|
Часть 1. До Забайкалья
Случилось у нас нынче незабываемое путешествие. В сердце остались не только красота природы, но и дождь, и бездорожье, и люди.
Я и дочь моя, которой уж 14 лет, в этом году рискнули на столь дальний отрезок пути. Вообще, мы ездим часто и в разные стороны горизонта)) Пишу только редко, точнее второй раз)) По прошлому моему отчёту было замечание, что я всем недовольна, нет положительных эмоций в тексте. Скажу сразу, если б не нравилось путешествовать по России, то и не ездила бы, это первое. Второе, ездим мы много, далеко и экономно. Я обожаю нашу страну, людей, природу. Но и в этом отчете не будет захлёстывающих эмоций, все эмоции я храню при себе. А тут просто маршрут, достопримечательности, которым мы уделили внимание. Что-то понравилось, где-то просто потеряли время.
Каждый читающий, может, что-то возьмёт себе на заметку, и это не художественный рассказ. Я сама при составлении маршрута стараюсь много читать, смотреть, и статьи с Дрома мне часто помогают. А иногда найти не можешь некую информацию. Этот момент и побудил меня писать.
Всегда путешествуем по ранее составленному маршруту. А готовить его начинаем за несколько месяцев. На месте всегда происходят вариации, это зависит от погоды, настроения, усталости. Так это произошло и в этот раз. Например, Аршан не дала посетить погода, проливные дожди. А по совету автозаправщицы (сотрудницы АЗС) мы уехали в Забайкальский заповедник, о чем в нашем маршруте не было ни слова))
Наша машинка. Уточню, переднеприводная.
Начало июня, седьмое число 2022 года
Первый, Второй день, дорога уже знакомая Екб — Омск — Томск. В Ялуторовск заехали для разнообразия путевой жизни. Острог мы посещали в прошлом путешествии. На этот раз подъехали к памятнику декабристам на одноименной площади.
В 1829-1856 годы в Ялуторовске находились в ссылке декабристы, в том числе Иван Пущин, друг Пушкина. И сейчас девять бюстов расположены вокруг рук, сжимающих меч. «К мечам рванулись наши руки, но лишь оковы обрели» — слова А.И. Одоевского.
Отдохнули, едем дальше. Погода отличная, трафик средний, природа благоухает, небо манящее — все как мы любим.
В первый день Омск прошли, ночевали за Татарском, за день прошли 1077 км.
Многие автопутешественники для ночевки ищут красивые места, а потом показывают утренние фотки: «проснулся с таким видом». Я бы тоже так хотела, но мы две девочки и в целях безопасности ночные стоянки у нас или на АЗС, или на стоянках дальнобоев. И лишь пару раз позволили себе одиночество на берегу Байкала.
Проснувшись, едем вперед, ищем местечко для утреннего моциона и завтрака. Вот так начинаются у нас новые сутки.
В Томск заехали уже вечером, и уже «в поля» возвращаться не хотелось. На карте нашли ближайшую гостиницу, успеваем (они работают до 19:00). Заселяемся в «Эдем», приводим себя в порядок и гулять по городу. Отлично, что гостиница находится близь старого города.
Уникальный сибирский городок с 400-летней историей.
Поразил обилием старых деревянных домов. Есть постройки аж XVIII века и богато украшенные доходные дома, построенные в конце XIX — начале XX вв. И что поразило глаз, на переднем плане улицы это деревянное зодчество, а на заднем — новострой. Как это будет существовать лет через 50-100?
Томск вплоть до революции 1917 года строился по большей части из дерева. Но ведь дерево недолговечно!?
Пишут, нигде в мире больше нет таких крупных, хорошо сохранившихся, полноценных массивов застройки, выполненных из дерева.
ШОК!! В городе находится 1800 деревянных домов, большинство из них жилые, и 200 из них официально причислены к памятникам деревянного зодчества.
Беременная женщина у Медицинского университета.
Глянули расстояние до городов мира.
Оригинальный памятник, пятиногий конь, с довольно нелогичной историей.
Городок понравился, чистый, уютный, зелёный. Он правда уникален.
День 3
В музей зодчества мы пришли к открытию, к 10:00. Музей достойный внимания, коллекция наличников и чугунных дверец в печки задержала нас здесь на час.
Из Томска переезжаем на юг: …Мариинск — Тисуль — Парная — Ужур — Сундуки. Весь день в дороге, из тайги приехали в степи.
Стараемся в крупных населённых пунктах, которые проезжаем, найти достопримечательность, но вот в Мариинске ничего не нашли, кроме памятника Картошке.
Более 70 лет назад, в 1942 году, звено Мариинского совхоза «Красный Перекоп» с одного гектара собрало 1 331 центнер картофеля. Это мировой рекорд. Именно в честь этого рекорда был установлен в 2008 года памятник Картошке.
Асфальт чередуется с грунтовкой, но ехать можно.
Виды по пути шикарные, равнины, предгорья, озера, проглядывающие сквозь березовый лес. Когда на закате заехали в Хакасию, глаз воще отказался верить в такую красоту. Напомню, что ни одна фото не передает природной красоты, лишь намекает на ее наличие) Ну, и фотограф я еще тот))))
Встретились первые жарки, которых в последующие дни будут поля.
Ещё утром любовались наличниками в музее деревянного зодчества, а вечером мы уже на закате в Сундуках.
Сундуки! А где восторг??
Не вдохновили меня Сундуки. Даже обещанных комаров нет. Встали на ночевку у южных склонов Сундуков, у села Июс на поле с пучками отцветающих ирисов.
День 4
Сегодня надо доехать до Шушенского, а это целых 270 км))
Первое, заехали на озеро Шира, излюбленное и хвалёное место красноярцев. Сезон только начинался, рынок разворачивал свои лотки с кругами, купальниками, брызгалками и другой пляжной утварью. Вода ледяная, пара крепких бабулек плавали, и до десятка человек грелись на солнце. Пара фоток на память, по мороженке «Славица» за 50 руб. и едем дальше.
Чудо человечества на берегу озера Шира.
Разговаривала с красноярцами об этом курорте, оправдывало их любовь к Шира только одно: это единственный соленый и теплый (когда нагреется) водоём в округе.
Ехали медленно, потому как кругом было ужасно красиво.
Менгиры разбросаны по всей степи. Ну да, наверное, они что-то значат, несут какую-то энергетику. Салбыкская степь, говорят, является местом захоронения царей скифской цивилизации, местом силы и аномальной зоной.
Завернули на берег Енисея. Посмотреть на Боярскую писаницу. И не пожалели.
Дорога (26км) туда изначально грунтовая от трассы на Абакан, а потом полевая, пыльная и мягкая. Ехали вдоль Красноярского моря, виды зачетные.
И вот в степи выступы скальных пород, разрушенных процессами выветривания, на них выдолбленные скальные «рисунки».
Рисунками их сложно назвать, они все же выдолблены в скале. Википедия подсказывает: писаница 3-7 века до н.э. Вот это место зацепило. Степь бескрайняя, мы и ветер, и творения рук древнего человека. Ходили разгадывали рисунки, читали послание предков
Если что, maps.me дорогу знает.
В Абакан заехали за продукцией завода АЯН, и вечером уже нас ждал ужин в Шушенском в компании друзей.
На день 5 запланирован #походвыходногодня в Ергаки.
Утро началось рано, 160 км до визит-центра Ергаки по горной и неизвестной дороге. Это оказалась красивейшая дорога и несложная абсолютно.
Ергаки, это 6 часов прогулки, порой сложных подъемов, но по таааакой красоте. Это была эмоциональная встряска. Несколько фоток…
«Полка», противолавинная галерея.
Радужное озеро, вдали виден Висячий камень, цель нашего пути.
Путь доступен всем от мала до велика, вся тропа — это мостки, лестницы с поручнями. На самом верху по камням карабкаются все, забираются все аккуратно с любым весом и подготовкой.
Народу очень много, никаких комаров и медведей, только цветы, журчание ручья и красота.
Наша задача была подняться до Висячего камня и не разбудить Спящего Саяна.
Спящий Саян — это могучий, мудрый и добрый богатырь Святогор, который пребывает в глубоком сне до времён, когда баланс добра и зла нарушится. Тогда земля содрогнётся, в воду озера Радужное упадёт знаменитый Висячий Камень, который находится у ног Саяна, а брызги из озера разбудят богатыря, и он встанет на защиту человечества. (Это, в общем, легенда такая)
Камень на месте. Все спокойно. Человечеству еще Святогор не нужен, пусть спит.
