|
Путешествия на машине на дальние расстояния нам с женой не в новинку. В свое время на Матизике объехали полстраны: Черное море, Северобайкальск, Улан-Удэ, Хакасия, Тува. На Гранте: Алтай (Кош-Агач, Перевалка возле Ак-Тру, Телецкое). Чтоб можно было сворачивать с хороших дорог, взял Шниву. На ней опять Алтай (Теплый Ключ, ЮБТО). Все поездки в одну машину. Был опыт передвигаться группой в 2-3 машины — не понравилось. Постоянно подстраиваться под других, в результате много интересных мест стороной.
Итак, отпуск на две недели с 11 сентября. Хотел в конце августа — не дали, серьезные мероприятия на работе. И в довесок родное министерство решило сэкономить на зарплате — за добросовестный труд выплатили практически голый оклад. Из-за нехватки финансов пришлось из маршрута вычеркнуть Тунки.
Машина Шеви Нива, 2010 год выпуска, я второй хозяин с 2014 г. Буквально за пару недель перед поездкой на валу двигателя побежал сальник, и начал рассыпаться подшипник в заднем правом колесе. Отремонтировал в автосервисе. Там же провели диагностику двигателя и подвески. Вот и вся подготовка.
Первый день
Выехали 11 сентября, в воскресенье, в 7 утра. Дорога от Красноярска на восток много раз описана в отчетах, не буду повторяться. Канск прошли по городу.
Доехали до кафе «У Петра», но пообедать решили для пробы у их конкурентов через дорогу, в «Диане». Качество еды понравилось, а вот сервис отвратительный. Посуду за предыдущими посетителями убирают, а стол протереть от крошек — только после просьбы.
На пути Нижнеудинск. А в нем замечательная кондитерская фабрика «Сибирь». Находится недалеко от моста через Уду, метрах в 400 от дороги. Улица Молодости, 31. Все вкусное и свежее. Продается в коробках по 2,5 кг. Работает магазин и по выходным. Каждый раз по дороге «туда» берем гостинцы из расчета по коробке всем, к кому будем заезжать, а на обратной дороге затариваемся для себя.
В районе Зимы крупный ремонт дороги. Хоть и организовано реверсивное движение, стоят светофоры, но движение хаотичное. Ну как можно стоять на красный, если до горизонта навстречу ни одной машины? Конечно, с десяток проезжают, потом на середине пробка, а там и встречные на красный едут. В общем, потеряли около часа. Когда уже был виден конец ремонтируемого участка, встал впритирочку за большим бензовозом и, как за ледоколом, шел.
Проехали еще с полчаса, солнце у горизонта, надо где то вставать на ночь. Примерно с третьей попытки нашли хороший сворот влево от трассы. Проехали метров 300 и остановились на малюсенькой полянке. Разбитая заброшенная лесовозная дорога гарантировала, что до утра никто не подъедет. Ночевали в машине. Разложенные сидушки лежат неровно, приходится «низинки» заполнять вещами. Сверху надувной матрас и можно спать. Ночь очень теплая. Звезды.
Второй день
Проснулись с восходом солнца. Кофе на примусе, вещи в машину и в путь. Утро солнечное, до Иркутска сильный туман, в низинах вообще ничего не видать. Хорошо хоть попутных фур нет, обгон в тумане, как игра в русскую рулетку.
В Иркутск заехали перед обедом. Поскольку времени еще было много, решил съездить на место падения в 1998 году самолета «Руслан». Хотелось посмотреть, как все изменилось за прошедшие годы. Адрес забиваем в навигаторы. У нас с собой два: Гармин и в телефоне у жены. Дальше начинается цирк. Один говорит, что ехать надо вправо, другой — налево. Перезагружаем — та же история. Поскольку город не знаю, а какому навигатору верить непонятно, решили ехать сразу на Байкал.
Забиваем Усть-Ордынск — оба единодушно показывают одно направление. Чтоб обезопасить себя в дальнейшем от разногласий, «Гармин» отключаем. Телефон безошибочно вывел за город.
Кондитерская фабрика в Нижнеудинске.
Так в 2008 г. выглядел участок трассы в районе п. Разгон. Сейчас здесь шикарный асфальт.
