|
Итак. Для меня эта поездка была достаточно спонтанной. Позвонил заказчик, которому мы два года назад построили этот автодом, и предложил составить ему компанию в поездке на Алтай. В план мероприятий входило 2 основных пункта:
Главное действующее лицо и жилище на ближайшие 3 недели — автодом Mercedes-Benz Zetros 2733.
Экипаж 2 человека. Провизия вся с собой. Холодильник с морозилкой под завязку. Каши, картофан, овощи, фрукты. Выдвинулись с Удмуртии 6 сентября. Путь не близкий, поэтому каждый день ехали без особых остановок (только заправки и пообедать). Обедали в придорожных кафе, чтобы не тратить время на готовку. Иногда обеды пропускали, когда хорошо ехали. Перекусывали печеньками, морковкой, яблоками, орехи, меллерсы всякие и прочие вредные сладости. А завтраки и ужины в автодоме.
На ночёвки выбирали места подальше от трассы... желательно берег озера или речки. Если нет, то просто ближе к лесу. Место выискивали, как только начинало темнеть. В потёмках на таком автодоме вне трассы найти ровное место не совсем просто.
В день проезжали примерно по 400-600 км, в зависимости от плотности движения, проезда (или объезда) городов. Мерседес выдаёт максимум 90 км/ч. Стоит электронное ограничение скорости. (т.к. машина в то время была ещё на гарантии, официалы снять ограничение отказались). И больше 90 никак, только с горки накатом. Бывало, идёт фура или Камаз какой-нить около 90, и долго обогнать не можем. Сказать по правде, 90 км/ч для такого монстра вполне достаточно, но иногда (особенно на обгонах) не помешало бы и 95. На скоростях выше 100 км/ч (с горы накатом) ехать уже некомфортно.
Где-то перед Тюменью:
На обратном пути основная масса полей уже были собраны.
Ночёвка в районе Ишима. Озеро Таволжаны.
Утренний вид из окон.
До Алтайского края добрались за 4 дня. Если почти всю дорогу погода нас радовала солнцем и чистым небом, то как только доехали до Барнаула, небо затянуло и зарядили дожди.
Про дороги. Дороги по всему нашему пути не сказать, чтобы отличные, они очень хорошие. В мае месяце гнали с заказчиком автодом Isuzu Elf нашей постройки в Хабаровск (я доехал с ним от Питера до Красноярска). Участок от Тюмени до Новосибирска, получается, проехал повторно. Если в мае дорога где-то требовала ремонта или ремонтировалась, то сейчас всё в порядке (ремонты, конечно, кое-где ещё были, но от качества дороги только положительные эмоции).
Чуйский тракт — дорога, которая тянется практически от Новосибирска до Монголии — отдельная история. Особенно проходящая по Республике Алтай. Там самая красота. Дорога отличного качества, с разительно меняющимися пейзажами.
За Горно-Алтайском остановились на ночёвку. Нашли подъезд к реке Сема. Ужинали на берегу, за разговорами о бренности бытия.
Я всё порывался забраться на эту гору, но медовуха ясно дала знать, что меня туда не пустит.
Далее. Едем по Чуйскому тракту до села Акташ. Чем дальше на юг, тем выше горы и меньше растительности.
На вершине Семинского перевала затарились мёдом, медовухой и прочими местными вкусностями. К машине на большинстве остановок окружающие проявляли неподдельный интерес.
По мере продвижения пейзаж становится красивее и интереснее.
Забираемся на Чике-Таман. Наверху была смотровая площадка, но решили не останавливаться, т.к. места было маловато. Площадка наполовину была заставлена автотуристами. Меня как жителя равнины горы особенно манят. Хоть в сумме и прожил 10 лет на Камчатке и в Севастополе, но по сопкам всё равно не налазился.
