|
По сибирским понятиям это даже маршрутом выходного дня трудно назвать. Менее 500 километров пробега с пятницы по воскресение. Но событие того стоило. И называется оно — Ёрдынские игры.
Проводится оно раз в два года в нескольких километрах от райцентра Ольхонского района — села Еланцы, обычно в конце июня. Я всегда знал об этом, но дело в том, что в это время мы всегда находимся вдали от нашего иркутского дома.
В этот раз у нас появилась возможность побывать и здесь, и успеть пройти маршрут по центральной России, о котором я постараюсь рассказать чуть позже. Можно считать, что это была наша обычная проба сил перед серьезным пробегом, хотя затруднюсь сказать, что вышло более увлекательным. Но судите сами.
Игры костоломов
Итак, в нескольких километрах от Байкала, у священной горы Ёрд, прошел очередной этнокультурный фестиваль, который с некоторой претензией организаторы называют играми народов Евразии. Сам по себе праздник очень необычный и достойный войти в топ 200 самых ярких событий России, куда его и стараются впихнуть доброхоты. Однако по сути своей Ёрдынские игры остаются сельскими. Видимо, организаторы никак не могут преодолеть монокультурную пропасть в два прыжка и сделать праздник наднациональным, то есть играми всех кочевников. Пока же праздник получается чисто бурятским, с небольшими вкраплениями русской, монгольской, тувинской и якутской культур.
Собственно, этим он и интересен.
И начну, пожалуй, с самого сильного впечатления — турнира костоломов.
Представьте себе картинку: степь, тучные стада. День начинается с того, что выгнал животных на пастбище, а закончился тем, что загнал. Развлечения нужно придумать самому. И эта забава не могла родиться среди землепашцев. Ибо к тому не было условий, а среди скотоводов — вполне.
Неудивительно, что среди участников турнира никого, кроме бурятов и пары монголов, не было. Задача же заключается в том, чтобы ударом руки переломить хребтовую кость крупного рогатого скота (КРС).
К слову, спортинвентарь хранится вот в этих мешках. Ну а ниже — отходы турнира.
На старт турнира вышло более 80 мужчин и (фанфары!) — 8 женщин. В основном участники были объединены в команды, но женщины выступали индивидуально.
Собственно, состав претендентов на главный приз, в который вошли очень разные люди, начиная от 8-классника и заканчивая 60-летними дедами, указывал на то, что одной силой вопрос слома хребтовой кости не решается.
И действительно, можно было только удивляться представленным техникам: кто-то ломал кость легким тычком, кто-то изображал полет орла, а кто-то устраивал целый спектакль с кучей па-де-де.
Система была олимпийской: не сломал кость — выбыл. Но по этой методе удалось выявить только победителя среди женщин. Среди них была томная барышня, сама удивлявшаяся тому, что в наманикюренной ладошке после удара оставался обломок кости. Но победила не она.
Рубка же в этой категории вышла жесткая.
Победила дама в красном, но поклонник дамы в голубом преподнес ей специальный приз. В итоге соперницы расстались лучшими подругами…
Среди мужчин события развивались иным образом: к 12 туру (каждый участник уже сломал 11 костей), стало ясно, что спортинвентаря, то есть мешка расходника на оставшихся участников просто не хватит, решено было разыграть блиц.
Каждому по жребию было выделено по 3 кости, и их нужно было сломать на скорость. Вот, кстати, финалисты.
Я наблюдал за бойцом, который с середины турнира уже страдал после каждого удара и вышел на финал перебинтованный.
Он уложился менее чем за 3 секунды, и казалось, что этот результат никому не превзойти. Но нашелся герой, который поднял ставки выше, причем по ходу состязаний ничем себя особо не проявлял. Менее 2 секунд на слом трех костей, и чемпионом стал вот этот боец.
Удивительно, но больше героя этой победе радовался его товарищ, про которого главный судья этих соревнований шутливо заметил — бурят с типичной фамилией Хохлов.
Кстати, в состязаниях участвовали и братья с фамилией Васильевы, чьи костюмы больше напоминали стрелецкие. Не удивлюсь, что выходцы из казаков — были такие бурятские сотни…
Ёрд: красота по-степному
Самую лакомую часть этого степного фестиваля я уже опубликовал. Напомню, что там речь шла о состязаниях костоломов. Но не одним этим были интересны Ёрдынские игры…
Сам праздник проходит раз в два года, но всегда в одном и том же месте. Недалеко от поселка Еланцы есть необычная гора, по верованиям бурятов она является священной. Подниматься на нее запрещено. Отличается она от более высоких окружающих правильной формой и вскрытой породой, напоминающей кожу ящера.
Горе много лет, но почему-то ее не занесло землей и она не поросла, как сопки вокруг. Я несколько раз уже рассказывал о Ёрде, кому интересно, могут ознакомиться.
Существует поверье, что если собравшиеся на праздник замкнут цепь вокруг Ёрда, взявшись за руки, то до следующего раза все у них будет хорошо.
В годы тяжких испытаний и переломов не всегда это удавалось сделать. В этот раз все прошло с хорошим запасом. Может, потому что вернулись шаманы?
Но обратимся к празднику. Не случайно он называется играми. Мужчины здесь играют в мужские игры, а женщины — в женские. Но границы уже смещены. И женщины вторгаются уже в зоны ответственности мужчин: ломают руками кости, стреляют из луков…
А мужчины покуда не претендуют на титул самого красивого.
Ну, а женщины всегда это делают, даже вдали от горы Ёрд.
Смотрим с поправкой на то, что это краса степей, а не гламура, хотя в разработке костюмов для моделей участвовали не только бурятские дизайнеры, но и ангарские, иркутские и многие другие.
Сейчас изучим только красоток, а потом оценим и конкурс костюмов.
Будет ли это модно в этом сезоне? — задаются вопросом французские и итальянские модельеры.
Только что мы рассматривали красавиц Ёрдынских игр. В этот раз будем заниматься тем же самым, но теперь кроме самодостаточной красоты, мы оценим еще и работу модельеров. Иначе говоря, познакомимся с национальными трендами степняков.
Юродствовать на эту тему не будем, поскольку очевидно, создатели костюмов обращались к корням. Должен заметить, что у бурятов национальная одежда является парадной. Ее надевают в какие-то значимые события и носят естественно.
Я бы не имел ничего против того, чтобы русские мужики по праздникам ходили в косоворотках, а наши женщины в сарафанах.
Однако модельеры, представленные на Ёрдынских играх, кидаются из крайности в крайность: от посконной правды жизни их фантазия порой забрасывает во внеземные цивилизации. Мы за всем этим наблюдаем и радуемся разнообразию.
Пару слов о моделях. Девчонки, конечно, стараются приблизиться к совершенству: ходят, заплетая ножки, и отрешенно смотрят вдаль, а вот у бурятских парней особая стать: походка, будто только что слез с лошади после дневного пробега, а руки разведены, словно недавно съел барана. Думаю, что все это делается специально, ибо ментальность такая: лететь птицей по степи, сидеть за богатым столом…
Но рассмотрим все в деталях, а также кусочек детской моды.
Заодно посмотрим, как люди на этом празднике выглядят за пределами подиума.
Кстати, причуда оформителей этого праздника заключается в том, что над сценой была поднята личина, явно напоминающая исторический персонаж. Игра ли это моего воображения, шутка ли художника — предлагаю вам самостоятельно в этом утвердиться…
Ёрдынский калейдоскоп
Костоломы и бурятские красавицы затмили собой все остальные события Ёрдынских игр, а их, к слову, было также достаточно. И сейчас постараюсь об основных из них рассказать.
Изначально это был спортивный праздник: борьба, стрельба из лука, скачки…
Затем туда привнесли конкурсы красоты и модельеров, что, в общем-то, добавило в праздник новые краски. Но за этими страусиными перьями порой можно не разглядеть здоровой основы этого фестиваля. Но мы постараемся.
Неожиданно много болельщиков и участников собрал необычный вид состязаний. Всего-то и нужно было, упершись ногами в доску выхватить из рук соперника палочку. Лучшие армрестлеры и бодибилдеры Иркутской области и окрестностей собрались на небольшой площадке и под затейливые комментарии главного судьи вырывали друг у друга очко за очком.
Все до поры развивалось предсказуемо. У юниоров победил сильнейший. В мужском финале встретились также лучшие. И тут у впечатляющего мастодонда вырвал палочку из рук значительно уступающий в объемах чемпион и победитель различных серьезных соревнований. Тут впервые зрители выдохнули, ибо мастерство побило массу.
Все приветствовали нового чемпиона. Но это была только завязка интриги.
Неожиданно судья объявил, что новый чемпион принял вызов от победителя юниорского разряда. Наверное, сам чемпион рассчитывал на показательное избиение младенца, тем более после такого триумфа.
Чему учит жестокая правда спорта: сегодня ты на вершине, а завтра — никто. И это под восторженные вопли зрителей продемонстрировал юный талант.
Он дважды разделал недавнего триумфатора под орех. Некоторые из экзальтированных болельщиков стали требовать, чтобы победителю этой схватки дали титул абсолютного чемпиона и весь призовой фонд. Но, думаю, этого не случилось, поскольку победитель в мужском разряде вышел на схватку и проиграл ее вне регламента соревнований. Но это была настоящая сенсация.
На спортивной площадке происходили и другие события. Неожиданно интересными показались прыжки на одной ноге.
Очень зрелищно смотрелась стрельба из лука.
Невероятными выглядели попытки перенести огромный камень.
Но больше желающих было поиграть в шахматы. Кстати, наблюдал пару, которая утром села за доску, а вечером, когда я уезжал в гостиницу, еще из-за нее не встала. Так что неизвестно, кому еще пришлось сложней.
Конечно, игры — это состязания. Но теперь и просто развлечения. Много сувениров.
Вот тут я даже не понял, что это.
Похоже, нож с костяной ручкой, инкрустированный серебром и самоцветами. Кстати, в мужском бурятском костюме нож серьезная составляющая. Он в зависимости от обстоятельств либо заткнут за пояс, либо висит на подвесе. Да, вот такой он узкий.
Все радовались празднику. Даже животные с сельскохозяйственной выставки. Особенно индюк, не дававший покоя индюшке.
Понятно, фестиваль завершался концертом. Это ведущая.
Было и бельканто.
— Скажите, девушки, подружке вашей, Что я не сплю, о ней мечтая…, — выводил солист национального бурятского ансамбля слезливую неаполитанскую мелодию.
Его абсолютно не напрягало то, что еще совсем недавно он ломал хребтовые кости крупного рогатого скота, отправляя их обломки в зрителей.
Праздник хорошо начался, хорошо и заканчивался.
Заканчивать рассказ о Ёрдынских играх я буду не славословиями по поводу этого уникального праздника, так как не все здесь было беспроблемно с его организацией, но поделюсь чувством свободы, которое дает этот этнический фестиваль. Конечно, идеально выбрано для него место.
Кстати, вот так с прибайкальских сопок выглядит лагерь Ёрдынских игр.
И люди сюда едут специально за этой экзотикой.
Таборятся вкруг горы, заводят даже какое-то совместное хозяйство.
На один из таких стихийных лагерей, расположившийся в пойме здешней реки, мы и выскочили в попытке пробиться к виднеющемуся невдалеке Байкалу. Но обитатели лагеря рассказали, что пройти напрямую к священному морю даже на внедорожнике не получится. Рассказали, как найти обход.
Через почти заброшенную деревню мы по распадку вышли на крутой байкальский берег. Одиноко не было: встретили у подножья сопки дом на колесах с австрийскими номерами, а на одном из ближайших холмов обнаружили черную палатку. Их обитателей, конечно, не стали тревожить, да и открывшиеся виды не располагали к общению — ими нужно насладиться в тишине…
Стоя на этом крутом обрыве, понимаешь: все изменилось в этом мире, кроме этих камней и цветов на байкальском берегу.
Цветы и камни Байкала
Наскальные рисунки долины
Кстати, если двигаться на такое же расстояния, но в противоположном направлении, то можно выйти на другую знаменитую гору.
Здесь еще можно аккуратно прикоснуться к наскальным рисункам, выбитым древними художниками.
Я здесь, к слову, впервые их увидел в своей жизни. Чуть подробнее здесь — pressmen.info/art/37_9_pisan.htm.
Сейчас площадь с наскальными рисунками существенно сократилась, что и неудивительно. Уникальный исторический памятник охраняется только парой сдуваемых байкальскими ветрами табличек и бревнышком, небрежно брошенным поперек колеи. Но я счастлив, поскольку не ожидал увидеть и этого.
Бугульдейка
… Назад в Иркутск двигаюсь через Бугульдейку. Это плюсом около сотни километров гравийки, но с заездом на знаменитый мраморный карьер. Когда я попал сюда впервые, он был еще действующим: стоял паукообразный кран, за которым из сторожки присматривал охранник со злым песиком. И прежде чем попасть сюда, нужно было испросить его дозволения. Уже давно нет ни крана, ни сторожки с собакой. Зато местные турагентства гонят сюда автобусы.
Место, понятно, необычное. И уже обзавелось своими символами и сигналами.
С вершины бывшего карьера мы скатываемся на побережье. Здесь когда-то был порт, откуда отправляли в Иркутск лес и мрамор. Лес запретили рубить, мрамор перестали добывать — умер и порт.
И только случайный приезжий пытается зарыться в холодный песок пляжа.
Июнь 2019 года