|
В связи с закрытием Турции пришлось думать, куда поехать в отпуск, и тут пришла идея «а не поехать ли в Дагестан», тем более в последнее время мне все больше попадались красивые фотографии из Дагестана и мне хотелось все это посмотреть вживую.
Первая часть моего рассказа — подготовка машины.
Т.к. отпуск всего был 15 дней, я из Новосибирска, а родители, которых надо было навестить, живут в Воронежской области, то первая часть отпуска отводилась на родителей, а на Дагестан оставалось 7 дней. Исходя их этого гнать свою машину из Новосибирска не имело смысла. План состоял в том, чтобы у родителей взять их Hyundai Accent 2006 выпуска с пробегом 169000 км и рвануть в Дагестан на ней. Машина у них в хорошем состоянии, никогда не подводила, все расходники меняются вовремя. В прошлом году купил и подарил отцу амортизаторы, втулки и стойки стабилизаторов, рулевые направляющие. В этом году, из-за того, что путь предстоял через степи Калмыкии и хотелось комфорта, захотел восстановить работу когда-то заклинившего компрессора кондиционера. В тот момент, когда компрессор заклинил, на сервисе отцу просто скинули ремень кондиционера, и он так и ездил без ремня и кондиционера, т.к. он ему не нужен.
В общем, долетел до Москвы на самолете, далее поездом до Лисок (Воронежская область. Встретил меня отец на своем Акценте, и я наконец через 70 км оказался у них дома в с. Семено-Александровка. Отсюда и предстояла поездка в Дагестан.
Начал заниматься машиной. Первым делом компрессор кондиционера. Поехал в Воронеж, купил на разборке б/у компрессор. Повез ставить и оказалось, что, когда отказал компрессор у отца в далеком прошлом, то ему скинули не только ремень, но и куда-то пропал ролик натяжения (который купить несложно), и самое печальное, что не было самого крепежа этого ролика. Пришлось обзвонить все разборки Воронежа, где разбирали Акценты, и лишь на одном я нашел данное крепление — повезло. Все собрал, проверили давление в системе и выявили утечку. Заменили прокладки на трубках, заправили и все заработало. Отлично. По пути назад в село обратил внимание, что начало больше бить руль. Ничего страшного подумал я, отбалансирую. Шиномонтажник сразу же обратил внимание на колеса и показал, что шина кривая, и из нее торчит уже проволока от износа, хотя была не лысая. В общем, приговорил шины, как оказалось, по маркировке они были 2011 годы выпуска. Пришлось купить еще и шины. Конечно, лишние траты, но лучше так, чем ехать вдаль в горы на убитых шинах. Погостив у родителей, встретив подружку из Новосибирска, все было готово двинуть в путь.
Вторая часть — путешествие.
25 июня. Семено-Александровка — Махачкала
Путь из с. Семено-Александровка в Махачкалу предстоял через Элисту. Всегда хотел посмотреть на единственную в Европе нацию, исповедующую буддизм. В день до Махачкалы выходило 1350 км, многовато, но ранее преодолевал такие расстояния и был готов.
Выехали в 7 утра. Первая часть дороги предстояла по М4, тут нечего расписывать, кроме того, что в районе Павловска уехал на платный участок, где трафик оказался еще меньше, а хорошая дорога еще лучше. После съезда с М4 в сторону Волгодонска дорога стала похуже, но все еще в приличном качестве и позволяла поддерживать хорошую скорость.
Постепенно становилось жарко как за бортом, так и в машине, холодный воздух перестал исходить из дефлекторов, и стало душно. Вышел посмотреть в чем дело и заметил, что компрессор кондиционера не работает. Здрасте, приплыли. На улице жара 35, в Дагестане 38, а у меня кондиционер накрылся походу. Истекая потом, доехали до Элисты, и первым делом, вместо храмов, вбиваю в поиск ремонт кондиционеров и надеюсь, что ничего серьезного не случилось. Мастер, прощупав тестером компрессор, сказал, что исправен, а вот, где менял резинки, на трубках видны потеки. Фреон утек. Снова замена резинок, заправка кондиционера. 1800 рублей и спасительная прохлада. 15:30 на часах и пора посмотреть достопримечательности и дальше в Махачкалу.
