Солнечная Сицилия. 2 часть

19.06.2020 | 6312 просмотров

Агридженто — Марсала — Трапани — Эриче — Терразини — Палермо — Монреале — Чефалу — Монделло

9 день 6 сентября 2017 год. Агридженто — Марсала

Совсем немного общались с Офонсо, а так подружились с ним. Пока мы гуляли по Долине Храмов, Офонсо узнал расписание автобусов до Марсалы. Мы решили, что поедем на 8:55. Утром встали с расчетом, что пойдем пешком до автовокзала. Во время завтрака к нам пришел Офонсо и предложил довезти нас до автостанции. Мы подарили ему сувенир, он так растрогался, что пригласил нас к себе в квартиру, познакомил с женой Кармелитой. Оказывается, она из разного материала (камня, пластмассы, рафы) делает украшения: браслеты, кольца, бусы. Я получила в подарок маленькую сумочку. Такие милые подарки всегда поднимают настроение!

На автостанции Офонсо помог нам приобрести билеты (10,10 евро на одного человека) и показал, куда прибудет автобус. На этом мы распрощались с душевным Офонсо из Агридженто.

Три часа мы ехали в комфортабельном автобусе до Марсалы, наблюдая из окна сельскохозяйственную Сицилию. Плантации из виноградников, бахчевые поля с любовью обработаны, между грядок по трубам течет вода.

В подъезде нашего забронированного дома работал портной в небольшой мастерской. Он позвонил хозяйке нашей квартиры Элизе, через 15 минут она уже заселила нас в двухуровневую квартиру (42 евро за сутки).

Немного отдохнув, отправились знакомиться с городом.

Небольшой, но наиболее заселенный во всей провинции Трапани (80 тыс. жит.), город Марсала лежит на Капо Боэо, известном также под названием мыс Лилибеум (переводится, как город с видом на Ливию), в самой западной оконечности Сицилии. Город был основан финикийцами в IV в. до н.э. Поселение на мысе Лилибеум в 440 г. до н. э. разрушили вандалы, а спустя несколько столетий, в IX в., его заселили арабы, назвав Марса-эль-Аллах («порт Аллаха»). Современная Марсала — крупнейший торговый и промышленный центр провинции Трапани. Местная промышленность сосредоточена, в основном, на виноделии (вина «Марсала» известны не только в Италии), процветает также коммерческая деятельность.

В конце XVIII века купец из Англии Джон Вудхаус, судно которого пережидало бурю в гавани Марсалы, попробовал местное вино, изготовляемое в окрестностях Марсалы и Трапани и решил переправить его в Англию. Однако свойства вина не позволяли его транспортировать, и поэтому Вудхаус сделал вино более крепким, добавив к нему коньячный спирт. В результате чего появилось ныне всемирно известное крепкое десертное вино «Марсала». Производство именно этого вина и обусловило новый экономический расцвет в городе.

В историю Марсала вошла не только благодаря вину: 11 мая 1860 г. здесь высадился на берег Гарибальди со своей «Тысячей», чтобы начать поход ради объединения Италии.

Жаркое сицилийское солнце, несмотря на сентябрь, пекло, поэтому решили сначала искупаться в Средиземном море. На платный пляж не пошли. Поплавали в водах, где каменистое дно, но очень чистая теплая вода.

После купания легче гулять и осматривать город. Вышли через ворота Порта-Нуова, которые украшает испанский орел, на улицу 11 мая. Эти ворота еще называют ворота Гарибальди, через которые 11 мая 1860 года гарибальдийцы вошли в город.

Во время Второй мировой войны Марсалу бомбили с моря и с неба, но все же Старый город сохранил свой средневековый облик; прямоугольная планировка восходит к пуническим принципам градостроительства.

Выходим на Piazza della Repubblica к элегантному зданию XVIII в. Паллацо Комунале, имеющее второе название Лоджия. Сегодня в здании этого дворца находится городской муниципалитет.

Здесь же находится Кафедральный Собор, посвященный Св. Фоме (Томасу) Кентерберийскому, был выстроен в XVII-XVIII вв. на фундаменте норманнского сооружения.

Путешествуя по Сицилии нельзя не обратить внимание на необычный сувенир — своеобразный треугольник, образованный тремя ногами, согнутыми в коленях и посередине треугольника находится голова горгоны Медузы. Это Тринакрия — символ Сицилии. Тринакрия на Сицилии есть везде: на флагах, на керамике, на стенах, на одежде, её набивают в виде татуировок, делают из драгоценностей, на наклейках, на вывесках магазинов, на открытках, на сувенирах.

Тринакрия обозначает, что остров имеет три мыса:

• западный Капо — Лилибео;

• восточный Капо — Пелоро;
  • южный Капо — Пассеро.

Именно так, Тринакрия, называли остров Сицилия древние греки, которые основали в VIII веке до пришествия Христа здесь свои колонии (Сиракуза, Наксос, Катания и др.).

Символ Тринакрии — трискелион, что в переводе с греческого значит — трехногий. Этот знак очень древний. Считается, что трискелион обозначал ранее основные положения солнца — восход, зенит и закат, немного позднее — просто ход истории, то есть «бег времени», постоянное вращение небесных светил.