В Усть-Ордынском традиционная для всех фотосессия возле всадника.
Посмотрели сам поселок. Понравился. А вот пообедать в нем не удалось. Кафе были либо закрыты по разным причинам, либо ассортимент не устраивал. Выехали на трассу, и буквально через пару километров справа отличное кафе. Название, к сожалению, не запомнил.
После Баяндая свернули к Байкалу. По этой дороге я проезжал один раз в качестве пассажира в 2005 г. Что тогда, что сейчас — хороший асфальт, красивая природа. А вот кафе справа от дороги, в котором мы тогда обедали, не нашел. Даже место не вспомнил. А ведь был большой деревянный дом, бурятская кухня.
За Еланцами ремонт дороги. Несколько километров новый асфальт, без разметки, и мы одни на этой дороге. Ни встречных, ни попутных.
По плану должны были ночевать в районе Сармы. Ольхон был запланирован на потом. В Сахюрту решили заехать просто на экскурсию, посмотреть расписание парома, докупить продуктов. Поэтому перед поворотом на Сахюрту не стал заправляться, ведь еще полбака.
Не спеша подкатили к парому — там, пожалуйста, грузитесь. Всего две машины, рейс последний на сегодня. Быстро меняем планы, у продавца на рыночке покупаем карту Ольхона — и на паром. Все так же бесплатный, наверное, единственный в стране.
И вот мы на острове. Солнце почти у горизонта, скоро начнет темнеть. Надо искать место ночевки. По карте определяемся с дорогами и быстро от трассы в сторону полуострова Кобылья Голова. До захода солнца нашли хорошее место на берегу залива Хул. Рядом еще две машины, справа и слева, каждая не ближе километра. Ужин, перед сном купание. Вода приятно теплая.
Третий день
Проснулись опять на восходе солнца. Легкий завтрак и путь в сторону Хужира. Дорога гребенка, ехать лучше по полевой дороге параллельно основной. Хорошее настроение портила стрелка указателя уровня топлива. Она потихоньку опускалась вниз. Если в Хужире нет заправки, то придется возвращаться на материк.
Вот и столица Ольхона. Улицы пустые. Ранее утро, рабочий день еще не начался, туристов нет. Прокатились по поселку. У местного водителя узнали, где можно заправиться. Ждать больше часа.
В единственном открывшемся кафе обещали приготовить хоть что-то через полчаса. Ждем. Подъехал раскрашенный микроавтобус с китайскими туристами. Видимо, у них была какая-то договоренность, потому что вначале накормили их.
Позавтракали и на заправку. Вполне цивилизованно, колонка правда старая, стрелочная, но в канистру налили 10 литров практически ровно. Цена 40 руб. за литр, на материке 36 с копейками.
Подкрепившись и решив проблему с бензином, поехали к егерям оформить пропуск на проезд к мысу Хобой. На проходной никого, домик с кассой на замке. В глубине территории увидел несколько человек в форме, подошел. Один, видимо, далеко не рядовой сотрудник, очень удивился нашему желанию приобрести пропуск. Не сезон, не продают. Разрешил ехать так, а если кто остановит — сослаться на него. К слову, никто не останавливал.
Стоянка на Ольхоне, залив Хул. На горизонте паромная переправа.
Вместе с нами в сторону Хобоя выехала большая группа китайских туристов на УАЗиках. Несколько машин впереди, несколько сзади. Получается, мы подъезжали к какой-нибудь обзорной площадке, когда первая партия китайцев уезжала дальше, и мы спокойно все осматривали практически в одиночестве.
Погода отличная. Над материком тучи, над головой голубое небо. Жара, штиль.
Песок перед деревней Песчаная.
Деревня Песчаная оправдывает свое название. Чтоб пропустить идущий сзади УАЗик с туристами, отвернул в сторону от основной колеи и чуть не зарылся.
Очень позитивные туристы из Поднебесной.
Оборудованная стоянка после Песчаной. Чисто, уютно. Кроме нас никого.
Автомобиль словацких туристов возле мыса Хобой.
