там не самые благоприятные, а вот на легковых — все отлично.
Нашел я это место без труда. На ресепшене меня встретили молодые парни и девушки, которым я сообщил:
— Ребята, мне нужно отдохнуть до 5-6 утра. Это должен быть отдельный номер с туалетом и душем. Прошу вас, никогда не судите людей по внешнему виду — деньги на проживание, даже в таком фешенебельном отеле как ваш, я найду.
— А мы и не судим по внешнему виду. У нас разные люди останавливаются. Есть отдельный домик с большой кроватью, туалетом и душем. Две тысячи рублей сутки. Вам подойдет?
— А вода в душе горячая?
— Гарантируем теплую. Горячую не обещаем. Но принять душ сможете нормально.
Меня это устроило, и через 10 минут я уже намыливался под теплой водой.
Уснул с мыслью, что «букинг» рано или поздно вернется в Россию и никакой «Одуванчик» меня больше не выставит ночью за порог.
Ночью здесь было битком. К моему пробуждению почти все разъехались.
Условия спартанские, но есть все необходимое.
СЫЗРАНЬ — АЗОВСКОЕ МОРЕ (Кучугуры)
Проснулся за 15 минут до будильника, который завел на 6:00. Почувствовал себя отдохнувшим человеком, которому для полного счастья не хватает душа, кофе и чистой футболки. Постоял, подумал — так это типичное начало почти каждого моего дня. Но ощущения в отпуске совершенно другие — сил полно и желание что-то делать огромное. Прям вот взял бы сейчас, как в детстве, отломил бы прут и давай косить крапиву направо и налево, представляя на ее месте фашистские полчища.
Даже ледяной душ был в самый раз — очень быстро меня сфокусировал и добавил тонуса в мышцы. Кофе купить не смог, т.к. все еще спали, но и без этого было хорошо. Разными средствами оттер с лобового стекла насекомых, которых насобирал по пути, сделал себе походный завтрак из сосисек, сыра и вареных яиц, после чего выставил в навигаторе Кучугуры.
Кто-то может сказать, что это очень большой оптимизм — спланировать расстояние до финальной точки, но в то утро мне так не казалось.
В багажнике установлен большой органайзер с нишами для всякой мелочи. Очень им доволен.
В контейнере полно всего для автономного питания в течение 3 дней.
«Прадик» басовито выкатился за пределы отеля и устремился к морю.
Началась жара. Собственно, ожидать другого в южном направлении было бы странно. Я включил кондиционер и мысленно приказал себе — не простыть!
Дороги пошли прекрасные, движения почти не было, и я топил, как говорится, на все деньги. Сам не заметил, как добрался до Саратова, где угодил в длиннющую пробку, которая хоть и подавала признаки жизни, но двигалась не более 30 км/ч. Терпения у меня на второй день заметно поубавилось — начали раздражать многокилометровые пробки и вообще захотел горячий завтрак.
Поел уже после Саратова в придорожном кафе — заказал отменную кашу и остался предельно доволен.
Маршрут себе выставил следующий — Саратов—Балашов—Поворино—Новохоперский—Калач—Богучар—Ростов и далее на Темрюк.
Энергетик спасал, когда наваливалась усталость. Бодрил примерно на час.
Этот маршрут не прошел, а пролетел. Движение очень комфортное, трафик низкий, дороги нормальные.
Долго ждал, когда выскочу на трассу «М-4 Дон», и дождался. Там притопил еще быстрее, т.к. дорожная обстановка позволяла.
Немного ускорился на свободной дороге. «Прадо» идет очень уверенно.
В левом ряду со скоростью 150+ км/ч идти было невозможно, т.к. сзади все время мигали «дальним» и обгоняли вообще на каком-то «сверхзвуке». По большей части это были автомобили на московских номерах — в основном БМВ и Мерседес. Японские производители, по большей части, были представлены водителями из регионов нашей необъятной Родины.
Отвлекусь и отмечу вот что — в Сибири и других холодных регионах России, по-прежнему любят «Тойоту» и других, в том числе праворульных, японцев. На федеральных трассах стало много минивэнов и микроавтобусов с правым рулем, но уже повыше классом — типа «Альфард», «Велфайер» и др.