Согласно древнегреческим мифам, на острове Сицилия проживали горгоны, а самая страшная из них была горгона Медуза — настоящее чудовище, имеющее женское лицо, однако вместо волос были змеи. От взгляда Медузы все живое превращалось в мертвый камень. Согласно мифам Древней Греции, горгона Медуза была обезглавлена Персеем, однако и ее отрубленная голова обладала все той же способностью. Вот поэтому голова горгоны Медузы и поселилась на символе острова. Считается, что она до сих пор защищает своим взглядом остров от всех неприятелей. Нередко в Тринакрии змеи на голове Горгоны переплетаются с колосьями, символом богатства и плодородия.

Тринакрия есть на официальном флаге региона Сицилия. Флаг, история которого начинается около 13 века, был официально принят региональным законом от 4 января 2000 года № 1 и выставляется во всех общественных зданиях на Сицилии.

Флаг Сицилии является одним из старейших в мире и являет собой прямоугольник двух цветов с Тринакрией посередине, что символизирует сильную связь с историей и мифологией острова. Цвета (красный и желтый) символизируют союз муниципалитетов Палермо и Корлеоне во время Сицилийской вечерни 1282 года.

Наступило время сиесты. Все кафе закрыты, народу мало. Как будто все самоизолировались. Но все же в одной траттории нам были рады. Мы очень вкусно пообедали (16 евро на двоих): сардины с мягким и свежим сыром, сардины с картофелем, фасолью, помидорами, оливами и каперсами. Запили все пивом и чашечкой кофе. Блаженство! Довольные и сытые, мы все же зашли в супермаркет, где прикупили вина, фруктов и продуктов на вечер и на завтрак.

Говорят, что на побережье между Марсалой и Трапани можно полюбоваться красивыми закатами на Сицилии. Раз уж мы здесь, то непременно надо это подтвердить. Не получилось. Видимо, сегодня не наш день.

Прогулялись по вечернему городу. Удивило то, что уже в 9 часов вечера улицы как-то опустели, лавочки закрылись. Может, это будний день и поэтому марсалийцы заторопились домой. Еще мы обратили внимание, что на Сицилии много согнутых старичков, которые собираются кучками и сидят общаются или во что-нибудь играют. Ни в одной стране не наблюдали так много согнутых от старости или от тяжелой работы мужчин пожилого возраста.

Вечер завершили на террасе, попивая вино «Марсала» под звездами и огромной луной.

10 день 7 сентября. Марсала — Трапани — Эриче

На автобусе едем в город соли и ветра Трапани. Билет на одного человека стоит 3,60 евро. В течение часа я не отрываясь смотрела в окно автобуса: завораживающие пейзажи великолепного моря, ровные ряды виноградников, поля дынь и невысокие дома итальянцев.

Трапани (70,4 тыс. жит.) административный центр одноименной провинции, благодаря добыче соли и рыбным богатствам принадлежит к наиболее зажиточным сицилийским городам. Город клином вонзается в море напротив архипелага Эгадских островов, между склонами горы Эриче и узким полуостровным выступом, обращенным к побережью Лилибеума с его обширными солончаковыми пустошами.

В древности здесь жили сиканы и элины. Пришедшие впоследствии греки нарекли город именем Дрепанон, так как своими очертаниями он напоминал серп. Став яблоком раздора в пунических войнах, город оказался, наконец, под властью римлян после их победы над Карфагеном в морском сражении у Эгадских островов (III в. до н.э.). После падения Римской империи через Трапани прошли многие другие народы, которые, однако, не препятствовали развитию его торговых и деловых связей. Так, довольно важную роль город играл при арабах и норманнах, но особенного процветания он достиг при арагонцах. В XVI в. город попал под покровительство Карла V, который способствовал укреплению его оборонной мощи. В последующие века в Трапани все большее развитие получают морская торговля, рыболовство, соляные разработки (в связи с богатыми природными запасами соли на его территории). В период борьбы за воссоединение Италии жители Трапани принимали активное участие в восстаниях против Бурбонов.

В настоящее время Трапани — это важный торговый, рыболовецкий, туристический порт (именно отсюда отправляются туристские экскурсии на Эгадские острова) и промышленный центр: переработка продуктов сельского хозяйства. добыча соли (хотя сейчас намечается тенденция к спаду) и обработка рыбы.

В Трапани мы заселились в очень приличный отель (Home Sweet Home) на 4 номера со своей кухней. Перекусили и поспешили на автобус в Эриче. Билет до Эриче и обратно стоит 4,80 евро на одного человека. Есть возможность подняться по канатной дороге в Эриче. Дорога в Эриче взбирается на высокую гору (751 метр), делая множество резких изгибов, и на каждом повороте хочется остановиться, чтобы насладиться роскошными панорамами побережья, которые открываются внизу.

Основание города приписывают как Энею, так и королю элимов Эриксу, сыну аргонавта и богини Афродиты (римской Венеры), выстроившему здесь храм в честь собственной матери. Культ Венеры и соответствующие ритуалы еще долгие столетия привлекали сюда мужчин из разных стран. Вокруг храма возникли оборонительные сооружения и город, который поочередно укрепляли римляне, арабы, норманны, превратив в могучую крепость.

В средневековую часть города ведут ворота Порта — Трапани — одни из трех норманнских ворот в городской стене.

Слева от ворот находятся два выдающихся памятника прошлых веков: церковь Матриче (Богородицы) построена в XIV в. Рядом с ней возвышается мощная, увенчанная зубцами оборонительная башня, прорезанная арочными окнами. На башню-колокольню можно подняться, что мы и сделали. С верхней площадки открываются восхитительные виды на старый центр Эриче и его окрестности.

