|
Как проехать из Казахстана в Узбекистан на своей машине? Как пересечь границу во время пандемии короновируса и карантинных ограничений? Что интересного можно посмотреть в Ташкенте и других городах Узбекистана? «Восточный хаос» на дорогах и как к этому относится полиция? На все эти вопросы я постарался ответить в следующем рассказе.
Пролог
Ранняя весна 1998 года. Я еду по Узбекистану на новой, только что купленной машине, из Эмиратов домой, в Алма-Ату. Еду и ругаюсь сквозь зубы на всё, что только можно — на местных гаишников, каждый из которых норовит содрать с меня побольше денег, на паршивые дороги, смертельно опасные ночью, на мутную жидкость в банках, которую приходится заливать в бак, поскольку она гордо именуется здесь «бензин АИ-80». Под покровом ночи, за двадцать пять долларов, прохожу границу в пункте пропуска Яллама, поскольку в предписанной транзитными документами Черняевке заплатить придётся гораздо больше.
Так закончилось моё последнее посещение Узбекистана, о котором можно прочитать в этом рассказе, и которое не оставило никаких радостных воспоминаний. Не стоит, наверное, даже и говорить о том, что долгие-долгие годы меня не тянуло в Узбекистан. Ну вот просто от слова совсем!
Но время лечит всё (а что не лечит — просто убивает). Я совсем уже было собрался прокатиться весной 2020 года по Узбекистану и Туркмении, когда грянула пандемия короновируса и все границы с треском захлопнулись. Но желание-то осталось! И вот только сейчас, спустя почти четверть века, удалось проехать по знакомым местам и посмотреть новые.
Было очень интересно сравнить, что изменилось в стране за эти годы. Конечно, всемирно известные исторические памятники никуда не делись, а вот как обстоят дела с остальным — дорогами, машинами и бензином, полицией и пограничниками, да и просто с людьми. Это же всегда интересно — приехать в страну спустя столько лет. И каких лет! В скобках отмечу: не претендую на исчерпывающее освещение всех достопримечательностей Узбекистана, этот рассказ не туристический путеводитель. Посмотрел то, что желал, и рассказал так, как хотел.
Итак, цель понятна. Маршрут же намечается следующий: от Алма-Аты через Чимкент на Ташкент (это как бы без вариантов), затем Самарканд и Бухара. Далее последует крутой поворот налево, на самый юг страны, к городу Термез, что стоит на границе с Афганистаном. Возвращение планируется немного по другому маршруту, но окончательное решение будет принято в самой крайней точке пути. А точкой этой намечен мост через Амударью, мост Дружбы.
Теперь средства. Здесь есть несколько моментов. Для начала всё понятно: основное средство — автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Для навигации будет использоваться МAPS.МЕ. Покупка SIM-карты в Узбекистане не планировалась, для кратких сеансов связи с домом достаточно автоматического роуминга.
Топор и лопата из комплектации исключаются, на смену им приходит двадцатилитровая канистра, полная бензина. Для беспрепятственного возвращения на родину с собой берётся сертификат вакцинации, о карантинных вопросах пересечения границы чуть позже. В машину устанавливается спальное место и холодильник. Остаётся только положить в салон личные вещи и продукты, после чего машина к поездке готова.
Теперь вопрос финансов. Деньги в поездке всегда нужны, а тут ещё получил информацию, что никакие карты в Узбекистане не действуют, кроме внутренних. Так это или нет — не знаю, не проверял, обходился наличными. Кстати, с наличными тоже не так просто. В обменных пунктах Алма-Аты узбекский сум (UZS) не является широко распространённой валютой. Куда проще купить киргизский сом или китайский юань, не говоря уже о российском рубле.
Поэтому было решено приобрести небольшую сумму, которая случайно оказалась в обменнике, остальное же поменять в ташкентском банке. Тем более, что это было по пути, да и выгоднее. Кстати, о курсах валют. Поскольку в дальнейшем цены будут указываться и в тенге, и в сумах, самое время показать — кто is who? На момент поездки отношения доллара США (USD) и тенге Республики Казахстан (KZT) были следующие: за 1 USD давали 426 KZT. Курс обмена в банке Узбекистана оказался вот таким: за один USD я получил 10650 сумов (UZS). Из всего этого получается, что 1 KZT равен примерно двадцати трём UZS.