Москва и Питер, по моему субъективному мнению, по-прежнему отдает предпочтение «европейцам». В Сибири, как мне кажется, авторитет японцев несоизмеримо выше. Но, может, мы — некоторые сибиряки-путешественники — просто не доросли по деньгам до очень крутых «бэх» и «мэрсов».
Как в том анекдоте: «Ну, как там дела на периферии — в Сибири, на Урале? Ты не поверишь — до сих пор с бабами спят». Одним словом, у нас всё по-прежнему — до сих пор любим японцев.
Проехал пару платных участков. Стоимость вспомнить не могу, т.к. это какие-то совсем небольшие деньги до 100 руб. За качество и комфорт передвижения я готов платить. Если бы М4 Дон протянули, скажем, до Красноярска, то российский автотуризм шагнул бы в новую эру своего развития. Хотя, южане, оно вам надо столько сибиряков летом?
Тормознул у первого попавшегося общепита. Просто потому, что там стояло много фур.
Обедал на трассе после Ростова — всё по классике: первое, второе, компот. Кормят везде нормально — по качеству блюд претензий нет. Думаю, что на федералках общепит за последние годы сильно подтянулся и отравиться какой-нибудь собачатиной едва ли возможно.
Я абсолютно непритязателен в еде. Ем почти всё.
В Краснодарском крае почувствовал близость границы с Украиной. На дорогах резко выросло количество военной техники с Z и V-символикой. Видел очень много военной техники, которая, очевидно побывала в серьезных передрягах.
По правде сказать, количество гражданских легковых автомобилей с подобной символикой — тоже выросло в разы.
Жаль нельзя передать запах воздуха — там травы, свежесть и что-то еще. Юг, в общем.
В какой-то станице опять тормознули ДПС:
— Добрый день, старший сержант патрульновойпарвпаоыоаолд…
— Добрый день.
— Ваши документы, пожалуйста.
— Пожалуйста. — Куда едете?
— На море.
— В отпуск?
— Угу.
— А почему один?
— Устал от всех.
И тут он задал вопрос, который добавил краснодарской ДПС тысячу баллов!
— А от себя не устали?
— Тоже устал. Но от себя куда денешься?
— Откройте, пожалуйста, багажник.
Я открыл багажник, продемонстрировал свои пожитки, и диалог был исчерпан. Мне снова пожелали счастливого пути. Профессионализм и уважение лично ко мне — вот что меня сильно удивило.
Старший сержант переключился на какой-то внедорожник, с креплением велосипедов на фаркопе, которое закрывало регистрационный знак.
Я почесал репу и подумал вот о чем. Много сломано копьев по поводу отсутствия в России национальной идеи. Ну, дескать, у нас много что не складывается в стране и обществе, т.к. нет общей национальной идеи. Что именно нас всех россиян объединяет и устремляет к какой-то одной, общей в масштабах страны, цели. Говорили, что это может быть спорт, как национальная идея; предлагали образование и много чего еще.
Мое предложение в качестве национальной идеи — уважение. Уважение друг к другу, уважение к институтам власти, уважение к частной жизни и собственности, уважение к правам и свободам людей, уважение к альтернативным взглядам и мнениям.
Я не претендую на какие-то космические масштабы, но мы можем начать уважать друг друга на каком-то бытовом и общественном уровне. Не за рюмкой водки выяснять — уважаешь ты меня или нет, а по умолчанию проявлять уважение к незнакомым тебе людям.
По приезду снова намыл «Бегемота».
В Кучугуры добрался уже за полночь. На базе все спали, кроме Виталика, который меня встретил с холодным домашним вином и какой-то нехитрой закуской. Это было именно то, что нужно, по прошествии такого насыщенного дня. Уставший с дороги и разморенный жарой, я, выпив пару-тройку фужеров вина, успел только черкнуть жене смску: «Я добрался. Всё хорошо», после чего ушел в глубочайший сонный нокаут.
МАЛЕНЬКИЙ ОТПУСК В КУЧУГУРАХ
Задерживаться в Кучугурах я не планировал. Чего я там не видел? Ну море, ну пляж, ну фрукты… Решил, что побуду пару дней, погощу у друзей и двину дальше — в Крым. Но судьба распорядилась иначе.
