|
Дорогие друзья, любители путешествий, прошу меня строго не судить, ибо собравшись с духом я таки решил написать свой первый опус о семейном путешествии 2013 года. Понимаю, что прошло уже много времени, но тем не менее хотелось бы поделиться и своими впечатлениями. Сразу оговорюсь, что отчет начал писать в 2013 году с перерывами и т.п. и вот заканчиваю его уже в 2015. Поэтому по тексту могут быть отступления и т.д.
Немного предыстории все же хотелось бы рассказать, чтобы вы немного имели представление о нашей команде.
Все началось в 2004 году, когда мы купили еще до свадьбы свой первый автомобиль ВАЗ 1111 — ОКА выпуска 1998 года за целых 20 тысяч рублей, с дырами в полу, в которые кулак пролезал, с прогоревшим глушителем и заглушенными задними тормозными цилиндрами (для скорости, наверное))).Конечно на таком аппарате путешествовать далее чем за пределы видимости горизонта было, мягко говоря, страшновато, через полгода эксплуатации мы продали это чудо конструкторской мысли. Долго выбирать не пришлось в связи с нестабильным финансовым положением, и наш выбор пал на ……..новую ОКУшку в люксовом исполнении с европанелью, рейлингами и черного цвета.
Вот с этой машины и пошли наши путешествия по дорогам нашей страны. Сильно углубляться не хочу, но, тем не менее, за 4 года эксплуатации ОКИ было пройдено перед ее продажей 125 тысяч км. Очень хочется написать, как мы на этом звере ездили на черноморское побережье в 2007 году, потом в 2009 г. (но ограничусь только фотографией).
Как я возил из Москвы по 50 пар лыж и спортинвентарь, как однажды решил показать семье Москву и, не учтя особенность движения мегаполиса в пятницу летом, проехать от Минского шоссе до шоссе Энтузиастов через центр (8 часов в пробке) и как радовались, как в песне у Слепакова, «что в машине есть тонировка и пластмассовая бутылка»… т.п.
Особенно интересно, когда раньше меня останавливали ДПС и спрашивали — типа, мужик, 73 регион это где? ты как сюда на этом приехал? Как я тогда был горд, что моя Окушка спасала меня всегда и везде и техническое состояние позволяло в любой день просто сесть в машину и ехать, куда прикажет сила мысли.
По проходимости, кстати, залезал в такие какашки, что многие вазовские машины не сунулись бы.
Но были, конечно, издержки — всегда с собой возил чемодан с ключами и пол-ОКИ в запчастях)))))))).
После Оки была Калина универсал (тоже люкс + кондер). К сожалению, не могу ничего хорошего сказать про эту машину, не оставила она у меня никаких более-менее положительных впечатлений и не отложилась в памяти, кроме допзатрат в условиях гарантийного обслуживания. Хотя, кому интересно, подробности здесь: продажа Калины и опыт эксплуатации KIA CEED.
Тем не менее, на Калине мы имели опыт поездки в Архипо-Осиповку (Геленджикский район) в 2010 году.
Затем с радостью расстался с произведением искусства тольяттинских умельцев, сбылась моя мечта, и я купил себе KIA CEED универсал. Семейная машина для путешествий. Эксплуатация корейца оставила только положительные впечатления (об этом выше по ссылке). 2011 год ознаменовался поездкой в Геленджик, оттуда на Смоленщину, в Белоруссию. В 2012 году был Санкт Петербург.
Вот так вроде плавно перешел к 2013 году и нашим приключениям.
Итак, в начале года было принято решение о продаже KIA CEED и покупке автомобиля с полным приводом и не менее вместительным, чем CEED. Тягости выбора рассказывать не буду (это еще можно целый отчет написать). В общем, приобрели мы Mitsubishi Outlander в минимальной комплектации, но на полном приводе.
Близилось лето, за весь межсезонный период Дром был зачитан до дыр. Моральное напряжение и волнение от того, что скоро лето, а отпуск у жены будет только осенью и куда в такое время года ехать, только возрастало. И тут в начале июля жене разрешили перенести отпуск. Очень жалко, что наши работодатели уже несколько лет подряд не дают полный отпуск 28 дней, а только 14. Всегда, когда читаю отчеты других путешественников, белой завистью завидую, как люди на целый месяц стартуют и поехали. А с этими 14 днями не знаешь, что и делать. 4 дня только дорога до моря и обратно съедает.
В общем, сборы были не долгие. За 2 дня собрались и приняли решение держать путь на Абхазию.
Итак, наша команда:
Папа Ефим — водитель
Мама Надя — штурман
Гришка — старший проказник
Степка — младший проказник.
Перед поездкой все 2 дня сидел в тырнете, искал карты Абхазии для Навитела, не нашел. Пытался nokia Maps обновить — тоже безрезультатно. В общем, был только бук и интернет с картами гугл и яндекс. Обидно даже. Ну, собственно говоря, справились и без них в самой Абхазии.
Навигатор Explay с Навителом, обновленным до последней версии и картами России.
Радар-детектор Cobra 775.
Регистратор dod f900lhd.
Перед поездкой купили зеркальный фотоаппарат Canon 60D.
Как обычно, по традиции, в дорогу жена приготовила котлет, 3-литровый термос с кипятком, ну и по мелочи всякого перекуса. Благо машина позволяла, решили продуктов побольше взять из дома. Так что картошка, морковка, лук и т. п., все ехало с нами. Также всегда берем быстрорастворимые каши. Очень удобно в дороге. А то всякое мясо потом колом встает )).
Маршрут уже проверенный, нам очень нравится, ни фур, ни гаишников, правда, есть один плохой участок, но об этом далее.
Димитровград—Ульяновск—Саранск—Борисоглебск—Богучар—Ростов-на-Дону— Краснодар—Джубга—Сочи—Пицунда.
