|
Давно хотел оставить свое небольшое повествование на страницах auto.vl, да все как-то не о чем было писать. О ПРАВильном автомобиле только мечталось, равно, как и о его перегоне. А рассказывать о мечтах – как-то не в моем стиле, в отличие от некоторых сказочников, оставивших свои писульки в разделе «Приключения» :). Но вот, свершилось! После двух лет мечтаний я все-таки твердо решил – ехать за автомобилем в Приморский край.
А началось все еще в «далеком» 2004 году, когда меня, только что окончившего университет и пришедшего на работу буквально заразил идеей перегона мой коллега и тезка – Евгений. Сам он к слову, кажется, раз пять пригонял оттуда автомобили и не перечесть, сколько раз привозил по железке. Естественно и сам был счастливым обладателем детища японского автопрома, служившего ему верой и правдой уже не один год. После того, как в 2005 году моя поездка сорвалась по независящим от меня обстоятельствам – в моей голове прочно засела идея когда-нибудь во что бы то ни стало все же воплотить ее в жизнь.
И вот – свершилось – решено окончательно и бесповоротно – ехать! Состав «экспедиции» утвержден в количестве 2-х человек – я и отец. Изучены примерные цены Приморского авторынка, получены подробные инструкции по всем нюансам приобретения и перегона, куплен атлас России. Остается купить билеты на самолет Москва-Владивосток… А билетов… нет… Объезжены несколько авиакасс Москвы и области, но то, что они предлагают либо не устраивает по срокам, либо сильно не вписывается в выделенный на это бюджет. И вот я, утомленный московской июньской жарой сижу в зале аэровокзала на Ленинградке после очередного отказа и не знаю, что делать дальше… Поездка срывается… Выйдя из здания аэровокзала вижу неприметную вывеску – Авиакасса. Без всякой надежды захожу, интересуюсь…и…О чудо!!! Есть билеты! На 2 июля и цена вобщем-то устраивает. Да еще и молодежные (до 25 лет) есть! Беру! Вот и все. Как говорится: ставки сделаны, ставок больше нет. Пути к отступлению отрезаны.
2 июля. Этот день можно назвать началом приключений. Не отъехав от родного города Орехово-Зуево и 20 километров приказывает долго жить тромблер на семерке приятеля, который согласился подвезти нас до аэропорта. Время до самолета еще есть, но мы уже начинаем нервничать и тихо материться…
Вот такие красивые мы стояли на обочине Горьковского шоссе. Да здравствует отечественный автопром. Аминь…
Но, к счастью, несовершенство отечественных автомобилей компенсируется распространенностью запчастей для них. По крайней мере – в среде их преимущественного обитания – то бишь, в Европейской части нашей страны. Поэтому все необходимое было куплено в ближайшем магазине «автозапчасти» и буквально на коленке (как впрочем и весь наш автопром) «починено». Итак, 3-го июля в 10.30 по местному времени мы прибываем в аэропорт города Владивостока.
Первое впечатление – одни японские автомобили!!! Второе впечатление – при большом количестве автомобилей – абсолютно чистый воздух без намека на выхлопные газы! Третье впечатление (приморцы не обижайтесь), но дороги у вас плохие. Даже по сравнению с областными. В этот день разместились у родных, акклиматизировались, искупались в Тихом океане. Бухта «Муравьиная» - по чистоте, конечно, не Кипр (приморцы, опять не обижайтесь!), но красота изумительная!
После купания – застолье с родственниками и спать. Завтра – на Зеленый угол…
4 июля.
Добираемся с родными до «Зеленки». Дааа… Размеры и количество автомобилей поражает!
Ходим, смотрим. Кстати, забыл сказать, что именно мы искали! Итак, для себя – Нисан Террано, не старше 96-го года, дизельный, желательно ТД-27. Как понимаете – конструктор. И на заказ – Камри Грация. Купить все в первый же день – задачи не стояло, что с успехом и было сделано. Осмотрены несколько десятков автомобилей, сформулирован для себя порядок цен и решено не спешить с покупкой (благо еще несколько дней в запасе есть). Тем более, еще нужно съездить в Уссурийск – там по сведениям из источников, приближенных к осведомленным – цены несколько ниже. Остаток дня было решено посвятить прогулке по Владивостоку. Город большой, необычный (в первую очередь, из-за своего расположения – на сопках). Улицы все – то вверх, то вниз. Не представляю, как здесь зимой ездить в гололед! Но все же (это мое субъективное мнение) Владивосток не понравился. Пыльно, грязновато, шумно. (владивостокцы, уж простите!). Хотя, понравилось вот что: перед поездкой нас предупреждали – по Владивостоку ни в коем случае не ездить сами за рулем – типа «подрежут», «притрут», стукнут и т.д и т.п. Но ничуть не бывало: представьте себе картину: стоит длиннющая пробища наверное через весь город. Улица, кажется Светлановская. 2 ряда машин. Сплошная линия разметки. Жара +28. Ни один не вылез на «встречку», не попер внаглую, не моргал, не сигналил! Все стояли и мирно по метру в час двигались вместе со всеми. Что происходит в данных условиях в Москве – думаю рассказывать не нужно…
Открыт закрытый порт Владивосток…
5-7 июля.
Особо подробно расписывать не буду, что происходило в эти дни, скажу, что автомобили были куплены 7-го (как раз в мой день рождения!) на рынке в Уссурийске.
«Камри» готовится убыть на новую Родину по «железке». Как вам аппарат? Мне очень понравился!
А вот и наш «утюжок»… :) Обратите внимание на противотанковый багажник. В дороге он нам очень пригодился!
Долго рассказывать, как мы его выбирали, отмечу только, что это был наиболее приемлемый вариант из тех, что мы осмотрели. К слову – движок (QD-32) работает как часы. Выхлоп – чище выдоха!:-) Забегая вперед, скажу, что за 10000 км он не «сожрал» ни капли масла!
8 июля.
Этот день решено было посвятить поездке по памятным местам, да и просто полюбоваться красотами Приморья. А посмотреть там есть на что. Ну а заодно нужно было привыкнуть к новому «другу семьи», устроить ему, так сказать, тест-драйв. Это мы после дороги через перевал в деревню Тигровую:
Испытание приморским офф-роудом прошел!!...
Интересные названия встречались на обратном пути…
Ехать решено было 9-го с утра. По дороге еще нужно было заехать в Уссурийск на авторынок – купить резину, всякие мелочи и на китайском рынке тоже что-нибудь в дорогу. Подготовка к долгой дороге долгой не была. Поменяно масло и фильтры, отбалансированы колеса, помыт кузов…
9 июля. 7:00. +16. Дождь. (день первый)
Путешествие, возможно, самое длинное в моей жизни, исход которого желаем, но непредсказуем, началось. Выдвигаемся в сторону Уссурийска. Здесь на авторынке покупаем 4 колеса на литье 265/70/15 за 350 у.е., всякую мелочь, типа ковриков, масла, фильтров, буксировочного троса. Единственное не нашли ручки для домкрата – то ли япы спионерили, то ли уже наши постарались. Второе – вероятнее. Об этом мы в пути несколько раз пожалели, но не сильно – приспособились.
Китайский рынок – покупаем одежду, кроссовки (в дороге так и не одел – жалко было J), сухого корма, на всякий случай – мини плиту (штука удобная, но в дороге не пригодилась), пластиковые «очки» на фары, всякие сувениры и еще кое-что по мелочи. Короче заваливаем весь багажник, в котором уже к тому же лежат 2 немаленьких колесика для нашего «утюжка».
15:00.
Жека, который нам помогал в выборе машин и на китайском рынке провожает нас до выезда на Хабаровскую трассу, машет ручкой на прощанье. И все. Теперь мы сами за себя. Дорога до Хабаровска по меркам европейской части России нормальная. Но… каково же было мое удивление, когда в 200 км от Владивостока начинается…
Это не Забайкалье и не Сибирь… 200-300 км. от Владивостока…Думать о том, какая дорога будет дальше как-то не хотелось… Таких участков там около 6. Некоторые достигают нескольких километров. Наивные, тогда мы еще не знали, что скоро мы будем мечтать о такой дороге…
Первая «ласточка» прилетела неожиданно…
И это где-то в 300 км от Хабаровска. Ничего не скажешь – хорошее начало… О том, что будет на «федералке» думать как-то не хотелось… Настроение по нулям. Покрышка – на выброс – разрезана боковина изнутри. Причем, что интересно – все это произошло на скорости где-то 100-110 км/ч. За рулем был я. Машину ни сколько не повело в сторону. Просто раздался странный громкий звук и я, испугавшись, сразу же съехал на обочину. Причем, первая моя мысль была почему-то - сорвало багажник, на котором лежали еще два колеса. Вот оно преимущество большой массы джипа. Хотя, с другой стороны – неизвестно, как бы повела себя эта масса, если б разорвало переднее колесо… Думать об этом не хотелось… Ну да ладно. Час мучений с домкратом без ручки и колесо заменено. Настроение немного улучшилось. И снова в путь.
До Хабаровска доехали к 2:00 и на посту ДПС среди еще где-то 70-80 перегонов рухнули спать…За день пройдено 726 километров. Ни ахти какой результат, но если учесть, что выехали фактически в 15.00, потратили кучу времени на замену колеса, да и, собственно говоря, цели побить рекорды скорости не ставили – нормально. Да и движок берегли – дизель не любит больших скоростей.
В окно постучал мужик в камуфляже и предложил помощь при проезде Хабаровска, на что получил наш полусонный отказ и гордо удалился.
8:00
Подъем. Умывание. Надевание мною милицейской формы. К слову, я – старший лейтенант юстиции. Правда форма есть только милицейская, ну да кого это волнует!? И в путь.
Хабаровск. Город как город. Ничего особенного. Я за рулем. В форме. Наученный рассказами о братках смотрю по обочинам на подозрительные автомобили. Но ничего. Все нормально. Спокойно. Правила не нарушаю. На светофорах стою вместе со всеми. Короче – Хабаровск проехали насквозь абсолютно нормально, и даже не заблудились. Возможно, нам просто повезло. А может…, у страха глаза велики?
На выезде из Хабаровска тормозят гаишники. Я все еще в форме. Лейтенант спрашивает удостоверение. Показываю. Все в порядке. Интересуется машиной. Какой год, конструктор ли, где брали. Рассказываю. Отпускает. Едем дальше.
Мост через Амур. Зрелище впечатляющее! Фотка – не то. Это надо видеть самому!
Далее наш путь лежит на Биробиджан. Дорога не плохая, но уже встречаются участки довольно ушатанной грунтовки и гравийки. До Биробиджана долетаем на одном дыхании. Там решено сделать остановку – пополнить запасы провианта и прикупить какой-нибудь музычки - при отправлении – забыли. Без музыки ехать – скука смертная.
И вот он – Биробиджан – как его называют – «столица перегонов». По дороге видели несколько групп обклеивающихся перегонов. Сами решили с этим делом пока не торопиться, да и погода как-то не располагала (см. фото). В Биробиджане закупаемся провизией (какие-то йогурты долгого хранения), музыкой и двигаем дальше. Сам город понравился – аккуратный, чистый, движение спокойное. За Биробиджаном часто наблюдаем следующие картины:
Это еще достаточно культурная особь – идет себе спокойно по разделительной, другие же лежат посреди дороги, словно священные животные!
После Биробиджана дорогу еще можно назвать дорогой. Участки довольно приличного асфальта сменяются довольно сносной грунтовкой и гравийкой…
Но вскоре «безасфальтовых» участков становится все больше и больше…
Кажется, что асфальт уже закончился навсегда… Хотя по рассказам перегонов – это – еще ОЧЕНЬ хорошая дорога…Что же будет дальше?
А дальше…
По слухам, именно здесь наш глубокоуважаемый Президент открыл трассу «Чита-Хабаровск»… Комментарии излишни…
Асфальт принес еще одну неожиданность…
Счет 2:0. Не в нашу пользу… И опять правое заднее… На замену уже минут 20...
Следующий более или менее крупный населенный пункт нашего путешествия – г. Шимановск. Но нужно было залатать второе пробитое колесо (если первое по причине неремонтопригодности пришлось выбросить, то второе удалось реабилитировать на ближайшем шиномонтаже). Здесь же остановивший нас инспектор ДПС, проверив документы, пожелал удачной дороги и поведал, что все, что было до этого – хорошая дорога, и что дальше будет вообще не дорога а… Впрочем, обо всем по порядку. Подготовившись к полному бездорожью, заклеив фары и обмазав капот и крылья купленной в Уссурийске антигравийкой мы двинули дальше. Вот в таком виде:
Следующим стратегическим рубежом, который планировалось взять, был город Шимановск. (Облучье и Белогорск находятся в стороне от дороги). До Шимановска ведет все та же гравийка, гордо именуемая «Федеральная трасса «Амур» изредка сменяемая асфальтом. Время около 23.00. До Шимановска километров 200. Бурное строительство федералки. Даже ночью. По подсказке какого-то местного «нэ русского» на ЗИЛе свернули не туда и уперлись в горы песка и работающий бульдозер. Поняли, что отклонились от курса. Темно. Разворачиваемся. У строителей-дорожников. (это в 23-то!!!) спрашиваем как проехать на Шимановск. Добродушный мужичок говорит, что мы уже не первые, кто сюда заруливает и показывает неприметную гравийку – объезд. Мужичок даже было предложил нам соляры, но сказал, что сейчас на стройке начальство (наверное поэтому даже ночью такое бурное строительство). Поблагодарили – и в путь! По асфальту (о чудо) мимо въезда на космодром «Свободный» с крюком всего-то километров 90 J добираемся до Шимановска. Точнее не до самого города, а как я понял до въезда в него. Там какая-то заправка и кафешка. Заправляем машину. Соляра по 19!!! Офонарели! В Москве 95-й можно дешевле найти! В 2.00 падаем спать снова в толпе перегонов. За день пройдено 890 км. За результатом не гонимся – строго не судите!
Выехали поздно. Где-то около 10:00. От места нашей ночевки сразу уходит хорошо укатанная гравийка – федералка. За рулем я. Идем где-то 80-100 км/ч. Нас обгоняют летящие 100-120 перегоны. Мы за скоростью не гонимся, да и машинка у нас потяжелее. У них и машинки полегче, да и гонит большинство не для себя. А тут у джипа только своей массы под 2 тонны – над ямками не пролетишь. Несколько раз пробивает подвеску. Матерюсь про себя. Чувствую, что скоро буду вслух. Проезжаем где-то 100 километров. Вдруг видим указатель налево «Чита», и это при том, что «федералка» уходит прямо. Поворачиваю под указатель. Проезжаю метров 200. Смотрю в зеркало заднего вида – вижу перегона, который проскакивает прямо. То есть мимо поворота, где стоим мы. Не понял. Останавливаюсь. Разворачиваюсь. Еду обратно. Навстречу едут перегоны. Значит все правильно. И тот, кто проскочил – либо знает больше всех, либо просто дятел. Проезжаем еще метров 100. Обгоняет перегон на X-Trail, отчаянно машет рукой и показывает на колеса. Останавливаюсь. Приехали. Снова пробой. Заднее правое. Снова…
Начинается дождь. В дорожной грязи меняем колесо минут за 10. Если так дело пойдет и дальше, то в команде формулы-1 работу на пит-стопах мы точно найдем :).
В это время приходит понимание, что с асфальтом мы попрощались ооочень надолго. Теперь его не будет уже до самой Читы. В Тыгде ремонтируем третье пробитое колесо. Наблюдаем следующую унылую картину:
Планета Земля после ядерной катастрофы… Без комментариев…
Дорога разная. Кое-где хорошо укатанная гравийка, а очень часто…
… вот такая… С мостами (если эти сооружения можно так назвать), объездами, опасно торчащими из земли острыми камнями… Не могу сказать точно, сколько такой дороги, но тогда она казалась бесконечной… Федеральная трасса «Амур»…Перед нашим отъездом в новостях говорили о проходящем в Питере саммите «Большой восьмерки». Будь моя воля, я бы поставил на нем только один вопрос: об исключении России из этой организации. За такие вот «дороги»… А также за такие…
До Сковородино следующий более или менее крупный населенный пункт – Магдагачи. Унылая картина. Дождь. Грязь. Полуразвалившиеся избы, заборы. Ни о каком асфальте уже не мечтаем. Здесь произошел интересный случай – остановились у какой-то избушки – попросили хозяина – дедка водички литров 5 в бачок омывателя. Он стал наливать, когда прибежала его бабка и стала орать, что вода платная – 15 рублей. Безнесвумен, блин. Но дед, прикрикнув на нее, налил нам водички совершенно за бесплатно! Спасибо, дед! В этом же районе (ну или примерно в этом) получаем в лобовое стекло большой камень, вылетевший вместе с водой из-под обгоняемого КАМАЗа. Громкий щелчок. Лобовуха вся в грязи. Я зажмурился. Открываю глаза… Ничего. Абсолютно. Хотите верьте, хотите – нет. От камня насколько я мог оценить сантиметра три в диаметре на стекле даже скола не осталось. Повезло!
Примерно к 16.00 добираемся до Сковородино. На подъезде (километров за 20) на обочине стоит ниссан (какой именно не помню – универсал). Голосуют отец с сыном. Пробили картер, спрашивают, есть ли у нас холодная сварка. К сожалению, ничем помочь не можем. Говорим, что позади идет группа перегонов – возможно, у них что-то и есть. Да, не позавидуешь ребятам. Надеюсь, что они все таки выбрались из этой неприятной ситуации. В Сковородино заправляемся под пробку. Купаемся в каком-то местном озере. Вода холодная с коричневатым оттенком, но после 3-х дней вообще без водных процедур – это праздник. Благо и погода располагает. И снова в путь в компании перегонов.
Далее мимо поселка с интересным названием Ерофей Павлович (остается несколько в стороне, кажется слева от федералки) по более или менее сносной гравийке. Дорога позволяла местами ехать 100-110 км/ч. При этом нас обгоняли перегоны, шедшие по моим прикидкам 130-140. Но, если честно, по такой дороге где-нибудь дома, ехал бы не больше 20-30. Сердце кровью обливалось за подвеску. На этой укатанной гравийке все же попадаются достаточно большие ямы, которые невозможно было заметить. Несколько раз это приводило к пробоям подвески и заставляло уже вслух высказывать совсем непечатые выражения. Гравийка есть гравийка, с какой бы скоростью вы по ней не ехали – вибрации от камней неизбежно передаются на кузов, салон, какой бы энергоемкой ни была подвеска. Отсюда – постоянное дребезжание мелких предметов в «бардачке», багажнике (минус кузова «универсал»). Кроме того, очень не хотелось, чтобы разболталась и стала дребезжать передняя панель. Но она, к счастью, с честью выдержала это испытание. Ни одного «сверчка» не завелось. Еще были опасения по поводу новых пробоев колес и, хотя в запасе было еще три, не считая запаски на «калитке» сзади, снова менять колеса как-то не хотелось. Забегая вперед, скажу, что больше пробоев колес не было. Часов в 11, поужинав в какой-то кафешке недалеко от Ключевского, завалились спать. За день пройдено мало – 666 километров.
Отец проснулся рано. И сразу за руль. Пока он наматывал на колеса первые десятки километров, я пытался снова «уйти» в сон на пассажирском сиденье и это, несмотря на постоянные кочки, торможения и шум в салоне у меня иногда получалось. Проснулся от того, что стоим. Отец спит. Стоим просто на обочине дороги. Посмотрел в окно – никого. Спим час. Потом снова едем. Утро. Часов в 11 въезжаем в какую-то деревеньку. По моим прикидкам и по карте должна быть Ксеньевка. Но от местных мужичков узнаем – это Кудеча. Они также сообщили – до федералки – километров 5 по объездной и показали направление. Благодарим и едем дальше. Наконец – федералка. И сразу при выезде с объезда видим следующее милое сердцу название:
Шутники, блин… Но,… Когда до Москвы еще тыщ 6… ,приятно, черт возьми.
Далее едем по активно строящейся, но от того не менее убитой, чем раньше федералке. Падаем на хвост группе перегонов и колонной из 6-7 машин ползем со скоростью 40-50 км/ч. Быстрее ехать такая дорога…
Тут в нашу колонну перегонов каким-то образом затесалась ушатанная 24-я «Волга», которая лихо скакала по кочкам. «Видимо местный», - подумали мы и стали держаться его. Вскоре наша колонна распалась, кто-то отстал, кто-то ушел вперед. Мы же шли за этой «волжаной». Как оказалось – зря. На одном из участков «местный», проигнорировав знак «объезд», гонит прямо по строящейся федералке и мы попадаем в такую вот…
Поверьте, это еще наиболее сносный участок. В особо опасных местах было не до фоток. Огромные булыжники торчали во все стороны. А, учитывая габариты терраника, пропороть ими было можно не столько днище (клиренс в 21 см – это вещь), а крылья и двери. Кругом работала тяжелая техника. Водители бульдозеров и экскаваторов смотрели на нас, как мне казалось, как на ненормальных! А самое интересное – «волжанка», быстро проскочив этот участок, скрылась за горизонтом! Как ей это удалось – загадка! К счастью, эта задница кончилась довольно быстро, и мы снова выскочили на «родную» федералку.
Где-то на подъезде к Чернышевску федералка становится если не дорогой, то во всяком очень хорошим направлением. Гравийка шириной метров 7-10м неплохо укатанная. Скорость на джипе можно держать километров 100-120 км/ч. Хотя порой встречаются опасные повороты, на которых запросто можно слететь с насыпи. Где-то в районе Чернышевска – новый объезд – дорога идет просто по полю. Дорога – обычный проселок, раскисший после дождя, поэтому машину иногда таскает. Плюю на все и еду не по этой грязи, а с краю по траве, что тоже опасно: в траве можно поймать неизвестно что. Но, к счастью, объезд длится недолго. Снова гравийка. Нервы на пределе. В ушах звенит от постоянного шума. Все внутри уже трясется даже когда останавливаешься. Чувствую, что начинает сводить пальцы на левой руке, которой держу руль. Перехватываю руль правой рукой. Неудобно, непривычно. Но даю левой руке некоторое время расслабиться. Единственное, что утешает – до Читы должны добраться к вечеру. Остается километров 300-350. Читинская область: виды просто потрясающие. Несмотря на усталость останавливаемся, чтобы сделать несколько фоток.
Хотя, на фотках – это не то. Это нужно видеть «живьем»…
Уже не помню где, но где-то не доезжая все те же 300 км до Читы начинается асфальт… Я даже удивился. По рассказам перегонов он должен начаться километров за 150-130. А тут… Причем асфальт практически идеальный. Разметка, ограждения. Первая мысль – уснул и мне все это снится. Но нет – отец, тоже все это видит. Мысль о том, что уже чокнулся – тоже не катит – с ума, говорят, поодиночке сходят… По асфальту летим километров 3-5. Но…счастье длится недолго. И снова гравийка. Внутренний голос снова начинает тихо материться. Километрах в 250 от Читы останавливаемся на 5-минутный перекур. Рядом останавливается Авенир. На транзитах. 25 регион – Приморье. В машине семья – муж, жена, ребенок (или даже два – не помню). Мы их видели несколько раз по дороге. Разговариваем. Они едут в Кемерово. Узнав, что мы в Москву, очень удивляются, желают удачи и, узнав, что до асфальта осталось километров сто уруливают дальше. Трогаемся за ними, какое-то время идем следом. Но, решив не глотать пыль – отстаем. Да и темп они взяли нас явно не устраивающий. У нас по ходу с подвеской начинаются какие-то проблемы – все чаще пробивает подвеску слева спереди. Да и управляемость как-то изменилась. Машина «плавает». Как потом выяснилось – погибли стойки…
И вот… примерно в 140 км от Читы…
Долгожданный асфальт… По рассказам перегонов – его нужно поцеловать… Ограничился тем, что дотронулся рукой. Но асфальт не приносит много комфорта в езду. Да, в салоне становится тише, ничто не трясется и не вибрирует. Но качество самого асфальта оставляет желать много лучшего. Сильные волны, трещины. Довольно много опасных обочин и поворотов. Машину раскачивает. Понимаем, что подвеска - мертвая и на ней мы до дома не доедем. Настроение – в минусе. Была даже мысль – доползти до Иркутска, а дальше отправить ее поездом. Но насколько это реально – не знаем. Доезжаем до Читы. Скорость по асфальту 90-110. В первой придорожной кафешке ужинаем. Смотрим, как грузят на эвакуатор микроавтобус. Передок разворочен, колеса в разные стороны. В салоне – еловые ветки. Унылая картина. Особенно когда перед тобой еще 6 с лишним тысяч км дороги домой. Трогаем в путь на Улан-Уде. Но по какому-то злому року на круговом движении сворачиваем на дорогу, ведущую в Забайкальск. Проезжаем километра три. Понимаем, что едем не туда. Останавливаемся, спрашиваем у местных дорогу. Показывают. Выезжаем. Итого потеряно минут 20-30. Пилим на Улан-Уде. Дорога если не отличная, то очень хорошая. Можно ехать даже на «убитых» стойках. Темнеет. Часа 2 иду не останавливаясь 110-120. Но время по местному уже около часа ночи. Решаем остановиться спать. Но ничего похожего на цивилизацию по дороге не встречается. Ей-богу, в «полосе отчуждения» (так я для себя назвал дорогу по Амурской и Читинской областям) с этим дело обстояло лучше. Но вот, где-то в районе населенного пункта Арей находим кафешку. Ставим машину в сторонке на траву и ложимся баиньки. Пробег за день 957 км. Ну никак не удается выйти за тысячу!...
Снова отец рулит первые десятки километров. Я сплю. Кое-где пытаюсь спать. Ничем не примечательная дорога до Улан-Уде. Чувствуем, что подвеска уже похоронена совсем. И на такой мы не доедем. В Улан-Уде видим указатели на автосервис. Как называется, говорить не буду – типа реклама. Но если поедете – увидите обязательно. Будут проблемы – заезжайте – ребята там работают грамотно, быстро и качественно. А что самое главное – за вполне разумные деньги.
Вот такие красивые мы расслаблялись в сервисе. Грустное зрелище, однако…
Именно в сервисе от одного из сотрудников я узнал, что чемпионами мира 2006 стали итальянцы. Вот что значит 5 дней полного информационного вакуума! Смотрел местные Вести-Бурятия на бурятском языке. Ни фига не понял, но приятно, что народ не теряет своей самобытности в плане языка.
Примерно в 5 вечера по местному выдвигаемся в сторону Иркутска. Дорога нормальная. Машина идет лучше. Иногда, правда, «мотает» задницу. Как потом оказалось – сносились сайлент-блоки задних реактивных тяг. Но едем. С нетерпением ждем Байкала. Он появляется неожиданно…
Красотища! Но это нужно лицезреть «живьем»…
Пытаемся «прорваться» к берегу. Но там железная дорога. Спрашивается: зачем строить вдоль берега железку, по которой поезда проносятся не останавливаясь, а дорогу автомобильную – позади «железки»?! Гораздо логичнее было бы сделать наоборот, чтобы автомобилисты могли подъехать, подойти к воде, отдохнуть, полюбоваться озером. Но… дорожное строительство в России, как я понял – дело, от логики далекое и на ее принципах не основанное… Хотя, «железку» здесь строили намного раньше, чем автомобильную дорогу. К Байкалу все же «прорвались». Хотели искупаться, да поздновато уже было, да и прохладно. Набрали камешков на память и отчалили восвояси. Ужин в придорожной кафешке. Сон в машине. За день – 729 км. Что с учетом потери времени на вынужденный ремонт и прогулок по Байкалу – совсем не плохо.
Утро. Едем. Дорога нормальная. По сопкам вдоль Байкала. Проезжаем Слюдянку. У местных спрашиваем, где можно купить знаменитого омуля. Говорят – дальше – на серпантине. Едем. Действительно – на одной из площадок прямо над Байкалом – рынок. Бойкие торговки наперебой предлагают рыбу. Кажется, она у них есть любая и в любом количестве – жареная, вареная горячего, холодного копчения… Затариваемся копченым омулем в надежде, что довезем. Довезли! Вещь классная. Особенно под пивко. Жалко – маловато взяли. Заодно покупаем кедровых орешков и каких-то безделушек с видами Байкала – красиво! Последний раз глянув на озеро, уходим по дороге на север – на Иркутск. Дорога на Иркутск хорошая – но не для груженого джипа с некотороми проблемами в подвеске. Постоянные спуски – подъемы, опасные повороты. На некоторых даже свистим резиной. Прошу отца ехать помедленнее. Без особых происшествий доезжаем до Иркутска. Его обходим как-то по объездной, хотя и со въездом в город, но не через центр. Время еще достаточно раннее. Решаем, точнее я рассчитываю дойти сегодня до Красноярска. Хотя цифры на указателях (что-то около 1000 км) меня несколько смущают. От Иркутска до Красноярска идет вполне отличная дорога, позволяющая развивать наш «дизельный максимум» - 120. Ну кое-где 130. В этом районе «пилю» без остановки что-то около 700-800 километров, абсолютно не чувствуя усталости. Но… Тут начинается то, чего не ждали… Федеральная трасса «Амур» возвращается. Сначала это идет убитая гравийка, по которой даже перегоны, летевшие раньше по гравию 120 плетутся максимум 50-60. А потом и вовсе начинается какой-то гнилой проселок - раскисшая грунтовка. Во многих местах приходится ехать по самому краю дороги. Опасаясь слететь в кювет, включаю полный привод. Машина становится более устойчивой в этой каше. Кстати, это был единственный раз, за время всего путешествия, который я включил 4wd. Становится очень грустно, что почти что в Европейской части нашей страны такие дороги… Причем это не объезд, а ткскть регулярная дорога, как я понял. Вот только не помню, где точно начинается такая хреновая дорога. Как мне кажется, ее там несколько участков. Причем, те, которые ближе к Канску – хреновее. В небольшом городе – Тулуне чуть на «заторчали» на неопределенное время – разлившаяся от дождей местная река смыла дамбу и через город не было проезда. Подъезжаем. Тормозит продавец полосатых палок. Говорит, что дорога будет открыта не раньше 8 вечера. Это часов через 4-5!!! Стоим на обочине. Разговариваем с перегонами. Вдруг один гаер орет другому через рупор: «Пропускай 20 машин!» Бежим к нашей (благо стоит совсем недалеко на обочине), заводим. И попадаем в «счастливую двадцатку». Гаеры с мигалками проводят нас через город. Да, речка действительно разлилась не слабо! В нескольких местах подтопило несколько избушек. Дождь продолжается. Мерзко и слякотно. И весь город оставляет такое же впечатление. Зато как только отъезжаем от него – хотите верьте, хотите нет – солнечно. Дорога снова становится приличной. Но как только за руль садится отец, начинается полная задница. Темнеет. Убитая грунтовка. Таких участков не было даже на «Амуре»! Жалко фоток нет – темно уже было. А то послать бы их… куда-нибудь… Темно. Дождь. Гроза. Убитая грунтовка. Кругом тайга. Мы непонятно где. Скорость падает порой до 5-10 км/ч. Ползем в колонне с перегонами. Больше всего опасаюсь – как бы не пробить колесо. Менять его здесь – лучше сразу застрелиться. Я отрубаюсь. Через сколько проснулся не знаю. Едем по асфальту. Узнаю от отца, что на какой-то остановке он познакомился с местным мужичком, который с семьей едет в Красноярск и дорогу знает. Мы едем за ним. Снова отрубаюсь. Просыпаюсь оттого, что стоим. Заблудились. Где-то под Каннском. Время часа 2. Этот местный «мастер» где-то свернул не туда. В результате мы оказались в какой-то деревне. Кажется Филимоново. Теперь отец рулит первым и выводит нас, а заодно на хвосте этого местного «дятла» на дорогу на Красноярск. За руль сажусь я. Сильный туман. Видимость падает метров до пяти. Спать охота до жути. Дорога вроде ничего. Но чувствую, что отрубаюсь. Открываю окно. Дышу свежим воздухом. Бью себе по щекам. Помогает, но временно. Но ночевать остановиться негде. Ни одной кафешки. Наконец вижу заправку, заруливаю в угол. Спим. За день 1176 км.
Подъем. И в путь. До Красноярска километров 150-200. Пролетаем. Вот и Красноярск. Была возможность остановиться в нем. Благо есть у кого. Но плутать по незнакомому большому городу. Да и особо не хотелось терять драгоценное время. (Маш, если будешь читать эти строки – уж извини, в гости как-нибудь в другой раз заеду J) Хотя это как раз и получилось лучше всего. В Красноярске заблудились. С какого-то перепуга выехали сразу в центр – к Речному вокзалу
Хотя, на самом деле не пожалел ни разу, что там заблудились. Красноярск очень понравился. По крайней мере, его центр. Очень чистый, ухоженный. Чистые тротуары, газоны, аккуратные деревца, витрины магазинов. И нет такого сумасшедшего движения, как в Москве. Все как-то спокойно, размеренно. Удивила только вот такая картина в центре города:
Полуразвалившаяся хибара. Может это какая-то местная достопримечательность?
Из Красноярска нас вывел водитель автобуса. Почти через весь город ехали за ним, останавливаясь на всех остановках. Медленно, конечно, но зато город посмотрели! Выбравшись из Красноярска, держим путь сначала на Кемерово, потом на Новосибирск. Есть планы дойти в этот день до Омска. До Кемерово дорога без особых происшествий. Километров 300-400. Город понравился. Дороги хорошие. Транзит организован в отличие от многих других городов отлично. Заблудиться нереально. Причем указатели организованы следующим образом: при въезде в город стоит большой указатель, на котором каждое направление отмечено цифрой. Так Новосибирск, кажется цифрой «2». Далее уже нет названий – только эти цифры и стрелки – направление движения. Удобно. В Кемерово меняем баксы. Рублевые запасы подходят к концу. Едем дальше. На Новосибирск идет тоже нормальная 2-полосная дорога. По большому счету все приключения (читай – все самое интересное) на этой дороге остается на участке Хабаровск – Иркутск. И если не считать убитые участки «дороги» Иркутск-Красноярск, оставшуюся часть пути можно назвать автотуризмом. После «полосы отчуждения» все, что за Читой кажется легкой прогулкой. Напрягает только общая усталость после нескольких дней без нормального отдыха, нормальной домашней еды и удобств. В этот день проходим Новосибирск. Причем по совету остановившего нас на посту при въезде в город гаишника, Новосибирск проходим как-то стороной, сократив расстояние километров на 20. Ехали где-то по промзонам. На удивление – не заблудились. Видимо повезло, потому что ехали без указателей - практически наугад. Но выскочили на федералку, где-то на выезде из города. До Омска в этот день дотянуть оказалось нереальным. Рухнули спать примерно километрах в 200 от него. Пробег за день 1264 км. Неплохо.
