|
Немного истории:
В 2014-м Александр (PANDA ) и Михаил(Supporterfcz — Ники на форуме Ховер клуба) решили организовать поездку для Ховер клуба на майские праздники и назвали это путешествие «Тайны земли Карельской». Так под руководством Александра при содействии Михаила началась история ТЗК. Появилась эмблема, появилась команда. Не все было гладко в первых поездках, но год от года коллектив крепчает, учитывается опыт предыдущих экспедиций. Растет и авторитет наших ОРГов.
Здесь можно ознакомиться с видео обзорами прошлых путешествий:
2014
2015
В 2016 году был организован уже третий выезд «ТЗК-3». Давно хотел побывать в Карелии, и тут появилась прекрасная возможность познакомиться с этим замечательным краем. К сожалению, в первую поездку я уехал без штурмана. Супруга отказалась принять участие в этом мероприятии.
22 экипажа записались участниками туристического рейда «ТЗК-3». Костяк составляла питерская команда 10 экипажей, из Москвы было 5 экипажей, 5 из Карелии, по одному экипажу из Мурманска и Вологды.
Место сбора (базовый лагерь) БЛ-0, был назначен на берегу Ожеренского озера.
День первый. 30.04.2016 г.
Утром 30.04 пока еще колонна из 7 машин стартовала в сторону парома в пос. Вознесенье.
По плану был заезд на Юксовское озеро в д. Родионово, где отлично сохранилась церковь Георгия Победоносца XV века (год постройки 1496). Координаты: 60˚55’40”N(60,927715); 35˚07’ E (35,001961). Красивейшее место, церковь стоит на высоком холме, на берегу озера. Для своих лет деревянная постройка хорошо сохранилась, нам любезно открыли висячий замок, и мы смогли посмотреть внутреннее убранство этого храма. Внутри все было достаточно аскетично. Три иконы и алтарь, отгороженный веревочкой, кафедра — вот и все убранство. Рядом со старой церковью строится новая «Сретенская», которая перестраивается из старого сельского клуба.
Далее старт на паром. Паромная переправа через р. Свирь работает с 6:00 до 21:00 с интервалом один час - час двадцать, (расписание: 6:00; 7:10; 8:00; 9-20; 10:20; 11:20; 13:00; 14:00; 15:00; 16:20; 17:20; 18:00; 20:00; 21:00).Сам паром «Аркадий Филатов» вмещает в себя порядка 10-12 легковых машин.
На том берегу нас ждали 2 экипажа из Вологды и Москвы. Пока стояли в очереди, подошли еще экипажи из Питера.
Благодаря усилиям ОРГов, каждый экипаж получил порядковый номер нахождения в колонне, в виде наклеек на лобовое стекло, был проведен небольшой инструктаж по движению колонны, и в путь.
Дорога от Вознесенья по существу представляет собой грейдер, не помню, в каком месте появился асфальт, но уже достаточно старый и разбитый. По дороге был заезд на Гиморецкий погост в селе Гимрека, где находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы (год постройки 1659-1695). Координаты: 61˚9’8”N(61.152095; 35˚36’28”E ( 35,60789).
За деревянными воротами хорошо сохранилась церковь с рядом стоящей колокольней, которые были окружены бревенчатым забором, под коньковой крышей. Колокольня больше похожа на сторожевую башню крепости, и, если бы не кресты на куполах, весь этот ансамбль строений можно было принять за замок какого-нибудь крестоносца.
Миновав небольшие деревеньки Каскесручей, Другая Река, Рыбрека, прибыли в Шелтозеро к этнографическому музею. Музей находится в старинном двухэтажном доме с пристроенным амбаром.
Вход в музей был по 15 человек, поэтому образовались три партии, одни пошли в музей, другие угощаться чаем с калитками, местными ржаными лепешками с начинкой из картофеля, по форме напоминающими творожные ватрушки.