Выезжали мы 5 июля 2013 года в 03:30 утра, чтобы проскочить как можно быстрее Ульяновск и близлежащие населенные пункты до того, как основная масса попрет на своих машинах по делам. Так как планировали оставаться ночевать после первого дня пути в Ростове-на-Дону, то мне предстояло до него пиликать 1450 км. Слава богу, у нас есть знакомые, которые нас и приютили на ночь после целого дня пути.
Проехали мост через Волгу.
Ну, слава богу, вроде выбрался на трассу до Саранска и полетел. Надо отдать должное, что трасса не загружена. После наших отвратительных дорог в Ульяновской области меня порадовали более-менее нормальные дороги в Саранске и далее.
Дети проснулись на первый завтрак.
Повторюсь, что этим маршрутом ездил неоднократно. Очень радует отсутствие траффика, более-менее нормальное покрытие дорог и отсутствие засад ГИБДД. Средняя скорость 140 км/ч. Есть, правда, один ну очень плохой участок пути до Богучар, я его сравниваю с дорогами в Ивановской области (если ехать со стороны Нижнего Новгорода). Вот там точно ямочный ремонт и т.п., подвеску жалко. И так на протяжении порядка 70 км. Это после Новохоперска, если кто ездил этим маршрутом.
Зато там есть одно замечательное место, откуда открывается симпатичный вид на поля и холмы — ну хоть какая-то отличительная особенность от нашей местности. Мы взяли за правило фотографироваться на этом месте в каждой поездке.
Где-то перед поселком Богучар.
Так и двигались в сторону намеченной точки Ростов-на-Дону. В районе Богучар в населенном пункте Подколодновка-Галиевка остановились на обед на берегу реки Дон.
Переехали его по понтонному мосту. Кстати, вот вам и Outlander — съезды и заезды без проблем. До этого в 2011 году на KIA CEED зацепился брюхом при заезде на мост, тогда воды мало было.
Кто-то, видимо, сплавлялся, либо это кафе на воде (справа-то мост).
УРА!!!!!!!!! Наконец-то трасса М-4.
Жена решила немного порулить.
Мальчики, как обычно, куролесят.
Тут уже приходится идти 110-115, чтобы не стать жертвой многочисленных радаров. Мой Антирадар хоть и старенький и морально устарел, но работает. Предупреждает о возможной «опасности». Позволю себе отступить от темы, все-таки прошло почти 2 года )))))))))))) и немного похвалю радар, который у меня в настоящий момент. Это Sho-ME 800. Супер. Все видит, GPS обновление стационарных постов и т.п., в общем, COBRA хоть и круто стоила в свое время (11000), далека от этого чуда корейских разработчиков.
Пока ехали по М-4 в сторону Ростова, наблюдали тренировочные полеты военных истребителей, в том числе и над трассой (помнится, еще потом в новостях говорили).
В Ростове-на-Дону оказались уже к вечеру и в 20:30 стояли в МЖК Северный на стоянке гипермаркета «ОК» с целью покупки продуктов к ужину. Все -таки с пустыми руками вроде как некрасиво приезжать на ночлег. Итого получилось 1450 км и 17 часов в пути.
В Ростове на Дону на ночлеге. Андрею огромный привет!!!!
Ростов-на-Дону очень красивый город. Всем ростовчанам огромный привет, а также коллективу МСК-1 Ростсельмаша. Сам волею случая проработал на Ростсельмаше полтора года… тогда и познакомился с его достопримечательностями и людьми, интересными традициями и культурой.
До сих пор вспоминаю много красивых мест, которые успели посетить. И станицу Старочеркасская, и раскопки старинного города по дороге на Таганрог, в общем, по Ростову можно написать целый опус. Река Аксайка, где ловили рыбу — прекрасные места. Меня тогда поразило разнообразие червей, которых продавали в Аксае в каком-то частном доме. Хочешь зеленые, хочешь красные, сортов 10, если не больше. Для меня всегда червь был 2 видов — навозный (красный) и дождевой, а там на вкус и цвет. А как в Ростове празднуют Новый год, Пасху — немного все отличается от нашей полосы. Например, в Ростове на старый новый год ажиотаж идет по вареникам. Традиция у них такая — чтоб на столе в старый новый год были вареники. В общем, красивый край. Привет тебе, Ростов!!!
В общем, переночевав у наших друзей, наутро мы держали путь в Абхазию.
Выехав в 7 утра из Ростова 6 июля (суббота), нам не пришлось толкаться в пробках, кои обычно бывают на Ворошиловском мосту, и мы удачно проехали город и выехали опять на М-4.
Позади остается Ростов на Дону.
Ну, невозможно проехать мимо и не сфотографироваться с шикарными подсолнухами Краснодарского края.
Путь до Джубги описывать не буду. Все, кто ездил, знают это прекрасно. Соблюдение разметки, знаков, и скоростной режим не более 110-115, и вы нафиг никому не нужны на трассе.
Часов в 12 дня мы подъехали к началу того, о чем еще не знали, но о чем впоследствии не раз вспоминали. Это огромное разочарование на меня произвела пробка, которая началась в Джубге. Просто раньше все наши путешествия по Краснодарскому краю были в основном в сторону Геленджика и его окрестностей. А налево от Джубги мы никогда не ездили. Я не думал, что дальше за Джубгой будет еще хуже. В общем, из-за пешеходных переходов, от которых тоже никуда не денешься, образовалась пробка, и мы проезжали Джубгу аж 1,5 часа. Ну и дальше примерно так же по всем населенным пунктам. Где-то на трассе в одном месте увидели как с гор бежит ручеек с водой, решили набрать воды — подумали что источник какой-то. Много машин останавливались. Тут же перед нами остановилась машина с абхазскими номерами. Нам абхазы и говорят: «Вы что, ее пить будете??? Она же через все камни, через всех червей в земле проходит, а вы ее типа пить. Она только руки помыть». Призадумались, однако. Так и не пили.
В Лазаревском тоже часа 1,5 толкались.
Жалко было людей в уазиках, которые поехали на экскурсию. Они ведь так же, как и мы, в пробке стоят, только у нас кондер спасал, а им под палящим солнцем приходилось торчать.
Попадались и такие индивидуумы:
Все наши припасы мы съели в первый день и во второй день путешествия уже приходилось переходить на подножный корм. В одном поселке увидели столовую в стиле «Back in USSR». Там и решили покушать. Надо сказать, что цены порадовали — нет обдираловки, но!! Как и положено в совдепе стаканы граненые, вилки жирные и т.п.
Тем не менее, все было хорошо, никто не отравился и продолжили наше путешествие к границе.
Перед въездом в Сочи тоже пришлось потолкаться в связи с ремонтом дорог к предстоящей (уже прошедшей) олимпиаде. Поразили развязки, тоннели. Красиво очень.
Итого: от Ростова-на-Дону до границы с Абхазией мы ехали весь световой день и приехали к границе только в 20:30 вечера. Этому способствовал и трафик на серпантинах, краснодарские дороги и дневное прохождение серпантина. Кстати, вот наверняка ни одного меня мучает вопрос — ну почему при идеальном состоянии полотна после ремонта и нанесенной разметке стоят неубранные знаки про ремонт дорог и ограничение скорости. Чтобы не попасть на ДПС, едешь соблюдаешь эти 40 км/час. Придурки!!!
На границе тучи ходят хмуро…….
Прохождение границы. Уставшим с дороги нам очень не понравилось прохождение границы. Во-первых, неудовлетворительная работа сотрудников с полосатыми палками, которые загнали нас в отстойник. Всех загоняли в этот долбанный отстойник. А потом, минут через 20 они просто свалили, и вновь подъезжающие машины ехали напрямую в очередь. Т.е. другими словами, участь тех, кто попал в отстойник была такова — самые последние. Людей с полосатыми палками нет, вновь подъезжающие машины лезут все вперед. Все ломанулись напролом и из отстойника, только и смотри, чтобы тебя не тиранули. Прохождение и попадание в основной поток очереди по принципу — «кто наглей» и у кого джип круче и не жалко царапать. В общем абхазского гостеприимства мы там точно не увидели. Наоборот, наглость и отсутствие элементарных правил приличия поведения на дороге. И так 4,5 часа. Ни поспать и следить постоянно, ногой тормоз и газ нащупывая. Чуть расслабился и уже капот какой-нить абхазской машины лезет, прижимая тебя. Расстояние между машинами в том числе и сбоку (реально дверь не откроешь) от 3 до 10 см. Само прохождение границы не составляет труда. В 0.30 мы были в Абхазии.
УРА, вот мы и выехали с погранперехода. Первое, что нас встретило — абсолютная темень, ни одна улица не освещена и т.п. Навигатор, повторюсь, у нас был без карт Абхазии. Но поскольку дорога-то одна, то поехали вдоль побережья. Поскольку у нас конкретики по месту остановки и ночлега не было, то мы решили добраться до города Гагра, а там уже решить, что делать дальше. Ближе к Гагре начались признаки цивилизации в виде освещения и иллюминации. По плохо освещенной дороге я ехал не более 90-100км/час в пределах видимости пучка фар, и меня умудрился обогнать Лексус с абхазскими номерами со скоростью по моим прикидкам 140-150 км/час. Что касается джигитов — это отдельная история и думаю, что это тоже одна из причин многих памятников на дорогах Абхазии. Гоняют и в городе, и за городом, и пофигу на сплошную и знаки и туристов, которые идут с моря или на море. Постоянно приходилось щемиться с дороги и следить за детьми.
В Гагре остановились у центрального пляжа и решили узнать цены в местных гостиницах и частных домах поблизости. Цены, мягко сказать, кусались. В гостевом домике у пляжа цена за 2 местный номер + кресло кровать для ребенка нам выставили в 3500. А спать было очень охота. Еще на границе нам предлагали жилье на вкус и цвет, но мы как-то побоялись общаться с абхазами по этому поводу, тем более, что время было уже позднее. И вот, помониторив цены в гостиницах Гагры, мы поняли, что нифига это не эконом-отдых будет. Однако на нашу удачу к нам подъехал один веселый абхаз Джонни (Джонни, привет), который познакомился с нами на границе и то ли случайно, то ли специально нарисовался около нас, когда мы выбирали место, где же остановиться на ночлег, когда мониторили цены в Гагре. Время было уже 1 час ночи. Узнав, что мы так ничего себе и не нашли, начал сразу звонить куда-то. В общем, предложил нам поехать до Пицунды. Боязно, время 2-ой час ночи, мы в Абхазии, мало ли чего. Всякие случаи были, но спать охота, устали сильно. В общем, поехали. До этого-то не были ни разу в Абхазии, и вот все думали, куда везут ничего не понятно, навигатора нет. Еще ночью заезжая в Пицунду, плутали по узким улочкам, пока минут через 20-25 не приехали на место. Пицунда Лидзава, частный сектор. До моря 70 метров. Первая береговая линия. Удобства — маленькая комната в частном доме и 3 кровати. Душ и горшок во дворе. За все про все 1300 с номера.
Деваться некуда, смотреть ночью особо тоже ничего и не хотелось. Хотелось спать.
После дороги вырубились, конечно, все сразу.
Наутро уже увидели, где мы остановились. Еще раз увидели дом снаружи, двор. Несколько столиков для посиделок, гамаки и сад мандариновых деревьев. В коридоре дома было 3 комнаты которые сдавались под жилье отдыхающим. Один кондиционер на коридор, которого в принципе хватало на всех, если только ночью кто-то не вставал и не отключал его. Во дворе дома в отдельном здании располагалось 2 кухни — одна для хозяев дома, вторая для гостей. Также стояли 2 холодильника, где каждой семье было отведено свое место. Самый прикол в том, что, несмотря на всю небогатость убранства дома, к примеру, чтобы включить свет в душевой, надо было вторнуть вилку в розетку на этой самой кухне. Ну, неужто у хозяев не было возможности поставить стационарные выключатели… для меня это, конечно, было шоком. Но как говорится, в чужой огород не фига лезть. Сами же хозяева на период курортного сезона жили в палатке в саду.
