|
Рождественское паломничество по глубинной Сибири – в самую большую семью Томской области и знаменитый и самый скандальный монастырь села Могочино.
Рассказ о том, как путешественник Андрей Сотников, решил помочь президенту В. Путину, желающему во что бы то ни стало улучшить демографию в России, но у него это не очень получается. Путешественник захотел сам понять, как можно родить, прокормить и воспитать 12 детей, не имея большого дохода и даже собственного автомобиля.
Мы с вами живем не в голодные 90-е. Сегодня большинство российских семей могут иметь минимум пять детей, а имеют одного-двух. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, я и посетил самую большую семью в Томской области.
Выехали мы втроем на видавшем виды автомобиле Тойота Фанкарго за три дня до Рождества, чтоб успеть вернуться до праздников. К Рождеству в Могочино будет весь православный Томск, нам в этом столпотворении делать нечего.
Зоркальцево
Мы паломники, потому все храмы по пути наши — мы за весь мир молимся и весь православный мир за нас молится. Первый заезд случился в Зоркальцево, где старинный храм восстановил отец Максим Миронов. Правда тяжко он ему дался, сказал, что больше храмов строить не будет. Он, кстати, является духовным сыном отца Вадима из Подгорного, которого мы никогда не видели, а Зоркальцево было одним из наших приходских храмов.
Проехав полпути, остановились отдохнуть в кафе вблизи Красного яра. В Красном яру после развала СССР было столько же жителей, сколько в Могочино. С тех пор население в Яру уменьшилось раз в десять, как и везде в Томской области, и только в Могочино, благодаря молодому монастырю, население не убыло, а, наоборот, возросло.
В кафе на туалете надпись — вход 10 руб. Все посетители сами деньги оставляют, хозяйки нет. Это село, тут все на доверии, тут люди более честные, не такие озлобленные.
Все на доверии и никакой охраны.
Ехали в Могочино пять часов — зима, дорога скользкая.
Монастырь
Приехали. Переехали по льду великую Обь. Поселились в примонастырской гостинице. Мы потому и поехали до Рождества, что потом здесь все будет занято и в гостиницу не пробьешься. А селиться на дому в посёлке, мне не очень нравится людей напрягать.
Одна из причин, почему Могочино так популярно — здесь молитва идёт постоянно, круглосуточно, молитвенное служение не останавливается все 24 часа в сутки. В любое время можно зайти в храм, и там всегда, даже ночью, кто-то читает. Расценки здесь тоже одни из самых низких в области, например, вечное поминовение всего стоит одну тысячу рублей. Дешевле, наверно, даже в России нигде нет.
В Свято-Никольском монастыре села Могочино я не был года три. За это время умер наместник и создатель монастыря отец Иоанн. Архимандрита Иоанна они похоронили очень странно. Здесь всегда был его культ, ещё при жизни. Теперь его тело поместили в специальную раку и прислонили на улице к стене храма. Около него всегда стоит корзина с конфетами. Таким образом он одаривает своей любовью и после ухода.
Типичное объявление на севере области.
Ещё при жизни у них была такая традиция, если отец Иоанн долго отсутствовал, когда возвращался, то одаривал мороженым или ещё чем-то всех его встречавших. Однажды это мороженое досталось и мне.
И сегодня они к отцу Иоанну уже относятся как к святому. Но разве это не чудо, что с небольшой кучкой людей, которые поверили ему, он создал за тридцать лет одну из крупнейших обителей в Сибири. И сделал это без какого-либо благословения от вышестоящего церковного начальства, а даже вопреки ему. Он сказал: Меня Божья Матерь благословила и другого благословения мне не нужно. И вопреки всему, только с Божьей помощью, построил монастырь. Как бы трудно ни было, какие бы слухи вокруг него ни росли, в чем бы его ни обвиняли, но монастырь жив, он служит Богу, здесь есть люди, которые реально спасаются, монастырь многим помогает в наше непростое время, а это лучшее доказательство его истинности и нужности людям.
Праведник или грешник
В этом монастыре я стал свидетелем рождения праведника. Вот он еще не так давно ходил среди нас, обычный, вроде, человек, и вот он уже лежит для поклонения, а дело рук его продолжает жить. И каждый божий день созданный им монастырь кормит и окормляет духом несколько сот человек, и так уже продолжается три десятка лет. И это самое настоящее земное чудо.
Мы приехали к вечеру и сразу на службу попали — сегодня был день святой Анастасии Узорешительницы.
Есть монастыри, которые созданы для молитвы, а есть созданные под паломников. В Могочино все заточено под паломников, которые во многом кормят монастырь. Поэтому и соборуют здесь каждое утро. И мы в 6 утра на следующий день пошли на соборование. Спросили, как часто можно собороваться? Нам ответили, чем хуже со здоровьем, тем можно чаще, хоть ежедневно.
Первый раз в монастыре села Могочино я был более 25 лет назад. Тогда Свято-Никольский монастырь в Могочино я называл общежитским. Потому что номинально он как бы женский, но живут в нем как монахини, так и монахи. Не знаю, есть где ещё в России такие монастыри, но у нас точно есть.
Ещё 25 лет назад говорили о строительстве отдельного мужского монастыря на Волоке, в 15 километрах, но и сегодня его ещё нет, ни храма не достроено, ничего, кроме хозкорпуса и кладбища, там пока ничего нет.
Монастырь это прежде всего гостиница. Сюда люди едут вырваться из своих бездуховных будней, вдохнуть свежего воздуха, побыть наедине с Богом, чтоб у них были силы жить дальше, — только для этого и существуют монастыри. Они подпитывают нас нездешней силой, монастыри ничем другим не занимаются.
Монастырские партии
Сейчас в Могочино все очень непросто. После кончины его основателя отца Иоанна здесь наступило смутное время, образовалось три монастырские «партии», иначе и быть не могло. Партия матушки Ирины, отца Матфея и отца Амвросия. А все потому, что изначально монастырь был «общежитским».
Отец Матфей — это еврей в первом поколении, хоть и большой подвижник, он действительно реально многое делает для монастыря, многое на нем сейчас держится, но он далеко не всех устраивает.
Много говорят о том, что до принятия монашества он занимался экстрасенсорикой. Если даже послушать его проповеди, у него, действительно, не совсем русский подход к православию. Ничего не поделаешь, время такое, что евреи теперь во всех сферах и прежде всего на руководящих постах. До революции выдерживали несколько поколений, прежде чем еврей мог стать священником, а тем более монахом, сегодня такого нет, сегодня время очень убыстрилось.
Несложно понять, какая из трех партий самая духовная. Но выживет ли она, будет ли этот монастырь существовать, если она в конце концов победит, вот в чем большой вопрос. Так они и живут, многопартийной системой, и пока всех это устраивает.
Макет мужского монастыря на Волоке.
