|
Добрый день, уважаемые дромовцы! Меня зовут Игорь Посохин, мне 33 года, я из города Кирова.
Отдельный привет всем, кто читал мои прошлые отзывы:
Автомобильный тур по Закавказью (октябрь 2017)
Шестидневная поездка по Беларуси с заездом в украинский Чернобыль в сентябре 2018-го
Предупреждаю сразу — изложение подробное и длинное.
С момента поездки по Закавказью 2017 года мысль поехать в Грузию на пляжный отдых сидела у меня где-то в подсознании. В 2019 году мысли-мечте суждено было сбыться))
В 2019 году отпуск у меня с супругой и у моего друга Михаила с супругой был запланирован на июль. Идея поехать в отпуск в Грузию на машине возникла сразу же. После просмотра предложений 2019 года на отдых в привычной Турции идея дополнительно укрепилась — платить в 2019 году 160 тыс. руб. за то, за что в 2018 мы платили по 120 тыс. руб., — это перебор!
Начались размышления — на чем нам двумя семьями (4 взрослых, 2 ребенка) ехать. У меня Санта Фе, у супруги Колеос, у Михи Дастер. Ни в одну машину шесть человек не поместится. Ехать двумя машинами не очень хотелось — дороже по топливу, необходимо постоянно держаться друг за другом, привлекать девушек к управлению автомобилями и т.д. В итоге созрело решение — купить для поездки минивэн или микроавтобус.
Так как портал автомобильный, хочу рассказать о процессе выбора, покупки и перегона автомобиля. Кому эта тема неинтересна — можно пролистать несколько абзацев.
В середине апреля стали с Мишей неспешно мониторить рынок. Основными критериями выбора были— минимум 6 полноценных мест + багажник, не старше 15 лет, АКПП (комфорт, сами понимаете). Дизель или бензин — было не принципиально, в идеале бензин с ГБО. В итоге после анализа рынка и просмотра нескольких совершенно разных автомобилей начали выбирать из двух вариантов марки/модели — Мерседес Вито (Виано) (выпуска примерно 2004 года) и Хендай Гранд Старекс (выпуска 2007 и моложе). Было желание приобрести автомобиль исправный технически, но с недостатками по кузову — чтобы его отремонтировать, съездить, а потом продать без напрягов. Сам я в качестве хобби занимаюсь перепродажей автомобилей, поэтому сомнений в жизнеспособности идеи не возникло.
География поиска была довольно обширной — от Питера до Новосиба, от Архангельска до Краснодара. Несколько классных вариантов ушли буквально из-под носа. Подходящий вариант нашелся в середине мая аж в Ямало-Ненецком автономном округе — в Ноябрьске. Продавец все честно рассказал про автомобиль, по запросу предоставил подробные фото и видео. На машине было ограничение ФССП (из-за долга 7000 руб.), которое продавец оперативно снял. Немаловажный момент — скидка, о которой удалось договориться по телефону, составила 120 тыс. руб. (!) На следующий день я уже выехал поездом до Екатеринбурга. В Перми ко мне в поезд подсел Миха. Из Екатеринбурга в Ноябрьск летели самолетом Руслайна (1,5 часа). В Ноябрьске в середине мая местами еще лежал снег.
Автомобиль, по большому счету, оказался в том состоянии, которое я и ожидал увидеть — по технике все в порядке, пробег (206 тыс. км) похож на правду. Дизель работал как-то жестковато (звонко) — хозяин сказал, что так стало после капиталки движка (обычная практика на этих дизелях — провернуло вкладыши). Т.к. раньше я имел дело с дизелями и знал, что такой звук — вариант нормы, это обстоятельство меня не смутило. Из минусов присутствовало: резина только зимняя, трещина на лобовом, кондиционер не заправлен (правда, в системе присутствовало остаточное давление, что позволяло надеяться, что магистраль цела). Очень порадовала АКПП — к ее работе не возникло ни малейших претензий. В итоге, выторговав еще 5 тыс. руб. за трещину на лобовом, мы купили автомобиль. Сразу там, в Ноябрьске, произвели замену масла в двигателе (залили Mobil 3000 5W30 для дизелей), пообедали в местном кафе и выехали в обратный путь.
Ехать по Северам в середине мая — занятие довольно невеселое — дороги хорошие, но пейзажи вокруг очень унылые — местами снег, местами черная земля, наполовину оттаявшие озера и болота, из болот торчат какие-то обугленные остатки деревьев — жуть))) И кругом следы интенсивного освоения Ямала человеком — ЛЭП, нефтяные и газовые вышки, насосные станции, спецтехника всех типов и размеров и т.д.
Проехали через Сургут, Нефтеюганск.
Перед Ханты-Мансийском пейзажи стали повеселее — появились леса.
Мост через Обь в Ханты-Мансийске.
Маршрут получился такой: Ноябрьск — Сургут — Нефтеюганск — Ханты-Мансийск — Ивдель — Серов — Горнозаводск — Пермь — Афанасьево — Киров. В Перми я высадил Миху и поехал один в Киров. В целом доехали без приключений, автомобиль на ходу очень понравился — отличная для такого сарая динамика и управляемость, хорошая шумоизоляция, удобный салон. Расход дизеля составил примерно 10-11 л/100 км — немало, но учитывая, что по пустынным дорогам мы частенько ехали 150-155 км/ч, вполне приемлемо. Путь от Ноябрьска до Кирова составил 2300 км, затрачено около 27 часов. Благодаря этой пробной поездке мы почувствовали автомобиль и испытали его. Немного огорчил расход масла — около 1 л на 2300 км, что в принципе для дизеля с пробегом за 200 тыс. км не является чем-то неординарным. Забегая вперед, скажу, что в поездку в Грузию с собой была куплена на долив канистра такого же масла Mobil, но за 6300 км дизель сожрал масла максимум 300 грамм — парадокс.
Сразу по приезду я поставил Гранд Старекс на учет. За 1,5 месяца автомобиль был подготовлен к путешествию (правда, почти на весь июнь я уехал в неплановую командировку, поэтому доделывать все пришлось в последние три дня перед выездом) — были ободраны корейские хромированные молдинги с кузова, хромированные накладки с ручек, зеркал и фар, кузов был частично окрашен, поменяны задние амортизаторы, стойки стабилизатора, задние колодки, заправлен кондиционер, куплена летняя резина (б/у), сделана химчистка салона, проведена компьютерная диагностика дизеля и турбины, проверены форсунки на стенде, закреплена запаска на штатном месте под днищем (при покупке она лежала в багажнике, штатная лебедка отсутствовала, пришлось сколхозить крепление из уголка и шпильки на 20 — грубо, неудобно, но действенно). Хромированные накладки в салоне убирать не стали — они хоть немного оживляли скромный интерьер. Я не вникал в комплектации Гранд Старексов, но, по-моему, у нас была одна из самых бедных комплектаций — без климата, круиза, штатной аудиосистемы, камеры заднего вида, датчика дождя, антибукса и т.д. Даже регулировки зеркал почему-то не было! С другой стороны, все необходимое присутствовало — ГУР, АБС, двойной кондиционер, подогрев сидений. Лобовое стекло менять не стали, оно было еще родное, трещина сильно не напрягала.
На этом рассказ про машину заканчиваю, перехожу к описанию поездки.