Экскурсоводы увлекательно рассказали нам о народе вепсов, быте и обычаях. Интересная тема о сочетании христианства и язычества у вепсов. С одной стороны, чтили все христианские праздники, а с другой стороны, ничего не делали без обращения к духам леса, земли и воды. Помимо священника без колдуна не обходилось ни одно мало-мальское событие в жизни вепсов.
После полудня тронулись в путь к с. Шокша, где повернули на грунтовую дорогу, ведущую к Благовещенскому Ионо-Ящеозерскому монастырю. Грунтовка шла через лес, где колонна поднимала сначала пыль, затем въехали в зону луж и грязи. Колейность дороги стала увеличиваться. Лужи стали глубже, и вот несколько передних машин, подъехали к полянке, за пределами которой проехать уже было нельзя.
Далее шла бревенчатая гать через болото, но на самом первом участке бревна гати разошлись на отдельные бревна и всплыли. Остатки строений монастыря были в прямой видимости от полянки. Часть машин осталось еще на подъезде, из-за отсутствия места на полянке и плохой дороги. Экскурсия к монастырю продолжилась в пешем порядке.
Не все благополучно вернулись сухими, несколько человек замочили ноги, провалившись между бревнами гати. Возвращались назад той же дорогой.
Помесив немного грязи, попрыгав по лужам, благополучно и без потерь выехали к Шокше и далее к БЛ-1. Красивое место на берегу залива Онежского озера среди сосен и полоской мельчайшего песка на берегу, было выбрано ОРГами в качестве БЛ-1.
Засветло успели разобраться со спальными местами, поставить палатки, нарубить дров для костра. Ужин уже был в ночное время при свете костра и фонарей. Столы ломились от обилия снеди, разнообразные запахи всевозможного жаркого щекотали ноздри. Народ достал заветные бутылочки, начались тосты за знакомство, за поездку, вообще, ужин удался на славу. Приехал наш главный ОРГ Саша «Панда», прозвучала вводная: отъезд из БЛ-1 в 9 утра, первого мая. Так закончился наш первый день.
День второй - 01.05.2016 г. Первомай и Светлый праздник Пасхи.
Солнышко заглянуло в залив, разбудив клубней на завтрак. Ночь была довольно холодная, и я нацепил на себя все, даже теплый комбинезон. На солнце воздух прогрелся быстро. Завтрак прошел на ура, с многочисленными куличами, пасхами, яйцами и мясными деликатесами, оставшимися от ужина. В 10 часов колонна построилась на лесной дороге и двинулась в путь-дорогу. В дальнейшем заботу о нас, грешных путешественниках, взял на себя Саша «Панда». Третий день погода стоит как по заказу, на небе ни одного облачка, почти полный штиль, температура 19˚.
Первая остановка в Кварцитовом карьере (пос. Кварцитный). Карьер расположен на берегу Онежского Озера. Красный камень из этого карьера был использован на Могиле Неизвестного Солдата, мавзолее Ленина (из него сделана надпись), из этого же камня был выполнен саркофаг Наполеона.
Взяв по паре камешков на память и вдоволь нафотографировавшись, колонна двинулась в сторону Петрозаводска.
В Петрозаводске свернули к набережной и, конечно, 19 машин заняли все свободное пространство. Экипажам был дан час на ознакомления с набережной. Недавно законченная набережная удивила обилием экстравагантных скульптур (подарки от городов-побратимов). Но, в любом случае, обилие скульптур гораздо лучше и красивее, чем отсутствие оных. Мне лично оформление набережной понравилось.
В 13:30 старт с набережной на заправку при выезде из города, и далее на трассу Кола. Трасса Кола меня поразила ровным асфальтом, где не было ни одной ямки, дорога две полосы, но с большими ровными обочинами, полосами разгона и торможения, отличной разметкой, словно это была не Карелия, а Рублевка. Жаль, что следовать по ней нам пришлось недолго. Проехав по ней всего 11 км, повернули на старую дорогу на Гирвас. Впереди у нас были остановки на горе Сампо и в Марциальных водах.
