|
«Вы там осторожнее, держитесь подальше от берега, когда будете залив объезжать — мы одну машину посадили в солончак, пришлось трос цеплять и второй машиной тянуть. Вам на одной машине плохо придётся — копать бесполезно.»
Вот такое напутствие мы получили от коллег-автопутешественников, когда уточняли дорогу по северному берегу озера Балхаш. Ну, а теперь с самого начала и по порядку.
Пытаясь получить ответ на свой вопрос — можно ли обогнуть озеро Балхаш с севера и насколько близко к берегу получится проехать — нашёл в Интернете два рассказа. В первом говорилось о том, как два внедорожника прошли этот маршрут в мае 2007 года. Особых проблем не отмечалось, кроме одного эпизода, когда Toyota Land Cruiser застрял в реке Аягуз и его вытаскивали лебёдкой с Nissan Patrol.
Вторая история о поездке трёх мотоциклистов также в мае, но уже 2014 года, изобиловала фотографиями разлившейся воды, в которой они чуть не утопили один из своих агрегатов.
Получается, что проехать можно, надо только найти самое лучшее время для такого путешествия. Летом, конечно, всё высохнет и шансов застрять в солончаке меньше, но ехать по пустыне в сорокоградусную жару — удовольствие так себе, а подобная жара здесь вполне возможна. Значит, ехать надо всё же весной, пока не жарко. Весна в этом году была ранняя и сухая, может быть, повезёт и всё подсохнет. Или не повезёт?
Пока я сомневался и высчитывал лучшее время для поездки, жизнь решила всё за меня. Как говорится — не было бы счастья, да несчастье помогло. Может быть и поехал бы так же, в начале мая, но — карантин. Дороги по Казахстану открыли только с первого июня, поэтому уже пятого числа мы стартуем.
Итак, цель: объехать озеро Балхаш с севера от города Балхаш через посёлок Саяк и выйти к Актогаю. Затем село Лепсы и берег озера около него. Возвращение через Талды-Курган. По возможности держаться в пути ближе к берегу озера и уж обязательно заночевать у воды.
Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). Канистра — 20 литров бензина (пригодилась). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.
Теперь о дороге подробнее. Здесь у нас три этапа. Первый: от Алма-Аты до города Балхаш. Это чуть больше шестисот километров, и наличие здесь дороги сомнений не вызывает. Не совсем понятно её состояние в настоящее время, но то, что эта дорога есть, — это точно.
Теперь этап третий: если мы доберёмся до Актогая, то там должна быть дорога на Лепсы и затем выход на трассу «Алма-Ата — Усть-Каменогорск» около посёлка Кызылагаш. Этот участок проезжать ещё не приходилось, но дорога там есть и народ ездит в Лепсы отдыхать на балхашском берегу. Значит проехать можно, ну а дальше — через Талды-Курган — до дома уже прекрасная дорога.
Больше всего вопросов было по второму этапу маршрута: от города Балхаш к посёлку Актогай, т.е. собственно вдоль озера по северному берегу. Посередине этого пути стоит посёлок Саяк, и к нему идёт дорога от города Балхаш — на карте, опубликованной выше, всё это видно. Но эта дорога нам не интересна, она далеко от озера. Так же не интересен путь вдоль железной дороги, по слухам существующий от Саяка до Актогая. С другой стороны, проходимость дорожек вдоль береговой линии, которые видны на снимках Гугл Земля, вообще под огромным вопросом… Было решено определять путь на месте, по ситуации.
День первый. 5 июня 2020 года. С 04:00 до 16:20. (740 километров).
Рано утром, примерно часа в четыре, мы покидаем Алма-Ату. Едем вдвоём — мне удалось уговорить сына на эту поездку, наобещав сказочную рыбалку и незабываемые впечатления. Первая сотня километров, до посёлка Курты, никаких неожиданностей не принесла — хорошая дорога, мало машин. Единственной неприятностью оказались тучи летающих насекомых, которые вмиг испачкали нам лобовое стекло. Утро было аномально жарким — в четыре часа термометр показывал +30 градусов — и мошкара резвилась вовсю. Мы даже несколько приуныли, когда стали прикидывать, какая жара нас ждёт днём, но через пару часов стало значительно прохладнее, настроение улучшилось, и погода в дальнейшем была просто превосходной.
Вместе с утренними сумерками закончился хороший асфальт, и началась ДОРОГА. Да, тот самый, печально известный участок от Куртов до Бурыбайтала, те самые 230 километров сочных эпитетов. Сейчас здесь идёт ремонт, точнее говоря — капитальная реконструкция пути, ну а по-простому — всю дорогу строят заново, делают то, что не сделали двадцать лет назад.