День 6 нашего путешествия.
Переезд в Красноярск, 660 км. Но чё просто ехать? Ищем красоты!
Заехали в Потрошилово, посмотреть на красноярские дюны. Но, в общем, дюн мы не увидели)) или фотограф из меня никудышный. Но место забавное, «на раз» можно. Море Красноярское обмелело, песчаное дно оголилось.
Народ на турбазах и дикарем по берегу Енисея отдыхает, катается по песку, но купаться стрёмно, ледяная и чёрная вода.
В следующий раз все же надо доехать до Лебяжьего или в Советскую Хакасию, может, там дюны ярче выражены)) т.е. песочек волнами слежался.
Потом выехали на левый берег, через паром не рискнули по правому берегу Енисея, чтоб не потерять время. В Знаменке заехали в продуктовый магазин «Для вас» (по правой стороне), там вкусное домашнее солёное сало. Тут же порезали и съели, вкуснотища.
Когда говорят, что у Дивногорска серпантин, давайте не будем пугать народ. Серпанина там нет, есть пара крутых поворотов.
Заехали на уже знакомую смотровую к Красноярской ГЭС, фото на память, потом фото у Осетра, а тут и вечер наступил.
День 7 выходной в кругу родственников в Красноярске.
И едем дальше…
День 8
Ну всё, начинается Восточная Сибирь, расстояния тут удваиваются между населёнными пунктами и заправками… а чем восточнее, там, можно сказать, утраиваются)))
Цели за день доехать до Иркутска не стояло, хотя реально. Мы все-таки не привязаны к дате конца отпуска.
Красноярск — Заозерный — какая-то АЗС, итого за день прошли 442 км. Откуда такая точность? Для этого есть google Хронология. Где все прописано, где стоял, куда завернул, сколько времени потратил. А если еще фоткаешь на телефон, то и фоточки подвязываются.
Это я ответила на вопрос, кто спрашивал: откуда я все помню.
В Заозерном живет у меня одноклассник и друг детства. Посмотрел на машину, в машину, около машины, накормил, дал напутственные слова, сопроводил за деревню.
Еще близь Заозерного посетили смотровую на буроугольный разрез.
Залегает уголь в верхних пластах, никаких карьеров нет. Такая добыча считается самой быстрой, экономичной и экологичной. Но вот холмики/отвалы после добычи, может, стоит разровнять?
Экскаватор привлёк клеймом, на Уралмаше сделан, однако.
После обеда воздух уже прогрелся чуть выше +30*, ехали с кондеем. Цена бензина пока стоит на уровне 45-46 руб./литр. За окном тайга, трафик низкий, в общем, любимый плейлист и все ок.
Жара начала спадать ближе к 22:00, ночевали мы близь АЗС Роснефть, не привлекая медведей). Кстати, тайга, но мы спим с открытым окном и ни одного комара. Наверное, вымерли от жары. Феномен)))
День 9
Небо мрачное и непонятно, то ли утро, то ли вечер. Добрались до Иркутска.
В Иркутске мы были в марте, честно отстояли в иркутских пробках не один час, поэтому в этот раз решили минимизировать встречу с городом.
День был рабочий, встреча с коллегой, деловой обед и, не задерживаясь, едем на Байкал.
Очень красивая дорога от Шелехова до Култука по перевалам и крутым поворотам.
Вечер и ночь провели в Култуке.
Остановились на берегу у стелы Кругобайкальской железной дороги (она в западной части поселка).
А вот и недолгожданные комары))) не дали посидеть, помечтать на берегу, загнали в машину.
Что-то рассказ скучноват, все идет размеренно, спокойно, без приключений… тьфу, тьфу. Средний трафик, красивые пейзажи... Полный релакс, авторелакс.
Пришло время петь хвалу самостоятельным путешествиям и автопутешествиям. Говорить о свободе передвижения и смене маршрута в любой момент.
День 10 (16.06.22 г.)
Добравшись до Байкала, решили отдаться биологическим часам. И проснулись мы по местному в 8:00, а ведь на Урале еще 05:00. Вот этот «минус» путешествия на восток нас преследовал с сего дня до океанУ. Особенно ощущалось это в Якутске, где еще присоединились «белые ночи» и мой биологический будильник сломался совсем. Спасали тёмные портьеры) … но об этом позже.
Позавтракали, а погода уже не радовала, начинал накрапывать дождь. Посмотрели расположение тучек в приложении по погоде, и планы пришлось корректировать. Поездка в Аршан отменяется, едем на восточный берег озера, где светит солнце.
В Слюдянке уже дождь лил в полную силу, никакого желания выходить из машины нет, в ней так тепло, уютно и сухо. Но на жд вокзал мы заехали. Здание железнодорожного вокзала — одна из главных архитектурных достопримечательностей Слюдянки. Как гласит история, оно было построено в начале ХХ века из нешлифованного белого и розового мрамора. В связи с этим вокзал считают самым «благородным» в России. Над разработкой проекта слюдянского вокзала работали зодчие из Италии. Но нам больше понравилась еще одна ценность вокзала, нежели его стены. Внутри есть бесплатный интерактивный музей Байкала. Шикарный!! все интересно и кратко рассказано, понятным языком, очень красивый и познавательный, ну и современный.
Как проехали Выдрино, Байкальск — не заметили, т.к. все было затянуто туманом или облаком. Чем ближе к Татаурово, тем чаще сквозь тучи появлялись солнечные лучи. В Татаурово надо пересечь Селенгу.
Мост, конечно, имеется, но это крюк надо делать и приличный. Паром бесплатный, мы удачно подъехали, через 15 минут (на 16:10) было отправление. Паром машин на 8, мы были пятые.
Загрузились местные, машина из Владика и мы. Пока обменялись мнениями, кто, куда и зачем едет, уже приплыли к противоположному берегу. По течению дошли минут за 10.
На север, до села Кома, сначала километров 5 грунтовка, а потом свеженький асфальт и далее супердорога до Усть-Баргузина. Но местные предупредили, имеются камеры, лучше не гнать. Хм, нет там камер, ну или я не увидела и писем не приходило.
Гремячинск, Горячинск… как они в этом не путаются)))
Гремячинск мы проехали мимо, а вот до Горячинска (это там, где крутой курорт на горячих источниках) мы не доехали. Остановились в селе Турка.
Для привлечения туристов на восточном берегу Байкала было предложено в посёлке Турка создать особую экономическую зону «Байкальская гавань». Создание началось в 2009 году, а окончание планируется в 2026 году. Построена набережная с фонтанами и скульптурами, созданы объекты различной инфраструктуры. Маяк был построен 2009 году. В разноцветных юртах-кемпингах проводят различные массовые мероприятия.
Еще планируется создание санаториев, курортов, яхт-клубов, теннисных кортов, парка-аттракционов, кафе, ресторанов, гостевых домов, турбаз. А для частных яхт здесь построен портовый комплекс, поговаривают, самый лучший и современный на озере.
Мы со стороны посмотрели на всё это и поехали дальше. Опять все в бетоне, дорожки, перила, лесенки, крутые отели… На Байкал мы не за этим ехали, в общем.
На северной окраине нашли (он стоит на трассе) гостевой домик, заселились и пошли есть, пить и гулять. Оказалось усё рядом: до кафе 100 метров, до озера 90 метров, до АЗС на утро 80 метров))) У билайна скорость тут упала, но инет есть, токо медленный, это так, на всякий случай.
День 11 путешествия
Где-то прочитала, что Сувинская саксония — волшебное место. Меня, конечно, зацепило название и фотки на фоне гор со снежными вершинами. Все, решено, держим путь туда.
Первое, это черепаха, с березкой на ее спине.
Севернее Турки (не знаю, как склонять это название)), в двух км в озере есть валун, черепаха, а сверху росла березка. Берёзка была уже приличного роста, и уже со своей легендой: Байкал превратил своего сына в березу, а его верных друзей в черепаху и веселого львенка в каменные глыбы.
Но вот в 2017 берёзку сломили или по неосторожности или специально, но вот так.