Едем в центр и сперва осматриваем Золотые ворота. Золотые ворота возведены в 90-х годах прошлого столетия и представляют собой арку 15 м высотой, которая высится на красных колоннах. Архитектура сооружения выполнена по канонам буддийского зодчества. Ворота олицетворяют некий священный порог. Карма человека, который проходит под ними, духовно очищается. Выложенная белыми камнями дорога символизирует путь добродетели. Иногда возле ворот можно услышать переливчатый звон колокольчиков и загадывать желание. Здесь останавливаются свадебные кортежи. Молодожёны проходят под аркой и просят любви в семье и долголетия родителям. Украшением арки являются 28 картин, сюжеты которых рассказывают о значимых вехах из истории Калмыкии, иллюстрируют события эпохи Золотой Орды. Одна из композиций посвящена Великому шёлковому пути, по которому двигались караваны с богатыми грузами.
Пройдя под воротами и пройдя мимо Будды,
попадаем в Пагоду семи дней. 15-метровая пагода Семи Дней, установленная на площади им. Ленина, посвящена легенде о семи буддах, пришедших в мир людей. Шпиль с острым концом «ганджир» является символом достижения нирваны. Внутри павильона стоит огромный медный молитвенный барабан, покрытый сусальным золотом. В нём заложены записи с 75 миллионами мантр. Поворот барабана засчитывается как прочтение всех мантр. Особенно оживлённо и красиво здесь в летнее время, когда вокруг пагоды работают фонтаны.
Посмотрев центр, поехали в Золотую обитель Будды Шакьямуни. Обитель построена по благословению Его Святейшества Далай-ламы XIV. Это один из самых значимых буддистских храмов в Европе. Главные ворота обители расположены с южной стороны. При входе в храм установлена фигура Белого старца. Так была отдана дань уважения предкам калмыков, которые поклонялись языческому богу — покровителю степей. Божественные службы проходят в большом зале, где стоит золотая статуя Будды Шакьямуни высотой 12 м. Вокруг хурула установлены пагоды, украшенные скульптурами буддийских учителей. Здесь размещены молитвенные барабаны.
Внутри обители снимать запретили, и мы не стали как-то снимать втихаря. Но внутри очень красиво, установлена большая и красивая статуя Будды.
Также заехали в Комплекс «Геден Шеддуп Чой Корлинг» или по другому Старый Хурул Сякюсн-Сюме, но он находился на ремонте, и просто посмотрели его из машины и поехали дальше в Махачкалу.
Путь из Элисты в Махачкалу — это постоянный одинаковый пейзаж из степи и хорошая пустая дорога. На границе Калмыкия — Дагестан стоит блокпост, на котором осмотрели машины, попросили открыть багажник и пройти с документами на меня — водителя и пассажира для регистрации въезжающих. После блокпоста трафик стал намного больше (недалеко до границы дорога из Элисты слилась с дорогой из Астрахани), а дорога все та же — двухполосная. Сетевые заправки исчезли, а вместо них куча заправок «подделок» Руснефть, Росснефть, Луккойл, Гаспромнефть…
В гостиницу в Махачкале приехали в 23 часа.
26 июня.
Отоспавшись в номере, выдвигаемся на познавательную часть Дагестана. В этот день по плану посещение Бархана Сарыкум, форелевое хозяйство ГлавРыба и Сулакский каньон.
Первым делом бархан Сарыкум (43.002699, 47.238131). Бархан Сарыкум (в переводе — «желтые пески») является уникальным памятником природы Дагестана. Геологами он признан вторым в мире по величине. Крупнее него — бархан под названием «Большой эрг» в пустыне Сахара. Помимо того, что на бархане произрастают растения и водятся животные, некоторые из которых характерны для Средней Азии, он вызывает удивление тем, что огромная гигантская масса песков находится не в пустыне, не на берегу моря, а на глинистой степи, то есть основание, платформа для этих песков — глинистая степь. Площадь составляет около 4 км², длина и ширина — 3 и 2 километра соответственно, высота над уровнем моря — 262 метра. Учёные считают, что дюны сформировались из песков, принесённых при разрушении передовых хребтов. Нынешним очертаниям Сарыкум обязан ветрам, дующим с разных сторон. По имеющимся сведениям, возраст бархана не превышает 5000 лет. Здесь же снимался эпизод фильма «Белое солнце пустыни».
