|
Привет.
Изначально хотел написать про эту небольшую поездку в дополнение к отзыву про свой Инфинити (Отзыв владельца), но так как эмоций и впечатлений было так много, пришла идея набросать рассказик в раздел Автопутешествий. Понимаю, что немного не по формату, но надеюсь, админ не будет слишком строг и пропустит мою писанину.
Начну, пожалуй, сначала, как я пришел к этому. Поездка и участие в этом спортивном мероприятии получились довольно спонтанно. Отменив свою подписку в чудесной игре World of Warcraft: Classic пришло осознание, что требуется какое-то новое хобби. Изначально была идея купить себе старую шушлайку, загнать в гараж и начать ее реставрировать, получая опыт в ремонте авто, которого у меня, должен признаться, ноль. Благо весной был куплен новый с гаражом на 2 машины, что давало гораздо больше места заниматься такими проектами. Но, посовещавшись с супругой, должен был согласиться с ее аргументом, заключающемся в том, что с тремя маленькими детьми свободного времени пропадать в гараже не так уж много. Поэтому с восстановлением автомобилей, наверное, нужно будет подождать пару лет. Начал думать дальше, чем же я бы хотел еще заниматься, и вспомнил, что всегда мечтал прикоснуться к манящему миру автоспорта. Быстрый поиск в гугле и вижу, что в субботу и воскресение этой недели (14,15 августа) должен был состояться заезд в рамках Автокросса (Autocross) где-то в районе Виннипега. И я как-то сразу загорелся и решил, что хватит откладывать в долгий ящик, нужно ехать здесь и сейчас.
Наверное, стоит сделать небольшое дополнение — что такое Автокросс в Северной Америке. Буду благодарен, если комментаторы расскажут, есть ли что-то подобное в России, возможно, у вас под этим словом подразумевают что-то другое? Глобально автокросс берет свои корни из Англии, когда еще в 50-ых водители соревновались, гоняя по фермерским полям. Последние лет 20 этот вид состязания обрел большую популярность в Северной Америке, благодаря тому что участие может принять любой человек на практически любой машине и само участие стоит копейки.
Там есть, конечно, куча нюансов как классы, какие модификации куда относятся и т.д. Но если вкратце, организаторы снимают или большую парковку или взлетную полосу в небольшом аэропорте или часть гоночной трассы, выставляют маршрут из оранжевых пластиковых конусов, и народ по этому маршруту по очереди проезжает на время. Маршруты чаще всего довольно короткие: от 30 секунд до полутора минут. С большим количеством поворотов и слаломов, поэтому ценится тут не мощность, а легкость, управляемость авто и навык водителя.
Вся красота данного вида гонок в том, насколько легко в них участвовать. На своем опыте могу сказать, что, имея абсолютный НОЛЬ опыта в автоспорте, я получил просто море положительных эмоций.
Но обо всем по порядку. Для того, чтобы участвовать, я зарегистрировался на сайте Виннипежского клуба спортивных автомобилей и заплатил $45 за участие. Там была куча вопросов про состояние автомобиля, есть ли у меня шлем и т.д.
Тут были небольшие проблемы, потому что, во-первых, один из вопросов спрашивал, не сечет ли у меня выхлоп. На моем Инфинити выхлопная трасса немного прогнившая. Так же были вопросы насчет шлема. Оказывается, есть куча разных стандартов для шлемов. Я в этом вообще не разбираюсь. Позвонил одному знакомому, который как-то участвовал в автокроссе, он говорит, что хоть они и требуют шлем самого крутого стандарта Snell или ECE, это более для выездов на гоночную трассу, а для автокросса они особо не проверяют, поэтому можно купить дешевый шлем стандарта DOT. Простенький мотоциклетный шлем стандарта DOT вышел в $80.
В общем, регистрация прошла успешно, но я немного волновался, допустят ли меня все-таки к самому соревнованию, вдруг докопаются до секущего выхлопа и неправильного шлема.