Мы хотели на Волок съездить, но пока там у них еще ничего нет, смотреть нечего, только монастырское кладбище и недостроенный храм. В монастырь приходят в основном люди пожилые, потому кладбище монастырское уже достаточно большое, около ста человек, хотя монастырь совсем молодой.
В каждом человеке есть светлое и темное, то же и в монастыре. Ну, принимают в монастырь одиноких бабушек, ну жертвуют эти бабушки квартиры монастырю. Не случись этого, их забрало б государство, или ненасытные чиновники. Да, здесь не все праведно, не все чисто, но это единственный монастырь в нашей области, другого за пределами Томска нет. Мы с вами должны решать, ехать к ним, или нет, поможет он нашей душе, или нет. Известный в 90-е годы старец Кирилл из Троице-Сергиевой лавры говорил, что не надо ездить в Могочино, не очень у них путь правильный, не очень православный. Томские священники тоже разделились, одни благословляют поездку в этот монастырь, другие категорически нет, выбор остаётся за нами.
Примонастырская школа
На самом деле монастырь этот многое делает для посёлка и области. Томск город научный, с духовностью в нем очень сложно. Например, во всей Томской области нет ни одной православной гимназии или школы. Они есть в Новосибирске, Кемерово, даже Бийске, но у нас православная школа есть только в посёлке Могочино. Это одна из причин, почему в Могочино едут молодые семьи, чтоб спасти своих детей от развратной средней школы.
Светскому государству православные школы на самом деле не нужны, оно их не финансирует. В Могочино финансирование школы взял на себя именно монастырь. Православные семьи, которые приезжают в монастырь и живут при нем, имеют, как правило, много детей. Наша постперестроечная государственная система не может сделать так, чтоб русские имели много детей, как было в сталинское или царское время. Какие бы деньги государство не давало за ребёнка, но российская семья не верит государству и много детей все равно иметь не стремится. В Могочино все по иному, здешние воцерковленные семьи знают, что монастырь их всегда поддержит — он даёт им и жильё, и работу, и пропитание. Не много, но на жизнь хватает. Потому редко в какой семье здесь один-два ребёнка, в основном гораздо больше.
В Могочино есть две школы: примонастырская и обычная средняя. А так как в воцерковленных семьях много детей, то количество детей в этих школах примерно одинаково. Мне рассказали об одной из уникальных особенностей примонастырской школы — она стала своеобразным пансионатом истинно благородных девиц. Потому что найти в наше время, когда вокруг процветает мерзость безобразия, действительно воцерковленную девушку, воспитанную на традиционных ценностях, в труде, послушании и почитании старших, стало неимоверно сложно, а здесь, в могочинской общине, они есть. Поэтому для Томских семинаристов, будущих священников, Могочино и стало благодатным местом, куда они едут искать своих будущих жен-матушек. Потому что для священника развод он смерти подобен, поэтому, чтоб не потерять сан, ему надо не просто жениться, а найти верную жену один раз и на всю жизнь. После окончания томской семинарии многие из них едут в Могочино. От могочинских девиц, и правда, трудно глаз отвести — скромные, статные, трудолюбивые, все с толстыми косами, одним словом, незамужними из них никто не остаётся...
Посетили мы знаменитый и скандальный монастырь в посёлке Могочино и поехали дальше в Подгорное, где у отца Вадима 12 своих, а не приемных детей.
Старинная елочная игрушка сталинских времен.
Ледовая переправа
На выезде из Могочино нам опять предстояло переехать великую Обь. В этот день случился сильный снегопад, видимость была минимальна, но ледовая дорога хорошо расчищена. Подъехали к будочке, где дежурил мужчина, спросили можно ли ехать? Ещё хотел спросить у него, сколько в год машин проваливается под лед, но потом почему-то передумал.
На льду расчищены были две колеи, по которым машины шли в обоих направлениях. Все вокруг тебя белым-бело, из-за сильного снегопада дорогу не столько видишь, сколько чувствуешь. Причём колеи сделаны очень широкие, метров пятнадцать каждая. Делается это по всей видимости для того, чтоб автомобили ездили не по одному месту, а по разным и вероятность провала, ухода под лед, была минимальна.
У меня есть свой давний «страх» перед льдом. В студенческие годы мы с альпклубом «Амазонки» ходили в горы на лыжах. На ту сторону реки мы переправлялись ещё на лодке, а когда возвращались назад, нас ждало печальное зрелище — река Томь замерзла. Как сказали местные жители, замерзла она только вчера. Что делать? Решили, что первым пойдёт без рюкзака самый опытный альпинист. Он перешёл, потом вернулся за рюкзаком. И мы пошли один за другим, на расстоянии примерно пяти метров. Опытные альпинисты нас проинструктировали, что делать, если под кем-то проломится лёд: крепления на лыжах мы расстегнули, чтоб успеть сбросить лыжи; рюкзак несли на одном ремне; шли друг за другом, не слишком близко и не слишком далеко; достали веревки из рюкзаков, чтоб успеть вытащить провалившегося.
За все время существования альпклуба «Амазонки» был только один смертельный несчастный случай, еще в советское время, и связан он был как раз с тем, что молодой человек провалился в ледяную воду в горах Тянь-Шаня. И хотя они шли в связке, но девушка, которая шла за ним, растерялась, а пока подоспели другие, в глубоком снегу это не просто, пока его вытащили, он погиб. Так что опыт перехода по льду у меня был, и ледовую травму я тоже получил.
Автор с отцом Вадимом Трушковым.
Подгорное
Никогда раньше в Подгорном я не был, хотя много слышал о легендарном отце Вадиме Трушкове.
Если в Могочино отец Иоанн сплотил вокруг себя несколько сот человек и они за тридцать лет общими усилиями создали монастырь, то отец Вадим из Подгорного пошёл по иному пути — он создал одну из самых больших семей в Томской области и параллельно с этим построил один, но с Божьей помощью, целый храмовый комплекс, который по размерам не намного меньше могочинского монастыря. А в чем-то даже фундаментальнее его.
И ещё, о Могочино знают все, потому что они живут во многом рекламой и за счет паломников, о Подгорном, о том, что здесь существует огромный храм, окруженный крепостными стенами, не знает почти никто, хотя атмосфера здесь даже более святая, чем в монастыре, до которого от них всего сто километров.
Как-то один алтайский батюшка мне сказал: «В наши времена уже неполезно идти спасаться в монастырь, как было раньше. Теперь гораздо важнее создать правильную традиционную семью, воспитать детей в послушании и любви, потому что в наше время это необычайно сложно».
У отца Вадима 12 детей и почти все погодки. Младшему два года, старшие дочери ещё учатся в школе. И никто из детей не болтается без дела, никакого хаоса в семье нет, все при деле, все самозаняты: кто-то смотрит мультики, кто-то играет в компьютерную игру (компьютер у них поделен по времени и не более часа на каждого), старшие водятся с младшими...
Пока ехали в Подгорное, видели белую куропатку, похожа она на голубя, но крупнее. И много снегоходов встретили, у местных жителей это главный зимний вид транспорта.