Виталик, как человек эталонного воспитания и такого же отношения к традициям, сообщил, что для начала нужно посидеть, выпить несколько фужеров вина, «о делах наших скорбных покалякать» и уж потом планировать дальнейшую дорогу. Его брат Володя был с ним согласен и обозначил, что сегодня будем готовить плов, завтра шурпу, послезавтра кроликов, потом барана, шашлыки, рыбу…
После того как выяснилось, что в холодильниках на базе больше 100 литров великолепного домашнего вина первого отжима, я понял, что придется погостить подольше.
В конце концов — кто я такой, чтобы спорить с традициями южного виноделия и гостеприимства? К тому же, когда еще я побываю на такой уютной и гостеприимной базе отдыха, в компании близких мне по духу людей.
Здесь идеальный семейный отдых с детьми.
Вода достаточно теплая. Видимо, потому что море достаточно мелкое.
К слову, про базу отдыха, которую холит, лелеет и развивает Владимир. За то время, что меня здесь не было, к тем пяти гостевым домикам, что были на старте, добавилось еще десять. Только появились уже двухкомнатные — более комфортабельные и очень уютные. Нахваливать не буду — просто оставлю фото.
Та самая база отдыха, в которую Владимир и его жена Елена, вкладывают всю душу.
Когда я еще выпил бы молока из глиняной посуды ручной работы.
Искренне рекомендую в качестве места отдыха на Азовском море.
В домиках есть всё необходимое — кондиционер, душ, ТВ, wi-fi и т.п.
КРЫМ
Виталик меня не удивил, когда сообщил, что поедет в Крым вместе со мной. Он решил, что поболтаться несколько дней по южному берегу Крыма — идея вполне себе перспективная. Тем более, что он как классический «удаленщик» может работать вообще где угодно, при наличии ноутбука, микрофона и интернета.
В последние годы он весьма преуспел в озвучивании литературных произведений и уверен, его ждет большое будущее на рынке аудиокниг. Обычно, незнакомым людям я представляю его как: Виталий Сулимов — «Золотой голос ЛитРес». Чтобы поверить в искренность моих слов, стоит всего-то послушать озвученные Виталиком книги, которые гуглятся очень легко. Если будете собирать в свой плэйлист аудиокниги в дорогу, то скачайте Сулимова.
Я, разумеется, скачивать не стал, т.к. пошел более простым путем — взял Сулимова с собой живьем.
Мы побросали свои вещи в «Бегемота», заправили его и под неспешную беседу покатились на полуостров. От Кучугур до Крымского моста ехать всего ничего, поэтому заметить не успели, как выкатились к мосту. Автомобилей в попутном направлении было не много, моросил привычный дождик, и мы успевали делать фото и крутить головой по сторонам в ожидании впечатлений. Никаких досмотров, осмотров, проверок на мосту не было. Не увидели никакой охраны или армии военных, не смогли разглядеть вообще ничего, что намекало бы на то, что мост — это стратегический объект и он охраняется соответственно. Конечно, не считая пары-тройки сотрудников ДПС и нескольких человек в камуфляже, рядом с которыми вилась немецкая овчарка. В общем, «четверо в лодке, не считая собаки» не проявили к нам никакого интереса.
Мост, надо сказать, впечатлил своим масштабом.
Виталик пропустил баночку пивка, а я как обычно — чашку кофе.
Навигация сложная лично для меня. Без навигатора не нашли бы ничего.
ОЛЕНЕВКА
Маршрут был прост — в первый день дойти до самой западной точки Крыма — Оленевки, а оттуда возвращаться по побережью. Искать заранее ночевку не стали, решив, что на месте что-нибудь «отрулим». В случае чего, в машине есть палатка, спальные мешки коврики и завтрак туриста — поэтому предположили, что не пропадем. Забегая вперед, скажу, что палатка и мешки не расчехлялись в эту поездку ни разу.
Дороги в Крыму нормальные. Не идеальные, но вполне себе. Сложилось стойкое впечатление, что инфраструктурой полуострова занимаются. Много строительной спецтехники, фуры, груженые стройматериалами, металлоконструкциями и тому подобный трафик.
Мы катились легко, болтали и пили кофе. В открытые окна затягивало сочный южный воздух, который был наполнен чем-то очень приятным и волнующим. Своего рода коктейль из душистых трав и несбыточных надежд.
