|
Путешествие по Европе. Дороги, которые мы выбирали
Маршрут: Москва — Таллин — паром — Стокгольм — Мальмё — Колдинг (Дания) — Амстердам (три часа) — Барле-Нассау (Бельгия/Нидерланды) — Кольмар (Франция) Швейцария Лихтенштейн Австрия (транзитом за один день) — Оберсдорф (неделя в Альпах) — Чешски Крумлов — Карловы Вары — Прага — Нюрнберг — Реймс — Париж/Версаль — Мон-Сен-Мишель — Довиль — Руан — Брюгге — Копенгаген — Стокгольм — паром — Пярну — Псков — Москва.
Предистория: с 1994 года (водительские права) дальше Переславля-Залесского мы с семьей на своей машине не выезжали. А ещё в 1994 году мы с женой посмотрели фильм «Форрест Гамп».
«Ну я подумал, если я убежал так далеко,
может быть просто пробежать весь великий штат Алабама?
Так я и сделал.
Я пересек весь штат Алабама.
Без всяких причин.
Просто продолжал бежать.
Я добежал до океана.
И когда я прибежал туда,
я подумал, что раз уж я забежал так далеко,
было бы неплохо развернуться и бежать дальше.
Нам захотелось просто путешествовать чуть дальше чем за 100 км от дома. Долой покупные туры, когда весь маршрут и все гостиницы прописаны в договоре и по большому счёту все прогнозируемо и предсказуемо! Даёшь свободу выбора и дух авантюризма!
Каждый вечер мы определяли направление на завтра, а иногда решали это утром в день выезда. «А давай свернём вот в этот городок, к этому замку, на этот пляж...» было основным слоганом нашего полуторамесячного путешествия по Европе. Ну и, конечно, возможность задать жене вопрос «Юля, а что если мы за сегодня проедем через пять стран, заглянем в княжество Лихтенштейн и заночуем в бюджетной альпийской гостинице? Ты не против?!» дорогого стоит. Ну да ладно, в путь!
Когда: лето 2017 года (14.06-02.08).
Экипаж: Федор, Юля, Софья (11 лет).
Машина: Мазда СХ-7 (2008 год, пробег 110 тыс. км).
Дистанция: 8000 км; 13 стран; расход бензина — 10,5 л/100км; скорость 105-115 км/ч.
Происшествий: нет (штраф в 65€ за неправильную парковку в Стокгольме не считается).
Полиция: один раз миграционная полиция проверила документы при въезде в Швецию на обратном пути из Дании (тормозили всех). Другой случай был с нашими соотечественниками (познакомились в Оберсдорфе): заехали в лесополосу под запрещающий знак перекусить. Подъехала полиция, показала рукой в сторону платной площадки. Ребята подумали, что надо туда проехать и там будет «разбор полетов» со штрафом в 200-300€, но оказалось, это была просьба перебраться на пикник на специально оборудованную площадку.
Бюджет: 40 евро в день на питание; проживание от 29€ в Оберсдорфе (Германия) до 115€ в Кольмаре (Франция). Средняя цена 60€ за ночь; бензин по Европе от 1,15 € в Люксембурге до 1,60 € в Нидерландах. Средняя цена 1,25 € за литр. Развлечение: 30€ в день (максимально 85€ за фуникулёр в Оберсдорфе).
Иностранцы: хорошие доброжелательные люди на всём пути! На автобанах многие с удивлением рассматривали наш номер машины, а поняв откуда мы, улыбались или приветливо махали. Пару раз в наш адрес неслось с сильным акцентом: «Привэт! Сдраффствуйтэ!» При этом мы ни разу не столкнулись с проявлением не то что грубости, но даже легкого пренебрежения/надменности. В мотелях и гостиницах, в кафе и музеях, в простом общении с местными всегда положительные эмоции и желание помочь или рассказать о своём городе и его достопримечательностях.
Первая цель: Стокгольм через Псков и Таллин с ночёвкой на пароме.
Стартовали в 00:05 из Москвы и к 11:00 были на границе с Эстонией. Ночью, с одной стороны, рулить немного утомительно (ребёнок всю дорогу до границы спал на заднем сидении), но, с другой стороны, не надо никого обгонять по встречке.
Границу прошли за час. Переход в Псковской области (г. Печоры). Наши таможенники спросили: «Лекарства везёте?». Эстонцы проверили VIN кузова. Пересекли границу и сразу купили через интернет билет на паром Таллин — Стокгольм на 16:30 (время погрузки). Места были. Цена — около 9000₽ за каюту на троих с видом на море плюс машина. Показали при въезде на причал загранпаспорта, и нам выдали талон на погрузку. Паром очень понравился от дьютифри до развлечений. Каюта очень уютная. Вид через иллюминатор изумительный.
В Стокгольме прибыли в 11:00 утра следующего дня. Жили в центре на частном секторе (в гостях).
Парковка у дома 800₽ в сутки (платно с 9:00 до 17:00) , в 45 минутах от дома и десяти минутах от причала перехватывающая парковка 300₽ в сутки, если платить сразу за четыре дня. Город интересный для пеших прогулок и отдыха с детьми. Цены в магазинах чуть выше московских.
На одиннадцатый день стартовали в сторону юга. Цель не определена. Пока просто продвигаемся на юг, а там решим куда. Стартовали в 13:00 и в 20:00 были в Мальмё. Дорога на 90% пути в два ряда в каждую сторону с разделительной полосой. Трафик низкий. Много заправок и зон отдыха со всеми удобствами. Дорога бесплатная. Ограничение 110 км/ч. На полпути озеро длиной 30 км. Зона отдыха на высоком берегу с видом на озеро. Все удобства для организации пикника. Пожалуй, лучшее место для получасовой остановки за все путешествие.
Мальмё. Заехали на паркинг и «зависли». Как платить?! Долго разбирались. Оказалось: паркуешься; вставляешь банковскую карточку в терминал; с неё списывается аванс в 3 евро; талончик кладёшь под стекло; перед выездом ещё раз вставляешь карточку; с неё списывается стоимость за фактическое время парковки; выезжаешь с парковки. Нетривиальная система оплаты! Обычно при оплате парковки приходится сразу платить вперёд за все время парковки или по факту у шлагбаума при выезде с парковки. Но тут шлагбаума не было. Доверие… плюс видеоконтроль (штраф по почте).
Из Мальмё стартовали на следующее утро в 11:00 и в 15:00 были в датском городе Колдинг. По пути пересекли два платных моста (52+28 евро), соединяющих Швецию и Данию с материковой Европой. Альтернатива на пароме, но это на 40€ дороже. Первый раз ночёвка в мотеле (60 евро).
Очень удобный формат (готовишь на общей кухне, а трапезничаешь уже в своём просторном номере). В супермаркете купили продуктов на 20 евро и чудесно пообедали, поужинали и утром позавтракали горячей едой домашнего приготовления. В промежутках между приёмом пищи исходили исторический центр вдоль и поперёк.
Дочка: «А теперь куда?» — дальше на юг. Стартовали в 9:00 и к 10:00 въехали в Германию. Автобан стал надоедать моим пассажирам, и они (жена) попросили разнообразить путешествие. Меня два раза просить не надо! «Давайте свернём на любимый немецкими пенсионерами морской курорт?». Давайте! В часе езды от автобана по направлению строго на запад располагался прибрежный городок Санкт-Петер-Ординг. Дорога оправдала все наши ожидания. И дорога и экологический пляж стоили того, чтобы сделать трёхчасовой крюк. Рекомендую.
Отдохнули, погуляли и вернулись на автобан. Между Гамбургом и Бременом наткнулись на «учителя». Наслаждаясь пустым автобаном, я развил скорость аж до 120 км/ч, что позволило мне обогнать раритетный ГДРовский Трабант. Наслаждаясь успехом, я занял второй ряд. Левый и правый ряды были свободны. Через некоторое время меня обогнала БМВ, и водитель стал настойчиво показывать мне на правый ряд. Потом он сам перестроился в правый ряд. Мне стало любопытно «что он задумал», и я вслед за ним перестроился и уже было приготовился к общению... но общения не состоялось: БМВ резко прибавило ходу, помигало аварийкой и умчалось вдаль. Помните! И в Германии и в России! В любом случае можно ехать только в самом правом из свободных рядов! Даже если у вас на спидометре не 120, а 240 км/ч (в Германии на автобане нет ограничения скорости), иначе серьёзный штраф!