Сам отец Вадим не из воцерковленной семьи, его отец был начальник налоговой службы или главный судья Чаинского района. Возможно, это в чем-то и помогло ему, когда он искал деньги под такой огромный храм. Во всяком случае, сын его очень всех удивил тем, что решил стать священником.
Отец Вадим Трушков.
Храм отец Вадим и правда построил большой, так что в нем впору снимать фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Помните, как они там бегали по крепостным стенам — здесь это тоже все есть. И стены и бойницы, чтоб от китайцев отстреливаться и в случае чего держать оборону. Правда, отец Вадим считает, что китайцев бояться нам незачем, они нам не враги, а друзья.
Храмовый комплекс в Подгорном.
Ковчег спасения
Отец Вадим построил свой ковчег спасения, как когда-то построил библейский Ной для своей семьи. Кстати, это историческая личность, на горе Арарат альпинисты в ХХ веке не раз натыкались на его деревянный ковчег, вмерзший в лёд. А на гербе Армении даже нарисована священная гора Арарат с ковчегом на ней.
Зачем отцу Вадиму понадобился ковчег? Мы все с вами беззащитные, как слепые котята — отключи нам воду, свет, отопление и почти все городские жители погибнут, не переживут уже первую зиму, выживут только селяне, у которых есть своя печка, свое хозяйство, которые уверены в завтрашнем дне, каждый из которых независим, потому что каждый селянин создал свой ковчег спасения, он хозяин. Вот и отец Вадим после томской семинарии не стал оставаться в городе, где трудно спастись и тем более семью спасти и сразу вернулся в село, где создал ковчег спасения для семьи и всех тех, кто к нему едет за спасением.
На пороге больших потрясений
Отец Вадим тоже считает, что мы живём на пороге больших потрясений, большой войны, революции или какого другого катаклизма. Потому у него и мысли даже не было после семинарии остаться в городе. Действительно, кто нас уверил, что мир и благоденствие в России будет всегда, что в домах у нас будет вода, свет, тепло, в магазинах продукты, бензозаправки нам всегда дадут топливо... Почему мы должны верить безгранично тем, кто хранит деньги и своих детей учит за границей? Вот отец Вадим и не верит, а верит Богу и себе, своей семье.
Этим летом я как мотопутешественник ездил на Владивосток, где изучал проблему китайского заселения Сибири и Дальнего Востока. И здесь часто слышал, что, например, из Иркутской области люди массово бегут в европейскую Россию, потому что нет у них полной уверенности, что, случись конфликт, их кто-то защитит. Если у нас власть олигархическая, если все законы созданы под них, если деньги они держат не в России, если о народе они заботятся по остаточному принципу, то люди этой власти не верят. Может быть, верят ещё Путину, но не самой власти. Он хочет, но ему не дают ничего делать (как мне, кстати, говорят почти все ветераны, с которыми часто встречаюсь и создаю циклы очерков).
Отец Вадим прекрасно понимает, что в городе у него никогда не было б такой большой и счастливой семьи и никогда он не построил бы с Божьей помощью этого храма.
Отец Вадим главный Ной Томской области. Со своей семьёй он спасется, у него есть коровы, запасы на зиму, такую большую семью только магазинской едой не прокормишь, к тому же в магазинах почти все отравлено, там покупать можно, но очень избранно и аккуратно, чтоб потом не кормить всю жизнь медицину.
В Рождественском храме села Подгорное стоит большая Рождественская ёлка, настоящая и живая. Как они её туда внесли, осталось для меня неразрешимой загадкой. А если кто из читателей считает, что Рождественская и Новогодняя ёлка должна быть искусственной, я им адресую свою недавнюю статью «Как я каждый год хожу в лес за елочкой». Покупать в городе ёлку, где ёлки, в принципе, не растут, для сельского жителя это сумасшествие. Это выгодно им, но не народу, не нам с вами.
Скажу вам по секрету, лучшая семейная психотерапия — это именно посещение таких многодетных семей, как в Подгорном.
Почему у всех в России один-два ребёнка, а у отца Вадима и в Могочино, которое его духовно взрастило, по-прежнему у всех много детей? Да потому, что количество детей зависит не от того, есть ли возможность их прокормить и воспитать. Почти все сегодня могут прокормить гораздо больше детей, чем имеют, кто-то мог бы легко пятерых вырастить, но нет «моды» в обществе на многодетные семьи. У нас теперь мода на потребление, комфорт, на отдых заграницей и прочее. Никому из них это не нужно. Россию они не любят. И Путин не царь, он ограничен в своей власти, его наняли как чиновника, он не передаёт эту власть, преемственности нет, потому ему нет большого смысла заботиться о России. Вот Николая II ругали весь ХХ век, а у него было пять детей, и у его отца и деда было не меньше. Кто их, глупых, заставлял столько иметь детей. Да потому, что это была лучшая в мире реклама. Если у правителя много детей, если у его народа есть возможность прокормить большие семьи, значит страна будет богатой и сильной. Ведь у наших бабушек и прабабушек тоже были большие семьи. А нас с вами и наших родителей, уверили, что земля перенаселена и мы должны иметь одного ребёнка. Сейчас я делаю цикл статей и бесед с многодетным, как они живут в XXI веке. И вижу, что большей частью это семьи именно священников и других верующих, и это самые счастливые семьи, которые я встречал в своей жизни.
Вся семья в сборе.
Или пенсия, или дети
Отец Вадим не производит впечатления зажиточного человека, у него нет даже автомобиля. Он прекрасно понимает, что заведи автомобиль, даже самый простенький, он недосчитается одного или двух детей, просто не родит их, автомобиль их «съест». Он же, в отличие от большинства, предпочитает рождать детей, а не обзаводиться автомобилями, квартирами, тёплыми туалетами. Потому Господь ему и помогает, даёт детей и у него есть средства их прокормить. Как говорят про Китай, почему он так быстро поднялся — да потому, что там нет пенсий, потому они надеются только на своих детей, а не на государство. А мне вспомнился разговор с томскими староверами, которые рассказывали, что ещё их отцы отказывались от пенсий, потому что понимали, если у них будет пенсия, детей у них много уже не будет — или пенсия, или дети, третьего не дано.
Совсем не хочу сказать, что большая семья и много детей, это всегда хорошо. У нас по соседству живет другой пример, мужчина который терроризирует весь двор, очень злой и агрессивный. Всегда удивлялся, почему он до сих пор не сел. По всем духовным, а уж тем более светским законам, он должен был сесть и сесть надолго. Потом я понял, почему Господь его терпит, он любит своих детей и у него их много. Сегодня мало кто это может себе позволить. С помощью первой жены он родил троих, когда она от него сбежала, забрав детей, он на этом не остановился, находит молодую и почти каждый год делает новых. С воспитанием, естественно, у него большие трудности. Но Господь так решил, если из десяти его детей, например, один-два выйдут в люди, ради них Он его и терпит.