Наш Люкс))).
Коридор с кондиционером на всех.
Вот на таком чуде техники за небольшие деньги можно объехать всю Пицунду и разузнать, где находится рынок, магазины и основные достопримечательности.
Само собой, как и полагается, первым делом пошли искать море. И правда, оно оказалось прямо перед нами, необходимо было только пересечь заброшенный пустырь через дорогу перед домом. Пока шли через пустырь, наткнулись на несколько мин, впоследствии увидели, что там часто пасутся коровы. Кстати, в Абхазии это считается нормальным делом, когда животные ходят по проезжей части беспризорные.
Ну вот мы и на море …..ура!!!
Море чистейшее, не сравнить с тем, какое оно в Архипо-Осиповке или Геленджике, где мы отдыхали годами ранее. Единственное место, куда мы всегда ездили с удовольствием купаться — это бухта Инал. Съезд от кемпинга. Вот там был райский уголок. Здесь же в Пицунде вода была просто чистейшая, глубина практически сразу от берега начинает увеличиваться. С маской понырять можно, но особо ничего не увидишь по причине отсутствия интересного подводного ландшафта. Народу очень мало — ближайшие отдыхающие находились в 30 метрах или даже дальше. Это очень радует, когда не надо сидеть друг у друга на голове, как приходится на российском побережье. Для тихого семейного отдыха, я считаю, это очень хороший вариант. Очень мало продавцов всякой снеди, которые на российском побережье так и ходят туда-сюда. На море катался один скутер, который периодически брали напрокат некоторые туристы. Но это было практически незаметно. Очень радовало спокойствие на пляже. Единственное, что мне не понравилось — в один из дней отдыха на пляж пришла семья и расположилась неподалеку от нас. Так вот там папаша 56-58 размера решил поплавать с подводным ружьем. И все кружил вдоль берега, где купались дети. Напомню, что глубина в Абхазии сразу от берега начинает увеличиваться. Беспокоясь за купающихся рядом детей и, не дай бог, возможными нарушениями элементарной техники безопасности со стороны этого морпеха с ружьем, сделал ему замечание, что это не место для рыбалки. Но быдло русского добытчика трудно победить. Поэтому пришлось нам просто пересесть на 50 метров в сторону, благо свободного места на пляже было много.
Уши- лучший держатель для очков))).
На заднем плане виден кусочек дома, в котором остановились.
Немного облагороженный кусок пляжа в Лидзаве.
Неплохая столовая, где кроме обычной еды делают и торты и пиццу на заказ.
Конечно «убивает» немного грязь, валяющиеся бутылки, фантики и т.п., такое ощущение, что никто не занимается уборкой пляжей и территории. Да и я не видел особо мусорных контейнеров, чтобы все это выкинуть. Весь мусор уносили с собой домой и там уже выбрасывали в пакет. Кстати, видел картину, как местный абхаз на довольно крутом джипе ездил и собирал мусор по нескольким дворам, а вот куда уже он его дальше увозил, это я точно не знаю.
Обилие разрушенных домов и нежелание или невозможность (кстати, до с их пор не знаю причину) облагородить прибрежную полосу бросается в глаза. Пару раз возникало ощущение, что на машине времени переместились в прошлое времен СССР. С одной стороны, клево — вспоминаю детство, особенно некоторые остановки или здания вокзалов, с другой стороны, печально, что никто не ухаживает хотя бы за тем, что имеется. Но, видимо, есть на то причины, раз это не делается.
При всей той бедности, которая, казалось бы, окружает туристов, местные ездят на довольно крутых машинах.
Взял напрокат скутер, объехать центр Пицунды не составило труда и узнать, как проехать к пицундскому рынку, где впоследствии мы тарились едой. Цены, как в России, не ниже, но гораздо ниже цен в Краснодарском крае. Разливные вина покупать не стали, а воспользовались заводскими бутылками, которых в любом киоске предостаточно. И цены очень приемлемые, 200 руб. за бутылку вина. Впоследствии на одной из улиц нашли магазин «Копейка» (типа Рубль-Бум), там вообще покупали абхазское вино по 180 рублей за бутылку и с собой набрали в Россию. Также там покупали минералку местную, которую добывают рядом с озером Рица. И мороженое по 10 рублей за стаканчик. Кстати, очень вкусное.
Первый день все-таки решили убить на отдых и купание в чистом море. После обеда пошли купаться на знаменитый пляж с пицундскими соснами:
Билан отдыхает))
Местная достопримечательсность — пирамиды).
По сравнению с российским побережьем — народу просто нет…
Вечером, осматривая окрестности, пошли в конец Лидзавы. Там был совсем небольшой палаточный городок, а также небольшой клуб, где проходили выступления и дискотека.
Вот такие разрушенные здания попадаются прямо на побережье.
На пляже какая-то компания решила запустить китайский фонарик.
Ура….день удался!!!!!
Вот так вот мы дошли до дома.
С целью поиска и осмотра достопримечательностей нами еще в 2007 году был приобретен путеводитель по Черноморскому побережью, в котором описывались интересные места и дорога, как к ним проехать.
Недолго думая, мы выбрали для первой поездки самую дальнюю точку нашего путешествия — Новый Афон. Забегая вперед, скажу сразу, что в Сухум ехать не хотелось, так как были наслышаны от соседей по дому о совсем разрушенном обезьяннике, поэтому решили не ехать в столицу Абхазии. И вот наутро второго дня пребывания мы поехали в Новый Афон. По дороге, как всегда, были местные лихачи, животные, гуляющие тут и там, разрушенные здания и вокзал в стиле сталинских времен. Мы старались соблюдать все правила, чтобы не попасть на непредвиденные расходы.
Очень красиво на выезде из Пицунды.
По дорогое в Новый Афон.
На въезде в Новый Афон решили свернуть в сторону Анакопийской крепости и заодно посмотреть знаменитые Новоафонские пещеры.