В 19:00 мы добрались до гостиницы на границе Германии и Нидерландов (на территории Нидерландов). И тут мы вспомнили, что в Голландии цены выше, чем в Германии и развернулись обратно! Ну как обратно. В двух километрах от границы был магазин сети «Лидл» и заправка на 0,30 евро дешевле, чем в соседней стране.
Из мотеля «Парадайз» стартовали в 10:00 утра, к 13:00 въехали в самый центр Амстердама и нырнули на подземную парковку, 5€ в час. Амстердам — велосипедный ад! Каждое мгновение рискуешь быть сбитым. Сам город молодёжный и очень суетный. Чем-то на Дели или Хошимин похож своей атмосферой :) погуляли, пофоткались с лечебной марихуаной и в путь к границе с Бельгией, где нас ждал двухдневный пит-стоп.
Надо отметить, что выбор каждой остановки на ночь — это не результат предварительного планирования, а экспромт на основе оценок: самочувствия экипажа; текущего настроения; погодных условий; генеральной линии партии на движение в сторону юга; бюджета и вариантов на Букинге. И нам везло! Да ещё как!
Итак, остановка в Барле-Нассау. Это Нидерланды, но только на 50%, а ещё на 50% это Бельгия. Более того, бельгийские и нидерландские дома чередуются. Гуляя по городу, можно было десятки раз пересекать границу, которая выложена
металическими крестиками на тротуаре. Оба государства очень серьёзно относятся к маркировке границ и время от времени «сверяют карты». Сама же история тянется аж с 12-13 веков. Мы посетили бельгийский бар, который с начала 50-х держит 90-летняя Disco Nel и трое её великовозрастных сыновей. Соответственно и контингент той же возрастной категории. Крамбольные столы, музыкальный автомат, лёгкое бельгийское пиво, компания друзей детства, добротные пенсии... что ещё нужно, чтобы встретить старость ;)
Мы остановились на краю города в гостевом двухэтажном доме 70 кв.м. Хозяин провёл детство в Индии, и поэтому весь участок имел восточный флёр и лёгкую неаккуратность в мелочах, и это было очень мило на фоне перфекционизма соседских участков. Первый вопрос, который он нам задал: «Посмотрим второй этаж или познакомитесь с моей герл-френд Петти?» Вопрос был риторический. Петти так Петти. Последовала короткая команда и из хозяйского дома появилось что-то из рода «басскервилей».
Следующий день мы провели в её компании. Более милого существа представить сложно. Четыре месяца назад Петти погналась за оленем и напоролось на ограду из колючей проволоки. Два месяца хозяин её выхаживал и выходил. С тех пор Петти очень полюбила людей, стала ценить ласку и людское общение, но при этом не утратила королевского благородства.
Утром мы напросились на прогулку с Петти и её хозяином по окрестностям. За полтора часа мы побывали на ферме молодых оленят, увидели мохнатых шотландских коров, познакомились с парой ослов, а также узнали множество историй из жизни города. Особенно впечатлил рассказ о партизанских подвигах местных в борьбе с фашистами на дороге «смерти». Мотоциклист с фашистом, скоростной участок дороги, два дерева по разные стороны, металлическая тонкая проволока... вот нехитрый рецепт нанесения урона вражеской силе. Было много и других рассказов, куда менее кровожадных: чем живёт город, семья, внуки, путешествия, образование... Дочка практиковалась в английском, поэтому нашему хозяину пришлось побывать на своеобразном допросе с пристрастием :)
Вечером мы стали строить планы на завтрашний маршрут. Относительно рядом был Люксембург, а у нас там хорошие знакомые, которые всегда зовут нас в гости. Решили заскочить к ним, но выяснилось, что они на выходные с детьми уехали в Страсбург-Кольмар. Кольмар?! И что, не плохой городишко? Местные хвалят. Говорят, пряничный город. Отлично!
