|
Приветствую всех любителей автомобильных путешествий. Прошло пять лет с момента публикации моего отчёта о поездке на Телецкое озеро. За это время было много поездок в Республику Алтай и другие близлежащие регионы, но они, как правило, представляли собой путешествия выходного дня. Например, поездка на Бирюзовую Катунь, где проходил музыкальный фестиваль «Because of the Beatles», и в этот же вечер была организованна фанзона для просмотра футбольного матча ЧМ 2018 Россия-Хорватия, посещение концерта группы «Ума Турман» на территории игорной зоны «Сибирская Монета», поездки за Чемал, посещение базы «Каратурук», отдых в Камлаке в частном доме, который был безвозмездно (т.е. даром) предоставлен нашими друзьями, за что им особая благодарность. Так же были поездки в места купания: Катуньские ванночки кемпинг «Шишкулар», искусственные водоёмы «Рублёвка» и «Бирюзовая Катунь». Особенно такие путешествия были удобны, пока мой брат жил и трудился в Майме, при этом он с женой сразу сняли трёхкомнатную квартиру с прицелом на то, что путешествующих родственничков надо где-то размещать. Благодаря этому событию мы наконец-то посетили все наиболее популярные достопримечательности вблизи Маймы: Тавдинские пещеры, зубрятник, ботанический сад, национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске, остров Патмос и т.д.
В сторону Усть-Коксы я смотрел давно, и вот звёзды сошлись таким образом, что дети выросли, отпуск был взят во второй половине июля и накануне был приобретён автомобиль Chevrolet Orlando, который всем своим видом располагает к таким путешествиям.
Вообще-то, отпуск в конце июля я взял для поездки в Москву, чтобы приобрести там автомобиль, посетить концерт группы Metallica и вернуться домой на новой машине. Но случилось так, что в Новосибирске подвернулся отличный вариант, который грех было упускать. В итоге автомобиль был успешно куплен, билеты на концерт я с болью в сердце продал. Успокаивало только то что в 2015 году я уже летал на концерт Металлики.
И теперь нужно было достойно чем-то занять отпуск.
План путешествия был составлен:
16.07 Выезд из Завьялова в Барнаул
17.07 Из Барнаула в кемпинг Шишкулар (Усть-Сема)
18.07-20.07 Замульта Турбаза «Сказка». Мультинские озёра
21.07-24.07 Кемпинг Кызыл-Таш (Усть-Муны)
Состав экипажа:
16.07.2019
Выехали из Завьялова рано утром. По плану за этот день нужно успеть забрать старшего сына из ДОЛ «Медвежонок», навестить родителей, проживающих в Барнауле, и закупиться продуктами и прочими походными мелочами. Дорога из села Завьялово до Барнаула скучна и до боли знакома, много было встречных автомобилей, видимо, с желающими отдохнуть на завьяловских и гуселетовских солёных озёрах.
17.07.2019
Барнаул покинули рано утром. Заправились до полного и направились в республику Алтай. Конечным пунктом запланирован кемпинг Шишкулар на Катуньских ванночках. Не знаю почему, но трасса Барнаул—Бийск мне никогда не нравилась и казалась трудной, однако на этот раз преодолел эти ненавистные 150 км легко, как никогда. Скорее всего левый руль позволяет ехать более комфортно. Хотя и за правый руль не могу сказать ничего плохого. В Сростках остановка, за долгое время путешествий в горы уже превратилась в добрую традицию. Поэтому организм уже заранее начинает готовиться к вкусному перекусу, (вспоминаются работы Павлова по рефлексам). Цены в этот раз повысились рублей на 10-20. Думаю, что это было связано с предстоящими Шукшинскими днями.