Отец Вадим тоже не понимает, почему сегодня семьи имеют так мало детей. Он знает законы... Как мне говорил один монах, рождается ребёнок, а на небесах под него уже откладывается нужная сумма. Я эту формулу проверял на своих детях. Когда-то у нас не было денег даже на билет в трамвае. Потом появляется первый ребёнок, приходят средства, небольшие, но на жизнь хватает. Рождается второй ребёнок, и денег становится еще больше. И в самом деле, много в своём окружении мы знаем семей, где дети голодают? В моём окружении таковых нет.
Сноска:
На следующий день по возвращении в Томск мы пойдём в гости в семью, где все есть и всего с избытком, они купаются в деньгах и в материи, они могли бы минимум пятерых прокормить и воспитать, а родили только одного сына. Сейчас их сын не успел жениться, как уже развелся. И это не столько была его вина, сколько родителей. Если б у него были братья-сестры, он имел опыт их воспитания, с детства отвечал за младших, он не был бы балованным пай маменькиным сыночком, как и я в своё время, у него все было б теперь иначе. В итоге, жену он не смог подыскать правильную, которая шла не за обеспеченных родителей, а за него. И когда случились первые серьёзные трудности, они расстались.
У отца Вадима навряд ли дети потом разведутся, потому что они знают, даже если в семье что-то не клеится, они терпением и любовью смогут переродить человека, живущего рядом с ними, иначе и быть не может, иначе не бывает.
Ненужный детсад
Дети отца Вадима, естественно, не знают, что такое и детсад. Не потому, что их мама домохозяйка. С годами я тоже понял, что такое детсад и школа и зачем они были придуманы. Это структуры, призванные не учить и воспитывать, а вырвать ребёнка из семьи и социализировать его, сделать частью социума. Именно это основные их задачи. Будь у меня теперь маленькие дети, я сделал бы все возможное, чтоб они не знали детсада и желательно вместо школы были на свободном семейном образовании, когда просто в конце года сдают что-то типа экзамена. Кто не сдал, тот идёт в нормальную школу, а не сидит с родителями дома. Но мир теперь так устроен, что популяризуется детсад и школа, а не здоровая многодетная семья. Большинство родителей даже не знает, что их дети могут не ходить в школу, могут оставаться дома и получить в итоге образование даже лучшее, чем дают в школе.
Много встречаясь с многодетными, я вижу, что количество детей определяется не наличием денег и ежемесячного дохода у родителей, а наличием в них любви. Сколько в родителях любви, столько будет у них и детей. Дети они всегда под покровом. Планировать их не надо, мол, сначала квартиру, машину, холодильник, образование, а потом детей заведу. Так это не работает. Так у вас семьи нормальной не будет. Господь решает сколько детей иметь, а не только мы.
Вся семья в сборе.
На что они живут
Сам собой напрашивается вопрос, кто им помогает, ведь прокормить такую большую семью непросто. Но как мог прокормить своих детей мой дед, у которого тоже было 10 детей и было бы еще больше, не умри он в 40 лет. Однажды я познакомился со священником, у которого было 7 детей, а доход не больше моего. Он просто крутился целыми днями, стучал молотком, пилил, копал картошку, и в семье его все тоже были в работе, то же самое и здесь, лежебок у отца Вадима мы не видели.
Пока отец Вадим строил этот храмовый комплекс, он и правда много ходил по спонсорам. Сейчас может кто-то его и поддерживает, но больше они сами все делают, у них все действует как заведённая машина и ничего лишнего из вещей у них нет. Автомобиль им тоже не нужен. До города далеко, а чтоб детей не испортить, возить туда нет надобности. Даже с соседним Могочино отец Вадим тоже разошелся, лет 20 там не был.
Обои в их доме во многих местах отклеены, но это дом, где живёт много детей, и у хозяев нет задачи лакировкой заниматься. Дверь в туалете закрывается на обычный копеечный крючок-проволоку, унитаз шатается, со сливом проблемы... В мелочах у них прорехи, но зато в главном здесь все хорошо.
Но при этом сам дом из себя представляет настоящую крепость, в одной части которого они и живут.
Администрация им не помогает вообще. Рядом находится аэропорт, точнее аэропортом он был в советское время, теперь иногда прилетают редкие вертолеты. Так губернатор Жвачкин пару раз прилетал на личном вертолете, но в храм не зашёл. Кресс в свою бытность губернатором часто заходил, даже миллионом как-то помог самой большой семье Томской области. Вся забота государства — это пока выплаты младшим детям семь тысяч рублей до полутора лет. Отец Вадим считает, что это им тоже существенная подмога.
О таких семьях сегодня писать только и надо, писать в самую первую очередь. Показывая, что именно они и есть самые счастливые в Чаинском районе, если не во всей Томской области, но реальность наша такова, что нашим властям, и нынешнему ТЕЛЯВИДЕНИЮ такие темы и статьи близко не нужны.
В жизни отца Вадима большое значение имел Свято-Никольский монастырь в селе Могочино. В 90-е, после семинарии, он там много работал, монастырь тогда только строился. Даже хотел там остаться, но настоятель, отец Иоанн в какой-то момент ему сказал: «Завтра мы тебя женим, у нас есть три девицы, выбирай любую». Правда на следующий день оставил ему одну, дочь священника, с которой они до сих пор живут душа в душу, в любви и согласии. А мы все разводится и сходимся, все счастья найти не можем.
Телевизор и компьютеры детям отца Вадима разрешены, но все разумно. Сначала телевизора не было, и дети стали у друзей задерживаться после школы, телевизор смотреть. Тогда завели свой, чтоб контролировать, что они смотрят. В компьютерные игры играют по часу в день, и игры только неагрессивные. У каждого ребёнка есть своя работа, свой участок дома, за который он отвечает. И старшие, конечно же, нянчатся с младшими. Все как в больших традиционных семьях, как и было на Руси всегда. Ночью у них в тот день в час ночи заработал пылесос. Оказалось, кто-то из детей решил убирать свою комнату комнату ночью.
Отец Вадим священник-труженик — семью большую создал, большой храм построил, всех кормит, при нем много людей трудится и кормится, обездоленных он всех принимает. Он изначально так много помещений настроил, чтоб всем хватило, половина помещений ещё правда стоит нежилая. Все у него хорошо продумано, хотя опыта в строительстве не имел никакого. Учился в процессе строительства. Когда начал храм строить, у него был только опыт двух построенных погребов.
Миллион для молодых
В самом Подгорном, как и в Чаинском районе, молодые специалисты — учителя, врачи и др. — у них имеют хорошую поддержку. Государство им сразу даёт миллион, а на эту сумму здесь можно построить дом и хозяйством обзавестись. Кто-то получат этот миллион, поживут тут лет пять и возвращаются в город мучиться, но кто-то и остаётся, поняв, что в городе нет счастья и спасения.