Во второй половине дня добрались до Оленевки. Покружили по улочкам в поисках жилья и поразились, насколько тут безлюдно. Я читал в сети, что в прежние времена, до начала всех этих катастрофически конфликтных и очень мрачных времен, тут было битком народу. Именно поэтому, на всякий случай, захватил палатку. Но оказалось, что туристов в этом году очень и очень мало. Размышлять об этом и рассуждать не хочу, т.к. становится максимально паршиво на душе от событий, которые происходят в соседнем с нами государстве.
Но ты, так или иначе, все время об этом думаешь, и думаешь, и думаешь...
Как говорил какой-то персонаж из мультфильма «38 попугаев»: «Всё время думать одну и ту же мысль нельзя! Это очень вредно! От этого можно соскучиться и заболеть».
Место нашего проживания мы нашли спонтанно — просто увидели с дороги сотню маленьких домиков у моря и свернули к ним.
Называлось все это «Оленевка Вилладж».
Нам сказали, что всё это построено туроператором «Библио Глобус».
Мы нарисовались на ресепшене, где нас встретили очень приветливые и невозможно загорелые девчонки.
— Девчата, доброго дня! У вас есть свободные домики для усталых путников?
— Конечно! Вас двое?
— Да, нас двое и мы на авто.
— Хорошо. Стоимость проживания на двоих составит 334 руб.
Мы переглянулись с Виталиком и поняли, что оба услышали одно и то же.
— Это в час?
— Нет. Это в сутки.
— Домик в сутки за 334 руб.? По цене двух чашек кофе?
— Ну да…
— А если на первой линии — прямо у моря?
— Это на первой линии. Прямо у моря.
Дом из двух частей — на двух хозяев. Тут мы и жили по соседству с какой-то семейной парой.
В легкой растерянности от такой нагрузки на наш бюджет, мы оформили свое проживание и припарковали «Бегемота» рядом с домиком. Крым резко и бескомпромиссно начал удивлять.
Домики из себя ничего выдающегося не представляли.
Обычный компактный деревянный домик, где есть две кровати, с чистым постельным бельем, кондиционер, обеденный стол и wi-fi. Душ и туалет располагались в отдельном модуле.
Если присесть на маленькой террасе, то можно пить горячий кофе, смотреть на море и думать о сущности всего земного и абсолютной бренности бытия.
Наверное, у моря хорошо стареть. Как в известном фильме — «На небе только и разговоров, что о море...».
Внутри вполне комфортно. Снаружи — пельмени на портативной газовой горелке.
Я всегда таскаю с собой турку и молотый кофе.
От мыслей об устройстве мироздания меня ничто не могло отвлечь, кроме запаха пельменей, которые, как заметил Виталик, «уже всплыли — доставай посуду». Потом отвлек пролетевший с оглушительным звуком военный вертолет. А потом снова стало тихо.
Пролетел вдоль береговой линии и больше мы его не видели.
Я смотрел то на карту, то на море и пытался понять — где находится Одесса. Если верить картам, то Одесса была где-то относительно рядом — сразу за морем и пасмурной дымкой. Я начал вспоминать известных одесситов — Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Илья Ильф и др.
Хотел бы я там когда-нибудь побывать — конечно, да! Получится ли в этой жизни — пожалуй, нет. Но кто знает, может в следующем моем воплощении или в альтернативной мультивселенной будет построен огромный мост — прямо из Оленевки в Одессу и мы будем ехать по нему на «Бегемоте» с Виталиком и думать, что если не найдем ночлег, то у нас с собой палатка и спальные мешки.
В Оленевке, по моему субъективному мнению, кроме пляжа и бюджетного проживания, ничего нет. Провести тут длительный отпуск мне бы не позволило шило, которое не дает сидеть ровно. Поэтому, погостив какое-то время, решили, что надо ехать дальше и построили маршрут на Севастополь!
СЕВАСТОПОЛЬ
До города славы русских моряков добрались без особых происшествий, не считая того, что нам пришлось форсировать небольшую реку, которая вышла из берегов и полностью затопила дорогу. Я решил, что «Бегемот» в своей стихии, поэтому — «идем и не ссым». Прикинул, что если вода попадет в салон, то просушимся — делов-то. Но «Прадик» спокойно преодолел водное препятствие, и мы даже не замочили пяток.
Живьем выглядело более тревожно.
Добрались до Севастополя достаточно быстро, т.к. повторюсь, вполне себе хорошие дороги и не очень высокий трафик, по вышеназванным причинам.
На ночлег в Севастополе нас пригласили наши бывшие земляки — Ульяна и Женя. Несколько лет назад они променяли сибирскую вьюгу на крымский зной и, как уверяют, не пожалели.
Я иной раз думаю — мог бы я уехать жить в южный регион, с его природой, погодой и ментальностью его жителей? Наверное, все же нет. Может, просто потому, что очень люблю зиму, снег, и Сибирь как Родину. Тем более, что Омск — это пуп земли, центр мира и современный Асгард (я шучу, если что).
Описывать наш отдых в Севастополе особо не буду, добавлю лишь фото.
Севастополь, каким мы его увидели.
Фоткались, селфились… Ну а чем еще занняться.
Город понравился, хотя очевидно, нуждается в реставрации.
Суровые парни из Барнаула. Я не про Виталика, которого просил никогда не пить с медведями
Но вот что сильно не понравилось — скажу.
Меня всегда поражает это нескрываемое желание местных жителей заработать на каждом углу. Слишком навязчивый и часто очень сомнительный сервис. Не скажу, что я, родом с полукриминальной окраины Омска, привык к особому отношению или какому-то высококлассному обслуживанию.
Но я привык к тому, что в любых ситуациях нужно оставаться человеком. А чтобы заработать каких-то денег, не обязательно рассматривать туристов исключительно как ходячий банкомат, забывая, что в первую очередь, все мы люди.
Ну, а всякие «аттракционы» на набережной, типа: потомственная гадалка предскажет судьбу на картах Таро или «магнит от всех болезней» — вызывают только искреннее сочувствие.
Я в эту муть не верю — объявил ей как таролог тарологу.
Конечно, в Севастополе есть что посмотреть, поэтому мы постарались вложить в нашу поездку какой-то историко-культурный компонент — посетили несколько поистине выдающихся мест.
Регулярно над городом пролетала военная авиация, с соответствующим звуком, но к этому мы быстро привыкли. Ведь, как известно, человек ко всему привыкает.
АЛУШТА
Путешествовать по Крыму на автомобиле — вполне себе комфортное дело.
Из Севастополя двинули на Алушту, где мы планировали задержаться подольше. Квартиру сняли в центре за 2,5 тыс. руб. в сутки и были приятно поражены вежливостью и вниманием хозяйки.
Нам досталась небольшая квартира на 4 этаже с прекрасным балконом, где мы, разумеется, предавались регулярным возлияниям под оркестр цикад.
Это наш фруктово-винный балкончик арендуемой квартиры.
В Алуште, надо отметить, все неплохо с общепитом, и мы побывали во многих местах. Особым вниманием отметили «Барабулька-бар». Непременно зайдите, если представится возможность. Как вспомню — слюни текут не переставая.
Каждый день ходили на пляж и купались в прохладном море. Каждый день дегустировали новые кафешки и каждый день куда-то выбирались на машине.
Очень тривиальный досуг. Прям совсем тривиальный. Но вкусный.
Купались, ели, пили. На большее не хватило фантазии.
Посмотреть в Крыму вообще всё в течение нескольких дней, пожалуй, невыполнимая задача. Поэтому мы наметили для себя какой-то план-минимум, чтобы не проваляться всё время на пляже и не протереть все штаны в ресторанах.
Уверен — что бы я вам не рассказал про достопримечательности Крыма, я все равно не смогу создать истинную картину того, как это на самом деле. Тем более, что каждый видит своё.
АЙ-ПЕТРИ
Топливо на «Татнефти» такое же, как и везде в Крыму — без неприятных сюрпризов.
«Вау-эффект» случился. Рекомендую посетить это место — оно того, действительно, стоит.
На самую верхнюю точку, куда водят туристов, поднялись не без труда. А уже наверху отмотали двадцать тысяч шагов. Устали — ничего не сказать. Пришло четкое понимание, что старость не за горами, ибо пулеметный пульс и одышка сопровождали нас весь путь наверх.
Подняться сюда нам стоило немалых усилий.
Смотровая площадка на Ай-Петри.
Хронически раздражало отношение представителей всевозможного предпринимательства на Ай-Петри — прокат квадроциклов, различные экскурсии, «посмотреть черепах» и т.п.
Не знаю, может излишне навязчивый и местами хамоватый стиль общения как-то влияет на рост товарооборота, но точно не в нашем случае. Лично меня дико бесили местные приставалы со своими унылыми услугами. На вполне вежливый отказ с нашей стороны они находили приличный объем аргументов в пользу того, чтобы отдать им деньги. На более твердый отказ сообщали, что мы ничего не понимаем и обреченно махали рукой, как на диких провинциальных идиотов.
Поднимались и спускались на Ай-Петри в этих вагончиках.
С парковкой у подножья Ай-Петри беда бедовая, но всегда найдутся какие-то люди, которые за 300 руб. тебе найдут место для парковки. История с платной парковкой поставлена на поток, но не ждите никаких фискальных документов — «Шо ты, Вася, какие чеки»?
Разумеется, это не испортило впечатление от посещения Ай-Петри. Если бы мне предложили выбрать единственное место в Крыму, которое можно посетить, то я выбрал бы именно его. Для меня образ Крыма — вид с Ай-Петри на море. Именно таким я вспоминаю всегда полуостров.
ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ
В особых описаниях не нуждается. Все очень красиво, включая территорию. Если приедете, как мы, днем и попадете в сильную жару — на территории полно мест, где можно охладиться в тени и пересидеть пекло. Обязательно купите экскурсию и загляните внутрь дворца, послушайте экскурсовода — это действительно максимально интересно.
Было неимоверно жарко в тот день.
ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО
Улочки очень узкие, парковок нет. Намаялись мы с Бегемотом.
Виталик скрипел, обливался потом и, мне кажется, тихонько матерился. Жарища и восемь миллиардов ступеней вверх делали свое дело безупречно. Когда мы поднялись наверх Виталик спросил — и ради этого мы сюда перлись?
Быть в Крыму и не посетить «Ласточкино гнездо» — да за это можно дать восемь лет без права переписки. Я твердо убежден, что если уж ты приехал из Сибири в Крым с туристическими мотивами, то проигнорировать одну из визитных карточек полуострова — никак нельзя.
ЯЛТА
Ялта заслуживает того, чтобы там пожить хотя бы недельку. У нас столько времени, увы, не было. И я по этому поводу немного расстроился.
Подумал, что у Ялты есть какая-то своя теплая и успокаивающая энергетика. Какой-то особый уровень вибраций, который совпадает с твоим, и кто-то на ухо тебе постоянно нашептывает: «Эй, дружище, притормози. Никуда не спеши. Ты везде успеешь. А где не успеешь — значит, оно тебе и не нужно. Присядь за столик, возьми фужер прохладного вина, вглядись в спокойное море и солнце, уходящее за море. Вот это и есть жизнь…». Говорят, мол «знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Лично я исправил бы на Ялту. Хоть я и люблю свой родной город, но на Омск никак исправить не смог.
Ялта мне показалась какой-то домашней, дружелюбной и искренней. Там очень хотелось остаться, несмотря на концерт Надежды Бабкиной, который начался неожиданно на площади. Я предельно далек от подобных вокально-хороводных мероприятий и предпочел холодное пиво и созерцание заката.
Пришло время собираться назад.
Свой вояж по Крыму мы решили заканчивать закупками на Массандровском заводе в Алуште и выдвигаться на Крымский мост и дальше — в Кучугуры.
Я накупил несколько ящиков вина, поскольку всегда родным и близким стараюсь привозить какие-то подарки из своих поездок. Когда я был маленьким, мне всегда дарили книги, приговаривая, что «Книга — лучший подарок».
С тех пор я значительно подрос и прекрасно понимаю, что Джеймс Фенимор Купер сейчас проиграет паре бутылок кьянти.
Кто-то сказал, что в бутылке вина — куда больше философии, чем во всех книгах. Может, это и так, конечно, а может, только у меня специфическое окружение, а вы своим близким привозите из поездок книги. Искренне хотелось бы верить, что это так.
Пошли за вином пешком, т.к. плохо с парковками. Но я взял чемодан, чтобы не тащить в руках.
Возвращаясь из Крыма в Кучугуры, случился алкогольный рецидив — на заводе «Шато Тамань» купил еще пару ящиков вина.
Не подумайте, что я алкоголик или человек, отчасти, зависимый. Практически всё роздано друзьям и родным. На том же заводе купил себе декантер. Теперь я знаю, что стеклянная колба под вино называется — декантер, а процесс употребления вина из декантера добавил эстетики и интеллигентности. Даже если наливать из декантера в пластиковые стаканчики, вкус становится более изысканным и утонченным. Так мне объяснили на кассе магазина.