В Грузии по совету знакомого армянина для отдыха выбрали курортный город Кобулети в 20 км от Батуми. Сам Батуми отмели по причине шумности и высоких цен. Нашли через Букинг хороший отель на первой линии с большой территорией и бассейнами (отель «Chero»), связались с хозяйкой, забронировали два трехместных номера по 50$ в сутки, отправили предоплату 100$ через Вестерн Юнион. И тут случилось неожиданное (!). В этот день В.В. Путин подписал указ о приостановке авиасообщения с Грузией, Ростуризм выпустил рекомендацию для туристов о нежелательности посещения Грузии. Немного испугавшись, мы вернули перевод, т.к. хозяйка его еще не получила. Появились мысли поехать на отдых в Азербайджан.
Но вникнув в тему, мы решили, что опасаться нечего и нужно все-таки ехать в Грузию. Попутно нашли координаты еще одного хорошего отеля в Кобулети (отель «Estonia Two»), связались с хозяином и забронировали два трехместных номера с включенным завтраком за 35$ в сутки (уже приятнее чем 50$ без завтрака!) без предоплаты.
Крайний рабочий день перед отпуском у меня и супруги был 5 июля (в этот день было 7-летие нашей дочки Кати). Решено было выезжать утром 6-го июля, в запасе было всего 16 дней (22-го Михе и его супруге Марине уже нужно было на работу). Миша с сыном Артемом приехали в Киров на машине днем 5-го, Марина на поезде 6-го утром.
С собой помимо чемоданов с одеждой и прочим отпускным барахлом взяли канистру масла, канистру для соляры на 25 литров, кое-какие инструменты. Были, конечно, опасения ехать на незнакомой по сути машине за 3000 километров. Кроме всего взяли ноутбук, инвертор, складной стол, стулья, газовую плитку, газовую горелку, сумку холодильник, термосы, продукты, воду и всякие вкусняшки))
Примерно в 8:00, дождавшись Марину с поезда, мы выехали из Кирова.
Наша компания: Я, моя супруга Ольга, супруга Михи — Марина, сын Михи — Артем, моя дочь — Катя, Миха.
Маршрут запланировали такой: Киров — Йошкар-Ола — Чебоксары — Ульяновск — Саратов — Волгоград — Элиста — Пятигорск — Владикавказ — Тбилиси — Кобулети.
После Чебоксар, проехав Канаш, решили изменить маршрут — ехать не через Ульяновск, а через Саранск и Пензу. Т.к. основной поворот на Саранск мы уже к этому времени проскочили, Яндекс повел нас к Саранску какими-то козьими тропами. Ехали по совершенно разбитой дороге, материли Яндекс. После Саранска дорога пошла отличная. Вообще, я настоятельно советую от Чебоксар до Саратова ехать через Саранск и Пензу — дорога хорошая, а трафик в разы меньше чем через Ульяновск.
В Гранд Старексе таким составом (6 человек) ехать очень комфортно, места реально дофига! Мы с Михой впереди, периодически менялись, девчонки на втором ряду — в отдельных раскладывающихся и разворачивающихся креслах, дети на заднем диване. Отдельный кондиционер для заднего салона очень кстати. На остановках выходить удобно — сдвижные двери у Гранда с двух сторон.
В первый день очень хотелось доехать до Волгограда и там остановиться на ночевку. Но поздний выезд из Кирова и многочисленные задержки из-за ремонта дорог не позволили нам это осуществить. Доехали только до Саратова, где решили снять квартиру через сайт объявлений. В итоге после часа блуждания по Саратову и получаса ожидания хозяйки мы попали в квартиру. Квартира просто ужас — все старое, грязное и ломаное. Обматерили хозяйку и поехали искать гостиницу. В итоге ночевали в гостинице «Мираж» (вполне себе сойдет) — 3500 руб. за пятиместный номер (других не было).
Встали в 5 утра (с трудом), в 6:30 уже выехали в Волгоград. Участок, который у многих на слуху — от Саратова до Волгограда, 300 с небольшим километров узкой дороги. Трафик очень напряженный, много участков реверсивных в связи с ремонтом. До Волгограда ехали 6 часов.
В Волгограде заехали к Мамаеву Кургану — показать семьям мемориальный комплекс и Родину-Мать. Походили, погуляли, пофотографировались, поели мороженого.
Родину-Мать в июле начали обставлять строительными лесами — предстоит серьезный ремонт к 9 Мая 2020 года.
Застали смену караула у Вечного Огня (красиво!).
Отъехав от Волгограда в сторону Элисты, устроили «зеленую стоянку» — пообедали на свежем воздухе в волгоградской степи. Саранчи кругом было столько, что казалось они унесут кого-то из нас)))
Волгоград — Элиста — это 300 километров прекраснейшей степной дороги. Покрытие отличное, дорога прямая, трафик умеренный. На каком-нибудь хорошем седане можно и 200 км/ч лететь. С началом Калмыкии начались известные подставы от калмыцких ДПС-ников — участки отремонтированной дороги с временной кривой оранжевой разметкой и временными знаками типа «Обгон запрещен. 30 км». На одном таком участке перед нами ехала «семерка» с местными номерами со скоростью примерно 50 км/ч. При этом водитель постоянно прижимался вправо и тормозил, показывая, мол, обгоняй! Но мы стойко пилили за ним, за нами собралась вереница из машин. И, как оказалось, не купились на уловку мы не зря — за то время, пока тащились за ним, встретили подряд аж три засады ДПС. Михе друзья рассказывали, что однажды так же тащились за «жигулями», а «жигуль», доехав до конца сплошной, развернулся и потащился в обратном направлении. Вот такой развод, будьте осторожны!
С Элисты мы поехали на Пятигорск через Буденновск. С одной стороны — дорога сугубо местная, трафика практически нет, с другой стороны — на протяжении километров 50 от Элисты дорога сильно разбита. Не советую этот маршрут.
К Пятигорску приехали часов в 9 вечера, решили проехать еще 100 км и ночевать в Нальчике. В Нальчике забронировали двухкомнатную квартиру через Букинг на Проспекте Шогенцукова, 40. Квартиру не советую — вдвоем разместиться реально, но на шестерых она явно не рассчитана (хотя позиционируется как 6 спальных мест), мебель старая, не очень чисто.
Утром, часиков в 7, мы выехали из Нальчика во Владикавказ. За бортом начались красивейшие кавказские пейзажи.
Во Владикавказе заправились под крышку, дополнительно 25 литров залили в канистру, которую упаковали в два больших мусорных пакета (чтобы исключить запах в салоне). Топливо в Грузии очень дорогое (порядка 65 руб./л), но мы преследовали цель не сэкономить, а иметь с собой страховой запас топлива. Вообще, провозить топливо через границу запрещено, но таможенники смотрят на это сквозь пальцы.
От Владикавказа до погранперехода Верхний Ларс около 30 км. Здесь начинается знаменитая Военно-Грузинская дорога. Границу прошли оперативно — примерно за час обе границы. Очереди практически нет — по две-три машины. Очередь только из фур — около 30-40 машин, но легковые пропускаются отдельно. Единственная проблема объехать выстроившиеся на серпантинах фуры. Насчет канистры — российский таможенник спросил, что там, услышав ответ про ДТ, потерял интерес. Грузины даже не спрашивали.
После въезда в Грузию Военно-Грузинская дорога открывается во всей красе — виды просто умопомрачительные: ущелья, реки, скалы, зеленые горы, за ними заснеженные пики! Остановились километрах в 5 от поста, сходили к горной реке (Терек), пофотографировались. Огорчила свалка мусора прямо на берегу Терека.