Храм в Подгорном большой, а потому холодный, сложно протопить. Мы вечером приехали, у него трубы топились, утром тоже топятся, но не сказать, чтоб в нем тепло было. Сказали, что больше 8 градусов тепла не бывает. Зато храм — главная достопримечательность Подгорного. Хорошее место им выделили. Въезжаешь вечером, и сразу тебе открывается белая громадина храма, высвеченная прожекторами. Откуда здесь в северных сибирских лесах ему взяться, непонятно, но это не чудо, это явь, в которую надо поверить и принять её как данность.
Отец Вадим рассказал, что он как семинарист участвовал в раскопках мощей Федора Томского или Федора Кузьмича, он же император Александр I. Он нашел его тапочки. Тапочки были из чистой кожи, сами совсем не стоптаны, а стельки были стерты до дыр. Как будто он не ходил, а летал. Тапочки эти потом почему-то сожгли.
Говорят, что в советское время, когда закрыли монастырь, были видения, что старец по ограде ходил, охранял монастырь, в него даже сторожа стреляли.
Отец Вадим живёт по правильному закону, он сам всем помогает, понимая, что и о нём и его семье никогда не забудут и Господь о нем позаботится. Он принимает обиженных судьбой и обездоленных людей, у кого-то даже нет российского гражданства, почему у отца Вадима постоянно трудности с властями, но где-то им жить тоже надо. Они все едут к нему, он их всех принимает. Помещение он выстроил большое, в его ковчеге всем добрым людям есть место.
Даже нам в дорогу дал огромную банку соленой капусты из собственных запасов, очень вкусной. Если и вы приедете, он и вас чем-нибудь одарит. Он всех принимает, всем добрым людям рад.
Тайный покупатель
Распрощавшись с доброй семьёй священника, мы зашли в Подгорном в магазин «Магнит», где нас тут быстренько обчистили — за все взяли двойную стоимость. Спутница наша Марина сказала, что одно время она подрабатывала тайным покупателем. В супермаркетах они часто ставят рядом цену по скидке, а продают более дорогое — не все покупатели потом будут ругаться. Это товаровед химичит. Но здесь что-то уж совсем по крупному химичит. Почти все товары, которые мы взяли, были с печатью обмана.
В Ярче химичат точно так же.
Выехали из Подгорного в 13:30. Впереди нас ожидает скользкая январская дорога, по которой надо проехать за полдня 280 километров до Томска, а это очень серьёзно.
Проехав 100 км, заехали в Молчаново. Здесь благочинным отец Сергий, папа супруги отца Вадима, Анны. Хотели с ним познакомиться и чайку попить. Русские, а тем более православные, друг друга в беде никогда не бросят. Отдохнули, съели вкуснющую кашу, которая как будто нас и ждала на плите, и поехали дальше. Нигде больше особо не останавливались.
В 20 часов были в Зоркальцево. Храм открыт, сегодня в ночь Рождество Господне, все храмы всю ночь открыты.
Старинная церковь в селе Зоркальцево.
Каждый новоначальный, кто впервые едет в монастырь, кто делает первые шаги в паломничествах, должен понимать, что посещение святых мест не проходит бесследно, испытания почти всегда вас ждут как до поездки, так и после возвращения — враг не дремлет. И у нас были серьезные испытания и перед отъездом, и после на следующий день, даже по-своему интересно было за этим наблюдать. Это был и показатель, что мы действительно по святым местам ездили.
Много лет я помогаю людям, которые хотят написать книгу о своей жизни, то есть оставить память детям, внукам, правнукам… Ведь на самом деле это очень важно. Нас весь двадцатый век делали иванами родства не помнящими. Почему, кстати, теперь в России и случился демографический кризис и другие проблемы.
За два десятка лет я понял главное, написать книгу может каждый, нужно только, чтоб рядом с вами был специалист, который задаст все необходимые вопросы или даже запишет за вами текст. Потому что говорить умеют все, надо только слушать, а писать могут единицы. Но книгу о своей жизни, о своих предках написать необходимо. Если не книгу, то хоть отдельный рассказ.
Может, пенсия для того и дана, чтоб написать книгу своей жизни, записать память о себе. Конечно, в России все еще трудно жить, в основном не до этого, но люди уже начинают просыпаться и задумываться о сохранении своей родословной. Порой даже из других областей звонят и просят помочь.
Помог издать и написать книгу А. И. Матвееву, теперь делаю с ним статью — интереснейший человек и патриот России.
Поездки в монастырь
В Свято-Никольский монастырь села Могочино я теперь езжу почти каждый месяц, если кому из читателей понадобится, звоните, свободные места всегда есть. Интересное общение с нестандартными людьми прилагается.
ВНИМАНИЕ!
О САМОЙ БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СНЯТЬ ФИЛЬМ. ЕСЛИ КТО ИЗ ЧИТАТЕЛЕЙ ГОТОВ ВЫСТУПИТЬ СПОНСОРОМ ФИЛЬМА, ПРОШУ СВЯЗАТЬСЯ С АВТОРОМ. Сумма требуется совсем небольшая. ФИЛЬМ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ОЧЕНЬ МНОГИМ РОССИЙСКИМ СЕМЬЯМ И ВНЕСЕТ СВОЮ ЛЕПТУ В УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИИ В РОССИИ.
ФИЛЬМ ВОЙДЕТ В СЕРИАЛ АНДРЕЯ СОТНИКОВА «СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ». ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ СЕРИАЛА «КРЕСТОХОДЕЦ» СМОТРИТЕ НА ЮТУБ КАНАЛЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКА АНДРЕЯ СОТНИКОВА.
В ТИТРАХ НОВОГО ФИЛЬМА ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ ИМЯ СПОНСОРА.
Цели путешественника Андрея Сотникова,
автора проекта «От СССР — к государству Российскому»:
Основные циклы, по которым ведется работа путешественника и писателя Андрея Сотникова:
За два десятка лет путешественник Андрей Сотников совершил более пятнадцати экспедиций, объехав Крым, Украину, Молдавию, Приднестровье, Армению, Грузию, Беларусь, Сахалин, Монголию…
Читайте и заказывайте почтой книгу путешествий и паломничеств Андрея Сотникова «Быть русским».
Смотрите на ютуб канале и заказывайте фильмы путешественника Андрея Сотникова.
Читайте статьи, набрав в Гугле «Сотников скутер» или «путешественник Сотников мотоцикл».
Как поддержать следующую экспедицию путешественника, писателя и патриота Андрея Сотникова и помочь созданию новых фильмов и статей, смотрите на сайте путешественника и паломника spasi-hram.ru в разделе помощь и на страничке путешественника В контакте в разделе Помощь.
Вы также можете с любого банкомата или любым удобным для вас способом переслать путешественнику любое пожертвование на номер карты сбербанка N 639002649010350418 (для поддержки проекта путешественника Сотникова Андрея Владимировича) или на номер телефона 8 952 160 41 83
Помните, что без вашей поддержки новые поездки, скорее всего, не состоятся. Хоть путешественник экономит на всем — живет в палатке, готовит на костре и газе — но поездки получаются все равно очень затратные. Сам путешественник может оплатить только треть затрат экспедиции.
Внимание!
Экспедиции проекта Андрея Сотникова «От СССР к возрожденному государству Российскому» осуществляются во многом благодаря поддержке читателей drom.ru
За что вам всем большой поклон!
Этим летом путешественник совершил две экспедиции на мотоцикле Ирбис Вираго:
по Северному Казахстану и по Восточной Сибири.
Очерки о путешествиях читайте здесь через месяц или на страничках путешественника Андрея Сотникова в соцсетях.
Мотоцикл предоставлен московской компанией Ирбис мото
Планируемые мотоэкспедиции Андрея Сотникова на 2020 и 2021 гг.
(если будут собраны средства):
Досье: Андрей Сотников — путешественник, паломник, режиссер, свободный журналист. Путешествует на скутере, легком мотоцикле и автомобиле более 15 лет. Издал патриотическую книгу путешествий (вторая книга в рукописи) и пять фильмов (ещё пять находятся в работе).
Одна из задач путешественника Андрея Сотникова проехать все бывшие республики СССР. Путешественник уверен, что мы обязательно будем вместе. Проехал половину республик.
Женат, воспитывает двух детей подростков.
Ресурсы путешественника, писателя и патриота Андрея Сотникова:
Одноклассники
Официальный сайт путешественника spasi-hram.ru
Канал путешественника Андрея Сотникова
Внимание!
Новости из очередных экспедиций путешественника Андрея Сотникова теперь можно читать в режиме реального времени в соцсетях. Во время экспедиции новости выкладывается ежедневно, где есть связь.
Как связаться с автором:
Тел 8 952 160 41 83
a_sotnikov собака rambler.ru
Томская обл., село Петухово, Богашевский сельсовет, ул Новостройка 12-1 Сотникову Андрею Владимировичу.
Приложение 1:
Ой ребятки, в какое счастливое время мы жили
Разговор о самом главном с разведчиком, ветераном Великой Отечественной войны Владимиром Петровичем Осиповым:
О заградотрядах, о современных детях, о переписывании истории и почему они воевали не за такую Родину?
Рассказ ветерана:
Родился я в 23-м году и до 38-го года мы жили на хуторе под Асино. Школа 4 километра, и зимой, и летом. После 7-го класса учиться никуда. А кто будет вместо вас кормить рабочий класс и Красную армию? Не пускали из колхозов, и мы работали. Меня послали на лесозаготовки, но не пилить, а трелевать, на лошади лес возить. Лето 40-го года отработал в колхозе, а в 41-м году послали меня в Тунгусский бор. Никто не знает, кто такие тунгусы, а мы там работали. Чулым тронулся, и нас увезли на машинах. Сосны там огромные, в два обхвата. А автомобили, на которых нас везли, ездили на дровах. Вы в это и не поверите, что такие машины были. Увезли нас туда по лежневке, и мы пилили. Платить нам ничего не платили, но кормили. Здесь на 14-й день после нападения Гитлера нам объявили, что война началась.
Подходит осень, мы понимаем, что можем зиму не пережить, и решили мы оттуда втроем бежать. Двое пареньков были из Кемеровской области и я. Я — организатор. Куда бежать? Мы в школе учились, знаем где север, где юг, восток, запад. Пошли на юг. Ни хлеба, ни мяса, о деньгах и говорить нечего — ночью убежали. Шли три дня, тайга кончилась, вышли к деревне, тут люди картошку убирают. Они ушли, мы погрызли эту картошку — жрать хотим.
Потом дедушку встретили, спросили, как в Асино пройти. Говорит: ещё 40 километров. А у меня там дядя жил. Пришли. Дядя рассказывает: 23 сентября наши войска оставили город Киев. До дома ещё 50 километров. Такси не было, все пешком. Ещё в августе пришла повестка в военкомат. Я эту повестку и в военкомат. Вот так мы жили, ребятишки.
В военкомате даже не спросили, почему долго не был. Надели форму. Учимся. В конце декабря приглашают нас в дом офицеров. Говорят: «Формируется в Томске дивизия, мы вас не посылаем, но и не держим». Мы все подняли руки — такое было воспитание. Мы все попали в эту новую формирующуюся дивизию. Меня почему-то, как хорошего или плохого курсанта, направляют разведчиком, и поехали мы на фронт.
Приехали. Тогда все отступали. Мы тоже не выдержали, побежали, попали в окружение. Вышли из окружения, у нас спрашивают: почему вы живые вышли? Отобрали оружие, дали лопаты, копать ямы. Мы копаем, нас охраняют. Дня два так подержали. Потом разрешили топить кухню. Когда поняли, что мы нормальные мужики, нас оформили в 121 дивизию, в которой я освобождал Воронеж. 25 января 77 лет как я освободил Воронеж. А листовка Власова была: «До Воронежа с бомбешкой, до Урала с гармошкой». Но мы дальше не пустили его.
Потом освобождал Украину, Польшу, Румынию, Чехословакию.
Неплохой солдат
Я оказался неплохой солдат, был участником парада Победы 9 мая 1945 года на Красной площади. Из дивизии меня одного отправили.
Раньше было не как сейчас — идёт полуголая, целуются, обнимаются на лавочках. С этим было строго. Ну, была у меня дивчина, всю войну писала. Война окончилась, а я служу, домой не еду. Она в 45-м, 46-м меня поздравляет. А в 47-м году поздравляет с Новым годом и приписала: а ты меня поздравь с законным браком. Для меня это был такой удар.
В 47-м году демобилизация. Приехал в Томск, здесь у меня жили бабушка и тётка. Никуда не принимают на работу, я месяц ходил — только в сельское хозяйство. И опять, а кто вместо тебя будет кормить рабочий класс и Красную армию? Одна армия пять миллионов, даже цифру называли. Вот мы и работали в колхозе, кормили. В колхоз меня с удовольствием взяли. Денег мы не видели, работали за трудодни и неплохо жили. Стал председателем колхоза. Тогда за трудодень давали 60 грамм хлеба. Я собрал собрание, говорю: Товарищи, было тогда такое слово, если будем хорошо работать, я вам дам 600 грамм хлеба, то есть в десять раз больше. Мы посадили хлеб, но 20 мая упал снег. Люди работали на совесть, я им дал по 600 грамм. Не себе взял, а людям. Вызывают меня в бюро райкома, исключают из партии. Проводят собрание, требуют посадить на пять лет. Читали-читали мораль. Последним выступает председатель облисполкома Куперт, это как сейчас губернатор. Говорит: «Я предлагаю обязать его сдать в пятидневный срок семена и объявить строгий выговор, с занесением в учётную карточку». Так я спасся от пяти лет тюрьмы.
Председателем колхоза страшно быть, это как в заключении постоянно работать.
Все хорошо, но я развожусь с женой, и за это меня понизили в должности. После этого я переезжаю в город. 33 года я там отсеял-отпахал.
Город
Устроился на томский подшибниковый завод, там тоже 33 года отпахал. Специальности у меня нет, я колхозник. Посмотрели, где я работал. Взяли снабженцем, написали — старший инженер горюче-смазочных материалов. И я снабженцем работал — изъездил весь Советский Союз. То это надо, то это надо… Сейчас нашего завода почти нет. Ельцин пришёл, все развалили.
В колхозе мы хорошо жили — по две коровы держали, по две свиньи, овцы, куры… И дома работали, и в колхозе работали. Ельцин пришёл, начали колхозы разваливать. Скот стали раздавать. Моей матери двух колхозных коров дали. Мы их зарезали на мясо. А что ещё с ними делать?
Хорошо стали жить. Женщины рожать перестали, нанимают инкубаторы. А церковь говорит, таких ребятишек мы крестить не будем. И правильно делают.
Нет власти в стране. Путину некогда руководить, он ездит по стране. А если не будет ездить, страна совсем в упадок придет.
Сейчас рубль украл, тебя посадят, а миллиард украл — получишь два месяца условно, интересно ребята жить стали, как в другом государстве.
Живём хорошо. Пенсию нам вовремя платят. Не забывают нас, вчера принесли значок «75 лет Томской области», кафельную плитку в ванной комнате положили, правда она сразу отвалилась, зато бесплатно сделали.
Дочь вышла замуж за офицера, внукам ещё двух лет не было, они разошлись. И вот мы с бабкой внуков вырастили и выучили. Меня они как за отца считают. Один внук пошёл по моим стопам, офицер-связист, два раза уже в Сирии был.
Я когда работал в Рождественке председателем — 10 тыс. свиней, 4 тыс. крупнорогатого скота, 20 комбайнов, больше 50 тракторов. Я председатель и у меня помощник, агроном, веттехник, зоотехник — это все начальство. А сейчас начальства в два-три раза больше стало и всех надо кормить. Пишут о сокращении чиновников, но разве они будут сами себя сокращать. Чиновник, это все равно что осот, ты вырвал, а он снова вырос.
Телевизор — главный террорист
Летом гуляю. Идут две подружки с колясками, у каждой по сигарете во рту, ещё и выпивают пиво. Он же маленький, все видит, что мама делает. Полуголые ходят, целуются, обнимаются. Я писал об этом Путину, в ответ — тишина, где-то перехватили, или здесь, или уже в Москве...
Я всегда был человеком, в армии был человеком, в колхозе, на заводе. У меня тысяча благодарностей, хотя всего семь классов образования. Лигачёв приглашал быть председателем облисполкома. Может, где-то что-то упрямо делал, но делал честно.
Раньше везде свободно можно было пройти, а тут в Думу пошёл, не пройдешь, все боятся террористов. А где они эти террористы, кто их видел? Все террористы в телевизоре сидят. Телевизор — сегодня это главный террорист.
Мы работали в колхозе у нас ни выходных, ни отпусков не было. Праздники только маленько справляли.
Нет, ту Россию, которую мы построили, теперь не восстановишь. Я, когда пришёл на завод, получал 125 рублей. А теперь по 20-25 тысяч и то им мало. А кто-то миллионы получает. 80 или 90 процентов бюджета России олигархи имеют. Прокуратура продаётся, милиция продаётся — хорошо жить стали, ничего не скажешь. Одно могу сказать, не за эту Россию мы воевали, не такую страну строили.
Зарплаты нам хватало. Все у нас было, в холодильнике у нас всегда мясо было. Да, очереди в советское время были, но люди не голодали, по бакам мусорным не лазили, как сейчас пенсионеры ходят. И я их понимаю, если у него пенсия 12 тысяч, половину из них отдай за квартиру и за таблетки, как на оставшееся жить?
При Брежневе, говорят, «застойный» период был, почему застойный, наверно, потому, что все работали, все заводы и фабрики действовали, всего нам хватало, хлебом свиней кормили...
А сейчас мало кто в деревне живность держит.
Те колхозы, где я работал, этих деревень не осталось.
Сейчас работать никто не хочет, все кинулись учиться. А как выучился, едет за границу.
Нет единства в народе
За 37-й год я ничего не скажу. У меня никого не арестовали. Я когда в колхозе работал, приехала семья из Беларуси, по фамилии Кардамон, как сейчас помню. Он был у нас председатель колхоза, что-то набедокурил, его посадили в тюрьму, дали 10 лет. Я в 41-м ушёл в армию, а он в 38-м в тюрьму пошёл. Я пришёл с армии в 47-м, через некоторое время он вернулся из тюрьмы. Я его спрашивал, как там у них было? Говорит: нас сильно не наказывали, работали. Я так понимаю, если он честный человек, то он и там честно трудился. Вот я сейчас хожу по улице, встретимся 5-6 человек. Двое так говорим, а двое совсем по-другому, каждый по своему, нет единства, как раньше.
Одно могу сказать точно, если бы не Сталин, не Жуков, мы бы точно не победили. Ведь Сталин сделал то, о чем все русские цари мечтали. Уверен, будь сейчас президентом Ксения Собчак, напади на нас новый Гитлер, она бы сама первая побежала поднимать Сталина.
А теперь что получается, если в какой области проблемы, Путин к ним приехал и все разрулил. Это разве хорошо?
Дочь у меня в медицине работает тридцать лет, оклад у неё 17 тысяч. Это хорошо?
Когда Путин пришёл, я первый раз за него голосовал. Потому что он работник КГБ, Смерша, думал, наведет порядок. С тех пор больше за него не голосую, неладно у него что-то получается. Он не виноват, а виноваты другие, тот же Медведев. Он вынужден ездить в каждый город, в каждую деревню, как председатель колхоза, наводить порядок. Для этого есть министры, пусть они и ездят. Сталин не ездил, он командовал. Если не сделаешь, снимут с работы.
Помню, например, у председателя Облисполкома был заместитель, кажется, Киселев. Хороший мужик, но много ездил по командировкам и не отчитался на 35000 рублей. Ему дали 10 лет тюрьмы или едь в колхоз председателем. Он дал согласие пойти председателем. Год там проработал, не развалил, потом его уже на завод перевели, но остался без тюрьмы.
Врага убить — что муху прихлопнуть
Нам так говорили: Разведчик воюет не за ордена и медали, а за защиту Отечества.
Меня часто спрашивают, страшно было в бой идти. Очень страшно, но, когда пошёл, потом уже не страшно. А человека убить, это что муху прихлопнуть, если это враг. Такой случай был — может, кто меня и осудит. Мороз, немцы отступают. А они одеты были по-осеннему, не рассчитывали долго воевать. Зашли мы в деревню, бежит к нам женщина, у неё в доме человек пятнадцать немцев набилось, холодно, греются. Я говорю: Сейчас им подогрею. Чеку снимаю с гранаты и туда. Так надо было — война.