Фото по пути делаем в основном из машины, т.к. если останавливаться для запечатления всех красот, то до конца маршрута можно ехать очень долго. Ещё до Алтайского края периодически останавливались, чтобы почистить лобовое от мошкары. Стекло почти вертикальное, и всякая живность лепится на него с большим удовольствием.
Где-то в 40 км от Онгудая опять появляется Катунь. Вдоль неё едем около 30 км.
Это место слияния Катуни и реки Чуя. Оно там... слева... за холмом :-)
Во второй половине дня добрались до Акташа. На подъезде заправили воды из ... фонтана. Вода, как я понял, из небольшого водопада. От него к фонтану подведена труба.
В Акташе заправились саляркой (два бака 300 и 350 литров) и свернули в сторону Телецкого озера. Налево, на Улаган. Где-то в 12км от Акташа нашли живописное местечко около озера Чейбеккёль и встали на ночлег.
Ночуем, значит, у озера Чейбеккёль. Ночью поднялся ветер. От такого шума проснулся. Спросонья подумалось... как бы наш автодом не перевернуло. Стояли на возвышенности у самого озера. Но через пару секунд «самоуспокоился». Махину массой 12800 кг перевернуть сложновато. Утром термометр за бортом показывал +4. Утренний вид из окон:
Позавтракали и поехали дальше. Следующий населённый пункт — Улаган. Дорога в основном грунтовая, но есть и асфальтовые участки. По асфальту, по мере возможности, движемся 80-90 км/ч, по грунтовке так же.
На каком-то из участков (рядом с озером Узункель) началась безжалостная и беспощадная гребёнка. Решили остановиться и подспустить колёса (в наше мерседесе нет автоматической подкачки шин, поэтому всё по старинке). Пока спускали шины, к нам подъехал какой-то гибрид уазика с запорожцем, да ещё и пикап. Его владелец поинтересовался, всё ли у нас в порядке, и пригласил заехать к ним на базу для отдыха. Вежливо отказались, т.к. за нашей спиной (кабиной) был дом со всеми удобствами. После стравливания давления где-то на одну атмосферу ехать стало заметно комфортнее. Зафоткать всё это не удалось, т.к. не до фотика было. Был пронизывающий и холодный ветер, и, сделав все необходимые манипуляции с авто, хотелось побыстрее забраться в тёплую машину. Через пару-тройку километров забрались на Улаганский перевал. Там с температурой всё в порядке. Тепло.
Улаган и Балыктуюль проехали без происшествий. В Балыктуюле переехали вброд одноименную речушку, т.к. деревянный мост выглядел недостаточно серьёзно для Зетроса и мы решили сохранить этому памятнику зодчества жизнь. В дальнейшем, если была возможность не ехать по мосту (коих было на пути немало, и почти все деревянные), ехали через реки напролом.
Далее скорость движения заметно снизилась. Дорога стала немного уже, появилось больше подъёмов и спусков. Со встречными машинами приходилось аккуратно разъезжаться. Чаще, конечно, нам уступали дорогу ))). Озеро Учкёль. Опять нереальное. По сравнению с привычным Финским заливом и Ладожским озером, озёра и реки Горного Алтая поражают необыкновенной лазурью воды.
Погода по сравнению с утренней заметно изменилась. Облака, конечно, присутствовали, но температура повысилась градусов до восемнадцати. Что удивило: огромное количество коров на свободном выпасе. Даже там, где трава совсем сухая, они что-то находили пожевать. (Местные, кстати, жаловались, что дождей в этом году было мало). Во второй половине дня добрались до перевала Кату-Ярык.
Сооружение конечно грандиозное. Мы здесь, наверху, у нас тепло. Там, внизу, примерно в километре, вьётся речка Чулышман. Вдалеке снежные вершины... там, наверное, холодно.
Подошли поближе к краю пропасти (обрыва, называйте как хотите), где-то далеко внизу пролетела стая птиц. Зрелище неописуемое. Дух захватывает однозначно.
Через пару минут подъехали к небезызвестному серпантину Кату-Ярык.
Я даже не сразу заметил на нём поднимающийся VW Touareg (который обогнал нас около часа назад). Перепад высот около 600 метров. Длина серпантина примерно 3 км.
Честно, от мысли, что по нему сейчас будем спускаться, я побледнел, у меня вспотели ладошки, я потерял сознание и упал в обморок. В голове завертелась мысль: «А проедем ли мы там???» Решили оставить машину и сходить на разведку. Прихватили на всякий случай электронную рулетку (прикинуть радиус поворота).
На наше счастье, к серпантину ринулся гружёный кирпичами и газовыми баллонами 131-й ЗИЛ (измученный жизнью). Водитель его любезно согласился провезти нас пару поворотов вниз. Запрыгнули в борт и рванули вниз.
Да, именно рванули. Пришлось покрепче схватиться за рассохшиеся борта. В первый поворот зилок заехал в три приёма. (Для заметки... длина бортового ЗИЛ-131 — 7,04 метра. Нашего Mercedes-Benz Zetros 2733 — 11,7 метра.) Со стороны видно, он мог и за один проехать, но не рисковал. Мы проехали ещё два поворота и спешились. Рулеткой померили расстояние от края до края дороги и уже пешком отправились обратно. Шли быстро, тяжело и долго (сейчас померил на карте... 1,3 км) Поднявшись к машине, залезли в кабину, пристегнулись и поехали.
Перед самым съездом на узкую дорогу серпантина, убедились, что снизу никто не поднимается. На всякий случай погудели тепловозным гудком. Не хотелось на спуске встретиться с поднимающимся грузовиком. Ехали вниз на темпомате (круиз контроль), или на тормозах (на более узких участках и поворотах). Повороты проходили тоже за 3 приёма. Ехали осторожно. Любая ошибка могла привести к печальным последствиям. Где-то в голове пробежала мысль —лучше быть пристёгнутым или нет??? Если вдруг что-то не так, если не пристёгнут — есть небольшой шанс успеть выскочить из машины. А если не успел??? Дилемма, однако.
На одном из поворотов (который нам показался больше, чем остальные) остановились, чтобы немного остудить тормоза (на всякий пожарный). Пока стояли, увидели две поднимающиеся машины — газель и тойоту (по-моему, toyota wish). Они на этом участке без особых проблем мимо нас проскочили. Почти на каждом изгибе есть так называемые карманы, на которых можно остановиться, или пропустить встречную машину.
Последний прямой участок, по-моему, был с самым крутым спуском. На следующем фото виден примерный наклон (минивэнчик японский туда забирается). А мы тем временем благополучно спустились вниз, в долину реки Чулышман.
Погода внизу была на порядок лучше. Теплее. Перевели дыхание и поехали искать место для ночёвки. Через пару-тройку километров нашли его.
На ужин был шашлык. Много шашлыка.
Ужинали на свежем воздухе. Засиделись до самой темноты. В свете фонаря, который стоял на столе, мелькали силуэты летучих мышей. Блин, эти созданья летают абсолютно бесшумно.
Сегодняшний вид из окна:
Утро в тот день выдалось изЮмительное. Погода отменная, около 24 градусов тепла. Красота. Вышел на улицу и ощутил себя в лете. Жаль, что вода в речке была очень холодная, а так бы искупался. Позавтракали и двинулись в дорогу. Следующая остановка — Телецкое озеро.
Скорость движения была переменной. Где-то на лугах шли достаточно быстро, а местами (скорее, чаще всего) ехали не спеша. Каменистая грунтовка, гребёнка, где-то острые камни. Пару раз выходил из машины, чтобы проверить, как проходят колёса рядом с камнями. Это было на поворотах, которые проходили среди груды камней. Была опасность порезать боковину покрышки.