Затем, не проедете мимо, ворота Баргузинской долины. Согласитесь, звучит красиво?) Там и парковка, и ленточки, и виден мыс Святой нос (на фото Святой Нос справа в дымке).
Далее дорога поворачивает на северо-восток, уходит от Байкала.
Из 190 км до места назначения, 60 км грунтовки, да еще какой, как стиральная доска с толстым слоем мелкого песка. Если ехать медленно, то зубы устают стучать, а если быстро, то просто летишь по пыли. А то я сначала думала, что так местные мчатся, а потом и сама приноровилась.
Виды по дороге красивые, да они, собственно, везде красивые.
Вот сама Саксония воще не зашла. 60 (+60 обратно) км грунтовки, чтоб посмотреть на невысокие скальные останцы, это перебор.
Сама виновата, в общем, начиталась, нарисовала себе картинку, а оно не сошлось — ожидание и реальность, и разочаровалась)))
Из того, что понравилось, это соленые водоемы и деревня Уро, и в дымке Баргузинский хребет.
Вернулись мы в Усть-Баргузин.
Бухта здесь считается самой мелкой, песчаной и теплой. Но для меня эта вода — ледяная. Поселок стоит на песке, очень много пыли, а в +33* это почти невыносимо. Деревьев в поселке мало, или их нет, или от палящего солнца я их не видела, а хотелось куда-то спрятаться.
И спрятались мы в Забайкальском национальном парке. В отличие от нацпарка Ергаки здесь все платно, любой чих.
Въезд — 100 руб. за машину, 150 руб. за взрослого. Потом мы 40 км проехали по грунтовке мягкой и песчаной до местечка Монахово, где стоят прогулочные катера.
Парковка у катеров — 200 руб., но тут, я думаю, полная самодеятельность, без чеков и квитанций.
Катер 8 тыс. в Змеиную бухту и 25 тыс. на Ушканьи острова к нерпам. Но так как народу нет, ждать попутчиков нет смысла, отправились мы в Змеиную бухту за полную цену, ни с кем не деля.
На Ушканьи острова я была готова поплыть, но когда рассказали, что вход на острова + 2500 с человека, а там подходишь к стене и в окошечки, на приличном расстоянии, пытаешься рассмотреть мохнатый комочек — нерпу, желание пропало))
Всё, забыли про бабосы, получаем удовольствие от самого глубокого, могучего Байкала.
Прогулка на быстроходном катере по Чивыркуйскому заливу чудесна: прозрачная вода, Баргузинский хребет с одной стороны, с другой — тайга, где иногда выходят медведи на песчаный берег. Одним словом, ветер в харю…
Ступив на берег Змеиной бухты, заплатили 100 руб. без чека.
На берегу есть горячий источник с минерализованной водой +42*. Я не любитель бань и не знаю, как оно из бани в снег, но, говорят, вот здесь примерно то же самое)))
В Байкал окунуться с температурой воды +14* и обратно в лохань горячего источника. Ну, так-то прикольно.
Навестила приезд туристов прикормленная лиса. Пока мы тут бегали от озера к лохани, пришвартовался большой кораблик с туристами, которых он собирает по причалам Горячинска, Максимихи, Усть-Баргузина. И кстати, они по программе заходили на Ушканьи, нерпу видели, восторга наполучили)) И билет их прогулки целого дня стоит 7500, + доплаты 2500 за право ступить на острова это отдельно, есесенно((
Так что, получается, мы в выигрыше, у меня трансфер вышел всего 8 тыс. за катер, а так бы 7500+7500+2500+2500 и разочарование от далеко расположенных нерп. Ну да, скажете, как оценивать то, чего не видел… Чую, знаю свою вечно недовольную позицию)).
А нерп мы позже увидели, близко и весело))
Ночевать на кемпинге в заповеднике не остались, это еще бабосики надо было б доплатить. Выехали из заповедника и нашли отличное место на берегу, с проходимой грунтовкой, поодаль от трассы, в лесу.
Продолжение в следующей статье…
Часть 2. Забайкалье — Якутия — Дальний Восток
Продолжаю рассказ про наше путешествие летом, 2022. Рассказ — это маршрут с посещенными достопримечательностями.
День 12
Утро на Байкале было некомфортным. Холодно, над озером ходила туча и обещала скорый дождь.
Позавтракали и в путь. Впереди ждали сотни километров.
Едем в сторону Улан-Удэ, путь вдоль Байкала омрачила колонна из 12 газелек со знаком «дети». Гайцы не позволяли обгонять, и вот мы тянулись километров 70 с их скоростью. Ага, потом перечитала правила ПДД, собственно, так и должно быть, чтоб не разбивать колонну.
Встали не рано, да ехали медленно, по Улан-Удэ покатались и прогулялись. За день всего прошли 430 км.
Голова Ленина. Это самая большая скульптура человеческой головы в мире.
В столице Бурятии был день города, народ нарядный. Много коллективов в национальных костюмах. До главной достопримечательности города пробрались небыстро. Где-то припарковались во дворах и пошли гулять. Сначала на площадь.
Голова Ленина на площади Советов. Это ж самая большая голова вождя. Скульптура высотой 7,7 м, шириной до 4,5 м и весом 42 тонны. Была создана в 1971 году на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин и доставлена в Улан-Удэ по железной дороге.
Проехали мимо скульптуры «Мать Бурятия», стоянка там не предусмотрена, и отправились в Иволгу, 30 км в сторону.
Вот это место достойно к посещению. Иволгинский дацан красив и уютен. Где-то писали о платном входе, неправда.
Монахи живут рядом в деревянных избах. Много сувенирных лавок. На парковке, левее есть большое кафе в виде деревянной юрты, дёшево и очень вкусно (3 кружки чая, 5 бууз (70 руб. за штуку) и 2 порции пампушек со сгущенкой = 445 руб.) Кроме него ещё 2 кафе имеются, наверное, там тоже вкусно. На рыночке купили носочки из шерсти яка и верблюда, в подарок.
Территория Иволгинского дацана.
Едем дальше. По трассе заехали к скалам Спящий лев (Омулевка гора), указатель имеется, парковка тоже.
Гора Омулевая названа потому, что в недавнем прошлом в Селенгу в нерестовый период заходил омуль, проходя вверх по течению до этих скал. Рыбаки забирались на гору и наблюдали, где в реке идут «бурления», и ставили туда неводы.
Второе название гора Спящий лев получила из-за своего внешнего вида. Её очертания очень похожи на льва. Но льва мы тут не нашли, а вот красоты с избытком.
Комаров, коими пугали, не попалось.
Шикарное место с видом на СеленгУ (ударение на «У») Фотки не передают того простора и мощи.
Далее на пути встретилась деревня Десятниково. Она входит в «Ассоциацию самых красивых деревень России».
Милая, яркая забайкальская деревенька. Эх, пробежаться б по росе, да ехать надо.
По существующей легенде, село Десятниково было основано Чистяковыми в середине 18 века. Первые поселенцы временно остановились на реке Селенга возле скалы. Условия уж больно были заманчивы — степная полоска для выпаса скота, склоны с плодородной землей, Селенга кипела рыбой, осенью кусты черемухи и смородины ломились от ягод.
Близлежащие леса были полны грибов, съедобных и лекарственных трав, а также птицей и зверем.
Так и осели предки в этом месте.
Ночь провели в мотеле «Каспий», проехав Петровск-Забайкальский. Дороговато, но отель шикарный, новый, номер попался с чёрной сантехникой и кафелем. Странновато и непривычно, канеш, черный унитаз, но мы справились)) За бортом начинался крепкий ливень, и сегодня захотелось в номера. 2500 руб. за номер + 100 руб. парковка. Вот! платная парковка у мотеля! Меня всегда подбешивает эта самодеятельность администраторов. Кто-то пешком приходит, что ль?))
День 13
Проснулись от стука дождя, немного поработала, почистила флешки, и выехали из гостиницы в 10:20 по местному. Потерялись во времени, пасмурно, льет дождь. Сегодня день длинного перегона, но из-за позднего выезда и дождя не знаем, до какой точки на карте доедем. Асфальт вродь не плохой, но вот появляющиеся откуда ни возьмись провалы в асфальте не позволяют разогнаться, и провалы эти довольно часто. Стыки дороги с мостами вообще все в ямах. Руки бы оторвать дорожникам) Видели аварию двух легковых как раз на стыке, видимо, один уходил от ямы, но налетел на авто. Или из ямы выбросило на встречку. В любом случае стремная ситуация.
Заехали в Читу, прокатились по городу. Главная достопримечательность города — это Главпочтамт. Отправили открытку родным. За открыткой с видами города пришлось сходить в магазин канцтовары на соседнюю улицу, на почте оказались только цветочки. Открытка дошла, все ОК.
Перекусили в первой попавшейся буузной и снова в путь.
Цена за литр бензина зашкаливает((
А вот и «амурские волны» начались перед Чернышевском, километров за 30. Это не то, что на трассе Екб — Тагил, вверх-вниз. Я читала про них, ожидала, представляла… ни фига. Представление с реальностью не сошлось. В общем, они чувствуются, не проскочишь.
730 км за сутки, годится.
Встали спать за Чернышевском, на стоянке у заправки.
Там же встретили земляков, дед с внучкой перегоняют тойоту для девушки из Владика в Тагил.
Пообщались с дальнобоями, идущими с востока. Ну, баек они нам порассказали. Наверное, все, что видели в тик-токе, переложили на, типа, свой опыт. И медведей-то они кормили, и колеса на шиномонтажках от давления взрывались. А то, что у них колеса рвались на скальнике до Якутска, тут поверить можно))) Много стоит на трассе переобувающихся фур.
Отговаривали они нас от дороги на Якутск.
День 14
Не отключайтесь, скоро будет весело, а сегодня опять скучный день. Забайкалье залито дождями, на полях можно рис выращивать))
Проснулись поздно, из-под одеяла не хотелось вылазить. Позавтракали в кафе на стоянке блинами со сгущенкой, завтрак так себе, на троечку. Но для разнообразия можно, да и кипяток готовить под дождем — не айс.
Ну, что, какие планы?? Посмотрим прогноз погоды, во Владивостоке — дождь на неделю, в Якутии +30*.
Дальнобои вчерашние запугали якутской трассой, что рвутся колеса о скальник. Пишу в чат магаданских автопутешественников (присоединилась к нему на днях), спрашиваю мнение. Владимир Яхно отвечает: не гони и все будет тип-топ.
Лано, едем пока до Сковородино и размышляем.
Перевал Юрия Тэна (860 м н.у.м.) проскочили, часовню видели из окна автомобиля.
А в ясную погоду бы поднялись, позвонили бы в колокол, и звук разлетелся бы над тайгой. Бы да не Бы, а в дождь из машины по необходимости и то лень выходить.
Кто такой этот Тэн? Юрий Тэн — это российский политик. Название перевал Алеутского хребта получил в 2010 году в честь Юрия Тэна, основателя компании «Труд», депутата Государственной Думы трех созывов, строителя автодороги «Амур». На самой высокой точке перевала воздвигнута Часовня Николая Чудотворца, покровителя всех путешествующих, и путешествующим рекомендовано бить в колокол. В основании часовни заложена капсула с землей из святых мест России и Иерусалима.
Ура! Амурская область, и погода меняется моментально. Видимо, тут администрация дождь не заказывала. Надо срочно что-то перекусить.
Так быть или не быть Якутску?? — Быть!
Заправляемся за 53,33 руб. (АИ-92) по мах на повороте на Якутию. Заправка чуть восточнее находится.
Хоть и вечереет, мы едем дальше. Отметились у двух стел, и тут началась грунтовка. Вот все-таки почему дорогу делают частями, да чтоб не было мучительно ехать. 30 км грунтовки, 30 км идеала и в таком чередовании нам предстоит 1200 км.
Местами еще встречается снег. Карта показывает, что мы уже в районе вечной мерзлоты. Поэтому и дорогу делают медленно.
К Тынде пробрались уже в сумерках. 712 км прошли. Встали близь АЗС НК Альянс и вырубились.
День 15
Извиняюсь перед собой и читателем, что день вчерашний назвала скучным. Неет, мне не скучно ехать, и особенно по новым дорогам. Картинка меняется. Тайга кардинально отличается от уральской, здесь преобладают лиственницы. Эх, оказаться бы здесь в сентябре. Встречаются маревые болота — это те, что на вечной мерзлоте и нерастаявшие сугробики, хотя за бортом +25*. Едешь и любуешься.
Спали мы на северной окраине Тынды крепко. По-уральски проснулись в 6:00, а местного это уже 10 утра. Скорее подъем, привели себя в порядок и в путь.
Рядом с АЗС оказалось кафе «Бурятская кухня», где уже стояло много припаркованных авто. Ну и мы зашли. Народ, а это мужчины крепкого телосложения, берут буузы, а ни фига не яичницу и сырники. Вот так завтрак. Мы присоединились и тоже по-взрослому покушали, и это было верным решением))
Тында — это ж столица БАМа. Едем в музей.
Цена билета взр — 85 руб., экскурсовод — 385 руб. И достался нам экскурсовод не настоящий, а научный сотрудник, который не знает, что такое тайминг (40 минут)). Рассказ был очень интересный, много экспонатов, провели мы в музее часа два. Стоящее место.
В Якутск выехали уже в обеденное время. Естественно, что желаемые 900 км по такой дороге не сделать. Поэтому не гоним, едем и любуемся.
Фотки не передадут всю красоту тайги, как, собственно, любой локации. Природу надо видеть своими глазами.
Еще скажу об одном кафе на трассе близь д. Иенгра. Порции огромные, все для тех же крупных мужчин, работающих в тайге, и вкусная бурятская кухня. Кафе так и называется «Бурятская домашняя кухня».
1 порция борща, 1 порция макарон с гуляшом из оленины (вкусное мясо, хорошо приготовлено), напоминает говядину, но с привкусом и 2 стакана брусничного морса = 670 руб. Дороговато, но это Якутия, детка.
В районе Беркакита поймали инет и на Авито начали искать жилье. Ого, ценники! заявляют, до 5 тыс. сутки за однокомнатную квартиру. Оказывается, в Якутске мы попадаем на национальный праздник, что и послужило поднятию цены и дефициту квартир. Но нам посчастливилось найти со звонка пятнадцатого, а то уже паника подступала.
В Якутск приезжают не только жители Якутии, но и журналисты, коллективы худ. самодеятельности, гости из Бурятии, Казахстана, Монголии, Тывы, телевидение. Все гостиницы и апартаменты заняты.
В Алдане идея с гостиницей провалилась. В ту, что мы заехали, была ужасной и дорогой. Поэтому проведём ещё одну ночь в машине, и потом нас ждет квартира на третьем этаже)))
День 16
Вчера ехали допоздна, чтоб на сегодня как можно ближе быть к Якутску. Ночевали рядом с фурами. И на сегодня нам осталось 300 км.
Хозяйка квартиры предупредила о приезде людей с республики на праздник и что на паром могут быть очереди. Ох, как я не люблю очереди. Поэтому, поспав часа три, мы отправились в путь. Светло, отголоски полярной ночи.
Но нельзя было проехать поворот на Булуус, указатель подсказал, что до объекта 1 км.
Булуус — это ледник. Ледник в ложбинке меж тайги размером чуть больше гектара, не тает даже в самое жаркое лето.
Мы приехали часов в 6 утра. Сторож был недоволен, но после того, как мы произвели за вход оплату без чека (250+100=350), успокоился и ушел спать, а мы выдвинулись к леднику (минут 5-7 по территории парка).
На улице уже припекало солнце, градуса +24*. А ты стоишь на льду, от которого веет холодом. Но комары!! Они ж сожрали и не дали насладиться красотой. Даже в кадр успел залезть комарик.
Фотки сделаны, вода испробована, ноги промочены, едем дальше…
Булуус, бесспорно, произвёл впечатление. Лед, жара, комары… как-то не вяжется вместе))
Движемся в сторону Нижнего Бестяха (не уверена, правильно ль просклоняла). Дорога все так же: чередование гравийки с асфальтом. Здесь ее называют скальником, а не гравийкой. Местами дорогу поднимают, и камень еще не обкатанный, не обтёсанный, острый, и боясь порвать колеса, скорость снижали до 20 км/ч.
Но вот и Бестях, едем по главной и попадаем на берег Лены. Лена, ау!! Противоположная сторона еле просматривается. Уже видна очередь у ближайшего причала из 8 легковых и 3 грузовиков.
Да-да! В Якутск можно попасть только на пароме через Лену, или на самолёте. Других вариантов нет.
На вопрос: когда планируют строить мост, ответили — наш мост в Крыму стоит.
Вообще, причалов несколько, паромы ходят достаточно часто. Погрузились оперативно и через полчаса после того как я увидала Лену))) отправились. Оплата была в кассе на пароме по банковской карте, 800 руб. взяли. Плыли 55 минут. Я не поняла, то ли пересекали мы реку, то ли плыли по диагонали, очень широкая река.
В 8:00 прибыли на левый берег, уже стояла жара +28*, навигатор повёл частным сектором к забронированному жилью, по ужасной дороге с большими ямами и горами мусора. Хозяйка в 8:20 уже была на месте, ждала нас. Странно, так рано и без претензий согласилась нас заселить. От неё пахло свежим перегаром, это вызвало некие сомнения. Отдали мы за 3 ночи 10500 руб., получили ключи, рекомендации по предстоящему национальному празднику, советы, как доехать до Еланки. И разошлись.
Отдохнули чуток и в 15:00 поехали в музей «Царство вечной мерзлоты». Это гора на окраине города, вход в гору напомнил Кунгурскую пещеру. На ресепшене выдали тёплые плащи и шерстяную обувь (по желанию), -5* в пещере. Произвели оплату 500 руб. + 380 руб., и перед нами распахнулись двери. Холодом повеяло мгновенно.
Не пожалели, что сходили. Пещера вся в естественной изморози, и чтоб было не грустно ходить, много ледяных скульптур из разных мультяшек и кино. Скорее, надо оценивать не скульптуры, а атмосферу холода, мороза, суть — что это мерзлота в недрах земли. Покатались на горке, сфоткались на троне Деда Мороза, потом с почти живым волком, потом на ледяной кровати. На горке прокатиться надо обязательно!!! Пока тебя никто не видит))) можно и повизжать)
Прокатились по Якутску, он оказался современным, красивым, обычным российским городом. Где присутствуют и развалины, и стеклянные новостройки. А вот дороги просят $$, много денег. Ладно, оправдаем ямы и трещины в асфальте многолетней мерзлотой, но как-то этот вопрос решается в 21 веке!?
Немного контраста.
К цифрам на АЗС мы были готовы.
Господи, мы в Якутске!!! Скажи мне об этом год назад, покрутила б у виска))
День 17
Цель сегодняшнего дня добраться до Ленских столбов.
Едем в сторону Еланки, а там по ситуации…
Больше часа пересекали город. Дороги, если они есть, то убиты, не разгонишься, что в городе, что за пределами.
Мифический табун священных лошадей
Перед Владимировкой когда-то был ленд-арт объект российского художника Николая Полисского «Мифический табун священных лошадей». На сегодня осталось 3 покосившихся «лошади». Даже останавливаться не стали.
С Булгунняхтах (есть такая деревня на левом берегу Лены) путь на лодке составляет 3 часа до Ленских и + 3 обратно, и лодка стоит подороже (не помню точную цифру или 18 или 22) До этой деревни асфальтированная дорога.
Тут нам встретилась пара на белом седане. Мы обрадовались друг другу, что есть попутчики, но 5 часов в лодке (3+2, обратно по течению) это слишком долго. Решили ехать вместе до Еланки. Тут начались ямы, пыль, гравий. Ребята развернулись, машина арендная, не стали рисковать. А мы едем, нам не привыкать.
40 км грунтовки. Сорок!! Всего-то!! Местами хотелось развернуться, но это хотение было мимолетным. На больших колеях ехали очень аккуратно и справились. Редкие джипы и УАЗики нас то обгоняли, то попадались навстречу. Так что… если что, мы тут не одни, спасут.
С Еланки только два лодочника катают до Столбов. Первый уже уехал с байкерами буквально час назад, а второй, он же начальник турбазы, принимает детские группы. Звоним первому, обещает вернуться через три часа и прокатить нас.
Отлично. Лена, бычки, жара под +33*, дети кричащие… ждем-с.
Кстати, берег хороший, рядом с турбазами, а здесь их не одна, можно встать с палаткой. В Еланке много домов, где сдают комнаты или дома целиком, заборы увешаны телефонами. Прокатиться по деревне и обязательно найдется вариант.
Ну, в общем, прибыл наш капитан. Заправил катер, и мы отчалили. За разговорами час пути пролетел незаметно. Кстати, сын у капитана учился в Екб в юракадемии, сейчас работает в Якутске по специальности.
Наше путешествие нам обошлось 12500 руб.
На прогулку по нацпарку Ленские столбы нам рекомендовали 1,5 часа. Собственно, так и получилось. Лодка с капитаном ждала внизу.
Тропа ведет на вершину этой гряды.
Рядом еще был пришвартован теплоход туристов из Якутска. Про этот маршрут ничего не могу сказать, подслушала, что с ночёвкой.
Вход на тропу, чтоб подняться на Ленские столбы, платный 450 + 200 (до 17 лет). Но на момент касса уже была закрыта и мы прошли сэкономив)).
Еще пара фоток с Ленских столбов.
Поездка после обеда — это выигрышный вариант, т.к. солнце светит прям на скалы и они в золотом свете. В первой половине дня таких фоток не будет. Солнце будет светить на вас, а Скалы будут в тени. Фотография, сделанная на солнце, понимаете сами, какая будет.
По возвращении капитан завёз нас еще к писанице, прогулялись по берегу, посмотрели рисунки, сделанные охрой древними людьми. Рисунков в Якутии очень много, способы изображения разные. Это для археологов кладезь.
В Якутск приехали за полночь, но не заметили времени. Белые ночи здесь белее питерских на 4 градуса)). Город расположен к полярному кругу ближе чем Питер..
Эмоции зашкаливают, писят грамм и в койку.
На Тукуланы, это песчаные дюны на правом берегу Лены, у нас и не было стремления попасть. Поэтому мы легко согласились плыть с Еланки. А с Булгунняхтах на них завозят. Вечером, возвращаясь, мы ее заметили, т.к. заходящее солнце осветило песок.
Хочу рассказать про якутских лошадей. Буквально пересказ разговоров с русскими якутами.
Их не запрягают в повозки, на них не скачут джигиты, их растят на мясо. В табуне на 10-13 кобыл один жеребец. Жеребята, родившиеся весной, к осени созревают, как молочный поросёнок. Это самое лучшее мясо, самое дорогое, самое нежное.
День 18
День отдыха в Якутске. Посетили только рынок. ул. Лермонтова, 62/2.
Краеведческий не работал, а в Сокровищницу алмазную не попасть, всё заранее забронировано, т.к. праздничные дни и в городе много гостей.
На рынке многое попробовали, но взяли чуть-чуть. На улице жара, едим мы мало, а завтра на рассвете выдвигаемся.
Из необычного — быырпах. По-нашему это снежок с высокой жирностью.
Суорат (или сорат) — это как обычный кефир, только очень густой.
Чохон — масло сбитое с молоком, похоже на свежее вкусное сливочное масло.
Нам понравилось все, что мы пробовали, но вот кумыс (здесь кымыс) зацепил! В Башкирии и Калмыкии не столь вкусный.
Из рыбы мы попробовали юколу, это такой способ приготовления. Замороченный вариант, спиралькой. Рыбу мы любим, но я бы не сказал, что прямо вау и хотелось бы еще.
Мы любим вкусно поесть, вот и здесь напробовались.
Мы попали на Ысыах. Уникальный день.
Я ходила на празднике с открытым ртом)) от счастья, удивления и энергетики этих людей.
В день 19 (25.06.) встали на рассвете. Вру! тут практически сейчас нет заката, значит, и нет рассвета. В 7:30 мы уже покинули квартиру (номер хозяйки сохранен, может, кому надо)) и едем в этнокомплекс «Ус-Хатын» недалеко от Якутска. На огрооооомной степи уже формируют импровизированную парковку. Идём к комплексу, там Мегафон раздает волны, вагоны с телевидением, и уже подтягивается народ.
Ысыах Туймаады — главный праздник якутов, праздник изобилия и плодородия. Традиционно отмечается в конце июня, в районе летнего солнцестояния (вот почему очень яркие белые ночи).