И заградотряды тоже нужны были, они придерживали. Иногда ни с того, ни с сего все побежали, надо было кому-то их остановить.
Про Калашникова слыхали, который автомат придумал? Я с ним воевал. Высадился немецкий десант. Обычно есть специальные бригады, чтоб их уничтожать, но тут почему-то послали нас, разведчиков. Был приказ гранаты не применять. Мы их уничтожили и должны были за ними собрать оружие. И Калашникова тогда тоже с нами послали. Когда мы сдавали оружие, нас приглашают в оружейный отдел, агитируют к ним переходить. Я отказался, говорю, что я колхозник, с железом не привык работать. А Калашников дал согласие. Тогда он был старшим сержантом, как и я, а потом стал генерал-лейтенантом, даже героя дали. Тот бой, похоже, и стал для него поворотным.
На 70-летие победы я у Путина был, в Георгиевском зале нас принимали. А сейчас у меня одна мечта, дожить до 75-летия победы, это теперь моя самая главная задача.
Приложение 2
Кони это для души
Человек она очень интересный, но всего боится. Значит есть чего. Беседовать с нею было очень интересно, мы только начали беседовать, надеюсь, еще продолжим. Имя пока не указываю, не дала согласие, не верит она этой власти.
Почему мы тут, на отшибе, осели? Потому что здесь соседей нет. Если у человека есть хоть какая-то скотина, соседи будут против. То петух не так кукарекнет, то корова не туда пойдет. Пусть здесь нет ни света, ни воды, ни ровной площадки, но нам тут нравится. Чтоб поставить конюшню, трактор два дня землю выравнивал.
Строительство дома требует серьезных вложений. У меня девять коней, они живые, требуют ухода, требуют конюхов, требуют кормов. Очень трудно и строиться, и содержать их. Пытались часть продать, чтоб были деньги на стройку, но покупать хотят только на мясо, а я так не хочу.
Строимся своими силами. Что-то соберем, купим. Сейчас к зиме надо крышу в конюшне перекрыть, чтоб снег не сыпал.
Раньше конюшня у нас была в начале Богашевской трассы, но на нас написали заявление, что тут живут кони. Нам вышло предписание убраться.
Кони они для души, а зарабатываем мы поросятами. Хотя в последние годы сложно с этим стало, то ли все поросят завели, то ли у людей денег не стало. Кони процентов 30 на себя зарабатывают, обучаем население верховой езде, проводим прогулки по лесу. А оставшиеся 70 поросята дают.
От государства никакой помощи я не жду. Землю купили за свой счет, взяли кредит 800 тысяч. Глава поселения, Мазуренко, пообещал в Лучаново, но в самый последний момент не дал. Но я даже рада, что мы здесь оказались.
Бизнес мой пока приносит одни убытки. Я собственному отцу должна 1,5 млн. рублей и, чем буду рассчитываться, не представляю.
Поросята у нас пока на прежнем месте. Потому что по закону держать поросят на земле сельхозпоселений не запрещено, а коней нельзя. Наверно, потому что они конкуренцию автомобилю составляют. Здесь, в Лоскутово, разрешено иметь конюшню до 50 голов.
Люди сегодня отвыкли держать живность. Если бабушки-дедушки этим занимались, родители продолжили, то и дети начинают держать. А когда в течение двух поколений произошел разрыв, когда люди ничего не держали, и, соответственно, дети уже неспособны. С кормами проблем нет, было бы желание. Вон фермер Колпаков из Вершинино кричит на всю область — приезжайте, забирайте бесплатно картошку некондицию.
Почему в деревнях не хотят держать живность, это странно. Коней понятно, больше двух коней в хозяйстве вообще не нужно. Тем более, что трактором проще все обработать. С конями понятно, но почему коров, свиней держать перестали, я этого не могу понять.
У меня в семье никаких сельских традиций не было. Родители оба с высшим образованием, инженеры. Я с 12 лет занимаюсь на конях. Потом захотелось свою лошадь, другую. Потом поняла, что платить за содержание своей лошади это очень накладно. А на поросят вышла для поддержки коней, и потом понравилось свое мясо, отличается от магазинного.
Мясо народ есть перестал
То, что благосостояние у людей упало, это все видят. 7 лет назад вы килограмм мяса продавали за 270 рублей, теперь за 220 (цены начала прошлого года) и еще приходится уговаривать, потому что магазинное дешевле. Ясно одно, мясо люди есть перестали, им на самое необходимое не хватает.
Очень рада, что нам удалось добиться, чтоб государство оплатило установку трансформаторной подстанции, 350 тысяч это для меня неподъемно. Через несколько месяцев у нас должен появиться свет.
Я человек очень осторожный, с грантами не работаю. Потому что государство оно ничего не сделает просто так. если ты выиграешь грант, ты должен будешь создать рабочие места, отчитаться перед ними и отчитываться еще несколько лет.
Я давно хочу жить на своей земле и обеспечивать себя полностью овощами и мясом, но пока это не получается. Скорее всего, мы будем заниматься мясом и скотиной и обменивать их на продукцию, которая нам нужна. Недавно обменяли свиней на пиломатериалы. В интернете выкладываем объявления. Мы отдаем что вырастили, они свой товар — бартерный обмен, возвращаемся к первобытно-общинному строю. Нам, например, проще поменять поросят на сено, чем заниматься его заготовкой.
Ненавижу эти банки
Налоги мы платим с конного клуба «Багира», а ЛПХ (личное подсобное хозяйство) не облагается налогом. Я могу свободно продавать излишки молока, мяса, навоза. Сейчас правда некоторые фермеры развернулись так, что у них по 300 голов, а они все ЛПХ называются.
Всеми бухгалтерскими налоговыми делами у меня занимается тетенька. Она мне раз в месяц звонит: «Приди, подпиши бумаги». Что и зачем я подписываю, понятия не имею. Мне проще ей раз в год свинью подарить, чем во все это вдаваться. Банковского счета у меня нет, даже банковской карты нет – я ненавижу их банки. Только вчера сожгла банковскую карту, которая несколько лет лежала без дела, и я очень радовалась по этому поводу.
Обращение от автора!
Если кто из читателей решит поддержать, мир еще увидит фильм о ветеране Великой Отечественной войны. Сценарий читайте выше. Фильм также войдет в сериал путешественника Андрея Сотникова «Свободные люди». Условия те же.
Поймите меня правильно – идей у меня много, работы много, как любой нормальный писатель, работаю по пять часов в день, во время экспедиций больше. Экспедиции длятся по два месяца ежегодно, но средств, как у любого творческого работника, пока маловато.
Знаю, что есть люди, готовые поддержать хорошие начинания. К вам и обращаюсь.