Выбор сделан за нас. Едем в Кольмар (Франция) и будем допоздна гулять. Гулять так гулять, и папа забронировал апартаменты в историческом доме 15-го века.
Город и вправду, «как на картинке». Вечером нагулявшись устроили себе королевский ужин. А утром папа решил приготовить завтрак и отвлёкся. Дым коромыслом и рёв пожарной сигнализации (детектор дыма). Стадию «Кто виноват» мы отложили на потом и сразу перешли к «Что делать». Сложность заключалась в том, что источник рева был на потолке, а потолки в наших королевских апартаментах были не менее трех с половиной метров. Пришлось взять столик Людовика 14-го и водрузить на него стул того же Людовика, и уж на эту историческую мёбель в семейных труселях полез стокилограммовый папа! Мебель сжалилалась и не разрушилась (умели же делать в старину!). Вешалкой удалось сбить это орущее устройство и вытащить батарейки.
И вновь вопрос: куда дальше? Барселона; Бордо; Генуя?... Оберсдорф! Два главных аргумента: можно проехать за один день пять стран и цена отеля (29€ за ночь!).
Стартовали в 10:30. В Швейцарии не стали тратить 40€ на виньетку и поползли по проселочным дорогам спящей воскресной Швейцарии. Туман, зеленые склоны и упитанные коровы. За три часа езды по альпийской стране нам встретилось не более трёх жителей.
В какой-то момент я решил свернуть к сельскому двору. Проехав мимо спящих коров, мы въехали на площадку перед амбаром, из-за которого появился... кот с мышью в зубах. Кот на секунду замер, удостоил нас слегка призрительного взгляда и по-деловому удалился с добычей в подвал хозяйского дома. Когда до Лихтинштейна оставался спуск с горы, машина стала подрагивать при торможении. Уже после, в Москве, выяснилось, что передние диски немного неравномерно износились. Но тогда в Альпах это стало причиной того, что мы отказались от идей штурма альпийских перевалов. Дальше по горам мы ехали очень медленно. Такая техника езды помогла избавиться от тревожных симптомов и дальше (ещё 5 тыс. км) машина вела себя без нареканий.
К вечеру добрались до своего экстра-бюджетного отеля. К примеру, следующий в городе по цене отель стоил уже 95€. Были готовы к экстриму (фанерный домик с удобствами во дворе или ночь в амбаре), но, оказалось, волновались зря. Некоторая спартанская обстановка в номере компенсировалась идеальным месторасположением отеля, шикарными видами и гостеприимством хозяйки отеля. Отель располагался в трёх километрах от города вверх по горному ручью на экологическом пешем маршруте. Въезд на экологическую тропу был разрешён только при наличии специального аусвайса, о чем говорила табличка при въезде на неё. Но мы доверились навигатору и смело двинулись к отелю. Мы всегда так делаем и в Амстердаме, и на эстонской границе. В любой спорной ситуации доверяйся Гугл-навигатору, а в случае общения с полицией апеллируй к показаниям гаджета как к истине в последней инстанции... Однажды это сработало :)
Заехали в отель. Сразу осознали степень нашего везения. Хозяйки не было, но на ресепшен лежали ключи и конверт с инструкцией и аусвайсом на машину. Утром первым делом я нашёл хозяйку и спросил: «Можно остаться ещё на два дня?» Можно!!! (Потом ещё раз продлевал проживание на четыре дня). Впереди неделя активного отдыха!
До обеда горы, ущелья, трамплины, после обеда горное озеро в часе ходьбы от отеля. После купания в озере прогулка до отеля и ужин под открытым небом. И так семь полноценных дней. Оздоровились на полгода вперёд! Обязательно к посещению. В один из дней встретили соотечественников. Они, как и мы, путешествуют втроём с сыном на Мазде и так же выбрали из-за цены наш отель.
Теперь, когда у отеля стояло две машины с российскими номерами, у пеших немецких туристов стало доброй традицией фоткаться на их фоне. Немцы, вообще, очень щепетильно относятся ко всему, что выбивается за рамки привычного. Мы на машине с российскими номерами именно выбивались, и поэтому по всей Германии удосуживались удивленных взглядов и перешептывания. А вот во Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании местным было абсолютно безразлично... даже обидно как-то.
И, конечно, особое впечатление это горы! Во второй день нашего пребывания мы решили подняться на фуникулёре на высоту 2350 метров (Оберсдорф на высоте 1000 метров). Взяли билеты туда и обратно за 87€. Но в итоге как в старом анекдоте «обманули систему» и пешком спустились с вершины вниз. После спуска некоторое время мы ходили очень странной лунной походкой, но оно того стоило: водопадики, скалы, луга, озерца и величавые альпийские коровы под тонну веса, звенящие на все ущелье не менее внушительными колокольчиками, а вернее колоколами.
Питание! Пока мы обходимся без кафе и ресторанов. В Оберсдорфе очень хороший выбор в продуктовых магазинах. Суп с фрикадельками (800 мл) — 1€ очень сытный и вкусный. Моцарела 125 г — 0,5€. Кромбахер и Паулайнер — 0,7€ за 0,5литра. Все остальное (кроме хлеба) дешевле московских цен. Супы разогревали в газовой горелке JetBoil.
Из моцареллы делали салат Капрезе с зеленью и помидорами. Фрукты, десерты, закуски — все доступно, всего навалом. Жить можно со вкусом, ни в чем себе не отказывая, на 30-35€ в день на трёх человек.
Прожив в Оберсдорфе неделю, поутру в понедельник мы стартовали в Чешски-Крумлов, взяв на себя роль гидов для наших новых товарищей. Просвистев мимо Мюнхена, мы въехали на территорию южной части Чехии. Чешски-Крумлов мы посещаем уже в третий раз за три года. Очаровательный город с интересной историей. Сняли двухкомнатные апартаменты за 55€ с видом на старый город, заселились и сразу же пошли в город встречаться со своими соотечественниками (они опередили нас на полчаса). Три часа прогулки достаточно, чтобы посетить все значимые уголки этого уютного городка. Вечером впервые за путешествие присели на часок в любимой кафешке напротив реки. Суп, второе (карп), тёмное пиво — 12€ на человека.
А не махнуть ли нам «на воды»? «В Баден-Баден?» — поинтересовалась дочка, которая в это время изучала творчество Гоголя. «Нет! Круче! В Карловы Вары, он же Карлсбад. Мировая столица архитектурной эклектики и модерна. Кстати, и там тоже поправлял здоровье Николай Васильевич».
Дорога заняла три с половиной часа, и вот мы погружаемся в атмосферу умеренной роскоши «Малого Версаля» (гостиница такая). Уже вернувшись в Москву, я предположил, что название гостиницы в Чехии повлияло на подсознание таким образом, что спустя неделю мы остановились на два дня уже в настоящем французском городе Версаль, хотя на тот момент у нас не было в планах развернуться на 180 градусов от направления домой и вновь устремиться к Атлантическому океану.
Итак, Карловы Вары. Красочно и по-мещански богато. Вода в источниках горяче-соленая, речь на улице русско-китайская. С пользой для дела зашли в местную аптеку и прикупили лекарств по цене в 2,5 раза ниже московских. За два дня в местных кафешках потратили денег больше, чем за неделю в немецких Альпах.
Я: «Надо в Прагу заехать».
Жена: «Не надо! Мы там уже пять раз были».
Я: «У меня есть художественная цель… потом объясню».
До Праги доехали за полтора часа (платная дорога, купили виньетку за 13€) и остановились на две ночи (55$ за ночь плюс 5€ парковка). Зоопарк, старый город, пивоварни, часы 14-го века, Староместская площадь…все как всегда, но только чуть быстрее (просто освежить в памяти).
Цель же путешествия ждала нас на Карловом мосту. Три года назад дочке было восемь лет. В ту поездку мы решили порадовать её портретом. Нам приглянулся в меру пожилой художник, который за 70€ нарисовал Софью как бы на вырост (лет так на 11-12). И вот спустя три года Софья стала выглядеть как на том портрете (включая одежду). Ну вот я и решил найти этого художника и нарисовать ещё один портрет дочери.