Проехали Степанцминду, примерно через 25 км после нее, перед Крестовым перевалом, справа от дороги увидели интереснейшее явление — этакий грузинский Памуккале — нарзанный источник и тысячелетние минеральные отложения. Остановились поползали, попили нарзана. На фото цвет отложений грязно-коричневатый, вживую на солнце — розовый, очень красиво и необычно!
После Крестового перевала (наивысшая точка на маршруте Военно-Грузинской дороги — 2379 м над уровнем моря, является водоразделом между бассейнами Терека и Арагви) остановились у Арки Дружбы народов. Это большая смотровая площадка на высоте 2384 метров над уровнем моря, выдающаяся над обрывом и рекой в ущелье. Со смотровой площадки открывается величественный вид на окрестные горы и ущелья.
На подступах к арке идет бойкая торговля мёдом, чачей, бурками и папахами, рядом можно покататься на квадроциклах или полетать над ущельем и аркой на параплане.
Посетить Арку Дружбы народов однозначно стоит, тем более что проехать мимо и не заметить ее не получится.
Еще до въезда в Грузию мы решили, что, как только окажемся в Грузии, сразу где-нибудь пообедаем в местном ресторанчике. Буквально за пару дней до отъезда я читал статью одного московского журналиста, который ездил в Грузию из Владикавказа с таксистом. Он очень советовал ресторан «Чабурухи» на Военно-Грузинской дороге. Я забил в МАПС.МИ название и получил местоположение примерно в 50 километрах от границы. Мы единогласно решили обедать там. Без проблем нашли ресторан — находится у подножия скалы за поворотом дороги, через дорогу протекает горная река Белая Арагви. Расположившись на веранде на втором этаже с видом на горы и реку, мы отлично пообедали. Именно отсюда началась наша гастрономическая часть грузинского отпуска — горячий только из печи хачапури, хинкали со всевозможными начинками, огромные порции салата, красное вино (пили только девчонки). За плотный обед на шестерых заплатили 87 лари (около 2000 руб.).
После обеда двинулись дальше в сторону Тбилиси. Остановились на площадке возле Жинвальского водохранилища — очень живописный водоем с водой зеленоватого цвета, зажатый между гор. Водохранилище питается тремя реками (Белой Арагви, Пшавской Арагви и Хорхулой) и обеспечивает работу Жинвальской ГЭС. Вообще, по всей Грузии очень много небольших и средних горных ГЭС, которые обеспечивают до 80% потребления электроэнергии страны.
На берегу Жинвальского водохранилища.
Не доезжая километров 15 до Тбилиси, перед Мцхетой повернули направо — именно отсюда начинается дорога на побережье (на Поти и Батуми). Дорога — отличный четырехполосный бетонный автобан с разделительной полосой. Небольшая волнистость покрытия присутствует, но в целом — очень круто. Я высказал мнение, что по такой дороге 300 км до побережья мы долетим не дольше, чем за 3 часа.
К сожалению, оказалось все не так радужно — примерно через 100 км автобан «внезапно» закончился, начался горный серпантин с узким двухполосным покрытием, глухими поворотами, множеством сел, еле ползущими грузовиками и коровами на дороге (про коров напишу чуть ниже). Та новая дорога является уже построенной частью новой перспективной трассы Тбилиси — Поти. Еще один участок новой трассы (около 10 км) построен в районе Кутаиси и образует его южную объездную. К сожалению, пока по объездной открыто движение только в одном направлении — на восток, от моря — при движении на запад, к морю приходится пробираться через сам Кутаиси. На МАПС.МИ можно проследить маршрут новой трассы после окончания строительства — будет практически прямая дорога без серпантинов с эстакадами и тоннелями, выходящая к морю в районе поселка Уреки. Но до этого момента, судя по всему, пройдет еще немало времени — строительство трассы в горных условиях требует гигантских капиталовложений.
Небольшое отступление — по опыту прошлых поездок решили сразу по приезду в Грузию подключить пару местных сим-карт. Но почему-то отошли от традиции делать это сразу по въезду в страну, вспомнили об этом, когда уже отъехали от границы. Настоятельно рекомендую это сделать где-нибудь в Степанцминде — место туристическое, точек продаж много. На трассе в районе города Гори мы заехали на крупную заправку, совмещенную с торговым центром, но там, к сожалению, точки подключения не оказалось. Нам посоветовали заехать в сам Гори, но нам очень не хотелось съезжать с трассы и плутать по городу, поэтому мы двинулись дальше без симок.
Участок 100 км перед Кутаиси и 60 км от Кутаиси до побережья — узенькая дорога, сплошные серпантины, села и коровы, коровы, коровы. Коровы на дорогах нам встречались по всей Грузии, особенно им нравится стоять и лежать на мостах. За ними никто не следит, машин они совершенно не боятся и лениво и неспешно отходят, когда в них практически упираешься бампером. Для меня осталось загадкой две вещи:
1. что тянет коров на дороги и особенно на бетонные мосты, когда кругом луга и речки?
2. почему власти и полиция Грузии, которая позиционирует себя как цивилизованное европейское государство, совершенно не борются с этим явлением?
Поначалу воспринимаешь коров на дорогах как местный колорит, но потом они реально начинают раздражать, когда выезжаешь из-за поворота, а перед тобой на асфальте лежит корова, и приходится оттормаживаться практически до остановки. Считаю действия коров умышленными, направленными на подрыв безопасности дорожного движения в Грузии)))
На побережье мы выехали в десятом часу вечера по местному времени (Москва +1 час), было уже темно. В Кобулети прибыли около 22:00. Надо отметить, что Яндекс карты не работали по причине отсутствия интернета, а МАПС.МИ не показывает отдельных домов, было только примерное расположение гостиницы. Поиск нужного нам места превратился в мини-квест — среди огромного множества отелей и кафе найти нужный нам было реально трудно. В этот момент мы очень сильно пожалели, что вовремя не подключили местные симки — связаться с отелем не было возможности. На все это накладывалась усталость за день и темное время суток. В итоге в течение 15-20 минут мы, можно сказать случайно, нашли наш отель. Заселили нас очень быстро. В этот день мы решили никуда не ходить — поужинали на заднем дворе у бассейна, попили местного вина.
Отдельно об отеле «Эстония 2». На Букинге отель имеет оценку 9,6 — на мой взгляд, совершенно заслуженно. Это небольшой семейный отель на улице Давида Строителя, 636. Расположен примерно в 3,5 км от Центра Кобулети (Кобулети вытянулся вдоль моря почти на 10 км), можно сказать на первой линии — до пляжа нужно перейти дорогу и пройти через сосновый парк около 100 метров, после парка будет новая широкая набережная, а дальше широкий пляж. Весь путь — около 200 метров. Сам отель состоит из двух зданий: старое — 2-3-этажный коттедж; новое — 4-этажный гостиничный корпус на 30 номеров. В цокольном этаже расположено кафе, где подают прекрасный завтрак «шведский стол», а на обед или ужин можно заказать блюда по своему вкусу, которые приготовят к указанному времени. Мест для парковки автомобиля достаточно. На заднем дворе (за новым корпусом) расположен большой теплый бассейн (не знаю с подогревом или так вода от солнца нагрелась) с шезлонгами вокруг, здесь же оборудован бар с десятком столиков под большими зонтами. Бассейн ежедневно чистится, территория прибирается.