На поляне палаточников тоже уже шумно, занимают места, большая часть гостей останется в ночь и будут встречать солнце с бубнами и танцами.
Всё мероприятие сродни открытию олимпиады, очень грандиозно. Много действий одновременно на огромной площади. Гости из Монголии, Казахстана, Татарстана, Бурятия… ну и вся республика подтянулась.
А так как два года была пандемия, народ соскучился по празднику. И еще 100 лет Якутии, 390-летие Якутска и 200-летие Якутской городской думы. В общем, повод есть!
Ну, вы поняли, что праздник был вау!!!
Цитата с сайта: Центральным событием праздника является народный круговой танец якутов — осуохай, хоровод, символизирующий жизненный круг. Участники танца двигаются в направлении движения солнца, как бы благодаря его за тепло и свет. Ведущий исполняет песни, в которых восхваляет жизнь, природу и весь окружающий мир. Танец продолжается до самого утра. Считается, что все входящие в круг получают заряд энергии солнца на год вперед. Главный обряд праздника — окропление кумысом огня и травы, олицетворяющее рождение всего живого. Скачки, бои, соревнования, конкурсы и т.д.
И все это в тридцатиградусную жару. А какие якуты красивые в своих национальных нарядах. И это не оленьи шкуры, а платья и гипюровые зонтики, сумочки и украшения, или украшенища))
Ну, счас фотки, что получилось. Да простят меня эти красивые женщины, что без их разрешения выставляю в инет.
Уезжаем из Якутска.
Столь яркий день 19 закончился где-то в тайге. Конечно, к сожалению, мы весь праздник не продержались на жаре. После обеда уехали, а пробка на праздник еще стояла от самого Якутска, это км 10.
Отплывали с 1-го причала, и в этот раз паром стоил 500 руб. (прошлый 800).
В Якутию добрались бабочки, которые одолевали нас в Красноярске неделю назад))) В этом году спасалась средством, стеклоочистителем из Галамарта. Отмывает всех насекомых моментально. Не реклама)), просто разрекламированные нифига не оттирают, одно мученье.
День 20
Какой??? Двадцатый?? А мы еще моря не видели))
С утра уже жарит солнце, едем в Нерюнгри, в музей под открытым небом горнодобывающей техники (бесплатно). С трассы свернули в город у мозаичной стелы «Нерюнгри», проехали мимо красивой стелы городу и далее подъехали к большому больничному комплексу. А как раз рядом уже из-за сосен торчит стрела экскаватора
А потом БЕЛАЗы. Чё мы, белазы не видали?!
Но на эти стоит посмотреть, они там разные, огромнейшие машины, и каждая со своей историей. Есть краткое описание машин и кто на них работал. Эти машины за 10 лет работы могли 20 раз обогнуть Землю по Экватору.
Лазить можно на всех экспонатах. Мы смогли забраться лишь на паровоз)
Между Тындой и Нерюнгри на 321 км не смогли проскочить супер-борщ, супер-хлеб и супер-брусничный вкусный морс. Да, да, это кафе «Домашняя кухня» в деревне Иенгра.
На обратном пути показалось гравийки меньше))
А вот и нежданчик))) В Нерюнгри впервые нас остановил пост ДПС, спросил — куда спешу; ответ — домой. Заглянул в документы, отпустил, но сказал: «Не спешите». Спасибо. Он, наверное, офигел откуда мы и не посмел выписать штраф, хотя чуток превысила.
Повернули на восток. Ночевали на трассе около Невера, среди дальнобоев, встали на отдых рано, подремали, поужинали, в карты поиграли, в инете посидели. День был тяжёлый. Всю дорогу +30*+33*, гравийка, пыль, бабочки и сожаление, что уезжаем из Якутии.
На подушке, на крышке тлеет спиралька от комаров. Их было немного. Но и одного достаточно, чтоб испортил настроение.
— Мы куда-то торопимся?
— Нет!
День 21
После Циолковского повернули на Благовещенск?! Забронировали гостиницу. Тут же maps.mi подсказал объект, который достоин посещения, — Сопка любви. Заехали, это смотровая площадка. Виды шикарные на Белые скалы, на Зею, на ее излучину у скал.
Дальше дорога к китайской границе вся в ремонте, причём основательном с «одеялами», «простынями», водоотводом, сотами для удержания склона. Все серьезно.
Гостиница с красивым названием «Онегин», милое место недалеко от набережной. Привели себя в порядок и гулять.
Через реку Амур на противоположном берегу расположен китайский город Хэй-Хэ. До пандемии была возможность посещать этот город в течение 30 дней без визы. А счас усё, мост закрыт на клюшку и нет понимания, когда откроется. Местные жители сожалеют, раньше они очень любили ездить в Китай.
Заметили, что в прогулочный кораблик заходят люди. Бегом побежали к кассам, успели на часовую экскурсию. 400 руб. билет х 2, до 10 лет бесплатно. Ширина Амура 600 м, мы плыли по середине, поэтому до Китая было рукой подать. Хм, на кого рассчитана реклама на китайских высотках на китайском языке, если они стоят на берегу и смотрят на РФ.
Что-то вещал экскурсовод по радио, но мы любовались то одним берегом, то другим. Благовещенск тоже неплохо смотрится с воды, в том и другом городе идут строительные работы. В темноте обе набережные освещены обычно. Красным, как на некоторых инет-фото, Хэй-Хэ подсвечивается иногда, по каким-то там праздникам.
Потом зашли по пути на ул. Калинина в «Китайскую забегаловку» (это название). Удивились порциями по 500-700 г. Заказали кальмара в соусе на противне и салат Хейхе. Унесли половину салата с собой. Хейхе = город = фирменный салат))). Взяли пива и кока-колу. Вышло 1800 руб., пиво по 280 руб., но вкусное (все недешево).
День 22
С утра на китайский рынок «Три кита» в Благовещенске. Фиии… цены выше, чем в ТЦ на Таганском ряду в Екб.
Даше прикупили сандалии, зарядник в автомобиль, наш-то совсем прохудился))
Обратно на трассу Москва — Владивосток выходим через Райчихинск. Это такой угольный городок, где уголь продают на каждом углу, объёмом от ведра)) до вагона.
Сразу за стелой города находится небольшой прудик под названием Разрез. Там мы и сделали привал, обед + купание.
А еще по дороге встретились с замечательными людьми, семья Яхно, путешественники из Владивостока. Они, конечно, монстры, Магадан и окрестности их конёк последнее время, но и Приморье знают как свои пять пальцев. А Владимир воще в кругосветке был. Об этом я его, конечно, не успела спросить. А фишками по ДВ они поделились. Я думала у меня ж большая машина?!, по сравнению с их)) мы воще как Матиз)))
Хочется сегодня доехать до Хабаровска, но не будем загадывать. Только вышли на трассу Амур, как встретился очередной объект, тот, что в топе путешественников.
Перед Биробиджаном очень красивая природа, скорость сбавили и любовались горами и долинами. На закате во влажном воздухе фотки совсем не получились, все смазано. На Транссибе и 10 минут не проходит, чтоб не шел поезд на восток или запад. Значит, есть что возить, значит, будем жить.
Ночевали на кемпинге «Медведь», это на трассе у Биробиджана. Где живет медведица Нюра.
На всех кемпингах, не у центрального входа в кафе или гостиницу, можно стоять бесплатно. И лишь в одном регионе идет сбор денег, это Омская область.
Встали было на обратном пути, вообще не на прилегающей территории к мотелю, нет ведь, прибежала тетка, разбудила и попросила 100 руб. Всю страну прошли от Питера до Владика, вот только в Омской области постоянно такое безобразие. Принципиально не плачу, если не пользуюсь услугами кемпинга (душ, туалет). В этом регионе встаю на АЗС, строго в пределах их асфальта и отстаньте))
День 23 мчим к Океану.
823 км за день... на двадцать третий день силы еще есть))
С утра заехали в Хабаровск в Музей истории Амурского моста. Место стоящее, любопытное и красиво оформленное. Но если хотите экскурсию, то надо позвонить за день хотя бы, по тел. 8(4212)79-61-65. Мы вот этого не сделали и остались без экскурсовода. А ведь это бесплатно.
Потом долго пересекали Хабаровск, закупились в продуктовом «Раз-Два», ну че так дорого всё (молочка, хлеб, колбаса), это ж не Якутск((. И едем, едем, едем к морю-окияну.