Следующий вопрос. Согласно ПДД Республики Узбекистан на автотранспортных средствах категории М1 (сюда и относится моя машина) должны быть: медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь) и световозвращающий жилет. Поскольку жилетки у меня нет, то направился в брендовый магазин спецодежды для ознакомления с коллекцией одежды «Осень 2021». После долгого верчения перед зеркалом был выбран гламурный жилет оранжевого цвета, который сидел как влитой. На мой вопрос — подойдёт ли этот «прикид» для Узбекистана, команда сейлс-менеджеров хором ответила, что не только подойдёт, а можно сказать, для этой страны специально и пошит. Так что страшные деньги (аж 500 тенге) за обновку я отдал с лёгким сердцем, полностью завершив этим приобретением свою экипировку.
В этом рассказе я впервые решил сделать вот такой вот видео-анонс дальнейшего содержания. Читать, к сожалению, сейчас не очень любят, поэтому посмотрите сразу то, о чём мне хочется рассказать. Ежели посчитаете, что всё это уже известно и неинтересно, закрывайте страницу.
Итак, сборы окончены, теперь точно всё, можно ехать. И я поехал! Из ворот своего дома выехал в 03 часа 45 минут 28 сентября 2021 года, вышел на Ташкентский тракт и направился на запад. Впереди меня ожидали восемьсот километров дорог до границы с Узбекистаном, и надо немного сказать, что сейчас они из себя представляют. Вот пара фото для иллюстрации. На первом показана дорога, идущая совсем близко вдоль границы с Киргизией. Это самый пустынный участок трассы.
А это уже «бетонка» сразу за селом Мерке. К сожалению, прошла пыльная буря и просторы скрыты мглой. В ясную погоду виды гор здесь великолепны.
В основном, это очень хорошая дорога, но есть несколько небольших проблемных участков. Сначала обнаружилось, что неподалёку от Алма-Аты, километрах в семидесяти, уже который год не могут открыть участки нового асфальта и надо трястись по объездному грейдеру. Затем выяснилось, что примерно десять километров дороги (43.362600, 74.681600), идущей в обход Курдайского перевала, заново асфальтируют, закрыв для этого половину проезжей части. И, напоследок, оказалось, что новая дорога в обход села Шакпак Ата (42.572169, 70.648790) до сих пор не сделана и ехать приходится через населённый пункт.
Естественно, по сравнению со всей протяжённостью пути, это мелочи. Но здесь другое. Прочитал, что с первого ноября дорога до Чимкента будет платной и возник вопрос — является ли правильным предоставление подобной услуги, учитывая имеющиеся недостатки? Настолько уже деньги нужны, что вводим недоделанную дорогу в платную эксплуатацию?
Основные моменты дороги до границы с Узбекистаном представлены на следующем видео.
Спустя десять часов после выезда из дома я подъехал почти вплотную к границе. Здесь имеется несколько пунктов пропуска, вы можете посмотреть их расположение на сайте Пограничной службы Республики Казахстан. Для перехода был выбран МАПП «Жибек Жолы» (сопредельный пункт пропуска «Гишт-Куприк»). Это официальные названия, но в разговорной речи до сих пор живёт слово «Черняевка», которое я слышал и в Казахстане, и в Узбекистане. Да-да, та самая Черняевка, что была страшным сном для транзита в 90-е годы прошлого века. Вот координаты этого места — 41.472159, 69.359016.
Но это, как говорится, было давно и неправда. Сейчас всё проходит «чинно и благородно», а удобство этого пункта пропуска в том, что здесь граница ближе всего от последней брендовой АЗС (41.503368, 69.365285), их разделяет всего пять километров. Почему это так важно? Всё дело в разнице стоимости бензина. На этой заправке АИ-92 был залит по цене 168 KZT за литр (0.4 USD), а в Узбекистане стоимость 91-го бензина доходила до 8200 UZS (0.77 USD). Почти в два раза… Да его ещё и найти надо! Так что полный бак и канистра будут далеко не лишними при выезде из Казахстана.