Есть участки уже готового асфальта, и довольно большие, но они по ширине только половина дороги, весь путь будет, судя по всему, четырёхполосным. Много объездов, делают новые мосты и трубы для пропуска воды. Изменения особенно заметны начиная с Куртов, но постепенно интенсивность ремонта уменьшается и на границе Алматинской и Джамбульской областей возникает ощущение, что ремонта нет и в помине.
Проехав этот участок, прикинули — сколько уже сделано и сколько ещё осталось. Получается так: по готовому асфальту мы проехали всего километров 40-50, не больше. Но под асфальтом не вся дорога, только половина, две полосы. Если весь отрезок Курты — Бурыбайтал составляет 230 километров, то четыре полосы будут 460 километров, из которых уложены, повторю, пятьдесят. Но это только асфальт, надо ещё сделать разделительную полосу, обочины, парковки, развороты, мостики для воды и разметку. Получается, даже по самым благоприятным подсчётам, что сделано не более десятой части всей работы. Это за год, ведь реконструкция началась в прошлом году. Десять процентов за год. Когда это всё будет готово?
Немного о дорожных знаках на этом участке. Такое ощущение, что их привезли с запасом, огромное количество и навтыкали где и как попало, лишь бы не валялись на дороге. Стоят временные знаки ограничения скорости 50, затем 40 и 30, никакого ремонта нет, пустой участок, потом стоит знак 70! Получается, что на пустом участке можно было ехать больше, чем семьдесят!? И так не один раз. Но надо сказать, что мы не заметили полицию в этих местах, видать, они и сами путаются — где и с какой скоростью надо ехать. Да и свою машину им, наверное, тоже жалко — патрулируют участок от Бурыбайтала до города Балхаш. Там больше сохранившегося хорошего асфальта, меньше участков ремонта и почти нет объездов. Два раза мы видели патрульные машины «за работой», и оба раза это было в зоне действия постоянного знака «50», т.е. в старых, надёжных и «прикормленных» местах.
А теперь, в качестве шутки, мы промчимся 230 километров от посёлка Курты до посёлка Бурыбайтал за 5 минут 22 секунды. Не пожалейте пять минут и посмотрите весь ролик. Когда-нибудь эти кадры станут историей и лет через ... мы будем показывать ЭТО своим детям и внукам, которые будут ездить прекрасными новыми дорогами по всему Казахстану.
От Алма-Аты до Балхаша не всегда получается проехать без дополнительной заправки топливом — расстояние между городами близко к предельному для моей машины. Так и в этот раз: сильный ветер, сначала боковой, затем ставший встречным, мешал ехать и расход топлива подскочил. Пришлось заправиться на АЗС «КазМунайГаз» в Бурыбайтале, залили 30 литров по 154 тенге за литр (минус 3 тенге за литр скидка), ну а потом, на въезде в Балхаш долили до полного ещё 63 литра. Вот теперь всё, первый этап пройден, проезжаем город насквозь и начинаем думать, как жить дальше.
Цель следующего этапа — выехать на берег озера. Конечно, подъехать к воде можно было и раньше, озеро хорошо видно с трассы, и в одном месте мы так и сделали. Когда автодорога пересекла железную по мосту, мы свернули с трассы, проехали восемьсот метров по грунтовке и вот оно — озеро (45.811271, 73.449196).
Но это, конечно, совсем не то, за чем мы сюда поехали. Нам хочется «дикого берега» и подальше от цивилизации. Однако дорога, идущая от города Балхаш до посёлка Саяк, нигде не выходит к воде, да и сам посёлок находится в тридцати километрах к северу от озера. Желания выехать на берег озера сразу, после города Балхаш, даже не возникало — на снимках Гугл отчётливо видно, что в этих местах берег болотистый и густо порос камышом. Более или менее нормальным он становится только километрах в пятидесяти от города. Туда мы и направились, сначала по грейдеру, а потом, почувствовав близость воды, — по тропинкам.
По пути проехали вот такой несостоявшийся посёлок — скелеты двух пятиэтажек. Что здесь собирались строить и зачем? Координаты этого места 46.826813, 75.620132. Со слов местных жителей здесь был когда-то военный городок.
Свернув с грейдера в сторону озера, мы несколько километров ехали вдоль железной дороги в поисках места, где можно её пересечь. Такое нашлось не сразу, да и к «железке» близко не подъедешь — всё время вдоль неё идет старательно выкопанный ров. Наконец, в одном месте, показался мост, мы проехали под ним и вскоре были на берегу.
Дальше уже ехали вдоль воды, то ближе, то дальше, повторяя изгибы береговой линии. Всяких разных дорожек было великое множество, колеи отходили в сторону, присоединялись и пересекались. Мы же старались выдерживать общее направление вдоль берега и следить за растительностью прямо по курсу. Несколько островков подозрительно яркой травы с торчащим камышом были обойдены на приличном расстоянии, как говорится — от греха подальше.
Несмотря на то, что летнее солнце уже порядочно подсушило эти места и весенняя яркость красок исчезла, нам повстречался вот такой куст цветущего саксаула, оживляющий своим присутствием пустынный пейзаж.
Здесь же у нас произошла встреча с коллегами, о которой говорилось в начале рассказа. Судя по номерам, они жители города Балхаш, то есть местные и должны бы знать «засадные» участки на берегу. Но вот всё-таки застряли в солончаке на пути к месту отдыха. Их рекомендации были внимательно выслушаны и неуклонно соблюдены, что дало нам возможность избежать ненужных приключений. На следующем видео показаны отдельные участки берега, лагерь коллег, наше место стоянки и дельта реки Аягуз. Так же видно, как я переезжаю вброд эту реку, об этом «приключении» расскажу чуть позже.
Пожелав друг другу хорошего отдыха, мы поехали дальше. Но поскольку время уже близилось к вечеру, отъехали пару километров, нашли удобное место (46.81104, 75.88134) и встали на ночёвку. Сильный ветер, дувший весь день, немного поутих, как раз до того, когда он приятно обдувает и отгоняет комаров и мух, но не поднимает в воздух песок при каждом шаге. Так что от насекомых мы сильно не страдали, да и температура воздуха после обеда выше 25 градусов не поднималась.
Казалось бы, можно поужинать и отдыхать, но озеро рядом, рыболовные снасти в машине и надо попробовать это всё соединить. Мы пошли ловить рыбу. Дно каменистое, вдоль берега идут небольшие островки камыша и первый же заброс удочки принёс небольшую воблу, которую едва не сорвал с крючка змееголов, выпрыгнувший вслед за ней из воды.
Ужин и отдых были забыты и вскоре несколько воблочек и пара судачков уже сидели в сетке. В этот момент мы сообразили, что у нас собой практически нет соли (горе-рыбаки, поехали на рыбалку, называется), а завтра весь день ехать по пустыне, поэтому вовремя прекратили опустошать рыбные ресурсы Балхаша. Был поставлен очередной плюсик в плане поездки — рыбалка была, рыбу поймали.
Теперь уже ничто не мешало нам предаться отдыху после семи с половиной сотен километров, пройденных в этот день. Огромная луна, медленно встающая над озером, была последним впечатлением первого вечера поездки.
День второй. 6 июня 2020 года. С 06:00 до 19:00. (382 километра).
В этот день, проведя за рулём столько же времени, как и вчера, мы проехали вдвое меньшее расстояние. Но осознание этого факта придёт гораздо позже, уже вечером, а сейчас, перекусив по-быстрому, мы начинаем движение. На удивление прохладно, не выше 10 градусов, и единственное неудобство — это бьющее в глаза солнце. Мы едем на восток.
Естественно, идём не по прямой. С одной стороны — не хочется отдаляться от берега, с другой — хочется подальше обойти участки с ярко-зелёной растительностью. Несколько раз приходится возвращаться назад и выбирать другую колею, подальше от солончака. Ну а «дорог» здесь, сами понимаете…
Полоса для манёвра у нас небольшая: с одной стороны — берег озера, с другой — железная дорога. Стараемся ехать ближе к воде, но наткнувшись пару раз на болото, решаем уйти к насыпи. Здесь, поначалу, всё идёт хорошо, дорога твёрдая и сухая, но за очередным пригорком упираемся в большую лужу. Понимаем, что вариант «рядом с железной дорогой» тоже не вариант и снова возвращаемся назад, в объезд препятствия.
Первым населённым пунктом, который был на нашем пути в этот день, оказался посёлок Акжайдак (46.832533, 75.938369). Увидев несколько заброшенных двухэтажных домов старой постройки, мы уже подумали, что здесь и нет никого, но потом обнаружили здание железнодорожной станции, которое имело явно жилой вид. К тому же рядом стоял старенький «Жигуль» и было похоже, что он ездит. Дверь в служебное помещение была гостеприимно распахнута, было решено зайти поздороваться и уточнить дорогу.
Внезапно вырванный из сладкого сна, сотрудник «Қазақстан темір жолы» несколько раз махнул рукой в разные стороны, показывая возможные варианты дорог к промежуточной точке нашего маршрута — посёлку Саяк. Вопрос о дальнейшей дороге на Актогай вызвал у него замешательство, и эту тему мы развивать не стали.
С этой станции мы могли поехать на Саяк по официальному, так сказать, грейдеру. Но тогда — прощай, море… Выбираем прибрежный вариант и вскоре подъезжаем к команде отдыхающих. Народ путешествует с размахом — четыре машины, чуть в стороне тарахтит генератор, к «уазику» подвешен душ. Расслабляются мужики…
– Здравствуйте! Вы откуда? — интересуемся.
— Из Астаны — отвечают. Мы не стали спорить, жителям столицы виднее, как называть свой город. Только лишь спросили, как долго они ехали до озера. Оказалось — пятнадцать часов, дольше нашего. Если учесть, что от столицы и до Караганды идёт автобан, то какова-же дорога от Караганды до Балхаша?
Пообщались с коллегами «за отдых» и дальнейшую дорогу, поделились с ними хлебом (давно здесь стоят), отклонили соблазнительное предложение «выпить холодненького» и поехали дальше. Впереди, как выяснилось, должно быть постоянное рыбацкое жильё, и там подробно расскажут, какими путями стоит ехать.
Это был егерский пункт (46.757009 76.318152). Первый человек, подошедший к воротам, несколько задумался и позвал второго:
— Старина! Иди сюда! Здесь дорогу на Саяк спрашивают.
Подошёл Старина. Да, именно так, с большой буквы. Этот матёрый человечище, используя несколько литературных слов для связки множества непечатных выражений, пояснил следующее: дальше, вдоль берега, проехать можно, но лучше не стоит — это очень долго и есть возможность заблудиться. Лучше пересечь железную дорогу, уйти от берега до «высоковольтки» и строго вдоль неё ехать до Саяка. Это будет примерно километров сто.
Поскольку очередные пункты нашей программы (ночёвка на берегу, маршрут ближе к воде) уже выполнены и вдоль озера мы проехали более пятидесяти километров, было решено воспользоваться указаниями Старины. Видеоролик, который выложен чуть выше, заканчивается моментом обнаружения «высоковольтки». Вдоль неё, судя по полученной информации, нам предстояло ехать ещё километров девяносто.
«Наматываю мили на кардан. И еду параллельно проводам…» Эти слова из песни В. Высоцкого постоянно крутились у меня в голове в течение почти трёх часов, пока мы ехали вдоль ЛЭП до Саяка. Мили наматывались очень медленно, дорога настраивала на философско-нецензурный лад. К тому же, когда я ещё утром, в начале пути, рассуждал — какая будет впереди дорога — сын спросил меня — а где здесь, собственно, ты видишь дорогу? Да и в дальнейшем, до самого Талды-Кургана, употребление этого слова вызывало у него некоторое недоумение.
Но это не означает, что здесь нельзя ездить. Любая машина, любой трёхосный «КамАЗ» проедет здесь легко, практически в любое время года. По ходу дела, именно подобные машины и накатали здесь такую колею, в которую сейчас я стараюсь не попасть. Есть, есть большая вероятность просто сесть на «брюхо», ну а зацепиться днищем за бугорок — это как здрасти, раз десять у меня это получалось легко и непринуждённо. К тому же середина колеи заросла густой жёсткой травой, едешь и слышишь — как она шелестит по днищу. Мысль о том, что в этой траве может притаиться камень, оптимизма не прибавляла.
Не буду больше утомлять этими подробностями, иначе настроение у вас станет таким же, какое было у нас, когда мы приехали на станцию Тагынкара (46.767258, 77.096880). Как родному, мы обрадовались приветливому сотруднику станции, который не только утешил нас, сообщив, что до Саяка не более тридцати километров. Он также сказал, что на Актогай дорога гораздо лучше, можно спокойно ехать вдоль ж/д пути не опасаясь солончаков, а напоследок ещё и сфотографировал.
Стало понятно, что в этом году мы были первыми посетителями с «большой земли», да и вообще: турист в этих местах — зверь редкостный.
После этой станции дорога (вот опять это слово говорю, опять сын будет ругаться) отошла от ж/д пути, стала как бы самостоятельной и вскоре пришла в Саяк (46.903150, 77.351395). На часах почти двенадцать, едем уже шесть часов.
Здесь нас ожидал неприятный сюрприз. Очередной перегон видеороликов с карты регистратора на компьютер окончился неудачей — отказался включаться ноутбук. Видимо, он решил так — с ума посходили хозяева, я в такие игры больше не играю… И молчит, окаянный. Только через двое суток, уже дома, отдохнув с дороги, включился как ни в чём не бывало.
Посёлок Саяк знавал, без сомнения, лучшие времена. Возникший в середине 60-х годов прошлого века на месте Саякского рудника (добыча медной руды для Балхашского металлургического комбината, добываются также мрамор и золото) он уже в 1969 году получил детский сад на 140 мест, в 1971 году появилась ретрансляционная телевизионная установка и больница на 100 коек, в 1973 году — дом культуры «Горняк» на 500 мест. Но в 90-е годы что-то пошло не так. И настолько «не так» что и сейчас, тридцать лет спустя, посёлок медленно сокращается: из 3670 человек, живших здесь в 2009 году, на начало 2019 года осталось 3020.
Было решено здесь не задерживаться, уточнить дорогу и — в путь. Уже на выезде из посёлка мы увидели большое (для этих мест) здание, явно административное, и стоящих перед ним двух крепких мужчин в комбинезонах и белых касках. Наверное, это спасатели МЧС, подумали мы. А раз — пусть спасают, объясняют дорогу на Актогай. Но мы ошиблись — это была дирекция рудника и сотрудники ожидали свою машину для поездки на объект. Однако дорогу объяснили подробно, спасибо им.
И мы двинулись в дальнейший путь. От Саяка до Актогая 175 километров. Но это по карте, строго по прямой. В реальности получается не менее 200 километров далеко не асфальта. Одна радость — заблудиться невозможно, всё время рядом надёжный ориентир, железная дорога.
Но ехать в Актогай мы не собирались. Это означало уже не увидеть северный берег Балхаша. План был такой — проехать по этой дороге километров сто, уйти направо и выехать на берег. Затем вдоль воды добраться к месту впадения реки Аягуз в озеро, переехать руку вброд и уже там выйти на дорогу Актогай — Лепсы. Вот эти сведения — где нам лучше свернуть к берегу — мы и пытались получить от местных жителей. И мы их получили.
Пока же мы едем вдоль железной дороги и ничего интересного не происходит. Через каждые 25 километров стоят ж/д разъезды, по ним мы и ориентировались — ведь дорогу на объяснили примерно так: проедете три разъезда, потом будет посёлок, затем четвёртый разъезд, вот перед ним и повернёте направо, но в посёлке ещё спросите о дороге…
Только в одном месте на дороге было некоторое оживление — четыре товарных вагона ушли под откос и пара десятков дорожных рабочих ликвидировали последствия этой аварии. Два упавших вагона вмялись друг в друга, возможно было столкновение поездов.
Чуть дальше был замечен вот такой симпатичный «трамвайчик». Скучающий в кабине машинист проводил нас долгим взглядом, видать — давно здесь стоит.
Тем временем мы приехали в посёлок Жаксыбулак (46.850573, 78.843345), в тот самый, где было необходимо уточнить дорогу. Подъехали к зданию ж/д станции, вышел человек, и давай мы его пытать — где дорога на озеро и как туда проехать?
— Да запросто, — говорит. — Воон, видите, здание подстанции? Объедете его справа, потом будет два оврага, после них берёте правее и потом всё время прямо, до озера. Потом вдоль берега до реки, через брод, и выйдете к дороге на Лепсы.
— А как там с бродом, спрашиваем. Проехать получится?
— Наверное получится. Воды мало в этом году. Только берите не прямо — там яма — а чуть правее.
Сказали мы ему спасибо и поехали к подстанции. Обошли её справа, а дороги-то и нет! Так… Вернулись чуть назад, в посёлок. Смотрим — трое парней стараются оживить «ГАЗ-53», от которого осталось только одно название. Подъезжаем, спрашиваем.
— Да, — говорят, — туда дорога есть, но через реку не переедете, вода большая. Только с первого июля дорога откроется, точно знаем.
— И как нам теперь быть?
— Езжайте вдоль «железки» к Актогаю, там будет мост. Не доезжая до моста направо пойдёт насыпь через камыши, вдоль нефтепровода. По ней и проедете, — отвечают.
Задумались мы крепко. С одной стороны — хочется ближе к берегу, но с другой — если брод непроходим и придётся возвращаться назад, то до Лепсов мы уже не доедем, бензина не хватит даже с канистрой. Решили не рисковать — «парни точно знают» — и поехали к насыпи. Переехали эти два оврага и дальше, вдоль «железки», к обещанному мосту.