Растительность в таких местах в это время совсем сухая. Идёшь, и всё хрустит под ногами. Из-под ног во все стороны разлетается биомасса в виде всяческих размеров кузнечиков. Примерно вот таких:
Периодически приходилось залазить на кабину, чтобы поднимать ветки и заводить на отбойники фургона. Но и без мачете не обходилось. Старался ею пользоваться в крайних случаях (бензопила тоже есть в комплекте, но на самый пожарный). Последний населённый пункт перед Телецким озером — село Балыкча.
До озера добрались ближе к вечеру. За день проехали около 74 км. Останавливались перед каждым мостом, проверяли их состояние (визуально). Все мосты деревянные. И на всех ограничения 8 т. На одном, правда, был закрашен белой краской значок нагрузки на ось (через краску просвечивал). На самом деле, первый мост восьмитонник нас встретил через несколько километров после съезда с Чуйского тракта. Остановились, посмотрели мост, вроде крепкий. Но, чёрт побери (каналья, тысяча чертей)... это что? конец нашей поездки??? Решили подождать какие-нибудь транспортные средства. Они не заставили себя долго ждать. Камаз с прицепом (гружёный дровами), лихо переехав мост, остановился рядом с нами. Добродушный его водитель заверил, что на знаки можете не смотреть, мосты с запасом по прочности, и по ним постоянно (в сезон) гоняют лесовозы. И да, не доезжая Балыкчи работали самосвалы Камазы и экскаваторы — прорубали новую дорогу. Они с вероятностью 100% тоже проезжали по эти мостам. Это было небольшое отступление, чтобы помидорками не забросали. А это оно, тот самый южный берег Телецкого озера. К вечеру заметно похолодало, пришлось утеплиться. Сходили на камни, побросали блесну, но ничего не поймали. Ужинали, если память не изменяет, остатками вчерашнего вечернего шашлыка. Ночью опять поднялся сильный ветер, который с большим шумом бил по стенам фургона.
С утра ветер не закончился. На всякий случай опустили заднюю «аппарель», проверили крепление мотоцикла. Брали его на всякий случай, мало ли что. Лучше, чем пешком топать. Двинулись обратно. Пока разворачивались, немного «размесили» дорогу. Достали лопату и всё вернули в исходное положение.
Где-то всё-таки умудрились погнуть крепление антенны. Выпрямлять его не стали, сняли антенку. Антенна для рации выдержала, а крепление нет. Непонятно.
В долине очень много коров. Мясных. Они везде. Где-то стояли прямо на дороге. Подъезжаем, не шевелится. Приходилось сигналить. Только после этого коровки неспешно отходили в сторону. Лошадки тоже присутствуют, но не в таком количестве.
Обратно ехали уже побыстрее. Маршрут был изучен. Часто съезжали с основной дороги, чтобы найти Зетросу трассу поинтересней.
Дикая облепиха... поели. С собой не набирали. На зетросе заехали через ручей на какой-то островок. проехали по нему метров 700, и он кончился. Опять река. Поехали вброд. Нырнули, мама не балуй. Чуть на капот вода не залилась. Жалко, этого момента не засняли. Вода прозрачнейшая, дно видно. И по ощущениям, когда смотрели, где проехать, глубина показалась небольшой.
К перевалу подъехали ближе к вечеру. Решили забираться наверх сразу, т.к. была пятница. Не хотелось переносить подъём на субботу, т.к. количество спускающихся машин могло вырасти, что внесло бы в наши планы некоторые трудности. Сначала я хотел подняться на попутке наверх и по рации сообщить вниз, что можно ехать (дабы избежать возможной встречи на подъёме с грузовиком). Но потом решили ехать сразу и не терять время. Заранее закрепили на краях и посередине бампера палки, чтобы видеть передние габариты авто. Перед началом подъёма погудели и поехали. Подниматься было намного легче, чем спускаться. Движение машины контролировали газом, а не тормозами. Повороты все прошли за один приём. Палки-габариты очень помогли. Пока поднимались, я заметил, что наверху уже собрались люди, с интересом наблюдавшие за нашим подъёмом. В общем, заехали благополучно и в паре сотен метров от серпантина остановились на ночёвку.
Вытащили стол и стулья на улицу. Бутылочка медовухи пришлась кстати. Небо вечером было кристально чистое настолько, что усыпанный звёздами небосвод казался чем-то невероятным. Беседа плавно перетекла в обсуждение существования инопланетной жизни.
Как и предполагалось, поток машин в субботу увеличился. По пути от перевала Кату-Ярык до села Балыктуюль встретили с десяток авто. Всё-таки правильно сделали, что на перевал забрались в пятницу.
Днём решили остановиться на озере, куда нас зазывал на рыбалку хозяин близлежащей базы отдыха. Рыбачили до темноты, но так ничего и не поймали. На вид все эти озёра выглядели безрыбными, ни одного всполоха. Испробовали разные блёсны и на обычную удочку. (Забегая вперёд, щучку кило на 2-2,5 мы всё же поймали на озере Большое Хомутино, это в 60 км от Ишима. Надо было хоть что-то добыть.
На подъезде к селу Акташ. Красные ворота:
В Акташе повернули налево и направились к Кош-Агачу.
Дорога отличная, погода великолепная, шпарим. По мере продвижения на юг растительность постепенно исчезает. Коровы незаметно сменились слоняющимися по холмам стадами барашков Шонов.
Что они там едят? Наверное, камни.
Дорога отличная, как взлётная полоса.
И не очень...
Кош-Агач. Население около 9 тыс. человек. Высота над уровнем моря примерно 1800 м. Кош-Агач в итоге переводится как пара деревьев. Они вроде как где-то есть, но я ни одного не заметил.
С трассы в Кош-Агаче свернули направо. Наш путь лежал туда, к горам. Не смотря в карту (навигатор), подумалось, что по равнине до их начала километров 5-10. Ан нет: почти 25. Немного проехали по грунтовке, потом показалось, что по другим прокатанным дорожкам будет ехать комфортнее и свернули правее. Проехав несколько километров, возвратились обратно, т.к. эти «дорожки» постоянно разветвлялись, а кое-где вообще исчезали. И одиноко лежащие острые камни тоже не давали возможности двигаться с нормальной скоростью. А основная грунтовка хоть и с гребёнкой, но зато без больших камней. Когда камней поубавилось, зарядили по степи 90 км/ч. Вокруг горы Южно-Чуйского хребта.
В конце долины прямо у дороги ТАРХАТИНСКИЙ МЕГАЛИТИЧЕСКИЙ КОПЛЕКС. Каменные глыбы, уложенные по кругу диаметром 60 м. Ориентированы по сторонам света.
Где-то через 3 километра доехали до погранзаставы. Спешились, дежурному в будке отдали паспорта. Он спросил о цели визита, о том, зачем нам мотоцикл и есть ли с собой оружие. Получив развёрнутый ответ по всем пунктам, вернул документы и открыл шлагбаум. Следующий пункт нашей поездки — Джумалинские ключи. До них от заставы примерно 65 км. Дорога — грунтовка. Часто с гребёнкой.
Барашков и коров сменили яки.
Дорога была на порядок лучше, чем до Телецкого озера.
Погода опять радовала. Остановились, размялись. Я сходил попил из горной реки. Вода отличная. На обратном пути мы из неё заправились водой.
Но. Всё было хорошо, пока мы не свернули с основной трассы чуть левее. (Основная уходила на Беляши). Дорога перестала быть дорогой. Камни, ямы и прочие прелести.
Ещё и зловещая табличка попалась...
Сурков, честно сказать, было огромное количество. Они там везде. Шныряют туда-сюда без конца.
Впереди показалась машина. Не буханка, коих там гоняет огромное количество, а вполне себе иномарка, сузуки гранд витара. Остановились, поздоровались. Мы их спросили, далеко ли ещё до тёплых ключей. Они ответили, что не беспокойтесь, мимо не проедете. Вид у них, как мне показалось, был усталый и грустный. (Потом, когда мы добрались до этих самых ключей, я понял из-за чего. Дорога действительно непростая. Даже нам иногда приходилось плестись по 3-5 км/ч).
Местами камни кончались, и ехать становилось веселее.
Ехали мы, значит, ехали, а тут бац — прямо рядом с дорогой вода из-под земли бъёт. Это был знак, что ключи совсем рядом.
Да, километрах в 2 показались постройки. Это и были они, Джумалинские ключи (где-то называют Тёплые ключи).
На подъёзде к ним, справа виднелась заброшенная и разрушенная горно-обогатительная фабрика рудника Калгуты.
Значится, доехали. Машину припарковали (всегда старались ставить авто прямо, либо с небольшим уклоном назад, чтобы вода в душевой в слив стекала, а не в противоположные края). Пошли на разведку. В этих постройках находятся «купели с лесенкой» в них вода и пузырики из-под земли идут, родон.
Вода в них, конечно, для сентября месяца была не совсем той температуры, какой думалось. Градусов 16-18. Лично я лечебных ванн принимать не стал. Только попил водички. Отдельные трубки были выведены из земли (камней) и на каждой надпись, что эта вода лечит (или чему помогает).
Попил из всех. Почувствовал, как голова просветлела, мысли очистились, бурление в животе прошло, кости перестало ломать — ничего не почувствовал. Напился. Из всех трубок вода текла вроде бы одинакового вкуса. Может оно и не так. Но различий не заметил. Завтра предстояла дорога туда, на перевал Тёплый ключ.
В общем, вынужден огорчить тех, кто ждал фото нашего автодома на перевале Тёплый ключ или плато Укок. Туда мы не доехали. Решили не рисковать ехать по такой дороге. Она началась буквально в 600-700 метрах от «избушек» с родоновыми ваннами. Мы, конечно, эти 700 метров проехали и остановились. Там как раз было место, где мы могли бы развернуться. Съехали с «дороги».
Оставили машину, взяли рюкзаки, воду и пошли на разведку.
До вершины перевала Тёплый ключ мы не дошли. Протопали почти 4 км от машины. Дорога ещё выше поднималась по склону горы. Туда идти пешком уже не хотелось.
Остановились на высоте 2600 м. Пофоткали и пошли обратно.
Вид дороги назад:
По пути обратно, заехали к заброшеному горно-обогатительному комбинату. Окружающая атмосфера была в духе «Безумного Макса» .
Ещё раз заправились водой. На этот раз из речки Тархата.
Фильтры на заборе воды — обязательно. Чтобы исключить попадание в бак с водой всяких микроорганизмов.
Через равнину до Кош-Агача ехали по основной грунтовке. Не стали заморачиваться с параллельными дорожками. Как говорится, больше скорость — меньше ям. Зарядили по всему участку 90 км/ч. Обратно ехать было уже не так интересно. Хотя, когда начались дожди, Алтай заиграл новыми, сочными красками. На дороги стали выходить коровы, чтобы попить воды. На последнюю ночёвку в Горном Алтае встали у Катуни. Нашли отличное местечко, недалеко от дороги. Мангал опять пригодился.
Ещё немного фото с обратной дороги...
На ночёвки, как и ранее, отъезжали в лесополосу, или к речке-озеру, подальше от трасс. Место остановки выбирали более-менее ровное, чтобы спать было не вниз головой.
По итогам поездки за 17 дней накатали 7340 км. Солярки сожгли около 2550 литров (это с учётом ежедневной работы дизельных отопителей). Воды на душ, мытьё посуды и туалет ушло примерно тонна. Питьевую воду брали отдельно, бутилированную литров 70 выдули на двоих.
Небольшой ролик про поездку: