|
Тут все просто — пандемия бушует, летом, как известно, из Сибири выезжать не охота и тут тепло. Однако организм требует ехать. В Магадан собирался с товарищем еще давно (лет 7-8 назад), тогда была у меня «элька» дизельная на палке 15-го года. Машина хорошая, но комфорту маловато. Да и вообще, пикап не совсем экспедиционная машина, как показала практика. Об этом позже.
В середине июля жена сказала: «Давно же собирались. Слабо?» Вот мы и засобирались. Он с женой и я с женой. У него «Тундра», у меня «Паджеро».
Это уже в Якутии (она тогда горела).
Напомню, что Дром — это автомобильный портал, поэтому машинам уделю больше времени. Подробно о том, почему я не езжу на Тойотах, я писал в статье про поездку в Монголию travel.drom.ru/69220/
С того момента мое мнение не поменялось, хотя Хайлюкса на работу взяли нового на палке. Мне не нравится, мужики ездят.
При подготовке в поездке возник резонный вопрос: Паджеро потребляет от 7,5 (по грунтовке) до 9 (по асфальту) литров топлива, тундра — 18,5-25. Даже тот факт, что бензин дешевле солярки, ситуацию не исправит. Принимаем решение частично поделить разницу. Товарищ мой получает хорошую скидку на топливные затраты, а я избавляюсь от необходимости тащить пожитки в машине и установки багажника на крышу, который тоже не способствует экономии топлива.
Теперь о машинах.
Понятно дело, никто не покупает машину под конкретное путешествие, поэтому едем на том, что есть в гараже. У товарища Тундра предназначена для таскания прицепов (три снегохода за раз или пару квадриков, ну и по бизнесу что-то все время возит). У меня Паджеро куплена для путешествий вдвоем и ездить по еням рабочим. Чем я руководствовался при покупке уже писАл.
О пожитках.
В интернете дорогу изучил, но лучше быть готовым. Поэтому в Тундру загрузили: канистры с топливом (40 солярки и 120 бензина), дополнительные запаски, набор инструментов, стол и стулья для кемпинга, ящик с продуктами, ящик с посудой и печкой газовой. Пригодилось все, кроме солярки и моей запаски.
День 1. Выгребаем из Братска 1 августа 2020, катим до Улан-Удэ 1100 км, ничего особенного. Катимся не спеша, рассказываем анекдоты по рациям.
День 2. Улан-Удэ — Могоча 1200 км. Вообще давно хотел посмотреть на Читинку. Посмотрел, конечно, проездом. Говорили, там уныло и серо. Так и есть. ))) Трасса проходит по зоне распространения многолетнемерзлых грунтов, которые деградируют. От чего дорога вся волнами — того и гляди взлетишь. Переночевали в Могоче. Поселок вахтовиков и военных. Гостинки так себе, но не до хорошего. Люди приятные. Не злые.
День 3. Могоча — Алдан 970 км. Утром выехали, как обычно, доехали до Невера (Сковородино).
Здесь начинается трасса «Лена». По большому счету, цель поездки и была посмотреть, как строятся дороги на северах. Вся трасса это одна большая стройка. Строят хорошо и глобально!!! Думаю, через несколько лет там будет автобан. Местами едешь по старой дороге и понимаешь — во люди попадали там. Сейчас прям глаз радуется.
Заехали в Нерюнгри. Родина супруги товарища. Хороший чистый современный город.
Доехали до Алдана. Поселок хороший, ухоженный, если не сравнивать с Германией. Люди добрые, приветливые. С нами по соседству жили якуты. Веселые ребята. Спросил: «Куда едете?» Говорят: «На море во Владивосток». Семьями в несколько машин. Все на сотых крузерах, как у них заведено, с бензиновыми моторами.
День 4. Алдан — Хандыга. 900 км. Тут началось веселье. До Якутска доскочили быстро. Дорога хорошая, хотя и грунтовая частично.
Повторяю, дорога строится, и с каждым годом все лучше и лучше. В Якутске (Нижний Бестях) заправились, купили колбасы и прочей снеди, и повернули на трассу Колыма.