Вокруг — только средневековые стены, тишина и облака!

Городок небольшой и его можно обойти за полдня. Основные достопримечательности мы посмотрели по одному билету за 5 евро на одного человека, купленному в кассах Кафедрального собора.

Церковь Сан-Джовани Баттиста (Св. Иоанна Крестителя) (XIII в.)

Активная жизнь бурлит только в центральной части Эриче. Здесь много небольших магазинчиков, где можно приобрести керамические изделия, особые полосатые коврики «фраццате» и вино.

Эриче полон загадок и легенд. Гуляя по нему, мы как будто перенеслись на несколько столетий назад, окунулись в прошлое. Познакомились с древними достопримечательностями, побродили по узким улочкам и небольшим площадям, впечатлились панорамными видами с горы.

Возвращаясь в Трапани, из окна автобуса любовались шикарными видами:

В Трапани началась сиеста. Пришлось пообедать в отеле. Отдохнувшие и довольные, пошли гулять по одному из самых процветающих городов Сицилии. Через городской парк, где есть мини-зоопарк, выходим на одну из красивых улиц — Corso Vittorio Emanuele — основной прогулочный бульвар Трапани.

По обеим сторонам улицы стоят красивые особняки XVII-XIX вв.

Церковь Пургаторио, где хранятся деревянные статуи XVIII в. в человеческий рост, изображающие сцены Страстей Христовых, в народе их называют Мистерии. Ежегодно (с 1612 г.) во время религиозной церемонии в Страстную пятницу изваяния проносят через весь город. Знаменитая Церковь Чистилища расположена на via San Francesco d’Assisi, параллельно главному проспекту Corso Vittorio Emanuele. Сама церковь была построена в 1688 году, но её фасад датируется 1712 и 1714 годами, о чём свидетельствуют даты, выгравированные на мраморных ступенях у основания. Фасад украшают 12 лепных статуй апостолов, а над дверью — статуя СС. Сальваторе.

Трапани претерпел множество изменений на протяжении столетий, но ему удалось сохранить обширность своего культурного и художественного наследия. Исторический центр города очаровывает своими арабскими переулками, прекрасными церквями, роскошными дворцами, фонтанами и другими историческими памятниками.

Chiesa di Sant’Agostino (Церковь Святого Августина).

Бывшая часовня тамплиеров, посвящённая Иоанну Крестителю. Главный фасад церкви украшает готическая «розетка», оставшаяся со времён 1101 года, а апсида, разрушенная бомбежками 1943 года, была перестроена. Расположена церковь на Piazzetta Saturno, в нескольких шагах от главного проспекта — Corso Vittorio Emanuele.

Cattedrale San Lorenzo (Кафедральный собор Сан Лоренцо)

Собор Сан Лоренцо является городским собором Трапани. Его строительство восходит к 1421 году по приказу Альфонсо Маньянимо Арагонской династии. На протяжении столетий собор претерпевал множество изменений и реконструкций и своего нынешнего облика достиг только в XVIII веке, когда произошла реструктуризация под руководством архитектора Джованни Бьяджо Амико (Giovanni Biagio Amico). В своём проекте Джованни создал боковые часовенки, купол, колокольню и фасад. Чуть позже, между 1794 и 1801 годами были сделаны различные декорации, в виде росписей и лепных украшений. Расположен собор на главном проспекте Трапани — Corso Vittorio Emanuele.

Palazzo della Vicaria (Дворец Викария)

Дворец возник в 1820 году на ранее существовавшем комплексе домов, принадлежащих «Обществу Иисуса». Его также называют «Palazzo dell’ex carcere» — дворец бывшей тюрьмы, поскольку таким и было его назначение вплоть до 1965 года. Сегодня дворец используется для проведения выставок и культурных встреч.

Синьор из этого музея-ресторана пригласил нас посмотреть (просто посмотреть) его музей. В итоге мы весь вечер провели в музее, в котором нам предложили приготовить рыбу в печи на дровах.

Музей славится разнообразными винами и маслами.

Рыбу мы выбирали сами, и она оказалась, действительно, очень вкусной. Пока ее готовили, нам принесли кус-кус с супом и белой рыбой, салат и белое вино. На десерт сицилианская кассата: торт из белой помадки с добавлением фруктов и шоколада.

Конечно же, мы не смогли все это съесть. Официант любезно и аккуратно завернул все в фольгу. Так что о завтраке мы уже не беспокоились. Обошелся нам такой ужин-завтрак ни много ни мало в 59 евро. По вечерним улочкам Трапани мы, довольные, вернулись в отель.

8 сентября 11 день. Трапани — Терразини

На поезде Трапани — Терразини — Чинизи выехали в 8 часов утра и в вагоне второго класса (с мягкими креслами и чистым туалетом) за 2 часа 45 минут доехали до станции Чинизи (это общая станция для двух городов: Терразини и Чинизи). Билет на одного человека стоит 9, 40 евро. От станции до нашего гостевого дома 1,5 км.

Гостевой дом Palazzo Graziano находится на центральной площади городка по адресу Piazza Duomo,11. Два дня и две ночи стоили нам 84 евро.

Курорт Терразини находится в 30 км к западу от Палермо. Расположен на берегу залива Кастелламаре, что в Тирренском море. Население Терразини составляет около 11 тыс. человек, общая площадь Терразини — 19 квадратных километров. Жители этого городка заняты в сфере рыболовства и туризма. И, что характерно, в сезон отдыхающих в Терразини примерно в три раза больше, чем местных жителей. Преимущество Терразини — в нетронутости природного ландшафта.

Впервые слово «Терразини» упоминается в одном из писем святого Мартина дела Скала, датированным 1350 годом. Происходит оно из латинского «terra sinorum» — земля заливов.

На берегу залива, где расположен этот город, люди обитали еще во времена палеолита. Об этом свидетельствуют археологические находки, сделанные в пещерах прибрежных скал. Кроме того, на территории нынешнего Терразини найдены также свидетельства присутствия в этой местности римских поселенцев.

История Терразини как города восходит к позднему средневековью. Именно тогда на его месте возникло рыбацкое поселение Фаворита. Оно росло, возводились храмы и жилые здания. Постепенно вокруг Фавориты образовалось несколько поселков, жители которых занимались сельским хозяйством. В конце концов, по указу короля Фердинанда II в 1836 году Фавориты был переименован в Терразини и получил статус города.

Местный ландшафт очаровал нас моментально, как только мы вышли на прогулку: сочетание морского залива с причудливой береговой линией и расположенных на побережье скал.

Сразу решили исследовать местные пляжи. Два городка Чинизи и Терразини слились в один. Пляж в Терразини не очень нам понравился, там неудобный заход в воду и в воде водоросли. Но люди купаются.

В Чинизи один пляж оказался приватный. Два других городские. Один находится между молами и на нем нет волн. На другом пляже шире бухта и есть волны. Остановились на втором пляже.

Тут даже серфер пытается встать на волну

Только успели искупаться, и вдруг впервые за 11 дней пошел дождь. Да такой сильный. Не успели промокнуть, как дождь прекратился.

Наблюдали самолеты в небе над Тирренским морем, рядом с пляжем в Чинизи находится аэропорт Палермо.

Зашли в пиццерию «Coral»,отведали вкуснейшую пиццу «4 сыра» с обильным количеством сыра и сицилийского оливкового масла. Объединение! Отдохнули в номере и в ожидании праздника отправились на площадь. Благо для этого нужно только выйти из отеля. В интернете узнали, что сегодня в Терразини праздник Богородицы.

Праздник начался с фестиваля, в котором участвовали музыканты, гимнасты, артисты из разных провинций Сицилии.

Основная достопримечательность Терразини — это Соборная церковь 1684 года постройки, которая находится на центральной площади города. Именно в ней шла месса, посвященная сегодняшнему празднику. После мессы вынесли трон для статуи Девы Марии, вынесли саму статую, надели корону ей и младенцу, которого она держит на руках, украсили цветами. Все это действие продолжалось около часа.

В 20 часов, когда уже стемнело, началось шествие под молитвы и песнопения — восхваление Ave Maria. Почти все жители Терразини участвовали в этом шествии: и мэр, и служители церкви, дети, одетые в белые одежды, жители с огромными свечами в руках. Несколько часов медленно процессия двигалась по улицам города, останавливаясь на перекрестках. Кто-то из горожан с балконов взрывал петарды, бросал цветы и лепестки роз. Удивило то, что в колясках возят детей, которым уже годика 4 и больше. Мамаши учат детей креститься и произносить молитвы.

Все продолжалось так долго, что мы успели сходить в отель, поужинать и вышли на площадь как раз тогда, когда Мадонну поднесли к Собору. Начались речи мэра, пение молитв. Потом все терпеливо ждали, когда демонтируют статую и под аплодисменты Мадонну занесли в Храм.

Но на этом праздник не закончился. Итальянцы не отделяют религиозные праздники и городские. Одно перетекает в другое, все органично. Религия и жизнь неотделимы. А потому народ пошел на концерт местной дивы Анны, который продолжился далеко за полночь.

9 сентября 12 день. Терразини — Чинизи

После завтрака, который был сервирован на крыше, отправились в Чинизи на пляж. Наплавались в чистых водах Тирренского моря. Сегодня суббота и народу на пляже много: катаются на серфе, играют на гитаре, загорают! Сейчас я пишу эти строки в период карантина и думаю, как безмятежно, по большому счету, все жили. Никто и представить не мог, что весь мир может самоизолироваться и надеть на себя маски при выходе на улицу. Невольно в голову приходят мысли о том, как бережно надо относиться к природе, к людям, ко всему окружающему миру!

Сегодня мы просто гуляли по Чинизи и Терразини. Любовались красотой моря и неба, простотой итальянцев, милыми скульптурами и аккуратностью городских улиц.

от чего на машине следы?

В знакомой нам пиццерии «Coral» заказали дораду с овощами и пиццу
«4 сыра». Виды из окна пиццерии завораживающие:

Вечером побывали на концерте Симона Вита.

Два дня, проведенные в этих небольших итальянских городках, дали нам передышку от огромного количества ранее полученной информации и просмотра великолепных достопримечательностей острова Сицилия. Такие дни отдыха обязательно надо устраивать в длительных путешествиях, чтобы не перенасытиться полученными знаниями.

10 сентября 13 день. Терразини — Палермо

Выезжаем на утреннем автобусе в Палермо. Билет стоит 3,40 евро на одного человека. Пейзажи за окном становятся все зеленее и краше.

Чем ближе подъезжаешь к городу, тем больше строений. Палермо встретил нас духотой, многолюдностью и мусором на улицах. Все это так непривычно после дней, проведенных в провинции.

Этот город столичного значения своими очертаниями напоминает огромный веер; над ним возвышаются суровые и величественные холмы, ступенями спускающиеся к зеленым садам «Золотой раковины» (Конка д*Оро). Несмотря на наступление эры бетонных конструкций, «Золотая раковина» все еще сохраняет свой живописный и идиллический ландшафт.

Столица острова, Палермо, в отличие от всех других городов, была основана не греками, а финикийцами. Ziz («цветок») — так называли финикийцы свое торговое поселение на северном побережье Сицилии.

История города глубокими корнями уходит в далёкое прошлое. В VII веке город представлял собой небольшое поселение, основанное финикийцами, и впоследствии не раз захватывался правителями разных стран. После финикийцев город был занят римлянами, затем арабами, потом норманнами. Благодаря последним он стал важным экономическим центром Сицилии, а впоследствии — столицей королевства Сицилия и резиденцией короля. Затем он побыл под властью французов и испанцев, и лишь в 1860 году Палермо был передан в единоличную власть Италии.

Всего каких-то три десятилетия назад город полностью находился во власти мафии, ее молчаливого террора. Но в 1990-е гг. мужественному мэру Орландо удалось провести реформы, направленные против мафиозных воротил в городском управлении и экономике («политическая весна»). И Палермо пробудился ото сна — в культурном и социальном отношении.

Запланировали знакомиться со столицей четыре дня. За проживание в отеле Al Bagio di Maqueda заплатили 170 евро за все дни. Молодой человек по имени Marco, менеджер отеля, нарисовал схематично, куда мы можем сегодня сходить. И начали мы с рынка. Купили свежайший инжир, абрикосы, сладкие сливы.

Палермо сегодня — это город контрастов с невероятной смесью культур, архитектурных стилей и кулинарных вкусов. Благодаря своей богатой и разноликой истории Палермо и его окрестности полны архитектурных памятников, изобилующих арабскими куполами, барочными фасадами, византийскими мозаиками и нормандскими реликвиями.

Наш отель расположен недалеко от исторического центра, поэтому мы отправились на прогулку по столице пешком.

Площадь Претория в центре исторической части города. Её окружают Преторианский дворец, Церковь Святой Екатерины и два баронских дворца (Палаццо Бонокоре и Палаццо Бордонаро). Большую часть площади занимает фонтан Претория (1554 г.) и считается одним из самых красивых фонтанов в Италии. Он окружен шестнадцатью обнаженными статуями нимф, людей, русалок и сатиров, за что был прозван «фонтаном стыда».

Площадь Пьяцца Вильен, которую местные жители называют Кватро Канти («Площадь четырех углов»), расположена в самом центре старого города на пересечении улиц Корсо Витторио и Эмануэле и Виа Македа. Площадь окружена кольцом величественных зданий XVII века, имеющих вогнутую форму. В течение дня солнечный свет поочередно проходит через каждое из этих строений. из-за чего это место также часто называют «Театром Солнца». Над проектированием симметричных фасадов домов, выполненных в духе позднего ренессанса, трудился известный барочный мастер Джулио Лассо. Каждое из строений условно разделено на три классических стиля: нижний ярус выполнен в дорическом ордере, в середине использованы элементы ионического ордера, а на верхнем ярусе виден характерный стиль древнеримского композитного ордера. Все декоративные элементы разработаны архитектором Мариано Смирильо, который также отвечал за реконструкцию церкви Санта-Мария-ди-Вальверде. На каждом из уровней установлены массивные статуи: внизу они символизируют времена года, на среднем ярусе красуются испанские суверены, а наверху образы местных святых.

Площадь четырех углов (трудно ее всю сфотографировать)

Величественное здание Собора (Дуомо), поражающее эффектной декорационностью своих архитектурных линий, горделиво возвышается на краю площади того же названия (Пьяцца дель Дуомо). Оно было построено на месте старинного кладбища и обнесено мраморной балюстрадой со скульптурами в стиле барокко. Строительство собора было начато в 1184 г. по велению архиепископа Гуальтьеро Оффамилио там, где первоначально стояло мусульманское здание. Нынешний облик собора — это итог разнообразных переделок, реконструкций, проводившихся в течение многих веков.

Кафедральный Собор (Дуомо)

Сложные геометрические узоры, восточные зубцы, майоликовые купола и переплетающиеся ложные арки — все это лишь часть того архитектурного многообразия, который характеризует грандиозный собор Палермо. Несмотря на то, что в течение нескольких веков здание многократно перестраивалось, оно по-прежнему остается ярким образцом уникального арабо-нормандского архитектурного стиля Сицилии.

Порта-Нуова, триумфальные ворота Карла V, были возведены в 1583 г. в ознаменование победы над средиземноморскими пиратами (1535), поэтому их поддерживают скульптурные фигуры «побежденных мавров».

Оригинальное пирамидальное завершение украшено майоликой с изображением орла — символа Сената Палермо.

Порта — Нуова

Дворец норманнов — это массивное здание, известное также под названием Королевский дворец, было построено, возможно, на античных руинах еще в IX в., в эпоху владычества арабов. Начиная с XI в. дворец был резиденцией норманнских и швабских суверенов. После реставрации XVI в. дворец все еще время от времени служил резиденцией для вице — королей и царствующих особ разных европейских домов. С 1947 г. он стал местом заседания Сицилийской Региональной Ассамблеи.

Главный фасад Дворца Норманнов (XVII в.)

Церковь Сан Джованни дельи Эремити с розово-красными куполами — это одна из самых красивых построек норманнского периода — возведенная при Руджеро (Роджере) II римско-католический монастырь, чьи купола напоминают мечеть, а не перестроенный мусульманский храм, как неверно считают многие. Действительно, некоторые детали мечети, в свою очередь возведенной на месте раннехристианской базилики, использовали при строительстве монастыря, что и привело к ошибке.

Церковь Сан Джованни дельи Эремити

Сегодня нам почему-то было тяжело гулять. Очень душно. Много ходили пешком, масса впечатлений. Поэтому, когда мы вернулись в отель, то сразу уснули, как только прикоснулись к подушке.

11 сентября 14 день. Палермо — Монреале — Палермо

Небольшой, но невероятно живописный итальянский городок Монреале обязательно нужно посетить. Во-первых, потому, что он с богатой историей и потрясающей архитектурой, во-вторых, в 2015 году он внесен ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия, а в-третьих, городок расположен всего в семи километрах от Палермо и, по сути, является его пригородом.

На площади Piazza Indepedenza находится остановка автобуса номер 389. Билет необходимо пробрести в киоске, который находится рядом с остановкой. Стоимость билета 1,40 евро на одного человека туда и обратно. Автобус пришлось ждать около часа.

Двадцать минут мы ехали по живописной нагорной местности. Город Монреале раскинулся на нижних склонах холмов, поднимающихся к цепи известковых гор, окружающих «Золотую раковину». Монреале привлекателен благодаря своему благоприятному географическому положению, восхитительным панорамным видом и красоте произведений искусства.

Город вырос в норманнскую эпоху вокруг бенедиктинского монастыря и стал излюбленной резиденцией норманнских королей, которые часто приезжали сюда охотиться. Король Вильгельм II, питая особую привязанность к Монреале, начал в 1170 г. строительство собора, призванного стать кафедральным храмом новообразованной архиепископии.

Построенный всего за пятнадцать лет, Монреальский собор представляет собой самую замысловатую смесь стилей, которую можно было сыскать в средневековой Европе: здесь причудливо перемешаны норманнские, византийские, сарацинские и итальянские архитектурные особенности. При строительстве широко использовались колонны, выломанные из античных храмов. Находящиеся в соборе надгробия основателя собора и его отца, Вильгельма I, были повреждены при пожаре 1811 года и отреставрированы.

Самыми отличительными чертами собора являются его необычайно ценные мозаики, покрывающие внутренние стены и создающие атмосферу праздничности, а также его оригинальные архитектурные формы, в которых просматривается распространенное в то время влияние исмаилитского искусства Фатимидов и мусульманского Востока.

Аспида собора с ложными арками и инкрустациями.

Фонтан Тритон, устроенный у бокового фасада Собора.

В неярком свете повсюду сверкает золото, каждая стена, каждый свод украшены мозаикой. В общей сложности 6349 кв. м поверхности покрыто золотом. В центральном нефе доминирует грандиозная фигура Христа Пантократора; голова Спасителя вместе с бородой имеет высоту более 3 м, правая рука простирается на 7 м, а все изображение имеет высоту 7 м и ширину 13,30 м.

Восстановленный после пожара 1811 года фатимидский потолок собора.

За отдельную плату (2,5 евро) можно зайти в Капеллу Распятия, которая находится в соборе.

Кьостро (монастырский двор)

Другой архитектурный шедевр Монреале — Кьостро (Chiostpo — клуатр, или монастырский двор) в бывшем бенедиктинском монастыре рядом с собором. Кьостро, в стилистике которого соединяются восточные и западные традиции, обрамляют 228 мраморных колонн, и не случайно он считается одним из самых красивых в мире. Вход на территорию Кьостро стоит 6 евро.

Одаренные резчики по камню создали капители колонн в Кьостро, и среди них нет двух одинаковых! Каждая капитель видетельствует о мастерстве и фантазии скульпторов. До сих пор не удалось разгадать всю символику сказочных существ, языческих богов и библейских сцен, запечатленных в камне.

Глубоко потрясенные увиденным, на автобусе вернулись в Палермо. После обеда решили посетить Палатинскую капеллу в Королевском Дворце. Для этого пришлось выстоять огромную очередь. Входной билет стоит 12 евро на одного человека.

Королевский Дворец в Палермо (известный так же, как дворец Норманнов) возвышается в самой старинной части города на руинах пунического поселения. Во время арабского правления был построен первый корпус Дворца между реками Kemonia и Papireto, который назывался Каср (Qasr). Это слово в переводе означает и «замок» и «оборонительное сооружение — крепость». После вторжения Норманнов в 1072 г. начались работы по восстановлению и расширению замка, которые после коронации Рожера II д*Альтавилла в 1130 году привели к преобразованию крепости в Королевский Дворец, ставший важным центром сосредоточения власти. В Норманнском дворце размещались также текстильная фабрика и мастерская, где производили товары непревзойденной красоты. В таком контексте при королях Рожере II, Вильгельме II удалось осуществить сближение столь различных между собой культур.

В Королевском Дворце находится Палатинская Капелла, «самая красивая в мире, прекраснейшая религиозная жемчужина, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум, а рука художника сотворить».

Строительство её было начато в 1130 г., а освящена она была в 1143 г. Наружные стены капеллы частично заслонены более поздними постройками. Орнаментика капеллы отличается совершенством мозаик и прекрасным деревянным потолком (XII в.) работы мастеров Двора Фатимидов.