Вообще, честно говоря, такие ориентиры — не доезжая до моста, перед четвёртым разъездом — несколько забавляли. Ну как мы узнаем, что уже находимся «не доезжая до моста»? Оставалась надежда на последний ориентир — камыш. Как будет камыш, нам туда.
Он, в смысле — камыш — появился задолго до моста, и мы внимательно заглядывали за каждую камышинку в поисках поворота. Ориентир, конечно, для Балхаша редкостный, как будто не растёт он здесь на каждом шагу. Камыш крепчал, поворота не было, мост не появлялся. Мы чуть не проскочили узкую дорожку, уходящую вглубь зарослей, но вовремя остановились, оценили густоту и высоту камыша и решили — нам сюда (46.904453, 79.381806).
Через пару минут слева невдалеке, в просветах зарослей, промелькнул упомянутый мост. Уверенность в правильности выбора несколько окрепла, ну а когда вдоль насыпи появились маршрутные столбики нефтепровода, она стала абсолютной.
Мы ехали вдоль нефтепровода, вдоль его последнего участка Атасу — Алашанькоу. Эта магистраль, протяженность которой 1759 километров, начинается в Казахстане, на северном берегу Каспийского моря, пересекает извилистым путём всю страну с запада на восток и уходит в Китай через Джунгарские ворота. Работает с 2005 года, и я очень надеюсь, что и дальше будет работать также безаварийно. Ведь здесь труба проходит в тридцати километрах от озера Балхаш и к тому же лежит в болотистой долине реки Аягуз на протяжении полутора десятков километров. Если что случится, то вырвавшись из 80-сантиметровой трубы, нефть может быстро достичь озера. Что уж тут говорить об озере Алаколь, ведь там труба проходит совсем рядом, всего в трёх километрах. Но я уверен, что ничего подобного никогда не случится, поскольку в сооружении нефтепровода Атасу — Алашанькоу принимали участие лучшие казахстанские и китайские специалисты.
А сама дорога по насыпи нам очень сильно понравилась. Нет, не её качество — это обычный грейдер — а то, что было вокруг. С болота постоянно поднимались разные птицы размеров немалых. Большие белые цапли сидели прямо на дороге до последнего, не желая улетать. А сколько всяких разных птиц буквально теснилось на мелководье — я таких названий и не знаю. На предыдущем видеоролике есть пара попыток запечатлеть взлёт отдельных экземпляров.
Но вот болото остаётся позади, камыш исчезает и вокруг опять привычный пустынный пейзаж. Впереди видна железная дорога, станция Каракум (46.819183, 79.574416), это уже путь на Алма-Ату. Жаль, что не увидели больше озеро, да и брод не прошли — так подумали мы и покатили в сторону Лепсов.
Однако проехав немного и увидев, что дорога ничего хорошего не обещает, решили попробовать выехать всё же на берег и там заночевать — ведь пока доберёмся до Лепсов, да там ещё до берега, да пока место найдём — уже и спать пора будет. Поэтому, завидев вдалеке ж/д станцию Каратас (46.651435, 79.322797) и рассудив, что там будет переезд через пути, подъезжаем к посёлку и спрашиваем у местного жителя кратчайшую дорогу к озеру.
— Вон туда езжайте, через переезд, потом прямо к реке. Можете в реке рыбу ловить, можете переехать через реку и потом налево, к озеру.
— Вот спасибо, — говорю я ему. —А река то как называется?
— Аягоз, — отвечает.
Опаньки, приехали. Нас опять направляют к этому броду! Ну, это уже судьба, надо ехать. Переехать, может, и не переедем, ну хоть поглядим, тут ехать меньше десяти километров.
Около брода (46.711523, 79.325988) стояла легковая машина и два рыбака, которые с интересом стали наблюдать за нашими действиями. Сын пошёл в разведку, вброд через реку, а я с интересом смотрю — что из этого выйдет. Вот уже щиколотки погрузились в воду, вот уже в полколена воды. Ну, думаю, счас. Попрёт глубина! Ещё несколько осторожных шагов и …
«Да тут мелко, — говорит сын. — Дно хорошо видно» и выходит на другой берег, сделав ещё несколько шагов и не замочив колени.
Да уж, а сколько было вопросов, сомнений и переживаний… Пришлось проехать, что уж теперь.
Но зато через десяток километров мы подъехали к озеру.
Это место, куда мы так стремились, наших ожиданий не оправдало. Здесь река Аягуз впадает в Балхаш и при наличии надувной лодки и свободных пары дней можно было бы хорошо порыбачить. Ни тем, ни другим мы не располагали, а с точки зрения купания этот кусочек вообще никакой — камыш растёт довольно густо.
Поэтому, с учётом заходящего солнца, принимается следующее решение — сейчас всем отдыхать, а завтра, с рассветом — на Лепсы. Поставив машину недалеко от воды, мы разбили лагерь, поужинали, и в этой точке маршрута (46.685626, 79.229609) день был завершён.
День третий. 7 июня 2020 года. С 5:30 до 16:00. (548 километров).
Неукротимая тяга к путешествиям разбудила нас в пять часов утра. Правда, сын утверждает, что это я его разбудил так рано, но нет, это была именно она — тяга. Мы даже не позавтракали, отложив это дело до Лепсов, лишь только перелили бензин из канистры в бак автомобиля, ведь последние десять километров уже горела сигнальная лампочка уровня топлива.
На пути к нежным песчаным пляжам Балхаша около посёлка Лепсы нас ожидали восемьдесят километров жёсткого грейдера. Песок на дороге тоже присутствовал, но в виде ям, глубиной с колесо машины.
Ещё вчера, только выехав на эту дорогу, мы повстречали одинокий «КАМАЗ». Машина стояла, мотор был заглушен, водитель тоскливо-задумчиво смотрел вперёд. Поскольку дорога не совсем походила на ту, которую мы ожидали увидеть, решено было уточнить:
— Скажите, эта дорога на Лепсы?
— Да, эта.
— А далеко?
— 98 километров.
— Это дорога?
— Дорога…
Вчера мы подумали, что это был какой-то заблудившийся «КАМАЗ» или экстремал-одиночка, готовящийся к ралли «Париж-Дакар», но, когда сегодня, после Лепсов, навстречу нам, в одиночку и группами, шли фуры с номерами разных регионов Казахстана, уже пришлось задуматься — куда же они едут? До Актогая? Это вряд ли, Актогай-то не резиновый, куда ему столько фур. Тогда куда же? Перегородить дорогу перед фурой и задать её водителю такой вопрос мы как-то не решились. Ответ мы получили от дорожных рабочих, делающих мелкий ремонт асфальта.
Оказывается, эти фуры идут в объезд на Учарал, Аягуз и дальше, на Семипалатинск. А что же они объезжают? Не много, не мало — трассу республиканского значения «Алма-Ата — Усть-Каменогорск» с её масштабными ремонтами! Это что же там такое происходит, что дорога здесь им в радость? Поэтому я с уверенностью заявил сыну: «Ты говорил, что это не дорога? Это она и есть — дорога, если сюда едут с трассы республиканского значения!»
Водитель «КАМАЗа» сказал — 98 километров. Это длина участка Актогай — Лепсы. Поскольку мы выехали на дорогу южнее Актогая, то нам оставалось проехать километров восемьдесят по этой части маршрута.
Асфальт появился километра за четыре до посёлка Лепсы. Далеко не новый, но мы и такого почти двое суток не видели. Ну а в самом посёлке совсем красота — новенький, чёрненький и гладенький. За посёлком, в сторону берега, уже похуже будет, но это уже мелочи.
Пляж здесь, конечно, получше будет, чем на северном берегу озера, да и добираться сюда от южной столицы проще и быстрее, но особого впечатления это место на меня не произвело. Да простят меня приверженцы отдыха на Лепсинских пляжах — по мне уж лучше и проще на Капчагай поехать. Вода, конечно, отличается от балхашской, но в остальном — один в один, те же барханы, песок и ветер. Зато ехать от Алма-Аты до Капчагая раз в пять ближе и раз в десять быстрее.
Но одну группу отдыхающих мы видели. Два внедорожника, с алматинскими номерами и с тентом над машинами, стояли над озером, в барханах. Мы проехали чуть дальше, за ближайший бархан, где и остановились. Здесь было решено позавтракать, прогуляться к воде и порыбачить.
Полностью удалось выполнить два первых пункта. Сотрудничать с нами по третьей позиции рыба категорически отказалось и, после получасовых уговоров, мы смотали удочки.