На вопрос «Почему отель называется «Эстония»?» хозяин ответил, что первая группа туристов у него была из Эстонии, они попросили так назвать отель, он и согласился! А сейчас, говорит, это работает как дополнительная маркетинговая уловка — многие при бронировании обращают внимание на интересное название.
Справа угол старого корпуса, на заднем плане — новый корпус.
У нас было два трехместных номера. Номера по площади небольшие, но вся мебель новая, есть ТВ, установлена сплит-система, есть балкон с веревками для сушки. Единственное, что не понравилось в номере — санузел, а именно душ, совмещенный с туалетом без какой-либо перегородки или шторы. Т.е. когда моешься, весь санузел оказывается залит водой. Видимо, в этом есть какая-то местная традиция — во время прошлой поездки мы видели такие решения в Баку, в Гяндже, в Тбилиси; да и когда просматриваешь предложения грузинских отелей замечаешь подобное. Мое мнение — ужас.
На месте мы сторговались по стоимости номера до 30$ в сутки (получилось меньше 2000 руб. за трехместный номер с завтраками в хорошем отеле с бассейном и баром). Заплатили, наверное, на 4-й день проживания, хотя с нас никто денег не требовал))
Хозяин отеля — Гоча Центерадзе — общительный грузин лет сорока. В отеле работает вся его семья — отец следит за хозяйством, мама — администратор и шеф на кухне, старшие дети (лет по 15) — занимаются уборкой и работают на баре. Все очень отзывчивые и гостеприимные. Иногда по вечерам Гоча устраивал посиделки с друзьями и гостями — с пением грузинских песен и игрой на национальных инструментах — очень круто!!! Также Гоча занимается виноделием и продает гостям свое вино красное и белое, чачу и коньяк. Поначалу было недоверие — были мысли, что все это подделка и разливается из тетрапаков. Но потом мы своими глазами видели, как в небольшом закутке для виноделия мнут виноград (не ногами))). Когда разговорились с Гочей, он рассказал, что в год закупает в Кахетии 400 тонн винограда и делает примерно тонну красного вина, тонну белого и по 400 литров чачи и коньяка. Все напитки были нами испробованы, все понравились, но особенно красное сухое вино и чача. Перед отъездом мы решили купить с собой вина и чачи, Гоча сводил нас с Михой в свой винный погреб — в подвале дома. Там стоят огромные бутыли с разными напитками)))
Со следующего дня начался наш пляжный отдых! Пляж в Кобулети, как и в Батуми, галечный. С довольно быстрым нарастанием глубины. Море очень чистое и теплое. Мне очень понравилось, что, когда лежишь на пляже — сзади сразу за набережной растут не какие-то пальмы (как обычно на море), а большие раскидистые корявые сосны (или кедры — хвоя длиной сантиметров 20).
Очень порадовали цены на пляжные услуги — шезлонг 3 лари (70 руб.), зонт 3 лари в день без ограничения времени; и пляжные развлечения — банан 5 лари (120 руб.) с человека, ватрушка 7 лари, парашют 50 лари (1200 руб.), гидроцикл 5 лари/минута. В прошлом году в Турции банан стоил 15$ с человека (!), парашют 50$.
Примерно с 9:00 на пляже очень много народу, но места всегда находились. К 13:00 пляж превращался в пустынный, к 16:30 снова наполнялся людьми.
Местные сим-карты мы все-таки приобрели — в районе городского рынка есть несколько точек продаж. Там же находится множество обменников — не поленитесь пройтись по нескольким — курс может сильно отличаться. В обменнике можно попросить скидку — курс будет еще приятнее! Вообще, в Грузии торговаться следует везде, даже в магазинах. Мы обменяли рубли на лари, чтобы были местные наличные. Банковские карты принимаются во многих магазинах, практически во всех кафе и ресторанах.
Примерно в 10 километрах от Кобулети в сторону Поти расположен поселок Уреки, где находится знаменитое место Магнетити — песчаные пляжи с черным магнитным песком. Пару раз мы ездили купаться туда, для купания с детьми — идеальное место, посетить однозначно стоит! Черный песок — очень необычно. Глубина моря нарастает очень плавно, примерно, как в Анапе. В самом поселке Уреки множество гостиниц и гостевых домов, но, как мне кажется, отдыхать там скучновато.
На второй или третий день под вечер мы решили прокатиться на водопады в горы за Батуми. Доехали до Батуми, проехали через город и выехали на восток в сторону Кеды. В окрестностях Батуми находятся два известных водопада — Мирвети и Махунцети, оба в той стороне. МАПС.МИ знает оба водопада, подробно показывает, как доехать/дойти. Буквально в 3 киллометрах от выезда из Батуми находится смотровая площадка в месте слияния двух рек — Чорох и Аджарисцкали. В этом месте две реки образуют водохранилище, рядом расположена ГЭС. Интерес представляет то, что вода в этих двух реках разного цвета — Чорох прозрачный, Аджарисцкали мутная, воды сливаются, но поначалу не смешиваются, видна четкая граница. Как сказали местные, нам повезло, что накануне в верховьях Аджарисцкали прошли дожди и вода стала еще грязнее.
Далее маршрут лежал к водопаду Мирвети. Мы переехали по широкому металлическому мосту Аджарисцкали и, проехав еще немного, оставили машину перед пешеходным мостом через Чорох. Пошли пешком в сторону села Мирвети и водопада. В селе местный житель объяснил нам, что мост, который мы прошли пешком, совсем не пешеходный, по нему можно было проехать на машине. Сначала в это не верилось — ширина между перилами моста составляла всего 2 с небольшим метра. Но местный сказал, что раньше по этому мосту умудрялись проезжать военные на «шишиге». Я, набравшись смелости, поехал через мост на нашем авто. Стоило большого труда вывернуть на сам мост, так как въезд зажат бетонной подпорной стеной соседнего дома. Расстояние от зеркал до перил моста было сантиметров по 10. Первый раз ехать было волнительно, однако, на обратном пути я ехал уже гораздо смелее)))
По узким и крутым улочкам села мы доехали до самого начала тропы к водопаду, хорошо, что не попалось встречных машин — разъехаться нереально.
Водопад очень красивый, народу было совсем немного, купаться в нем мы не стали.
Пофотографировавшись, мы через село и два моста вернулись обратно на дорогу и двинулись дальше к водопаду Махунцети.
Кругом открываются живописнейшие пейзажи.
В селе Махунцети мы, как и нужно было, повернули налево и далее, повернув у школы направо, начали забираться около километра по серпантину к метке водопада на МАПС.МИ. Как оказалось, зря. Навигатор привел нас на верхнюю площадку, откуда вода падала, водопад сверху, естественно, не видно. Пришлось спускаться обратно и возле школы повернуть налево. У водопада Махунцети народу было раз в двадцать больше, чем у Мирвети, и вообще здесь была обычная туристическая движуха — уличная торговля, фото с животными, различные кафе, много туристических автобусов, много иностранцев и т.д. Водопад раза в два выше водопада Мирвети, под водопадом образовалась большая чаша, в которой мы и искупались вместе с детьми! Даже девчонки решились зайти в холодную воду!
Водичка бодрящая, но не сказать, что ледяная.
У подножия водопада мы попили кофе, поели местной чурхелы и здесь же в Махунцети зашли на один из знаменитых старинных арочных мостов (от трассы направо).