Далее остановка в Марциальных водах.
Четыре источника с разной степенью концентрации железа и других металлов на меня особого впечатления не произвели. Имею богатый опыт посещения Кавказских нарзанных источников. Да я думаю, что царь Петр 1 организовал здесь первый лечебный курорт, насмотревшись за границей на другие воды. Ну чем мы хуже заграницы, тем более что Кавказских Минеральных Вод Россия еще не знала. Привкус воды железистый, как из старой железной трубы, вспомнился питьевой фонтанчик в старом парке, где вода доставлялась по старым ржавым трубам. Чистая на вид вода через несколько часов превращалась в ржавую воду. Процесс окисления происходит довольно быстро. Сделав групповой снимок на фоне таблички Марциальных вод, колонна двинулась дальше.
Дальше было три остановки в районе Гирваса, три интересных места водораздела с сочетанием плотины, воды скал и камней. Нам особенно повезло лицезреть сброс воды из водохранилища по жерлу потухшего вулкана. Зрелище завораживающее и, главное, редкое. Даже некоторые местные старожилы не наблюдали этого явление. Водопад завораживал своей мощью и перекатами.
В этих местах проходили съемки к/ф «А зори здесь тихие».
Колонна опять свернула в лес и через некоторое время блуждания по пыли между сосен выскочили на старый аэродром. По рации прозвучала команда «На взлет», и машины «стартанули на форсаже» по полю аэродрома.
Взлететь не удалось, Ховера, нагруженные «шмурдяком», не смогли преодолеть земное притяжение, да и динамика наших машин оставляет желать лучшего. Поступила просьба повторить старт на камеру, выстроившись в линию. Первая линия из восьми машин, ревя моторами, ждала команды на старт, договаривались пройти линией до камеры, но то ли не все услышали переговоры, линия нарушилась уже после первых 20 метров дистанции.
Повторная заправка на трассе «Кола» в Гирвасе и далее на Онежский полуостров до БЛ-2. А путь был еще не близкий 140 км. Впереди был Медвежьегорск и поворот на юг на полуостров. К Медвежьегорску ехали весело, рация не утихала: зрячие по сторонам видели сначала зайца слева, потом снеговика справа, шутки и приколы в эфире не смолкали. Не доезжая до города, Саша повернул на лесную дорогу, и тут по прошествии небольшого времени слышим голос Панды: «Вижу двух медвежат». Кроме головной машины медвежат никто не увидел.
Северная Онега в районе Медвежьегорска еще не ожила, На озере лежал лед, и окружающий лес был серый, благодаря стоящей вдоль дороги ольхе, кроме зелени ели никакого намека на весну еще не было. И только ближе к югу на полянках начала виднеться свежая травка. Асфальтовое покрытие на шоссе было очень плохое, от машин поднималась пыль, которая стояла столбом и мешала видеть ямы и выбоины на дороге. Колонна изрядно растянулась, и как мы ни спешили к БЛ-2, когда свернули с дороги на проселок, уже смеркалось. Когда до лагеря осталось уже чуть-чуть, буквально 1-2 км, впереди был участок бездорожья, который нам не дался. Уже первые машины стали вязнуть в колее. После нескольких попыток пробиться было принято решение искать другое место для БЛ-2. А там несколько экипажей из Карелии ждали нашу колонну и сварили большой котел борща.
Возвратились чуть назад и нашли прекрасное ровное поле, где в две линии прекрасно встали на ночлег. Кстати, на этом поле нам посчастливилось наблюдать настоящее северное сияние, а некоторым даже удалось его сфотографировать.
Борщ, к которому мы так стремились, привез Михаил, заработала опять «чудо сковорода», и ужин опять удался на славу. Вечер был теплый и в отличие от предыдущих стоянок, где мы стояли у воды, было намного теплее. Последние ужинавшие штурманы и пассажиры угомонились только под утро, часа в четыре засветло. Так и закончился наш второй день путешествия.