Пару слов про якутов. Понта ради надо отметить, что турист я опытный. Исколесил всю нашу необъятную (от Москвы до Владивостока, от Сочи до Мурманска, Камчатка, Магадан, Сибирь по работе всю облазил). Побывал в 16-ти странах (в Турции и Египте не был). По возможности вникал в культуру и быт местного населения. Не академически, конечно, но по возможности. Так вот. Более порядочных и ответственных местных жителей, чем якуты, я не встречал. Кроме того, они большие чистюли.
Вот пример про ответственность и самодисциплину: только начиналось все это пандемийное безобразие, все как могли сопротивлялись маскам и прочим атрибутам новой жизни, а у них все четко — сказали надо, значит надо. Даже по улицам патрули ходили и следили за порядком.
Второй пример про чистоту: заехали в какой-то поселок, пара улиц и сельсовет посередине. Асфальта ноль метров, но дороги ровненькие и чистенькие. Домики не большие, но ровненькие, все покрашены. Машины старенькие праворульные, но тоже чистые. Выходит девушка — одета в светлое пальто или плащ (не помню), обувь чистая на каблуке, прическа опрятная. Я сразу вспомнил Токио. ) Зашли в кафе, там тоже все чисто, благородно. )))
Вот такое мое мнение про якутов.
Едем дальше.
Цель этого дня успеть на паром через реку Алдан. По слухам из интернета он ходит до 23-х. Сначала от Якутска был асфальт километров 60, потом пипец. Пыль, камни, грязь. Пробки из больших машин, местные уазики их обгоняют при нулевой видимости, жесть.
До парома добрались вечером поздно. На паром успели.
Скатились с парома уже поздно. До поселка 38 км. Решили ночевать в машинах. Вот тут и вспомнили про пикап, как экспедиционную машину. Ехать норм, спать не очень. Тундра широкая, но не вытянешься. Мы в Паджеро просто перелезли назад и легли спать. Да, забыл. У меня в машине нет задних сидений, они отсутствуют как класс. По городу я на ней не езжу, в лес больше двух человек не вожу (включая собственную тушку). Надо сказать, у меня и в городской машине никто на заднем ряду не ездит.
День 5. Хандыга — Усть-Нера. 560 км. Один из самых красивых участков трассы.
После ночевки в машинах, понятное дело нужен душ. Заехали в поселке в «гостиницу», заплатили хозяйке, не помню сколько, но не много, сходили в душ по очереди и двинули дальше.
Короче говоря, очень красивый перегон получился. Проехали всего 560 км, но налюбовались красотами. Это же трасса Колыма. На каждом повороте чья-то судьба. История. Мне было любопытно это увидеть, я это увидел. Представляю, как там люди горя хапнули.
День 6. Усть-Нера — Магадан. 1050 км. Пипец!!!! 1050 км по грунтовке за день!!!!
Интересно: ночевали в Усть-Нере, я открыл глаза — светло, ну, думаю, надо собираться, путь длинный. Пошел чайник ставить, смотрю, время 3 часа ночи. Ни … я понять не могу. Это же самая северная точка маршрута. )))) Там светает ночью. ))) Улегся обратно, плющил харю до 7-ми.
Короче, двинули. Этот участок трассы не менее красивый. Дорога проходит вдоль рек, которым вскрыли вены, как пел Высоцкий. Моют золото.
Местами ехали 120 км/час. Только бензовозы одолевали. Они тоже под 100 валят. Пыль столбом.
К тому же, в это время горела Якутия. Видимость никакая. Огонь прямо на дорогу кое-где.
Заехали в поселок Сусуман, для меня было важно сделать это фото. )
Вот и Магадан!!!! Приехали ночью. Фото потом по светлу делал. Стали искать гостиницу. А они все забиты карантинными моряками. Нашли в центре пару номеров класса люкс. Ну, что было, пришлось раскошелиться. Отпуск же, да и других номеров не было. Администратор внизу удивлялась: «Че вы сюда едете?» Ей было не понятно, на что тут смотреть. Парковка была забита машинами с номерами разных регионов. Как оказалось, таких как мы полно. Лендровер с Барнаула, Уазик с Липецка и т. д. И, что характерно, почти все путешествуют вдвоем с женами.