Ролик со всеми подробностями перехода границы вы только что посмотрели, хочу остановиться лишь на некоторых моментах. Первое — всё это изложено с точки зрения пересечения границ для казахстанцев. В отношении граждан других стран могут действовать иные правила. Второе — вопрос вывоза топлива. Когда досматривали мою машину и увидели канистру, как эти сотрудники оживились!
— Бензин нельзя вывозить, запрещено! — заговорили они хором.
— Нет, — говорю, — можно. В стандартном бензобаке и в канистре не более 20 литров. Совсем недавно эти положения продлены ещё на полгода.
— Что-то до нас это положение ещё не дошло, — отвечают.
— Ну, теперь, когда вы об этом услышали, дошло? — спрашиваю.
Разговоры про канистру сразу закончились. Для сведения даю ссылку на совместный приказ.
Момент третий. Оплаты при прохождении границы Узбекистана следующие: 100 000 UZS за экспресс-тест на короновирус и 15 000 UZS за санобработку колёс машины. Если на машине тонированы стёкла, то надо будет за это заплатить, сумму не знаю, не платил ничего, тонировки у меня нет.
И четвёртый момент, последний. Полученный от узбекской стороны экземпляр «Обязательства о вывозе транспортного средства» бережно храним до выезда из страны.
Ну, а в целом прохождение границы оказалось процедурой достаточно быстрой и не скучной. Точное время, затраченное на это мероприятие, можно посчитать по данным регистратора на последнем ролике. Как обычно, неизменный интерес вызвало установленное в машине спальное место. Как обычно, задавались связанные с этим недоумённые вопросы: «Да на такой машине как ехать без подруги?» :-) Это в Казахстане. А на узбекской стороне меня взяла в оборот молодёжная женская бригада. Одна барышня оформляла документы, ещё две красавицы с шутками и прибаутками осматривали автомобиль. Такой тёплый приём полностью развеял все старые опасения, и я заезжаю в Узбекистан в прекрасном настроении.
Граница — своего рода визитная карточка страны для туриста. По её прохождению можно уже предположить дальнейшее отношение к себе в том или ином государстве. Оценивая действия узбекских пограничников, не мог не отметить, с одной стороны, аккуратность и тщательность их работы, а с другой — корректность отношения. Всё вместе, наверное, это и называется профессионализм. Мысленно поставив сотрудникам твёрдую «пятёрку» и вслух пожелав им всего хорошего, я выехал за ворота пункта пропуска «Гишт-Куприк».
Несмотря на кажущуюся лёгкость прохождения границы, к окончанию процедуры накапливается приличное количество бумаг, которое приходится постоянно держать в руках. К обязательным в начале паспорту и свидетельству о регистрации транспортного средства постепенно добавляются: результат экспресс-теста и чек за его оплату, чек оплаты за дезобработку машины, обязательство о вывозе транспортного средства и так называемый «бегунок», где различные службы ставят свои печати. К этому надо добавить таможенную декларацию, но её заполняешь и сразу отдаешь. Но и без неё получается прилично, и постоянно присутствует мысль: «Как бы чего не потерять».
— Вам бы неплохо ещё выдавать людям папку-скоросшиватель, вон сколько бумаг набирается, — шутя предложил я на границе.
— Да, немало, — согласилась сотрудница пункта пропуска. — А что делать?
— Ну, не знаю, — пожал я плечами. — В Киргизию мы, например, с одним удостоверением ездим.
— Да, — вздохнула она. И с надеждой закончила — Может, и у нас так будет…
Вступив всеми четырьмя колёсами на гостеприимную узбекскую землю, необходимо сразу озаботиться приобретением страхового полиса. В киоске, что стоит на выезде из терминала (его заметно на следующем видео), было оформлено страхование гражданской ответственности сроком на две недели. Обошлось мне это в 40 000 UZS. Этот срок страховки является минимальным, оформить полис на меньшее количество дней не получится.
Передвигаясь по Узбекистану за рулем автомобиля, неплохо бы помнить Правила Дорожного Движения этой страны. Ну, хотя бы некоторые статьи из них. Например, что максимальная скорость в городе — 70 км/час, а за городом — сто. Не вредно знать, что в светлое время суток на всех движущихся автомототранспортных средствах должен быть включен ближний свет фар или дневные ходовые огни или противотуманные фары. И, хотя бы подозревать о том, что существует такой знак, как «Движение направо при красном сигнале».
