|
В свое первое путешествие на машине мы с женой решили отправиться еще зимой. Долго размышляли брать с собой ребенка или нет. Только перед самым отъездом решили что ему еще рано совершать такие вояжи (ему 4 года) и сын был оставлен бабушке.
Машину никак к столь внушительному пробегу не готовили, купили только полноразмерную запаску и еще одну камеру. В гараже остались задние подголовники, чтобы не мешались когда сидения складываешь.
С собой взяли постель (хорошая машина Филдер, складываешь задние сидения получается кровать), канистру воды, китайскую плитку на газе (полезная вещь), всякие быстроприготовляемые лапши-пюре, ну и еще всякое поесть. Остановился, на плитке вскипятил воды, лапшу залил, чай заварил, перекусил и вперед.
Выехали в пятницу 16 июля в 11.30 (поздновато). Заправили 35 литров бензина по 21.10 (самый дорогой бензин у нас). В 12.30 были уже в Мохсоголлохе на пароме. Пока он собрался, пока доплыли: в Качикатцах были только в 15.00. Вот и началось путешествие.
Дорога сразу плохая. Вообще трасса М56 самая плохая из всех по которым мы проехали. От Качикатцев до Томмота около 350 км, а ехали их до 22.00. Ямы, вспучивания, плюс к этому ремонт дороги, от которого дороге становиться только хуже (обратно этот же участок ехали на 4 часа дольше). В общем в 10 вечера (время везде якутское, часы в машине мы так и не перевели), за Томмотом остановились поужинать. Томмот кстати нам понравился, чисто, уютно, тополя, река. Поужинав решили доехать до Алдана и там переночевать, тем более что отвратительная дорога незадолго до Томмота превратилась в приличный асфальт. Самый ужасный участок (Качикатцы – Верхняя Амга) остался позади. Заправились, 40 литров уже по 19.40. В 23.00 доехали до Алдана. Первую ночь как-то неуютно было останавливаться на трассе, поэтому заехали в город переночевали в гостинице.
Почему-то у нас в записях отсутствует пробег за первые дни. Кажется 520 км прошли в первый день.
Выехали из Алдана утром в 8 часов. Решили меняться за рулем через два часа. Асфальт кончился через километров 20. Проехали Нимныр остановились на завтрак под железнодорожным мостом (для нас диковинка). Поели. Поехали. Вскоре пробили колесо, да так не удачно, что резину порвали. Поставили банан (полноразмерная лежала в нише, под всем скарбом). Кстати, по дороге назад, переняли опыт перегонщиков, они запаску которая лежит в салоне (как наш банан) заворачивают в большие пакеты для мусора. Доехали до Хатыми, там шиномонтаж был закрыт. Поехали дальше, неудачно подскочили на кочках, помяли банан. Без тяжелых последствий. В 13.00 доехали до Чульмана. Шиномонтаж прямо у трассы. В порванную бескамерку вставили камеру (из нашего запаса, в монтаже не оказалось камер на 14), в дыру подложили кусок камеры, вобщем на запаску пошло колесо, полноразмерную запаску поставили на постоянную работу. (Так на ней и доехали туда и вернулись обратно). Пообедали, и поехали дальше. В Чульмане кстати, ловит МТС, позвонили домой.
Переехали границу Якутии и Амурской области. В 18.30 Тында. Заправились по 20.50 40 литров. Причем на въезде и на выезде из Тынды бензин по 20.50, а в городе по 19.00. Загадка.
До Тынды и 20 км после нее хороший асфальт. А потом началась очень плохая грунтовка. Только дожди прошли, и дорога вся в выбоинах была. Скорость 30-40 км/ч. Когда по столбикам до Невера оставалось 9 км, выехали на перекресток, на нем указатель «Чита прямо», на обочине «Демио» с якутскими номерами машет руками, остановились поговорили. Оказывается, туда где прямо, дороги на самом деле нет, там мост развалился. Объяснил нам как ехать в объезд. Надо налево, проехать два строящихся моста, и направо. Попали в Невер уже затемно. Нас встретила куча пьяных подростков. Поехали на Сковородино (там рядом совсем). В 23.00 Сковородино, тут уже мы попали в компанию перегонщиков, едущих с Владивостока на Запад. Остановились ночевать рядом с заправкой, в большой компании разнообразных автомобилей. (Почему-то в Якутск гонят только Тойоты и Сузуки Эскудо. А на запад везут все. Ниссаны, Мазды, Тойоты. Некоторые модели в Якутске вообще отсутствуют.)