В садах купили клубнику 500 руб. за литр. Пипец, я сегодня разорилась. А потом еще выяснится, что больше всего денег я оставлю хабаровским ГИБДД по фотоштрафам.
За окном жара +33*, и настигли нас мошка, овод, комары… все сразу. К вечеру начался моросящий дождь.
В Уссурийск дотянули. А куда завтра с такой погодой, Владивосток, Находка или Хасан?? Утро вечера мудренее, а пока спать.
День 24 (30.06) и мы добрались до Владивостока в нашем путешествии.
С трепетом преодолеваем последние 150 км. И вот мы уже на мосту через Амурский залив, справа вода, слева вода, впереди сопки. Погода пасмурная, над морем туман, вот-вот может начаться дождь. Принимаем решение начать с Океанариума на острове Русский. Шикарный Русский мост, корабли как ежики в тумане, едем мимо огромнейшего ДВФУниверситета и мы на парковке Океанариума. Территория огромная, ухоженная. Я как во сне.
Ну, что я Океанариумов не видела!? Тут все круто, шикарно, много видов больших и маленьких обитателей океана. Барселона рядом не стояла. Бродили часа 2,5 и плюс представление в дельфинарии 30 минут. Можно было гулять и дольше, но нас же ждут великие дела))
Именно здесь мы встретились с байкальской нерпой. Такие смешные и неуклюжие создания. Так что сожаление, что не сплавали на Ушканьи острова на Байкале, прошло.
Мы в восторге!! Дальний Восток к посещению!!! на любом виде транспорта!!! Он удивляет, восхищает, здесь есть что посмотреть!!
Очарованные красотой и уникальностью Океанариума, мы решили заблудиться в лесах острова Русский.
Машину оставили на асфальте и выдвинулись в поисках мыса Тобизина. Смелые автомобилисты почти до объекта доезжали по рвам и ухабам, но нам и прогулка в 1,5 км по муссонным лесам понравилась. Восхищаться вслух не умею, знаю лишь ненормативные эпитеты)) фотки не передают всей мощи океана. Это надо видеть!! Место офигительное.
Уже вечереет, едем на квартиру, которую сняли за два дня до прибытия. Конечно, заказываем роллы на ужин.
День 25 посвящаем Владивостоку.
Город «зашёл»! Несмотря на то, что туман был то вечером, то утром, неба синего мы не видели. Город красивый, оригинальный: то в горку, то с горки.
Золотой мост во Владивостоке очень хорош!! входит в пятерку самых больших вантовых мостов в мире.
Идея построить мост через бухту Золотой Рог возникала ещё в начале 20 века. А осуществилась лишь в 2012. В длину он составляет почти 1400 м, в ширину — 30 м, а главная его особенность — огромные пилоны V-образной формы, высотой с 70-этажное здание (226 м).
Между мостом и водой 64 метра, и под мостом могут проходить беспрепятственно огромные суда.
А еще мост выдержит 8-бальное землетрясение и порывы ветра до 47 м/c.
Благодаря мосту, с одного берега бухты на другой можно добраться за 10 минут, а не за полтора часа, объезжая по берегу.
С 2015 года пешеходное движение по мосту запрещено.
С утра едем на Стеклянный пляж. Въезд туда платный, но мы ж токо полюбоваться, припарковались на обочине, погуляли и уехали. А вообще там можно взять лежак, пиво и красота. Блин, ну холодно)), я в куртке.
А откуда такая красота? Тут пара версий, одни утверждают, что на побережье опрокинулось два грузовика со стеклотарой. Или, что была когда-то здесь свалка использованных бутылок из-под вина, пива и водки. Но с течением времени природа превратила осколки разбитого стекла в калейдоскопическую «гальку». Так свалка была до 2011 года. Почти 40 лет море делало своё дело. И вот вдруг власти Дальнего Востока объявили эту территорию особо охраняемой зоной под названием Стеклянный пляж, будто бы это вполне естественное создание. И есть запрет на вывоз и вынос этих красивых стекляшек.
В солнечный день мы бы здесь задержались не на 30 минут.
Следующий пункт по плану посетить Токаревский маяк и не замочить ноги.
Эх, не вышло. Вдалеке промчался катер, и минуты через две нежданно пришла волна на тонкую косу, которая ведёт к маяку. Всё, ноги по колено в воде)) Очень романтичное место. Ежа и звезду нашли, своими руками выловили и выпустили.
После обеда прогулка по городу, на фуникулере спустились с сопки за 23 руб. и далее по набережной.
Сейчас я понимаю, почему на улицах нет местных. Они не ходят пешком, они ездят на японском автопроме. Пусть маленькая авто, но везёт, иначе никакие колени не выдержат этих лестниц))
Посетили музей подводной лодки, вышли к площади. И на пешеходную улицу. Очень компактный центр. И хорошо, когда жилье в центре.
А ведь кто-то разбирается в этих винтиках.
Посетили магазин восточной продукции (китайская, корейская, вьетнамская), прогулка по пешеходной улице и ужин в кафе «Панда», китайская кухня.
День 26 суббота.
Во Владивостоке день города. С утра всё затянуто туманом. А мы выселяемся из квартиры. Так-с, а дальше что?
Уезжать не хочется.
Решаем напоследок съездить на остров Русский. Рога мостов в тумане, загадочное зрелище. Посетили самую теплую бухту в городе, она мелководна, защищена сушей с трех сторон, там часто штиль (это мнение местных). Бухта Парис. Купающихся не видели, а вот САПеров тьма. Вдоль берега палатки, припаркованные машины в сантиметре от воды. Воот, тут можно будет остановиться на ночевку в следующий раз. Записано.
Но туман еще низко, разворачиваемся в город.
А тут, как по заказу праздника, небо голубое, солнце припекает. Город молодой всего-то 162 года, только начинаются гулянья в центре города.
Уезжать ох как не хочется, идем гулять. До ЖД вокзала, тут заканчивается транссибирская магистраль. Столб сообщает, что до Москвы всего-то 9288 км. Глянули на морской вокзал, море, корабли, виды города шикарны. Ощущение, что в городе тесно, т.к. дома на склонах — ощущение, что друг на друге. А в действительно все ок, вполне широкие улицы.
Кстати, вчера, прогуливаясь, мы попали на рынок, развёрнутый на площади. Цена на рыбу, скажем мягко, ох. Но сейчас же начало июля, время ловли гребешка. Его продавали большими объёмами, от полкило, а еще готовить надо.
Поэтому идем в ресторан Tokyo Kawaii на фестиваль гребешка. Пробуем гребешок, пянсе из морепродуктов и еще раз роллы (доставку делали из этой же сети), суп том ям, еще что-то… Все, все очень вкусно!
Запечённый гребешок.
Хоть сколько можно гулять и восхищаться городом, но есть идея доехать до Находки. Когда-то плотно работали с этой жд станцией, надо посмотреть, что это за порт такой.
Милый городок Находка, вытянут вдоль бухты. На всю бухту огромный порт, «залежи» угля на экспорт и красивейший вид на горы и море.
По пути в Находку заскочили в Ливадию, как же пропустить столь знакомое название. Но, увы, здесь море не столь теплое, как в Крыму.
Ночуем в полях, а на завтра намечено серьёзное мероприятие.
День 27, последний день на востоке.
В планах доехать до границы трех государств, на юг края. 200 км пути, большая часть асфальт, меньшая — участки грунтовки. Кто рано встаёт, тому и карты в руки)) День получился насыщенным.
Дорога любопытная для глаз уральца, то муссонные леса, то холмы, покрытые зеленой травой, то болота, похожие на рисовые поля, то волны Японского моря. А какие там дубы?! Они не большие, а вот листья огроменные.
По пути заглянули на Кравцовские водопады. Зря потратили время(, а так-то еще и вход платный.
Проехали через короткий тоннель.
А зачем тоннель здесь? Можно невысокую гору и объехать. А это сделано для того, чтобы леопарды могли беспрепятственно гулять по своей земле, не перебегая трассу. Эти земли принадлежат заповеднику «Земля леопарда». Кстати, здесь много экологических троп, а визит-центр расположен в селе Барабашское, где все подскажут и покажут.