Свой Инфинити М37х к поездке особо не готовил: глянул уровень масла, охлаждайки и тормозухи. Прошелся по кругу протянул гайки на колесах и проверил давление. В общем-то и все.
С собой помимо шлема взял зеленый малярный скотч, чтобы приклеить номер на машину, воду, перекус, немного инструмента и канистру охлаждайки на всякий случай. Масло не брал, потому что за почти 2 года Инфинити в жоре масла замечен не был (тьфу-тьфу).
Постепенно время подошло к субботе, ворота по расписанию открывались в 9 утра, в 9:30 регистрация, поэтому пришлось ставить будильник на 7 утра. Пока провозился, собирая бутерброды и еще что по мелочи, выехал только в 8:10.
До окружной трассы Виннипега домчался где-то за час, там же заправился и поехал на север. Мероприятие происходило в аэропорту Святого Андрея (St. Andrew Airport), где они выделили одну полосу для Виннипежского клуба спортивных авто (WSCC). Половину взлетной полосы использовали под драгрейсинг, другая половина — автокросс. Главный упомянул, кстати, что полполосы драгрейсеры отжали сравнительно недавно и раньше трасса для автокросса была гораздо длиннее. Жаль, драгрейсинг мне как-то не очень интересен.
Место нашел без проблем, на сайте спортивного клуба был документ с точными инструкциями и фотографиями, где и куда поворачивать. Пропылив пару минут по грейдеру среди поля, проехал возле диспетчерской вышки и начал различать вдали парковку, заполненую спортивными автомобилями. Аэропорт, кстати, вполне действующий, поэтому часто видел садящиеся и взлетающие неподалеку небольшие кукурузники.
Припарковавшись в свободное место, спросил у парня, сидящего недалеко в праворульном Лансер Эво, что мне дальше делать. Он меня направил в трейлер, стоявший на въезде, где я прошел регистрацию и вписал свое имя в список работников на второй позиции трассы. Хорошо, что все прошло удачно, ни машину, ни шлем никто не проверял — все на честном слове. Причина дешевизны данного вида гонок кроется в том, что эти гонки устраивают гонщики для гонщиков. Всех делят на 2 группы, пока одна группа гоняет, другая группа следит за трассой и работает на замере времени. Потом группы меняются местами.
Зарегистрировавшись, вернулся к машине, чтобы подготовить ее к выезду. Для начала наклеил малярным скотчем на бока номер на обе стороны.
Так же вытащил из салона и багажника все незакрепленные вещи, включая запасное колесо. Все эти вещи оставил на траве за своим парковочным местом до конца дня.
Наблюдая за другими участниками и их машинами, не мог отделаться от мысли, что мой финик тут выглядит как гигант среди лилипутов. Специально сфотографировался рядом со стоковой е36 М3 — машина не такая уж маленькая, но Инфинити М37 рядом с ним выглядит как кросовер. А уж если сравнить с Маздой Миатой, то тут вообще разница колоссальная, что по размеру, что в весе раза в 2.
Наверное, стоит поговорить о том, на каких авто приезжают люди на такие соревнования. Я писал уже, что приехать можно практически на любом авто, главное, чтобы оно было в исправном состоянии. Но и тут есть, конечно, свои правила, машина должна быть не выше, чем она шире. Проще говоря, все минивены, кроссоверы и т.д. не допускаются по понятным причинам. Так же есть и несколько легковушек, которые внесены в черные списки. Например, такие как Додж Калибер, он вроде и хетчбек, но стоит высоко. Так же слышал, что некоторые ивенты не допускают Fiesta ST и Fiat 500 Abarth, из-за того, что машины очень хорошо стоят в поворотах и имеют довольно высокой центр тяжести — бывали случаи их переворота. Думаю, тут все-таки речь про машины с модифицированной подвеской и на очень цепкой резине, в стоке они скорее начнут скользить колесами наружу, чем перевернутся, но против правил не попрешь. Про Фиесту особенно грустно, слышал, что очень веселая машина по характеру, идеально подходящая для автокросса.
Прогулявшись по стоянке, посмотрел, какие машины приехали в тот день. Выборка для автокросса довольно стандартная: многие приехали на Мазде Миате . По праву считается самой классной машиной для автокросса из-за своих небольших размеров и прекрасной управляемости. Да, мощности там маловато в стоке, но из-за идеально настроенного шасси, низкого веса и центра тяжести позволяет проходить всю трассу на большой скорости. Так же имеется куча вариантов тюнинга для тех, кто хочет побыстрее, туда свапают разные моторы, вплоть до v8 от корвета, есть и варианты турбировать или поставить нагнетатель на маздовский мотор.
Еще более крутым вариантом считается Хонда S2000, обладая всеми плюсами Миаты, там уже и мощности побольше, но таких машин меньше из-за их редкости и цены. Миата все-таки гораздо более доступна, в этом тоже ее огромный плюс.
Из свежачка Toyota 86/Subaru FRS тоже довольно популярны, опять же из-за управляемости и небольшого размера.
В остальном была сборная солянка из различных американских и японских спортивных (и не очень) автомобилей. Немцев почему-то было очень мало, из тех, что я помню, только свеженький Порш Кайман, е36 М3, Ауди S5 на v8. Из корейцев только Велостер Турбо.
Еще мне запомнился миниатюрный китаец на совершенно стоковой новой Хонда Сивик последнего поколения. Всего 2 литра и 150 вроде сил под капотом, но он из этой машины выжимал все соки, и в итоге, забегу немного вперед, привез мне 2 секунды несмотря на вдвое большее количество лошадиных сил в моем Инфинити. Как я уже писал, тут правит не мощность, а навык водителя.
Помимо разнообразия автомобилей водители тоже были разные. Разного возраста и национальностей, что, впрочем, не удивляет — Канада многокультурная страна иммигрантов. Но что мне понравилось, это то, что всех присутствующих, будь ты богатый канадец в 4-ом поколении или бедный студент иммигрант, объединяла любовь к автомобилям и желание погонять. Поэтому атмосфера была крайне расслабленная и дружелюбная. Никто не задирал нос, и каждый всегда был готов помочь советом или просто поболтать.
После того как подготовил машину, пошел пройтись по трассе. Дойдя до середины, услышал по громкоговорителю, что сейчас инструктор будет проводить по трассе все желающих, а для новичков это обязательное к посещению мероприятие. Поэтому поспешил обратно. По трассе нас проводил инструктор по имени Роб. Быстрым шагом он провел толпу водителей по курсу, в общих чертах обьяснив правила трассы, какой линии держаться и прочие детали.
Моим самым большим страхом было не накосячить, пропустив поворот или заехать куда-то не в ту сторону. Но на деле трасса была довольно короткая и простая. Со стартовой линии сразу поворот налево на 90 градусов, и через 5 метров стоит датчик, отсюда начинает тикать время, дальше небольшая прямая и слалом, после слалома резкий уход влево между двумя конусами, и за ним следует 2 скоростных поворота, опять слалом, разворот в конце полотна, и повторяем маршрут в обратную сторону, только без последнего слалома — уходим в другую сторону на максимальной скорости и там финиш.
В Автокроссе много разных груп и классов, в которых я сам не разбираюсь пока что, свою машину я определил в какой-то класс, посмотрев на классы других участников. Увидев Pontiac g8, подумал, что моя машина из всех перечисленных к нему ближе всего.
Группа же, в которую меня записали была Novice, то есть новички. Пофиг, какая у тебя машина, если ты побывал менее чем на 8 соревнованиях, ты будешь в этой группе. Новичков нас было 11, почти 1/3 от всех участников, что довольно много. Машины в нашей группе были совершенно разные, от новенького Порше Кайман, до Хундай Велостер Турбо. Да и скилл водителей тоже был разный, кто-то мог уже иметь 6 соревнований за поясом, а кто-то, как я, приехал первый раз в жизни без опыта.
Так как новички были в группе А, мы были в первой волне, и я, немного нервничая, сидел в машине и ждал, когда будет наша очередь ехать. Сначала поехал другой класс авто, точно не помню, но кажется, это были модифицированные, разные крутые Мустанги и Камаро с просто оглушительным выхлопом. А потом уже начали один за одним выпускать новичков.
Вот и ко мне подошел парень, выводящий машины на старт. Быстро надеваю непослушными руками шлем и завожу машину. Кручу колесико выбора режима в Спорт (по секрету, у Инфинити оно практически ничего не дает), клацаю кнопку отключения курсовой устойчивости. Он дает мне отмашку, и я потихоньку ползу по парковке к стартовой полосе. Впереди меня парень, приехавший второй раз на гонки на праворульном Лансере, у него машина не простая: и двигатель, и подвеска, и колеса там далеко не сток, и едет со стороны он внушительно. Нужно дождаться, пока он закончит маршрут, перед тем как дадут отмашку мне.
Мне повезло, из-за послаблений ковидных правил в этот раз разрешали сажать инструктора в машину. Все прошедшие соревнования 2020 и 2021 года такой возможности не имели. Я, конечно, не отказался, потому что вообще слабо понимал, что делать. И вот в машину прыгает тот самый Роб, который водил нас по трассе, и мы готовы ехать.
Первый выезд, конечно, был не впечатляющим. Пытался запомнить трассу и почувствовать машину. Самой большой критикой от инструктора было, что на слаломе у меня руки гуляют туда-сюда, а надо четко держать на 3 и 9. В остальном подсказывал, где жамкать газ в пол, где нужно притормозить.
По итогу первый заезд был 52 секунды (что, забегу вперед, на самом деле очень медленно), но я за временем и не гнался. Самое главное, что мне это дико понравилось и захотелось прям сейчас гнать опять и улучшать свое время. Но оно так не работает. Закончив трассу, подъезжаешь к вагончику, где меряют время, и парень дал мне бумажечку с моим временем, а дальше едешь обратно на свое парковочное место.
После этого есть какое-то время немного отдохнуть, дать машине остыть, пока не наступит опять твоя очередь.
Второй выезд уже прошел немного увереннее, и мне удалось скосить 2 секунды со своего времени. Когда подъежал к вагончику забирать время, услышал, как в громкоговоритель объявили мое имя и сказали, что вот такой-то молодец прошел трассу на 2 секунды быстрее прошлого раза, что, конечно, очень приятно.
Третий выезд уже был 47 секунд, то есть еще 3 секунды в минус. Инструктор даже мне дал пять и сказал, что вроде в покрышках еще есть держак, давай еще быстрее.
После этого объявили, что группы меняются местами, а после этого будет еще 3 заезда. Значит, пришло мое время работать, а другим кататься. День был очень жарким, градусов так 33 и безоблачное манитобское небо. Поэтому беру с собой бутылку воды и хорошенько намазываюсь кремом от солнца.
Работать можно в 2 категориях. Или на замере времени — то есть сидеть в вагончике, считывать замеры, писать его на бумажке и выносить гонщикам. Или стоять в поле и следить за конусами. Если кто-то собьет конус, по рации эта информация передается тем, кто замеряет время, и они добавляют +2 секунды к твоему времени. Также нужно быстренько выбежать между заездами и поставить конусы на отмеченное место.
Я выбрал работу второго типа. Конечно, я изрядно поджарился на солнышке, но зато можно было вблизи наблюдать, как другие ребята проходят маршрут, и это тоже по-своему было дико интересно. Пара людей не справлялись с управлением и улетали с трассы. Благо расположена она в поле, врезаться тут некуда, поэтому, думаю, шансов реально повредить машину тут довольно мало. Вот когда автокросс проводят на парковках, там, конечно, если сильно постараться, можно и в бордюр улететь или в столб (видосы на ютюбе имеются).
Проведя час в поле, я по сути стоял на одном месте. Меня поставили около конусов, обозначающих скоростные повороты, и народ проходил вокруг них довольно широко, в общем, выбегать на трассу и выставлять их мне так ни разу и не пришлось. А вот те, кто дежурил у слалома, им, конечно, приходилось поработать.
Как только заезды закончились, мы все отправились обратно к машинам, и объявили перерыв полчаса на обед. Достал свои бутеры, запил колой. 2 литра воды + литр колы, кстати, хватило почти впритык в такой жаркий день, в будущем надо брать еще больше воды.
После обеда опять были заезды нашей группы. В этот раз я уже был настроен не просто проехать кое-как, не перепутав повороты, а хотелось уже улучшать свое время. Поэтому толстому финику пришлось трудиться. С визгом резины мне удалось в этот раз скосить еще 2 секунды — 45 вместо 47. Пятый заезд опять улучшил время до 44 секунд. А на последний заезд вжаривал на все деньги, Инфинити, наверное, просто охреневал от такой езды, переваливаясь всеми своими 1,8 тонны веса и визжа резиной практически на протяжении всего заезда. Зато и результат 43 секунды с копейками, это уже похоже на что-то. Правда, к сожалению, на слаломе сбил один конус, а значит, лучшее время, идущее в зачет, все-таки 44 секунды. Но я был все равно дико доволен, что мне с каждым заездом удалось улучшить свое время, да и эмоции, и адреналина получил нереальное количество. Не помню, когда последний раз я получал столько удовольствия за рулем.
Шестой заезд, к сожалению, был последним, а так хотелось еще. Но пришло время опять поработать, пока другие гоняют (на самом деле просто стоять в голом поле).
Где-то в 3:30 заезды закончились, часть народа кинулись к машинам и начали разъезжаться, хотя могли бы чисто из уважения прийти на закрытие мероприятия. На закрытии все собрались вокруг вагончика организаторов и объявили результаты по категориям.
К моему удивлению, в классе новичков мы с фиником заняли 6-ое место из 11. Если бы не сбитый конус в последний заезд, был бы пятым. Я для первого раза результатом очень доволен, особенно учитывая, что у меня, наверное, был один из самых неприспособленных для автокросса автомобилей. Финик старался изо всех сил, но все-таки седан Е класса, заточенный на комфорт, не очень годится для такого техничного маршрута с кучей резких поворотов и слаломов. Резину мне сточило нехило так, особенно на передних покрышках.
Вот результаты лучшего времени класса новичков с их официального сайта:
Как видно, хорошее время еще не залог успеха, класс машины тоже играет большую роль, и пацанчик на Эволюшене, прошедший трассу за очень хорошие 41 секунды, занял предпоследнее место, потому что его машина была довольно сильно модифицирована и он попадал совсем в другой класс, чем мой стоковый Финик.
Одна из рекомендаций, что я читал, это не бросаться модифицировать свою машину, максимум купить держаковую резину и работать над своими навыками. Заменив кучу деталей в подвеске и двигателе, очень легко попасть в такой класс автомобилей, где соревнуются монстры, и ты там будешь совершенно неконкурентоспособен.
По итогу я понял две вещи: обязательно нужно будет еще поучаствовать. И то, что, если этим серьезно заниматься, нужно задуматься о замене автомобиля. Покупать ли третью дешевую и маленькую машину для гоночек или менять финик на что-то типа свежего Golf GTI или Mini Cooper S, которые можно и на каждый день использывать, и пару раз за лето получать адреналин на автокроссе, пока что не решил. Будет время зимой обдумать, оценить финансы и хотелки.
Всем удачи и тоже рекомендую что-то подобное попробовать.