Пару слов про город: чистый и красивый.
Пару слов про жителей: приятные, вежливые, добрые.
Что мы хотели от Магадана: пообщаться с местными, посетить исторические места и, конечно, порыбачить или пройтись по бухте на плавсредстве.
Первый день заказали обзорную экскурсию. По факту приехал микрик, типа делики или айса, не помню. В нем водитель и мужик, похожий на прораба. И чего-то стал рассказывать. Сначала сухо, как по книжке. Нам это надоело, и давай мы его пытать и расспрашивать за жили-были. ) Как оказался в Магадане? Кто по специальности? Чем тут люди дышат?
Без подробностей скажу, что это была лучшая обзорка, на которых я бывал. Человек родился в Магадане, прожил тут всю жизнь. Рассказал про то, как город и Колыма в целом живет сейчас. Массу подробностей, которые не прочитаешь и не увидишь у залетных «блогеров». Именно маленькие истории, которые ему рассказывал его отец и соседи по баракам, произвели на меня самое большое впечатление. У него я и узнал, как можно доехать и посмотреть на останки лагерной жизни (не музейной).
Второй день заказали морскую экскурсию с рыбалкой. Так как мы рыбаки опытные, зашли на рынок и купили (не поленюсь — перечислю): камбала горячего копчения, икра красная, палтус (не помню, какого копчения), креветки, гребешки, кальмары, крабов (готовых, размером с колесо от Тундры), рыбы вяленой, пареной, жареной… Каких-то морских чертов или хрен пойми… Ну и особый шик — 2 огурца, 2 помидора, 2 яблока и пучок зелени. Хлеб.
Рыбалка все-таки. Снарядились по полной: стулья, стол, кастрюли, тарелки, ложки, ножи. Готовность полная!!!
Приехали — выгрузились. Ржал весь морской порт. Мне кажется, даже с соседних приезжали посмотреть на чудо-рыбаков. ))) Хотя один мичман лет 60-ти сразу понял — пошли охотиться на китов. Только на…ра нам стол?
Порт красивый, но со времен царя гороха там ничего не делалось в части инфраструктуры. Жаль. Сейчас, вроде, там что-то начинается по этой части. Мишустин приезжал, навалял всем люлей. Посмотрим.
Нарисовался «капитан». Как позже выяснилось, тип, которому хозяин лодки сказал покатать туристов. Он видел многое на своем веку, но чтоб стол и стулья взяли, удочки в глаза не видели…
Начали мы погрузку нашего добра на наш корабль, мля… На фото он предпоследний пришвартован.
До этого я думал, что ржал весь порт. Вот теперь точно весь. Погрузка четырех туристов без удочек заняла час. Надо было преодолеть китобойное судно и десяток катеров. Погрузились, отходим.
Красоты неимоверные!!! Капитан поддал газку, потом поддал 100 грамм, потом еще 100 грамм, потом опять газку. Ух ты, мы вышли из бухты. Обогнули мыс и зашли в некую лагуну.
В этой лагуне собрались все местные рыбаки. Переключили рации на свою секретную волну и стали хлебать косорыловку, предварительно закинув в воду снасти.
Мы переглянулись. Посмотрели на капитана. Тот чувак опытный, поэтому сразу понял, что мы приехали тут не шутки шутить, а серьезно порыбачить. Не теряя времени, он достал моток лески с грузилами и крючками, из какого-то рундука пакетик с протухшим куриным желудком, разрезал его пополам, насадил на крючки, сказал: «Кидайте за борт», и протянул руку к стакану.
Повторяю, мы люди не из робкого десятка — сделали, как он сказал. Тот лизнул еще писярик и приготовился смотреть спектакль.
Закинули, сидим. Говорю: «Че делать?» Он говорит: «Подергивай потихоньку, как почувствуешь — тяни». Дергаем. Чувствуем. Тянем. Товарищ тянет — камбала!!! Ну тут фотки, видосики, крики-оры.
Дальше чего? Желудок-то всего один был. На что дальше ловить? Этот наш рулевой говорит: «Бери эту гупяшку и режь ее на квадратики, насаживай и кидай обратно». Пипец тут началось. Ловилось все и много: камбала, минтай, треска…
Юмор в рации перестал быть таким едким. Ловили час, уже стали выбрасывать за борт. Водила заскучал. Забегая вперед, скажу, что этими трофеями местных не удивишь, у них у всех по фляге. Они приехали сюда за палтусом!!!! Вот главный трофей!!!! Но нам до него, сами понимаете…
Собрались закругляться и выгребать на берег. Иначе зачем нам стол со стульями? И тут у моего товарища случился зацеп. Капитан орет: «Тяни». Как тянуть? Довольно толстая (по нашим речным меркам) леска стала тонкой, вот-вот порвется. В рации стало совсем тихо. И что удивительно, леска вытягивается, но там ничего не дергается, как наша щука, например, или окунь. Вытащили ПАЛТУСА!!!!
«Это то, что мы думаем?» — раздалось в рации. «Да» — ответил капитан. Дальше было только нецензурное. Оказалось, что в этот день палтуса поймал только мой товарищ. Вон его довольная рожа на фотографии. ))))
Так как катером подойти к берегу нельзя, а стол пропасть не должен, стали мы надувать лодку. И на этом резиновом тазу мне предстояло перевезти всех своих. Ну и пожитки, о которых я говорил выше по тексту. Час на веслах и мы устроили пикник.
От палтуса отрезали кусок, сварили и съели. Рецептов мы не знаем, поэтому почистили и сварили. Нормальный бульон получился.
Пока мы там ели-пили, наш капитан отошел к своим товарищам, чтоб ему не скучно было. А ему там было не скучно. Когда он к нам вернулся, на него было больно смотреть. Говорил он с трудом. Поехали обратно. Стол не пригодился. Палтуса отдали капитану. Это был единственный из местных, кто вернулся с нормальной рыбой.
Вечером был ресторан и пиво. Безалкогольное. Противное. Зато кормили, как даже не знаю, где. Наверное, нигде так не кормили.
Потусили в Магадане два дня. Отличный город, отличные люди.
Утром выгребаем обратно. Цель — заехать в гулаговский лагерь. Единственный лагерь по дороге, чтоб без экстрима. Решили заехать в Днепровский. Зачем? Затем, чтоб просто побывать на этом месте. Жутковато там.
Я не историк. Там олово добывали. Кому интересно, почитайте литературу. Есть и художественная и документальная. Только Солженицина не читайте. Хотя, дело ваше.
Обратная дорога не такая насыщенная. Скажу только, что ночевать в машинах нам пришлось три раза против одного по дороге туда. Этому виной заезд в лагерь. Зато стол пригодился.
Еще заехали в город-призрак. Северная Припять, так сказать. Кадычкан. Сфотались и уехали. Жутковато там, но не так, как в лагере.
Обратная дорога 6 дней. Итого 14 дней, без малого 12000 км. По расходу писал выше. Этот раз я затраты не считал, но сопоставимо с какой-нибудь Турцией.
Из потерь. Какого-то ражна накрылся телефон по дороге туда. Просто перестал показывать, пришлось купить новый там. В отличии от огурцов, айфоны там стоят так же, как везде по России. У Тундры заменили то ли шаровую, то ли наконечник, не помню. Купили в Магадане в магазине и товарищ сам поставил.
По колесам. Тут подробней. Перед поездкой купили новые колеса, и я и товарищ. Только он резонно рассудил, 4000 по грунтовке сделают его колеса уже не новыми, и решил добить эти. При скорости за сотку по гравийке острые камни нещадно лезли сквозь резину. Тундра тяжелая, может быть поэтому. Я поймал только один гвоздь. Тундру лечили жгутами за 15 минут, и ехали дальше.
В школе училка всегда спрашивала: «Чему нас учит эта книга?» Одно могу сказать: в России интересно!!! Дорого? Наверное, дороже, чем в Монголии, зато дешевле, чем в Норвегии. Куда теперь? Поглядываю на Байконур — Алма-Ата — Самарканд. Короче, в те края. Алтай остался без моего внимания, надо там побывать. Тикси зимой через Якутск. Но это уже другой уровень.
Всем добра.