Список того, что нам необходимо сделать во время путешествия, подходил к концу. Оставался пустячок — вернуться домой. Для этого надо было сначала заправиться, ведь до Талды-Кургана и АЗС больше не предвидится, и бензина не хватит. Найденная на Картах Гугл «Заправка №2» (46.230942, 78.938211) не работала. Не знаю — нам так «повезло» или это уже навсегда, но факт остаётся фактом: на АЗС никого, шланги обмотаны вокруг колонок. Но есть еще «Заправка №1», рядом с посёлком, на пересечении дорог (46.233505, 78.963823). Она работала и бензин там был. Даже два сорта — АИ-80 и АИ-95.
Пока заливали двадцать литров 95-го по 165 тенге за литр, кассир-оператор поведала нам, что бензин здесь есть не всегда, вот сейчас осталось тонны полторы, а потом она будет заказывать доставку. Думая, что мы едем в Лепсы и дальше, на рыбалку, посоветовала залить полный бак — вот так одни люди не заправились вовремя, а потом жили в посёлке три дня, ждали подвоза топлива.
К счастью, нам надо в другую сторону. До знакомых мест, до дороги А-350, остаётся всего километров. Примерно посередине этого пути находится, чуть в стороне от дороги, посёлок Матай, но нам в него не надо. Хотя место это весьма примечательное, можно даже сказать — знаковое. Здесь, в локомотивном депо станции, во время Великой Отечественной войны, сержант Калашников сконструировал свой первый пистолет-пулемёт (ППК) и создал, при помощи специалистов депо, первый опытный образец этой модели. Если у села Матай будет когда-нибудь герб, то на нём должен быть размещен знаменитый «Калашников».
Теперь нам надо доехать до кольца (45.379553, 78.645511) и проехать через него прямо, к дому.
Больше ничего интересного с нами не случилось, несколько слов о состоянии дальнейшей дороги: на участке Лепсы — Матай лежит старый асфальт в целом удовлетворительного качества, хотя отдельные участки разрушаются. Дальше участки снятого асфальта, это всё есть на видео.
Новый хороший асфальт появляется примерно за 25 км не доезжая кольца на трассе «Алма-Ата — Усть-Каменогорск» и идёт до этого кольца без перерывов. Причем явно заметно, что этот асфальт не весь уложен в текущем году — полпути асфальт чёрный и свежий, второй отрезок уже серый, явно делали в прошлом году. Как при таких темпах успеют быстро довести этот ремонт до Лепсов — большой вопрос.
Теперь дальше. От кольца до Талды-Кургана примерно пятьдесят километров, и на этом участке мы ни разу не ехали по новому готовому асфальту. Да, его видно на новой насыпи, наблюдали укладку асфальта, но — не ехали. Таким образом даже половину проезжей части не открывают ещё для движения. Едешь или по временному грейдеру, или по старому асфальту на разном расстоянии от строящегося пути. Полностью готовая дорога начинается строго от аэропорта г. Талды-Курган.
В целом, состояние дороги здесь мало отличается от того, что я видел год назад:
Дальше уже совсем не интересно — сплошной асфальт, традиционно ретивая дорожная полиция на перевале Архарлы (нас не тронули) и автобан за Капчагаем. Да, вот ещё один момент — оплата за дорогу. Перед Алма-Атой стоит пункт оплаты, стоимость проезда от Капчагая — 100 тенге. Подъехали к терминалу, мне выставляют счёт 720 тенге. В чём дело? А дело в том, что за последний год я несколько раз ездил по платной дороге «Алма-Ата — Хоргос», но въезжал и выезжал вне пунктов оплаты. Камеры промежуточного контроля фиксировали мои передвижения и, когда моя машина оказалась на пункте оплаты, счёт был выставлен за всё удовольствие сразу. Пришлось платить по полной…
Заключение.
Мы объехали озеро Балхаш с севера — заехали со стороны города Балхаш и вышли на Лепсы через Саяк и Актогай. За три дня было пройдено 1670 километров, из которых нормальных дорог было километров четыреста. Остальное — берег северный...
Мы безжалостно спалили 240 литров бензина АИ-92. Машина, к счастью, никаких видимых повреждений не получила.
Мы пришли к выводу, что объехать озеро Балхаш с севера, ближе к берегу, вполне реально, не сложно и даже может быть в удовольствие, если есть:
С точки зрения купания северный берег не совсем удачен. Мы не купались, было прохладно, но прибрежная полоса с крупными камнями, заходить в воду будет не очень приятно. Комары, мухи и дорожная полиция нам не досаждали, «…люди встречались … душевные, можно сказать, деликатные». Змей и ядовитых насекомых замечено не было, птичий мир в долине реки Аягуз поразил своим обилием и разнообразием.
Так что можете поехать и посмотреть всё сами. Если захотите, конечно. Удачи на дорогах!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.