Нашли, нарисовали, довольны. Сделав дело, пошли гулять смело! Перешли на другую сторону Влтавы и поднялись к монастырю на любимую смотровую площадку. В Праге быть — пиво пить! Заказали по кружечке темного пива и сок ребёнку и… ляпота!
Ближе к закату спустились вновь к реке. Народу видимо-невидимо, суетно. Ну а мы вновь нырнули в пивнушку и вновь умиротворённость и одухотворенность… В номере были в час ночи.
Утро. «Юля, где наш зеркальный Кэнон?!» Первая серьёзная потеря за время путешествия. Логически рассуждая, предположили, что оставили его либо в Чешски-Крумлове, либо в Карловых Варах в гостинице. Подтвердился второй вариант. Позвонили в отель по телефону и нам пообещали, что фотик будет ждать нас на ресепшене. А значит — нам вновь на запад. Хотя лукавлю. То, что нам на запад, выяснилось днём ранее. Наша хозяйка (Мария), приютившая нас в Стокгольме, предложила пересечься и «залечь на дно в Брюгге» через десять дней. Таким образом, нам предстояло скоротать до встречи эти десять дней где-то в западной Европе.
Выбрали для начала Нюренберг. Заскочив в гостиницу в Карловых Варах за фотиком мы к 17:00 добрались до места назначения. Заказанного номера не было, поэтому нам за те же 50€ выделили четырёхместный двухкомнатный номер с двумя ваннами. Мы «так уж и быть» согласились на такую не совсем равнозначную замену (за скандалами, это не к нам). Быстро разобрали вещи и отправились на метро в центр города. Два часа по основным туристическим тропам. Город как город. Цитадель фашизма (музей) мы не посетили. Возможно, в следующий раз и уже в сочетании с посещением Освенцима и Дахау (важно показать ребёнку и напомнить себе, как пропаганда собственной исключительности может превратить людей в животных) ... Дождь переждали в автосалоне. В продуктовом купили продуктов аж на 11€ и мокро-уставшие устремились в гостиницу сушиться и пировать.
Следующий день. Большой переезд до Франции (Реймс). 700км по автобану. Две трети пути все шло хорошо, но за 20 км до границы с Францией нарисовался ремонт дороги, который не был отмечен на навигаторе. Объезд не задался. Два раза я сделал петлю в 15 км с возвратом в одну и туже точку. В итоге решил не пытаться найти выезд на автобан, а сделать крюк в 100 км. Потеряли два часа и немного нервов. Уставшие въехали в винодельческую столицу провинции Шампань и сразу же направились снимать стресс к Реймскому собору, в котором тысячи лет короновались французские короли.
Снятие стресса обошлось в 70€, включая бутылку вина, мороженое и лёгкий ужин на троих. «А город симпатичный! Да и люди все приветливые такие, доброжелательные», — утонченно подметил я, поднимаясь из-за столика. Завтра Париж. Надо выспаться. Хотя не получится. Вот прямо перед отелем звучит кубинская музыка и загорелые девушки заливисто смеются. Ну, если только на пару минут… где пара минут, там и пара часов. Танцевали, общались, клялись в вечной кубино-немецко-французско-русской дружбе. Потом пили на брудершафт и разучивали приветствия на четырёх языках. Расставаясь, то ли плакали, то ли смеялись, уже и не вспомню.
Мне в Париж по делу, срочно! Наверное, схожие чувства испытывал Александр 1, въезжая в Париж в 1815 году. Да, нас преисполняла гордость за маленький подвиг. Почти месяц путешествия и шесть тысяч километров за спиной, и вот мы мчимся по набережной Берси (форма речи, на самом деле ползём, спотыкаясь о светофоры через каждые сто метров).
Хорошо, что подгадали въехать в Париж на железном коне в воскресение. Благодаря этому мы именно ползли, но не стояли в пробках. Припарковались у дома инвалидов напротив Эйфелевой башни. Пять часов 24,5€. Погода +25, настроение — возвышенное, цель — увидеть за пять часов как можно больше Парижа и не умереть от усталости и впечатлений.