Резьба по дереву потолка состоит из ячеек-кессонов, называемых мукарны, расписанных редкими изображениями и куфическими надписями.

Базилика создавалась как личная церковь для узкого круга лиц и поэтому имеет сравнительно небольшие размеры — 33 на 13 метров, состоит из трех нефов — центрального и двух боковых. центральный неф отделен от боковых с помощью колонн, выполненных из египетского гранита и зеленого мрамора.

Все внутреннее пространство церкви украшено мозаикой и только нижняя часть стен и пол покрыты инкрустацией из мрамора, гранита и порфира.

Купол украшен мозаикой, изображающей Христоса Пантократора в окружении четырех архангелов и восьми молящихся ангелов. В нижней его части изображены пророки, держащие в руках свитки с греческими цитатами.

Мозаика боковых нефов изображает сюжеты из Книги бытия с начала сотворения мира до эпизода борьбы Иакова-Израиля с Ангелом. Справа от Алтаря можно увидеть несколько евангельских сцен, в том числе самую известную из них — Вход Господень в Иерусалим.

Часовня удивляет не размахом, а полной гармонией всех ее элементов.

На третьем этаже Дворца Норманнов есть комнаты, представляющие неменьший интерес. Например, Зал Геркулеса.

Стены и потолок зала Геркулеса украшены фресками, изображающими подвиги мифического героя, по имени которого и назван этот зал. В настоящее время здесь проводятся заседания Сицилийской Региональной Ассамблеи.

Зал Рожера получил название в честь Рожера II, Великолепное декоративное мозаичное оформление было выполнено при его сыне Вильгельме I. Мозаики на языческие сюжеты носят уникальный характер. В них воспроизведены фитоморфные, зооморфные и антроморфные мотивы (сцены охоты и аллегорические эмблемы норманнской власти). Можно предположить, что в них отражаются темы, дорогие норманнским королям и связанные с символическим изображением райского сада Дженоардо, что в переводе означает «земной рай».

Зал ветров, представляющий собой одно из самых впечатляющих мест в Королевском Дворце, находится в средневековой башне Джохария, расположенной в арабо-норманнском корпусе дворца напротив Зала Рожера.

Для посещения зала Герцога ди Montalto нужно купить билет стоимостью 3,50 евро. Здесь наряду с фресками, выполненными в первой половине XVII века выдающимися художниками того времени, размещены также произведения современного искусства.

В этом зале меня попросили рюкзачок надеть наоборот, то есть вперед.

Сказать, что мы вышли из дворца восхищенные увиденным, ничего не сказать. Мы удивлены, ошеломлены и повергнуты в изумление от шедевров Палатинской Капеллы!

Когда узнаешь что-то новое, всегда хочется глубже понять и изучить увиденное. Узнать о Палатинской капелле можно еще и из произведения Ги де Мопассана «Бродячая жизнь», где он восторженно описал свое посещение капеллы.

С изучением Палатинской капеллы связана жизнь русского архитектора А.Н. Померанцева. Звание академика архитектуры в 1887 году он получил за монументальное исследование капеллы. Работа состояла в изготовлении точных чертежей, написании 172 рисунков с мозаиками капеллы и альбома с 181 рисунком арабской монументальной живописи потолка капеллы.

В этот вечер еще оставалось время и можно было посетить Крипту капуцинов в Палермо, где в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек — местной элиты и выдающихся граждан: духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

Но после красот Палатинской капеллы совсем не хотелось смотреть на выставку усопших. Вообще, посещение таких катакомб на любителя и очень спорный вопрос о их создании.

По уже знакомым улочкам через Фонтан Претория, Кафедральный Собор вышли к церкви Сан-Джузеппе деи-Театини. К сожалению, там нельзя фотографировать. Интерьер церкви величавый и очень богатый! Церковь возведена в 1612 -45 гг. в честь Св. Иосифа католическим орденом театинцев, которые считали, что храм должен быть богатым. И церковь восхищает своим мраморным декоромю. Это не стукко (мраморная крошка), а все вырезано из мрамора.

В церкви Ла-Марторана шла свадьба. Все торжественно, красиво и так волнующе!

Завершили день ужином индийской кухни (рис «карри»), вино с фруктами (сливы, абрикосы, персики) и чтением книг о том, что сегодня увидели и узнали.

12 сентября 15 день. Палермо — Чефалу — Палермо

На комфортном поезде с мягкими креслами в вагоне (22,4 евро на двоих туда и обратно) съездили в один из популярнейших морских курортов Сицилии — Чефалу, что в 70 км от Палермо.

Этот небольшой, полный очарования город высится на мысе, выступающим в Тирренское море, под защитой неприступных скал. Благодаря благоприятным климатическим условиям, прекрасным ландшафтам и памятникам искусства Чефалу считается одной из туристических жемчужин провинции Палермо.

Старинные домики и рыбацкий порт раскинулись у подножия могучей известняковой скалы. От названия этой скалы — Кефале (греч. «голова») — город получил своё имя.

Corso Ruggero, главная улица Чефалу, от которой в стороны расходятся путаные и узкие переулочки, ведет к величественному Норманскому собору.