День Третий - 02.05.2016 г. Заключительный.
Хоть и отбой был уже в половине второго ночи, утром поднялся уже в начале восьмого. Немного прохладно, но солнце уже пригрело. Позавтракав, собрались довольно быстро и стали выдвигаться в дальнейший путь, к этому времени к нам присоединилась колонна из БЛ-2.
Нас уже стало 23 машины, и мы, как говорится, встали на крыло. Первая остановка у знаменитого Шунгитового карьера. Шунгит уникальный минерал Карелии, обладающий удивительными свойствами очищать и обеззараживать воду. Народ пошел на добычу шунгита, набирали сумки, ведра, кому сколько показалось надо. Добыли достаточное количество шунгита из отвала, наверное, специально высыпанного перед входом в карьер для проезжающих и жаждущих заиметь хоть маленький кусочек.
Следующая остановка «Царицын ключ», целебный родник, питающийся из породы шунгита, оттого обладающий некоторыми целебными свойствами.
Следующая остановка по плану была «Соляная яма», источник солоноватой минеральной воды невдалеке от дороги.
К нему вела небольшая тропа, в некоторых местах из мостков, которые заметно обветшали. Тронулись дальше, и дорога нас привела в населенный пункт с названием Великая Губа.
Небольшой поселок с пристанью, откуда ходили маленькие катера на остров КИЖИ. До него оттуда по воде было не более 25 км. Далее асфальт заканчивался, и нам предстояла дорога в 10 км до следующей остановки в Усть-Яндома у часовни Георгия Победоносца.
Далее по плану был заезд на родник «Три Ивана» и осмотр укрепрайона в Медвежьегорске.
Москвичам до дома было порядка 1300 км, поэтому в 17:00 в Великой Губе мы тепло попрощались с ребятами и четырьмя машинами взяли курс на Москву. Предварительно на совете решили ехать примерно до 1 ночи, поставив пункт маленькой ночевки в Старой Ладоге, тем самым сократив обратный путь до половины. Вечер у нас был напряженный, мы ведь только завтракали, обедать не обедали, да и еще и не ужинали. В 22 часа заправка в Пряже за Петрозаводском, там я перехватил хот-дог, попил чайку из термоса и вперед с песнями на Москву. В Старой Ладоге были уже в 1:30. Хотели стартовать все вместе в 3:30. Только прилег, уже стук в окно, пора вставать и ехать, ну полная жесть. А один экипаж остался досыпать.
Сначала было ничего, терпимо, но после В. Новгорода, через два часа после старта, меня начало «колбасить серьезно». Глаза закрывались сами собой, да еще погода была пасмурной. Только через два часа удалось прогнать сон окончательно. Но зато в утренние часы мы проскочили все пробки перед Тверью. Не доезжая до Твери, мы расстались, и каждый поехал дальше самостоятельно. Небольшую пробку я застал в Клину, где свернул на бетонку, дальше местными дорогами выехал на Пятницкое шоссе и уже в 14:00 был у гаража в Зеленограде. Конечно же, очень устал, поездка была очень содержательная, но жесткая. Отошел только на третий день, а окончательно организм восстановился, наверно, только после 9 мая. Что поделать, годы берут свое.
Так закончился мой первый пятидневный вояж в Карелию на Тайны Земли Карельской 3. Описать путешествие и ничего не сказать об экипажах было бы неправильно. К сожалению, не со всеми ребятами успел познакомиться в ходе данной поездки, но все равно был очень рад найти новых друзей.
Огромное спасибо нашим ОРГам, Саше, Мише и Виктору и всем, кто принимал участие в подготовке путешествия. Спасибо службе тыла нашего похода во главе с Сашей и Ириной (Limon27rus) за «Чудо Сковородку» и всем женщинам, которые обеспечили экспедицию вкусными завтраками и ужинами. Компания была очень теплая и дружественная. Здесь фильм: