|
Уже три месяца прошло с того дня, как закончилась наша поездка в Европу, тем не менее постоянно мыслями возвращаюсь назад, переворачивая страницу за страницей прекрасные моменты этого путешествия. Полгода мы готовились к этому отпуску, читали рассказы путешественников, смотрели фильмы и видео, рылись на просторах интернета, собирая по крупицам информацию, которая могла пригодиться впоследствии, штудировали сайты, предлагающие туристам прокат автомобилей, аренду отелей, различные экскурсии и туристические маршруты, поднаторели в вопросах приобретения авиабилетов. В общем, готовились серьезно.
Изначально было решено не прибегать к услугам турагентств и прочих посредников, а всё сделать своими руками «от и до». Благо, сегодня, когда интернет есть везде, это оказалось совсем несложно. Спасибо ДРОМу за регулярную публикацию отзывов о поездках и путешествиях, это нам тоже помогло, удалось пообщаться с некоторыми из авторов, получить ряд советов и напутствий, это также очень помогло.
До этого в Европе мы уже бывали, правда, ездили туда по групповому туру «авиа+автобус». В принципе, неплохо, всё четко организовано, но напрягала постоянная привязанность к группе, необходимость быть там-то и там-то во столько-то времени, всё по графику и всё просчитано наперед.
Хотелось же полной свободы, возможности самому планировать даты и время, маршруты и расстояния, гулять неспеша, смотреть то, что хочется, бывать там, где нравится.
Супруга давно мечтала побывать в Италии, посмотреть эту страну изнутри, подышать её воздухом и полюбоваться красками Италии.
Я давно мечтал сесть за руль и объехать пол Европы.
Вроде всё складывалось как нельзя лучше — автомобиль и Италия, Италия и автопутешествие, что может быть лучше?
Решено — летом 2013 года мы едем в Италию!
Определились с датой поездки — вторая половина июня — и начали, как карточный домик, складывать всё воедино.
Изучив стоимость аренды автомобилей в Европе, авиабилетов и т.п., пришли к выводу, что наилучшим вариантом будет прибытие в аэропорт Мюнхена, получение автомобиля прямо в аэропорту Мюнхена. Таким образом, Мюнхен стал отправной и конечной точкой нашей поездки.
Авиабилеты купили ещё в феврале, когда цены были наиболее доступны, а вариантов было очень много. Стоимость авиабилетов по маршруту Омск—Мюнхен—Омск составила 18800 рублей на человека в оба конца.
В марте была забронирована на сайте крупного брокера машина на 15 дней. Прокатчиком выступала крупная прокатная компания EuropCar. Автомобиль выбрали с АКПП, класса «Opel Astra or similar». Стоимость авто составила всего 13700 рублей с учетом страховки с франшизой в 850 евро. Брокер гарантировал въезд на автомобиле на территорию Австрии и Италии без дополнительной оплаты. Полную страховку решили не оформлять, положившись на собственный опыт и 20-летний стаж вождения автомобиля. Брокер списал при бронировании 2050 рублей с карты, оставшуюся сумму сняли за месяц до поездки.
Итальянские визы оформляли в консульстве Италии в Омске, проблем никаких. В конце апреля подал все документы на получение визы, через 10 рабочих дней получил паспорта с визами на руки. Ура, Италия стала ещё ближе.
По советам путешественников и рекомендации прокатной компании оформил МВУ (международное водительское удостоверение), которое так и не пригодилось во время поездки ни разу.
Отели бронировали также весной, ориентируясь в основном на отзывы путешественников. Главными требованиями при выборе отелей было удобство их расположения, наличие бесплатной (по возможности) парковки, цена до 80 евро за сутки, хорошие отзывы и оценки, поставленные нашими «предшественниками». Для бронирования отелей был выбран сайт Букинг, предлагающий огромный выбор отелей. Принципиально выбирали отели с возможностью бронирования без предоплаты и возможностью снятия брони без штрафов и комиссий, мало ли что.
Также забронировали через интернет экскурсию в Ватикан, что оказалось очень правильным решением, об этом чуть позже.
В итоге маршрут нашей поездки получился следующим:
Мюнхен (прибытие в аэропорт, получение авто) — Зальцбург — Венеция — Римини (2 дня на море) — респ. Сан-Марино — Рим (3 дня) — Флоренция (3 дня) — озеро Гарда — Фюссен — Мюнхен (2 дня и вылет домой).
Общая протяженность маршрута 2350 километров.
Состав экипажа — наша семья, т.е. 3 человека (я, супруга и наша дочь).
День первый, 16.06.2013, воскресенье
Омск—Москва—Мюнхен—Зальцбург
Итак, 16 июня в 7 часов утра борт авиакомпании S7 взял курс из Омска на Москву, где предстояла пересадка на самолет этой же авиакомпании, но уже по маршруту Москва—Мюнхен. В 13:20 местного времени точно по расписанию самолет приземлился в международном аэропорту Мюнхена Франц Йозеф Штраус.
Погода замечательная, около 30 градусов тепла, никаких следов недавнего потопа в Баварии нет и в помине. Процедура прохождения паспортного контроля немного утомила, поскольку работало всего два поста, а народу оказалось достаточно много, происходило всё медленно и как-то не по-немецки. Ну да ладно, мы живем исключительно позитивными эмоциями, поэтому на подобные вещи внимания не обращаем. Приблизительно через 40 минут мы обнаружили на ленте свой одиноко скучающий чемодан, который ожидал нас, полеживая там, где ему и положено. Далее предстояло найти зал, где располагались прокатные компании. Не проблема, ведь мы же всё заранее узнали в интернете. Уверенной походкой идем по указателям RentalCars. Германия она и есть Германия, всё четко и понятно, таблички с указателями дублируются с завидной периодичностью, и уже через 15 минут мы подходим к стойке нашего автопрокатчика.
Процедура получения автомобиля в аэропорту Мюнхена проста как покупка батона в омском магазине. С улыбкой на лице менеджер попросил наш ваучер, пластиковую карту и попросил заполнить мини-анкету с указанием адреса проживания, мобильного телефона. На карте заблокировали депозит в размере 318 долларов (не знаю, почему именно такой была сумма депозита, изначально предупреждали, что блок будет в размере 850 евро). Ну да ладно, меньше не больше, уже гуд. Через пару минут получили карточку для паркомата на выезд со стоянки, документ на аренду автомобиля и предложение идти получать «свой» автомобиль на 2 уровне паркинга, место номер «такое-то». Автомобиль нам дали следующий — Opel Astra SportsTourer 2,0 TD 167 л.с., 2013 г.в. Ваууу, практически новый авто, да ещё и дизель. Это снова «гуд», учитывая экономичность дизеля и стоимость топлива в Европе. Но самый главный «гуд» это то, что машина практически такая же, какую мы имеем в собственности в Омске — у нас тоже новая Астра, правда, бензиновая и не универсал-сарай, а хэтчбек.
Итак, что может быть лучше практически новой машины с дизельным мотором и кузовом «универсал» во время автопутешествия в Европе? Правильно — это идеальный вариант.
Паркинг прокатных авто в аэропорту Мюнхена оказался настолько огромен, что найти «свою» машину оказалось делом совсем непростым. Вначале разобрались, как попасть на второй уровень, затем, пройдя приличное расстояние, обнаружили свой караван, который и должен был стать нашим другом и помощником на ближайшие две недели.