После посещения моста отправились домой. Гранд Старекс в поездках не переставал радовать своими ходовыми качествами, комфортом и функциональностью! По дороге заправили литров 30 ДТ на Лукойле (лукойловских заправок в Грузии много).
После этого мы пару дней провели, просто отдыхая на пляже и у бассейна, по вечерам гуляя по набережной, посещая различные кафе и ресторанчики, которые не переставали радовать отличной кухней и приятными ценами — ужин на две семьи с вином обычно выходил от 60 до 90 лари (1300-2000 руб.), пару раз 120 лари. Вкусно пообедать семьей из трех человек — порядка 20-25 лари (500-600 рублей). Если экономить, то можно питаться совсем дешево — один хинкали стоит везде стандартно 0,8 лари (18 рублей), пятью-шестью хинкали взрослый человек вполне наедается. Красное вино у Гочи стоило 15 лари, белое 12, чача и коньяк по 15. Кругом много винных магазинов от частных виноделен — цены примерно такие же.
Отличное кафе на набережной в центре Кобулети.
Были среди нас любители десертов.
После этого погода начала портиться — стало пасмурно и начались дождики. К сожалению, лето 2019 года на всем остальном побережье от Крыма и до Батуми выдалось не очень. Чтобы не терять дни, сидя в номерах, мы 12 июля около 11 утра поехали в Батуми.
Сразу же заехали в Батумский дельфинарий и купили билеты на вечернее представление на 19:00. До этого времени решили погулять по Батуми и съездить в расположенную неподалеку крепость Гонио, благо было пасмурно, но дождя не было. Машину оставили на парковке у набережной в районе дельфинария и двинулись по набережной в сторону колеса обозрения и алфавитной башни.
Батуми, точнее его курортный район, впечатляет своим размахом и красотой — кругом пальмы, бульвары, парки, фонтаны, арт-объекты, красивейшая набережная, небоскребы, казино. Насчет небоскребов — такое ощущение, что мировые сети отелей (Хилтон, Мариот, Рэдисон и т.д.) в Батуми соревнуются, кто круче и вычурнее построит башню.
На набережной расположено множество пунктов проката велосипедов, скутеров, электрокаров. Мы взяли напрокат большой сдвоенный шестиместный велосипед с крышей и поехали осматривать набережную. Надо сказать, что вдоль всей набережной тянется шикарная широкая велодорожка с отличным покрытием и разметкой. От моря набережную отделяет каменистый пляж.
Вдоль всей набережной располагаются различные арт-объекты — скульптуры, композиции и прочее. Выехав на площадь к алфавитной башне, мы нашли то, что нас манило в Батуми — скульптурную композицию Нино и Али — механизированный металлический арт-объект, мужская и женская фигура, которые раз в 10 минут сближаются, сливаются воедино и расходятся. Когда я раньше смотрел на Ютубе ролики про этот объект на фоне моря, у меня создалось впечатление, что эти скульптуры огромные — метров по 30 высотой. На деле они оказались совсем небольшие — общая высота 8 метров. Но все равно очень красиво.
Все шикарные яхты — турецкие (видно по флагам).
Алфавитная башня (в стеклянном шаре находится ресторан и смотровая площадка).
Фигуры сходятся раз в 10 минут.
На переднем плане — Алфавитная башня, на заднем — башня отеля «La Meridien»; обратите внимание на встроенное прямо в башню мини-колесо обозрения.
Погуляв и пофотографировавшись, мы оставили детей под присмотром мам на одной из детских площадок в районе набережной, а сами поехали вернуть велосипед. Также решили перегнать машину поближе. Это было нашей ошибкой — в Батуми с парковками беда, еле-еле нашли место в центре в нескольких кварталах от нужного нам местоположения. В итоге машина оказалась дальше, чем была. Кстати, когда забирали машину с парковки недалеко от дельфинария откуда ни возьмись появился «парковщик» (грузин лет 60-ти) и содрал с нас пару лари)))
В парке в районе Нового летнего кинотеатра в этот день проходил праздник «День моряка». Не путать с Днем ВМФ, ВМФ Грузии был расформирован после конфликта 08.08.08. Проходил концерт, были устроены мастер-классы, игры, курсанты местного мореходного училища устроили танцевальный флешмоб! Нам понравилось!
Погода была пасмурная, но дождя, к счастью, не было. Фото получились не очень позитивные, но если была бы ясная погода — мы бы с ума сошли от жары!
После прогулки по набережной решили ехать в крепость Гонио, там и пообедать. Двинулись к машине по улочкам Батуми. На каждом шагу встречались какие-нибудь достопримечательности и красивые здания.
Гонио — практически пригород Батуми. Проехав мимо крепости Гонио в сторону Сарпи, мы заехали в пару кафе и выбрали понравившийся вариант для обеда. На обед потратили очень много времени, т.к. заказали блюдо, которое готовилось около часа. Хорошо хоть еда в итоге не разочаровала.
После обеда времени до представления дельфинов оставалось чуть больше часа, поэтому осмотр крепости Гонио получился беглым. Сама крепость произвела хорошее впечатление — все содержится чисто, опрятно, ведутся археологические раскопки, действует музей. Вход в крепость стоил, по-моему, 5 лари с человека. Помимо исторической составляющей в крепости присутствуют развлечения — различные активности для детей и взрослых: римский лагерь, возможность поучаствовать в раскопках, возможность примерить доспехи, взять меч и щит, различные мастер-классы.
Древние стены в очень хорошем состоянии.
В этих местах в свое время господствовали римляне.
Вообще, в Грузии на каждом шагу стоят древние башни, замки, крепости, монастыри. Объясняется это тем, что Закавказье всегда было стратегически важным регионом, через который проходило множество важнейших торговых и военных путей. На этой территории постоянно воевали и попеременно властвовали римляне, греки, персы, турки, грузины, армяне, русские. С тех пор осталось множество фортификационных сооружений различных эпох, которые к настоящему времени либо отреставрированы, либо находятся в упадке.
Детям в крепости было чем заняться.
После посещения крепости пора было мчаться в дельфинарий.
Отели в Батуми — один круче другого.
Батумский дельфинарий был построен еще в 1975 году, являлся чуть ли не первым таким сооружением в Советском Союзе и был гордостью Батуми. С распадом СССР дельфинарий пришел в упадок и закрылся. Был построен заново в 2009 году на пожертвования неизвестного мецената. Представление нам (и взрослым, и детям) очень понравилось — дельфины творили чудеса водной акробатики!
После представления мы, оставив автомобиль где-то в переулке в районе пересечения улиц Церетели и Чавчавадзе, отправились к нижней станции Батумской канатной дороги. Канатная дорога очень современная — запущена в 2013 году. Кабинки комфортабельные, длина дороги 2,5 км, высота над городом — около 50 м. Билеты, по-моему, 15 лари взрослый, 5 лари детский. Прекрасно прокатились, с вершины открывается отличный вид на вечерний Батуми и море.
Панорама Батуми со смотровой площадки.
На обратном пути к нам в кабинку подсел молодой человек (работник канатки после смены), с которым у нас состоялся интересный разговор на политические темы и тему взаимоотношений между Россией и Грузией. Вообще, перед отъездом в отпуск многие знакомые, узнав, что мы собираемся в Грузию, недоуменно восклицали: «Там же война! Там русских не любят!» По опыту поездки однозначно могу сказать — это полная фигня!!! Русских очень любят и ждут. За весь отпуск ни разу не встретились с каким-то не то что враждебным, но даже грубым отношением со стороны местного населения! Грузинский народ очень гостеприимный и доброжелательный. За весь отпуск человек восемь лично мне сказали: «Грузины и русские — братья. Не верьте телевизору. Политика политикой, а люди людьми». И я понимаю, например, зачем мне это говорит хозяин отеля, у которого бизнес наполовину завязан на русских туристов. Но когда об этом говорят совершенно незаинтересованные люди в частных беседах, то вряд ли их можно заподозрить в предвзятости.