При подъезде на стоянку у бархана местными взимается плата 100 руб. за машину. Потом билет в кассе и много ступенек на бархан в жару. На вершине песок настолько горячий, что идти, а тем более стоять, очень горячо.
Нажарившись на солнце и проголодавшись, поехали на форелевое хозяйство ГлавРыба (43.07554346154779, 46.83502988259423), что в 60 км и часе езды от Махачкалы. По пути я услышал, что шумит левый передний ступичный подшипник. На территории ГлавРыбы очень красиво, можно покататься на небольшом зип-лайне, катерах, есть несколько аттракционов, можно посмотреть, как выращивается рыба и, конечно, заказать форель на углях. Но, переживая за машину, я решил не ехать с такой проблемой в горы, где будет большая нагрузка на колеса, а вернуться в Махачкалу и заменить подшипник. Все время, пока готовили рыбу, я вместо фоток сидел в телефоне, обзванивая магазины на наличие запчасти. Хорошо, что в регионе Акцент достаточно популярен (хотя основная масса машин, конечно же, Лады всех мастей, в основном приоры, потом гранты и немного вест) и я довольно быстро нашел подшипник. После обеда пришлось вернуться и отремонтироваться. Потратили лишние 2-3 часа. В итоге на Сулакский каньон выдвинулись уже в 17 часов.
Сначала поехали смотреть каньон снизу на лодке (место, где катают на катерах 43.005884 46.827203). Для этого в районе той же ГлавРыбы у плотины и электростанции переезжаем реку Сулак и попадаем на КПП и закрытый шлагбаум. На месте выяснилось, что до места катания на катерах пускают только местных или туроператоров. Но есть лайфхак, если поехать с местным на их машине, то без проблем пускают. Но «услуга» аренды местного стоит 3000 рублей с человека с джипом, правда катание на лодке уже входит в эту «услугу».
На карте Google эта часть маршрута отображена не совсем верно. Дорога идет прямо вдоль реки Сулак, открывая красивые виды на каньон. Дорога до катеров занимает не меньше 30 минут, и ехать там лучше действительно на джипах.
По приезду на стоянку катеров пересаживаемся в катер, и впереди нас ждут неописыемые красоты. Даже не верится, что это в России. Невероятные цвета природы и воды. Никакие фотографии и видео не передают истинные цвета данного места.
Пока ехали обратно на джипе к машине, уже начало темнеть, а нам надо было еще добраться в район поселка Дубки, наверх Сулакского каньона, чтобы найти место для ночлега. Но стемнело быстро, и пришлось искать место уже в темноте. Я даже забыл, что у меня была заготовлена точка ночлега в леске (43.053948, 46.833726), в итоге нашли лужайку (43.035883947793174, 46.84266746021374), где растянули палатку, попили чайку и спать.
27 июня.
Спать после утомительного дня было отлично, проснулись в отличном настроении. Позавтракав, поехали в Дубки, где была смотровая площадка для просмотра Сулакского каньона сверху (43.053948 46.833726). В поселке остановил нас ДПС, проверив документы, отпустили, а я уточнил у них, как добраться до смотровой. Немного грунтовой дороги и вот он — каньон. 7 утра, еще почти никого нет, и удалось сделать снимки без толп людей.
Далеко внизу виднеется стоянка катеров, откуда вчера катались по реке Сулак.
Потом заехали еще на одну смотровую площадку, чтобы рассмотреть и плотину Чиркейского ГЭС (42.986396, 46.860602).
Далее путь был к водопаду Тобот, но по дороге к нему дорога идет через Чиркейское и Ирганайское водохранилища. Чикрейское сильно замусорено пустыми пластиковыми бутылками, а Ирганайское почище, и мы даже искупались, что в жару было очень кстати. Вода была прозрачной, чистой и теплой.