Машина классического черного цвета (опять же точно такая же, как наша «домашняя» Астра), с 6-ступенчатым автоматом и пробегом 12500 км на одометре, кожаным рулем, парктроником, автосветом и автодождем, раздельным климат-контролем, круиз-контролем, обогревом руля и подогревом сидений (впрочем, летом это вряд ли пригодится), полноразмерной запаской в багажнике. Огромный багажник автомобиля легко и непринужденно «проглотил» в своё чрево всю нашу поклажу, включая огромный чемодан. Навигатор в машине был немецкоязычным, поэтому на лобовое стекло прилепили свой смартфон на «андроиде» с заранее установленными в него картами IGO, двигатель завелся легко и душевно, характерно бася дизельной начинкой, полный бак бензина (а это 56 литров немецкой солярки), отличное настроение, всё, до свидания аэропорт, нам пора ехать, впереди нас ждет родина Моцарта, один из самых красивых городов Австрии — Зальцбург.
Разобрались с выездом из паркинга, выехали, но первый пуск навигатора «обещал» нам езду «вслепую» в течение 2-3 минут, поэтому, дабы не рисковать, решено было заехать на ближайшую АЗС с паркингом, дав возможность навигатору прийти в себя и проложить дорогу до Зальцбурга, точнее, его пригорода Пух-Халлайн, где и был у нас забронирован первый транзитный отель.
Навигатор и вправду быстренько пришел в себя :), сообщил, что до нашего отеля всего 180 км и уже через 1 час и 40 минут мы должны быть там. Всё по плану, всё правильно. Уже через несколько минут справа от нас остается знаменитая «Альянс-Арена», где играет местная «Бавария», и наш путь лежит на юго-восток от Мюнхена, в Австрийские Альпы. Сегодня в Мюнхене мы не задержимся, этот город станет последним на нашем маршруте. Дороги Германии это просто песня, которую можно петь и петь, а ехать по ним ещё лучше. Бортовой компьютер обещает нам средний расход топлива в 4,5 литра на 100 км, дизель отзывчив и «тяговит», разгоняемся до 150 км/ч (ведь в Германии на автобанах нет скоростного лимита) и катим-катим-катим.
Движение по автобану Е52 очень плотное, все полосы едут спокойно и без рывков, левый ряд мчит со скоростью «под двести», мы движемся по среднему, никому не мешая, со скоростью потока. Приспособиться к движению по европейским автобанам на самом деле несложно, уже через полчаса пот на лбу высох совсем и спина уже не мокрая. Через час решили остановиться в районе озера Кимзе, погулять, подышать воздухом, благо по пути много бесплатных паркингов. Ещё через 20-30 минут вдали появились очертания альпийских вершин — значит, мы уже приближаемся к Австрии. На АЗС перед австрийской границей купили виньетку за 8,3 евро, дающую право в течение 10 дней колесить по австрийским автобанам. Жаль, что нам возвращаться через Австрию обратно через 12 дней, придется ещё раз приобретать сей «документ».
Виньетка на лобовое стекло, двигаемся дальше, к месту первой ночевки, осталось совсем немного. Наш первый отель в пригороде Зальцбурга — Adeo Hotel Puch-Urstein.
Полностью электронный отель, в воскресенье даже на ресепшн никого, вводишь в электронный терминал данные своего ваучера, получаешь пластиковую карту — ключ от номера и вуаля. Правда, вся информация на немецком языке и сразу разобраться не получается. Благо, вместе с нами в отель заселялась семья из Германии, женщина была русскоговорящей и она нам очень помогла разобраться. Терминал уверенно «съедает» 69 евро с пластиковой карты, выдает карту-ключ от нашего номера на третьем этаже. У отеля свой бесплатный подземный паркинг, куда и отправилась отдыхать наша машина, ну а мы, уставшие после долгого дня перелетов и переездов, поплелись отдыхать в свой номер. Местное время 18:30, у нас в Омске уже практически полночь.
Душ, легкий ужин и спать, спать, спать… Завтра утром мы едем в Зальцбург!
День второй, 17.06.2013, понедельник
Зальцбург и переезд в Италию.
Утром проснулись в 6:00 по местному времени, спалось после перелетов и переезда замечательно, шикарный горный альпийский воздух способствовал этому вдвойне. Вся усталость улетучилась, да о чем вообще речь, мы ведь в отпуске. Данный отель не предусматривал завтрак, но внизу в отеле замечательная булочная, где мы хорошо позавтракали и через час были готовы продолжать поездку. Также в булочной продается настоящий вкусный йогурт. До центра Зальцбурга всего 11 километров. Выехали в 7:30, через полчаса машину поставили на платный подземный паркинг, куда наш навигатор провел нас быстро и четко, и отправились гулять по Моцартграду.
Зальцбург весь пропитан духом великого композитора, упоминания о нем на каждом шагу — тут и дом, где родился Моцарт, и дом, где он жил, в каждом магазинчике сувениры, посвященные Моцарту, даже конфеты его имени. Конфеты на самом деле обычные, с фисташковой начинкой. Особенно не впечатлили, но как сувенир баночку конфет мы купили домой. Очень красивая набережная реки Зальцах, божественно великолепный барочный дворец и парк Мирабель, Старый город с его Ратушей, поднялись в гору, чтобы попасть в крепость Хоэнзальцбург, откуда открывается панорама всего города. Если надумаете посетить крепость, то обязательно одевайте удобную обувь, иначе набором мозолей вы будете обеспечены, подъем и спуск в крепость очень крутые. Жизнь в Зальцбурге спокойна и неспешна, как и во всей Европе. Огромное количество велосипедистов, для которых отведены специальные дорожки по всему городу.
Несмотря на узость улочек старого города, там ухитряются пробираться не только автомобили, но даже огромные троллейбусы.
Жарко. На улице снова +30. В саду Мирабель цветут розы. Красота. Чистота такая, как будто всю ночь накануне дороги подмели и вымыли, лишь на одной из старых улиц идет ремонт — меняют трубы канализации, куча техники, вскрыто покрытие, очень похоже на нашу действительность, разве что работает человек 5-6 рабочих, а не два десятка, как у нас.
Следующий основной пункт назначения у нас — Венеция. От мысли, что скоро мы будем «там», сердце начинает биться сильней.
Просчитав ещё дома, что от Зальцбурга до Венеции 430 километров, мы предусмотрительно забронировали транзитный отель в итальянских Альпах, в крошечном городке Моджио-Удинезе, дабы переночевать там, а утром быстренько добраться до Венеции. От Зальцбурга до нашего следующего отеля всего 260 километров, а, значит, не более 3 часов езды.
Возвратившись в паркинг, платим 12 евро за 6 часов сервиса, садимся и направляемся по альпийскому автобану в Италию.
По пути один за другим сменяются тоннели, ограничение скорости 130 км/ч, в тоннелях 110 км/ч. Движение не очень интенсивное, дорога в идеальном состоянии, вид из окна автомобиля превосходный, настроение замечательное, мы приближаемся к Италии.
Через три часа навигатор сообщает нам о приближающемся съезде с автобана. Через 15 километров наш следующий отель — Albergo Leon Bianco. Стоимость проживания на троих — 60 евро, завтрак включен в стоимость.
На съезде с автобана платим 4 евро наличными за пользование дорогой (в Италии все автобаны платные) и двигаемся к отелю. Данный отель не находится в навигаторе, указываем улицу, тем не менее легко находим этот малюсенький городишко, спрашиваем на смеси итальянского и английского у местной жительницы про наш отель, ура, нас поняли, ещё один поворот и мы на месте.
В отеле предъявляем ваучер, на ресепшн очень радушно встречают, получаем ключи, паркуем машину на бесплатной парковке и заселяемся. И понимаем, что вот она, настоящая провинциальная Италия. Отель располагается в старом здании, состояние очень хорошее, имеется два лифта, один внутри здания, второй — снаружи. Чудеса! Номер маленький, вид во двор (настоящая маленькая Италия), со всех сторон вокруг Альпы. Не можем отказаться от предложения поужинать местной пиццей, которую готовят прямо в печи отеля, выпить местного вина. Хозяева отеля — само радушие. Дарим им маленький сувенир из России, получаем в ответ массу комплиментов. Белиссима, грацио, буона сэра! Ужин, состоящий из двух огромных пицц диаметром по 40 см каждая, двух бутылок белого итальянского вина обошелся нам всего в 16 евро.
После ужина погуляли по городку. Население городка Моджио около 2000 человек, на улицах тишина, ещё не ночь, но городок будто уже уснул. Вот если и встречаются места, где хочется пожить, то Моджио Удинезе точно один из них. В магазинчике попробовали местное мороженое, очень вкусно.
Немного фотосессии, стало смеркаться, пора спать. Мысли о Венеции снова учащают пульс.
День третий, 18.06.2013, вторник
Венеция и ничего более.
Утром проснулись рано, примерно в 7:00 по местному времени. Торопиться нам с утра некуда, т.к. заселение в Венеции у нас с 12:00, а ехать всего 170 км, поэтому, позавтракав, решили ещё погулять по полюбившемуся нам городку. Купили местной клубники, пару бутылочек местного вина (вино около 2-4 евро за бутылку), примерно в 10:00 тронулись, попрощавшись с персоналом отеля.
Дорога до Венеции идет вновь по автобану Е55. Уже не Австрия, тоннели закончились, но панорамы вокруг очень красивы. Через полтора часа езды съезд с автобана. Нам в Местре, где у нас забронирован отель Hotel Adria. Стоимость 82 евро, бесплатная парковка и завтрак.
Местре это материковая часть Венеции, ничем непримечательное место, где удобно расположиться, чтобы съездить на экскурсию в Венецию. Навигатор «знает» наш отель, но не успеваем свернуть во внутренний дворик, разворот на этой улице запрещен, ладно, едем дальше, навигатор перепрокладывает маршрут, делаем небольшой крюк, всё! Мы на месте. Время полдень, жара снова за 30.
Изначально планировали отдохнуть, пообедать и затем ехать в Венецию.
На ресепшн нам подсказали, как добраться до Венеции, где покупать билеты на автобус до Венеции. Автобусная остановка в 300 метрах от отеля, до Венеции всего 10 минут езды.
Если вы хотите посмотреть Венецию как снаружи, так и изнутри, то рекомендую, приехав туда, взять билеты на вапоретто (их местный водный трамвай), маршрут №1, на нем прокатиться по Гранд-Каналу до площади Сан-Марко, а обратно гулять по узким улочкам и мостам Венеции. Иначе Венецию не рассмотреть. Утлое суденышко вмещает в себя больше сотни туристов. Минут 40-45 по Гранд-Каналу и мы на площади Сан-Марко, самой знаменитой площади Венеции. Народу миллион, наверное, в самый пик сезона будет ещё больше. Венеция предстала именно такой, как мы себе её и представляли. Но живьем она ещё интересней и сказочней. Каждый дом, каждое здание — история многих веков, постепенно уходящая всё глубже под воду. Туристы со всего света снуют кругом, слышна речь на всех языках мира, включая русский. Шум, музыка, песни, магазины, сувениры — всё воедино.
Обратно шли пешком, осматривая город. Необычно, весело и приятно. Разумеется, купили несколько венецианских масок себе и для подарков. Венеция совсем небольшая, но мы не торопимся, поэтому часа три-четыре гуляли, пока не вышли к автобусной стоянке. Подумали, помечтали, посидели в скверике и решили пройтись ещё.
Вечером вернулись в отель, поужинали, обсудили минувший день.
В отеле вечером случился маленький казус. В номер залетел венецианский комар, от которого решили избавиться русским методом «тряпкой его» :) В момент решающего удара по насекомому сработала сигнализация, заблокировавшая внутренние перегородки в отеле на первом этаже. Хорошая сигнализация. Проблему персонал решил в пять минут, отель снова зажил своей спокойной жизнью.
День четвертый и пятый, 19-20.06.2013, среда и четверг
Римини, море.
После трех дней поездок и экскурсий запланировали пару спокойных дней на море, в курортном Римини.
Нас ожидает переезд в 250 километров, т.е. чуть более двух часов. Впервые решили заправиться, т.к. проехали уже почти 700 км, затратив на это, правда, всего 30 литров топлива. Машина для поездки очень комфортна, экономична (чуть более 4 литров солярки на трассе), отлично работает климат-контроль, магнитола «кушает» и диски, которые взяли из дома, и USB-флэшку. Топливо дорогое, особенно в Италии. Бензин на брэндовых заправках стоит 1,7-1,8 евро за литр, дизтопливо чуть дешевле. Отъехав километров 50-60 от Венеции, залил солярки полный бак под горловину на 60 евро. На заправках всегда имеется ведро с водой и щетка, чтобы помыть стекла машины, услуга бесплатна.
В стороне осталась Падуя, затем Болонья, и мы уже поворачиваем в сторону Римини. Минут 10 езды по каким-то сельским дорожкам Италии и въезжаем в город-курорт. Наш отель находится на первой береговой линии, в 50 метрах от пляжа. Разгружаем багаж, предъявляем ваучер, любезный молодой человек на ресепшн вручает ключ от номера с видом на море, ключ от въезда на бесплатный паркинг. Мы в Римини. Наш отель — Hotel Gabbiano. 140 евро за 2 ночи, бесплатная парковка (250 метров от отеля), завтрак включен.
Очень хороший отель, вкусные завтраки, удобное расположение, доброжелательный персонал, супруга владельца отеля украинка, говорит по-русски, что однажды нам очень помогло, чуть позже расскажу об этой истории.
Разумеется, перекусив, сразу отправились на море. Было очень жарко, на солнышке под 40, вода в море уже очень теплая, практически как в Турции в разгар сезона. Пляж песчаный, песчаное дно в море, народу в июне ещё немного. Окунуться в море это просто класс!
Вечером прогулялись по старому историческому Римини. В Римини сохранились старые исторические постройки времен Августа и Тиберия — арочный мост и Триумфальная арка, руины амфитеатра. В центре старого Римини зашли на Площадь Кавур, где собирается множество туристов со всего мира. Римини, пожалуй, самый «русский» город Италии, поскольку сюда едут россияне за отдыхом на море и за покупками, ведь Римини считается одним из центров шопинга. В центре Римини очень много брендовых магазинов одежды. Если честно, то одежда очень дорогая и небольшой выбор, почти все продавцы понимают по русскому.
В городе также множество велосипедных и пешеходных дорожек, красивый парк.
Следующий день вновь посвятили пляжному отдыху. Во второй половине дня посетили парк «Италия в миниатюре», который находится на окраине Римини, в 4 километрах от нашего отеля.
Это один из интереснейших тематических парков Италии, где за один день можно увидеть все основные и самые популярные достопримечательности и города Италии и Европы, уменьшенные в 25-30 раз в сравнении с оригиналом. Вокруг миниатюрных шедевров архитектуры проложены дороги, железнодорожные пути, выстроены аэропорты, что придает особую достоверность всем экспозициям. Но это не только выставка архитектурных достопримечательностей под открытым небом, это настоящий парк аттракционов для детей и взрослых. Здесь есть Луна-Парк, проходят красочные лазерные и музыкальные шоу. Сложно всё описать, выложу несколько фото, кто там не был, тем должно быть интересно. Стоимость входа в парк 22 евро для взрослого. Народу в парке очень много, один за другим подходят экскурсионные автобусы, много россиян.
Небольшая фотосессия в парке «Италия в миниатюре».
Вечером решили съездить в местный аутлет, купить продуктов на дорогу, ведь завтра у нас был запланирован дальний переезд из Римини в столицу, Вечный город Рим, с посещением по пути республики Сан-Марино.
И тут случилась проблема, единственная, к счастью, за всё время путешествия. Пришли на стоянку, нажимаю на кнопку брелка, а машина не подает признаков жизни. Вообще никаких. Хм… думаю, что за дела? Открываю дверь ключом, сигнализация не пищит, панель приборов не горит, приехали… Учитывая, что завтра утром нам выезжать дальше, ситуация немного напрягает. Понятно, что аккумулятор помер, непонятно только почему. Вчера днем всё было ОК, прошло 28-30 часов и что ж случилось? А главное, что делать?
Возвращаюсь в отель, оставив своих девчонок у машины на паркинге, объясняю на ресепшн отеля проблему, Лукка (хозяин отеля) вроде понимает, но мой английский не настолько хорош, чтобы объяснить нюансы. Прошу помощи, надеясь, что Италия не Гондурас и найти сервисмена, способного оживить АКБ, возможно. И тут вспомнил, что супруга Лукки, украинка Лилия говорит по-русски. Прошу его набрать ее, пара минут, она объясняет супругу проблему на итальянском и нет проблем. Через 20 минут подъезжает старенький «Фольксваген» с сервисменом, садимся в его авто, едем на парковку, где этот сеньор достает АКБ из багажника своей машины, подключает его проводами к нашей, запускает авто, ходит вокруг, слушает и нюхает, глушим мотор, снова заводим, всё ок. Цена вопроса 15 евро, и мы едем на шопинг.
Скажу наперед, что несколько последующих дней меня напрягала эта история. Каждое утро в Риме я вставал и шел к машине, заводил мотор, минут 5 давал ему поработать и шел обратно. Природу внезапной смерти АКБ в Римини так и не понял, в дальнейшем ничего подобного не возникало ни разу.
Лукка и Лилия, спасибо Вам огромное за помощь, вы очень хорошие и отзывчивые люди. Будем ещё в Римини — обязательно в Ваш отель! Грацио миле!
Движение в Римини очень плотное, огромное количество мотоциклистов и скутеров, много машин и автобусов, дороги узкие, скорость потока минимальная, но при этом мы ни разу не видели ни единой аварии. Всё-таки культура вождения это самое главное!
День шестой, 21.06.2013, пятница
Переезд из Римини в Рим с посещением республики Сан-Марино
Утром, позавтракав и попрощавшись с хозяевами отеля, мы отправлялись в столицу Италии. По дороге запланировали 2-3 часовую экскурсию по Сан-Марино, маленькому государству на территории Италии. От Римини это всего 30 километров по горной дороге.
Республика Сан-Марино одно из самых маленьких государств в Европе, со всех сторон окруженное территорией Италии. Государство расположено на высоких склонах горного массива Монте Титано, последние 10 километров пути постоянное движение круто вверх по узким горным серпантинам. Виды из окон автомобиля потрясающие. Сан-Марино просто рай для туриста, тут и великолепные виды, и грандиозные панорамы с любой точки города, и множество магазинчиков для туристов. Чем ближе к платным паркингам в центре города, тем больше машин и народа. Паркинги в Сан-Марино это платные многоуровневые стоянки, имеющие номера от P1, P2 и выше. Изначально мы планировали шестой паркинг, адрес которого и был вбит в навигатор, но регулировщик отправлял всех на девятый паркинг, объяснив нам походу, что шестой уже занят. Ну ладно, девятый, так девятый, въезжаем, делаем круг, всё занято, поднимаемся ещё на уровень, видим свободные места, паркуемся, стоимость парковки 1,3 евро в час. Идем гулять по суверенному Сан-Марино.
Чисто, красиво, местами пахнет средневековьем, хотя, конечно, коммерциализация проникла везде. Очень много россиян, в кафе и магазинах полно русскоговорящих зазывал и продавцов.
Всем женщинам рекомендуем купить кожаные сумки в Сан-Марино, качество — класс, цена тоже!!! Быстро пролетели три часа в Сан-Марино. Пора ехать дальше, нам ещё нужно добраться до Рима, а это более 300 километров и сегодня пятница, а значит, вечерние римские пробки обеспечены.
Из Сан-Марино в Рим решили ехать по бесплатным дорогам, минуя национальные автобаны, для чего проложили маршрут до Вечного города через Перуджу. Навигатор сообщил, что до нашего римского отеля «всего» 320 километров и 4 часа по времени. Недоверчиво покачав головой, завожу машину, и выезжаем с паркинга. Сразу после выезда обнаруживаем ремонт дороги, по которой нас намеревался провести навигатор, едем по другой дороге, навигатор радостно перепрокладывает маршрут. Первые 70 километров от Сан-Марино это сплошные спуски по горным серпантинам и маленькие городки и деревушки вдоль дороги. Очень романтично и здорово. В одном из таких населенных пунктов мы были единственный раз за всю поездку остановлены местными полицейскими. Экипаж состоял из двух человек — очаровательная девушка-карабинер и сурового вида молодой человек. По-английски говорила только девушка, её напарник стоял и внимательно наблюдал за происходящим молча, за всё время нашего диалога не проронив ни слова, ни единой эмоции не выдало его лицо. Девушка же была сама любезность, настоящая провинциальная итальянка, мило и слегка эмоционально расспросила меня о цели нашей поездки, о «сеньорах внутри автомобиля», о маршруте, стране прилета, посмотрела мои российские права и карточку на прокатный автомобиль, слушая мой рассказ, параллельно звонила куда-то, передавая мои слова точь-в-точь, потом расплылась в улыбке, сказав: «ноу проблем, гуд лак, сенк ю веримач, гудбай, мистер».
Серпантины закончились, выехали на вполне себе хорошего качества трассу в сторону Рима, аналог платного автобана, с разделенными потоками, по две полосы в каждом направлении, с ограничением скорости в 110 км/ч. Что ж, мы туристы и не сильно торопимся, круиз-контроль на 110 и едем дальше. В стороне осталась Перуджа, Терни, затем немного поплутали, не послушав навигатор и супругу, сделали маленькое кольцо по какому-то городку, снова выехали на трассу (минут 15-20 потеряв на лишний круг), и вот в районе 17:00 мы въехали на кольцевую Рима. Ещё раз напомню, что это была пятница, поэтому все возможные полосы (а их было минимум 5 или 6) двигались медленно, но с равной скоростью. Именно двигались, но не стояли, разве что наглые скутеристы шустро мелькали слева и справа, обгоняя автомобили, зажатые обстоятельствами. В это время нам пришла СМС-ка от хозяина римских апартаментов Риккардо, в которой он спрашивал, во сколько нас ожидать. Оценив математически и «на глаз» сложившуюся ситуацию, сообщили, что будем в отеле в районе 19:00. Ошиблись немного, в 19:15 навигатор привел нас туда, куда следовало.
В Риме мы забронировали апартаменты B&B RomaAppia Davila25.
По сути, это отдельная 1-комнатная квартира для проживания 3-4 человек в тихом районе Рима, в 300 метрах от двух станций метро, неподалеку от широкой магистрали со множеством магазинов. Стоимость проживания за 3 ночи составила 228 евро, включая подземный паркинг недалеко от места проживания (3-4 минуты ходьбы). Поскольку машиной в Риме мы пользоваться не планировали, то это был идеальный вариант. Вещи разгружены, за проживание уплачено, машина в подземном бункере, «Здравствуй, Рим!»
В нашей римской «резиденции» отдельная кухня, ванная комната, санузел, просторная спальня, бесплатный wi-fi, посуда, газовая плита, посудомоечная машина и всё остальное в нашем распоряжении, во дворе у окна апельсиновые деревья, ляпота.
Утром следующего дня нас ждал Ватикан!
День седьмой, 22.06.2013, суббота
Посещение Ватикана и прогулка по Риму
На 9:00 у нас были забронированы через интернет билеты в Ватиканские музеи. Сразу скажу, что, если вы планируете посетить Ватикан, то следует обязательно сделать резервацию в сети, иначе вам уготовано долгое стояние в очереди и потеря массы времени.
Встав и позавтракав, мы двинулись в сторону метро. Метрополитен в Риме это две ветки метро, их широта и размах совсем не московские и не парижские. Стоимость проезда 1,5 евро. Нам предстояло проехать 12 остановок, это заняло не более 20 минут езды, и вскоре мы уже подошли к Ватикану. Народу столько, будто Ватикан был пару месяцев закрыт на ремонт и его открытие произошло именно сегодня. Но… у нас на руках спасительный ваучер, мы идем отдельным свободным коридором, минуя групповых посетителей и прочих туристов со всего мира. Подаю в кассу ваучер, плачу 60 евро, и уже через 10 минут мы в музеях Ватикана.
Прошли все возможные залы, работавшие в тот день, последней у нас на маршруте была, разумеется, Сикстинская капелла, построенная в 15 веке Джордже де Дольче, расписанная Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли.
Затем поднялись на купол Собора Святого Петра, откуда как на ладони раскинулся весь Рим в своем великолепии. Очень рекомендую.
Вторую половину дня посвятили пешей прогулке по историческим местам Рима — Пьяцца Навона, Мавзолей Сант-Анджелло, Площадь Венеции, Римский Капитолий, римские Форумы, Палатин, Колизей.
Навигатор сообщил, что от Колизея до нашего жилища всего час неспешной ходьбы, поэтому, посидев у стен Колизея и отдохнув, оставшийся путь легко преодолели пешком, благо в этот день небо было облачным и не было той жары, что сопровождала нас накануне.
По пути перекусили в одном из многочисленных кафе в районе Колизея.
Первый день Римской прогулки подошел к концу.
День восьмой, 23.06.2013, воскресенье
Прогулка по Риму
Воскресный день было решено посвятить пешей прогулке по Риму.
В этот день удалось посмотреть Собор Сан Джованни, Базилику Санта Мария Маджоре, были у фонтана Треви, посидели у Испанской лестницы, поднялись в сады Боргезе.
Рим произвел двойственное впечатление — с одной стороны шумный и жутко грязный город, с другой стороны — наслоение истории просто пластами, один на другой, на каждом шагу. Рим не похож ни на один из других городов Европы, где приходилось бывать, он совсем иной, завораживающий и чужой, широкий и запутанный, простой и непонятный.
Очень хотелось бы приехать сюда в низкий туристический сезон, чтобы ещё 4-5 дней спокойно погулять по нему. Надеюсь, мечта когда-нибудь осуществится.
Будучи в Риме обязательно попробуйте фирменное пирожное, итальянский Наполеон. Это пирожное совсем не похоже на наш Наполеон, но очень вкусный!
День девятый, 24.06.2013, понедельник
Переезд из Рима во Флоренцию + маленькая экскурсия на 2500 лет назад
Утром в понедельник завтракаем, оставляем, как и договаривались с Риккардо, ключи от квартиры на полочке, закрываем за собой дверь, закидываем сумки и чемоданы в чрево нашего «Опеля» и выезжаем в сторону Флоренции, где забронирован наш следующий отель на три ближайшие ночи. По дороге обещаю своим барышням приятный сюрприз в виде экскурсии в один маленький, но очень древний город, расположенный на полпути между Римом и Флоренцией. Посетить мертвый город Чивита-ди-Баньореджо, что расположен в горах, слева от трассы А1, ведущей из Рима во Флоренцию, меня надоумил один из отзывов, прочитанных в интернете. Настолько потрясло прочитанное и увиденное, что непременно захотелось увидеть всё это своими глазами и показать жене и дочери.
Итак, в 9:00 выехали из отеля, полчаса пути и мы выскочили из тесных римских пробок. Еще через час доехали до Орвието, где ушли с автобана, 20 километров петлями по узким сельским дорожкам и мы в Баньореджо. Это нижний город, построенный жителями Чивиты после того, как стал разрушаться древний Чивита-ди-Баньореджо, построенный этрусками ещё две с половиной тысячи лет назад. В 16-17 веках, после серии землетрясений, жители ушли вниз и построили Баньореджо, где живут и сегодня, а верхняя Чивита стала туристическим местом, где не живут люди, но сохраненным в том самом историческом виде. Вот где настоящая Италия, вот она изюминка и прелесть этой богатой на сюрпризы и прелести земли.
Машину оставили на бесплатной парковке, далее пошли пешком. В принципе, можно было подъехать почти к самой Чивите и оставить авто на платной парковке, но тут наш навигатор сдался, а знаки «кирпич» не располагали для езды по городу. Идти по каменным улочкам предстояло недалеко, всего то пару километров, поэтому шли и наслаждались великолепием провинциальной тишины.
Вот она, Чивита-ди-Баньореджо во всей её красоте.
До Флоренции предстояло ещё примерно 180 километров пути по автобану, поэтому погуляв до обеда, зашли на местный рынок, купили вкуснейшего сыра, фруктов, вина, местного хлеба, и поехали дальше. Заехали на заправку, залили полный бак дизтоплива, покушали, в 15:30 были уже во Флоренции.
Флоренция встретила надвигающимися тучками, летней прохладой. Ближайшие три ночи наша резиденция — Hotel Bologna. Скажу сразу, Флоренция очень недешевый город, это относится и к проживанию, и к питанию, и к стоимости экскурсий в музеи. С этим стоит смириться, ибо это… Флоренция, господа :)
Три ночи проживания нам обошлись в 330 евро, завтраки включены, автомобиль стоял на бесплатной парковке у отеля. Платным паркингом по цене 30 евро в сутки решили не пользоваться, т.к. отель располагается на тихой спокойной улочке. Пользоваться машиной во Флоренции также не планировали, город небольшой, от отеля до исторического центра 20-25 минут ходьбы, парковки в центре не найти даже за деньги, а пешком ходить полезно для здоровья. Найти отель нашему навигатору не составило проблемы, парковочные места (ура!) были свободными, разгружаем вещи, «буона сэра» и «грацио» на ресепшн, через 5 минут мы в номере. Только расположились и приняли душ с дороги, как начался первый настоящий итальянский дождь, под аккомпанемент которого мы спокойно поспали пару часов. К вечеру дождь закончился, в окошке появилась такая потрясающая радуга, что захотелось разуться и бежать по лужам гулять.
Разуваться, конечно, не стали, наоборот — оделись и обулись, взяли на всякий случай зонтик и пошли гулять по Флоренции. Выйдя из отеля и спустившись вниз по улочке, на которой располагался наш отель, мы оказались на набережной Арно. Закат был великолепный. Темнело, мы шли вдоль реки, по другому мосту вновь перешли Арно и попали в старый город, исторический центр Флоренции. Все экскурсии и достопримечательности Флоренции были отложены на завтра, разумеется, сегодня просто хотелось погулять в сумерках по этим узким улочкам, гулять и разглядывать эти старые окна, горящие в окнах свечи, дышать этим чистым воздухом после дождя. Неспешно вышли к Базилике Санта Кроче, на площади перед которой был выстроен какой-то футбольный мини-стадион. Как оказалось, сегодня днем здесь проводился традиционный турнир по историческому флорентийскому футболу.
В отель вернулись уже поздно. Завтра мы идем гулять по Флоренции.
День десятый и одиннадцатый, 25-26.06.2013, вторник и среда
Флоренция
С утра от вчерашнего дождя не осталось и следа, светило солнце, и мы, хорошо позавтракав, пошли гулять. Вдоль Арно дошли до центра города, и вышли к галерее Уфицци, попасть в которую давно мечтала супруга. Очередь была огромная, брони у нас не было, мы с дочей пошли гулять по городу, а супруга осталась ожидать своей очереди в Уфицци. Площадь Сеньории, Палаццо Веккьо, знаменитый мост Понте Веккьо со своими золотыми торговыми лавками. Позвонила супруга, радостная и счастливая от увиденного. Двинулись в сторону площади Дуомо, куда текла основная людская река. Ещё издалека увиденные купола базилики Санта Мария дель Фьоре, символа Флоренции, становились всё больше и выше. Размеры базилики, конечно, потрясают. Столпотворение народа, стремящегося собственными глазами оценить великолепие базилики и Баптистерия Сан Джованни. Такого количества туристов на квадратный метр площади мы не видели больше нигде. Флоренция, по-моему, самый туристический город в Италии. К вечеру от шума в ушах болела голова. Многонациональная какофония с утра до ночи — это Флоренция. Повсюду уличные музыканты, продавцы «высокохудожественных» подделок, просто гуляющие со всего мира туристы. К вечеру добрались в отель, поели и завалились спать.
На следующий день с утра запланировал пеший подъем на купол базилики Санта Мария дель Фьоре, девушки мои отправились по магазинам, посмотреть и что-нибудь прикупить на память. Пеший подъем на купол (стоимость 10 евро за вход) это 464 ступени, которые поднимают тебя на высочайшую точку Флоренции. Весь город и тосканские окрестности как на ладони. Райское место для любителей фотографии.
Во второй половине дня поднялись на смотровую площадку города — площадь Микеланджело, откуда открывается отличный вид на город.
Далее отправились в сады Боболи, самое тихое и спокойное место во Флоренции. Спустились вниз, ещё раз прогулялись по историческим местам Флоренции.
Двух полных дней вполне достаточно для прогулок по этому прекрасному городу-памятнику.
День двенадцатый, 27.06.2013, четверг
Озеро Гарда.
Сегодня утром мы уезжаем на озеро Гарда, самое большое озеро Италии, расположенное на севере страны, недалеко от Вероны, у южного подножья Альп, в котловине ледникового происхождения. Здесь у нас забронирован отель Hotel CasaGagliardi в маленьком городке Бренцоне. Отель прямо у озера, с балконом и видом на озеро. Добавлю — потрясающим видом на озеро. Завтрак включен, бесплатная парковка для машины, всё это удовольствие за скромные 76 евро.
Из отеля во Флоренции выехали в 9:00 утра, нам предстояло преодолеть 275 километров. Первые 240 километров это привычная езда по платному автобану, два с половиной часа. Затем съезд с трассы и 35 километров по узким и не очень узким, но крутым и очень крутым дорожкам, предложенным нам нашим навигатором. Это электронное чудо, видимо, почуяв полное к нему доверие, иногда стало проявлять излишнюю самоуверенность, в частности, на Гарде отправив нас в путь по одному ему известным закоулкам. Я же, доверившись этому мелкому, как оказалось, иногда очень гадкому гаджету, вынужден был проявлять чудеса водительского искусства, ухитряясь вести наш пятиметровый караван-сарай там, где не вполне комфортно было бы, к примеру, какому-нибудь ФИАТ-500. Уверенный в себе навигатор вел нас по односторонним (а может и не односторонним) улочкам, где не всегда способны были бы разъехаться даже два велосипедиста. Жена уже начинала напрягаться от финишной части нашего сегодняшнего марш-броска, с тревогой глядя вперед в надежде увидеть вожделенное озеро и дорогу вдоль его побережья. Километров 15 нашего экстрима продолжались примерно полчаса, наконец, мы выехали на побережье Гарды буквально в пяти километрах от нашего отеля. Чудесная дорога, ровная как стекло и через несколько минут мы у пункта назначения. Услышав всё, что мы о нем думаем, наш навигатор больше ничего никогда не выдумывал и был вполне себе «хорошим парнем».
Номер в отеле действительно оказался с балконом, великолепный вид на озеро Гарда прилагался. Всё это располагало к скорейшему принятию пищи под аккомпанемент итальянского вина.
На улице было прохладно, градусов 20, купальный сезон на Гарде ещё не открыт, поэтому после обеда мы отправились на прогулку вдоль озера, рассматривая окрестности, подкармливая местную фауну.
К сожалению, вечером пошел дождь, который сорвал наши планы на посещение итальянского кафе на берегу озера с дегустированием блюд местного производства и вин с ближайших виноградников. Пришлось ограничиться ужином собственного производства на нашем балкончике под аккомпанемент непрекращающегося дождя. К ночи стало совсем прохладно, попросили одеяла у хозяев отеля.
День тринадцатый, 28.06.2013, пятница
Фюссен и Швангау (Бавария, Германия)
Наш отпуск подходит к концу, сегодня мы покидаем Италию и транзитом через Австрию возвращаемся в Германию. На нашем маршруте сегодня была особенная точка — баварский Фюссен с его сказочными замками Людовика Второго — Нойшванштайн и Хоэншвангау.
Для этого необходимо было сегодня преодолеть порядка 360 километров через Альпы с их многочисленными тоннелями.
К утру дождь перестал, дороги подсохли. Позавтракав в отеле, в десять часов утра мы тронулись в путь. Вначале дорога вдоль озера Гарда до его самой северной точки, выезд на автобан А22 в районе Роверетто, кик-даун в пол и вновь отличный скоростной автобан, петляющий то влево, то вправо, поглощая нас и машину в свои тоннели каждые 10-15 километров. В стороне остается Больцано, и уже замаячила Австрия. Ещё одна виньетка за 8,3 евро, и мы пересекаем Австрию с юга на север в направлении баварского Фюссена с его замками. Я еще весной достал жену и дочь с этими замками, поэтому не хотелось бы, чтобы погода испортила впечатление от сказки. Дождь между тем то начинался, то прекращался, обещая нам не очень радостные перспективы. Дорога то поднимала нас вверх (температура за бортом опускалась при этом до +6), то спускалась вниз к ярко-зеленым альпийским лугам, поднимая «термометр» в автомобиле до +17. Полагаясь на удачу, я надеялся, что к вечеру погода подарит нам кусочек солнца и не помешает нам увидеть сказочный Нойшванштайн во всем его великолепии.
Учитывая тот факт, что дизтопливо в Австрии значительно дешевле, чем в Италии, решил заправить машину уже там. Дизтопливо в Австрии стоит от 1,3 евро за литр, соответственно, залив 45 литров солярки, сэкономили порядка 15 евро.
Последние пятьдесят километров на пути к Фюссену дорога идет по шикарным альпийским лугам, постепенно поднимаясь вверх. Дороги неширокие, по одной полосе в каждом направлении, все водители строго соблюдают скоростной режим, никто не торопится, подчеркнутая вежливость и взаимоуважение чувствуются абсолютно во всём.
Дождь то начинается, то внезапно стихает и появляется солнце, как и положено в горах. Навигатор сообщает, что через несколько километров мы прибудем в наш отель, меж тем никаких признаков того, что мы в Германии ещё нет. Оказывается, австрийско-германская граница проходит едва ли не в черте города. Наконец, мы видим знак, указывающий на то, что мы въехали в Германию, и тут же видим указатель, обозначающий границу Фюссена.
О чудо — окончательно закончился дождь, появилось солнце. Преодолеваем мост через реку Лех, на которой стоит сказочный Фюссен, пара поворотов и вот он, наш отель - House L.A, стоимость 59 евро за ночь, бесплатная парковка у отеля, без завтрака. Этот недорогой отель расположен практически в самом центре Фюссена, в 4 километрах от замков.
Быстренько разгружаем багаж, заселяемся в свой крошечный номер на первом этаже, обедаем. Радостно посматривая на практически безоблачное небо, выезжаем в городок Швангау на осмотр замков. С погодой нам действительно повезло.
Уже через десять минут наша машина въезжает на платную парковку (стоимость 5 евро без ограничения по времени). Прямо над нами возвышается замок Хоэншвангау, позади, в горах, виден Нойшвантайн.
Вначале, разумеется, поднялись наверх, погуляли у желтого замка, вышли к живописному озеру Альпзее, на закуску оставив Нойшвантайн. Подъем к любимому замку Людвига Второго идет по лесным асфальтированным дорожкам, кругом указатели, заблудиться невозможно, всё по-немецки точно и понятно.
Подъем к замку занимает около сорока минут, очень удобные площадки для внешнего осмотра замка. Самый красивый вид, разумеется, с мостика Мариенбрюкке. Спускались теми же дорожками.
Замок Нойшвантайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца». После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень для строительства огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. А мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т. н. «ведуты» (живописные изображения).
В 1869-1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
Вечером вернулись в отель, погуляли по городу, поужинали в местном кафе, попробовали знаменитого баварского пива. Фюссен — классический баварский городок во всем его великолепии. Известен с III века как римский каструм. Завоеватели сначала построили на этом месте военную крепость, которая стала контролировать военную дорогу Клавдия Августа. Во время великого переселения народов на смену крепости пришло поселение германцев, ставшее впоследствии городом Фюссен.
Кроме того, благодаря своим минеральным источникам и лечебным грязям, Фюссен является одним из крупнейших курортов Германии.
День четырнадцатый и пятнадцатый (последний), 29-30.06.2013, суббота и воскресенье
Мюнхен и возвращение домой
Последний пункт назначения на нашем маршруте — столица Баварии Мюнхен, расположенный всего в 120 километрах на северо-восток от Фюссена. Первая половина пути представляет из себя дорогу, петляющую от одного небольшого баварского городка к другому, затем выезжаем на скоростной немецкий автобан Е54, традиционно не имеющий каких-либо скоростных ограничений. Несмотря на то, что накрапывает дождь, местные автолюбители уверенно идут по левому ряду со скоростью за двести. Наша «Астра» бодро глотает километр за километром, временами разгоняемся до 180-185 км/ч. Очень скоро оказываемся в Мюнхене. Наш навигатор явно здесь уже бывал, потому что очень хорошо знает все повороты и развязки. Сегодня мы останавливаемся в Hotel Imperial, отель в районе Пассинг, стоимость 76 евро плюс 10 евро за подземный паркинг, завтрак включен в стоимость.
К сожалению, наши планы посетить Олимпийский парк Мюнхена нарушил начавшийся дождь. В результате пришлось поменять планы и ограничиться в этот день экскурсией по близлежащим окрестностям и шоппингом. Дождь не стихал на протяжении всего оставшегося дня, к тому же сильно похолодало. В надежде на улучшение погоды пришлось перенести все планировавшиеся мероприятия на воскресенье, последний день нашей поездки.
В воскресенье погода и вправду «исправилась», выглянуло солнышко, стало значительно теплее. День начался с традиционного завтрака в отеле. Завтраки в Германии не сравнятся с итальянскими. Разнообразие блюд, предлагавшихся в мюнхенском отеле, не идет ни в какое сравнение с привычными для Италии круасанами, фруктами, йогуртами.
В десять часов утра выезжаем из нашего отеля и направляемся на экскурсию по историческому центру Мюнхена. Машину оставляем на предварительно спланированной подземной парковке в центре города (стоимость 2,2 евро в час) и идем в Старую Пинакотеку. По воскресеньям стоимость посещения мюнхенских музеев и галерей составляет всего 1 евро, благодаря чему там очень много посетителей. Это одна из самых известных картинных галерей мира, в которой представлены произведения самых известных мастеров Средневековья вплоть до середины XVIII столетия. В общей сложности представлено свыше 700 полотен мастеров из Германии, Голландии, Франции, Италии и Испании.
Из Пинакотеки направились в Английский парк Мюнхена.
Английский сад (нем. Englischer Garten) (также Английский парк) в Мюнхене — один из крупнейших городских парков в мире, его общая площадь — 4,17 км², а протяжённость — приблизительно 5,5 километров от центра Мюнхена до его северной окраины. Парк был создан в 1792 году садовым архитектором Фридрихом Людвигом Шкелем и получил своё название в честь применённого при его проектировании архитектурного стиля английского ландшафтного парка, который, в противоположность помпезному и симметричному французскому парку, стремится к максимальной естественности композиции, отдавая предпочтение пейзажному стилю перед регулярным. Парк является одним из первых народных парков (то есть доступных для всех желающих) в современной Европе.
По площади Английский сад в Мюнхене больше, чем знаменитые Центральный парк в Нью-Йорке или Гайд-парк в Лондоне. Он является излюбленным местом отдыха как мюнхенцев, так и многочисленных туристов.
Очень красивый парк, место полнейшей гармонии.
Очень хотелось присесть, взять большую кружку баварского пива и подумать о смысле жизни.
Увы, сегодня нам ещё предстояло добраться до Мюнхенского аэропорта, сдать автомобиль и отправиться домой. Вылет у нас был вечерний, в 22:10 по местному времени, поэтому весь день был в нашем расположении.
Выйдя из Английского парка, направились в сторону Мариенплац, посмотрели Старую и Новую Ратуши, самый высокий собор Мюнхена Фрауэнкирхе. По выходным дням исторический центр Мюнхена отдан туристам и пешеходам, движения автомобильного транспорта нет вовсе, повсюду играет музыка, национальная и классическая, повсюду уличные кафе и рестораны. Люди просто отдыхают целыми семьями накануне очередной трудовой недели.
Время летит незаметно, пора в аэропорт. Заплатив 13 евро за парковку автомобиля, выезжаем. До международного аэропорта всего 37 километров, к сожалению, на маршруте, проложенном нашим навигатором, идет дорожный ремонт, поэтому приходится менять направление движения вместе со всем потоком. К счастью, в Мюнхене, как и в других крупных и мелких европейских городах, нет понятия крупных дорожных пробок и заторов, поэтому уже через 15 минут мы оказываемся на загородной трассе, ведущей в сторону аэропорта. Вновь видим теперь уже слева по ходу движения мюнхенскую «Альянс-Арену», дорога становится 4-5 полосной в обоих направлениях, движение всё более плотное.
Буквально за 5 километров до окончания нашего маршрута из-под впереди идущего автомобиля в стекло нашего «Опеля» прилетает маленький камешек, оставляя на лобовом стекле нашей «Астры» едва заметный след, что несколько портит настроение. Не уверен, что повреждения стекол входят в нашу страховку, но что поделать? Форс-мажор.
Не сразу удалось разобраться, где следует сдавать автомобиль прокатчику. Вроде бы и в интернете всё было прочитано, и в навигаторе адрес был указан верный, тем не менее, навигатор привел нас немного не туда. Пришлось прогуляться пешком, уточнить схему заезда. Автомобили въезжали туда один за другим с периодичностью не более минуты. Процедура сдачи автомобиля ещё проще, нежели процесс его получения — приветствие менеджера, ключи на сидение, вещи из автомобиля прочь, внешний осмотр автомобиля, проверка комплектности и «до свидания». Никаких документов, подписей и формальностей. Ещё раз уточнив, можем ли мы быть свободны и, получив утвердительный ответ, направляемся в зал регистрации аэропорта. Через несколько часов мы улетаем домой, в Омск, транзитом через Москву. По прибытии домой, с нашей карты было списано приблизительно 17 евро за недостачу топлива (не нашел поблизости АЗС), за царапинку на лобовом стекле денег прокатчик не взыскал, то ли не заметили, то ли покрыла страховка, не знаю.
Заключение
Резюмируя поездку, могу сказать следующее:
— Европа буквально создана для автомобильных путешествий. Вся инфраструктура (дороги, отели, достопримечательности) заточена под туризм.
— Дороги Германии, Австрии и Италии превосходны по своему качеству, понятны и предсказуемы.
— Навигатор в поездке по Европе просто необходим. Это помогает сосредоточиться только на отдыхе, не задумываясь о вариантах перемещения. Забиваете конечную и (при необходимости) промежуточные точки маршрута и в путь. Мы пользовались навигацией IGO, которая показала себя очень хорошо, за исключением мелочей. Навигатор знает практически все дороги, включая второстепенные, а также маршруты в маленьких населенных пунктах и ни разу не сбился с пути. Заранее предупреждал о скоростных ограничениях на трассах и «speed-камерах». Благодаря нашему маленькому другу все переезды были осуществлены быстро и четко, без потери драгоценного времени.
— За время нашей поездки мы ни разу не столкнулись с хамством на дорогах, ни разу не видели ни единого ДТП. Культура вождения в Европе очень высока, все водители взаимовежливы, никто никуда откровенно не спешит, никто никого не подрезает. На автобане все выполняют правило «Не занимай левый ряд», на практике это означает, что после опережения автомобиля следует вернуться во второй ряд, освободив крайний левый для опережения другими водителями. Т.е. крайний левый ряд используется исключительно для опережения других транспортных средств. Едва забудешь об этом, как позади увидишь упершийся в твою корму автомобиль.
— В Германии дороги бесплатные везде, в Австрии проезд по автобанам оплачивается посредством приобретения виньетки. Её стоимость 8,3 евро на 10 календарных дней. Приобретать виньетку следует на АЗС до пересечения австрийской границы, на территории Германии или Италии. В Италии автобаны платные, стоимость проезда составляет приблизительно 2,5-3 рубля за километр. При въезде на автобан получаешь карточку, при съезде с автобана осуществляешь оплату, обмануть систему нереально. Оплатить можно наличными или по карте, во избежание недоразумений мы оплачивали дороги в Италии наличными.
— Бензин и дизтопливо самые дорогие в Италии (1,6-1,7 евро за литр солярки и 1,7-1,8 евро за литр бензина), в Австрии и Германии цены на 0,2-0,3 евро ниже.
— АЗС во всех странах это целый комплекс услуг — помимо собственно заправочной станции это большой супермаркет, кафе, автосервис, зона отдыха и т.п. Крупные АЗС расположены на всех скоростных автобанах с периодичностью в 40-60 километров.
— Практически все отели предлагают бесплатный завтрак, что касается питания, то больших проблем не замечено — в любом городе множество больших и маленьких супермаркетов, где можно купить продукты. Что касается кафе, то этого добра буквально на каждом шагу и в любое время, чем дальше от исторического центра, тем ниже цены.
— Как показала практика, все отели с рейтингом выше 8 баллов от Букинга подтверждают свой рейтинг в борьбе за клиента. Очень доброжелательный персонал, небольшие, но уютные номера со всем необходимым для полноценного отдыха.
— Оплату в отелях производили в основном по карте, за редким исключением, где платили наличными. Все отели выдают квитанции об оплате. Ни разу не возникало никаких проблем с заселением в отель.
— Персонал в отелях, как правило, хорошо говорит по-английски, поэтому, имея базовые знания английского языка, вы не будете иметь никаких проблем. По крайней мере, иногда можно вполне объясниться на языке жестов.
— Все отели, за исключением последнего, в Мюнхене, предоставляют бесплатный беспроводной интернет. В дороге это очень помогает.
Бюджет поездки
Визовое оформление плюс медицинские страховки — 11700 рублей (на троих человек).
Авиабилеты — 56400 рублей.
Проживание в отелях — около 43000 рублей.
Аренда автомобиля — 13700 рублей.
Платные парковки на маршруте — 3800 рублей.
Стоимость топлива — 8700 рублей (средний расход топлива составил 4,4 литра на 100 км пути).
Расходы на питание — около 30000 рублей.
Платные дороги (Австрия и Италия) — около 4000 рублей.
Автобусы, метро и т.п. — около 1500 рублей.
Экскурсии — около 7000 рублей.
Итого — порядка 180000 рублей.
Затраты на шопинг не указываю, они были небольшими, шубы и бриллианты не приобретались.
В голове уже зреет план нашей следующей поездки по Европе.