Через десяток километров от границы начинается Ташкент — столица Узбекистана, город с двадцати двух вековой историей и, почти, трёхмиллионным населением. Собственно, эти десять километров весьма условны, я так и не понял, где закончились пригороды и пошёл уже сам Город. В навигатор вбита пока первая точка маршрута — Hamkor Bank (41.363689, 69.297882), где надо поменять деньги, и успеть туда необходимо до пяти часов вечера. Успел, приехал в четыре. А потом ещё оказалась, что в три — у Ташкента другой часовой пояс, здесь время сдвигается на час раньше по сравнению с Алма-Атой.
На пути к центру города останавливаюсь у первой достопримечательности столицы. Это телевизионная башня высотой 375 метров, построенная в 1985 году. Выше неё в Центральной Азии только 420-метровая дымовая труба Экибастузской ГРЭС-2.
Несмотря на то, что начало её трудовой биографии омрачено авиакатастрофой — гибелью вертолёта со съёмочной группой на борту — сооружение исправно работает в течение 35 лет, являясь памятником архитектуры и градостроительства Узбекистана. На башню можно подняться и посмотреть на столицу сверху, но у меня в планах это не стоит, поэтому еду в самый центр Ташкента, чтобы посмотреть на город изнутри.
Сквер Амира Темура, он же сквер Эмира Тимура, пережил за 140 лет неоднократную смену названий. Начавшись как Константиновский, перейдя в Кауфмановский, политически недальновидно отметившись как сквер Марии Спиридоновой, он завершил советскую эпоху под именем сквер Революции. (41.311102, 69.279992)
А сколько памятников на своём веку он повидал! Первому туркестанскому генерал-губернатору Константину Кауфману, Борцам революции, «Серп и Молот», бюст Ленина, памятник Иосифу Сталину и Карлу Марксу, не считая других композиций с изречениями в духе времени. Установленный в 1994 году памятник Тамерлану завершает этот список вроде бы навсегда. Хотя, кто знает…
Рядом находится «Дворец международных форумов «Узбекистон», воздвигнутый по инициативе главы государства и воплотивший в себе национальный и современный архитектурный стиль» — конец цитаты. Дворец видно на предыдущем фото, а сейчас я смотрю на сквер от стен первой ташкентской мужской гимназии, построенной в конце XIX века. Здание прекрасно сохранилось во время разрушительного землетрясения 1966 года, несмотря на то, что в тридцатые году был надстроен третий этаж.
От сквера до проспекта Шарафа Рашидова, где находятся следующие точки интереса, пешком рукой подать. На машине путь получается гораздо длиннее, но куда же я без неё… К тому же, запарковаться неподалёку от Администрации Президента Узбекистана получается не сразу. Упомянутый выше проспект увешан знаками «Остановка запрещена». Вокруг достаточно много полиции (в центре Ташкента её нереально много) и мне приходится испросить разрешение у одного из патрульных, чтобы оставить машину ненадолго в маленьком промежутке между запрещающими знаками. С его помощью поставил машину, чтоб никому не мешала, и отправился на площадь Независимости.
Одно из сооружений этой площади огромный комплекс фонтанов и «Арка добрых и благородных устремлений». (41.315671, 69.269404)
Напротив неё, с другой стороны проспекта, под сенью вековых деревьев, стоит уже 130 лет дом-дворец Романовых, построенный для Великого князя Николая, сосланного на окраину империи — в Туркестанский край. За долгие годы здание давало приют различным музеям и даже Дворцу пионеров, а сейчас используется в качестве Дома приёмов МИД Узбекистана. (41.314470, 69.270103)
От площади Независимости по проспекту Навои можно быстро проехать к одному из крупнейших базаров Узбекистана и Средней Азии — базару Чорсу. Это место с многовековой историей, лежащее на Великом шелковом пути. Оставить машину лучше на платной — 3000 UZS — парковке с тыльной стороны базара (41.324038, 69.234758), и для этого есть несколько причин.
Во-первых, найти место для стоянки перед главным зданием базара может быть весьма затруднительно, желающих очень много. Да и подъехать к главному входу трудно, там почти постоянная «пробка». Во-вторых, указанная парковка даёт возможность посмотреть ещё две достопримечательности Ташкента, которые находятся здесь. Это медресе Кукелдаш (Кукалдош) — исторический памятник XVI века и мечеть Хужа Ахрар Вали, которая заново построена на месте культового сооружения XVI века.
На сам же базар можно прогуляться пешком, до главного павильона здесь недалеко и его прекрасно видно. Это огромное купольное здание диаметром почти 350 метров сложно не заметить. Колоритно расписанное местным орнаментом, оно величественно проплывает мимо при движении по улице Сакичмон. Ну, вы его уже сами видели на ролике, который был представлен выше.
К северу от базара находится место, где сформировался главный исламский культовый центр города — комплекс Хазрати Имам. Обзорное видео вы уже глянули, теперь хочу показать эпизоды и остановиться на деталях, тем более, что удобная бесплатная парковка (41.338640, 69.241583) даёт возможность не спеша посмотреть на всё это.
Небольшая зарисовка. Свернув с улицы Карасарай, проехав по старинной булыжной мостовой и оставив машину в тени деревьев, обратил внимание на большой арык, тщательно выложенный камнями и содержащийся в примерной чистоте. Да, на Востоке воду ценят издревле…
Фасадная часть комплекса, соборная мечеть Хазрати Имам, возведена в 2007 году. Сделано это в лучших традициях исламской архитектуры, и два минарета, высотой 53 метра каждый, подчёркивают доминирующее положение мечети в структуре древнего Ташкента. Исторической составляющей ансамбля являются сооружения XVI века: медресе Муйи Муборак и медресе Барак-хана, а также мавзолей Хазрати Имама. Так же здесь находится мечеть Намазгох, построенная в середине XIX века.
Сразу отвечу на возможные упрёки по поводу отсутствия картинок интерьера указанных мечетей. Во-первых, как ни парадоксально, при ближайшем рассмотрении уменьшается, как правило, художественный эффект от деталей. Последняя фотография может являться счастливым исключением. Во-вторых, по причине закоренелого атеизма, рассматривал всё только лишь с эстетической точки зрения, не вдаваясь в религиозные детали. И третье. По этой же причине не считал возможным назойливое размахивание камерой перед лицами людей, пришедших сюда по религиозным соображениям. А посему, ограничивался кратким взглядом и соблюдением дистанции.
Продолжением развития этого места является строящийся здесь Центр Исламской цивилизации в Узбекистане. Огромное здание в восточном стиле станет резиденцией научно-просветительского центра, «занимающегося пропагандой идеи «Третий Ренессанс — Новый Узбекистан» и образцов материального культурного наследия, древних и богатых традиций религии ислам» — конец цитаты.
Список архитектурных достопримечательностей Ташкента не исчерпывается лишь только объектами исламской культуры. Христианство — католицизм и православие — представлены здесь не менее яркими образцами.
Католический Собор Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте (41.305910, 69.295912). Строительство этого храма было начато в 1912 году. Затем была долгая и сложная история забвения, запустения и восстановления, которое окончательно состоялось в 2000 году.
Свято-Успенский Кафедральный Собор Божией Матери (41.290564, 69.278640). Построенный в конце XIX века, так же испытал в своё время тяготы забвения и радости восстановления. Последние семьдесят пять лет является кафедральным собором Ташкентской епархии.
Несколько часов, потраченных на переезды между достопримечательностями Ташкента, дали возможность посмотреть на улицы этого восточного города, а главное, познакомиться с местными водителями, точнее, со стилем езды. Не скажу, что приехал сюда из маленькой деревни, Алма-Ата город не мелкий, но поначалу был несколько озадачен.
Первое, что бросается в глаза, это полное доминирование двух автомобильных брендов: Daewoo и Chevrolet. Процент других марок крайне мал, им можно пренебречь. Немного разобравшись в этом вопросе, понимаешь, что иначе и быть не может, все эти машины собираются здесь, в Узбекистане. Крупноузловой сборкой машин страна занимается уже двадцать пять лет, вводя новые мощности и постоянно расширяя линейку продуктов.
Подавляющее количество машин белого цвета. Оно, вроде, понятно — солнце, жара, тёмная машина нагреется сильнее — но всё равно непривычно. У меня сейчас машина тоже белая, точнее, перламутровая, но до этого были и другие цвета: тёмно-синий, серый, бежевый.