После поездки на канатке мы еще раз прогулялись по набережной до Алфавитной башни, на этот раз со стороны порта. Вечерний Батуми очень красив! После прогулки вернулись домой в Кобулети.
Дорожное движение в Грузии имеет свой колорит, а именно — вылететь на встречку в глухой поворот — нормально, выехать, не глядя, со второстепенной дороги — нормально, остановиться посредине дороги поболтать с другом, остановив движение по улице — нормально. Но нужно отдать должное — все относятся друг к другу достаточно уважительно. В Батуми движение очень оживленное, много пробок. Что интересно, в потоке каждая третья машина — Тойота Приус, такси в Батуми практически 100% Приусы. Видимо, низкий уровень дохода и высокие цены на топливо заставляют людей искать варианты экономии, и, стоит сказать, Приус — это не эконом-вариант, а совершенно иной подход к топливной экономичности.
Машин с российскими номерами на дорогах Грузии очень много. Когда мы переходили границу, то статистика по посту Верхний Ларс показала трафик со стороны России 1355 легковых автомобилей в сутки (!). Регионы встречаются самые разные — от Мурманска до Владивостока.
Отдельно хочу остановиться на дорожной полиции Грузии. Как я писал в отзыве про поездку 2017 года, Саакашвили в годы своего президентства провел масштабную реформу МВД, грузинская полиция кардинально изменилась. У полиции в Грузии хорошая зарплата, хорошие автомобили, хорошая форма, хорошие офисы. Насчет офисов, когда проезжаешь какое-нибудь село из десяти домов и видишь среди этих домишек новое здание из стекла — это 100% офис полиции. Уровень коррупции в грузинской полиции на текущий момент один из самых низких в мире. Дорожная полиция, патрулирует ли она дороги, стоит ли на посту или просто у дороги — всегда на машине включены проблесковые маяки. Хоть днем, хоть ночью. По моему мнению, это отличная идея! Сам факт присутствия полиции рядом очень дисциплинирует водителей, успокаивает людей. А у нас ДПС прячется по кустам и имеет основной целью легальный и нелегальный сбор денег с водителей.
На следующий день после прогулки в Батуми прогноз погоды также не радовал. Мы решили опять куда-нибудь съездить. Выбор пал на каньон Окаце. Решили съездить, пройти по каньону и, если останется время, посетить еще каньон Мартвили и пещеру Прометея.
Были мысли прокатиться в Турцию — от Кобулети до границы 40 км, от Батуми 20 км. Многие ездят в Турцию на маршрутках, или доезжают до границы на машине и там пересаживаются на маршрутку, чтобы не оформлять гринкарту. Основная цель поездок — шопинг — приграничные турецкие города заточены под поток покупателей с территории Грузии. Нам шопинг был не особенно интересен (нам, мужчинам!), поэтому в Турцию решили не ездить, т.к. времени на отдых оставалось маловато. А вообще при мыслях о поездке в Турцию сразу разыгралась фантазия — до Стамбула 1100 км по хорошей турецкой трассе вдоль моря — день пути. Будь в запасе лишних 4 дня — не раздумывая поехали бы! То же самое с Арменией — все рядом, все в доступности. Но увы и ах — время ограничено((
Еще о Турции — в Батуми разрешены казино, поэтому в город тянется нескончаемый поток любящих азартные игры турок (в Турции игорная деятельность строго запрещена). Нынешние грузинские власти отменили существовавший ранее запрет туркам приобретать и строить недвижимость, поэтому сейчас в Батуми все строится турками на турецкие деньги с помощью турецких же строителей. Повсеместно возводятся мечети. Такая экспансия очень беспокоит и расстраивает местное грузинское население.
До каньона Окаце от Кобулети всего 130 км в сторону Кутаиси и далее на север. Но не стоит забывать, что на горных дорогах скорости низкие и расстояния воспринимаются совсем по-другому. Решили разведать новый маршрут — от моря отвернули не в районе Уреки, а южнее — в Кобулети ближе к Чакви. Маршрут пролегал через горы, через Озургети. Протяженность дороги такая же, но серпантины гораздо более крутые, дорога местами разбита или размыта, правда, и трафик практически отсутствует. Но, в общем, не советую.
На основную трассу выехали в районе Квемо Шухути. Далее перед Кутаиси повернули влево и поползли в горы к северу. По пути остановились и посетили один из грузинских православных храмов.
Дорога до турист-центра каньона в селе Зеда Горди очень живописная — крутой серпантин, местами размытый, местами немного засыпанный камнепадами, местами с речками, текущими прямо по полотну. Но доехать можно спокойно.
Около турист-центра нас сразу же атаковали местные таксисты. Дело в том, что от визит-центра после покупки билета до старта маршрута по каньону 2,5 км, которые можно пройти через лес по выложенной камнем дорожке или проехать на подготовленном внедорожнике. Таксисты там в основном на Деликах (их на стоянке было около 20), но есть и на Патролах и Джипах. Нам предложили за 50 лари отвезти до старта, подождать там и после прохождения нами маршрута отвезти обратно. Билеты на вход в каньон нужно обязательно купить в визит-центре, цена за взрослого 15 лари, за ребенка 7 лари. Детей пускают только при росте не менее 120 см (с этим строго). Поговорив с несколькими туристами, кто уже вернулся с маршрута, мы решили туда пройти пешком, а обратно вернуться на внедорожном такси. Во-первых, женщины рассказали, что на такси по обрывам ехать очень страшно, во-вторых, дорога туда практически вся шла под гору, в-третьих, очень хотелось прогуляться и посмотреть местную природу. О таком решении нисколько не пожалели — отлично прогулялись, дождя не случилось, виды замечательные, воздух горного леса — супер!
Кстати, после выхода на тропинку от визит-центра в лесу нам встретились другие таксисты, уже на «Нивах», которые предлагали поездку туда и обратно уже за 30 лари.
Вот такая культурная дорожка ведет от визит-центра к каньону.
На месте, у входа в каньон находится пункт пропуска, после него и начинается все самое интересное. Каньон представляет собой глубокое ущелье со скалистыми стенами. На одной из стен на высоте примерно 150 метров от дна каньона оборудованы металлические пешеходные мостики. Сооружение современное, постоянно проходит проверки безопасности. От входа к мостикам ведет лестница из более чем 500 ступенек, вообще лестниц и ступенек там очень много, лично у меня после этого два дня болели икры)) После ступенек начинается сам мостик с дном из сетки, от шагов людей вся конструкция сильно вибрирует — людям с боязнью высоты там очень непросто. Лично мне особо страшно не было, но некоторые из нас заметно нервничали.
На мостиках оборудованы площадки.
Вдалеке на заднем плане можно рассмотреть смотровую площадку (балкон).
Мостики тянутся на различных уровнях около километра, завершается все большой смотровой площадкой — этакий 30-метровый балкон над каньоном. С мостиков и с площадки открываются грандиозные виды! Но это описывать не имеет смысла, как говорится, лучше один раз увидеть!