В районе п. Гамри находится самый длинный тоннель в России, длина его составляет 4303 метра, а также башня Имама Шамиля (42.747940746384934, 46.87413657927669) или Гимринская башня. Гимринская башня сооружена в XIX веке. Один из образцов оборонительных сооружений горцев Дагестана, строившийся для обороны от напавшего врага. Считается, что башня является свидетельницей гибели Гази-Мухаммада — первого имама Дагестана.
Башня знаменита тем, что 10 октября 1832 года войска барона Розена подступили к аулу Гимры и взяли его. Прибывшие на помощь Гази-Магомед с Шамилем, укрылись в башне. Войска Розена осадили башню и обстреливали ее, пока у горцев не закончились боеприпасы. Гази-Мухаммад бросился на осаждавших и погиб. Шамиль, согласно легенде, выпрыгнул из башни далеко, оказавшись позади кольца военных. Ему чудом удалось спастись и скрыться с места сражения.
Водопад Тобот находится в Хунзах (42.554605, 46.719509). Уровень падения воды реки Тобота — 70 метров. Водопад не всегда имеет мощный поток воды и имеет пульсирующий характер, наибольший сток приходится на май-июль, в период таяния снегов и максимальных осадков. В холодное время года водопад замерзает и превращается в огромную ледяную глыбу, причем изнутри водопад остается полым.
На самом деле в данном месте 2 водопада, и второй находится в 100 метрах от водопада Тобот и образует его другая река, название которой мне не известно.
Между водопадами открывается отличный вид.
Волей случая в Хунзах еще вернусь не раз, но об этом далее. А далее переезд в Гуниб, где закончилась Кавказская война. Гуниб располагается на одноименном плато, расположенном на высоте 1500 метров над уровнем моря. Поселение возникло во второй половине 19-го столетия в ходе строительства русского укрепленного пункта.
Историю Гуниба можно поделить на два периода — до и после возведения русской крепости. Село было расположено в самой верхней точке плато и в нём произошли трагические события окончания Кавказской войны.
Поселение возникло в 1862 году в связи со строительством русского военного укрепления. Укрепление получило название по бывшему аулу Гуниб (с аварского Гуни-меэр — куча камней), который располагался на вершине плато и был разрушен в 1859 году. В 1895 году в нем располагались казармы Самурского полка и Терско-Дагестанской крепостной артиллерии, 29 дворов служащих, торговцев и отставных солдат, православная церковь, почтовая станция.
Природная гунибская крепость являлась последним оплотом имама Шамиля, была взята русскими войсками 25 августа 1859 года.
Войска Шамиля несколько дней сдерживали атаки русских войск, пока их предводитель не принял решение о капитуляции. В результате боевых действий, в 1859 году село было почти полностью разрушено. После пленения Шамиля здесь была построена крепость для гарнизона русских войск.
В Гунибе есть несколько смотровых площадок (42.388743342417136, 46.95793033408457), откуда открываются невероятные виды, через которые мы доезжаем до беседки Имама Шамиля — памятник народному подвигу в Кавказской войне, место, где в 1859 году была поставлена точка в Кавказской войне. На этом месте шли переговоры между Имамом Шамилем и князем Барятинским.
В центре ротонды — серый валун, тот самый, на котором сидел князь Барятинский в момент переговоров с Шамилем. Этот сюжет запечатлен на множестве картин. Камень — исторически подлинный, а вот беседке не повезло.
Спускаясь с Гуниба и подымаясь на другую гору, попадаем на смотровую площадку, откуда самый лучший вид на Гуниб (42.375714 46.982474).
По пути на смотровую площадку заприметили небольшую полянку с деревьями абрикосов, где и решили заночевать (42.37862846615255, 46.97712161070917). Гуниб вообще будет таким местом, откуда в разные стороны будем в дальнейшем выезжать на остальные достопримечательности.
28 июня.
Утро началось с отличного вида из палатки и на Гуниб, освещенный солнцем.