Опять появилась сотовая связь, позвонили домой (В Амурской области МТС работает без роуминга, цены как дома).
Сколько мы проехали за этот день не известно. Данные утеряны.
В 7 утра начался 3-й день пути. Выехали на Читу. Дорога убогая, узкая грунтовка, постоянно пересекаемая ж/д путями. Как в последствии выяснилось это объезд, федеральная трасса «Амур» возле Сковородино еще не готова, хотя осталось немного.
Приблизительно через час (а может меньше), выбрались на федералку. Очень хорошая гравийка, из мелкого гравия, широкая, ровная. Ехали 100-120 км/ч, проехали Урушу, Ерофей Палыча (они в стороне от трассы, и представлены только кафешкой и заправкой. В Ерофей Палыче гадюшник редкий).
На трассе шикарные карманы для остановок. В таком кармане остановились на завтрак.
Въехали в Читинскую область. Заправились в Семиозерном 40 литров по 19.00. Перегонщики заехали в поселок, видимо кушать, мы в одиночестве поехали дальше. Перед Могочей дорога сильно ухудшилась, а после нее знаки нас отправили в объезд. Объезд получился жуткий, полил дождь. Заехали в деревню Ключевский, там указатель на Читу: поехали. По почти проселочным дорогам попали в Давенду. В ней развилка. Никаких указателей. И людей нет. Дождь льет. По карте вроде сориентировались, нам налево. Перенерничав налетели на валун. Единственный лежавший на дороге. Думали он нам все снизу разбил, но вроде обошлось. Въехали в деревню у которой не то что указателя на Читу нет, даже таблички с собственным названием не было (Позже выяснили что это была Кудеча). Останавливают нас прилично одетые дети и просят денег «на покушать», дали им 10 рублей, они еще «попить, покушать» просят. Показали, правда, куда нам ехать. Сколько мы там блуждали теперь уже не известно, на часы мы как-то не смотрели. Выехали, вобщем, к шиномонтажу и там встретили перегонщиков, они оказывается, не поехали в этот объезд, а поперли прямо по строящейся федералке.
Дальше был самый отвратительный кусок дороги (ну после самого первого конечно) Могоча-Ксеньевка. Около 100 км часть из которых мы уже прошли по объезду. Но здесь очень много не достроенной дороги, огромные валуны на дороге, много объездов, практически ни одного готового моста. Еще и дождь поливает.
Кто-то нам обещал, что после Чернышевска будет асфальт, к нему мы и стремились. Но до него (уже после Ксеньевки), опять куча объздов (даже по коровьим полям ехали). Приехали в Чернышевск толи в 6 толи в 7 вечера, заправились 30 литров по 19.50. Поехали дальше, к асфальту! Черта с два. Сначала хорошая гравийка, потом действительно асфальт, причем шикарный, но всего километров 15. Дальше опять гравийка. Пробили колесо. Опять тоже, правое заднее. Именно на нем как оказалось не работает датчик давления в шинах. Опять поставили банан. За 130 км до Читы наконец-то начался асфальт. Устали как собаки. Около полуночи остановились на заправке, рядом с камазистами встали на ночевку. За день проехали 905 км.
Утром выяснили что до Читы мы не дотянули около 50 километров. Выехали в 7 утра. Проехав километров 20 достигли поста ГАИ ( как ни странно гаишников очень мало попадалось, на трассах они вообще отсутствуют, а посты стоят на въезде или выезде в область). Возле него шиномонтаж и куча спящих перегонщиков. Пошли в шиномонтаж, но там тоже все спали. Поехали дальше. Доехали до перекрестка, где поворот на Читу, какую-то деревню и Улан-Удэ, сразу за ним шиномонтаж. Там отремонтировали колесо, вернули его на место. Поехали. Проехав Улеты остановились завтракать. Весь день ехали по хорошему асфальту, но видимо ожидая какого-нибудь подвоха ехали около 100 км/ч, а то и меньше. Проезжая Мухоршибирь (Бурятия) немного заплутали. Там на выезде ремонт дороги и объезд. На указателе слева стрелка и надпись Улан-Удэ. Не разглядев, что стрелка хоть и слева, но показывает направо, свернули налево. Потеряли полчаса.
Около 5 вечера доехали до Улан-Удэ. Города не видели, прошли его по объезду. Перед Таратуево был ремонт моста, постояли с полчаса в пробке. Поужинали в позной в Ильинке. Вкусно. Вообще в Бурятии рекомендуем позы, это типа манты только вкуснее.
На выезде из деревни оштрафовали за превышение скорости, выписали квитанцию. Гаишник очень удивлялся, что это мы в такую даль поехали, и что в Якутске нет ж/д, и что в Якутске только одно отделение ГАИ.
Подустали, решили заранее подумать об ночлеге, но ничего не попадалось. За кустами уже виднелся Байкал, а на обочинах тетки коптили омуля. В Бабушкине (это город) оказалась гостиница, причем очень оригинальная. Находиться она на берегу Байкала, представляет из себя трехкомнатную квартиру, одна комната общая, и две спальни по три места. Администратора нет. Есть ее телефон. Звоните по телефону, она приходит, заселяет, берет деньги, оставляет ключ и уходит. Машину можно оставить у нее дома во дворе, это не далеко и денег не берет. Только в гостинице жуткий холод, спали одетые и под двумя одеялами. Зато наконец посмотрели телевизор, и помылись (а то за три дня по гравийкам в волосах было столько пыли, что они как лакированные были).
Ехали в этот день до семи вечера, проехали 880 км.
На пятый день выехали поздно: отсыпались, позавтракали. Выехали в 9.30. В Култуке купили рыбы. От Култука до Шелехова 70 км серпантина. Аж голова кружится с непривычки. К обеду приехали в Иркутск. Движение там сумасшедшее, особенно после малолюдных трасс Светофоров мало, много одностороннего движения, что мешает ориентироваться по карте. Смотришь в карту, направо надо, а смотришь на дорогу там кирпич. На самом деле Иркутск по знакам проехать не трудно, просто нам надо было навестить подругу. В общем немного поплутали по городу, три раза переезжали через ангарский мост, но нашли. Пробыли в Иркутске до семи вечера. Город понравился.
Поехали дальше. Ангарск миновали по объезду. Усолье-Сибирское по городу, дороги в нем чуть ли не хуже чем в Якутске. Населенные пункты стали попадаться гораздо чаще.
Доехали до Тулуна, в нем довольно корявые указатели, чуть было не уехали в Братск, хорошо головой назад крутили, на обороты указателей. Тут же вернулись на верное направление, а дальше началось. После тысячи километров асфальта, ужасная, разбитая, пролитая дождем грунтовка. От деревни название которой не сохранилось в нашей памяти, до Худоеланска ехали кое-как. Незабываемое зрелище – стемнело, из-за плохой дороги скопилось много перегонщиков, и вот впереди нас длинный ряд красных светлячков карабкается в гору. Уже чуть ли не в первом часу ночи остановились на ночевку на заправке за Худоеланском. Большая часть перегонщиков осталась чуть раньше в кафешке на въезде в Худоеланск. Мы ночевали в компании двух красноярцев. На заправке выяснили что дальше в Нижнеудинске прорвало плотину и поэтому долго дорога стояла.
За день проехали 780 км.
Итак, последний день. Записей не вели поэтому по памяти. Нижнеудинск проехали нормально, дорога хоть и плохая, но проходимая, и немного плохих кусков (это конечно если сравнивать с нашей М56). Заправились в Тайшете на 720 рублей. Количество литров неизвестно. Въехали в Красноярский край. Канск объехали, зацепили только край города. Следующий Красноярск. Вокруг города строят объезд, чтобы транзитники его миновали. Так что Красноярск мы практически не видели, переехали мост через Енисей (не впечатлил Енисей), и выехали из города. Где-то между Красноярском и Канском видели военный аэродром, с дороги видны хвосты сушек (или мигов). Возле Козульки продают народные промыслы. Дорога четырехполосная с отличным асфальтом. Где-то заправлялись кажется 30 литров. Доехали до Ачинска. Его захватили тоже частично, в основном дорога его огибает. Тем кто пьет молоко «День», «Утро», «Вечер»: его делают в Ачинске, но вокруг нет ни одной коровы, зато куча дымящих труб.
Приехали в Кемеровскую область. В Мариинске вывеска висит что в Кемерово главный мост закрыт на ремонт, проезд по другому, ну думаем плутать будем по Кемерово. Мариинск проехали по указателям. Около восьми вечера были в Кемерово. Город поразил чистотой и аккуратностью. Все указатели уже показывали на новый транзитный путь через другой мост. Миновали успешно. Решили больше не останавливаться на ночлег, позвонили в Новосибирск, чтобы нас ждали. В Кемеровской области самые хорошие дороги по которым нам довелось проехать. Ехали быстро. Пока светило солнце, вдоль дороги было нашествие бабочек, они бились об машину, из-за чего она из серебристой стала черной.
По Новосибирской области ехали в темноте и без сил. Около часа ночи местного времени (4 утра по нашему) въехали в город. На подъезде к месту, проскочили наш поворот, развернулись переехав двойную сплошную линию разметки, и тут же были пойманы гаишниками, которые беззастенчиво выпросили 500 рублей.
В два часа местного времени (5 утра по нашему) приехали. Душ и в постель.
Ехали 21 час прошли около полутора тысяч километров. Общий пробег составил 5440 километров. А еще назад ехать!
В Новосибирске машину загнали на техосмотр. Ничего страшного с ней не случилось: потекла передняя стойка, потек сальник заднего привода. Не смертельно. Заменили масло.
Гостили пять дней. Попали на День города. Развлеклись. Соскучились по ребенку, поехали назад.
Обратный путь коротко. В первый день выехали в 4 утра по местному времени, чтоб из города без проблем выбраться. Около 12 ночи остановились спать на посту ГАИ возле Тайшета. Проехали 1231 км. Заправлялись три раза: 42 л х 17,00, 35 л х 16.00, 25 л х 17.30.
В четыре утра заорал будильник на сотовом, который забыли выключить. Так и не выспались.
Второй день. Выехали в 7 утра. Возле Худоеланска (там где в прошлый раз ночевали) заправились 40 л х 19.60. Из-за будильника засыпали за рулем. Плюнули, в Иркутске свернули на Байкал. Остановились в Листвянке. Проехали 780 км.
На следующий день никуда не поехали, отдыхали на Байкале. Душ, баня, пиво, славное море священный Байкал.
Третий день (на самом деле он четвертый, но день отдыха не считается). Выехали в 6 утра (время уже Якутское). С тремя заправками (40х18.00, 40х17.60, 40х19.50) проехали Читу и остановились ночевать на той же заправке, что и две недели назад. Проехали 1241 км.
Четвертый день. Выехали в 7 утра. Все. Конец асфальтовому покрытию. Теперь асфальт то появляется, то пропадает. Заправились в Чернышевске 20х19.50. Вокруг Чернышевска уже открыли объезд, хорошая гравийка позволяет не заезжать в поселок (или это город?). Не то что две недели назад. От Ксеньевки ужасная дорога. В объезд Кудеча-Давенда-Могоча не поехали. Проехали по федералке. Заправлялись в Заозерном, но сколько, почему-то не записали. Дорога хоть и плохая, но быстрее и короче чем по деревням кататься. В 22.00 приехали в Сковородино. Прошли 894 км. Думали ехать дальше, но вспомнили какая там дорога плохая была, решили лучше выспаться. Ночевали на том же месте, что и две недели назад.
Пятый день. По той плохой дороге перед Тындой прошелся грейдер и она стала хорошей. В Тынде заправили 40х20.50. В 19.30 Алдан. На три часа быстрее чем в ту сторону ехали! Дорога от Верхей Амги стала еще хуже чем была. Буксовали. Ехали до полпервого ночи. Остановились на ночлег.
Шестой день. Выехали в 5.45. Оказалось, что вчера мы около 20 км не доехали до Улу. Только в 11.30 приехали в Качикатцы. В 12.00 отплыли. В 14.00 были дома. За день прошли 279 км. Заправка 10 л.
Итоги. Ездить можно, но осторожно. При осмотре на яме была обнаружена дыра в днище, в районе заднего левого пассажира. Успешно ликвидировано. Вытекла одна стойка. Больше повреждений нет. Федеральная трасса М56 ухудшается на глазах, а федералка «Амур», на глазах улучшается. Стало меньше объездов, даже за две недели. Так через год-два там хайвей будет.
Туда мы проехали 5445 км. Сожгли бензина около 375 л. Время около 87 часов. Средняя скорость 62,5 км/ч. Расход топлива 6,8 л на 100.
Обратно 5339 км. Сожгли бензина около 360 л. Ехали, тоже около 87 часов (Участки Чита-Сковородино, Сковородино-Алдан обратно мы прошли быстрее, а Алдан – Якутск гораздо медленнее). Средняя скорость таким образом составила 61,3 км/ч. Расход топлива 6,7 литра на 100.
Михаил, Якутск, июнь-июль 2006. |