После прохождения маршрута от финиша нужно вернуться обратно на точку старта по грунтовой дороге пешком. У финиша таксисты на Нивах предлагали довезти до визит-центра за 25 лари. Но мы пешком вернулись к точке старта, где толпилось множество таксистов на Деликах. Поначалу они все загибали по 45-50 лари за поездку до визит-центра (мол, что туда-обратно, что обратно — одна цена). В течение 5 минут удалось сторговаться с одним на 30 лари. Когда ехали с ним до визит-центра, я тихо офигевал — как это Делики не разваливаются от прыжков по полуметровым булыжникам?! Впечатлившись дорогой, я дал таксисту 5 лари сверху))
От визит-центра мы выезжали примерно в 18:30 — уже было понятно, что ни в каньон Мартвили (там можно покататься на лодках между отвесных скал), ни в пещеру Прометея (работает до 17:00) мы не успели. Решили поехать в Кутаиси, посмотреть город и там же поужинать.
До Кутаиси выбрали кратчайший маршрут через Цхалтубо. Навигатор провел нас какими-то местными сельскими дорогами и вывел в Кутаиси. В Кутаиси было решено посетить Храм Баграти — один из древнейших и известнейших храмов Грузии. Надо сказать, что старые районы Кутаиси очень похожи на старый Дербент или старый Баку — настоящий лабиринт. Вдобавок к этому в многочисленных местах дороги перекрыты из-за ремонта, из-за чего изменена схема движения по остальным улицам, например, одностороннее движение на многих развернуто в противоположную сторону. Пришлось сильно поплутать, добираясь до храма. К самому храму ведет серпантин между налепленных друг на друга домов.
Храм Баграти был возведен в конце 1-го и начале 2-го тысячелетия нашей эры, освящен в 1003 году. За это время неоднократно частично разрушался и отстраивался заново. Полностью восстановлен при Саакашвили в 2012 году. В связи со значительной перестройкой во время реставрации был исключен из списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
С площади от храма открывается панорамный вид на Кутаиси.
Погуляв вокруг храма, зайдя внутрь и поползав по руинам стен некогда существовавшего здесь монастыря, мы поехали в центр Кутаиси. Проехали через известный Цепной мост. Очередной раз заблудились из-за ремонта дорог, долго ездили туда-сюда, не понимая, как выбраться в центр. В конце концов выехали на Центральную площадь Кутаиси, припарковались на одной из близлежащих улочек.
Кутаиси — второй по величине город Грузии, является второй столицей Грузии — именно здесь базируется грузинский парламент. Город стоит на одной из крупнейших грузинских рек — Риони.
На Центральной площади полюбовались Колхидским фонтаном и, по совету одного из местных жителей, отправились ужинать в ресторанчик (или кафе) «Baraqa». Заведение хорошее, посетителей было очень много (видимо, потому, что был вечер субботы). Блюда готовили очень долго (около часа), но сами блюда нам понравились — если будете рядом, можно смело посетить данное заведение.
После ужина поехали домой в Кобулети, приехали уже за полночь. По дороге заправили полный бак на Сокаре, т.к. Лукойла не попалось. Сокар — азербайджанская государственная нефтяная компания, топливо хорошее. Заправляться по 65 руб. за литр получается накладно))
Вот такую душевную домашнюю пиццу готовили на заказ в кафе в нашем отеле.
До конца отдыха мы больше никуда далеко не ездили. В батумский аквапарк не поехали — он не новый и не особо крутой. Хотя, если бы жили рядом — сходили бы. На выезде из Кобулети, если ехать в сторону Уреки, не доезжая до «Black Sea Arena» расположен большой парк аттракционов «Цицинатела».
Его мы посетили в один из вечеров (парк работает с 18:00). В парке множество аттракционов — как совсем детских для малышей, так и по-настоящему экстремальных для взрослых. Есть картодром, тир и др. Мы покатались на горках, на нескольких семейных аттракционах, дети испробовали почти все детские. Мою идею прокатиться на чем-нибудь экстремальном никто не поддержал. Система оплаты в парке — покупаешь пластиковую карту в кассе, вносишь на нее депозит и ею расплачиваешься. Депозит невозвратный.
Посетить парк однозначно стоит, как с детьми, так и без.
Небольшой, но страшный атракцион.
Вечером накануне отъезда мы съездили в центр в район рынка — купили сувениры, вино и чачу. Вино покупали в винном магазине рядом с рынком. Узнать этот магазин можно по стоящим на улице большим глиняным винным чанам. Это очень хороший магазин. В нем представлены много видов вин и крепких напитков как от крупных заводов, так и от небольших виноделен. Продавец, он же хозяин, сам занимается виноделием, поэтому напитки домашнего производства тут тоже представлены. Хозяин оказался очень общительным человеком, долго сокрушался, что я приехал за рулем, а не пришел пешком. Сказал: «Приходи завтра пешком, буду рассказывать, будем всё дегустировать!» Закупили фабричного вина по его совету и домашней чачи. Домашнее вино было очень хорошее, но брать его не стали, т.к. хозяин сказал, что оно не доедет (в дороге перебродит, вышибет пробку и станет полностью сухим и невкусным).
Выезжали из Кобулети домой мы 18 июля, т.к. Мише с Мариной нужно было на работу 22-го. Решили, что первую ночевку в пути сделаем на территории Грузии непосредственно перед границей в Степанцминде. Через Букинг забронировали два номера в гостевом доме (125 лари за два номера).
Т.к. до Степанцминды было менее 500 км, запланировали выезд после обеда. С утра сходили на пляж, накупались в море. Вернувшись, искупались в бассейне, вкусно пообедали в кафе нашего отеля, закупили у Гочи еще немного вина и чачи, загрузили все вещи в машину и выехали в обратный путь на Родину!
Маршрут уже был нам знаком. Кутаиси объехали по обходу (участку новой трассы) — очень здорово экономит время.
«Автобан» в районе родины Сталина — города Гори. На заднем плане видны нехилые такие ветряки электростанции
Миновали Жинвальскую ГЭС, вскоре по правую руку взору открылась величественная и красивая крепость Ананури. Крепость возникла в XVI веке и на протяжении последующих двух столетий служила северным форпостом обороны Закавказья, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.
Очень хотелось остановиться и посетить крепость, но во времени мы были ограничены. Нужно было до темноты добраться до Степанцминды.
Крепость Ананури на берегу Арагви.
Когда поднимались к Крестовому перевалу, погода ухудшилась — ближайшие горы заволокло облаками (мы натурально ехали сквозь облака), а на горизонте появились страшные черные тучи. Но дождя не было, чему мы очень радовались, т.к. ехать по серпантинам в сильный дождь — то еще удовольствие.
Отдельного внимания заслуживает поведение некоторых идиотов (причем в основном с российскими номерами) на Военно-Грузинской дороге. Складывается ощущение, что некоторые водители забыли дома голову (по крайней мере мозг). Люди выходят на такие отчаянные обгоны, что человеку с мозгом никогда не придет в голову. И главное ради чего — чтобы вклиниться и дальше ехать в веренице машин, но на два автомобиля впереди?!