Мост Александра III, набережная Сены, Лувр и парк, Нотердам де Пари, Елисейские поля. Плюс получасовое ожидание очереди в бесплатный ультрасовременный уличный туалет. Вся загвоздка в том, что после каждого посетителя туалет закрывается на вакуумную трехминутную дезинфекцию. Мы были в очереди пятыми, а после нас подъехал автобус с китайскими туристами. «Бог терпел и нам велел», хотели мы приободрить китайских товарищей, но скромно промолчали, а лишь приветливо улыбнулись. Город нас восхитил. Обязательно вернёмся и изучим его досконально, а пока нашим домом на два дня станет отель в пригороде Версаля (30 минут от Парижа).
Разместились на две ночи в апарт-отеле и направились к дворцу короля Солнца (Людовик 14). Ещё в Москве посмотрели первый сезон сериала «Версаль». Так что чувствовали себя практически местными. Отель 180€ за две ночи.
В магазинах шикарный выбор вкусностей. После эстетического удовольствия от прогулок по королевскому городу мы открыли бутылку настоящего шампанского и залили кипятком два килограмма свежайших мидий, а также сыры, сыры, сыры.
До встречи в Брюгге ещё три дня, и мы решили доехать до океана в знаменитое своими приливами аббатство Мон-сен-Мишель. К сожалению в это время года приливы слабенькие (лучшее время март), но это не помешало нам восхититься величием монастыря. Большой плюс — бесплатный шаттл от гостиницы к подножию аббатства. Гостиница 80€. Питались как опытные туристы: разместились на набережной с бутылкой вина, утиным конфитюром, сыр, виноград и стали любоваться вечерним видом на аббатство.
Утром решили, что разнообразим дорогу несколькими остановками в достопримечательных местах. Первая остановка — Довиль. Курорт для местной и приезжей знати. Знаменит своим пляжем с именными кабинками сотен мировых знаменитостей и первым магазином Коко Шанель. Припарковались у пляжа за 4€ в час и, минуя платные кабинки, пошли к океану. Пляж настолько широкий, а погода настолько не пляжная, что было малолюдно. Что французу зима, то русскому лето. Мы искупались в холодных водах Атлантики! А после прошлись по центру города. По дороге в Довиль нас обогнала Камри с питерскими номерами. Обогнав, помигала аварийкой. Мы помигали в ответ. Это была вторая машин с российскими номерами, попавшаяся нам за все время. Товарищи, с этим надо что-то делать! Автомобиль создан для путешествий, а не только для поездок на работу или дачу.
Вернёмся на трассу. Следующая остановка город Руан. Руанский собор, руанская дева… исторический город. Заехали на подземный паркинг возле старого пешеходного города и на два часа гулять. Соборы, музеи, старинные часы, небольшой шопинг. Появилась туристическая сноровка: движения выверены, внутренний компас настроен строго на север, взгляд выхватывает все самое важное, фотоаппарат фиксирует все самое памятное. На магазины 10 минут, на музеи 40 минут, на прогулку 50 минут, на перекус и обмен мнениями под открытым небом 20 минут.
В 17:00 стартовали в Абвель, в самый экстремальный отель на нашем пути серии Ф-1 (40€ за ночь). Отель дальнобойщиков. Открыли окно во внутренний дворик, а напротив десятки таких же открытых окон и в каждом суровый мужчина, уплетающий местный доширак. Закрыли окно. Встретили португало-украинца Андрея. Уселись за столики у отеля. Мы достали бельгийское пиво, Андрей достал портвейн и до часу ночи делились информацией: он про 17 лет жизни в Португалии, мы про последние 17 лет жизни в России. Очень содержательный собеседник с хорошей эрудицией, нам повезло. Надеюсь, мы его тоже как собеседники не разочаровали. Утром стартовали в Брюгге.
Если Санкт-Петербург северная Венеция, то Брюгге можно смело называть западной Венецией. Прекрасный город, куда однозначно хочется возвращаться и возвращаться, как в Прагу… потому что и там и там лучшее пиво!!! Это просто какая-то пивная Мекка! Столько сортов, столько видов, подвидов и просто эксклюзивных вариантов пива на любой цвет, вкус и градус.