На стоянке возле Хобоя подошли посмотреть машину иностранцев. Парень с девушкой неплохо говорят по-русски. Едут из Европы в Магадан через Монголию. Карта маршрута на борту. Я мельком посмотрел на точку старта и спросил: «Из Германии?» Вижу — обиделся. Мы из Словакии! Прости, говорю, совсем я географию подзабыл. С детства привык к Чехословакии, Югославии, СССР… В общем, расстались друзьями.
Поскольку времени было еще много, решили назад ехать не торопясь, стараясь заехать на все обзорные точки Малого моря.
После дождей на этом участке могут быть проблемы.
Залив Баян-Шунген. Середина сентября…
Так потихоньку, незаметно приехали в Хужир. Прокатились по ларькам с надписью «Рыба» в поисках омуля. Продают только в сувенирной упаковке длительного хранения. Сезон туристов закончился, рыбы нет.
Посетили традиционное место для всех путешественников — мыс Бурхан.
Ночевать поехали опять в залив Хул. Только на этот раз проехали непосредственно на полуостров Кобылья Голова. Через 200 метров после нашей стоянки дорога просто пропадает на краю обрыва.
Четвертый день
На свежем воздухе спится хорошо. Просыпаешься на восходе полностью отдохнувшим.
Слева мыс Хара-Хабсагай. Прошлая ночевка была далеко за ним. Дорога на Хужир проходит за холмами.
Завтракать решили на материке в поселке, поэтому сразу едем на паром. Подъехали к первому рейсу, всего машин 5 вместе с нами.
Съехав с парома на материк, бултыхнул в баке остатки бензина, и наконец-то загорелась лампочка. Канистра с 10 литрами ольхонского бензина не понадобилась. Она так и доехала до Красноярска, придавая уверенности на длинных перегонах без заправок.
В поселке Сахюрта жители должны помнить, как летом 2005 г. в окрестностях проходили соревнования спасателей МЧС. Статус был международный, участвовали команды Монголии, Казахстана, Германии (возможно, не всех вспомнил). Так вот в то же самое время проводили электрификацию острова Ольхон. Местная администрация обратилась к руководству соревнованиями за помощью. Несколько полноприводных Камазов перетягивали через пролив Ольхонские Ворота электрокабель. Подробности не знаю, так как сам находился в это время на Сарме, но вот наш Камаз забирали. Поэтому считаю себя причастным к появлению электричества на острове.
Позавтракали, сняли немного наличных в Сбербанке, заправились и поехали на Сарму. Около 30 км хорошей грунтовки. Поскольку практически нет движения, то и пыли не наглотались. После маленького поселка Сарма — одноименная речка и мост. Во многих отчетах читал, что все сворачивают в сторону ущелья до моста. Там ходят и любуются видами Сарминских Ворот и долиной речки.
Сарминские Ворота. Вид с трассы от деревни Сарма.
Мы проехали мост и свернули на вторую дорожку. Она ведет как раз к самим Воротам. Дорога усыпана камнями, поэтому машины с низким просветом смогут проехать только половину дороги. Пешком там недалеко.
Самая узкая часть долины — Сарминские Ворота.
Чем знаменито это место? Отсюда на Байкал вырывается самый свирепый ветер, который стал причиной самой крупной катастрофы в начале прошлого века — затонули баржи с людьми. И по этой долине русские казаки-первопроходцы вышли на Байкал.
На фото видна выложенная камнями стена, вернее ее остатки. Наверное, чтоб скот не бродил, куда не надо. А так же (как говорят) жертвенный камень.
Под скалой непонятное сооружение, похожее на жилище. Посередине была яма. На скале есть рисунки древних людей, но качество плохое, видно, только когда намочишь камни. Если пройти вверх по долине вдоль реки примерно 1-1,5 часа, то попадешь на залежи кристаллов граната. Тропа идет в основном по полям и кустарнику.
Но в нескольких местах есть прижимы.
Последние метров 50 узкая обсыпающаяся тропочка над обрывом.
Если кто боится высоты, может не пройти (касается женщин).
Камни с выходом кристаллов граната.
В 2005 году я здесь насобирал с пригоршню на берегу и в воде. Нынче не нашел, а отковырнуть не получилось.
Будучи на соревнованиях в 2005 г., в свободное время из подручных материалов соорудил что-то вроде древней кинокамеры. Повесил ее в кустах в начале тропы, рядом поставил табличку на нескольких языках «Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера». Таблички нет, а «камера» вот она, сохранилась.
Нашел с трудом, прошло ведь 13 лет. Забрал домой, теперь на даче висит.
По плану хотели заночевать здесь, на берегу речки. Но впереди еще несколько часов светового времени, решили прокатиться дальше вдоль Байкала. Доехали до поселка Курма. По дороге попалась всего пара машин. Берега пустые, турбазы тоже. Лишь кое-где стоят одна-две машины. Заехали на мыс Уюга.
Прогулялись пешком.
На ночевку свернули на мыс Хадарта. Судя по костровищам, в сезон здесь яблоку негде упасть.
Нашли уютную бухточку с пляжем. От летних отдыхающих сохранился стол и дрова. Вечер прошел под звуки природы, а не шум с соседних стоянок. Вода еще теплая, приятно купаться перед сном и утром спросонья.
Вид на мыс Уюга с мыса Хадарта.
Пятый день
Утро превосходное. По плану сегодня едем в сторону Улан-Удэ. Движения по трассе практически нет. С Сарминского ущелья дует сильный ледяной ветер. Хорошо, что не остались здесь ночевать.
Навигатор не захотел провести через Иркутск по короткой дороге. Спорить с ним не стали, прокатились в сторону Ангарска, затем по объездной. Дорога никаких сюрпризов не преподнесла. К вечеру не торопясь доехали до Селенгинска и остановились у родственников.
Шестой день
Выехали на рассвете. По дороге в некоторых местах сильный туман, особенно когда дорога идет вдоль Селенги. В Сотниково большой пост ДПС. Много раз читал, как там «зверствуют» гаишники. Проехали спокойно, на обратной дороге тоже не остановили.
К Улан-Удэ подъехали рано, решили скататься посмотреть Иволгинский дацан. Сколько читал, смотрел про него — а вживую он не впечатлил. Даже не могу объяснить, почему. Толпы народа, всюду торговые палатки… Дальше расскажу про еще один дацан, малоизвестный.
А вот кормят в Иволгинске просто замечательно.
У меня в Улан-Удэ живет сестра. До ее дома, почти в центре, дорогу знаю хорошо, навигатор не нужен. Но вот в городе поменяли схему движения, и улицу Смолина сделали односторонней, причем навстречу… Короче, заехали мы к бывшему автовокзалу, остановились у рынка и давай выяснять, как проехать.
Надо сказать, что была пятница, последний день агитации перед выборами. Подъехала очередная разукрашенная флагами машина от партии, которая во времена СССР была единственной. Вышли девочки, начали агитировать. Спрашиваю у них: как проехать на площадь Революции? Давай все объяснять подробно. А что вам там надо? Да, говорю, церковь там стоит… (С сестрой договорились по телефону встретиться, она работает рядом). Все, общение прекратили — идеологический враг. Дальше расспрашивать пришлось таксистов.
До площади все же доехал, с сестрой встретились. До вечера гуляли по центру города, ночевать поехали за город на дачу.
Шестой день
Запланирована поездка на мою родину, поселок Кижинга, около 200 км. Выезжаем рано утром. Ехать через центр. Правый ряд, скорость около 50. Со второго ряда передо мной вправо на скорости поворачивает машина. Тормоз в пол, руль вправо (справа никого) удар получается по касательной.
Как потом оказалось, 99% машин едет вправо, так удобно всем, а мне надо было прямо. Знаков движения по полосам нет, дорога главная…
К страховке у меня доп. опция, как раз на такой случай. Когда прошел шок, звоню по указанному телефону.
— Вы где?
— В Улан-Удэ.
— Сейчас с вами свяжется местный представитель.
Еще через 5 минут звонок:
— Вы где стоите?
Я говорю, что адрес не знаю. Центр, рядом «Чингиз-Хан» на коне, дальше танк Т-34.
— Вас поняли.
Еще минут через 10 подъезжает аварийный комиссар страховой компании.
Часа через полтора вторая участница аварии и приехавшая ее группа поддержки прекратили прессинг и предложили разъехаться мирно, без ГАИ. Что в итоге и сделали. У меня царапина на пластиковой накладке переднего бампера, у нее царапина по боку. Потеряно время, настроение, но ехать надо.
Выезжаем за город. На восток от Улан-Удэ идут два тракта — Хоринский и Заиграевский. Мы поехали по первому. Асфальт, похоже, еще с советских времен. Но дорожники следят за дорогой. Ям нет, волны есть. Скорость можно безопасно держать до 80. Доезжаем до поселка Баян-Гол. Буквально перед отъездом прочитал в интернете, что здесь нарисовали на скале самое высокое изображение Будды.
Открытие было буквально за неделю до нашего приезда. У кого уточняли дорогу, говорили: «Не доедете, надо будет идти пешком».
Этот плакат стоит на трассе, через поселок указатели, дальше по полям до гор. От подножья гор начинается хороший сосновый лес. Дорога земляная, просто пробита в лесу. Во время дождей все размесили, сейчас сухо. Местами глубокие укатанные колеи. У кромки леса стоят пузотерки, через какое-то расстояние стоят полноприводные с низким просветом. Еще выше Паджерик, почему-то не поехал дальше. Люди идут пешком. Мы доехали до самого верха, блокировки не понадобились, правда, пришлось включить печку, чтоб сбить температуру.
Внизу долина, откуда поднимались.
Все, дальше метров 300 пешком по тропинке.
В интернете изображение показано под другим углом. Снято, видимо, с квадрокоптера. Здесь же можно смотреть только так, за спиной вниз уходит крутой склон.
Изображение поражает размерами. Работа проделана гигантская. Это ведь надо было зачистить скалу, пробить все контуры, потом закрасить.
Вид от трассы. На самом верху горы, среди зеленого леса светлеют скалы, где нарисован Будда.
Едем дальше. Не доезжая Хоринска первый и единственный раз за всю поездку остановил сотрудник ДПС. Проверил документы, сказал, что не горит правый ближний свет, пожелал счастливого пути.
Перед Хоринском направо уходит дорога на Кижингу. Примерно 40 км гравийки, около половины очень хорошего качества.
Долго в райцентре не задержались. Заехали посмотреть дом, где когда-то родился. Стоит заброшенный, нежилой. На чердаке нашел несколько елочных игрушек, выпуска годов 60-х. Шарики, космонавты, кукуруза…
Из села в сторону Улан-Удэ идет Заиграевский тракт. По нему в нескольких километрах за околицей Кижингинский дацан. История его начинается с 1758 г. В 1937 г. был взорван, сожжен, разграблен. Восстанавливаться начал с 1991 г. Подробно можно прочитать в интернете.
В эту поездку снять ничего не удалось — флешка в фотоаппарате оказалась переполненной. Ниже несколько снимков прежних лет.
2011 г. Позолоченная статуя внутри.
Ступа Исполнения желаний.
Отдельно от всего комплекса храм Меларепы. В виде пещеры.
Дацаны в глубинке, как и православные храмы, отличаются от «раскрученных», стоящих на «столбовой дороге». Жизнь течет по своим законам, но нет толп туристов, лавок с сувенирами…
В Улан-Удэ вернулись поздно вечером, по темноте. Заиграевский тракт в ужасном состоянии. Гравийка не лучшего качества, участки асфальта, как после бомбежки. Хотя в двух местах развернуты городки дорожников. Возможно, в ближайшем будущем дорогу приведут в порядок.
Седьмой день
С утра выехали в сторону дома. Обратная дорога не преподнесла никаких сюрпризов. Участок ремонта дороги возле Зимы значительно сократился за неделю, проехали практически сходу. На ночь остановились за Тулуном в березовом лесочке.
Первый раз за неделю ночью упало несколько капель дождя.
Восьмой день
Раннее утро. Туман накрыл город Тулун.
К вечеру были в Красноярске.
Итоги
Всего пройдено примерно 5500 км.
На бензин потрачено около 20000 руб. при средней цене 36 руб. за литр.
Расход около 10 л на сотню.
Все снимки на фотоаппарат «Canon Rower Shot S315», возраст которого 12 лет.
Спасибо всем прочитавшим.