Строительство собора было начато в первой половине ХII в. во времена Рожера II, продолжалось очень долго и частично осталось незавершенным. Лестничный пролет ведет к церковной паперти, обнесенный оградой и украшенный статуями. Роскошный фасад (XIII в.) обрамлен двумя мощными башнями, прорезанными рядами арочных окон. Верхняя часть фасада украшена глухими и переплетающимися арками явно мусульманского влияния. Портик внизу со стрельчатыми арками относится ко второй половине XV в. и приписывается Амброджо да Камо.

Его интерьер украшают 16 античных колонн с римскими и византийскими капителями и арабские арки. Византийская мозаика в хоре и апсиде, как и благословляющая фигура Христа Пантократора в центре, принадлежат к лучшим произведениям искусства на Сицилии.

Кафедральный собор с 3 июля 2015 года входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пробираясь по узким улочкам, наткнулись на затененный старинный и очень уютный дворик с гранатовыми деревьями.

Пляж в Чефалу длинный с плавным заходом в море и песчаным дном. Но с удовольствием поплавать не удалось. Волны широкие и сильные. Игорь пытался подальше заплыть, но береговой охранник отчаянно засвистел в свисток и пришлось оставить эту затею.

Арабская прачечная с чистой водой, куда вплоть до XX в. собирался на стирку весь город. Сегодня не используется по прямому назначению (фото из интернета).

Наполненные впечатлениями, на скоростном поезде вернулись в Палермо. Немного отдохнув, пошли в магазин за подарками домой. Нельзя вернуться из Сицилии без оливкового масла, сыра и вина. Закупив эти продукты в ближайшем магазине, спокойно легли спать.

13 сентября 16 день. Палермо — Монделло

Прекрасным завершением нашего путешествия было посещение одного из самых красивых пляжей в провинции Палермо — залива Монделло. Недалеко от нашего отеля останавливается бесплатный автобус, который довез нас до театра Массима (пл. Verdi). От театра пешком по улице Ruggero Settimo выходим в Politiano Garibaldi к Plazza Stuzzo, там останавливается автобус № 806, который идет на Монделло. Билет покупается в киоске: одно направление — 1,40 евро на человека. Можно приобрести билет за 3,50 евро и тогда можно ездить весь день без ограничений на этом автобусе. Нам повезло, мы добрались без пробок за 30 минут. По выходным в Монделло, кажется, собирается весь Палермо! Тут уж придется потерпеть: поблизости от Палермо на дорогах всегда интенсивное движение, а другого пути к светскому курорту нет.

Некогда Монделло был небольшой рыбацкой деревушкой, находящейся в болотистой местности. Однако уже в начале 20-го века невзрачная деревушка стала развиваться: болотистую местность осушили, территорию городка расширили. Чуть позже Монделло привлек к себе внимание местной буржуазии и аристократии, благодаря чему здесь стали строить виллы, а сам городок обильно озеленять. Король Фердинанд Бурбон назвал новоиспеченное место «райским уголком».

Мы вышли на предпоследней остановке и сразу попали на пляж. Перед нами раскинулась живописная бухта между невысокими горами Галло (561 м) и Пеллегрино (606 м). Пляж полностью песчаный и довольно протяженный, его длина составляет чуть больше полутора километров. Все полтора километра пляжа покрыты мелким песком светлого цвета, очень приятным наощупь, а от цвета морской воды невозможно оторвать взгляд, она здесь насыщенного бирюзового цвета. Райский уголок, да и только!

В голубых кабинках люди хранят шезлонги, зонтики и всякие мелочи для пляжного отдыха.

Очень не хотелось выходить из бирюзового моря с чистейшей водой. Тирренское море нас очаровало. Мы насладились морским воздухом, накупались в чистейшей воде и еще очень долго будем вспоминать этот пляж!

14 сентября 16 день. Палермо — Рим — Москва — Екатеринбург

Сегодня мы летим домой. Это и радостно и грустно. Радостно от того, что мы соскучились по родным, грустно от того, что отпуск закончился. За эти 16 дней мы сделали для себя столько удивительных открытий, обогатились знаниями по истории этого удивительного острова, познакомились с «Арабо-норманнским наследием Палермо и Соборов в Чефалу и Монреале», которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, познакомились с удивительными людьми, отведали блюда сицилийской кухни, накупались в трех (Ионическом, Средиземном, Тирренском) теплых и ласковых морях. Пополнили свой багаж знаний тысячелетней историей искусства, несущей влияние многих культур: финикийской, греческой, римской и византийской. Несмотря на то, что история Сицилии насчитывает более 3000 лет, не стоит к ней относиться как к музею под открытым небом, — Сицилия по-прежнему молода душой. Прошлое и настоящее здесь тесно переплетаются между собой, образуя единое целое.

Утром мы на автобусе (6, 40 евро на человека) едем в аэропорт.

Традиционно пишу расходы нашего путешествия (курс евро 70 руб.):

Консульский сбор, виза и страховка: 12 тыс. рублей (171 евро)

Билеты на самолет туда и обратно: 41 тыс. рублей (586 евро)

Проживание (отели, квартиры): 1080 евро

Передвижение по острову (автобусы, поезда): 212 евро

Питание (кафе, продукты): 633 евро

Экскурсии: 147 евро

Сим карта для телефона: 20 евро

Сувениры, подарки: 185 евро

Итого: 3034 евро.

Благодарю всех за то, что прочитали наш отчет до конца. И хочу завершить свой рассказ знаменитыми словами Майи Энджелоу: «Жизнь измеряется не количеством наших вдохов, а количеством моментов, от которых перехватывает дыхание».