Кемпинг на Катуньских ванночках отличное место для остановки в палатке и для купания. Поэтому решено было там отдохнуть и заночевать. Чтобы доехать до места, нужно проехать через Усть-Сему, повернуть вправо на мост через Катунь, и после него через 1 км будет поворот налево по указателю. Далее по мосту через реку Сема и через 1,5 км по гравийной дороге поворот налево на территорию кемпинга. Въезд 50 руб., палатка 250 руб./сутки. Есть беседка, место для костра и близость к реке. В общем, всё, что нужно для отдыха на природе.
С погодой повезло. Расположившись на выбранном месте, сразу же пошли купаться. Вода комфортной температуры, людей на берегу немного. Первый раз я посетил это место в 1999 году и теперь почти всегда, при поездке в республику, стараемся заехать, если позволяет погода и время. Для больших компаний предусмотрены беседки соответствующих размеров.
18.07.2019
С вечера накануне решили, что выезжать будем, когда выспимся, искупаемся и позавтракаем не торопясь и с удовольствием. В итоге выехали в полдень. Обедали на Семинском перевале вкусной и недорогой выпечкой с чаем. Через 30 км были на повороте с Чуйского тракта на Усть-Кан. Началась дорога более худшего качества. Через 25 км асфальт заканчивается и начинается укатанный щебень. По пути следования встречается много лиственницы. Остановился, чтобы показать детям вблизи пушистые лиственничные иголки. После Ябоганского перевала асфальт появился снова.
Сразу после Усть-Кана по левую сторону находится Гора алмысов. Алмысы это мифические персонажи полулюди-полуживотные и судя по названию это их гора. По легенде в полнолуние гора превращается в портал между миром людей и этих самых алмысов. Однако интересна эта гора ещё и тем, что в 1954 году здесь была обнаружена пещера, которую можно увидеть в верхней части этого природного объекта. Она являлась стоянкой древних людей. Находки, обнаруженные в ней, хранятся в Алтайском Краеведческом музее и Эрмитаже. Судя по тому, что вход в пещеру закрыт решёткой, а внутри разложены какие-то таблички с номерами, можно предположить, что исследовательская работа здесь идёт до сих пор.
Свернув с трассы по указателю, мы оставили автомобиль перед пешеходным мостом через Чарыш и дальше пешком до горы алмысов, на которой имеется лестница, ведущая до пещеры.
Сама пещера ничего интересного, как мне показалось, из себя не представляет. Однако дойти до неё стоит ради отличных видов, которые можно наблюдать с высоты горы алмысов.
Дальше дорога была несколько хуже, чем до Усть-Кана, старый убитый асфальт чередуется с укатанной щебёнкой, разогнаться более чем 80 км/ч не всегда удавалось. Камнем пробил заднее колесо. Хорошо, что запаска полноразмерное колесо, а не банан. Когда ездил в республику Алтай на Mazda Premacy, где не было полноразмерной запаски, всегда брал с собой зимнее колесо, т.к. до ближайшей шиномонтажки, как правило, не близко, а на банане быстро ехать не стоит. Рекомендую при таких поездках именно так и поступать, что позволит сэкономить время и нервы.
На территории Усть-Коксинского района дежурят пограничники, которые проверяют паспорта у всех поголовно. Мы с собой брали загранпаспорта. Поэтому не забывайте брать документы на себя и на пассажиров, иначе вас могут развернуть обратно, т.к. данный район является пограничной зоной. Непосредственно перед Усть-Коксой есть перевал Громотуха. Проблем по проезду не возникло, однако сам он достаточно опасный, требующий аккуратности и внимательности. Особенно стоит опасаться местных водителей, которые умудряются в таких непростых дорожных условиях совершать обгоны. Я в таких случаях обычно притормаживаю, прижимаюсь вправо и пропускаю от греха подальше.
В Усть-Коксе созвонился с хозяином турбазы, уточнил маршрут до Замульты. Через 30 км поворот направо по указателю через катуньский мост.
В Замульте нас встретил сын хозяина и сопроводил до базы.
Усадьба «Сказка» представляет собой строение с номерами, отдельно стоящий семейный домик на 6 спальных мест, в котором мы расположились, баня, душ, место для шашлыка с мангалом и беседкой. Дом хозяина Михаила и его семьи располагается на этой же территории. Так же возможно поставить на территории турбазы палатку.
Встретили хорошо, особенно хозяйский кот, который сразу со всеми подружился.
Когда рассказал Михаилу о пробитом колесе, он мне сразу же предложил решить эту проблему.
Но так как мне низкий профиль не очень нравится, то было решено отдать Мише пробитое колесо, и пока мы отдыхаем, он свозит его сам на шиномонтажку.
19.07.2019
Наступила кульминация нашего путешествия. Этот день, согласно прогнозу, должен быть солнечным и без осадков, а на последующие дни прогнозировались дожди. Поэтому поездку на Мультинские озёра было решено организовать именно в этот день. Михаил посоветовал взять с собой удобную обувь, лёгкие куртки и что-нибудь перекусить. Собравшись к 9:00, мы и ещё 6 человек загрузились в будку ГАЗ-66.
Забегая вперёд, скажу, что обратно с Мультинских озёр в Замульту нас увозил сам Михаил на своём УАЗе.
Дорога от Замульты до Мультинских озёр это отдельный двухчасовой аттракцион. Когда смотришь вперёд и видишь, что сейчас предстоит преодолеть, то возникают примерно такие мысли: «…Да ну нафиг!!!... Водитель, ты это серьёзно?!... Как он собрался тут ехать!!!...» Дорога, точнее направление, довольно опасная, а местами просто страшная, особенно, когда 66-ой лезет в гору по валунам с каким-то запредельным углом атаки и при этом высота обрыва сбоку увеличивается, а двигатель, судя по его рёву, работает на пределе, и в этот момент больше всего хочется, чтобы автомобиль не заглох и не кувыркнулся, так как в этом случае его уже никто и ничто не остановит.
Михаил рассказывал, как в середине 90-ых собрались единомышленники, лишённые работы и не желающие спиваться, и решили пробить дорогу до Мультинских озёр, чтобы возить туда туристов. Первые вездеходы ходили до крайнего перевала, а дальше туристы пересаживались на лошадей. За всё это время, со слов Михаила, каких-либо несчастных случаев не было, за исключением случая, когда туристы уронили квадратик в пропасть, при этом сами туристы успели с него спрыгнуть. Часто туристы, желая преодолеть этот путь на своём транспорте, спрашивают у местных, проедут они до озёр или нет самостоятельно? На что Миша отвечает: «Проедете, но всё зависит от наличия времени и денег».
Через 2,5 часа мы прибыли к нижнему Мультинскому озеру. Водитель нам объяснил, как добраться до среднего озера. Два варианта: первый это на моторной лодке по озеру (350 руб./чел.), а дальше пешком 5-10 минут, второй вариант по таёжной тропе вдоль озера 3-3,5 км пешком. Погода и время позволяло пройти путь до среднего Мультинского озера пешком.
Конечным пунктом нашей прогулки было живописное место Шумы. Шумы — это скопление валунов, через которые вода из среднего озера стекает в нижнее. С этих валунов хорошо виден перепад высот, на которых располагаются озёра.
С Мультинских озёр открывается роскошный вид на Катуньский хребет, в состав которого входит гора Белуха.
Когда присели отобедать, заметили бурундуков, которые были почти ручные и с удовольствием принимали наши угощения и позировали для фотоснимков.
Путём голосования было принято решение возвращаться к месту посадки в машину тем же пешим путём. К концу пути ноги уже гудели, появилось желание искупаться в прохладной бодрящей водичке.
Вернулись мы на час раньше положенного времени, поэтому возвращались в Замульту на УАЗе Михаила, т.к. он привёз туристов и собрался возвращаться без пассажиров.
В целом экскурсия удалась. Обошлось в 1500 руб./чел., но это того стоит.
20.07.2019
Этот день решено было посвятить изучению близлежащей местности на автомобиле, т.к. после вчерашнего похода не особо хотелось долго и много ходить пешком. Потому выбрали маршрут до Тюнгура и обратно. Цель поездки увидеть Белуху и посетить место захоронения П.Ф. Сухова. Белуху в Тюнгуре видно с ул. Трактовой 15 или можно проехать 500 метров дальше до поворота налево и вдоль ЛЭП подняться повыше и оттуда вид лучше. Нам с погодой в районе Белухи не повезло, поэтому видно её было не очень хорошо.
За Тюнгуром есть дорога, пригодная для конного, пешего или велосипедного путешествия. По ней можно срезать и попасть прямиком на Чуйский тракт.
Михаил сказал, что эту дорогу уже давно собираются сделать пригодной для езды на автомобиле, что поможет местным жителям значительно быстрее добираться до Чуйского тракта и увеличить поток туристов в Усть-Коксу. Но это, как мне кажется, из области фантастики. На сегодняшний день вполне реально преодолеть маршрут Тюнгур—Инегень на велосипеде, что сейчас не даёт мне покоя))).
Вечером мы прогулялись по Замульте до Катуни. Посмотрели село и заметили, что много строящихся домов, размер которых указывает на то, что хозяева планируют принимать туристов. Создалось впечатление, что Замульта одна сплошная турбаза.
В целом, там очень хорошие туристические места, но добираться туда крайне некомфортно и долго. Однако мы не пожалели, что побывали там. И поводов вернуться туда более чем достаточно.
21.07.2019
Утром попрощавшись с хозяевами усадьбы, мы направились в обратном направлении. На обратном пути пограничников мы не встретили.
По правой стороне видели строительство солнечной электростанции.
С погодой на обратном пути снова повезло. 200 км до поворота на Чуйский тракт проехали легко, любуясь пейзажами Горного Алтая.
Подкрепившись на Семинском перевале, с лёгкостью преодолели остаток пути. Решили остановиться в кемпинге Кызыл-Таш, где были ранее неоднократно, и уже оттуда будем планировать свои дальнейшие действия в зависимости от погоды, желания и настроения.
Кемпинг располагается примерно в полутора километрах от Усть-Муны, если ехать по направлению в Ташанту. Место здесь хорошее: в лесу на берегу Катуни. Беседки большие с подведённым электричеством. Сутки обошлись нам в 550 рублей.
22.07.2019
В этот день решили посетить набережную озера Манжерок. Поиграли там в футбол, в селе пополнили запасы провизии. У Марии-РА встретили местного нарушителя чистоты и порядка:
Съездили ещё раз на Катуньские ванночки. Пытались заказать сплав, но группу так и не набрали, видимо, было начало недели и туристов там почти не осталось.
23.07.2019
В 56 км от Усть-Семы по Чемальскому тракту есть интересное место, которое называется урочище Че-Чкыш. За 50 руб./чел. можно подняться по тропе здоровья вдоль одноимённой речки до водопада. Посетить смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на Катунь.
24.07.2019
После обеда направились в Завьялово через Барнаул, так как там были запланированы долгожданные встречи с друзьями. В Завьялово мы приехали только в субботу 27.07.2019 г.
В итоге это была самая длительная и насыщенная поездка в республику Алтай.
Пройдено 2000 км.
Левая передняя стойка умерла, правая в агонии. Прибавилось пара сколов.
Потрачено 160 литров топлива, это около 7000 руб.
На проживание и развлечения 15000 руб.
Затраты на еду я не считаю, т.к. готовим мы в полевых условиях себе сами, поэтому расходы на питание сопоставимы с тратами на еду в домашних условиях.
Спасибо всем, благодаря кому наше путешествие свершилось.
Всем удачи на дорогах.