Ну да ладно, на вкус и цвет товарищей нет. А вот как ездят счастливые обладатели белоснежных Нексий и Дамасов? Состояние дорожного покрытия на улицах Ташкента не идеальное. Не то, чтобы плохое, нет — не идеальное, скажем так. Сюда бы добавить дорожную разметку, она имеется далеко не везде, и установить перед перекрёстками знаки направления движения по полосам. И, самое главное, научить водителей обращать внимание на такие знаки и разметку! Вот с этим совсем беда.
Повернуть со второго, а то и с третьего ряда — не нарушение ПДД, а просто почётная обязанность. Постоянно перестраиваться из ряда в ряд, ничего при этом не выигрывая в продвижении — обычное дело. Каждый второй моргает фарами впереди идущей машине: «Пропусти, мол». Каждый третий в ответ включает левый поворотник, что может означать: «Я поворачиваю/разворачиваюсь или тоже обгоняю».
Время на включение поворотников перед перестроением никто не тратит, на разметку внимания не обращают. Там, где она ещё сохранилась и показывает, например, три полосы для движения, машины моментально выстраиваются в пять-шесть рядов, разбегаясь на перекрёстке по немыслимым траекториям в разные стороны.
Каждый второй переезжает стоп-линию при остановке на красный свет, а каждый первый начинает движение ещё на запрещающий сигнал светофора (красный + жёлтый). При этом каждый третий сигналит тебе, стоящему в ожидании включения зелёного света.
Несмотря на требования правил дорожного движения, фары/ДХО/ПТФ при движении днём никто не включает. Абсолютно никто. Пара-тройка машин с включённым светом, замеченных мной за всё время путешествия по всем дорогам Узбекистана, это исключение. Да и то, скорее всего, у них переключатель сломался, фары не выключаются. :-)
Но! За всю поездку видел только одну аварию — в Ташкенте, около базара Чорсу слегка зацепились две машинки. Возникла небольшая пробка и, пока я продвигался через неё к месту ДТП, водители уже всё порешали и разъехались, пробка тут же рассосалась. Больше ни одного дорожного инцидента не наблюдал. Для сравнения: возвращаясь домой, стал свидетелем того, как в Таразе паренёк улетел в арык, пытаясь объехать остановившийся ряд машин. Да ещё около Алма-Аты, в двух местах на дороге стояли только что разбитые в хлам машины.
Так что этот хаос (а именно так я поначалу оценил то, что происходило на улицах Ташкента) носит этакий добродушный восточный характер и ощутимо способствует увеличению пропускной способности улиц города и снижению аварийности. Вот такой парадокс, коллеги… «Восток — дело тонкое». ©
Как я уже говорил, полиции на улицах Ташкента, особенно в центральной части, очень много. Постоянно сверкают проблесковые маячки стоящих или движущихся патрульных машин, по обочинам прогуливаются пешие сотрудники. Кого-то из водителей останавливают, что-то обсуждают, проверяют документы. Какова причина остановки, что можно было нарушить в этом месте, так и не понял. Как по скромному разумению моему, так надо или всех водителей остановить и отобрать права, или уже вообще никого не трогать. :-)
Я не могу подкрепить свои рассуждения неоспоримыми доказательствами, такими как фото- или видеоматериалы. В самых ярких, а значит и напряжённых ситуациях, потные ладони крепко сжимали руль, в голове билась одна только мысль: «Господи, пронеси!», и было совсем не до съёмок. :-) Но ощущения переданы с максимальной точностью, за это ручаясь головой. Вполне допускаю, что, поездив по Ташкенту дней несколько, стал бы реагировать совсем по-другому, уже привык бы и адаптировался, но первые впечатления были именно такими.
Это был Ташкент. Примерно также, только в меньшем масштабе, обстоят дела и в других городах, лежавших на моём пути. О том же, какова ситуация на загородных трассах, как реагирует полиция на иностранных водителей, чем заправляют машины в Узбекистане и сколько это стоит — в следующих главах рассказа.
Уже смеркалось, когда я выехал из Ташкента. Впереди был древний Самарканд с Регистаном и Гур-Эмиром, не менее древняя Бухара с крепостью Арк и памятником самому знаменитому в мире бухарцу. Об этом в моём следующем рассказе.
Продолжение следует…
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.