Сегодняшний путь должен был быть такой:
Но случилось ЧП, о котором ниже, и путь стал длиннее и сложнее.
С утра нас ждала Карадахская теснина (42.463811, 46.88766). Дорога из Гуниба до теснины есть короткая, но грунтовая, или длинная, но грунтовки поменьше. По времени может быть одинаково, но тогда я еще не знал, что лучше поехать по длинной дороге, где хорошей дороги несомненно больше, особенно после дальнейших событий. В общем, мы поехали по короткой, и мы попали на грунтовую каменную горную дорогу, по которой ехали медленно, долго и тряско.
Итак, Карадахская теснина представляет собой ущелье протяженностью почти полкилометра и шириной максимум 5 метров, с обеих сторон возвышаются каменные стены высотой до 170 метров. Во время прогулки между этих огромных скал может стать немного не по себе — кажется, что горы вот-вот сомкнутся. На некоторых участках скалы действительно образовывают каменные своды, иногда между стенами видны валуны — они летели с обрыва вниз, но застряли по пути. До теснины со входа надо пройти около километра.
После теснины еще несколько грунтовой дороги и попадаем в Карадах, откуда должен был переезд в Кахиб короткой дорогой. Но не проехали и 10 км и вот тебе сюрприз:
Ночью произошел обвал, да такой, что откопать дорогу сегодня не смогут, в лучшем случае завтра, а так вообще послезавтра. Спрашиваю, как объехать, говорят, через Хунзах, где водопад Тобот. Выхода нет, сворачиваем в Хунзах. До Хунзах дорога хорошая, забираемся на Хунзахское плато, а далее длинный спуск в долину по грунтовой дороге, по которой едешь не меньше часа.
В итоге жаль лишнего времени, лишнюю нагрузку на подвеску. Спустя время все-таки добираемся до селения Кахиб, где находятся древние оборонительные башни. Старый Кахиб (42.4315859868773, 46.60323575218059) был известен на всем Кавказе как неприступное сооружение. История помнит лишь один прорыв захватчиков, и было это во времена нашествия татаро-монголов.
Кахиб так удачно встроен в горы, что не сразу можно его увидеть. По плану, хотели сходить туда, перебравшись через небольшой мостик, но из-за обвала оставалось времени не так много, учитывая то, что еще так же через Хунзах предстояло возвращаться в Гуниб.
Рядом с Кахибом находится другой край башен, селение Гоор (42.429679103932, 46.565311956330405). Амбразуры сооружений так умело замаскированы, что практически не заметны снаружи. Башни в Гооре — это часть окружающего село невероятно живописного пейзажа.
Тут же находится Дагестанский «Язык Тролля».
Далее утомительное возвращение в Гуниб на ночевку на наше вчерашнее место. По дороге в Хунзах в магазинчике купили вина на вечер. Вообще, с алкоголем в Дагестане не все так просто. В магазинах (почти везде они называются гастроном) алкоголь и табак не встретишь. Это все продается в специализированных точках. Причем оплата безналом почти во всех магазинах невозможна, только наличка или перевод.
Обратно я уже не поехал короткой дорогой через Карадахскую теснину, а выбрал длинную, но хорошую дорогу. Сегодня грунтовки уже хватит. В Гунибе наше место под палатку уже было знакомо, быстро разложились, попили вина с видом на Гуниб и уснули.
29 июня.
Маршрут на сегодня:
С утра выезд в очень интересное место — Гамсутль. По дороге снова отличные виды.
Этот заброшенный горный аул называют «селом-призраком» из-за отсутствия людей. Кто-то из жителей перебрался в более крупные селения или города за лучшей жизнью, кто-то умер. Постепенно поселок опустел. В 2015 году скончался последний его обитатель.
Время образования селения точно неизвестно. Предположительно основали его аварские ханы. С аварского языка название аула переводится как «подножие ханской башни». Вполне вероятно, что хан — основатель Гамсутля, жил на вершине горы, а на ее склонах располагалось его войско. Селение имеет очень удобное местоположение, отсюда отлично просматривается вся близлежащая местность. Крутые склоны и трудный подъем делают это место практически недоступным для врага.