Утро. За рулем я. Дорога до Омска хорошая. Машин мало. Как встречных, так и попутных. Перегонов тоже мало. Пару раз наблюдали такие унылые картины:
Навстречу попадается много автовозов, груженых…ВАЗами, Шеви-Нивами, Фокусами, какими-то древними «меринами» (типа 180-х), пассатами начала 90-х годов и т.п. Ехал, смотрел и думал: «На хрена и кому это все там нужно???». Но, по правде говоря, уже где-то начиная с Иркутска, на улицах все же встречаются отечественные «тазики». «Встречаются» - это значит, что их можно увидеть уже чаще, чем во Владике. Примерно из 15-20 машин – 1 отечественная. Под Омском же несколько раз попадались и европейские «японцы». Тоже не понимаю, на фига людям это надо? По дороге, еще в «полосе отчуждения» какой-то перегон, гнавший на Алтай, кажется Марка, предупреждал, что в Омской области по дорогам стоят камеры, которые фиксируют все нарушения ПДД, а потом водителям гайцы на посту демонстрируют захватывающий документальный фильм с ними (водителями) в главной роли. Видел большой плакат типа: «Будьте осторожны, ведется скрытое патрулирование». Скорость маненько снизил. И так вплоть до Омска глазами искал по дороге – где же они могли спрятать камеры. Так и не понял. По дороге только знаки и ограждения. Ни остановок, ни плакатов рекламных. Скорее всего, это какая-то новая фенька гаеров. А, может, на плакат им денег дали, а вот на камеры – не хватило. Доехали до Омска. Он остается несколько в стороне. Едем дальше. Но тут встает вопрос: ехать ли через казахский город с русским названием Петропавловск, или делать крюк километров 400, дабы обогнуть дружественную республику Казахстан. Решаем ехать коротким путем. Дорога хорошая. Но вот странность – ни одной машины – ни встречных, ни попутных, ни перегонов. Останавливаемся чтобы расспросить аборигена об особенностях проезда казахской границы. В ответ на наши вопросы он смотрит на нас, как на умалишенных и начинает всячески отговаривать от этой затеи. Говорит, что лучше потерять несколько часов и навернуть лишние сотни четыре, чем рисковать быть разведенным как на границе нашими и «дружественными» погранцами и таможенниками, потом еще и их не менее «дружественными» гаерами. Короче: «Оно вам надо?» Мы решили, что оно нам на фиг не надо. И рванули в объезд. Чтобы не возвращаться (а это километров 50-70), абориген подсказал, как нам через деревню Красный Яр выскочить на Тюменскую трассу. Так и сделали. Далее по ней мимо Ишима, через Бердюжье, Петухово, на Курган. Дорога хорошая. Не напрягает абсолютно. Правда, в одном месте встречаем такое:
Еще свежи воспоминания о федеральной трассе «Амур»…
К счастью это участок длится недолго. Дальше идет просто хорошая дорога. Ширина дороги позволяет безопасно обгонять попутные фуры. Курган остается в стороне. Идем на Челябинск. По таблице в карте нахожу, что расстояние от Челябинска до Москвы около 1700 километров. Хочу домой! Хочу завтра пройти эти 1700! Уже чувствую, что почти дома. Европа – рукой подать. Но стараюсь не предаваться эйфории – на дороге это ни к чему хорошему не приведет. Челябинск. Город, которым тоже пугают в плане бандитов. Едем. Но ничего даже близко похожего. Наоборот – вполне «авторитетный» дядька на «Патроле» (местный), вместе с которым остановили на посту при въезде предлагает показать дорогу. Едем за ним. Он проводит через город. Хотя и по указателям мы бы тоже не ошиблись – Челябинск в плане транзита неплохо организован. Но все равно, спасибо тебе, мужик! Отъехав километров 50 от Челябы решаем перекусить и ехать дальше. Но, время уже к часу ночи – остаемся ночевать здесь же. Стоянка – 50 рублей ночь… За день проехали 1516 км. Рекорд, однако…
Утро. За рулем сначала отец. Километров 80. Потом я. Урал. Снова серпантин. Дорога, прямо скажем, фиговая. Волны, трещины. Все это вместе с постоянными перепадами высот, спусками-подъемами, опасными поворотами, плетущимися фурами, да еще не груженом джипе с не совсем исправной подвеской. Прямо скажу, тяжело. Хочется уже на равнину. Въезжаем в Башкирию. И тут начинается просто трагикомедия. Такое ощущение, что гаеры буквально за каждым кустом. И все выслеживают нас. Первый раз попадает отец. Превышение. Выхожу. Кое-как отмазываю. Второй раз. Примерно через километр. Снова превышение. Снова с трудом отмазываю. Второй раз объясняю недалеким (потому что близким) башкирским торговцам полосатыми палками, что такое «адъюнкт» - моя должность. Вроде доходит. На фига им это понадобилось знать – не понимаю. Отпускают. Едем. Километр. Обхожу по встречке медленно ползущую за фурой колонну. В эту же секунду слышу сзади завывание сирены – гайцы гонятся с мигалками. У меня начинается истерика. Не знаю, что делать – то ли плакать, то ли смеяться, то ли послать их всех далеко и надолго. Выхожу. В форме. Спрашивает, откуда сам. Объясняю третий раз. Начинаются тупые разводы типа «за это права отбирают». Прикидываюсь шлангом. Слушаю всю эту хрень. Отпускают. Если это будут читать представители славного клана башкирских гайцев – не обижайтесь, я понимаю, что, скорее всего это зависит от вашего руководства, но вы как дети. Поймал нарушителя – день прошел не зря. Долбанная палочная система (знающие поймут)!!! Эти «лыцари» свистка и полосатой палки борются не за безопасность дорожного движения, а за то, чтобы поймать побольше нарушителей. Как дети играют в прятки, так и эти доблестные воины стоят во всех кустиках, за автобусными остановками, за опорами путепроводов. Нигде больше я такого не видел. И я ооочень сильно сомневаюсь, что ситуация с безопасностью на дорогах у них там в Башкирии намного лучше, чем в других регионах. Причем на днях прочитал в инете, что аварийности на дорогах Башкирии за последний год возросла не то на 20 не то на 30 процентов! Комментарии, как говорится, излишни… Ну да ладно, что-то я разошелся. Короче – будете в Башкирии – не нарушайте правила (если, конечно, в кармане нет заветной «корочки» :)) И… передавайте от меня ооогромнейший привет ну просто всем представителям славного семейства башкирских гаеров :). Ну вот, наговорил я тут много всякого плохого. А на самом-то деле – Башкирия – чудесное местечко. Какие там виды!
Фотка, конечно, фигофенькая, но кое-что рассмотреть можно.
Кстати, попробовали башкирского меда. Не купили – не понравился. Наш лучше. А может быть «ложка дегтя» от встречи с их гаерами подпортила вкус «бочки меда»? Уфу проходим стороной. Далее через Набережные Челны на Казань. День выдался сложный. Жара доходила до +37. Узкая двухполосная дорога средней паршивости с колеями и трещинами. Фуры, большегрузы и т.д. и т.п., плетущиеся с черепашьей скоростью. Сложные обгоны. Один раз не выдержал – обогнал колонну по обочине – задолбали. Наверное, если б слышал, что обо мне говорят обгоняемые, узнал бы много нового. Кажется, что до Казани не доедем никогда. Плутаем где-то в районе города Дюртюли, спутав названия Нефтекамск и Нижнекамск. Итого лишних километров 20. После Наб. Челнов остановка – шлагбаум. КПП. Не поняли. Подъезжаем – платный проезд через Каму по плотине… 30 рублей. Что делать? Платим. За нами бесплатно проскакивает какой-то местный лихач на девятке. За что платили? Дорога на этой плотине убитая с волнами и ямами. Стыдоба! Уж платную дорогу не могут в порядок привести! К вечеру въезжаем в Казань. Хороший город. Чистый. Богатый. Даже на окраинах – бурное строительство. Причем, как видно, элитного жилья. Дома с башенками и пр. Транзит организован неплохо. Немного стоим в пробках. Уходим на Нижний. До дома километров 700. Дорога неплохая. Но движение становится более интенсивным. Европа… Проезжаем Чувашию. Чебоксары остаются несколько в стороне. Ужинаем в хорошей кафешке. И снова в путь. Темнеет. За рулем я. Движение становится поспокойнее. Но все равно много фур. Но ночью обгонять легче – выглядываешь – фар впереди нет – вылезаешь и смело обходишь 3-4 фуры. Отец спит. Мне едется отлично. Спать не хочется совсем. Слушаю музыку. Дорога тоже неплохая. Чувствую, что могу ехать всю ночь. Ну или где-то часов до 3-4. Можно добраться до дома. Но отец говорит, что нужно остановиться на ночевку. Соглашаюсь. Ночуем где-то за 50 км от Нижнего. За 30 рублей. За день1234 км.
400 километров от Нижнего через Владимир до Орехово-Зуево пролетаю на одном дыхании. И одной заправке. При двух или трех остановках гайцами за превышение. При этом даже не выхожу из машины. Гаишники, увидев форму машут рукой – типа езжай дальше. Спасибо за понимание! Случился правда один казус. Примерно за 100 км до дома загорелась лампочка «chek» и горела до самого дома, при том, что двигатель продолжал работать как часы. Но определенный напряг это вносило. Не хотелось смазать концовку пути неожиданной поломкой. К счастью, тревога оказалась ложной. Дома лампочка погасла. Вот уже знакомые места – Петушки, Покров, Малая Дубна. На сердце становится радостно оттого, что дома! От того, что мы СМОГЛИ! Мы СДЕЛАЛИ ЭТО! Последний гаец (уже наш местный) тормозит за 500 метров до дома. Сил вылезти из машины уже нет. Смеемся вдвоем с отцом. Гаишник видит – свои – отпускает.
НУ ВОТ МЫ И ДОМА!!!
Итак, за чистых 9 дней пройдено 9558 километров! Когда ехали в «полосе отчуждения» я клялся себе, что больше никогда и ни за что здесь не поеду, ну или во всяком случае до тех пор, пока здесь не будет 4-х полосной асфальтированной дороги. Читай – лет через 500! А сейчас… Снова и снова просматривая фотки, начинаю менять свое мнение. А почему бы и не проехать снова? Тем более некоторые друзья после моих рассказов тоже загорелись идеей перегона. Хотя есть еще пара идей – это перегон в одиночку и зимой. Но их осуществление – очень туманно. А сейчас, была бы реальная возможность – поехал бы, почти не раздумывая!...
Ну что сказать в заключение? Не буду давать советов – ехать или не ехать. Пусть каждый решает сам для себя. Скажу одно: это не трудно, это ОЧЕНЬ ТРУДНО. Хотя это только мое субъективное мнение. Если вы, прочитав все вышенаписанное, все же решили ехать, мне остается только пожелать вам удачной дороги. Ну и дать несколько советов. Хотя они также выражают мое субъективное мнение и только ваше дело – прислушиваться к ним или нет. На истину в последней инстанции я не претендую. Итак, в первую очередь, всегда нужно иметь перед собой одну цель – добраться до дома целым и невредимым. Не стоит ставить на дороге рекорды скорости и продолжительности езды. Все они давно поставлены. Мне рассказывали, что некоторые проезжают этот путь за 7 дней. А оно вам надо? Всегда проявляйте разумную осторожность и аккуратность. Ведь ваша вторая главная цель пригнать целый и невредимый автомобиль. А теперь советы более конкретные:
Ну вот, собственно говоря, и все. Я, если честно, абсолютно не жалею о том, что сделал это. Да было трудно. Тяжело. Но это испытание для людей и для техники. И мы его прошли. А потом разве не интересно – посмотреть на свою страну изнутри, всю, как она есть. Посмотреть, как живут люди за пределами МКАД и Московской области. Да, картины эти порой (да что там порой – почти всегда) унылые и нелицеприятные. Вымирающие деревни с заброшенными разваливающимися домами, разбитые дороги, никогда не знавшие асфальта, нищие дети вдоль дорог, спивающаяся молодежь. Но вместе с тем – великолепные пейзажи Забайкалья, Байкала, Сибири, Урала. Плюс ко всему – это хорошая возможность привыкнуть к машине. Хотя я привык к правому рулю в первые 10 минут езды. И что бы не говорили скептики правого руля, я скажу – все это пустые разговоры. Больше всех протестуют против него только те, кто ни разу на правом руле и не ездил. А тот, кто ездил – знает, что никаких неудобств это не доставляет. Стоит только немного привыкнуть и все.
Отдельно хочу выразить благодарность всем тем, кто переживал за нас, родственникам, приютившим и проводившим нас в славном городе Артеме, всем, кто с нетерпением ждал нашего возвращения. Мы знали, что вы нас ждете, что мы вам нужны, поэтому с нами ничего не случилось. Спасибо!
Прошу извинить, если рассказ получился слишком длинным. Буду рад, если он вам чем-нибудь поможет. Будут какие-то вопросы – пишите мне на vas.ig@mail.ru. С удовольствием отвечу всем. Кроме того, могу оказать реальную помощь с приобретением и доставкой автомобилей из Приморья.
Удачной дороги!
Евгений Егоров |