Тот самый магазин от завода «Шато Тамань».
Вот эта колба — и есть декантер.
ОБРАТНАЯ ДОРОГА
В Кучугурах я провел еще несколько дней. Вова предлагал мне оставаться на своей базе еще недельку-другую, но надо было возвращаться к привычной жизни. Удалось отлично выспаться, дозагореть до ровных оттенков и понять, что отпуск пора финалить.
Стартовать я планировал вечером и миновать все пробки ночным броском. «Бегемота» нагрузил, утрамбовал и заправил. А еще собрал себе внушительный сухпаек, которого мне должно было хватить минимум на сутки. У меня есть такая традиция — перед дальней дорогой всегда мою автомобиль. Чистый он, по слухам, идет быстрее.
Всё по классике — полный багажник и полный бак.
Как и ожидалось, дороги были свободными, и я шел очень уверенно и динамично. Останавливался только купить себе кофе и на биологическую паузу.
Незаметно для себя проскочил Краснодар и вышел на» М4 Дон», где потянулись платные участки, которые в выходной день стоили дороже.
Обратный маршрут выстроил через Волгоград, доверившись навигатору, который прогнозировал везде «зеленый режим».
Платные участки на федеральной трассе М4 Дон.
Ночь пролетела очень быстро. На рассвете тормознул у очередного «Лукойла», где купил несколько шоколадок и капучино. Решил ехать дальше, пока не начнет клонить в сон. Но сон всё не приближался. Периодически созванивался с близкими, которые начали интересоваться — когда я вообще собираюсь домой. Я всех обнадежил, что через пару дней буду в Омске. И, надо сказать, не обманул.
Когда глянул на суточный пробег, понял, что миновал вторую тысячу и приближаюсь к Уфе. Дистанция, надо сказать, внушительная и постепенно начал понимать, что устаю. Периодически бодрился кофейком, но хорошенько меня взбодрили менты на объездной Уфы. Не знаю, что им не понравилось — ничего не нарушил, вел себя максимально вежливо и ни на что не провоцировал. Сначала им не понравилось мое просроченное водительское удостоверение, потом захотели порыться в личных вещах, потом скучные вопросы про алкоголь, отстали. Так и не понял — что им было нужно.
После Уфы решил остановиться в придорожном отеле и поспать. Поужинал, сходил в душ и завалился. Отвел себе на сон пять часов.
Вот здесь была первая и последняя ночевка перед домом.
За этот комфорт заплатил 1300 руб.
Проснулся вполне отдохнувшим, хоть и голова слегка потрескивала от предыдущих бессонных суток. Но сладкий чай и яичница в столовой при отеле привели меня окончательно в чувство.
На рассвете я забрался на Уральские горы, а к обеду уже спустился на равнину.
В Курганской области остановился на обед, где пришлось стать свидетелем разборки между двумя пьяными дальнобойщиками. Один постоянно кричал: «Я Андрей Смоленцев! Сейчас ты меня запомнишь». Андрей Смоленцев не солгал — я его почему-то тоже запомнил, хотя на кой он мне сдался — не очень понятно.
По Курганской области до Ишима шел очень быстро и нахватал штрафов за превышение.
По дороге смотрел «Редакцию» Андрея Пивоварова — телепроект «Староверы» в двух частях. До сих пор, по прошествии времени, я переживаю о том — как сложилась судьба главных героев.
Уже к вечеру появился на пороге своего дома, где меня ждали родные и отменный ужин.
Весь маршрут от Кучугур до Омска составил 44 часа, плюс пять часов на сон. Считаю, что это очень быстро, но, как известно, конь к дому бежит быстрее.
ФИНАЛ
Искренне верю, что время, проведенное в путешествиях, в зачет жизни не идет. Впрочем, какая может быть жизнь без путешествий? На пятом десятке это отчетливо понимаешь.
Пока есть хоть какие-то возможности для путешествий — на автомобиле или пешком, на байдарках или мотоцикле — нужно непременно сбегать из дома. Оставлять суету будней, привычный уклад и все, что укореняет на одном месте, лишая возможности увидеть мир.
Спасибо всем, кто дочитал, проехал мысленно со мной этот маршрут и, возможно, спланировал свой на ближайший отпуск. Мира и добра вашему дому!