Благодаря талантливым военачальникам и неприступным скалам Гамсутль ни разу не был покорен ни одной армией. Согласно преданиям, в военном совете селения была одна женщина. История не сохранила ее имени, но известно, что она была единственной женщиной-полководцем за всю историю Дагестана. В ходе одного сражения ей удалось хитростью завлечь противника к ущелью. После победного разгрома врага вода на дне пропасти окрасилась в красный цвет, с тех пор водоем называют «Красная река».
Русские войска тоже так и не смогли попасть в аул. По легенде Имам Шамиль наблюдал за русской армией со скалы, похожей на зуб, которую так и прозвали «зуб-скала». Неприступность высокогорного селения и военная тактика полководцев не дали возможности русским войскам завоевать Гамсутль.
Есть сведения, что Имам Шамиль ссылал сюда провинившихся, за что селение в те времена получило название «Шамилевской Сибири».
До самого села добраться на машине невозможно. Внизу оставляем машину на стоянке и пересаживаемся на уазики за 100 рублей с человека или 500 рублей с машины. Уазик подымает нас 2 км вверх по дороге, а далее… далее 2 км вверх пешком. Небольшая часть дороги — открытая от солнца и жарко, но потом попадаем в лесок, в тень и становится легче от жары, но все же утомительно шагать в гору.
Но оно того стоит: виды впечатлят любого. Гамсутль словно врос в горы. Отчасти это правда: дома строили так, чтобы скала служила одной из стен. Остальные складывали из обломков породы. Некоторые дома двух- и даже трехэтажные — такие могли себе позволить обеспеченные люди. Сохранилась только часть аула, которая расположена на самой вершине скалы, — здесь около 1500 метров над уровнем моря.
Спускаться обратно было намного легче, и даже те 2 км, которые мы проехали на уазике, мы прошли очень быстро, срезая дорогу протоптанными тропинками.
Возвращаемся в Гуниб и держим путь в Салтинскую теснину и водопаду.
Салтинский водопад — единственный в Дагестане подземный водопад. С 1983 года является памятником природы регионального значения. Высота водопада — 20 метров. Водопад образует речка Салтинка, настолько небольшая, что на картах ее найти сложно. Она стекает с гор, проходит Кудалинский каньон и, почти дойдя до села Салта, «проваливается» в каньон. К водопаду ведет узкое и извилистое ущелье — Салтинская теснина, длина которой всего 500 м. Маршрут несложный, но требующий внимательности и осторожности. Ширина Салтинской теснины примерно 40 м, а максимальная высота — 450 м.
Посмотрев водопад, через Гергибель спускаемся с гор и переезжаем в Дербент, и даже остается немного времени на прогулку по набережной и вечернему Дербенту.
30 июня.
Маршрут на сегодня:
Дербент — один из самых древних городов России и всего мира, более 2000 лет. В переводе с персидского его название означает «узкие ворота», что полностью соответствует расположению на местности, в узком трехкилометровом перешейке между горами Большого Кавказского хребта и Каспием, где хребты практически вплотную подступают к побережью. За длиннейшую историю Дербента этой крепостью на Каспии владели попеременно персы, арабы, албанцы, турки, русские, а покушались буквально все, кто претендовал на власть над окрестной территорией.
Вообще, еще вчера вечером мы хотели попасть на экскурсию с дегустацией в Дербентский завод игристых вин, а также Дербентский коньячный комбинат, где делают всем известные шампанское и коньяк. Но, как выяснилось, они работают до 17, а мы как раз в это время вчера и приехали. И так как вечером предстоял переезд в Махачкалу, то решили пойти туда с утра. Но в связи с коронавирусом все экскурсии отменили и на заводы не пустили, но в магазинах при заводе набрали вина и коньяка. Что поделаешь…
Поехали в крепость Нарын-кала. Она не только ровесница, но и причина основания поселения на месте будущего города. Строительство крепости датируют VI веком и приписывают персам из династии Сасанидов. Мощное фортификационное сооружение располагалось в стратегически важном месте — на узком отрезке суши между Каспийским морем и горами. Две трехкилометровые стены буквально «запирали» перешеек земли, отсюда и пойдет название города — в переводе «Закрытые, запертые врата». До наших дней дошла мощная цитадель на холме, в ее архитектурном комплексе древние стены, башни, средневековые бани, подземная тюрьма, элементы Ханского дворца.
С крепости открывается отличный вид на Дербент.
После осмотра отправились на очень необычный объект — Экраноплан Лунь (41.941299, 48.379532). Лунь — это секретный советский экраноплан, который везли в дагестанский парк «Патриот», но в итоге тупо бросили на пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.
Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.
Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.
Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.
Вечером перебрались в Махачкалу. Заселились и успели сходить на пляж Черные камни.
1 июля.
Провели в Махачкале на пляжах. Общий вывод таков, что пляжи в Махачкале грязные, вода на пляже Черные камни чистая, на пляже Березка — грязная. Город ничем не примечателен, как мне показалось. Намного больше в плане курортного отдыха я считаю подходит Дербент, где чистая вода, ухоженный пляж, хорошие кафе на берегу и в городе, и сам город произвел большее впечатление.
Местные купаются кто как, но в основном в одежде. Мужчины часто в длинных шортах, зачастую в футболках, женщины в платьях. Было интересно наблюдать, когда подходит пара, мужчина снимает трико, под ними длинные шорты (по сути пришел в двух штанах) и пошел купаться. А его женщина как пришла в хиджабе, так и пошла в нем в море купаться.
В купальниках народу мало, в основном туристы или местные русские, которые уже долго живут в Дагестане.
2 июля.
Переезд через Элисту в Волгоград. На обратной дороге на границе Дагестан — Калмыкия снова попросили пройти регистрацию. В Волгоград давно хотел заехать посмотреть Мамаев курган, а тут представилась такая возможность, и заодно разобью длинный путь остановкой в Волгограде.
Вечером прогулялись по набережной.
И дошли до мельницы Гергардта. Руинированное кирпичное здание и сегодня поражающее своей монументальностью, — вовсе не заброшка, а памятник войне, специально сохраненный именно в таком состоянии — как вечное напоминание о Сталинградской битве.
Здание паровой мельницы построено в начале XX века и принадлежало торговому дому «А. Д. Гергардтъ и племянники», было одним из первых в городе, построенным с несущим железобетонным каркасом и внешними кирпичными стенами. В первые дни Сталинградской битвы здание выдержало многочисленные попадания бомб и снарядов — именно эти следы можно увидеть сегодня. Перед мельницей — реплика фонтана «Бармалей» — в виде детского хоровода.
02 июля.
С утра поехали на Мамаев курган — легендарный мемориал и самое посещаемое место в Волгограде. Возвышенность на правом берегу Волги, где во время Сталинградской битвы шли самые ожесточенные бои. На Мамаевом кургане покоится прах свыше 35 тысяч героев-защитников города. В мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» входят: Зал Воинской славы; площади — Скорби, Стоявших насмерть, Героев; композиция-горельеф «Память поколений», стены-руины, монументальный рельеф, танковая башня и храм Всех Святых, Воинское мемориальное кладбище. На Мамаевом кургане ежедневно несет службу почетный караул. Главный памятник кургана — монумент «Родина-мать зовёт!» — самая высокая статуя в России и Европе. На момент создания «Родина-мать зовет!» была самой высокой скульптурой в мире. Фигура женщины высотой 52 метра стоит на высоком монументе — общая высота композиции составляет 87 метров. Гигантская скульптура была изготовлена из предварительно напряженного железобетона, а меч сделан из фторированной стали. Кстати, изначально меч для самой высокой статуи в стране изготовили из нержавейки, обшитой титановыми листами, однако такая конструкция способствовала его деформации. Было принято решение использовать другой материал — меч в итоге поменяли.
Осмотрев и впечатлившись Мамаевым курганом, отправились домой к моим родителям.
Итого за поездку проехали почти ровно 4000 км. Машина больше не подводила.