Озеро Лотос, где в конце июля зацветут те самые лотосы, находится прямо на трассе. Припарковался, зашёл на помост, полюбовался. Для тех, кто задержится, есть скамейки.
И вот мы в селе Хасан. Проехали сквозь деревню, мимо болота. Дорога закончилась, но есть полевая с глубокими лужами и зарослями крапивы. Идем по ней уже пешком. Заглянули в кусты. Ё-маё, да это ж граница, колючая проволока. Слышна непонятная нерусская речь, стук молотком (или чего-то по чему-то) и кашель мужиков. Бежим отсюда))
Тут все просто, это вам не Кавказ, где 5-километровая зона до границы вообще под запретом для ноги туриста.
Столб заветный, где соединяются «колючки» КНДР, Китая и России, вдалеке видны смотровые вышки/заставы этих трех государств.
Ладно, не будем испытывать судьбу, отъехали метров 100. А тут поляна для таких любопытных со скамейками и столом. Устроили пикник, встретили локомотив с вагончиками из Китая, и можно ехать домой. Спидометр показывал 13350 км (это со всеми ответвлениями на Томск, Ергаки, Якутск и др.)
Поднимаемся от Хасана на север и заворачиваем на мыс Гамова, к морю. Ну, думаю, счас будет грунтовка, лес и козьи тропы.
Опочки, мы попадаем на берег и не пойму, то ли Ольгинка это, то ли Дивноморское. Джипы в горы, катера на экскурсию, лавки с кругами, матрасами и сланцами, кафе с шашлыками, песок, горы, море и зазывалы отведать краба. Аааа, все-таки краба, значит, не Черное море.
Курортный посёлок Андреевка, бухта Троицы. По всему берегу турбазы, гостевые дома тоже имеются. Проехали еще 5 км, чуть дальше до смотровой на бухту Витязь. Это худшие пять км, за последние 13000. Дороги просто нет, камни и ямы, и плюс перепады высот. В общем, на этом и остановились. Мыс Гамова заповедная территория, туда или на шишигах, или пешком с палаткой прилично км. Там и КПП и шлагбаумы имеются. Интересоваться не стали, мы туда не поедем.
Вернулись в Андреевку и решили искупаться, народ же как-то купается, ребятишки вообще из воды не выходят. Нуу, мы зашли, не надолго))
После Яхно Владимир, автопутешественник из Владивостока, сказал, что зря мы не поехали дальше по берегу. Самое интересное было б впереди. Ну, значит, в следующий раз)
Купили за 500 руб. полкраба. Наелись, от слова «больше не хотелось».
Вечерело, пора выбираться с курортной зоны. Напомню, было воскресенье. Пошёл поток машин на Владивосток, встали в колонну, едем не спеша.
Трасса Владивосток — Уссурийск, куда поворачиваем??
Поворачиваем на Владивосток, едем в кафе «Tokyo Kawaii», ужинаем и молча уходим на запад.
Ночь провели где-то на трассе под Уссурийском. Грустно, мы повернули в домашнюю сторону.
Летим ОБРАТНО без крупных остановок.
В Хабаровске замена масла. В Биробиджане заезд в Сбер. Пролетаем Ерофея Павловича (уж больно название Даше понравилось). Леса, болота, деревни...
Эх, в Циолковский не пропускают. Закрытый город, но музей космонавтики там, говорят, стоящий. Даже для туристов на день необходимо разрешение, которое заказывается за 10 рабочих дней и на точную дату заезда в город. Для нас, дальних и свободных путешественников, это определённые сложности. На космодром Восточный тоже можно попасть, но в составе орг. группы в день запуска ракеты, и экскурс обойдётся минимум 10 тыс. руб. Летим дальше)))
В Улан-Удэ, на окраине города (на Лысой горе), стоит дацан Ринпоче Багша. Хоть и не по пути, но буузы поесть в хвалёной столовой надо, заехали. В Иволге буузы вкуснее))), это на наш «вкус и цвет».
И вот, добрались до Байкала. А тут, можно сказать, уже — почти дома. Нашли уютное местечко для ночевки, жаль, что холодно и холодная вода.
День 32 (перескочили сутки в перегонах).
Проснулись на Байкале. Вылезли из-под одеяла аж в 10.
— А не поехать ли нам в Аршан?
— Не поехать! Погода в приложении опять показывает тучи на юге.
Заехали в Байкальск. Байкальск славится богатырскими урожаями клубники. И тут на каждом перекрёстке напоминания об этой ягоде, клубника на столбах, на домах… всюду. И как раз сейчас, начало июля, сезон этой вкусноте. Мы еще на въезде в город купили на трассе у деда литр за 200 руб., он даже помыл нам ее в нашем дуршлаге)) И хорошо, что мы это сделали, и потом слюньки не текли.
На берегу нашли Ухо Байкала, сфотографировались, но забыли послать желание в космос (надо было камушек через ухо кинуть в озеро).
Потом последние кадры на фоне Байкала. И выезжаем.
Кругом продажа клубники от стаканчика до грузовика, разных сортов и размеров. Например, отборная, Чёрный принц, 5 литров ведерко 1700 руб. Говорю ж, хорошо, что у деда купили)
Покидаем Байкал, начал накрапывать дождь.
Иркутск, «стоящий» Иркутск, что ж делать??!! Музей «Свалка» воще не по пути, а так хочется посмотреть на уникум музейного творчества.
2 часа в пробке и мы на месте. Шёл дождь, но мы все же пошли. Билет 350/250 руб. Ну, что сказать, неплохо трудятся над мусором))) Оригинально. Противоречивые эмоции. Мы не пожалели, в общем). Посмотреть есть что.
Жаль, там много книг пропадает. А семейные альбомы, стопки семейных альбомов воще в ступор ввели. Грустно стало.
Гуляли мы больше часа. Было б сухо, то можно и дольше.
Вход платный 350/250 взр/детск.
Напоследок заехали в Позную 38 (Сухэ Батора, д. 7) и в 22:00 выезжаем в сторону Красноярска. Во-первых, эмоции все ж от увиденного есть, во-вторых, вкусно поели, можно и порулить подольше и будет поближе к дому.
Ночевали на АЗС, прилично отъехав от Иркутска.
День 33 путешествия.
Едем до Красноярска. Там у нас двухдневный отдых в кругу родственников.
На пути до Красноярска отмечу одно место, Камышет. Заехали в посёлок, это метров 500 на север, достопримечательность видна с трассы. Странные сооружения из красного кирпича с пятиэтажный дом. Это печи Либана. Камышетский цементный завод был построен в конце 19 века. Для приготовления цемента использовался местный известковый мергель и местная глина, обжиг производился на древесном угле. Завод был разрушен пожаром в годы Первой мировой войны. А вот Печи до сих пор стоят.
А на трассе продают отличный тонизирующий чай на травах #надобрать, мед, настойки, орехи и саму вытяжку. Мы взяли вытяжку себе и всей родне))), чтоб поднимать иммунитет к зиме. Вкусно и, уверена, полезно.
Ну, собственно, и все, повествование можно заканчивать. От Красноярска до Екб еще два дня дороги и на 36 день мы прибыли домой.
Итоги путешествия #навосток22. Все цифры округлены, может, что-то потеряла, приплюсуем десятку)
Итак,
Без непредвиденных трат вышло 194000 руб.
штрафы, прилетевшие после = 9500 руб. (при оплате делим пополам). Больше всех обогатился Хабаровский край.
ремонт машины после, с учётом погнутой «рамки телевизора» = 23000 руб. Дааа, это я налетела в сумерках на кучу слежавшегося асфальта во Владивостоке. Рамка не подлежала восстановлению, замену нашли на разборке; плюс пыльник и защита. Родной-то пыльник превратился в лохмотья. Вот как раз на этой самой куче асфальта и порвала пыльник.
подготовка машины, продовольственной корзины в течение полугода не учтены. Но это не много, самое дорогое здесь тушёнка 4 банки по 136 руб./шт. (куплено на базе).
Ненужные траты, жаль 400 руб. У нас мобильная связь Билайн. Взяли МТС про запас. Но, увы, где не было Билайна, там не было и МТС. Через месяц симку отключили.
Путешествуйте!!
В каком-то злом комменте было написано: счас и будете по России только ездить.
Нам круто повезло, на площади в 17 млн. кв. км есть что посмотреть! Жизни не хватит!
«Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали». Марк Твен.