В Степанцминду мы прибыли около 22 часов. Нужно отметить, что в июле-августе самый сезон для восхождений в горы, а Степанцминда — очень популярный центр альпинизма. Поэтому в поселке было очень многолюдно, много иностранцев. Туристы гуляли по улицам, сидели в ресторанах, кафе, пабах, коих тут немало. Все были одеты в штаны и флисовые кофты. На нас в сандалиях и шортах смотрели как на папуасов))
Мы поужинали в одном из ресторанчиков. Ужин обошелся в 130 лари (3000 руб.), показалось очень дорого, учитывая, что мы ели только салаты, супы и десерт и ничего не пили. Видимо, высокие цены обусловлены туристической популярностью места.
Ночевали в гостевом доме Taliko Guest House — очень хороший гестхаус, расположенный на втором этаже частного жилого дома, по приемлемой цене. Чисто, новая мебель, хорошие санузлы, есть место для приема пищи с холодильником, чайником и микроволновкой.
Ночью прошел сильный ливень. Проснувшись утром раньше всех, я вышел на балкон и буквально обалдел. Прямо передо мной вдалеке возвышался Казбек — ледяная вершина, освещаемая рассветным солнцем. Зрелище незабываемое!!! Пока бегал за биноклем и телефоном для фото — вершину заволокло облаками.
Грузия, конечно же, очень разная — рядом соседствует богатство и нищета, хайтек и первобытные глиняные мазанки. Большинство населения живет бедно — сказывается отсталость экономики, практически полное отсутствие крупной промышленности, допотопные технологии сельского хозяйства. Но во всем этом чувствуется национальный колорит!
Позавтракав, поехали дальше. Границу прошли, как и в прошлый раз, быстро — в течение часа обе границы. По поводу количества вывозимого из Грузии и ввозимого в Россию вина никто ничего не спрашивал, так что можно ввозить сколько угодно (напомню, что официально можно ввозить не более 3 литров на человека). После Владикавказа взяли курс на Пятигорск.
После Пятигорска не поехали на Буденновск, решили заехать в Элисту со стороны Ставрополя. В сам Ставрополь соваться не захотели, поэтому немного срезали, проехав через Александровское, и выехали на трассу Ставрополь-Элиста между Ставрополем и Светлоградом. В Александровском пообедали. Дороги чисто местные, среднего качества, но трафик практически отсутствует. Маршрут рекомендую.
В Элисте заправились и выехали на Волгоград. Недалеко от Элисты устроили обед на свежем воздухе. Очень огорчает, что вдоль российских дорог очень мало организованных мест для отдыха водителей. В прошлом году в поездке по Беларуси мы были очень удивлены тем, что буквально через каждые 10 км возле дорог оборудованы специальные площадки с навесами, столами, урнами. У нас же такое встречается очень редко, да и то уборка таких мест осуществляется крайне плохо — зачастую все завалено мусором. Мусором же завалены все обочины и ответвления дорог — это уже говорит о низкой культуре наших сограждан((
Где-то близко к границе между Калмыкией и Волгоградской областью нас поймали-таки калмыцкие гаишники. Миша пошел на обгон фуры, которая в этот момент закрыла собой временный знак «Обгон запрещен». Разметка, даже временная, отсутствовала. Через полкилометра откуда ни возьмись появился продавец полосатой палки. Последовали разборки и препирательства, итог — 2000 руб. инспектору в карман. Бывает!
Волгоград проезжали уже поздно вечером. Поехали в сторону Саратова и решили по пути найти гостиницу для ночлега. В этот момент немного заставила поволноваться машина — на скорости начал раздаваться то ли скрип, то ли свист. Путем диагностики методом пробы на ходу выяснилось, что скрипят тормозные колодки спереди слева. Постановка диагноза усложнялась тем, что звук раздавался не при торможении, а именно при езде на скорости. Успокоившись, т.к. ничего страшного в скрипе колодок нет, продолжили поиски гостиницы.
Ночевали в мотеле недалеко от Камышина — 1500 руб. за трехместный номер. Мотель так себе, но переночевать сойдет. Утром, пока семьи собирались, мы с Михой скинули колесо и разобрались с колодками. Оказалось, что закис нижний шток суппорта, колодку съело на клин. Как раз с этой съеденной стороны на колодке находился штатный скрипун, который какой-то рукожопый мастер поставил неправильно (скрипун работал не на разгиб, а шел в задир — именно этим объяснялся не скрипящий, а свистящий звук). Т.к. накладки осталось еще пару миллиметров, мы решили, что до дома доедем нормально, скрипун был варварски отломлен от колодки.
Собравшись, сразу поехали дальше, заехали в супермаркет в Камышине и, отъехав от города, устроили завтрак на свежем воздухе.
Поехали уже знакомым маршрутом: Саратов — Пенза — Саранск — Чебоксары — Киров. Проезжая Мордовию захолустными дорогами, в очередной раз обратили внимание на то, как хорошо живут некоторые республики — даже в самых захолустных поселках построены новые ледовые арены, новые спортивные комплексы и огромный храмы, достойные быть кафедральным где-нибудь в столице субъекта.
Храм где-то в Мордовии (по-моему Ардатов).
Домой в Киров добрались в 1:30 21 июля.
Итоги путешествия.
Общий пробег составил 6300 км. Затрачено примерно 700 литров дизельного топлива. Средний расход составил чуть больше 11 л/100 км — по-моему, очень неплохо для такого сарая, учитывая езду по серпантинам и скорости 140-150 по равнинам. Если экономить и двигаться со скоростью 90-110 км/ч, то можно уложиться в гораздо меньшую цифру (но так неинтересно!).
Затраты на топливо составили 34000 руб.
На гостиницы в пути 11800 руб.
На питание в пути 17000 руб. (покупка продуктов, воды, вкусняшек, мороженого, питание в кафе).
ИТОГО затраты на дорогу 63000 руб. — на две семьи вполне себе бюджетно. Авиабилеты в Тбилиси и обратно обошлись бы примерно в 140 тыс. руб. на две семьи (но авиасообщение к этому времени наши дальновидные власти закрыли).
P.S. Стоит ли ехать в Грузию? Ответ однозначный — да!!! За две поездки туда я не видел и десятой доли всего интересного, что есть в этой стране.
Отменная кухня! Прекрасное вино! Гостеприимство и доброжелательность местного населения! Чистое теплое море! Развлечения на любой вкус! Богатое историческое наследие! Очень умеренные (а по нашим меркам даже низкие) цены!
И не обращать внимание на политические игры и манипуляции наших федеральных каналов (у некоторых деятелей там крыша откровенно протекает).
А в идеале: запастись временем и деньгами и путешествовать — Грузия, Турция, Армения, Азербайджан, возможно Иран. Эх!!!!!
P.P.S. Приехали домой мы 21 июля, в воскресенье. В понедельник я сгонял Гранд Старекс на мойку кузова и двигателя, почистил салон, отфотографировал и вечером выложил объявление о продаже. Утром во вторник (!) Гранд Старекс был куплен первым приехавшим на осмотр покупателем. Цена продажи покрыла абсолютно все понесенные на машину издержки + была получена небольшая прибыль. Об автомобиле осталось прекрасное впечатление, он полностью оправдал возложенные на него надежды, за время путешествия не доставил никаких проблем (не считая досадного случая со скрипуном колодки), не переставал радовать своей функциональностью и комфортом. Дети были в восторге от этого автомобиля.
Один мой товарищ из Новосиба (привет, Дэн!) сказал, что это обычная тачка эконом-класса. Может оно и так, но, я считаю, что за свои деньги это офигенный вариант минивена!!!
Надеюсь, новому хозяину он будет служить верой и правдой.
Напоследок несколько фото машины.