Почитав отзывы, я уже знал, что на стоянке рядом с Новоафонскими пещерами останавливаться не надо (там денюжку захотят). Мы поехали выше к Анакопийской крепости. Можно пройти и пешком, кому хочется размять ноги.
Нашли парковку и, купив билеты, начали восхождение к анакопийской крепости.
Стали открываться прекрасные виды на поселок сверху. По дороге попадались малочисленные группки туристов, многие, кто хотел срезать путь, лезли прямо по склону вверх, мы же старались идти по дороге, которая была проложена зигзагом.
Надо отдать должное, что ножки наши малость тряслись к концу подъема, и майку мне можно было просто выжимать. Так что немного устали и вспотели.
Наверху открылся чудесный вид на Новый Афон, море. Вдали виден был Ново-Афонский монастырь.
На входе в крепость мы увидели, как люди набирают воду из источника. По легенде, которую мы краем уха услышали от проходящей мимо эксркурсии, типа вода под действием природных сил поднялась сюда сама. В общем, это было аттракционом для детей, которым необходимо было проявить смекалку и ловкость моторики рук, чтобы достать воды из колодца. Чтобы набрать воды, нам пришлось подождать, пока один мальчик лет 12-14 догадается, как же использовать подсказки))), у меня даже мои дети начали над ним посмеиваться.
В самой крепости стоит башня, на которую, конечно же, мы полезли, как только попили этой чудесной воды. Уж не знаю, какая она там целебная по легендам, но какой-то осадок в ней плавал. Я так предполагаю, что это просто со стенок колодца всякая гадость падает в воду, когда ведерко кидаешь и поднимаешь. Ну, поскольку проблем с животом ни у кого не было, будем считать эту мякоть тоже лечебной).
Только мы поднялись на смотровую площадку башни, как над нашими головами пронесся абхазский асс на небольшом самолете. Видимо, катал каких-то туристов.
Вид с площадки просто прекрасен.
Отдохнув немного, мы решили спускаться вниз, поскольку в планах было еще посещение новоафонских пещер и монастыря.
Спуск нам дался, конечно же, легче, чем подъем, хотя майки пришлось менять на сухие.
И вот мы на машине поехали спускаться ко входу в Ново-Афонские пещеры. Чтобы не платить за парковку, оставили машину не доезжая примерно 200 метров до площадки. Сэкономили 100 руб. Билеты купили и как раз успели на только что подошедший поезд внутрь гор. Кстати, билеты что-то недешево стоили!!! Поезд — это мини копия метро — так интересно. Посадили нас в первый вагончик. А у него стекла то ли специально замазаны, то ли со временем такие стали. В общем, ничего не понятно — тебя куда-то в глубь пещеры везут, а ты не видишь даже панорамы. Только различаешь огоньки меняющиеся. Машиниста, само собой, нет — все типа автоматически. После остановки поезда встречает всех огромная дверь, как в бункере, с толщиной, наверное, сантиметров 30.
До основной стоянки у входа в пещеры примерно 100-200 метров, зато бесплатно.
И начинается экскурсия. Вот тут пригодилась наша зеркалка, которая просто прекрасно справлялась со своей ролью. К тому же мы ее купили за 2 дня до отъезда и толком еще не умели пользоваться всеми функциями хорошего фотоаппарата. Но методом тыка нашли нужный режим и кое-какие кадры, я считаю, получились неплохо. В пещере было холодно, мы это предполагали, поэтому брали с собой куртки. Чтобы сделать красивые кадры, мы решили идти в конце всей толпы туристов и немного, конечно, не слышали о чем рассказывает экскурсовод.
Ну вот и пещеры подошли к концу, и мы на поезде умчались к поверхности.
К тому времени уже проголодались и решили немного перекусить в ближайшей кафешке.
Впереди нас ждало посещение железнодорожной станции и Ново-Афонского монастыря.
Пещера ап. Симона Кананита — здесь, по преданию, уединялся и молился апостол.
Станция, конечно, произвела неизгладимое впечатление. Вот могли же делать в Советском Союзе вещи, которые служат по стольку лет.
Но тем не менее день еще был не закончен и по плану согласно все того же путеводителя, о котором я писал ранее, мы должны были посетить Новоафонский монастырь. Собственно говоря, что мы и сделали. Для групп туристов, приезжающих на автобусах, а также для особо ленивых существуют, как бы это сказать, минитакси, которые поднимают вас к центральному входу. Но поскольку нашим ногам после восхождения к анакопийской крепсоти было уже ничего не страшно, мы решили подниматься пешком. По тропинке, которая идет к монастырю, очень много лавок с сувениравми и т.п. Мы ограничились мороженым, поскольку все-таки жарковато в Абхазии днем))).
Многочисленные экскурсии снуют то тут, то там.
Вид с площадки перед монастырем, видна дорога по которой поднимаются к монастырю от места стоянки транпсорта.
Существуют определенные правила посещения монастыря, а также требования к дресс-коду.
Даже мужчинам необходимо надевать юбку из льняной ткани.
Внутри храма очень красиво. Многие люди ждали начала вечерней службы.
Прикоснулись к чудодейственной иконе целителя Пантелеймона.
Во дворе монастыря шли восстановительные работы. Интересно было бы знать, в настоящее время все на том же месте или работы завершены? Может, кто-то недавно был в Абхазии, отпишитесь, пожалуйста.
От монастыря спускались уже по другой стороне, где так же было множество ларьков с сувенирами и всякими экзотическими фруктами типа адамова корня и т.п.
Где-то вдалеке виднелась башня анакопийской крепости, на которой мы были несколькими часами ранее.
Было уже поздновато, и торговцы половина ушли по домам. Кстати, тут купили какую-то непонятную ягоду, но сказали полезная — типа черная вишня.
Внизу на площадке сфоткались у всех небольших водопадов. В принципе во многих отчетах все эти фотографии присутствуют, поэтому особо заострять внимание, думаю, не стоит.
Вот практически и подошел к концу наш второй экскурсионный день пребывания в Абхазии. Осмотрев все достопримечательности Нового Афона, мы решили искупаться и ехать обратно в Пицунду на ужин и отдых. Ноги, конечно, гудели страшно, но столько впечатлений от красоты природы, пейзажей, новых ощущений перекрывали усталость.
Решено было искупаться тут же на пляже перед въездом в Новый Афон. Как только мы припарковались, к нам подошел местный страж порядка в форме и посоветовал приглядывать за машиной, поскольку, с его слов, бывают случаи, когда местные умельцы воруют из машин вещи, так как место, густо посещаемое туристами. Спасибо этому доброму человеку, мы так и сделали, пока я караулил машину, остальные члены команды с удовольствием плескались в чистом море. Кстати, в 2010 году, когда ездили в Архипо-Осиповку на 2 калинах, подобную ситуацию мы лично наблюдали в Волгограде на стоянке у Мамаева кургана. Там у какого -то джипа 89 региона выбили заднее стекло и стащили личные вещи. Негатив от отпуска по-любому осядет.
Ну, слава богу, у нас все прошло благополучно, и мы вернулись в Пицунду. Еще во время поездки я очень хотел попробовать настоящую местную кухню. Поговорив с хозяйкой дома, мы узнали, что сами абхазы ходят в национальную кухню. Это не очень приметные домики с плетенным забором. Они визуально отличаются от простых кафе и ресторанов. Пока я осматривал на скутере окрестности и искал продовольственный рынок, я нашел одно из таких заведений. Заранее приехав туда, я посмотрел меню и заказал всякие вкусняшки. Для себя решил попробовать настоящий шашлык из баранины, ну и, понятное дело, мамалыгу. Взяли именно национальные блюда, только детям взяли манты, поскольку младший у нас — это, вообще, пельменная душа, и у нас была уверенность в том, что манты они обязательно слопают за обе щеки. Прошу строго не судить, ибо я все-таки делюсь своими впечатлениями, но мамалыга меня особо не впечатлила, но, как говорится, все надо попробовать. Шашлык тоже по сравнению с обычной свининой, к которой мы привыкли, обладал немного другим вкусом, запахом и был жестче. А вот мясо по-абхазски — это, я вам скажу, вещь. Его принесли с разными соусами. И еще копченое в нарезке + сыр копченый — ум отъешь и ...опу в кровь изчешешь. Детям налили мандариновый сок, который был настолько прекрасен, что мы потом заказали еще один графин и впоследствии решили купить на рынке с собой пару 3 литровых банок... Но каково же было наше разочарование уже дома, когда мы эти банки открыли — это был какой-то мандариновый морс с мякотью, но никак не сок, который нам дали на пробу в национальной кухне. Так что на рынке в Пицунде, видимо, тоже жульничают.
Жене налили прекрасного сухого вина, а мне чачи. Весь грандиозный ужин обошелся нам в 1600 рублей, если мне не изменяет память. Абхазское мясо рекомендую. Народу не было никого, и мы были одни, позже пришла небольшая компания из людей почтенного возраста. Возглавлял их один местный абхаз. Видимо, они к нему уже неоднократно приезжают отдыхать, поскольку вот именно за тем столом я увидел, как он принимал гостей. Он с собой и чачу и вино принес, и у них было очень тепло за столом и обстановка дружелюбная. Мы немного позавидовали, потому как в месте, где мы снимали жилье, таким гостеприимством и не пахло. Как оказалось уже позже, просто хозяин нашего дома был не абхаз, поэтому так холодно и относился к постояльцам (то воды горячей не было, то выключателей и т.п.)
Вот такие домики-беседки можно занять, если будет плохая погода.
Мясо по-абхазски, маринованная капуста (острая), манты, сыр и мамалыга и шашлык из баранины.
Вот так коптится мясо прямо здесь.
А сверху коптиться абхазский сыр.
Подошел к концу еще один день пребывания в Абхазии, и мы без задних ног свалились спать, чтобы набраться сил к следующему дню.
9 июля 2013 г. — Рица
Из-за того, что у всех членов семьи, начиная с меня и заканчивая младшим, есть шило в одном месте, мы не можем находиться на отдыхе в состоянии амебы. Т. е. лежать у моря и никуда не шевелиться. Нам постоянно нужно куда-то ехать, где-то что-то смотреть и т.п., иначе просто отдых превратится в день сурка.
Поскольку Новый Афон был нами покорен, то с вечера согласно того же путеводителя было решено ехать на озеро Рица, что и было нами осуществлено.
Водопад девичьи слезы. Ребята еще не проснулись.
По дороге, идущей к национальному парку, располагается множество точек по продаже меда. Каких только нет. Автобусы, видимо, имеют договоренность с теми или иными продавцами, поскольку останавливаются не везде, а у определенных точек.
По дороге нам попался мост через реку, где все фотографировались. Мы тоже решили сфоткаться, и тут был целый аттракцион. Около моста пасутся местные ребята с бурками, шапками и т.п. Вот один такой делюган подошел к нам и говорит:
— Давай сфоткаешься в бурке, в папахе.
Спрашиваю — сколько.
— 100 руб.
— Ок, давай.
Делаем несколько фоток, и он мне говорит: «Гони 300». Я ему — с какого перепуга, уговор был на 100.
— Ну да, ты же с 2 детьми еще сфоткался и сову на одного посадили, вот и 300.
Я ему: «Прямо при тебе удаляю все фото и не даю тебе ни рубля».
Сошлись на 100, и мы поехали дальше.
Вот такой бизнес в Абхазии))))).
Ребята, я думал, что Абхазия красивая, но чтобы настолько, даже не ожидал. Какая же красота открывается по дороге к озеру.
Шею можно сломать — такая красота!
За символическую плату в 50 рублей можно было сфотографироваться у водопада «Мужские слезы».
Красивые очень ущелья. Ограждений практически нет. Автобусы с туристами едут и получают истинный адреналин.
Около озера дежурят куча стражей порядка, чтобы не пропустить машины близко к озеру — типа въезд запрещен, везде штрафовать будут. Всем ехать на стоянку. А тут же местные джигиты едут прямо в «охраняемую зону» — так что законы только для русских.
На стоянке у озера Рица. Небольшая плата взималась.
Насколько смог приблизить фотоаппарат.
На берегу много кафешек, где можно перекусить, цены, конечно, дороже, чем в Пицунде. Очень понравились 2 молодых абхаза, которые зазывали попробовать форель на углях. У них целый речитатив придуман — молодцы))).
Взяли напрокат лодку надувную с электромотором. Хозяин убедительно просил не включать 5 скорость на ручке регулятора скорости — типа моторы так быстро выходят из строя, и он поломку мотора в таком случае повесит на нас. Так и плыли, как черепахи. Вся экскурсия на лодочке длится 20 минут и стоит 800 рублей. Я договорился с одним товарищем на 600 рублей. Далеко уплыть не получается. Максимум 200 метров от берега и обратно поворачиваешь, иначе время еще добавят.
У одного мужика на машине увидел прикольную наклейку:
Покатавшись на лодке, мы решили объехать озеро с другой стороны, поскольку нам сказали, что там есть еще один небольшой водопад. Мы его также нашли. А вот если бы я не поленился заправиться до поездки, то съездили бы еще на 15 км в горы, в то место, где добывается та самая вкусная минералка, которую мы все время покупали в Пицунде. Но блин … сам виноват — подумал, что полбака хватит на все поездки, а на самом деле бензина ушло больше, чем рассчитывал.
Тот самый водопад, на той стороне озера.
По дороге назад остановились для фотографирования на голубом озере.
Одна из пчелиных пасек.
Дети срубились.
На выезде из национального парка увидели местного жителя, который ловил рыбу. Делал так искусно это все. На бечевке на груди у него уже было 3-4 форельки. Он просто переворачивал камни, искал под ними наживку и рыбачил в горной речке.
Вот на этого полутаракана клюет форелька.
На самом выезде к основной трассе проехали еще один храм крепость, но останавливаться не стали. Так как дети спали, да и мы находились за весь день.
Было решено вечер провести на море с бутылочкой абхазского вина. Дети наконец-то более-менее ожили, как только искупались в море, а то целый день ходили с недовольными моськами, портя половину фотографий. Но на море уже начали беситься, как обычно.
Вечером я решил сделать променад до одной кафешки, которая находится минутах в 30-40 хода от нашего дома. Проезжая мимо, мы там увидели большой выбор меню. Все хотели хачапури Лодочку. И решили купить на пробу. Вещь, я вам скажу, обалденная, когда уезжали взяли с собой в дорогу.
Вот цены той кафешки по состоянию на 2013 год.
Поскольку основные достопримечательности согласно нашего путеводителя мы вроде бы как посетили, то решили испытать себя в джигитовке и, договорившись с ребятами, на одном из ранчо арендовали трёх лошадок по цене 700 рублей за голову на полуторачасовую поездку в горы. Честно говоря, я в зрелом возрасте впервые сидел на лошади, и мне с моим рюкзаком впереди было очень трудно держать равновесие. Особенно в тот момент, когда я только уселся на одного скакуна. Как в анекдоте — сел и меня вбок силой тяжести потянуло. Вот так и сидел пока не тронулись под наклоном))). То ли седло не протянуто было, то ли я такой толстый). Само катание представляло собой поездку сначала по полю мимо озера, а потом в горы. Первые полчаса, пока мы ехали по полю, я все ловил равновесие в седле. Пытался управлять лошадью, тянул узду то влево, то вправо. Такое ощущение было, что лошади пофигу. Она шла за лошадью проводника. Осмелев, я попытался пришпорить ее ногами — тоже пофигу. Зато, если лошадь проводника начинала ускорять темп, наши лошади за ней автоматически ускорялись без команды. Так что могу с уверенностью сказать, что лошадьми управлял проводник. И вот вроде бы у меня стало получаться держаться в седле и тут на тебе — мы начали заходить по узкой тропинке в горы. Как у меня все сжималось, когда лошадь поднималась, а впоследствии спускалась по узкой тропке. Не дай бог, поскользнулась бы коняга и все… Лететь мне вниз и мелкому, которого посадили со мной, чтобы я одной рукой держал его. Однако абхазский бог миловал нас от незапланированного пилотажа. На горе дали лошадкам отдохнуть, мы тоже немного размялись и передохнули в тени деревьев. Все-таки жарко в Абхазии, и по мне так дышать тяжеловато в условиях высокой влажности.
Старшего посадили одного, так как он был уже взрослый, как сказал проводник.
И тут, только мы собрались в обратный путь, случилось небольшое ЧП, которое врезалось мне в память.
Проводник решил первого посадить на лошадь Гришку (старшего). Только он его посадил и пошел помогать жене оседлать конягу, как Гришин скакун решил лечь отдохнуть и с ребенком повалился на бок, Гришан еле-еле успел выдернуть ногу, иначе бы всем весом конь придавил бы его, пока мы бы не подоспели на помощь. Но вроде бы все обошлось. Тут я не ожидал увидеть на это реакцию абхазского проводника — он начал пинать лошадь, крича на нее «тупое животное». А у нас тут дети стоят, они же пришли «на лошадках покататься». Надеюсь, что у детей в памяти не отложится негатив от этого случая, а только хорошие воспоминания.
Еще особенностью катания на лошади, по моим замечаниям, является то, что надо бы ездить не в шортах, а в брюках — от крупа лошади натираются голени, потому что приходится прижиматься для удержания равновесия, а также лошадь потеет, и по факту после поездки ты малость пропах лошадью и на тебе ее ворс.
В любом случае дети были в восторге. Начали спрашивать у проводника сколько стоит лошадка и, получив ответ, что на российские рубли около 15000 рублей, в один голос сказали — давайте купим себе лошадку).
Вот так мы покатались на лошадях.
Немного погуляв по центру Пицунды и прикупив магнитиков на память, мы решили посетить еще одну достопримечательность, которая находится прямо в центре Пицунды «Великий Питиунт».
Довольно интересной архитектуры здание с великолепной акустикой, внутри проходят периодически выступления с органной музыкой. Днем народу практически не было, но мы увидели репетицию коллектива. Супер. Акустика просто обворожительная.
Там же на территории расположен еще один музей, к сожалению, я уже не помню как называется, но я его обозвал археологическим, где собраны предметы быта народов, населяющих эти земли.
Вечером я решил отдаться во власть Морфея, а мои ребята с мамой пошли на фаейр-шоу в конец Пицунды.
Так закончился 4-й день нашего пребывания в Абхазии.
Душа требовала новых впечатлений, к тому же условия, в которых мы жили, стали нам поднадоедать, и мы приняли решение — 5-й и последний день в Абхазии провести на море и выдвинуться в сторону Геленджика в ночь, чтобы проехать эту дорогу до Джубги ночью и сэкономить время.
Советский выключатель в нашей комнате.
Такая же розетка.
Как решили, так и сделали. Проведя весь день на море, решили выезжать в 22:30. Заехали в кафе по дороге и купили хачапури «лодочка» с собой в дорогу. Проехали мимо Гагры, сфотографировались на память.
Там же встретили Джонни — того самого абхаза, который ночью вез нас в Пицунду к месту нашего пребывания. На вопрос, как отдохнули, мы ему показали типа 50/50. Я посетовал на отсутствие того самого гостеприимства, о котором столько говорится, на что он ответил, вот если бы вы остановились у меня в Сухуме, то увидели бы его точно, просто хозяин дома, где мы остановились, был грек, а не абхаз. Ну дай бог, Джонни, в следующий раз, если поедем, так и будет)).
Очереди на границе не было и через 25-30 минут мы были уже на Российской территории. Причем прохождение границы было скорее формальным. Толком ничего не проверяли, открыли багажник и вперед. Я все боялся, что мне не разрешат вывезти некоторое количество вина и чачи, которое я вез для многочисленных друзей и родственников. Однако, видимо, абхазы сами понимают, что это бизнес, за счет которого живут в сезон отпусков и поэтому ничего не проверяли и не говорили, пожелали счастливого пути.
Как я и предполагал, обратная дорога в ночь по серпантинам была быстрее, тем не менее, в районе 1:30 ночи мы потолкались в Сочи на объездной!!!
Дальше мы решили еще дней 5 отдохнуть на российском побережье, уж очень мне понравились отчеты нашего дромовца из Рязани Александра Айвазяна (Александр, привет огромный тебе и семье), в которых он описывал свои похождения с семьей в кемпинге в Криннице. Но мы решили пожить в Бетте. Давно очень хотелось там остановиться. Но сначала решено было ехРать до Большого Утриша и посмотреть, что это за такое красивое место, судя по многочисленным фотографиям.
В принципе, вдаваться в подробности наших злоключений на российском побережье я не буду, все-таки основной отчет я старался делать по Абхазии. Приведу только несколько фото и фактов по тому, что нас встретило на нашем побережье после Абхазии.
Итак, благополучно добравшись до Сукко, мы совершенно случайно на трассе увидели знакомый автомобиль со !!!! смоленскими номерами. Оказалось, что мой брат из Вязьмы тоже в это время путешествовал по черноморскому побережью. Вот так встреча!. Оказалось, что они живут в Анапе в 20 минутах ходьбы от моря. Море все цветет, и они каждый день ездят купаться в Большой Утриш.
Мы решили доехать до Большого Утриша и посмотреть реально ли там остановиться или нет. Пляж оказался действительно красивым, однако остановиться и найти жилье оказалось проблемой. После цен Абхазии в 1300 за номер нам тут предлагали гораздо более дорогие варианты.
Мы решили доехать до Сукко хотя бы искупаться. Вот что нас ждало на пляже:
Такое ощущение, что люди стоячие места все заняли. Друг на друге, море грязное.
И вот тогда мы приняли решение ехать в Бетту.
Скажу честно, что даже Бетта не произвела на меня большого и положительного впечатления. Народу полно, цены — вертолет. Жилье кое-как нашли в отсыревшем доме на 1 этаже. Постоянно пахло сырыми обоями и не пойми чем. И последние дни в Бетте прошли по принципу «день сурка»: море-дом-море-дом. Один раз только выехали в Кринницу на экскурсию.
Порадовало село Береговое, где мы перед выездом купили ящик недорогих местных персиков.
Пляж в Криннице.
Автокемпинг в Криннице наротив Сармата (где останавливался Айва).
Вид на Бетту.
Обратный путь хлопот особо не доставил, поехали по новой для себя трассе через Котельниково. В Волгограде потеряли 1,5 часа в пробках. Ночевали на трассе в любимом месте — отеле «РАЙ» между Волгоградом и Сызранью.
Срубились.
Вот такие вкусняшки налепились на декоративную металлическую решетку, которую я когда-то не зря поставил, как только купил Аут.
Вот, собственно, и все.
Итог поездки:
Ни одного штрафа.
Ни одного пробитого колеса)))).
Потрачено на всю поездку 55 000 с бензином.
Пробег 4500 км примерно +-.
В этом году по финансовым соображениям поехать никуда не получилось, на следующий год будем стараться покорить Крым — пока еще ни разу там не были.
P.S. Прошу строго не судить — ездили по достатку.
Читая отчеты, зачастую сидишь и завидуешь белой завистью, как люди путешествуют. У многих отпуска по месяцу и более. А тут дадут тебе 2 недели, что хочешь, то и делай, из них 4 дня на дорогу до моря у нас уходит, туда и обратно. И бюджеты поездок тянут у многих на сумму за 100 000 руб. К сожалению, большая проблема маленьких городов, как наш — это невеликие зарплаты. Поэтому и поездки осуществляем согласно своему бюджету. Всем спасибо.