Встретились с Марией, заселились в апартаменты с кухней (200€ за четверых за две ночи), накупили вкусностей на вечер и пошли изучать город. Пожалуй, самый красивый город на нашем маршруте. Многолюдный центр и тихие окраины. Все в радиусе 10 км от центра ухожено и благородно. Гуляли пять часов без остановки. Силы поддерживали местным мороженым! Вечером ужинал мидиями (2€ килограмм), а девчата барашком (30€)… праздник все-таки — День независимости Бельгии.
Благодаря этому празднику мы изучили пригородную жизнь Брюгге, так как 90% магазинов было закрыто и нам пришлось идти в гипермаркет в соседний город пешком. Остались довольны увиденными окрестностями и особенно наполнением магазина.
Путешествие достигло своего пика, и дальше фактически начался путь домой. Марии мы сказали до свидания и до скорой встречи, то есть до послезавтра. Она улетела в Стокгольм на самолете, а мы двинулись в Стокгольм (мы там часть вещей выгрузили и теперь их надо было забрать) на машине по уже знакомому маршруту с двумя ночевками.
Вторая остановка была в Копенгагене в пятизвездочном отеле (знакомый поделился подарочными «милями», и остановка была для нас бесплатной при стандартной цене в 270€ за ночь). Парковка обошлась в 36€ за ночь. Номер шикарный, но с небольшим подвохом. Подвох в мини-баре. Понятно, что мы как опытные туристы были со своими продуктами, которые надо было где-то хранить. Очевидно, что самое подходящее место это мини-бар. Вытащили из него все бутылочки. Поохали над ценами (0,33 пепси 9€). И запихнули в мини-бар наши продукты. Утром в ожидании очереди в ванную заинтересовался инструкцией к мини-бару, из которой следовало, что мини-бар не простой, а инновационный! Все, что вы из него берёте, автоматически идентифицируется по весу и списывается с вашего депозита!!! «Доченька, сходи пожалуйста на ресепшен и на чистом английском (вот когда затраты на обучение стали отбиваться) объясни тёте, что мы случайно вытащили из мини-бара бутылочки ибо не ведали в тот момент, что творим». Судя по тому, что депозит нам через месяц вернули на карточку, переговоры прошли успешно!
Остался день езды. Утром пересекли самый дорогой на нашем пути мост через Балтику и были сразу же остановлены шведскими полицейскими-пограничниками. Откуда?! Оттуда. Куда?! Туда! Долго вы что-то добираетесь до Швеции, — засомневался швед. Ну, так получилось, — отвечаем мы. Проезжайте! И только потом я понял, что его смутило, что мы с момента пересечения шенгенской границы только спустя 38 дней добрались до Швеции (виза-то у нас шведская). Ведь в паспорте нет отметки, что мы прибыли в Швецию ещё 37 дней назад на пароме из Эстонии.
Восемь вечера, и мы почти дома. При желании за 24 часа можно до Москвы доехать, а это по меркам нашего путешествия «почти дома». Но у нас был ещё кусочек плана — заехать по дороге из Стокгольма домой ещё и в Пярну (Эстония) и отметить там мой день рождения всей нашей компанией из четырех человек. Передохнули три дня в Стокгольме, сели как-то вечером на паром, утром позавтракали в Таллинне (изумительное кафе с фантастическим завтраком). И через два часа были в Пярну. Как же нам везло на всём маршруте с людьми и особенно с хозяевами апартаментов! Вот и в этот раз нам попались очень милые люди. И хотя русский они порядком подзабыли (о чем искренне сокрушались), но добродушие и отзывчивость компенсировали этот языковой нюанс. Отметив день рождения, мы уже окончательно повернули в сторону дома.
Границу пересекли за полтора часа. На нашей таможне нас лишь спросили про количество ввозимой санкционки. В 17:00 были в Пскове, где и переночевали перед последним рывком в сторону Москвы. Надеюсь, и этим летом нам удастся подобный вояж. По крайне мере, мы готовимся, чего и всем желаем.